Макс Эрнст. Серый кардинал сюрреализма. Эрнст макс картины


Макс Эрнст

Автопортрет

Продолжатель традиции Босха и Грюневальда Макс Эрнст является ключевой фигурой искусства середины XX века. Он стоял у истоков дадаизма и сюрреализма, хотя, когда говорят о сюрреализме, на ум приходит, прежде всего, Сальвадор Дали. Но, будучи младше Эрнста на пятнадцать лет,  Дали многое перенял у своего старшего коллеги.

Макс Эрнст не получил профессионального образования и вынужден был годами доказывать право быть художником. Некоторые говорят даже о комплексе неполноценности Эрнста, упорно преодолевавшим его самообразованием  и экспериментированием с различными  техниками автоматического письма, впервые позволявшими визуализировать образы сновидений и подсознательного.

Начало

Художник  родился в Германии 125 лет назад (1891). Родился в католической семье, где и отец, и мать  были скорее надсмотрщиками, чем любящими родителями, стремясь сделать детей богобоязненными и благовоспитанными гражданами. В семье родилось девять детей, трое из них умерли. Отец был глухим и потому учительствовал в школе для глухонемых, мать была домохозяйкой.

Воспоминания детства, деспотия отца во многом повлияли на смыслы и образы, которые Макс Эрнст воплощал в картинах и коллажах, изживая свои комплексы. Отец, увлекавшийся живописью, был первым и единственным наставником мальчика в рисовании. Правда, это была живопись академического толка, не допускавшая никаких иных направлений.

Плод многолетнего опыта. 1919

Позднее, когда Макс начал выставляться, отец, увидев его картины,  отрекся от сына, а авангардизм сына стал своеобразной формой бунта против отца. В начале своего пути, пока юноша был в родительском подчинении, он был не вправе выбирать свое будущее. По настоянию родителей, которые в будущем видели сына преподавателем, восемнадцатилетний юноша поступает на философский факультет Боннского университета.

Здесь он  получает высококлассное образование. И хотя молодой человек учился без особого прилежания и очень быстро начал уделять гораздо больше времени музеям, чем учебе и  философии, тем не менее, именно философское образование сделало из него художника-философа, который работал со смыслами, а не с формами.

Из всех предметов университетского курса его больше всего интересовала психиатрия. Макс Эрнст знакомится с теорией Фрейда, которая привела его  в психиатрические больницы. Здесь он заинтересовался искусством душевнобольных, которое сегодня рассматривается как особое направление в искусстве и живописи (арт брют), а тогда никто не видел в нем никакой самостоятельной эстетической ценности.

Слово или женщина-птица 1921

Но молодого начинающего художника живопись душевнобольных  заинтересовала с точки зрения механизма творчества, в котором бессознательное играет не меньшую роль, чем сознание. Есть версия, что именно Макс Эрнст, приехав в 1922 году в Париж, рассказал будущим сюрреалистам, вряд ли читавшим Фрейда на немецком,  о психоанализе, его основоположнике и теории толкования сновидений, чем во многом определил направление и идеологию их творчества. Наверное, поэтому его считают серым кардиналом сюрреализма.

Окончательное решение стать художником Макс Эрнст принял после посещения выставки французских художников  Сезанна,  Моне,  Ван Гога, побывав впервые в Париже в 1913.  В десятые годы он  увлечен немецким экспрессионизмом, Эль Греко, кубистами, футуристами, Кандинским и вполне вписывался в немецкую богему.

Но началась война, его призвали в армию. И хотя Макс Эрнст служил  в штабе армии, рисуя карты, из войны он выходит глубоко травмированным человеком и весьма критически  настроенным по отношению к западной культуре, которая не смогла спасти мир от ужасов войны, скорее оправдывая ее.

Семейные экскурсии 1919

Мировоззрение художника изменилось кардинально. Мир предстает перед ним как абсолютно иррациональный, и эта идея легла в основание всего его последующего творчества.

«Мы, молодые люди, возвратившиеся с войны, испытываем глубочайшее отвращение к окружающему нас миру, - писал он. - Оно выражается в страстном желании отвергать и потрясать устои цивилизации, которая привела человечество к этой войне. Мы готовы объявить свою войну старому языку, логике, литературе и живописи»

А в конце жизни художник пишет, что в семнадцатом году он умер и воскрес - в восемнадцатом, уже совсем другим человеком. Детские и военные травмы художник  изживал и лечил постепенно, визуализируя их в химерах, антропоморфных монстрах, выжженных городах, апокалиптических пейзажах, предвосхитивших еще более страшную бойню Второй мировой. И потому имел основание писать:

«Будучи человеком заурядной конституции...я приложил все свое старание, чтобы сделать свою душу монстрообразной. Из слепого пловца, каким я был, я превратил себя в провидца. И обнаружил, что я влюбляюсь в то, что вижу, и хочу идентифицировать себя с виденным мною. Так рождались работы и образы самого себя» («За пределами живописи»).

Коллаж. 1920

Поиски своего стиля

Вернувшись с войны, художник женился на вполне обеспеченной и благопристойной девушке Луизе, правда, ее родители не были в восторге от зятя. Чрез год у них родился сын, а еще через несколько лет брак распался.  Макс продолжал самообразование, открыв для себя де Кирико с его манекенами, чертежами машинообразных фигур и бесполезных механизмов.

Де Кирико вдохновил Макса Эрнста на совершенно иное творчество. Новый этап начался с организации в Кёльне вместе со своим  другом, поэтом и художником Хансом Арпом группы дадаистов. Их творчество было представлено в Кёльне двумя выставками. Первая прошла в ноябре 1919, где Эрнст впервые выставил свои коллажи, выполненные в духе де Кирико.

Вторая  состоялась в 1920 на территории пивоваренного завода. В этот раз Макс Эрнст поставил обнаженную девочку - ангелочка, которая пела матерные песни и декламировала такие же стихи. Это был намеренный эпатаж буржуазной публики, а по сути - акт отчаяния.

И по нашим меркам (вспомним Пусси Райот) такие действия  выглядят вызывающими, а тогда – это был грандиозный скандал.  Власти выставку закрыли, каталог конфисковали,  художник стал не выездным. Именно  тогда отец бросил в лицо сыну: «Проклинаю тебя, ты опозорил мое имя». Больше они не виделись.

Морской пейзаж 1921

В эти годы Макс Эрнст сформулировал для самого себя кредо: «Рисование не декоративное развлечение или пластичное изображение реальности. Картина  должна быть одновременно  изобретением,  открытием  и откровением».

От разрушения художник перешел к созиданию, к строительству нового мира со взглядом, развернутым на себя, на свое подсознание, свои комплексы, а не на внешний мир. Первой, по-настоящему сюрреалистической картиной, открывающей нового художника, стал «Слон Сулавеси (Целебес)". Она выполнена в технике коллажа, ставшей основой творчества Эрнста.

Стоит сказать несколько слов об особенностях коллажа художника. Его техника существенно отличалась от техники коллажа кубистов (Пикассо), которые делали его из намеренно разрозненных деталей, не приспособленных друг к другу, в котором разрозненность и разъединенность были главными.

Макс Эрнст делает коллаж, в котором  преобладает единство. Его коллаж несет не негатив, а позитив, не разрушение, а созидание, художник строит новый мир. У него  существовал свой критерий отбора деталей, свои ограничения на бесконечность возможностей и принципы, регулировавшие выбор материала и форм, делавшие  это  единство возможным.

Целебес

В сотворенном художником единстве никогда не видно швов и стыков, детали срастаются в единое целое. Именно по этой причине Эрнст часто фотографировал свои коллажи, сознательно скрывая границы соединения деталей, следуя своей тактике сокрытия. Блестящим достижением Макса Эрнста была разработка синтаксиса коллажа, с помощью которого он управлял стилистическим единством всех своих работ.

Его коллажи, несмотря на всю их странность, стремятся к согласованности и достоверности, в результате чего возникают "правдоподобные" образы, хоть и очень странные. Ему удалось поставить  сознательные ограничения в отношении произвола и аморфности, к которым легко скатиться, используя эту технику.

Детали, вырезанные из журналов, каталогов, различных руководств по ремонту, помещенные в новое пространство в определенном порядке, утрачивают первоначальный смысл, но новое существо, которое появлялется в результате такой операции, приводит в замешательство, тревожит и ставит в тупик, т.к. совершенно непонятно зрителю, привыкшему к иной эстетике.

Приближение половой зрелости или Плеяды 1921

«Техника коллажа – это систематическое объяснение случайных или искусственно спровоцированных встреч двух и более чуждых друг другу предметов в абсолютно неподходящем для этого в данный момент месте – плюс искра поэзии, которая проскакивает при сближении двух этих реальных предметов», писал художник о своей технике.

Примером  именно такого, нового типа коллажа и является картина «Сулавеси» (Целебес). В центре ее – огромный слон, больше похожий на железный танк, который двигается на обезглавленную обнаженную фигуру женщины, чью правую руку обтягивает окровавленная перчатка. Здесь художник использует несколько деталей, а главное – несколько смыслов.

За основу названия  картины взят индонезийский остров Целебес, по контуру похожий на слона. В основе формы слона лежит большой бункер (корзина) для хранения зерна, который Эрнст превращает в страшного железного монстра, похожего на танк, добавляя к бункеру голову и ноги. Так нереальное приобретает  реальность, внося тревогу и дискомфорт в душу зрителя.

В 1921 году Анри Бретон организует выставку работ Макса Эрнста в Париже, а в 1922 году Поль Элюар помогает ему по подложному паспорту пересечь границу и приехать в Париж.

(Окончание здесь)

Тина Гай

Related posts

coded by nessus

sotvori-sebia-sam.ru

репродукции работ сюрреалистов от Арт Холст

Легендарное утверждение “Сюрреализм - это я” прозвучало после ссоры Дали с сюрреалистами в 1936 году. А задолго до этого была встреча дадаиста Макса Эрнста с идеологом сюрреализма Андре Бретоном. Именно они открыли представителям направления "Толкование сновидений" Фрейда, разработали принципы автоматического рисования, увидели смысл в воссоздании сна на холсте.

Официальной датой появления сюрреализма в живописи считается 1924 год и у истоков его стоял Макс Эрнст. В послевоенной Европе и Америке он был очень знаменит, но сегодня как только заходит разговор о творчестве за пределами реального все вспоминают лишь одиозного пиарщика Дали. А между тем историки искусства говорят о трех столпах направления, в числе которых, кроме эпатажного испанца, есть еще сдержанный бельгиец Рене Магритт и оригинал Макс Эрнст, немец по происхождению. В предыдущем посте мы уже познакомились с магическим миром Магритта, сегодня предлагаем узнать, каким был сюрреализм в исполнении Макса Эрнста.

Макс Эрнст, 1920 г.

Макс Эрнст, 1920 г.

Считал, что...

"Произведение искусства должно быть одновременно открытием, изобретением и откровением. "

Творчество для Макса Эрнста означало...

Мастерски создавать сны наяву. Сравнивая сюр представителей направления, исследователи отмечают, что Дали работал с паранойей и бредом, Эрнст же работал со сном.

Сюрреализм и живопись, 1942 г

Сюрреализм и живопись, 1942 г.

Пару слов о том, как понимать сюрреализм Эрнста

Жил в ХIХ веке писатель Лотреамон, которому отводят роль предтечи сюрреализма и символизма. Он определял красоту как “случайную встречу швейной машинки и зонтика на операционном столе”. Фраза стала ключевой в эстетике сюрреализма, но каждый художник реализовал ее по-своему. Совмещение чуждых друг другу элементов на плоскости чужеродной обоим было для Эрнста определяющим при выборе изобразительных техник.

За облаками, 1920 г. М.Эрнст

За облаками, 1920 г.

Запомнился тем, что …

Любил создавать фантастические образы экспериментальными способами. Первые знаменитые композиции создал методом коллажа

Очень увлекался вырезанием-наклеиванием, составлял тематические серии, которые вошли в роман-коллаж “Неделя доброты” (еще известен как “Семь смертельных элементов”). В нем изображены элементы смерти соответственно дням недели. Конечно, не очень веселые перспективы, но тема была созвучна трагической атмосфере межвоенного периода.

Иллюстрации к сборнику “Неделя доброты”, 1934 г

Иллюстрации к сборнику “Неделя доброты”, 1934 г

Иллюстрации к сборнику “Неделя доброты”, 1934 г.

Изобрел уникальную технику - фроттаж

Цель фроттажа, т.е. натирания, - получить узор текстуры рельефных, шероховатых материалов на бумаге. Лист размещался на поверхности и натирался углем, карандашом. Полученный узор выступал фоном будущей картины. В одной из последних работ художник показал тот кусочек дерева, который всегда оставался “за кадром”, под холстом.

Красный лес, 1970 г

Красный лес, 1970 г.

Увлечение необычными способами изображать сверхреальность привело к освоению техники граттаж. В этой технике выполнен “Пейзаж с озером и химерами”.

Пейзаж с видом на озеро и химерами, 1940 г

Пейзаж с видом на озеро и химерами, 1940 г.

Усовершенствовал технику декалькомании

Во время освоения масляных красок также не обошлось без новаторского подхода. Теперь это была декалькомания, которую придумал один из испанских сюрреалистов - Оскар Домингес. Занятные фоны как раз в духе фантастических снов получались, если обмакнуть фактурный материал в краску и сделать оттиск на холсте.

“Объединяя изобретенные и заимствованные техники, Эрнст сооружал апокалиптические пейзажи и химерные образы. По силе воспроизводимого эффекта их сложно перещеголять даже имея в своем арсенале все средства компьютерной графики”

Одеяние невесты, 1940 г

Одеяние невесты, 1940 г.

Сюрреализм. Эрнст

Сюрреализм. Эрнст

Europe After The Rain II, 1933 г.

Сюрреализм. Эрнст

Око безмолвия, 1943 г

Око безмолвия, 1943 г.

Придумал дриппинг

Уж очень любил художник совмещать различные техники в одном произведении. Иногда он завершал сюжет разбрызгиванием краски. Выглядело это так: холст располагался на полу, над ним подвешивалась банка с отверстием, из которого, собственно и лилась краска. Эту “льющуюся” технику позже использовал абстракционист Джексон Поллок в самом известном произведении “Номер 5”. Только в исполнении Поллока дриппинг вышел куда более экспрессивным, чем у Эрнста.

The Bewildered Planet

The Bewildered Planet, 1942 г.

Сюрреализм. Эрнст

Одним из первых в ХХ веке начал интересоваться рисунками душевнобольных не в лечебных целях, а в контексте искусства

Во время учебы в Боннском университете на философском факультете специализировался на психологии и хотел издать книгу о творчестве пациентов психиатрического госпиталя. Задумка, конечно же, слегка странновата, но, как оказалось, на то время была очень даже актуальна. Коллекцию картин, написанных маргиналами общества (душевнобольными, заключенными), соберет Жан Дюбюффе и назовет это творчество Ар брют.

Химера, 1921 г

Химера, 1921 г.

Один из основателей дадаизма

Дадаисты отрицали рациональность и логику, в процессе творчества руководствовались законом случайности, что и отображалось в выборе коллажной техники. Увлечение этой техникой повлияет на творческую манеру Эрнста. Картины написанные маслом очень похожи на слепленные из газетных и энциклопедических вырезок коллажи.

Хромая лошадка…, 1920 г

Хромая лошадка…, 1920 г.

Beautiful Season, 1925 г

Beautiful Season, 1925 г.

Макс Эрнст был художником-самоучкой

Отчасти его научил рисовать отец - преподаватель рисования в школе для глухонемых детей, также он слушал лекции по истории искусства. В основном же отрабатывал технику и оттачивал мастерство самостоятельно. К слову об отношениях с отцом. С ним у Макса не заладилось. Филипп Эрнст фанатично следовал канонам и не терпел, когда что-то шло вразрез с его задумкой. В один из дней он заканчивал пейзаж и заметил, что забыл изобразить дерево. И решил эту проблему с помощью топора. То есть попросту срубил дерево. Это событие сильно поразило маленького Макса, ведь он очень любил гулять в лесу, ему нравилось то ощущение двойственности величия природы - красоты и в тоже время пугающего могущества. Всю жизнь он будет возвращаться к образу леса. Он на его холстах мистический, таинственный, напоминает пейзажи параллельного мира.

The gray forest, 1927 г

The gray forest, 1927 г.

Fishbone Forest, 1927 г

Fishbone Forest, 1927 г.

Сюрреализм. Эрнст

Другой ключевой образ - человек-птица. Также отголосок детства. Дело в том, что у Макса был любимый попугай, который умер в ночь рождения сестры художника. Девочка, забравшая душу птицы или птица переродившаяся в человека - эти мысли тревожили подростка Макса и впоследствии вылились во множество художественных образов.

Birds also Birds, Fish Snake and Scarecrow, 1921 г

Birds also Birds, Fish Snake and Scarecrow, 1921 г.

Китайский соловей, 1920 г

Китайский соловей, 1920 г.

Composition, 1943 г

Composition, 1943 г.

Иллюстрировал сборник поэзий Поля Элюара

Художник и поэт некоторое время сотрудничали, результатом стал сборник поэм в прозе по мотивам коллажей Эрнста - “Несчастья бессмертных”. В то же время художника связывала крепкая дружба (а может и не только) с женой Поля - Галой Элюар (будущей женой Сальвадора Дали), она позировала для его картины.

Гала Элюар, 1924 г

Гала Элюар, 1924 г.

art-holst.com.ua

Макс Эрнст. Серый кардинал сюрреализма

Нет, ну вообще, надо уже что-то с этим делать. Невозможно так жить дальше. Ну, сами посудите - как только кто-нибудь в интеллигентной типа тусе скажет богатое слово «сюрреализм», так сразу у всей этой интеллигентной типа тусы в голове начинают проматываться картинки Дали. А ведь сюрреализм – это не только Дали. Даже я знаю еще как минимум двух сюрреалистов*. Об одном – о Миро я уже здесь текст написал, теперь вот о втором (1891-1976) напишу. Макс Эрнст родился в Германии. В Боннском универе он изучал философию, психологию и историю искусств. Искусство же как мастерство не изучал. Ну, не считая того, что он в этом смысле почерпнул из уроков папы – тот был самодеятельным художником и чего-то такое малевал. Тем не менее, молодой Эрнст очень хотел стать художником и начал прикладывать усилия, чтобы эту мечту реализовать. Он ходил в музей и делал там копии. Еще он ходил на выставки и смотрел, что делают настоящие художники. Из них больше всего ему понравились Ван Гог и родные ему по ареалу обитания экспрессионисты, что очень чувствуется в его ранних работах.

Пейзаж с солнцем

Это – любовь к Ван Гогу.

Без названия

Это – любовь к экспрессионизму. И немножко – к кубизму. В 1913 году Эрнст побывал в Париже и понабрался там этой любви.

Распятие

В этой работе чувствуется не только любовь к экспрессионизму, но и стойкая симпатия к средневековой/возрожденческой немецкой живописи, что, впрочем, было характерно и для экспрессионизма.

Неожиданно грянула война. Эрнста забрали в армию, присвоили чин лейтенанта и послали в артиллерию картографом. Он смог повоевать не только против коллег-кубистов на Западном фронте, но и против коллег из русского авангарда на Восточном. Пока он этим занимался, в Цюрихе образовался дадаизм.

Война внушила Эрнсту стойкую идиосинкразию к войне, к государству, эту войну ведущему, к политике, эту войну устраивающую и к культуре, войну оправдывающей. Поэтому, когда в мирное уже время дадаизм пошел шагать по Германии, Эрнст втянулся в него со всей силой.

Вместе с отчаянными людьми Арпом и Бааргельдом он создал в Кельне мощную группу дада. Работать так, как он работал раньше, было уже нельзя. И Эрнст начал работать по-новому.

В частности, он стал работать в технике коллажа**. Штука эта была изобретена кубистами, и у них смысл ее был в том, чтобы уравнять в смысле реальности то, что они малевали, с реальными осколками реальности. Эрнст придал этой нестандартной тогда технике другой смысл. «Техника коллажа – это систематическое объяснение случайных или искусственно спровоцированных встреч двух и более чуждых друг другу предметов в абсолютно неподходящем для этого в данный момент месте – плюс искра поэзии, которая проскакивает при сближении двух этих реальных предметов». Это эрнстово кредо восходит, конечно, к знаменитой максиме Лотреамона, которую так любили тогда еще несуществующие сюрреалисты – «красота - это случайная встреча швейной машинки и зонтика на операционном столе».

Хромая лошадка

Эрнст брал для своих коллажей изображения и их фрагменты из совершенно разных источников – рекламных каталогов, книг по палеонтологии, руководств по ремонту и эксплуатации печных дымоходов и т.д. Вырванные из привычного контекста и соединенные вместе, они утрачивали свой первоначальный смысл и приобретали новый, совершенно непостижимый. Понять его было невозможно, общение любителя прекрасного с таким коллажем неминуемо приводило его в тупик. А тупик – это любимое направление любого уважающего себя дадаиста.

Позже Эрнст стал переводить эти коллажи в живопись.

Непонятные фигуры

Гидрометрическая демонстрация убийства с помощью высоких температур

Не избегал он в то время и традиционного уже с подачи Швиттерса ассамбляжа в мусорном варианте.

Плод многолетнего опыта

Самым же мощным деянием кельнской группы была знаменитая выставка «Предвесенний дада» в апреле 1920 года с входом через мужской туалет и голой нимфеткой в зале, читающей матерные стихи. Хитами выставки были следующие работы: «Антропофильский ленточный глист», «Флюидоскептрик Розвиты из Гандерсхайма» Бааргельда и «Оригинальный движущийся рельеф. Вид из легких семнадцатилетнего курильщика» с «Неслыханной угрозой с воздуха» Эрнста. Работы эти не сохранились – публика их разломала - поэтому можно только наслаждаться звукописью их переведенных названий. Выставка под напором общественного мнения была закрыта, но, после общения с дадаистами полиция ее вновь разрешила – очень уж убедительно выступили перед ней дадаисты. После второго открытия перед входом появились, как флаг над Рейхстагом в 45-м, плакаты «Дада побеждает» и «Дада размножается».

Весть об этой выставке докатились до далекого Парижа, где ночевали свои собственные дадаисты. Увидев в Эрнсте могучего и конгениального творца, они пригласили его к себе. И в мае 1921 года Эрнст представил свое творчество – картины, коллажи и рисунки – в парижском подвале с выключенным светом, где кто-то постоянно материл присутствующих, Бретон зажигал спички, Рибмон-Дессень все время орал «Капает на череп!», будущий писатель-коммунист и друг Советского Союза Арагон мяукал, а Супо и Тцара играли в прятки. Оттянулись, в общем.

Но все хорошее почему-то имеет обыкновение заканчиваться, поэтому закончился и дадаизм. Основные его силы влились в сюрреализм, и Эрнст влился туда тоже.

Если сравнивать Эрнста с другими известными мне героями сюрреализма, то я вынужден заявить следующее. Дали работал с параноидальным бредом. Миро – с архетипами сознания типа юнговских. С Джорджией О'Киф я Эрнста сравнивать не буду, поскольку ничего о ней не знаю. Эрнст же работал со сном***.

Из серии «Неделя доброты»

Из серии «Неделя доброты»

Из серии «Неделя доброты»

Причем, это сон человека, впитавшего суровую реальность массовой культуры. Не случайно гравюрами Эрнста, скажем, были иллюстрированы романы Б. Акунина о Фандорине – это как бы массовое чтиво сопровождалось как бы массовой изопродукцией, простите мне это совковое слово.

Сон как источник вдохновения – это не все, что Эрнст принес в сюрреализм. Он принес туда ту самую достоверность нереального, которую взял у него потом Дали и которую, в свою очередь, сам Эрнст приобрел у Кирико, обогатив ее тем самым лотреамоновским сочетанием несочетаемого.

Король Юбю

Ну, и конечно, Эрнст внес в арсенал авангардизма пару техник, что очень много, на самом деле. Первая – фроттаж.

Из альбома «Естественная история»

Из альбома «Естественная история»

Эта техника известна всем со времен школы. Помните, когда вы или другой хулиган подкладывал монетку под лист бумаги и тер потом ее тупым концом карандаша? Вот это оно и есть. Тут в смысле сюрреализма что важно? Это - случайный выбор, это – вне работы разума, это – спонтанное письмо. Эрнст обогащал сию банальную забаву – он прорисовывал или переводил в живопись эти уже зафиксированные фактуры. Совершенно разные – ткани, дерево, листья и т.д.

Еще он усовершенствовал технику декалькомании, придуманную другим сюрреалистом - Домингезом. Это посложнее – надо наложить краску на одну поверхность, приложить к ней другую поверхность, а потом – оторвать одну от другой. Богатая получается текстура. Эрнст иногда так складывал две разные картинки.

Наряд невесты

Все рыжее и фиолетовое здесь – это декалькомания. Эрнст использовал этот прием не по площадям, а фрагментарно.

Европа после дождя II

Еще Эрнст придумал граттаж. Это когда холст кладется на какую-то фактурную поверхность, а потом мастихином втирается краска в образовавшиеся на нем впадинки. Живописный вариант фроттажа.

Из серии «Лес»

Про дальнейшую судьбу Эрнста расскажу кратко. Он остался навсегда в Париже – празднике, который всегда с ним, потом, с началом новой войны, был интернирован французами как немец, исторгнут из лагеря сюрреалистами, уехал в США, где сделал мелкие пейзажи Аризоны размером с почтовую марку и передал еще одну придуманную собой технику дриппинга в надежные руки Поллока, и о которой я по необъяснимым причинам ничего не написал, но о которой можно узнать много полезного, пройдя по последней ссылке. В Европу вернулся в 1953 мэтром.

Бонус

Охотник

Мрачная картинка 26-го года. Граттаж. Хорошо вписывается в традиционный германский романтизм.

Двое в кружевах

Коллаж, переведенный на язык живописи. Совершенно автономные по стилю фрагменты, из которых составлены фигуры персонажей.

Воссоединение друзей

Это сборище его приятелей-дадаистов и еще не осознающих себя сюрреалистами сюрреалистов и около того  – 22-й год на дворе. Всех перечислять не буду, но самые главные – Кирико, Элюар, Кревель, Пере, Бааргельд, Деснос, Супо, Арп, Арагон, Бретон, Гала Элюар (Дали впоследствии). Сам Эрнст сидит на коленях у Достоевского. Почему сюда попал Достоевский – не знаю. С моей точки зрения, Эрнст должен сидеть на коленях у Толстого. Тот был бОльшим дадаистом, если вспомнить его поздние статьи, отрицающие всю современную ему культуру, опускающие Шекспира на уровень ножки дивана, полное опрощение в конце жизни, отказ его от всего им написанного и последний могучий жест – исход на станцию Астапово.

Ангел домашнего очага или Триумф сюрреализма

Это отклик Эрнста на нацизм. Не впрямую, естественно.

Варвары

То же самое.

Украденное зеркало

Совершенно фантастическая работа (граттаж) по мотивам какой-нибудь классики типа Каналетто.

Красный лес

Поздняя работа, 70-го года. Объект. Как говорят в роке – трибьют. Эрнст предъявил в материале то, с чего десятилетиями делал фроттаж – дерево. Очень честно и трогательно.

Богоматерь наказывает Христа перед тремя персонажами (А. Бретон, П. Элюар и автор).

Картинка, вызвавшая жуткий вой клерикалов. А дело-то было аж в 1926 году. Сейчас – классика. Это к вопросу о Pussy Riot, допустим.

 

* Незамысловатая шутка. На самом деле я знаю трех сюрреалистов – еще Джорджию О'Киф.

** Есть версия, что к технике коллажа Эрнст обратился из-за комплекса неполноценности – он не был уверен в себе как график и живописец. Не учился же нигде. Это уже после Второй мировой войны современные художники могли без всяких комплексов говорить, что рисовать не умеют, поскольку работают не с формой, а со смыслами. В то начальное для авангардизма время к такому еще не привыкли.

*** Однажды мне приснился сон вполне в духе работ Эрнста. Я изначально стоял на балконе и беседовал с несколькими волками. У нас возник конфликт, они взлетели – у них были крылья – и, построившись в косяк, исчезли вдали. Сон старый, еще до путинского вяло-дадаистского журавлиного полета. Я прекрасно понимаю, что, рассказывая свой сон, неосмотрительно подставляюсь под психоанализ, но не смог не поделиться с вами этим интересным переживанием.

 

Автор: Вадим Кругликов

adindex.ru

Живопись и графика Макса Эрнста

Миры фентези [91]

Пейзажи миров фэнтези, сказочные миры,воины, драконы, замки, безумные маги и чародеи. Военная тактика гномов и эльфов, работы художников на тему фэнтези, картинки и анимация. Нежные ангелы, воинственные амазонки, русалки и необычные животные.

Готика и фентези. Картинки и фотографии [113]

Картинки и фотографии на тему готики и фентези. Загадочные девушки в чёрном. Готические розы и куклы. Забавные гномы и эльфы. Пейзажи фэнтези. Величественные драконы в анимации.

Рассказы о нечистой силе и волшебных существах [185]

Рассказы о нечистой силе и волшебных существах Мифы и правда о вампирах. Правда или вымысел? Морские чудища и магия Вуду, классификация демонов и оборотни. Иерархии ангелов. Откуда берутся зомби и характеристики мифических существ.

Мистические явления [277]

Необычные и странные явления природы. Рассказы очевидцев о привидениях, известные клады и артефакты. Мистические истории и необъяснимые факты.

Нелепые факты [280]

Взгляд художника на обычные вещи: оригинальные решения в архитектуре и интерьере, витражное искусство и необычная посуда, бумажные и стеклянные скульптуры,знаменитые ювелирные украшения и другие идеи для творческой личности

Мрачная готика [31]

Готические традиции Франции и Великобритании. Загадочные личности - Владислав Дракула и кровавая графиня Эржбет Батори. Легенды о вампирах, исторические предания и литературные образы. Смерть и пугающий фотоарт.

История Франции [79]

Формирование государства - от древних народов к современным французам: мифы и легенды кельтов и галльских племен,средневековое рыцарство и история королевских династий, Парижская коммуна и наполеоновские завоевания. Быт и особенности французской кухни, история виноделия во Франции.

Города Франции [126]

Легенды и тайны Парижа, достопримечательности провинций Шампань и Прованс. Жемчужины знаменитого Лазурного берега: карнавалы и пляжи Ниццы, фестивали в Каннах и Сен-Тропе, соборы и музеи Марселя и Тулона. Княжество Монако - одна из самых маленьких стран мира.

Дворцы и замки Франции [84]

История знаменитых замков с завораживающей архитектурой и мистической атмосферой: величественный Шамбор, грациозный Блуа, очаровательный королевский Фонтебло, суровый Иф и многие другие. История знаменитого Лувра, внутренее убранство музея и экспонаты. Легенды и мифы долины Лауры.

Короли и императоры Франции [64]

История королевских династий: Валуа, Бурбоны, Капетинги. Людовик XIV Великий- Король-Солнце. Филипп III Смелый. Людовик IX Святой.Королевы и их фавориты. Мария-Антуанетта и Мария Медичи. Династия Наполеонов. Тайны мушкетеров.

Легенды Франции [70]

Героические сказания Франции - Песнь о Роланде, Песнь о Сиде. Роман о Лисе. Романтическая история Тристана и Изольды. Пугающие легенды: Жеводанский зверь, Замок Дьявола и история барона Жиля де Рэ, или Синей Бороды. Народные сказки.

Музеи Франции [19]

Знаменитый Лувр - история коллекционирования, характеристика залов и наиболее известные экспонаты. Персональные музеи - творчество Пикассо и Сальвадора Дали. Площади Монмартра. Восковые фигуры музея Гревен и многое другое.

Храмы и соборы Франции [66]

Готическая традиция во Франции: Шартрский, Амьенский и Руанский соборы и Собор Парижской Богоматери. Пантеон, базилики и храмы, посвященные святым и мученикам. Православные соборы во Франции: Собор Александра Невского в Париже и Церковь Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца в Ментоне.

История Великобритании [83]

Великобритания от первых монархов до современности. Королевские династии: Стюарты, Тюдоры, Йорки. Английский абсолютизм, суд и казнь Карла I, революция и установление республики. Реставрация монархии. Правление Маргарет Тэтчер. Знаменитые войны и сражения: война Алой и Белой розы, битва при Гастингсе и Креси.

Исторические личности Великобритании [64]

Биография прославленных монархов: трагическая история Дианы Спенсер, справедливое правление Вильгельма Завоевателя, знаменитые походы Ричарда Львиное Сердце, судьба Елизаветы II. Экспедиция Джеймса Кука. Величайший политик Черчилль, выдающийся военачальник Кромвель и другие известные британцы.

Достопримечательности Великобритании [80]

Красивейшие места Великобритании. Старинные замки, сады и парки. Палата Лордов, Лондонский Сити,дворцы и соборы в готическом стиле. Музей мадам Тюссо. Пейзажи Темзы. Лондонский Тауэр.

Легенды и мифы Великобритании [104]

Легенды, мифы и сказки Великобритании. Мистическае истории о призраках и красавицах. Рассказы о колдунах и феях, таинственные истории. Эльфы и гномы.Сказания о Беовульфе и Робин Гуде.

Мифы и легенды народов мира [56]

Мифы, саги, былины и легенды народов мира. Русские святцы, мир Славян глазами художников. Мифы о сотворении мира, Кельтские сказания.

История и культура Японии [123]

История Японии с древнейших времен до наших дней: загадочные археологические находки, история старинных династий, религиозные и мистические воззрения японцев, особенности письменности и литературы, легенды и страшные сказки. Национальное своеобразие: чайные церемонии, исторические факты о знаменитых самураях и гейшах, современный быт и традиции японской кухни.

Галерея фоторабот [391]

Фотографии на любой вкус. Фотопроекты Екатерины Рождественской. Пейзажи и натюрморты. Великолепное разнообразие цветов. Фотографии PIN-UP, моря, озёра и замки.

Художественная галерея [689]

Собрание картин русских и зарубежных художников. Старинные иконы и гравюры. Произведения старинных и современных авторов

Красивое оформление для сайтов и блогов [215]

Клипарты, линеечки, блинги, фоны для коллажей и рамочки. Всё для украшения Вашего сайта или блога. Замки и крепости в картинках. Картинки с комментариями. Скрап-наборы и уголки.

Курсовые работы и не только они... [30]

Уникальные курсовые работы по психологическому анализу произведений. Тайна месторождения Пушкина. Биография Дюма-отца. Русские пословицы на открытках и объяснение жестов. Правописание, древнесловянская буквица в иллюстрациях. Особенности психологизма в русской литературе.

Праздники,которые мы празднуем [51]

Исторические и современные, религиозные и мистические праздники народов мира. Их происхождение, история празднования и традиции разных народов. Идеи для Хэллоуина, новогодние и рождественские обряды, пасхальные обычаи и многое другое.

Самое удивительное в искусстве [10]

Удивительные и необычные произведения искусства. Уникальные коллекции изделий из стекла,ритуальные маски и эпатажные украшения в стиле стимпанк.

Мистика [12]

Авторские произведения на мистические темы. Байки из шкафа для монстров и вурдалаков. Секреты таинственного наследства и сны разума.

Фанфики по квестам [9]

Фанфики на темы игр и литературных произведений. Сцены из семейной жизни вампиров.

Юмор [10]

Юмористические произведения и рассказы. Романтика средневековья. Вольные интерпретации сказок Колобок на современный лад и литературные дракончики

Проза [17]

Рассказы о любви и дружбе. Сказки, рассказы, мечты и размышления.

Фентези [17]

Муки творчества и вдохновение любви в произведениях в стиле фэнтези. Рассказы о встречах с нечистой силой.

Миры кота Баяна [23]

Таинственные и мистические Миры кота Баяна. Философские размышления и пьесы.

vision7.ru

Эрнст Макс. Картины и биография. Ernst Max. Культурологические аспекты

 

эрнст макс портретЭрнст Макс Картины и биография Макса Эрнста эрнст антипапа Эрнст Макс (Ernst Max), немецкий живописец, график, мастер коллажа и фроттажа, один из наиболее ярких представителей сюрреализма. Родился 2 апреля 1891, в Брюле, Германии. С 1909 он изучал философию в университете Бонна, но вскоре оставил это занятие, чтобы полностью посвятить себя искусству. Во время учебы он основательно изучал психологию и интересовался искусством психически больных. Первые работы Эрнста были показаны в 1912 в галерее Фельдмана в Кельне. На выставке Sonderbund того же года в Кельне он познакомился с работами Поля Сезанна, Эдварда Мунка, Пабло Пикассо и Винсента ван Гога, которые оказали влияние на формирование его творческих взглядов.

В 1913 году Эрнст предпринял поездку в Париж. Несмотря на участие в первой мировой войне, Эрнст продолжал писать картины и даже смог устроить выставку своих работ в Берлине в 1916 году. В 1919 году он создал свои первые коллажи и с Джохэйннсом Барджелдом основал движение кельнского дадаизма; к ним присоединились Жан Арп и другие. В 1921 в Париже прошла первая выставка работ Эрнста. В начале двадцатых годов ХХ века по приглашению Поля Элюара и Андре Бретона Эрнст становится участником движения французских сюрреалистов. В конце двадцатых годов Эрнст работал с Миро в проектах для театральных, балетных постановок Сергея Дягилева. В 1930 художник сотрудничал с Сальвадором Дали и Луисом Бунюэлем эрнст одеяние невесты Антипапа, 1941–1942 Собрание Пегги Гуггенхайм, ВенецияОдеяние невесты, 1940 Коллекция П.

 

Гуггенхайм, Венеция эрнст ангелэрнст искушение святого антония Ангел очага или триумф сюрреализма 1937, Частное собраниеИскушение святого Антония, 1945 Музей Вильгельм-Лембрюк, Дуйсбург В фильме "Андалузский пес". Первая американская выставка работ Эрнста прошла в Нью-Йорке в 1932 году. В 1936 работы Эрнста были представлены в галерее дадаизма и сюрреализма в Музее современного искусства в Нью-Йорке. В 1939 художник был интернирован во Франции как немецкий подданный. Два года спустя Эрнст бежал в Соединенные Штаты с Пэгги Гуггенхайм, на которой он женился в начале 1942. После развода с Пегги Гуггенхайм Эрнст женился на Дороти Таннинг и в 1953 году переселился во Францию. Эрнст получил главный приз за оформление Биенале в Венеции в 1954, а в 1975 музей Соломона Р.

Гуггенхайма представил практически полную ретроспективу работ художника. Макс Эрнст умер 1 апреля 1976 в Париже. эрнст макс ernst maxэрнст макс ernst maxэрнст макс ernst maxэрнст макс ernst maxэрнст макс ernst maxЖенщина, старик и цветок, 1924Приближение половой зрелости или ПлеядыФранцузский сад 1962Сомнительная женщина 1923Кастор и Поллукс 1923 эрнст макс ernst maxэрнст макс ernst maxэрнст макс ernst maxэрнст макс ernst maxэрнст макс ernst maxСюрреализм и живопись 1942Celebes or Elephant Celebes, 1921Око безмолвия 1943-1944.Зооморфическая пара 1933Лес и черное солнце 1927–1928 эрнст макс ernst maxэрнст макс ernst maxэрнст макс ernst maxэрнст макс ernst maxэрнст макс ernst maxИмператор 1923Людям это неведомо 1923Европа после Второй мировой 1941Двое детей и соловей 1924Царь Эдип 1922 Искусство Франции.

Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. История зарубежного искусства. От эпохи романского стиля и готики средневековья до современности.

 

www.nitpa.org

Эксперименты Макса Эрнста (1891–1976) - Рязя

Обожаю творчество Макса Эрнста!Кстати, в продолжении к предыдущей заметке стоит сказать, что Макс также, как и Ханна был деятелем движения дадаизм (ну и названьице, секта коллажистов прям). Более того, Макс был одним из основателей движения наравне с поэтами Хуго Баллем, Рихардом Хюльзенбеком и Тристаном Тцара, и художниками Хансом Арпом, Марселем Янко. Макс Эрнст в 1920 г. вместе с Хансом Арпом основал в Кёльне группу дада.В дадаизме можно выделить три ветви развития коллажа: цюрихский «случайный» коллаж, берлинский манифестационный коллаж и кёльнско-ганноверский поэтический коллаж.Макс Эрнст определяет коллаж следующим образом: «…техника коллажа есть систематическая эксплуатация случайного или искусственно спровоцированного соединения двух или более чужеродных реальностей в явно неподходящей для них среде, и искра поэзии, которая вспыхивает при приближении этих реальностей».

Le Rossignol chinois, 1920, Max Ernst - collage

Кроме того, в 1925 г Эрнст изобрел технику фроттажа и широко использовал её в своей графике и живописи.

"Фротта́ж (фр. frottage — натирание, протирка) — техника переноса на записываемую поверхность текстуры материала рельефа посредством натирающих движений незаточенного карандаша."

Palermo, Max Ernst - фроттаж

Изучая творчество Макса Эрнста можно пополнить свой арсенал приемов как в графике, так и в живописи. Законодатель мод также придумал технику граттажа, которую впоследствии активно использовал при создании своих сюрреалистических полотен.

"Граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или холста, залитых тушью или масляными красками."

Забальзамированный лес, 1933, Max Ernst - граттаж

Однако мои любимые картины Эрнста выполнены им в технике декалькомания. И опять-таки! Макс был первым художником, который начал применять эту технику в масляной живописи. Благодаря своим экспериментам с фактурами и масляными красками Эрнст добивался совершенно чумовых результатов - инопланетные пейзажи с его картин дадут фору "Аватару" и прочей фантастике с претензиями на оригинальность.

Europe After Rain, 1942, Max Ernst - decalcomania

The Eye of Silence. 1943/44, Max Ernst - decalcomania

Чтобы вы могли убедиться в многогранности таланта Макса Эрнста предлагаю проследовать по ссылке на сайт Gallerix, где хранятся фотографии 240 его работ! Хочу заметить, что сайт этот замечательный, в его архиве есть работы множества известнейших художников. На досуге я с удовольствием пересматриваю содержимое этой виртуальной галереи.

rya-zya.livejournal.com

Эрнст Макс - "я превратил себя в провидца". - Известные живописцы - Живопись - Каталог статей на All-Art.do.am - All-Art.do.am

Эрнст Макс (Ernst, Max) (1891–1976), немецкий, французский и американский живописец и скульптор, основатель дадаизма, один из ведущих сюрреалистов и создателей техники коллажа.

«Будучи человеком заурядной конституции... я приложил все свое старание, чтобы сделать свою душу монстрообразной. Из слепого пловца, каким я был, я превратил себя в провидца. И обнаружил, что я влюбляюсь в то, что вижу, и хочу идентифицировать себя с виденным мною. Так рождались работы и образы самого себя», - писал Макс Эрнст в своей книге «За пределами живописи».

В рейтинге британской газеты The Times - рейтинг 200 самых лучших художников ХХ века - он занимает 38 место.

Эрнст не любил чистых холстов, для того, чтобы пробудить фантазию ему требовались готовые пятна, может быть поэтому он и не столь преуспел на сюрреалистическом поприще, как обладающие буйной фантазией, Дали или Магритт.

Макс Эрнст родился 2 апреля 1891. Ранние годы оказали большое влияние на художника, родившегося в Брюле, маленьком немецком городке между Кельном и Бонном. Его отец, человек своенравный и властный, работал в школе для глухонемых, и в свободное время занимался акварелью. Как художник-любитель и сторонник традиций, он привил Максу любовь к живописи и рисованию, и этот опыт заточил мятежные инстинкты Эрнста и его живую насмешливость. А мать, мечтательная и кроткая, больше всего любила рассказывать детям сказки. У Макса было шестеро братьев и сестра. Рисовать Макс начал с пяти лет. Он учился в народной школе и городской гимназии, окончив которую в 1908 году поступил в Боннский университет, где изучал философию и историю искусств (1908–1914). Именно там Эрнст, еще и анормальную психологию, открыл для себя искусство людей с расстройствами психики, и оно оказало на него сильное впечатление.

Еще в гимназические годы Макс Эрнст любил читать Макса Штирнера, Флобера, увлекался оккультизмом, а в студенческие годы начал интересоваться психиатрией и даже посещал больницу для душевнобольных.

Живописью Эрнст серьезно занялся в 1909 году. Его кумирами стали Ван Гог, Гоген, Моне, позже - Кандинский, Делоне и Марке, с которым ему посчастливилось познакомиться лично.

В начале 1910-х годов Эрнст вступил в общество художников «Молодой Рейн». В это же время он выставил несколько своих работ в одном из боннских книжных магазинов и в галерее в Кельне, затем познакомился с Аполлинером и Делоне, съездил в Париж и принял участие в Первом осеннем берлинском салоне, который организовало издательство «Штурм».

В 1914 Эрнст знакомился с Жаном (Хансом) Арп - немецкий и французский поэт, художник, график, скульптор, и началась их пожизненная дружба.

Стать же художником студента заставила встреча с экспрессионистом Августом Маке.

В период Первой мировой войны, Эрнст служил в полевой артиллерии до конца войны, но его интерес к искусству не снижался.

В 1916 году проходит первая индивидуальная выставка в галерее "Sturm" в Берлине.

В 1917 году в журнале "Der Sturm" (7. Jg., номер 5) печатается экспрессионистская статья Макса Эрнста - «За пределами живописи».

Незадолго до конца войны Макс Эрнст сочетается браком в Кельне с полученным ученую степень кандидата наук искусствоведом Луизой Штраус, с которым он знакомился во время учебы{исследования} в Бонне.

Еще в период войны, в 1916, он принял участие в выставке "Бури" в Берлине. К этому же периоду относятся его первые контакты с художниками дадаизма.

Первая мировая война, в которой Эрнст сражался на двух фронтах, обернулась для художника глубокой травмой.

В довоенной картине "Бессмертие", где заметно влияние французского "наивного" художника Анри Руссо и урбанистической живописи Лионеля Файнингера, еще чувствуется невинность. Но "Битва рыбы", одна из немногих сохранившихся военных акварельных работ Эрнста, пропитана новой резкостью.

С фронта Первой мировой войны Эрнст вернулся убежденным пацифистом, и в 1919 году обосновался в Кельне, где, вместе с Johannes Theodor Baargeld, псевдоним - Альфреда Фердинанда Грюнвальда (Alfred Ferdinand Gruenwald (1892-1927) - немецкий художник, график, автор и публицист дадаизма.), они основали группу Дадаистов (в 1919 году) - приверженцев движения, возникшего тремя годами ранее в Швейцарии среди художников, писателей и критиков, разочарованных мировой войной и стремящихся опровергнуть традиционные общественные, моральные и художественные ценности, которые не смогли предотвратить катастрофы.

Дадаисты устраивали скандальные выставки под лозунгом «Все, что прежде не было искусством, теперь приравнивается к искусству. Дада победит!».

«Дада» - слово, означающее и все, и ничего, эпатаж, абсурд, антиэстетику. Что нередко выражалось в алогичном сочетании людей и вещей в художественных композициях, в подчеркивании контраста между природой и техникой... Их излюбленный художественный прием - коллаж, в основе которого - комбинация различных контекстов, приводящая к новой изображаемой реальности. «Минимум добавки - максимум воздействия» - под таким девизом дадаистами модифицировались и соединялись в блоки иллюстрации из старинных журналов, популярных романов, научных изданий, каталогов, учебных пособий, рекламных проспектов и плакатов. К примеру, на существущем уже изображении священной горы Фудзияма «обоями» закрывалось или закрашивалось все ненужное. Затем к оставшемуся добавлялся рисунок какого-то прибора, неожиданное название - и у зрителя возникали совершенно новые ассоциации.

В том же 1919 художник создал свои первые коллажи. Для них он брал гравюры из научных изданий и старых каталогов, рекламные проспекты и плакаты, страницы популярных романов и т.п. Сюжет, изъятый из своего контекста и перенесенный в абсурдное окружение, превращался в сюрреалистический образ (например. Плод многолетнего опыта, 1919). Макс Эрнст делал целые серии таких работ.

«Однажды в 1919 году, оказавшись в дождливую погоду в одном городе на берегу Рейна, я был поражен наваждением, приковавшим мой взор к страницам иллюстрированного каталога, на которых красовались предметы антропологического, микроскопического, психологического, минералогического, палеонтологического толка. Я нашел там собранные воедино настолько различные фигуративные элементы, что сама абсурдность этого собрания вызвала во мне внезапное усиление зрительно-пророческих способностей и противоречивых, двойственных, тройственных и множественных образов, накладывающихся друг на друга с настойчивостью и быстротой, свойственными любовным воспоминаниям и образам в полусне...», - писал Эрнст в книге «За пределами живописи».

Художник использовал и другие автоматические техники. Например, вешал банку с краской на высоте 1-2 метра над полотном и раскачивал ее в разных направлениях. Из просверленной в банке дырочки жидкая краска попадала на холст. Затем причудливые изображения обрабатывались согласно свободной фантазии художника.

«Макс Эрнст обладает безграничными способностями; решив покончить с мошеннической мистикой мертвых изображений, он заряжает в свой аппарат самый захватывающий на свете фильм и все с той же элегантной улыбкой до самой глубины освещает нашу внутреннюю жизнь несравненным сиянием», - писал Андре Бретон.

Выставка дадаистов в 1920 году, в Winter Brewery в Кельне, была закрыта полицией на основаниях непристойности.

В 1921 году Бретон устроил в Париже выставку работ Эрнста, которая прошла с большим успехом. "Морской пейзаж", датированный 1921 годом, предвещает странные пейзажи Ива Танги, появившиеся через 10 лет.

«Целебесс или слоны Целебесса» Макс Эрнст. 1921. Масло, холст. Галерея Тейт, ЛондонCelebes or Elephant Celebes. 1921. Oil on canvas. Tate Gallery, London, UK. 125.4 x 107.9 cm

Огромную фигуру в центре картины многие ошибочно принимают за слона. На самом деле это резервуар для хранения зерна, который художник увидел на фотографии из Судана. Над остальными символами даже не стоит ломать голову – перед нами чистой воды сновидение. Именно Эрнст, а не пресловутый Дали, был первым и непревзойденным сюрреалистом. Он не столь глянцевый и эффектный, но влияние его сюрреалистической живописи на все довоенное искусство не подлежит сомнению.

В 1922 Эрнст переехал в Париж, где жил до начала Второй мировой войны.

Осенью 1922 года Макс Эрнст из Кельна переехал в Париж. Здесь он присоединился к художникам и поэтам, окружавшим Андре Бретона, который чуть позднее, в 1924 году, издал знаменитый «Манифест сюрреализма». В отличие от дадаизма как протеста художника против существующего миропорядка, сюрреализм можно назвать активным поиском на новых территориях «золотого руна» - новых приемов графики, новых образов, изображающих «больше, чем действительность», передающих реальность подсознательного. Для того, чтобы переделать мир и изменить жизнь. Сюрреалисты устраивали шумные демонстрации и многочисленные собрания, писали воззвания в поддержку этого направления. Был основан журнал «Сюрреалистская революция». Символична созданная в это время Максом Эрнстом картина «Кастор и Поллукс» - пародия на аргонавтов, ищущих золотое руно.

Основным методом сюрреализма стал метод изучения внутреннего мира человека и фиксации подсознательных образов, сновидений, свободных ассоциаций. Для того, чтобы добиться точной передачи внутренней иррациональности, сюрреалисты устраивали сеансы гипноза и пр. Их интересовали случайные и бессознательные образы, которые возникают в ходе таких занятий. Затем это становилось темой их причудливых произведений. На показанной нам на экране фотографии запечатлен один из таких «снов наяву». Внимание всех собравшихся людей приковано к сидящему в центре медиуму (Р. Деснос), который что-то достает из небольшого ящичка, а за пишущей машинкой жена А. Бретона записывает то, что он говорит.

В картине Эрнста «На встрече друзей» изображен спиритический сеанс группы будущих сюрреалистов и тех, кого они считали своими предшественниками. Сам автор оказался сидящим на коленях у Федора Достоевского.

В первое время после переезда в Париж Макс Эрнст поселился у своих друзей, поэта Поля Элюара и его жены, Галы. В свободное время он расписывает стены их дома причудливыми фигурами (всего таких настенных росписей было создано 17). Участвует в собраниях сюрреалистов, в спорах о том, можно ли художнику изобразить нечто транцендентальное, невидимое сознанию. Большинство считали, что это возможно. В том числе и Макс Эрнст, экспериментируя при помощи разных графических приемов.

В 1924 он присоединился к Андре Бретону и окружавшим его художникам и поэтам, вместе с которыми основал сюрреализм – направление в искусстве, стремившееся передавать реальность подсознательного посредством «автоматизма» или техники свободных ассоциаций. В поисках техники, которая была бы более зависима от случая, чем коллаж, Эрнст изобрел фроттаж – перевод на бумагу текстуры какой-либо грубой или шероховатой поверхности. Например, лист помещался на необструганное дерево и протирался грифелем или углем; в результате на нем получалось изображение, напоминающее какую-либо узнаваемую форму, Эрнст дорисовывал его краской. Художник использовал и другие автоматические техники, например, брызгал краской на полотно или клал две только что написанные картины одну на другую и получал новые неожиданные рисунки на обоих холстах. Часто эти мотивы перерабатывались в какой-нибудь первобытный пейзаж с фактурой, напоминающей растительные формы, клубки переплетенных корней, лаву или стоячую воду. Художник населял такие пейзажи причудливыми существами, напоминающими дриад, морских коньков и насекомых.

Художник заново изобретал мир. В серии набросков от 1925 года Эрнст изобразил придуманные им пустынные растения. Он также нарисовал скелет эры динозавров. Ноги оказываются тремя пеньками, поднимающимися из травы.

Эрнст часто вдохнавлялся атмосферой лесов и птицами, которые населяют их.

На данной картине - "Лес" (1927 год, масло, холст. 0.5 cm × 81.5 cm (23.82 in × 32.09 in). Находится Национальном музее Cardiff), - эффект рисунка "елочкой" деревьев и гранулированного неба показывает его технику grattage.

Слои краски на холсте - это отпечатки, выполненные от листа металла и грубо очищенной доски.

Слои краски были применены к холсту, который был нажат против листа отпечатанного металла и грубой доски и очищен.

Немецкий художник начал рисовать сцены из параллельных миров:

"Леса" (1927. Масло на холсте. Forest / Foret. 1927. Oil on canvas. Staatliche Kunsthalle, Karlsruhe, Germany. 114 x 146 cm), в которых скалистые минеральные выступы пронзают небо, где место солнечного диска занимает огромное кольцо.

Он создавал псевдопейзажи и изобретал новые объекты, которых никогда не существовало.

Осенью 1925 года в Галерее сюрреалистов были показаны новые работы Макса Эрнста, а в марте 1926 года с большим успехом прошла еще одна выставка его работ в Париже.

В том же году вышла в свет книга Эрнста под названием «Естественная история» или «История природы».

При создании этой книги иллюстраций художник также использовал технику фроттажа.

Художник, подкладывая под лист бумаги рельефные поверхности и натирая бумагу грифелем или сухими красками, получал некие фантастические изображения и доводил их затем до окончательного вида. И в приеме коллажа, и в технике фроттажа, художнику важно было использовать случайность полученного изображения, чтобы с помощью возникших свободных ассоциаций выразить что-то глубинное в человеке.

В результате художник получал изображение, напоминающее какую-либо узнаваемую форму, которое затем он уже дорабатывал.

Так же было создано знаменитое изображение глаза, прожилки белка которого спроецированы с прожилок листика дерева. Центр картины подобен низкому горизонту, что вызывает ощущение особой монументальности - в этом одна из особенностей фроттажа.

Макс Эрнст никогда не был самонадеянным художником и, как признавался он сам, нетронутый лист бумаги вызывал у него комплекс целомудрия.

В 30-е годы к Максу Эрнсту понемногу приходит широкое признание. Его начинают публиковать и у его произведения появились покупатели.

В 1930 году сюрреалисты Сальвадор Дали и Луис Бунюэль сняли фильм «Золотой век», в котором Макс Эрнст сыграл роль предводителя разбойников. Специалисты считают, что знаменитая шокирующая сцена в фильме «Андалузский пес» Сальвадора Дали, Луиса Бунюэля, когда бритва вонзается в глаз женщины, возникла под воздействием картины Макса Эрнста, на которой пронзенный глаз выступает символом истинного, внутреннего зрения.

Иллюстрируя книгу стихов Рене Кревеля, Макс Эрнст создал " Мистер Нож и миссис Вилка" (1931) с использованием негативов фотографий этих предметов. Затем для большей четкости белым цветом обвел их контуры.

Художник использовал и другие автоматические техники. Например, вешал банку с краской на высоте 1-2 метра над полотном и раскачивал ее в разных направлениях. Из просверленной в банке дырочки жидкая краска попадала на холст. Затем причудливые изображения обрабатывались согласно свободной фантазии художника

В 1931 году в Нью-Йорке прошла персональная выставка художника, а в 1936 году - там же большая выставка под названием «Фантастическая живопись, дадаизм и сюрреализм». В 1934 году в Цюрихе была организована выставка «Что такое сюрреализм?», где произведения Эрнста были также широко представлены.

Когда в Германии к власти пришли фашисты, творчество Эрнста, как и других дадаистов и сюрреалистов, было ими причислено к «дегенеративному искусству».

Постепенно фантазии Эрнста принимают трагическую направленность. Это был 1933 год, и Гитлер только что пришел к власти.

Угрожающая атмосфера продолжала пропитывать его придуманные пейзажи вплоть до Второй мировой войны. Композиция от 1935 года "Окаменелый город" напоминает фотографии поселков с низкими земляными хижинами, выстроенными на слонах гор между Курдистаном и Кашмиром. Цвета, варьирующиеся от красноватых до голубых тонов, и гигантская луна предвещают приближающуюся катастрофу. Появляется в его творчестве и тема ночных кошмаров.

Иногда Эрнст, казалось, "брал себя в руки": "Радость жизни", созданная в 1936 году, это нечто среднее между наивными пейзажами Руссо и картинами безумного английского художника Ричарда Дэдда.

Это - одна из множества так называемых картин 'джунглей', которые Макс Эрнст написал в конце 1930-ых. Его картины лесов и зарослей трав происходят от богатого романтичного наследия в немецком искусстве. Они также отображают в символической форме опасения и подавленные желания человека. При более близком просмотре картины, ее название становится горько нелепым. Эти джунгли - фактически обычный подлесок, выращенный до огромных пропорций, затмевая скульптуру женщины и животного, сосуществующих в гармонии. Вместо рая, сцена - кошмарна, в которой гигантские богомолы борятся с другими монстрами в зарослях трав.

Пожалуй, дерево и его листва вообще были наиболее любимым исходным материалом для фроттажей этого художника. Хотя он использует любые характерно выраженные материалы: камни, ракушки, керамику, даже курительные трубки. И создает множество совершенно ни на что не похожих картин, изображая историю природы.

Еще в 1934 году Максом Эрнстом была написана статья " Тайны леса", где говорится о том, что "джунгли - последнее прибежище Чудесного". Андре Бретон заметил в журнале "View": "И его жизнь - мистична. Он - живой миф. Ведь мифы не только об умерших. Его жизнь приподнята над банальностью".

Шутник, который всегда сидел в Эрнсте, тоже время от времени пробивался наружу. Скульптурная серия середины 1930-х (позднее отлитая в бронзе) похожа на трехмерные карикатуры школьника с кубистскими наклонностями. Вероятно, кое-что Эрнст позаимствовал у железных скульптур Гонсалеса.

Его личная жизнь тоже влияла на его настроения. Художник менял жен и подруг с такой скоростью, с какой другие листают главы романа. Приехав во Францию в 1922 году, Эрнст бросил Луизу Штраус, которая стала его женой после Первой мировой войны. Пять лет спустя он женился на Мари-Берте Оренш. Эта фаза окончилась в 1937 году, когда он встретил молодую английскую художницу Леонору Каррингтон. Пара покинула бурный Париж и обосновалась на юге Франции. Через два года (в 1939 г.), родившегося в Германии художника посадили в тюрьму как "враждебного иностранца" (гражданина неприятельского государства). Он попадает в лагерь, из которого ему удалось спастись лишь с помощью своего друга Поля Элюара.

После освобождения Эрнст успел написать картину "Момент спокойствия", воображаемый пейзаж, полный движения, которое отражает его возбужденное состояние ума.

Его снова посадили в 1940. Он предпринял две попытки бегства, и во время одной из них обнаружил, что Каррингтон, испуганная его арестом, продала их дом и бежала в Испанию, где и сама оказалась за решеткой. Помощь художнику предложили друзья из США. Они вдохновили Эрнста на написание "Одеяния невесты", одну из многих его автобиографичных картин.

В декабре художник, при помощи Пегги Гугенхайм, в 1941 году он переезжает в США, где живет в Нью-Йорке. В 1942 году выставки его работ прошли в нескольких городах, журнал «View» посвятил его творчеству отдельный выпуск. В этом же году Эрнст женился на Пегги Гуггенхайм, но брак этот был не долог, в 1946 году супруги разошлись.

В 1942 году Эрнст встретил красавицу Дору Таннинг, и в 1943 году они уехали в Аризону, где провели идилличное лето.

В 1945 году Макс Эрнст принял участие в конкурсе с картиной «Искушение святого Антония» и получил премию, что позволило ему вместе с новой женой, художницей Дороти Таннинг, обосноваться в Аризоне. Здесь, рядом с индейским поселком Седона, ими собственноручно был выстроен удивительный дом.

Постройки своей усадьбы хозяин украшал фигурками похожими на индейские. Поднятая вверх рука либо приглашала в дом, либо призывала идущих остановиться. Множество различных масок, вырезанных Эрнстом на бетоне и потом отгравированных, украшали стены дома художников.

На границе их владений Максом был возведен из бетона еще один хранитель домашнего очага, знаменитый «Козерог».

В основание этой скульптуры поставлен сундук, на нем установлен трон короля и королевы. Рога у Козерога сделаны из рессоры автомобиля, скипетр - из молочных бутылей, а верх - украшен коробкой из-под яиц. Как державу в левой руке он поддерживает головку козерога-младшего (напоминая этим свирепый индейский тотем). А у детеныша лихо загнут вперед рыбий хвостик, как у мамы-королевы. Зато рот - как и у папы, и у свирепого тотема! - с чрезмерно оттопыренными губами. Через волосы сидящей рядом королевы-мамы проплывает, как сквозь водоросли , рыба, образуя подобие короны. И фигура королевы напоминает виолончель.

На одной из фотографий - все семейство в сборе: на коленях у Козерога сидит жена художника, у нее в изголовье, на пару с ангелом- хранителем и сам Макс.

Тогда, кстати, газеты назвали «Козерога» «монументальной ошибкой».

Работы Макса Эрнста этого периода действительно напоминают индейские маски и скульптуры, но это заимствование нельзя назвать поверхностным. Оно, скорее, было содержательным, в точности сохраняющим соответствующие ритуальные функции.

В 1946 г.Макс Эрнст посвящает подготовленную совместно с художником Илиаздом книгу иллюстраций "Максимилиана или незаконный урок астрономии" Эрнсту Вильгельму Темпелю. Этот астроном Х1Х века, не получив систематического образования, смог с помощью примитивной аппаратуры открыть более десятка новых комет и несколько малых планет. Одно из открытых Темпелем небесных тел было названо им Максимилианой. Будучи сам самоучкой в изобразительном искусстве, Макс Эрнст очень симпатизировал этому известному астроному-самоучке, самоотверженно любившему своё дело. (ХотяМакс Эрнст изучал некоторое время в Боннском университете философию языка и историю искусства, но художественному ремеслу в академии не обучался. И то, что никогда не был в этом деле школяром - считал своим преимуществом).

"Он был гением, но у него не было диплома" - эти слова одинаково справедливы и к астроному Темпелю, и к художнику Эрнсту...

Графическим приёмом в "Maximiliana" служит сочетание изображений букв алфавита с небольшими литографиями, вкрапленными в них. Такая тайнопись очень напоминала автоматическое письмо сюрреалистов. Чтобы изобразить Галактику, художник разобрал будильник и использовал ее спираль для наглядности.

В 1948 вышла его книга "За пределами живописи".

Америка сильно повлияла на творчество Эрнста, который, само собой разумеется, получил американское гражданство. Картина "Имперский холм", датированная 1950 годом, это воображаемый пейзаж: горящие красные горы, среди которых проявляется нечто в форме огромной рыбы.

Работы Макса Эрнста этого периода действительно напоминают индейские маски и скульптуры, но это заимствование нельзя назвать поверхностным. Оно, скорее, было содержательным, в точности сохраняющим соответствующие ритуальные функции .

Эрнст, как и его друзья, Андре Бретон и Поль Элюар, увлекался этнологией, коллекционированием артефактов неевропейской культуры, ища в ней новые идеи. К неевропейцам сюрреалисты относили жителей Океании, американских индейцев и т.п. В середине 20 годов в Париже сюрреалистами была изготовлена своеобразная «Карта мира» с преувеличенными размерами таких стран, как Россия (родина революции большевиков), Китай и Лабрадор (последнее пристанище индейцев). Но на карте не было, к примеру, Франции.

Европейцам-сюрреалистам казалось, что «примитивное искусство» отвечает на какие-то важные вопросы. Считалось, что художники-примитивисты имели непосредственную связь с «потусторонним», что магия влияла как на художественный акт, так и на самого творца. Изображения масок, скульптур, представляющих неевропейское искусство, стали популярными на европейских выставках и в журналах того времени. В коллекции Эрнста было немало произведений «океанического» искусства - циновки, деревянные изделия, керамика.

Первые контакты с «неевропейской цивилизацией» у Макса Эрнста возникли еще в 1924 году во время поездки по Юго-Восточной Азии, куда он и Гала Элюар устремились в поисках Поля Элюара. До этого были посещения музеев во время обучения в Бонне.

По мнению многих, и сам Макс Эрнст обладал умением создавать непосредственную связь с «потусторонним» . В своем творчестве он не просто заимствовал у примитивистов идеи, важнее то, что непосредственно художественный подход у Эрнста и у примитивистов совпадали.

Выполненные Эрнстом вытянутые фигурки мужчин и женщин в скульптуре «Лунная спаржа» поразительно похожи на новогвинейские скульптуры. Еще больше усиливала магический эффект фотосъемка этих фигур при луне...

После переезда в США художник путешествовал по Индиане, жил в Нью-Йорке некоторое время. Там же вместе со своими друзьями А.Бретоном, Леви Строссом они организовали "Охотничье общество". Имелось ввиду увлечение друзей собирательствм, походами в Музей естественной истории, по антикварным лавкам торговцев стариной. Где, как пишет Л. Стросс: "по темным кладовкам экспонаты молятся и обучают вас языку птиц и лягушек"...

Джимми Эрнст, сын художника, отмечал разительное совпадение ландшафтов Аризоны с теми пейзажами, которые его отец рисовал, еще живя во Франции. И чтобы «приручить» Аризону, Макс Эрнст создал в 1951 году серию миниатюрных пейзажей Аризоны «7 микробов, наблюдаемые через темперамент». Некоторые из них были размером с почтовую марку и он назвал их «картинами-микробами».

Исходным материалом послужили опять же старые журналы "Дизайн в природе", где часто описывались очень малые структуры, изображенные крупно. Под впечатлением от них Эрнст и задумывает книгу "Семь микробов, наблюдаемых через темперамент". Иллюстрации этой книги очень малы, но изображают просторные пейзажи Аризоны, с их каньонами, вулканами, красными горами. Контраст между малыми формами выражения и содержанием иллюстраций "Семи микробов" намеренно подчеркнут художником. Здесь Эрнст по-своему интерпретировал необычные изображения, работая в технике "vernis mou". В гладкую, чуть подсохшую поверхность масляной краски или лака вдавливалась рельефная структура (к примеру, расческа для изображения водной глади и т.д.), после чего оттиск получался переливающимся, ребристым и т.д.

Летом 1952 года Макс Эрнст прочитал в университете Гонолулу серию из 30 лекций на тему: «Следы влияния так называемого примитивного искусства на нашу культуру». Как он потом писал в своей автобиографической книге «Ткань истины и сплетения лжи», в этих лекциях он подчеркивал, что и неевропейцы, и так называемые «цивилизованные народы» - одинаково почитали природу. Эрнста интересовало, насколько идентичны механизмы познания культуры в этих двух системах и каким образом сама эта культура передается. Особенно это казалось важным после Второй мировой войны, которая привела европейцев к осознанию своих ошибок, к коллапсу прежней идеологии в Европе.

"Крик чайки" от 1953 года свидетельствует о влиянии на Эрнста нью-йоркской школы абстракционизма. Одноглазая эктоплазма – это своего рода поручитель вклада сюрреалистов в искусство.

Эрнст скучал по Франции. В 1953 году Макс Эрнст вернулся в Европу, во Францию, где прожил еще более 20 лет. В 1952 он был принят в шутовской «Коллеж патафизики».

В 1954 году его выставка прошла в Musee National d'Art Moderne.

Поначалу он обосновался в Париже, но 1963 году переселился на юго-восток Франции, в провансальский городок Сейян. В 1958 году, замыкая круг, художник получил французское гражданство, а в 1959 Музей современного искусства организовал ретроспективную выставку его работ.

В 1961 году прошла выставка в MOMA (в Нью-Йорке: в Музее современного искусства), еще одна в Кельне в 1962 году. Такие же выставки прошли и в Еврейском музее (1966) и в музее Соломона Гуггенхейма (1975).

Эрнст даже стал кавалером ордена Почетного легиона. И даже если в его глазах и был проблеск иронии, никто этого не заметил.

В конце концов, сюрреалист остался верен себе: Эрнст умер в Париже 1 апреля 1976, за день до своего восьмидесятипятилетия – в День дураков.

Фильмы о Максе Эрнсте:

  • Документальный фильм «Макс Эрнст. Мои скитания – мои тревоги» (1991) был снят Петером Шамони к столетнему юбилею Макса Эрнста и представляет собой интервью с ним, живой рассказ художника обо всем, что повлияло на его творчество. В киноленту также включены эпизоды из снятого в 1930 году сюрреалистами Сальвадором Дали и Луисом Бунюэлем фильма "Золотой век", в котором Макс Эрнст сыграл роль предводителя разбойников.
  • «Андалузский пес» Сальвадора Дали, Луиса Бунюэля. (1929). 17 минутный немой сюрреалистический фильм- коллаж. Специалисты считают, что знаменитая шокирующая сцена, когда бритва вонзается в глаз женщины, возникла под воздействием картины Макса Эрнста, на которой пронзенный глаз выступает символом истинного, внутреннего зрения.
  • «Сны, которые можно купить за деньги» Ханса Рихтера. (1947). Э кспериментальный фильм дадаистского кинотеоретика, в котором он инсценировал и обобщил идеи сюрреалистических художников, в том числе и Макса Эрнста.

all-art.do.am


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта