Конспект урока на тему "Богатыри – защитники земли Русской". Былинные богатыри защитники земли русской по картине васнецова


«Былинные богатыри – защитники земли русской»

Стадия проекта:

Проект реализован

Цель проекта:

Развитие патриотических чувств на основе знакомства детей с героическими образами былинных богатырей.

Задачи проекта:

Образовательные: • Познакомить детей с литературными и музыкальными произведениями, воспевающими подвиги русских богатырей. • Расширять кругозор детей, дать представление об оружии, снаряжении и их использовании. • Познакомить детей с Государственной Третьяковской галереей, с картинами В.М. Васнецова. Развивающие: • Развитие у детей чувства патриотизма через знакомство с былинами и легендами о русских богатырях, защитниках земли русской. • Приобщать детей к прикладному творчеству по изготовлению и изображению элементов и эпизодов жизни и быта русских богатырей. • Активизировать детей и родителей на создание мини-музея «Сказка в творчестве русских художников». • Продолжать развивать у детей двигательную активность. Воспитательные: • Приобщать детей к русской национальной культуре. • Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать

Достигнутые результаты:

• Дети приобрели первичные знания и представления о выдающихся личностях отечественной истории: - о героях былин и об их подвигах, - об оружии и снаряжении богатырей и их использовании. • Дети виртуально познакомились с Третьяковской галереей, в частности с художником В.М. Васнецовым и его творчеством. • Создан мини - музей «Былинные богатыри – защитники земли русской».

Социальная значимость проекта:

В настоящее время жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. Однако, анализ современной ситуации показывает, что дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о выдающихся защитниках отечества, о событиях военной истории нашей страны, о достижениях и величии исторического прошлого России. Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, чтят память погибших защитников Родины, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу страну от иноплеменных захватчиков. В связи с этим особую значимость приобретает знакомство детей дошкольного возраста с жизнью древней Руси, ее героями, полководцами, героическими событиями, которые происходили в России.

Мероприятия, проведенные в рамках проекта:

№ п/п 1 неделя

1. Беседа «В.М. Васнецов – русский художник». 2. Чтение русской былины «Илья Муромец и Соловей разбойник». 3. Рисование «Богатыри земли русской» 4. Слушание записи отрывка 2-ой симфонии А. Бородина «Богатырская». 2 неделя 5. Чтение русской былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич». 6. Беседа по картине В.М. Васнецова «Богатыри». 7. Лепка «Змей Горыныч и богатыри». 8. Прогулка. Строительство снежной крепости для богатырей. 9. Дидактическая игра «Собери богатыря в дорогу». 3 неделя 10. Чтение русской былины «Добрыня и Змей». 11. Беседа по картине В. М. Васнецова «Витязь на распутье». 12. Аппликация «Богатырская застава». 13. Совместный спортивный досуг «Не перевелись еще богатыри на Руси». 4 неделя 14. Беседа по картине В.М. Васнецова «Богатырский скок». 15. Выставка сотворчества родителей и детей «Былинные богатыри – защитники земли русской». 16. Выставка костюмов «Богатыри». 17. Выставка картин В.М. Васнецова с изображением богатырей. 18. Открытие мини – музея «Былинные богатыри – защитники земли русской». 19. Подведение итогов работы над проектом. Определение перспективы дальнейшей деятельности.

Охват проекта:

Дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители воспитанников.

Затраченные ресурсы:

30.01.2017 - 24.02.2017

Дата старта проекта:

30.01.2017

Документы, подтверждающие достижения соискателя, реализацию проекта, сроки и стоимость проекта

xn----7sbhhdd7apencbh6a5g9c.xn--p1ai

Конспект урока на тему "Богатыри – защитники земли Русской"

Тема: Богатыри – защитники земли Русской.

Представиться, попросить не обижаться на незнание имен, пусть встают и говорят имя свое. 1 СЛАЙД

Ответьте мне на вопрос. Что такое время? И что такое времена?

Времена можно понимать по-разному. Для кого-то время – это кудесник, отсчитывающий часы жизни. Для кого-то – это мудрые волшебники, которые умеют распоряжаться секундами и минутами. А есть знатоки, управляющие  будущим временем. Вы тоже можете стать властелинами своего времени, если научитесь беречь секунды и минуты. Время связывает прошлое и будущее. В народе говорят: « Человек без прошлого, не имеет будущего». Скажите, как вы понимаете это высказывание? 2 СЛАЙД

Я предлагаю сегодня вам совершить небольшое путешествие во времени, в прошлое нашей страны. Мы узнаем о тех, кто давно-давно охранял и защищал границы нашей Родины. 3 СЛАЙД

Все вы наверное смотрели мультики про Алешу Поповича и Тугарина Змея, Добрыня Никтича и Змея Горыныча, Илью Муромца и Соловья-разбойника. Конечно же, эти мультфильмы адаптированы под наше с вами понимание, под то время, в которое мы живем, однако в них рассказывается о некогда существовавших на нашей земле могучих воинах. Давайте с вами послушаем отрывок из одной песни, вы внимательно послушаете и вникните в слова. (песня prokofevvstava…) 50 сек.

О чем эта песня? Какое у нее настроение? Какие картинки перед глазами возникают при ее прослушивании?

Песня-призыв. Не правда ли, она придает силу духа, хочется поспешить на помощь слабому, хочется восстановить справедливость, защитить любимое Отечество. Верно?

Итак, ребята: как назывались самые первые защитники нашей Родины? - -Кто такие богатыри в вашем понимании? после их ответа СЛАЙД 4 несколько секунд и СЛАЙД 5, сказать, что существует множество определений слова богатырь.

Каких богатырей вы знаете? (Святогор – богатырь огромных размеров, который не смог присеоединиться к остальным богатырям, так как не с кем ему было помериться силой и Никита Кожемяка, который голыми руками одолел змея).

После того, как они назовут богатырей, я покажу Святогора 6 СЛАЙД

Богатырь - воин, который отличается необычной силой, мужеством, удалью и умом. То есть, когда вы слышите, что такие силачи как богатыри не обладали умом, знайте, что это неправда. В бою всегда требовалась смекалка помимо физической силы. Богатыри были всесторонне развиты и к этому должны стремиться мы с вами.

СЛАЙД 7 В давние-давние времена ещё в Древней Руси стояли богатыри на страже нашей Родины на заставе (границе). Без устали разъезжали они на могучих конях, зорко всматриваясь вдаль: не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней. Они надеялись, жизнь станет лучше, счастливее, если не детям, то внукам – и их тяжкие труды не пропадут напрасно. Поэтому они завещали беречь землю русскую – нашу Родину.

СЛАЙД 8 Богатырь – это человек очень большой силы, стойкости отваги. На Руси богатыри появились в то время, когда чужеземные захватчики грабили и убивали простых людей. СЛАЙД 9

На их защиту стали люди сильные, мужественные, горячо любившие свою родину. СЛАЙД 10 И о них слагали былины. Ребята, а что такое былина? И в чем ее отличие от сказки? После их ответа СЛАЙД 11

Былина от слова «было». А сказка это как правило выдумка. Безусловно, события в былине могут быть приукрашены, но тем не менее все события подлинны.

Отрывок из былины про Илью Муромца.

Его добрый конь да богатырский 

С горы на гору стал перескакивать,

С холма на холм стал перамахивать, 

Мелки реченьки, озерка промеж ног пускал. 

Засвистал-то Соловей да по-соловьему, 

Закричал злодей-разбойник по-звериному – 

Темны лесушки к земле все приклонилися. 

Ребята, нам ведь ясно, что не может быть такого, что сразу лес к земле склонился, что с одной горы конь на другую прыгает, но так написано в былине. Скажите, а для чего автор так преувеличивает?

(может быть про гиперболу рассказать)

Давайте послушаем, как начинались былины о богатырях (включить аудио)

Мы услышали, как эти слова прославляют силу русских богатырей и нашей земли.

Скажите, а как былины дошли до наших дней? Как мы с вами узнали былины Древней Руси? После их ответа СЛАЙД 12

Рукописные книги писали летописцы и некоторые книги сохранились до наших дней. Некоторые былины передавались из уст в уста, поэтому определенного автора, имя которого мы могли бы назвать, у них нет.

А как былины рассказывались в эти древние времена, кто-нибудь знает?

- Жили когда-то на Руси  Великой люди - песенники-сказители. СЛАЙД 13 вот они, на слайде. Они сочиняли и пели-рассказывали  былины. Былины всегда было принято рассказывать, играя мелодию на гуслях. И я вам предлагаю посмотреть и послушать, как это делалось традиционно, на примере былины об Илье Муромце (видео)

После видео Слайд 14 Картина Васнецова «Три богатыря»

  • Знаменитая картина «Богатыри» была создана в подмосковном селе Абрамцево. Это полотно сегодня часто называют «Три богатыря». Васнецов описание картины дал в короткой, но емкой реплике: «Богатыри Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где врага, не обижают ли кого».

  • Работа над великим холстом заняла у художника почти семнадцать лет, а началась она с эскиза, сделанного карандашом, в далеком Париже. Едва художник сделал финальный штрих, как Павел Михайлович Третьяков (это был очень богатый человек, купец, покупающий все произведения искусства, которые он встречал, путешествуя и общаясь с разными талантливыми людьми своего времени, чтобы объединить в одном месте и таким образом сохранить для будущих поколений, для нас с вами, чтобы мы имели возможность изучать историю, повышать свою культуру и наслаждаться этими произведениями искусства) купил полотно для своей коллекции. Так обрела свое место в Третьяковке эта картина Васнецова. Три богатыря и по сей день смотрят на нас со стены знаменитой галереи.

Ребята, а кто из вас сможет выйти и правильно назвать богатырей, изображенных на этой картине.

Слева направо: Добрыня, Илья и Алеша.

А может быть кто-нибудь из вас бывал с родителями в Третьяковской галерее и видел эту картину своими глазами? Расспросить о чувствах.

Если не были, то спросить, где она находится, галерея эта. (в москве и послать их туда в будущем)

Даже глядя на эту картину мы можем охарактеризовать богатырей. Охарактеризуйте мне Илью, потом Алешу, потом Добрыню.

Теперь я расскажу вам о каждом из них.

« Как одно на небе красно – солнышко,

А один на Руси Илья – Муромец».

Сидел сиднем тридцать лет, а вылечили его люди прохожие - дали испить водицы. Больше всего люди любили да и теперь уважают этого богатыря Илью Муромца. Его даже причислили к лику российских Святых, и у него остался в истории день рождения - 1 января. В день, когда мы празднуем Новый год, вспомните также, что это и день рождения Ильи Ивановича, великого защитника земли русской.

Когда мощи Ильи Муромца изучали современные ученые, они были ошеломлены.

Это был могучий мужчина, скончавшийся в возрасте 45-55 лет, ростом 177 см. В 12 веке, когда жил Илья, такой человек считался высоким (средний рост мужчины того времени – 165 см).

На костях Ильи обнаружили следы битв – множественные переломы ключиц, сломанные ребра, следы от удара копья, сабли, меча.

Это подтверждало сведения о том, что Илья был могучим воином, участником жестоких сражений.

Кроме того, исследователи считают, что, в полном согласии с произведениями устного народного творчества, Илья на самом деле долгое время не мог ходить, так как перенес тяжелое заболевание – туберкулез костей или полиомиелит, что стало причиной паралича ног. 

Добрыня Никитич рисуется в былинах вторым по силе и значению богатырем после Ильи Муромца.

По происхождению Добрыня Никитич – княжеского рода, что, тем не менее, не помешало ему завоевать любовь и признание у простого народа. В былинах богатырь образован, тактичен, обходителен, умел найти общий язык со всеми, не зря князь Владимир назначил его своим послом.

Добрыня – из русского языка – от добрый. Он творит добро – и это одна из характерных черт могучего былинного богатыря. Добрыня бьётся со Змеем Горынычем и освобождает племянницу князя Владимира Забаву Путятичну

И на картине он изображен в середине, так как благодаря его усилиям и талантам богатырская троица остаётся восстановленной даже после того, как Илья Муромец и Алёша Попович ссорятся.

Алеша Попович – самый младший из всех, сын ростовского попа Леонтия. Рождение Алеши Поповича сопровождается громом; Алёша-младенец просит пеленать его не пеленами, но кольчугою; затем он немедленно просит у матери благословенья погулять по белу свету: выясняется, что он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьём и саблей и т. п. Ему свойственны удаль, натиск, сметливость, находчивость, хитроумие.

Алёшу Поповича отличает не сила.

  • Посмотрите, как одеты богатыри. Как называется одежда? (шлем, кольчуга)

  • И, конечно же, конь для богатыря был не просто средством передвижения, конь был другом, соратником в бою, к нему относились как к человеку.

Давайте с вами проведем богатырскую физминутку. Выйдете из-за парт, повторяем движения за мной.

Физкультминутка

Дружно встали – раз, два, три-

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

Наклонились влево, вправо

Получается на славу!

Давайте , ребята, отгадаем загадки о богатырях:

2) Доброе имя носил богатырь –

Врагов не жалел, Отчизну любил.

Вместе с Муромцем служил,

Супостатов сокрушил. (Добрыня Никитич)

1) Храбрый и смелый – отважный смельчак.

Рода поповского наш весельчак.

Самый младой из троих богатырь,

Русь защищал, врагов он разил. ( Алёша Попович)

3)Долго могучая сила в нём зрела,

А пробудилась от горя она.

Встал богатырь за Отчизну

И смело бился – себя не щадя и врага. (Илья Муромец)

Идет время, бежит, ни на минуту не останавливается. Тысячу лет прошло, ребята, а мы гордимся делами и подвигами этих витязей – богатырей. Благодарный народ установил во многих городах России памятники богатырям….

Слайд 15 - ПАМЯТНИК СВЯТОГОРУ В Г. ЯЛТЕ

Слайд 16 - ПАМЯТНИКИ ИЛЬЕ МУРОМЦУ В Г. МУРОМЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Слайд 17 - ПАМЯТНИКИ ИЛЬЕ МУРОМЦУ ВО ВЛАДИВОСТОКЕ И Г. ЖЕЛЕЗНОГОРСК КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ.

Слайд 18 - ПАМЯТНИК ДОБРЫНЕ НИКИТИЧУ В П. ШИЛОВО РЯЗАНСКОЙ ОБЛ.

Слайд 19 - ПАМЯТНИКИ ТРЕМ БОГАТЫРЯМ В Г.КОЗЕЛЬСКЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛ. И В Г. САМАРЕ.

Слайд 20 - ПАМЯТНИК АЛЕШЕ ПОПОВИЧУ В УДМУРТИИ

Как видите, им так же, как и героям Великой Отечественной Войны устанавливают памятники.

Да, богатырей на Руси не счесть. И не только былинными — Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, но и настоящими страна наша богата — князьями, полководцами, солдатами, спортсменами тоже. В ряду самых знаменитых борцов-классиков стоят имена

«чемпиона чемпионов», 45 лет жизни он провел на борцовском ковре и лишь один раз потерпел поражение.

  • Слайд 22 - Александр Знаменский, исполнял рекордные силовые номера, поднимал оркестр, держал на себе карусель, носил пианино с играющим человеком.

  • Слайд 23 - Валентин Иванович ДикУль (род. 1947) — выдающийся атлет нашего времени. Он выполнял на арене цирка два неповторимых силовых номера: удерживал на своем теле металлическую «пирамиду» весом в одну тонну, а на спине — автомобиль «Волга» (при этом нагрузка составляла 1570 килограммов). Слайд 24 Уникальность этих номеров еще и в том, что выполнял их атлет после травмы позвоночника. Почти семь лет он не мог двигаться. С помощью тренажеров собственной конструкции сумел восстановить прежнюю форму. Сейчас В. И. Дикуль возглавляет Центр реабилитации больных со спинномозговой травмой и последствиями церебрального паралича.

Слайд 25 Василий Алексеев, он из нашего города – Шахты Самый сильный человек 70-х, обладатель 80 мировых рекордов и двукратный олимпийский чемпион по тяжелой атлетике.

Всё может родная земля!

Слайд 26 - Может накормить тебя тёплым и вкусным хлебом,

Слайд 27- напоить чистой водой,

Слайд 28 - удивить своей красотой.

Слайд 29- И только защитить сама себя она не может…

Поэтому защита Отечества и родной земли – долг тех, кто ест её хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой!

-Оставили богатыри завет вам , своим потомкам: – Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей, Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.

Викторина CЛАЙД 30

РЕФЛЕКСИЯ

-Кто запомнил что завещали нам наши богатыри земли русской?

- Что вы сегодня интересного услышали на уроке?

- Какие имена мы сегодня называли?

- Кто автор картины «Богатыри»?

- Как называются русские народные песни о подвигах богатырей?

СЛАЙД 31

globuss24.ru

Открытое занятие "Былинные богатыри — защитники земли русской"

Открытое занятие Былинные богатыри — защитники земли русскойОткрытое занятие "Былинные богатыри — защитники земли русской"

МЕТОД ПРОЕКТОВ В ДОУ

проект "Россия — путешествие в прошлое. История, традиции и культура России"

Автор работы: Линник Оксана Валерьевна

Занимаемая должность: воспитатель

Место выполнения работы: МДОУ "Детский сад № 9 "Ласточка г. Ртищево Саратовской области", 2015 г.

Аннотация:

Педагоги нашей группы серьёзно задумались над тем, как возродить работу по формированию патриотических чувств у детей и разработали долгосрочный проект "Россия — путешествие в прошлое", где охватывается темы истории, традиции и культуры России:

«История возникновения Руси», «Былинные богатыри – первые защитники земли русской», «Великие князья Руси», «Петр Великий», «Полководцы и герои», «Быт и уклад жизни наших предков», «Народные традиции и промыслы», «Герои Великой отечественной войны»

В настоящее время жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. Однако анализ современной ситуации показывает, что дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о выдающихся защитниках Отечества, о событиях военной истории нашей страны, о достижениях и величии исторического прошлого России.

 

Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину.

В связи с этим особую значимость приобретает знакомство детей дошкольного возраста с жизнью древней Руси, её героями, полководцами, героическими событиями, которые происходили в России.

Представляю вашему вниманию открытое мероприятие по теме месяца "Былинные богатыри — защитники земли русской". Презентация к данному мероприятию прилагается.

Возраст детей: 6-7 лет.

Программное содержание:

  1. Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях.
  2. Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче, Никите Кожемякине, Микуле Селяниновиче, Святогоре, Горыне, Дубыне, Усыне.
  3. Сформировать представление о Богатыре – Стихии и о Богатыре – Человеке.
  4. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
  5. Обогатить словарь детей существительными: богатырь, былина, сказитель, кольчуга, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, булава, уздечка, стремена, ножны.
  6. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, музыкально — художественная. Основная образовательная область: социально-коммуникативное развитие

Интегрируемые образовательные области: коммуникация, познание – формирование целостной картины мира, художественное творчество, физическая культура.

Предварительная работа.

  1. Работа по подбору иллюстративного материала по теме «Былинные богатыри – защитники земли Русской».
  2. Рассматривание репродукций картин В. М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», «Побоище», «Баян». К. Васильев «Настасья Микулишна», «Битва на Калиновом мосту», И.Я. Билибин «Илья Муромец и Соловей разбойник»; «Святогор богатырь и Илья Муромец»
  3. Слушание фрагментов произведений: А. Бородин «Богатырская симфония», М.П. Мусоргский «Богатырские ворота», звучание праздничных колоколов; песня А. Пахмутовой «Богатырская сила»
  4. Чтение русских былин и сказок «Как Илья Муромец богатырем стал», «Илья Муромец и Соловей – Разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Добрыня и Змей», «Святогор», «Вольга и Микула Селянович», «Садко», «Никита Кожемяка», и др.
  5. Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
  6. Книжная выставка:
  • "Сказки о русских богатырях". Москва ООО "Дом Славянской книги", 2007
  • О. Тихомиров «На поле Куликовом». Изд. «Малыш», Москва, 1980.
  • Л.Обухова «Званко – сын Добрилы». Изд. «Малыш», Москва, 1998.
  • Н.Ф. Виноградова, Л.А. Соколова «Моя страна – Россия». Москва, изд. «Просвещение», 2005.
  • Г.В. Сёмкин, Атлас «Страна, в которой я живу». Изд. «Росмэн», Москва, 2004.
  • Хрестоматия по литературе. Изд. "Детская книга", Саратов, 1994г.

7. Дидактические игры

  • Альбом «Былинные богатыри»
  • Альбомы на печатной основе "Великий ратный обычай", "Русские богатыри"
  • Д/И "Снаряди богатыря", «Герои русских былин»
  • Презентация — викторина "Богатыри земли русской"

8. Активизация словаря:

Ратник, богатырь. Богатырь – стихия, былина, сказитель, нараспев, витязь, оратай, кольчуга, сбруя, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, уздечка, упряжь, булава, пахарь, ножны, оберёг.

9. Чтение и заучивание пословиц и поговорок о силе, смелости и отваге русских богатырей.

10. Оформление «Мини-Музея»:

  • Одежда богатырей, щиты, мечи, шлемы;
  • родовое дерево дуб (нарисованное);
  • панно «Русские богатыри»;
  • рисунки детей, аппликации.

11. Разучивание с детьми ролей инсценировки, танца.

Материалы и оборудование: Иллюстрации богатырей Древней Руси, нечистой силы: Соловья – разбойника, Змея-Горыныча. Карточки с изображением одежды (рубаха, кольчуга, шлем, оружия богатырей (меч, булава, кистень, щит), костюмы богатырей, карточки с изображением с предметов современной одежды, музыкально- художественные пособия, а также материалы для продуктивной деятельности: шаблоны для аппликации, клей, клеёнка. Дубовые листья из бумаги.

конспект "Былинные богатыри-защитники земли русской»

Воспитатель. Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя. Как называется наша страна?

Дети: Наша страна называется – Россия.

Воспитатель. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Как вы понимаете слово Родина?

Дети: Родина – значит родная. Как мать и отец.

Воспитатель: Подойдите к карте. Посмотрите, пожалуйста, какая она – наша Родина?

Дети. Большая, огромная, необъятная, красивая, богатая. Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы, леса и поля. Россия – самая большая страна в мире.

Воспитатель. Как вы думаете, всегда ли наша Родина была такой?

Дети. Она была меньше. Не такой красивой. Здесь проживало не так много людей.

Воспитатель. Более тысячи лет назад образовалось русское государство. Называлось оно Русь. Было оно вначале маленькое, но для наших предков-славян это была Родина.

Посмотрите вокруг, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Дети: Мы будем говорить прошлом нашей Родины, потому что изображена карта Руси. А ещё о богатырях, т.к. здесь книги о богатырях, картины, богатырская одежда.

Воспитатель: Правильно, ребята, сегодня мы перенесемся в прошлое России. Много у нас на Руси лесов, рек, животных и растений. Вот и привлекали все эти богатства издавна наших врагов – хотели они завладеть нашими землями. В давние-давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства.

Выходит девочка в русском национальном костюме.

Девочка: Здравствуйте, добрые молодцы и красные девицы!

Дети здороваются.

Девочка: Хорошо живется на Руси-матушке, велика и могуча наша страна, широко раскинулась по полям да по лесам. Много здесь богатств, много рыбы красной, да меха ценного, много ягод да грибов… Только неспокойно стало в царстве — государстве нашем. Повадились налетать на нас силы тёмные да нечисть всякая…

Раздаются звуки воя, Свиста, топота коней, крики (музыкальное сопровождение – приложение 1)

Воспитатель: Ребята! Беда — то какая! Нечисть на нас напала, будут наших молодцев рубить да данью нас облагать. А что бы узнать кто это, нужно отгадать загадки:

Свист соловьиныйВзор орлиныйНе зверь, не охотникА (соловей разбойник)

Из-за сопок и полейПоказался некий зверьВ ноздри он дышал огнемНочью стало словно днем

Он украл забавуПотащил в дубраву

(Змей Горыныч)

-Что же нам делать? Кто же нам теперь поможет?

Раздается звон колокола (музыкальное сопровождение – приложение 2).

Ребенок: Позвоним сейчас в набат, будем богатырей звать. Издавна колокол людям помогает, как беда случится — сразу звонит, на помощь всех зовет…

Слышится музыка, начинается песня «Богатырская» А. Пахмутовой (музыкальное сопровождение – приложение 3, Танец богатырей).

Воспитатель: А вот и наши защитники! Ребята, вы узнали кто это?

Дети: Это богатыри…

Воспитатель: А кто такие богатыри?

Дети: Это люди, которые защищают нашу Родину от врагов.

Беседа о Богатыре – Стихии.

Воспитатель: Ребята, по преданиям и былинам какие существовали богатыри?

Дети: Богатыри – стихии и богатырь – человек.

Воспитатель: Богатырь – стихия был богатырём – великаном. Вспомните, кто из богатырей – великанов был Богатырь – Стихия?

Дети: Это богатырь – стихия Святогор, Горыня, Дубыня, Усыня.

Воспитатель: Расскажите об этих богатырях. Кто такой был Горыня, Дубыня, Усыня и Святогор?

Отвечают дети, с заранее выученным текстом

  1. Горыня ходил по горам, выворачивал камни, ломал горы, валил деревья. Горыня был горным великаном.
  2. Дубыня был лесной великан. В своих лесах он вёл себя как заботливый хозяин – дубы выравнивал. Который дуб высок был, того в землю вталкивал, а который низок – из земли вытянет.
  3. Усыня – речной великан. Сам – то Усыня с ноготок, борода с локоток, а вот усы невероятной длины, по земле тащатся. Усыня спёр реку ртом, на языке варит да кушает, одним усом реку запрудил, а по-другому усу словно по мосту пешие идут, конные скачут, обозы едут.
  4. Святогор. Это тоже богатырь – стихия. Русский богатырь, огромного роста, невероятной силы. Ростом выше тёмного леса, головой облака подпирает. Да вот беда: не держит его земля, только каменные утёсы под его тяжестью не рушатся, не падают. Тяжко Святогору от своей силы.

Воспитатель: С кем поделился своей силой богатырской Святогор?

Дети: С Ильёй Муромцем. Они с ним побратались-стали как братья.

Воспитатель: Чему научил Святогор Илью Муромца?

Дети: Как мечом владеть, копьём колоть, палицей бить.

Воспитатель: Что подарил Святогор Илье Муромцу?

Дети: свой меч-кладенец, чтобы он владел силой богатырской.

Воспитатель: Куда же исчезли богатыри – великаны?

Дети: В сказаниях говорится о том, что они погибли в борьбе с гигантскими змеями, другие погибли от голода, не в силах себя прокормить. Все они стали героями героических сказок.

Воспитатель: На смену богатырям – великанам пришли новые богатыри. Вот почему в былинах Святогор погибает. На смену богатырю – стихии пришёл Богатырь – человек.

А сейчас представим, что мы богатыри

Динамическая пауза. Игра – упражнение «Богатыри»

Дружно встанем раз-два-три- Дети шагают на местеМы теперь богатыри! Руки согнуты в локтях, показывают силу.Мы ладонь к глазам представим, Руку правую подносят козырьком к глазамНоги крепкие расставим, Ноги в стороны

Поворачиваясь вправо- оглядимся величаво. Поворот вправоИ налево надо тоже поглядеть из-под ладошек. Руку левую подносят козырьком к глазам, поворот налевоНаклонились влево- вправо Руки на поясе, наклон влево-вправоПолучается на славу! Руки вверх

Беседа о Богатыре – Человеке.

Воспитатель: Каких богатырей вы ещё знаете?

Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Никита Кожемякин, Вольга Всеславьевич, Микула Селянинович.

Воспитатель: Откуда мы узнали об этих богатырях?

Дети: Из былин, сказок.

Воспитатель: Что такое былина?

Дети: Былина произошла от слова быль, было.

Воспитатель: Кто слагал Былины о богатырях?

Дети: Сказитель.

Воспитатель: Как сказитель рассказывал Былину?

Дети: Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах.

Воспитатель: Расскажите о богатырях, которых вы знаете.

Выходят трое богатырей (три ребенка в костюмах, низко кланяются, представляются:

  1. Я – Илья, русский богатырь из города Мурома. Потому и зовут меня Илья Муромец. Тридцать лет я сидел на печи, жил не тужил. Как услышал, что на нашу землю пришли басурмане поганые – поспешил Вам на помощь
  2. А я – Добрыня Никитич – умен, коренаст да силен. Мы-то Вас в обиду не дадим, уж мы то им покажем…
  3. Я – Алеша Попович, поповский сын, готов верой и правдой защищать и оберегать от захватчиков иноземных…

Воспитатель: Правильно, ребята. Богатыри – это люди огромной силы, стойкости, отваги, совершающие подвиги. Богатыри всегда охраняли нашу Родину от врагов, мимо них даже птица не пролетит, зверь не проскочит… а врагу и подавно не пройти… Ребята, мы прочитали много сказок и былин о ратниках и защитниках земли русской. Давайте вспомним, как называются эти произведения?

Дети: «Как Илья Муромец богатырем стал», «Илья Муромец и Соловей – Разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Добрыня и Змей», «Святогор», «Вольга и Микула Селянович», «Садко», «Никита Кожемяка»

Воспитатель: А сейчас вместе с богатырями сделаем разминку.

Физминутка

Богатырь он вот каков…Он силен, он здоров…Он из лука стрелял…Метко палицу бросал…

На границе стоял …Зорко – зорко наблюдал …Подрастем мы и смотриСтанем как богатыри!

Воспитатель:

-Ну, что же пора испытать богатырскую нашу силушку! Давайте поиграем в игру «Перетяни канат»

Подвижная игра «Перетяни канат»: дети делятся на две команды и по сигналу воспитателя начинают соревноваться в перетягивании каната.

Воспитатель: Какие же вы сильные, да смелые… Спасибо всем, садитесь на места.

Воспитатель: Ребята, сейчас я загадаю вам загадки.

  • Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

Зачем она нужна богатырям?

Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча.

Кольчуга весила 7 килограммов.

  • Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.

  • Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)

Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел (показ меча и ножен). Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.

  • Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)

Какие ещё доспехи имеются у богатырей?

Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч – булава..

Воспитатель: А как богатыри коней себе выбирают?

Дети:

- А коней они себе выбирают под стать… сильных да норовистых, выносливых да смелых. А если б кони были тощие да слабые, они бы их не выдержали?

Воспитатель: Спасибо вам за рассказ! Ребята, а сейчас поможем собраться в путь-дорогу богатырю.

Дидактическая игра «Собери богатыря в путь» Раздаются карточки с изображениями: шлем богатырский, шапка-ушанка, шлем римский, каска немецкая, кольчуга, пиджак, галстук, рубаха-косоворотка, латы железные и оружие: сабля, меч, булава, кистень, ножницы, пистолет, автомат, кинжал и т. д. (приложение 4) И детям предлагается выбрать правильный вариант.

Воспитатель: Скажите ребята, а какие известные художники известные художники прославили подвиги русских богатырей в своих картинах?

Дети:

  • Виктор Михайлович Васнецов в картине «Богатыри».
  • Николай Константинович Рерих в картине: «Бой со змеем»
  • К. Васильев «Настасья Микулишна», «Битва на Калиновом мосту»,
  • И.Я. Билибин «Илья Муромец и Соловей разбойник»; «Святогор богатырь и Илья Муромец»

(воспитатель сопровождает ответы детей показом репродукций картин)

Воспитатель: А какие пословицы говорят о силе и смелости?

Дети:

- Головою думай, а силой борись.

- Жизнь дана на добрые дела.

- Сам погибай – а товарища выручай

- Жить — Родине служить.

- Своя земля и в горсти мила.

- Не доспехи красят богатыря, а подвиги.

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в прошлое. Мы сегодня много узнали о жизни наших предков – славян, поиграли — сумели преодолеть все трудности и препятствия и даже помогли богатырям справиться с нечистой силою.

а мы вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:

– Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей, Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!Не скакать врагам по нашей Земле!Не топтать их коням Землю РусскуюНе затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь – не шатается!И века простоит – не шелохнётся!А преданья стариныЗабывать мы не должны.

Слава русской старине!Слава русской стороне!

А сейчас я подарю вам талисман «Листок дуба», чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской.

В Древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай – брать с собой горсть родной земли сохранился до сих пор с тех далёких времён от наших предков.

Дуб – могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, давал силу людям, ему поклонялись и отдавали честь.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Все вы знаете, все умеете. Присаживайтесь за столы, вас ждет очень увлекательное задание.

Продуктивная деятельность "Богатырский щит":

материалы для продуктивной деятельности: шаблоны для аппликации, клей, клеёнка.

Воспитатель предлагает изготовить щит. Сначала выполнить макет из тонкой бумаги методом сложения пополам и срезания углов или их скругления. Затем наклеить на основу и плотного картона, декорировать изображением солнца – символом храбрости и отваги.

Дети встают полукругом со своими поделками.

Воспитатель: Спасибо, ребята, было очень приятно с вами работать. А вам понравилось наше мероприятие? Что вам больше всего понравилось? А что бы вы хотели изменить?

< Предыдущая Следующая >
 

doshkolnik.ru

«Богатыри – защитники земли Русской»

Тема: «Богатыри – защитники земли Русской»

Цель:

помочь детям лучше понять и представить время, когда жили славные богатыри земли русской. Задачи:

1. Научить отвечать на поставленные вопросы связанно и последовательно, описывать внешность богатырей и окружающий пейзаж, рассуждать о характерах героев и настроении картины, использовать в речи синонимы и сравнения.

2.Формировать представления детей о защите России в те времена, о подвигах русских воинов.

3. Воспитывать в детях мужество, любовь к Родине, желание служить Отечеству, защищать тех, кто в этом нуждается. Поддерживать в детях желание быть похожими на русских богатырей.Предварительная работа:

- рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»;

- рассматривание панно «Русские богатыри» с художественным материалом о былинных героях;

- чтение о былинных богатырях, прослушивание былин в аудиозаписи;

- заучивание пословиц:

  • Не родом богатырь славен, а подвигом.
    • Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.
    • Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оборонять.
    • В русском сердце прямая честь да любовь к Руси – матушке.
- разучивание стихов, песен о Родине «Русь» И.Никитин, «Хотим под мирным небом жить» Н.Найденова, «Пусть будет мир» Н.Найденова , «Мой дедушка» В.Малков.Словарь новых слов:

Палица, меч, ножны, копье, гусли ,на распев, сказатели, упряжь, уздечка, стремя, шлем, седло, лук, колчан, булава.Оборудование и материалы:

Репродукция картин В.М.Васнецова «Богатыри», Элементы одежды и оружия богатыря, картинки с доспехами русских богатырей, альбом, цветные карандаши, краски, кисточки,

Ход занятия:

1.часть: История былин.

Воспитатель:

-Ребята, скоро мы с вами будем поздравлять всех мальчиков, пап, дедушек, мужчин с  праздником «День защитника Отечества», а сегодня мы поговорим о героях – богатырях Древней Руси, которые жили 1000 лет назад, а вот слава о их подвигах, как о защитниках земли русской и своего Отечества из глубокой старины дошла до наших дней.

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

Воспитатель:

– Ребята, а кто такой богатырь? Каких богатырей вы знаете?

Дети: (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович). Воспитатель:

Силён, как вольный ветер,

 Могуч, как ураган.

 Он защищает землю

 От злобных басурман!

 Он силой доброю богат,

 Он защищает стольный град.

 Спасает бедных и детей

 И стариков и матерей!Из былин, сказаний, песен, стихотворений, из книг мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далёкой старине и прославились своими подвигами и делами. А что такое Былина?

Дети:

 (Слово «былина» произошло от слова быль, было, то есть то, что было когда-то давно. Об этом и говорится в былинах)

  Воспитатель:

Кто слагал Былины о богатырях?

Дети:(Ответы детей)

Воспитатель:

Людей, которые сочиняли былины,  называли сказителями. Они ходили из селения в селение и рассказывали нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Они рассказывали о том, как «было». О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту. Сказители так и говорили:

Расскажу я вам про дела старые,

 Да про старые, про бывалые,

 Да про битвы, да про сражения,

 Да про подвиги богатырские!

 Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси.  Богатыри очень много работали оттого и были они могучими и сильными. И каждый раз они вставали на защиту своей земли. Герои – богатыри сделали целью своей жизни служение своей Родине – Руси.

Много песен и былин сказывал народ о их силе и подвигах, мужестве и отваге.2. часть: Беседа по картине В.М. Васнецова «Богатыри».

 Ребята, подвиги русских героев – богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину «Богатыри». Давайте её рассмотрим и побеседуем о ней.

Вопросы:

Воспитатель: Кто изображён на картине художника Васнецова?

Дети: (Три богатыря).

Воспитатель: Кто находится в центре картины?

Дети: (Илья Муромец).

Воспитатель: Как вы догадались, что это Илья Муромец?

Дети:(Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь).

Воспитатель: Кто слева от Ильи Муромца?

Дети: (Добрыня Никитич).

Воспитатель: Расскажите о нём, какой он?

Дети:(Сильный , смелый, добрый)

Воспитатель: Кто справа от Ильи Муромца?

Дети: (Алёша Попович. .Он самый молодой из этих богатырей).

Воспитатель: Куда смотрит каждый из богатырей?

Дети: (Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов).

Воспитатель: Что охраняют богатыри?

Дети: (Землю русскую, её границы).

Воспитатель: Главным другом богатырей был конь, лошадь. То, что одевают на лошадь, называется упряжь. Что сюда относится? ( Уздечка, стремена, седло).Разминка:

Давайте представим, что мы тоже русские богатыри. Запряжем своих лошадей в упряжь и проедем по границам Руси.

  Дети изображают лошадок, цокая язычками и двигаясь по залу. В руках у каждого ребенка веревочка с большим количеством навязанных на нее узелков. 

Когда богатыри собирались все вместе, как мы видим на картине, они становились такими сильными, что победить их было невозможно. Об этом и пословицы говорят. Как в пословицах говорится о русских богатырях?

  • Не родом богатырь славен, а подвигом.
    • Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.
    • Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оборонять.
    • В русском сердце прямая честь да любовь к Руси – матушке.

Воспитатель: Посмотрите на картину. Как одеты богатыри?

Дети: (На тело надета кольчуга – железная рубашка.)

Воспитатель: Зачем она нужна богатырям?

Дети: (Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила 7 килограммов.)

Воспитатель: Что надето на головы богатырей?

Дети:(Шлем).

Воспитатель На Руси его называли шелом. Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.

Какие ещё доспехи имеются у богатырей?

Дети: Щиты, лук, колчан со стрелами, палица, топор, меч – булава.

Воспитатель: Меч был главным оружием воинов – богатырей в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну.

Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел

(показ меча и ножен, изготовленных из бумаги и плотного картона, украшенные орнаментом; меч обклеен фольгой).

Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом. 3.Творческая работа:

Я предлагаю вам сейчас нарисовать Русского богатыря.

Дети садятся за столы и рисуют.Подведение итогов:

Наше занятие о русских богатырях подходит к концу, а мы вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:

– Защищать свою Родину, беречь её.

Защищать слабых, бедных, стариков и детей, Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.А и сильные, могучие богатыри

На славной Руси!

 Не скакать врагам по нашей Земле!

 Не топтать их коням

 Землю Русскую

 Не затмить им солнце наше красное!

 Век стоит Русь – не шатается!

 И века простоит – не шелохнётся!

 А преданья старины

 Забывать мы не должны.

 Слава русской старине!

 Слава русской стороне!

Беседа с детьми по картине «Три богатыря».f:\инна фото\dscn6863.jpg

Рассматривание доспехов богатырей.f:\инна фото\dscn6868.jpg

Беседа с детьми о защитниках земли русской.f:\инна фото\dscn6866.jpg

Разминка.f:\инна фото\dscn6879.jpg

ist.na5bal.ru

Герой былины - защитник Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри»

Урок 9.

Герой былины - защитник Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри»

Цели: обогатить знания о былинах; учить делить текст на части, понимать исторический текст, составлять рассказ о былинном герое, рассказ по картине, находить аналогии с реальными историческими событиями; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику прозаического текста, участвовать в его обсуждении, создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;

метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретация информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления при- чинно-следственных связей, построения рассуждений, К — ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения;

личностные: формирование чувства гордости за свою родину, ее историю, народ, целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Оборудование: выставка книг по теме урока, репродукция картины В. Васнецова «Богатыри».

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Речевая разминка. Сообщение темы и постановка целей урока

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле,

Не топтать их коням землю Русскую,

Не затмить им солнце наше красное.

Век стоит Русь — не шатается!

И века простоит, не шелохнется!

  • Прочитайте медленно (еще: начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп, начните читать быстро и постепенно замедляйте темп, скороговоркой, выразительно).

  • Какие чувства возникли у вас при чтении?

  • Определите задачи урока, прочитав название темы.

  1. Проверка домашнего задания

  • Вы должны были поделить текст на части. Сколько частей у вас получилось? (Дети могут дать различные ответы.)

  • Что ж, при проверке мы узнаем, кто же был прав. С кем-то мы согласимся, а с кем-то, может быть, и нет.

  • (Учащиеся зачитывают планы по своим записям в рабочих тетрадях.)

  • Обсудите с другом, каково значение трех поездок Ильи Муромца для Русского государства.

  • Прочитайте последние строчки былины. Как они помогают понять характер героя?

  • Почему Илья Муромец возвращался к камню и делал на нем новую запись?

  • Как относился Илья Муромец к предсказаниям?

  • Приведите примеры троекратного повтора.

  • Расскажите об Илье Муромце. Какие опорные слова могут в этом помочь? (Смелый, мужественный, мудрый, умный, справедливый, хитрый, сильный, добрый, бескорыстный, способный к состраданию.)

infourok.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта