Возвращение блудного сына (Рембрандт). Картина рембрандта блудный сын
Возвращение блудного сына (Рембрандт) - Gpedia, Your Encyclopedia
«Возвращение блудного сына» — картина Рембрандта на сюжет новозаветной притчи о блудном сыне, экспонирующаяся в Эрмитаже.
Сюжет
На картине изображён финальный эпизод притчи, когда блудный сын возвращается домой, «и когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его», а его старший праведный брат, остававшийся с отцом, осердился и не хотел войти.
Сюжет привлекал внимание знаменитых предшественников Рембрандта: Дюрера, Босха, Луку Лейденского, Рубенса.
Описание
Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему.
На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек. В левой части картины изображён спиной ко зрителю коленопреклонённый блудный сын. Его лица не видно, голова написана в profil perdu. Отец нежно касается плеч сына, приобнимая его. Картина — классический пример композиции, где главное сильно сдвинуто от центральной оси картины для наиболее точного раскрытия основной идеи произведения. «Главное в картине Рембрандт выделяет светом, сосредотачивая на нём наше внимание. Композиционный центр находится почти у края картины. Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа. Размещение главного смыслового центра на одной трети расстояния по высоте соответствует закону золотого сечения, который с древних времен использовали художники, чтобы добиться наибольшей выразительности своих творений»[1].
Бритая, будто у каторжника, голова блудного сына и его потрёпанная одежда свидетельствуют о падении. Воротник хранит намёк на былую роскошь. Туфли изношены, причем трогательная деталь — одна упала, когда сын становился на колени. В глубине угадывается крыльцо и за ним отцовский дом. Мастер поместил главные фигуры на стыке живописного и реального пространств (позднее холст был надставлен внизу[2], но по замыслу автора его нижний край проходил на уровне пальцев ног коленопреклонённого сына). «Глубина пространства передаётся последовательным ослаблением светотеневых и цветовых контрастов, начиная от первого плана. Фактически она строится фигурами свидетелей сцены прощения, растворяющимися постепенно в полумраке»[1]. «Перед нами децентрализованная композиция с главной группой (узлом события) слева и цезурой, отделяющей её от группы свидетелей события справа. Событие заставляет по-разному реагировать участников сцены. Сюжет строится по композиционной схеме „отклик“»[3].
Второстепенные персонажи
Женщина в левом верхнем углуПомимо отца и сына на картине изображены ещё 4 персонажа. Это тёмные силуэты, которые с трудом различимы на тёмном фоне, но кто они такие — остаётся загадкой. Некоторые называли их «братьями и сёстрами» главного героя. Характерно, что Рембрандт избегает конфликта: в притче говорится о ревности послушного сына, а гармония картины ничем не нарушена.
Сотрудник Эрмитажа Ирина Линник считает, что полотно Рембрандта имеет прообраз в гравюре на дереве Корнелиса Антониссена (1541 год), на котором коленопреклоненный сын с отцом также изображены в окружении фигур. Но на гравюре эти фигуры надписаны — Вера, Надежда, Любовь, Покаяние и Правда. В небесах на гравюре на греческом, иврите и латыни написано «Бог». Рентген эрмитажного полотна показал первоначальное сходство картины Рембрандта с деталями упомянутой гравюры. Тем не менее, прямую аналогию провести нельзя — на картине есть только отдалённое сходство с одной из аллегорий Антониссена (самая дальняя и почти исчезающая в темноте), которая напоминает аллегорию Любви, и, вдобавок, имеет красный медальон в форме сердца. Возможно, это изображение матери блудного сына.
Две фигуры на заднем плане, расположенные в центре (судя по всему, женская, возможно — служанка или ещё одна персонифицированная аллегория; и мужская), труднее поддаются отгадке. Сидящий молодой человек с усами, если следовать сюжету притчи, может быть вторым, послушным братом. Существует предположения, что на самом деле второй брат — это предыдущая «женская» фигура, обнимающая колонну. Причём, может быть, это не просто колонна — по форме она напоминает столп Иерусалимского храма и может вполне символизировать собой столп Закона, и то, что праведный брат за ней прячется, приобретает символическое звучание.
Внимание исследователей приковывает фигура последнего свидетеля, расположенная в правой части картины. Она играет важную роль в композиции и написана почти так же ярко, как основные действующие лица. Его лицо выражает сочувствие, а надетый на него дорожный плащ и посох в руках наводят на мысль, что это, также как и блудный сын, одинокий странник. Израильская исследовательница Галина Любан[4] считает, что этот образ связан с фигурой Вечного Жида. По другим предположениям — именно он старший сын, что не совпадает с возрастной характеристикой новозаветного персонажа, хотя он также бородат и одет, как отец. Впрочем, эта богатая одежда — также опровержение версии, поскольку согласно Евангелию, услышав о возвращении брата, он прибежал прямо с поля, где, вероятней всего, был в рабочей одежде. Некоторые исследователи усматривают в этой фигуре автопортрет самого Рембрандта.
Существует и версия, что две фигуры в правой части картины: юноша в берете и стоящий мужчина — это те же самые отец и сын, которые изображены на другой половине, но только до ухода блудного сына из дома навстречу кутежам. Таким образом, полотно как бы совмещает два хронологических плана. Высказывалось мнение, что эти две фигуры — изображение мытаря и фарисея из евангельской притчи[5].
В профиль в виде барельефа с правой стороны от стоящего свидетеля изображён музыкант, который играет на флейте. Его фигура, возможно, напоминает о музыке, которая через несколько мгновений заполнит звуками радости дом отца.
История
Обстоятельства создания
Это не единственная работа художника на данный сюжет. В 1635 году он пишет картину «Блудный сын в таверне (Автопортрет с Саскией на коленях)», отражавшую эпизод легенды о блудном сыне, проматывающем отцовское наследство[6]. В 1636 году Рембрандт создал офорт, а в 1642 году — рисунок (Музей Тейлора в Харлеме).
Обстоятельства написания полотна загадочны. Как считается, оно написано в последние годы жизни художника. Изменения и исправления первоначального замысла картины, заметные на рентгенограмме, свидетельствуют о подлинности полотна.
Датировка 1666—1669 годами, некоторыми считается спорной. Историки искусства Г. Герсон и И. Линник предложили датировать картину 1661 или 1663 годами.
-
Рисунок 1642 года
-
«Блудный сын в таверне»
Еврейская тема
Рембрандт жил в Амстердаме, центре еврейской торговли, и активно общался с местными иудеями. Множество его полотен посвящено евреям, он использовал евреев в качестве натурщиков для своих библейских картин.
Еврейская книга «Коль Бо», старинный сборник ритуалов и правил, раздел «Тшува», использующая аллегорию встречи отца и сына, потерявшего веру в Бога (вариацию притчи), в XVII веке появилась в Амстердаме. Видимо, её напечатал первый издатель города — Менаше бен Исраэль, друг и сосед Рембрандта, иллюстрировавшего его издания. Для евреев, живших в веротерпимой Голландии после суровых католических стран, Тшува — возвращение к иудаизму, стала массовым явлением. Любопытно, что Менаше бен Исраиль выбрал Вечного Жида своей эмблемой.
История картины
Поступила в Эрмитаж из парижского собрания Андре д'Ансезена, последнего герцога де Кадруса в 1766 году (за год до его смерти) — по поручению Екатерины её купил князь Дмитрий Алексеевич Голицын. Своё собрание Ансезен унаследовал от жены, происходившей из рода Кольберов. Её дед Шарль Кольбер выполнял важные дипломатические поручения Людовика XIV в Голландии, где, возможно, и приобрёл полотно.
В культуре
- Генри Нувен, 2-й самый читаемый христианский автор США после Клайва Льюиса, увидев однажды репродукцию этой картины, отправился в Россию, чтобы насладиться оригиналом. Картина заставила его по новому взглянуть на притчу, и позже он написал христианское сочинение, названное им «Возвращение блудного сына». В ней он рассматривает три ступени духовного странствования каждого человека через призму притчи[7].
- Опера Бенджамина Бриттена «Блудный сын» была сочинена в 1968 году после посещения СССР (на Рождество 1967 года, вместе с известным английским тенором и близким другом Питером Пирсом), где в Ленинграде (во время экскурсии в Эрмитаж) на композитора произвела большое впечатление картина Рембрандта.
Примечания
Литература
- Верцман И. Рембрандт и реализм // Невежина В. М. Рембрандт. Л., 1935. С. 119—137.
- Любан Г. Возвращение блудного сына. Больше, чем видит глаз. М., 2007.
- Фехнер Е. Возвращение блудного сына. Ленинград : Издательство Государственного Эрмитажа, 1963. - 24 с.
- Benesch O. Rembrandt: Étude biographique et critique. Genève: Skira, 1957 - 156 с.
- Wencelius L. Calvin et Rembrandt : Étude comparative de la philosophie de l'art de Rembrandt et de l'esthétique de Calvin. Paris: Les belles-lettres, 1937. - 239 c.
Ссылки
www.gpedia.com
Описание картины Рембрандта Харменса ван Рейна «Блудный сын в таверне»
Одной из самых известных работ Рембрандта является его картина «Возвращение блудного сына». Но это далеко не единственная его картина с таким сюжетом. Задолго до написания этой картины ним был написан известный автопортрет «Блудный сын в таверне». Где в роли «блудного сына» художника изображает себя, а девушка, расположившаяся у него на коленях – его жена. Художник изобразил себя со шпагой, одетым в камзол.
Мы видим в его правой руке хрустальный бокал, в котором искрится сладкое вино. Лицо его изображено беззаботным веселым с легкой ухмылкой. Левой рукой он нежно обнимает за талию Саксию, которая, как будто на мгновение повернулась, чтобы одарить окружающих своим взглядом.
Картина является ярким воплощением библейского сюжета на холсте. В роли блудного сына выступает сам Рембрандт. По сюжету истории, это младший сын, который благодаря своей расточительности потерял имение, вел распутный образ жизни, не задумываясь о своих поступках и не сожалея о них. Саксия в данной картине изображена в роли блудницы, одетой в шикарное платье. Обращая внимание на задний план картины, можно увидеть павлина на блюде. Таким образом автор в своей картине изобразил символ тщеславия.
Таким образом, картина несет в себе религиозный характер, благодаря некоторым деталям, мастерски переданных художником. Оригинал картины находится в Дрезденской «Галерее старых мастеров», написан холст маслом. Ровно через 31 год Рембрандт завершил эту сюжетную линию выдающейся картиной, которая произвела фурор на весь мир, «Возвращение блудного сына». Последняя же картина является воплощением на холсте знаменитой притчи о блудном сыне, не зная её сюжета, зрителю достаточно сложно воспринять творение художника в полной мере.
opisanie-kartin.com
Возвращение блудного сына - Размышления над картиной Рембрандта
Картина принадлежит кисти голландского художника Рембрандта Харменса ван Рейна. Этот шедевр стал одним из самых известных и любимых зрителями полотен и с полным правом вошел в мировую сокровищницу искусств.
Картину художник написал в последний год своей жизни, будучи уже немощным и полуслепым человеком. К этому времени Рембрандт потерял самых близких людей и большое свое состояние. Нищий, одинокий, отверженный толпой, на подшитом внизу холсте он пишет свою последнюю картину и оставляет ее миру, как драгоценную жемчужину.
Рембрандтродился в Голландии в 1606 году. В семье владельца мельницы, Гармена ван Рейна, он был четвертым сыном. Для получения образования отец отправляет сына в латинскую школу, а затем в Лейденский университет. Но содержание занятий не удовлетворяет молодого человека, учится он плохо, и отец уступает желаниям сына брать уроки в мастерской местного живописца. В 1932 году уже состоявшийся художник переезжает в Амстердам, и там практически сразу же местная гильдия хирургов предлагает ему выгодный заказ.
Рембрандт пишет картину «Анатомия доктора Тульпа», за которой последовали заказы один дороже другого. Ошеломляющий успех вскружил голову к тому времени уже зрелому человеку, и деньги потекли в его руки рекой. Дома самых богатых людей открыли для модного художника двери, и в 1634 году он женится на Саские ван Эйленбург, дочери ученого юриста из влиятельного и богатого рода. И вскоре сын мельника становится «своим» в среде амстердамской знати.
Рембрандт покупает роскошный особняк, собирает уникальную коллекцию разнообразных дорогих вещей: картин, драгоценностей, восточных тканей, ковров, шкур редких животных, старинного оружия и прочих диковин — к тому же, к этому времени мастер имеет множество учеников. В этот период он пишет картину «Автопортрет с Саскией на коленях», где они изображены молодыми людьми, одетыми в дорогие одежды; в одной руке художник держит бокал отпитого вина, являющийся центром картины, другой рукой он обнимает сидящую у него на коленях жену. На его лице, обращенном к зрителям, застыла хмельная улыбка.
В то время Рембрандт пишет много портретов своей жены, где она изображена то в причудливом одеянии Флоры, богини цветов, то обнаженной Данаей, прельстившей Зевса, — и из каждого полотна просто кричат праздность и роскошь. Это еще не те портреты простых людей, которые он напишет в последние годы, где открывается ценность и значимость человеческой личности. Это еще не тот Рембрандт, который достигает глубины сердца.
Но вот жизнь готовит наковальню, и огонь ее горнила отделит временные ценности от вечных, несгораемых, отчего искусство откровения и приобретет голос пророка.
В 1642 г. Рембрандт овдовел. После восьмилетней брачной жизни остается 10 месячный сын Титус. В этом же году художник пишет на заказ большую картину «Ночной дозор» — это групповой портрет офицеров стрелковой роты. Нетрадиционное решение этой картины обидело заказчиков, и они потребовали вернуть деньги обратно. С этого времени «кривая благополучия» резко пошла вниз.
Но творческая личность Рембрандта зреет и набирает высоту. Он теряет свое состояние, его драгоценная коллекция пошла в уплату за долги. Дорогой дом пришлось сменить на грошовый номер в гостинице. И когда художник скончался 4 октября 669 года, все его имущество составляло три куртки, 10 колпаков и кисти.
Он не оставил нам записей, как и почему за год до смерти, почти потеряв зрение, он пришел к желанию написать свою лучшую картину «Возвращение блудного сына». Это полотно заставляет переживать зрителя то, что художник выстрадал. Мастер смог передать встречу Отца и сына. Сила Евангельской притчи, записанная в Евангелии от Луки в 15 гл., ставит нас как перед вопросами вечными — нашими отношениями с нашим Небесным Отцом, так и перед «приземленными проблемами» — настоящими отношениями отцов с повзрослевшими детьми. И безусловно, научение идет и на том и на другом уровне.
Евангельская притча повествует о сыне, который по какой-то причине не захотел жить в обеспеченном доме отца и попросил свою часть имения, и отец отдал, он не стал удерживать, чтобы не сделать сына вечным невольником. Сын же ушел в дальнюю страну и жил распутно, он быстро прожил все имение отца и стал свинопасом. Этот молодой человек, сын очень богатого отца, согласен был есть из свиного корыта, но ему не позволяли и этого. Тогда он вспомнил дом отца, а не самого отца; он вспомнил то, что там и наемники избыточествуют хлебом.
Заблудший сын еще не знал сердца отца, не знал он и того, что в притче написано: «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: Отче! я согрешил против неба и перед тобою и уже не достоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». В этих словах нет никакой сыновней любви, сердечная встреча еще не произошла. В иносказательной речи притчи упоминается, что пока именно вкус хлеба поворачивал сына к дому отца. Но там почти ничего не написано о том, что происходило в это время в сердце отца. Мы можем прочитать только скупые слова: «и когда он (т.е. сын) был еще далеко, увидел его отец его и сжалился».
Земным отцам так свойственно желание на своих детях воплощать честолюбивые планы. С каким желанием отцы говорят об успехах своих детей: где они учатся, как преуспевают, кем работают и как получают… А размышление о том: какое сердце у моего сына? удалось ли мне построить мост драгоценных отношений, чтобы сын, вступая во взрослую жизнь, мог воспользоваться опытом, мудростью отца? может ли сын рассчитывать, что он будет любим и будет принят и в своем поражении, и когда не дотягивает до ожидаемой высоты нами поставленной для него планки?
У пророка Малахии в 4 главе, в стихе 6 написано: «И обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их». Обращенное сердце отца развернет к нему сердце сына. Слова: «…и когда он был еще далеко, увидел его отец его». Сын может быть рядом, но при этом находиться очень далеко. Ожидание отца, его тоска, его обращенный взгляд на пустую дорогу может увидеть сына, когда он еще далеко и сжалиться над ним, то есть сначала сердце отца сжалось от боли, когда он увидел сына в оборванном нищем и, побежав, пал ему на шею, целуя его.
Старый отец бежит навстречу робко приближающемуся, грязному, плохо пахнущему сыну. Любовь отца, как поток бурной свежей воды, срывает все плотины, и заготовленные слова сына уносятся как ничто, они тонут в любви, все прощающей и все покрывающей: «Принесите лучшую одежду и оденьте его и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. Приведите откормленного теленка и заколите: станем есть и веселиться. Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться», и какой триумф, какая победа, какая встреча!
Такую встречу со своим небесным Отцом должен был пережить Рембрандт, а иначе его картина никого бы не трогала. Такая волнующая сцена: онемевшие зрители в тени, и светом неземного происхождения озарены отец и сын. Склоненный сын нашел покой, и отец не судорожно, не лихорадочно, не в страсти, а так умиротворенно положил руки на плечи сына. Эта встреча навсегда, она нерасторжима. Сын со стриженой головой каторжника, в стоптанной обуви, художник не показывает его лицо — этим лицом может быть каждый из нас.
moya-belarus.ru