Айвазовский без моря. Что еще писал знаменитый маринист. Айвазовский море картина


Черное море картина Айвазовского

Не каждый художник сможет изображать максимально точно и колоритно все нюансы природных стихий. Именно у Айвазовского получалось написать красками водные просторы моря так, как не может никто. Он был наделен талантом именно изображать морскую стихию. И сегодня не найдешь равных в этом мастерстве Айвазовскому. Стоит отметить, что в других жанрах он также себя пробовал (портреты, натюрморты), но картины получались достаточно скромными и не вызывали такого восхищения.

Картина Ивана Айвазовского «Черное море», которая была создана в 1881 году уже на закате творческой карьеры художника. В это период у него уже были сформированы четкие позиции, произошло переосмысление не только своей жизни, но и значения его стихии.

Многие ценители замечают, что именно это произведение является уже результатом переосмысления жизни мастера, а также представляет нам его стихию с другой стороны.

Основные характеристики картины

Как уже отмечалось, картина Айвазовского «Черное море» была написана в далеком 1881 году. Картина, которая дошла до наших времен, имеет следующие габаритные размеры: – 149 см на 208 см. Известно, что это не самое масштабное произведение. Критики и искусствоведы считают ее самым значимым шедевром за всю творческую карьеру. На сегодняшний день картина хранится в Москве в Государственной Третьяковской галерее.

Выполнена картина «Черное море» маслом в жанре марина. Все эксперты пришли к заключению, что представленная картина написана в стиле романтизма, того особенного, который был присущ только Айвазовскому. «Черное море», 1881 года, производит грандиозное впечатление на зрителя. И не удивительно.

Палитра цветов картины

Цветовая палитра

Айвазовский при написании Черного моря, на этот раз, использовал максимально темную гамму. Цвета получились насыщенными и богатыми, при этом на холсте не встретишь ни одного яркого или «открытого» оттенка. Благодаря использованию в построении картины только полутонов, волны поучаются такими переливающимися и живыми.

В стиле моря написано и небо, которое также затянуто и в напряжении. Свинцовые цвета и темная палитра помогают реалистично ощутить, что грозовые тучи вот-вот готовы разразиться ливнем и соединиться вместе с морской стихией.

Каждый понимает, что очутиться в этот момент в изображенном месте очень опасно. Только где-то на уровне горизонта автор прорисовал светлый луч надежды в виде белых облаков. Именно они позволяют надеяться одинокому кораблю, который стремится на этот свет, что его ждёт светлое будущее, и он доберется до земли, а не пропадет в морской пучине во время страшного урагана, что разыграется в считанные минуты.

Сюжет картины

Простата сюжета художника прослеживается и в этой картине. Айвазовский «Черное море» — это очередное творение, где отображены две любимые стихии автора – море и небо. Сразу при первом взгляде бросается четкая линия далекого горизонта, что разделяет все полотно на две части. Именно эта тонкая белая полоска дает каждому надежду на лучшее будущее, на возможность спрятаться от стихии. В этом и кроется все описание Айвазовского «Черное море». Но нельзя говорить про сюжет картины, не уточнив про один момент. Вдали около линии горизонта виднеется едва заметный силуэт морского судна. Автор неслучайно сделал его едва различимым, простым взмахом кисти.

Фрагмент картины

Основы композиции

Композиция картины состоит из двух, равнозначных частей:

  • хмурого и темного неба, которое нависает над морем;
  • беспокойной черной воды.

Разделяет эти две стихи только тонкая линия горизонта. Создается впечатление, что в таком мраке, и она исчезает постепенно. Ведь только у края горизонта белые облака, а затем они становятся к краю картины грозными тучами, сдерживающими в себе дождь и грозу.

Но нельзя описывая картину «Черное море», не сказать о едва различимом силуэте парусника. Тут возникает масса вопросов, куда спешат эти люди перед началом грозы? Стихия застанет их в путешествии? Или они достигнут заветной земли, чтобы укрыться от смертельной опасности?

Эффект присутствия достигается за счет того, что волны на картине нарастают в сторону зрителя от горизонта. В этом и состоит уникальная особенность мастерства Айвазовского. Только он умел так реалистично и правдоподобно передать волнующуюся морскую гладь. Черное море на его картине выступает живым организмом, который наделен особым ритмом и дыханием.

Фрагмент картины

Подробное описание

Как уже отмечалось, картина Ивана Константиновича Айвазовского «Черное море» с первой минуты просмотра впечатляет величием и могуществом отображения буйства водной стихии. Смотря на произведение, каждый понимает, почему такое название получила эта картина.

Мало кто знает, но при написании автор дал другое название произведению – «На Черном море начинает разыгрываться буря». В этом предложении, которое первоначально выступало названием, раскрыт полноценно сюжет полотна.

Картина отображает состояние моря в тот момент, когда начинается буря. Еще до появления взметающихся волн очень далеко, но уже с глубины чувствуется неспокойное состояние воды.  Морская гладь уже налилась насыщенным свинцовым оттенком, да и сами волны уже свидетельствуют о приближавшейся стихии.

Любой человек, при внимательном рассмотрении полотна, прочувствует состояние моря и ощутит на себе волнения и качку. Ведь авторское мастерство граничит с настоящим волшебством, так как способно передавать в мельчайших подробностях эмоциональное состояние и движения изображенной ситуации.

Море. Закат. 1896 год.

Особенности произведения

Айвазовский – это великий мастер, который при создании своих полотен восторгался только водной стихией. Он подробно отображал морские стихии, для него все остальное (корабли, здания, люди) выступало только антуражем, который помогал создать эмоциональность картин и выразить мысли до самого конца.

Море. 1881 год.

Роль картины в творчестве

Картина Айвазовского «Черное море», история создания которой уходит в далекий 1881 год, стала символом проявления мастерства художника. В ней прослеживается фирменный стиль Айвазовского, который присущ только ему. Только этот мастер может так досконально, несколькими мазками и слоями изобразить красоту и прозрачность водной глади, показать ее волнения.

Стоит отметить, что картина стала пушечным выстрелом по мнениям критиков, которые сообщали, что стиль работ Айвазовского уже устарел, и творения не популярны и не интересны. Но как показало время, картины Айвазовского остаются востребованными и сегодня, поражая своей эмоциональной глубиной и современных посетителей галереи, где выставляются полотна.

Картина Айвазовского «Черное море» оказывает достаточно сильное психологическое и эмоциональное воздействие на каждого, кто на нее смотрит. Она, по мнению многих, это результат осмысления особенностей водной стихии. Художник чувствовал не только внутреннюю и внешнюю красоту морских просторов, но и восхищался потенциальной мощью моря. Это не единственная картина Айвазовского, которая восхищает и поражает могуществом водной стихии, а также умением автора передавать настроение каждой волны морского пространства.

ayvazovskiy.su

Картины Айвазовского о море

Настоящее имя выдающегося художника Ованнес Айвазян, но свою известность он поучил как Айвазовский Иван Константинович. Родился и умер он в одном городе, родной Феодосии. Любимый жанр изобразительного искусства — марина, при жизни Айвазовский написал много картин о море. По совместительству он был баталистом, меценатом, коллекционером.

Море. 1895 год.

Описание картин Айвазовского о море

Художник армянского происхождения жил возле моря, не удивительно, что в нем зародилась любовь к океанским водам. Им написано 6 тысяч полотен на разные тематики, попробуем сегодня познакомиться с некоторыми.

  1. Картина Айвазовского Черное море — как и все остальные труды художника, обладает уникальными свойствами. Глядя на полотно, возникает ощущение реальности, будто ты сейчас окажешься в пучине морских вод. Картина разделена на две равные части. В верхней мастер изобразил небесный свод, нижнюю заполнил океаническими водами. На светлом небе виднеются облака, но в правой части полотна заметно сгущение туч. Воды бассейна Атлантического океана изображены в одном из своих стихийных проявлений. Можно заметить, что на гребнях волнующейся воды, отражаются облака, проплывающие сверху. В описаниях картины Айвазовского Черное море сказано, что, если присмотреться, можно заметить островок суши, рядом с которой еле виднеется одинокий парусник.
  2. Интересной работой Айвазовского является Лунная ночь на море. Она выполнена в синих тонах, когда на нее смотришь, кажется, что на ней изображен дождь, но это ощущение обманчиво. Мы видим, как несколько людей плывут по воде в небольшой лодке. Нельзя сказать, что вода спокойная, под светом луны заметно переливание волн. Датой создания произведения является 1895 год, работа выполнена маслом на холсте.
  3. Картина Айвазовского Посейдон, несущийся по морю заслуживает особого внимания. Ее главным героем является бог моря Посейдон, он, был так же красив, как его брат Зевс. По задумке живописца он мчится по воде на золотой колеснице, а рядом с ним жена Амфитрита. Посейдон держит в руках трезубец, с помощью которого он вздымает морские волны. В центральной части полотна художник попытался отразить все величие шествия повелителя морских вод. Нельзя сказать, что у него что-то не получилось.

Талант художника буквально спас его от нищеты, он научился хорошо зарабатывать, трудясь на протяжении всей жизни, не покладая рук — писал картины, организовывал выставки. Описание картин Айвазовского о море до сих пор проводится, так как они пользуются популярностью. В наше современное время трудно найти человека, незнакомого с творчеством Ованнеса.

Картина 1894 года Путешествие Посейдона по морю

Картина Айвазовского Ночь на море — особенности

Бурное море. 1887 год.

Практически всю сознательную жизнь художник посвятил написанию картин в жанре марина. Одной из волнующих является картина Айвазовского Бурное море, написанная в 1844 году. Художник старался писать картины по памяти, она у него была фотографической, работал он всегда в мастерской, окна которой не выходили к морю.

На холсте мы видим перекосившееся судно, ему сложно воспротивиться стихии. Оно уже подплывало к берегу, где моряки готовят малое беспалубное судно, чтобы спасти людей с корабля, которое настигла буря. В основе используются оттенки холодных красок. Живописцу удавалось хорошо писать не только морскую воду, но и отображать воздушную среду. Глядя на изображение, созданное рукой мастера, создается ощущение, что солнце не выйдет из-за туч.

За описанием картин Айвазовского с изображенным морем можно сидеть долго, ведь каждая работа уникальна, завораживает. Морская стихия во всех своих проявлениях — любимая тема Ивана Константиновича. К числу знаменитых шедевров нельзя не отнести картину Айвазовского, изображающую ночь на море. Если говорить точнее, она называется «Буря на море ночью». Она пополнила коллекцию художника в 1848 году. Как и на других картинах, океанические воды здесь не спокойные, они движутся, бурлят. Под светом луны виднеется корабль, ему сложно находиться в одном положении, потому что вода не спокойная, ветром поднимаются волны, но надежда на спасение есть.

ayvazovskiy.su

Лунная ночь Айвазовский (картина + описание)

Великий художник Иван Константинович Айвазовский написал несколько тысяч удивительных картин, многие из которых получили мировую известность и покорили сердца ценителей искусства. Большую часть своих шедевров Иван Константинович посвятил морю и природным стихиям. В его картинах в основном изображено бурное море, которое подвержено негативным действием природных явлений и стихий. Но встречаются и изображения спокойной морской атмосферы.

Невероятную красоту ночных пейзажей передавал в своих шедеврах Айвазовский. Лунная ночь имеет завораживающий вид в его исполнении. Ему удается показать все прелести моря ночью, передать каждую мелкую деталь в отражении воды. Углубляясь в творчество художника, сразу можно понять, что очень сильно любит Айвазовский море. Лунная ночь, также впечатляет и вдохновляет его. Именно в сочетании моря и луны создано множество его величайших картин. Пересматривая все картины можно заметить, что предпочитал именно лунные ночи Айвазовский. Описание подобных картин только подтверждает это.

Лунная ночь. Окрестности Ялты. 1863 год.

Любовь к морю художника появилась не просто так, ведь Иван Константинович родом из Крыма, где огромное количество красивых и живописных мест. Именно на берегу Черного моря художник получал вдохновение для создания многих своих картин. Множество своих шедевров Айвазовский написал именно про Крым.

Родной город для Айвазовского Феодосия. Здесь он провел свое детство, и уже в то время постепенно влюблялся в море. Уже с детских лет юный художник проявлял свои таланты, обрисовывая стены домов. Затем, уже, будучи взрослым, и окончив художественную академию, Иван Константинович написал много картин, изображающих лучшие морские виды города.

Феодосия. Лунная ночь. 1880 год.

Одна из таких картин Айвазовского «Феодосия. Лунная ночь». На ней изображена ярко выраженная лунная тропа в спокойном море, одно из любимейших видов автора. Вдали виднеются два корабля и склоны гор. Также на переднем плане можно заметить двух людей, ведущих беседу. Картина очень гармонична, на нее можно смотреть долгое время и постоянно замечать новые детали. «Феодосия. Лунная ночь». Иван Константинович Айвазовский написал эту картину в 1850 году. После этого он написал еще две картины с этого же ракурса. Все они изображают ночь, море и лунный свет, остальные детали меняются. Глядя на эти три картины, приходит огромное восхищение творчеством Айвазовского. Как четко он передал каждую деталь ночного вида данного берега Черного моря. Наверное, именно это место пришлось по душе художнику, так как он часто бывал здесь в детстве. Эта купальня находится недалеко от его дома.

Для Айвазовского лунная ночь в Крыму была особым источником вдохновения. Красотам этого полуострова было посвящено множество картин. Он объездил многие приморские города Крыма и оставил на своем полотне лучшие морские виды.

Вид Одессы в лунную ночь. 1855 год.

Иван Константинович также бывал в Одессе и запечатлел Черное море с других берегов. Также не мог оставить без внимания Айвазовского вид Одессы в лунную ночь. Именно так он назвал свою картину, созданную в данном черноморском городе «Вид Одессы в лунную ночь». На ней изображены море, морской порт и несколько кораблей. Также небольшая лодка с рыбаками, отправляющимися на ночной улов. Виднеются тучи, погода не совсем ясная, но это не мешает луне отображать свою коронную тропу в водах Черного моря.

Галатская башня в лунную ночь. 1845 год.

Айвазовский часто бывал в Турции. Художника привлекали необычайные пейзажи восточной страны. Он поддерживал хорошие отношения с турецкими султанами. Часто рисовал им в подарок картины с впечатляющими видами или портретами султанов, а также выполнял работы на заказ. Большее количество картин, созданных в Турции, были написаны в Константинополе. Это не удивительно, ведь тут есть вдохновение для художника мариниста. Одна из популярных картин, посвященных путешествиям в Турцию «Галатская башня в лунную ночь». Айвазовский изобразил завораживающий вид на башню — один из главных символов города. Хорошо изображен турецкий народ, ведущих размеренную ночную жизнь. Также не осталось без внимания спокойное море, отражающее в себе яркую луну. Погода хорошая, что видно по чистому небу, яркой луне и спокойному морю. Вдали виднеются мечети, что придает картине восточного колорита. В спокойном море множество рыбацких лодок вышли на охоту.

Море, лунная ночь Айвазовского описание этих природных красот наиболее привлекает в создании своих шедевров. У него, как ни у кого другого это отменно получается. Такое дается только при огромном таланте и искренней любви к морю.

Неаполь в лунную ночь. Везувий. 1870-е год.

Айвазовский очень много путешествовал по разным странам. Его очень привлекали морские путешествия, после которых он получал наибольшее вдохновение. Некоторые свои шедевры он производил именно в плавании. Наиболее его привлекали путешествия в приморские города. Айвазовский также посещал галереи и музеи, знакомился с творчеством иностранных художников. Помимо создания собственных картин, он копировал картины других творцов.

Привлекала художника Италия. Здесь было создано множество великих картин. Он объездил множество итальянских городов и запечатлел самые яркие места на своем полотне. Конечно же, не мог оставить без внимания Айвазовский лунную ночь Неаполя. Ночные пейзажи именно с лунными видами наиболее нравилось художнику изображать на холсте. В каждой стране он по-особому передавал все детали, пытаясь передать колорит данной страны и сопутствующую атмосферу.

Лунная ночь на Капри. 1841 год.

Если продолжать описывать Ивана Айвазовского лунные ночи, воспроизведенные на холсте, то стоит упомянуть еще о нескольких картинах. Картина Айвазовского лунной ночи 1841 года создания, получила название «Лунная ночь. Капри». Она отличается от вышеописанных картин. Изображен берег моря, небольшие волны. Виднеется нос деревянной лодки, с которого два подростка любуются морским пейзажем. Картина содержит не много объектов для исследования, но стоит отметить, как художник изображает мелкие детали. Каждая волна, как она меняется под направление ветра – все это художник мастерски передает в своих картинах. Для такой трепетной работы нужно по-настоящему прочувствовать каждую деталь, а это может сделать только человек, влюбленный в море.

Лунная ночь. 1849 год.

Картина Айвазовского «Лунная ночь» 1849 года создана на пике его творчества. Море, корабли, лунная тропа – стандартные объекты картин мариниста, но как они написаны, не может не восхищать ценителей настоящего искусства. Как мастерски художнику удается изображать привычные объекты настолько воодушевленно и по-разному. Предавать значение каждому отблеску луны в воде, каждому гребню волны. Все это можно прочувствовать, только глядя на эти картины великого художника.

Изучая подробнее творчество Айвазовского легко заметить, что на протяжении его шестидесятилетней художественной деятельности постепенно меняется палитра красок, передаваемых на холсте. Но он всегда отличался своеобразным методом рисования. Для определенной картины он брал небольшое количество красок, но все они придавали гармоничный вид изображения, отлично сочетались между собой и придавили холсту особый вид. Некоторые картины созданы всего при помощи 3-5 видов красок, но плавные переходы, смешивания цветов не позволяют этого так просто заметить.

Лунная ночь. Берег моря. 1885 год.

Также, можно заметить, что картины выполнены в одной цветовой гамме и отдельному предмету не присущ цвет, который выделяется из общей массы. Все подчиняется отблескам природных оттенков и освещению.

Отчетливость формы объектов картины, малое количество применяемых цветов, внимание к каждой мельчайшей детали – все это главные изюминки художника. Он также умело играл цветами, даже при использовании скудной красочной гаммы, за счет противостояний цветов, он мог добиться яркости и четкости полученного изображения.

Несмотря на то, что Айвазовский считается художником маринистом, в его исполнении отлично вышли и портреты, пейзажи гор, природы и другие виды художества. Все же по-душе Ивану Константиновичу приходились моря и все что с ними связано.

Лунная ночь в Константинополе. 1884 год.

Айвазовскому Ивану Константиновичу лунные ночи в сочетании с морской водой приносили наибольшее вдохновение. Это также можно заметить, посмотрев его известные шедевры, написанные с моря. Невзирая на то, что картины изображают ночь, все отчетливо видно благодаря освещению луны. Ее свет в картинах отражает каждый объект и деталь, которые гармонично смотрятся при лунном свете.

В своих картинах где изображено море, водной стихии художник уделял наибольшее значение. Все остальные объекты он наносил с первого раза, а вот для изображения морской воды, художник маринист прикладывал необыкновенные творческие способности. Он пытался выразить каждую волну, каждый гребень, а также реалистичное отображение неба в воде. Для этого уходило огромное количество времени и сил, ведь приходилось наносить несколько слоев, применять методы лессировки, чтобы добиться нужного сочетания цветов, эффекта прозрачности воды и других отличительных качеств, присущих только творчеству Айвазовского.

Лунная ночь. У родника. 1877 год.

Айвазовскому Ивану Константиновичу одному из немногих маринистов получилось так мастерски передать завораживающую морскую природу на своем холсте. На его картины можно смотреть долго и наслаждаться пейзажами. Очень реалистично ему удавалось воспроизвести природные стихии и море. Картины художника гениальны, как и те, что изображают день, так и ночные. Глядя на любую из них, убеждаешься в необычайном таланте великого художника мариниста Айвазовского.

ayvazovskiy.su

Айвазовский без моря. Что еще писал знаменитый маринист

Было бы несправедливо по отношению к читателю окончить наш рассказ о картинах Айвазовского, где отсутствует море, фактом смерти художника. Тем более, затронув многие важные биографические вехи, мы так и не поговорили о любви.

Когда Айвазовскому было ни много ни мало 65 лет, он влюбился. Причём влюбился совсем по-мальчишески — с первого взгляда и в обстоятельствах, меньше всего располагавших к романтике. Он ехал в экипаже по улицам Феодосии и пересёкся с похоронной процессией, в составе которой шла затянутая в чёрное молодая прекрасная женщина. Художник считал, что в родной Феодосии всех знает по именам, но её он, как будто, видел впервые и даже не догадывался, кем она приходится покойному — дочкой, сестрой, женой. Навёл справки: оказалось — вдовой. 25 лет. Зовут Анна Саркизова, в девичестве Бурназян.

Покойный муж оставил Анне имение с дивным садом и великим богатством для Крыма — источником с пресной водой. Вполне состоятельная, самодостаточная женщина, к тому же на 40 лет моложе Айвазовского… Но когда художник, трепеща и не веря в возможное счастье, сделал ей предложение, Саркизова приняла его.

Год спустя Айвазовский признавался другу в письме: «Минувшим летом я вступил в брак с одной госпожой, вдовой-армянкой. Ранее с нею знаком не был, да вот о добром ее имени слышал премного. Жить теперь мне стало спокойно и счастливо. С первой женой уже 20 лет не живу и не вижусь с нею вот уже 14 лет. Пять лет тому назад Эчмиадзинский синод и католикос разрешили мне развод… Только вот очень страшился связать свою жизнь с женщиной другой нации, дабы слёз не лить. Сие случилось Божьей милостью, и я сердечно благодарствую за поздравления».

17 лет они проживут в любви и согласии. Как и в юности, Айвазовский будет много и невероятно продуктивно писать. И еще он успеет показать любимой океан: на 10-м году брака они поплывут в Америку (через Париж) и, по легенде, эта красивая пара часто будет единственными людьми на корабле, не подверженными морской болезни. Пока большинство, укрывшись в каютах, пережидало качку и шторм, Айвазовский и Анна безмятежно любовались морскими просторами.

После смерти Айвазовского Анна более чем на 40 лет (а доживёт она до 88-ми) станет добровольной затворницей: ни гостей, ни интервью, ни, тем более, попыток устроить личную жизнь. Есть что-то волевое и одновременно загадочное во взгляде женщины, чьё лицо наполовину скрывает газовая вуаль, так похожая на полупрозрачную поверхность воды с морских пейзажей её великого мужа, Ивана Айвазовского.

Заглавная иллюстрация: Иван Айвазовский. Зимний пейзаж, 1876.

Автор: Анна Вчерашняя

artchive.ru

Иван Айвазовский: биография, картины моря

Творчество художника, галерея произведений

 

Иван Айвазовский Иван Айвазовский (Ованес Айвазян, Иван Гайвазовский, Aivazovsky, Ivan. 1817-1900), –  русский живописец, мастер морского пейзажа (маринист). Популярнейшие картины Айвазовского - “Радуга” (1873 г.), “Чёрное море” (1881 г.), “Волна” (1889 г.), “Девятый вал” (1850 г.). В картине “Девятый вал” талант мастера впервые получил наиболее полное воплощение. Картина написана в тёплых тонах, и поэтому появляется иллюзорная надежда на спасение людей. Несмотря на трагичность сюжета, художник любуется красотой моря. Благодаря мастерству Айвазовского, краскам и передаче света, море выглядит естественным и лучезарным. Своеобразие творчества Айвазовского - в романтическом изображении необъятного величия и буйной мощи морской стихии, огненных закатов, играющего на волнах лунного света, отваги борющихся с морем людей. Очевидец военных манёвров Черноморского флота, Айвазовский посвятил многие картины подвигам русских моряков ("Чесменский бой", "Наварринский бой", обе - 1848 г.). Повышенная яркость цветовой гаммы постепенно сменяется в картинах Айвазовского стремлением к тональному единству. В лучших поздних работах, сдержанных по цвету, Иван Айвазовский пользуется тонкими градациями светотени для более точной и естественной передачи морской шири, движения воды и света. Иван Айвазовский писал в основном морские пейзажи; создал серии портретов крымских побережных городов. Его карьера была очень успешной. В Феодосии на заработанные деньги Айвазовский открыл школу искусств, ставшую впоследствии одним из художественных центров Новороссии, и галерею (1880 г.). Айвазовский создал около 6 тыс. картин, много рисунков и акварелей.

Внимание
Изображения в синей рамочке кликабельны.

Коллеги-художники об Айвазовском

Иван Крамской утверждал, что Айвазовский «есть звезда первой величины во всяком случае и не только у нас, а в истории искусства вообще». Великий английский пейзажист Уильям Тернер посвящает ему стихотворение и называет гением.

Биография Айвазовского, особенности творчества

Статья Екатерины Деготь  из книги "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1992 г.

 Иван Константинович Айвазовский написал за свою долгую жизнь около шести тысяч картин. На протяжении более чем шестидесяти лет развития русского искусства одну из постоянных позиций в жанровом репертуаре занимали морские пейзажи Айвазовского. Он был и остался художником одной темы, одного мотива; достигнув совершенства внутри поставленных себе рамок, он их практически не преступал. Отношение же к нему менялось, ведь жанр, им избранный, нес на себе печать времени истоков своего формирования — эпохи позднего романтизма. Море как образ природы вообще, величественной и грозной «стихии», превосходящей человека, — такие идеи лежали в основе морских пейзажей романтиков разных стран Европы. В России идею романтической «стихии» в пейзаже впервые воплотил учитель Ивана Айвазовского — Максим Воробьев, сделав предметом своего пейзажа бесконечность пространства, «обольщения перспективы», как любили говорить тогда, поразив зрителя «одой из воздуха, воды и света». Воробьев создал целую школу, оставившую заметный след в истории русского пейзажа; но популярность его померкла перед знаменитостью его, быть может, не самого талантливого (рядом с Михаилом Лебедевым) ученика — Ивана Айвазовского.Родился Иван Айвазовский в Феодосии, с которой впоследствии оказалась связанной вся его жизнь. Талант его был замечен городским архитектором, вследствие чего мальчика определили в Симферопольскую гимназию, а позднее в петербургскую Академию художеств. Уже в 1835 году Иван выставил первую работу— «Этюд воздуха над морем». В 1837 в виде исключения курс академического обучения сокращен ему на два года за особые успехи. Затем Иван Айвазовский работает над видами с натуры, как художник участвует в военной экспедиции М.Лазарева, В.Корнилова и П.Нахимова, а в 1840 году он командирован в Италию, где становится необычайно популярным. В каждом магазине, сообщает будущий ректор Академии Ф.Иордан, продаются виды моря «под Айвазовского». Великий английский пейзажист Тернер посвящает ему стихотворение и называет гением. В 1843 году Иван Айвазовский путешествует со своей выставкой по Европе, покоряя Париж, Амстердам, Лондон... Возвратившись в Россию, он получает звание академика и живописца Главного морского штаба». С 1845 года Иван Айвазовский  живет в Феодосии, помимо чистых пейзажей занимается батальным жанром, в том числе и историческим, запечатлевая в бесконечных вереницах полотен все сколько-нибудь значительные победы русского оружия на море. Подвергаясь в шестидесятые и семидесятые годы суровой критике, Айвазовский не бросает своих излюбленных приемов и сюжетов. Умер Иван Айвазовский 19 апреля 1900 года за работой над картиной «Взрыв турецкого корабля».

Особенности творчества Айвазовского

Творчество Айвазовского, несмотря на эволюционные изменения, предстает перед нами прежде всего как целое. Художник оперирует на протяжении всей жизни узким кругом мотивов. Характерно, что, выходя за пределы этого круга, он создает вещи удивительно неудачные и почти комичные (таковы его жанры, таковы зимние пейзажи). Его мотивы — эффектные состояния природы, лунные ночи, экзотические восточные виды; это бури и кораблекрушения, но также и идиллические морские пейзажи с одиноким лучом, падающим из-за облаков. Идиллия и драма — две совершенно различные тематические сферы в творчестве Айвазовского, они никогда не переплетаются в пределах одного пейзажа, сложность эмоции ему неведома. Состояние природы всегда однозначно, рассчитано на вполне определенную эмоциональную тональность. Такая апелляция к эмоциям была характерна для сформировавшейся еще в конце 18 века эстетики «живописного» в природе, того, что обращается не к разуму, но к воображению. Еще более усилилось это в романтическом пейзаже. «Именно на картинах Айвазовского чувство находит то, что говорится ему прямо, ум остается в прекрасном dolce far niente, не помня о собственном существовании», — писал в сороковые годы славянофил и ценитель искусства Ф. Чижов. Картины Айвазовского были близки веку, который видел себя потрясаемым сильными страстями» и искал «сильных ощущений». Ведь, как заметил Гоголь, XIX век есть век эффектов». Гоголь, восхищавшийся Айвазовским почти так же, как и Брюлловым, мог бы, вероятно, сказать и о нем, что «он силится схватить природу исполинскими объятиями и сжимает ее со страстью любовника».Эта эмоциональность вместе с тем предусматривала вполне определенное русло, по которому должно было идти чувствование пейзажа; отсюда та символичность, которой наполнены эти картины природы. Морская стихия выступает в них как «море житейское», затерянный в нем или погибающий корабль — как символ человеческой судьбы. В пейзажах Айвазовского мы видим различные степени такой аллегоричности: от попытки прямого изображения символа надежды и гибели («Девятый вал») до более повествовательных, более буквальных батальных сцен, в которых аллегория отступает на второй план.В искусстве Ивана Айвазовского много общего с Брюлловым, который в каком-то смысле определил творческие принципы множества русских художников, вышедших из позднего романтизма. Среди них — стремление представить свой творческий процесс как импровизацию, мифологизируя «волшебную творческую силу». Иван Айвазовский работал действительно быстро, всегда по памяти, полагаясь на свою фантазию и на затверженность тех отдельных элементов, из которых складывалась картина. Стены мастерской художник стремился держать пустыми, дающими простор видениям воображения.Картины Айвазовского часто строятся на контрасте, прежде всего света и тени, нередки формы, данные «на просвет». Все пронизано светом или погружено во тьму, первенствует стихия, «бездна эфира». Не случайно, что гармония берега и воды, присутствовавшая в пейзажах Сильвестра Щедрина, у Айвазовского нарушается: это все чаще открытое море, берег и скалы не представляют собой счастливого приюта. Даже гроты у Айвазовского не такие, как у Щедрина, это гроты, в которые нужно вплывать на лодке, они также относятся к «морскому», не к «человеческому» пространству. Идеи сверхчеловеческой «бездны» даны и композиционно — наши взгляды художник направляет куда-то далеко к горизонту. Пространство у него всегда подавляет человека, даже если буря не стала сюжетом картины.«Эстетика эффектов», столь ярым последователем которой был Айвазовский, в шестидесятые годы 19 века начала терять своих сторонников. Признавая безусловную одаренность художника, критики начинают говорить об архаичности и академичности его запоздалого романтизма.

Однако  творчество Айвазовский в эти годы все же несколько меняется: появляются так называемые «голубые марины» с их подчеркнуто цветной «атмосферой», не имеющей, конечно, ничего общего с пленэрной живописью. Помимо этого, большее место начинают занимать в его творчестве городские виды. Таков был его ответ на требование в искусстве «реальности».Наступили, однако, времена, когда даже непримиримый противник творчества Айвазовского Крамской не только признал одну из его работ, но и поместил ее в свою собственную картину «Неутешное горе». Это было полотно «Черное море» (1881): «На картине нет ничего, кроме воды и неба, но вода — это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный, а небо еще бесконечнее. Это одна из самых грандиозных картин, которые я только знаю». Синтетические образы моря иногда находили у позднего Айвазовского формы выражения, свободные от «бурных» проявлений, что и понравилось Крамскому. Бесконечность и величие мира — идея, созвучная неоромантическим устремлениям 1880—90-х годов, в которые влилось и творчество Айвазовского, написавшего в 1897 году: «Я только что окончил большую картину, содержание очень фантастическое: присутствие Вселенной между планетами».

 Картины Айвазовского

Девятый вал 1850.

Девятый вал

Черное море 1881.

Черное море

Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года 1848.

Чесменский бой

Радуга 1873.

Радуга Айвазовский

Наполи

Аул Гуниб в Дагестане. 1869.

Баржи у морского берега.

Башня. Кораблекрушение 1847.

Берег моря ночью. У маяка. 1837.

Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 года 1848.

Бой парохода Веста с турецким броненосцем Фехти-Буленд в Чёрном море 11 июля 1877 года 1877.

Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями 1892.

Бурное море ночью 1853.

Буря на море 1850.

Буря у мыса Айя. 1875.

Бухта Золотой Рог. Турция 1845.

Вдоль крымского берега. 1872.

Венецианская лагуна. Вид на остров Сан-Джорджо 1844.

Венеция 1844.

Вид на венецианскую лагуну 1841

Вид на скалистый берег со стороны моря 1845.

Всемирный потоп 1864.

Гондольер на море ночью 1843.

Десант Н.Н.Раевского у Субаши 1839

Золотой рог. Босфор. 1872.

Константинополь. Вид на бухту Золотой Рог с автопортретом рисующего художника. 1880.

Кораблекрушение 1843.

Кораблекрушение у Афонской горы 1856.

Лазоревый грот. Неаполь 1841.

Лунная ночь в Константинополе. 1862.

Лунная ночь на Босфоре. 1894.

Лунная ночь на Капри 1841.

Море. Коктебель. 1853.

Морское сражение при Выборге 29 июня 1790 года 1846.

Морское сражение при Наварине 2 октября 1827 года 1846.

Морской вид с часовней на берегу 1845.

Морской пролив с маяком 1841.

Неаполитанский залив в лунную ночь 1842.

Неаполитанский залив в лунную ночь. Везувий 1840.

Неаполитанский залив в туманное утро. 1874

Петр I при Красной горке, зажигающий костер для сигнала гибнущим судам своим 1846.

Побережье в Амальфи. 1841.

Посещение Байроном мхитаристов на острове Св. Лазаря в Венеции. 1899.

Пристань в Феодосии 1840.

Сигнал бури 1851.

Синопский бой. Ночь после боя 1853.

Хаос. Сотворение мира 1841.

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

www.artcontext.info

Море в жизни и творчестве Айвазовского

04.05.2016

Во все времена море было источником вдохновения для множества творцов. Имя прославленного художника-мариниста, посвятившего красоте морских пейзажей весь свой творческий путь, сегодня известно каждому.

Разумеется, речь идёт о Иване Константиновиче Айвазовском – великом мастере русской школы живописи.

Пленительная Таврида. Воспоминания юности

Для старшего поколения феодосийцев Иван Константинович навсегда остался в памяти маленьким мальчиком, без конца рисующим углём изображения парусных кораблей, ветряных мельниц и башен древних крепостных стен.

Крымские пейзажи в картинах Ивана Айвазовского

Дом семьи Айвазовских возвышался над пустынным берегом Южного моря. Ландшафты Феодосии сильно отличались от роскошных южнобережных пейзажей: Ялты или Гурзуфа. Гряда отвесных Крымских гор растворилась в безбрежной холодной степи, и широкие полосы моря и неба с порой незримым горизонтом – это всё, чем можно было здесь бесконечно любоваться.

Крым в творчестве Айвазовского

Степной Крым, несмотря на лаконичность пейзажей, удивительно многообразен. Нередко яркое солнце сменяется мятежной бурей. Шторму особенно радовалась детская половина жителей, ведь огромные волны приносили на берег обломки баркасов и позеленевшие от времени монеты. 

Море и корабли на картинах Ивана Айвазовского

Воображение юного Айвазовского ясно рисовало картины неравной битвы простых рыбаков с разбушевавшимся морем. Скорее всего, это впоследствии и побудило художника к написанию серии работ, посвящённых людям, «мужествующих с бурей». Люди и море - это особенно выразительный сюжет в его живописи.

Игра контрастов: холодное спокойствие Балтики и солнечная Италия

Благодаря выездной учебной практике от Академии искусств Иван Константинович получил уникальную возможность увидеть тонкую красоту севера. Учения на Балтийском берегу подарили художнику не только запас новых впечатлений, но и знакомство с русским флотом, привязанность к которому сохранилась у Айвазовского на всю жизнь. За время посещения Балтики молодой художник написал семь полномасштабных картин, которые уже на тот момент превосходили все ученические работы.

Морские путешествия позволили Айвазовскому идеально отражать мощь морской стихии в своих картинах

Морская практика позволила Айвазовскому досконально изучить конструкцию парусных кораблей. В творчестве художника появилась новая черта - сюжеты его картин становятся более разнообразными. Мастерски выполненные морские пейзажи обогащаются различной тематикой, о чём свидетельствуют названия академических работ: «Часть Кронштадта с разными судами», «Освещённые солнцем два корабля», «Мрачная ночь: на море корабль в огне», «Кораблекрушение».

Корабли на полотнах Айвазовского

Но последним этапом в окончательном становлении характера творчества Айвазовского стал период командировки в Западную Европу. Путь его лежал через Триест, Вену и Берлин к берегам Неаполитанского залива. Созерцание очаровательных итальянских пейзажей и живописного наследия старых мастеров Флоренции и Рима обозначило новый виток в развитии художника.

Картины Ивана Айвазовского - известного русского художника-мариниста

Изменились не только мотивы полотен, но и сам подход к творческому процессу. Иван Константинович принял решение стать студийным художником. Перенеся мольберт с воздуха в мастерскую, Айвазовский не отдалился от морской стихии. Многолетний опыт наблюдения и изучения натуры дал художнику возможность шире раскрыть свой потенциал. Используя свою изумительную зрительную память и богатую фантазию, Иван Константинович стал работать над творческими работами.

Западная командировка открыла для Айвазовского практически все интересные места для маринистов. Счёт работам, написанным за этот период, потерял даже сам художник. Предположительно, им было создано более 80 полотен – от крупных картин до быстрых этюдов. Признание европейской публики было очень важным для живописца, но самым большим впечатлением стала высокая оценка его творчества английским пейзажистом Уильямом Тёрнером, также восхищавшимся поэзией моря.

Морская стихия в творчестве Ивана Айвазовского

«Прости мне, великий художник, если я ошибся, приняв картину за действительность…» - эти слова Тёрнера наилучшим образом характеризовали непревзойдённый талант русского мариниста.

Батальные мотивы в живописи Айвазовского

Иван Константинович живо реагировал на все события, волнующие общество. Средством для выражения своих переживаний служило его искусство. Своенравное, непокорное море стало отличным сюжетом для отражения ситуации на родине художника. Как и любой творец, великий Айвазовский стремился вести просветительскую деятельность. Тема морских пейзажей в этом плане только сыграла ему на руку. Ведь красота природы, буйной или статичной, доступна и понятна всем слоям общества.

Батальные мотивы в творчестве Айвазовского

Множество работ, посвящённых борьбе русского флота в Крымской войне, было написано мастером в «батальный» период творчества. Такие работы, как «Осада Севастополя» или «Гибель английского флота у Балаклавы» правдиво повествуют об ушедших событиях, являясь не только художественным, но и историческим достоянием. 

Море в творчестве Айвазовского

Но не только военные эпизоды берегов Тавриды вдохновляли Айвазовского на создание батальных полотен. Заинтересованность художника в глубоких повествовательных сюжетах проявлялась и в изображении страниц истории Греции и Италии. Помогали раскрывать композицию эпические морские пейзажи острова Крит и горячо любимого Айвазовским Неаполя.

Путь к океану. Завершение творческого пути

Самое своё далёкое путешествие Иван Николаевич совершил, будучи в довольно преклонном возрасте. Айвазовский отправился в Америку всего на два месяца: путь был нелёгким, Атлантический океан то и дело охватывали страшные штормы. Бескрайний океанический простор произвёл на художника настолько сильное впечатление, что свои картины он писал прямо на палубе корабля.

Мощь океана на картинах Ивана Айвазовского

Много морских видов довелось видеть Айвазовскому, но холодная мощь океана совершила настоящий переворот в мироощущении пейзажиста. Его творчество приняло истинно титанические масштабы. С удивительной энергией создавал Иван Константинович холсты, изображающие беспокойную ширь океана, невероятных размеров айсберги и хмурое грозовое небо.

Величие морской стихии в картинах Айвазовского

Айвазовский не переставал плодотворно работать до последнего удара сердца. Непрекращающийся поток творческого развития в сочетании с преданностью любимой теме сделал Ивана Николаевича эталоном мастерства для многих поколений художников.

proboating.ru

Картина "Черное море". Айвазовский - виртуоз художественного мастерства :: SYL.ru

Иван Константинович Айвазовский – один из самых известных художников-маринистов мира. Его полотна пропитаны любовью к жизни и благоговением перед силами природы. Пейзажи живописца представляют собой мощь необузданной стихии, мрачные мысли о настоящем и тонкие намеки на светлое будущее. Ярким примером психологической марины является картина "Черное море": Айвазовский позволяет зрителю проникнуться атмосферой надвигающейся бури и предлагает всерьез задуматься о смысле жизни.

Творческий путь

И. Айвазовский родился в первой четверти девятнадцатого века в Феодосии – городе на берегу Черного моря. Любовь к искусству сделала свое дело, и в возрасте тридцати лет живописец становится профессором Санкт-Петербургской академии художеств.

картина черное море айвазовский

В течение всей жизни Иван Айвазовский писал работы, посвященные морю, среди них "Девятый вал", "Чесменский бой" и "Ночь. Голубая волна". Не менее известной становится картина "Черное море": Айвазовский изобразил на ней штормовые волны и еле видный корабль вдали. Увидеть подлинный шедевр можно в Третьяковской галерее.

Описание картины Айвазовского "Черное море"

Сюжет картины предельно прост. Поделив полотно на две равные части, художник изобразил хмурое небо и штормящее море. Понять авторский замысел легче, если знать первое название марины: "На Черном море начинает разыгрываться буря". Теперь становятся видны детали, в которых и скрывается психологизм сюжета: пенящиеся волны на переднем плане и маленькое, практически незаметное судно на горизонте.

описание картины айвазовского черное море

Описывая характерные особенности творчества Ивана Константиновича, многие искусствоведы используют термин "волна Айвазовского", под которым понимают виртуозное изображение пенящихся гребней. Именно они добавляют картине реализм, создают атмосферу тревожности, которая всегда преследует людей, столкнувшихся с необузданной стихией. Темные, набирающие силу волны на переднем плане вызывают чувство тревоги: кажется, что весь мир замер в ожидании чего-то неотвратимого. Тусклый луч света здесь пробивается сквозь густые облака, приковывая внимание к бушующим водам.

авазовский черное море анализ картины

Небо, как и вода, динамично: зритель буквально может увидеть, как сгущаются тучи. Светлый горизонт намекает на то, что некогда поверхность моря была озарена приветливым солнцем. Погода меняется на глазах – этим художник говорит об изменчивости жизни.

В большинстве полотен Айвазовского присутствуют суда. Они оживляют сюжет, приближают его к жизни реальных людей. Это подтверждает и картина "Черное море": Айвазовский одним движением кисти сумел показать зрителю судьбу нескольких десятков людей. Далекий корабль, который можно увидеть на горизонте, вышел в море совсем недавно. Шторм застал моряков врасплох, но поворачивать назад слишком поздно: им придется мужественно сражаться со стихией, чтобы сохранить жизнь себе и своим товарищам.

Психологизм картины "Черное море"

Истинный смысл пейзажа сложно понять без долгих размышлений, однако это не относится к произведению, которое написал Айвазовский, "Черное море". Анализ картины не требует особых навыков: мастер сумел донести замысел до каждого. Атмосфера тревожности и предвкушения опасности олицетворяет человеческую жизнь. Далекий корабль – символ самого человека: он отправился в путь, не догадываясь о том, что его ждет впереди. Трудности, без которых не обходится ни одна жизненная история, - это волны. Ситуация, вызвавшая шторм, для каждого человека будет своя.

репродукция картины айвазовского черное море

Зритель не знает, что ждет корабль в будущем. Художник молчит об этом. Однако светлое небо на горизонте вселяет надежду на счастливый исход. "Жизнь трудна и опасна, но все получится" – вот о чем говорит зрителю картина "Черное море". Айвазовский написал ее в возрасте 64 лет, когда стал всерьез задумываться о смысле человеческого существования.

Морской пейзаж как смысл жизни

Несмотря на то что художник творил и городские пейзажи, основным и наиболее известным жанром живописи в творчестве Ивана Константиновича Айвазовского является марина. Наполненные размышлениями о долгом человеческом пути, картины мастера художественного слова пользуются заслуженной популярностью среди любителей искусства со всего мира. Истинных ценителей морского пейзажа обрадует репродукция картины Айвазовского "Черное море", ведь размышлять о жизни, наслаждаясь видом на штормящие волны, никогда не надоест!

www.syl.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта