Описание картины Пабло Пикассо «Дон Кихот». Пикассо дон кихот картина


Описание картины Пабло Пикассо «Дон Кихот»

Описание картины Пабло Пикассо «Дон Кихот»

Известный художник Пабло Пикассо создал знаменитый эскиз в 1955 году. Этот эскиз завоевал популярность среди ценителей его творчества. Пикассо изобразил в своей знаменитой картине Дон Кихота на лошади, его друга Санчо Панса на осле, солнце и четыре ветряные мельницы. Он работает очень уверенно и смело, его линии словно черные каракули на абсолютно белом листе бумаги.

Санчо Панса, сидя на своем ослике, смотрит на своего высокого друга, который уставший, изможденный дорогой, смотрит вдаль. У них довольно – таки благородная осанка, несколько уставшая от дальней дороги. Тело скорей всего было изображено несколько раз, на голове находится шлем, шея нарисована одной линией, резкий нос, козлиная бородка. У него копье в правой руке, а щит – в левой.

У его друга Санчо Панса тело нарисовано неопределенной массой, в которой слегка просматривается куртка. Пикассо меньше внимания уделил ему, основной его взгляд был кинут на Дон Кихота. Рисунок яркий, полон движения, эмоций, четких линий.

Картина выполнена в черно – белом цвета, чернила размещенные на бумаге говорят о неугомонной энергичности художника, полной свободе, внутренне энергичности. Черные штрихи, выполненные на белой бумаге, удивляют смелым, простым и четким тоном, выполненным смелыми и легкими линиями. Дон Кихот и ветряная мельница, находящаяся между ним и его другом, выполнена более смелыми линиями, подчеркивая тем самым важность фигуры.

Санчо Пансо и остальные фигуры, находящиеся на картине, теряются в фоне полотна. Темными элементами Пикассо изобразил, то, что поглощал ум главного героя, преображал от повседневного до мистического. Лошадь, как самостоятельная фигура, ветреная мельница, земля – все это находило необыкновенное преображение в мыслях героя.

opisanie-kartin.com

Описание картины Пабло Пикассо «Дон Кихот» Картины художников

Описание картины Пабло Пикассо «Дон Кихот»

Известный художник Пабло Пикассо создал знаменитый эскиз в 1955 году. Этот эскиз завоевал популярность среди ценителей его творчества. Пикассо изобразил в своей знаменитой картине Дон Кихота на лошади, его друга Санчо Панса на осле, солнце и четыре ветряные мельницы. Он работает очень уверенно и смело, его линии словно черные каракули на абсолютно белом листе бумаги.

Санчо Панса, сидя на своем ослике, смотрит на своего высокого друга, который уставший, изможденный дорогой, смотрит вдаль. У них довольно – таки благородная осанка, несколько уставшая от дальней дороги. Тело скорей всего было изображено несколько раз, на голове находится шлем, шея нарисована одной линией, резкий нос, козлиная бородка. У него копье в правой руке, а щит – в левой.

У его друга

Санчо Панса тело нарисовано неопределенной массой, в которой слегка просматривается куртка. Пикассо меньше внимания уделил ему, основной его взгляд был кинут на Дон Кихота. Рисунок яркий, полон движения, эмоций, четких линий.

Картина выполнена в черно – белом цвета, чернила размещенные на бумаге говорят о неугомонной энергичности художника, полной свободе, внутренне энергичности. Черные штрихи, выполненные на белой бумаге, удивляют смелым, простым и четким тоном, выполненным смелыми и легкими линиями. Дон Кихот и ветряная мельница, находящаяся между ним и его другом, выполнена более смелыми линиями, подчеркивая тем самым важность фигуры.

Санчо Пансо и остальные фигуры, находящиеся на картине, теряются в фоне полотна. Темными элементами Пикассо изобразил, то, что поглощал ум главного героя, преображал от повседневного до мистического. Лошадь, как самостоятельная фигура, ветреная мельница, земля – все это находило необыкновенное преображение в мыслях героя.

Прислал: Беляева Екатерина . 2017-10-08 22:15:50

opisanie-kartin.iusite.ru

Описание картины Пабло Пикассо «Дон Кихот»

28.01.2016

Описание картины Пабло Пикассо «Дон Кихот»

Этот известный набросок Пабло Пикассо нарисовал в 1955 году, и он быстро стал популярен в кругах тех, кто восторгался искусством знаменитого художника. На картине изображены Дон Кихот на коне, его друг Санчо Панса, сидящий на ослике, солнце и несколько ветряных мельниц. На первый взгляд небрежные штрихи нарисованы уверенной рукой, что делает простой черно-белый рисунок уникальным и запоминающимся.

Сидящий на осле Санчо-Панса глядит на своего друга снизу-вверх, в то время как утомлённый путешествием Дон Кихот задумчиво смотрит вдаль. Пусть по их позам и видна сильная усталость, на благородной осанке это не сказывается. По всей видимости, тело Дон Кихота перерисовывалось не один раз, необычный шлем укрывает голову, тонкая шея изображена одним длинным штрихом, нос орлиный, борода козлиная. Длинное копьё у него в одной руке, а круглый щит – в другой. Санчо Панса нарисован в виде силуэта непонятной формы, в котором можно разглядеть очертания куртки. Художник однозначно потратил на его прорисовку меньше усилий, чем на Дон Кихота. Картина получилась запоминающаяся, очень эмоциональная и удивительно чёткая. Рисунок изображён в чёрно-белых тонах, каждым штрихом Пикассо как бы рассказывает о своей безгранично энергичной, невероятно творческой натуре. Тёмные линии на светлом фоне поражают своей чёткостью и простотой, видно, что художник рисовал их твердой недрогнувшей рукой. Дон Кихот и мельница, отделяющая от него Санчо Пансу, изображены более чётко, отмечая их важность для композиции. На рисунке слабо заметны Санчо Панса и прочие фигуры. Чёрными линиями художник показал то, что занимало мысли Дон Кихота, добавляло мистики в привычную нам реальность. Главный герой размышлял обо всём – о лошади, ветряных мельницах и окружающей обстановке.

8-poster.ru

«Дон Кихот» с лучшими картинами и иллюстрациями, от Доре и Дали до Серова и Зверева

Путешествуем вместе с героями романа и самыми известными и интересными художниками, от Домье и Доре до Бенуа и Пикассо.

В Испании в 2015 году отметили 400-летие издания романа Мигеля Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Формальный повод праздновать был таков: «Вторая часть хитроумного кабальеро Дон Кихота Ламанчского» издана в 1615 г. в Мадриде в той же типографии, что и первая часть, «Дон Кихот» издания 1605 г.

Старый солдат знает слова любви!

Начинаем путешествие с неожиданного художественного прочтения: гламур и рыцарство, видали? В эпоху рококо французский живописец и декоратор Шарль-Антуан Куапель создал куртуазный цикл на эту тему.

Шарль-Антуан Куапель был первым живописцем герцога Орлеанского, получал заказы от фаворитки Людовика XV — мадам Помпадур, — на дизайн и украшение Версальского дворца, был директором Королевской Академии и даже имел личные апартаменты в Лувре.

Куапель создал 28 картонов-сцен с Дон-Кихотом для дивных «ковров» мануфактуры «Гобелен». Они пользовались большим успехом, так что их непрерывно ткали с 1714 по 1794 годы.

Полное «донкихотство» Гюстава Доре

Самым добросовестным «рассказчиком» романа Сервантеса стал Гюстав Доре — великий иллюстратор мировой классики, который за свою жизнь создал 80 000 рисунков — цифра неимоверная! Когда Доре задумал иллюстрировать «Дон Кихота», Луи Виардо как раз закончил новый перевод романа, который стал классическим в французской литературе (фамилия Виардо больше на слуху из-за романа его жены с И. Тургеневым — между тем, Луи был известным писателем, искусствоведом, переводчиком и критиком).

В 1855 году Доре отправился в Испанию, «на родину этого славного рыцаря, чтобы передать местный колорит и увидеть места, которые он прославил своими подвигами». К роману Доре нарисовал 370 иллюстраций, по которым можно проследить путь благородного идальго со всеми его перипетиями.

Жестокий мир и трагедия непризнанного «оригинала»

Старший современник Доре — Оноре Домье, — с 1850-х годов также обращается к образу Дон-Кихота, но его не интересуют походы и приключения доблестного рыцаря. Художник исследует его внутренний мир со всеми сомнениями, терзаниями и разочарованиями.

Серов делает ставку… на коня

Дон Кихот долго выбирал имя своей лошади и по его замыслу, оно должно было указывать на ее прошлое и настоящее, и соответствовать новому статусу хозяина. Он остановился на имени Росинант («росин» — кляча, «анте» — прежде) «имени, по его мнению, благородном и звучном, поясняющем, что прежде конь этот был обыкновенной клячей, ныне же, опередив всех остальных, стал первой клячей в мире». Но разве на работе Серова — кляча?

Дон Кихот, Шаляпин и Бенуа.

Дон Кихот стал близким образом эксцентричному и невероятно талантливому Федору Шаляпину. В 1909 году импресарио королевского театра-казино в Монако Рауль Гюнсбург предложил Шаляпину сыграть Дон Кихота в его постановке.Во время «Русских Сезонов» 1909 года в Париже певец прослушал оперу и написал Горькому: «На двух вечерах мне читали музыку и либретто оперы, и оба раза я плакал, как корова. Это был Дон-Кихот, рыцарь печального образа. Да, именно печального образа и такой честный, такой святой, что был даже смешным и потешным для всей этой сволочи, этой ржавчины, недостойной быть даже на его латах… О, Дон-Кихот Ламанчский, как он мил и дорог моему сердцу, как я его люблю».

Очень долго Шаляпин готовился к опере: он несколько раз перечитал роман, пересмотрел множество иллюстраций в поисках нужного образа, актер даже взялся за карандаш и собственноручно запечатлел своего трогательного героя. Он обращался за советом ко всем знакомым и собирал впечатления. К Александру Бенуа, как знатоку эпохи, он обратился с просьбой нарисовать его костюм и внешность.

Федор Шаляпин в роли Дон-Кихота в одноименной опере Жюля МасснеАлександр Евгеньевич Яковлев 1916

Эскиз гримма Дон Кихота с автографом К. Коровину. Рисунок Ф.Шаляпина. 1910

Дон Кихот и Санчо Панса: рисунок Пикассо

А сейчас — история о появлении самого известного изображения главных героев романа! 10 августа 1955 года к Пабло Пикассо на его виллу в Каннах пришел его друг и биограф Пьер Дэкс с деловым предложением. Журнал «Французские письма» хотел бы разместить рисунок Пикассо в выпуске, посвященном 350-летию издания романа «Дон Кихот».

…Пока друзья разговаривали, Пикассо сделал свой знаменитый рисунок Дон-Кихота и Санчо Пансы. Через неделю он был опубликован в праздничном номере издания, а позже Пикассо пожелал отпечатать тираж своего Дон Кихота и до 1961 года его рисунки разного формата успешно продавались. Пикассо со школьных лет любил Сервантеса, он с особенным удовольствием рисовал все, что было связано с испанской традицией и напоминало о родине.

Дали, отважный рыцарь!Далее с иллюстрированием романа Сервантеса происходят невероятные метаморфозы, ведь за дело берется еще один испанский неугомонный гений — Сальвадор Дали! Идею иллюстрировать книгу о Дон Кихоте художнику подал в 1945 году его отец, написавший, что это «достойная его таланта задача». В 1945—1946 гг. Дали живет в Америке и работает над иллюстрациями, он создал 38 рисунков и 5 эскизов. Планировалось выпустить новое издание романа карманного формата с рисунками Дали, но издательство разорилось и книга не вышла.

Дали очень дорожил этими рисунками и хранил их в числе наиболее любимых своих произведений, которыми чаще всего любовался в одиночестве. Эти рисунки впервые были изданы в 2004 году и малоизвестны публике. После этого Дали нарисует еще 3 цикла к роману.

Анатолий Зверев и его Дон Кихот: необыкновенный диалог

Дон Кихот русского художника Анатолия Зверева не менее оригинален. Этого мастера называют легендой второго русского авангарда, а сам Пикассо считал его лучшим рисовальщиком в Советском Союзе.

Художник-виртуоз создавал шедевр за 40 минут, он писал портреты на заказ, чтобы выжить. «Садись, детуля, я тебя увековечу» — знаменитая фраза Зверева, когда он принимался рисовать женский портрет. В доме друга и коллекционера Георгия Костаки художник рисует ночи напролет, в компании ценителей искусства. Своим учителем Анатолий считал Леонардо да Винчи, а современники Зверева называют его человек-феномен, в картинах которого сумасшедший темперамент передает накал чувств.

Наваждения Марселя Пажо: бедный рыцарь и женщина в красном

Дон Кихот, который возник в воображении французского художника Марселя Пажо — персонаж извечной человеческой комедии, в которой присутствует капелька безумия. Эти картины похожи на театральные сцены некой карнавальной постановки — рыцарь полуобнаженный, то скачет на своей кляче, то становится объектом сексуальных домогательств полуобнаженных прелестниц, то лежит в кровати, рядом с кипой романов в ночном колпаке и, прикрыв глаза, мечтает о походах, женщинах и подвигах. Забавно, смело, и все равно очень трогательно!

Иллюзии Октавио Окампо: голова кругом!

Современный мексиканский художник и декоратор Октавио Окампо смог проиллюстрировать весь роман Сервантеса всего одной картиной, потому что он не просто художник — он мастер метаморфоз. В его портрете Дон Кихота зашифрованы события двухтомного романа: здесь прячется Санчо Панса, Дульсинея, проступают «видения» героя, а также мельницы и чудовища, с которыми сражался храбрый рыцарь.

dosoaftor.ru

"Дон Кихот Ламанчский" или "По Мотивам Рисунка Пикассо" / Don Quixote, inspired by the Picasso's sketch

«Когда ветра меняют курс, кто-то строит стены, а кто-то — ветряные мельницы»

Так нравится мне эта китайская пословица!.. Ветер и ветряные мельницы, и главное, герой, которого мгновенно вспоминаешь при упоминании последних, - очень значимые символы для нашей семьи :) Picasso's sketch for the story of Don Quixote inspired me for creation of this cross-stitched beach bag, based on the famous illustration. Below you will find one more creation, where I used this drawing :) 

И пусть на первый взгляд Дон Кихот может показаться чудаком, его доброе сердце, способность держать слово до конца и верность своим идеалам, несмотря ни на что, - вот качества, похвастать которыми может далеко не каждый!.. А его стремление сделать мир лучше? Побольше бы таких доблестных рыцарей, пусть фантазёров, но которые видят окружающий мир сквозь призму красоты и поэзии и не боятся идти за своей мечтой... 

Вечный образ Дон Кихота вдохновил многих художников, а знаменитый рисунок Пабло Пикассо с изображением Хитроумного Идальго и его верного оруженосца стал хрестоматийным. Увидев его, переданным в крестиках, вышивать начала в тот же день, отложив всё и полностью отдавшись процессу :)  А своё место вышивка нашла на пляжной сумке! Иметь подобную вещь мне хотелось давно, но всё не встречался подходящий дизайн: и чтобы зацепил мгновенно, и не сложный, и подходящий по стилю... Сумка давно лежала "наготове" и все "ждала", чем же её украсят. Вышивала уже прямо по сшитой вещи.  А когда сумка была готова и даже неоднократно опробована на разных морях и континентах, появилась мысль украсить рисунком Пикассо ещё что-то. Попробовать расписывать посуду мне было интересно давно, а значит, дело за малым - кисточку в руки и "поехали"!  После того, как я начиталась различных форумов о витражной росписи и росписи керамики, всё это казалось очень страшным, ведь посуду нужно было запекать после нанесения рисунка. Это меня и пугало, всё мерещились картины лопнувшей кружки в духовке... Результат перед вами :) Сама кружка стала "идейным" подарком моему доблестному рыцарю в сверкающих доспехах в честь праздника, который тут же и придумался, - День Дон Кихота! А празднуем мы его в первый день Весны - 1 марта :) В пару ей я украсила такую же белую кружку маленькой нарисованной мельничкой, но сфотографировать не успела, т.к. с посудой обращаюсь не очень аккуратно :)  Как вы понимаете, кружка стала подарком на День Дон Кихота в прошлом году, а подарок этого года - уже совсем другая история ;)  В работе использовала керамическую кружку, тёмно-коричневую краску для росписи стекла и керамики Lefranc & Bourgeois и ... духовку. Рисовала прямо кистью, т.к. сделать набросок карандашом оказалось невозможным по глазури, которой покрыта кружка.  I used ceramic mug, dark-brown paint by Lefranc & Bourgeois for glass and ceramics and ... an oven to fix the painting.  А после этой кружки по мотивам рисунка Пикассо, мне так хочется украсить его эскизами ещё что-нибудь... Может, сделать целый сервиз, может, просто пару блюдец... Или передать эти забавные рисунки в крестиках... Часть эскизов выполнена одной линией, без отрыва руки. Подозреваю, что это было своего рода "баловство Мастера", но как же красиво и лаконично смотрится...

living-on-the-rainbow.blogspot.com

Дон Кихот и Санчо Панса. Разные изображения

Дон Мигель свой прославленный роман для чего написал? - правильно, чтоб испанцы гордились. И делали кукол, кукол. И картинки. И мозаику. И керамику. И магниты. И статуэтки и блюдца-панно из толедской стали. И зарабатывали на них, получая от благодарных гостей свидетельство мировой славы доблестного идальго и его достойного оруженосца, способствуя ее сохранению и дальнейшему распространению.Я задалась целью нафотографировать как можно больше Дон Кихотов и Санчо Панс на их родине. Мы с папой нащелкали их очень много. У меня, к сожалению, некоторые фото не вышли, так как мы все время спешили, но я их все равно хочу показать. Потом я устала. :-) Славные Дон Алонсо и Санчо едины во многих лицах. Тут и героизм, и безумие, и героическое безумие, и долгое путешествие, и страдание, и житейские мелочи, и возвышенные чувства ...

Покажу вам сегодня испанских Дон Кихотов и Санчо Панс. Надо сказать, что в качестве сувениров они неплохо смотрятся.

Для начала - Дон Кихот и Санчо из Барселоны. Там их по местной моде часто делают разноцветными.

Два Дона Алонсо на одного Санчо. Такой оруженосец - дефицит редкость.

IMG_0934Эти Дон Кихот и Санчо продавались на базарчике разного антиквариата в Готическом квартале возле барселонского собора Святой Иулалии.

IMG_0734

А эти все - в одном магазине.

IMG_5069

IMG_5070

IMG_1071

IMG_1073

IMG_1074

IMG_1076

В Гранаде на воротах гостиницы, где мы жили, были медальоны с вот такими близнецами-Дон Кихотами.

IMG_1729

IMG_1730

IMG_1731

Этих я щелкнула на остановках при больших автобусных перегонах.

На перегоне перед Севильей

IMG_5573

Чашка с Дон Кихотом, Санчо и мельницами - на перегоне между Севильей и Толедо

IMG_5751_1

Севилья. В Севилье у меня несколько фото не получились хорошо, но я решила их тоже выложить для полноты собрания.

Дон Кихоты "из камушков" с Дульсинеями.

Это фото, к сожалению, получилось размытое, но... так оно даже "более атмосферное". Столько Донов и Доний - аж в глазах рябит...

IMG_5648_1

Дон Кихот и Санчо на разноцветной тарелке (на стене, в центре нижнего ряда)

IMG_5656

Крупный план тоже размытый :-( (Они видны сквозь пыль веков на своей тяжелой дороге:-)).

IMG_5655_1

Эти Дон Кихот и Санчо - на панно в знаменитом выставочном Павильоне Испании.

IMG_5623

А эти - уже в Толедо на площади Секадовер. Там на каждой скамейке - картинка с их приключениями.

IMG_5867

Толедо - рай для любителей изящных сувениров (любителей с деньгами) и главный донкихотский город. Вот такие Дон Кихот и Санчо - в магазине толедской стали.

IMG_2365

IMG_2339

IMG_2337

Это - там же, но на втором этаже. Фарфоровые фигуры фирмы LLadro. (Фото с одним таким Доном у меня уже есть).

IMG_5842

Папин удачный кадр. Дон Кихот, а рядом - Снятие с креста. (В тему).

IMG_2353

IMG_5843

IMG_5847

И Дульсинея (опять не очень получилась у меня).

IMG_5853

IMG_5854

IMG_2359

И это - там же. Фирменная испанская игрушка. Дон Кихот в стеклянном шаре.

IMG_5856

IMG_5857

IMG_5858

IMG_5859

Дон Кихот и Санчо на улицах Толедо

IMG_5869

IMG_5870

IMG_5871

А это скромно, как один из горожан, стоит их папа - дон Мигель.

IMG_2382

Ждет, пока к нему туристы приставать начнут.

IMG_2391

Надпись гласит, что памятник знаменует 500-летнюю годовщину первой публикации романа о хитроумном идальго.

IMG_5868

Эти Дон Кихот и Санчо - в магазинчике возле часовни Сан-Томе. (Это - где находится картина Эль Греко "Похороны графа Оргаса").

IMG_5876

IMG_5877

IMG_5878

IMG_5879

А это самые знаменитые Дон Кихот, Санчо и Дульсинеи - фигуры памятника дону Мигелю в Мадриде.

IMG_5906

IMG_5907

IMG_5908

IMG_5909

Это был бы, наверное, самый удачный мой кадр с точки зрения композиции, если бы палец не попал. :-) Я решила его не вырезать,а то от Санчиного Серого остались бы одни уши.

IMG_5910

IMG_2850

Вокруг этого памятника веселятся и расслабляются мадридские жители - и постоянные, и временные.Так что трудно остаться с ним в кадре наедине.

IMG_2860

IMG_2856

valya-15.livejournal.com

«Дон Кихот»: «вечные образы» в искусстве

  1. Оргмомент
  2. Слово учителя

- На уроках литературы мы познакомились с удивительной книгой, имя главного героя которой знают даже те, кто никогда не держал роман в руках. Есть и еще одно, что поражает: роман М. Сервантеса «Дон Кихот» занимает второе место в мире по количеству языков, на которые он переведен.

- Как вы думаете, а какая книга лидирует?

- Это, действительно, удивительно, но этот роман опередила только Библия!

- Проходят века, а роман, как и его герой, продолжают нас удивлять, привлекать, заставляют смеяться и горевать, думать и анализировать. По богатству идей эта книга тоже не знает себе равных. В ней есть много национального, чисто испанского, но многие проблемы носят общечеловеческий характер, именно поэтому каждое поколение людей находит в ней свое. Давайте и мы сегодня, подводя своеобразный итог нашей работы над романом М. Сервантеса, попробуем приоткрыть секрет этой поистине феноменальной популярности Дон Кихота. Запишем тему урока «Вечный образ» Дон Кихота в искусстве».

- Но сначала немного кое-что повторим, вспомним.

Викторина:

1. Каковы настоящие имена Дон Кихота и Дульсинеи Тобосской? (Алонсо Кехана и Альдонса Лоренсо.)

2. Из чего он сделал свой рыцарский шлем? (Из картона и железных пластинок.)

3. Что обозначала кличка его лошади? (Кличка Росинант составлена из сочетания слов rosin (кляча) и antes (раньше), что означало “бывшая кляча”.)

4. Какие профессии были у его главных приятелей? (Священник и цирюльник.)

5. Как Дон Кихот был посвящен в рыцари? (Получил подзатыльник и удар шпагой по спине)

10. Как Дон Кихоту удалось одержать победу над свирепым львом? (Лев не вышел из клетки, и было объявлено, что он струсил и побеждён.)

14. Какое условие в наследственном завещании поставил дон Кихот для будущего мужа своей племянницы? (Чтобы он не был знаком с рыцарскими романами.)

 Знакомство с новым материалом.

- Тему нашего урока мы обозначили как «Вечный образ» Дон Кихота в искусстве». Давайте разберемся, какие образы получили столь высокую оценку – называться «вечными»? Ваши мнения? («Вечные образы» — художественные образы произведений мировой литературы, в которых писатель на основе жизненного материала своего времени сумел создать обобщение, применимое в жизни последующих поколений. Эти образы приобретают нарицательный смысл и сохраняют художественное значение вплоть до нашего времени.)

- Одним из самых выдающихся достижений великого испанского писателя  считается создание первого в истории мировой литературы образа чудака.

 -Запишите в тетрадях начало предложения: «Чудак – это…», продолжите его.

- А теперь сравним со словарной статьей (ЧУДА́К -а; м. Человек со странностями, поведение, поступки которого вызывают недоумение, удивление окружающих. Прослыть чудаком.)

-Как вы думаете, почему, зачем Сервантес сделал своего героя чудаком? (Задача писателя была очень трудной: как изобразить идеального героя в несовершенном, враждебном ему мире. Сделать его жертвой – это возмутит читателей; победителем – солгать, приуменьшить несовершенство действительности. Сервантес делает героя безумным, безумие защищает его от несовершенства мира, позволяет сохранить себя, свои идеалы, веру в добро. Герой-чудак не замечает злобных насмешек, издевательств, всегда готов помочь униженным и оскорбленным.)

- Каким эпитетом в названии романа определил Сервантес своего героя? Как вы его понимаете? («хитроумный идальго»).

- Как вы думаете: это синоним слова «чудак» или есть разница? В чем она? (Хитроумный -  отличающийся изобретательным умом, умением выходить из затруднительного положения. Не совпадает со значением слова «чудак»).

- Дома вы искали воплощение образа Дон Кихота в разных видах искусства. Начнем с образа хитроумного идальго в живописи.

- Вот тот самый хитроумный идальго, чудак, который уже много лет привлекает внимание многих творческих людей. Его изображали многие художники.

Мы уже работали с иллюстрациями в книгах. А сегодня познакомимся с работами выдающихся художников.

- Самый известный иллюстратор – Гюстав Доре. Он стал самым добросовестным «рассказчиком» романа Сервантеса. Великий иллюстратор мировой классики за свою жизнь создал 80 000 рисунков — цифра неимоверная! 

Современник Доре — Оноре Домье, — с 1850-х годов также обращается к образу Дон-Кихота, но его не интересуют походы и приключения доблестного рыцаря. Художник исследует его внутренний мир со всеми сомнениями, терзаниями и разочарованиями.

В рисунке Валентина Серова герои Сервантеса получились маловыразительными, а вот лошадь Дон Кихота — Росинант, приковывает взгляд. Причем Серов отходит от истинного описания внешнего вида боевого друга.

Далее с иллюстрированием романа Сервантеса происходят невероятные метаморфозы, ведь за дело берется испанский неугомонный гений — Сальвадор Дали! Идею иллюстрировать книгу о Дон Кихоте художнику подал в 1945 году его отец, написавший, что это «достойная его таланта задача». В 1945—1946 гг. Дали живет в Америке и работает над иллюстрациями. Он создал 38 рисунков и 5 эскизов. Планировалось выпустить новое издание романа карманного формата с рисунками Дали, но издательство разорилось, и книга не вышла.

Второй раз Дали обратился к Дон Кихоту в 1956 году, когда парижский издатель Жозеф Форе задумал иллюстрировать роман Сервантеса и единственным художником для своего необыкновенное издание видел только Дали. Форе принес тому литографские камни и убедил художника принять его предложение. Дали со всей своей фантазией подошел к новому заданию и… изобрел новый метод литографии — булетизм! Дали отправился на набережную Сену и принялся за дело. Он зарядил пулями, начиненными литографской краской, подаренную друзьями аркебузу XV века (аркебуза - гладкоствольное, фитильное дульнозарядное ружьё, один из первоначальных образцов ручного огнестрельного оружия) и в присутствии толпы поклонников стал палить с палубы баржи по литографским камням. В результате появились кляксы, которые Дали, пользуясь своим талантом рисовальщика и гениальным воображением, превратил в подвиги Дон Кихота.

Очень необычен рисунок П. Пикассо. 10 августа 1955 года к Пабло Пикассо на его виллу в Каннах пришел его друг и биограф Пьер Дэкс с деловым предложением. Журнал «Французские письма» хотел бы поместить рисунок Пикассо в выпуске, посвященном 350-летию издания романа «Дон Кихот». Пока друзья разговаривали, Пикассо сделал свой знаменитый рисунок Дон-Кихота и Санчо Пансы. Через неделю он был опубликован в праздничном номере издания. Пикассо со школьных лет любил Сервантеса, он с особенным удовольствием рисовал все, что было связано с испанской традицией и напоминало ему о родине.

Русский художник Анатолий Зверев создавал шедевр за 40 минут. Своим учителем Анатолий считал Леонардо да Винчи, а современники Зверева называют его человек-феномен, в картинах которого сумасшедший темперамент передает накал чувств. От также в своем творчестве обращался к герою романа М. Сервантеса.

Современный мексиканский художник и декоратор Октавио Окампо смог проиллюстрировать весь роман Сервантеса всего одной картиной, потому что он не просто художник — он мастер метаморфоз. В его портрете Дон Кихота зашифрованы события двухтомного романа: здесь прячется Санчо Панса, Дульсинея, проступают «видения» героя, а также мельницы и чудовища, с которыми сражался храбрый рыцарь.

- Мы с вами тоже не могли остаться равнодушными к этому замечательному герою и его приключениям. Поделитесь своими иллюстрациями к роману, дайте свой авторский комментарий.

 - А теперь узнаем, какие поэты обращались к образу Дон Кихота. Погрузимся в мир поэзии, ведь стихов о Дон Кихоте создано немало. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

1. Дмитрий Мережковский «Дон Кихот»

Шлем - надтреснутое блюдо, Щит - картонный, панцирь жалкий... В стременах висят, качаясь, Ноги тощие, как палки. 

Для него хромая кляча - Конь могучий Росинанта, Эти мельничные крылья - Руки мощного гиганта. 

Видит он в таверне грязной Роскошь царского чертога. Слышит в дудке свинопаса Звук серебряного рога. 

Санчо Панса едет рядом; Гордый вид его серьезен: Как прилично копьеносцу, Он величествен и грозен. 

В красной юбке, в пятнах дегтя, Там, над кучами навоза, - Эта царственная дама - Дульцинея де Тобозо... 

Страстно, с юношеским жаром Он в толпе крестьян голодных, Вместо хлеба, рассыпает Перлы мыслей благородных: 

'Люди добрые, ликуйте, Наступает праздник вечный: Мир не солнцем озарится, А любовью бесконечной... 

Будут все равны; друг друга Перестанут ненавидеть; Ни алькады, ни бароны Не посмеют вас обидеть. 

 

Пойте, братья, гимн победный! Этот меч несет свободу, Справедливость и возмездье Угнетенному народу!' 

Из приходской школы дети Выбегают, бросив книжки, И хохочут, и кидают Грязью в рыцаря мальчишки. 

Аплодируя, как зритель, Жирный лавочник смеется; На крыльце своем трактирщик Весь от хохота трясется. 

И почтенный патер смотрит, Изумлением объятый, И громит безумье века Он латинскою цитатой. 

Из окна глядит цирюльник, Он прервал свою работу, И с восторгом машет бритвой, И кричит он Дон Кихоту: 

'Благороднейший из смертных, Я желаю вам успеха!..' И не в силах кончить фразы, Задыхается от смеха. 

Он не чувствует, не видит Ни насмешек, ни презренья! Кроткий лик его так светел, Очи - полны вдохновенья. 

Он смешон, но сколько детской Доброты в улыбке нежной, И в лице, простом и бледном, Сколько веры безмятежной! 

И любовь и вера святы. Этой верою согреты Все великие безумцы, Все пророки и поэты! 

1887 

- Каким предстает Дон Кихот в этом стихотворении?

- Какие отсылки к тексту романа вы обнаружили в стихотворении?

- Какие средства выразительности использует Д. Мережковский?

2. Павел Антокольский «Дон Кихот»

Не падай, надменное горе!

Вставай, молодая тоска!

Да здравствует вне категорий

Высокая роль чудака!

 

Он будет — заранее ясно —

Смешон и ничтожен на вид,

Кольцом неудач опоясан,

Дымком неустройства повит.

 

А кто-то кричит: «Декламируй.

Меча не бросай, Дон-Кихот!

В горячей коммерции мира

Ты мелочь, а всё же доход.

 

 

Дерись, разъярясь и осмелясь,

И с красным вином в бурдюках,

И с крыльями ветряных мельниц,

Ты этим прославлен в веках.

 

Недаром, сожженный как уголь,

В потешном сраженный бою,

Меж марионеток и кукол

Ты выбрал богиню свою!

 

Она тебе сердце пронзает,

Во всем отказав наотрез».

. . . . . . . . . . . . .

Об этом и пишет прозаик,

Когда он в ударе и трезв.

Слава грустной собакой плетется за мною.

- Каким настроением проникнуто это стихотворение?

- Что говорит поэт о главном герое романа?

3. Юлия Друнина

***

Кто говорит, что умер Дон Кихот?

Вы этому, пожалуйста, не верьте;

Он не подвластен времени и смерти,

Он в новый собирается поход.

А ветряные мельницы скрипят,

У Санчо Пансы равнодушный взгляд, -

Ему-то совершенно не с руки

Большие, как медали, синяки,

И знает он, что испокон веков

На благородстве ловят чудаков,

Что прежде, чем кого-нибудь спасешь,

Разбойничий получишь в спину нож...

К тому ж спокойней дома, чем в седле.

Но рыцари остались на земле!

Кто говорит, что умер Дон Кихот?

Он в новый собирается поход!

Кто говорит, что умер Дон Кихот?..

- Что заявляет Юлия Друнина в своем стихотворении о Дон Кихоте?

 

  1. Самуил Маршак «Дон Кихот»

Пора в постель, но спать нам неохота.

Как хорошо читать по вечерам!

Мы в первый раз открыли Дон Кихота,

Блуждаем по долинам и горам.

 

Нас ветер обдаёт испанской пылью,

Мы слышим, как со скрипом в вышине

Ворочаются мельничные крылья

Над рыцарем, сидящим на коне.

 

Что будет дальше, знаем по картинке:

Крылом дырявым мельница махнёт,

И будет сбит в неравном поединке

В него копьё вонзивший Дон Кихот.

- Какое впечатление на лирического героя произвела книга о Дон Кихоте?

- О каком эпизоде из странствий Дон Кихота идет речь в стихотворении?

- Обратимся к следующему виду искусства – скульптуре. Если бы вам поручили создать памятник дон Кихоту, каким бы он был? (варианты учащихся)

- Узнали вы дома, есть такой памятник? (Не так много литературных героев, которые увековечены в памятниках. Но памятник героям Сервантеса, конечно же, есть, в Мадриде).

- Мы еще не отметили, как деятели театрального искусства воплощали образ Дон Кихота.

- Дон Кихот стал близким образом эксцентричному и невероятно талантливому Федору Шаляпину. В 1909 году импресарио королевского театра-казино в Монако Рауль Гюнсбург предложил Шаляпину сыграть Дон Кихота в его постановке.

Очень долго Шаляпин готовился к опере: он несколько раз перечитал роман, пересмотрел множество иллюстраций в поисках нужного образа, актер даже взялся за карандаш и собственноручно запечатлел своего трогательного героя. Он обращался за советом ко всем знакомым и собирал впечатления.

Ф. Шаляпин говорил: «Что нужно мне сделать для того, чтобы публика при первом взгляде на Дон Кихота доверчиво и с симпатией ему улыбнулась: да, это ты, наш старый знакомец и друг. Ясно, что в его внешности должна быть отражена и фантазия, и беспомощность, и замашки вояки, и слабость ребенка, и гордость кастильского рыцаря, и доброта святого. Нужна яркая смесь комического и трогательного».

- И сегодня на театральной сцене можно встретить Дон Кихота, роль которого блестяще исполняет Владимир Михайлович Зельдин в спектакле "Человек из Ламанчи" Центрального академического театра Российской Армии. Спектакль поставлен Юлием Гусманом.

«Человек из Ламанчи» был выпущен к 90-летнему юбилею выдающегося артиста В.М. Зельдина и является одним из самых репертуарных спектаклей театра, собирающим полные залы почти 8 лет. Кроме Зельдина, в спектакле занята народная артистка России и Грузии Тамара Гвердцители, создавшая незабываемые образы двух своих героинь - Альдонсы и Дульсинеи.

- Конечно, кроме театральных спектаклей существует и балет «Дон Кихот». В 1869 г. композитор Людвиг Минкус написал для хореографа Мариуса Петипа балет «Дон Кихот». Эта работа оказалась исключительно успешна. Сейчас мы посмотрим фрагменты балета «Дон Кихот» в исполнении артистов Государственного музыкального театра имени И.М. Якушева.

 -Итак, мы познакомились с воплощением образа Дон Кихота в разных видах искусств: живописи, поэзии, скульптуре, театре.

Подводя итог урока, обратимся к эпиграфам сегодняшнего урока. Прочитайте внимательно эпиграфы. Как вы их понимаете? Какой из них вам больше понравился и почему? Запишите его в тетрадь.

4. Подведение итогов

- Завершим наше знакомство с Дон Кихотом вашим рассуждением об этом герое. Ответьте письменно на один из предложенных вопросов:

1. Кто же он, этот Дон Кихот?

2. «Земля не может жить без Дон Кихота» (К. Кулиев)?

3. Дон Кихот живет и во мне?

4. Согласны ли вы с утверждением Ю. Друниной: «Кто говорит, что умер Дон Кихот? Он в новый собирается поход!»?

Чтение собственных работ учащимися, комментарии к ним.

xn--j1ahfl.xn--p1ai


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта