Абстрактная живопись. Абстрактная живопись картины


Об абстрактной живописи – Ярмарка Мастеров

Здравствуйте, если кто заглянул. В этой записи я попыталась сформулировать своё мнение об абстрактной живописи. Мой взгляд скорее психологический, сама я живописью не занимаюсь, мне просто нравится смотреть художественные альбомы, в том числе посвящённые абстракционизму.

1. Абстрактная живопись хороша именно тем, что ничего конкретного на ней не изображается.

Совсем маленький ребёнок поначалу видит мир как плоское нагромождение бессмысленных линий и цветовых пятен. Различать объёмы он начинает позже, названия и назначения вещей узнаёт ещё позже. Как-то я читала о сложных экспериментах с участием взрослых добровольцев (надо заметить, что в этих экспериментах не применялись ни гипноз, ни наркотики, ни какие-либо препараты), и они показали, что и у взрослого такое восприятие остаётся где-то на подсознательном уровне. Но взрослому сложно «поймать» у себя это видение: мы слишком привыкли к обычному восприятию. Хорошая абстрактная картина – это кусочек того, первичного восприятия, в котором всё ещё ново, незнакомо и непонятно, и иногда полезно и хочется на несколько минут к нему вернуться.

абстракция, абстрактное искусство

В. Кандинский "Жёлтый, красный, синий".

2. Многие знают о забавном случае с ослом, хвост которого французские художники окунули в краску, и он, махая хвостом по холсту, «нарисовал абстрактную картину». Можно ли ставить её наравне с картинами выдающихся абстракционистов? «А почему нет» - говорят многие.

В этом примере есть один занятный, хотя и вполне закономерный нюанс: хотя про сам случай с ослом многие знают, но вот что он там намазал хвостом на холсте, визуально мало кто помнит. А квадраты Малевича помнят все (правда, Малевич – это не абстракционизм, а супрематизм). И импровизации Кандинского тоже все сразу узнают. А всё потому что у художников, в отличие от осла, появлению этих картин сопутствовала большая интеллектуальная и творческая работа.

И Кандинский, и Малевич вполне себе хорошо рисовали и в реалистической манере. Их уход в абстракционизм и супрематизм вызваны их художественными и теоретическими исканиями. Творчество этих художников шло параллельно с наработкой теоретического наследия, в котором они обосновывали своё искусство. В этом их отличие от рисовальщиков, утверждающих, что они могут «рисовать пятна и линии не хуже Кандинского», но не умеющих больше ничего.

абстракционизм

  В. Кандинский. "Одесса. Порт". 1898

3. У Василия Кандинского есть книга «Точка и линия», где он подробно и тонко разбирает психологическое воздействие на зрителя отдельных геометрических элементов и цветов. Именно непосредственное воздействие цвета и форм интересовало его куда больше, чем сходство картин с реальностью; более того, он считал, что это сходство только мешает восприятию. Сам художник очень чутко прислушивался к своим собственным ощущениям от тех или иных линий или цветов и много наблюдал за их восприятием у других людей.

абстрактная живопись

В. Кандинский "Белая линия". 1936

кандинский

В. Кандинский "Цвет и духовность".

филигрань

В. Кандинский "Вершины на дуге". 1927.

При этом художника занимало не только чисто визуальное восприятие, но и то, как могут линии, цвета и формы передавать и другие ощущения. Кандинский много размышлял о связи музыки с живописью, а также пытался понять, как передаются визуальными средствами другие ощущения, в том числе физические. Об этом говорят названия некоторых его картин.

узоры

В. Кандинский "Хрупкий". 1931

орнаменты

В. Кандинский "Движение". 1935

Поэтому вот мой личный способ восприятия абстрактных картин: не нужно пытаться разглядеть в них сходство с чем-то реальным. Вместо этого можно всматриваться в картину, прислушиваясь к собственным чувствам и ощущениям (в том числе физическим), которые возникают. Сложную картину, на которой много разных элементов, можно разглядывать небольшими частями, прислушиваясь к собственным ассоциациям («на что это похоже»), мечтам, воспоминаниям, которые вызывает каждая линия, или геометрическая форма, или их сочетание. Иногда это здорово помогает отвлечься от повседневных проблем или найти неожиданное решение какой-то задачи.

4. И ещё одно проявление абстракционизма, которое им не называют, но оно по сути им является. И оно уже напрямую связано с изделиями ручной работы. Я имею в виду узоры и орнаменты. Ведь это «всего лишь» сочетания абстрактных линий, фигур и цветов, но они могут производить очень сильное визуальное впечатление. Почему, например, сейчас весь мир так увлёкся мандалами?

мандала

При этом многие узоры  возникли в древности, и являлись геометризированными и символическими изображениями животных, людей, деревьев и разных других значимых объектов, а также человеческих действий и переживаний, связанных с ними. По сути, это тоже абстрактные картины.

Правда, эти древние узоры часто сложно разгадать. Например, техника филиграни, в которой я работаю, появилась тоже в древности. И сейчас уже не так просто понять: а что мастера хотели сказать вот этими узорами из петель и завитушек?

психология

И почему древние мастера стали именно паять эти узоры из тонких проволочек (можно же было их просто нарисовать или награвировать - это же проще)? На это тоже нет чёткого ответа. Я в своих работах как-то пытаюсь это почувствовать... Мои работы иногда считают странными. А они и правда иногда похожи… на некое отдалённое подобие абстракционизма…

Впрочем, сейчас я уже могу работать на заказ и сделать что-либо по желанию заказчика.

Спасибо, если вдруг кто дочитал.

С уважением, Евгения.

P.S. Первая иллюстрация - В. Кандинский "Картина XVI. Большие ворота в Киеве". 1928

www.livemaster.ru

ART статьи: абстрактная живопись - SPARTISAN

Абстрактная живопись

Абстрактные художники XX в. были новаторами, искавшими отличные от традиционных техники и подходы к материалам.

Картина «Черное и белое»(1948) Дже­ксона Поллока — один из ранних приме­ров революционных техник, в данном случае дриппинга — капания на холст живописных клякс.

Продана за 140 млн. долларов в 2006 году.

Абстрактное искусство заро­дилось в начале 20-х гг. XX в. почти одновременно в Евро­пе, России и США. Это не только всколыхнуло творческий процесс и повлияло на развитие искусства в целом, но и показало, как мир смо­трит на искусство.

Кубизм, начало которому поло­жили Пабло Пикассо (1881 —1973) и Жорж Брак (1882—1963), развивал­ся в 1907—1914 гг. и был первым шагом на пути к абстрактному ис­кусству. Однако образы были узна­ваемы, и в целом это движение еще оставалось вполне реалистичным.

Истоки абстрактного искусства

Абстрактный экспрессионизм воз­ник в Нью-Йорке около 1942 г. Он поставил на первое место интуитив­ный и спонтанный подход, отвергая традиционные темы и методы худо­жественного изображения. Возник­новение абстракционизма было свя­зано с приездом в США большого количества европейских авангарди­стов и сюрреалистов, многие из ко­торых бежали от преследований.

Подчеркивая индивидуализм ху­дожника, абстрактный экспрессио­низм был довольно разноплановым движением. Тем не менее можно выделить два основных направле­ния: живопись действия и живо­пись цветовыми плоскостями.

Живопись действия

Так называется динамичный стиль живописи разбрызгиванием и разма­зыванием красок случайным обра­зом в потоке творческого сознания. Холст рассматривался как «рабочее пространство», картина создава­лась — и была — «действием». Мно­гое было заимствовано у сюрреали­стов, таких как Макс Эрнст (1891—1976), которые широко соче­тали технику фроттажа с приемами психического автоматизма.

Наиболее ярким представителем живописи действия был Джексон Поллок (1912—1956). Его ранние работы были натуралистическими, но затем под влиянием Пикассо и художников-сюрреалистов стали более раскрепощенными и вырази­тельными.

Поллок постепенно перешел к дриппингу — живописи методом капания и размазывания цветовых пятен — в 1946-1947 гг. Расстилая грубый холст на полу, он с помо­щью веток, палочек и лопаточек капал, лил, разбрызгивал и разма­зывал по нему краску. Краски на­кладывались спонтанно слой за слоем, положение пятен определя­лось психическим автоматизмом движений. Сложный запутанный узор с отсутствием центра работы производил на зрителя ошеломля­ющее впечатление.

Живопись цветовыми плоскостями

Приверженцы другого направления абстрактного экспрессионизма — живописи цветовыми плоскостями, характеризующейся наличием ши­роких полей насыщенного цвета, — отвергали уже не только различимые формы, но абстрактные узоры из за­путанных линий и пятен. Подобно художникам-минималистам 60-х гг.,

они предпочитали крупные мелко­фактурные или гладкие основы, со­средотачивая внимание зрителя только на игре чистых тонов — с оп­тическим смешением или другими формами взаимодействия.

Марк Ротко был одним из самых видных представителей нью-йорк­ской школы этого направления. На его картинах обычно присутствуют два-три больших прямоугольника изысканных богатых тонов. Карти­ны имеют притягательность и на­кал, которые ощущаются в полной мере только при непосредственном созерцании полотна. Абстрактная живопись — настоящая, та, что рождена благодаря определенным идеям, достигает таких философских глубин, что впору писать трактаты, что и делал Марк Ротко, считающийся одним из «отцов» американского абстракционизма, работы которого позволяют понять, как сочетание цветовых пятен, нескольких квадратов на холсте может вызвать любопытство, трепет, ассоциации, заставить задуматься и вызвать желание узнать все о художнике.

 

spartisan.com

Абстрактная живопись Википедия

Абстракциони́зм (лат. abstractio «удаление, отвлечение») или нефигуративное искусство — направление искусства, отказавшееся от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма — достижение «гармонизации» с помощью изображения определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, вызывающих у созерцателя чувство полноты и завершенности композиции. Выдающиеся деятели: Василий Кандинский, Казимир Малевич, Наталья Гончарова и Михаил Ларионов, Пит Мондриан.

Современная абстрактная живопись, Наталья Плахта Фернандес, Края

Первая абстрактная картина была написана Василием Кандинским в 1910 году. В настоящее время она находится в Национальном музее Грузии - таким образом он открыл новую страницу в мировой живописи - абстракционизм, подняв живопись до музыки[1].

В живописи России XX века главными представителями абстракционизма были Василий Кандинский (завершивший в Германии переход к своим абстрактным композициям), Наталья Гончарова и Михаил Ларионов, основавшие в 1910—1912 годах «лучизм», создатель супрематизма как нового типа творчества Казимир Малевич, автор «Чёрного квадрата» и Евгений Михнов-Войтенко, творчество которого отличает, в том числе, беспрецедентно широкий диапазон направлений абстрактного метода, примененных в его работах (ряд из них, в том числе «граффитистский стиль», художник использовал первым среди не только отечественных, но и зарубежных мастеров).

Родственным абстракционизму течением является кубизм, стремящийся изобразить реальные объекты множеством пересекающихся плоскостей, создающих образ неких прямолинейных фигур, которые воспроизводят живую натуру. Одними из самых ярких примеров кубизма были ранние работы Пабло Пикассо.

История

В 1910—1915 годах живописцы в России, Западной Европе и США начали создавать абстрактные произведения искусства; среди первых абстракционистов исследователи называют Василия Кандинского, Казимира Малевича и Пита Мондриана. Годом рождения беспредметного искусства считается 1910-й, когда в Германии, в Мурнау, Кандинский написал свою первую абстрактную композицию. Эстетические концепции первых абстракционистов предполагали, что художественное творчество отражает закономерности мироздания, скрытые за внешними, наносными явлениями действительности. Эти закономерности, интуитивно постигаемые художником, выражались через соотношение абстрактных форм (цветовых пятен, линий, объёмов, геометрических фигур) в абстракционистском произведении[2]. В 1911 году в Мюнхене Кандинский опубликовал ставшую знаменитой книгу «О духовном в искусстве»[3], в которой размышлял о возможности воплощения внутренне необходимого, духовного в отличие от внешнего, случайного. В основу «логического обоснования» абстракций Кандинского легло изучение теософских и антропософских трудов Елены Блаватской и Рудольфа Штайнера. В эстетической концепции Пита Мондриана первоэлементами формы являлись первичные оппозиции: горизонталь — вертикаль, линия — плоскость, цвет — не-цвет. В теории Робера Делоне, в отличие от концепций Кандинского и Мондриана, идеалистическая метафизика отвергалась; основной задачей абстракционизма художнику представлялось исследование динамических качеств цвета и других свойств художественного языка (основанное Делоне направление получило название орфизма). Создатель «лучизма» Михаил Ларионов изображал «излучение отраженного света; цветовую пыль».

Зародившись в начале 1910-х годов, абстракционизм быстро развивался, проявляясь во многих направлениях авангардного искусства первой половины XX века. Идеи абстракционизма нашли отражение в творчестве экспрессионистов (Василий Кандинский, Пауль Клее, Франц Марк), кубистов (Фернан Леже), дадаистов (Жан Арп), сюрреалистов (Жоан Миро), итальянских футуристов (Джино Северини, Джакомо Балла, Энрико Прамполини), орфистов (Робер Делоне, Франтишек Купка), российских супрематистов (Казимир Малевич), «лучистов» (Михаил Ларионов и Наталья Гончарова) и конструктивистов (Любовь Попова, Лазарь Лисицкий, Александр Родченко, Варвара Степанова), голландских неопластицистов (Пит Мондриан, Тео ван Дусбург, Барт ван дер Лек), ряда европейских скульпторов (Александр Архипенко, Константин Бранкузи, Умберто Боччони, Антуан Певзнер, Наум Габо, Ласло Мохой-Надь, Владимир Татлин). Уже вскоре после возникновения абстракционизма обозначились два основных направления развития этого искусства: геометрическая абстракция, тяготеющая к правильным геометрическим формам и устойчивым, «субстанциональным» состояниям (Мондриан, Малевич), и предпочитающая более свободные формы, динамические процессы лирическая абстракция (Кандинский, Купка). Первые международные объединения художников-абстракционистов («Круг и Квадрат», «Абстракция-Творчество») сформировались в начале 1920-х — начале 1930-х годов в Париже[2].

Для эстетических программ абстракционистов был характерен универсализм; абстрактное искусство представлялось в них как универсальная модель миропорядка, включающая и устройство окружающей среды, и устройство общества. Работая с первичными элементами живописного языка, абстракционисты обращались к общим композиционным принципам, законам формообразования. Неудивительно, что абстракционисты находили применение неизобразительным формам в промышленном искусстве, художественном конструировании, архитектуре (деятельность группы «Стиль» в Нидерландах и школы Баухауз в Германии; работа Кандинского во ВХУТЕМАСе; архитектоны и дизайнерские проекты Малевича; «мобили» Александра Колдера; конструкции Владимира Татлина, работы Наума Габо и Антуана Певзнера). Деятельность абстракционистов способствовала становлению современной архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна[2].

В конце 1940-х годов в США получил развитие абстрактный экспрессионизм, сформировавшийся на основе лирического абстракционизма. Представители абстрактного экспрессионизма (Поллок, Марк Тоби, Виллем де Кунинг, Марк Ротко, Аршиль Горки, Франц Клайн) провозгласили своим методом «бессознательность» и автоматизм творчества, непредвиденность эффектов («живопись действия»). В их эстетических концепциях уже не было идеалистической метафизики, а беспредметная композиция порой становилась самодостаточным объектом, исключавшим ассоциации с действительностью[2]. Европейским аналогом абстрактного экспрессионизма стал ташизм, яркими представителями которого были Ханс Хартунг, Пьер Сулаж, Вольса, Жорж Матьё. Художники стремились использовать неожиданные, нестандартные сочетания цвета и фактур, скульпторы (Эдуардо Чильида, Сеймур Липтон и другие) создавали причудливые композиции и применяли необычные способы обработки материалов[2].

В 1960-е годы, с упадком абстрактного экспрессионизма, заметным течением в абстракционизме становится развивавший принципы геометрической абстракции оп-арт, использующий оптические иллюзии восприятия плоских и пространственных объектов. Другим направлением развития геометрической абстракции стало кинетическое искусство, обыгрывающее эффекты реального движения всего произведения или отдельных его составляющих (Александр Колдер, Жан Тэнгли, Николас Шёффер, Хесус Сото, Таксис). Параллельно в США возникла постживописная абстракция, принципами которой стало сокращение и предельное упрощения живописных форм; унаследовав правильные геометрические формы от геометрической абстракции, постживописная абстракция скругляет, «смягчает» их. Заметные представители этого направления — Фрэнк Стелла, Эльсуорт Келли, Кеннет Ноланд. Предельным выражением геометрической абстракции в скульптуре стал минимализм, сформировавшийся в 1960-е — 1970-е годы[2].

История абстракционизма в России и СССР

1900—1949

Художники Кандинский и Малевич в начале XX века внесли существенный вклад в развитие теории и практики абстракционизма.

В 1920-е годы, во время стремительного развертывания всех авангардных направлений абстрактное искусство включало в свою орбиту кубофутуристов, беспредметников, конструктивистов, супрематистов: Александру Экстер и Любовь Попову, Александра Родченко и Варвару Степанову, Георгия Стенберга и Михаила Матюшина, Николая Суетина и Ильи Чашника. Язык нефигуративного искусства лежал в основе культуры, новой современной пластической формы, станковой, декоративно-прикладной или монументальной, и имел все возможности для дальнейшего плодотворного и перспективного развития. Но внутренние противоречия авангардного движения, усиленные давлением идеологического официоза, в начале 1930-х годов заставили его деятелей искать иные творческие пути. Антинародное, идеалистическое абстрактное искусство отныне не имело права на существование.

С приходом к власти фашистов центры абстракционизма из Германии и Италии перемещаются в Америку, так как концепция абстракционизма не нашла поддержки у идеологов фашизма. В 1937 году в Нью-Йорке создается музей беспредметной живописи, основанный семьей миллионера Гуггенхайма, в 1939 году — Музей современного искусства, созданный на средства Рокфеллера. Во время Второй Мировой войны и после её окончания в Америке собрались вообще все ультралевые силы художественного мира.

В послевоенной Америке набирала силу «школа Нью-Йорка», членами которой были создатели абстрактного экспрессионизма Джексон Поллок, Марк Ротко, Барнетт Ньюманн, Адольф Готтлиб. Летом 1959 года их произведения увидели молодые художники в Москве на выставке национального искусства США в парке «Сокольники». За два года до этого события современное мировое искусство было представлено на художественной выставке в рамках Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. Информационный прорыв стал своеобразным символом духовной и социальной свободы[источник не указан 1450 дней]. Абстрактное искусство теперь ассоциировалось с внутренним освобождением от тоталитарного гнета кровавого режима, с иным мировосприятием[источник не указан 1450 дней]. Проблемы актуального художественного языка, новой пластической формы оказались неразрывно связаны с общественно-политическими процессами. Эпоха «оттепели» подразумевала особую систему взаимоотношений абстрактного искусства с властью. Начался новый этап в развитии советского абстракционизма — 1950—1970-е годы.

Для молодых советских художников, воспитанных в традициях академической системы и материалистического видения мира, открытие абстракции означало возможность воспроизведения личного субъективного переживания. Американские исследователи характеризовали абстрактный экспрессионизм как «жест освобождения от ценности политической, эстетической, моральной»[источник не указан 1450 дней]. Подобные чувства испытывали молодые живописцы в СССР, осмыслявшие незнакомое им актуальное искусство и одновременно строившие собственные формы сосуществования с властями или противостояния им. Рождался андеграунд, и среди художников-неформалов обращение к абстрактному искусству было общепринятым и широко распространённым.

В эти годы многие живописцы испытывали потребность в языке беспредметного искусства. Необходимость овладения формальным лексиконом зачастую связывалась не только с погружением в спонтанное творчество, но и с сочинением продуманных теоретических трактатов. Как и в начале века, для этих живописцев абстракция не означала отрицания разных уровней смысла. Современное европейское и американское абстрактное искусство опиралось на такие фундаментальные пласты, как исследование первобытного мифологического сознания, фрейдизм, начала экзистенциализма, восточные философии — дзен[источник не указан 1450 дней]. Но в условиях советской действительности художники абстракционисты не всегда могли достаточно полно и глубоко знакомиться с первоисточниками, они интуитивно находили ответы на волновавшие их проблемы[источник не указан 1450 дней] и, отвергая упреки в простом копировании западных образцов, серьёзно относились к собственной профессиональной репутации[источник не указан 1450 дней].

1950—1970

Возвращение абстрактного искусства в культурное пространство России не было всего лишь следствием изменения политического климата или имитацией художественных явлений Запада. Законы «саморазвития искусства» выстраивали «жизненно необходимые самому искусству» формы. Происходил «процесс реперсонализации искусства. Появилась возможность создания индивидуальных картин мира».[источник не указан 1450 дней] Последнее и вызвало мощную отрицательную реакцию на государственном уровне, долгие годы приучавшую рассматривать абстракционизм как «крайне формалистическое направление, чуждое правдивости, идейности и народности»[источник не указан 1450 дней], а произведения созданные абстракционистами, как: «Бессмысленное сочетание отвлеченных геометрических форм, хаотических пятен и линий».[источник не указан 1450 дней]

На протяжении почти тридцати лет (с конца 1950-х по 1988 год) разрабатывал собственный стиль абстрактного творчества Евгений Михнов-Войтенко, уникальный мастер по диапазону использованных методов. Разные периоды его работы отмечены множеством экспериментов в области живописи и декоративно-прикладного искусства; наследие художника включает графику, картины, выполненные в смешанной технике, нитроэмалью, пастелью, соусом, маслом, гуашью, темперой, а также произведения из дерева, металла, стекла, пенопласта.

Первым[источник не указан 1549 дней]неформальным художественным объединением периода «оттепели», развивавшим принципы абстрактного искусства, стала студия «Новая реальность», которой собралась вокруг Э. М. Белютина. Изначально студия функционировала в качестве курсов повышения квалификации при Горкоме художников графиков. Курс на общую либерализацию, заданный XX съездом, открывал перспективы для свободы творчества и художественных поисков. Однако выставка 1962 года в Манеже, резкая критика со стороны партии искусства художников «Новой реальности» и кампания против абстракционизма заставила художников уйти в подполье. На протяжении следующих 30 лет[4] студия непрерывно работала в мастерских в Абрамцево, в доме, принадлежавшем Белютину.

Разрабатывая принципы внефигуративного изображения, художники студии опирались как на опыт русских авангардистов начала века, так и на современных западных художников. Особенностью «Новой реальности» была установка на коллективную работу, к которой стремились футуристы начала XX века[5]. «Новая реальность» объединила московских художников, которые придерживались различных взглядов на методику построения абстракции. Художники Люциан Грибков и Тамара Тер-Гевондян работали в стиле, ближе всего примыкающему к абстрактному экспрессионизму[6]. Сохраняя элементы реальных форм в своих работах, они развивали категории выражения эмоциональных состояний посредством визуально-пластических ходов. Вера Преображенская, бывшая на протяжении долгого времени старостой студии и зафиксировавшая теорию и методику школы, прошла долгий путь от экспрессионизма через эстетику оп-арт к геометрической абстракции. Совместно с Элием Белютиным Преображенская занималась разработкой модулей-«психогранул», символов, которые выражали бы конкретные состояния и абстрактные понятия при помощи четких цвето-пластических решений[7]. Вера Преображенская говорила: «В моих картинах Бог — это почти всегда черный квадрат»[источник не указан 1450 дней]. В процессе работы со студийцами Элий Белютин сформировал теорию «всеобщей контактности», в которой выразил принципы развития творческого потенциала художника.

Из школы Белютина вышел Владислав Зубарев, первым разработавший принципы выражения категорий времени в живописи. Группа художников, увлеченных идеей времени, объединились под его началом в Студии «Темпоральная реальность». Способность выразить третье измерение в двухмерном жанре живописи стояло проблемой для художников, начиная со Ренессанса. В книге «Темпоральная реальность» Владислав Зубарев выделяет пять видов времени: изогнутое, реликтовое, субъективное, разорванное, плоское время. Для каждого из типов времени, по теории Зубарева, существует свой способ пластического выражения. В книге «Темпоральное искусство» и в программных циклах работ «Образы темпоральности» Зубарев привел своё учение о времени к единой системе[8].

Художники «Новой реальности» считали себя наследниками, в первую очередь, искусства Василия Кандинского. Родоначальник русской абстракции ориентировался на изображение мира духовного посредством пластического искусства. Их художественные поиски были обогащены и достижениями европейских абстракционистов середины века, частично возвращавших фигуратив в свои произведения уже в новом качестве оптической иллюзии или же фетиша.

Кандинский говорил, что: «Сознательно или бессознательно художники все больше обращаются к своему материалу, испытывают его, взвешивают на духовных весах внутреннюю ценность элементов, из которых надлежит создавать искусство»[источник не указан 1450 дней]. Сказанное в начале века вновь стало актуальным для следующих поколений живописцев. Во второй половине 1950-х появляется абстрактная скульптура, снабженная «электронным мозгом», — «Cysp I» Николя Шёффера. Александр Кальдер создает свои «стабили». Возникает одно из обособленных направлений абстракционизма — оп-арт. В то же время почти одновременно в Англии и США появляются первые коллажи, использующие этикетки массовых изделий, фотографии, репродукции и тому подобные предметы новой стилистики поп-арта.

Московская абстракция рубежа 1960-х, углубившись в поиски нового формообразования, соответствующего внутреннему состоянию «творческой озаренности», своего рода медитации, дала убедительные примеры собственного понимания культуры беспредметного. Например, в творчестве Владимира Немухина, Лидии Мастерковой, Михаила Кулакова, безусловно, увлеченных абстрактным экспрессионизмом, который они сумели наполнить высоким духовным напряжением. Иной тип абстрактного мышления демонстрировал наиболее последовательный в своей аналитической и практической работе Юрий Злотников, автор обширной серии «Сигналы», созданной в конце 1950-х. По словам художника: «Динамизм, ритм, ярко выраженные в геометрической абстракции», привели его к анализу: «Инамических представлений, заложенных в искусстве», и далее: «К изучению моторных реакций человека»[источник не указан 1450 дней]. В «Сигналах» художник исследовал «обратную связь» спонтанных психологических реакций на цветовые символы.

Следующий этап в развитии русской абстракции начинается в 1970-е годы. Это время знакомства современных художников с творчеством Малевича, с супрематизмом иконструктивизмом, с традициями русского авангарда, его теорией и практикой. «Первоэлементы» Малевича вызвали стабильный интерес к геометризированной форме, линейным знакам, пластическим структурам. «Геометрическая» абстракция позволяла приблизиться к проблемам, волновавшим мастеров 1920-х годов, почувствовать преемственность и духовную связь с классическим авангардом. Современные авторы открывали для себя труды русских философов и теологов, богословов и мистиков, приобщались к неисчерпаемым интеллектуальным источникам, которые в свою очередь наполняли новым смыслом творчество Михаила Шварцмана, Валерия Юрлова, Эдуарда Штейнберга.

Геометрическая абстракция легла в основу методов работы художников, объединившихся в начале 1960-х в группу «Движение». Среди её членов были Лев Нусберг, Вячеслав Колейчук, Франциско Инфантэ. Последний был особенно увлёчен супрематизмом. В «Динамических спиралях» Инфантэ занимался изучением модели бесконечной спирали в пространстве, внимательно анализировал: «Несуществующую пластическую ситуацию».

Американская живопись 1970-х гг. возвращается к фигуративности. Считается, что 1970-е это: «Момент истины для американской живописи, которая освобождается от питавшей её европейской традиции и становится чисто американской».[источник не указан 1450 дней]

Середину 1980-х годов можно рассматривать как завершение очередной стадии развития абстракции в России, накопившей к этому времени не только громадный опыт творческих усилий, осмысленную философскую проблематику, но и убедившейся в востребованности абстрактного мышления.

1990-е годы подтвердили особенный «русский путь» беспредметного искусства. С точки зрения развития мировой культуры абстракционизм как стилевое направление завершился в 1958 году. Однако в: «Постперестроенном российском обществе только теперь возникла потребность в равноправном общении с абстрактным искусством, появилось желание увидеть не бессмысленные пятна, но красоту пластической игры, её ритмов, проникнуть в их значение. Услышать, наконец, звучание живописных симфоний».[источник не указан 1450 дней] Художники получили возможность выражения в формах не только классических — супрематизма или абстрактного экспрессионизма, но лирической и геометрической абстракции, минимализме, скульптуре, объекте, рукотворной авторской книге, в бумажной массе, отлитой самим мастером.

Современный абстракционизм в живописи

Важным слагаемым современного языка абстракции стал белый цвет. Для Марины Кастальской, Андрея Красулина, Валерия Орлова, Леонида Пелиха пространство белого — высшего напряжения цвета вообще наполнено бесконечными вариативными возможностями, позволяющими использовать и метафизические представления о духовном, и оптические законы отражения света.

Пространство как понятийная категория обладает в современном искусстве разной смысловой нагрузкой. Например, существует пространство знака, символа, возникшего из глубины архаического сознания, иногда преображенного в структуру, напоминающую иероглиф. Существует пространство древних рукописей, образ которых стал своеобразным палимпсестом в композициях Валентина Герасименко.

В современном абстракционизме развивается сюжетное направление (Геннадий Рыбалко). При сохранении беспредметности абстрактное изображение строится так, что вызывает конкретные ассоциации — разного уровня абстрагирования: от предметной ситуации до философской уровня абстрактных категорий. С другой стороны, изображение может выглядеть как картина фантастического мира — абстрактный сюрреализм. Его ответвление — изображение объемных абстрактов.

См. также

Примечания

Литература

wikiredia.ru

Абстрактная живопись

Абстрактная живопись

Абстрактная живопись – это одно из основных направлений современного искусства. Главная идея данного направления – передать гармонию между человеком и искусством, создать определенное гармоничное сочетание линий и цветовых пятен. Абстрактная живопись – это новое искусство, беспредметное и нефигуративное по своей сути. Абстрактная живопись не преследует цели точной и реалистичной передачи действительности, скорее, наоборот – главное передать поток эмоций и внутреннее состояние художника. Рекомендует для этого пройти курсы рисования акварелью красками, маслом и другие доступные программы в нашей арт-школе.

Истоки абстрактной живописи исходят к началу 20-го века. Именно тогда была создана первая картина абстрактной живописи. Родоначальником абстрактного искусства считают Василия Кандинского. Именно он разработал целую систему визуального восприятия абстрактного искусства. Направление абстрактной нефигуративной живописи поддержали и другие художники: Казимир Малевич, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Пит Мондриан.

Кандинский - Абстрактная живопись - Курсы живописи Артстатус

В. Кандинский

Художник Кандинский - Абстрактная живопись - Обучение живописи Артстатус

 

Пит Мондиран - Абстрактная живопись - Обучение живописи в Киеве в студии Артстатус

П. Мондриан

Абстрактное направление в живописи дало отправную точку для зарождения и развития других современных направлений в искусстве – появился лучизм, неопластицизм, супрематизм, экспрессионизм и геометрическая абстракция. Такое разнообразие направлений в живописи дало новые возможности художникам, новые темы и приемы в живописи.

Для абстрактного искусства главную роль играет цвет и форма, реалистические очертания и рисунок уходят на второй план. Художники по-новому начинают передавать на своих холстах знакомый ранее предметный мир. Абстрактная живопись дает художникам полную свободу действий.

Казимир Малевич - Абстрактная живопись - Курсы живописи в Киеве от Артстатус

Казимир Малевич

Василий Кандинский - Абстрактная живопись - Курсы живописи в Киеве от Артстатус

Василий Кандинский

Наталья Гончарова - Абстрактная живопись - Курсы живописи в Киеве от Артстатус

Наталья Гончарова

Курс «Абстрактная живопись» рассчитан на слушателей с разным уровнем подготовки. Если Вы решили написать абстрактную картину и переживаете, получится у Вас или нет – отбросьте все свои сомнения в сторону. Занятие по абстрактной живописи – это не только урок по рисованию, а и арт-терапия. Вам нужно только прислушаться к самому себе, взять кисть в руки и начать творить. Наши опытные преподаватели помогут Вам создать картину-шедевр, отображающую именно Ваш внутренний мир.

Некоторые считают, что абстрактная картина всего лишь обычная мазня, но они глубоко ошибаются. Абстрактная живопись насыщенна символами и эмоциями, цветом – это настоящее эмоциональное творение, которое оперирует языком символов и обобщений, доведенных до крайней простоты в восприятии. По сути, абстракция – это «разжеванная» художником для зрителя квинтесенция художественного образа.

Кандинский - Абстрактная живопись - Научитесь создавать шедевры в студии Артстатус Василий Кандинский - основоположник абстрактной живописи - создайте шедевр в студии Артстатус

Василий Кандинский

Джексон Поллок - мастер абстрактной живописи - закажите уроки абстрактной живописи в Артстатус

Джексон Поллок

Стоимость занятия: 350 грн.

Все материалы включены в стоимость, кроме полотна

На занятия «Абстрактная живопись» можно принести свой холст, или приобрести в школе рисования в Киеве по следующим ценам:

Стоимость  грунтованного полотна на подрамнике:

Размер, см.

Стоимость,грн.

35х55

100

45х55

130

55х75

150

Стоимость полотна других размеров  уточняйте по телефонам художественной студии «Artstatus»

Продолжительность занятия – 2,5 часа.Запись на уроки живописи по телефону: (097) 450-72-21, (096) 365-21-01, (044) 360-65-96.

   

                     рисунки учеников художественной школы "Артстатус"

artstatus.kiev.ua


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта