Новое в блогах. Даная картина рембрандт
Одна из самых знаменитых работ Рембрандта- ДАНАЯ.
ДАНАЯ
Это - одна из наиболее совершенных и наиболее загадочных картин художника.Самая прекрасная «одалиска» Рембрандта, изумительный пример слияния человечности и поэзии, столь свойственного всему творчеству Рембрандта
Уже более ста лет искусствоведы многих стран ведут дискуссию о нюансах ее трактовки.
«Даная» Рембрандта, 1636—1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Художник нежно любит свою молодую жену, часто изображая её на своих картинах. Не стала исключением и «Даная», написанная Рембрандтом не для продажи, а для своего дома.
Портрет Саскии кисти Рембрандта 1633г
Картина оставалась с художником вплоть до распродажи его имущества в 1656 году. Долгое время оставалось загадкой, почему сходство с Саскией не так очевидно, как на других картинах художника 1630-х годов, а использованный им стиль местами более походит на творения более позднего периода его творчества.
ОСНОВА СЮЖЕТА КАРТИНЫ
Согласно мифу, аргосский царь Акрисий, поверив предсказанию оракула, что погибнет от руки внука, заключил свою единственную дочь Данаю в медную башню, куда не мог попасть никто из смертных.
Но верховный бог древнегреческой мифологии, владыка богов и людей Зевс проник в башню под видом золотого дождя. Даная родила от Зевса сына Персея. Узнав об этом, разгневанный Акрисий распорядился замуровать дочь и внука в ящик и бросить в море.
Но ящик был выловлен, заточенные в нем мать и сын спасены. Как рассказывается далее в легенде, Персей, обладавший огромной силой и мужеством, совершил много подвигов.
Сбылось и пророчество оракула. Однажды, участвуя в соревновании по метанию диска, Персей оказался в стране своего деда. Неточно брошенным диском он убил Акрисия. Мотивы мифа о Данае и Персее использовались во многих произведениях искусства.
ОПИСАНИЕ.
Радостно пробуждение Данаи. Старуха-служанка отодвигает полог ее кровати, и золотистый свет широким, ровным потоком вливается в комнату. Робко приподнимается взволнованная Даная навстречу свету. Она переживает радостное предчувствие счастья, доверчиво отдается овладевающему ею большому чувству, встречает входящего трепетной, робкой улыбкой и взглядом покорным и одновременно манящим.
Свет чарует ее, вырывает из холодного окружения. Она ласково нежится в теплых лучах, доверчиво протягивает руку вперед, в то же время слегка защищаясь от слепящего света; в этом жесте слились воедино и слабое сопротивление, и призыв.
Под влиянием света, властно проникающего в спальню, все словно обновляется, становится радостным, одухотворенным. Постепенно разгорается красный цвет. Приглушенный, сдержанный тон бархатной скатерти сменяется теплотой розоватых тонов тела, интенсивным горением лент на браслетах; прозрачно просвечивают кончики пальцев протянутой руки.
Бесшумно соскальзывает покрывало, обнажая женское тело. Это тело, написанное с голландки, современницы Рембрандта, далекое от канонов классической красоты, оно подкупает своей жизненной правдивостью, мягкой округлостью форм.
Неприбранные волосы женщины, промятая подушка, туфельки, брошенные на переднем плане,— все это придает образу оттенок задушевной интимности и отличает Данаю Рембрандта от классических женских образов Праксителя и Агесандра, Джорджоне и Тициана.
ДВА ВАРИАНТА КАРТИНЫ
Изучение содержания картины искусствоведами продолжалось многие десятилетия и ведется до сих пор.
Картина подверглась просвечиванию рентгеновскими лучами. Оказалось, что в первоначальном варианте золотой дождь был. На этом основании и в результате тщательного сопоставления двух вариантов советский искусствовед Ю.Кузнецов делает окончательный вывод - на картине изображена Даная.
Убедительно доказывается также, что моделью для изображения дочери царя Акрисия в первом варианте, написанном в 1636 году, была жена Рембрандта Саския. После ее смерти Рембрандт переделал это произведение, изобразив лицо другой женщины и внеся еще некоторые изменения. Ю. Кузнецов также доказал, что второй вариант картины выполнен не ранее чем через десять лет после первого - около 1646 года.
КАКОЙ КАРТИНА БЫЛА ВНАЧАЛЕ
В первом варианте картины Даная полна только что пережитым счастьем. Опершись на локоть левой руки, она протягивает правую руку ладонью вниз - это прощальный жест. Она еще не думает о том, что счастье уходит безвозвратно. Но об этом напоминает видимый и на рентгеновском снимке плачущий амур со скованными руками.
Примечательно, что он изображен просто как позолоченное украшение кровати - закреплен в этом положении навечно. Таким образом, Рембрандт подчеркивает, что счастье этой заживо погребенной женщины мимолетно, ее земные радости ушли в прошлое.
Иначе говоря, и в первом варианте главным в картине было не торжество счастья, а скорбь о том, что оно преходяще и быстротечно. В этом очень важное отличие уже первого варианта картины Рембрандта от работ на данную тему его предшественников и современников.
Последующие годы принесли много потерь. Умерли трое детей, мать и сестра Рембрандта. В 1642 году не стало Саскии. Под впечатлением своих несчастий Рембрандт создает новый вариант картины, проникнутый трагическим осознанием кратковременности светлого и радостного в жизни.
КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ВНЁС ХУДОЖНИК В КАРТИНУ.
На картине запечатлен совсем иной момент в жизни Данаи.
Она ждет Зевса - так внезапно и таинственно появившегося когда-то отца ее будущего ребенка. В соответствии с этим замыслом Рембрандт переделал картину, тщательно продумав каждую деталь нового варианта.
При переработке своего произведения художник переместил служанку с левого края картины в центр. В первом варианте она следовала за золотым дождем. Сейчас у нее в руке большой пустой кошелек - она по-своему подготовилась к новому появлению Зевса. Она, как и ее хозяйка, постоянно настороже.
Появился яркий солнечный луч, предшествовавший в прошлый раз золотому дождю, и она энергичным движением левой руки отодвигает драпировку, закрывающую кровать.
О недавнем счастье Данаи символически напоминает и ряд других деталей. С внешней стороны кровати прикреплены в несколько рядов ниспадающие золотые блестки. В первой картине это были золотые дождинки, стекающие с кровати. Теперь они превращены в застывшие украшения.
Многие исследователи, и в том числе Ю.Кузнецов, обращали внимание на некоторую тяжеловатость фигуры Данаи. В данной трактовке этому есть объяснение: Даная должна стать матерью.
Весь облик Данаи свидетельствует о том, что она полна ожидания. Драгоценности, в первом варианте лежавшие на столике рядом с кроватью, теперь украшают ее. (Браслеты на руках в более поздней картине художник дополнительно украсил небольшими розовыми бантиками.) Об ожидании говорит и поза героини, жест ее правой вытянутой руки.
Если в первом варианте рука была повернута ладонью вниз - Даная как бы прощалась с уходящим Зевсом, представленным на картине в виде угасающих капелек золотого дождя, то во втором варианте рука повернута ладонью вверх. Прощальный жест превратился в приветственный.
Однако чувствуется, что это ожидание не раз было обмануто - отсюда оттенок сомнения, разочарования на лице молодой женщины. Плачущий амур усиливает впечатление неотвратимого крушения надежд.
Настроение, которое навевает картина, вполне соответствовало душевному состоянию самого Рембрандта. Работу над полотном, как отмечалось выше, он начал в период безмятежного семейного счастья, в зените славы. Но уже тогда, через два года после женитьбы на Саскии, Рембрандт задумывался о непрочности земных радостей.
ИСТОРИЯ КАРТИНЫ.
После распродажи имущества Рембрандта след картины теряется. Лишь в XVIII веке «Даная» обнаруживается у знаменитого французского коллекционера Пьера Кроза́ После смерти Кроза (1740) большинство картин досталось трём его племянникам
Когда российская императрица Екатерина II начала подбирать картины для Эрмитажа, она попросила своего хорошего знакомого Дени Дидро помочь ей с подбором материалов для коллекции.
Дидро обратил внимание на часть коллекции Кроза, находившуюся у барона Луи Антуана, которая и была приобретена Екатериной в 1772 году у наследников скончавшегося в 1770 году барона. В числе приобретённых картин были «Даная» Рембрандта и «Даная Тициана.
СЛУЧАЙ ВАНДАЛИЗМА.
15 июня 1985 года в 10 часов утра Эрмитаж открыл двери для посетителей, начался обычный день. В зал Рембрандта в Эрмитаже вместе с экскурсией пришёл мужчина, который спросил у работниц музея, какая из картин в этом зале наиболее ценная. После этого он подошёл к «Данае» и, достав из-под полы склянку, выплеснул её содержимое прямо в центр холста.
Краска немедленно начала пузыриться, менять цвет — в склянке была серная кислота. Злоумышленник также достал нож и успел дважды порезать картину.
Позже экспертиза признала мужчину невменяемым. Им оказался житель Литвы 48-летний Бронюс Майгис, который объяснил свой поступок политическими мотивами. По решению ленинградского суда 26 августа 1985 года Майгис был признан душевнобольным (диагноз — вялотекущая шизофрения) и отправлен в ленинградскую психиатрическую лечебницу, где провёл 6 лет, затем отправлен в аналогичное заведение в Литве, откуда вскоре был выпущен ввиду отделения Литвы от Советского Союза
Целых 12 лет продолжалась реставрация картины .С 1997 году картина демонстрируется в зале голландской и фламандской школ на втором этаже главного здания Эрмитажа. Для предотвращения актов вандализма в настоящее время картина защищена бронированным стеклом.
По признанию реставраторов, несмотря на все усилия, картину удалось восстановить лишь частично. Она по-прежнему радует посетителей музея, но это уже не совсем то, что написал Рембрандт.
Источники.
http://rembr.ru/happy2.php
http://www.artniderland.ru/shedevr/redan.php
http://www.centre.smr.ru/win/pics/pic0284/p0284.htm
https://ru.wikipedia.org/wiki/
Даная (картина, Рембрандт, 1636-1647) - это... Что такое Даная (картина, Рембрандт, 1636-1647)?
«Даная» (1636—1647) — картина Рембрандта из коллекции Эрмитажа, написанная по мотивам древнегреческого мифа о Данае, матери Персея.
Когда царь древнегреческого города Аргоса узнал о пророчестве, согласно которому ему суждено умереть от руки сына Данаи, своей дочери, он заключил её в подземелье и приставил к ней служанку. Бог Зевс, однако, проник к Данае в виде золотого дождя, после чего она родила сына Персея.
Классический сюжет картины — явление Зевса в виде золотого дождя к находящейся в заключении женщине. К этому сюжету обращались такие знаменитые художники как Тициан, Корреджо, Госсарт.
Описание
Молодая обнажённая женщина в постели освещена потоком тёплого солнечного света, падающего через сдвинутый служанкой полог.
Женщина приподняла голову над подушкой, протянув правую руку навстречу свету, пытаясь как бы почувствовать его своей ладонью. Её доверчивый взгляд обращён в сторону света, губы чуть приоткрылись в полуулыбке. Спутанная прическа, примятая подушка — всё говорит о том, что ещё минуту назад, раскутавшись в дремотной неге, женщина смотрела сладкие сны в своей роскошной постели. Даная. Фрагмент: лицо женщины | Даная. Фрагмент: кольцо на безымянном пальце левой руки | Даная. Фрагмент: правая рука обращена навстречу свету | Даная. Фрагмент: Над изголовьем кровати младенец с крылышками, на лице которого застыло страдание |
Обнажённое тело молодой женщины привлекает внимание мягкими контурами, игрой света и тени. Беззащитность и мягкость чувствуется во всей её фигуре, которая, несмотря на несоответствие современным канонам, является символом женственности и красоты.
В отличие от произведений других художников, на картине отсутствует золотой дождь, символизирующий Зевса, и взгляд Данаи направлен не вверх, как можно было бы ожидать, а в сторону протянутой руки.
Руки женщины украшены браслетами, а на левой руке на безымянном пальце надето кольцо, которое может трактоваться как обручальное, хотя это идёт в разрез с сюжетом древнегреческого мифа.
Над изголовьем кровати младенец с крылышками, на лице которого застыло страдание.
История создания
Портрет Саскии кисти Рембрандта
Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Художник нежно любит свою молодую жену, часто изображая её на своих картинах. Не стала исключением и «Даная», написанная Рембрандтом не для продажи, а для своего дома. Картина оставалась с художником вплоть до распродажи его имущества в 1656 году. Долгое время оставалось загадкой, почему сходство с Саскией не так очевидно, как на других картинах художника 1630-х годов, а использованный им стиль местами более походит на творения более позднего периода его творчества.
Лишь сравнительно недавно, в середине XX века, при помощи рентгеноскопии удалось найти ответ на эту загадку[1]. На рентгеновских снимках сходство с женой Рембрандта более явное. Оказывается, картина была изменена после смерти супруги художника (1642), в то время, когда он состоял в интимных отношениях с Гертье Диркс. Черты лица Данаи на картине были изменены таким образом, что совместили в себе обеих любимых женщин художника.
Кроме того, рентгеноскопия показала, что на первоначальном изображении присутствовал золотой дождь, льющийся на Данаю, а взгляд её был направлен вверх, а не в сторону. У ангела в изголовье кровати было смеющееся лицо, а правая рука женщины была повёрнута ладонью вверх. [2]
Даная в России
После распродажи имущества Рембрандта след картины теряется. Лишь в XVIII веке «Даная» обнаруживается у знаменитого французского коллекционера Пьера Кроза́ (фр. Pierre Crozat). После смерти Кроза (1740) большинство картин досталось трём его племянникам: Луи Франсуа, Жозефу Антуану и Луи Антуану. Когда российская императрица Екатерина II начала подбирать картины для Эрмитажа, она попросила своего хорошего знакомого Дени Дидро помочь ей с подбором материалов для коллекции. Дидро обратил внимание на часть коллекции Кроза, находящейся у барона Луи Антуана, которая и была приобретена Екатериной в 1772 году у наследников скончавшегося в 1770 году барона. В числе приобретённых картин были «Даная» Рембрандта и «Даная» Тициана. [3][4]
Вандализм
В субботу 15 июня 1985 года в зал Рембрандта в Эрмитаже вместе с экскурсией пришёл мужчина, который спросил у работниц музея, какая из картин в этом зале наиболее ценная. После этого он подошёл к «Данае» и, достав из под полы склянку, выплеснул её содержимое прямо в центр холста. Краска немедленно начала пузыриться, менять цвет — в склянке была серная кислота. Злоумышленник также достал нож и успел дважды порезать картину [5].
Позже экспертиза признала мужчину сумасшедшим. Им оказался житель Литвы Бронюс Майгис, который объяснил свой поступок политическими мотивами [6]. Майгис провёл 6 лет в психиатрической лечебнице, после чего был выпущен на свободу уже в независимую Литву, где проживает и сейчас.
Реставрация
Первыми откликнулись специалисты Ленинградского технологического института, дали совет смывать водой, и одновременно — директор Эрмитажа академик Б. Б. Пиотровский позвонил директору Института химии силикатов имени И. В. Гребенщикова академику М. М. Шульцу и послал за ним машину, а тот ещё по телефону дал первые рекомендации: смывать обильно водой, держа картину в вертикальном положении, а затем, приехав вскоре в музей, консультировал реставраторов уже на месте. Он, вероятно, принадлежал к немногим химикам, которым на собственном опыте одновременно была хорошо известна техника масляной живописи и химизм процессов, протекавших на поверхности повреждённого произведения и в зонах соединения лакового и красочного слоёв, грунта и холста.[7]
Многие эксперты не верили в успех, считая, что картина утрачена навсегда. Утраты живописи составили 27 %. Весь центр картины состоял из смешения бурых рельефных пятен, набрызгов, вертикальных натёков и утрат.
Работа над восстановлением мирового шедевра началась в тот же день. Через полтора часа промывания водой удалось остановить действие кислоты, после чего картину укрепили раствором из рыбного клея и мёда, чтобы предотвратить отслоение слоёв краски при высыхании.
Через три дня была создана специальная государственная комиссия, которая рассматривала пути дальнейшего восстановления картины: оставить изуродованное полотно как есть или же восстановить картину, фактически сделав её копию. В результате было принято решение восстановить утраты, удалить следы кислотной реакции, в максимальной степени сохраняя рембрандтовскую живопись.
Реставрация началась в Малой церкви Зимнего дворца, где были созданы подходящие для картины климат и освещение. В течение полутора лет над полотном работали реставраторы эрмитажа Евгений Герасимов, Александр Рахман, Геннадий Широков и Татьяна Алешина. После укрепления красочного слоя и грунта и подведения нового дублировочного холста, под микроскопом удалялись следы кислотной реакции. Следующим этапом было тонирование с использованием техники масляной живописи, аналогичной авторскому стилю. Одним из важных условий реставрации стало требование возможности возврата к первоначальному варианту, для чего тонирование отделялось от оригинальной живописи слоем лака.
Окончательно реставрация закончилась лишь спустя 12 лет, в 1997 году, с тех пор картина демонстрируется в Зале голландской и фламандской школ на втором этаже главного здания Эрмитажа. Для предотвращения актов вандализма в настоящее время картина защищена бронированным стеклом.[5]
Мировое значение
Картина «Даная» признаётся одним из лучших произведений художника.[8]
Сноски
- ↑ Ю. И. Кузнецов. Особенности и методы изучения творческой лаборатории Рембрандта. В сб.: Психология процессов художественного творчества. Л., Наука. 1980.
- ↑ 1630-е годы в творчестве Рембрандта
- ↑ Даная - судьба шедевра Рембрандта. Государственный Эрмитаж.
- ↑ Приобретение коллекции Кроза Государственный Эрмитаж.
- ↑ 1 2 Возвращение шедевра Рембрандта. А. Тулякова. Зеркало Недели On The WEB
- ↑ Варвар, изуродовавший картину Рембранта, хочет повторить преступление!. А. Михайлова, НРС
- ↑ Судьба «Данаи» — «Наука и жизнь», № 7. 1988, стр. 109 ISSN 0028-1263
- ↑ Ольга Айгнер. Загадки портретов Рембрандта — Weekly International Russian Newspaper. 24.06.2006
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
biograf.academic.ru
Картина Даная (картина Рембрандта)
«Даная» (1636—1647) — картина Рембрандта из коллекции Эрмитажа, написанная по мотивам древнегреческого мифа о Данае, мамы Персея.Когда правитель древнегреческого городка Аргоса вызнал о предсказании, согласно которому ему предначертано умереть от руки отпрыска Данаи, собственной дочери, он заключил её в подземелье и приставил к ней служанку. Бог Зевс, но, просочился к Данае в виде золотого дождика, после этого она родила отпрыска Персея.
Традиционный сюжет картины — явление Зевса в виде золотого дождика к находящейся в заключении даме. К этому сюжету обращались такие именитые живописцы как Тициан, Корреджо, Госсарт, Климт.
Содержание
1 Описание 2 Трактовка сюжета 3 История сотворения 4 Даная в Рф 4.1 Вандализм 4.2 Реставрация 5 Отражение в культуре 6 Примечания 7 СсылкиОписание
Юная обнажённая дама в кровати освещена потоком тёплого солнечного света, падающего через сдвинутый служанкой полог. Дама приподняла голову над подушкой, протянув правую руку навстречу свету, пытаясь вроде бы ощутить его собственной ладонью. Её наивный взор обращён в сторону света, губки чуток приоткрылись в полуулыбке. Перепутанная прическа, примятая подушка — всё гласит о том, что ещё минутку вспять, раскинувшись в дремотной неге, дама смотрела сладкие сны в собственной шикарной постели.
Даная. Кусок: лицо дамы
Даная. Кусок: кольцо на безымянном пальце левой руки
Даная. Кусок: правая рука обращена навстречу свету
Даная. Кусок: над изголовьем кровати - золотой малыш с крылышками, на лице которого застыло страдание
Обнажённое тело юный дамы завлекает внимание мягенькими контурами, игрой света и тени. Беззащитность и мягкость ощущается во всей её фигуре, которая, невзирая на несоответствие современным канонам, является эмблемой женственности и красы.
В отличие от произведений других живописцев, на картине отсутствует золотой дождик, символизирующий Зевса, и взор Данаи ориентирован не ввысь, как можно было бы ждать, а в сторону протянутой руки.
Руки дамы украшены браслетами, а на левой руке на безымянном пальце насажено кольцо, которое может трактоваться как обручальное, хотя это идёт вразрез с сюжетом древнегреческого мифа.
Над изголовьем кровати малыш с крылышками, на лице которого застыло страдание.
Трактовка сюжета
Искусствоведы длительное время предлагали разные толкования картины. Эмоциональность, с какой изображена дама; её лицо, наделённое ярко персональными чертами; отсутствие золотого дождика, который стал обязательным атрибутом в произведениях на этот сюжет, вызывали сомнения в том, что основная героиня рембрандтовского полотна Даная. Высказывались догадки, что на картине представлена Агарь, Лия, Рахиль, Далила, супруга Потифара либо Вирсавия. По воззрению Вильгельма фон Боде, это изображение Сарры, которая ждет жениха. Как считал Эрвин Панофский, крылатый мальчишка — Эрот, а его связанные руки указывают на «вынужденное целомудрие». По Панофскому Рембрандт поменял обычный золотой дождик золотым светом, как следует, дама — Даная.
История сотворения
Портрет Саскии кисти РембрандтаКартину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после собственной свадьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Живописец лаского любит свою молоденькую супругу, нередко изображая её на собственных картинах. Не стала исключением и «Даная», написанная Рембрандтом не для реализации, а для собственного дома. Картина оставалась с художником прямо до акции распродажи его имущества в 1656 году. Длительное время оставалось загадкой, почему сходство с Саскией не так разумеется, как на других картинах художника 1630-х годов, а использованный им стиль местами более походит на творения более позднего периода его творчества.
Только сравнимо не так давно, посреди XX века, с помощью рентгеноскопии удалось отыскать ответ на эту загадку. На рентгеновских снимках сходство с супругой Рембрандта более очевидное. Оказывается, картина была изменена после погибели супруги художника (1642), в то время, когда он состоял в интимных отношениях с Гертье Диркс. Черты лица Данаи на картине были изменены таким макаром, что скооперировали внутри себя обеих возлюбленных дам художника.
Не считая того, рентгеноскопия показала, что на начальном изображении находился золотой дождик, льющийся на Данаю, а взор её был ориентирован ввысь, а не в сторону. У ангела в изголовье кровати было смеющееся лицо, а правая рука дамы была повёрнута ладонью ввысь.
Даная в Рф
После акции распродажи имущества Рембрандта след картины пропадает. Только в XVIII веке «Даная» находится у известного французского собирателя Пьера Кроза́ (фр. Pierre Crozat). После погибели Кроза (1740) большая часть картин досталось трём его племянникам: Луи Франсуа, Жозефу Антуану и Луи Антуану. Когда русская императрица Екатерина II начала подбирать картины для Эрмитажа, она попросила собственного неплохого знакомого Дени Дидро посодействовать ей с подбором материалов для коллекции. Дидро направил внимание на часть коллекции Кроза, находившуюся у барона Луи Антуана, которая и была приобретена Екатериной в 1772 году у наследников скончавшегося в 1770 году барона. В числе приобретённых картин были «Даная» Рембрандта и «Даная (англ.)русск.» Тициана.
ВандализмВ субботу 15 июня 1985 года в зал Рембрандта в Эрмитаже совместно с экскурсионной поездкой пришёл мужик, который спросил у работниц музея, какая из картин в этом зале более ценная. После чего он подошёл к «Данае» и, достав из-под полы склянку, выплеснул её содержимое прямо в центр холста. Краска немедля начала пузыриться, поменять цвет — в склянке была серная кислота. Злодей также достал ножик и успел два раза порезать картину.
Позднее экспертиза признала мужчину невменяемым. Им оказался обитатель Литвы 48-летний Бронюс Майгис, который растолковал собственный поступок политическими мотивами. По решению ленинградского суда 26 августа 1985 года Майгис был признан сумасшедшим (диагноз — вялотекущая шизофрения) и выслан в ленинградскую психиатрическую лечебницу, где провёл 6 лет, потом выслан в аналогичное заведение в Литве, откуда скоро был выпущен ввиду отделения Литвы от Русского Союза.
РеставрацияПервыми откликнулись спецы Ленинградского технологического института, дали совет смывать водой, и сразу — директор Эрмитажа академик Б. Б. Пиотровский позвонил директору Института химии силикатов имени И. В. Гребенщикова академику М. М. Шульцу и послал за ним машину, а тот ещё по телефону отдал 1-ые советы: смывать обильно водой, держа картину в вертикальном положении, а потом, приехав скоро в музей, консультировал реставраторов уже на месте. Он, возможно, принадлежал к немногим химикам, которым на своем опыте сразу была отлично известна техника масляной живописи и химизм процессов, протекавших на поверхности повреждённого произведения и в зонах соединения лакового и яркого слоёв, грунта и холста.
Многие специалисты не верили в фуррор, считая, что картина утрачена навечно. Утраты живописи составили 27 %. Весь центр картины состоял из смешения бурых рельефных пятен, набрызгов, вертикальных натёков и утрат.
Работа над восстановлением мирового шедевра началась в тот же денек. Через полтора часа промывания водой удалось приостановить действие кислоты, после этого картину укрепили веществом из рыбного клея и мёда, чтоб предупредить отслоение слоёв краски при высыхании.
Через три денька была сотворена особая муниципальная комиссия, которая рассматривала пути предстоящего восстановления картины: бросить изуродованное полотно как есть либо же вернуть картину, практически сделав её копию. В итоге было принято решение вернуть утраты, удалить следы кислотной реакции, в наибольшей степени сохраняя рембрандтовскую живопись.
Реставрация началась в Малой церкви Зимнего дворца, где были сделаны подходящие для картины климат и освещение. В течение полутора лет над полотном работали реставраторы Эрмитажа Евгений Герасимов, Александр Рахман, Геннадий Широков и Татьяна Алешина. После укрепления яркого слоя и грунта и подведения нового дублировочного холста, под микроскопом удалялись следы кислотной реакции. Последующим шагом было тонирование с внедрением техники масляной живописи, аналогичной авторскому стилю. Одним из принципиальных критерий реставрации стало требование способности возврата к начальному варианту, зачем тонирование отделялось от уникальной живописи слоем лака.
Совсем реставрация завершилась только спустя 12 лет, в 1997 году, с того времени картина показывается в зале голландской и фламандской школ на втором этаже головного строения Эрмитажа. Для предотвращения актов вандализма в текущее время картина защищена бронированным стеклом.
Отражение в культуре
Вокруг картины «Даная» под изменённым заглавием «Эгина» построен сюжет книжек Андрея Дмитриевича Константинова (Баконина) «Вор», «Журналист», по мотивам которых снят сериал Бандитский Петербург. Кинофильм 1-ый — «Барон». Упоминается также то, что картина была облита серной кислотой и процесс её реставрации.
Даная. Фрагмент: лицо женщины
Даная. Фрагмент: кольцо на безымянном пальце левой руки
Даная. Фрагмент: правая рука обращена навстречу свету
Даная. Фрагмент: над изголовьем кровати - золотой младенец с крылышками, на лице которого застыло страдание
peresvetovgallery.ru