Описание картины Зинаиды Серебряковой «Портрет Жени». Зинаиды серебряковой картины
история о красоте — PORUSSKI.me
Одной из таких женщин стала Зинаида Серебрякова: она возглавила ряд первых женщин-живописцев, вошедших в историю русской живописи. Несмотря на свой образ хрупкой, женственной и юной красавицы, судьба Серебряковой была тяжелой, полной лишений и трудностей, а её работы при жизни не получили всеобщего признания.
Первые годы
Зинаида Серебрякова родилась в Петербурге. Будущая художница начала рисовать уже с раннего возраста. Вся ее семья происходила из творческой династии: отец Евгений Лансере был известным скульптором, дед Николай Бенуа — прославленным архитектором, а мать Екатерина Лансере занималась графическим рисунком. Родители всячески поддерживали творческие начинания детей, — уже с раннего возраста маленькая Зина посещает выставки в Эрмитаже, ходит в театры на балеты, занимается академическим рисунком и очень увлеченно читает большие и редкие книги по искусству из домашней библиотеки.
В 1886 году дом постигло несчастье — умер отец девочки, Евгений Лансере, и семья была вынуждена вернуться обратно в Петербург. Там Серебрякова окончила гимназию и поступила в художественную мастерскую, где ее наставниками стали Осип Браз и Илья Репин. Как и остальные ученики, она ходила в Эрмитаж и делала копии с полотен старых мастеров. Девушка продолжала упражняться и, пребывая в Италии в 1902- 1903 годах, делала наброски и этюды. Впоследствии эта “классическая школа” живописи будет проявляться и в манере художницы: ее обнаженные натурщицы отсылают нас к лучшим образцам эпохи возрождения.
В 1905 году, через два года после возвращения из Италии, девушка вышла замуж за своего кузена, Бориса Серебрякова, с чьей фамилией она позже войдет в историю русской живописи. После свадьбы молодая семья уехала во Францию, где художница посещала парижскую Академию де ла Гранд Шомьер, делая множество набросков и рисунков на пленэре. Спустя год пара вернулась в Петербург, в имение «Нескучное», где Серебрякова работала не покладая рук: этюды, эскизы, бытовые сцены. Именно здесь она позже сформируется как художник, создав самые великолепные и известные работы, которые после ее смерти получат всемирное признание.
«Терраса» 1910-е «Яблоки на ветках» 1910-е «Капуста. Село Нескучное» 1909 «На лугу. Нескучное» 1910-еКрасавица Россия
Зинаиду Серебрякову можно по праву считать истинно русским художником: в ее полотнах отражена неизмеримая любовь к родине. Ее произведения — окна в бескрайний мир русской природы, которые позволяют нам любоваться ее чарующей красотой, полями, усыпанными цветами и золотом. Простые и бытовые сценки — деревенские, уличные, домашние — вот основные сюжеты художницы, из которых она черпала свое вдохновенье. С особой любовью она относилась к крестьянскому укладу: ее серия «крестьянских» полотен, написанная с 1914 по 1917 годы, повествует о жизни в русской деревне, о повседневности трудолюбивых крестьян, об очаровательной простоте их быта. Названия работ незамысловаты и открыты, как и их персонажи, — это «Крестьяне», «Жатва», «Спящая крестьянка».
Особо значимой стала картина «Беление холста» (1917), где Серебрякова проявила себя не только как мастер композиции, но и как талантливый художник-монументалист. Работа создавалась в рамках эпического цикла, посвященного крестьянскому быту, — сюда же входили написанная «Жатва» и задуманная «Стрижка овец». Наряду с женскими персонажами на картинах художницы всегда присутствует еще один женский образ — образ красавицы-России, ее природа, ее народный колорит.
«Беление холста» 1917Зинаида Серебрякова подарила миру настоящую русскую красавицу — женственную, по-девичьи озорную, нежную, с французским флером во взгляде и загадочной полуулыбкой в стиле Рокотова. Она писала женщин самых разных профессий и возрастов, в том числе и саму себя, во все свои образы вдыхая незримую и манящую свежесть юности, ту романтику, которой ей не хватало на трудном жизненном пути. Иными словами, она писала свою желанную жизнь и себя в ней. Таким стал знаменитый автопортрет Серебряковой «За туалетом», созданный в 1909 году: он отражает состояние и настроение художницы, в котором она хотела бы прожить. На ее светлом лице — ясная улыбка и радость осознания своей жизни, красоты и молодости, а традиционное изображение предметов живописи уступает изображению атрибутов женской красоты — украшениям, духам, очаровательным шкатулкам. Таким образом, Серебрякова словно сознательно отдаляется от мира художников, как бы заявляя: я в первую очередь женщина — красивая, молодая, жаждущая жить. Картина молодой художницы стала ее пропуском в мир великих мастеров: в 1910 году после выставки Союза русских художников работу приобрела Третьяковская галерея, где автопортрет находится и по сей день. Так талант девушки впервые получает свое признание.
Тяжелые годы
Серебрякова намеренно избегала модернизма, оставаясь непоколебимо верной своему стилю даже в голодное время революции. Не желая делать из своего творчества инструмент идеологической борьбы, она всеми силами противилась попыткам властей навязать ей футуризм. Наблюдая, как искусство становится рабом в ногах у власти, Зинаида горестно размышляла в своем дневнике: «Жизнь представляется мне теперь бессмысленной суетой и ложью — уж очень засорены сейчас у всех мозги, и нет теперь ничего священного на свете, всё загублено, развенчано, попрано в грязь…». Дефицит на краски вынуждал ее творить подручными материалами, а полем для творчества стали экспонаты археологического музея в Харьковской губернии, — работая там в этот период, художница продолжала делать графические наброски. В 1916 году Серебрякова стала участником художественного оформления Казанского вокзала, куда ее привлек А. Бенуа.
Жизнь становилась невыносимо тяжелой, денег на еду катастрофически не хватало. За чередой начавшихся трудностей вскоре последовала новая. В 1919 году в жизни Серебряковой случается страшное несчастье: от тифа умирает любимый муж. Зинаида остается одна с матерью и маленькими детьми на руках. Горе от потери усугубляют общие настроения общества: революция отнимает у людей хлеб, средства к существованию и всякую надежду на жизнь. То свежее, юное чувство, которое рождалось при взгляде на полотна Серебряковой, сменилось болью и упадком сил: рассыпалось, как карточный домик, хрупкое женское счастье. Именно этот образ даст название одному из самых знаменитых полотен Серебряковой — вот он, «Карточный домик», что строят ее дети, которые остались без отца. Их глаза опущены, лица в смиренной грусти, они строят башенку из карт, которая может рассыпаться в любой момент, как может оборваться жизнь человека… Сегодня работа находится в Государственном Русском Музее в Петербурге.
Нехватка средств и сгоревшее имение вынудили Серебрякову в 1920-е гг. вернуться в Петербург, в квартиру деда. Здесь маленькая дочь художницы Татьяна начинает заниматься балетом, а мама часто посещает с ней театр и постоянно работает: так, в результате трех лет плодотворного творчества, Серебрякова создала ряд чудесных полотен — композиций и портретов — на балетную тему.
«Балетная уборная. Снежинки» 1923 «Девочки-сильфиды»1924 «Портрет А.Д.Даниловой в театральном костюме» 1922 | «Портрет В.К.Ивановой в костюме испанки» 1924 | «Портрет Е.Н.Гейденрейх в красном» 1923Отъезд на чужбину
После революции в стране снова начали набирать популярность показы и вернисажи, работы русских художников стали выставляться за рубежом. Серебрякова не стала исключением: в 1924 году ее картины были оценены посетителями выставки русского изобразительного искусства в Америке. Работы имели грандиозный успех и вскоре все были распроданы. Это ободрило художницу: в тот же год она решается уехать в Париж и работать там. Однако спустя время Серебрякова понимает, что она обманулась. Следующая ее выставка за рубежом состоялась только в 1927 году. Заказов постоянно не хватало, а то искусство, которое нравилось местной публике, Серебрякова считала пошлым китчем, праздной безвкусицей. Не было в нем того искреннего, русского, той духовности, которую она воспевала в своем творчестве. Весь остаток жизни Зинаида желала вернуться обратно — к детям, матери, к той жизни в Петербурге, с которой начинался ее творческий путь, но до конца своих дней оставалась «запертой» во Франции: война и оккупация Парижа сделали невозможным возвращение в Россию. Свою безграничную ностальгию художница опишет в конце жизни в своем дневнике: «Ничего из моей жизни здесь не вышло, и я часто думаю, что сделала непоправимую вещь, оторвавшись от почвы…». Серебрякова умерла в Париже в возрасте 82 лет, так и не вернувшись на родину. Ее ностальгия по всему русскому до сих пор жива в ее удивительных работах, ставших посланниками образа Красавицы-России по всему миру.
porusski.me
Серебрякова Зинаида. Биография, названия, описание картин.
Зинаида Евгеньевна Серебрякова (12.12.1884, Нескучное, Харьковская губерния, Российская империя — 19.09.1967, Париж, Франция) — русская художница, участница объединения «Мир искусства», одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи.
Биография Зинаиды Серебряковой.
Зинаида Серебрякова родилась в семье, которая славилась людьми искусства — ее дед, Николай Бенуа, был архитектором, дядя, Александр Бенуа — художником-оформителем, с искусством связали жизнь и ее братья. В 1900 году Зинаида окончила женскую гимназию и поступила на обучение в художественную школу к известному художнику-портретисту О. Э. Бразу.
Со детских лет она пытается рассказать зрителям о красоте этого мира. Работы «Крестьянская девушка» и «Сад в цвету» говорят о рано проявившемся таланте молодой художницы.
Настоящая известность пришла к Зинаиде Серебряковой после написания своего автопортрета «За туалетом», и в 1914-1917 годах ее творчество находится в самом расцвете. В те года она часто обращается к темам жизни простого народа, его работы, крестьянского быта — «Крестьяне», «Жатва». Наиболее заметной работой этого периода стала картина «Беление холста».
В 1916 году ее дядя, Александр Бенуа приглашает Зинаиду Серебрякову вместе с Мстиславом Добужинским, Борисом Кустодиевым и Евгением Лансере приступить к работе по оформлению Казанского вокзала в Москве.
После революции, в 1919 году, во время эпидемии тифа умирает ее муж. В разоренном гражданской войной имении она остается одна с больной матерью и четырьмя детьми. Тогда она пишет одно из самых трагических своих полотен — «Карточный домик». Ей претит идеологическое искусство Советской России и приходится работать в Харьковском археологическом музее. В конце 1920 года Серебрякова с семьей переезжает в Петроград, в квартиру деда, где знакомится с артистами МХАТа и пишет много рисунков на театральные темы.
В 1924 году, получив большой заказ, она уезжает во Францию. В России остаются ее мать и дети, и вернуться в Россию она уже не смогла. Двух ее детей удается переправить через границу, и практически все заработанные деньги она отправляет в Россию. В то время художница много путешествует и пишет много работ, посвященных Африке и Бретани.
В Советском Союзе о Серебряковой вспоминают лишь во времена хрущевской оттепели. После 36 лет разлуки, в 1960 году она встречается со своей дочерью Татьяной. В 1966 году проводятся большие выставки ее работ в Киеве, Ленинграде и Москве, ее альбомы выходят огромными тиражами.
Скончалась Зинаида Серебрякова в Париже в возрасте 82 лет.
Описание картин Зинаиды Серебряковой:
opisanie-kartin.ru
Описание картины Зинаиды Серебряковой «Портрет Жени»
Зинаида Серебрякова родилась в селе Нескучном Харьковской губернии в семье известных архитекторов и художников Ленсере-Бенуа. Девочка унаследовала яркий творческий талант рода и после окончания гимназии отправляется на стажировку в Италию, изучает живопись в академии в Париже.
В 1905 году Зинаида выходит замуж за Бориса Серебрякова, в счастливом браке с которым она родила четверых детей. Семья живет в Петербурге, летом выбирается в родовое поместье в Нескучном. В доме Серебряковых царят гармония, душевная теплота, любовь, уважительное и бережное отношение друг к другу.
В эти счастливые годы Зинаида много и напряженно работает. Ее становление как личности и художницы, под влиянием общего настроя в творческой среде на поиск идеалов гуманизма, великих и героических образов, вылилось в десятки замечательных картин, наполненных добротой и радостью, колоритными пейзажами, светлыми образами простых крестьянок и детей.
Одна из самых известных ее работ – автопортрет "За туалетом", где художница изобразила себя перед зеркалом, беззаботно улыбаясь и расчесывая волосы. В это же время она пишет множество композиций и портретов своих детей. Два старших сына Евгений и Александр и младшие девочки Тата и Катя милыми лицами, с бесконечной любовью и нежностью выполненными талантливой мамой, озаряют самые обычные сцены повседневной жизни – чаепития на террасе, приготовление обеда, ожидание завтрака, игра на фортепиано. Все в этих картинах дышит счастьем и гостеприимством большого дружного дома, и еще никто не знает, как трагически сложится их судьба.
Революция застала Серебрякову в Харькове. В 1919 году внезапно умирает муж Зинаиды, заразившись сыпным тифом, и она остается с детьми и старенькой мамой без денег и работы. В поисках выхода Серебряковы уезжают в Петроград, затем для организации выставки Зинаида отправляется в Париж. Однако вскоре Советская Россия опускает железный занавес, и возвращение домой для художницы становится невозможным. Родственникам и друзьям с огромным трудом удается переправить в Париж двоих из четырех детей – Сашу и Катю, других детей – Евгения и Татьяну Зинаида увидит только через 36 лет.
Портрет Жени – старшего сына – Зинаида Серебрякова пишет в 1917 году. Как будто предчувствуя скорую разлуку, художница изобразила мальчика в несвойственных ей сдержанных, даже мрачных тонах, не заостряя внимания на деталях интерьера и обстановки. Мальчик изображен в профиль и не смотрит на зрителя. Руки его ничем не заняты, он задумчиво и безучастно смотрит на открытую перед ним книгу. Кроме простой белой кровати на заднем плане, больше на картине ничего нет.
Времена не выбирают…
opisanie-kartin.com