Творчество Рембрандта. Анализ картины «Флора». Рембрандт картина флора


Три музы Рембрандта – Саския, Гертье, Хендрикье

Спустя несколько лет после начала романа с Рембрандтом Гертье явилась к нотариусу — заверить своё завещание. В нём женщина указывала, что все драгоценности, подаренные ей Рембрандтом, и свой портрет, который он написал (вероятно, не сохранился), после её смерти должны перейти в собственность Титуса.

Её поступок биографы художника трактуют по-разному. Поль Декарг считает, что Гертье по-матерински привязалась к Титусу и таким образом пыталась прочнее войти в семью — Рембранд, продолжая спать с нею, жениться явно не собирался: помня о завещании Саскии, он сейчас находился не в том финансовом положении, чтобы от него отказываться. А вот Саймон Шама полагает, на этот шаг Гертье вынудил сам Рембрандт, которого заело запоздалое раскаяние, что из рук Титуса навсегда уйдут драгоценности его матери, которые по справедливости должны бы достаться ему, а не любовнице его отца. К тому же известно, что к концу 1640-х годов в доме Рембранда появилась юная экономка Хендрикье Стоффельс, и художник, изрядно охладевший к Гертье, перенаправил всё своё внимание на 23-летнюю прелестницу.

Он собирался расстаться с Гертье мирно, предложив ей ежегодное содержание в 160 гульденов (всё подкреплялось официальным договором), и она поначалу даже согласилась. Но, съехав от Рембрандта и оказавшись в пугающем одиночестве, уязвлённая обидой женщина передумает. Сначала она назло любовнику отправится закладывать драгоценности Саскии, а потом — и вовсе подаст на художника в суд.

В суде, на первые заседания которого Рембрандт покорно являлся, Гертье заявляла, что он «во всеуслышание обещал жениться на ней и подарил кольцо и что, более того, он неоднократно спал с нею, и потому она настаивает, чтобы ответчик либо женился на ней, либо назначил ей денежное содержание». Но ведь Гертье же подписывала бумаги, где соглашалась на содержание в 160 гульденов? Нет, теперь она хочет большего! Суд постановил увеличить её содержание до 200 гульденов. Этого тоже оказалось недостаточно.

И тогда Рембрандт, чьей репутации был нанесен серьёзный ущерб, задумал недоброе. Подговорив свидетелей, он сумел доказать недееспособность Гертье Диркс (она, якобы, повредилась в уме и к тому же ударилась в распутство) и упёк её в «исправительный дом для женщин» Спинхёйс — были в Голландии и такие заведения. Там в атмосфере аскетичной суровости (чтобы не сказать жестокости) блудниц и бродяжек перевоспитывали путём нелёгкой работы и ограничений в еде и свободе. Это была, по сути, почти что тюрьма: в тусклые стены въелся невытравляемый запах щелока и варёного гороха, натруженные пальцы обитательниц к концу дня нестерпимого ныли от многочасовой работы за прялкой, а их души и уши годами не воспринимали ничего, помимо нудных «исправительных» проповедей.

Гертье выйдет оттуда через 5 лет (хотя Рембрандт хотел заточить ей в Спинхёйсе на все 11) совершенно больным человеком. В середине 1650-х она умрёт, не успев порадоваться тому, как судьба наказала её обидчика — Рембрандт растерял почти всех влиятельных заказчиков и полностью разорился.

artchive.ru

Творчество Рембрандта. Анализ картины «Флора» — реферат

Санкт-Петербургская Государственная  Художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица

 

 

 

 

 

 

Реферат по истории  искусств на тему: Творчество Рембрандта. Анализ картины «Флора».

 

 

 

 

Выполнил: Соловьева Е. К.  МОД-22

Проверил: Каминская

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт- Петербург 2011 г.

План

  1. Биография Рембрандта Харменса ван Рейна.
  2. Анализ картины Рембрандта «Флора».
  3. Мое отношение к картине.
  4. Вывод.
  5. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Биография Рембрандта Харменса ван Рейна

 

« Небо, земля, море, животные, добрые и злые люди - всё служит для  нашего упражнения. Равнины, холмы, ручьи  и деревья дают достаточно работы художнику. Города, рынки, церкви и тысячи природных богатств взывают к  нам и говорят: иди, жаждущий знания, созерцай и воспроизводи нас. В отечестве ты откроешь так много любезного сердцу, приятного, и достойного, что, раз отведав, найдёшь жизнь слишком короткой для правильного воплощения всего этого»

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 – 1669)

 

Семнадцатый век в качестве одной из главных эпох в истории  западноевропейской живописи отмечен  решительными сдвигами в образном мировосприятии и в художественной стилистике. Не менее существенны перемены, которые  в ту эпоху произошли в сюжетно-тематической сфере. Они очевидны в резком расширении сюжетного репертуара, в новизне  многих тематических мотивов, в использовании  большого жизненного  материала, до того не входившего в орбиту живописи. Ни в одну другую эпоху громадный круг образов библейского повествования не был воплощен столь полно и развернуто, как в творчестве одного лишь Рембрандта.

Рембрандт Харменс Ван Рейн родился 15 июля 1606—1669 в Лейдене — нидерландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство. Работы Рембрандта, чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств. Голландский живописец, рисовальщик и офортист. Искусство Рембрандта отличается необычайной жизненностью и глубокой человечностью образов. Сочетая проникновенность характеристик с исключительным мастерством живописи (в которой особо важное значение имеют тончайшие эффекты светотени). Рембрандт писал преимущественно портреты, библейские и мифологические сцены, превращавшиеся под его кистью в полный огромной психологической выразительности рассказ о человеческих чувствах и отношениях, обогащенный наблюдениями мастера над современной ему народной жизнью. Как график Рембрандт являлся неутомимым и оригинальнейшим рисовальщиком и непревзойдённым мастером офорта.

"В   ряду  великих   мастеров  мирового  искусства,  -  пишет  советский искусствовед  Евсей  Иосифович Ротенберг,  -  имя Рембрандта  всегда  было окружено  особым  ореолом.  За  этим  именем   возникает   образ   художника трагической,  но  прекрасной судьбы, образ человека, никогда не  изменявшего тому,  во  что  он  верил,  не  способного  поступиться даже  самым  малым в искусстве, если  это  шло  против  высшей  человеческой  правды.  Творческие создания  Рембрандта воплощают  лучшее  из  того, что создало  искусство его родины, но значение их шире - они открыли новые пути для художников эпохи, в которую жил  Рембрандт, они стали затем образцами для всех последующих эпох, они справедливо причислены к высшим достижениям человеческого гения".

У русских  художников  и в нашей искусствоведческой литературе нет и не было,    по    существу,   разногласий   в   оценке    Рембрандта.   Идеолог передвижничества, художественный и  музыкальный  критик  Владимир Васильевич Стасов  называл  Рембрандта  "великим  родоначальником  нового  европейского искусства",  а  идеолог  враждебного передвижникам течения "Мир  искусства", живописец Александр Николаевич  Бенуа считал творчество Рембрандта  "чудом в истории   человечества".  Выдающийся   русский   художник,   идейный   вождь передвижников  Иван  Николаевич  Крамской  называл  Рембрандта  "великим  из великих",  а один из  величайших  сынов России Илья  Ефимович  Репин  писал: "Рембрандт более всего любил гармонию общего, и до сих пор ни один  художник в мире не сравнялся  с ним в  этой музыке  тональностей, в этом  изяществе и законченности целого".

А целое для Рембрандта - это человек и Вселенная.

     Но этот  художник, открывший человечеству  такие глубины познания, такие красоты  самой горячей и щедрой любви, художник, в творчестве которого добро сияет с такою всепокоряющей силой, умер в нужде, непонятый, даже отвергнутый современниками,  отупевшими  от   чванства   и самодовольства  голландскими бюргерами, поправшими лучшее, что за свою многовековую историю дал их народ.

     Рембрандт - имя, ставшее легендой.

     "Все писавшие в последнее время о Рембрандте, - так начинает свой очерк

о  художнике великий  бельгийский поэт Эмиль  Верхарн,  - мерили его  аршином своей точной, рассудочной, ученой критики. Они старались разобрать его жизнь год за годом, радость за  радостью, несчастье за несчастьем. И вот теперь мы знаем    все   подробности   его   биографии,    интересуемся   его   манией коллекционировать, его семейными добродетелями, его родительскими  заботами, его  неизменными увлечениями, его богатством,  его разорением, его кончиной. До нас дошла опись его имущества и документы по опеке над сыном, и благодаря тому  критики  могли проникнуть  в  жизнь  великого  человека,  словно  его бухгалтеры.  Их  кропотливые  изыскания  бросились  на  громкую  известность Рембрандта,  как рой  муравьев. Его обнажили - не без почтения, правда, но с беспощадным любопытством.  Ныне он похож на того нагого  бичуемого Христа  у колонны, которого он,  как говорят, рисовал, думая  о своих  кредиторах.  Он мог, рисуя его, думать о своих будущих критиках".

  1. Описание картины Рембрандта «Флора»

Характерное рембрандтовское порождение в круге античных мотивов составляет сложившийся в раннее время, но продолженный затем в поздние годы тип картины, возникший на границе двух жанров – мифологического и портретного. Это однофигурные в композиции с изображением мифологического божества с соответствующими атрибутами, в котором с несомненностью проглядывают черты какой-либо конкретной модели из семейного окружения мастера. Образы эти не имеют развернутой сюжетной трактовки и существуют в рамках представительского мотива. Мера и характер мифологизации варьируется в широких пределах, что можно у видеть на примере трех композиций с изображением Флоры, созданных Рембрандтом в разные годы. Две их них – Саския в виде Флоры в Эрмитаже (1634) и в лондонской Национальной галерее (1635) – должны быть названы, скорее, мифологизированными портретами; использованный в них антураж – одеяние, венки, цветы – несет на себе отпечаток атрибутивной условности. Напротив, в относящейся к 1650-м годам «Флоре» в музее Метрополитен, моделью для которой служила Хкндрикье Стоффельс, конкретные черты этой последней оказались растворены в образе более широкого плана, которому придана естественная мифологическая форма бытия, без следов внешнего декора ранних работ.

Рассмотрим первую из этих портретов - поколенный эрмитажный портрет Саскии в виде Флоры, античной  богини  весны  и цветов, 1634-ый  год (125*101 см). Женское обаяние составляет суть этого знаменитого  произведения. В 1633 году Саския ван Эйленбюрх (Uylenburgh) стала невестой Рембрандта ван Рейна. На портрете этого года жена художника, в цветочном венке и просторном причудливом платье, преображается в богиню цветения Флору, окружённую лесным полумраком. Выбор наряда не случаен: Саския готовилась стать матерью.

Очаровательный портрет  юной Саскии в наряде Флоры является немым, но красноречивым свидетелем этой "поры весны и любви" гениального живописца. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир. Перед ней серьезная задача: она избрала новый путь и многое-многое приходится ей передумать и перечувствовать, прежде чем она вступит во взрослую жизнь. Увитые цветами головной убор и жезл, безусловно, указывают на Флору, древнеримскую богиню весны. Наряд богини написан с удивительным мастерством, но подлинное величие таланта Рембрандта проявляется в выражении нежности, которое художник придал ее лицу. Неправильность задорного личика Саскии опьяненный счастьем Рембрандт и не думает скрывать. Когда началась жизнь его с Саскией, полная безумия и радости, он рисует ее так же, как до того рисовал себя, с тем же блеском и роскошью. Более того, Саския помогает ему реализовать его истинное искусство, искусство сверхъестественного и чудесного.

Любимая жена внесла в одинокое жилище скромного художника свет счастья и сердечного довольства. Рембрандт любил наряжать Саскию в бархат, шелк и парчу, по обычаю того времени, осыпал бриллиантами и жемчугом, с любовью наблюдая, как выигрывает ее прелестное, молодое лицо от блестящего наряда, как свежий цвет его эффектно выделяется на темном фоне вишневого бархата, какой матовой белизной отливает жемчужная нить, вьющаяся среди золотистых волос.

Внешность  Саскии, здесь, как и на многих портретах цветущая и жизнерадостная. Лицо ее  безмятежно,  с  легкой  затаенной улыбкой,  с  прозрачным,  ласковым  и  внимательным  взглядом,  направленным немного   ниже  и  левее   зрителя.  Замысел  берлинского  рисунка   и  поза дрезденского  портрета как бы  объединились в  картине Эрмитажа.  Увенчанная цветами,  Саския-Флора  выступает за  изобразительной поверхностью  справа налево на фоне таинственной тьмы.

     В поколенном  портрете  Флоры Рембрандт   дает поэтический портрет   своей молодой  жены,  стремясь  выразить  всю  силу  своего  чувства в  наивном  и трогательном стремлении  как можно лучше  украсить ее  изображение. 

Широкий силуэт  ее  фигуры  кажется  изящным,  он свободно  размещается на  картине, оставляя  много  места  справа  и особенно слева; освещенный  куст  зелени в правом углу и увитый яркими цветами жезл  в левой части картины не заполняют пространства,  а  лишь подчеркивают глубину.  Пышная,  златотканая одежда, в которой  тонет тоненькая фигурка Саскии,  увитый  цветами жезл, который она держит  в  правой  руке, и цветочный  венец в распущенных волосах  делают ее похожей  на   какую-то  сказочную  принцессу,  в  образе  которой   художник запечатлел не столько портрет самой Саскии, сколько портрет своей любви.

     Придерживая  на груди левой рукой зеленый  шелковый  плащ, Саския, слегка наклонив головку, повернула к нам свое простое, но прекрасное лицо и замерла на месте,  стоя  к зрителю немного боком.  Полное  личико Саскии, ее круглые глазки  и  пухлые губки  мы без  труда узнаем: Рембрандт их  так любил и так охотно передавал именно  такими, какими  видел.  Но  одного  сходства  мало! Портрет Саскии должен ласкать и радовать глаз, он должен быть праздником для созерцающего.  И,   зачарованный  красотой  своей двадцатидвухлетней  жены, художник  самозабвенно   окаймляет  ее  лицо  локонами  распущенных   волос, подчеркивая женственную прелесть ее  облика ее красочным окружением. Головку Саскии венчает цветочная гирлянда, гармонирующая с нежным румянцем щек. Как будто бы только что  сорванные,  свежие  и яркие цветы  венка и жезла вносят радостную ноту в общий холодноватый колорит  картины. И наш  взгляд скользит по богатейшим переливам светло-зеленого атласа и пестрой отделки ее длинного пышного одеяния, по серебряному шитью, украшающему рукав, и снова поднимаясь вверх, встречает богатые формы тюльпанов в венке. Написано  это  безо всякой мелочности,  которой  было  еще так  много  в ранних  портретах  Рембрандта, например, в  "Портрете отца"; смело и свободно ложатся в разных направлениях мазки  густой  краски.  Костюм Саскии  фантастичен,  но все, что мы  видим, несомненно,  не  выдумано, а  написано  с  натуры: Рембрандт  начал собирать обширную   коллекцию  восточных   тканей,   оружия,  всевозможных  предметов искусства, в том  числе  прикладного, которой он пользовался для изображения деталей  в своих картинах. И  конечно,  как истинный голландец, он со вкусом передавал массивность  тяжелых тканей, сверкание  серебряных нитей, нежность тюльпанов.

     Замечательной  красоты достигает живопись так  называемых карнаций, как в прежние  времена называли технику  изображения  человеческой  кожи.  И также красивые,  яркие,  крупные  цветы, и также изумительно выписан плотный  шелк плаща  и прозрачная,  полосатая, светло-коричневая  ткань рукавов. Рембрандт передает материальную,  осязаемую красоту  мира с  такой  полнотой, силой  и тонкостью,  какие   неведомы  даже  профессиональным   голландским  мастерам натюрморта  -   стоит   только   сравнить   розы  и   тюльпаны,   украшающие рембрандтовскую  "Флору" с цветами знаменитого натюрмортиста Кальфа,  чтобы отдать предпочтение реализму и  краскам молодого  сына лейденского мельника.

"Флора" великолепнее, чем все попытки современников  Рембрандта в этом роде - но в глазах современников картина не выпадала из рамок определенного типа.

 

 

 

 

  1. Мое отношение к картине.

 

Портрет Саскии-Флоры заворожил меня на первый взгляд таинственным цветовым сочетанием и образом, в котором представил автор данное произведение. Она как будто бы лесная нимфа из сказок фэнтези предстающей во всей этой цветочной атрибутике и богатстве одежд. При невнимательном рассмотрении лицо Флоры не приравнивается к идеальным чертам и канонам красоты того времени. Она не была идеалом красоты: короткая шея, короткая талия и невыразительные глаза. Но по воле Рембрандта, охваченного своей страстью, она волшебно преображается. Она очаровательна и грациозна. Если присмотреться, то можно заметить насколько виртуозно художник пользуется целой системой живописных и композиционных приемов и средств образной характеристики. Настолько чутко Рембрандт передал портрет своей жены, как будто это снимок фотографии, и вот-вот она оживет и предстанет перед нами во всей красе. Но большее внимание меня привлекло одеяние в которую, обличил художник свою жену. Кажется, что Рембрандт заинтересован ею самою меньше, чем ее пышным одеянием. Картина – словно натюрморт из драгоценных тканей одежды, кроны цветов на голове и жезла, увитого цветами. Настолько скрупулезно он передал фактуру ткани, ее богатую вышивку и переливы на свету. Что хочется пощупать и потрогать. Все это в сочетаний организует полный прекрасный, идеальный образ богини весны. Без таких работ наше представление о красоте и женственности было бы бедным и плоским.

 

Вывод: Человечеству понадобилось два столетия, чтобы в полной мере оценить значение творчества Рембрандта. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России — передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма. Портрет занимал в творчестве Рембрандта исключительно видное место. По всем своим художественным интересам и склонностям Рембрандт был прирожденным портретистом. Он стремится познать это явление во всей его особливости, во всем его своеобразии, во всей его неповторимой оригинальности. Рембрандт трактовал любую тему и любой жанр в чисто портретном духе, вскрывал в любом персонаже черты ярко выраженной индивидуальности, те самые черты, которые составляют сущность портретного образа.

student.zoomru.ru

Картина Рембрандта "Флора" — контрольная работа

     Свод библейско-евангельских картин, гравюр и рисунков художника называют «Библией Рембрандта». Отражая богатейший спектр религиозных раздумий мастера, она имеет уникальное по своей широте значение: в ней проступают не только протестантско-кальвинистские, католические и сектантские мотивы, но и иудаистская традиция толкования Библии, религия Торы и Талмуда , т. е. представлена вероисповедная карта тогдашней Западной Европы. Антиклассицистический, остро индивидуальный пафос искусства Рембрандта нашел особенно горячий отклик у представителей романтизма, которые порой считали его главным своим предтечей. Наука 20 века развеяла романтический миф о «Рембрандте-изгое» (он вступал в острые конфликты с голландским истэблишментом, но никогда не был каким-то отверженным, а тем паче нищим), провела большую работу по разделению произведений художника и его учеников (среди них были такие крупные мастера, как Г. Доу, К. Фабрициус, А. де Гелдер). В Амстердаме существует музей Рембрандта (в доме, где он жил в поздний период жизни)

 

     

     В иронизирующем, огрублённом и мятежном преображении античной классики в мифологических картинах — в «Купании Дианы» (1632) или в «Похищении Ганимеда» (1635) - Рембрандт, независимо от современных ему образцов, формулирует личных протест, выражающий, как и в увиденных трезвым взором графических изображениях обнажённой женской натуры, неприукрашенную правду повседневности. Страстные проявления чувств содержат портреты, на которых художник изобразил свою молодую жену Саскию. В них он использует формальные методы античной и антикизирующей художественной традиции в целях воплощения собственных душевных настроений. После четырёх вариантов этого мотива художником было создано непосредственное дрезденское изображение в картине «Саския в виде Флоры» (1641), таким же образом возник первый вариант «Данаи» (1636). Но и картина «Прощание Давида с Ионофаном» (1642) через кажущуюся объективность повествует о глубоко личном (печаль по поводу смерти Саскии), а несколько ранее, в самокритичном высказывании дрезденского «Автопортрета с Саскией на коленях» (около 1635-1636) впервые появляется мотив блудного сына. Благодаря таким художественным решениям продукция художника перерастает в пространную, всеохватывающую автобиографию, поистине беспримерную в случае Рембрандта.

     В 1633 году Саския ван Эйленбюрх стала невестой Рембрандта ван Рейна. Очаровательный портрет юной Саскии в наряде Флоры является немым, но красноречивым свидетелем этой "поры весны и любви" гениального живописца.

     Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир. Перед ней серьезная задача: она избрала новый путь и многое-многое приходится ей передумать и перечувствовать, прежде чем она вступит во взрослую жизнь. Увитые цветами головной убор и жезл, безусловно, указывают на Флору, древнеримскую богиню весны. Наряд богини написан с удивительным мастерством, но подлинное величие таланта Рембрандта проявляется в выражении нежности, которое художник придал ее лицу.

     Любимая жена внесла в одинокое жилище скромного художника свет счастья и сердечного довольства. Рембрандт любил наряжать Саскию в бархат, шелк и парчу, по обычаю того времени, осыпал бриллиантами и жемчугом, с любовью наблюдая, как выигрывает ее прелестное, молодое лицо от блестящего наряда, как свежий цвет его эффектно выделяется на темном фоне вишневого бархата, какой матовой белизной отливает жемчужная нить, вьющаяся среди золотистых волос. Саския была не только гением-вдохновителем мужа, его утешением среди неудач и забот, но оказалась еще и великолепной моделью. Рембрандт много раз изображал ее: цветущую и веселую, элегантно одетую - как на дрезденском портрете, чопорную и подтянутую - как на официальном портрете из Кассельского музея, или же в наряде Флоры - особенно любимый в то время сюжет, трижды воплощенный Рембрандтом.

     Долгое время считалось, что на этой картине Саския предстает в образе богини Флоры. Эта работа — гимн богине природы и призыв к изобилию и процветанию страны. Молодая женщина одета в роскошное зеленое платье восточного типа, одной рукой она поддерживает его тяжелые складки, прижимая их к животу. Законченность костюму придают два следующих элемента — это венок из цветов, вплетенный в волосы, и увитая цветами трость, которую она изящно держит в правой руке, посредством которой она обладает властью даровать жизнь всему, к чему прикасается. Молодая женщина, чье бледное лицо контрастирует с темным фоном, повернула в сторону зрителя лицо, исполненное необычайной прелести, демонстрируя розовые щеки и легкую улыбку на красных губах. Эта работа, возможно, является намеком на возможную беременность Саскии и желанное потомство, а потому Рембрандт обратился к средневековой фламандской традиции изображать высокий живот, скрытый под пышным платьем. Возможно, это также напоминание об обручении Рембрандта среди зеленых лугов Фрисландии, где пара провела несколько счастливых дней, празднуя это событие. В то же время мы должны учитывать коммерческий подход Рембрандта. Художник, вероятно, хотел продемонстрировать свою изобретательность в новых темах, которые начали входить в моду в Амстердаме. Одной из них была тема пасторали, ставшая популярной благодаря искусству театра, к которому художник питал склонность, и литературе. Все это породило среди женщин моду приобретать соломенные шляпки и одежду в пасторальном стиле для поездок за город, и у них, возможно, могло возникнуть желание приобрести также и портрет, написанный в том же стиле. Поэтому эта картина, возможно, рекламировала Рембрандта как художника Природы перед теми заказчиками, которые хотели бы видеть свои изображения в виде жителей Аркадии.

     Правда, некоторые искусствоведы считают, что Саския не совсем довольна тем, как изображает ее художник: слишком легкомысленно, что не соответствует правилам приличия, присущим матроне и знатной гражданке. Оттого она едва прикасается к коленям мужа, готовая вскочить при появлении посетителя.

     А, может быть, Саския понимает, что этот портрет переживет ее? И потому взгляд несколько напряжен, насторожен, как будто она вглядывается в незримой и обращается к нам: «Вы так же любите? Так же любимы?

     Саския ван Эйленбург (Эйленбюрх) родилась в 1612 году в семье фрисландского юриста, бургомистра города Леувардена. В двенадцать лет она осталась сиротой, и ее воспитанием занимались старшие братья и сестры, каждый понемногу.

     Семья была богатой и принадлежала к знатному сословию. Рембрандт познакомился с Саскией в Амстердаме в доме ее кузена, торговца антиквариатом и художника Хендрике ван Эйленбурга. Рембрандт был уже достаточно известен, чтобы иметь учеников, но в Амстердаме тем не менее намеревался закончить свое образование.

     Саския поразила художника. Ее светлая нежная кожа, рыжеватые волосы... Они идеально подходили для его излюбленных темных, тяжелых и сверкающтх тканей. Но совершенною моделью Саскию сделала любовь художника. Он немедленно стал писать ее. «Дрезденская Саския» – милая девушка, почти дитя, беспечная и веселая. Нет, она не красавица, она – любимая!

     В 1633 году Саския ван Эйленбург становится невестой Рембрандта, а в июле 1634 года в церкви Бильдт, в приходе Святой Анны, состоялось бракосочетание.

     Жизнь художника преобразилась. До женитьбы, говорит биограф, он довольствовался куском сыра с хлебом или простой селедкой. Теперь он, мужчина, вьет гнездо. Средства есть: Саския принесла богатое приданое, Рембрандт – дорогой художник. Он много времени посвящает обустройству дома, посещая антикварные лавки. Скоро квартира стала напоминать настоящий музей. Рембрандт обожал свой дом, его глаз художника с наслаждением покоился на роскошной обстановке, полной гармонии и изящества.

     Жену он любил наряжать в бархат, парчу и шелка (по обычаям того времени), осыпал ее бриллиантами и жемчугом, любовался игрой света на ее прелестном лице. Саския стала его гением, его счастьем, и он все это выплескивал на полотно.

     Рембрандт много писал жену, ее портреты хранятся в музеях мира. Есть и у нас – «Флора» из эрмитажного собрания. Взгляните на картину! Перед нами юная богиня, убранная цветами и зеленью. Саския любила позировать. Ее чувственная красота так и просилась на полотно, не стесняясь пристального, любящего вглядывания художника. Она расцветала под эти взглядом, становилась еще желаннее.

     В 1636 году Рембрандт пишет знаменитую «Данаю». Он счастлив, и это передается в чувственно прекрасной Данае – Саскии. Одновременно он создает другой портрет жены (гравюру), который очень ценится знатоками. Прошло два года после свадьбы. Саския в домашнем платье, легкое покрывало накинуто на волнистые волосы, она спокойна, она любима.

     А что мы знаем о ней? Очень мало. И не потому, как считает Герд Реймерс, что тень гениального мужа заслонила от потомков ее личность. В те времена женщина не представляла интересе для биографов, жена – лишь спутница, в лучшем случае – муза. За пределами дома она никого не интересовала.

     Ее биографом стал именно муж: только благодаря его рисункам можно восстановить ее жизнь. На одном из них написано рукой художника: «Это моя жена в возрасте двадцати одного года в день нашего обручения 8 июня 1633 года».

     Рембрандт будто предчувствовал ранний уход жены и старался запечатлеть на рисунках каждый миг ее существования, особенно в последний год. Это маленькая летопись ее жизни. Вот она молодая, полная сил. Вот нежная мать, склонившаяся к сыну. Вот Саския, измученная болезнью, с распущенными волосами. На рисунках – ее быт, ее окружение. По ним будущие биографы составят социальный портрет Саскии.

     Судьба переменчива. То она обласкает счастьем, то... У них родилось четверо детей, трое из них умерли во младенчестве. Как радовала Саския рождению Титуса, какие строила планы! Увы, спустя год, в 1642-м, она умерла.

     В антверпенском музее хранится полотно, на котором Рембрандт в последний раз при ее жизни изобразил Саскию. Этот портрет напоминает «Дрезденскую Саскию», написанную в 1632 году. Тот же поворот головы, та же поза, почти тот же наряд. И та же любовь художника. Только печальны задумчивые глаза, страдание на лице.

     Чудный колорит, теплый и мягкий, словно предвещает его главную картину – «Ночной дозор», что дает основание некоторым искусствоведам предполагать, что именно Саския изображена в одинокой, высвеченной фигуре молодой девушки... Не будем гадать, и без того ясно, что в судьбе великого мастера Саския была светом и любовью.

     Двенадцать лет хранил Рембрандт верность любимой. Но жизнь требовала перемен, подрастал сын Титус. И в дом вошла другая женщина – Хендрикье Стоффельс. Но и она прожила недолго, оставив дочь Корнелию. Появилась третья жена, Катарина ван Вейк.

     Последние годы Рембрандта – это потеря сына Титуса, нищета, смерть друзей, тяжелый недуг. Полуслепой художник пишет свой шедевр «Возвращение блудного сына».

     А Саския на его портретах по-прежнему прекрасна. Ее глаза не вопрошают. Нет, они призывают: «Любите друг друга! Будьте любимы!»

 

     Творческое наследие Рембрандта огромно: около 600 живописных полотен, почти 300 офортов и 1400 рисунков. Оно сказалось на творчестве его учеников, наиболее известные из которых Геррит Доу, Говарт Флинк, Самюэль ван Хоогстратен, Карель Фабрициус, Николас Мас. Оно повлияло и на развитие мирового искусства в целом, хотя было оценено по достоинству спустя многие годы. Широкий тематический диапазон, гуманизм, поиски выразительных художественных средств, величайшее мастерство позволяло художнику воплощать в жизнь передовые идеи времени. Велика эмоциональность его произведений, создаваемая колоритом картин, который построен на сочетании теплых сближенных тонов и тончайшими оттенками цвета. Рембрандт оставил огромное живописное наследие, создавая картины на библейские, исторические, мифологические и бытовые темы, портреты и пейзажи, был великим мастером гравюры и офорта. Центральное внимание в своем творчестве он отводил человеку, его внутреннему миру, его переживаниям, раскрытию его духовного богатства. Творческая фигура Рембрандта высится в веках наряду с самыми крупными представителями мирового искусства.

     Картина «Флора» была написана Рембрандтом в 1634 году. Это первое изображение художником собственной жены – Саскии Ван Эйленбурх, которую он представляет в образе античной богини цветов и весны Флоры. Картина написана в год свадьбы и является симбиозом исторического и пасторального портретов. Робость и неуверенность модели ярко контрастирует с великолепием одежд и аксессуаров. Другие портреты жены Рембандт написал в 1635 и 1641 годах.

 

  1. Ровинский Д. Полное собрание гравюр Рембрандта. СПб., 1890. Т. 1-4.
  2. О Рембрандте: Гете, И. Тэн, Фромантен, Э. Верхарн. М.;-Л., 1936.
  3. Линник И. Рембрандт ван Рейн. 1606-1609. М., 1956.
  4. Левитин Е. Офорты Рембрандта. М., 1963.
  5. Рембрандт Гарменс ван Рейн: Картины художника в музеях Советского Союза. Л., 1971.
  6. Егорова К. С. Портрет в творчестве Рембрандта. М., 1975.
  7. The Rembrandt Documents. New York, 1979.
  8. Alpers S. Rembrandt's Enterprise: The Studio and the Market. Chicago; London, 1988.
  9. Wetering C. De. Rembrandt: The Painter at Work. Amsterdam, 1997.
  10. Рембрандт. - М: Олма- Пресс Образование, 2005.
  11. Даниэль С. М. Рембрандт. - СПБ: Аврора, 2002.
  12. Декарг Поль. Рембрант. - М.: Молодая гвардия: Палимпсест 2000.
  13. Андронов С. А. Рембрандт. О социальной сущности творчества художника. - М.: Знание, 1981.

turboreferat.ru

Картина Рембрандта «Флора»

Реальность создаваемых на холсте образов — то, что отличает работы великого голландского портретиста Х. Рембрандта, кистью которого была написана картина «Флора» — одно из самых ярких и чувственных полотен. На портрете изображена Хендрикье Стоффелс — любимая женщина и мать детей живописца в период их первого знакомства и душевной близости. Это один из первых ее портретов, которые написал Харменс Ван Рейн Рембрандт за время их совместной жизни.

Уже немолодой живописец питал сильные чувства к молодой девушке, красоту которой стремился перенести и запечатлеть на холсте. Неудивительно, что работа насыщена теплыми красками, а каждая деталь одежды, выражения лица и позы передана мягкими, нежными мазками с удивительной четкостью. Над полотном художник работал меньше года. Картина была начата и завершена в 1654 году (Амстердам). Начиная с 1652 года, портретист создает целую серию женских образов, лицом которых стала Х. Стоффелс. Они вошли в историю мирового искусства как самые обаятельные и меланхолические.

Наш интернет-магазин предлагает поклонникам искусства купить точную копию знаменитого полотна Флора, которая будет напечатана на 100% натуральном материале с применением современной технологии, защищающей картину от старения. Оригинальный вариант портера также был выполнен на грубом холсте масляными красками. Размеры полотна: 100 на 91,8 см. В нашей мастерской можно заказать печать картины любого размера.

Уникальность работы заключается в точности перенесенных на основу деталей женского образа. Они хорошо просматриваются на фото, представленном в каталоге. Взгляд, положение рук, поворот головы как бы говорят зрителю о том, что женщина на портрете знает меру настоящего и бренного в жизни, умеет отличить фальшь от истины, подлинные ценности от фантазий. Флора — самый женственный и искрений образ, оставленный Х. Рембрандтом потомкам.

Созданная нами репродукция художественного шедевра середины XVII века будет полностью соответствовать оригиналу, что сделает ее достойным дополнением любого интерьерного решения. Точная цена работы рассчитывается в зависимости от выбранной основы (бумага, холст), используемых чернил при печати и необходимости обрамить картину в раму (подрамник, багет).

www.artwall.ru

5 самых известных картин Рембрандта

15 июля 1606 года на свет появился величайший голландский живописец Рембрандт Харменс ван Рейн.

Будущий реформатор изобразительного искусства родился в семье зажиточного мельника в Лейдене. Мальчик с раннего детства проявлял интерес к живописи, поэтому в 13 лет его отдали в ученики к лейденскому художнику Якобу ван Сваненбюрху. Позже Рембрандт обучался у амстердамского живописца Питера Ластмана, специализировавшегося на исторических, мифологических и библейских сюжетах.

Уже в 1627 году Рембрандту удалось вместе с другом Яном Ливенсом открыть собственную мастерскую - молодой живописец, которому едва минуло 20 лет, сам стал набирать учеников.

Уже в ранних работах Рембрандта отчетливо виден начинающий оформляться особый живописный стиль - художник стремится выписать своих персонажей максимально эмоционально, драматичностью наполнен буквально каждый сантиметр полотна. В самом начале пути будущий непревзойденный мастер работы со светотенью осознал силу этого приема для передачи эмоций.

В 1631 году Рембрандт перебрался в Амстердам, где был встречен крайне восторженно, знатоки искусства сравнивали живописную манеру молодого художника с творениями самого Рубенса - кстати, на многое из эстетики этого художника Рембрандт с удовольствием ориентировался.

Период работы в голландской столице стал знаковым для жанра портрета в творчестве Рембрандта - именно здесь мастер пишет множество этюдов женских и мужских голов, тщательным образом прорабатывая каждую деталь, постигая все тонкости мимики человеческого лица. Художник пишет богатых горожан - слава о нем распространяется быстро и становится залогом коммерческого успеха - а также много работает над автопортретами.

Судьба Рембрандта - как личная, так и творческая - сложилась непросто. Рано обласканный славой и успехом, талантливый живописец так же в одночасье лишился богатых клиентов, не сумевших осознать революционную смелость его работ. По-настоящему наследие Рембрандта сумели оценить только два столетия спустя - в XIX веке художники-реалисты вдохновлялись именно полотнами этого мастера, одного из ярчайших представителей золотого века голландской живописи.

"Вечерняя Москва" предлагает вспомнить самые известные картины Рембрандта, являющиеся жемчужинами коллекций крупнейших музеев мира.

1. "Даная" (1633-1647 годы)

Наведите курсор на изображение

Даже если вы ничего не знаете о Рембрандте и вообще не интересуетесь живописью, эта картина вам точно знакома. Полотно, хранящееся в петербургском Эрмитаже, едва не было безвозвратно утрачено в 1985 году из-за вандала, облившего его серной кислотой, а затем изрезавшего холст ножом.

Картина, на которой изображена обнаженная девушка, лежащая на кровати в лучах неземного света, писалась Рембрандтом для своего дома - сюжетом был выбран известный древнегреческий миф о красавице Данае, будущей матери победителя Медузы Персея, и Зевсе-Громовержце. Сам облик Данаи загадал исследователям творчества загадку, разгадать которую удалось совсем недавно: известно, что моделью Рембрандта была его жена Саския ван Эйленбюрх, однако та Даная, которая дошла до нас, на супругу художника совсем не похожа. Рентгеновское исследование полотна показало, что Рембрандт частично переписал лицо Данаи после смерти жены - и сделал его похожим на лицо второй своей возлюбленной, няньки его сына Титуса Гертье Диркс. Купидон, парящий над Данаей, тоже изначально выглядел по-другому - крылатый бог смеялся, а в окончательном варианте на его лице застыло страдание.

После нападения на картину в 1985 году ее реставрировали целых 12 лет. Утрата живописи составила 27%, над восстановлением шедевра Рембрандта трудились лучшие мастера - однако гарантий успеха не было никаких. К счастью, полотно все же удалось спасти, сейчас картина надежно защищена бронированным стеклом.

2. "Ночной дозор", (1642 год)

Наведите курсор на изображение

Колоссальное, почти четырехметровое полотно стало по-настоящему роковым в карьере своего создателя. Правильное название картины - "Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга". "Ночным дозором" она стала после того, как ее, забытую на два столетия, обнаружили искусствоведы. Было решено, что на картине изображены мушкетеры во время ночной службы - и лишь после реставрации выяснилось, что под слоем копоти скрывается совершенно другой оригинальный колорит - об этом красноречиво говорят тени - действие на полотне происходит около 2 часов дня.

Работа была заказана Рембрандту Стрелковым обществом — отрядом гражданского ополчения Нидерландов. Групповой портрет шести рот должен был украсить новое здание общества - Рембрандта просили написать  стрелковую роту капитана Франса Баннинга Кока. От художника ждали традиционного парадного портрета - все действующие лица в ряд - однако он принял решение изобразить мушкетеров в движении. Смелая композиция, где каждая фигура максимально динамична, понимания у заказчика не нашла - недовольство вызвало то, что кто-то из изображенных был виден хорошо, а кто-то оказался на заднем плане. "Ночной дозор" в буквальном смысле сломал карьеру Рембрандта - именно после этой картины постоянные богатые клиенты отвернулись от живописца, а манера его письма кардинально поменялась.

Кстати, судьба этого полотна не менее трагична, чем у "Данаи". Начать хотя бы с того, что в XVIII веке его совершенно варварски обрезали, чтобы уместить в новый зал Стрелкового общества. Так с картины пропали мушкетеры Якоб Дирксен де Рой и Ян Брюгман. К счастью, сохранилась копия оригинального полотна. "Ночной дозор" трижды переживал нападение вандалов: первый раз был вырезан большой кусок холста, второй раз картину 10 раз ударили ножом, а в третий раз облили серной кислотой.

Сейчас полотно хранится в Рейксмюзеуме - Национальном музее Амстердама. Смотреть на эту картину можно много часов - настолько детально на огромном холсте прописаны все персонажи, как "заказные" (собственно, мушкетеры - их 18), так и добавленные Рембрандтом по своему усмотрению (16 фигур, самая загадочная - маленькая девочка в месте "золотого сечения" картины)

3. "Блудный сын в таверне" (1635 год)

Наведите курсор на изображение

Этот автопортрет художника с любимой женой Саскией на коленях хранится в Галерее старых мастеров в Дрездене (она же Дрезденская галерея). Не вызывает сомнений, что художник писал эту картину, будучи абсолютно счастлив. Именно в этот период жизни Рембрандт много и плодотворно работал, был популярен, получал высокие гонорары за свои работы, среди его заказчиков были знаменитые и состоятельные люди. Сюжет из Евангелия от Луки мастер переработал в духе времени - блудный сын облачен в камзол и широкополую шляпу с пером, блудница на его коленях также одета по тогдашней моде. Кстати, это единственная картина-автопортрет художника вместе с женой - еще одно изображение себя и Саскии в одном живописном пространстве Рембрандт выполнил в технике гравюры в 1638 году. Несмотря на общий веселый тон картины, автор не забыл напомнить о том, что за все в этой жизни рано или поздно придется платить - об этом красноречиво говорит грифельная доска на заднем плане, где очень скоро кутиле выставят счет. Мог ли Рембрандт догадываться, насколько крупной будет его собственная расплата за талант?

4. "Возвращение блудного сына" (1666-1669 годы)

Наведите курсор на изображение

Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему, хранится оно в Эрмитаже. Смысловой центр картины сильно сдвинут в сторону, главные фигуры выделены светом, остальные персонажи укрыты тенью, что не дает возможности ошибиться при прочтении изображенного. Кстати, все полотна Рембрандта объединяет одна важная деталь - при общей ясности главного сюжета в каждой картине таятся загадки, которые искусствоведы не в силах разгадать. Как и в случае с девочкой из "Ночного дозора", в "Возвращении блудного сына" есть персонажи, окутанные тайной. Их четверо - кто-то условно называет их "братьями и сестрами" главного героя. Некоторые исследователи интерпретируют женскую фигуру за колонной как второго, послушного сына - хотя традиционно эта роль отводится мужчине на первом плане. Этот человек, бородатый, с посохом в руках, вызывает не меньше вопросов - в Евангелии от Луки благочинный брат прибежал встречать блудного родича прямо с поля, а здесь изображен скорее знатный странник, может быть, даже Вечный Жид. Кстати, не исключено, что Рембрандт изобразил так самого себя - автопортреты, как известно, нередки в его картинах.

5. "Саския в образе Флоры" (1634 год)

Наведите курсор на изображение

Большинство женских образов на полотнах Рембрандта периода 1934-1942 годов написаны с любимой жены художника Саскии ван Эйленбюрх. В образе античной богини весны Флоры мастер изображал Саскию трижды - рассматриваемый нами портрет был создан в год их свадьбы - невооруженным глазом видно, что Рембрандт боготворил жену, любовался ею и вложил в живописное творение всю свою нежность.

Саскии на момент замужества было 22 года, в 17 лет она осталась круглой сиротой. С будущим супругом ее свел случай - она приехала в Амстердам в гости к кузине, жене проповедника Иоганна Корнелиса Сильвиуса, который был знаком с Рембрандтом. Свадьба состоялась 10 июня 1634 года. В 1942 году - всего через год после рождения долгожданного сына Титуса - Саскии не стало.

Флора-Саския - воплощение юности, свежести и целомудренности, в ее облике столько очаровательной застенчивости и девичьей свежести. Рембрандт умело сочетал в этой картине пастораль и исторический портрет. К слову, из трех Флор, написанных с жены (две другие картины созданы в 1935 и 1941 годах) первая больше всего отсылает к античности, два других портрета намекают на миф только едва заметными деталями. "Саския в образе Флоры" хранится в Эрмитаже.

amp.vm.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта