Прогулка по залам Эрмитажа. Часть 5. Картины рембрандта в эрмитаже
20.Рембрандт и голландская
20.Рембрандт и голландская
живопись XVII в.
в коллекции Эрмитажа.
Собрание картин Рембрандта, хранящееся в Эрмитаже, известно во всем мире. Оно состоит из произведений разного времени: самое раннее из них датировано 1631 г., самое позднее относится к концу жизни художника. Это портреты, картины на библейские темы и на сюжеты из античной мифологии. Многие из них – признанные шедевры великого голландца.
Картинам Рембрандта в музее отведен отдельный зал. Здесь находятся также некоторые работы его голландских учеников.
«Портрет ученого» – самая ранняя из картин Рембрандта в Эрмитаже. Именно портретный жанр занимает исключительно важное место в творчестве великого мастера.
«Портрет ученого» – традиционное название картины, но кем в действительности был человек, представленный на полотне, – неизвестно. Лежащая перед ним книга и перо в руке указывают, возможно, на ученые занятия.
Флора» – одна из известнейших работ эрмитажного собрания. Произведение было исполнено Рембрандтом в год его женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Долгое время считалось, что здесь художник запечатлел свою юную супругу.
Снятие с креста
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606–1669), Голландия, 1634
«Жертвоприношение Авраама» – шедевр динамичного, экспрессивного стиля барокко в творчестве Рембрандта. Бурное движение в картине определено запечатленным в ней мгновением: стремительно появляется ангел, в падении изображен нож, который выронил потрясенный Авраам, а ладонь отца милосердно закрывает лицо сына.
«Портрет Бартье Мартенс» долгое время ошибочно считался изображением матери художника. Лишь в начале XX в. было установлено, что моделью мастера была Бартье Мартенс (1596–1678), жена Хермана Домера – краснодеревщика и изготовителя рам. Один из сыновей Бартье и Хермана – Ламберт Домер – был учеником Рембрандта и в дальнейшем стал известным пейзажистом. Рембрандт – самый дорогой в этот период живописец Амстердама – написал парные портреты супругов, которыми Бартье, очевидно, очень дорожила. Она завещала их Ламберту с условием, что он выполнит с них копии для своих братьев и сестер.
Картина «Прощание Давида с Ионафаном» представляет эпизод из Ветхого Завета (1 Цар 20:41, 42). Царь Саул, заподозрив своего полководца Давида в желании захватить трон, решил его убить. Сын Саула, царевич Ионафан, любивший Давида «как свою душу», сообщил ему о замысле отца. Рембрандт изобразил встречу друзей перед бегством Давида, когда они «плакали оба вместе, но Давид плакал более».
«Святое семейство» – одна из наиболее известных картин Рембрандта на данный сюжет, к которому мастер обращался не раз. Представленная художником сцена кажется обыденным эпизодом из жизни скромного семейства, однако в ней заключен глубокий символический смысл.
В поздний период творчества мастер чаще всего писал людей преклонных лет. Нередко ему позировали обитатели гетто – заселенного евреями района Амстердама.
Для портретов стариков характерна композиция с фигурами, представленными по грудь или по пояс. Как правило, портретируемые изображены сидящими в неподвижных позах, спокойно сложив перед собой руки. Фон этих картин нейтрален, детали немногочисленны, в колорите преобладают коричневые и красные тона. Лица и руки моделей выделены ярким светом. Постепенно угасая, он мерцает в красках, которыми переданы темные одеяния персонажей и фоны портретов.
Портрет старика-еврея
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606–1669), Голландия, 1654
Иногда Рембрандт несколько раз писал одну и ту же модель. Так, пожилая женщина, запечатленная в «Портрете старушки», позировала мастеру и для других его работ.
В Эрмитаж картина поступила как «Портрет матери Рембрандта» не случайно: в XVIII и XIX вв. многие произведения художника считались изображениями его родных.
Одеяние пожилой женщины с необычным головным убором напоминает о вымышленных костюмах так называемых тронье.
Лицо со старческими морщинами, руки с узловатыми суставами переданы плотными энергичными мазками, характерными для поздней манеры художника.
Старческим лицам на портретах Рембрандта свойственно, как правило, выражение глубокой душевной грусти. В образах погруженных в себя стариков воплощены и мудрость, и печаль, пришедшие с годами прожитой жизни.
Однако «Портрет старика в красном» представляет человека, в лице и осанке которого ощутимы достоинство и сила характера.
Молодая женщина, примеряющая серьги» – небольшая картина, в которой запечатлен эпизод из повседневной жизни. Однако в искусстве XVII в. подобные сюжеты заключали в себе иносказательный смысл. Так, персонаж, любующийся своим отражением в зеркале, служил напоминанием о таких человеческих пороках, как суетность и тщеславие.
В то же время художник создал обаятельный женский образ, точно передав непринужденный жест героини, ее естественную грацию и живую улыбку. Обыденная сцена окрашена мягким настроением. Большую роль в его создании играет колорит, слагающийся из легких, пронизанных светом оттенков красного и коричневого цветов.
«Аман узнает свою судьбу» («Давид и Урия»?) – картина исторического жанра. Ее сюжет восходит к Ветхому Завету, но существуют два мнения по поводу того, какой библейский эпизод здесь представлен (отсюда два названия).
Версия истории о царе Давиде и его полководце Урии возникла в XX в. Полюбив Вирсавию – жену Урии, Давид отправил ее супруга на войну с письмом к военачальнику – приказом послать Урию на верную гибель (2 Цар 11,14). В этом случае, на первом плане картины изображен Урия, персонажи в глубине – царь Давид в короне и пророк Натан. Однако такому истолкованию противоречит отсутствие письма в руке главного
К шедеврам портретного жанра в позднем творчестве художника принадлежит «Портрет поэта Иеремиаса де Деккера».
Произведение было написано в последний год жизни Деккера (1606–1666) – друга и почитателя Рембрандта.
Художник изобразил близкого ему человека не в вымышленном одеянии, а в строгом черном костюме с плоским белым воротничком. Поэт представлен глубоко погруженным в себя. Прозрачная тень от полей высокой шляпы усиливает настроение грустной отрешенности, читающееся на лице модели (прием, характерный для Рембрандта).
«Возвращение блудного сына» – одна из вершин творчества Рембрандта.
Сюжет картины заимствован из евангельской притчи о блудном сыне (Лк 15:11–32). Некий юноша, получив от отца свою часть наследства, «пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться». Он пас свиней, нищенствовал, голодал. Нужда заставила несчастного вернуться в отчий дом.
«Даная» – признанный шедевр Рембрандта. На полотне стоит дата 1636 г. Однако известно, что около 1643 г. художник возвратился к работе над произведением, во многом изменив его замысел и живописное решение. В истории «Данаи» много загадок. Вероятно, в 1656 г. она находилась в доме Рембрандта, а в 1660 г. еще не покинула Голландии. В 1755 г. «Даная» появляется в коллекции Кроза, в которой находилось не менее шести произведений разных авторов на этот же сюжет. Полотно Рембрандта было размещено в галерее Кроза напротив «Данаи, принимающей Юпитера в образе золотого дождя» работы Тициана.
История собрания картин Рембрандта в Эрмитаже началась значительно раньше, чем возник сам музей.
Первая из привезенных в Россию живописных работ мастера – «Прощание Давида с Ионафаном». Произведение было куплено по поручению императора Петра I в Амстердаме на распродаже знаменитого в Голландии собрания Яна ван Бейнингена, устроенной в 1717 г. перед отъездом его владельца в Южную Америку (в качестве правителя острова Кюрасао, в ту пору – голландской колонии).
Поначалу картина украшала один из интерьеров дворца Монплезир в Петергофе, а в 1882 г. поступила в Эрмитаж.
Основная часть собрания сформировалась в царствование Екатерины II. Императрица, правившая в Век Просвещения и воспринявшая его дух, покровительствовала искусствам. Она задумала создать картинную галерею, которая славилась бы в Европе.
Удачный случай помог русской государыне получить в 1764 г. картины, собранные берлинским купцом Гоцковским для Фридриха II – короля Пруссии. Расходы на войну заставили монарха отказаться от покупки произведений живописи, и купец предложил покрыть ими свой долг русскому двору. Год этого приобретения считается датой основания Эрмитажа. Тогда же начали строить Малый Эрмитаж – здание, где разместились картины.
Голландская живопись
Ни одна национальная школа живописи не знала такого бурного расцвета натюрморта. Только умение голландского мастера в самом малом увидеть частицу бытия подняло этот жанр до уровня ведущих.
Выражая новые художественные взгляды общества и обслуживая более широкого, чем раньше, потребителя — рядового гражданина первой в Западной Европе буржуазной республики, живописцы Голландии нашли доходчивый, яркий художественный язык.
Достижения голландских художников ознаменовали новый важный этап в поступательном развитии реализма, существенно обогатив и углубив его содержание и творческий метод. Они оказали огромное влияние на современное им и будущее искусство. К лучшим образцам голландской живописи обращались все прогрессивные деятели искусства XVIII—XIX веков. И по сей день остаются на вооружении художников-реалистов смелые достижения голландской школы, а ее проникнутые жизнеутверждающим чувством картины продолжают доставлять зрителю истинное художественное наслаждение.
Голландская школа дала человечеству плеяду выдающихся мастеров во главе с Халсом, Рембрандтом, Рейсдалом и Вермеером Делфтским. Их произведения навсегда вошли в мировую сокровищницу искусства и как величайшие проявления человеческого гения бережно хранятся в музеях и картинных галереях.
Государственный Эрмитаж обладает одной из крупнейших в мире коллекций голландской живописи. Ее первые экспонаты появились на берегах Невы в 1716 году, задолго до того, как был основан музей. В этом году Осип Соловьев приобрел для Петра I в Голландии сто двадцать одну картину, а вслед за тем Юрий Кологривов купил в Брюсселе и Антверпене еще сто семнадцать полотен. Несколько позже к этому собранию присоединились сто девятнадцать произведений, присланных царю английскими купцами Званом и Элсеиом. Голландaie картины, наряду с фламандскими, здесь преобладали: как сообщает биограф Петра I Яков Штелин, любимыми художниками царя были Рубенс, ван Дейк, Рембрандт, Стен, Вауверман, Брейгель, ван дер Верф и ван Остаде, а любимыми сюжетами — сцены из жизни «голландских мужиков и баб». В этой приверженности ко всему голландскому не следует видеть проявление только личного вкуса «шкипера Питера», как называли Петра во время его пребывания в Голландии. Голландский бюргерский демократизм, нашедший яркое выражение в национальной живописи, был особенно близок характеру демократических преобразований в России того времени в области культуры н быта. Но, конечно, не только художественный интерес будили в русском зрителе картины голландских живописцев.
Во второй половине XVIII столетия в Петербург перекочевали многие значительные произведения голландской живописи. В составе коллекции Г. Брюля, приобретенной в Дрездене (в 1769 г.), Эрмитаж получил четыре портрета работы Рембрандта, четыре пейзажа Я. Рейс-дала, картины Г. Терборха, Ф. Мириса, А. ван Остаде, А. Ваувермана и других. Собрание Кроза в Париже, поступившее в 1772 году, принесло музею такие шедевры Рембрандта, как «Даная» и «Святое семейство».
Еще более обогатили эрмитажную коллекцию голландцев собрания Бодуэна (Париж), Уолпола (Англия) и первой жены Наполеона I императрицы Жозефины, приобретенные для Эрмитажа в конце XVIII — начале XIX века. Эрмитаж смог включить тогда в свою экспозицию «Жертвоприношение Авраама», «Снятие с креста» и десяток других холстов Рембрандта, работы модного в XVIII столетии Г. Доу, три лучшие картины П. Поттера (среди них шедевр мастера — «Ферма»), «Бокал лимонада» Г. Терборха, «Завтрак» Г. Метсю, два удивительных по тонкости исполнения цветочных натюрморта Я. ван Хей-сума и многие другие не менее значительные произведения.
Занимательный сюжет, небольшой размер и сравнительно невысокие цены сделали голландские картины доступными большому кругу русских коллекционеров. Их приобретали не только члены царствующего дома и высшая петербургская знать, но и представители более демократических кругов населения. Эти собрания станут впоследствии основным источником пополнения эрмитажной коллекции. Так, в 1915 году в музей поступило приобретенное еще в 1910 году огромное собрание «малых голландцев» знаменитого русского ученого н путешественника П. П. Семенова-Тян-Шанского, который собрал семьсот девятнадцать картин трехсот сорока авторов. С этим собранием в каталоге музея появилось сто девяносто новых имен. Таким образом, если раньше голландская коллекция Эрмитажа выделялась в ряду других музеев мира количеством шедевров, то теперь она заняла одно из первых мест и по количеству представленных в ней имен, в том числе и самых редких.
Эрмитажная коллекция голландской живописи насчитывает свыше 1000 картин и занимает одно из первых мест в мире по количеству шедевров и имен, в том числе и самых редких. Картины голландских художников занимают шесть залов Нового Эрмитажа, самым большим из которых является Шатровый зал, где располагается основная экспозиция живописи так называемых малых голландцев. Представлены работы ведущих мастеров различных жанров, получивших широкое распространение в искусстве Голландии XVII столетия: пейзажистов Яна ван Гойена и Якоба Рейсдала, мастеров бытового жанра Яна Стена, Герарда Терборха, Питера де Хоха, Андриана и Изака ван Остаде, анималиста Пауля Поттера, возможно, величайшего представителя этого жанра на протяжении всей его истории, мастеров натюрморта Виллема Класса Хеды и Виллема Калфа.
Один из самых выдающихся и смелых голландских живописцев этого периода, Франс Халс представлен двумя великолепными произведениями -"Портретом молодого человека с перчаткой в руке" (ок.1659) и "Мужским портретом" (до 1660).
studfiles.net
Прогулка по залам Эрмитажа.Часть 5.
. Это цитата
Прогулка по залам Эрмитажа.Часть 5.Пять зданий, связанные друг с другом на Дворцовой набережной, составляют музейный комплекс Эрмитажа:* Зимний дворец (1754 — 1762, архитектор Б. Ф. Растрелли)* Малый Эрмитаж (1764 — 1775, архитекторы Ж. Б. Валлен-Деламот, Ю. М. Фельтен, В. П. Стасов). В комплекс Малого Эрмитажа входят Северный и Южный павильоны, а также знаменитый Висячий сад* Большой Эрмитаж (1771 — 1787, архитектор Ю. М. Фельтен)* Новый Эрмитаж (1842 — 1851, архитекторы Лео фон Кленце, В. П. Стасов, Н. Е. Ефимов)* Эрмитажный театр (1783 — 1787, архитектор Дж. Кваренги)
Вид с Невы на комплекс зданий Государственного Эрмитажа: слева направо Эрмитажный театр — Большой (Старый) Эрмитаж — Малый Эрмитаж — Зимний дворец; (Новый Эрмитаж расположен за Большим)Зал искусства Фландрии
В этом зале императорского Нового Эрмитажа были размещены картины русской школы. Ныне экспозиция знакомит с произведениями фламандских художников XVII в. В числе хранящихся в Государственном Эрмитаже десяти работ Якоба Йорданса следует отметить один из лучших вариантов картины "Праздник бобового короля", а также "Аллегорический семейный портрет" и "Портрет старика". В зале также представлены полотна мастеров анималистической живописи и натюрморта: "лавки" Франса Снейдерса, "охоты" Пауля де Воса, натюрморты Яна Фейта.
Якоб Йорданс.Автопортрет с родителями, братьями и сестрами
Якоб Йорданс.Бобовый король
Якоб Йорданс.Аллегорический семейный портрет
Франс Снейдерс - Фруктовая лавка
Франс Снейдерс - Овощная лавка
Ян Фейт - Заяц, фрукты и попугай
Ян Фейт - Натюрморт с цветами, фруктами и попугаем
Эдуард Петрович Гау - Виды залов Нового Эрмитажа. Зал фламандской школы
Зал Рубенса
По проекту Лео фон Кленце этот зал Нового Эрмитажа был отдан экспозиции голландской и фламандской живописи. Ныне здесь представлены произведения великого фламандского художника Питера Пауля Рубенса (1577-1640). Коллекция его работ, включающая 22 картины и 19 эскизов, охватывает все периоды творчества художника. К шедеврам собрания относятся "Персей и Андромеда", "Вакх", "Портрет камеристки инфанты Изабеллы". Среди наиболее известных полотен - "Союз Земли и Воды", "Снятие с креста", "Возчики камней".
Рубенс, Питер Пауль - Отцелюбие римлянки
Персей и Андромеда - 1621
Вакх - 1638 - 1640
Портрет камеристки инфанты Изабеллы
Союз Земли и Воды
Снятие с креста
Возчики камней
Зал Рембрандта
По проекту Лео фон Кленце этот зал Нового Эрмитажа был отведен французской и фламандской школам живописи. Этим объясняется включение в декоративное убранство свода медальонов с портретами выдающихся художников этих стран. В зале размещена уникальная коллекция полотен Рембрандта Харменса ван Рейна (1606-1669). В эрмитажном собрании Рембрандта, включающем 23 работы, представлены как ранние, так и поздние произведения мастера. Среди них - "Флора", "Снятие с креста", "Жертвоприношение Авраама", "Даная", "Прощание Давида с Ионафаном", "Святое Семейство", "Портрет старика в красном", "Возвращение блудного сына".
Рембрандт Харменс ван Рейн - Портрет Бартье Мартенс Домер
Рембрандт Харменс ван Рейн - Святое Семейство
Рембрандт Харменс ван Рейн - Флора
Рембрандт Харменс ван Рейн - Снятие с креста
Рембрандт Харменс ван Рейн - Жертвоприношение Авраама
Рембрандт Харменс ван Рейн - Даная
Рембрандт Харменс ван Рейн - Возвращение блудного сына
Эдуард Петрович Гау- Виды залов Нового Эрмитажа. Зал голландской и фламандской школ
Шатровый зал
Шатровый зал, получивший свое название из-за уникального двускатного перекрытия, - один из самых больших в Новом Эрмитаже. В декоративной росписи интерьера использованы античные мотивы; скульптурные акротерии венчают фронтоны окон. Сегодня, как и в XIX в., в зале размещены картины голландской и фламандской школ. Эрмитаж обладает одной из лучших в мире коллекций картин этих школ, насчитывающей более 1000 полотен. В экспозиции можно видеть работы таких знаменитых художников XVII в., как Якоб Рейсдал, Питер Клас, Виллем Калф и Виллем Хеда, картины бытового жанра Яна Стена, Питера де Хоха, а также два портрета, созданные Франсом Халсом.
Johannes Cornelisz. Verspronck - Portrait of a Woman
Франс Халс - Портрет молодого человека с перчаткой в руке
Франс Халс - Мужской портрет
Якоб Изакс ван Рейсдал - Болото
Якоб Изакс ван Рейсдал - Водопад в Норвегии
Питер Клас - Завтрак с ветчиной
Вилем Клас Хеда - Завтрак с крабом
Ян Стен - Брачный контракт
Питер де Хох - Служанка и солдат
Питер де Хох - Хозяйка и служанка
Луиджи Премацци.Виды залов Нового Эрмитажа. Зал голландской и фламандской школ 1858
Зал русской школы
"Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламяШироко развилось, как боевое знамя.Земля волнуется - с шатнувшихся колоннКумиры падают! Народ, гонимый страхом,Под каменным дождем, под воспаленным прахом,Толпами стар и млад бежит из града вон."
Эти вдохновенные строки А.С. Пушкина посвящены знаменитой картине Карла Брюллова "Последний день Помпеи". В 1834 г. картина прибыла в Петербург и была выставлена в Академии художеств, вызвав шумный восторг у публики. В 1851 г. монументальные произведения Брюллова ("Последний день Помпеи") и Бруни ("Медный змий") поступили в Эрмитаж "для усиления русской галереи". Русскую академическую школу представили в зале также работы Кипренского ("Портрет Бертеля Торвальдсена"), Рейтерна ("Авраам приносит Исаака в жертву"), А.А. Иванова ("Явление Христа Марии Магдалине") и А.И. Иванова ("Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 г.").
Э.П.Гау.Виды залов Нового Эрмитажа. Зал русской школы
К.Брюллов - Последний день Помпеи
Бруни - Медный змий
Кипренский Орест Адамович (1782-1836) - Портрет датского скульптора Бертеля Торвальдсена. 1831
Рейтерн - Авраам приносит Исаака в жертву
А.А. Иванов - Явление Христа Марии Магдалине
Аванзал, или парадная "прихожая", первоначально предназначался для цикла монументальных росписей, посвященных истории Российского государства . Об этом замысле напоминают росписи потолка с изображением двуглавого орла и аллегорических фигур, символизирующих русские города. Затем росписи стен зала решено было посвятить истории русского искусства, что логически связывалось с тематикой Галереи истории древней живописи. Во фризе зала были помещены барельефные портреты русских художников, скульпторов и архитекторов. К открытию музея в зале находились картины русских художников XIX в.: "Окрестности Бахчисарая" А.Е. Мартынова , "Крестьянский мальчик, надевающий лапти" А.Г. Венецианова, "Водопад Иматра в Финляндии" Ф.М. Матвеева, "Девятый вал" И.К. Айвазовского, "Вид Большого канала в Венеции" А.Н. Мордвинова, "Внутренний вид церкви на Голгофе" М.Н. Воробьева.Э.П.Гау.Виды залов Нового Эрмитажа. Зал русской школы
Крестьянский мальчик, надевающий лапти А.Г. Венецианов
Водопад Иматра в Финляндии Ф.М. Матвеев
Девятый вал - Айвазовский Иван Константинович.
Вид Большого канала в Венеции А.Н. Мордвинов
М. Воробьев, Внутренний вид церкви на Голгофе в Иерусалиме, 1824
Зал Ван-Дейка
Аванзал Нового Эрмитажа ко времени открытия музея был отдан картинам русских художников XIX в. В декор интерьера включены барельефные портреты русских художников, скульпторов и архитекторов. Сегодня в экспозиции представлены произведения Антониса Ван Дейка (1599-1641) - знаменитого фламандского художника, коллекция картин которого в Государственном Эрмитаже насчитывает 24 произведения. Собрание включает все типы портрета - жанра, благодаря которому мастер получил мировое признание: камерный, интимный, парадный, заказной. "Мужской портрет", "Автопортрет" входят в число шедевров музея.
Э.П.Гау.Виды залов Нового Эрмитажа. Зал русской школы
Антонис Ван Дейк - Автопортрет
Антонис Ван Дейк - Портрет сэра Томаса Чалонера
Антонис Ван Дейк - Семейный портрет
Антонис Ван Дейк - Портрет молодой женщины с ребенком
Антонис Ван Дейк - Портрет Елизаветы и Филадельфии Уортон
Антонис Ван Дейк - Портрет Николаса Рококса
Антонис Ван Дейк - Портрет Уильяма Лода
Антонис Ван Дейк - Апостол Петр
Ван Дейк, Антонис - Отдых на пути в Египет
Английская живопись
Эрмитажная коллекция английской живописи XVI-XIX веков является в своем роде уникальным собранием, в особенности если учитывать то обстоятельство, что произведения британских художников крайне редко встречаются в музеях континентальной Европы. Коллекция небольшая - около 450 картин, но весьма интересная. Подробнее...
Гейнсборо, Томас - Портрет дамы в голубом
Неллер, Годфри - Портрет Гринлинга Гиббонса
Неллер, Годфри - Портрет Джона Локка
Добсон, Уильям - Портрет Абрахама ван дер Дорта
Ромни, Джордж - Портрет миссис Х. Гриер
Рейнолдс, Джошуа - Амур развязывает пояс Венеры
Уэст, Бенджамен - Портрет Георга, принца Уэльского, и принца Фредерика, позднее герцога Йоркского
Уэст, Бенджамен - Венера утешает Амура, ужаленного пчелой
Рейнолдс, Джошуа - Воздержанность Сципиoна Африканского
Лоуренс, Томас - Портрет С. Р. Воронцова
Вуттон, Джон - Собаки и сорока
Французская живопись
Эрмитаж обладает прекрасным собранием живописи XV - XVIII веков. Оно включает немногочисленные, но характерные произведения XV-XVI веков, среди которых выделяются произведения портретного жанра, в том числе работы Пьера Дюмустье. Живопись Франции XVII века раскрывается во всей полноте, позволяя проследить становление и утверждение основных направлений французской школы этого периода. Разнообразные направления в искусстве XVII века представляют произведения ведущих мастеров. Подробнее...
Ватто, Антуан - Савояр с сурком
Пуссен, Никола - Пейзаж с Полифемом
Грёз, Жан-Батист - Паралитик
Фрагонар, Жан Оноре - Поцелуй украдкой
Шарден, Жан-Батист Симеон - Натюрморт с атрибутами искусств
Буальи, Луи Леопольд - Бильярд
Винтерхальтер, Франсуа Ксавье - Портрет великой княгини Марии Николаевны
Винтерхальтер, Франсуа Ксавье - Портрет императрицы Марии Александровны
Герен, Пьер Нарсис - Морфей и Ирида
Давид, Жак Луи - Сафо и Фаон
Жан Луи Жером.Бассейн в гареме.
Жан-Луи Жером.Рынок рабов в Риме
....
Серия сообщений "Самые интересные места на планете.":Часть 1 - Замок Линдерхоф (Sсhloss Linderhof).Бавария.Часть 2 - Замок Нойшванштайн (Бавария)...Часть 32 - Прогулка по залам Эрмитажа.Часть 4.Часть 33 - Океанариум «Окинава Тюрауми» (Okinawa Churaumi Aquarium).Часть 34 - Прогулка по залам Эрмитажа.Часть 5.
Серия сообщений "Прогулка по залам Эрмитажа":Часть 1 - Прогулка по залам Эрмитажа.Часть 1.Часть 2 - Прогулка по залам Эрмитажа.Часть 2.Часть 3 - Прогулка по залам Эрмитажа.Часть 3.Часть 4 - Прогулка по залам Эрмитажа.Часть 4.Часть 5 - Прогулка по залам Эрмитажа.Часть 5.
kolybanov.livejournal.com
Прогулка по залам Эрмитажа. Часть 5.: ladaria
Прогулка по залам Эрмитажа.Часть 5.
Пять зданий, связанные друг с другом на Дворцовой набережной, составляют музейный комплекс Эрмитажа:
* Зимний дворец (1754 — 1762, архитектор Б. Ф. Растрелли)* Малый Эрмитаж (1764 — 1775, архитекторы Ж. Б. Валлен-Деламот, Ю. М. Фельтен, В. П. Стасов). В комплекс Малого Эрмитажа входят Северный и Южный павильоны, а также знаменитый Висячий сад* Большой Эрмитаж (1771 — 1787, архитектор Ю. М. Фельтен)* Новый Эрмитаж (1842 — 1851, архитекторы Лео фон Кленце, В. П. Стасов, Н. Е. Ефимов)* Эрмитажный театр (1783 — 1787, архитектор Дж. Кваренги)
Вид с Невы на комплекс зданий Государственного Эрмитажа: слева направо Эрмитажный театр — Большой (Старый) Эрмитаж — Малый Эрмитаж — Зимний дворец; (Новый Эрмитаж расположен за Большим)
Зал искусства Фландрии
В этом зале императорского Нового Эрмитажа были размещены картины русской школы. Ныне экспозиция знакомит с произведениями фламандских художников XVII в. В числе хранящихся в Государственном Эрмитаже десяти работ Якоба Йорданса следует отметить один из лучших вариантов картины "Праздник бобового короля", а также "Аллегорический семейный портрет" и "Портрет старика". В зале также представлены полотна мастеров анималистической живописи и натюрморта: "лавки" Франса Снейдерса, "охоты" Пауля де Воса, натюрморты Яна Фейта.
Якоб Йорданс.Автопортрет с родителями, братьями и сестрами
Якоб Йорданс.Бобовый король
Якоб Йорданс.Аллегорический семейный портрет
Франс Снейдерс - Фруктовая лавка
Франс Снейдерс - Овощная лавка
Ян Фейт - Заяц, фрукты и попугай
Ян Фейт - Натюрморт с цветами, фруктами и попугаем
Эдуард Петрович Гау - Виды залов Нового Эрмитажа. Зал фламандской школы
Зал Рубенса.
По проекту Лео фон Кленце этот зал Нового Эрмитажа был отдан экспозиции голландской и фламандской живописи. Ныне здесь представлены произведения великого фламандского художника Питера Пауля Рубенса (1577-1640).Коллекция его работ, включающая 22 картины и 19 эскизов, охватывает все периоды творчества художника.К шедеврам собрания относятся "Персей и Андромеда", "Вакх", "Портрет камеристки инфанты Изабеллы". Среди наиболее известных полотен - "Союз Земли и Воды", "Снятие с креста", "Возчики камней".
Рубенс, Питер Пауль - Отцелюбие римлянки.
Персей и Андромеда - 1621
Вакх - 1638 - 1640
Портрет камеристки инфанты Изабеллы
Союз Земли и Воды
Снятие с креста
Возчики камней.
Зал Рембрандта
По проекту Лео фон Кленце этот зал Нового Эрмитажа был отведен французской и фламандской школам живописи. Этим объясняется включение в декоративное убранство свода медальонов с портретами выдающихся художников этих стран. В зале размещена уникальная коллекция полотен Рембрандта Харменса ван Рейна (1606-1669). В эрмитажном собрании Рембрандта, включающем 23 работы, представлены как ранние, так и поздние произведения мастера. Среди них - "Флора", "Снятие с креста", "Жертвоприношение Авраама", "Даная", "Прощание Давида с Ионафаном", "Святое Семейство", "Портрет старика в красном", "Возвращение блудного сына".
Рембрандт Харменс ван Рейн - Портрет Бартье Мартенс Домер.
Рембрандт Харменс ван Рейн - Святое Семейство.
Рембрандт Харменс ван Рейн - Флора.
Рембрандт Харменс ван Рейн - Снятие с креста
Рембрандт Харменс ван Рейн - Жертвоприношение Авраама
Рембрандт Харменс ван Рейн - Даная
Рембрандт Харменс ван Рейн - Возвращение блудного сына
Эдуард Петрович Гау- Виды залов Нового Эрмитажа. Зал голландской и фламандской школ
Шатровый зал
Шатровый зал, получивший свое название из-за уникального двускатного перекрытия, - один из самых больших в Новом Эрмитаже. В декоративной росписи интерьера использованы античные мотивы; скульптурные акротерии венчают фронтоны окон. Сегодня, как и в XIX в., в зале размещены картины голландской и фламандской школ. Эрмитаж обладает одной из лучших в мире коллекций картин этих школ, насчитывающей более 1000 полотен. В экспозиции можно видеть работы таких знаменитых художников XVII в., как Якоб Рейсдал, Питер Клас, Виллем Калф и Виллем Хеда, картины бытового жанра Яна Стена, Питера де Хоха, а также два портрета, созданные Франсом Халсом.
Johannes Cornelisz. Verspronck - Portrait of a Woman
Франс Халс - Портрет молодого человека с перчаткой в руке.
Франс Халс - Мужской портрет.
Якоб Изакс ван Рейсдал - Болото
Якоб Изакс ван Рейсдал - Водопад в Норвегии
Питер Клас - Завтрак с ветчиной
Вилем Клас Хеда - Завтрак с крабом
Ян Стен - Брачный контракт
Питер де Хох - Служанка и солдат.
Питер де Хох - Хозяйка и служанка
Луиджи Премацци.Виды залов Нового Эрмитажа. Зал голландской и фламандской школ 1858
Зал русской школы
"Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламяШироко развилось, как боевое знамя.Земля волнуется - с шатнувшихся колоннКумиры падают! Народ, гонимый страхом,Под каменным дождем, под воспаленным прахом,Толпами стар и млад бежит из града вон."
Эти вдохновенные строки А.С. Пушкина посвящены знаменитой картине Карла Брюллова "Последний день Помпеи". В 1834 г. картина прибыла в Петербург и была выставлена в Академии художеств, вызвав шумный восторг у публики. В 1851 г. монументальные произведения Брюллова ("Последний день Помпеи") и Бруни ("Медный змий") поступили в Эрмитаж "для усиления русской галереи". Русскую академическую школу представили в зале также работы Кипренского ("Портрет Бертеля Торвальдсена"), Рейтерна ("Авраам приносит Исаака в жертву"), А.А. Иванова ("Явление Христа Марии Магдалине") и А.И. Иванова ("Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 г.").
Э.П.Гау.Виды залов Нового Эрмитажа. Зал русской школы
К.Брюллов - Последний день Помпеи
Бруни - Медный змий
Кипренский Орест Адамович (1782-1836) - Портрет датского скульптора Бертеля Торвальдсена. 1831
Рейтерн - Авраам приносит Исаака в жертву
А.А. Иванов - Явление Христа Марии Магдалине
Аванзал, или парадная "прихожая", первоначально предназначался для цикла монументальных росписей, посвященных истории Российского государства . Об этом замысле напоминают росписи потолка с изображением двуглавого орла и аллегорических фигур, символизирующих русские города. Затем росписи стен зала решено было посвятить истории русского искусства, что логически связывалось с тематикой Галереи истории древней живописи.Во фризе зала были помещены барельефные портреты русских художников, скульпторов и архитекторов. К открытию музея в зале находились картины русских художников XIX в.: "Окрестности Бахчисарая" А.Е. Мартынова , "Крестьянский мальчик, надевающий лапти" А.Г. Венецианова, "Водопад Иматра в Финляндии" Ф.М. Матвеева, "Девятый вал" И.К. Айвазовского, "Вид Большого канала в Венеции" А.Н. Мордвинова, "Внутренний вид церкви на Голгофе" М.Н. Воробьева.
Э.П.Гау.Виды залов Нового Эрмитажа. Зал русской школы
Крестьянский мальчик, надевающий лапти А.Г. Венецианов
Водопад Иматра в Финляндии Ф.М. Матвеев
Девятый вал - Айвазовский Иван Константинович.
Вид Большого канала в Венеции А.Н. Мордвинов
М. Воробьев, Внутренний вид церкви на Голгофе в Иерусалиме, 1824
Зал Ван-Дейка
Аванзал Нового Эрмитажа ко времени открытия музея был отдан картинам русских художников XIX в. В декор интерьера включены барельефные портреты русских художников, скульпторов и архитекторов. Сегодня в экспозиции представлены произведения Антониса Ван Дейка (1599-1641) - знаменитого фламандского художника, коллекция картин которого в Государственном Эрмитаже насчитывает 24 произведения. Собрание включает все типы портрета - жанра, благодаря которому мастер получил мировое признание: камерный, интимный, парадный, заказной. "Мужской портрет", "Автопортрет" входят в число шедевров музея.
Э.П.Гау.Виды залов Нового Эрмитажа. Зал русской школы
Антонис Ван Дейк - Автопортрет
Антонис Ван Дейк - Портрет сэра Томаса Чалонера
Антонис Ван Дейк - Семейный портрет.
Антонис Ван Дейк - Портрет молодой женщины с ребенком
Антонис Ван Дейк - Портрет Елизаветы и Филадельфии Уортон
Антонис Ван Дейк - Портрет Николаса Рококса
Антонис Ван Дейк - Портрет Уильяма Лода
Антонис Ван Дейк - Апостол Петр
Ван Дейк, Антонис - Отдых на пути в Египет
Английская живопись
Эрмитажная коллекция английской живописи XVI-XIX веков является в своем роде уникальным собранием, в особенности если учитывать то обстоятельство, что произведения британских художников крайне редко встречаются в музеях континентальной Европы. Коллекция небольшая - около 450 картин, но весьма интересная. Подробнее...
Гейнсборо, Томас - Портрет дамы в голубом
Неллер, Годфри - Портрет Гринлинга Гиббонса
Неллер, Годфри - Портрет Джона Локка
Добсон, Уильям - Портрет Абрахама ван дер Дорта
Ромни, Джордж - Портрет миссис Х. Гриер
( http://gallerix.ru )" border="0">
Рейнолдс, Джошуа - Амур развязывает пояс Венеры
Уэст, Бенджамен - Портрет Георга, принца Уэльского, и принца Фредерика, позднее герцога Йоркского
Уэст, Бенджамен - Венера утешает Амура, ужаленного пчелой
Рейнолдс, Джошуа - Воздержанность Сципиoна Африканского
Лоуренс, Томас - Портрет С. Р. Воронцова
Вуттон, Джон - Собаки и сорока
Французская живопись
Эрмитаж обладает прекрасным собранием живописи XV - XVIII веков. Оно включает немногочисленные, но характерные произведения XV-XVI веков, среди которых выделяются произведения портретного жанра, в том числе работы Пьера Дюмустье. Живопись Франции XVII века раскрывается во всей полноте, позволяя проследить становление и утверждение основных направлений французской школы этого периода. Разнообразные направления в искусстве XVII века представляют произведения ведущих мастеров. Подробнее...
Ватто, Антуан - Савояр с сурком
Пуссен, Никола - Пейзаж с Полифемом
Грёз, Жан-Батист - Паралитик
Фрагонар, Жан Оноре - Поцелуй украдкой
Шарден, Жан-Батист Симеон - Натюрморт с атрибутами искусств
Буальи, Луи Леопольд - Бильярд
Винтерхальтер, Франсуа Ксавье - Портрет великой княгини Марии Николаевны
Винтерхальтер, Франсуа Ксавье - Портрет императрицы Марии Александровны
Герен, Пьер Нарсис - Морфей и Ирида
Давид, Жак Луи - Сафо и Фаон
Жан Луи Жером.Бассейн в гареме.
Жан-Луи Жером.Рынок рабов в Риме. http://www.liveinternet.ru/users/matrioshka/post231265123/
ladaria.livejournal.com
«Картины Рембрандта и его учеников» в Эрмитаже
Вчера удалось, практически чудом, добраться до Эрмитажа.Я бы сказал, — счастливое стечение обстоятельств.По случаю "плановой реставрации паркета" работы Рембрандта и его учеников временно переехали в Николаевский зал.Ученики, конечно, на фоне учителя выглядят бледненько. Кстати, на своем привычном месте, это не так сильно бросалось в глаза.На сайте Эрмитажа написано "Посетителям музея представлена редкая возможность увидеть известные полотна в совершенно новом пространстве и при ином освещении"... Так вот, — это наглая профанация. Хуже, чем сейчас висит Рембрандт, Эрмитаж, по-моему, еще ничего не вешал. С одной стороны, — темно, с другой — бликует абсолютно все, даже то, что и бликовать-то, по идее, не должно...При этом, мне все равно удалось взглянуть по-новому на некоторые работы.Например, на эту:Рембрандт Харменс ван Рейн."Портрет Бартье Мартенс Доомер". 1640 г. Дерево, масло. 76х56 см.Государственный Эрмитаж.
Не знаю, как и почему, но очень уж я проникся этим портретом. Никогда раньше его для себя особо не выделял, как, например, "Портрет старика еврея" или "Возвращение блудного сына", а тут, прямо, как заново открыл...
Ну и, разумеется, не обошлось без курьезов :)Прекрасная сценка разыгралась перед нашими глазами. Представьте себе пару гастарбайтеров из в прошлом дружественной азиатской глубинки, которые вообще не понятно каким образом и зачем оказались, мало того, что в Эрмитаже, так еще и на выставке произведений Рембрандта. Уже забавно, да? Ну а когда один из них стал фотографировать другого на фоне, если не ошибаюсь, "Портрета старика в красном", то я очень пожалел, что явно не успею достать фотоаппарат...
rmonakhov.livejournal.com
Библейские сюжеты в картинах Эрмитажа. Цикл лекций. Часть IV
ДАВИД
Дави́д — второй царь Израиля. Царствовал 40 лет: семь лет и шесть месяцев был царём Иудеи, затем 33 года — царём объединенного царства Иудеи и Израиля (со столицей в Иерусалиме). Образ Давида является образом идеального властителя, из рода которого (по мужской линии), согласно еврейскому преданию, выйдет Мессия, что уже осуществилось, согласно христианской Библии, где подробно описано происхождение Мессии — Иисуса Христа от царя Давида.
В собрании Эрмитажа в зале Рембранта есть две картины, сюжет которых связан с Давидом.
Рембрандт Харменс Ван Рейн "Давид и Ионафан"
Царь Саул завидовал молодому полководцу Давиду, чья военная слава превзошла его собственную, и велел сыну Ионафану убить его. Но Ионафан, любивший Давида, известил его об этом. Они договорились встретиться после того, как Ионафан попытается умилостивить царя. Но Саул, после разговора с сыном, разозлился еще больше. Теперь Давиду оставалось одно - бежать из страны. Перед расставанием друзья встретились у камня Азель, где прятался Давид.
На картине плачущий Давид уткнул лицо в грудь Ионафана. Обликом и поведением он больше напоминает женщину. А Ионафану Рембрандт придал свои черты. Возможно, изображая прощание двух библейских героев, художник рассказывал о своей утрате. Летом 1642 года после долгой болезни, медленно угасая, умерла Саския. Темные облака на картине затягивают солнце.
Но существует и другая версия по поводу персонажей этой картины. Ведь Давид и Ионафан были друзьями, то есть людьми примерно одинаковыми по возрасту. Давид был молод, значит, молод был и Ионафан. Однако человек, стоящий к нам лицом, явно уже в преклонных годах, он по возрасту не похож на сына живущего - и очень активно живущего - царя Саула. И объятия этих людей напоминают больше не объятия двух товарищей, отважных воинов, которых разлучает судьба, а объятия отца с сыном. Это картина написана на излюбленный художником сюжет: возвращение блудного сына, точнее, его варианта, взятого из Ветхого Завета. Один из них действительно Давид, но это тот, который стоит к нам лицом. А припадающий к его груди юноша - его бунтующий сын Авессалом. В трагической истории их взаимоотношений был эпизод, когда Авессалом пришел каятся к отцу, и тот его простил. Очевидно, такое понимание картины больше соответствует ее содержанию, чем то, которое принято. И называться она должна "Давид и Авессалом".
Другая картина написана на сюжет, который лег в основу не одного художественного произведения - Давид, Версавия и Урия…
Рембрандт (1606—1669) Давид и Урия
На вершине своего могущества, Давид впал в грех. Увидев красивую купающуюся женщину и узнав, что это Вирсавия, жена Урии, одного из его храбрых воинов, Давид, несмотря на это, послал за нею.
Вирсавия была вынуждена подчиниться. Когда царю стало известно, что она ждет от него ребенка, он вызвал её мужа из похода. Однако Урия перед всем двором отказался войти в свой дом, чем спутал планы Давида, надеявшегося, что с прибытием Урии беременность Вирсавии будет связываться с именем её мужа. Давид послал приказ отправить Урию в такое место, где бы тот погиб в сражении. Урия пал в бою. Вирсавия официально сделалась женою Давида и родила ему сына. Тогда Бог послал к царю пророка Нафана, который объявил приговор: не отступит меч от дома Давида вовеки, и жёны его будут открыто отданы другому. Действительно, так и произошло. Их первый ребёнок прожил всего несколько дней. Давид позже раскаивался в содеянном. Эта история послужила сюжетом для многих известных живописных полотен. Сын его должен умереть, но смертный приговор самому Давиду будет отменён, ибо он признал свой грех. Прощение распространилось и на брак с Вирсавией, от которой теперь родился преемник Давида — Соломон.
В картине Рембрандта на первом плане – Урия, покидающий царские покои. Побледневшее лицо, полузакрытые глаза, жест руки лаконично и выразительно говорят о душевном состоянии человека, предпочитающего смерть бесчестию.
Неизвестны в точности ни дата написания, ни сюжет этой прекрасной картины, что стало поводом для различных предположений. По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом, и Эсфирью». Считается, что здесь изображено отстранение Амана от дел или же момент, когда он получает у царя позволение истребить всех иудеев.
Стоит отметить, что не только эти две картины Рембранта оказались предметом споров искусствоведов. Знаменитая «Даная» - одна из самых спорных его картин именно из-за сюжета. Изучение содержания картины искусствоведами продолжалось многие десятилетия: одни утверждали, что художник изобразил не Данаю, а Мессалину - жену римского императора Клавдия, известную своим распутством. Другие считали, что на картине - античная богиня любви и красоты Венера, ожидающая на своем ложе бога войны Марса. Выдвигалась версия, что героиня Рембрандта - Вирсавия, жена полководца Урии, ожидающая в роскошных покоях царя Давида. Версий было выдвинуто больше десятка, однако по тем или иным причинам они последовательно отвергались.
Вирсавия за туалетом.(1619) Эрмитаж.Ластман, Питер
Вирсавия у фонтана. ок. 1635Рубенс, Питер Пауль
В Книге Царств есть рассказ о царе Иеровоаме, который был виновником разделения еврейской монархии после смерти Соломона на два царства — Иудейское и Израильское — и основателем первой Израильской династии. Апогеем его политики стала религиозная реформа. На границе с Иудейским царством были установлены идолы золотых тельцов, причем он сам совершал им жертвоприношения.
Экхаут, Гербрандт Янс ван ден - Жертвоприношение Иеровоама в Вефиле
ЭСФИРЬ
В той части Ветхого завета, которая называется Писания, есть Книга Эсфирь, рассказывающая об одной из знаменитых библейских женщин, спасшей свой народ в эпоху владычества персидского царя Ксеркса (именуемого в Библии Артаксерксом).Эсфирь, так же как и Версавия, стала героиней многих театральных постановок, музыкальных произведений и живописных полотен. Художники итальянского Ренессанса Боттичелли, Мантенья и Тинторетто отразили на своих полотнах те или иные события, связанные с её жизнью. Её писали Рубенс и Рембрандт, ей посвятил свою ораторию Гендель, а великий французский драматург Расин написал трагедию «Эсфирь».
Эсфирь была родственницей и воспитанницей еврея Мардохея,однажды спасшего жизнь персидскому царю Артаксерксу. Когда царь выбирал себе новую жену, выбор его пал на Эсфирь. Эсфирь была не только красива. Это была тихая, скромная, но энергичная и горячо преданная своему народу и своей религии женщина.
Возвышение иудейки возбудило и зависть и злобу у некоторых придворных и особенно у Амана — амаликитянина, пользовавшегося властью с крайним высокомерием и деспотизмом. Раздражённый тем, что Мардохей относился к нему без раболепства, Аман решил погубить не только его самого, но и весь его народ, и добился согласия царя на издание указа об истреблении евреев. Узнав об этом, Мардохей потребовал от Эсфири, чтобы она заступилась перед царём за свой народ. Мужественная Эсфирь под страхом потерять своё положение и жизнь, вопреки строгому придворному этикету явилась к царю без приглашения и убедила его посетить приготовленный ею пир, во время которого и обратилась к нему с просьбой о защите. Узнав в чём дело, царь приказал повесить Амана на той виселице, которую он приготовил было для Мардохея, а в отмену указа об истреблении иудеев разослан был новый указ: о праве их противиться исполнению первого. В силу этого указа иудеи, с оружием в руках, восстали на защиту своей жизни и избили множество врагов, причём и десять сыновей Амана подверглись одной участи со своим отцом.
Пуссен, Никола - Эсфирь перед Артаксерксом
Стен, Ян - Эсфирь перед Артаксерксом
Лефевр, Валантен - Эсфирь перед Артаксерксом.
ТОВИТ
Тови́т — израильтянин, о котором рассказывается в Книге Товита. Когда и кем написана эта книга — неизвестно. В еврейском тексте Библии её нет. Она принадлежит к числу второканонических книг Ветхого Завета.
Тавит отличался праведностью в своей родной стране и не оставил благочестивого образа жизни и в плену.В Книге рассказывается об ослепшем Товите и его сыне Товии, чьим проводником был ангел Рафаил.
В плену иудеев подвергали гонениям, причём им под страхом смерти запрещали погребать согласно религиозному ритуалу казнённых единоверцев. Благочестивый Товит, пренебрегая опасностью, хоронил тела мучеников; он тратил свои скудные средства на помощь всем нуждающимся и, в конце концов, сам впал в полную нищету. Ко всем своим бедам он ещё и ослеп.
Товит молит Бога о близкой смерти, но прежде, чем умереть, ему надо позаботиться о своём сыне Товии. Отец посылает мальчика в далёкую Мидию (местность в пределах нынешнего Ирана), где у него остались кое какие сбережения. В долгом и опасном пути его сопровождают верный пёс Нимврод и некий Азария. В волнах реки Тигр мальчик вступил в бой с напавшей на него огромной рыбиной. Из схватки он вышел победителем и вытащил свою добычу из воды. Азария велел Товии взять с собой желчный пузырь рыбы.
Когда с серебром, принесенным из Мидии, все трое вернулись в Ниневию, мальчик, по совету Азарии, смазал рыбьей желчью глаза отца, от чего тот немедленно прозрел. Полные благодарности Товит с сыном просят Азарию взять себе половину принесенных денег, но тот отказывается. Приняв свой настоящий вид, он превращается в архангела Рафаила, специально посланного Богом, чтобы спасти праведника и его семью.
Строцци, Бернардо - Исцеление Товита
lioubasmir.livejournal.com
15 «жемчужин» коллекции Эрмитажа
Часть первого этажа, куда можно попасть, спустившись по Октябрьской лестнице (прямиком от импрессионистов), посвящена искусству древних обитателей Азии ‒ скифов. В зале под номером 26 представлены довольно хорошо сохранившиеся вещи из органического материала, найденные при раскопках царского некрополя в Горном Алтае, так называемого пятого Пазырыкского кургана. Культура Пазырыка относится к VI-III вв. до н. э. ‒ эпохе раннего железного века. Все найденные вещи сохранились в прекрасном состоянии, благодаря особым климатическим условиям ‒ вокруг кургана образовалась ледяная линза, в результате чего получился своего рода «природный холодильник», в котором вещи могут сохраняться на протяжении очень долгого периода. Археологи обнаружили погребальную камеру, которая представляла собой деревянный сруб высотой четыре метра, внутрь которого были помещены мумифицированные тела мужчины и женщины, а также конское погребение, находившиеся за пределами сруба. Найденные при раскопках вещи указывают на высокий общественный статус погребенных. В древности курган был ограблен, а вот конское захоронение осталось нетронутым. Повозку нашли в разобранном виде, предположительно, она запрягалась четверкой лошадей. Особой гордостью коллекции является прекрасно сохранившийся войлочный ковер, изображающий фантастический цветок, мужчину-всадника и превосходящую его по размерам женщину, по-видимому, божество. Археологи не пришли к единому мнению относительно того, когда и для чего был сделан этот ковер, детальные исследования показали, что впоследствии он был надставлен, может быть специально для погребения. Другие интересные экспонаты, расположенные в витрине напротив ‒ войлочные фигурки лебедей, набитые оленьим мехом. У лебедей чужие черные крылья, предположительно они были взяты от стервятников (погребальных птиц). Таким образом, древние наделяли лебедя свойством трансцендентности, превращая его в обитателя всех трех уровней мироздания: небесного, земного и водного. Всего было найдено четыре войлочные фигурки птиц, что позволяет сделать предположение, что лебеди имели отношение к повозке, в которой они должны были увозить в загробный мир души умерших (при раскопках лебеди были найдены между повозкой и ковром). Так же в кургане обнаружили и «импортные находки», например, конские чепраки, отделанные иранской шерстяной тканью и тканью из Китая, что позволяет говорить о контактах скифского населения Горного Алтая с культурами Центральной Азии и Древнего Востока уже в VI-III вв. до н. э.
localway.ru