Васнецов Виктор Михайлович. Васнецов виктор михайлович богатыри история создания картины
Васнецов Виктор Михайлович (1848 - 1926)
Полотно "Страшный суд" создавалось в 1896 - 1904 годах в числе других работ для Георгиевского собора в городе Гусь-Хрустальный Владимирской области по заказу крупнейшего заводчика и мецената Ю.С.Нечаева-Мальцева, который и строил этот собор. Художник выполнил несколько работ на религиозную тему, но "Страшный суд" должен был занять центральное место в соборе.
Художник сделал к картине большое количество эскизов, поэтому знакомые и друзья, видевшие эти эскизы в мастерской Васнецова, заранее проявляли к картине огромный интерес. Сначала художнику предложили картину экспонировать в Третьяковской галерее, но эта затея не удалась, так как габариты картины значительно превышали размеры помещения. Тем не менее такая выставка состоялась в февоале 1904 года в Историческом музее в Москве. Новое произведение вызвало многочисленные отклики в прессе, преимущественно восторженные. Позднее картина вместе с другими, выполненными для собора, выставлялась еще дважды: в залах Академии художеств в Петербурге и вновь в Историческом музее в Москве.
Наконец, в 1910 году картины были доставлены по месту назначения и укреплены на стенах Георгиевского собора, где они ненадолго обрели покой.
А вскоре после Октябрьской революции служба в соборе была прекращена. В феврале 1923 года власти вынесли решение: "...пустующее помещение Георгиевского собора передать культурно-просветительному учреждению..."В первое же воскресенье были устроены в помещении храма танцы, играл духовой оркестр...Устраивались диспуты на тему:"Есть ли бог?" В дальнейшем собор использовали то под мастерские, то под кинотеатр.
Тем временем картины были вывезены во владимирский Успенский собор. Вывозили как придется, без соблюдения осторожности. Более того, картину "Страшный суд" накатали на большую жердь, разорвав внизу и наскоро зашив бечевкой. А до этого он был сложен несколько раз и на сгибах потерся.
В 80-х годах прошлого века было решено вновь восстановить Геогиевский собор в Гусь-Хрустальном, а также вернуть на прежнее место картины Васнецова.
"Страшный суд" был в тяжелом состоянии. Поэтому его поручили реставрировать бригаде ленинградских реставраторов под руководством крупнейшего специалиста А.Я.Казакова, известного по восстановлению росписей Исаакиевского собора, Петергофа и Царского Села. Колоссальные размеры требовали большого помещения, поэтому реставрировали полотно в Екатерининском дворце г.Пушкина.
Работа, проведенная специалистами, была уникальной по объему и сложности. Цельный холст размером 700X680 сантиметров оказался проколотым более, чем в 70-и местах, имелись многочисленные разрывы краев, прорывы. Холст был серьезно деформирован, в результате образовались осыпи, отслаивания краски. Около года велась напряженная работа. И вот специальная комиссия приняла работу с оценкой "отлично". В 1983 году картина заняла свое место в Георгиевском соборе.
Художник воплотил в картине идею свободного нравственного выбора человека между добром и злом. Произведение было не просто иллюстрацией религиозного сюжета..Перед ним каждый мог ощутить себя на месте неведомой души, ожидающей приговора высшего суда. Пришедшие в собор люди должны были задуматься и сделать "свободной волей" свой выбор "пути в жизни". Васнецов красноречиво дает понять, что весы в руке ангела приходят в действие не только в момент Страшного суда. Вся средняя часть картины воспринимается как огромные весы, на чашах которых толпы праведников и грешников, свет и тьма... "Вся история человечества есть борьба человека зверя с человеком духовным...", писал художник.
Добро и зло в картине олицетворено в персонажах из русской и христианской истории. Среди праведников различимы фигуры византийских императоров Константина и Елены, княгини Ольги и князя Владимира, Александра Невского и Сергия Радонежского. Среди грешников - император Нерон, завоеватель Батый, восточные деспоты и римские кардиналы...Одновременно введено много персонажей-аллегорий: Вера, Надежда, Любовь, София, Милосердие и другие - с одной стороны, а с другой - Алчность, Пьянство, Разбой, Гнев ит.д. Активно использованы тексты и надписи.
Религия, история, фольклор здесь сложно переплетены. Так, скупец проглатывает золотые монеты - он похож чем-то на репинского Ивана Грозного...Среди праведников изображены старик со старухой, словно перенесенные на Суд из русской народной сказки, а блудницы, помещенные за спиной Дьявола, напоминают персонжей салонной живописи...
Один из критиков много лет назал писал так:"Страшный суд" - ряд символов, порой мощных, порой слабых, но в общем неотразимых. Это - страшная оратория вне времени и пространства. Но это одно из тех немногих истинно художественных творений, которые стоит увидеть раз, чтобы запомнить навсегда". И он был прав...
cvetamira.ru
Васнецов Виктор Михайлович. Биография, картины художника
3 мая (15 мая – по новому стилю) 1848 г., село Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии – 23 июля 1926 г., Москва
Родом из семьи священнослужителей. Отец Михаил Васильевич Васнецов, как и дед, и прадед был священником. На втором году рождения, мальчика и всю семью перевозят в село Рябово, где отец художника получил новый приход. В Рябово в той же губернии прошло детство художника вместе с пятью его братьями. Брат Аполинарий в будущем тоже стал художником, он был младше Виктора Васнецова на восемь лет. Васнецов учился в крестьянской художественной школе в то время, когда шла партийная борьба против священнослужителей. Отец Михаил не мог оплатить учёбу сына в живописи. Так в десять лет мальчик поступает в Вятское духовное училище, затем в четырнадцать – в Вятскую духовную семинарию. На последнем курсе, однако, Виктор уезжает поступать в Академию художеств, не окончив учёбы. Отец благословил сына, а тот выручил деньги на аукционе за две свои картины – «Молочница» и «Жница» - получил уже деньги, будучи в Петербурге. Так в 1867 году Васнецов приехал в Петербург практически без средств на существование.
В Академии художеств молодой Васнецов успешно сдаёт экзамен по рисованию. Но ещё не понял, что поступил и год обучался в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств. С 1868 года он приступает к занятиям в Академии, где его любимым наставником являлся П. Чистяков.
В Академии Васнецов близко дружил с Репиным, писал в духе передвижников жанровые картины. Его первая картина на передвижнической выставке – «Чаепитие в трактире» (1874).
В 1875 году Васнецов В.М. покидает Академию художеств, не окончив, и в 1876 едет в Париж, где находится более года вместе с пенсионерами Академии – Репиным и Поленовым. Пишет картину «Акробаты» (1877) – жанровое, исполненное с французскими декорациями произведение.
Вернувшись в Россию, он вступает в Товарищество передвижных художественных выставок, как жанровый художник. Художник переехал жить в Москву, его новые знакомые – С. Мамонтов и П. Третьяков. В Абрамцеве входит в кружок художников, где проектирует для имения церковь Спаса Нерукотворного. А занятия декорациями для Частной оперы Мамонтова приводят его к увлечению русским фольклором. Васнецов выходец из провинции, был покорён Москвой, её историческими памятниками, здесь развивается и крепнет талант русского художника, происходят большие перемены в его творчестве.
В 1880 году на VIII передвижной выставке появилась картина Васнецова В.М. – «После побоища Игоря Святославича с половцами» - по мотивам «Слова о полку Игореве». Об этой картине с восхищением отзывались И. Крамской, П. Чистяков и И. Репин. Эта картина написана на пороге смут и народных волнений. Задачей нового направления в живописи Васнецова является поиск положительного пути для России. Этому Васнецов посвятил всё своё дальнейшее творчество.
С 1885 по 1896 год Васнецов оформляет Владимирский собор в Киеве. Расписывал он собор вместе с М. Нестеровым. Так Васнецов В.М. стал известным иконописцем и получил большое количество церковных заказов.
В 1892 – профессор Академии. Однако позднее, в 1905 году Васнецов в знак протеста против политических предубеждений молодых художников отказывается от этого звания.
В 1893 году Васнецов получил звание действительного академика живописи.
В 1899 году свет увидела знаменитая картина Васнецова «Богатыри». Тогда состоялась персональная выставка русского художника.
В 1912 году Васнецов возведён в «дворянское Российской империи достоинство со всем нисходящим потомством». Его сказочные картины были символичны в то время Васнецов был противником революции и не принял произошедших перемен. Журналы в пух, и прах громили творчество художника. Последней незаконченной работой Васнецова был портрет М. Нестерова, доброго старого товарища и ученика. Жизнь художника закончилась в другой стране – СССР.
Известные произведения Васнецова Виктора Михайловича
Картина «С квартиры на квартиру» написана в 1876 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Это произведение пронизывает достоевское звучание сюжета. По сюжету картины старик со старухой изгнаны из квартиры по бедности – на это указывают старые одежды, собранный узел – вынуждены скитаться в поисках нового жилища. Лица их преисполнены страданием, в глазах отчаяние и растерянность. Тут же изображена бездомная собака, съёжившаяся от холода, что усиливает безысходность всей сцены. Эта картина считается лучшей из произведений Васнецова, выполненных в жанровом стиле. Здесь нет академизма, вместо которого изображены огромные недостатки общества. Именно поэтому художник оставил Академию художеств и примкнул к передвижничеству.
Васнецов «по мотивам» «Слова о полку Игореве» написал картину «После побоища Игоря Святославича с половцами» в 1880 году. Картину можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. На VIII передвижной выставке 1880 года о показанной картине И.Крамской сказал: « Это вещь удивительная, которая нескоро будет понята по-настоящему». Эта картина представляет собой не взгляд в прошлое, а из прошлого в настоящее. Картина изображает не саму битву, а её завершение. С этой картиной Васнецов перешёл от жанровой живописи к монументальным историческим и фольклорным произведениям. Композиционным и смысловым центром картины является нагрудный крест, свисающий с шеи убитого воина-отрока. Лицо павшего богатыря выражает спокойствие, в нём нет злобы. Всё это показывает умиротворённость картины. Стервятники символизируют бесов, рвущих души людей. Лишь переплетённые тела русского воина и половца говорят о недавнем свирепом бое.
Картина Васнецова В.М. «Алёнушка» (1881). Васнецов писал эту картину на сюжет русской сказки. Начал летом в Ахтырке под Абрамцевом, а закончил зимой в Москве. В то время он посещал музыкальные вечера Третьяковых, где слушал Баха, Моцарта, Бетховена. Васнецов долго вынашивал сюжет «Алёнушки» и написал лишь тогда, когда встретил русскую девушку с глазами полными печали, одиночества. «Каким-то особым русским духом веяло от неё» - рассказывал Васнецов. Лицо, поза, сцепленные пальцы выразительно отображают глубокую печаль девушки. Птицы сказочные притаились на ветвях деревьев. Здесь Васнецов передал переживания человека через природу. Тёмная вода омута притягивает Алёнушку.
Картина «Витязь на распутье» (1882). Создана картина Васнецовым по сюжету былины «Илья Муромец и разбойники». Первые наброски были сделаны художником в 1870-х годах. В 1878 году написан первый вариант картины «Витязь», который открывает серию фольклорных произведений Васнецова. В 1882 году русский художник пишет для С. Мамонтова второй вариант, больший по размерам, обладающий монументальностью живописи. Этот новый вариант был не последним, но стал общепризнанным. В данном произведении переплетаются фольклорная «фантастика» и реалистические детали. При написании картин он изучал историю эпохи в историческом музее, в Оружейной палате. Надписи на камне вещуне взяты художником в Публичной библиотеке. Витязь изображён с опущенным копьём в глубоком раздумье перед камнем, однако, из картины уже понятно какое единственное решение будет принято. Огромная птица – обязательный персонаж русского фольклора – распласталась на линии горизонта. На камне написано: - «Как прямо ехати –живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетаемому». Другие надписи («Направу ехати – женату бытии; налеву ехати – богату бытии») Васнецов частично стёр или спрятал подо мхом. Выписанные череп и кости дополняют фабулу картины.
Шедевр Васнецова В.М. Картина «Богатыри»
Картина создавалась с 1881 по 1898 годы и хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Над этой картиной художник работал почти тридцать лет (первый набросок был сделан в 1871 году). В Париже в 1876 году – эскиз, сделанный в парижской мастерской Поленова. В апреле 1898 года законченную картину купил П. Третьяков, «Богатыри» стали одним из последних его приобретений. В этом же году Васнецов организовал персональную выставку, на которой «Богатыри» были главным произведением. По словам Васнецова «Богатыри» были его творческим долгом, обязательством перед родным народом. Так наряду с жёстким отображением жизни (реализмом) возник интерес к истокам народной культуры, к фольклору.
Илья Муромец Васнецова простой бесхитростный человек, могучий воин.
Добрыня Никитич опытный мужественный, предусмотрительный и образованный (в молодости он прошёл «школу» у шести старцев). Этот образ взят Васнецовым из народного эпоса.
Зритель смотрит на богатырей как бы снизу вверх, что достигнуто приёмом расположения линии горизонта в более высокое положение. Тут и меч кладинец, и лютый конь под Ильёй, на что указывает массивная металлическая цепь. Всё это взято из былинных сказаний о русских богатырях.
- С квартиры на квартиру
- Витязь на распутье
- После побоища Игоря Святославича с половцами
- Богатырский скок
- Бой скифов со славянами
- Иван царевич на сером волке
- Царь Иван Васильевич Грозный
- Портрет Е.А. Праховой
- Портрет Васнецовой дочери художника
- Сирин и Алконост, песнь радости и печали
- Спящая царевна
rus-artist.ru
Произведения искусства, как и люди, имеют свою судьбу и свою биографию. Многие из них сначала принесли славу и известность своим создателям, а потом бесследно улетучились из памяти потомков. Творчество Виктора Михайловича Васнецова принадлежит к счастливым исключениям в искусстве, рожденные художником живописные образы входят в нашу жизнь с самого детства. С возрастом их могут сменять другие увлечения, появляются новые властители дум, но полотна В. Васнецова никогда не вытесняются полностью, наоборот — еще больше уплотняются в человеческой памяти. В поисках возвышенных чувств художник обращается к русской седой старине — былинам и сказкам. Он с детства полюбил сказки и народную поэзию, знал и любил историю своей страны, ценил ее и гордился ею. Неторопливые, протяжные сказания про крестьянского сына Илью Муромца, который «славен не родом, а подвигом», про Добрыню Никитича — «грамотой вострого, на речах разумного», про «бабьего пересмешника» Алешу Поповича и других русских богатырей навсегда пленили художника. Былинная богатырская тема проходит через все творчество В.М. Васнецова, в минувшем прошлом он находит отклики на тревоги и чаяния окружающей его современной ему жизни. Полон глубокого смысла образ витязя, в раздумье остановившегося у трех дорог, светла и трогательна печаль васнецовской «Аленушки»... Апофеозом русской богатырской славы являются «Богатыри», в которых В. Васнецов выразил свое возвышенно-романтическое и в то же время глубоко гражданское понимание идеала национальной красоты русского народа. Для своего произведения художник выбирает самых известных и любимых народом витязей. ...Летом 1880 года В.М. Васнецов жил в тихой и спокойной Ахтырке, неподалеку от Абрамцева. Казалось бы, XIX век сюда еще даже не шагнул, плавно и размеренно протекала здесь жизнь, и художник потянулся к старой своей задумке, замысленной еще лет десять назад. Невдалеке от дома, словно могучие часовые, стояли рядом друг с другом три раскидистых великана-дуба — краса и гордость дубовой рощи. Глубоко ушли они корнями в родную почву, и ничто — ни бури, ни годы — не властны были над их величественной статью. Сам художник впоследствии говорил, что именно абрамцевские дубы надоумили его, как писать богатырей. Первоначальный замысел картины зародился у В. Васнецова, еще когда он был в Париже. Тогда своих богатырей он набросал в эскизе, сильно восхитившем В.Д. Поленова. В. Васнецов сразу же хотел подарить этот эскиз художнику, но В.Д. Поленов отказался. «Преподнесете, когда исполните картину, — сказал он, — а пока пусть он у Вас будет». Долгое время другие крупные работы отвлекали В. Васнецова от «Богатырей», но они неотступно были перед ним, преследовали художника, он считал их своим творческим «долгом, обязательством перед народом, который меня вырастил, воспитал, вооружил умением». И вот в 1881 году В. Васнецов возвращается к работе над «Богатырями» — к картине о доблестных рыцарях, защитниках угнетенных, а по сути — к рассказу о силе народа, его стойкости и героизме. Дать общий портрет самых прославленных, самых выдающихся русских богатырей, в которых народ по праву видел национальных героев, — задача была не из легких! Об этих героях во многих былинах рассказывается, согласно былинным описаниям и изобразил их В. Васнецов на своем полотне. Всю ширь огромной стены в Третьяковской галерее занимают «Богатыри», и кажется, что нет уже самой стены, а есть только даль неоглядная, далекий горизонт, холмы, темнеющий вдалеке лес да грозно бегущие тучи, что гонит по небу крепчающий ветер. А еще крохотные елочки, до которых рукой подать... А на переднем плане этого огромного полотна — «Богатыри» на заставе, богатыри на защите родной земли. Как писал В. Васнецов в письме к профессору Академии художеств, «картина моя «Богатыри» — Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого!» Илья Муромец по былинным сказаниям был главным из богатырей. Обращаясь к нему, киевский князь Владимир так и говорит: Уж те быть над всеми во поле богатырями, Над всеми-то быть да атаманами, Распорядителем быть те, Илья Муромец. Но, будучи главным над другими, Илья Муромец вместе с тем связан с ними узами братства, неразрывными узами боевого товарищества. Как поехал Илья исполнять поручение князя «во чисто поле»: Он наехал богатырей в белых шатрах: Во-первых, нашел Добрынюшку Никитича, Во-вторых, нашел Алешеньку Поповича. Он ведь тут с ними скоро все знакомится; Он побратался крестами золотыми тут, Называет их крестовыми все брателками. Три побратима и изображены на картине В. Васнецова, их боевое товарищество и боевая верность друг другу. И не потому выделяется Илья Муромец среди других, что был сильнее их, и не только потому, что смерть «во чистом поле» (т.е. в бою) не была предназначена ему. Отличается он прямотой душевной, волей стойкой, умом, заботу о бедных и сиротах берет на себя. У других богатырей имеются и другие интересы, например, Алеша Попович не прочь и во дворце послужить и красавицу соблазнить; Добрыня Никитич — молодой женой на пиру похвастать. А у Ильи-Муромца только одна-единственная заботушка — народу послужить! «За землю русскую да за стольный Киев-град» с врагами побиться, «за вдов, за сирот, за бедных людей». Таким рисуют Илью Муромца русские былины, таким его понял и изобразил на своей картине В. Васнецов. Широко открытый прямой взор, простые, но чрезвычайно благородные черты лица, твердый лоб и крепко сомкнутый под большими усами рот говорят о его сильной воле. У каждого из богатырей своя биография, свой нрав и характер. Добрыня Никитич — знатного происхождения, «сын богатого гостя рязанского и жены его Амелфы Тимофеевны». Он умеет обходительной, разумной речью избежать ссоры и добиться успеха. Алеша Попович — «сын соборного попа ростовского». Он победил Тугарина Змеевича и много раз отважно сражался с кочевниками. Требовательный к себе, В. Васнецов несколько раз переделывал те места, которые почему-то не удовлетворяли его в картине. Казалось бы, уже давно найдены позы и движения коней, уже великолепно выписан пейзаж, а художник все искал и работал над лицами. Особенно много работал он над образом Добрыни Никитича. Несколько раз переписывал В. Васнецов Добрыню, используя и эскиз, сделанный с одного крестьянина, и портреты родственников. Лицо Добрыни стало собирательным типом Васнецовых — отца, деда и отчасти самого Виктора Михайловича. Для Алеши Поповича художнику позировал в Абрамцеве рано умерший, талантливый Андрей, младший сын Саввы Мамонтова. Для Ильи Муромца художник искал все новые и новые типажи, зарисовывая то Ивана Петрова, абрамцевского кузнеца, — степенного, красивого, со спокойными и внимательными глазами; а то ломового извозчика, которого встретил уже в Москве и упросил позировать. «Иду по набережной около Крымского моста, — рассказывал потом В. Васнецов, — и вижу: стоит около полка здоровенный детина, точь-в-точь вылитый мой Илья». Под стать богатырям и их кони. Традиционен для русской живописи подбор масти богатырских коней — белый, гнедой, вороной. Это излюбленные цветовые сочетания народных преданий и сказок, достаточно вспомнить хотя бы только «Сивку-бурку, вещего каурку». Вот, например, грузный и лохматый «Воронеюшко» Ильи Муромца — самый «былинный» конь, такой же мощный и упористый, как и его седок. Он стоит спокойно, только слегка потряхивает бубенчиками, круто выгнув шею и косясь налитым кровью глазом. Но сила у него могучая, поистине сказочная. Стоит только «Воронеюшке» тронуться с места — загудит земля под его тяжелыми копытами, из ноздрей пар и пламя запышут... Общее настроение торжественной приподнятости придает картине и пейзаж, который, как признавал сам художник, «тяжело ему давался». На бескрайних просторах гуляет ветер и гонит по небу тяжелые грозовые тучи, пригибает к земле буйные травы, развевает лошадиные гривы. За спинами богатырей тянется волнистая гряда холмов, под ногами богатырских коней колышется ковыль, а все вместе эти детали заставляют зрителя вспомнить строки «Слова о полку Игореве»: «О Русская земля! ты уже за холмом». Вышли «Богатыри» посмотреть, «не обижают ли кого где» и этими словами былин многое сказано. Еще всматривается из-под руки, на которой висит палица «в 90 пудов», Илья Муромец. Щит у него на плече, огромное копье еще не взято наперевес, но уже зорко смотрит он вокруг. А Добрыня Никитич уже и меч из ножен вынул, и щит на грудь завел, и ногу в стремена вздел. Вот-вот пустит он вскачь своего скакуна, которого (судя по сбруе) добыл в схватке с чужеземцем. А немного поодаль, справа от Ильи Муромца, с лукавой улыбкой на смуглом, чуть раскосом лице, стоит Алеша Попович. Чуть исподлобья смотрит он, и конь его, нагнув шею, пока еще пытается щипать траву. Но по глазам видно, что готовит каверзу врагам этот юный витязь, который, может быть, и не так силен, как его товарищи, зато он ловок, увертлив, «напуском смел». Не в смертельной схватке показал своих героев В. Васнецов, а на страже, но уже прославившимися своей волей к победе. Много лет писал художник своих «Богатырей», но зрителю кажется, что в едином порыве вылилось из-под кисти художника это живописное сказание. Все в этом полотне продумано до деталей и убедительно настолько, что ничего в нем нельзя изменить. «Не обижают ли кого где!» — вот основа васнецовского замысла, ради которого он трудился целых 25 лет. И богатырская застава Виктора Михайловича Васнецова и поныне несет свою нелегкую службу. |
historylib.org