Русский язык. 4 класс Тема: Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатыри» . 4 класс сочинение по картине в м васнецова богатыри


Сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри» 4 класс

Сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри» 4 класс

Задачи:

- познакомить с творчеством В.М. Васнецова

- способствовать воспитанию у младших школьников патриотизма, формированию интереса к героическому прошлому нашего народа

- формировать умение составлять художественное описание

- формировать умение составлять текст с элементами оценки действительности1. Вступительное слово учителя.

Вряд ли найдётся в России человек, который не видел никогда картины В.М. Васнецова. Творчество художника стало вершиной русского искусства 19 века. В Третьяковской галерее, в васнецовском зале, висят «Богатыри» - картина, которая стала воплощением всех творческих замыслов художника, его размышлений, частью его жизни. Два десятилетия посвятил он этой картине. Чтобы создать образы богатырей, художник изучал былины, историю Древней Руси, в музеях знакомился с образцами древнего оружия, одежды наших предков.

Начал рисовать Васнецов очень рано. Жития русских святых и сказания о богатырях, русские сказки и песни он слушал из уст отца, от стариков в деревне, где жил. В папке Виктора Васнецова останутся рисунки с названиями «Сказки деда», «Бабушкины сказки». Очень любил будущий художник былины о Садко. Образы русских богатырей крепко запали в душу мальчика.

Спустя много лет художник сказал о своей картине «Богатыри»: «Они были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом. Я обязан был выполнить свои обязанности перед ним так, как их понимал и чувствовал».

2. Подготовка к восприятию картины.

По литературному чтению с былинами о богатырях. Центральная идея, проходящая через все былины, - идея защиты государства, Русской земли. Сила, бессмертие богатырей – это сила и бессмертие нашего народа. Илья Муромец стал воплощением мужественного, честного, преданного Родине, народу человека. Победы Ильи над врагом вызывают у детей уважение к богатырю, радость, веру в силы народа. Ребят охватывает чувство гордости и патриотизма, что нелегко бывает воспитать у детей в настоящее время.

Богат, живописен язык былины. Ребята чувствуют, как велика роль эпитетов в создании героических образов: буйные головы, могучие плечи, ретивое сердце.

Одним из главных черт Ильи Муромца ребята называют любовь к Родине, преданность, честность.

На одном из уроков, посвящённых былинам, учитель предлагает учащимся задание: представить себе того человека, который не боялся несметных полчищ врагов. И чтобы помочь детям представить себе русских богатырей, учитель предлагает рассмотреть картину Васнецова «Богатыри».

3. Рассматривание картины.

Под музыку «Богатырской симфонии» А.П. Бородина ребята рассматривают картину, обращают внимание на одежду и вооружение воинов, на богатырских коней.

4. Беседа по содержанию картины.

- Каково ваше впечатление от картины? Какие чувства она у вас рождает?

- Кто из богатырей привлекает ваше внимание? Как вы считаете, кто из троих – Илья Муромец? Почему вы так решили?

После чтения былин учащиеся без труда узнают каждого из богатырей.

Опишите внешний вид богатырей, выражение их лиц, вооружение, одежду, коней. (Последовательно идёт работа по описанию каждого богатыря.)

- Что можно сказать про Илью Муромца, выражение его лица? (Он старший из богатырей, находится в центре. У него спокойное, мужественное лицо. Он зорко всматривается вдаль. Враг не уйдёт от его пристального взгляда.)

- Найдите в былине отрывок, дающий описание Ильи Муромца.

На заставе был богатырь Илья,

Илья Муромец, сын Иванович

Из – под славного города из - под Мурома,

Из того ли села Карачарова,

И конь под Ильей, словно лютый зверь,

Он сам на коне как ясен сокол…

- Послушайте описание богатыря из былины «Добрыня Никитич».

«Растёт Добрыня в плечах широк, тонок в поясе, брови чёрные вразлёт, соболиные, глаза зоркие, соколиные, кудри русые вьются кольцами, рассыпаются, с лица бел да румян, ровно маков цвет, а силой да ухваткой ему равных нет, и сам он ласковый, обходительный».

- Что вы можете сказать про Добрыню Никитича? (Он порывист, быстр, скор, благороден. Он нетерпелив, готов нестись в бой в любую минуту. И конь ему под стать, смотрит вдаль, вот – вот сорвётся с места. Одет Добрыня побогаче, чем другие богатыри, видно, что он из знатного рода.)

- Что общего в былинном описании богатыря и образе Добрыни на картине? (Кудри русые вьются кольцами, рассыпаются, глаза зоркие, соколиные, силён, ловок, ухваткой равных нет.)

- Найдите отрывок из былины, дающий описание Добрыни Никитича.

А и был на заставе Добрыня Никитич – млад,

Что Добрынюшка Никитич – млад,

Сын богатого гостя рязанского

И жены его Амелфы Тимофеевны.

- Что вы можете сказать о третьем богатыре, Алёше Поповиче? (Он молод и красив, смел и отважен, весел и лукав, способен развлечь всех песнею, но может и стрелы свои ловко и быстро пустить. Он с усмешкою, без боязни всматривается в ту сторону, где могут быть враги земли Русской.)

- Найдите отрывок, дающий описание Алёши Поповича.

А и был там Алёша Попович – млад,

Он Добрыне Никитичу крестовый брат,

Что из присна города, из Ростова,

Сын соборного попа ростовского.

- Как изображены богатыри? (Крупным планом, все вместе, одной группой, плечом к плечу, в полной боевой готовности, они едины в своих помыслах.)

- Что вы почувствовали в их взглядах и позах? (Большую силу, готовность в любую минуту сразиться с врагом. Картина вызывает чувство уверенности, что богатыри непобедимы.)

- Художник так изобразил своих богатырей, что зрителю кажется, будто они возвышаются над землёй. Почему Васнецов использовал такой приём? (Чтобы показать, как необъятна русская земля. За богатырской заставой просторы родной земли бескрайны. Кажется, что степь так широка, что нет ей конца и края.)

- Какие краски использовал художник, чтобы показать степи, холмы? (Художник использовал тёмно – фиолетовые, синие, тёмно – зелёные, тёмно – коричневые цвета, которые вызывают чувство тревоги, беспокойства, настороженности: не затаился ли поблизости враг?)

- Яркими и нарядными предстают перед нами богатыри. Темно и страшно за ними. Этот приём контраста как бы усиливает мощь героев картины. Под их пристальным, чутким взором ни врагу, ни зверю, ни птице не пробраться, не проскользнуть.

5. Работа над раскрытием замысла художника.

- Прочитайте строчки из стихотворения И. С. Никитина, записанные на доске:Широка ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной

Развернулась!

У тебя ли нет

Богатырских сил,

Старины святой,

Громких подвигов!

- Какие слова Никитина можно отнести к картине? (У Руси всегда было много громких подвигов, которые совершили её богатыри, они приносили ей славу во все времена.)

А Васнецов утверждает своей картиной, что богатыри земли Русской всегда готовы:

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову.

На картине изображены былинные богатыри, но мы воспринимаем их как живых людей, тем более что все эти былинные герои имели в жизни свои прототипы.

- Как вы считаете, какие думы и чаяния хотел выразить в картине художник? (Художник прославляет защитников Родины. Васнецов хочет, чтобы мы все гордились своими героическими предками, помнили о них, любили землю, где родились.)

Такую картину мог создать человек, который очень любил свой народ, свою историю. Картина заставляет людей волноваться, переживать самое хорошее чувство – чувство гордости за свою Родину. Л. Н. Толстой так оценил картину в письме к художнику: «Я особенно никогда не задумывался, какие в жизни были наши богатыри, но, увидев Ваши картины, подумал, что именно такими были защитники и поборники родной земли и никакими другими в представлении народа быть не могли».

6. Работа по составлению плана.

Учитель на доске записывает план описания картины:

а) Художник, создавший картину.

б) Описание богатырей: выражения лиц, одежда, позы.

в) Природа на картине.

г) Мысли и чувства, которые вызывает картина.

д) Что хотел сказать художник своей картиной?

7. Устное описание картины.

По составленному плану несколько человек рассказывают содержание картины, остальные дополняют их рассказ.

8. Самостоятельное написание сочинения.Сочинение по картине В. Васнецова «Богатыри» Караваева Алексея,

ученика 4 класса «А» МОУ Коченёвская СОШ № 13

Виктор Михайлович Васнецов был известным художником. Он создал замечательную картину «Богатыри». Прежде чем нарисовать её, художник тщательно изучат материалы. Это были былины, сказы об истории Древней Руси.

На картине мы видим трёх богатырей, которые выехали в поле, чтобы узнать, нет врагов. В центре старший из богатырей, Илья Муромец. Он напряжённо смотрит вдаль. В его образе чувствуется мощь. Фигура богатыря сливается с вороным конём. ОН хорошо вооружён. В одной руке у него щит и копьё, а в другой – тяжёлая палица. И конь под ним тоже богатырский. Конь стоит спокойно и ждёт приказа.

Слева – Добрыня Никитич. Он смел, отважен, нетерпелив. Правой рукой сжимает рукоятку меча. Добрыня всегда готов ринуться в бой. Конь по ним встревожен. Вот – вот рванёт в бой.

Справа самый младший богатырь – Алёша Попович. Он молод, весел. Алёша улыбается. Кажется, что сейчас возьмёт гусли и запоёт песню. Алёша Попович уступает в силе своим товарищам. Вооружён он только луком и стрелами. Но его главное оружие – хитрость.

На картине мы видим просторы русской земли. Степь поросла травой. Вдали видны холмы, перелески и громовое небо.

Когда я смотрю на картину, то чувствую гордость защитников русской земли. Родная земля надёжно защищена от врагов. Именно это хотел донести от нас художник.

kak.znate.ru

Русский язык. 4 класс Тема: Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатыри» .

Тема: Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатыри».

Цель: познакомить с содержанием картины, ее композиций, деталями; написать сочинение, выразив свое отношение с изображенному, точно употребив слова и словосочетания в тексте.

Ход урока:

  • Сообщение темы и постановка учебной задачи.
  • а) Учитель предлагает прочитать строчки И.С.Никитина, записанные на доске:

    Широка ты Русь,

    По лицу земли

    В красе царственной

    Развернулась!

    У тебя ли нет

    Богатырских сил,

    Старины святой,

    Громких подвигов.

  • - Какие слова Никитина можно отнести к картине? (У Руси всегда было много громких подвигов, которые совершили ее богатыри, они приносили ей славу во все времена)
  • - Прослушать музыкальную фонограмму.
  • - О ком идет речь в песне?
  • - Сегодня познакомимся с содержанием картины
  • б) Вступительное слово учителя

    Вряд ли найдется в России человек, который не видел никогда картин Виктора Михайловича Васнецова. Творчество этого художника стало вершиной русского искусства 19 века. (О художнике нам расскажет Никита!!!)

    Автобиография В.М. Васнецова.

    Художник Виктор Михайлович Васнецов родился в 1848 г. 3 мая в селе Лопьял Вятской губ. Сын священника. Образование получил в Вятской духовной семинарии. Художественное образование получил в Петербургской Академии художеств, где пробыл с 1868 года по 1875 год. За границей был два раза на свой счет: 1-й раз в 1876 г. был в Париже, где пробыл год, 2-й раз перед началом работ в Киевском Владимирском соборе. Ездил в Италию, был в Венеции, Равенне, Флоренции, Риме и Неаполе.

    В первые годы пребывания в Петербурге исключительно занимался рисунками карандашом и пером и вообще иллюстрациями. Картины масляными красками в Петербурге начал приблизительно с 1872 года, хотя 2 небольшие масляные картинки были еще написаны в Вятке до поездки в Академию.

    Первые картины были главным образом жанровые: самая первая картина «Рабочие с тачками» была куплена Третьяковым, но где теперь находится, неизвестно.

    Затем написаны «Нищие, поющие Лазаря»2, затем и многие другие жанровые картины, находящиеся в Третьяковской галерее, в Румянцевском музее («Префер[анс]»), в Музее, бывшем Александра III, и в частных собраниях. В Историческом музее Москвы помещена моя большая композиция «Каменный век».

    Картины из былин и сказок начаты мною уже позднее; первая картина «Витязь на распутье» написана 1877–78 гг. и была выставлена на Передвижной выставке, затем «Царевич на Сером волке», «Поле битвы», «Богатыри» и другие.

    На работы во Владимирском соборе в Киеве приглашен профессором Праховым в 1885 году и проработал в стенах собора 10 лет. Следующие религиозные работы были исполнены: в Воскресенском соборе, в церкви на Гусю Владимирской губернии (фабрика Нечаева-Мальцева бывшая), в Варшавском соборе и многие частные заказы.

    Религиозной живописью я занимался и ранее, даже до Академии; но серьезно и художественно занялся иконописью только с начала 80-х годов и прежде всего в абрамцевской церкви – около Хотькова, бывшем имении Мамонтова, – а затем непосредственно перешел к работам во Владимирском соборе в Киеве.

    Картины мои как жанровые, так и былинные и сказочные выставлялись первоначально на Передвижных выставках (которых я состоял членом) и отчасти на выставках «Союза русских художников» (членом «Союза» я также состою).

    Главным же образом произведения мои и религиозные и другие выставлялись на моих личных выставках – в целом 6 выставок.

    Участвовал также и на иностранных выставках: в Лондоне, Париже (1900 г.), в Риме, в Мальмё (Швеция)3.

    За работы во Владимирском соборе получил звание профессора живописи.

    В настоящее время, по мере сил, заканчиваю писать уже давно начатые картины из сказочного мира.

    Профессор живописи Виктор Васнецов.

    По моим чертежам исполнены некоторые архитектурные работы: церковь в Абрамцеве, фасады Третьяковской галереи, Музея Цветкова и другие работы.

    - В Третьяковской галерее, в васнецовском зале висят «Богатыри» - картина, которая стала воплощением всех творческих замыслов художника, его размышлений, частью его жизни. (Третьяковской галереи нам поведает Артем)

    Третьяковская галерея в Москве – крупнейший в мире музей русского искусства, один из ведущих научно-художественных и культурно-просветительных центров России, основана в 1856 г. выдающимся деятелем русской художественной культуры, известным меценатом Павлом Михайловичем Третьяковым. Как и Савва Иванович Мамонтов, П.М.Третьяков был истинным другом художников. Свое состояние он употреблял на приобретение картин как знаменитых, так и никому не известных художников, если видел в них талант и преданность искусству. В 1892 г. он передал свое собрание вместе с коллекцией младшего брата С.М.Третьякова в дар Москве. 16 мая 1893 г. состоялось торжественное открытие галереи, которой в память об известном меценате было присвоено его имя. В музее находятся произведения, отражающие все основные этапы развития русского изобразительного искусства, начиная с 9 века.

    Богат, живописен язык были. Сила бессмертие – это сила и бессмертие нашего народа. Илья Муромец стал воплощением мужественного, честного, преданного – Родине, народу человека.

    - Просмотреть мультипликационный фильм «Илья Муромец».

  • Работа над описанием картины. Составление устных сочинений.
  • - Каково впечатление от картины? Какие чувства она у вас рождает?

    - Кто из богатырей привлекает ваше внимание?

    - Как вы считаете, кто из троих Илья Муромец.

    (Чтение отрывка из былины, дающий описание Илья Муромца):

    На заставе был богатырь Илья,

    Илья Муромец, сын Иванович

    Из-под славного города из-под Мурома,

    Из того ли села Карачарова,

    И конь под Ильей, словно лютый зверь,

    Он сам на коне, словно ясен сокол…

    (описание в книге)

    а) Описание Ильи Мурома.

    - Что можно сказать про Илью, выражение его лица?

    б) – Кто изображен по правую руку от Ильи. (Добрыня Никитич):

    А и был на заставе Добрыня Никитич – млад,

    Что Добрынюшка Никитич – млад,

    Сын богатого гостя рязанского

    И жены его Амелфы Тимофеевны

    Из былины «Добрыня Никитич»:

    «Растет Добрыня, в плечах широк, тонок в поясе, брови черные в разлет, соболиные глаза зоркие, соколиные, кудри русые вьются кольцами, рассыпаются, с лица бел да румян, ровно маков цвет, а силой да ухваткой ему равных нет, и сам он ласковый, обходительный».

    - Что общего в былинном описании богатыря и образе Добрыни на картине?

    - Что вы можете сказать про Добрыню Никитича.

    в) Что скажете о третьем богатыре? (об Алеше Поповиче).

    - Дети рассказывают

    - Учитель зачитывает отрывок из былины, дающий описание Алеши Поповича.

    А и был там Алеша Попович млад,

    Он Добрыне Никитичу крестовый брат,

    Что из присно города, из Ростова,

    Сын соборного попа ростовского.

    г) – Как изображены богатыри? (Крупным планом)

    - Что вы почувствовали в их взглядах, позах? (большую силу, готовность в любую минуту сразиться с врагом).

    - Художник изобразил своих богатырей, будто они возвышаются над землей. Почему Васнецов использовал такой прием?

    (показать, как необъятна русская земля)

    - Какие краски использовал художник, чтобы показать степи и холмы.

    д) Как вы считаете, какие думы и чаяния хотел выразить в картине художник?

    (прославить защитников Родины, чтобы мы гордились своими предками, помнили о них, любили землю, где родились).

    - да такую картину мог написать человек, который очень любит свой народ, свою историю.

    е) Какие мысли и чувства вызывает у вас картина?

    (картина заставляет людей волноваться, переживать самое хорошее чувство гордости за Родину).

  • Лексико-орфографическая подготовка:
  • - Объясните знание слов: вороной

    палица

    кольчуга

    щит

    сбруя

    буйные головы

    могучие плечи

    ретивое сердце

    - Опорные слова: бескрайние просторы, богатырская фигура, с удивительной легкостью, палицу тяжелую, вороной конь, блестит серебром кольчуга, щит горит и переливается драгоценными камнями, нарядная сбруя, сражается находчивостью и смекалкой.

  • Используя опорные слова и план, составьте, устный рассказ – описание картины:
  • Художник, создавший картину.
  • Описание богатырей; выражение лиц; одежда, позы.
  • Природа на картине.
  • Что хотел сказать художник своей картиной?
  • Мысли и чувства, которые вызывает картина.
  • - По составленному плану несколько человек рассказывают содержание картины, остальные дополняют рассказ.

  • Самостоятельное написание сочинения.
  • Индивидуальная помощь.

    Самопроверка.

    Автор: Кашина Татьяна Николаевна

    pedportal.net

    Урок развития речи в 4-м классе "Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри»

    Разделы: Начальная школа

    Цель: научить писать сочинение по картине.

    Задачи урока:

    • Обучающие:
      • формировать умение строить текст в определенной композиционной форме;
      • систематизировать собранный материал;
      • учить определять основную мысль сочинения;
      • формировать навыки самоконтроля;
      • провести речевую подготовку с целью предупреждения речевых недочетов и грамматических ошибок в сочинении.
    • Воспитывающие:
      • воспитывать самостоятельность;
      • творческую активность;
      • эстетическое восприятие произведений искусства;
      • любовь к Родине, патриотизм;
      • воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи.
    • Развивающие:
      • развивать чувство прекрасного.

    Оборудование урока:

    1. Автопортрет В.М.Васнецова.
    2. Фотография Дома-музея В.М.Васнецова
    3. Репродукции картин В.М.Васнецова “Богатыри”, “Алёнушка”, “Иван-царевич на Сером волке”.

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент

    II. Сообщение темы урока и основной цели

    Учитель: Сегодня мы будем работать над сочинением по картине В.М.Васнецова “Богатыри”. Какие еще картины этого художника вы знаете?Дети: Он много картин написал о сказочных героях: “Алёнушка”, “Баба-Яга”, “Иван-царевич на Сером волке” (рассматриваем картины).Учитель: Посмотрите на автопортрет. Что знаете о художнике?

    III. Сообщения детей

    1 ученик: Виктор Михайлович Васнецов был художником передвижником. Он очень любил писать картины на сказочные темы, его можно назвать художником – сказочником.2 ученик: В.М.Васнецов родился в 1848 году в селе Лопьял Вятской губернии. Много сказок рассказывала детям стряпуха. Поэтому тема сказок для него была самой любимой. Еще учась в семинарии, у Виктора проявился талант художника-сказочника. Уже в Москве он стал писать сказки, былины.Учитель:  Сегодня мы вернемся к его творчеству. Собрано много информации об этом художнике, о его картине “Богатыри”. Постараемся систематизировать собранный материал, определить основную мысль, написать сочинение по картине. Картина Виктора Михайловича Васнецова находится в Третьяковской галерее в васнецовском зале. В этой картине художник выразил любовь народа к богатырям, показав их могучими и красивыми, одетыми во все самое лучшее, самое надежное и богатое. Картина вызывает чувство гордости за русский народ, доверившим своим сынам – богатырям защищать заставу, нашу землю. Картину “Богатыри” Васнецов писал почти 20 лет с небольшими перерывами.Учитель: Сегодня я предлагаю вам подробнее познакомиться с картиной “Три богатыря”. Посмотрите на репродукцию. С этим произведением вы где-то встречались?Дети: Видели на открытках. – Показывали по телевизору этих богатырей.Учитель: Что вы видите? Какое впечатление производит на вас репродукция?Дети: Три всадника сидят на богатырских конях. – Лица богатырей сосредоточены, они внимательно куда-то смотрят. – Перед ними раскинулось поле. – Они в доспехах и вооружены. – В любой момент готовы драться. – Природа тоже какая-то настороженная.Учитель: А вы знаете имена этих богатырей?Дети: Их зовут Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

    IV. Сообщение учителя

    Учитель: Вы правы. Васнецов очень терпеливо писал эту картину. Три могучих князя на конях-исполинах. Васнецову хотелось передать на холсте те характерные черты в своих героях, которые воспевались в былинах и сказках. Богатыри Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович на богатырском выезде примечают, нет ли где врага, не обижают ли кого. В центре на дородном вороном коне сидит Илья Муромец, славный богатырь, воспетый в народных былинах. Мощная сила, мудрость и выдержка чувствуется во всем его облике. У Муромца благородное русское лицо, ясные зоркие очи, прямой нос, волевой рот с плотно сжатыми губами, окладистая борода с проседью. Илья сидит в черкесском седле, на сбруе и уздечке красуются пряжки красного золота. Поводья и подпруги шелковые. Нет такой силы, которая могла бы выбить богатыря из седла, ни даже сдвинуть его. Стоит конь Бурушка и слегка потряхивает бубенчиками под челкой, зло косит глазом в сторону врага. С правой руки Ильи Муромца свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и громадное копье. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается из-под узорной рукавицы в степную даль. Он готов к бою, но не торопится: даже ногу высвободил из стремени. Илья Муромец справедлив, беспощаден, бесстрашен, не способен на хитрость и уловки. Он не станет напрасно проливать кровь людскую. По правую руку от Муромца – побратим Добрыня Никитич, не менее известный и любимый народом богатырь. Добрыня искусен в боях и забавах, в стрельбе из лука всегда отличался. Он умеет на гуслях играть и песни петь, знает как речь вести, как себя блюсти. Чертами лица Добрыня напоминает самого художника Виктора Васнецова, тип лица богатыря характерен для русских людей. Одет он богато и нарядно. Поверх кольчуги – драгоценные княжеские доспехи, щит из дорогого красного металла, инкрустированного золотом. Узорчатый высокий шлем, нарядные, цвета бирюзы сапоги. Добрыня нетерпеливо сжимает рукоятку меча, наполовину вынутого из ножен, ноги в стременах, глаза зорко всматриваются в даль, он готов в любую минуту броситься в бой. Но Илья старший на заставе, без его приказа не сдвинется с места. Третий богатырь – Алеша Попович, сын ростовского попа Леонтия – тоже храбрый и смелый, хотя и не так силен, как Илья Муромец или Добрыня Никитич. Алеша силой не силен, но напуском смел. Где не взять силой, он берет ловкостью, ухваткой, находчивостью. Рыжий конь, на котором сидит Алеша Попович, низко опустил голову, намереваясь пощипать степной травы, но уши навострил – ждет команды. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, косит глаза, а тугой лук держит наготове. Он моложе двух других богатырей. Безбородое лицо по-юношески миловидно. Стройная фигура опоясана широким золотым поясом. Шлем с наушниками, пластинчатая кольчуга богаты и красивы: с боку виднеются гусли – весельчак и балагур Алеша Попович.

    Учитель: Богатыри написаны на фоне степного пейзажа, а головы и плечи возвышаются над линией горизонта, отчего богатыри кажутся еще более мощными и значительными. Симметричное расположение фигур, устойчивость композиции, намеренная скованность в их движениях передают сплоченность богатырей, объединяет общим стремлением не пропустить врага в пределы России. Степь покрыта густой ковыльной травой. Над дальней холмистой цепью возвышенностей с перелесками нависло низкое небо, покрытое холодными свинцовыми тучами. За холмами к северу – Русь, та широкая раздольная Русь, которая вырастила и снарядила могучих богатырей на защиту своих границ от врагов.

    V. Беседа:

    – Каково ваше впечатление от картины? – Назовите имена богатырей, изображенных на картине? – Какая у них общая цель? – Расскажите об Илье Муромце. Как он одет и вооружен? Какой у него характер? – Расскажите о Добрыне Никитиче. Как он одет и вооружен? Какой у него характер? – Расскажите об Алеше Поповиче. Как он одет и вооружен? – Опишите пейзаж. – Какое чувство в целом вызывает картина? – С творчеством какого художника познакомились? – Что нового узнали о В.М.Васнецове?

    VI. Составление плана сочинения

    – О чем напишем в начале сочинения? – Что напишем в основной части? – Какие чувства вызывает картина?

    Примерный вариант плана:

    1. Вступление. Название картины.
    2. Образ Ильи Муромца. Его характер.
    3. Образ Добрыни Никитича. Его характер.
    4. Образ Алеши Поповича. Его характер.
    5. Пейзаж картины.
    6. Настроение, вызванное картиной.

    VII. Словарная работа

    ? Богатырский конь, ясные зоркие очи, мощная сила, булатная палица, колчан со стрелами, железная кольчуга, стремя. ? Поверх кольчуги – драгоценные княжеские доспехи, щит из дорогого красного металла, инкрустированного золотом, узорчатый высокий шлем, нарядные цвета бирюзы сапоги. ? Шлем с наушниками, пластинчатая кольчуга, слева виднеются гусли, весельчак и балагур.

    VIII. Устное рассказывание по плану. Речевая подготовка

    – Наша речь должна быть богата по содержанию, правильной по форме, образной. Поэтому следует избегать неоправданных повторов. (тавтология)

    IX. Самостоятельная работа над сочинением

    – Исходя из оставшегося времени на уроке и готовности работ, зачитываются наиболее удачные работы учащихся.

    X. Итог урока. Заключение

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


    Смотрите также

    Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта