Описание картины Зинаиды Серебряковой «Портрет Жени». Зинаиды серебряковой картины


история о красоте — PORUSSKI.me

„This is a man’s, man’s world“ – когда-то пел Джеймс Браун, говоря о том, что мир держат мужчины. История живописи – косвенное тому подтверждение: попробуйте закрыть глаза и назвать хотя бы десять женщин-художников с мировым именем. Классическое представление женщины в живописи всегда было единогласным: это муза, модель, подруга художника-мужчины, чей образ вдохновлял и стоял в центре его творчества. В ряду первых художниц стояли женщины смелые, готовые бросить вызов обществу: они должны были не только противостоять мужской творческой диаспоре, но и утвердить себя как художника такого же высокого уровня.

Одной из таких женщин стала Зинаида Серебрякова: она возглавила ряд первых женщин-живописцев, вошедших в историю русской живописи. Несмотря на свой образ хрупкой, женственной и юной красавицы, судьба Серебряковой была тяжелой, полной лишений и трудностей, а её работы при жизни не получили всеобщего признания.

Первые годы

Зинаида Серебрякова родилась в Петербурге. Будущая художница начала рисовать уже с раннего возраста. Вся ее семья происходила из творческой династии: отец Евгений Лансере был известным скульптором, дед Николай Бенуа — прославленным архитектором, а мать Екатерина Лансере занималась графическим рисунком. Родители всячески поддерживали творческие начинания детей, — уже с раннего возраста маленькая Зина посещает выставки в Эрмитаже, ходит в театры на балеты, занимается академическим рисунком и очень увлеченно читает большие и редкие книги по искусству из домашней библиотеки.

В 1886 году дом постигло несчастье — умер отец девочки, Евгений Лансере, и семья была вынуждена вернуться обратно в Петербург. Там Серебрякова окончила гимназию и поступила в художественную мастерскую, где ее наставниками стали Осип Браз и Илья Репин. Как и остальные ученики, она ходила в Эрмитаж и делала копии с полотен старых мастеров. Девушка продолжала упражняться и, пребывая в Италии в 1902- 1903 годах, делала наброски и этюды. Впоследствии эта “классическая школа” живописи будет проявляться и в манере художницы: ее обнаженные натурщицы отсылают нас к лучшим образцам эпохи возрождения.

«Молодая крестьянка на кухне» 1900-е | «Портрет М.Е.Лансере (сестра художницы)» 1901

В 1905 году, через два года после возвращения из Италии, девушка вышла замуж за своего кузена, Бориса Серебрякова, с чьей фамилией она позже войдет в историю русской живописи. После свадьбы молодая семья уехала во Францию, где художница посещала парижскую Академию де ла Гранд Шомьер, делая множество набросков и рисунков на пленэре. Спустя год пара вернулась в Петербург, в имение «Нескучное», где Серебрякова работала не покладая рук: этюды, эскизы, бытовые сцены. Именно здесь она позже сформируется как художник, создав самые великолепные и известные работы, которые после ее смерти получат всемирное признание.

«Терраса» 1910-е «Яблоки на ветках» 1910-е «Капуста. Село Нескучное» 1909 «На лугу. Нескучное» 1910-е

Красавица Россия

Зинаиду Серебрякову можно по праву считать истинно русским художником: в ее полотнах отражена неизмеримая любовь к родине. Ее произведения — окна в бескрайний мир русской природы, которые позволяют нам любоваться ее чарующей красотой, полями, усыпанными цветами и золотом. Простые и бытовые сценки — деревенские, уличные, домашние — вот основные сюжеты художницы, из которых она черпала свое вдохновенье. С особой любовью она относилась к крестьянскому укладу: ее серия «крестьянских» полотен, написанная с 1914 по 1917 годы, повествует о жизни в русской деревне, о повседневности трудолюбивых крестьян, об очаровательной простоте их быта. Названия работ незамысловаты и открыты, как и их персонажи, — это «Крестьяне», «Жатва», «Спящая крестьянка».

«Крестьяне»1914 «Жатва» 1915 «Спящая крестьянка» 1917

Особо значимой стала картина «Беление холста» (1917), где Серебрякова проявила себя не только как мастер композиции, но и как талантливый художник-монументалист. Работа создавалась в рамках эпического цикла, посвященного крестьянскому быту, — сюда же входили написанная «Жатва» и задуманная «Стрижка овец». Наряду с женскими персонажами на картинах художницы всегда присутствует еще один женский образ — образ красавицы-России, ее природа, ее народный колорит.

«Беление холста» 1917

Зинаида Серебрякова подарила миру настоящую русскую красавицу — женственную, по-девичьи озорную, нежную, с французским флером во взгляде и загадочной полуулыбкой в стиле Рокотова. Она писала женщин самых разных профессий и возрастов, в том числе и саму себя, во все свои образы вдыхая незримую и манящую свежесть юности, ту романтику, которой ей не хватало на трудном жизненном пути. Иными словами, она писала свою желанную жизнь и себя в ней. Таким стал знаменитый автопортрет Серебряковой «За туалетом», созданный в 1909 году: он отражает состояние и настроение художницы, в котором она хотела бы прожить. На ее светлом лице — ясная улыбка и радость осознания своей жизни, красоты и молодости, а традиционное изображение предметов живописи уступает изображению атрибутов женской красоты — украшениям, духам, очаровательным шкатулкам. Таким образом, Серебрякова словно сознательно отдаляется от мира художников, как бы заявляя: я в первую очередь женщина — красивая, молодая, жаждущая жить. Картина молодой художницы стала ее пропуском в мир великих мастеров: в 1910 году после выставки Союза русских художников работу приобрела Третьяковская галерея, где автопортрет находится и по сей день. Так талант девушки впервые получает свое признание.

«За туалетом. Автопортрет» 1908-1909

Тяжелые годы

Серебрякова намеренно избегала модернизма, оставаясь непоколебимо верной своему стилю даже в голодное время революции. Не желая делать из своего творчества инструмент идеологической борьбы, она всеми силами противилась попыткам властей навязать ей футуризм. Наблюдая, как искусство становится рабом в ногах у власти, Зинаида горестно размышляла в своем дневнике: «Жизнь представляется мне теперь бессмысленной суетой и ложью — уж очень засорены сейчас у всех мозги, и нет теперь ничего священного на свете, всё загублено, развенчано, попрано в грязь…». Дефицит на краски вынуждал ее творить подручными материалами, а полем для творчества стали экспонаты археологического музея в Харьковской губернии, — работая там в этот период, художница продолжала делать графические наброски. В 1916 году Серебрякова стала участником художественного оформления Казанского вокзала, куда ее привлек А. Бенуа.

Эскизы панно для Казанского вокзала в Москве, 1916

Жизнь становилась невыносимо тяжелой, денег на еду катастрофически не хватало. За чередой начавшихся трудностей вскоре последовала новая. В 1919 году в жизни Серебряковой случается страшное несчастье: от тифа умирает любимый муж. Зинаида остается одна с матерью и маленькими детьми на руках. Горе от потери усугубляют общие настроения общества: революция отнимает у людей хлеб, средства к существованию и всякую надежду на жизнь. То свежее, юное чувство, которое рождалось при взгляде на полотна Серебряковой, сменилось болью и упадком сил: рассыпалось, как карточный домик, хрупкое женское счастье. Именно этот образ даст название одному из самых знаменитых полотен Серебряковой — вот он, «Карточный домик», что строят ее дети, которые остались без отца. Их глаза опущены, лица в смиренной грусти, они строят башенку из карт, которая может рассыпаться в любой момент, как может оборваться жизнь человека… Сегодня работа находится в Государственном Русском Музее в Петербурге.

«Карточный домик» 1919

Нехватка средств и сгоревшее имение вынудили Серебрякову в 1920-е гг. вернуться в Петербург, в квартиру деда. Здесь маленькая дочь художницы  Татьяна начинает заниматься балетом, а мама часто посещает с ней театр и постоянно работает: так, в результате трех лет плодотворного творчества, Серебрякова создала ряд чудесных полотен — композиций и портретов — на балетную тему.

«Балетная уборная. Снежинки» 1923 «Девочки-сильфиды»1924  «Портрет А.Д.Даниловой в театральном костюме» 1922 | «Портрет В.К.Ивановой в костюме испанки» 1924 | «Портрет Е.Н.Гейденрейх в красном» 1923

 

Отъезд на чужбину

После революции в стране снова начали набирать популярность показы и вернисажи, работы русских художников стали выставляться за рубежом. Серебрякова не стала исключением: в 1924 году ее картины были оценены посетителями выставки русского изобразительного искусства в Америке. Работы имели грандиозный успех и вскоре все были распроданы. Это ободрило художницу: в тот же год она решается уехать в Париж и работать там. Однако спустя время Серебрякова понимает, что она обманулась. Следующая ее выставка за рубежом состоялась только в 1927 году. Заказов постоянно не хватало, а то искусство, которое нравилось местной публике, Серебрякова считала пошлым китчем, праздной безвкусицей. Не было в нем того искреннего, русского, той духовности, которую она воспевала в своем творчестве. Весь остаток жизни Зинаида желала вернуться обратно — к детям, матери, к той жизни в Петербурге, с которой начинался ее творческий путь, но до конца своих дней оставалась «запертой» во Франции: война и оккупация Парижа сделали невозможным возвращение в Россию. Свою безграничную ностальгию художница опишет в конце жизни в своем дневнике: «Ничего из моей жизни здесь не вышло, и я часто думаю, что сделала непоправимую вещь, оторвавшись от почвы…». Серебрякова умерла в Париже в возрасте 82 лет, так и не вернувшись на родину. Ее ностальгия по всему русскому до сих пор жива в ее удивительных работах, ставших посланниками образа Красавицы-России по всему миру.

«За завтраком»1924 «Автопортрет с дочерьми»1921 «Автопортрет в красном» 1921

 

porusski.me

Серебрякова Зинаида. Биография, названия, описание картин.

Serebryakova-Zinaida-opisanie-kartinЗинаида Евгеньевна Серебрякова (12.12.1884, Нескучное, Харьковская губерния, Российская империя — 19.09.1967, Париж, Франция) — русская художница, участница объединения «Мир искусства», одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи.

Биография Зинаиды Серебряковой.

Зинаида Серебрякова родилась в семье, которая славилась людьми искусства — ее дед, Николай Бенуа, был архитектором, дядя, Александр Бенуа — художником-оформителем, с искусством связали жизнь и ее братья. В 1900 году Зинаида окончила женскую гимназию и поступила на обучение в художественную школу к известному художнику-портретисту О. Э. Бразу.

Со детских лет она пытается рассказать зрителям о красоте этого мира. Работы «Крестьянская девушка» и «Сад в цвету» говорят о рано проявившемся таланте молодой художницы.

Настоящая известность пришла к Зинаиде Серебряковой после написания своего автопортрета «За туалетом», и в 1914-1917 годах ее творчество находится в самом расцвете. В те года она часто обращается к темам жизни простого народа, его работы, крестьянского быта — «Крестьяне», «Жатва». Наиболее заметной работой этого периода стала картина «Беление холста».

В 1916 году ее дядя, Александр Бенуа приглашает Зинаиду Серебрякову вместе с Мстиславом Добужинским, Борисом Кустодиевым и Евгением Лансере приступить к работе по оформлению Казанского вокзала в Москве.

После революции, в 1919 году, во время эпидемии тифа умирает ее муж. В разоренном гражданской войной имении она остается одна с больной матерью и четырьмя детьми. Тогда она пишет одно из самых трагических своих полотен — «Карточный домик». Ей претит идеологическое искусство Советской России и приходится работать в Харьковском археологическом музее. В конце 1920 года Серебрякова с семьей переезжает в Петроград, в квартиру деда, где знакомится с артистами МХАТа и пишет много рисунков на театральные темы.

В 1924 году, получив большой заказ, она уезжает во Францию. В России остаются ее мать и дети, и вернуться в Россию она уже не смогла. Двух ее детей удается переправить через границу, и практически все заработанные деньги она отправляет в Россию. В то время художница много путешествует и пишет много работ, посвященных Африке и Бретани.

В Советском Союзе о Серебряковой вспоминают лишь во времена хрущевской оттепели. После 36 лет разлуки, в 1960 году она встречается со своей дочерью Татьяной. В 1966 году проводятся большие выставки ее работ в Киеве, Ленинграде и Москве, ее альбомы выходят огромными тиражами.

Скончалась Зинаида Серебрякова в Париже в возрасте 82 лет.

Описание картин Зинаиды Серебряковой:

opisanie-kartin.ru

Описание картины Зинаиды Серебряковой «Портрет Жени»

Описание картины Зинаиды Серебряковой «Портрет Жени»

Зинаида Серебрякова родилась в селе Нескучном Харьковской губернии в семье известных архитекторов и художников Ленсере-Бенуа. Девочка унаследовала яркий творческий талант рода и после окончания гимназии отправляется на стажировку в Италию, изучает живопись в академии в Париже.

В 1905 году Зинаида выходит замуж за Бориса Серебрякова, в счастливом браке с которым она родила четверых детей. Семья живет в Петербурге, летом выбирается в родовое поместье в Нескучном. В доме Серебряковых царят гармония, душевная теплота, любовь, уважительное и бережное отношение друг к другу.

В эти счастливые годы Зинаида много и напряженно работает. Ее становление как личности и художницы, под влиянием общего настроя в творческой среде на поиск идеалов гуманизма, великих и героических образов, вылилось в десятки замечательных картин, наполненных добротой и радостью, колоритными пейзажами, светлыми образами простых крестьянок и детей.

Одна из самых известных ее работ – автопортрет "За туалетом", где художница изобразила себя перед зеркалом, беззаботно улыбаясь и расчесывая волосы. В это же время она пишет множество композиций и портретов своих детей. Два старших сына Евгений и Александр и младшие девочки Тата и Катя милыми лицами, с бесконечной любовью и нежностью выполненными талантливой мамой, озаряют самые обычные сцены повседневной жизни – чаепития на террасе, приготовление обеда, ожидание завтрака, игра на фортепиано. Все в этих картинах дышит счастьем и гостеприимством большого дружного дома, и еще никто не знает, как трагически сложится их судьба.

Революция застала Серебрякову в Харькове. В 1919 году внезапно умирает муж Зинаиды, заразившись сыпным тифом, и она остается с детьми и старенькой мамой без денег и работы. В поисках выхода Серебряковы уезжают в Петроград, затем для организации выставки Зинаида отправляется в Париж. Однако вскоре Советская Россия опускает железный занавес, и возвращение домой для художницы становится невозможным. Родственникам и друзьям с огромным трудом удается переправить в Париж двоих из четырех детей – Сашу и Катю, других детей – Евгения и Татьяну Зинаида увидит только через 36 лет.

Портрет Жени – старшего сына – Зинаида Серебрякова пишет в 1917 году. Как будто предчувствуя скорую разлуку, художница изобразила мальчика в несвойственных ей сдержанных, даже мрачных тонах, не заостряя внимания на деталях интерьера и обстановки. Мальчик изображен в профиль и не смотрит на зрителя. Руки его ничем не заняты, он задумчиво и безучастно смотрит на открытую перед ним книгу. Кроме простой белой кровати на заднем плане, больше на картине ничего нет.

Времена не выбирают…

opisanie-kartin.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта