Самые загадочные картины русских художников. Загадочные картины


Загадочные картины мира, которые вас ошарашат

Недавно появились сообщения в сети, что, может быть, разгадан секрет, пожалуй, самой таинственной картины. Ученым из Италии удалось найти останки, которые могут оказаться Лизой дель Джокондо. На фоне этого, было бы неплохо узнать интересную информацию про самые таинственные, а порой, откровенно загадочные картины.

«Мона Лиза»

7 самых загадочных картин мира

Собственно, это полотно стоит особого внимания. Творение, написанное в начале 16 века Леонардо да Винчи вызывает много вопросов, а вот ответы все никак не найдутся.

По словам Гюйе, картина обладает такой силой, которая может любого свести с ума если на нее долго и пристально засматриваться.

И такие слухи ходят совершенно не зря, ведь исследователи веками ее изучают и находят все новые загадки.Руки Джоконды становятся предметом исследования диссертаций, а медики умудряются этой женщине ставить диагнозы:

  • от теорий, что у нее зубов нет;
  • до странных предположений, что она на самом деле никакая не женщина, а мужчина.

Одна из наиболее интересных версий, что нарисовал Да Винчи сам себя.

Что интересно, слава к этому произведению искусства пришла только в 1911 году. Тогда, как известно, её похитил итальянец Винченцо Перуджио. А нашли преступника (вдумайтесь) по отпечатку пальца.

В итоге, полотно стало не только первым, на самом деле, удачным опытом в дактилоскопии, но еще и обзавелось успехом на рынке живописи.

«Крик»

Загадочные картины

О том, что самая известная картина Эдварда Мунка определенно имеет какое-то влияние на смотрящих на неё людей, — не новость. Об этом уже давно ходят разговоры, что не может не пугать. Но даже не это самое странное, дело в том, что картина на деле-то реализм для ее автора.

Как известно, Мунк, когда писал «Крик», страдал от биполярного расстройства (ранее известного как маниакально-депрессивный психоз). Он как-то даже рассказал историю создания идеи для своего бессмертного шедевра. По словам художника, он это увидел.

Однажды, Мунк шел с друзьями по тропинке, как раз в момент, когда солнце садилось. Он рассказал, что в миг, небо сменило окрас на ярко-красный, почти кровавый.

Художник почувствовал себя очень усталым и оперся на забор, всматриваясь в языки пламени, кровь над городом и синеватым фиордом. Друзья его двинулись дальше, но он не мог пошевелиться, дрожал и чувствовал крик, который пронизывал окружающую природу.

«Черный квадрат»

Загадочные картины

Даже для людей, от искусства в целом, и живописи в частности, не секрет, что «Черный квадрат» никакой не черный, да и не квадратный вовсе. И правда, квадратом эта фигура не является, хотя название говорит о другом.

Доказательством считается каталог выставки, в котором квадрат заявлен самим художником в качестве «четырехугольника». Что же по поводу цвета, то тут вообще все просто – при написании, черная краска Малевичем не использовалась.

Мало кто знает, что для самого художника, это произведение было лучшим из всего им созданного. На похоронах Малевича, «Черный квадрат» поставили в голове покойника, тело в гробу было под белым покрывалом, на котором лежал патч, с тем же черным квадратом.

И внутри гроба нарисовали такое же изображение. И катафалк был им украшен. В общем, все организовали в одном стиле.

«Герника»

Загадочные картины

Полотно придумал сам Пикассо, посвятив картину бомбежке в Гернике. Художник был вызван на допрос в гестапо, где ему был задан вопрос о Гернике, он ли это сделал. Пикассо ответил им отрицательно, и даже заявил, что это сделали они.

Писал он полотно быстро, меньше месяца, но отчаянно создавал шедевр не отвлекаясь, тратил более десяти часов в сутки.

Называют эту картину изображением фашизма, жестокости и ужаса. Увидевшие «Гернику», рассказывают, что чувствовали при просмотре тревогу и даже панику.

«Руки противятся ему»

Загадочные картины

Билл Стоунхем написал полотно в 1972 году. Слава у произведения, откровенно говоря, дурная, что добавляет ему загадочности и мистичности. Аукцион E-bay сообщает, что вскоре после покупки, ее обнаружили на помойке.

Как только картину повесили в доме покупателя, ночью, дочка прибежала к родителям в слезах и заявила, что видит дерущихся детей.

С того времени, картина еще больше обрастала пугающими историями. К примеру, Ким Смитт, который приобрёл ее чтобы уничтожить, не смог этого сделать, ведь погиб. В газетах говорилось неоднократно, что в Америке видели призраков, которые выглядят так же, как те дети.

«Иван Грозный и сын его Иван»

Загадочные картины

В народе, у этой картины несколько другое название. А именно, «Иван Грозный убивает своего сына».

До сегодняшнего дня, нельзя со стопроцентной уверенностью ответить на вопрос, а убил ли на царь своего отпрыска. Например, в 60-х годах было произведено исследование, в ходе которого, гробницы Грозного и его сына были вскрыты, после чего установили, что младшего Ивана отравили.

Но вот только такой же яд нашли и у Ивана Грозного. И ученые заключили вывод, что травили царскую семью десятилетиями.

Версии о невиновности Грозного в детоубийстве придерживалась среди многих, так, обер-прокурор Синод Победоносцев был уверен, что царь этого не совершал.

Его так возмутило это произведение в свое время, что он даже написал императору Александру III, что картина не может претендовать на звание исторической, как минимум, ее назвать можно фантастической.

Важно понимать, что пошли эти разговоры об убийстве от папского легата Антонио Поссевино, а его рассказы никак нельзя назвать достоверными и непредвзятыми.

А вот на саму картину реально покушались: полотно резали ножом, да так, что Репину лица Иванов приходилось переписывать снова. Хранитель, ее не уберегший, прознав о зверском нападении на картину, бросился под поезд.

«Портрет Лопухиной»

7 самых загадочных картин мира

Как можно говорить о мистических творениях и пройти мимо картины Боровицкого. Написал он полотно в конце 18 века, и уже скоро пошла о нем плохая слава.

Масло в разгорающийся огонь, подлила сама Лопухина. Она же ушла из жизни гения вскоре по окончанию его работы.

Поползли слухи, что картина забирает молодость и даже отнимает жизни. Неясно, кто такие вещи начал говорит. Но все разговоры стихли, когда Третьяков ее купил и повесил в своей галерее.

Важно знать

Это были самые яркие примеры странных и загадочных картин. Истории о них, порой, заставляют кровь в жилах стыть. Можно, конечно, скептически к этому относиться, но иногда возможно перефразировать известное выражение: «Если долго всматриваться в пугающую картину, она начнет смотреть на вас».

Также на нашем сайте вы можете прочитать: топ захватывающих археологических находок.

 

inspire2u.ru

Самые загадочные произведения искусства. | Блогер Frau_Pompadur на сайте SPLETNIK.RU 20 июня 2015

Самые загадочные произведения искусства.

Некоторые произведения искусства хранят свои загадки веками, другие, появившиеся совсем недавно, уже приобрели недобрую славу и статус картин-загадок.

1. "Джоконда" 

Первое, что приходит на ум, когда заходит речь о загадочных картинах, либо о картинах-загадках - это "Джоконда", написанная Леонардо да Винчи в 1503-1505 годах. Грюйе писал, что эта картина может свести с ума любого, кто, насмотревшись вдоволь на нее, начнет вести о ней разговоры. "Загадок" в этой работе да Винчи находят множество. Искусствоведы пишут диссертации по наклону руки Мона Лизы, медицинские специалисты ставят диагнозы (от такого, что у Джоконды нет передних зубов до такого, что Мона Лиза - мужчина). Есть даже версия, что Джоконда - это автопортрет художника. Кстати, особую популярность картина приобрела только в 1911 году, когда была украдена итальянцем Винченцо Перуджио. Нашли его по отпечатку пальца. Так "Мона Лиза" ещё и стала первым успехом дактилоскопии, и огромным успехом маркетинга рынка искусств. Когда человек смотрит в ее глаза, ему видится мягкая улыбка на губах Джоконды, однако когда он переводит взгляд на рот, улыбка исчезает. Флориан Хатцлер, эксперт по психологии Центра нейрокогнитивных исследований, сказал, что для достижения подобного эффекта Леонардо да Винчи использовал особую технику письма. При прямом взгляде мягкие слои штриховки вокруг рта придают лицу нейтральное отношение, однако боковое зрение заставляет штриховку выглядеть более глубокой, что производит впечатление легкой улыбки.

2. "Черный Квадрат"

Всем известно, что "Черный квадрат" на самом деле не черный, и не квадрат. Это действительно не квадрат. В каталоге к выставке он был заявлен Малевичем как "четырехугольник". И действительно не черный. Художник не использовал черную краску. Меньше известно, что Малевич считал "Черный квадрат" своим лучшим произведением. Когда художника хоронили, "Черный квадрат" (1923) стоял в изголовье гроба, тело Малевича было накрыто белым холстом с нашитым квадратом, черный квадрат был нарисован и на крышке гроба. Даже на поезде и кузове грузовика были изображены черные квадраты.

3. "Крик"

С картиной "Крик" загадочно не то, что она якобы тяжело влияет на людей, заставляя их чуть ли не совершать самоубийство, а то, что эта картина - по сути, реализм для Эдварда Мунка, который в пору написания этого шедевра страдал от маниакально-депрессивного психоза. Он даже вспоминал, как именно он увидел то, что написал. "Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фиордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу".

4. "Герника"

Пикассо написал "Гернику" в 1937 году. Картина посвящена бомбардировке города Герника. Говорят, когда Пикассо в 1940 году вызвали в гестапо и спросили про "Гернику": "Это сделали вы?", художник ответил:"Нет, это сделали вы". Огромную фреску Пикассо писал не дольше месяца, работая по 10-12 часов в сутки. "Герника" считается отражением всего ужаса фашизма, бесчеловечной жестокости. Те, кто видел картину своими глазами, утверждают, что она порождает тревогу, а иногда и панику.

5. "Иван Грозный и сын его Иван"

Все мы знаем картину "Иван Грозный и сын его Иван", называя её обычно "Иван грозный убивает своего сына". Между тем, убийство Иваном Васильевичем своего наследника, весьма спорный факт. Так, в 1963 году в Архангельском соборе Московского Кремля была вскрыты гробницы Ивана Грозного и его сына. Исследования позволили утверждать, что царевич Иоанн был отравлен. Содержание яда в его останках во много раз превышает допустимую норму. Интересно, что тот же яд был найден и в костях Ивана Васильевича. Ученые заключили, что царская семья на протяжении нескольких десятилетий была жертвой отравителей. Иван Грозный не убивал своего сына. Именно такой версии придерживался, например, обер-прокурор Святейшего Синода Константин Победоносцев. Увидев на выставке знаменитую картину Репина, он был возмущен и писал императору Александру III: "Нельзя назвать картину исторической, так как этот момент... чисто фантастический". Версия же об убийстве была основана на рассказах папского легата Антонио Поссевино, которого сложно назвать незаинтересованным лицом. На картину однажды было совершено настоящее покушение. 16 января 1913 года двадцатидевятилетний иконописец-старообрядец Абрам Балашов нанес ей три удара ножом, после чего лица изображенных на картине Иванов Илье Репину пришлось писать фактически заново. После происшествия, тогдашний хранитель Третьяковской галереи Хруслов, узнав о вандализме, бросился под поезд.

6. "Руки противятся ему"

Картина Билла Стоунхема, написанная им в 1972 году, прославилась, скажем прямо, не самой доброй славой. Согласно информации на E-bay, картина через некоторое время после покупки была найдена на свалке. В первую же ночь, как картина оказалась в доме нашедшей её семьи, дочь прибежала к родителям в слезах, жалуясь, что "дети на картине дерутся". С того времени за картиной очень нехорошая репутация. Купившему её в 2000 году Киму Смиту постоянно приходят гневные письма с требованием сжечь картину. Также в газетах писали, что в холмах Калифорнии иногда появляются призраки, как две капли воды похожие на детей с картины Стоунхема.

Художник же уверял, что на картине изображен он сам в возрасте пяти лет, что дверь — представление разделительной линии между реальным миром и миром снов, а кукла — проводник, который сможет провести мальчика через этот мир. Руки представляют альтернативные жизни или возможности. 

7. "Портрет Лопухиной"

Наконец, "нехорошая картина" russian edition - портрет Лопухиной, написанный Владимиром Боровиковским в 1797 году, через некоторое время стал иметь дурную славу. На портрете была изображена Мария Лопухина, которая скончалась вскоре после написания портрета. Люди стали говорить, что картина "отбирает молодость" и даже "сводит в могилу". Достоверно неизвестно, кто пустил такой слух, но после того, как Павел Третьяков "бесстрашно" приобрел портрет для своей галереи, разговоры о "загадке картины" поутихли.

8. "Старый рыбак"

В 1902 году венгерский художник Тивадар Костка Чонтвари пишет картину «Старый Рыбак». Казалось бы, ничего необычного в картине нет, но Тивадар заложил в нее подтекст, при жизни художника так и нераскрытый.

Мало кому пришло в голову прикладывать зеркало к середине картины. В каждом человеке может быть как Бог (продублировано правое плечо Старика), так и Дьявол (продублировано левое плечо старика).

8. Иероним Босх, «Сад земных наслаждений», 1500-1510.

Споры о значениях и скрытых смыслах самой известной работы голландского художника не утихают с момента ее появления. На правой створке триптиха под названием «Музыкальный ад» изображены грешники, которых истязают в преисподней при помощи музыкальных инструментов. У одного из них на ягодицах оттиснуты ноты. Студентка Христианского университета Оклахомы Амелия Хэмрик, изучавшая картину, переложила нотацию XVI века на современный лад и записала «песню с задницы из ада, которой исполнилось 500 лет». 9. "Великий мастурбатор", Сальвадор Дали

В картине со странным и наглым даже для нашего времени названием на самом деле нет никакого вызова обществу. Художник фактически изобразил свое подсознание, исповедался перед зрителем.

На полотне изображена его супруга Гала, которую он страстно любил; саранча, которую он панически боялся; фрагмент мужчины с порезанными коленями, муравьи и прочие символы страсти, страха и отвращения.

Истоки этой картины (но в первую очередь истоки его странного отвращения и одновременно тяги к сексу) лежат в том, что в детстве Сальвадор Дали просмотрел книгу о венерических болезнях, случайно оставленную его отцом.

9. "Утро в сосновом лесу", Иван Шишкин

Шедевр, знакомый каждому советскому ребенку по умопомрачительно вкусным и дефицитным конфетам, принадлежит перу не только Шишкина. Многие художники, дружившие между собой, частенько прибегали к «помощи друга», а Иван Иванович, всю жизнь рисовавший пейзажи, опасался, что трогательные медведи не получатся у него так, как нужно. Поэтому Шишкин обратился к знакомому художнику-анималисту Константину Савицкому.

Савицкий нарисовал едва ли не лучших мишек в истории российской живописи, а Третьяков повелел смыть его фамилию с холста, поскольку все в картине «начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину».

10. "Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?", Поль Гоген

По указанию самого Гогена картину следует читать справа налево — три основные группы фигур иллюстрируют вопросы, поставленные в названии.

Три женщины с ребенком представляют начало жизни; средняя группа символизирует ежедневное существование зрелости; в заключительной группе, по замыслу художника, «старая женщина, приближающаяся к смерти, кажется примирившейся и предавшейся своим размышлениям», у ее ног «странная белая птица... представляет бесполезность слов».

Глубоко философская картина постимпрессиониста Поля Гогена была написана им на Таити, куда тот сбежал от Парижа. По завершении работы он хотел даже покончить жизнь самоубийством: «Я верю, что это полотно превосходит все мои предыдущие и что я никогда не создам что-то лучше или даже похожее». Он прожил еще пять лет, так и получилось.

11. "Семья", Эгон Шиле

Шиле был учеником Климта, но, как и всякий отличный ученик, он не копировал своего учителя, а искал новое. Шиле куда более трагичный, странный и пугающий, нежели Густав Климт. В его работах много того, что можно было бы назвать порнографией, разнообразных перверсий, натурализма и при этом щемящего отчаяния.

«Семья» — его последняя работа, в которой отчаяние доведено до абсолюта, несмотря на то что это наименее странно выглядящая его картина. Художник нарисовал ее перед самой смертью, в 28 лет, после того как от испанки умерла его беременная жена Эдит. На полотне изображен сам автор, его жена и их так и не рожденный ребенок.

12. "Мужчина и женщина перед кучей экскрементов", Жоан Миро

Хорошее название. И кто бы мог подумать, что эта работа говорит нам об ужасах гражданских войн.

Картина была сделана на листе меди за неделю между 15 и 22 октября 1935 года. По словам Миро, это результат попытки изобразить трагедию Гражданской войны в Испании, картина о периоде беспокойства. На полотне изображены фигуры мужчины и женщины, тянущиеся друг к другу в объятия, но при этом не движущиеся. Увеличенные половые органы и зловещие цвета были описаны автором как «полные отвращения и гадливой сексуальности».

Спасибо за внимание!

www.spletnik.ru

10 самых загадочных знаменитых картин

Недавно в искусствоведении было сделано странное и необычное открытие — американская студентка расшифровала нотную запись, изображенную на ягодицах грешника с картины Босха. Получившаяся мелодия стала одной из интернет-сенсаций последнего времени.

Практически в каждом значимом произведении искусства есть загадка, "двойное дно" или тайная история, которую хочется раскрыть, сообщает AdMe.ru.

Музыка на ягодицах

Споры о значениях и скрытых смыслах самой известной работы голландского художника не утихают с момента ее появления. На правой створке триптиха под названием "Музыкальный ад" изображены грешники, которых истязают в преисподней при помощи музыкальных инструментов. У одного из них на ягодицах оттиснуты ноты. Студентка Христианского университета Оклахомы Амелия Хэмрик, изучавшая картину, переложила нотацию XVI века на современный лад и записала "песню с задницы из ада, которой исполнилось 500 лет".

Обнаженная Мона Лиза

Знаменитая "Джоконда" существует в двух вариантах: обнаженная версия называется "Монна Ванна", ее написал малоизвестный художник Салаи, который был учеником и натурщиком великого Леонардо да Винчи. Многие искусствоведы уверены, что именно он был моделью для картин Леонардо "Иоанн Креститель" и "Бахус". Существуют также версии, что переодетый в женское платье Салаи послужил образом самой Моны Лизы.

Старый Рыбак

В 1902 году венгерский художник Тивадар Костка Чонтвари пишет картину "Старый Рыбак". Казалось бы, ничего необычного в картине нет, но Тивадар заложил в нее подтекст, при жизни художника так и нераскрытый. Мало кому пришло в голову прикладывать зеркало к середине картины. В каждом человеке может быть как Бог (продублировано правое плечо Старика), так и Дьявол (продублировано левое плечо старика).

Двойники на "Тайной вечере"

Когда Леонардо да Винчи писал "Тайную вечерю", он придавал особое значение двум фигурам: Христа и Иуды. Он очень долго искал натурщиков для них. Наконец, ему удалось найти модель для образа Христа среди юных певчих. Подобрать натурщика для Иуды Леонардо не удавалось в течение трех лет. Но однажды он наткнулся на улице на пьяницу, который валялся в сточной канаве. Это был молодой мужчина, которого состарило беспробудное пьянство. Леонардо пригласил его в трактир, где сразу же начал писать с него Иуду. Когда пьяница пришел в себя, он сказал художнику, что однажды уже позировал ему. Это было несколько лет назад, когда он пел в церковном хоре, Леонардо писал с него Христа.

Невинная история "Готики"

Работа Гранта Вуда считается одной из самых странных и угнетающих в истории американской живописи. Картина с мрачными отцом и дочерью переполнена деталями, которые указывают на суровость, пуританство и ретроградство изображенных людей. На самом деле художник не задумывал изображать никаких ужасов: во время поездки по штату Айова и он заметил небольшой дом в готическом стиле и решил изобразить тех людей, которые, по его мнению, идеально подошли бы в качестве обитателей. В виде персонажей, на которых так обиделись жители Айовы, увековечены сестра Гранта и его дантист.

А был ли кит?

Казалось бы, обычный пейзаж. Лодки, люди на берегу и пустынное море. И только рентгеновское исследование показало, что люди собрались на берегу не просто так — в оригинале они рассматривали тушу кита, выброшенного на берег. Однако художник решил, что никто не захочет смотреть на мертвого кита, и переписал картину.

"Ночной дозор" или "Дневной"?

Одна из самых известных картин Рембрандта "Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга" около двухсот лет провисела в разных залах и была обнаружена искусствоведами только в XIX веке. Поскольку казалось, что фигуры выступают на тёмном фоне, её назвали "Ночной дозор", и под этим названием она и вошла в сокровищницу мирового искусства. И только при реставрации, проведённой в 1947 году, обнаружилось, что в зале картина успела покрыться слоем копоти, исказившим её колорит. После расчистки оригинальной живописи окончательно выяснилось, что сцена, представленная Рембрандтом, на самом деле происходит днём. Положение тени от левой руки капитана Кока показывает, что время действия — не более 14 часов.

Перевернутая лодка

Анри Матисс, "Лодка", 1937. В Нью-Йоркском Музее современного искусства в 1961 году была выставлена картина Анри Матисса "Лодка". Только через 47 дней кто-то обратил внимание на то, что картина висит вверх ногами. На полотне изображены 10 фиолетовых линий и два голубых паруса на белом фоне. Два паруса художник нарисовал не просто так, второй парус — это отражение первого на глади воды. Для того, чтобы не ошибиться в том, как должна висеть картина, нужно обратить внимание на детали. Больший парус должен быть верхом картины, а пик паруса картины должен быть направлен в правый верхний угол.

Обман в автопортрете

Винсент ван Гог, "Автопортрет с трубкой", 1889. О том, что ван Гог якобы сам отрезал себе ухо, ходят легенды. Сейчас наиболее достоверной считается версия о том, что ухо ван Гог повредил в небольшой потасовке с участием другого художника — Поля Гогена. Автопортрет же интересен тем, что отражает реальность в искаженном виде: художник изображен с перевязанным правым ухом, потому что он при работе использовал зеркало. На самом деле пострадало левое ухо.

Два "Завтрака на траве"

Эдуард Мане, "Завтрак на траве", 1863. Клод Моне, "Завтрак на траве", 1865. Художников Эдуарда Мане и Клода Моне иногда путают — ведь они оба были французами, жили в одно время и творили в стиле импрессионизма. Даже название одной из самых известных картин Мане "Завтрак на траве" Моне позаимствовал и написал свой "Завтрак на траве".

Чужие мишки

Иван Шишкин, "Утро в Сосновом лесу", 1889. Знаменитая картина принадлежит не только кисти Шишкина. Многие художники, дружившие между собой, частенько прибегали к "помощи друга", а Иван Иванович, всю жизнь рисовавший пейзажи, опасался, что трогательные медведи не получатся у него так, как нужно. Поэтому Шишкин обратился к знакомому художнику-анималисту Константину Савицкому. Савицкий нарисовал едва ли не лучших мишек в истории российской живописи, а Третьяков повелел смыть его фамилию с холста, поскольку все в картине "начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину".

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

infoline.ua

Самые загадочные картины русских художников

Существует суеверие, что написание портрета может принести несчастье модели. В истории русской живописи было несколько известных полотен, у которых сложилась мистическая репутация.

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Илья Репинivan-grozny-repin-663x514

У Ильи Репина была репутация "рокового живописца": многие из тех, чьи портреты он рисовал, скоропостижно умирали. Среди них Мусоргский, Писемский, Пирогов, итальянский актер Мерси д’Аржанто и Федор Тютчев.Самой мрачной картиной Репина признают «Иван Грозный убивает своего сына». Любопытный факт: до сих пор неизвестно, убивал ли Иван IV своего сына или эту легенду действительно сочинил ватиканский посланник Антонио Поссевино.

Картина произвела гнетущее впечатление на посетителей выставки. Были зафиксированы случаи истерии, а в 1913 году иконописец Абрам Балашов распорол картину ножом. Позже его признали невменяемым.

Странное совпадение: художник Мясоедов, с которого Репин писал образ царя, вскоре чуть было не убил в приступе гнева своего сына Ивана, а литератор Всеволод Гаршин, который стал натурщиком для царевича Ивана, сошёл с ума и покончил с собой.

«Портрет М. И. Лопухиной». Владимир Боровиковский

Borovikovsky_maria_Lopukhina-663x844

Мария Лопухина, происходящая из графского рода Толстых, стала натурщицей художника в 18 лет, вскоре после собственной свадьбы. Изумительно красивая девушка была здоровой и полной сил, но скончалась спустя 5 лет. Спустя годы поэт Полонский напишет «Красоту ее Боровиковский спас…».

Появились слухи о связи картины со смертью Лопухиной. Родилась городская легенда, что на портрет нельзя долго смотреть - постигнет печальная участь "натурщицы".

Некоторые утверждали, что отец девушки, магистр масонской ложи, заключил дух дочери в портрете.

Спустя 80 лет картину приобрёл Третьяков, который не побоялся репутации портрета. Сегодня полотно находится в коллекции Третьяковской галереи.

«Неизвестная». Иван Крамской

1-40-768x598

Картина «Неизвестная» (1883) вызывала бурный интерес у Петербургской публики. А вот Третьяков наотрез отказался приобретать картину для своей коллекции. Так, «Незнакомка» начала своё путешествие по частным собраниям. Вскоре начали происходить странности: первого ее владельца бросила жена, у второго сгорел дом, третий обанкротился. Все несчастья приписывали роковой картине.

Не избежал беды и сам художник, вскоре после написания картины скончались два сына Крамского.

Картин продали за рубеж, где она продолжила приносить владельцам одни несчастья, пока в 1925 году полотно не вернулось в Россию. Когда портрет оказался в коллекции Третьяковской галереи несчастья прекратились.

«Тройка». Василий Перов

264perov_Troyka-663x488

Перов долго не мог найти натурщика для центрального мальчика, пока не познакомился с одной женщиной, которая ехала через Москву на богомолье со своим 12-летним сыном Васей. Художнику удалось уговорить женщину дать Василию попозировать для картины.

Спустя несколько лет Перов снова встретился с этой женщиной. Оказалось, что спустя год после написание картины Васенька умер, и его мать специально приехала к художнику, чтобы на последние деньги выкупить картину.

Но полотно уже было приобретено и экспонировалось в Третьяковской галерее. Когда женщина увидела «Тройку», она упала на колени и стала молиться. Растроганный, художник написал для женщины портрет ее сына.

«Демон поверженный». Михаил Врубель

070924000703d-663x236

Сын Врубеля, Савва, скоропостижно скончался вскоре после того, как художник закончил портрет мальчика. Смерть сына стала ударом для Врубеля, поэтому он сконцентрировался на своей последней картине «Демон поверженный».

Желание закончить полотно переросло в одержимость. Врубель продолжал дописывать картину даже когда ее отправили на выставку.

Не обращая внимания на посетителей, художник приходил в галерею, доставал кисти и продолжал работать. Обеспокоенные близкие связались с врачом, но было уже поздно - сухотка спинного мозга свела Врубеля в могилу, несмотря на лечение.

«Русалки». Иван Крамской

kramskoy-663x438

Иван Крамской задумал написать картину по мотивам повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». На первой выставке в Товариществе передвижников картину повесили рядом с пасторалью «Грачи прилетели» Алексея Саврасова. В первую же ночь картина «Грачи» упала со стены.

Вскоре обе картины купил Третьяков, «Грачи прилетели» заняла место в кабинете, а «Русалок» выставили в зале. С этого момента прислуга и домочадцы Третьякова начали жаловаться на заунывное пение, доносящиеся по ночам из залы.

Более того, люди стали отмечать, что рядом с картиной они испытывают упадок сил.

Мистика продолжалась, пока старая нянька не посоветовала убрать русалок со света в дальний конец зала. Третьяков последовал совету, и странности прекратились.

«На смерть Александра III». Иван Айвазовский

117697876_RRRRRRR66-320x471

Когда художник узнал о смерти императора Александра III, он был шокирован и без всякого заказа написал картину. По задумке Айвазовского, картина должна была символизировать торжество жизни над смертью. Но, закончив картину, Айвазовский спрятал ее и не показывал никому. Впервые картину выставили на всеобщее обозрение лишь спустя 100 лет.

Картина разбита на фрагменты, на полотне изображен крест, петропавловская крепости и фигура женщины в черном.

Странный эффект заключается в том, что под определенным углом женская фигура превращается в смеющегося мужчину. Некоторые видят в этом силуэте Николая II, а другие - Пахома Андреюшкина, одного из тех террористов, которым не удалось покушение на императора в 1887 году.

Читайте также:

исправить оишбку

cyrillitsa.ru

Загадочные картины, застывшие в камне

Каменные этюды

Многие из нас видели удивительные агаты, яшму, мрамор, которые как будто содержат в себе некий рисунок. Существует даже термины «пейзажный агат» или «пейзажный халцедон», которые появились именно из-за этого странного свойства камней. Геологи считают эти образования следствием различных природных явлений, но даже у них эти невероятные камни  вызывают удивление.

Картины в камне пейзажный халцедон агат яшмаКартина, застывшая в камне Картины в камне пейзажный халцедон агат яшмаЭтот каменный пейзаж напоминает картины Рериха

Недавно автору этой статьи (Наталье Трубиновской) довелось побывать в Музее научно-исследовательского института геологии в Санкт-Петербурге. Одной из самых популярных в нем является выставка «Каменные этюды», в которой, как сказано в ее описании, «представлены композиции из природных камней и изображений ассоциируемых с ними природных или рукотворных объектов».  Проще говоря, на ней сравниваются произведения искусства, созданные людьми, и очень похожие на них творения природы. На выставке можно увидеть камни, на которых как будто нарисованы морские виды, закаты, горы, деревья, животные и даже люди.

музей геологии всегеиФото автора статьи Натальи Трубиновской из музея НИИ геологии

Пирров агат

Подобные чудеса, застывшие в камне, вызывают изумление у людей с самых древних времен. Античные авторы рассказывали о неких невероятных камнях, которые содержали в себе самые настоящее картины.

В трактате начала нашей эры «О реках», написанной Лжеплутархом, упоминается река Сагарис, которая находится во Фракии  - государстве на территории современной Турции.  Вот что он пишет об этой реке: «В Сагарисе родится камень, который называют саморезом; ведь его находят с уже вырезанным на нем изображением Матери Богов. Найти его трудно, и если его найдет кто-нибудь из резчиков, то он не удивляется, но с радостью смотрит на чудесную находку».

Плиний Старший, живший в I веке нашей эры, в своем знаменитом труде «Естественная история» писал следующее:

«О паросском мраморе рассказывают удивительную вещь, будто в глыбе сплошного камня, когда она была расколота ломом, внутри оказалась фигура Силена». (Силен – сын Гермеса, воспитатель Диониса, популярный античный персонаж).

Кроме того, Плиний рассказал об удивительном свойстве индийских агатов, которые «воспроизводят облик рек, лесов, вьючных животных, а также колесницы, фигурки и убранство коней». (Добавлю, что сохранились античные легенды о волшебном свойстве агата -  что ныряльщики за жемчугом привязывали к веревке кусочек агата и бросали в море. Агат «шел» прямо к жемчужине. Ныряльщикам оставалось лишь следовать за веревкой и собирать жемчуг).

Картины в камне пейзажный халцедон агат яшмаАгат - удивительный камень Картины в камне пейзажный халцедон агат яшмаВы тоже видите здесь людей, дома и дороги?

Древний историк упомянул и о совершенно удивительном камне царя Пирра: «Сказывают, что у Пирра был агат, на котором видны были девять Муз и Аполлон, держащий лиру; не искусственно нарисованные человеком, а от природы созданные рисунки, на которых видны были знаки, свойственные каждой музе».

Более поздние авторы тоже упоминают о загадочных свойствах камней и удивительном камне царя Пирра. Вот что писал в поэме «Лапидарий» Марбод Реннский, французский поэт и епископ, живший в XI веке:«Камень агат, как считают, впервые был обнаружен

На берегах той реки, что такое же носит названье.

Он, драгоценный такой, достигает брегов Сицилийских.

Пусть он и черен, однако в окружии белых полосок;

Камень, считают, с рожденья содержит различные виды:

Ибо поверхность его от природы имеет прожилки,

То очертанья царей, то богов представляя обличья.

Пирр, царь Эпира, носил агат, сообщают, на пальце, —

Плоскость его представляла всех муз девяти очертанья,

А в середине стоял Аполлон, на кифаре играя:

Дивно сказать, — то природы творение здесь, не искусства».

Картины в камне пейзажный халцедон агат яшмаЗамок, застывший в камне

Чудеса святой  Софии

Упоминания о картинах в различных камнях встречаются в источниках разных стран и времен. В 1403 году в Константинополь прибыли послы из Испании, которые, конечно, побывали в знаменитом храме святой Софии.

Вот что написал о нем посол Руи Гонсалес де Клавихо: «Верхние хоры и их своды покрыты мозаикой, очень красивой и искусной. На одной из стен этих ходов, как поднимаешься наверх, прямо слева, вделана в стену между других огромная белая плита, на которой сами по себе, без участия живописца или ваятеля, появились изображения пресвятой девы Марии с Господом нашим Иисусом Христом на святых руках и с другой стороны— преславного Предтечи его, святого Иоанна Крестителя; а эти изображения, как я уже сказал, не были ни нарисованы, ни написаны какой-либо краской, ни высечены, а сделались сами по себе, так как сам камень родился таким, со знаками и прожилками, которые хорошо видны, и сами собой образовались на нем эти изображения.

Говорят, что когда этот камень был обработан и привезен, чтобы быть поставленным в этом священном месте, то заметили на нем эти удивительные святые изображения. И увидев это таинственное и великое чудо, привезли этот камень сюда, так как эта церковь должна была быть главной в городе».

И в наше время можно увидеть мраморные стены святой Софии. Интересно, что разноцветный мрамор создает ощущение дорогих ковров, а на некоторых плитах можно увидеть рисунки, удивительным образом напоминающие облака после ядерного взрыва.   Добавлю, что недавно мы писали о загадочной плите из собора, которая поглощает свет днем и светится по ночам.

святая софия мрамор стамбулМраморное убранство собора святой Софии поражает воображение

Барельеф в кремне

Не только агаты, яшма или мрамор содержат в себе загадочные картины, но  и многие другие камни, которые мы видим на природе постоянно. Однако далеко не все люди всматриваются пристально в буквально валяющиеся под ногами камешки, а только люди с художественным воображением.

Французский художник Жюль-Антуан Леконт (1842-1923 гг.)  имел необычное хобби – он подбирал на дорогах кремни, отмывал их и полировал.  При этом он находил там удивительные изображения и очень удивлялся тому, что другие их не замечают. Он утверждал, что каждый кремень хранит в себе какую-то тайну. Добавлю, что все мы знаем о еще удивительном свойстве кремня - он способен высекать искры и использовался для разжигания огна. Кроме того, существует поверье, что если положить кремень в воду, то она становится стерильной, перестает портится и не цветет. 

Леконт описал один из таких удивительных кремней: «В массе кремня проступают слегка выпуклые очертания человеческой головы. Глаз имеет красноватый оттенок, который мне приходилось наблюдать на рельефных изображениях головы, но общей закономерности здесь нет. Эта голова — барельеф — окрашена в довольно характерные для анатомического атласа бледные цвета. Как мне показалось, внутри черепа, там, где помещается мозг, смутно различим пейзаж. Все остальное, напротив, видно исключительно отчетливо. Над черепом выделяется чрезвычайно странный мелкий горельеф: во-первых, карлик или девочка, с головой, закутанной в длинное покрывало, ниспадающее до пят, как платье; позади шествует еще один персонаж в пышных панталонах, похожий на старика или, пожалуй, на дуэнью с вьющимися волосами».

Присмотритесь и вы – может быть, в камнях, которые вы видите вокруг, тоже сохранилась частичка прошлого.

/800/600/https/pp.userapi.com/c834100/v834100199/30a30/NDUy4_bc2j4.jpgКремень - удивительный камень

Технологии до нашей эры

Конечно, многие мыслители и исследователи прошлого пытались понять и объяснить феномен изображений в камне. Персидский ученый Аль-Бируни, живший на рубеже X и XI веков, в своем труде «Минералогия» писал следующее:

«Заменой ониксу служит жилковатый агат. Жилки его тонки, как волос; они смешанных цветов — черного, красного и белого; иногда на них встречаются рисунки деревьев и животных. Такое смешение цветов происходит потому, что камни этой разновидности составлены из однородного вещества различной окраски. Слои его соединены различными способами, как будто они были расположены рядами, но затем не остались в этом положении. Их как будто мяли и растягивали, пока они не приняли вид и форму; и случается, что во время раскалывания и шлифовки в них обнаруживаются удивительные и неожиданные изображения».

Думал о тайне картин в камне математик и изобретатель  XVI века Джеромо Кардано (в его честь назван карданный вал). Он выдвинул версию, что некие древние художники сперва писали картину красками на мраморе. Затем этот кусок мрамора по воле случая или в силу хитрого умысла оказался зарытым «в месте зарождения камней-агатов, вследствие чего мрамор обратился в агат», сохранив контуры и краски картины.

руинный мраморНа этом фото ясно видно, почему руинный мрамор получил свое название

Конечно, в то время даже самые продвинутые ученые не смогли бы выдвинуть других версий. Однако в наши дни наука и техника очень сильно продвинулись вперед, и появились различные любопытные технологии, которые позволяют делать удивительные вещи. Например, 3-D принтеры, которые могут напечатать изделие любой формы. И мы уже можем придумать более-менее приемлемое объяснение для камня царя Пирра или фигуре Силена в камне.

Может быть, в прошлом существовали некие принтеры, которые могли печатать объемные цветные рисунки из некоего химического состава, в который входили кварц, кремний и т.д. Мы не знаем, как и зачем использовались объемные каменные картины – возможно, это были произведения искусства, или даже просто объемные рисунки детей, живших тысячи или даже миллионы лет назад.

Мы ничего не знаем про працивилизации, про их технологии, образ жизни очень древних людей. Если на руинах нашей цивилизации будут жить дикари, они не смогут разобраться в предназначении оставшихся после нас космических кораблей, обсерваторий, заводов и концертных залов. Так и мы пока еще не может разгадать все тайны прошлого нашей планеты, которая хранит в себе немало удивительного.

На фото ниже вы можете полюбоваться удивительными каменными пейзажами. Даже если их создала матушка-природа, от этого они не становятся менее загадочными и удивительными...

Картины в камне пейзажный халцедон агат яшма

Картины в камне пейзажный халцедон агат яшма

Картины в камне пейзажный халцедон агат яшма

Картины в камне пейзажный халцедон агат яшма

Картины в камне пейзажный халцедон агат яшма

Картины в камне пейзажный халцедон агат яшма

Картины в камне пейзажный халцедон агат яшма

Картины в камне пейзажный халцедон агат яшма

Картины в камне пейзажный халцедон агат яшма

Картины в камне пейзажный халцедон агат яшма

Картины в камне пейзажный халцедон агат яшма

Картины в камне пейзажный халцедон агат яшма

Картины в камне пейзажный халцедон агат яшма

Картины в камне пейзажный халцедон агат яшма

Картины в камне пейзажный халцедон агат яшма

Картины в камне пейзажный халцедон агат яшма

Картины в камне пейзажный халцедон агат яшма

Картины в камне пейзажный халцедон агат яшма

Прочтите еще:

Самые красивые камни и минералы (фото)

Древние магические китайские зеркала

www.chronoton.ru

ЗАГАДОЧНЫЕ КАРТИНЫ: ДВОЕВЗОРЫ И ТРОЕВЗОРЫ

В статье о необычных картинах со спрятанными изображениями (см. "Наука и жизнь" №№ 2, 3, 2005 г.) речь шла о произведениях, в которых кроме основного сюжета присутствует еще один - скрытый. Он проявляется, когда приближаешься к картине, удаляешься от нее или смотришь под определенным углом. Теперь вы узнаете о самых правдивых картинах, которые тем не менее называются "обманками", о призрачных силуэтах, "двоевзорах", "троевзорах", а также о редком виде икон.

Г. Теплов. Натюрморт-обманка. 1737 год. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

П. Дрождин. "Портрет художника А. П. Антропова с сыном перед портретом жены". 1776 год. Русский музей, Санкт-Петербург.

Р. Магритт. "Удел человеческий". 1933 год. Национальная художественная галерея, Вашингтон.

Неизвестный художник. "Лилии Франции" (шесть силуэтов семьи Бурбонов). 1815 год.

О. Каню. "Капрал фиалок (силуэты Бонапарта, его жены и сына)". 1815 год. В названии картины содержится напоминание о том, что Наполеон начинал воинскую службу в чине капрала.

С. Дель-Прете. "Тайна между осенними листьями". 1991 год. Галерея в Берне, Швейцария.

В. Брегеда. "Пророчество". 1994 год.

Н. Замятина. "Сны о Греции". 2004 год.

Слова-"двоевзоры": акулы - жулье, журчи - не урчи, мир - МГУ, прочен - точен. Авторы - Ольга и Сергей Федины.

Почтовая открытка. "Моя жена и моя теща". Начало ХХ века. Россия.

Я. Ботвиник. "Мой муж и мой тесть". Первая половина ХХ века. США.

Г. Фишер. "Мама, папа и дочь". 1968 год. США.

С. Орлов. "Роза для двоих". 2004 год. Москва.

С. Дали. "Исчезающий бюст Вольтера". 1940 год. Музей Дали, С.-Петербург, США.

Две картины Сальвадора Дали: слева - "Голова женщины в виде битвы". 1936 год; справа - "Испания". 1938 год.

В. Коваль. "Kovalland (автопортрет художника)". 1994 год.

Тройственная икона "Деисусный чин". XIX век. Россия.

Икона с ликами Иисуса и Марии Магдалены. Первая половина XVII века. Мелхейм, Германия.

Портрет Александра III с женой и сыном. Конец XIX века. Церковный музей при храме Святителя Митрофана Воронежского, Москва.

Габриель фон Макс. "Платок святой Вероники" . 1870-е годы. Германия.

"Спас Нерукотворный ". Фотография 1970-х годов с картины неизвестного художника, Россия.

ПРАВДИВЫЕ ОБМАНКИ

Поспорили два художника - Зевксис и Паррасий: кто из них лучше. Зевксис нарисовал виноградную гроздь и поставил картину возле открытого окна. Пролетавшие мимо птицы увидели виноград, сели и попытались клевать нарисованные ягоды. Пришла очередь Паррасия. "Ну и где твоя работа?" - "Там, за занавеской". Зевксис подошел к занавеске и попытался ее отдернуть. А она оказалась нарисованной. Легенда родилась в Древней Греции, примерно за 500 лет до нашей эры.

Она более правдива, чем может показаться на первый взгляд. Дело в том, что многие птицы не обладают стереоскопическим зрением, поскольку глаза у них расположены по обе стороны головы. То, что видит один глаз, не видит другой. Из-за отсутствия общего поля обзора мозг не может сформировать объемное изображение. И опытные охотники знают, что примитивная, не раскрашенная модель уточки привлекает летящего селезня не хуже живой подсадной птицы.

Для нас в греческой легенде важно то, что картина обманула не птиц, а глаз мастера-живописца. У русского художника XIX века Федора Толстого есть картины, перекликающиеся с сюжетом древнегреческой легенды. На одной из них - натюрморт, "прикрытый" листом кальки. Один ее угол загнут. И эта часть натюрморта выглядит столь достоверной, что невольно испытываешь желание сдвинуть кальку ниже, чтобы увидеть изображение полностью. Картины этого типа получили название "обманки", хотя речь идет едва ли не о самом правдивом из всех жанров живописи.

Появление такого рода картин стало возможным только после изобретения перспективы, светотеней и… масляных красок. Рецепты их приготовления встречаются еще в книгах XIII века. Но лишь в начале XV века голландский художник Ян ван Эйк (1390-1441) настолько улучшил технологию приготовления красок, что его нередко называют изобретателем техники живописи маслом. Он первым по-новому применил ее, накладывая тонкие прозрачные слои красок один поверх другого, достигая исключительной глубины и богатства цвета, а также тонкости светотеневых и цветовых переходов. После Яна вана Эйка художники получили возможность добиваться такого изображения, которое нетрудно было спутать с оригиналом.

Родоначальник жанра обманок в России - Григорий Теплов, художник, поэт, музыкант, философ, государственный деятель XVIII века. Одна из его работ - на предыдущей странице. Жаль, что репродукции обманок в журналах и книгах неспособны передать ощущение, которое появляется при взгляде на оригинал. Кстати, поэтому обманки редко увидишь в книгах по искусству. В значительной степени это объясняется разницей в размерах картины и ее печатной репродукции, а также тем, что нужный эффект обычно возникает в зависимости от расстояния между изображением и зрителем.

Существует еще один вид обманок. В Русском музее в Петербурге, например, есть картина Петра Дрождина, художника XVIII века. На ней автор изобразил семью своего учителя художника Антропова. Присмотревшись, замечаешь, что отец и сын стоят рядом не с женой и матерью, а с ее портретом. Край мольберта, сначала казавшийся светлым проемом в стене, отделяет стоящих от изображения.

Бельгийский художник XX века Рене Магритт тоже использовал прием с "мольбертами". Края их почти не видны, и рисунки незаметно переходят в основной сюжет картины, сливаясь с ним. На одном пейзаже - лес, начинаясь за окном, продолжается на нарисованном мольберте, на другом - море с мольберта перетекает в "реальное" море.

Магритт - мастер картин-парадоксов. На одном холсте он соединял предметы и явления, несовместимые в жизни; например, дневное небо и дом, погруженный в ночную тьму, или человек, смотрящий в зеркало перед собой, видит в нем лишь собственный затылок. Принцип парадоксальности он использовал и в названиях полотен. Когда, по собственному признанию художника, ему не хватало фантазии, он собирал друзей и просил помочь в поиске названия. Пейзаж с мольбертом, например, носит название "Удел человеческий".

ПРИЗРАЧНЫЕ СИЛУЭТЫ

Существует особый прием для создания скрытого изображения: когда художники используют контуры нарисованных предметов. Впервые картины со "спрятанными силуэтами" появились, видимо, в средневековой Франции. Главными их героями стали, разумеется, короли. О том, что лилия - символ династии Бурбонов, нам хорошо известно уже хотя бы по костюмам главных героев из кинофильмов, снятых по роману Александра Дюма "Три мушкетера". Двести лет назад, рисуя букеты королевских лилий, художники превращали изгибы стеблей, контуры листьев и лепестки в человеческие лица. Когда угадываешь секрет, букет превращается в портрет королевской семьи. После того как династию Бурбонов свергли, художники стали рисовать императора Наполеона с женой и сыном. Но Джозефина любила фиалки, поэтому они пришли на смену лилиям.

За прошедшие столетия художники, конечно, расширили тематику подобных работ. Один из примеров - картина, на которой вы сначала видите несколько сухих листьев, летящих в воздухе. А еще на холсте нарисован клочок бумаги с надписью на французском: "Сновидение, уносимое ветром и временем". Обычно художники не пишут на лицевой стороне картины ее названия. Здесь в левом нижнем углу холста написано по-немецки: "Тайна между осенними листьями". Это не только название картины, но и ключ, раскрывающий замысел художника - Сандро Дель-Прете. Его имя сегодня известно во всем мире. А начинал он как любитель (сообщаю это специально для участников конкурса загадочных картин). В молодости Дель-Прете учился рисованию всего шесть месяцев, до 44 лет не считал себя профессиональным художником и работал в страховой компании в родном швейцарском городе Берн, где живет до сих пор.

На картине художника из Таганрога Виктора Брегеды, которого тоже привлек этот прием, коленопреклоненные фигуры склонились в молитве на фоне пустынного горного пейзажа. Это лишь часть сюжета, которую видишь сразу, но название - "Пророчество" - подсказывает, что главное содержание не столь очевидно и еще не раскрыто. Невидимые в первый момент, на картине присутствуют те, перед кем склонились паломники: Бог-отец, Бог-сын и крылатый всадник - ангел, спустившийся с небес.

Картина москвички Натальи Замятиной "Сны о Греции" выглядит как обычный натюрморт с фарфоровой вазой и фруктами. Кажется, что название не вполне соответствует изображению. Но присмотритесь внимательно к драпировке. Что прячут (или выявляют) складки ткани и контуры вазы?

ДВОЕВЗОРЫ

Термин, давший название разделу статьи, придумал писатель и автор многих публикаций в журнале "Наука и жизнь" Сергей Федин. Двоевзорами он назвал тексты, которые можно читать двумя способами. Возьмем для примера слово "акулы". Первые две буквы "ак" можно написать и как одну букву "ж". А "ы" легко изобразить похожей на "ье". Оставим без изменений буквы в середине и получим слово, которое легко прочитать двумя способами: "акулы" и "жулье". Несколько примеров подобных надписей здесь приводятся.

Слово "двоевзоры" соответствует английскому "ambigram" - двойственный. О словесных двоевзорах здесь рассказано потому, что на их примере легче уяснить восприятие двойственных изображений и в живописи.

Что мы ищем, двигаясь взглядом по линиям двоевзора? Какую-нибудь знакомую букву. В картинах происходит то же самое. Мозг ищет знакомые образы, уже имеющиеся в памяти, которая совершенно непохожа на хранилище фотографических снимков. Память - своего рода "шифратор", улавливающий свойства изображения, например наличие прямых и изогнутых участков линий, границ смены яркости, цвета и тому подобное.

Разглядывая двоевзоры более пристально, мы находим буквы, которые не заметили первоначально, и складываем из них второе слово. То же самое происходит и со скрытым изображением.

Пока еще никто не придумал слово "трое-взоры", то есть изображение трех слов разных значений в одной записи. Если вам это удастся, обязательно пришлите свое произведение на конкурс загадочных картин. А вот живописные троевзоры уже созданы, и о них мы сейчас расскажем.

ДВУЛИКАЯ И ТРЕХЛИКАЯ ЖИВОПИСЬ

В предыдущем номере журнала в статье "Невидимое-видимое" вы встречали изображение женской головки, которая выглядит то молодой, то старой в зависимости от положения картины. Теперь познакомимся с портретом, который не нужно переворачивать. На вопрос: "Молодая или старая женщина на нем изображена?" - разные люди дают противоположные ответы. Одни говорят - девушка, другие - старуха. Картинка давно стала классической. Но тем, кто видит ее впервые, каждый раз приходится объяснять, как разглядеть второе изображение: "Глаз дамы - это ушко девушки, а нос - овал молодого лица". Как утверждают физиологи, зритель, рассматривая портрет, наибольшее внимание уделяет глазам и носу. Поэтому первое впечатление обычно зависит от того, на какую часть картины упал ваш взгляд в первое мгновение. После небольшой тренировки можно научиться заказывать себе, кого вы хотите увидеть.

По числу публикаций в книгах и журналах сюжет с молодой и старой женщиной далеко опережает все остальные иллюзионные картинки. Автором ее иногда называют американского карикатуриста У. Хилла, опубликовавшего работу в 1915 году в журнале "Пак" (в переводе на русский "Puck" - эльф, сказочный дух). Иногда изображение приписывают психиатру Е. Борингу, который использовал портрет в 1930-х годах как иллюстрацию к своим работам. В ученой среде "Двух дам" и сегодня называют "Boring figure". На самом деле еще в первые годы XX века в России выпустили в обращение открытку с такой же картинкой и надписью: "Моя жена и моя теща". Прототипом для нее послужила немецкая почтовая карточка 1880 года (автор неизвестен).

Картинка с двумя дамами регулярно воспроизводится в книгах по психологии. Но до сих пор во многом остается неизвестным, как ум человека воспринимает двойственные изображения. Художники всего лишь продолжают развивать уже известный прием. В первой половине XX века появился аналогичный портрет пожилого и молодого мужчины. Затем, в 1968 году, художник Г. Фишер сделал новую прическу обеим дамам и получил третье действующее лицо. Практически он добавил всего один элемент, и картина стала называться "Мама, папа и дочь". Женские волосы превратились в профиль мужчины, благодаря чему на портрете оказались три человека.

На современной картине московского художника Сергея Орлова (см. стр. 132) присутствуют не только два разных лица, но и две женские фигуры, принадлежащие одновременно и девушке и старухе. Пожилая леди смотрит на цветок, который она держит в руке. Молодая - сидит к нам спиной, поправляя прическу и повернув голову влево.

Работы Сергея Орлова, Виктора Брегеды и других художников, работающих в этой манере, можно увидеть в Интернете. Существует специальный проект "Двойственности" http://hiero.ru/project/Dubl сайта "Иероглиф", где авторы выставляют работы для обсуждения.

Ни одна книга об иллюзорных картинах не обходится без рассказа о творчестве испанца Сальвадора Дали. Через 300 лет после Арчимбольдо он возродил направление иллюзорных картин.

На первой картине зритель видит двух богато одетых женщин. Человек в чалме вводит их в галерею. Эту сцену художник преобразует во второй сюжет. Из арки галереи формируется контур человеческой головы - изображение скульп-турного портрета французско го философа Вольтера работы Гудона.

Сюжет с Вольтером встречается в работах Дали неоднократно. Дважды он использовал и сюжет картины "Голова женщины в виде битвы" (вверху слева), где фигуры скачущих всадников и мечущихся по желтому полю людей складываются в лицо женщины. Но затем "Голова женщины в виде битвы" вошла как деталь другого полотна: "Испания". Факт этот свидетельствует о том, как трудно найти новое, оригинальное решение для двуликой картины.

Если бы я стал устроителем выставки лучших двойственных картин, то по соседству с работами Дали разместил бы картины современного волгоградского художника Владислава Коваля. И непременно - "Сталинградскую мадонну", в которой образ женщины с младенцем на руках сплетен из ветвей березы. В полотне "Списание на берег" виднеющиеся на горизонте далекие прибрежные утесы превращаются в одинокую, поникшую фигуру моряка. В картине "Икар" ее герой виден то летящим, то павшим. На следующем полотне замерзающий, закутанный в плащ-палатку солдат превращается в мадонну с ребенком. В работе "Пирамида" В. Коваль впервые в истории искусства соединил несколько двойственных изображений в целостное художественное произведение. Причем использовал почти все живописные приемы, о которых я рассказал. Тут и построение новых образов из деталей пейзажа, и картины, содержание которых зависит от угла зрения или расстояния. Сегодня Коваль - один из самых известных художников России. У его известности любопытное начало. Во время учебы в Москве он посылал письма родным в Волгоград и на конвертах марки не наклеивал, а рисовал. Все отправленные письма дошли до адресатов без доплаты. Когда министерство печати объявило конкурс среди художников, студент Владислав Коваль принес организаторам пачку конвертов. И стал победителем, самым молодым среди участников.

НЕОБЫЧНЫЕ ИКОНЫ

Примеры загадочных картин встречаются даже в таком строгом и каноническом виде искусства, как иконы. В Музей древнерусского искусства в Москве однажды принесли икону "Иисус в темнице". На лицевой ее части изображен Иисус с оковами на ногах, а вокруг - орудия Страстей, то есть пыток. Возле каждого указано название. Исходя из особенностей написания слов, искусствоведы определили, что автор старообрядец. Необычность иконы состояла в том, что изображение пересекали узкие вертикальные полоски. Было высказано предположение, что это следы от решетки, закрывавшей когда-то образ Христа. Однако разгадка темных полос оказалась гораздо интереснее, и принадлежит она руководителю иконописной мастерской "Канон", искусствоведу и художнику Александру Ренжину.

Оказывается, икона когда-то содержала не одно, а три изображения. Полосы - не что иное, как следы от вертикальных пластинок, которые крепились к раме (окладу) иконы. Они вплотную прилегали к ее поверхности и поэтому оставили следы. На обеих сторонах каждой пластинки были нарисованы (принято говорить - написаны) части еще двух икон. Стоя напротив иконы, вы могли видеть один образ, передвинувшись влево - другой, вправо - третий. Пластины иконы были утрачены, но Ренжину удалось найти точно такую же целую икону. Выяснилось, что на 12 пластинках с двух сторон написаны части образов Богоматери и Иоанна Предтечи. Когда смотришь на икону сбоку, части изображения складываются в единое целое.

В запасниках Музея истории религий в Санкт-Петербурге хранятся иконы подобного типа, но с другим сюжетом. На одной из них на переднем плане - голубь, символ Святого Духа. Но стоит отойти вправо, как появится образ Бога-отца, влево - лик Бога-сына. Современному зрителю, избалованному световыми эффектами, трудно представить силу впечатления тройственных икон на верующих прошлых веков, да еще в сумерках церкви, освещенной лишь свечами. Кроме того, в XX веке подобный прием использовали в рекламе, и поэтому он утратил свою необычность.

Существуют иконы, поверхность которых не плоская, а профильная, с вертикальными канавками треугольного сечения. На одной стороне каждой канавки написан образ, видный слева, а на другой - видный справа. Когда смотришь спереди, то видишь "смесь" двух изображений. Поэтому в церкви перед такой иконой ставили большой подсвечник, чтобы ее было видно только с двух боковых сторон.

При храме святителя Митрофана Воронежского в Москве на 2-й Хуторской улице есть церковный музей. Там среди других интересных экспонатов можно увидеть тройственное изображение. Это не икона, а портрет царской семьи. Стоя напротив портрета, вы видите императора Александра III. Отойдете вправо - возникает образ императрицы Марии Федоровны. Зрители, стоящие слева, видят юного наследника, будущего императора Николая II. Любопытная особенность изображения помогла установить время его создания. На правом виске Николая видно кровавое пятно. Это след японского меча. В 1890-1891 годах наследник совершил кругосветное путешествие, и в Японии на него было совершено покушение. Японский полицейский ударил Николая мечом, но юный наследник отклонился и получил лишь незначительное ранение. Второй раз нападавший ударить не успел, его сбили с ног, но не хозяева, принимавшие высокого гостя, а сопровождавший Николая греческий королевич Георг.

ЛЕГЕНДА О СВЯТОЙ ВЕРОНИКЕ

В 1879 году в Петербурге проходила выставка немецких художников. Один из них, Габриель фон Макс, представил картину "Платок Святой Вероники" с изображением прибитого гвоздями к стене куска грубого холста с лицом Христа в центре. Необычность картины состояла в том, что зрители могли видеть глаза Спасителя то закрытыми, то открытыми. Газеты того времени писали, что устроителям пришлось поставить стулья в зале, так как некоторые дамы падали в обморок, восклицая: "Смотрит! Смотрит!"

Разумеется, загадочная картина привлекла внимание столичных художников, которые пытались разгадать секрет, а художник Иван Крамской написал о ней статью для журнала "Новое время", где раскрыл прием, с помощью которого немецкий автор добивался нужного эффекта.

Легенда о святой Веронике распространилась по Европе в Средние века. Позже она стала официальным церковным Преданием, то есть была признана такой же истинной, как записанные в Евангелии. Когда Иисуса Христа вели на гору Голгофу, чтобы там распять, некая сердобольная женщина по имени Вероника платком отерла с его лица пот, застилавший глаза. При этом на платке чудесным образом отпечатался лик Спасителя в терновом венце. Предание легло в основу православной иконы "Спас Нерукотворный". Нам, неспециалистам, проще всего узнать эту икону по изображению платка, на котором написан лик Иисуса, хотя сам платок (чаще говорят "плат") рисуют по-разному и достаточно условно. У западных христиан подобное изображение называется "Платок святой Вероники".

От знатока русского искусства священника Валентина Дронова услышал я историю, которую привожу здесь дословно: "Два или три раза в жизни приходилось мне видеть икону "Спас Нерукотворный", являвшую чудесное свойство. Глаза Иисуса на ней казались то открытыми, то закрытыми. Это зависело от душевного состояния молящегося. Если он был спокоен - Спаситель как будто спал. Если же находился в волнении - глаза открывались". Дома у отца Валентина хранилась фотография этого изображения, которая здесь приводится.

Мне пока не удалось найти что-либо подобное в наших музеях. В путеводителе по Вифлеему - городу, где, по преданию, родился Христос, сказано, что одна из фресок на колонне в храме Рождества обладает таким же свойством: "лик на иконе открывает и закрывает очи".

Икона, о которой рассказано, встречается очень редко, поэтому важны любые свидетельства людей, видевших или хотя бы слышавших о подобных изображениях. Просим читателей обязательно сообщить об этом в редакцию журнала.

www.nkj.ru

Самая страшная картина в мире – мистические истории

На сегодняшний день считается, что самая страшная картина в мире – это полотно Билла Стоунхема «Руки сопротивляются ему», которое он написал в 1972 году по своей старой фотографии детства. На ней пятилетний будущий художник изображен вместе со своей сестрой возле дома, в котором они тогда проживали. На первый взгляд, самая страшная картина в мире не такая уж и страшная. Хотя, несомненно, лицо девочки несколько смущает видом маски. Однако после первой же выставки в картинной галерее в адрес этого полотна, которое потом назовут проклятым, полетят странные и мистические отзывы. Многие люди утверждали, что, увидев «Руки сопротивляются ему», испытывали резкое ухудшение самочувствия, вплоть до потери сознания. Джон Марли, который рискнул приобрести картину с неординарной репутацией, вскоре после покупки умер, а полотно странным образом было найдено на свалке. После этого самая страшная картина в мире еще несколько раз меняла хозяев, которые спешили избавиться от нее, так как чувствовали непонятное ее влияние. Теперь речь шла не только о плохом самочувствии, но и о привидениях – мальчике и девочке, которые будто бы сходили с полотна и гуляли окрестностями.

страшные картины мира

Позже «проклятое» полотно стало одним из лотов интернет-аукциона eBay. Дурная слава картины только увеличила количество посетителей, желающих взглянуть на нее. Большинство из них отмечали, что репутация работы Билла Стоунхема заслуженная – у людей, увидевших ее, резко ухудшалось самочувствие, падало настроение. Это не помешало приобрести ее Киму Смиту для своей галереи. Однако вскоре он поспешил избавиться от этого экспоната – устал от постоянных жалоб посетителей и предложений по изгнанию бесов. Последующая судьба картины пока неизвестна.

Званием «самая страшная картина в мире» может «похвастаться» и работа Клода Моне «Водяные лилии». За этим полотном стоит целая череда пожаров. При этом первый случился в доме самого автора сразу после того, как он закончил эту работу. Впрочем, пожар быстро удалось загасить, и загадочная картина не пострадала. Осталась целой и невредимой она и после пожара в увеселительном заведении на Монмартре, куда попала из мастерской Моне. Кабаре сгорело через месяц после того, как его хозяева купили злополучное полотно. Меценат Оскар Шмитц из Парижа целый год после покупки «Водяных лилий» жил нормально. Однако спустя это время, как и прежние хозяева картины, погорел. Полотно (о, чудо!) опять не пострадало. Теперь его владельцем стал Нью-Йоркский музей современного искусства. Через четыре месяца пожар, случившийся здесь, серьезно повредил «проклятое» полотно.

самые страшные картины художниковЕсть и другие страшные картины мира, которые имеют такую репутацию, что мало кто рискнет их приобрести. Например, «Венера с зеркалом», написанная Диего Веласкесом. Первый хозяин картины, процветающий испанский купец, разорился вскоре после приобретения полотна. Распродав все с молотка, он избавился и от «Венеры», которую купил богатый владелец портовых складов. Почти сразу с ним также случилась крупная неприятность – пожар, превративший в порох весь его бизнес. Картина не пострадала. Ее купил еще один богатый испанец, которого на третий день после этого зарезали при ограблении в собственном доме. Потом полотно долго кочевало из одного музея в другой, пока одна душевнобольная женщина не испортила его ножом. Впрочем, на этой работе список «самые страшные картины художников» никак не заканчивается. Более того, он постоянно пополняется свежими экземплярами. А значит, нас ждут новые мистические истории.

fb.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта