Русь зачарованная. Русский современный художник Юрий Сергеев. Юрий сергеев картины
Художник Юрий Сергеев
Работы художника Юрия Сергеева называют «Русь Зачарованная«. Этот художник-славянист знаменит своим трепетным отношением к родной стороне. Образы русской жизни неизменно одухотворены и наполнены глубоким сопереживанием — жизнь простых людей в селениях, гадания по вечерам, языческие волхвы… Юрий Сергеев последователь русской реалистичной школы живописи и традиций итальянского Возрождения. Кроме того, он настоящий знаток истории своей земли и пытается свои знания, свои представления о древней истории выразить на полотне.
Юрий Сергеев родился в Ярославле 1 апреля 1961 года. Обучался в Московском государственном художественном институте имени Сурикова. Участвовал как в региональных, так и во Всесоюзных выставках.
Юрий Сергеев картины
Бабушкины наряды
Гадание на свечах. Святки
Гадание на суженого
Зимний вечер. Святки
Масленица. Красное село
Невеста
Ночное гадание
Русь языческая. Волхв
Русь языческая
Тройка
У гадалки
Февральская метель
Вам срочно необходимо приобрести мебель для персонала в офис или кабинет руководителя? К вашим услугам офисная мебель в магазине http://greeg.com.ua Greeg. Высокое качество, надёжность и невысокие цены.
art-assorty.ru
Художник Юрий Сергеев
Юрий Алексеевич Сергеев родился 1 апреля 1961 года в Ярославле. Обучался живописи в мастерской портрета и исторической живописи профессора И. Глазунова, Московского государственного художественного института имени Сурикова. Также обучался в Академии художеств (мастерская профессора Манзена) в Штутгарте, Германия. С 1993 года является преподавателем ВАЖВиЗ. Участвовал в нескольких Всесоюзных и зональных выставках. Стиль живописи Юрия Сергеева — это русская реалистическая школа живописи.
Сам автор является настоящим знатоком истории и этнографии. И, пожалуй, главной ценностью этих картин является попытка воссоздать традиции Древней Руси..
"Кого назовет петух"
"Волхв. Русь языческая"
Древнерусское слово «волхв» (вълхвъ) означает «кудесник, волшебник, гадатель». Ближайшие родственные ему слова — старославянское влъснути — «непонятно говорить, бормотать» и влъшьба — «волшебство, колдовство».
Волхвов не следует путать со жрецами. Для восточнославянского язычества было характерно именно отсутствие жреческой касты. Разница между жрецами и волхвами достаточно велика. Если волхв — это всего лишь гадатель, знающий и предрекающий будущее, ближе обычных смертных стоящий к таинственным силам природы, то жрец — избранник Бога, который и дарует своему служителю духовное могущество. Кроме того, статус волхва должен постоянно поддерживаться соответствующими действиями — предсказаниями, успешным излечением болезней и т. д., поскольку волхвом человек называет себя сам и стремится убедить в этом окружающих. Жрецом же может стать только тот, кого изберет и признает в этом статусе особая группа людей, монополизировавшая право на сношения с божеством.
Исторический опыт показывает, что только жреческое сословие способно действенно поддерживать религию, разъяснять ее идеи и давать более отчетливое представление о сложившихся образах, систематизировать и создавать мифологию, — короче, развивать и укреплять в обществе религиозные верования. Там же, где священническая каста представлена одними волхвами, религиозные понятия и представления бывают туманны и непрочны.
Существовал и женский род от слова волхв — «волхва». По всей вероятности, женщины-волхвы проявляли свои сакральные способности в домашнем обиходе, в гаданиях о личной судьбе, в лекарском знахарстве, тогда как мужчины-волхвы производили общественные магические действия.
Сергей Цветков "Князь Владимир - создатель единой Руси"
"Праздник урожая. Русь языческая"
Осенины – это обобщенное название целой вереницы мероприятий, близких по времени. Своими корнями праздник сбора урожая на Руси уходит к языческим временам, когда за богатый урожай и семейное благополучие славяне благодарили своих богов. В дальнейшем, с приходом Православия, появились новые названия праздников, которые приобрели несколько другой смысл, но многие традиции, заложенные в древности, сохранились и по сей день.
Первые Осенины
Русский православный праздник, символизирующий начало сбора урожая, относится к первым Осенинам и состоит из трех Великих Спасов – медового, яблочного, орехового, которые отмечаются 14, 19 и 29 августа соответственно. С этих дат разрешается пользоваться дарами Природы: пробовать мед, а также собирать яблоки и орехи.
По традиции, сложившейся в этот праздник, сбор урожая начинается с освящения этих продуктов. Из меда, яблок, орехов готовят праздничное угощение, которым следует обязательно делиться с бедными и угощать соседей.
После Орехового Спаса начиналось «бабье лето» и Страда – пора сбора зерновых культур и посева озимых. Обычно в страду работали сообща, стараясь собрать хлеба и засеять поля до наступления холодов.
Вторые Осенины
Страда продолжалась до Дня Рождества Пресвятой Богородицы 21 сентября (день осеннего равноденствия).
В этот день, когда заканчивали сбор урожая, праздник приобретал особенный смысл. Люди прощались с летним теплом, чествовали Солнце, благодарили матушку-Осенину (прообраз Богородицы) за богатый урожай и семейное благополучие, навещали родителей и поминали предков.
После тяжелого совместного труда, на Осенины устраивались ярмарочные гуляния с обменом избытков урожая, а заканчивался праздник общим пиром, где принято было за большим столом мириться, решать сложные вопросы, а также поесть вдоволь, без оглядки на запасы.
Праздник сбора урожая в России и сейчас популярен не меньше, чем в древние времена. Наши современники так же, как и в старину, всем миром работают в полях, а затем, когда закрома заполнены и окончены полевые работы, устраивают традиционные народные гуляния, ярмарки и застолья.
http://holiday.web-3.ru/holidayarticles/?act=full&id_article=34521
"Крестины"
Крещение, по-гречески «баптисма», означает – «погружение в воду». Сам по себе обычай водных погружений очень древний – гораздо древнее христианского крещения.
Одна из древних православных традиций обычай крестить людей в младенческом возрасте. Благодаря Крещению человек вступает в абсолютно иные, чем прежде, глубокие и личные отношения с Богом – отношения верности, послушания и любви. Все это, безусловно, требует от человека его свободного усилия. Бог никогда не спасает человека без свободного изволения самого человека. При этом человек имеет право даже на страшный и ответственный выбор: жить ему с Богом или вне Бога.
«Таинство Крещения»
Александр Савельев
"Крещение"
Крещение – это приобщение через преображенную воду к Богу, к общей истине, к назначению планеты и твоему собственному, как частице ее. Кажется, как просто – хлебнул крещеной водички, окунулся в нее, и ты – в Боге, в его пространстве. Но, как говорится в Библии, «Не наливают в старые мехи новое вино», для истины нужен чистый лист бумаги. Поэтому перед Крещением соблюдали пост, про который говорят: «Пост готовит путь Господу».
Крещенский мороз предваряет крещение водой. Может быть, в этом и состоит таинственная роль мороза в природе – выморозить все ненужное, отмирающее, подготовить место для чего-то нового?
Герман Арутюнов
"Суженый-ряженый, где ты"
"Чур меня"
"Гадальные забавы"
Раз в крещенский вечерокДевушки гадали:За ворота башмачок,Сняв с ноги, бросали;Снег пололи; под окномПоказать полностью…Слушали; кормилиСчетным курицу зерном;Ярый воск топили;В чашу с чистою водойКлали перстень золотой,Серьги изумрудны;Расстилали белый платИ над чашей пели в ладПесенки подблюдны.
Тускло светится лунаВ сумраке тумана —Молчалива и грустнаМилая Светлана.«Что, подруженька, с тобой?Вымолви словечко;Слушай песни круговой;Вынь себе колечко.Пой, красавица: „Кузнец,Скуй мне злат и нов венец,Скуй кольцо златое;Мне венчаться тем венцом,Обручаться тем кольцомПри святом налое“».
.............
Василий Жуковский« Светлана»
"Карты скажут, но не всё"
"Святочные сновидения"
"Святочный вечерок"
"Зимний вечер. Святки"
Начиная с Рождественского Сочельника и до Крещения Господня (19 января), проходят Святки. Это 12 праздничных дней веселья и торжества, посвященные Рождеству Христову.
До принятия Христианства древние славяне в этот период времени праздновали свой зимний праздник – святки. Они устраивали праздничные пиршества и колядование, хождение ряженых и различного рода увеселения. Это был самый веселый праздник зимой, посвященный языческому богу Святовиту.
После принятия славянами Христианства, многие святочные обычаи и традиции древних сохранились и прочно вошли в жизнь православных.
Святки еще называют «святыми вечерами» в память о событиях Рождества и Крещения Христовых. По традициям христиан в это время никто не работал. Православные ходили друг к другу в гости, дарили подарки, оказывали помощь людям преклонного возраста, и обязательно давали подаяние нуждающимся.
В старину, в первый день Святок, разжигался костер, который поддерживался 12 праздничных дней, а с возвышенности пускали горящее колесо. Оно символизировало уход старого года со всеми невзгодами.
Традиционно молодежь в праздничные дни Святок обычно наряжались в праздничные наряды, рядились в различные костюмы. Они танцевали, пели и веселились.
Один из популярных старинных обрядов – это колядование. Коляда – так называли православный обряд, который прославлял праздник Рождества Христова. Собираясь шумной компанией, молодежь переодевалась в тулупы в вывернутые наизнанку, надевали маски, наряжались, брали изображение Вифлеемской звезды и ходили по селу от дома к дому колядовать.
Колядки - это праздничные песни, которые исполнялись юношами и девушками, подходя на порог дома. Они желали благополучие и процветание семье, а также исполняли молитвенные песнопения, прославляя Иисуса Христа. В свою очередь каждый хозяин или хозяйка дома одаривали их подарками и различными угощениями.
Среди молодежи очень популярны были святочные гадания. Обычно гадали девушки. Они уединялись в помещениях, распускали волосы, снимали все обереги, крестик и приступали к таинству ворожбы. Были известны различные способы гадания – это гадание по воску свечи, по травам и цветам, по звукам, использовали зеркало, чтобы увидеть своего суженного. Темы гадания была различны – об урожае, об удаче, о дальнейшей жизни, обо всем, что волновало человека.
Святки сопровождались народными гуляниями, устраивались ярмарки и балаганы, где проходили театрализованные представления. На ярмарках можно было отведать различные угощения, купить подарки и повеселиться от души. Люди собирались шумной компанией устраивали катание на санях, строили снежные крепости и веселились под искрометный юмор скоморохов.
Заканчивались Святки 19 января. В этот день по преданию крестили Иисуса Христа, поэтому Православные Христиане приходили к водоему, чтобы окунуться в ледяной воде. Для этого специально проделывали прорубь на водной поверхности в виде креста. Вокруг проруба все украшалось цветными лентами, узорами из дерева и освещалось Священником. Только после этого православные могли искупаться в прорубе.
Вот так заканчивались святочные гуляния христиан.
«Традиции празднования Святок на Руси»
Людмила Варнава
"Ворожея"
"Невеста"
Девичник (плаканье, подвенёха) назывались обрядовые действия, при которых невеста прощалась с девичеством. Этот обряд проводился в доме невесты, на него созывались все ее подружки. Прощание невесты с девичеством, как правило, начиналось сразу же после сговора и продолжалось до венчания. Девичник символизировал переход девушки в категорию замужних женщин. Прощание невесты с «белым светом» во многих деревнях Европейской России и Сибири происходило на утренней и вечерней заре за околицей деревни, куда она приходила с подругами. В Псковской губернии невеста с девушками под пение грустных песен торжественно шла по деревне, неся в руках маленькую елочку, украшенную ленточками, тряпочками, бумажными цветами, либо букет бумажных цветов.
В деревнях Владимирской губернии невеста причитала о своей вольной жизни, сидя вместе с девушками на лавочке у своего дома. На ее причитания сбегались все женщины деревни. В Ярославской губернии невеста с подругами причитала посреди деревни, у дома ее родственников, у избы, где проходили посиделки. Финалом девичника было так называемое прощание с «девьей красотой», проводимое накануне венчания в доме невесты в присутствии родителей, сестер, братьев и подруг. Практически по всей России символом девичества была «коса - девичья краса». Проводился ритуал прощания невесты с косой: вначале косу заплетали, продавали невесту, а потом вновь расплетали. Заплетали ее так, чтобы ее потом было, как можно труднее расплести: вплетали ленты, шнуры, тесьму, вкалывали булавки и даже зашивали нитками. Все это сопровождалось печальными песнями девушек и причитаниями невесты. После заплетения косы, подруги или брат невесты торговались с дружкой жениха, прося выкуп за невесту. После получения выкупа девушки расплетали косу под пение песен.
Распущенные волосы демонстрировали готовность невесты к браку, символизировали первый шаг к замужней жизни. Ленты из косы подруги делили между собой. В северных губерниях Европейской России, в Среднем и Верхнем Поволжье, в Сибири, на Алтае в качестве прощания с «девьей красотой» невеста в компании подруг посещала баню. Топили баню рано утром подружки невесты, сопровождая этот процесс специальными песнями. Затем они брали за руку, сидящую в переднем углу избы, невесту и вели в баню. Во главе этого шествия шел дружка жениха, который читал заклятия от нечистой силы, махал кнутом и обсыпал невесту зерном. Процесс мытья в бане был довольно длительным, невесту парили березовым веником, с ленточками, поливали каменку квасом, пивом, посыпали ее зерном. Все это сопровождалось пением и причитаниями.
«Традиции русской свадьбы, обычаи, обряды, ритуалы»
Алевтина Перова
"Одевание невесты"
"Рождественский гусь. Сочельник"
"Рождество"
Рождество Христово— один из главных годовых христианских праздников.
Традиции и обычаи отмечать этот великий день передаются из поколения в поколение и являются неотъемлемой частью самобытной культуры каждой страны. Рождество на Руси стали отмечать в Xвеке. День и ночь перед Рождеством, рождественский Сочельник, справляли скромно и спокойно, а следующие дни были по-русски веселыми и задорными.
В Сочельник надо было как следует приготовиться к празднику. Ранним утром жители деревень отправлялись за водой, которая в этот день становилась целебной: ею умывались и на ней замешивали тесто для рождественского хлеба. Утром хозяйка начинала разжигать печь. Перед Рождеством это делалось по-особенному. По обычаям предков, огонь добывался высеканием искры, причем кремень и кресало в течение 12 дней перед этим лежали под образами. Хозяйка трижды крестилась и, повернувшись к восходящему солнцу, высекала огонь, поджигала от него прут и только после этого растапливала печь, в которой лежало 12 специально выбранных поленьев.
На этом огне готовились 12 постных блюд, среди которых обязательными были узвар— напиток из сушеных фруктов и медом и кутья— каша из пшеницы и ячменя. Кутья с медом называлась «сочивом», отсюда и произошел «сочельник». Кстати, золу от рождественского огня использовали в разных магических обрядах. Сначала взрослые угощали кутьей и узваром домашних животных, дети при этом издавали звуки, напоминающие их голоса, чтобы в новом году с ними не случилось ничего плохого.
Дома обязательно надо было соорудить символ урожая— своеобразный алтарь из снопа ржи и крестьянских орудий. Внося в дом сноп, хозяин снимал шапку и приветствовал хозяйку, словно видел ее впервые: «Дай, Боже, здоровья!». А хозяйка должна была ответить: «Бог в помощь! А что несешь?». Тут мужчина говорил: «Злато, чтоб весь год мы жили богато», останавливался посреди избы, крестился и желал семье счастья, здоровья и долголетия. После этого сноп ставили под иконы, перевязывали его железной цепью, укладывали рядом лемех от плуга и хомут. Хозяйка доставала чистую белую скатерть и накрывала ею все это сооружение.
Не забывали наши далекие родственники и об обряде укрепления здоровья. Глава семьи раскидывал по полу солому, на стол бросал сено, и делал из сена маленький сноп, который ставил под стол. На верхушку копны ставился черепок, в котором курился ладан. Вокруг него раскладывали железные инструменты. Все присутствующие должны были по очереди коснуться их босыми ногами, чтобы здоровье было крепкое, как железо.
А для того чтобы отпугнуть нечистую силу, супруги обходили дом и двор со свежеиспеченным хлебом, медом и маком. Мак разбрасывали в хлеву, а чеснок раскладывали по всем углам.
Вечером во дворе зажигали большой костер, чтобы умершим родственникам на том свете тоже было тепло. Домочадцы стояли около костра в глубоком молчании, поминая ушедших и молясь за них.
Затем ребенок до семи лет, душа которого считалась невинной и безгрешной, клал на сено, лежащее на столе, три испеченных калача, щепотку соли и ставил большую восковую свечу. Только после всех этих обрядов можно было подавать на стол. Все нарядно одевались, и теперь, когда уже все в доме прибрано и готово к празднику, осталось только дождаться появления в ночном морозном небе первой звезды. Вскоре, когда звонкие детские голоса возвещали о появлении звезды, можно было начинать ужинать.
Первым за стол садился отец, за ним— мать, и дети по старшинству. Хозяин, взяв ложку кутьи, читал молитву за покойных родственников. Считалось, что их души в этот день прилетают на землю и все видят. Поэтому специально для них тоже ставили тарелки с угощением. Во время ужина никому, кроме хозяйки, вставать не разрешалось, а разговаривать надо было тихо и спокойно.
Но вскоре уже слышны веселые голоса молодежи, просящих «коляду просказать»: Коляда, коляда!Пришла колядаНакануне Рождества:Мы ходили, мы искалиКоляду святуюПо всем дворам,По всем проулочкам…
В заключение своей песни колядующие, которые ходят славить Христа, поздравляют хозяев с наступлением праздника, и желают всех благ. Радушные хозяева немедленно выносят певцам, у которых один человек специально ходит с мешком, какие-нибудь угощения. Так колядовщики, в сопровождении шумных ребятишек, путешествовали по всей деревне.
С первым утренним ударом колокола все спешили в церковь на праздничное богослужение. После заутрени молодежь устраивала лихие катания с гор на лыжах и санях, сопровождающиеся веселым смехом и песнями.
Теперь праздничный стол изобиловал всякими вкусностями: традиционно готовили студень, молочного поросенка, жареную курицу, свиную голову с хреном, колбасу и медовые пряники.
«Как на Руси отмечали Рождество?»
Екатерина Елизарова
"Бабушкины наряды"
Очевидно, что невеста в традиционной культуре по определению не могла ассоциироваться с «сухим, бесплодным деревом».
Обилие шишек было важным сигналом: «много уродилось еловых шишек - к урожаю ярового, сосновых - ячменя».
Женщины, всегда стремящиеся выглядеть красиво (а в старину красивой считалась плодовитая женщина), в прошлом носили головные уборы, кокошники – шишаки, имитирующие верх ели, усыпанный шишками. А в Сербии невеста несла к венчанию за пазухой реальные шишки (А.В. Гура «Брак и свадьба в славянской народной культуре: семантика и символика», М2012, С.463).
"Иконописец"
"Золотошвейки"
"Деревенская идиллия"
"Простая еда"
"Мысли о вечном",
"Мысли о вечном"
"Пир Ивана Грозного в Александровской слободе"
Пир. “Князь Серебряный”
А.К. Толстой
Вот как описывает парадный царский обед, который дал Иван Грозный для 700 опричников граф Алексей Константинович Толстой.
«… Множество слуг, в бархатных кафтанах фиялкового цвета, с золотым шитьем, стали перед государем, поклонились ему в пояс и по два в ряд отправились за кушаньем. Вскоре они возвратились, неся сотни две жареных лебедей на золотых блюдах.
Этим начался обед.
Когда съели лебедей, слуги вышли попарно из палаты и возвратились с тремя сотнями жареных павлинов, которых распущенные хвосты качались над каждым блюдом в виде опахала. За павлинами следовали кулебяки, курники, пироги с мясом и с сыром, блины всех возможных родов, кривые пирожки и оладьи.
Пока гости кушали, слуги разносили ковши и кубки с медами: вишневым, можжевеловым и черемховым. Другие подавали разные иностранные вина: романею, рейнское и мушкатель. ….
…Слуги, бывшие в бархатной одежде, явились теперь все в парчовых доломанах. Эта перемена платья составляла одну из роскошей царских обедов. На столы поставили сперва разные студени, потом журавлей с пряным зельем, рассольных петухов с имбирем, бескостных кур и уток с огурцами. Потом принесли разные похлебки и трех родов уху: курячью белую, курячью черную и курячью шафранную. За ухою подалирябчиков со сливами, гусей с пшеном и тетерок с шафраном…
…Уже более четырех часов продолжалось веселье, а стол был только во полустоле.
Отличились в этот день царские повара.
Никогда так не удавались им лимонные кальи, верченые почки и караси с бараниной. Особенное удивление возбуждали исполинские рыбы, пойманные в Студеном море и присланные в Слободу из Соловецкого монастыря. Их привезли живых, в огромных бочках; путешествие продолжалось несколько недель. Рыбы эти едва умещались на серебряных и золотых тазах, которые вносили в столовую несколько человек разом. Затейливое искусство поваров выказалось тут в полном блеске. Осетры и шевриги были так надрезаны, что походили на петухов с простертыми крыльями, на крылатых змиев с разверстыми пастями.
Хороши и вкусны были также зайцы в лапше, и гости, как уже ни нагрузились, но не пропустили ни перепелов с чесночною подливкой, ни жаворонков с луком и шафраном…
… Но вот, по знаку стольников, убрали со столов соль, перец и уксус и сняли все мясные и рыбные яства.
Слуги вышли по два в ряд и возвратились в новом убранстве….
Убранные таким образом, они внесли в палату сахарный кремль, в пять пудов весу, и поставили его на царский стол. Кремль этот был вылит очень искусно. Зубчатые стены и башни, и даже пешие и конные люди были тщательно отделаны. Подобные кремли, но только поменьше, пуда в три, не более, украсили другие столы.
Вслед за кремлями внесли около сотни золоченых и крашеных деревьев, на которых, вместо плодов, висели пряники, коврижки и сладкие пирожки. В то же время явились на столах львы, орлы и всякие птицы, литые из сахара.
Между городами и птицами возвышались груды яблоков, ягод и волошских орехов. Но плодов никто уже не трогал, все были сыты. … “
В дополнение — пара любопытных фактов. Оказывается сам государь Иван Грозный на своих пышных, царских обедах почти ничего не ел. По двум банальным причинам: оказывается с молодости он страдал колитом.
Но еще больше он боялся быть отравленным сотрапезниками, что весьма широко практиковалось в то время. Именно так была отравлена его мать — Елена Глинская. Поэтому, для самого царя блюда ставились на отдельный стол.
Перед тем, как блюдо попадало на царский стол, оно проходило многоступенчатую проверку: сначала его в присутствии дворецкого пробовал повар, затем пробовали слуги, переносившие его в комнату рядом с пиршественной палатой, из которой оно уже подавалось к столу. Последним «снимал пробу» стольник или чашник, непосредственно подававший его на стол.
Русский художник Юрий Сергеев
art.mirtesen.ru
Юрий Алексеевич Сергеев » Перуница
Юрий Сергеев родился 1 апреля 1961 года в городе Ярославле. В 1988 г. поступил в мастерскую портрета и исторической живописи профессора И. Глазунова, Московского государственного художественного института имени Сурикова. Он участник Всесоюзных и зональных выставок, убежденный последователь русской реалистической живописной школы и традиций великих мастеров итальянского Возрождения, знаток истории и этнографии.В 1993 направлен в Академию художеств (мастерская профессора Манзена) в Штутгарт. ФРГ. В том же году выезжает в Италию (Рим, Флоренция, Пиза, Венеция) с мастерской портрета профессора Глазунова. С 1993 — преподаватель ВАЖВиЗ. Является участником выставок: 1991 — Всероссийская выставка портрета на Кузнецком мосту. Москва. 1992 — «Образование. Культура. Язык». Манеж. Москва. 1993 — «Москва — Братислава — Штутгарт». ФРГ.
Наделенный философско-художественным складом ума, Ю. Сергеев в своих картинах создает глубокие, наполненные духовной силой образы, характерные для России XVII – XVIII веков. Его живописная палитра богата и разнообразна. Свободное владение цветом, тоном, рисунком позволяет создавать убедительные, выразительные композиции. Работы художника отличаются цельностью, собранностью, глубокой продуманностью каждой детали.
Февральская метель
Масленница. Красное селоСочельник. Рождественский гусь.ТройкаУ гадалкиБабушкины нарядыГадание на картахГадание на свечах. Святки.Гадание на суженого. СвяткиНочное гаданьеЗимний вечер. Святки.МолитваНевестаПир Ивана Грозного в Александровой слободеСветланаРусь языческая. Волхв.Русь языческаяК сожалению картинок с бОльшим разрешением найти не удалось, очень жаль, например :(
www.perunica.ru
Клуб интеллектуалов Newsland – комментарии, дискуссии и обсуждения новости.
Русский художник Юрий Сергеев
Наделённый философско-художественным складом ума, Юрий Сергеев в своих картинах создаёт глубокие, наполненные духовной силой образы, характерные для России XVII – XVIII веков. Его живописная палитра богата и разнообразна. Свободное владение цветом, тоном, рисунком позволяет создавать убедительные, выразительные композиции. Работы художника отличаются цельностью, собранностью, глубокой продуманностью каждой детали. /perunica/
"Кого назовёт петух"
Юрий Алексеевич Сергеев родился 1 апреля 1961 года в Ярославле. Обучался живописи в мастерской портрета и исторической живописи профессора И. Глазунова Московского государственного художественного института имени Сурикова. Также обучался в Академии художеств (мастерская профессора Манзена) в Штутгарте, Германия. С 1993 года является преподавателем ВАЖВиЗ. Участвовал в нескольких Всесоюзных и зональных выставках. Стиль живописи Юрия Сергеева — это русская реалистическая школа живописи.
Сам автор является настоящим знатоком истории и этнографии. И, пожалуй, главной ценностью этих картин является попытка воссоздать традиции Древней Руси.
"Волхв. Русь языческая"
Древнерусское слово «волхв» (вълхвъ) означает «кудесник, волшебник, гадатель». Ближайшие родственные ему слова — старославянское влъснути — «непонятно говорить, бормотать» и влъшьба — «волшебство, колдовство».
Волхвов не следует путать со жрецами. Для восточнославянского язычества было характерно именно отсутствие жреческой касты. Разница между жрецами и волхвами достаточно велика. Если волхв — это всего лишь гадатель, знающий и предрекающий будущее, ближе обычных смертных стоящий к таинственным силам природы, то жрец — избранник Бога, который и дарует своему служителю духовное могущество. Кроме того, статус волхва должен постоянно поддерживаться соответствующими действиями — предсказаниями, успешным излечением болезней и т. д., поскольку волхвом человек называет себя сам и стремится убедить в этом окружающих. Жрецом же может стать только тот, кого изберёт и признает в этом статусе особая группа людей, монополизировавшая право на сношения с божеством.
"Праздник урожая. Русь языческая"
Осенины – это обобщенное название целой вереницы мероприятий, близких по времени. Своими корнями праздник сбора урожая на Руси уходит к языческим временам, когда за богатый урожай и семейное благополучие славяне благодарили своих богов. В дальнейшем, с приходом Православия, появились новые названия праздников, которые приобрели несколько другой смысл, но многие традиции, заложенные в древности, сохранились и по сей день.
"Крестины"
"Крещение"
"Суженый-ряженый, где ты"
"Чур меня"
"Гадальные забавы"
Раз в крещенский вечерок девушки гадали:За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали;Снег пололи; под окном слушали, кормили
Счётным курицу зерном; ярый воск топили.
В чашу с чистою водой клали
Перстень золотой, серьги изумрудны;
Расстилали белый плат и над чашей пели в ладПесенки подблюдны...
/Василий Жуковский« Светлана»/
"Карты скажут, но не всё"
"Святочные сновидения"
"Святочный вечерок"
"Зимний вечер. Святки"
"Ворожея"
"Невеста"
Девичник (плаканье, подвенёха) назывались обрядовые действия, при которых невеста прощалась с девичеством. Этот обряд проводился в доме невесты, на него созывались все её подружки. Прощание невесты с девичеством, как правило, начиналось сразу же после сговора и продолжалось до венчания. Девичник символизировал переход девушки в категорию замужних женщин. Прощание невесты с «белым светом» во многих деревнях Европейской России и Сибири происходило на утренней и вечерней заре за околицей деревни, куда она приходила с подругами. Невеста с девушками под пение грустных песен торжественно шла по деревне, неся в руках маленькую ёлочку, украшенную ленточками, тряпочками, бумажными цветами, либо букет бумажных цветов.
*
Проводился ритуал прощания невесты с косой: вначале косу заплетали, продавали невесту, а потом вновь расплетали. Заплетали её так, чтобы её потом было как можно труднее расплести: вплетали ленты, шнуры, тесьму, вкалывали булавки и даже зашивали нитками. Всё это сопровождалось печальными песнями девушек и причитаниями невесты. После заплетания косы подруги или брат невесты торговались с дружкой жениха, прося выкуп за невесту. После получения выкупа девушки расплетали косу под пение песен.
"Одевание невесты"
"Рождественский гусь. Сочельник"
"Рождество"
"Бабушкины наряды"
"Иконописец"
"Золотошвейки"
"Деревенская идиллия"
"Простая еда"
"Мысли о вечном"
"Пир Ивана Грозного в Александровской слободе"
newsland.com
Русские художники » Юрий Алексеевич Сергеев
Юрий Сергеев родился 1 апреля 1961 года в городе Ярославле. В 1988 г. поступил в мастерскую портрета и исторической живописи профессора И. Глазунова, Московского государственного художественного института имени Сурикова. Он участник Всесоюзных и зональных выставок, убежденный последователь русской реалистической живописной школы и традиций великих мастеров итальянского Возрождения, знаток истории и этнографии.В 1993 направлен в Академию художеств (мастерская профессора Манзена) в Штутгарт. ФРГ. В том же году выезжает в Италию (Рим, Флоренция, Пиза, Венеция) с мастерской портрета профессора Глазунова. С 1993 — преподаватель ВАЖВиЗ. Является участником выставок: 1991 — Всероссийская выставка портрета на Кузнецком мосту. Москва. 1992 — «Образование. Культура. Язык». Манеж. Москва. 1993 — «Москва — Братислава — Штутгарт». ФРГ.
Наделенный философско-художественным складом ума, Ю. Сергеев в своих картинах создает глубокие, наполненные духовной силой образы, характерные для России XVII – XVIII веков. Его живописная палитра богата и разнообразна. Свободное владение цветом, тоном, рисунком позволяет создавать убедительные, выразительные композиции. Работы художника отличаются цельностью, собранностью, глубокой продуманностью каждой детали.
Февральская метель Масленница. Красное село Сочельник. Рождественский гусь. Тройка У гадалки Бабушкины наряды Гадание на картах Гадание на свечах. Святки. Гадание на суженого. Святки Ночное гаданье Зимний вечер. Святки. Молитва Невеста Пир Ивана Грозного в Александровой слободе Светлана Русь языческая. Волхв. Русь языческаяК сожалению картинок с бОльшим разрешением найти не удалось, очень жаль
maxpark.com
Художник Юрий Сергеев » Что Я Вижу Вокруг Себя
Юрий Алексеевич Сергеев родился 1 апреля 1961 года в Ярославле. Обучался живописи в мастерской портрета и исторической живописи профессора И. Глазунова, Московского государственного художественного института имени Сурикова. Также обучался в Академии художеств (мастерская профессора Манзена) в Штутгарте, Германия. С 1993 года является преподавателем ВАЖВиЗ. Участвовал в нескольких Всесоюзных и зональных выставках. Стиль живописи Юрия Сергеева — это русская реалистическая школа живописи.Сам автор является настоящим знатоком истории и этнографии. И, пожалуй, главной ценностью этих картин является попытка воссоздать традиции Древней Руси..
"Кого назовет петух"
"Волхв. Русь языческая"
Древнерусское слово «волхв» (вълхвъ) означает «кудесник, волшебник, гадатель». Ближайшие родственные ему слова — старославянское влъснути — «непонятно говорить, бормотать» и влъшьба — «волшебство, колдовство».
Волхвов не следует путать со жрецами. Для восточнославянского язычества было характерно именно отсутствие жреческой касты. Разница между жрецами и волхвами достаточно велика. Если волхв — это всего лишь гадатель, знающий и предрекающий будущее, ближе обычных смертных стоящий к таинственным силам природы, то жрец — избранник Бога, который и дарует своему служителю духовное могущество. Кроме того, статус волхва должен постоянно поддерживаться соответствующими действиями — предсказаниями, успешным излечением болезней и т. д., поскольку волхвом человек называет себя сам и стремится убедить в этом окружающих. Жрецом же может стать только тот, кого изберет и признает в этом статусе особая группа людей, монополизировавшая право на сношения с божеством.
Исторический опыт показывает, что только жреческое сословие способно действенно поддерживать религию, разъяснять ее идеи и давать более отчетливое представление о сложившихся образах, систематизировать и создавать мифологию, — короче, развивать и укреплять в обществе религиозные верования. Там же, где священническая каста представлена одними волхвами, религиозные понятия и представления бывают туманны и непрочны.
Существовал и женский род от слова волхв — «волхва». По всей вероятности, женщины-волхвы проявляли свои сакральные способности в домашнем обиходе, в гаданиях о личной судьбе, в лекарском знахарстве, тогда как мужчины-волхвы производили общественные магические действия.
Сергей Цветков "Князь Владимир - создатель единой Руси"
"Праздник урожая. Русь языческая"
Осенины – это обобщенное название целой вереницы мероприятий, близких по времени. Своими корнями праздник сбора урожая на Руси уходит к языческим временам, когда за богатый урожай и семейное благополучие славяне благодарили своих богов. В дальнейшем, с приходом Православия, появились новые названия праздников, которые приобрели несколько другой смысл, но многие традиции, заложенные в древности, сохранились и по сей день.
Первые Осенины
Русский православный праздник, символизирующий начало сбора урожая, относится к первым Осенинам и состоит из трех Великих Спасов – медового, яблочного, орехового, которые отмечаются 14, 19 и 29 августа соответственно. С этих дат разрешается пользоваться дарами Природы: пробовать мед, а также собирать яблоки и орехи.
По традиции, сложившейся в этот праздник, сбор урожая начинается с освящения этих продуктов. Из меда, яблок, орехов готовят праздничное угощение, которым следует обязательно делиться с бедными и угощать соседей.
После Орехового Спаса начиналось «бабье лето» и Страда – пора сбора зерновых культур и посева озимых. Обычно в страду работали сообща, стараясь собрать хлеба и засеять поля до наступления холодов.
Вторые Осенины
Страда продолжалась до Дня Рождества Пресвятой Богородицы 21 сентября (день осеннего равноденствия).
В этот день, когда заканчивали сбор урожая, праздник приобретал особенный смысл. Люди прощались с летним теплом, чествовали Солнце, благодарили матушку-Осенину (прообраз Богородицы) за богатый урожай и семейное благополучие, навещали родителей и поминали предков.
После тяжелого совместного труда, на Осенины устраивались ярмарочные гуляния с обменом избытков урожая, а заканчивался праздник общим пиром, где принято было за большим столом мириться, решать сложные вопросы, а также поесть вдоволь, без оглядки на запасы.
Праздник сбора урожая в России и сейчас популярен не меньше, чем в древние времена. Наши современники так же, как и в старину, всем миром работают в полях, а затем, когда закрома заполнены и окончены полевые работы, устраивают традиционные народные гуляния, ярмарки и застолья.
http://holiday.web-3.ru/holidayarticles/?act=full&id_article=34521
"Крестины"
Крещение, по-гречески «баптисма», означает – «погружение в воду». Сам по себе обычай водных погружений очень древний – гораздо древнее христианского крещения.
Одна из древних православных традиций обычай крестить людей в младенческом возрасте. Благодаря Крещению человек вступает в абсолютно иные, чем прежде, глубокие и личные отношения с Богом – отношения верности, послушания и любви. Все это, безусловно, требует от человека его свободного усилия. Бог никогда не спасает человека без свободного изволения самого человека. При этом человек имеет право даже на страшный и ответственный выбор: жить ему с Богом или вне Бога.
«Таинство Крещения»
Александр Савельев
"Крещение"
Крещение – это приобщение через преображенную воду к Богу, к общей истине, к назначению планеты и твоему собственному, как частице ее. Кажется, как просто – хлебнул крещеной водички, окунулся в нее, и ты – в Боге, в его пространстве. Но, как говорится в Библии, «Не наливают в старые мехи новое вино», для истины нужен чистый лист бумаги. Поэтому перед Крещением соблюдали пост, про который говорят: «Пост готовит путь Господу».
Крещенский мороз предваряет крещение водой. Может быть, в этом и состоит таинственная роль мороза в природе – выморозить все ненужное, отмирающее, подготовить место для чего-то нового?
Герман Арутюнов
"Суженый-ряженый, где ты"
"Чур меня"
"Гадальные забавы"
Раз в крещенский вечерокДевушки гадали:За ворота башмачок,Сняв с ноги, бросали;Снег пололи; под окномПоказать полностью…Слушали; кормилиСчетным курицу зерном;Ярый воск топили;В чашу с чистою водойКлали перстень золотой,Серьги изумрудны;Расстилали белый платИ над чашей пели в ладПесенки подблюдны.
Тускло светится лунаВ сумраке тумана —Молчалива и грустнаМилая Светлана.«Что, подруженька, с тобой?Вымолви словечко;Слушай песни круговой;Вынь себе колечко.Пой, красавица: „Кузнец,Скуй мне злат и нов венец,Скуй кольцо златое;Мне венчаться тем венцом,Обручаться тем кольцомПри святом налое“».
.............
Василий Жуковский« Светлана»
"Карты скажут, но не всё"
"Святочные сновидения"
"Святочный вечерок"
"Зимний вечер. Святки"
Начиная с Рождественского Сочельника и до Крещения Господня (19 января), проходят Святки. Это 12 праздничных дней веселья и торжества, посвященные Рождеству Христову.
До принятия Христианства древние славяне в этот период времени праздновали свой зимний праздник – святки. Они устраивали праздничные пиршества и колядование, хождение ряженых и различного рода увеселения. Это был самый веселый праздник зимой, посвященный языческому богу Святовиту.
После принятия славянами Христианства, многие святочные обычаи и традиции древних сохранились и прочно вошли в жизнь православных.
Святки еще называют «святыми вечерами» в память о событиях Рождества и Крещения Христовых. По традициям христиан в это время никто не работал. Православные ходили друг к другу в гости, дарили подарки, оказывали помощь людям преклонного возраста, и обязательно давали подаяние нуждающимся.
В старину, в первый день Святок, разжигался костер, который поддерживался 12 праздничных дней, а с возвышенности пускали горящее колесо. Оно символизировало уход старого года со всеми невзгодами.
Традиционно молодежь в праздничные дни Святок обычно наряжались в праздничные наряды, рядились в различные костюмы. Они танцевали, пели и веселились.
Один из популярных старинных обрядов – это колядование. Коляда – так называли православный обряд, который прославлял праздник Рождества Христова. Собираясь шумной компанией, молодежь переодевалась в тулупы в вывернутые наизнанку, надевали маски, наряжались, брали изображение Вифлеемской звезды и ходили по селу от дома к дому колядовать.
Колядки - это праздничные песни, которые исполнялись юношами и девушками, подходя на порог дома. Они желали благополучие и процветание семье, а также исполняли молитвенные песнопения, прославляя Иисуса Христа. В свою очередь каждый хозяин или хозяйка дома одаривали их подарками и различными угощениями.
Среди молодежи очень популярны были святочные гадания. Обычно гадали девушки. Они уединялись в помещениях, распускали волосы, снимали все обереги, крестик и приступали к таинству ворожбы. Были известны различные способы гадания – это гадание по воску свечи, по травам и цветам, по звукам, использовали зеркало, чтобы увидеть своего суженного. Темы гадания была различны – об урожае, об удаче, о дальнейшей жизни, обо всем, что волновало человека.
Святки сопровождались народными гуляниями, устраивались ярмарки и балаганы, где проходили театрализованные представления. На ярмарках можно было отведать различные угощения, купить подарки и повеселиться от души. Люди собирались шумной компанией устраивали катание на санях, строили снежные крепости и веселились под искрометный юмор скоморохов.
Заканчивались Святки 19 января. В этот день по преданию крестили Иисуса Христа, поэтому Православные Христиане приходили к водоему, чтобы окунуться в ледяной воде. Для этого специально проделывали прорубь на водной поверхности в виде креста. Вокруг проруба все украшалось цветными лентами, узорами из дерева и освещалось Священником. Только после этого православные могли искупаться в прорубе.
Вот так заканчивались святочные гуляния христиан.
«Традиции празднования Святок на Руси»
Людмила Варнава
"Ворожея"
"Невеста"
Девичник (плаканье, подвенёха) назывались обрядовые действия, при которых невеста прощалась с девичеством. Этот обряд проводился в доме невесты, на него созывались все ее подружки. Прощание невесты с девичеством, как правило, начиналось сразу же после сговора и продолжалось до венчания. Девичник символизировал переход девушки в категорию замужних женщин. Прощание невесты с «белым светом» во многих деревнях Европейской России и Сибири происходило на утренней и вечерней заре за околицей деревни, куда она приходила с подругами. В Псковской губернии невеста с девушками под пение грустных песен торжественно шла по деревне, неся в руках маленькую елочку, украшенную ленточками, тряпочками, бумажными цветами, либо букет бумажных цветов.
В деревнях Владимирской губернии невеста причитала о своей вольной жизни, сидя вместе с девушками на лавочке у своего дома. На ее причитания сбегались все женщины деревни. В Ярославской губернии невеста с подругами причитала посреди деревни, у дома ее родственников, у избы, где проходили посиделки. Финалом девичника было так называемое прощание с «девьей красотой», проводимое накануне венчания в доме невесты в присутствии родителей, сестер, братьев и подруг. Практически по всей России символом девичества была «коса - девичья краса». Проводился ритуал прощания невесты с косой: вначале косу заплетали, продавали невесту, а потом вновь расплетали. Заплетали ее так, чтобы ее потом было, как можно труднее расплести: вплетали ленты, шнуры, тесьму, вкалывали булавки и даже зашивали нитками. Все это сопровождалось печальными песнями девушек и причитаниями невесты. После заплетения косы, подруги или брат невесты торговались с дружкой жениха, прося выкуп за невесту. После получения выкупа девушки расплетали косу под пение песен.
Распущенные волосы демонстрировали готовность невесты к браку, символизировали первый шаг к замужней жизни. Ленты из косы подруги делили между собой. В северных губерниях Европейской России, в Среднем и Верхнем Поволжье, в Сибири, на Алтае в качестве прощания с «девьей красотой» невеста в компании подруг посещала баню. Топили баню рано утром подружки невесты, сопровождая этот процесс специальными песнями. Затем они брали за руку, сидящую в переднем углу избы, невесту и вели в баню. Во главе этого шествия шел дружка жениха, который читал заклятия от нечистой силы, махал кнутом и обсыпал невесту зерном. Процесс мытья в бане был довольно длительным, невесту парили березовым веником, с ленточками, поливали каменку квасом, пивом, посыпали ее зерном. Все это сопровождалось пением и причитаниями.
«Традиции русской свадьбы, обычаи, обряды, ритуалы»
Алевтина Перова
"Одевание невесты"
"Рождественский гусь. Сочельник"
"Рождество"
Рождество Христово— один из главных годовых христианских праздников.
Традиции и обычаи отмечать этот великий день передаются из поколения в поколение и являются неотъемлемой частью самобытной культуры каждой страны. Рождество на Руси стали отмечать в Xвеке. День и ночь перед Рождеством, рождественский Сочельник, справляли скромно и спокойно, а следующие дни были по-русски веселыми и задорными.
В Сочельник надо было как следует приготовиться к празднику. Ранним утром жители деревень отправлялись за водой, которая в этот день становилась целебной: ею умывались и на ней замешивали тесто для рождественского хлеба. Утром хозяйка начинала разжигать печь. Перед Рождеством это делалось по-особенному. По обычаям предков, огонь добывался высеканием искры, причем кремень и кресало в течение 12 дней перед этим лежали под образами. Хозяйка трижды крестилась и, повернувшись к восходящему солнцу, высекала огонь, поджигала от него прут и только после этого растапливала печь, в которой лежало 12 специально выбранных поленьев.
На этом огне готовились 12 постных блюд, среди которых обязательными были узвар— напиток из сушеных фруктов и медом и кутья— каша из пшеницы и ячменя. Кутья с медом называлась «сочивом», отсюда и произошел «сочельник». Кстати, золу от рождественского огня использовали в разных магических обрядах. Сначала взрослые угощали кутьей и узваром домашних животных, дети при этом издавали звуки, напоминающие их голоса, чтобы в новом году с ними не случилось ничего плохого.
Дома обязательно надо было соорудить символ урожая— своеобразный алтарь из снопа ржи и крестьянских орудий. Внося в дом сноп, хозяин снимал шапку и приветствовал хозяйку, словно видел ее впервые: «Дай, Боже, здоровья!». А хозяйка должна была ответить: «Бог в помощь! А что несешь?». Тут мужчина говорил: «Злато, чтоб весь год мы жили богато», останавливался посреди избы, крестился и желал семье счастья, здоровья и долголетия. После этого сноп ставили под иконы, перевязывали его железной цепью, укладывали рядом лемех от плуга и хомут. Хозяйка доставала чистую белую скатерть и накрывала ею все это сооружение.
Не забывали наши далекие родственники и об обряде укрепления здоровья. Глава семьи раскидывал по полу солому, на стол бросал сено, и делал из сена маленький сноп, который ставил под стол. На верхушку копны ставился черепок, в котором курился ладан. Вокруг него раскладывали железные инструменты. Все присутствующие должны были по очереди коснуться их босыми ногами, чтобы здоровье было крепкое, как железо.
А для того чтобы отпугнуть нечистую силу, супруги обходили дом и двор со свежеиспеченным хлебом, медом и маком. Мак разбрасывали в хлеву, а чеснок раскладывали по всем углам.
Вечером во дворе зажигали большой костер, чтобы умершим родственникам на том свете тоже было тепло. Домочадцы стояли около костра в глубоком молчании, поминая ушедших и молясь за них.
Затем ребенок до семи лет, душа которого считалась невинной и безгрешной, клал на сено, лежащее на столе, три испеченных калача, щепотку соли и ставил большую восковую свечу. Только после всех этих обрядов можно было подавать на стол. Все нарядно одевались, и теперь, когда уже все в доме прибрано и готово к празднику, осталось только дождаться появления в ночном морозном небе первой звезды. Вскоре, когда звонкие детские голоса возвещали о появлении звезды, можно было начинать ужинать.
Первым за стол садился отец, за ним— мать, и дети по старшинству. Хозяин, взяв ложку кутьи, читал молитву за покойных родственников. Считалось, что их души в этот день прилетают на землю и все видят. Поэтому специально для них тоже ставили тарелки с угощением. Во время ужина никому, кроме хозяйки, вставать не разрешалось, а разговаривать надо было тихо и спокойно.
Но вскоре уже слышны веселые голоса молодежи, просящих «коляду просказать»:Коляда, коляда!Пришла колядаНакануне Рождества:Мы ходили, мы искалиКоляду святуюПо всем дворам,По всем проулочкам…
В заключение своей песни колядующие, которые ходят славить Христа, поздравляют хозяев с наступлением праздника, и желают всех благ. Радушные хозяева немедленно выносят певцам, у которых один человек специально ходит с мешком, какие-нибудь угощения. Так колядовщики, в сопровождении шумных ребятишек, путешествовали по всей деревне.
С первым утренним ударом колокола все спешили в церковь на праздничное богослужение. После заутрени молодежь устраивала лихие катания с гор на лыжах и санях, сопровождающиеся веселым смехом и песнями.
Теперь праздничный стол изобиловал всякими вкусностями: традиционно готовили студень, молочного поросенка, жареную курицу, свиную голову с хреном, колбасу и медовые пряники.
«Как на Руси отмечали Рождество?»
Екатерина Елизарова
"Бабушкины наряды"
Очевидно, что невеста в традиционной культуре по определению не могла ассоциироваться с «сухим, бесплодным деревом».
Обилие шишек было важным сигналом: «много уродилось еловых шишек - к урожаю ярового, сосновых - ячменя».
Женщины, всегда стремящиеся выглядеть красиво (а в старину красивой считалась плодовитая женщина), в прошлом носили головные уборы, кокошники – шишаки, имитирующие верх ели, усыпанный шишками. А в Сербии невеста несла к венчанию за пазухой реальные шишки (А.В. Гура «Брак и свадьба в славянской народной культуре: семантика и символика», М2012, С.463).
"Иконописец"
"Золотошвейки"
"Деревенская идиллия"
"Простая еда"
"Мысли о вечном",
"Мысли о вечном"
"Пир Ивана Грозного в Александровской слободе"
Пир. “Князь Серебряный”
А.К. Толстой
Вот как описывает парадный царский обед, который дал Иван Грозный для 700 опричников граф Алексей Константинович Толстой.
«… Множество слуг, в бархатных кафтанах фиялкового цвета, с золотым шитьем, стали перед государем, поклонились ему в пояс и по два в ряд отправились за кушаньем. Вскоре они возвратились, неся сотни две жареных лебедей на золотых блюдах.
Этим начался обед.
Когда съели лебедей, слуги вышли попарно из палаты и возвратились с тремя сотнями жареных павлинов, которых распущенные хвосты качались над каждым блюдом в виде опахала. За павлинами следовали кулебяки, курники, пироги с мясом и с сыром, блины всех возможных родов, кривые пирожки и оладьи.
Пока гости кушали, слуги разносили ковши и кубки с медами: вишневым, можжевеловым и черемховым. Другие подавали разные иностранные вина: романею, рейнское и мушкатель. ….
…Слуги, бывшие в бархатной одежде, явились теперь все в парчовых доломанах. Эта перемена платья составляла одну из роскошей царских обедов. На столы поставили сперва разные студени, потом журавлей с пряным зельем, рассольных петухов с имбирем, бескостных кур и уток с огурцами. Потом принесли разные похлебки и трех родов уху: курячью белую, курячью черную и курячью шафранную. За ухою подалирябчиков со сливами, гусей с пшеном и тетерок с шафраном…
…Уже более четырех часов продолжалось веселье, а стол был только во полустоле.
Отличились в этот день царские повара.
Никогда так не удавались им лимонные кальи, верченые почки и караси с бараниной. Особенное удивление возбуждали исполинские рыбы, пойманные в Студеном море и присланные в Слободу из Соловецкого монастыря. Их привезли живых, в огромных бочках; путешествие продолжалось несколько недель. Рыбы эти едва умещались на серебряных и золотых тазах, которые вносили в столовую несколько человек разом. Затейливое искусство поваров выказалось тут в полном блеске. Осетры и шевриги были так надрезаны, что походили на петухов с простертыми крыльями, на крылатых змиев с разверстыми пастями.
Хороши и вкусны были также зайцы в лапше, и гости, как уже ни нагрузились, но не пропустили ни перепелов с чесночною подливкой, ни жаворонков с луком и шафраном…
… Но вот, по знаку стольников, убрали со столов соль, перец и уксус и сняли все мясные и рыбные яства.
Слуги вышли по два в ряд и возвратились в новом убранстве….
Убранные таким образом, они внесли в палату сахарный кремль, в пять пудов весу, и поставили его на царский стол. Кремль этот был вылит очень искусно. Зубчатые стены и башни, и даже пешие и конные люди были тщательно отделаны. Подобные кремли, но только поменьше, пуда в три, не более, украсили другие столы.
Вслед за кремлями внесли около сотни золоченых и крашеных деревьев, на которых, вместо плодов, висели пряники, коврижки и сладкие пирожки. В то же время явились на столах львы, орлы и всякие птицы, литые из сахара.
Между городами и птицами возвышались груды яблоков, ягод и волошских орехов. Но плодов никто уже не трогал, все были сыты. … “
В дополнение — пара любопытных фактов. Оказывается сам государь Иван Грозный на своих пышных, царских обедах почти ничего не ел. По двум банальным причинам: оказывается с молодости он страдал колитом.
Но еще больше он боялся быть отравленным сотрапезниками, что весьма широко практиковалось в то время. Именно так была отравлена его мать — Елена Глинская. Поэтому, для самого царя блюда ставились на отдельный стол.
Перед тем, как блюдо попадало на царский стол, оно проходило многоступенчатую проверку: сначала его в присутствии дворецкого пробовал повар, затем пробовали слуги, переносившие его в комнату рядом с пиршественной палатой, из которой оно уже подавалось к столу. Последним «снимал пробу» стольник или чашник, непосредственно подававший его на стол.
Русский художник Юрий Сергеев
Источник: Искусство
www.wisam.ru
Русь зачарованная.Русский современный художник Юрий Сергеев.
Русский художник Юрий Сергеев
Наделённый философско-художественным складом ума, Юрий Сергеев в своих картинах создаёт глубокие, наполненные духовной силой образы, характерные для России XVII – XVIII веков. Его живописная палитра богата и разнообразна. Свободное владение цветом, тоном, рисунком позволяет создавать убедительные, выразительные композиции. Работы художника отличаются цельностью, собранностью, глубокой продуманностью каждой детали. /perunica/
"Кого назовёт петух"
Юрий Алексеевич Сергеев родился 1 апреля 1961 года в Ярославле. Обучался живописи в мастерской портрета и исторической живописи профессора И. Глазунова Московского государственного художественного института имени Сурикова. Также обучался в Академии художеств (мастерская профессора Манзена) в Штутгарте, Германия. С 1993 года является преподавателем ВАЖВиЗ. Участвовал в нескольких Всесоюзных и зональных выставках. Стиль живописи Юрия Сергеева — это русская реалистическая школа живописи.
Сам автор является настоящим знатоком истории и этнографии. И, пожалуй, главной ценностью этих картин является попытка воссоздать традиции Древней Руси.
"Волхв. Русь языческая"
Древнерусское слово «волхв» (вълхвъ) означает «кудесник, волшебник, гадатель». Ближайшие родственные ему слова — старославянское влъснути — «непонятно говорить, бормотать» и влъшьба — «волшебство, колдовство».
Волхвов не следует путать со жрецами. Для восточнославянского язычества было характерно именно отсутствие жреческой касты. Разница между жрецами и волхвами достаточно велика. Если волхв — это всего лишь гадатель, знающий и предрекающий будущее, ближе обычных смертных стоящий к таинственным силам природы, то жрец — избранник Бога, который и дарует своему служителю духовное могущество. Кроме того, статус волхва должен постоянно поддерживаться соответствующими действиями — предсказаниями, успешным излечением болезней и т. д., поскольку волхвом человек называет себя сам и стремится убедить в этом окружающих. Жрецом же может стать только тот, кого изберёт и признает в этом статусе особая группа людей, монополизировавшая право на сношения с божеством.
"Праздник урожая. Русь языческая"
Осенины – это обобщенное название целой вереницы мероприятий, близких по времени. Своими корнями праздник сбора урожая на Руси уходит к языческим временам, когда за богатый урожай и семейное благополучие славяне благодарили своих богов. В дальнейшем, с приходом Православия, появились новые названия праздников, которые приобрели несколько другой смысл, но многие традиции, заложенные в древности, сохранились и по сей день.
"Крестины"
"Крещение"
"Суженый-ряженый, где ты"
"Чур меня"
"Гадальные забавы"
Раз в крещенский вечерок девушки гадали:За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали;Снег пололи; под окном слушали, кормили
Счётным курицу зерном; ярый воск топили.
В чашу с чистою водой клали
Перстень золотой, серьги изумрудны;
Расстилали белый плат и над чашей пели в ладПесенки подблюдны...
/Василий Жуковский« Светлана»/
"Карты скажут, но не всё"
"Святочные сновидения"
"Святочный вечерок"
"Зимний вечер. Святки"
"Ворожея"
"Невеста"
Девичник (плаканье, подвенёха) назывались обрядовые действия, при которых невеста прощалась с девичеством. Этот обряд проводился в доме невесты, на него созывались все её подружки. Прощание невесты с девичеством, как правило, начиналось сразу же после сговора и продолжалось до венчания. Девичник символизировал переход девушки в категорию замужних женщин. Прощание невесты с «белым светом» во многих деревнях Европейской России и Сибири происходило на утренней и вечерней заре за околицей деревни, куда она приходила с подругами. Невеста с девушками под пение грустных песен торжественно шла по деревне, неся в руках маленькую ёлочку, украшенную ленточками, тряпочками, бумажными цветами, либо букет бумажных цветов.
*
Проводился ритуал прощания невесты с косой: вначале косу заплетали, продавали невесту, а потом вновь расплетали. Заплетали её так, чтобы её потом было как можно труднее расплести: вплетали ленты, шнуры, тесьму, вкалывали булавки и даже зашивали нитками. Всё это сопровождалось печальными песнями девушек и причитаниями невесты. После заплетания косы подруги или брат невесты торговались с дружкой жениха, прося выкуп за невесту. После получения выкупа девушки расплетали косу под пение песен.
"Одевание невесты"
"Рождественский гусь. Сочельник"
"Рождество"
"Бабушкины наряды"
"Иконописец"
"Золотошвейки"
"Деревенская идиллия"
"Простая еда"
"Мысли о вечном"
"Пир Ивана Грозного в Александровской слободе"
maxpark.com