Микеланджело Буонарроти: картины и фрески. Известные картины микеланджело


картины, скульптуры, фрески Сикстинской капеллы. Биография гения Возрождения.

Микеланджело (1475-1564)

 Микеланджело

Микеланджело — один из самых удивительных мастеров Высокого и Позднего Возрождения. По масштабу своей дея­тельности он был подлинным универсалом — гениальным скульптором, великим живописцем, архитектором, поэтом, мыслителем — воплотив в себе идеал ренессансного творца- гуманиста.

Однако по мировоззрению Микеланджело ухо­дит далеко за пределы ясного и построенного по законам совершенного мира антропоцентризма. Мир гармонии был создан старшими современниками художника — Леонардо и Рафаэлем. Мир Микеланджело противоречив и разнообра­зен. В нем соединены трагическое осознание несовершенства бытия и вера в гармонию мироздания, одиночество челове­ка и радость его победы в борьбе со стихиями. Этим, возмож­но, он и близок современному зрителю — многосторонним восприятием жизни.

Путь Микеланджело был труден и полон поистине титани­ческих усилий. Уже в ранней юности ему пришлось преодо­леть желание отца учить сына в латинской школе. По словам современника, «он предпочитал изучению грамматики по­сещение церквей, где копировал картины». Вопреки отцовской воле Микеланджело поступает в мастерскую известного живописца Доменико Гирландайо. Так начинается его профес­сиональное обучение. Через год он поступает в художествен­ную школу, основателем которой был Лоренцо Медичи, про­званный Великолепным. Здесь талант Микеланджело разви­вается во многих направлениях. Во-первых, юноша обучается многим навыкам ремесла скульптора у Бертольдо ди Джо- ванни, ученика великого Донателло. Во-вторых, он знакомит­ся с великолепной коллекцией античных памятников, собран­ной Лоренцо. Страстный коллекционер, большой любитель искусства, Лоренцо не мог не оценить способностей молодого скульптора. Микеланджело становится своим человеком при дворе, попадает в круг просвещенных поэтов и гуманистов. Его знакомство с идеями платоновской академии, которая была создана под покровительством Лоренцо известными учеными Марсилио Фичино и Пико делла Мирандолой, ока­зало огромное влияние на формирование мировоззрения моло­дого скульптора. Он увлекся поисками совершенной формы — главной, по мнению неоплатоников, задачей искусства.

Об этом свидетельствуют уже первые работы Микеландже­ло — рельефы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров» (оба — 1492, Каза Буонарроти, Флоренция). Здесь перед нами идеальные образы зрелого Возрождения, построенные как на изучении античности, так и на традициях Донателло и его последователей.

После смерти Лоренцо и изгнания рода Медичи из Флорен­ции Микеланджело отправляется в Венецию, где живет до 1494 года, а потом в Болонью, где знакомится с произведе­ниями Якопо делла Кверча. С 1496 по 1501 год он снова в Риме и продолжает углубленно и страстно изучать антич­ность, что было не просто данью моде того времени, а потреб­ностью для мастера. В этот период он создает великолепную «Пьету» («Оплакивание Христа», 1497—1498, собор св. Петра, Рим) — произведение абсолютно сложившегося зрелого автора. Изваянная в мраморе, эта скульптурная груп­па поражает и смелым обращением с традиционной ико­нографией, и человечностью созданных образов, и высоким мастерством.

Возвращение во Флоренцию связано для Микеланджело с работой над «Давидом», одним из самых знаменитых про­изведений итальянского Возрождения. Эта статуя уже совре­менниками воспринималась как символ Флорентийской республики. Вазари писал, что Микеланджело «создал Дави­да в знак того, что он защитил свой народ и справедливо им правил, — так и правители города должны мужественно его защищать и справедливо им управлять». Не случайно от­крытие статуи в 1504 году стало торжественным событием для всего города.

В «Давиде» Микеланджело справился с очень трудной задачей — созданием из уже испорченного в XV веке мрамор­ного блока, притом сложной формы, статуи. И справился блестяще. Здесь проявилось его великолепное умение извле­кать из камня максимум выразительности. Позже он сформу­лировал это в одном из своих сонетов: произведение уже заложено в самом камне, надо лишь суметь извлечь его от­туда.

В этот же флорентийский период Микеланджело занят исполнением заказа на фреску в Палаццо Веккьо. Он должен был изобразить один из эпизодов героического прошлого Флоренции — битву при Кашине. От этого труда сохранился лишь подготовительный картон. Годом раньше великий Лео­нардо начал работу над фреской «Битва при Ангиари» для того же зала. Оба художника восприняли это сотрудничество как своего рода соперничество, столкновение представителей двух поколений итальянского искусства. Когда оба картона были выставлены на обозрение, отдать предпочтение кому- либо не оказалось возможным: оба обладали своими собст­венными достоинствами. Но, по словам Вазари, эти картоны на многие годы стали школой мастерства для всех живопис­цев.

В 1505 году начинаются сложные и противоречивые отно­шения Микеланджело с папой Юлием II. Папа, задумавший создать себе грандиозную гробницу, поручает ее исполнение Микеланджело. Когда уже начавший работу скульптор узнает об отказе папы оплачивать счета, уязвленный в своем до­стоинстве, он самовольно покидает Рим и возвращается во Флоренцию. После долгих переговоров скульптору наконец было даровано прощенио, и в 1508 году по заказу того же Юлия II мастер начинает роспись потолка Сикстинской капеллы.

Труд этот был истинным подвигом. За четыре года Ми­келанджело один расписал более 600 кв. метров поверхности, создав великолепный цикл композиций на темы Ветхого завета. Здесь поражает все — и образная, идейная сторона, и пластическая выразительность формы. Обнаженное челове­ческое тело приобретает для Микеланджело особое значение. Представленное в самых разнообразных позах, движениях, положениях, оно смогло выразить все многообразие идей и чувств, обуревавших художника. В росписи Сикстинского потолка мы сталкиваемся с особого рода живописью. Так писать мог только человек, необычайно одаренный пласти­чески, скульптор. Это подтверждают и слова Микеланджело: «Я говорю, что живопись, как мне кажется, считается лучше тогда, когда она больше склоняется к рельефу и что рельеф считается лучше, когда он больше склоняется к живописи. И потому мне всегда казалось, что скульптура — светоч жи­вописи и что между ними та же разница, что между солнцем и луной».

Особенно впечатляющи по драматизму и силе человеческого духа образы сивилл и пророков. Они давно стали классикой мирового искусства, но до сих пор продолжают удивлять пафосом героизма и тем ощущением беспредельности челове­ческой воли, которые в них заложены.

Создание фамильного склепа для семьи Медичи заняло у Микеланджело четырнадцать лет (1520—1534). Ему при­надлежит не только сооружение гробниц, но и строительство самой капеллы.

Строгое и ясное оформление интерьера построено на контрасте белой стены и темно-серых архитектурных члене­ний. Мастер создает идеальное пространство для скульпту­ры, но он не выделяет ее, а вписывает в общую структуру интерьера. Гробницы Лоренцо и Джулиано Медичи, хотя и свободно развернуты в пространстве, врастают в архитекту­ру, являя собой пример подлинного синтеза. При всей ка­жущейся простоте, капелла Медичи — это сложнейший худо­жественный организм, состоящий из тончайших связей и контрастов, объединенных строгой художественной логи­кой.

Современники высоко оценили это произведение. Как из­вестно, фигуры герцогов фланкированы фигурами «Утра» и «Вечера», «Дня» и «Ночи». Именно эти статуи вызывали особое восхищение. Когда был открыт доступ в капеллу, поэта­ми было сочинено около ста сонетов. Наиболее известны стро­ки Джованни Строцци:

Вот эта ночь, что так спокойно спит, Перед тобою — Ангела созданье, Она из камня, но в ней есть дыханье, Лишь разбуди — она заговорит.

В 1534 году Микеланджело окончательно поселяется в Риме. Известно, что мастер время от времени возвращался к работе над гробницей папы Юлия II. Еще в первой половине 1510-х годов он создает статуи двух пленников и пророка Моисея. Эти произведения еще полны ренессансной гармонии и силы. Но в 30-е годы мастера уже охватывают иные на­строения и мысли. Созданные им в это время четыре статуи рабов (1532—1534, галерея Академии художеств, Флорен­ция) остаются неоконченными. Трудно сказать, был ли это осознанный художественный прием или мастер действитель­но не смог завершить начатый труд. Идея пробивающегося из каменной массы человеческого тела приобретает особый смысл. Так сам художник, связанный путами жизненных обстоятельств, договоров, событий, наконец, исторических пе­рипетий времени, пробивался к подлинному искусству, слу­жащему великим идеалам.

К 1545 году гробница Юлия II была завершена. Но какой дорогой ценой далось Микеланджело это его самое неудачное создание! Если отдельные статуи прекрасны, то в общей композиции сооружения много традиционности мышления и нет полета мысли и вдохновения, характерных для других работ мастера.

Центральным произведением Микеланджело 30-х годов ста­ла фреска «Страшный суд» в Сикстинской капелле (1536— 1541). Эта грандиозная по замыслу композиция расположена на алтарной стене капеллы. И снова Микеланджело постигло разочарование. Ему не удалось создать цельной сцены. Фигу­ры и группы выглядят оторванными друг от друга, между ними нет единства. Но художник сумел выразить другое — великую драму всего человечества, разочарование и отчаяние отдельного человека. Недаром он изобразил себя в виде содранной со св. Варфоломея кожи.

Современники не оценили замысла мастера. В «Страшном суде» они увидели лишь непозволительное обилие обнажен­ных фигур. А уже через год после смерти Микеланджело жи­вописец Даниеле да Вольтерра стыдливо «прикрыл» наготу фигур легкими тканями.

В последние десятилетия Микеланджело все более внима­ния уделяет архитектуре. Еще в 1520-е годы он создал ше­девр — вестибюль библиотеки Лауренциана в Риме. Это был великолепный образец скульптурного мышления в архитек­туре. Теперь он проявил себя как выдающийся градострои­тель в оформлении Капитолийского холма и как умный зод­чий в строительстве собора св. Петра (ему принадлежат западный фасад и барабан с куполом).

Мировоззрение Микеланджело становится все более тра­гическим. Намного переживший своих единомышленников по искусству, он остался одиноким. Микеланджело понимал, что идеи его молодости и зрелости утратили смысл и подлин­ность. Ведь он сказал своим ученикам, копировавшим «Страш­ный суд»: «Сколь многих из вас мое искусство сделает ду­раками!»

Великий художник пережил свое время. В искусстве уже наступала новая эпоха, которая не смогла бы вместить в себе такие грандиозные явления, как творчество Микеланджело и некоторых его современников.

Е.АКИМОВА

Michelangelo_27

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Микеланджело Буонарроти – краткая биография

Микеланджело Буонарроти (1475–1564), знаменитый итальянский скульптор, живописец и архитектор, один из величайших художников итальянского Возрождения. Он происходил из древнего рода графов Каносса, родился в 1475 г в Кьюзи, близ Флоренции. Первое знакомство с живописью Микеланджело приобрел у Гирландайо. Разносторонности художественного развития и широте образования способствовало пребывание его у Лоренцо Медичи, в знаменитых садах святого Марка, среди выдающихся ученых и художников того времени. Вырубленная Микеланджело во время его пребывания здесь маска фавна и рельеф, изображающий борьбу Геракла с кентаврами, обратили на него внимание. Скоро после того он исполнил «Распятие» для монастыря Санто Спирито. При исполнении этой работы приор монастыря предоставил в распоряжение Микеланджело труп, на котором художник впервые познакомился с анатомией. Впоследствии он занимался ею с увлечением.

Микеланджело

Портрет Микеланджело Буонарроти. Художник М. Венусти, ок. 1535

 

В 1496 г. Микеланджело изваял из мрамора спящего амура. Придав ему, по совету друзей, вид древности, он выдал его за античное произведение. Хитрость удалась, и открытый после обман имел следствием приглашение Микеланджело в Рим, где он исполнил по заказу мраморного Вакха и Мадонну с мертвым Христом (Pietà), сделавшую Микеланджело из уважаемого скульптора первым ваятелем Италии.

 

 

В 1499 г. Микеланджело снова появляется в родной Флоренции и создает для неё колоссальную статую Давида, а также картины в зале Совета.

Микеланджело. Давид

Статуя Давида. Микеланджело Буонарроти, 1504

 

Затем Микеланджело был вызван в Рим папой Юлием II и по его заказу создал грандиозный проект памятника папе со множеством статуй и рельефов. По различным обстоятельствам из этого множества Микеланджело исполнил только одну знаменитую статую Моисея.

Микеланджело. Моисей

Микеланджело Буонарроти. Статуя Моисея

Источник изображения - сайт http://www.wga.hu

 

Вынужденный приняться за роспись потолка Сикстинской капеллы по проискам соперников, думавших погубить художника, зная его непривычку к живописной технике, Микеланджело в 22 месяца, работая один, создал громадное произведение, вызвавшее всеобщее удивление. Здесь он изобразил сотворение мира и человека, грехопадение с его последствиями: изгнанием из рая и всемирным потопом, чудесное спасение избранного народа и приближение времени спасения в лице сивилл, пророков и предков Спасителя. Всемирный потоп – самая удачная композиция по силе выражения, драматизму, смелости мысли, мастерству рисунка, по разнообразно множества фигур в труднейших и неожиданных позах.

Микеланджело. Потоп

Микеланджело Буонарроти. Потоп (фрагмент). Фреска Сикстинской капеллы

Источник изображения - сайт Web Gallery of Art

 

Силой фантазии, величием и мастерством рисунка также поражает исполненная Микеланджело Буонарроти между 1532 и 1545 г. на стене Сикстинской капеллы громадная картина «Страшного суда», которая однако несколько уступает первой в благородстве стиля.

Микеланджело. Страшный суд

Микеланджело Буонарроти. Страшный суд. Фреска Сикстинской капеллы

Источник изображения - сайт http://www.wga.hu

 

Около того же времени Микеланджело создал для памятника Медичи статую Джулиано – знаменитую «Pensiero» – «задумчивость».

Под конец жизни Микеланджело оставляет скульптуру и живопись и отдается главным образом архитектуре, приняв на себя «для славы Божией» безвозмездное заведование постройкой храма святого Петра в Риме. Не он ее не довел до конца. Грандиозный купол был окончен по проекту Микеланджело уже после его смерти (1564) прервавшей бурную жизнь художника, принимавшего также горячее участие и в борьбе родного города за свою свободу.

Купол храма Святого Петра в Риме. Микеланджело

Купол храма Святого Петра в Риме. Архитектор - Микеланджело Буонарроти

Источник изображения

 

Прах Микеланджело Буонарроти покоится под роскошным памятником в церкви Санта Кроче во Флоренции. Многочисленные его скульптурные произведения и картины рассеяны по церквам и галереям Европы.

Стиль Микеланджело Буонарроти отличается величием и благородством. Его стремление к необычайному, его глубокое знание анатомии, благодаря которому он достиг поразительной правильности рисунка, влекло его к колоссальным созданиям. В возвышенности, энергичности, смелости движения и величавости форм Микеланджело Буонарроти не имеет соперников. Особенное мастерство он показывает в изображении нагого тела. Хотя Микеланджело при своём пристрастии к пластике придавал колориту второстепенное значение, тем не менее колорит у него силен и гармоничен, Фресковую живопись Микеланджело ставил выше масляной и последнюю называл женской работой. Архитектура была слабой его стороной, но и в ней, будучи самоучкой, он показал свою гениальность.

Скрытный и необщительный, Микеланджело мог обходиться без преданных друзей и до 80 лет не знал женской любви. Искусство он называл своею возлюбленной, картины – своими детьми. Только на закате жизни Микеланджело встретил знаменитую красавицу-поэтессу Витторию Колонну и горячо полюбил ее. Это чистое чувство вызвало появление стихотворений Микеланджело, которые были потом изданы в 1623 г. во Флоренции. Жил Микеланджело с патриархальной простотой, много делал добра, был, вообще, ласков и мягок. Только наглость и невежество он карал неумолимо. С Рафаэлем был в хороших отношениях, хотя и не был равнодушен к его славе.

Жизнь Микеланджело Буонарроти описана его учениками Вазари и Кандови.

 

rushist.com

Творчество Микеланджело Буонарроти

Кульминацией Высокого Возрождения и в то же время отражением глубоких противоречий культуры эпохи явилось творчество третьего из титанов итальянского искусства — Микеланджело Буонарроти (1475—1564). Даже по сравнению с Леонардо и Рафаэлем, поражающими своей разносторонней одаренностью, Микеланджело отличается тем, что в каждой из областей художественного творчества он оставил произведения грандиозные по масштабам и силе, воплощающие наиболее прогрессивные идеи эпохи. Микеланджело был гениальным скульптором, живописцем, архитектором, рисовальщиком, военным инженером, поэтом, и в то же время он был борцом за высокие гуманистические идеалы, гражданином, с оружием в руках отстаивавшим свободу и независимость своей родины.

Великий художник и борец неразделимы в представлении о Микеланджело. Вся его жизнь — непрестанная героическая борьба за утверждение права человека на свободу, на творчество. На всем протяжении долгого творческого пути в центре внимания художника находился человек, действенный, активный, готовый к подвигу, охваченный великой страстью. В его произведениях позднего периода отражено трагическое крушение ренессансных идеалов.

Микеланджело родился в Капрезе (в окрестностях Флоренции), в семье градоправителя. Тринадцатилетним мальчиком он поступил в мастерскую Гирландайо, а через год — в художественную школу при дворе Лоренцо Медичи Великолепного. Здесь, в так называемых садах Медичи при монастыре Сан-Марко, он продолжил обучение под руководством Бертольдо ди Джованни, убежденного почитателя античности. Познакомившись с богатой утонченной культурой двора Медичи, с замечательными произведениями античного и современного искусства, с прославленными поэтами и гуманистами, Микеланджело не замкнулся в изысканной придворной обстановке. Уже ранние самостоятельные произведения утверждают его тяготение к большим монументальным образам, полным героики и силы. Рельеф «Битва кентавров» (начало 1490-х годов, Флоренция, Каза Буонарроти) раскрывает драматизм и бурную динамику схватки, бесстрашие и энергию бойцов, могучую пластику взаимосвязанных сильных фигур, пронизанных единым стремительным ритмом.

Окончательное формирование общественного сознания Микеланджело приходится на время изгнания из Флоренции Медичи и установления там республиканского строя. Поездки в Болонью и Рим способствуют завершению художественного образования. Античность открывает перед ним гигантские возможности, таящиеся в скульптуре. В Риме была создана мраморная группа «Пьета» (1498—1501, Рим, собор святого Петра) — первое большое оригинальное произведение мастера, пронизанное верой в торжество гуманистических идеалов Возрождения. Драматическую тему оплакивания Христа Богоматерью скульптор решает в глубоко психологическом плане, выражая безмерное горе наклоном головы, точно найденным жестом левой руки мадонны. Нравственная чистота образа Марии, благородная сдержанность ее чувств раскрывают силу характера и переданы в классически ясных формах, с поразительным совершенством. Обе фигуры скомпонованы в нерасторжимую группу, в которой ни одна деталь не нарушает замкнутого силуэта, его пластической выразительности.

Глубокая убежденность, волнение устремленного на подвиг человека захватывают в статуе Давида (Флоренция, Академия изящных искусств), исполненной в 1501—1504 годах по возвращении скульптора во Флоренцию. В образе легендарного героя нашла воплощение идея гражданского подвига, мужественной доблести и непримиримости. Микеланджело отказался от повествовательности своих предшественников. В отличие от Донателло и Верроккьо, изображавших Давида после победы над врагом, Микеланджело представил его перед боем. Он сосредоточил внимание на волевой собранности и напряженности всех сил героя, переданных пластическими средствами. В этой колоссальной статуе ясно выражена особенность пластического языка Микеланджело: при внешне спокойной позе героя вся его фигура с могучим торсом и великолепно моделированными руками и ногами, его прекрасное вдохновенное лицо выражают предельную собранность физических и духовных сил. Все мускулы кажутся пронизанными движением. Искусство Микеланджело вернуло наготе тот этический смысл, каким она обладала в античной пластике. Образ Давида приобретает и более широкое значение, как выражение творческих сил свободного человека. Уже в те времена флорентийцы поняли гражданственный пафос статуи и ее значение, установив ее в центре города перед зданием палаццо Веккьо как призыв к защите отечества и к справедливому правлению.

Найдя убедительную форму решения статуи (с опорой на одну ногу), мастерски ее моделировав, Микеланджело заставил забыть о тех трудностях, которые пришлось преодолеть ему в работе с материалом. Статуя была высечена из глыбы мрамора, которую, как все считали, испортил один неудачливый скульптор. Микеланджело сумел вписать фигуру в готовый блок мрамора так, чтобы она укладывалась в нем предельно компактно.

Одновременно со статуей Давида был исполнен картон для росписи зала Совета палаццо Веккьо «Битва при Кашине» (известен по гравюрам и живописной копии). Вступив в соревнование с Леонардо, молодой Микеланджело получил более высокую общественную оценку своей работы; теме разоблачения войны и ее зверств он противопоставил прославление возвышенных чувств доблести и патриотизма солдат Флоренции, устремившихся на поле боя по призывному сигналу трубы, готовых к подвигу.

Получив заказ от папы Юлия II на сооружение его надгробия, Микеланджело, не закончив «Битву при Кашине», в 1505 году переезжает в Рим. Он создает проект величественного мавзолея, украшенного многочисленными статуями и рельефами. Для подготовки материала — мраморных блоков — скульптор выехал в Каррару. За время его отсутствия папа охладел к идее сооружения гробницы. Оскорбленный Микеланджело покинул Рим и только после настойчивых призывов папы вернулся назад. На этот раз он получил новый грандиозный заказ — роспись потолка Сикстинской капеллы, который принял с большой неохотой, так как считал себя прежде всего скульптором, а не живописцем. Эта роспись стала одним из величайших творений итальянского искусства.

В труднейших условиях, на протяжении четырех лет (1508—1512) работал Микеланджело, выполнив всю роспись громадного плафона (600 кв. м) собственноручно. В соответствии с архитектоникой капеллы он расчленил перекрывающий ее свод на ряд полей, разместив в широком центральном поле девять композиций на сюжеты из Библии о сотворении мира и жизни первых людей на земле: «Отделение света от тьмы», «Сотворение Адама», «Грехопадение», «Опьянение Ноя» и др. По сторонам от них, на склонах свода, изображены фигуры пророков и сивилл (прорицательниц), по углам полей — сидящие обнаженные юноши; в парусах свода, распалубках и люнетах над окнами— эпизоды из Библии и так называемые предки Христа. Грандиозный ансамбль, включающий более трехсот фигур, представляется вдохновенным гимном красоте, мощи, разуму человека, прославлением его творческого гения и героических деяний. Даже в образе бога — величественного могучего старца, подчеркнут прежде всего созидательный порыв, выраженный в движениях его рук, словно действительно способных творить миры и давать жизнь человеку. Титаническая сила, интеллект, прозорливая мудрость и возвышенная красота характеризуют образы пророков: глубоко задумавшегося скорбного Иеремию, поэтически одухотворенного Исайю, могучую Кумскую сивиллу, прекрасную юную Дельфийскую сивиллу. Создаваемым Микеланджело характерам присуща огромная сила обобщения; для каждого персонажа он находит особую позу, поворот, движение, жест.

Если в отдельных образах пророков нашли воплощение трагические раздумья, то в образах обнаженных - юношей, так называемых рабов, передано ощущение радости бытия, неуемной силы и энергии. Их фигуры, представленные в сложных ракурсах, в движениях, получают богатейшую пластическую разработку. Все они, не разрушая плоскости сводов, обогащают их, выявляют тектонику, усиливая общее впечатление гармонии. Сочетание грандиозных масштабов, суровой мощи действия, красоты и собранности цвета рождает чувство свободы и уверенности в торжестве человека.

Микеланджело Буонарроти. Картины, фрески →

История зарубежного искусства →

smallbay.ru

Портрет Микеланджело Буонарроти

Искусство Италии 16-го века Портрет Микеланджело Буонарроти написан художником Марчелло Венусти. Размер картины 36 x 27 см, холст, масло. Микеланджело Буонарроти — итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт, мыслитель. Один из величайших мастеров эпохи Ренессанса. Микеланджело родился 6 марта 1475 году в тосканском городке Капрезе около Ареццо, в семье Лодовико Буонарроти, советника городской управы. После рождения Микеланджело семья переехала во Флоренцию к новому месту службы отца. В детстве Микеланджело воспитывался во Флоренции, затем некоторое время проживал в городке Сеттиньяно. Научившись чтению, письму и счету, Микеланджело в 1488 году вопреки воле своего отца поступил в ученики в мастерскую Доменико Гирландайо. Здесь юный Микеланджело познакомился с основными материалами и техниками и создал карандашные копии произведений великих флорентийских художников Джотто и Мазаччо; уже в этих копиях появилась характерная для Микеланджело скульптурная трактовка форм.

Вскоре Микеланджело начал работать над скульптурами для коллекции Медичи и привлек внимание Лоренцо Великолепного. В 1490 он поселился в палаццо Медичи и оставался там до смерти Лоренцо в 1492 году. Лоренцо Медичи окружил себя наиболее выдающимися людьми своего времени. Здесь были поэты, филологи, философы, комментаторы, такие, как Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола; сам Лоренцо был прекрасным поэтом. Восприятие Микеланджело реальности как воплощенного в материи духа несомненно восходит к неоплатоникам. Для него скульптура была искусством «вычленения» или освобождения фигуры, заключенной в каменном блоке. Не исключено, что некоторые из его самых поразительных по силе воздействия произведений, которые кажутся «неоконченными», могли быть намеренно оставлены такими, потому что именно на этой стадии «освобождения» форма наиболее адекватно воплощала замысел художника.

Гений Микеланджело наложил отпечаток не только на искусство Ренессанса, но и на всю дальнейшую мировую культуру. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами — Флоренцией и Римом. По характеру своего дарования Микеланджело был прежде всего скульптор. Это ощущается и в живописных работах мастера, необычайно богатых пластичностью движений, сложных поз, отчётливой и мощной лепкой объёмов. Во Флоренции Микеланджело в течение пяти лет (1501-1504) создавал бессмертный образец Высокого Возрождения — статую «Давид», ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме в 1499 — скульптурную композицию «Пьета», одно из первых воплощений фигуры мертвого человека в пластике. Однако наиболее грандиозные свои замыслы художник смог реализовать именно в живописи, где он выступил подлинным новатором цвета и формы. По заказу папы Юлия II Микеланджело с 1508 по 1512 выполнил роспись потолка Сикстинской капеллы, представляющую библейскую историю от сотворения мира до потопа и включающую более 300 фигур. В 1534—1541 годах в той же Сикстинской капелле для папы Павла III Микеланджело исполнил грандиозную, полную драматизма фреску «Страшный суд». Поражают своей красотой и величием архитектурные работы Микеланджело — ансамбль площади Капитолия и Собор святого Петра в Риме.

История искусства периода Высокого Возрождения. Далее →

smallbay.ru

Микеланджело Буонарроти: картины и фрески

Микеланджело Буонарроти: картины и фрески

Взгляните на одни из самых известных творений Микеланджело Буонарроти – картины и фрески, а затем попробуйте сказать, что больше всего ненавидел Микеланджело? Оказывается, меньше всего на свете он любил… рисовать. Микеланджело был, конечно, разносторонним человеком, и сам он отлично это понимал; однако он всегда называл себя архитектором, скульптором, поэтом и мыслителем, но никак не художником.

По словам Микеланджело, создавать живописные произведения нет никакой нужды, это пустая трата времени. Пейзажам и натюрмортам он отводил роль женских утех. Многие из созданных им живописных произведений сам Микеланджело, очевидно, считал недостаточно совершенными, чем и объясняют его эксцентричный поступок незадолго до смерти: великий гений сжёг большую часть своих рисунков и набросков, не желая, чтобы эта сторона его творчества доставалась потомкам. Между тем его живописные и графические работы продолжают находить в самых разных местах; одна из последних была обнаружена недавно в одном нью-йоркском музее.

Однако по разным причинам Микеланджело пришлось иметь дело с написанием картин и фресок, и эти работы он, как всегда, выполнил гениально. При этом о живописи Микеланджело говорил, что она должна подчиняться скульптуре как искусству более совершенному. К своей живописи художник подходил точно так же, как и к своей скульптуре, из-за чего его фрески и картины приобрели такое своеобразие.

  • В первую очередь это касается пластичности и объёмности изображаемых фигур. Картины Микеланджело как будто списаны со скульптур. Микеланджело любил сложные позы, большое нагромождение персонажей, насыщенные сюжетные коллизии. Персонажи будто бы вылеплены из мрамора. В ряде случаев он использует эффект «канджианте», при котором кожа персонажей имеет прямо-таки визуальное сходство с мрамором. Это хорошо видно на его тондо (картине на круглой деревянной доске) «Мадонна Дони». Сложные извивы человеческой плоти на его картинах напоминают статую «Лаокоон и его сыновья», найденную в начале XVI века и изучить которую папа римский поручил Микеланджело.
  • Особое внимание Микеланджело уделяет изображению обнажённых или полуобнажённых тел, которые, по идее, должны интересовать скульптора. Если же на героях картин надеты какие-то одежды, то они не скрывают форму человеческой фигуры, а лишь подчёркивают её; складки на одеждах персонажей тоже выполнены «скульптурно». Фигуры в живописных произведениях Микеланджело весьма объёмны и тяжелы. Впоследствии этим приёмом воспользуется Рафаэль, отобразив сверхъестественность сцены в «Сикстинской Мадонне»: тяжёлая, плотная фигура богоматери с не менее тяжёлым младенцем на руках необычайно легко шествует по облаку. Некоторые исследователи повышенное внимание к обнажённым мужским телам на картинах и фресках объясняли гомосексуальными фантазиями Микеланджело. Эта сторона личной жизни мастера известна, но не следует сводить к ней всё его творчество: обнажённое тело его интересовало в первую очередь с профессиональной, скульптурной точки зрения.
  • Монументальность большинства его живописных работ. Рисунки, картоны, наброски Микеланджело мало известны, к тому же он, как уже было сказано, многие из них уничтожил. Потолок Сикстинской капеллы красочно и «достоверно» иллюстрирует всю мифологическую историю человечества, начиная от «сотворения мира» и кончая опьянением Ноя, спасшегося после потопа. Таким образом, живопись у Микеланджело имела тесную связь не только со скульптурой, но и с архитектурой. И при этом великий мастер, несмотря на своё пренебрежительное отношение к живописи, не опускал её в своих работах до уровня «декора», а выполнял их со всей гениальностью и широтой души.
  • При всей монументальности своих «каменных полотен» – фресок Микеланджело, как и в случае со своими гигантскими скульптурами, работал почти в полном одиночестве, в целом не пользуясь услугами помощников и подмастерьев. Здесь также сказалась превосходная зрительная память, позволявшая ему при контакте с небольшой частью будущего изображения ментально представлять его в готовом виде.

Первая «Пьета» Микеланджело

Микеланджело Буонарроти: картины и фрески

Под названием «Пьета» обычно понимается известное творение Микеланджело, созданное в 1499 году. В это время ему было всего 24 года. Но это произведение молодого скульптора считается переломным моментом, сменившим эстетику «кватроченто» (раннее Возрождение) на эстетику Высокого Возрождения. Религиозный сюжет переосмыслен Микеланджело в гуманистическом духе: так, Дева Мария представлена совсем молодой матерью, оплакивающей смерть родного сына (несмотря на то, что сыну, согласно «священному писанию», было 33 года).

В дальнейшем Микеланджело создаст ещё несколько скульптур на эту тему, но только эта первая «Пьета» стала всемирно известной.

С этой скульптурой связана и легенда, изложенная в сочинении Вазари. Дело в том, что это единственная работа, которую мастер подписал. Как пишет Вазари, это произошло во время первого выставления скульптуры на публике. Микеланджело услышал разговоры в толпе, которые приписывали авторство «Пьеты» другому мастеру (понятное дело: никто не мог предположить, что столь совершенное и вместе с тем новаторское произведение выполнил 24-летний юноша). Тогда мастер начертал на скульптуре: «Эту работу выполнил молодой мастер Микеланджело Буонарроти». А впоследствии Микеланджело очень сожалел об этом своём поступке, поэтому больше не решался подписывать свои работы.

Разочарование в идеалах

Микеланджело фактически являлся одним из создателей эстетики Высокого Возрождения, а значит – вождём гуманистического движения. Однако под конец жизни мастер ощутил кризис этого идейного направления. Одно из свидетельств разочарования в ренессансных идеалах – фреска «Страшный суд». На ней вечно юный, прекрасный, безбородый Христос одним карающим движением обрекает миллионы людей на мучения и смерть. Восхождение праведников в рай на фреске тоже присутствует, однако основное внимание художника сосредоточено именно на приговоре грешникам.

Но есть мнение, что разочарование Микеланджело имело вполне конкретную причину: Флоренция ввязалась в войну, которая угрожала потерей независимости и величия республики. Подобные настроения передают и произведения других мастеров этого времени.

Тем не менее, до конца жизни Микеланджело продолжал творить. Правда, последние тридцать лет он отошёл от живописи и скульптуры и всё основное время посвящал архитектуре и поэзии.

Видео: Микеланджело Буонарроти: жизнь и творчество

www.muzzeum.net


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта