Герника: Ода саморазрушению. Герника картина пикассо


«Герника» картина - Пабло Пикассо (1881-1973) Период: 1931-1942

Творчество Пабло Пикассо в контексте гражданской войны в Испании. «Герника».

Содержание «Герники», как основной антивоенной работы Пикассо раскрывается в контексте завоеванной художниками двадцатого столетия воли: это не свидетельство, а выражение личного ужаса перед тем, что случилось, не исторический факт, а отзыв на него, отзвук внутреннего потрясения.

«Крики детей, крики женщин, крики птиц, крики цветов, крики деревьев и камней, крики кирпичей, мебели, кроватей, стульев, кошек, газет, крики, которые смешиваются с пылью, крики дыма, который опаляет вас со спины, крики, которые варятся в большом котле, и крики птиц, которые падают дождем в морс и переполняют его». Такими словами заканчивается поэтический текст Пикассо, что сопровождает его серию офортов «Сон и неправда генерала Франко» (начало 1937 года). Это было первым откликом художника на войну, которая взорвалась в его родной Испании между республиканцами и фашистами. Даже здесь, в словесных образах, нет и намека на рассказ. В их злом потоке выразились боль и ужас, но не как преходящие состояния, а как мрак жизни. В этом контексте можно говорить о мифологической линии в искусстве Пикассо, о его направленности к вечным истинам, которые превосходят мгновенные сенсации.

И все-таки сначала, когда «Герника» только стала перед глазами зрителей в мае – июне 1937 года, ее рассматривали именно как картину на актуальную тему. В январе Пикассо получил заказ от законного республиканского правления Испании на монументальное полотно для национального павильона на Всемирной выставке, которая приоткрывалась летом в Париже. Пикассо не любил работать по заказу, но приступил к работе, избрав обычную для него тему «Художник и модель». Однако, узнав о бомбардировке Герники, он отказался от первоначального замысла. Показать художника, который создает в тишине мастерской, в данных обстоятельствах было бы равносильно болтовне о погоде, а по сути – преступным замалчиванием злодеяния.

Сделав множество эскизов и этюдов, Пикассо показал собственное видение события, о котором в то время говорили все. Он пришел к своей композиции путем анализа прежде произведенных художественных форм. В «Гернике» прослеживаются заимствованные из гравюры Гансе Бальдунга Грина «Очарованный конюх», со скульптурных композиций на фронтонах древнегреческих храмов, а также из собственных произведений Пикассо, как показывает фигура павшего воина по левую сторону внизу. При этом художник помнил о месте, для которого предназначено его панно, и изобразил такой же плиточный пол, который был в Испанском павильоне.

Герника вошла в общественное сознание двадцатого века потому, что полотно Пикассо служило мощным напоминанием о ней. В 1981 году «Герника» прибыла в Испанию из Нью-Йорка, места ее сорокалетнего пребывания. Страна нашла свой национальный символ согласно воле художника, который заявил, что его полотно должно стать государственной собственностью Испании, как только в ней будут восстановлены гражданские права. Теперь она находится в Мадриде, в Центре искусств королевы Софии, и ее сохранность гарантируется Банком Великобритании.

«Видишь, меня нисколько не интересует пасмурная сторона жизни» Такими словами Пикассо, показывая портреты своей дочери Майи, заявил одному доброму знакомому о своем безразличии к теме страдания. И в самом деле, написанная в злом 1938 года «Девочка с корабликом» – целиком обычный портрет. Сама детская невинность появляется в этом беззаботном образе девочки с большими глазами, котятами и корабликом в руках. Наивная жизнерадостность, возможно едкая и неуместная в условиях того времени, проступает и в стилистике, заимствованной из детского рисунка. Пикассо уделял много внимания семье, т. е. Мари-Терезе и их дочери, и в ней находил поддержку, накапливая силы для больших, значительных работ, которые ожидала от него общественность.

Августовские дни 1939 года стали последними на днях пожилого отдыха на много лет вперед – не только для Пикассо, но и для всей Европы. В картине «Ночной лов рыбы в Антибе» властвует атмосфера счастливой идиллии, так высоко оцененная Пикассо в полотнах Анри Руссо. Сцена рыбалки под месяцем наполнена гармоничными тональностями цвета и света. Лунные лучи притягивают рыб, и рыбаки поражают их гарпунами. Точно схваченный мотив, его расположение духа возвращают к давним классическим ориентирам Пикассо, забытыми им на некоторое время. Но, возможно, первое впечатление по ошибке. Разве не вторгаются в этот ноктюрн, подобный мечтаниям, посторонние призраки, которые пугают тени, навеваемые странной, необыкновенной для Пикассо цветовой гаммой? Оттенки синего, черного, зеленого сосуществуют с унылыми коричневыми и фиолетовыми тонами, которые поглощают силуэт Антиба, что проступает в левой верхней части картины. А на бледных лицах рыбаков словно запомнился страх перед несчастьем, которое надвигается.

Пикассо простился со Средиземноморьем на шесть лет. В оккупированном нацистами Париже он чувствовал себя, как в тюрьме, но продолжал работать. Он подолгу ограждался от внешнего мира, и, может быть, именно этим обстоятельством объясняется его высокая производительность. Но теперь на протяжении нескольких лет публика ничего о нем не знала. Он заперся в «внутреннюю эмиграцию», и искусство для него больше, чем когда-то раньше, стало способом выживания. Во времена Второй мировой войны много художников находили для себя выход в затворничестве. Так, Макс Бекман укрылся в Амстердаме, а Отто Дикс – на Боденском озере, отыскав уютные уголки на территории самого Третьего рейха. В апреле 1942 года Пикассо написал «Натюрморт с бычьим черепом». Непроглядный мрак за окном проникает в комнату, нагнетая зловещую атмосферу и заливая стол, на котором выделяются белые кости с темными провалами глазниц. Возможно, что в условиях нехватки продуктов Пикассо просто не мог написать традиционный натюрморт со столом, заваленным всякой пищей. Но более вероятно, что эта картина – свидетельство безысходности. Она написана в тот день, когда Пикассо получил весть о смерти старика друга, скульптора Хулио Гонсалеса, с которым они когда-то вместе работали в Буажелу. Скорбь художника по другу, который умер, слилась с отчаянием времени, породив пасмурный натюрморт, который, по силе не уступает произведениям мастеров христианского Средневековья.

Однако пока еще не прозвучал завершающий аккорд этой симфонии смерти. С освобождением Парижа в августе 1944 года Пикассо снова предстал перед публикой, которая встретила его даже с большей доброжелательностью, чем когда-то. Длительное время она почитала его как «большого» художника, а теперь прибавилась еще и уважение к его моральной стойкости в годы оккупации. Он никогда не заискивал к нацистской власти, а в год освобождения Парижа как собственные убеждения, так и влияние политизированных друзей привели его в ряды коммунистической партии Франции. Со своего жизненного опыта он сделал вывод – исповедуемый им радикальный индивидуализм не противоречит участию в общественной жизни.

«Бойня» 1945 года завершает линию, начатую «Герникой». Породнение двух картин проступает в их глухой, почти монохромной цветовой гамме, и в композиционном построении, упорядоченной центральному треугольнику. Но теперь события действительности превзошли любые кошмары. Теперь все увидели, каких чудовищ может породить сон ума. Миллионы людей были загнаны в эти отряды, как скот, и Пикассо воплотил этот языковой оборот в груде мертвых тел. Разрушение формы в этих перекрученных, изувеченных фигурах дошло до края… Оказалось, что «Герника», при всей своей беспощадности, лишь бледная тень жестокостей реального мира.

Творчество Пабло Пикассо неподвластно времени. Оно существует вне его границ. Сила, и невероятная, в определенной степени резкая и страшная гуманность творчества, сложный конфликт личности, индивидуальность и глубинный пацифизм – вот те черты, которые присущи творчеству мастера. Для испанцев – он свой, народный мастер. Для французов – французский гений. А для всего мира – интернациональный, несокрушимый посланец мира, который в самые тяжелые минуты, дни отчаяния оставался самим собой. А именно Человеком во всем понимании этого слова.

Яркий и в одно время тяжкий период, период гражданской и мировой войны раскрывает творческой гений Пикассо. Его произведения являются образцом настоящего искусства, искусства не ради искусства, а искусства ради высшего, космогонического идеала, а именно – Мира. Как говорил сам Пикассо : «Я не нахожу, я всегда в поиске».

gallerix.ru

Герника (картина) — WiKi

Причиной создания «Герники» Пикассо стала бомбардировка города Страны Басков — Герники. Одним из важнейших событий революции в Испании (1931—1939 года) стала Гражданская война. Во время Гражданской войны в Испании 26 апреля 1937 года легион «Кондор», добровольческое подразделение люфтваффе, совершил налёт на Гернику. На город за три часа было сброшено несколько тысяч бомб; в результате шеститысячный город был уничтожен, около двух тысяч жителей оказались под завалами. После налета Герника горела ещё трое суток. За этими событиями наблюдал весь мир, в том числе и Пабло Пикассо. Испанский поэт и видный общественный деятель Рафаэль Альберти впоследствии вспоминал: «Пикассо никогда не бывал в Гернике, но весть об уничтожении города сразила его, как удар бычьего рога». Бомбардировка Герники послужила толчком к созданию знаменитого полотна. Картина была написана буквально за месяц — первые дни работы над картиной Пикассо работал по 10—12 часов и уже в первых набросках можно было увидеть главную идею. Создавалось впечатление, что художник уже давно продумал концепцию полотна, и только сейчас воплощал свои идеи в жизнь.

На Всемирной выставке в Париже Пикассо представил свою картину широкой аудитории, но реакция зрителей не совсем соответствовала ожиданиям художника. Известный французский архитектор Ле Корбюзье, присутствовавший на открытии испанского павильона, вспоминал потом: «„Герника“ видела в основном спины посетителей». Однако не только простые посетители выставки не были подготовлены к восприятию картины, в такой своеобразной форме рассказывающей об ужасах войны. Далеко не все специалисты приняли «Гернику»: одни критики отказывали картине в художественности, называя полотно «пропагандистским документом», другие пытались ограничить содержание картины только рамками конкретного события и видели в ней только изображение трагедии баскского народа. Мадридский журнал «Sábado Gráfico» даже писал: «Герника — полотно огромных размеров — ужасна. Возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь».

В 1940 году через некоторое время после вступления германских войск в Париж к Пабло Пикассо пришли из гестапо. На столе художника находились открытки с репродукцией «Герники». «Это вы сделали?» — задали мастеру риторический вопрос о картине. «Нет, — ответил Пикассо, — это сделали вы»[1].

Впоследствии Пабло Пикассо, говоря о судьбе своего детища, заметил: «Чего только не довелось мне услышать о моей „Гернике“ и от друзей, и от врагов». Долорес Ибаррури сразу высоко оценила картину Пикассо:

«Герника» — страшное обвинение фашизму и Фрáнко. Она мобилизовывала и поднимала на борьбу народы, всех мужчин и женщин доброй воли. Если бы Пабло Пикассо за свою жизнь не создал ничего, кроме «Герники», его всё равно можно было бы причислить к лучшим художникам нашей эпохи.[источник не указан 345 дней]

Датский художник-карикатурист Херлуф Бидструп считал «Гернику» самым значительным антивоенным произведением. Он писал:

Люди моего поколения хорошо помнят, как фашисты подвергли садистской бомбардировке город Гернику во время гражданской войны в Испании. Художник показал зверское лицо войны, отражение той страшной действительности в абстрактных формах, и она по-прежнему в нашем антивоенном арсенале.[источник не указан 345 дней]

«Герника» написана маслом в чёрно-белых тонах и имеет размеры 7,8×3,5 м. Полотно было написано за месяц. Картина представляет сцены смерти, насилия, зверства, страдания и беспомощности, без указания их непосредственных причин. Выбор чёрно-белой палитры, с одной стороны, передаёт хронологическую близость к газетной фотографии того времени, с другой — отражает безжизненный характер войны. «Герника» изображает страдающих людей, животных, и здания, трансформированные под воздействием насилия и хаоса.

  • Все сцены разворачиваются в пределах комнаты, в левой открытой части которой над женщиной, оплакивающей мёртвого ребёнка в её руках, стоит бык с широко открытыми глазами.
  • Центральный план занят лошадью, падающей в агонии, как будто бы она только что была пронзена копьем или дротиком. Нос лошади и верхние зубы образованы формой человеческого черепа.
  • Под лошадью — мёртвый, по-видимому, расчлененный солдат, чья отрубленная рука все ещё сжимает обломок меча, из которого растет цветок.
  • Прозрачная лампочка в форме глаза горит над головой страдающей лошади (лампа из камеры пыток).
  • Справа вверху от лошади, античная маска, которая кажется свидетельницей происходящих перед нею сцен, как бы вплывает в комнату через окно. Её рука, также вплывающая в комнату, держит зажжённую лампу.
  • Непосредственно справа, чуть ниже вплывающей женской фигуры, преисполненная благоговейного страха женщина подалась к центру. Её безучастный взгляд направлен на сверкающую лампочку.
  • Кинжалы, олицетворяющие пронзительный крик, заменяют языки быка, скорбящей женщины, и лошади.
  • За быком, на полке — птица в панике, по-видимому, голубь.
  • На правом краю расположена фигура с поднятыми от ужаса руками, попавшая в ловушку из огня сверху и снизу.
  • Тёмная стена с открытой дверью завершает правый конец картины.
  • На руках мёртвого солдата видны стигматы (болезненные кровоточащие раны, открывающиеся на теле некоторых глубоко религиозных людей — тех, кто «пострадал как Иисус»). Пикассо не был религиозен. Хотя его личность сформировалась под воздействием культуры преобладающе католической Испании, эти символы не должны интерпретироваться как христианская идентификация художника. Пикассо использует хорошо опознаваемый образ, чтобы продемонстрировать, что люди вынуждены страдать безо всякой на то причины.
  • Пол напоминает карту, план боевых действий.

Трактовки изображённого на картине

  • Множество разногласий вызвала изображённая в левом верхнем углу картины голова быка — это персонаж, который смотрит на всё происходящее вокруг абсолютно безразлично, его взгляд устремлён в никуда. Он не сочувствует участникам картины, не может понять всего ужаса происходящего. Некоторые искусствоведы считают, что это олицетворение фашизма и всего мирового зла. Именно быку лошадь, находящаяся в центре, адресует свои последние «проклятья», но бык не замечает её, как и не замечает всего, что происходит вокруг. Другие исследователи, например Н. А. Дмитриева, предполагают, что бык — символ глухоты, непонимания, неведения.
  • Некоторые испанцы трактуют быка (символ традиционной испанской корриды) как саму Испанию, которая отвернулась от происходящего в Гернике (отсылка к тому, что Франко разрешил бомбардировку своего города).

ru-wiki.org

Герника, герника пикассо, картина герника

В 1936 году в Париже проходила легендарная Всемирная выставка, где каждая страна стремилась показать свои ярчайшие таланты. Для испанцев, конечно, не было лучшего варианта, чем выставить кандидатуру блистательного Пабло Пикассо, который даже свои картины подписывал словами «Я – Король».

Герника

Однажды республиканское правительство обратилось к художнику с просьбой создать полотно для Испанского павильона. Само собой, Пикассо не мог отказаться от подобной чести, но поскольку художник всегда считал обязательства перед кем-то обременительными, он тянул до последнего момента. Тогда, в 1936 году случилось то, чего с ужасом ожидали все — в Испании разразилась гражданская война между республиканцами и франкистами. Последовала череда трагических событий, которые потрясли мир Пикассо. Особенно болезненными для художника оказались переживания от увиденного им сообщения в газете «Се Суар», выпускаемой его другом и писателем Луи Арагоном, о бомбардировке маленького баскского городка Герника 26 апреля 1937 года. После налёта немецкой и итальянской авиации город был разрушен на 70%, а больше полутора тысяч жителей погибло. Подобная катастрофа стала катализатором творческого безумия Пабло Пикассо, что в свою очередь привело к появлению одного из величайших шедевров ХХ века.

Герника

В первый же день после ужасной новости Пикассо стал неприрывно работать над новым полотном под названием «Герника», которое удалось завершить всего за месяц и представить публике на Всемирной выставке. Это, пожалуй, был единственный раз, когда он позволил посетителям наблюдать за своей работой. Кроме Доры Маар, которая на тот момент был его спутницей, в студию часто захаживали Поль Элюар, Хосе Бергман, Морис Рейналь, которые не упускали возможность прокомментировать результаты работы мастера. Кстати, именно Дора запечатлела в 6-ти снимках этапы работы над картиной, которые раскрыли миру правдивую историю её создания.

Герника

С самого начала смысловым центром полотна стала электрическая лампа, центральную часть которой Пикассо изобразил в форме бычьего глаза — своеобразный источник света и надежды в этом мрачном царстве разрушения. К слову, этот элемент остался чуть ли не единственным сохранённым элементом первоначального замысла. Недалеко от лампы, из которой льётся свет, расположились бык, конь и птица. На первом плане была изображена женщина в матроске и простёртый на земле мужчина. В двух углах картины — мать с умершим ребёнком на руках и женщина, воздевающая руки к небу. Позднее у Пикассо спрашивали, были ли изображения животных символическими, но художник, верный себе, давал крайне неоднозначные ответы. Однажды он сказал, что бык – воплощение жестокости, а конь – народа. В другой же раз художник ответил, что оба животных являются жертвенными.

Герника

Любопытно, что несмотря на первоначальную задумку сделать полотно в технике гризайль, художник всё же делал наброски цветными карандашами и вырезал элементы апликации из цветной бумаги. В итоге Пикассо пришёл к выводу, что с введением цветовых элементов эмоциональное впечатление от картины значительно ослабеет. Именно монохромность создавала такой эффект, будто описанная сцена не просто лишена цвета — она потеряла его, когда опустились сумерки катастрофы. Через символы в полотне читается глубокая скорбь по утраченным жизням и отчаяние. Символизм в полотне намеренно обобщён, чтобы избежать любой идентификации с каким бы то ни было политическим течением. Бык и конь представляли, вероятно, Испанию. Конь – страдание, бык – триумф, но всё же оба были жертвами, символизирующими саморазрушение человечества через войну. Это не было изображение лишь одной трагедии, а и всех последующих – бомбардировки Дрездена, взрыв ядерной бомбы над Хиросимой и Нагасаки и многих-многих других.

Герника

Помимо всего прочего, можно заметить, что в полотне присутствует отпечаток многовековой испанской истории, воплощённой в искусстве предшественников Пабло Пикассо. Так, можно заметить заимствования из средневековой каталонской миниатюры XI века, опубликованной за несколько лет до «Герники» другом Пикассо Кристианом Зервосом. Сам сюжет «Герники» во многом был сходным с картиной Ф. Гойи «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808», где подобно «Гернике» присутствовал лишь один яркий источник света. Разница между полотнами заключается в том, что лиц палачей у Гойи не было видно, у Пикассо же сама картина была сплошным криком, вобравшим в себя всю боль. К тому же, некоторый символизм в «Гернике» всё таки можно выводить, и от полотна Питера Пауля Рубенса «Ужасы войны»(1638) и фрески Рафаэля из Ватикана, изображающей традиционное представление о Деве Марии с мёртвым Христом на руках.

tumblr_o4fo65v2421teaw28o1_1280

В результате под кистью Пикассо ожило поистине знаковое произведение искусства. Все бесконечные открытия кубизма, чистоту линий периода неоклассицизма и деформации обнажённой натуры поздних периодов — были объединены мастером, чтобы создать этот «памятник разочарованности в иллюзиях, отчаяния и разрушения». И хотя художнику было суждено прожить ещё 40 лет, «Герника» так и осталась его последним величайшим шедевром.

Автор статьи: Нонна Довбыш

Комментарии

styleinsider.com.ua

Вечная Герника Пикассо

В 1937 году в столицу Франции пришло известие, что немецкая армия бомбардировала по приказу Франко маленький город в Испании – Гернику. Это сообщение стало решающим в процессе работы Пикассо над презентацией испанского павильона на всемирной выставке. То есть художник внезапно обрел то, чего ему недоставало для художественного воссоздания гнетущей обстановки в своей родной стране. Трагедия, обрушившаяся на Гернику, стала сущностью общей реальности. Так, «атмосфера, создаваемая окружавшими его друзьями, разделявшими его внутренние терзания, его неистощимая энергия, подхлестываемая сообщениями об ужасах войны, дали толчок творческому порыву» (Воланд Пенроуз). Через месяц после первого наброска в мастерской роскошного дома XVII века в самом сердце Парижа было установлено полотно форматом 3,5 х 7,5 м.

Пабло Пискассо, эскиз

Пабло Пикассо, эскиз, 1937

Пабло Пикассо, Герника, 1937

Пабло Пикассо, Герника, 1937

Таким образом, картина была завершена в кратчайшие сроки и своим появлениям всецело развеяла слух о поддержке Пикассо политики Франко. Кроме этого, художник заявил: «Война в Испании – это борьба реакционных сил против народа, против свободы. Вся моя жизнь художника посвящена ежедневной борьбе против реакционеров и против смерти искусства. Как кто-то мог поверить хоть на минуту, что я присоединился к реакционерам и смерти? Когда гражданская война в Испании началась, испанское демократическое правительство предложило мне стать директором музея Прадо. Я немедленно ответил согласием по почте. В «Гернике» я выражаю ясно мой ужас перед милитаристскими группировками, которые повергли Испанию в океан боли и смерти…».

В картине принципиально важным для Пикассо было вовлечь в общую композицию фигуры людей и животных – быка, раненой лошади, женщины, держащей лампу, воина – через которых художник передает общую трагедию и приходит к выводу о том, что любая война – это не просто бессмысленное насилие, а уничтожение и исчезновение всего живого. Потому для передачи «момента разрушения, отчаяния и горя», художник широко использует изломанные линии и строит рассказ через элементы кубизма, что придает дополнительной эмоциональной напряженности.

Вечная Герника Пикассо

Вид экспозиции

Так, выразив свой ужас в самой большой и трагической картине XX века, работа предстала перед глазами тысячи людей в испанском павильоне на Парижской выставке. И, что покажется странным, работа не нашла отклика у зрителя. Великий архитектор Ле Корбюзье написал в своем отзыве, что Герника видела лишь спины посетителей. То есть при виде хаоса человек склонен уклоняться от просмотра, отворачиваться, чтобы не видеть то, на что способен человек. Между тем, интеллигенция из разных стран на выставке высоко оценила работу Пикассо, учуяв и пророчество, и признав в ней выражение своего отношения к фашизму и войне, ставшими на тот момент синонимами.

Более того, в дальнейшем для многих художников «Герника» стала источником вдохновения для собственных художественных интерпретаций. Одна из таких – это картина датского автора Рихарда Мортенсена «Видение» (1944).

Рихард Мортенсен. Видение. Картина для Артюра Рембо (1944)

Рихард Мортенсен. Видение. Картина для Артюра Рембо, 1944

Художник считал её одной из своих самых важных работ, созданных в 1940-е гг. и посвятил её поэту Артюру Рембо, прочитав его «Озарения». Его небольшой фрагмент: «О пепельное лицо, эмблема волос, хрустальные  руки!  // Жерло  орудия,  на которое должен я броситься – сквозь ветер и буйство деревьев».

Так «Видение» Мортенсена стало протестом против Второй мировой войны.

Также «Герника» стала основой для режиссёра Эмира Кустурицы, который в 1978 снял одноименный короткометражный художественный фильм.  Это была его дипломная работа в пражской киношколе FAMU.

Эмир Кустурица, Герника, кинофильм, 1978

Обращается к «Гернике» и американский художник современности Рон Иншлиш, который считает работу Пикассо важнейшим произведением искусства XX века, преломляя её изначальный посыл сквозь злободневность сегодняшнего дня. Так, Рон Инглиш берет за основу иконографию «Герники», возводя её до уровня универсальной ценности и неоспоримого шедевра. Художник  в своих работах «по мотивам Герники» варьирует основные композиционные элементы, обнажая через них фанатизм культа потребления, глобализма и корпоративной культуры – новой формы войны в условиях современного мира, замаскированного под тотальное развлечение. Так каждый образ художника начинает символизировать определенный архетип языком поп-арта.

Рон Инглиш, X-Ray Division, из серии Герника

Рон Инглиш, X-Ray Division, из серии Герника

И, пожалуй, в завершение обзора о влиянии картины Пикассо, я обращусь к работе украинского художника Дмитрия Молдованова, который сосредоточен не столько на ужасах войны, сколько на самой её философии. Например, в своем масштабном полотне 2015 года «Генрика», художник, восстанавливая композиционные и смысловые составляющие одноименной работы, продолжает манифест Пикассо: война – это распад материи. Это период безвременья, когда все живое находится за пределами привычных чувств и отношений. То есть, это даже не насилие, на котором делал акцент Гойя в XVIII веке, а ужас начала третьего тысячелетия, который навис над очередной «Генрикой».

И, если, Пикассо ограничивает свою палитру черным, белым и серым – оттенками траура, то Молдованов, напротив, в характерной для себя манере использует открытые агрессивные цвета, доводя их до критической черты экстатической выразительности. Все в его холсте кричит и пылает. Только лишь человек в окне, держащий в руке свечу, является тем самым свидетелем происходящего. И, возможно, единственной надеждой на спасение.

Дмитрий Молдованов, Герника, 2015

Дмитрий Молдованов, Герника, 2015

Комментарии

styleinsider.com.ua

Культурный код: «Герника» Пабло Пикассо

Guernica-0Любой рассказ о «Гернике» начинается с рассказа о визите немецкого офицера в студию Пабло Пикассо в оккупированном Париже. Я не буду делать исключений.

Гестапо явилось не арестовывать художника, а для ознакомительного визита — «в гости». Увидев на столике открытки с репродукцией «Герники», мягко говоря, не самой приятной для фашистского режима картины, фицер спросил Пикассо: «Это вы сделали?». Художник ответил: «Нет, это вы сделали». Возможно, это всего лишь красивая байка, тем более, что Пикассо после этого не арестовали и не отправили в застенки, но она очень хорошо передаёт смысл «Герники». Это работа, в художественной форме запечатлевшая факт. Даже если кто-то уничтожил бы все документы, все воспоминания об этом авианалёте, всю память, то осталась бы картина, и каждый, увидевший её, спрашивал бы: «Что это? О чём это?», и искал бы ответы, и находил их.

С точки зрения туризма, «Герника» очень богата. И она сама, и вся её история не подарят вам приятных впечатлений, но такого рода «пессимистичный» или «мрачный» туризм тоже имеет право на существование, и до сих пор люди едут увидеть места горя и скорби — по разным причинам. «Герника» началась, разумеется, в одноимённом городе, который и дал название полотну. В 1937 году, во время гражданской войны в Испании, Гернику контролировали республиканцы. Известно, что здесь не было сосредоточения войск, крупных штабов или соединений. Но здесь были фабрики, которые использовались республиканцами для производства боеприпасов. Поэтому налёт был вполне ожидаем. Но, как это часто бывает, цели были откорректированы — основной удар «Легиона Кондор» пришёлся на местную рыночную площадь. Большинство разрушений и жертв произошло по причине пожаров, возникших от бомбардировки, чем от взрывов. Число жертв, по разным оценкам, достигает от нескольких сотен до 2 тысяч человек.

Guernica-1

Особое значение бомбардировке Герники придал репортёр The Times Джордж Стир, который описал авианалёт и дал начало нескольким спорным теориям, связанным с этим событием. Например, Стир утверждал, что в этот день крестьяне собрались в городе на базарный день, хотя, судя по всему, торговля была отменена из-за военных действий. В целом, американец был невероятно придирчив к фактам и искал доказательств для каждой своей фразы. Например, тогда участие Германии в Испанской войне было лишь слухом, но репортёр раздобыл осколки бомб с немецким орлом, а также выяснил модели самолётов. Но самым циничным открытием, совершённым им в тот день, стали целые и невредимые военные заводы, которые, якобы, должны были быть целью налёта. Очевидно, что немцы бомбили именно население городка, причём бежавших из города людей расстреливали из бортовых пулемётов.

Guernica-2

Репортаж Стира стал самой мощной бомбой, разорвавшейся в тот день. Пикассо, узнавший из газеты об авианалёте, был поражён и возмущён. Поэтому он сразу согласился создать картину для испанского павильона на Всемирной выставке.

Он писал «Гернику» около месяца, в первые дни лихорадочно работая по 10-12 часов. Это было самой большой его работой — холст был в длину 7,76 метра и в высоту 3,49 метра. Он отказался от цвета и заполнил пространство чёрно-белыми образами страданий, жестокости, горя и безумия — так он видел происходившее на родине.

Guernica-4

Картину приняли не все, даже сторонники республики. Многие считали, что Пикассо увлёкся политическими идеями и пожертвовал искусством ради пропаганды, пускай и за хорошее дело.

После выставки в Париже картина отправилась в турне по Европе, а когда фашисты победили республиканцев, и в Испании установилась диктатура Франко, «Герника» была вывезена в Нью-Йорк, где её выставили в Музее современного искусства осенью 1939 года, когда Германия уже вторглась в Польшу. Средства, собранные за просмотр картины, шли в фонд помощи испанским беженцам.

Из Нью-Йорка картина часто отправлялась на «гастроли» по США и Европе, завоёвывая славу самого известного современного произведения искусства Испании. Удивительно, но в конце 1960-х годов Франсиско Франко высказал желание приобрести картину и выставить её в Испании, на что, разумеется, получил отказ о Пикассо. Он сказал, что согласится отдать картину Франко только после того, как он согласится восстановить в Испании республику.

Постепенно война в Испании забывалась, и «Герника» стала символом протеста против любых войн. Её значение и сила подтвердились в 2003 году в здании ООН. «Герника» была там представлена в виде гобелена и висела на стене комнаты, через которую дипломаты проходили на заседания Совета безопасности ООН. Там же происходили выступления перед прессой. 5 февраля журналисты заметили, что репродукция была накрыта покрывалом. Оказалось, что госсекретарь Колин Пауэлл, рассказывавший о необходимости войны в Ираке, говорил это на фоне «Герники», которая становилась зловещей иллюстрацией к его словам. Администрация Джорджа Буша-младшего, чувствуя бессилие перед убедительностью антивоенного шедевра, настояла, чтобы работники ООН завесили «Гернику».

Guernica-5

Сейчас полотно находится в Национальном музее «Центр искусств королевы Софии» в Мадриде. Баски, считающие город Герника своим культурным центром, настаивают, чтобы полотно отправилось в Страну Басков, в Музей Гуггенхайма в Бильбао.

Guernica-7

В самой Гернике те события представлены в виде граффити, копирующего работу Пикассо, памятника Джорджу Стиру и «Монумента мира» скульптора Эдуардо Чилиды. Ещё одним знаменитым произведением по событиям 1937 года стала девочка «Герника» французского скульптора Рене Ише. Статуя всегда находилась в собственности скульптора и не выставлялась им по причине производимого ею гнетущего впечатления. Однако, оригинальная гипсовая форма статуи находится в Музее Фабра во французском Монпелье.

morethantravel.livejournal.com

ГЕРНИКА Пабло Пикассо. 100 великих картин

ГЕРНИКА

Пабло Пикассо

На мадридской площади, носящей имя Пабло Пикассо, стоит монумент из розового гранита. Надпись на нем гласит «Жители Мадрида в память о Пабло Руисе Пикассо — испанском гении мирового искусства. Май, 1980»

Можно знать толк в «голубом» и «розовом» периодах творчества Пикассо, можно по-разному относиться к его произведениям. Но все помнят его знаменитую голубку, нарисованную художником в 1947 году и с тех пор облетевшую всю планету как символ мира. И все знают его столь же знаменитую картину «Герника», которую Пикассо нарисовал на десятилетие раньше — в 1937 году.

К этому времени художник покинул шумный Париж, переселился в местечко Трембле под Версалем и жил там очень уединенно. Он писал большие ночные натюрморты с горящей возле окна свечой, книгами, цветами и бабочками, летящими на огонь. В них угадывались жажда покоя и своеобразный гимн тишине ночи. Но события в мире резко изменили уединенную жизнь художника.

В 1937 году вся Европа с напряженным вниманием следила за гражданской войной в Испании. Там, на подступах к Барселоне и Мадриду, в Иберийских горах и на Бискайском побережье, решалась ее судьба. Весной 1937 года мятежники перешли в наступление, а 26 апреля немецкая эскадрилья «Кондор» совершила ночной налет на маленький город Гернику, расположенный близ Бильбао — в Стране басков.

Этот небольшой городок с 5000 жителей был священным для басков — коренного населения Испании, в нем сохранялись редчайшие памятники его старинной культуры. Главная достопримечательность Герники — «герникако арбола», легендарный дуб (или, как его еще называют, правительственное дерево). У его подножия некогда были провозглашены первые вольности — автономия, дарованная баскам мадридским королевским двором. Под кроной дуба короли давали баскскому парламенту — первому на территории Испании — клятву уважать и защищать независимость баскского народа. В течение нескольких столетий только для этого они специально приезжали в Гернику.

Но франкистский режим отнял эту автономию. Военной необходимости в авиационном налете не было никакой, фашисты хотели нанести противнику «психологический удар», и варварская бомбардировка была совершена. Немецкая и итальянская авиации не только действовали с ведома Франко, но и по его личной просьбе. И разрушили Гернику... 

Это событие явилось для Пабло Пикассо толчком к созданию великого произведения. Испанский поэт и видный общественный деятель Рафаэль Альберти впоследствии вспоминал: «Пикассо никогда не бывал в Гернике, но весть об уничтожении города сразила его, как удар бычьего рога».

Темпы создания картины кажутся просто невероятными. Да и размеры этого полотна просто колоссальны: 3,5 метра в высоту и около 8 метров в ширину. И написал его Пикассо менее чем за месяц. Журналист-международник А. В. Медведенко рассказывал, что художник «работал неистово, как сумасшедший... Первые дни Пикассо стоял у мольберта по 12—14 часов. Работа продвигалась столь стремительно, что невольно складывалось впечатление, что он давно продумал картину в мельчайших подробностях и деталях».

На громадном черно-бело-сером холсте мечутся конвульсивно искаженные фигуры, и первое впечатление от картины было хаотичным. Но при всем впечатлении буйного хаоса композиция «Герники» строго и точно организована. 

Общая концепция картины вырисовывалась уже в первых эскизах, и первый вариант ее вчерне был закончен чуть ли не в первые же дни работы на холсте. Сразу же определились и главные образы: растерзанная лошадь, бык, поверженный всадник, мать с мертвым ребенком, женщина со светильником. Катастрофа происходит в тесном пространстве, словно бы в подполье, не имеющем выхода. И Пикассо сумел изобразить почти невозможное: агонию, гнев, отчаяние людей, переживших катастрофу. Но как «живописно» изобразить страдания людей, их неприготовленность к внезапной гибели и несущейся с неба угрозе? Как показать событие в его немыслимой реальности, его ужасный общий смысл? И как при всем этом выразить силу сострадания, гнева и боль самого художника?

И вот какой путь избирает Пикассо, чтобы всесторонне изобразить разыгравшуюся трагедию. Прежде всего сюжет и композиция картины основаны не на разработке реального события, а на ассоциативных связях художественных образов. Все построение и ритм этого громадного полотна отвечают его внутреннему смысловому движению. Все образы картины переданы упрощенно, обобщающими штрихами. Нарисовано лишь то, без чего нельзя обойтись, что прямо входит в содержание картины — все остальное отброшено. В лицах матери и мужчины, обращенных к зрителю, оставлены лишь широко открытый в крике рот, видимые отверстия ноздрей, сдвинувшиеся куда-то выше лба глаза. Никакой индивидуальности, да подробности были бы здесь и излишними, могли бы раздробить и тем самым сузить общую идею. Трагическое ощущение смерти и разрушения Пабло Пикассо создал агонией самой художественной формы, которая разрывает предметы на сотни мелких осколков.

Рядом с матерью, держащей на руках мертвого ребенка с запрокинутой головой, — бык с выражением мрачного равнодушия. Все кругом гибнет, только бык возвышается над поверженными, вперяя перед собой неподвижный, тупой взгляд. Это контраст страдания и равнодушия был в первых набросках к «Гернике» едва ли не главной опорой всего целого картины. Но Пикассо не остановился на этом, и в правой части картины (рядом с мужчиной, выбросившим руки вверх) вскоре появились два человеческих лица — встревоженных, напряженных, но с чертами неискаженными, прекрасными и полными решимости. В подполье стремительно врывается откуда-то сверху, как будто из другого мира, женщина с профилем античной богини. В выброшенной вперед руке она держит горящий светильник, рот ее тоже широко открыт в крике, но уже некому его услышать.

Что же все-таки происходить в «Гернике» Пикассо? Не бомбежка города с самолетов: на картине нет ни бомб, ни самого города. На картине видны языки пожара, но он где-то в отдалении, за пределами полотна. Тогда отчего же гибнут люди и звери? Кто их загнал в ловушку?

Прямой носитель зла в картине не персонифицирован, сами по себе диктатор Франко и Гитлер, «эти всадники на свинье с вошью на знамени», слишком ничтожны, чтобы быть ее единственной причиной. Созданная на основе испанских событий, «Герника» выходила за конкретные исторические и временные рамки, предвосхищала события, которым тогда не было даже названия. Впоследствии олицетворение фашизма стали видеть в образе быка, которому гибнущая лошадь обращает свое предсмертное проклятие. Напрасно взывает к нему и гений света: бык ничему не внемлет и готов все растоптать на своем пути. Другие искусствоведы (например, Н.Д. Дмитриева) предположили, что, может быть, бык — не носитель злой воли, а только неведение, непонимание, глухота и слепота.

...В июне 1937 года «Герника» была выставлена в испанском павильоне на Всемирной выставке в Париже, и толпы народа сразу же устремились сюда. Однако то, что предстало их глазам, смутило многих и вызвало самые различные споры. Реакция многих была совсем не такой, на какую рассчитывал П. Пикассо. Известный французский архитектор Ле Корбюзье, присутствовавший на открытии испанского павильона, вспоминал потом: «Герника» видела в основном спины посетителей». Однако не только простые посетители выставки не были подготовлены к восприятию картины, в такой своеобразной форме рассказывающей об ужасах войны. Далеко не все специалисты приняли «Гернику»: одни критики отказывали картине в художественности, называя полотно «пропагандистским документом», другие пытались ограничить содержанием картины только рамками конкретного события и видели в ней лишь изображение трагедии баскского народа. А мадридский журнал «Сабадо графике» даже писал: «Герника — полотно огромных размеров — ужасна. Возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь».

Впоследствии Пабло Пикассо, говоря о судьбе своего детища, заметил: «Чего только не довелось мне услышать о моей «Гернике» и от друзей, и от врагов». Однако друзей было больше. Долорес Ибаррури, например, сразу высоко оценила картину Пикассо: «Герника» — страшное обвинение фашизму и Франко. Она мобилизовывала и поднимала на борьбу народы, всех мужчин и женщин доброй воли. Если бы Пабло Пикассо за свою жизнь не создал ничего, кроме «Герники», его все равно можно было бы причислить к лучшим художникам нашей эпохи». Датский художник-карикатурист Херлуф Бидструп считал «Гернику» самым значительным антивоенным произведением. Он писал: «Люди моего поколения хорошо помнят, как фашисты подвергли садисткой бомбардировке город Гернику во время гражданской войны в Испании. Художник показал зверское лицо войны, отражение той страшной действительности в абстрактных формах, и она по-прежнему в нашем антивоенном арсенале».

И хотя «Герника» Пикассо молчит, как молчат и застывшие перед ней люди, все равно кажется, что слышны крики, стоны, треск, свист падающих бомб и оглушительный грохот взрывов. Для испанских республиканцев картина была символом боли, гнева и мести. И они шли в бой, неся с собой, как знамя, репродукцию «Герники».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

Пикассо П. «Герника»

Пикассо П. «Герника»

На мадридской площади, носящей имя Пабло Пикассо, стоит монумент из розового гранита. Надпись на нем гласит: «Жители Мадрида в память о Пабло Руисе Пикассо — испанском гении мирового искусства. Май, 1980».

Можно знать толк в «голубом» и «розовом» периодах творчества Пикассо, можно поразному относиться к его произведениям. Но все помнят его знаменитую голубку, нарисованную художником в 1947 году и с тех пор облетевшую всю планету как символ мира. И все знают его столь же знаменитую картину «Герника», которую Пикассо нарисовал на десятилетие раньше — в 1937 году.

К этому времени художник покинул шумный Париж, переселился в местечко Трембле под Версалем и жил там очень уединенно. Он писал большие ночные натюрморты с горящей возле окна свечой, книгами, цветами и бабочками, летящими на огонь. В них угадывались жажда покоя и своеобразный гимн тишине ночи. Но события в мире резко изменили уединенную жизнь художника.

В 1937 году вся Европа с напряженным вниманием следила за гражданской войной в Испании. Там, на подступах к Барселоне и Мадриду, в Иберийских горах и на Бискайском побережье, решалась ее судьба. Весной 1937 года мятежники перешли в наступление, а 26 апреля немецкая эскадрилья «Кондор» совершила ночной налет на маленький город Гернику, расположенный близ Бильбао — в Стране басков.

Этот небольшой городок с 5000 жителей был священным для басков — коренного населения Испании, в нем сохранялись редчайшие памятники его старинной культуры. Главная достопримечательность Герники — «герникако арбола», легендарный дуб (или, как его еще называют, правительственное дерево). У его подножия некогда были провозглашены первые вольности — автономия, дарованная баскам мадридским королевским двором. Под кроной дуба короли давали баскскому парламенту — первому на территории Испании — клятву уважать и защищать независимость баскского народа. В течение нескольких столетий только для этого они специально приезжали в Гернику. Но франкистский режим отнял эту автономию.

Военной необходимости в авиационном налете не было никакой, фашисты хотели нанести противнику «психологический удар», и варварская бомбардировка была совершена. Немецкая и итальянская авиации не только действовали с ведома Франко, но и по его личной просьбе. И разрушили Гернику…

Это событие явилось для Пабло Пикассо толчком к созданию великого произведения. Испанский поэт и видный общественный деятель Рафаэль Альберти впоследствии вспоминал: «Пикассо никогда не бывал в Гернике, но весть об уничтожении города сразила его, как удар бычьего рога».

Темпы создания картины кажутся просто невероятными. Да и размеры этого полотна просто колоссальны: 3,5 метра в высоту и около 8 метров в ширину. И написал его Пикассо менее чем за месяц.

Журналист-международник А. В. Медведенко рассказывал, что художник «работал неистово, как сумасшедший… Первые дни Пикассо стоял у мольберта по 12-14 часов. Работа продвигалась столь стремительно, что невольно складывалось впечатление, что он давно продумал картину в мельчайших подробностях и деталях». На громадном черно-бело-сером холсте мечутся конвульсивно искаженные фигуры, и первое впечатление от картины было хаотичным. Но при всём впечатлении буйного хаоса композиция «Герники» строго и точно организована.

И действительно, общая концепция картины вырисовывалась уже в первых эскизах, и первый вариант ее вчерне был закончен чуть ли не в первые же дни работы на холсте. Сразу же определились и главные образы: растерзанная лошадь, бык, поверженный всадник, мать с мертвым ребенком, женщина со светильником…

Катастрофа происходит в тесном пространстве, словно бы в подполье, не имеющем выхода. И Пикассо сумел изобразить почти невозможное: агонию, гнев, отчаяние людей, переживших катастрофу. Но как «живописно» изобразить страдания людей, их неприготовленность к внезапной гибели и несущейся с неба угрозе? Как показать событие в его немыслимой реальности, его ужасный общий смысл? И как при всем этом выразить силу сострадания, гнева и боль самого художника?

И вот какой путь избирает Пикассо, чтобы всесторонне изобразить разыгравшуюся трагедию. Прежде всего сюжет и композиция картины основаны не на разработке реального события, а на ассоциативных связях художественных образов. Все построение и ритм этого громадного полотна отвечают его внутреннему смысловому движению.

Все образы картины переданы упрощенно, обобщающими штрихами. Нарисовано лишь то, без чего нельзя обойтись, что прямо входит в содержание картины — все остальное отброшено. В лицах матери и мужчины, обращенных к зрителю, оставлены лишь широко открытый в крике рот, видимые отверстия ноздрей, сдвинувшиеся куда-то выше лба глаза. Никакой индивидуальности, да подробности были бы здесь и излишними, могли бы раздробить и тем самым сузить общую идею. Трагическое ощущение смерти и разрушения Пабло Пикассо создал агонией самой художественной формы, которая разрывает предметы на сотни мелких осколков.

Рядом с матерью, держащей на руках мертвого ребенка с запрокинутой головой, — бык с выражением мрачного равнодушия. Все кругом гибнет, только бык возвышается над поверженными, вперяя перед собой неподвижный, тупой взгляд. Это контраст страдания и равнодушия был в первых набросках к «Гернике» едва ли не главной опорой всего целого картины. Но Пикассо не остановился на этом, и в правой части картины (рядом с мужчиной, выбросившим руки вверх) вскоре появились два человеческих лица — встревоженных, напряженных, но с чертами неискаженными, прекрасными и полными решимости.

В подполье стремительно врывается откуда-то сверху, как будто из другого мира, женщина с профилем античной богини. В выброшенной вперед руке она держит горящий светильник, рот ее тоже широко открыт в крике, но уже некому его услышать.

Что же все-таки происходить в «Гернике» Пикассо? Не бомбежка города с самолетов: на картине нет ни бомб, ни самого города. На картине видны языки пожара, но он где-то в отдалении, за пределами полотна. Тогда отчего же гибнут люди и звери? Кто их загнал в ловушку?

Прямой носитель зла в картине не персонифицирован, сами по себе диктатор Франко и Гитлер, «эти всадники на свинье с вошью на знамени», слишком ничтожны, чтобы быть ее единственной причиной. Созданная на основе испанских событий, «Герника» выходила за конкретные исторические и временные рамки, предвосхищала события, которым тогда не было даже названия. Впоследствии олицетворение фашизма стали видеть в образе быка, которому гибнущая лошадь обращает свое предсмертное проклятие. Напрасно взывает к нему и гений света: бык ничему не внемлет и готов все растоптать на своем пути. Другие искусствоведы (например, Н.Д. Дмитриева) предположили, что, может быть, бык — не носитель злой воли, а только неведение, непонимание, глухота и слепота.

…В июне 1937 года «Герника» была выставлена в испанском павильоне на Всемирной выставке в Париже, и толпы народа сразу же устремились сюда. Однако то, что предстало их глазам, смутило многих и вызвало самые различные споры. Реакция многих была совсем не такой, на какую рассчитывал Пикассо. Известный французский архитектор Ле Корбюзье, присутствовавший на открытии испанского павильона, вспоминал потом: «Герника» видела в основном спины посетителей». Однако не только простые посетители выставки не были подготовлены к восприятию картины, в такой своеобразной форме рассказывающей об ужасах войны. Далеко не все специалисты приняли «Гернику»: одни критики отказывали картине в художественности, называя полотно «пропагандистским документом», другие пытались ограничить содержанием картины только рамками конкретного события и видели в ней лишь изображение трагедии баскского народа. А мадридский журнал «Сабадо графико» даже писал: «Герника — полотно огромных размеров — ужасна. Возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь».

Впоследствии Пабло Пикассо, говоря о судьбе своего детища, заметил: «Чего только не довелось мне услышать о моей «Гернике» и от друзей, и от врагов». Однако друзей было больше. Долорес Ибаррури, например, сразу высоко оценила картину Пикассо: «Герника» — страшное обвинение фашизму и Франко. Она мобилизовывала и поднимала на борьбу народы, всех мужчин и женщин доброй воли. Если бы Пабло Пикассо за свою жизнь не создал ничего, кроме «Герники», его все равно можно было бы причислить к лучшим художникам нашей эпохи. Датский художник-карикатурист Херлуф Бидструп считал «Гернику» самым значительным антивоенным произведением. Он писал: «Люди моего поколения хорошо помнят, как фашисты подвергли садисткой бомбардировке город Гернику во время гражданской войны в Испании. Художник показал зверское лицо войны, отражение той страшной действительности в абстрактных формах, и она по-прежнему в нашем антивоенном арсенале».

И хотя «Герника» Пикассо молчит, как молчат и застывшие перед ней люди, все равно кажется, что слышны крики, стоны, треск, свист падающих бомб и оглушительный грохот взрывов. Для испанских республиканцев картина была символом боли, гнева и мести. И они шли в бой, неся с собой, как знамя, репродукцию «Герники».

Картина в 1939 году была передана на хранение в Музей современного искусства в Нью-Йорке с тем условием, что она будет возвращена, когда в Испании установится демократический строй. В 1967 году Франко восстановил некоторые политические свободы в стране, и год спустя его правительство попыталось вернуть «Гернику», но Пикассо отказал.

После 40 лет изгнания и восьми лет, прошедших после смерти художника, после появления в стране демократической конституции, знаменитая картина Пабло Пикассо «Герника» вернулась в Испанию. Она была передана в музей Прадо в Мадриде. Однако баски, недовольные таким решением, требуют передать картину в музей Гуггенхайма в Бильбао.Думаю, все согласятся что болезнь всегда приходит неожиданно. Представьте, что Вас или родного Вам человека поразил инсульт. Имею большое сомнение в том, что Вы готовы к этому и знаете что делать. Чтобы быть готовым к появлению инсульта в Вашей жизни прочтите страничку блога о жизни после инсульта на которой написано том, что нужно делать сразу после инсульта

Случайные записи

k-a-r-t-i-n-a.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта