Интерактивная подготовка к сочинению по картине Васнецова Богатыри. Подготовка к сочинению по картине богатыри 7 класс
Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине В.М.Васнецова «Богатыри».
Тема: Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине В.М.Васнецова «Богатыри»
Цель: 1) обучение анализу образной системы данного живописного произведения
2) формирование умений составлять рассказ по плану
3) формирование навыков самостоятельной работы на сочинение по картине через разноуровневые задания
4) закрепление навыков работы с памятками
5) воспитание чувства гордости за свой край
Оборудование: 1) музыка Бородина «Симфония №2. Богатырская»
2) картина В.М.Васнецова «Богатыри»
3) орфографические, толковые словари
4) памятка «Как составить рассказ по картине» (для детей, которые имеют трудности при написании сочинения)
5) дополнительный материал: «Краски, которые используют художники» и «Отношение к рисунку» (для детей, которые имеют трудности при написании сочинения)
I.. Организационный момент.
II. Тренировка орфографической зоркости (см. книгу Тоцкова «Орфография без правил»)
Остановились богатырская
Палица серебро
Кольчуга драгоценные
Находчивость колчан
III. Списывание.
Под славным городом под Киевом
На тех на степях на днепровских
Стояла застава богатырская.
IV. Тема урока «Обучение связной речи по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри». На первом уроке проведем подготовительную работу по написанию сочинения по этой картине.
- Какие задачи будут стоять перед нами?
Мы должны описать содеожание картины и передать то, что хотел сказать художник своей работой, то есть замысел картины.
- Назовите синоним к слову «картина» (полотно).
- Найдите значение этого слова в толковом словаре.
- Сегодня мы работаем с вами над полотном художника В.М.Васнецова «Богатыри». Это произведение, как и произведение «Аленушка» относится к портретной живописи.
V. Беседа о художнике.
В.М.Васнецов – великий русский художник.
-Какие еще его полотна вы знаете?
Еще будучи юношей, он увлекся былинами, протяжными и неторопливыми, как дорога в степи.
-Чем былина отличается от песни?
Слова былины ласковые, издалека идущие, похожи на задушевные песни его детства. Только склад у былины другой, и герои её не добры молодцы, а богатыри-победители.
На уроках истории, изучая древнегреческую мифологию, мы узнали, что героя Антея питала земля.
-А что общего у него с Ильей Муромцем?
Обещают вещие странники, что станет Илья богатырем, когда выпьет росу, и напутствуют его такими словами: «Защищай вдов, сирот, малых деточек».
Набравшись силы и мудрости отправляется Илья защищать Родину. Вместе с другими воинами стоит он на богатырской заставе,
У каждого богатыря свое имя, свое прозвище, своя повадка.
Этот былинный рассказ так понравился Васнецову, что он выписал его к себе в тетрадь.
Под славным городом под Киевом
На тех на степях на днепровских
Стояла застава богатырская
На заставе был богатырь Илья,
Илья Муромец, сын Иванович…
А и был на заставе Добрыня Никитич млад…
А и был там Алеша Попович млад,
Что из красна города Ростова.
Долго создавал художник свою картину. И лишь в 1898 году, накануне своего пятидесятилетия, Васнецов закончил свою главную картину.
VI. Рассматривание картины.
- Посмотрите на картину В.М.Васнецова. Какие мысли. Чувства возникли у вас при рассматривании картины?
- Послушайте отрывок из музыкального произведения Бородина «Симфония №2».
- Во время слушания подумайте. Почему композитор назвал симфонию «Богатырской»?
- А если что – нибудь общего между симфонией и картиной, которую мы разбираем?
- Сравните образ героев в музыкальном произведении с образами богатырей художника В.М.Васнецова.
(учитель дополняет: И художнику, и композитору удалось создать яркий былинный образ народной богатырской силы, которая способна защитить русскую землю от любого врага).
VII. Анализ содержания картины.
- Чтобы понять образную систему данного живописного произведения, вам помогут вопросы и задания, записанные на доске.
- Внимательно прочитайте их про себя, затем опираясь на вопросы. Самостоятельно рассмотрите картину. (звучит музыка)
- Будем разбирать вопросы и сразу же выбирать опорные слова, словосочетания, которые можно использовать в сочинении.
- Из чего состоит богатырская сила? Художник не скупится на подробности. И каждая деталь в картине имеет свой смысл.
1. Как называется картина? Почему? («Богатыри», показывает силу, мощь русского народа).
2. Кого вы видите в центре картины?
3. Каким изобразил художник Илью Муромца? (сильным, смелым, храбрым богатырем; сила чувствуется в его богатырской фигуре; он полон огромной спокойной мощи).
4. Как автор передал мощь и силу Ильи Муромца? (спокойно, уверенно сидит на своем вороном коне, неторопливо всматривается в даль из-под руки; в глазах – твердость и уверенность; доброе лицо сурово; простой круглый шлем, крепкая стальная кольчуга и металлический шлем защищают его тело).
Острое копье на красном древке лежит поперек спины коня, видны стрелы в колчане.
- Встретилось старое или старинное слово колчан? Что означает? Обратимся к словарю.
Легко поднял он свою руку, на которой висит громадная тяжесть – тяжелая палица.
По Ожегову палица – старинное оружие – тяжелая дубинка с утолщенным концом.
5. Каким показан конь Ильи Муромца? (конь под стать богатырю, такой же могучий, сильный и спокойный: вороной конь Ильи тяжел и могуч; конь стоит, точно в землю врос)
6. Как автор описывает Добрыню Никитича? (Добрыня – стройнее, моложе Ильи, его фигура более гибка и подвижна; правая рука добрыни уже вынимает меч, плечо его поднялось кверху, отчего его силуэт на фоне неба приобретает особую решительность. Добрыня Никитич приготовился к бою, во всей его фигуре – напряженная энергия)
7. Как художник подчеркнул богатое происхождение Добрыни Никитича? (поверх тонокй серебряной кольчуги пластинчатая броня; на груди золотая цепь; шлем фигурный, щит красного цвета, на нем драгоценные камни, конь у него в нарядной сбруе).
- Дайте толкование слова сбруя.
8. Чем отличается Алеша Попович от других богатырей? (сидит на коне расслабившись, задумчив; одной рукой он держит лук со стрелами, а другой плетку. Алеша Попович не богатырского сложения, как Илья и Добрыня, видимо он сражается с врагами не богатырской силой, а смекалкой и находчивостью).
9. Какое выражение лица у богатырей? Как вы думаете о чес они размышляют? (суровое, полное решимости отстоять свою землю, они уже готовы дать отпор врагу)
10. Что можно сказать о природе, которая их окружает? (бескрайний простор полей, желтый ковыль, зеленые холмы; в небе клубятся белые тяжелые облака; пейзаж суровый, строгий; пасмурное осеннее небо; засыхающая трава;пейзаж природы создает впечатление стойкости воинов)
- На границе степи и леса стоят богатыри. Прекрасны, суровы необъятные просторы Родины. Величественна, тревожна природа в минутуы опасности. Колорит картины, гармония красок усиливает настроение торжественности и боевой тревоги. В соседстве с темно-зелеными, приглушенными серыми тонами особенно выразителен неяркий красный цвет щита Добрыни Никитича, копья Ильи Муромца, одежды Алеши Поповича, флажка на его шлеме. Цветовая гамма создает праздничное настроение, оно радует глаз, вселяет веру в человека)
11. Какие чувства хотел пробудить художник у зрителей?
VIII. Словарная работа.
- Прочитайте, какие опорные слова мы выбрали, которые можно использовать в своей работе.
Среди бескрайних просторов
Богатырская фигура
Палица тяжелая
Конь под стать богатырю
Щит горит и переливается
Драгоценные камни
Нарядная сбруя
Находчивость, смекалка
-Замените близкими по смыслу словами изобразил (написал, показал)
- Прочитайте орфоэпически. Как пишутся слова (карточки):
остановились богатырская палица
кольчуга драгоценные колчан
находчивость смекалка
IX. Составление плана.
- Чтобы получился рассказ по картине, составим план сочинения.
В этом поможет памятка «Как составить рассказ по картине?»
- Как начать сочинение по картине? (об авторе, как писалась картина, о природе в картине).
- О чем скажем в основной части? (опишем героев).
- Чем закончить рассказ? О чем сказать в заключительной части? (о настроении, о чувствах, которые вызывает картина)
ПЛАН.
1. Художник и картина.
2. Природа в картине.
3. Богатырь Илья муромец.
4. Нарядный Добрыня Никитич.
5. Находчивый Алеша Попович.
6. Мое отношение к картине.
- Составьте рассказ по плану, используя опорные слова (ответы 1-2-х учеников)
- При написании сочинения не обязательно использовать все опорные слова. вы можете описать героев по-своему.
- При работе пользуемся словарем.
X. Запись сочинения.
Проверка работы.
XI. Итог урока.
- О том, как справились с работой, мы поговорим на следующем уроке.
(Приведу как пример работы двух учеников 4б класса.
Картину «Богатыри» написал знаменитый художник 19 века В.М.Васнецов. Эта картина рассказывает об истории, когда было необходимо защищать родину.
В центре картины на вороном коне сидит Илья Муромец. Грозно смотрит он вдаль. Он сильный и могучий человек, с легкостью держит тяжелую палицу одной рукой, а другой – копье. Чувствуется, что это добрый и спокойный человек.
От Ильи справа расположился на белом коне Добрыня Никитич, сын богатого князя. На нем серебряная кольчуга, а щит переливается драгоценными камнями. Конь его в нарядной сбруе. Полумесяцы на груди – символ победы, ведь Добрыня храбрый и отважный воин.
А с другой стороны от Ильи Муромца сидит на огненном коне его побратим – Алеша Попович, сын попа ростовского. На картине он небольшого роста, мечтательный и хитрый. Одежда у него нарядная, в руках лук и колчан со стрелами, а к седлу прикреплены гусли яровчатые.
За их спиной темные леса и курганы, над головой предгрозовое небо в тучах. Но наши богатыри победят своих врагов.
Мне очень понравилась картина, потому что она учит любить и защищать свою Родину. (Копырина Христина).
Художник Виктор Михайлович Васнецов нарисовал картину «Богатыри». В ней он подчеркнул необъятные просторы земли русской и силу русского народа.
Там, где лес граничит со степь, остановились три богатыря. В центре, на вороном коне сидит Илья Муромец. В руках он держит палицу тяжелую. И конь под стать богатырю. Такой же сильный и спокойный.
Справа от него Добрыня Никитич. По его кольчуге можно сказать, что он княжеского происхождения. И конь его в нарядной сбруе. И шлем отличный от других. А на щите переливаются драгоценные камни.
Слева от Ильи – Алеша Попович. Гусли висят у него да колчан со стрелами – вот и все его оружие. Не силой он берет своих врагов, а находчивостью, смекалкой, хитростью, сообразительностью.
Мне понравилась эта картина. Глядя на нее, возникает чувство гордости за русский народ. Пока три богатыря стоят на страже, ни один враг не страшен. (Щербинин Сергей).
Тема: Сочинение-описание по картине В.М.Васнецова "Богатыри".Цели: закрепить представление о лексике; учить составлять сочинение-описание портрета персонажей; обогощать речь; учить строить предложения.Ход урока.I. Сообщение темы.II. Вступительное слово учителя о русских богатырях.-Что вы знаете о русском художнике В.М.Васнецове?-Какие художественные произведения повествуют о богатырях?(Былины)Вывод: В былинах повествуется о мужественной борьбе русских людей против врагов - кочевников, нападавших на нашу страну.-Кто же главные герои былин? (Богатыри)Народ наделяет богатырей силой, смелостью, мудростью.Наиболее популярный герой былин - богатырь Илья Муромец, крестьянский сын "из города из Мурома, из того ли села да с Карачарова". Много подвигов совершил Илья; уничтожил злое Идолище, победил Калина-царя, убил Соловья-разбойника.Другим любимым героем народа был богатырь Добрыня Никитич. Он также совершил немало подвигов; уничтожил змея на Ручей - реке; победил богатыря Дуная. Еще один богатырь часто встречается в народных былинах- это Алеша Попович. Он молодой, смелый, сметливый, хотя и не такой сильный, как Муромец и Добрыня.
Картину "Богатыри" Васнецов рисовал почти двадцать лет. Он долго выбирал подходящих натурщиков, изучал былины, предметы старины.
В "Богатырях" воедино слились литературные герои и образы творческой фантазии художника, напоминающие своим обликом славян Киевской Руси.
III. Рассматривание иллюстрации картины В.М.Васнецова "Богатыри" и составление устного рассказа.Посмотрите на картину.-Что вы видите?(На картине изображены три богатыря в дозоре на заставе).Объясните слово застава. (Застава-это в старой России место въезда в город, сторожевая застава, пограничная застава).-Почему три богатыря изображены? (Троекратный повтор, который используют в сказках.)В лице трех богатырей весь народ стоит на страже родины.а) Кто находится в центре и как он выглядит?
^ На доске начало абзаца и план описания портрета, по ходу дописываются слова, характеризующие облик.
В центре на вороном коне.....Облик - мужественныйфигура – могучая, исполинскаярост - огромный, громадныйлицо - мужественное, спокойное, суровоеглаза - большие, сосредоточенные, ясныенос - прямойгубы - крепко сжатыеборода - окладистая с проседью
-Куда смотрит богатырь? (Вдаль)-Как по- другому сказать, что он делает? (Всматривается, вглядывается).-Как он смотрит? ( Внимательно, не отрываясь, напряжено).-Почему он так напряженно смотрит вдаль?
б) Как одет воин?( На богатыре воинские доспехи)-Чем защищена голова? (Шлемом)-Какой он по форме? ( Высокий, с остроконечным верхом).-Чем защищена грудь, спина, руки? (Кольчугой).
Кольчуга- от слова "кольчатый", "кольцо"- металлическая рубашка из кованых колечек.-Как выглядит конь?(Могучий, статный, огромный, сильный)
-Какой он масти?-Как можно описать позу? (Стоит величественно, высоко, подняв голову с пушистой гривой)
Обобщение. Полный устный рассказ 1ученика.Примерный рассказ.В центре на вороном коне сидит Илья Муромец. Уверенность и мощь чувствуется в его богатырской фигуре. У Муромца благородное русское лицо, ясные зоркие очи, прямой нос, волевой рот с плотно сжатыми губами, окладистая борода с проседью. Сидит Илья величественно, внимательно всматриваясь вдаль. С удивительной легкостью держит он в одной руке тяжелую булаву, а в другой щит. И конь под стать богатырю. Такой же сильный и спокойный. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем.
в) Расскажите (опишите) второго богатыря.
^ Слева от Ильи Добрыня Никитич.Слова для справок: блестит серебром кольчуга, щит горит драгоценными камнями, нарядные сапоги, в нарядной сбруе.
Обобщение. Устный рассказ.
Примерный рассказ.Слева от Ильи Добрыня Никитич. Он сын богатого князя. Одет он богато и нарядно. Блестит серебром кольчуга. Щит горит и переливается драгоценными камнями. На голове узорчатый высокий шлем. И конь Добрыни в нарядной сбруе.Добрыня не так спокоен и рассудителен, как Илья Муромец. Он нетерпеливо сжимает рукоятку меча, наполовину вытянутого из ножен, глаза зорко всматриваются вдаль. Он готов в любую минуту броситься в бой. Но Илья- старший на заставе, без его приказа никто не сдвинется с места.
г) Расскажите о самом младшем богатыре.
^ Направо от Ильи Муромца изображен Алеша Попович.
Слова для справок: храбрый, смелый, ловкий, находчивый, тугой лук, безбородое лицо, стройная фигура, золотой пояс, шлем с наушниками, пластинчатая кольчуга, гусли сбоку.
^ Примерный рассказ.
Направо от Ильи Муромца изображен Алеша Попович. Алеша, сын попа Леонтия, тоже храбрый и смелый. Но видно не силой богатырской он сражается с врагами, и находчивостью и смекалкой.
Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, глаза косит, тугой лук и стрелы держит наготове. Он моложе двух других богатырей. Безбородое лицо по-юношески миловидно. Стройная фигура опоясана золотым поясом. Шлем с наушниками, пластинчатая кольчуга богаты и красивы, сбоку виднеются гусли. Весельчак и балагур Алеша.
д) Как пейзаж помогает раскрыть образ богатырей?
Природа красива и величава, как и сами богатыри. Застава расположена в степи покрытой ковыльной травой. Над холмистой местностью низкое небо с холодными свинцовыми тучами. За холмами Русь. Над ней возвышаются богатыри, которые вышли на защиту Родины.
IV. Работа над лексикой.- Какие слова мы использовали при описании богатырей?- Почему ушли из общения эти слова?- Кто их использует и когда?
V. Структурное составление текста.
Но это будет не научное, а художественное описание.- Чем научный стиль отличается от художественного?Определите тип текста.
Докажите.
VI. Составление плана.
План. (сложный)
I Вступление
II Основная часть.
1. Илья Муромец.а) поза а) Внешний видб) лицо б) Богатырский коньв) одеждаг) оружиед) конь
2. Добрыня Никитич
3. Алеша Попович
III Заключение
Мое отношение к картине. Что хотел выразить художник?
(В этой картине художник выразил любовь народа к богатырям. Картина вызывает чувство гордости за русский народ, доверивший свом сынам- богатырям защищать Родину).
Смотришь на картину и веришь что художник очень любит своих богатырей- защитников русской земли.
VII. Запись текста
(Работа на черновиках со словарем).
VIII . Редактирование сочинений. Запись окончательного варианта.
IX. Анализ творческих работ.
multiurok.ru
Подготовка к сочинению по картине В.М.Васнецова “Богатыри” - РУССКИЙ ЯЗЫК - ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ - Каталог файлов
Цель:
- подготовить учащихся к успешному написанию сочинения по картине В.М.Васнецова;
- сформировать речевую компетенцию для работы с произведением живописи: включить в словарь детей понятия картина, полотно, портрет, пейзаж, бытовая зарисовка;
- расширить представления учащихся по теме "Жизнь и творчество В.М.Васнецова;
- совершенствовать коммуникативные умения
- формировать умение планировать свое речевое и неречевое поведение.
Учебные задачи: ЧЕМУ УЧИМСЯ
- характеризовать жанр картины
- определять атмосферу действия на основе изображенного
- определять отношение автора к природе и персонажам
- уметь зрительно конкретизировать образы персонажей, место действия и пейзажи
- уметь определять тему, проблематику и идею живописного произведения.
Оборудование:
- персональный компьютер,
- интерактивная доска,
- диск с презентацией,
- репродукции картин В.М.Васнецова
Планируемый результат: развитие литературных способностей ребенка: эмоциональной чуткости к увиденному, образной конкретизации и образному обобщению живописных образов.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Вступительная беседа с учащимися
- Ребята, вы вошли в класс и заметили, что что-то изменилось. Помогите мне понять, что же произошло?
- Конечно, сегодня мы перенеслись из стен нашей школы в картинную галерею, потому что нас окружают чудесные полотна художников Ивана ИвановичаШишкина, Ивана Константиновича Айвазовского, Василия Григорьевича Перова и Виктора Михайловича Васнецова.
- Знаете ли вы, как называются эти картины?
- Что можно сказать о художнике, глядя на его работу?
- Леонардо да Винчи сказал, что "Живопись – это поэзия, которую видят”. Посмотрите вокруг и подумайте, можно ли согласиться с этим утверждением или художник ошибался?
3. Заочная экскурсия по мемориальному музею Васнецова в Москве.
Презентация, подготовленная учителем, призвана не только сообщить сведения о художнике, но и эмоционально их подготовить учащихся к работе над сочинением.
4. Коллективная работа по картине В.М.Васнецова "Богатыри”.
- Обратить внимание учащихся на название картины, так как многие уверены, что полотно называется "Три богатыря”. Вводим в словарь термины "картина”, "живописное полотно”, "тема картины”, "замысел автора”, "пейзаж”, "сюжет”, "настроение”.
- Когда мы смотрим на работу художника, с чего мы начинаем?
-Что изображено на полотне?
- Как художник расположил объекты?
- Что находится в центре картины, а что изображено на втором плане?
- Какими предстают перед нами герои? Выражение лиц, позы, расположение героев относительно друг к другу. Цвет, которым выписан тот или иной герой.
- Что сподвигло художника использовать именно былинный сюжет, почему он говорил, что богатыри являются его "творческим долгом, обязательством перед родным народом”.
- Как можно охарактеризовать пейзаж, окружающий богатырей?
5. Работа в командах.
Мотивация. Расскажите о картине своему товарищу, который впервые оказался в Третьяковской галерее и увидел эту картину художника.
Какая из команд окажется более наблюдательной и чуткой при рассмотрении картины В.М.Васнецова "Богатыри”? Чей рассказ окажется наиболее интересным и эмоциональным?
6. Домашнее задание.
Узнать, какая картина В.М.Васнецова наиболее любима несколькими поколениями в твоей семьи, и рассказать, почему именно это полотно так дорого каждому из вас.
xn----7sbbzn3afjs.xn--p1ai
Конспект и презентация к уроку развития речи "Сочинение по картине "Богатыри"
Цель:
подготовить обучающихся к написанию сочинения по картине;
формировать у них речевые умения;
отбирать материал и систематизировать его;
строить сочинение в определённой композиционной форме.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя о создании картины
«Богатыри» - самая крупная, самая значительная картина Виктора Васнецова – это мощная эпическая песнь России, ее великому прошлому - картина, призванная выразить дух русского народа.
Более тридцати лет прошло от первого карандашного наброска в 1871 до окончательно созданного в 1898 году полотна «Богатыри».
«Я работал над Богатырями, может быть, не всегда с должной напряженностью... но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука! Они... были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом...», - вспоминал художник.
Герои картины, согласно творческому принципу Васнецова, конкретны, они наделены запоминающейся внешностью, яркими чертами характера. Только характеры эти не бытовые, не жанровые, а героические.
Как писал В. Васнецов в письме к профессору Академии художеств, «картина моя «Богатыри» - Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого!»
В апреле 1898 года в Москве Васнецов закончил работу над картиной, и она была куплена П.М. Третьяковым. С тех пор картина заняла свое постоянное место в Третьяковской галерее.
2. Словарная работа.
Подобрать синонимы к следующим словам:
картина – художественное полотно, образец живописи, шедевр искусства, холст;
написал – изобразил, нарисовал, описал, представил;
художник – живописец, творец, Виктор Михайлович Васнецов, создатель «Богатырей», мастер. 3. Работа по содержанию картины. Сбор и систематизация рабочего материала к сочинению.
Илья Муромец
Добрыня Никитич
Алёша Попович
(По ходу беседы по картине заполняется таблица. Ведётся словарная работа с историзмами и устаревшими словами).
В центре картины изображен Илья Муромец – самый сильный из всех богатырей, рядом Добрыня Никитич и Алеша Попович.
- Что можно сказать о внешности Ильи Муромца?
Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. У него открытое лицо, оно спокойно и мужественно, кажется, что движения неторопливы и уверенны. Широко открытый прямой взор,
простые, но чрезвычайно благородные черты лица, твердый лоб и крепко сомкнутый под большими усами рот говорят о его сильной воле. Отличается он прямотой душевной, волей стойкой, умом, заботу о бедных и сиротах берет на себя.
- Как одет Илья Муромец?
На Илье Муромце кольчуга богатырская, которая не раз защищала его в бою. На голове шлем.
- Как вооружён Илья Муромец? Сильный телом, он на правой руке (деснице), напряженно поднятой к глазам, держит тяжёлую палицу, в другой – копье. Богатырь держит палицу в деснице так, как будто не замечает ее веса. Щит у него на плече, огромное копье еще не взято наперевес, но уже зорко смотрит он вокруг
- Какой конь под богатырем? Говорят, что хозяин и конь – это одно целое. Согласны ли вы с этим?
Конь у Ильи Муромца могучий, как и сам хозяин. Он вороной, стоит крепко, всегда удержит седока. Пока Илья Муромец смотрит вдаль, пытаясь разглядеть врага, которого, похоже, еще не видит, его конь уже готов к битве: он стоит спокойно и ждет приказания хозяина. Он стоит спокойно, только слегка потряхивает бубенчиками, круто выгнув шею и косясь налитым кровью глазом. Но сила у него могучая, поистине сказочная. Стоит только «Воронеюшке» тронуться с места - загудит земля под его тяжелыми копытами, из ноздрей пар и пламя запышут...
Его добрый конь да богатырский
С горы на гору стал перескакивать,
С холма на холм стал перемахивать,
Мелки реченьки, озёрки промеж ног пускать…
- Как в былинах охарактеризован Илья Муромец?
Илья Муромец по былинным сказаниям был главным из богатырей. Обращаясь к нему, киевский князь Владимир так и говорит:
Уж те быть над всеми во поле богатырями,Над всеми-то быть да атаманами,Распорядителем быть те, Илья Муромец.
Но, будучи главным над другими богатырями, Илья Муромец вместе с тем связан с ними узами братства, неразрывными узами боевого товарищества. Как поехал Илья исполнять поручение князя «во чисто поле»,
Он наехал богатырей в белых шатрах: Во-первых, нашел Добрынюшку Никитича, Во-вторых, нашел Алешеньку Поповича. Он ведь тут с ними скоро все знакомится; Он побратался крестами золотыми тут, Называет их крестовыми все брателками.
По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Добрыня Никитич - знатного происхождения, «сын богатого гостя рязанского и жены его Амелфы Тимофеевны». В соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают его знатность, культуру. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта. Он умеет обходительной, разумной речью избежать ссоры и добиться успеха.
- Как выглядит Добрыня?
На Добрыне нарядный кафтан – бахтерец, и красиво сплетенная кольчуга, а в руках он держит красный щит.
- Как держит свой меч богатырь?
Добрыня уже вынимает свой меч из золотых ножен, щит на грудь завел, и ногу в стремена вздел: рвется в бой. Илья Муромец, кажется, понимает, что еще надо подождать, когда враг приблизится, кажется, что придерживает коня Добрыни своим копьем.
- Какой конь у Добрыни?
У Добрыни красивый белый конь, а белый конь всегда отличался выдержкой. В этом хозяин и конь похожи: всегда Добрыня Никитич побеждал своим умом и дипломатией. Много раз конь и хозяин побеждали, не зря на его сбруе прикреплены три золотых полумесяца, которые означают победу над врагом-татарином. - Каким Добрыня Никитич представлен нам в былинах?
Облачился тут молоденький Добрынюшка,
Во доспехи он да в свои крепкие,
Саблю брал свою он вострую,
На бело плечо копьё клал мурзамецкое,
Он под левую да и под пазушку
Полагал он палицу булатную.
Под кушак он клал шалыгу подорожную –
И он пошёл в те норы во змеиные!
- Кто третий богатырь?
Богатырь справа, самый младший - Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он большой выдумщик, певец и гусляр. Алеша Попович - «сын соборного попа ростовского». Он победил Тугарина Змеевича и много раз отважно сражался с кочевниками.
- Что мы можем сказать о внешности этого богатыря?
Одет в – кольчугу, под кольчугой разноцветный кафтан. На голове Алеши красуется мисюрка – шлем. Вооружение его невелико – только лук и стрелы.
- Вот какие строки мы читаем об Алёше в былине?
Надел Алёша поршни кабан-зверя,
Надел шелом земли греческой,
В руки взял шалыгу подорожную,
Пошёл тут Алёша пеш дорогою
Да этой шалыгой подпирается…
Его добрый конь да богатырский
С горы на гору стал перескакивать,
С холма на холм стал перемахивать,
Мелки реченьки, озёрки промеж ног пускать…
- Смог ли В.Васнецов передать характер Алёши?
Алеша Попович лукавый и смекалистый, ловкий и находчивый. Он моложе всех богатырей. На картине Алёша смотрит вдаль и хитро улыбается: кажется, что у него есть собственный план, как одержать победу и заслужить похвалу старших богатырей.
- Как выглядит конь Алёши?
Кажется, что даже конь Алёши хитро улыбается. Молодой жеребец опустил голову, пытается щипать траву, чтобы не мешать своему хозяину целиться из лука.
- Чем ещё отличается Алёша от других богатырей?
Пока Илья Муромец поднимет свое копье, пока Добрыня Никитич вынет меч из ножен, Алеша Попович уже отправит свою быструю стрелу из лука. Но Алёша готов идти не только в бой, но и взять гусли, висящие за спиной, и спеть что-нибудь весёлое. Все защитники Русской земли описаны нами, подчеркнуты их особенности. Неужели нет между ними сходства? Конечно, есть! Они могучи и справедливы, мужественны и сплоченны. Поэтому так едина и цельна их группа, стоящая могучим утесом на фоне широкого и привольного русского пейзажа. Богатыри будут сражаться до конца, до последней капли крови. И пока есть на земле такие богатыри, как Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, будет жива Русь.
4. Природа Художник не поскупился на подробности, каждая деталь в картине имеет свой смысл. Многих людей впечатляет полотно В. Васнецова, никто не остаётся равнодушным. Ф. И. Шаляпин в 1932 написал стихотворение:
Рыжеют стебли трав. Холмы круты и голы.
Над ними облака безмолвны. С вышины
Спускаются орлы. Плющом оплетены
Крутые склоны гор. И в синей дымке голы.
Овраги глубоки. И странные глаголы
Порою в глубине их зарослей слышны:
То ветер кружится, медвяный дух весны
Наполнил всё кругом – и сладкий и тяжёлый.
На солнце светятся как золото, щиты.
Богатыри глядят в степную даль, в пустыню:
Илья – крестьянский сын, Алёша и Добрыня!
И кони их молчат. У конских ног цветы
Раскинулись, дрожат. Полынью пахнут травы.
Богатыри стоят у киевской заставы.
Для Васнецова русская природа не только величава и раздольна, она лирична и задушевна. В этом лиризме кроется источник душевной отзывчивости и доброты богатырей, олицетворяющих собой русский народ.
Богатыри стоят на границе поля и леса. Васнецов блистательно передает состояние природы, созвучное настроению богатырей.
- Рассмотрим пейзаж на картине. На каком фоне изображены богатыри?
На безграничные просторы, выжженные солнцем, гуляет вольный ветер, гонит по небу белые тяжелые облака и собирает их в грозовые тучи, пригибает к земле буйные травы, колышет ковыль. Порывистый вихрь подхватил, развеял гривы могучих коней, принес горький запах полыни. За спинами богатырей тянется волнистая гряда холмов. Далекий горизонт, холмы, темнеющий вдалеке лес. А еще крохотные елочки, до которых рукой подать. Хищная птица, парящая над кромкой леса, и серые могильники вносят дополнительную интонацию опасности. А может быть, это орлы сторожат курганы? Но, кажется, громыхает гортанно гром за увалами. Где-то блеснула зарница.
- Подберите нужный синоним к прилагательному безграничные в словосочетании безграничные просторы. Синонимы к слову безграничный – беспредельный, необъятный, необозримый, бескрайний. В данном контексте лучше использовать бескрайние просторы.
- Какие краски выбирает художник, чтобы изобразить пейзаж? Изображена не только выжженная солнцем желтая трава, но и сочная зелень, молодая поросль, которая характеризует молодой дух русского народа.
5. Коллективное составление плана сочинения
План сочинения
I. В. М. Васнецов – русский художник, писавший картины по мотивам фольклора.
II. Картина «Богатыри» воспевает могущество Руси и её защитников.
1.Илья Муромец.
2. Добрыня Никитич.
3. Алёша Попович.
4. Пейзаж.
III. Картина «Богатыри» – воплощение величия и силы русских богатырей.
6. Чтение учителем образца сочинения или рассказ одного из учеников по плану.
7. Домашнее задание.
Написать сочинение по картине В.Васнецова «Богатыри»
Похожие образовательные материалы:
razrabotky.ru
Интерактивная подготовка к сочинению по картине Васнецова Богатыри
Тип проекта: для школьников
Классы: 7 класс
Разделы: Русский язык, Чтение / Литература
Преподаватель: Липина Галина Васильевна — учитель русского языка и литературы
Образовательное учреждение: ГБОУ № 618 Приморского района СПб
Добавлено: вторник, 30.07.2013
Описание:
«Изложение с творческим заданием по картине В. М. Васнецова «Богатыри»
Учитель Г.В. Липина
Текст изложения подготовлен Л. Г. Гвоздинской и был представлен на курсах АППО для учителей 7-х классов. Работа рассчитана на 2 спаренных урока: 1 урок – подготовка к написанию, 2 урок – написание изложение.
№ страницы | Вид работы | Средства mimio |
Страница 2 | Ученики рассматривают план будущего изложения, обращая внимание на многоточие. Задание: прослушав текст изложения, самостоятельно подобрать название последней части. Репродукция картины увеличивается, и учитель читает текст изложения первый раз. Ученики предлагают варианты названия последней части, многоточие убирается, а наиболее удачный вариант печатается учителем или учеником. Вопрос: в какой части содержится главная мысль изложения? (В последней). В чем она состоит? (Защита русской земли). Затем вниманию учеников предлагается творческое задание. В план работы добавляем пункт «Вступление». Обсуждаем возможные виды вступлений (личное впечатление от картины, первое знакомство с картиной, сведения о художнике). По гиперссылке вступление возможно пройти на страницу 3, которая посвящена сведениям о художнике Васнецове. | Увеличение, перемещение, добавление текста |
Страница 3 | Вспоминаем вместе с учащимися известные им картины В. М. Васнецова. Обращаем внимание на картину «Гусляры» (инструмент гусли встречается в тексте изложения). Говорим о том, что картина «Богатыри находится в Третьяковской галерее, построенной по эскизу художника. По гиперссылке (нижний левый угол портрета Васнецова) возвращаемся на стр. 2 | Увеличение, прожектор |
Страница 2 | Обращаемся ко 2-му пункту творческого задания. Последовательно рассматриваем каждого из богатырей, используя гиперссылки. |
|
Страница 5 | Страница посвящена Илье Муромцу. Здесь возможно рассмотреть изображение его противника – Соловья-разбойника, города, с которыми связана была жизнь богатыря. Знакомимся с изображением и описанием палицы и с помощью калькулятора высчитываем её вес. Слушаем звуковой файл («Гусляры» рука на гуслях гусляра справа) – «Илья Муромец и Нечистая сила». По гиперссылке (нога гусляра слева)возвращаемся на страницу 2. | Увеличение, прожектор, калькулятор |
Страница 6 | Добрыня Никитич. Читаем сведения о былинном богатыре, рассматриваем его изображение, слушаем песню «Добрынюшка»(звуковой файл на картине «Гусляры»). По гиперссылке возвращаемся на страницу 2 | Увеличение, прожектор |
Страница 7 | Алёша Попович. Словарная работа: калёный, лук разрывчатый, Попович. Рассматриваем изображение гуслей, на которых любил играть Алёша, слушаем музыкальный файл – небольшой отрывок – игра на гуслях. Затем по гиперссылке, находящейся на обложке, проходим на страницу 8. | Увеличение |
Страница 8 | Отрывки из сказок и былины об Алёше Поповиче. Последовательно читаем фрагменты. Что общего в рассказах о борьбе Алёши с Тугариным? Как всегда побеждал Алёша? (Хитростью). Возвращаемся на страницу 7. | Шторка |
Страница 7 | Посмотрите, как сидит Алёша на коне, в какую сторону он смотрит? (Кажется, что смотрит в другую сторону, рука готова в любой момент вскинуть лук со стрелой). По гиперссылке возвращаемся на страницу 2 и переходим (гиперссылка на картине) на страницу 9. | Увеличение, прожектор |
Страница 9 | Распределяем «перепутанные» словосочетания для каждого богатыря. Затем учитель читает фрагмент изложения, посвященный богатырям – проверяем правильность. | Перемещение |
Страница 2 | Обращаемся к 3-ей части творческого задания. Ученики должны подобрать эпитеты, характеризующие пейзаж. Вспоминаем правило правописания сложных прилагательных (гиперссылка на страницу 4). Затем слушаем музыкальный файл («Земля русская» на картине «Гусляры»), одновременно увеличив репродукцию картины и перемещая прожектор последовательно с переднего на задний план, в то время как ученики записывают эпитеты. Так как работа над изложением рассчитана на 2 урока, то начале целесообразно прочитать текст изложения целиком в начале второго урока оставить на доске страницу 2 на время всего урока. В перемену между двумя уроками можно оставить на доске увеличенное изображение картины, включив звуковой файл на репродукции «Богатырей» (песня «Три горы»).
| Увеличение, прожектор |
Загрузить:
rus_lang_bogatyri_0.docrus_lang_bogatyri_1.ink
mimio-edu.ru
Урок литературы в 7 классе "СОЧИНЕНИЕ ПО РЕПРОДУКЦИИ С КАРТИНЫ В. ВАСНЕЦОВА «ТРИ БОГАТЫРЯ»" - ЛИТЕРАТУРА - КОНСПЕКТЫ УРОКОВ - КАТАЛОГ ФАЙЛОВ
Цели: подчеркнуть интерес поэтов, композиторов, художников к историческому прошлому; учить «читать» увиденное; развивать воображение, речь.
Методические приемы: аналитическая беседа.
Оборудование: репродукция картины.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Работа по новой теме.
1. Сообщение темы и целей урока.
2. Слово учителя с элементами беседы.
– Назовите ближайших соратников Ильи Муромца. (Добрыня Никитич отличался «вежеством» – вежливостью, воспитанностью, умом, умел держать себя с достоинством, был талантливым: пел, играл на гуслях. В бою страха не знал. Алеша Попович – остроумный, хитрый, побеждает врага смекалкой, сильный, ловкий, находчивый. («Алеша Попович и Тугарин», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».)
– В. М. Васнецов гостил на подмосковной даче у друга, любителя искусств (Мамонтова). Невдалеке он увидел три раскидистых дуба-великана. Два дуба стояли рядом, а третий – чуть позади. Глубоко ушли дубы корнями в родную землю, и ничто: ни бури, ни годы – не могло их сломить. Бродил художник по парку, и невольно приходила на ум мысль: «Это ведь наша матушка – Русь. Ее, как и дубы, голыми руками не возьмешь».
3. Работа по картине.
1) Беседа по вопросам.
– Какой эпизод из жизни богатырей изображен на картине? (Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович на «богатырском выезде», на дозоре.)
– Все ли спокойно в бескрайней степи? (Недобрый выдался день. По небу бегут грозные тучи. Ветер развевает гривы лошадей и треплет высокие травы, пригибая их к земле. Все вокруг: и холмы, и кустарники, трава и земля – окутано таинственностью и тревогой.
Тревога невольно передается богатырям. Поэтому Илья Муромец из-под руки всматривается в сумрачную даль. Взгляд его внимательный, настороженный.
Добрыня Никитич, надвинув щит на грудь, уже вздев ногу в стремя, вытащил из ножен меч. Его поза – порыв и движение. Состояние тревоги невольно передалось и его коню. Он рывком поднял голову, навострил уши, готов стремглав броситься вперед по велению своего седока. Конь Алеши Поповича пока спокоен, занят будничным делом: пытается щипать траву. Внешне спокоен и его хозяин, на лице его лукавая улыбка. Алеша Попович молодой, он кажется менее осторожным, но и он исподлобья всматривается в то, что привлекло внимание других витязей.
Молодость Алеши Поповича подчеркивает и внешность: стройная фигура, перехваченная широким поясом, шлем с золотыми наушниками, богатая и красивая пластинчатая кольчуга, в руке тугой лук с каленой стрелой и шелковой тетивой.
Богато и нарядно одет и Добрыня Никитич. Поверх кольчуги драгоценные княжеские доспехи, узорчатый высокий шлем. Щит сделан из красного металла. Лицо у витязя узкое, с длинной, густой бородой.
Старшим по годам и по ответственности, возложенной на него, является Илья Муромец. Лицо у него красивое, спокойное, глаза зоркие, нос прямой, окладистая борода с проседью. На правой руке богатыря палица «в сорок пуд», за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и копье. На голове витязя шлем, а на руках узорчатые рукавицы. «Ретив и смирен верный конь.» Он «то смирно стоит, то по повелению богатыря мчится по бранному полю», «и холод, и сеча ему ничего…».
Художник разместил воинов симметрично, в один ряд, что оттеняет, подчеркивает мощь и величие богатырей, единство их устремлений, добровольно возложивших на свои плечи защиту необъятных просторов русской земли.
Современные витязи имеют другое, более мощное вооружение, но задачи перед ними стоят прежние: защита священных рубежей Родины от любого рода захватчиков.)
2) Составление и запись в черновиках плана сочинения.
ПЛАН
1. Какой эпизод из жизни богатырей изображен на картине?
2. Гармонирует ли природа с содержанием картины?
3. Какова внешность витязей?
4. Продуманность композиции картины.
5. Защита рубежей Родины – священный долг.
III. Написание сочинения в черновиках.
Домашнее задание: подготовить характеристику одного из богатырей – сочинение.
pan-poznavajka.ru