Творчество Микеланджело Буонаротти (3/4). Микеланджело буонарроти картины с названиями


Микеланджело: жизнь и творчество художника

Микела́нджело ди Лодо́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни (1475 — 1564) — великий итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Один из величайших мастеров эпохи Возрождения.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография Микеланджело

Творчество Микеланджело

Интересные факты из жизни художника

Картины Микеланджело

Библиография

БИОГРАФИЯ МИКЕЛАНДЖЕЛО

Один из известнейших скульпторов, художников, поэтов, живописцев и архитекторов всех времён – Микеланджело Буонаротти родился 06.03.1475 в городе Капрез, где учился в начальных классах, а по окончании, в 1488 году, стал заниматься скульптурой, будучи учеником Бертольдо в мастерской величайшего живописца истории — Доменико Гирландайо.

   Внимание Лоренцо Медичи привлёк талант мальчика, поэтому он принял его в свой дом и финансово помогал Микеланджело развиваться. Когда Лоренцо умер, Буонаротти поехал в Болонью, где возвёл мраморного ангела с канделябром, а также статую для церкви святого Петрония. В 1494 году он снова возвращается во Флоренцию. Начался новый период его творчества, в котором он смело утрировал формы природы, чтобы выразить свои идеи и лучше передать характеры.

   В 1503 году Микеланджело был приглашён в Рим Юлием II, чтобы соорудить надгробный памятник, который Юлий хотел изготовить себе ещё при жизни. Скульптор согласился и приехал. Спустя два года Буонаротти посчитал, что внимания папы к нему недостаточно и, обидевшись, вернулся во Флоренцию.

   В Риме художник находился уже в 1508 году, куда был снова вызван Юлием II, чтобы продолжить начатую работу, а также выполнить новый заказ – украшение потолка Сикстинской капеллы во дворце Ватикана фресковой живописью. Юлий II скончался спустя пару месяцев после завершения росписи Сикстинского потолка.

sikt_kapella_full_1_b

   Падение Флоренции, грозившее Микеланджело опасностью умереть, произвело в его душе серьёзное потрясение, а также ухудшило здоровье. И будучи итак необщительным и суровым, он стал ещё нелюдимее и мрачнее, погрузившись целиком и полностью в свой идейный мир, что никак не могло не сказаться на характере его творчества.

   В 1532 году он получил приглашение от «нового» папы в Рим, дабы завершить украшение Сикстинской капеллы, изобразив «Страшный суд» на алтарной стене, а «Падение Люцифера» на противоположной. Только первая была исполнена Буонаротти в 1534-1541 без помощников.

   Последними произведениями кисти Микеланджело были фрески в капелле дворца Ватикана. Буонаротти немного позже расстался со скульптурой, своей любимой отраслью, в которой работал, будучи в преклонном возрасте.

   Художник занимался архитектурой, доживая свои последние годы. Он был назначен в 1546 году главным зодчим собора Петра, потому как Микеланджело был не только талантлив, но и опытен в деле строительства.

   Микеланджело Буонаротти скончался в Риме 18 февраля 1564 года.

ТВОРЧЕСТВО МИКЕЛАНДЖЕЛО

Творчество Микеланджело принадлежит к эпохе Высокого Возрождения. Уже в юношеских произведениях, таких, как рельефы «Мадонна у лестницы», «Битва кентавров» (оба около 1490—1492 гг.), вырисовываются главные черты искусства Микеланджело: монументальность, пластическая мощь и драматизм образов, благоговение перед красотой человека. Спасаясь от гражданских беспорядков, возникших в результате правления Савонаролы, Микеланджело переезжает из Флоренции в Венецию, затем в Рим.

Мадонна у лестницы Битва кентавров Вакх

В течение пяти лет жизни в Риме он создал первые из своих знаменитых работ, включая скульптуры «Вакх» (1496— 1497 гг.) и «Пьета» (1498—1501 гг.) в соборе Святого Петра. В 1500 г. по приглашению граждан Флоренции Микеланджело с триумфом вернулся в этот город.

Michelangelo_Pieta

Вскоре в его распоряжении оказалась мраморная глыба четырёхметровой высоты, от которой отказались уже два скульптора. Три последующих года он самозабвенно работал, почти не выходя из своей мастерской. В 1504 г. монументальная статуя обнажённого Давида предстала на суд публики.

В 1505 г. властолюбивый Папа Юлий II повелел Микеланджело вернуться в Рим, заказав усыпальницу для самого себя. Ваятель целый год трудился над гигантской бронзовой статуей, которая должна была венчать монумент, чтобы чуть ли не сразу после окончания работы стать свидетелем того, как его создание было переплавлено на пушки.

После смерти в 1513 г. Юлия II его наследники настояли на выполнении ещё одного проекта надгробной скульптуры. На это, включая вызванные капризами заказчиков многочисленные переделки, ушло 40 лет жизни Микеланджело. В итоге он был вынужден отказаться от реализации своего замысла, предусматривавшего возведение надгробия как части внутренней архитектуры собора Святого Петра.

Колоссальный мраморный Моисей и статуи, известные под названием «Рабы», навеки остались впечатляющими частями незавершённого целого.

9

По свидетельствам современников, Микеланджело был замкнутым и погружённым в себя человеком, подверженным внезапным вспышкам буйства. В частной жизни он был почти аскетом, поздно ложился и рано вставал. Говорили, что часто он спал, даже не снимая обуви. 

В 1547 г. он получил пост главного архитектора при реконструкции собора Святого Петра и спроектировал огромный купол, который по сей день остаётся одним из величайших шедевров архитектуры.

0_a6cde_d9494a61_orig

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ МИКЕЛАНДЖЕЛО

Микеланджело родился в семье беднейшего флорентийского дворянина Лодовико Буонаротти. Из-за нехватки средств еще грудного ребенка отдали на содержание другой супружеской паре Тополино. Именно они научили будущего гения разминать глину и работать резцом раньше, чем читать и писать. Сам Микеланджело говорил своему другу Джорджо Вазари:

«Если есть что хорошее в моем даровании, то это от того, что я родился в разреженном воздухе аретинской вашей земли, да и резцы, и молот, которыми я делаю свои статуи, я извлек из статуи моей кормилицы».

Известную статую Давида Микеланджело создал из куска белого мрамора, который остался от другого скульптора. Ценный камень перешел в другие руки только потому, что прежний владелец не смог выполнить работу из этого куска, после чего бросил его.

микеланджело давид фото_1

Когда Микеланджело закончил свою первую «Пьету» и её выставили в Соборе Святого Петра, до автора дошли слухи, что людская молва приписывает эту работу другому скульптору — Кристофоро Солари. Тогда Микеланджело высек на поясе Девы Марии: «Это сделал флорентиец Микеланджело Буонаротти». Позже он сожалел об этой вспышке гордости и больше никогда не подписывал свои скульптуры.

Великий мастер часто жаловался на убытки, и его считали бедным человеком. Всю жизнь мастер экономил буквально на всем. В его доме практически не было мебели и драгоценностей. Однако после смерти скульптора выяснилось, что Микеланджело собрал целое состояние. Исследователи подсчитали, что в современном эквиваленте его состояние равнялось десяткам миллионам долларов.

В Сикстинской капелле Микеланджело разрисовал около тысячи квадратных метров потолка и дальних стен капеллы. На роспись потолка у художника ушло четыре года. За это время здоровье мастера сильно ухудшилось – при работе огромное количество краски попадало в его легкие и глаза. Микеланджело работал без помощников, сутками расписывал потолок, забывая о сне, и спал на лесах, не снимая сапоги неделями. Но это, несомненно, стоило таких усилий. Гете писал:

«Не повидав Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек».

Зимой 1494 года во Флоренции прошёл сильный снегопад. Правитель Флорентийской республики Пьеро де Медичи, вошедший в историю под именем Пьеро Невезучий, вызвал Микеланджело и заказал ему вылепить снежную статую. Работа была выполнена, и современники отмечали её красоту, но никаких сведений о том, как выглядел снеговик или кого он изображал, не сохранилось.

Микеланджело изобразил на своей скульптуре Моисея с рогами. Многие историки искусства объясняют это неправильным толкованием Библии. В Книге Исхода говорится, что когда Моисей спустился с горы Синай со скрижалями, израильтянам было трудно смотреть в его лицо. В этом месте в Библии употреблено слово, которое с иврита можно перевести и как «лучи», и как «рога». Однако по контексту однозначно можно сказать, что речь идёт именно о лучах света — что лицо Моисея сияло, а не было рогато.

0_ba638_de957f81_XXL.jpeg

 

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Сомов А. И. Микеланджело Буонарроти // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Карел Шульц, «Камень и боль» (текст романа в библиотеке Александра Белоусенко)
  • Дажинa В. Д. Микеланджело. Рисунок в его творчестве. — М.: Искусство, 1987. — 215 с.
  • П. Д. Баренбойм, Тайны Капеллы Медичи, Спб., Изд-во СПбГУП, 2006, ISBN 5-7621-0291-2
  • Баренбойм Петр, Шиян Сергей, Микеланджело. Загадки Капеллы Медичи, Слово, М., 2006. ISBN 5-85050-825-2
  • Микеланджело. Поэзия. Письма. Суждения современников / сост. В.Н.Гращенков. — М., 1983. — 176 с.
  • Микеланджело. Жизнь. Творчество / Сост. В. Н. Гращенков; вступительная статья В. Н. Лазарева. — М.: Искусство, 1964.
  • Ротенберг Е. И. Микеланджело. — М.: Искусство, 1964. — 180 с.
  • Микеланджело и его время / Под ред. Е. И. Ротенберга, Н. М. Чегодаевой. — М.: Искусство, 1978. — 272 с. — 25 000 экз.
  • Ирвинг Стоун, «Муки и радости», big-library.info/?act=read&book=26322
  • Wallace, William E. Michelangelo: Skulptur, Malerei, Archtektur. — Köln: DuMont, 1999. (Monte von DuMont)
  • Tolnay K. Michelangelo. — Princeton, 1943—1960.
  • Gilles Néret Michelangelo. — Köln: Taschen, 1999. — 96 с. — (Basic Art).
  • Ромен Роллан, «Жизнь Микеланджело»
  • Peter Barenboim, «Michelangelo Drawings — Key to the Medici Chapel Interpretation», Moscow, Letny Sad, 2006, ISBN 5-98856-016-4
  • Edith Balas, «Michelangelo’s Medici Chapel: a new Interpretation», Philadelphia, 1995
  • James Beck, Antonio Paolucci, Bruno Santi, «Michelangelo. The Medici Chapel», London, New York, 2000
  • Władysław Kozicki, Michał Anioł, 1908. Wydawnictwo Gutenberg — Print, Warszawa

 

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, http://vm.ru, http://muzey-factov.ru, http://citaty.su, http://muzei-mira.com.

Если вы нашли неточности, или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы, и наши читатели, будем вам очень благодарны.

Микеланджело: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Микеланджело: жизнь и творчество художника

3.6 (72%) 5 голос(ов)

allpainters.ru

Творчество Микеланджело Буонаротти (3/4)

Живопись

Первым живописным заказом Микеланджело было тондо "Святое семейство", написанное по поводу женитьбы Анджело Дони и Магдалены Строцци в конце 1503 или в начале 1504 г. Второе название картины - "Мадонна Дони". Это единственная известная нам станковая работа Микеланджело. Художник, выполняя живописные работы, мыслит как скульптор. Эту картину он создает в полном соответствии со своими более ранними рельефами. Важнее колорита и красок для него является сильная пластика фигур. В тондо нашло отражение стремление мастера к передаче сложных поз и к пластической трактовке форм человеческого тела. Мадонна склонилась вправо, чтобы взять Младенца, сидящего на коленях Иосифа. Единство фигур подчеркивается жестким моделированием драпировок с гладкими поверхностями. Размещенные в глубине фона фигуры пяти юных обнаженных атлетов вносят в композицию характерную для Микеланджело героическую ноту. Пейзаж с обнаженными фигурами язычников за стеной беден деталями. Таким образом Микеланджело утверждал, что только человеческая фигура достойна подражания. Выразительные и холодные тона ярко подчеркивают скульптурную выпуклость каждой фигуры.   В 1504 году Микеланджело получил заказ от гонфалоньера Флоренции Пьеро Содерини на роспись Зала Большого Совета в Палаццо Веккьо. Это должна быть "Битва при Кашине". Микеланджело прервал работу над картоном этой фрески в марте 1505, когда по вызову Юлия II отправился в Рим, а закончил центральную часть картона летом следующего года, когда сбежал от Папы во Флоренцию. Битва при Кашине (около Пизы) - это небольшая победа флорентийского войска над пизанским в 1364 году. Для Микеланджело в этой битве было интересным то, как она началась. Спасаясь от жары в конце июля, флорентийские солдаты начали купаться в Арно, когда в лагере сообщили о нападении врага. Таким образом, Буонарроти мог изобразить большое количество обнаженных тел в движении и трудных ракурсах: стоя, на коленях, полулежа, в прыжке. В этом ему не было равных. Микеланджело превратил Флорентийское войско на грандиозный пластический орнамент, поражающий разнообразием фигур. Саму роспись художник, к сожалению, так и не начал.  

Весной 1508 г. Папа Юлий II поручает Микеланджело расписать свод Сикстинской капеллы. Над этим заказом художник работал до октября 1512 г. Капелла - прямоугольное помещение 40,9 м в длину и 13,4 м в ширину с главным входом с востока и алтарем у западной стены. Пологий свод со стрелкой подъема 4 м достигает высоты 20,7 м. В свод врезаны распалубки полуциркульных люнетов над окнами: по шесть окон по бокам и по два на торцах. Паруса сведены к пилястрам, стоящим на осях между оконными простенками, на боковых сторонах свода - по пять парусов, на торцевых - по одному. Плафон Микеланджело отделил от парусов карнизом. На каждом парусе он изобразил огромный трон, боковые стороны которого выступают в виде пилястр, доходящих до карниза. Пилястры украшены парами путти, поддерживающих карниз. Поперек капеллы мастер перебросил арки, так что в средней части свода получилось чередование узких и широких полей. Все эти фиктивные архитектурные формы имитируют белый мрамор. На тронах сидят двенадцать фигур пророков и Сивил, опирающихся на консоли. Под консолями путти-Атланты держат картуши с их именами. В треугольных ячейках, образовавшиеся между ребрами розпалубок и тронами, размещенные фигуры, имитирующие золоченую бронзу. В сегментах средней части свода Микеланджело написал пять малых (1,7 х 2,8 м) и четыре крупные (2.8 х 5,7 м) "истории" на сюжеты Книги Бытия, начиная от "Отделения света от тьмы" и заканчивая "Опьянением Ноя". На выступах пилястр установлены кубы, на которых сидят юноши, имитирующие античные статуи („ignudi”). С помощью лент и дубовых гирлянд они держат над сивилами и пророками круглые щиты, сделанные под бронзу и золото, с барельефами, изображающими события из истории евреев. В люнетах и распалубках - галерея предков Христа. В пандативах над угловыми люнетами слева и справа над входной стеной написаны "Давид и Голиаф" и "Юдифь и Олоферн"; напротив них над алтарной стеной - "Распятие Аммана" и "Медный змей".   Цикл "историй" из Книги Бытия состоит из трех равновеликих частей. Первая от входа - история Ноя: "Опьянение Ноя", "Потоп", "Жертвоприношение Ноя". Вторая - история прародителей: "Грехопадение", "Создание Евы", "Сотворение Адама". Третья - создание мира: "Создание воды", "Создание солнца, луны и планет", "Отделение света от тьмы". Таким образом, чем дальше от современности происходило событие, тем ближе оно к алтарю, тем святее оно. В этих росписях Микеланджело использовал разные манеры в начальной, средней и завершающей стадиях. Эпизоды из истории Ноя - это сложные комбинации сравнительно небольших и ярко раскрашенных фигур, которым тесно в отведенных им рамках. С переходом к истории прародителей фигуры растут, тяжелеют, размещаются более свободно, цвет успокаивается, получает прохладные серебристые оттенки, тени становятся темнее. Эта тенденция нарастает по мере приближения к алтарной стене. Ной изображен в рост человека, а у "Отделения света от тьмы" полная высота фигуры Бога составила бы около 3-х м. От пестроты первых "историй" Микеланджело приходит в "Отделении света от тьмы" к чистой гризайли. Это было обусловлено различиями сюжетов, их значением в смысловом целом и эффектами их восприятия. Такой многолюдный и почти бытовой сюжет, как "Опьянение Ноя", очень хорошо видно с первого шага в капеллу. А такие грандиозные композиции, как "Сотворение Адама" и "Отделение света от тьмы", удалены от входа в капеллу, поэтому фигуры этих "историй" перспективно уменьшаются при рассмотрении.   На фресках на своде Сикстинской капеллы Микеланджело впервые после греческих скульпторов показал, что обнаженная натура - это главный объект в искусстве фигурного изображения. Для него обнаженное тело и искусство были синонимами, а за красотой человеческих форм для него другой красоты не существовало. Эти фрески стали сокровищем для других художников. Микеланджело дал им примеры изображения людей в состоянии превращения божественным духом (пророки и сивилы), в первобытно-естественном состоянии ( "ignudi"), в момент самопроизвольного пробуждения могущества (Адам), в виде парящего над землей средоточия сверхчеловеческого могущества (Бог).   Через 21 год после завершения работы над сводами капеллы Микеланджело вновь вернулся туда. Папа Климент VII поручил ему расписать алтарную стену Сикстины. Для осуществления росписи на западной стене заложили два окна и закрыли фрески Перуджино "Вознесение Богоматери", "Рождество Христа", "Нахождение Моисея" и фрески самого Микеланджело, изображавшие семь первых поколений предков Христа в люнетах над окнами. Над "Страшным судом" Микеланджело работал с 1536 до 1541, окончив фреску уже при понтифике Павле III. Это была одна из самых больших фресок Возрождения: 16,6 х 13,4 м. На ней изображено около четырехсот фигур в самых разнообразных позах.  Фреска состоит из трех поясов. Сверху изображены все страсти Христовы: в воздухе различные обнаженные фигуры несут крест, колонну, копье, губку, гвозди, венец. Центр верхнего пояса - фигуры грозного Христа и печальной Марии. Они отделены от окружающей их подковоподобной толпы пророков и апостолов (среди них есть и несколько женских фигур) пустотой. За пророками и апостолами - второй круг пустоты, по которому вправо и влево расходятся волны, заполняющие все пространство фрески; справа - хор святых дев и Сивил, слева - хор священников, патриархов и мучеников. Центр среднего пояса - ангелы с трубами и книгами в руках. Слева - праведники, что возносятся на небо, слева - грешники, сбрасываемые в ад. Воскресшие праведники словно всплывают из глубины. Многие из них не успели опомниться от вечного сна, им помогают другие. Воздух на этой половине больше, чем между взбитыми в пучок грешниками, которые падают в ад в конвульсиях. Нет смысла сопротивляться Ангелам и демонам, действующим совместно. В центре нижнего пояса - жерло ада, в глубине которого блестят глаза и оскал черта - грозное напоминание о том, что ни одна душа не спасется на Страшном суде, если она не чиста. Человеческие группы тут двигаются в разных направлениях: праведники направленные влево и вверх; грешники, которых подгоняет весло Харона, наполняют нижний правый угол, где их ждет обвитый змеями Минос, обладатель греческого Аида.   Последними живописными произведениями Микеланджело стали две фрески в личной капелле Павла III (Паолини): "Обращение Савла" (1542 - 1546) и "Распятие Св. Петра" (1546 - 1550). Размер каждой фрески - 6,25 х 6,61 м. В конце жизненного пути размышления об абсолютном благе вытесняют из его искусства красоту. Человеческое тело - тюрьма души. Вместо прекрасных обнаженных атлетов мы видим теперь грубые, тяжелые, неуклюже одетые фигуры. Состояние души художник показал преувеличенными позами, движениями, гримасами, блеском глаз. Как в средневековой живописи, масштаб фигур меняется в зависимости от их значения, не подчиняясь правилам перспективы.   Обе фрески представляют собой многофигурные композиции с центральным героем, изображенным в решающий момент его жизни, в окружении свидетелей этого события. Оба события представлены на фоне пологих голых холмов, среди которых невозможно найти линию горизонта. Земля похожа на бурное море. Так передано состояние Св. Павла, который упал с лошади, и распятого вверх ногами Св. Петра.   Два взрыва противопоставлены в "Обращении Савла" друг другу - небесный и земной. От Христа, летящий сверху вниз высоко в воздухе, разлетаются группы обнаженных ангелов. С его правой ладони бьет вниз столб света, который ослепляет Савла. Фигуры в "Распятии Св. Петра" больше. Не все, кто собрался на казнь, помещаются в поле зрения. Толпа срезана слева и справа. Если дополнить толпу с обеих сторон, то образуется змеевидная линия, отброшено зеркальное отражение латинской буквы "S". Этой линией очерчены как силы Зла (римские воины слева), так и силы Добра (сочувствующие Петру справа). Крест и Петр с раскинутыми руками - это своего рода "весы" Зла и Добра. Благодаря группе женщин на переднем плане и фигуре могучего мужчины со скрещенными на груди руками Добро все же перевесит. Завершив работу, Микеланджело сказал, что уже староват для живописи, особенно фресковой, поэтому больше ею не занимался.

septima.net.ua

Микеланджело Буонарроти

 Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 в семье флорентийцев в Капрезе. Его отец был высокопоставленным членом городской администрации. Семья вскоре перебралась во Флоренцию; ее материальное положение было скромным. Научившись читать, писать и считать, Микеланджело в 1488 стал учеником художников братьев Гирландайо. Здесь он познакомился с основными материалами и техниками и создал карандашные копии произведений великих флорентийских художников Джотто и Мазаччо; уже в этих копиях появилась характерная для Микеланджело скульптурная трактовка форм.Вскоре Микеланджело начал работать над скульптурами для коллекции Медичи и привлек внимание Лоренцо Великолепного. В 1490 он поселился в палаццо Медичи и оставался там до смерти Лоренцо в 1492. Лоренцо Медичи окружил себя наиболее выдающимися людьми своего времени. Здесь были поэты, филологи, философы, комментаторы, такие, как Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола; сам Лоренцо был прекрасным поэтом.В результате вторжения французов в 1494 Медичи были изгнаны, и на четыре года во Флоренции установилась фактическая теократия проповедника Савонаролы. В 1498 в результате интриг флорентийских деятелей и папского престола Савонарола и два его последователя были приговорены к сожжению на костре. Эти события во Флоренции непосредственно не затронули Микеланджело, однако вряд ли они оставили его равнодушным.На смену вернувшемуся Средневековью Савонаролы пришла светская республика, для которой Микеланджело создал свое первое крупное произведение во Флоренции, мраморную статую Давида (1501–1504, Флоренция, Академия). Колоссальная фигура высотой 4,9 м вместе с основанием должна была стоять у собора.В 1501 году Микеланджело возвращается во Флоренцию. Работы по заказу: скульптуры для «алтаря Пикколомини» и «Давид». В 1503 выполнены работы по заказу: «Двенадцать Апостолов», начало работы над «Святым Матфеем» для флорентинского собора. Приблизительно с 1503 до 1505 происходит создание «Мадонны Дони», «Мадонны Таддеи», «Мадонны Питти» и «брюггерской Мадонны». В 1504 году наступает окончание работ над «Давидом»; Микеланджело получает заказ на создание «Битвы при Кашине».В 1505 году скульптор был вызван римским папой Юлием II в Рим; тот заказал ему гробницу. Следует восьмимесячное пребывание в Карраре, выбор необходимого для работы мрамора. В 1505—1545 годах проводится (с перерывами) работа над гробницей, создаются скульптуры «Моисей», «Связанный раб», «Умирающий раб», «Лия».В апреле 1506 года — вновь возвращение во Флоренцию и примирение с Юлием II в Болонии (в ноябре). Микеланджело получает заказ на бронзовую статую Юлия II в Болонье, которая была позже разрушена; над этой статуей он работает в 1507 году.В феврале 1508 Микеланджело вновь возвращается во Флоренцию. В мае по просьбе Юлия II он едет в Рим для писания фресок потолка в Сикстинской капелле; над ними он работает до октября 1512 года. В 1513 Юлий II умирает. Джованни Медичи становится папой Львом Х. Микеланджело заключает новый договор на работу над гробницей Юлия II. В 1514 году скульптор получает заказ на «Христос с крестом» и капеллы папы Льва X в Энгельсбурге.В июле 1514 года Микеланджело вновь возвращается во Флоренцию. Ему поступает заказ на создание фасада церкви Медичи Сан Лоренцо во Флоренции, и он подписывает третий договор на создание гробницы Юлия II.В 1516—1519 годах состоялись многочисленные поездки за мрамором для фасада Сан Лоренцо в Каррару и Пьетразанта.В 1534 Микеланджело переехал в Рим. В это время Климент VII обдумывал тему фресковой росписи алтарной стены Сикстинской капеллы. В 1534 он остановился на теме Страшного суда. С 1536 по 1541, уже при папе Павле III, Микеланджело работал над этой огромной композицией.Микеланджело продолжал работать над фресками в капелле Паолина, где он создал композиции Обращение Савла и Распятие св. Петра – необычные и замечательные произведения, в которых нарушены ренессансные нормы композиции. Их духовная насыщенность не была оценена; в них видели лишь то, что «это были всего-навсего произведения старого человека» (Вазари).Постепенно у Микеланджело, вероятно, формируется собственное представление о христианстве, выразившееся в его рисунках и стихах. Сначала оно питалось идеями кружка Лоренцо Великолепного, основанными на неопределенности толкований христианских текстов. В последние годы жизни Микеланджело отвергает эти идеи. Его занимает вопрос, насколько искусство соразмерно христианской вере и не является ли оно непозволительным и высокомерным соперничеством с единственным законным и настоящим Творцом?В конце 1530-х годов Микеланджело занимался в основном архитектурными проектами, которых создал множество, и построил несколько зданий в Риме, среди них наиболее значителен комплекс сооружений на Капитолийском холме, а также проекты для собора св. Петра.В 1538 на Капитолии была установлена римская конная бронзовая статуя Марка Аврелия. Согласно проекту Микеланджело, ее обрамлением с трех сторон стали фасады зданий. Самое высокое из них – дворец Сеньории с двумя лестницами. На боковых фасадах находились огромные, в два этажа, коринфские пилястры, увенчанные карнизом с балюстрадой и скульптурами. Комплекс Капитолия был обильно украшен древними надписями и скульптурами, символика которых утверждала мощь древнего Рима, одушевленную христианством.В 1546 умер архитектор Антонио да Сангалло, и Микеланджело стал главным архитектором собора св. Петра. План Браманте 1505 предполагал сооружение центрического храма, но вскоре после его смерти был принят более традиционный базиликальный план Антонио да Сангалло. Микеланджело решил убрать сложные неоготические элементы плана Сангалло и вернуться к простому, строго организованному центрическому пространству, над которым доминировал огромный купол на четырех опорах. Микеланджело не удалось полностью воплотить этот замысел, но он успел построить заднюю и боковые стены собора с гигантскими коринфскими пилястрами с нишами и окнами между ними.С конца 1540-х годов до 1555 Микеланджело работал над скульптурной группой Пьета (Собор Санта Мария дель Фьоре, Флоренция). Мертвое тело Христа держит св. Никодим и с двух сторон поддерживают Богоматерь и Мария Магдалина (закончена фигура Христа и отчасти св. Магдалины). В отличие от Пьеты собора св. Петра, эта группа более плоскостная и угловатая, внимание сосредоточено на изломанной линии тела Христа. Расположение трех незаконченных голов создает драматический эффект, редкий в произведениях на этот сюжет. Возможно, голова св. Никодима была еще одним автопортретом старого Микеланджело, а сама скульптурная группа предназначалась для его надгробия. Обнаружив трещину в камне, он разбил работу молотком; позднее она была восстановлена его учениками.За шесть дней до смерти Микеланджело работал над вторым вариантом Пьеты. Пьета Ронданини (Милан, Кастелло Сфорцеска), вероятно, была начата десятью годами ранее. Одинокая Богоматерь поддерживает мертвое тело Христа. Смысл этого произведения – трагическое единство матери и сына, где тело изображено настолько исхудалым, что не остается надежды на возвращение жизни.Скончался Микеланджело 18 февраля 1564 г. в Риме. Погребён в церкви Санта-Кроче во Флоренции. Перед смертью он продиктовал завещание со всей свойственной ему немногословностью: «Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество родным».По словам Бернини, великий Микеланджело перед смертью сказал, что сожалеет, что умирает именно тогда, когда только научился читать по слогам в своей профессии.

Картины художника

www.artita.ru

Микеланджело Буонарроти. Живопись - Художники зарубежные - Живопись - Каталог файлов - МЕТОДИЧЕСКИЙ СУНДУЧОК

Микеланджело Буонарроти.   Живопись

Росписи Сикстинской капеллы:

Самое грандиозное живописное произведение Микеланджело — росписи плафона Сикстинской капеллы Ватикана (1508—1512). Фрески Сикстинского плафона (1508-12) — самый грандиозный из осуществленных замыслов Микеланджело. Отвергнув предложенный ему проект с фигурами 12 апостолов в боковых частях свода и с орнаментальным заполнением его основной части, Микеланджело разработал собственную программу росписей, до сих пор вызывающую различные толкования. Роспись громадного свода, перекрывающего обширную (40,93 х 13,41 м) папскую капеллу, включает в себя 9 больших композиций в зеркале свода на темы книги Бытия — от «Сотворения мира» до «Всемирного потопа», 12 огромных фигур сивилл и пророков в боковых поясах свода, цикл «Предки Христа» в распалубках и люнетах, 4 композиции в угловых парусах на темы чудесного избавления иудейского народа. Десятки величественных персонажей, населяющих этот грандиозный универсум, наделенные титаническим обликом и колоссальной духовной энергией, являют необыкновенное богатство сложнейших, пронизанных мощным движением жестов, поз, контрапостов, ракурсов.

Ignudo

Ignudo

Ignudo

Ignudo

Genesis, 4 Creation of Adam

Ancestors of Christ, Salmon, Boaz, Obed

Prophets - Joel

Ceiling Ignudi next to Separation of Land and the Persian Sybil

Sibyls - The Cumaean Sibyl

Sibyls - The Persian Sibyl

Ceiling Sybils Erithraea

The Brazen Serpent

Genesis - 8 The Deluge

Prophets - Ezekiel

Ancestors of Christ - Asa - Jehoshaphat - Joram

Prophets - Jeremiah

Prophets - Isaiah

Sibyls - The Libyan Sibyl

Prophets - Daniel

Prophets - Joel

Fall and Expulsion from Eden

Genesis - 2 Creation of the Sun, Moon, and Plants

Genesis - 4 Creation of Adam

Ceiling of the Sistine Chapel, detail

Ceiling of the Sistine Chapel, detail

Ceiling of the Sistine Chapel, detail

Ceiling of the Sistine Chapel, detail

Ceiling of the Sistine Chapel, detail

Третий римский период. «Страшный суд».

Переезд Микеланджело в Рим в 1534 открывает последний, драматический период его творчества, совпавший с общим кризисом флорентийско-римского Возрождения. Микеланджело сближается с кружком поэтессы Виттории Колонна идеи религиозного обновления, волновавшие участников этого кружка, наложили глубокий отпечаток на его мировоззрение этих лет. В колоссальной (17 х 13,3 м) фреске «Страшный Суд» (1536-41) на алтарной стене Сикстинской капеллы Микеланджело отступает от традиционной иконографии, изображая не момент свершения Суда, когда праведники уже отделены от грешников, а его начало: Христос карающим жестом поднятой руки обрушивает на наших глазах гибнущую Вселе нную. Если в Сикстинском плафоне источником движения были титанические человеческие фигуры, то теперь их увлекает, словно вихрь, внешняя, превосходящая их сила; персонажи утрачивают свою красоту, их титанические тела как бы вспухают буграми мышц, нарушающими гармонию линий; полные отчаяния движения и жесты резки, дисгармоничны; увлекаемые общим движением праведники неотличимы от грешников.По свидетельству Вазари, папа Павел IV в 1550-е гг. собирался сбить фреску, но вместо этого художнику Даниэле да Вольтерра было поручено «одеть» святых или прикрыть набедренными повязками их наготу (эти записи были частично удалены во время реставрации, закончившейся в 1993).Трагическим пафосом проникнуты и последние живописные работы Микеланджело — фрески «Распятие апостола Петра» и «Падение Савла» (1542-50, капелла Паолина, Ватикан). В целом поздняя живопись Микеланджело оказала определяющее влияние на формирование маньеризма.

Last Judgment, detail

Last Judgment, detail

Last Judgement Christ the Judge

Last Judgment, detail

Last Judgment, detail

Last Judgment, detail

Last Judgment, detail

Last Judgment, detail

The Sistine Chapel

Последние тридцать лет его жизни ознаменованы постепенным отходом от скульптуры и живописи и обращением преимущественно к зодчеству и поэзии. Лирика Микеланджело отличается глубиной мысли и высоким трагизмом; в ней поднимаются темы любви, гармонии, одиночества. Излюбленные стихотворные формы Микеланджело — мадригал и сонет; при жизни автора они не публиковались, хотя высоко ценились современниками. Первое издание его стихотворений было осуществлено в 1623 г. В произведениях Микеланджело, во многом определивших развитие европейского искусства как XVI в., так и последующих столетий, отразились идеалы Высокого Возрождения.

Умер в Риме в 1564 г.

Похороны во Флоренции. Несмотря на неоднократные приглашения герцога Козимо Медичи, Микеланджело отказывался вернуться во Флоренцию. После его смерти тело его было тайно вывезено из Рима и торжественно погребено в усыпальнице знаменитых флорентийцев — церкви Санта-Кроче.

Другой материал о живописи Микеланджело Буонарроти

Микеланджело Буонарроти. Графика

© museum-online.ru

metod-sunduchok.ucoz.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта