Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: Герой былины – защитник Русского государства. Картина В.М. Васнецова «Богатыри». Герой былины защитник русского государства картина в васнецова богатыри


Герой былины – защитник Русского государства. Картина В.М. Васнецова «Богатыри»

Урок литературного чтения в 4 классе

Герой былины – защитник русского государства.Картина В.М. Васнецова «Богатыри»

Тип урока: развитие речи.

Цель урока: научить рассказывать о картине, давать характеристику героям по плану и опорным словам.

Задачи:

  • учить определять учебную задачу урока, планировать ее выполнение, осуществлять самоконтроль;

  • учить описанию картины.

Планируемые результаты

Предметные:

  • рассказывать о картине в форме устного сочинения;

  • составлять характеристику героя по плану и опорным словам.

Метапредметные:

  • определять учебные задачи урока, планировать их выполнение;

  • извлекать информацию на основе репродукции картины;

  • оценивать результат своей работы на уроке.

Личностные:

  • осмысливать произведение живописи как отражение истории Русского государства;

  • проявлять интерес к произведениям русских художников.

Межпредметные связи:

  • Окружающий мир, темы «Во времена Древней Руси», «Из книжной сокровищницы Древней Руси»;

  • Музыка, тема «Святые земли Русской. Илья Муромец» «Богатырская симфония» А.Бородин.

Ресурсы урока: Учебник, ч.1, с. 33 – 34; выставка книг с былинами о русских богатырях; мультимедийная презентация, ИД, компьютер; карточки с опорными словами.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

  1. Организационный момент

Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

И.С. Никитин «Русь»

  • Предлагает учащимся ответить на вопрос, какие чувства они испытали, слушая это стихотворение?

  1. Актуализация опорных знаний

Кто за … горой, тот настоящий герой.

… -мать, умей за нее постоять.

Одна у человека мать, одна у него и … .

  • Предлагает назвать синонимы к слову «родина».

  • Предлагает ответить на вопрос: как называли на Руси защитника Родины, наделенного силой и доблестью?

  • Предлагает назвать русских богатырей и рассказать об их подвигах.

  • Предлагает рассмотреть книги на выставке и классифицировать их по группам (былины об Илье Муромце, о Добрыне Никитиче, об Алеше Поповиче и других богатырях).

  • Предлагает учащимся разгадать кроссворд «Богатыри» (Слайды 2 – 18)

  1. Русская народная эпическая песня – сказание о богатырях, защитниках родной земли. (Былина)

  2. Богатыря прозвали так, потому что он родом из этого города. Что это за город? (Муром)

  3. В каком городе родился богатырь Добрыня Никитич? (Рязань)

  4. Из-за сопок и полей Покатился некий зверь. В ноздри он дышал огнём, Ночью стало, словно днём. Он украл Забаву, Потащил в дубраву. (Змей)

  5. Город, в котором родился Алёша Попович. (Ростов)

  6. Он ввалился на княжеский пир без приглашения. С ним бился богатырь Алёша Попович. (Тугарин)

  7. Князь, которому служили наши богатыри. (Владимир)

  8. Художник, который написал картины о богатырях. (Васнецов)

infourok.ru

Герой былины - защитник Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри» страница 3

Уже работа над предшествующими картинами «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880) и «Витязь на распутье» (1882) дала Васнецову большой опыт художественной разработки образов родной истории. Но, несмотря на многие блестящие опьггы воплощения в живописных образах былинно-эпических сюжетов, «Богатыри» потребовали от В.М. Васнецова огромного творческого напряжения.

Один из близких друзей художника — жена С.И. Мамонтова, Елизавета Григорьевна, — писала из Абрамцева летом 1881 г.: «Васнецов весь ушел в своих “Богатырей”, его видим только по вечерам, он очень усердно пишет».

В следующем году Васнецов сообщает своему почитаемому учителю П.П. Чистякову: «Картина моя “Богатыри” — Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого. Фигуры почти в натуру - удачнее других мне кажется Илья. Хотелось бы вам показать начало — исполнять такую картину, ох, дело нелегкое. Хотелось бы сделать дело добросовестно, а удастся ли?»

Для образного воплощения любимых народом героев Васнецов сумел найти такие художественные решения, которые сделали непререкаемо, непреложно живыми и Илью Муромца «из-под славного города из-под Мурома», и «сына богатого гостя Рязанского» Добрыню Никитича, и Алешу Поповича, «что из красна-города из Ростова». Образы всех троих правдивы, глубоко человечны, раскрыты в своем индивидуальном своеобразии.

Могучей, непоколебимой заставой стоят богатыри на вечной страже родной земли, зорко вглядываясь вдаль и чутко прислушиваясь ко всему окружающему. Через такую заставу, полную величавого спокойствия, мужества, сознания мощи, отваги, правоты своего дела и готовности отдать жизнь за любимую родину, не пройдет ни человек, не пролетит и птица из-за рубежа.

Непреоборимой силой веет от богатырей. Они полны народной красоты, в них неукротимый дух народа, готового в любую минуту все отдать за честь и свободу родной земли.

В каждом из богатырей художник сумел воплотить лучшие, типические черты русского характера, русской силы и доблести. Величавое спокойствие, идущее от сознания богатырями своей правоты и силы, насыщает всю картину. Кони под могучими всадниками под стать седокам — могучие, бесстрашные, смело и зорко глядят они с полотна.

Очень хорош — в полном и гармоничном сочетании с фигурами богатырей — пейзаж картины, необозримо просторный, с клубящимися в небе тяжелыми облаками, весь как бы насыщенный ветром, пригибающим травы и развевающим буйные гривы лошадей.

Мельчайшие, написанные с предельным тщанием и археологической достоверностью детали картины — одежда богатырей, их вооружение, убранство коней — подчинены общей идее произведения и, не отвлекая внимания в сторону «археологии», лишь усиливают общее впечатление полнейшей жизненной и исторической правдивости этого подлинно народного полотна.

  1. Рефлексия

  • Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?

  • Подведение итогов урока

  • Почему Илья Муромец захотел испробовать все три дороги?

  • Чем закончилась поездка богатыря?

  • Чем вам понравилась картина В. Васнецова?

  1. Домашнее задание

infourok.ru

Герой былины - защитник Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри» страница 2

(Ученики составляют рассказ об Илье Муромце.)

Физкультминутка

  1. Работа по теме урока

  • Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Богатыри». Расскажите, что вы на ней видите.

  • Послушайте рассказ о том, как она создавалась.

  • (Рассказ учителя или заранее подготовленных учащихся.)

История мировой живописи знает немного картин, созданию которых художник посвящал бы значительную часть своей творческой жизни. В числе таких картин «Богатыри» Виктора Михайловича Васнецова.

Много лет работал замечательный художник над этим знаменитым полотном, выразившим наиболее полно лучшие стороны его огромного дарования.

Еще в раннем детстве, затаив дыхание, с трепетным волнением вслушивался будущий художник в героические сказания, богатырские былины и волшебные сказки. Образы национального фольклора глубоко запали в душу ребенка, завладели его фантазией, стали как бы частицей его поэтической натуры.

Эти настроения и чувства поддерживали и питали величественная, со сказочным оттенком, суровая природа родного Вятского края с ее дремучими, непроходимыми лесами, бытовой уклад, бережно хранивший давние предания и отголоски старины. С живым интересом приглядывался юный Васнецов к народным обрядам и к обычаям своих земляков.

Позднее, уже в Петербурге, в Академии художеств, углублению и развитию этого страстного интереса молодого художника к родной старине и к прошлому своего народа способствовало общее увлечение историей, народным бытом и искусством, характерное для I860-1870-х гг. В это время собиратель русского фольклора Афанасьев опубликовал свои собрания народных сказок, песен и былин, композиторы Балакирев, Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков создали гениальные переложения народного песенного творчества.

Уже в 1871 г. В. Васнецов сделал первый набросок картин карандашом.

В последующие годы художник не раз снова и снова подступал к излюбленной теме и разрабатывал эскизы для будущей картины. В 1876 г. Васнецов написал маслом Алешу Поповича с бородой и делал этюды с натуры для Ильи Муромца, а в 1882 и 1883 гг. с увлечением работал над пейзажными этюдами, которые потом использовал для картины.

«Я всегда был убежден, — говорил В.М. Васнецов, — что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства, в сказке, песне, былине, драме сказывается весь облик народа, внутренний и внешний, с прошлым, настоящим, а может быть, и будущим. Только больной и плохой человек не помнит и не ценит своего детства, юности. Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории».

Васнецов был преданным сыном своего народа, он страстно любил историю родной страны и гордился ею. Он призывал художников с возможным совершенством и полнотой изобразить и выразить «красоту, мощь и смысл наших родных образов, нашей русской природы и человека нашей настоящей жизни, нашего прошлого, наши грезы, мечты, нашу веру» и суметь «в своем истинно национальном отразить вечное, непреходящее».

Свое глубочайшее художественное проникновение в сущность народного характера он мастерски выразил в могучих образах трех славных русских богатырей.

infourok.ru

1 (68).docx - Герой былины - защитник Русского ...

Расскажите об Илье Муромце. Какие опорные слова могут в этом помочь? (Смелый, мужественный, мудрый, умный, справедливый, хитрый, сильный, добрый, бескорыстный, способный к состраданию.)(Ученики составляют рассказ об Илье Муромце.) ФизкультминуткаIV.Работа по теме урокаРассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Богатыри». Расскажите, что вы на ней видите. Послушайте рассказ о том, как она создавалась.(Рассказ учителя или заранее подготовленных учащихся.)История мировой живописи знает немного картин, созданию которых художник посвящал бы значительную часть своей творческой жизни. В числе таких картин «Богатыри» Виктора Михайловича Васнецова.Много лет работал замечательный художник над этим знаменитым полотном, выразившим наиболее полно лучшие стороны его огромного дарования.Еще в раннем детстве, затаив дыхание, с трепетным волнением вслушивался будущий художник в героические сказания, богатырские былины и волшебные сказки. Образы национального фольклора глубоко запали в душу ребенка, завладели его фантазией, стали какбы частицей его поэтической натуры.Эти настроения и чувства поддерживали и питали величественная, со сказочным оттенком, суровая природа родного Вятского края с ее дремучими, непроходимыми лесами, бытовой уклад, бережно хранивший давние предания и отголоски старины. С живым интересом приглядывался юный Васнецов к народным обрядам и к обычаям своих земляков.Позднее, уже в Петербурге, в Академии художеств, углублению и развитию этого страстного интереса молодого художника к родной старине и к прошлому своего народа способствовало общее увлечение историей, народным бытом и искусством, характерное для I860­1870­х гг. В это время собиратель русского фольклора Афанасьев опубликовал свои со­брания народных сказок, песен и былин, композиторы Балакирев, Бородин, Мусоргский, Римский­Корсаков создали гениальные переложения народного песенного творчества.Уже в 1871 г. В. Васнецов сделал первый набросок картин карандашом.В последующие годы художник не раз снова и снова подступал к излюбленной теме и разрабатывал эскизы для будущей картины. В 1876 г. Васнецов написал маслом Алешу Поповича с бородой и делал этюды с натуры для Ильи Муромца, а в 1882 и 1883 гг. с увлечением работал над пейзажными этюдами, которые потом использовал для картины.«Я всегда был убежден, — говорил В.М. Васнецов, — что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства, в сказке, песне, былине, драме сказывается весь облик народа, внутренний и внешний, с прошлым, настоящим,а может быть, и будущим. Только больной и плохой человек не помнит и не ценит своего детства, юности. Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории».Васнецов был преданным сыном своего народа, он страстно любил историю родной страны и гордился ею. Он призывал художников с возможным совершенством и полнотой изобразить и выразить «красоту, мощь и смысл наших родных образов, нашей русской природы и человека нашей настоящей жизни, нашего прошлого, наши грезы, мечты, нашу веру» и суметь «в своем истинно национальном отразить вечное, непреходящее».Свое глубочайшее художественное проникновение в сущность народного характера он мастерски выразил в могучих образах трех славных русских богатырей.Уже работа над предшествующими картинами «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880) и «Витязь на распутье» (1882) дала Васнецову большой опыт художественной разработки образов родной истории. Но, несмотря на многие блестящие

znanio.ru

Герой былины – защитник Русского государства. Картина В.М. Васнецова «Богатыри» страница 3

Добрыня уже вынимает свой меч из золотых ножен, щит на грудь завел, ногу в стремена вдел: рвется в бой.

У Добрыни красивый белый конь, он поднял голову и смотрит вперед. Много раз конь и хозяин побеждали, не зря на его сбруе прикреплены три золотых полумесяца, которые означают победу над врагом-татарином.

Алеша Попович – самый младший из богатырей. Он лукавый и смекалистый, ловкий и находчивый. На картине Алеша смотрит вдаль и хитро улыбается. Одет он в кольчугу, под ней разноцветный кафтан. На голове у Алеши красуется шлем. Вооружение его невелико – только лук и стрелы. Но Алеша готов идти не только в бой, но и взять гусли, висящие за спиной, и спеть что-нибудь веселое.

Конь Алёши опустил голову, пытается щипать траву, чтобы не мешать своему хозяину целиться из лука.

  1. Физкультминутка

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри! (Руки в стороны)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

  1. Составление рассказа по картине

  • Предлагает подумать и ответить на вопрос, есть ли сходство между богатырями?

  • Подводит итог ответам учащихся.

Все богатыри мужественны, сплоченны. Они будут сражаться за Родину до последней капли крови. И пока есть на земле такие богатыри, как Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, будет жива Русь.

  • Описывают устно картину.

  • Отвечают на вопрос, что все богатыри – защитники Русской земли. Все они смелые, дружные и справедливые.

  1. Итог урока. Рефлексия

На уроке мне особенно запомнилось …

Мне было интересно …

Мне показалось трудным задание …

Мне еще нужно научиться …

  1. Домашнее задание

Подготовить устное сочинение по картине В.М. Васнецова «Витязь на распутье».

infourok.ru

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме «Герой былины

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме

«Герой былины - защитник Русского государства.

Картина В. Васнецова «Богатыри»

Тип урока: развитие речи.

Цели: обогатить знания о былинах; учить делить текст на части, понимать исторический текст, составлять рассказ о былинном герое, рассказ по картине, находить аналогии с реальными историческими событиями; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты

Предметные:

рассказывать о картине в форме устного сочинения;

составлять характеристику героя по плану и опорным словам.

Метапредметные:

определять учебные задачи урока, планировать их выполнение;

извлекать информацию на основе репродукции картины;

оценивать результат своей работы на уроке.

Личностные:

осмысливать произведение живописи как отражение истории Русского государства;

проявлять интерес к произведениям русских художников.

Межпредметные связи:

Окружающий мир, темы «Во времена Древней Руси», «Из книжной сокровищницы Древней Руси»;

Музыка, тема «Святые земли Русской. Илья Муромец» «Богатырская симфония» А.Бородин.

Ресурсы урока: Учебник, ч.1, с. 33 – 34; выставка книг с былинами о русских богатырях; мультимедийная презентация, ИД, компьютер; карточки с опорными словами.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка. Сообщение темы и постановка целей урока

— Прочитайте самостоятельно.

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле,

Не топтать их коням землю Русскую,

Не затмить им солнце наше красное.

Век стоит Русь — не шатается!

И века простоит, не шелохнется!

— Прочитайте медленно (еще: начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп, начните читать быстро и постепенно замедляйте темп, скороговоркой, выразительно).

— Какие чувства возникли у вас при чтении?

— Определите задачи урока, прочитав название темы.

III. Проверка домашнего задания

— Вы должны были поделить текст на части. Сколько частей у вас получилось? (Дети могут дать различные ответы.)

Что ж, при проверке мы узнаем, кто же был прав. С кем-то мы согласимся, а с кем-то, может быть, и нет.(Учащиеся зачитывают планы по своим записям в рабочих тетрадях.)

— Обсудите с другом, каково значение трех поездок Ильи Муромца для Русского государства.

— Прочитайте последние строчки былины. Как они помогают понять характер героя?

— Почему Илья Муромец возвращался к камню и делал на нем новую запись?

— Как относился Илья Муромец к предсказаниям?

— Приведите примеры троекратного повтора.

— Расскажите об Илье Муромце. Какие опорные слова могут в этом помочь? (Смелый, мужественный, мудрый, умный, справедливый, хитрый, сильный, добрый, бескорыстный, способный к состраданию.) (Ученики составляют рассказ об Илье Муромце.)

IV. Физкультминутка.

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри! (Руки в стороны)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

infourok.ru

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме «Герой былины

Уже работа над предшествующими картинами «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880) и «Витязь на распутье» (1882) дала Васнецову большой опыт художественной разработки образов родной истории. Но, несмотря на многие блестящие опыты воплощения в живописных образах былинно-эпических сюжетов, «Богатыри» потребовали от В.М. Васнецова огромного творческого напряжения.

Один из близких друзей художника — жена СИ. Мамонтова, Елизавета Григорьевна, — писала из Абрамцева летом 1881 г.: «Васнецов весь ушел в своих "Богатырей", его видим только по вечерам, он очень усердно пишет».

В следующем году Васнецов сообщает своему почитаемому учителю П.П. Чистякову: «Картина моя "Богатыри" — Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого. Фигуры почти в натуру — удачнее других мне кажется Илья. Хотелось бы вам показать начало - исполнять такую картину, ох, дело нелегкое. Хотелось бы сделать дело добросовестно, а удастся ли?»

Для образного воплощения любимых народом героев Васнецов сумел найти такие художественные решения, которые сделали непререкаемо, непреложно живыми и Илью Муромца «из-под славного города из-под Мурома», и «сына богатого гостя Рязанского» Добрыню Никитича, и Алешу Поповича, «что из красна-города из Ростова». Образы всех троих правдивы, глубоко человечны, раскрыты в своем индивидуальном своеобразии.

Могучей, непоколебимой заставой стоят богатыри на вечной страже родной земли, зорко вглядываясь вдаль и чутко прислушиваясь ко всему окружающему. Через такую заставу, полную величавого спокойствия, мужества, сознания мощи, отваги, правоты своего дела и готовности отдать жизнь за любимую родину, не пройдет ни человек, не пролетит и птица из-за рубежа.

Непреоборимой силой веет от богатырей. Они полны народной красоты, в них неукротимый дух народа, готового в любую минуту все отдать за честь и свободу родной земли.

В каждом из богатырей художник сумел воплотить лучшие, типические черты русского характера, русской силы и доблести. Величавое спокойствие, идущее от сознания богатырями своей правоты и силы, насыщает всю картину. Кони под могучими всадниками под стать седокам — могучие, бесстрашные, смело и зорко глядят они с полотна.

Очень хорош — в полном и гармоничном сочетании с фигурами богатырей — пейзаж картины, необозримо просторный, с клубящимися в небе тяжелыми облаками, весь как бы насыщенный ветром, пригибающим травы и развевающим буйные гривы лошадей.

Мельчайшие, написанные с предельным тщанием достоверностью детали картины — одежда богатырей убранство коней — подчинены общей идее произведения и, не внимания в сторону «археологии», лишь усиливают полнейшей жизненной и исторической правдивости этого родного полотна.

VI. Организация познавательной деятельности.

  • Назовите богатырей на картине В.М. Васнецова и скажите, какими чертами характера они обладают.

  • В парах составьте рассказ о богатырях на основе картины (как они изображены, какой характер отражается). Для этого предлагаю карточки с планом описания и опорными словами.

infourok.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта