Музей Пикассо в Барселоне. Язык картины менины пикассо


Музей Пикассо в Барселоне |

Основу коллекции составляют работы молодого Пикассо, собранные его другом Жауме Сабартесом. Первоначально Сабартес планировал открыть музей в Малаге, на родине художника, но сам Пикассо выбрал Барселону — город, куда он приехал 13 летним мальчиком, когда его отец получил работу в местной школе художеств.

Это один из трех главных существующих музеев художника (два остальных во Франции, в Париже и в Антибе). Чтобы дойти до музея, необходимо идти по улице Принсеса и повернуть на улицу Монткада, это как раз мне удалось сделать с третьего захода, улица Монткада очень узкая и ничем не примечательная, прячется в череде таких же узких средневековых улочек города. Улице Монткада около 700 лет.

Музей занимает пять соединенных между собой средневековых особняков. самые известные работы — это 59 вариаций на тему «Менин» Веласкеса, «Арлекин», «Первое причастие», «Наука и милосердие». Много скетчей на тему барселонских уличных сцен, керамические работы последних лет жизни и даже рисунки, которые Пикассо сделал в 9 лет.

На русском аудиогида у них нет. Надписи к картинам на каталонском и испанском языках, я использовала свой путеводитель.

Вывеска музея Пикассо в БарселонеВывеска музея Пикассо в Барселоне Вывеска музея Пикассо в Барселоне

Моя фотография только первая, в музее запрещено фотографировать. Две следующие фотографии призваны проиллюстрировать, тот факт, насколько разные можно написать картины смотря на одно и тоже.

Картина "Менины", Веласкеса, хранится в музееПрадо, Мадрид
Картина "Менины", Веласкеса, хранится в музееПрадо, Мадрид Картина «Менины», Веласкеса, хранится в музее Прадо, Мадрид

Музей Пикассо — один из самых посещаемых музеев Барселоны. Сайт музея Пикассо. К сожалению мне не достался аудиогид даже на английском языке к тому времени, когда я пришла все они были на руках.

Картина Пикассо "Менины", перерисовка Веласкеса, музей Пикассо в БарселонеКартина Пикассо "Менины", перерисовка Веласкеса, музей Пикассо в Барселоне Картина Пикассо «Менины», перерисовка Веласкеса

Пикассо так объяснял свои многочисленные перерисовки «Менин»: “Предположим, что кто-то хочет просто-напросто скопировать “Менины”. Если бы за эту работу брался я, то наступил бы момент, когда я бы сказал себе: что даст, если я помещу данного персонажа чуть правее или левее? И я бы попытался сделать перемещение в моей манере, не особенно заботясь о Веласкесе. Подобная попытка несомненно привела бы меня к тому, чтобы изменить освещение, или расположить его по-другому, поскольку я переместил персонаж. Таким образом, мало-помалу мне удалось бы сделать картину – “Менины”, – которая для художника-копииста была бы неудовлетворительна; это бы не были “Менины”, какими он видит их на полотне Веласкеса, это были бы мои “Менины”.

На моем сайте вы можете узнать Как самостоятельно поехать в Барселону. Вам больше не придется просматривать десятки сайтов чтобы найти информацию про:  все методы трансфера из аэропорта имени Эль-Прат, чем заняться в Барселоне, что посмотреть самостоятельно, где можно скачать аудиогид,  как найти экскурсии в Барселоне и из Барселоны на русском языке. Все в одной статье, все необходимые ссылки.

trip-together.ru

Загадка картины Веласкеса... - luv_vie

Диего Веласкес  -  "Менины" (Фрейлины)   -  1856 год  - Музей Прадо - Мадрид

В Институте Сервантеса в Москве открылась  художественная выставка, посвященная одной из самых загадочных картин великого испанского художника Диего Веласкеса «Менины».

 

Выставка проходит в рамках проекта «Испанские маршруты», по которому художники России и других стран представляют здесь  свои работы на испанские темы.  В прошедшем году, объявленном Годом Испании в России и России в Испании, состоялись две такие выставки.

Продолжая проект,  отдел культуры Института Сервантеса, его руководитель Татьяна Пигарева предложили художникам обратиться к творчеству Веласкеса, создавать свои  интерпретации картины «Менины» - одного  из самых выдающихся творений мировой живописи.

Такое предложение  нашло большой отклик у московских художников, в частности в Центре современной живописи в Москве. Куратором выставки выступил  один из руководителей Центра, художник Дмитрий Плотников, уже давно работающий над испанской темой.

 

Веласкес... Что мы знаем о нем,  кроме того, что это был великий испанский художник?

Веласкесу и его «Менинам» была посвящена лекция, состоявшаяся перед самым открытием выставки, с которой выступила Татьяная Пигарева - руководитель от отдела культуры Института Сервантеса, кандидат филологических наук, автор множества статей и проектов, посвященных искусству и истории, русско-испанским отношениям. Именно ей принадлежала идея проведения выставки работ, вдохновленных Веласкесом. Можно сказать, что ее лекция стала для многих   собравшихся открытием и самого Веласкеса и его «Менин».    

 

 Файл:Las Meninas.jpg

За спиной художника (это сам Веласкес) мы видим (точнее, не видим  из-за плохого качества иллюстрации), две картины Рубенса и Иорданса - "Афина и Арахна" и "Аполлон и Марсий".

 

        Марсий, по греческому мифу, достигнув необычайного мастерства в игре на флейте, вызвал на состязание самого Аполлона. Аполлон, победив Марсия, содрал с него кожу. Арахна славилась как вышивальщица и ткачиха. Она вызвала на состязание Афину. Афина выткала изображения двенадцати олимпийских божеств, а по четырем углам ткани представила наказания, которые претерпели смертные, пытавшиеся соперничать с бога-ми. Арахна выткала рассказ о "преступлениях" и "пороках" богов, в том числе и сюжет о похищении Европы. Овидий восклицает: "сочтешь настоящим быка, настоящим и море!" Афина не захотела признать свое поражение, и превратила Арахну в паука.

 

      Картины на полотне Веласкеса - "картины в картине", цитаты из живописи Рубенса и Иорданса, которые, в свою очередь, являются цитатами из "Метаморфоз" Овидия. Эпическая поэма Овидия написана дактилическим гекзаметром, размером эпоса, начиная с гомеровского. В свою очередь, миф, который дошел до нас благодаря искусству Гомера, искусству аэда,  рапсода,  отличается от  "первоисточника" - мифа как неотъемлемой части ритуала.

 

 

Картина Веласкеса реалистична. Имена всех персонажей, изображенных на ней - от короля до собаки - хорошо известны. Одновременно это и картина, главное в которой - превращение. Метаморфоза. "Главный" персонаж в картине - король, королевская чета - Филипп IV и его супруга Марианна. Именно их портрет пишет Веласкес. Но именно эти важнейшие лица не видны на картине, по крайней мере непосредственно. Их можно увидеть только в зеркале.

 

 

 

 

 

На переднем плане - шут Николазо Пертузато, в центре - как будто позирующая инфанта Маргарита.

 

 

 

Инфанта Маргарита

 

 

Не случайно Веласкес наделил на картине движением только карлика, который поставил свою ногу на лежащую собаку. Карлики принадлежали к числу монстров, уродцев — содержащихся при дворе людей с гидроцефалией, слабоумных и т. п. Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства, уродцы делали их красивыми. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. 

 

 

Взгляды художника, камеристок и придворных обращены к королю, но одновременно - на зрителя, по воле художника занимающего "королевское место". Картина живет, все здесь находится в движении. Художник на миг выглянул из-за мольберта и сейчас опять скроется; кто-то как будто случайно зашел в мастерскую и сейчас выйдет; даже спящая собака сейчас проснется, разбуженная пинком маленького нахала.  

 

 

  

Автопортрет с крестом на комзоле, которым художник был награжден 1659 году.

 

  Крест был нарисован на груди художника уже после написания полотна. Это крест ордена Сант-Яго, но на момент написания картины Веласкес еще не принадлежал к этому ордену. Только тремя годами позже он был принят в орден после проверки чистоты крови (никаких евреев и мавров в роду 

 

Зеркало в картине говорит о том, чего "недостает каждому взгляду: взгляду художника - модели, которую вопроизводит там, на картине, его изображенный двойник; взгляду короля - его портрета, завершающегося на той стороне полотна, которая не видна ему с его места; взгляду зрителя - реального центра сцены, место которого он занял как бы насильственно. Но возможно это великодушие зеркала является мнимым; возможно, оно скрывает столько же и даже больше, чем раскрывает. Место, где находятся король и его супруга, является в равной мере местом художника и местом зрителя: в глубине зеркала могли бы появиться - должны были бы появиться - безымянное лицо прохожего и лицо Веласкеса, так как функция этого отражения состоит в привлечении внутрь картины того, что ей, по существу, чуждо: взгляда, который ее создал, и взгляда, которому она предстает".  

 

 

 

Картина уникальна тем, что  открыта для диалога между зрителем и художником.  Существуют разные прочтения картины.

 

В реалистическом прочтении -   это семья короля Филиппа Четвертого, покровителя Веласкеса. В центре композиции - дочь короля,   пятилетняя инфанта Маргарита. Изображен и сам художник¸ рисующий королевскую семью и их слуг. Многие искусствоведы  считают, что,  работая над «Менинами»,  Веласкес пользовался зеркальным отображением.   

 

     Существуют и другие толкования «Менин», связанные с открытиями в библиотеке Веласкеса.

Найденные в этой библиотеке книги  свидетельствуют,  что художник увлекался астрономией, эмблемами и эти свои увлечения передавал, создавая персонажи «Менин». Это картина о картине. Остается загадкой, что же хотел  сказать художник  своим творением, поэтому и существуют его самые различные толкования, импровизации на темы «Менин».

 

В начале 20 века Пабло Пикассо создал целый цикл таких импровизаций и вот сейчас в Институте Сервантеса в Москве можно увидеть импровизации современных художников. Здесь представлено  30 работ,  выполненных в самых различных жанрах и техниках -  живопись, скульптуры и инсталляции.  Вместе с москвичами  участие в выставки приняли живущие в Москве  два латиноамериканских художника - из Кубы и Колумбии. 

 

 

«Менины» Пикассо

В 1957 году Пабло Пикассо написал 58 вариаций на тему «Менин», которые находятся в музее Пикассо в Барселоне.

 «Менины» петербургских художников

В 2010 году в галереях современного искусства Эрарта более тридцати петербургских художников представили свои вариации на тему «Менин» : «и..Менины». 

 

 

 

 

http://interaffairs.ru/print.php?item=8229 

 

 

http://ec-dejavu.ru/v/Velaskes.html 

 

 

 

 

1. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб., 1994, с. 41-53.

2. Подорога В. Навязчивость взгляда М. Фуко и живопись // Фуко М. Это не трубка. М., 1999. 

 

 

 

 

 

 

 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

luv-vie.livejournal.com

Менины (картина) - это... Что такое Менины (картина)?

Менины (картина)

«Менины (Фрейлины)» (исп. Las Meninas, 1656) — картина Диего Веласкеса. Ещё одно название — «Семья Филиппа IV». Эта одна из самых знаменитых картин в мире находится в музее Прадо в Мадриде.

Сюжет

Портрет Филиппа и его супруги Марианны — отражение в зеркале, висящем на дальней стене ателье

Ателье Веласкеса в королевском дворце в Мадриде.

Художник пишет портрет Филиппа IV и его супруги Марианны, которые видны отраженными в зеркале, висящем на дальней стене его ателье. В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита, которая по всей видимости только что вошла в комнату со своей свитой. Свет, также как и взгляды родителей, направлен на девочку. Веласкес создает впечатление семейного счастья, богатства и блестящего будущего, персонифицированных в лице маленькой принцессы.

Это единственная картина Веласкеса, на которой король и королева изображены вместе, но очень неотчетливо, схематично. Филипп на 30 лет старше своей второй жены и является ее дядей. Инфанта Маргарита на момент написания картины была их единственной дочерью.

Инфанта

Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Она, пятилетняя, берет кувшин не глядя на него, что очень необычно для ее возраста. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Взгляд девочки, как впрочем и почти всех находящихся в ателье прикован к королевской чете, сидящей перед картиной. Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Она наверняка уже знает, что испанский король или испанская королева никогда не смеются в обществе. Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза.

инфанта Маргарита

Придворные дамы по обе стороны от принцессы выбраны из самых известных аристократических семей. То что фрейлина слева низко присела не является любезным жестом, а придворным этикетом. Только присев придворным разрешалось подавать кушанья членам королевской семьи, не говоря о том что такой чести удостаивали только избранных.

Придворные уродцы

Чтобы вынести строгий придворный этикет и дворцовую скуку при дворе заводили шутов и карликов. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Карлики обладали свободой шута, они существовали вне придворной иерархии и содержались как домашние животные. Не случайно Веласкас наделил на картине движением только карлика, который поставил свою ногу на лежащую собаку. Карлики принадлежали к числу монстров, уродцев — содержащихся при дворе людей с гидроцефалией, слабоумных и т. п. Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства, уродцы делали их красивыми. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы.

Автопортрет с крестом на камзоле, которым он был награжден в 1659

Интересные факты

Исторические события

Филипп IV представляет собою пятое поколение Габсбургов на испанском престоле, и всегда они женились или выходили замуж за кого-нибудь из своей династии. Это привело к инцесту внутри семьи. Его единственный сын, Карл II родился инвалидом неспособным произвести на свет жизнеспособное потомство. Он стал последним из Габсбургов на испанском престоле, после его смерти разразилась Война за испанское наследство, приведшая к власти в Испании Бурбонов.

Портрет четы Арнольфини

На художника при создании картины, по всей видимости, оказало влияние другое известное полотно — «Портрет четы Арнольфини» написанное ван Эйком в 1434 году. Оно находилось в Испанской королевской коллекции в Мадриде во времена, когда Веласкес был придворным живописцем. Ван Эйк также изобразил зеркало на дальней стене комнаты в котором отражаются фигуры людей, входящих в нее.

День рождения инфанты

Полотно вдохновило Оскара Уайльда к написанию сказки «День рождения инфанты».

Крест ордена Сант-Яго

Крест был нарисован на груди художника уже после написания полотна. Это крест ордена Сант-Яго, но на момент написания картины Веласкес еще не принадлежал к этому ордену. Только тремя годами позже он был принят в орден после проверки чистоты крови (никаких евреев и мавров в роду).

«Менины» Пикассо

В 1957 году Пабло Пикассо написал 58 вариаций на тему «Менин», которые находятся в музее Пикассо в Барселоне.

Персонажи на картине

Примечания

Литература

Ссылки

biograf.academic.ru

Менины (картина) - это... Что такое Менины (картина)?

Менины (картина)

«Менины (Фрейлины)» (исп. Las Meninas, 1656) — картина Диего Веласкеса. Ещё одно название — «Семья Филиппа IV». Эта одна из самых знаменитых картин в мире находится в музее Прадо в Мадриде.

Сюжет

Портрет Филиппа и его супруги Марианны — отражение в зеркале, висящем на дальней стене ателье

Ателье Веласкеса в королевском дворце в Мадриде.

Художник пишет портрет Филиппа IV и его супруги Марианны, которые видны отраженными в зеркале, висящем на дальней стене его ателье. В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита, которая по всей видимости только что вошла в комнату со своей свитой. Свет, также как и взгляды родителей, направлен на девочку. Веласкес создает впечатление семейного счастья, богатства и блестящего будущего, персонифицированных в лице маленькой принцессы.

Это единственная картина Веласкеса, на которой король и королева изображены вместе, но очень неотчетливо, схематично. Филипп на 30 лет старше своей второй жены и является ее дядей. Инфанта Маргарита на момент написания картины была их единственной дочерью.

Инфанта

Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Она, пятилетняя, берет кувшин не глядя на него, что очень необычно для ее возраста. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Взгляд девочки, как впрочем и почти всех находящихся в ателье прикован к королевской чете, сидящей перед картиной. Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Она наверняка уже знает, что испанский король или испанская королева никогда не смеются в обществе. Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза.

инфанта Маргарита

Придворные дамы по обе стороны от принцессы выбраны из самых известных аристократических семей. То что фрейлина слева низко присела не является любезным жестом, а придворным этикетом. Только присев придворным разрешалось подавать кушанья членам королевской семьи, не говоря о том что такой чести удостаивали только избранных.

Придворные уродцы

Чтобы вынести строгий придворный этикет и дворцовую скуку при дворе заводили шутов и карликов. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Карлики обладали свободой шута, они существовали вне придворной иерархии и содержались как домашние животные. Не случайно Веласкас наделил на картине движением только карлика, который поставил свою ногу на лежащую собаку. Карлики принадлежали к числу монстров, уродцев — содержащихся при дворе людей с гидроцефалией, слабоумных и т. п. Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства, уродцы делали их красивыми. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы.

Автопортрет с крестом на камзоле, которым он был награжден в 1659

Интересные факты

Исторические события

Филипп IV представляет собою пятое поколение Габсбургов на испанском престоле, и всегда они женились или выходили замуж за кого-нибудь из своей династии. Это привело к инцесту внутри семьи. Его единственный сын, Карл II родился инвалидом неспособным произвести на свет жизнеспособное потомство. Он стал последним из Габсбургов на испанском престоле, после его смерти разразилась Война за испанское наследство, приведшая к власти в Испании Бурбонов.

Портрет четы Арнольфини

На художника при создании картины, по всей видимости, оказало влияние другое известное полотно — «Портрет четы Арнольфини» написанное ван Эйком в 1434 году. Оно находилось в Испанской королевской коллекции в Мадриде во времена, когда Веласкес был придворным живописцем. Ван Эйк также изобразил зеркало на дальней стене комнаты в котором отражаются фигуры людей, входящих в нее.

День рождения инфанты

Полотно вдохновило Оскара Уайльда к написанию сказки «День рождения инфанты».

Крест ордена Сант-Яго

Крест был нарисован на груди художника уже после написания полотна. Это крест ордена Сант-Яго, но на момент написания картины Веласкес еще не принадлежал к этому ордену. Только тремя годами позже он был принят в орден после проверки чистоты крови (никаких евреев и мавров в роду).

«Менины» Пикассо

В 1957 году Пабло Пикассо написал 58 вариаций на тему «Менин», которые находятся в музее Пикассо в Барселоне.

Персонажи на картине

Примечания

Литература

Ссылки

veter.academic.ru

Веласкес глазами Пикассо

Веласкес глазами Пикассо

Одна из наиболее трудноразрешимых методических проблем, возникающих на уроках МХК, это создание условий для индивидуальных интерпретаций обсуждаемого феномена культуры и искусства.

Условия жизни, психология, особенности национальной ментальности, система ценностей и отношений, этикет былых эпох настолько отличны от системы наших ориентиров, что часто становятся непреодолимой преградой между произведением и современным зрителем. А порой сами произведения намеренно закрыты самим автором от зрителя на множество потайных замков. Это особенно трудно осознать, когда картина написана в реалистической манере, автор принадлежит к близкой нам европейской культуре, а время написания не так уж отдалено от нас.

Речь идет о Диего Веласкесе, величайшем испанском живописце, которым восхищались, у которого учились почти все русские художники реалистической школы ХIХ века, который был кумиром отца модернизма и дедушки постмодернизма Пабло Пикассо.

Наше мышление традиционно оперирует оппозициями. В данном случае можно выстроить оппозицию Веласкес — Пикассо и воспользоваться драгоценным опытом прочтения и интерпретации произведения одного великого художника другим, столь же великим. Интерпретация эта не словесная, а живописная, не единичная, а многовариантная.

ПАРАДОКСЫ «МЕНИН»

Картины Веласкеса требуют длительного созерцания. Они крайне сложны по содержанию, при незамысловатости сюжета полны скрытого подтекста. Весьма сдержанные как по поведению персонажей, так и по выразительным средствам, они предельно драматичны и по-испански безысходно трагичны. Это даже объяснить очень трудно. Еще труднее добиться от учащихся формулирования собственного отношения и интерпретации, так как в их культурном багаже нет опыта, от которого они могли бы оттолкнуться.

«Менины» поражают парадоксами. Это прежде всего несовпадение названия, сюжета, темы. Название «Фрейлины» слишком незначительно для столь масштабного произведения. И каков сюжет? Милая сценка из жизни инфанты или парадная сцена придворной жизни? Или это сцена в мастерской художника?

Если главной темой картины является «фундаментальная в истории западной живописи тема: мастерская художника и художник и его модель» («Пикассо: отражения — метаморфозы». М., 2004, с. 44), то почему картина на первый взгляд больше похожа на парадный портрет?

А далее вопросы следуют один за другим.

Кто перед кем позирует: королевская чета или инфанта перед художником или все подряд, включая художника и собаку, перед королем с королевой? Почему позирование больше похоже на представление себя миру, обществу в сложной иерархии торжественной церемонии? Почему поведение всех столь театрализовано и столь выверено до мелочей? Кто режиссер этого спектакля, в котором никто, как в постмодернистской пьесе, не встречается взглядами? Почему только три персонажа картины — принцесса, карлица и сам художник завороженно смотрят на королевскую чету, которая, в свою очередь, незримо для всех «контролирует ситуацию» из-за спины собравшихся, из ирреального мира зеркала?

Почему властную вертикаль в картине представляет хрупкая пятилетняя девочка? Да, за ее светловолосой головой в жесткой раме зеркала — ее властительные родители, но они ниже фигуры художника, вознесенного выше их «главою непокорной». Почему девочка и карлица так пугающе похожи позой, золотистыми волосами, наивным выражением лица? При этом взгляд старой карлицы наивнее детского. А может, это просто маска, и суть ее характера схожа с дремучей силой и мертвой хваткой лежащего у ее ног зверя (собаки), который только до поры до времени терпит пинки противно-милого мальчишки?

Фрейлины так услужливы, подобострастны и осторожны. Почему их никто не замечает? Та, что слева, еще способна на прямой живой взгляд, а та, что справа, смотрит аккуратно мимо всех. У каждого свой ад, и одиночество в душе скрывается за милой оболочкой. Случайно ли за их спинами оказались монах и монахиня?

Верхняя половина картины занята оливково-серым мерцающим пустым пространством, в котором гаснет контраст золотистого света, окутывающего фигуры на первом плане, и черных силуэтов на втором. И сияющим пятном смотрится выход из этого помещения на заднем плане. Когда-то так же сияло вместо нимба окно за головой Христа в «Тайной вечере» Леонардо да Винчи. У Веласкеса окно загораживает черная фигура гофмаршала двора.

Так же сложна и противоречива композиционная структура полотна. Фигуры входят в разные и весьма странные композиционные сочетания друг с другом. Четкий светлый треугольник фигуры инфанты является, безусловно, центром композиции. Одновременно она входит в треугольник, вершиной которого является фигура Веласкеса, и в треугольник фигур справа. Взгляды не встречаются, но невидимые нити взаимоотношений держат крепко. Контуры фигурки принцессы повторяются темным силуэтом карлицы.

Почему? Вопросы тревожащие, но если не задавать их себе, то картина может показаться вполне мирной и даже жизнерадостной.

ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА

А что же увидел в «Менинах» Пикассо и как он перевел образную систему ХVII века на язык века ХХ?

Необычный по своему замыслу эксперимент был задуман и реализован Пикассо в 1957 году. В течение пяти месяцев, с августа по декабрь, уединившись на вилле «Калифорния» в Канне, он написал 44 полотна, в которых «Менины» Веласкеса подверглись доскональному изучению — как в целом, так и по отдельным фрагментам.

Отказавшись от реалистической манеры письма, Пикассо перешел на язык «пластических символов» (термин В. Матвея—В. Маркова) — символики геометрических фигур, открытых локальных цветов, трансформирующегося пространства.

К 1957 году, пройдя через ряд экспериментов, Пикассо обретает полную творческую свободу. Его метод, основанный на диалектике «разрушения/воссоздания», позволяет ему создавать модели, обостряющие разные стороны концепции Веласкеса, исследовать ее положения и на основе этого создавать свою интерпретацию «театра жизни».

Каждый персонаж картины исследуется по крайней мере в двух ипостасях. Собака может быть невинным, как все природные существа, зверьком, возникающим из белой неопределенной кляксы на полотне, а может обернуться пугающим волкоподобным монстром из колючих серых треугольников, угрожающе смотрящим во все стороны.

В картине от 18 сентября собака совмещает в себе и то и другое — в черном звере сидит что-то белое, смутное и трогательно-забитое. Последнее изображение может служить прямой иллюстрацией модели человека по Э. Берну, согласно которой внутри взрослого живет ребенок.

Мальчик Николасито (первый персонаж справа) может быть и олицетворением самого детства и непосредственности, и символом агрессии. При этом каждый раз обыгрывается один и тот же красный цвет и одна и та же форма треугольника.

Фрейлина Мария Агустина Сармьенто (подающая стакан) может быть и прекрасной, и страшной, и испуганно-трогательной, и угрожающе-хищной. Лицо карлицы трансформируется из простодушного детского рисунка по типу «точка, точка, запятая...» в столь же детский, но уже регулярный, жесткий и жестокий образ, затем в одутловатую белую гипсовую маску смерти и наконец в инфернальный трупно-зеленый треугольник — знак зла.

Еще более контрастные метаморфозы происходят с гофмаршалом двора: от образа рокового «человека в черном» до символа растерзанного Христа и Мессии в ореоле золотого света. В промежутке он — единственный, кто сопротивляется и усилиями всего своего существа удерживает стремительно свертывающееся пространство «в просвете бытия».

Образ юной Маргариты более устойчив и однозначен. За инфантой Пикассо закрепляет свет белого и желтого. Единожды увидев квадрат жертвенного престола в ее широком, столь неестественном для пятилетней девочки кринолине, а в раскинутых руках — жест распятого Христа, художник последовательно развивает тему крестного пути.

Только Пикассо, истинный испанец, мог уловить в мире Веласкеса этот неизбывный трагический подтекст смерти, характерный для глубинной народной испанской традиции, для которой за рождением, любовью и цветением всегда стояла маска Смерти. К тому же в отличие от Веласкеса Пикассо была известна печальная судьба инфанты, рано умершей в результате непрерывной череды родов, которые должны были обеспечить Габсбургов наследниками. А с позиций ХХ века он отчетливее и трагичнее воспринимал акт принесения детства в жертву государственным и иным «взрослым» интересам.

В первой версии «Менин» от 17 августа инфанта более похожа на заблудившуюся среди монстров Алису (аналогия с мотивом искушения в пустыне). В сентябрьских вариантах картины Маргарита становится средоточием спасения, к которому стремятся еще надеющиеся на это персонажи. И если в первом варианте ее страшит эта судьба (аналогия с Христом и прокаженными или с молением «да минует меня чаша сия»), то во втором она обретает духовную стойкость, хотя часть персонажей из людей уже превратились в монстров («Esse homo»).

В варианте от 18 сентября все уже свершилось, красный бант растекается кровавым крестом на хрупком детском теле, мир разбит вдребезги и тонет в хаосе (распятие).

Парадоксальным образом фигура гофмаршала становится знаком/видением будущего для принцессы: в первом случае — распятия, во втором — духовного борения, в третьем — воскресения. Однозначно отрицательными трактуются вроде бы второстепенные, теневые персонажи — монах и монашка. Они закулисные кукловоды (аналог Синедриона) всей этой трагедии, их знак — огромные руки и зловещие маски.

Королевская чета для Пикассо вне категорий человечности, это символ власти, безликий и бесстрастный (аналог власти Рима и римского прокуратора). Это и всевидящий ромбовидный глаз, и кровавый квадрат в пустоте черного пространства, и бесконечная перспектива фальшивых отражений зеркала (в разных вариантах). Орудием власти становится пространство потолка — розетки для люстр в картине Веласкеса превращаются в пыточные крюки, расползаются паучьей сеткой, а в варианте от 18 сентября полностью опутывают все пространство картины.

ТВОРЕЦ И МИР

Самой сложной проблемой оказалась проблема места художника в этом мире. Уже Веласкес не обольщался ренессансной идеей «художник — демиург», богоравный и богоподобный. Он писал себя встроенным в иерархию реальных взаимоотношений. Каковы же возможные варианты этих взаимоотношений согласно Пикассо? В августовском варианте огромная фигура художника как бы парит над миром картины. Фрагменты будущей картины множатся, растут, завоевывают пространство. Это, безусловно, мир художественной мастерской, в которой и для которой разыгрывается драма человеческих страстей.

Но, увы, и сам этот мир, и его властитель и создатель призрачны. Это черно-бело-серый негатив реальности. Там же, где мир обретает реальность и краски, художник оказывается его пленником — такой же жертвой, как и остальные персонажи.

Мало того, он становится жертвой своего же собственного творения. Отчуждаясь от создателя, произведение искусства делается непостижимым, вещью в себе. В этом виде оно сливается с другими принципиально непостижимыми для обоих художников объектами (самим существованием мира и властью) и полностью вытесняет своего создателя тьмой черного пространства или агрессивно на него наступает тяжелой поступью механистических конструкций.

А теперь можно вновь вернуться к первоисточнику и проверить, давал ли сам Веласкес повод к такой интерпретации и в какой мере? Как ему удалось сказать все с помощью одной картины? Что добавил от себя Пикассо как художник ХХ века в постижение проблем «художник и модель», «художник и власть», «художник и мир»? Каково соотношение виртуальных миров и их творца? Зачем нам виртуальные миры и что они нам дают и что отбирают?

 

 

В. Богунова ã, Москва, 2002 г.

sosni-art.narod.ru

Менины (картина, Веласкес, 1656) - это... Что такое Менины (картина, Веласкес, 1656)?

«Менины (Фрейлины)» (1656) — картина Диего Веласкеса. Ещё одно название — «Семья Филиппа IV». Эта одна из самых знаменитых картин в мире находится в музее Прадо в Мадриде.

Сюжет

Портрет Филиппа и его супруги Марианны — отражение в зеркале, висящем на дальней стене ателье

Ателье Веласкеса в королевском дворце в Мадриде.

Художник пишет портрет Филиппа IV и его супруги Марианны, которые видны отраженными в зеркале, висящем на дальней стене его ателье. В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита, которая по всей видимости только что вошла в комнату со своей свитой. Свет, также как и взгляды родителей, направлен на девочку. Веласкес создает впечатление семейного счастья, богатства и блестящего будущего, персонифицированных в лице маленькой принцессы.

Это единственная картина Веласкеса, на которой король и королева изображены вместе, но очень неотчетливо, схематично. Филипп на 30 лет старше своей второй жены и является ее дядей. Инфанта Маргарита на момент написания картины была их единственной дочерью.

Инфанта

Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Она, пятилетняя, берет кувшин не глядя на него, что очень необычно для ее возраста. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Взгляд девочки, как впрочем и почти всех находящихся в ателье прикован к королевской чете, сидящей перед картиной. Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Она наверняка уже знает, что испанский король или испанская королева никогда не смеются в обществе. Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза.

инфанта Маргарита

Придворные дамы по обе стороны от принцессы выбраны из самых известных аристократических семей. То что фрейлина слева низко присела не является любезным жестом, а придворным этикетом. Только присев придворным разрешалось подавать кушанья членам королевской семьи, не говоря о том что такой чести удостаивали только избранных.

Придворные уродцы

Чтобы вынести строгий придворный этикет и дворцовую скуку при дворе заводили шутов и карликов. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Карлики обладали свободой шута, они существовали вне придворной иерархии и содержались как домашние животные. Не случайно Веласкас наделил на картине движением только карлика, который поставил свою ногу на лежащую собаку. Карлики принадлежали к числу монстров, уродцев — содержащихся при дворе людей с гидроцефалией, слабоумных и т. п. Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства, уродцы делали их красивыми. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы.

Автопортрет с крестом на камзоле, которым он был награжден в 1659

Интересные факты

Исторические события

Филипп IV представляет собою пятое поколение Габсбургов на испанском престоле, и всегда они женились или выходили замуж за кого-нибудь из своей династии. Это привело к инцесту внутри семьи. Его единственный сын, Карл II родился инвалидом неспособным произвести на свет жизнеспособное потомство. Он стал последним из Габсбургов на испанском престоле, после его смерти разразилась война за Испанское наследство приведшая к власти в Испании Бурбонов.

Портрет четы Арнольфини

На художника при создании картины, по всей видимости, оказало влияние другое известное полотно — «Портрет четы Арнольфини» написанное ван Эйком в 1434 году. Оно находилось в Испанской королевской коллекции в Мадриде во времена, когда Веласкес был придворным живописцем. Ван Эйк также изобразил зеркало на дальней стене комнаты в котором отражаются фигуры людей, входящих в нее.

День рождения инфанты

Полотно вдохновило Оскара Уайльда к написанию сказки «День рождения инфанты».

Крест ордена Сант-Яго

Крест был нарисован на груди художника уже после написания полотна. Это крест ордена Сант-Яго, но на момент написания картины Веласкес еще не принадлежал к этому ордену. Только тремя годами позже он был принят в орден после проверки чистоты крови (никаких евреев и мавров в роду).

«Менины» Пикассо

В 1957 году Пабло Пикассо написал 58 вариаций на тему «Менин», которые находятся в музее Пикассо в Барселоне.

Персонажи на картине

Ссылки

Литература

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта