История создания памятника Андрею Поздееву. Картины андрей поздеев
Поздеев Андрей | М-Галерея
Андрей Геннадьевич Поздеев (27 сентября 1926 года, село Нижний Ингаш Красноярского края, СССР - 12 июля 1998 года, Красноярск) российский и советский художник.Член Союза художников СССР (с 1961 года).Андрей Геннадьевич Поздеев включён в международный художественный рейтинг (всемирный рейтинг художников XVIII—XXI веков, формирующих мировое художественное наследие).
Андрей Геннадьевич Поздеев (27 сентября 1926 года, село Нижний Ингаш Красноярского края, СССР - 12 июля 1998 года, Красноярск) российский и советский художник.Член Союза художников СССР (с 1961 года).Андрей Геннадьевич Поздеев включён в международный художественный рейтинг (всемирный рейтинг художников XVIII—XXI веков, формирующих мировое художественное наследие).Живопись начал постигать самостоятельно: посещал выставки, музеи и галереи, изучал творчество великих мастеров прошлого, читал книги, писал с натуры. Впоследствии закончил Красноярскую художественную школу имени В.И. Сурикова (учитель - А.П. Лекаренко).Картины Андрея Поздеева находятся во многих музеях мира, в том числе в Третьяковской галерее и в Русском музее. Значительное собрание картин художника имеется в собрании Красноярского государственного художественного музея им. В.И. Сурикова.Андрей Поздеев о своём понимании творчества художника:…Художник как личность более индивидуален. Он позволяет себе то, что другие люди, может быть, и не позволяют. Но на нем лежит большая обязанность: отдавать себя, каков он есть. Он обнажается, он «голенький». И он обязан еще иметь голову, думать, как философ. Философы мысли - невероятная вещь. Они говорят об одном и том же, но каждый со стороны своей индивидуальности. А я еще обязан цветом передавать. И я обязан, если я влез в это дело на всю жизнь - а здесь жизни мало, - все время совершенствоваться и развиваться до самого последнего дня, сколько мне отпущено судьбой.Персональные выставки художника проходили в музеях Таллина (1984г.; при содействии О. Субби) и Риги, в Государственном музее, в Государственной Третьяковской галерее, в Центральном доме художника в Москве.Памятник А.Г. Поздееву в историческом центре Красноярска – на проспекте Мира рядом с Педагогическим университетом. Открытие памятника состоялось «27» сентября 2000 года. Авторы – архитектор Михаил Меркулов и скульптор Юрий Злотя. За время существования памятника у части горожан и у многих приезжих сложилась традиция: проходя мимо памятника, обязательно следует потереть ему нос. Статуя подвергалась вандализму - неизвестные два раза крали зонт. В первый раз зонт был утрачен, во второй раз элемент скульптуры удалось обнаружить и вернуть на своё место.
www.m-gallery.ru
Сайт музея художника Андрея Поздеева
В Красноярске есть два памятника художникам - землякам. Один - Василию Ивановичу Сурикову, другой - Андрею Геннадьевичу Поздееву. Между этими художниками 100 лет. И, кажется, нет более разных живописцев. Рядом с именем Сурикова давно стоит определение «Великий исторический живописец». Его творчество считается народным и, конечно, «понятным народу». Андрей Поздеев гораздо менее известен широкой публике - его признают не все, а понимают еще меньше. И все-таки - они похожи. Похожи своим неистовым, фанатичным, отношением к живописи. Упрямой уверенностью в своем праве писать так, как они сами считают правильным, без оглядки на авторитеты (вспомним, как критиковали Сурикова за «неправильную» композицию в картине «Меньшиков в Березове», или за «не тот» цвет в картине «Переход Суворова через Альпы»).
Андрей Поздеев жил в другом веке и в другой стране. В СССР творчеством художников пыталось управлять государство, признававшее только одно, единственно правильное, течение в искусстве – «Социалистический реализм». У государства было достаточно много рычагов влияния на художников, чтобы «объяснить» им как нужно рисовать. В этих условиях оставаться свободным в творчестве было практически невозможно. Однако, Андрей Поздеев прожил жизнь свободного художника в несвободной стране – это большая редкость в Советском Союзе. За свою свободу он платил цену, которая непосильна для многих творческих людей. Эта цена – бедность и непризнание. Между сытым служением какой-либо власти и свободой - он выбирал свободу. Он не был ни диссидентом, ни революционером, но он не мог писать заказных, идеологических работ, он служил только одной богине – живописи.
Он работал неистово, каждый день, до самой смерти. Не оглядываясь на мнение власти, публики, зная, что его работы вряд ли купят, он был свободен и от вкусов возможных коллекционеров. Художник, прошёл огромный путь от скромного копииста, через чувственное познание мира средствами живописи, до мыслителя, решающего с помощью изобразительного искусства вопросы и задачи вселенского масштаба. Время от времени его пытались исключить из Союза художников.
Последний раз это случилось в 1986 году, когда один влиятельный московский чиновник от искусства решил «посечь» Андрея Поздеева за «буржуазную» живопись». Но время было уже другое. Общественность заинтересовалась творчеством Андрея Поздеева. Тогда художнику, наконец, удалось расплатиться с многолетними долгами.
Первые персональные выставки Андрея Поздеева за Уралом прошли в конце 90-х годов в Петербурге в Мраморном зале Государственного Русского музея и в ЦДХ в Москве. Благодаря подвижнической деятельности Николая Григорьевича Ткаченко. В 1999 году, уже после ухода художника, его персональная выставка открылась в Государственной Третьяковской галерее.В рамках Дней Красноярского края в Москве из сотен замечательных сибирских художников было решено показать московской публике именно Андрея Поздеева.В 2001 году в Государственном Русском музее состоялась выставка «Русское абстрактное искусство. XX век». На ней были представлены знаменитые имена: Малевич, Лентулов, Филонов, а завершилась эта грандиозная выставка, подводящая итоги XX века в живописи, картинами Андрея Поздеева. Открывая выставку А.Поздеева в Третьяковской галерее, Народный художник России, академик, вице-президент Российской академии художеств, профессор Э. Н. Дробицкий сказал: «Человек от Бога, раздвинул чуть-чуть всех академиков, и народных, и заслуженных и спокойно, никого не потеснив, вошёл в русское и мировое искусство».
Татьяна Ваганова
mus-pozdeyev.ru
Сайт музея художника Андрея Поздеева
Многие годы художник Андрей Поздеев и его творчество вроде бы и существовали, а вроде бы и нет. Официальное искусство 60 - 80-х годов, привыкшее к определенному способу выражения мыслей и чувств, игнорировало «другое» искусство, обвиняя его в цинизме, несерьезности, глумлении над святынями.
В чем смысл исканий художника, изменений его стиля, манеры?
Что говорит о своих исканиях сам Андрей Поздеев?
- Общепринятого образования у меня нет. Искусство изучал в музеях Москвы, Ленинграда. Смотрел картины, учился, делал выводы. Но никогда не подражал! Пытался во всем разобраться сам. В то же время понял, что сущность моей работы будет в поисках своего стиля.
Мне кажется, что у многих современных художников есть тенденция «жить в ногу со временем»; они торопятся высказаться и делают это часто излишне нарочито. Между тем у Борхеса есть такая интересная мысль: большая часть современной литературы не столь хороша, как могла бы быть, потому что писателям не хватает непреднамеренности!
Андрей Поздеев в своих поисках непреднамерен.
- После первой персональной выставки в 1964 году я понял, что изобразительное искусство - это не профессия. Это жизнь, отражение моего «я».
Изучал орнамент, иероглифы. Размышлял о сущности жизни. В те годы писал много этюдов, даже пытался писать картины для выставкомов. Но быстро понял, что суть моего характера в самовыражении. Отсюда пришло и осознание своего пути в искусстве.
Разное время - разный язык. Более широкий диапазон художественного языка — вот перспектива развития нашего искусства.
На первый взгляд, раскрепощенность и свобода художника нас завораживают. Действительно, свобода необходима, но она и чрезвычайно трудна. Свобода для художника - большая ответственность. Художник - самый требовательный зритель и ценитель, аналитик и судья.
- Я никогда не задумывался о понятности и доступности моего искусства. Хотя время от времени я огорчался: почему меня ругают? Ведь я очень искренен в своих картинах. Я распахнул вам свою душу, а вы не хотите меня понять...
Искусство Поздеева трудно для восприятия. Сложность прежде всего в самом творческом методе художника. Его полотна лучше смотреть циклами. Таким образом зритель полнее представляет себе ход работы над картиной. Создание холста — это преодоление многих проблем. Отдельные вещи художника слагаются как бы в «путь к образу». В этом процессе у Поздеева формируется свой субъект-язык. Первый шаг в работе — поиск собственной технологии. Можно отметить следующие этапы в создании картины:
- стыковка формы с цветом; — анализ первых результатов: концептуальная вещь или это ступень к ней?
- вживание в образ; интеллектуальные и практические действия, как правило, закладываются в начале работы;
- если есть уверенность в том, что к работе готов, то процесс продолжается.
Каждый холст (даже если он неудачен) имеет свои достоинства и дает решение следующему. Некоторые работы Андрея Поздеева чисто технологические, а не идейные. Они нужны для других, будущих картин. Эта страсть к эксперименту - в цвете, в форме, в пластике и т. д.- у художника постоянна.
- Я считаю так: задумал отдать свое впечатление холсту - отдай. А как его выразить - дело десятое. Образ у меня часто «дозревает» во время работы. Удовлетворение от сделанного приходит довольно ясно. Холст готов - это я чувствую. Мало того, я вижу, что в работе есть ходы на будущее.
Иногда я сдираю холст - не получилось! Такие антитезы нужны, даже необходимы художнику. Почему не получилось? Все потому, что я иногда пытаюсь родить пятимесячного ребенка. А технология должна созреть, подойти к результату.
В его работах иногда важнее процесс, методика мышления, отдельные промежуточные идеи, чем результат. Главное не в том, что картина убеждает человека в той или иной точке зрения, а в том, что она заставляет его думать, будит мысль. Воспринять и осмыслить мир художника не минутное дело.
- Когда холст состоялся, он живой, у него должна быть душа. Когда она появляется? Я это понимаю почти сразу. Стою перед холстом и вижу: «Этот получился». Пойдет работа или нет - могу сразу сказать. По одной линии. По своему состоянию.
Самое главное для художника, по-моему, не завидовать. Нужно уметь видеть достоинства другого художника.
Сейчас у нас эпоха пересмотра многих взглядов. Но важно не опровергнуть тот или иной взгляд, а разбить упрощенную точку зрения на жизнь, на искусство, на человека...
Истинность своих творений может оценить только сам художник. Только ему ведомо, что он хотел сказать. Только он один может утверждать: „Это — мое". А зритель, кстати, всегда неправ. Искусство - прежде всего самовыражение.
mus-pozdeyev.ru
Андрей Поздеев. Выставка линогравюры (8.09.16)
Андрей Геннадьевич Поздеев родился 27 сентября 1926 года в селе Нижний Ингаш Красноярского края в семье почтового служащего. С ранних лет Андрей занимался рисованием. В самом начале войны, еще будучи подростком, пошел работать на Комбайновый завод. За то, что без разрешения уехал к маме, когда сильно заболел, получил 6 месяцев тюрьмы по «сталинскому указу». В колонии постоянно рисовал, оформляя стенгазеты и различные «уголки». После освобождения из колонии Андрей Поздеев был направлен на учебу в ремесленное училище на станции Енисей. В 1943 году ушел добровольцем на фронт. Участвовал в военных действиях на Дальнем Востоке (связист в артиллерии). Был демобилизован по болезни (туберкулез), вернулся к родителям в г.Минусинск Красноярского края. В 1950 году семья перебралась в Красноярск. Андрей Поздеев был принят в товарищество «Художник» и поступил в детскую рисовальную школу, которую закончил за два года. Его учителем был Андрей Прокофьевич Лекаренко. После окончания худ.школы учился живописи самостоятельно:посещал выставки, музеи, галереи, изучал творчество великих мастеров прошлого, читал книги, много писал с натуры. Первые работы написаны в 40-х годах, это великолепные пейзажи Красноярска и его окрестностей, портреты земляков, друзей. В1956 году Поздеев был принят кандидатом в члены Красноярской организации Союза художников РСФСР. В 60-70-е годы Андрей много пишет с натуры город и его окрестности. В это же время художником написана большая серия работ с названием «Калтат» (по названию речки в Государственном заповеднике «Столбы»). Будучи нон-конформистом по натуре, Поздеев никогда не писал в жанре социалистического реализма. По этой же причине почти всю жизнь испытывал нужду. Зато позволял себе творческие поиски и новые смелые, нетрадиционные решения-авангард, оп-арт, символизм, абстракционизм. Он искал свой художественный язык и новые возможности для творческих экспериментов, расширяя жанровое своеобразия своих работ. Среди излюбленных тем его картин: цветы, портреты, город, корабли, его семья, друзья, его мастерская, раковины, коррида, цирк и другие. В 80-е годы в круг чтения Андрея вошла Библия и книги по Священной истории.Он начал писать картины религиозно-философского содержания. Объектом его интересов становится человек, Вселенная, отношения человека с Богом. В эти годы был написан цикл картин «Жизнь человека» и знаменитый Библейский цикл- 14 огромных картин (3х4 метра), выполненных в абстрактном стиле, в который вошли такие известные работы как «Голгофа», «Сотворение мира», «Тайная Вечеря» и другие. Андрей Поздеев всю жизнь много и плодотворно работал, практически не выезжая из Красноярска. Официальное искусство отказывало ему в признании, и Поздеев долгое время оставался в андеграунде только потому, что сохранял мужество творить только то, что подсказывала ему совесть свободного художника. Однако это не мешало быть «широко известным в узких кругах». Его творчеством восхищались все, кто был с ним знаком. Он был потрясающе щедр и дарил свои картины музеям, друзьям, знакомым. Переломным моментом в жизни Поздеева оказалось знакомство с московским продюсером Николаем Григорьевичем Ткаченко, благодаря которому были организованы выставки в Третьяковской галерее, в Центральном доме художника в Москве (1993 г.), в Русском музее в Санкт-Петербурге (1996 г.), в Таллине. В Москве появилась галерея «Сити» под управлением Н.Ткаченко, которая специализировалась исключительно на работах Поздеева. Были выпущены альбомы, созданы телепередачи, снято несколько фильмов, опубликованы статьи в центральных художественных журналах. Велись переговоры о выставке в Метрополитен Музее (США). В 1993 году Андрей Поздеев был выдвинут на соискание Государственной премии. В 1998 году художник был награжден Дипломом и серебряной медалью Российской Академии художеств. 12 июля 1998 года А.Г.Поздеев скончался в своей мастерской в Красноярске.
После серии выставок в столичных музеях творчество Андрея Геннадьевича Поздеева получило давно заслуженную известность, и теперь оно высоко котируется в России. В «Едином художественном рейтинге России» творчеству Поздеева присвоена высокая категория категория 2А. Открытость, искренность, свежесть восприятия, оригинальность и неповторимость языка самовыражения являются отличительными чертами творчества Андрея Поздеева. Он признан одним из самых ярких российских художников второй половины ХХ века.
Картины Поздеева хранятся в Третьяковской галерее, в Русском музее, в Московском музее Современного искусства, в Художественном музее Красноярска им. Сурикова В.И. Его работы находятся в сибирских музеях и в частных коллекциях.
В 2000 году в центре Красноярска на ул.Мира был открыт памятник Поздееву. http://www.tvn-tv.ru/news/culture/vystavka_rabot_andreya_pozdeeva.html?sphrase_id=43928 |
www.2suvorov.ru
Сайт музея художника Андрея Поздеева
Художников во все времена привлекали библейские сюжеты, они и сегодня продолжают обращаться к «вечной истории». Одни - передают ее смысл в соответствии с религиозными традициями, другие - пропускают древний сюжет сквозь собственный, личный опыт. Для них библейский сюжет – это познание, прежде всего, самого себя, поиск ответа на волнующие вопросы. Например, известный сюжет «Тайной вечери» – воспринимается уже как проблема современного общества, как предупреждение человечеству, как драму неизбежного предательства и жертвенной любви. По воспоминаниям близких, обращение Андрея Поздеева к этой теме было не случайным, и это не было данью моде, а естественное стремление художника ответить на вечные вопросы - о смысле жизни, о душе, о предназначении человека на земле.
Гости школьного музея, кто хоть раз видел работы Андрея Поздеева из серии «Жизнь человека», «Чаша» говорят о необыкновенной энергетике больших и ясных холстов, написанных художником в конце жизни.Судя по отзывам в прессе, интернете, многие замечали что от картин идет только добрая, спокойная, всегда отдающая, а не забирающая энергия, никогда зритель не уходил с выставки уставшим или с тяжелым настроением. Эффект живого движения геометрических фигур и символов на полотнах - также говорит об удивительном открытии художника, точно найденной и переданной им гармонии символов – через живопись.
Отзыв с одной из выставок А.Поздеева, проходившей в Иркутске:"В наш рационалистический век особую ценность приобретают художники, чьё творчество построено на живом импульсе и богатом воображении. Фотография, кино, телевидение достигли великолепных результатов в воспроизведении жизни в прямом изображении и в поэтической интерпретации, но ни одно техническое достижение не сможет заменить живопись. Смотреть на картины Поздеева можно бесконечно, в какой-то момент даже хочется подойти и прикоснуться. Талантливый художник, интересные картины, и, что удивительно, разнообразные, что нечасто бывает у одного автора". (Андрей Кругов, криэйтор, г.Иркутск).Любопытно, что «Чаша», показанная на выставке в Москве, особенно поразила воображение известного писателя и политика А.Проханова. Опыт переживания и душевного очищение своего героя, стоящего перед картиной, он не раз повторял в романах, в том числе, в сюжете фантастического противостояния добра злу. Cам Андрей Поздеев, мечтал превратить картины евангельского цикла в серию фресок для часовни. Он считал, что у каждого человека есть своё единственное слово для молитвы. И, как художник, он высказался на языке, который был ему ближе всего. И кажется, цикл его работ не похож ни на одно художественное изображение библейских сюжетов в отечественном искусстве 2й половины 20 века.В 2006 году в Культурно-историческом центре Красноярска, на верхнем уровне музейного комплекса был создан проект художественно-пространственного решения для экспозиции картин Библейской серии. В так называемой «Ротонде», музей в музее, были размещены восемь больших полотен А. Поздеева, которые ранее выставлялись только в Третьяковской галерее. По замыслу организаторов проекта, картины этого художника наиболее ярко представляющего современную традицию в нашем городе, должны были стать своеобразной творческой площадкой. Так оно и было до недавнего времени. К сожалению, сегодня библейский цикл Андрея Геннадьевича можно увидеть только на фото и на виртуальном туре на сайте Культурно-исторического центра Красноярска - Зал Андрея Поздеева.
"Ротонда" была достопримечательность города Красноярска, интересный и современный проект - создание необыкновенной часовни – где каждый посетитель мог отдохнуть душой, возле холстов, в которых отражалась жизнеутверждающая, чистая, мудрая и созидающая энергетика, вдохновляющая зрителя думать, чувствовать, жить.
В 2006 году на открытии экспозиции Эдуард Русаков еще полон надежды:
«Трудно переоценить значение этого события. Наконец-то в Красноярске появилось место, где каждый желающий в любое время может насладиться живописью уникального художника. Жаль, конечно, что пока в постоянной экспозиции представлено только восемь работ... Многие из выступавших в этот вечер говорили о том, что, конечно же, городу нужен музей Поздеева. Помнится, именно об этом шла речь ещё в 1998 году, сразу после смерти Андрея Геннадьевича - и вроде бы все тогда соглашались, и художники, и чиновники. Но спустя какое-то время стали вдруг говорить, что, мол, нужен не музей Поздеева, а музей и м е н и Поздеева (улавливаете разницу?), где могли бы разместиться и произведения других художников. А потом заговорили уже о создании музея современного сибирского искусства, и про музей Поздеева, казалось, совсем забыли... Слава богу - идея эта жива, и хочется верить, что недалёк день полного её воплощения.
А ядром будущего музея станут, конечно же, картины библейского цикла.
mus-pozdeyev.ru
Красноярск _ Памятник художнику ПоздеевуПамятник художнику Андрею Поздееву,которого называют сибирским Матиссом.http://www.top10best.ucoz.ru/news/2009-08-23-24 Недалеко от ЦУМа, на проспекте Мира, в толпе можно заметить необычного прохожего: чудаковатого старичка с мольбертом через плечо и большим зонтом. С грустной улыбкой очень трогательный человек как будто гуляет по улицам города. Горожане воспринимают бронзовую двухметровую скульптуру не как памятник, а как живого человека, с которым можно поздороваться, сфотографироваться, взять за руку. Вторую жизнь на одной из красивейших улиц своего родного Красноярска обрёл удивительный человек, замечательный художник Андрей Геннадьевич Поздеев. Авторы памятника: архитектор Михаил Меркулов и скульптор Юрий Злотя в своей работе передали характер Андрея Геннадьевича, человека с тонкой, романтичной душой. Выполнен памятник из бронзы. Высота 2 метра 5 см. Памятник открыт 27 сентября 2000 года. Творчество этого художника излучает счастье. На картинах бесконечные букеты, люди, улицы любимого города, красочные пейзажи окрестностей Красноярска. Андрея Поздеева называют Солнечным художником. Его картины наполнены радостью, светом, яркими красками. Он любил жизнь, умел по-детски радоваться жизни и заражал этой любовью окружающих. Маленькая девочка, проходя мимо памятника, сказала: «Мама, смотри! Это Оле-Лукойе!» Она вспомнила сказку Андерсена. Художник действительно был похож на доброго сказочного человечка с ласковой улыбкой и печальными глазами. А ещё он был Волшебником. Под его кистью озарялись солнечным светом и люди, и птицы, и цветы, которые он любил рисовать больше всего. Своему приятелю он как-то сказал: «Я всю жизнь рисую цветы». И, немного подумав, добавил: «Но разные. Это же прекрасно!» Посмотрите на эти две картины художника. В «Декоративном букете» цветы - это сияющий фейерверк в ночном небе. А на одной из лучших картин «Краски земли. Цветы и солнце» мы ощущаем жаркое солнце, яркую могучую цветовую симфонию во славу Жизни. Выставки картин художника проходили в залах Государственной Третьяковской галереи, в лучших выставочных залах России и зарубежных стран. Картины Андрея Поздеева есть во многих коллекциях мира. В Красноярске коллекция картин хранится в художественном музее им. В.И. Сурикова. Однажды Андрей Геннадьевич сказал: «Я распахнул вам свою душу...». Бронзовая фигура Художника, которая появилась в сентябре 2000 года, стала одним из любимых символов города для красноярцев. Каждый день, в любую погоду милый человек под большим зонтом смотрит на нас удивлённым взглядом, улыбается и дарит нам своё творчество, свою добрую, светлую душу. http://www.library.cross-ipk.ru/RK/t-krasnoyarsk-pozdeev.htm http://www.top10best.ucoz.ru/news/2009-08-23-24 Еще информация:http://www.press-line.ru/content/view/112065/390/ | Полный размер: 500x660 |
www.alladolls.ru
Сайт музея художника Андрея Поздеева
27 сентября 2000 года, в день рождения Андрея Поздеева, на пр. Мира в Красноярске торжественно открывается памятник художнику. Соавторами скульптора Юрию Злоти являются архитекторы М. Меркулов и А. С. Демирханов. Памятник был встречен неоднозначно художественной общественностью города, друзьями художника. На торжественном открытии не присутствовала вдова художника и многие его друзья. Среди почитателей творчества Андрея Поздеева произошёл раскол, по поводу отношения к памятнику. Одни его, безусловно, принимали и хвалили, другие категорически отвергали. За год до открытия памятника многие из поклонников Поздеева подписали открытое письмо властям о несогласии с образом Андрея Поздеева, который создал Юрий Злотя, и предлагали повременить с установкой памятника. Требовали более тщательно провести конкурс среди скульпторов.
Противников памятника смущало, что конкурс прошёл без участия общественности, публика не смогла оценить варианты других скульпторов. Возражения были и против образа, созданного Юрием Злотей. Художник, который всю жизнь пытался уйти от реализма, используя в своём творчестве сложный язык символов и знаков, предстает перед зрителями, выполненный в абсолютно реалистической манере. Многие считали, что памятник Поздееву должен быть более символичным. Были возражения и другого характера у друзей и родственников художника. Вдова Поздеева Валентина Михайловна говорит: «Андрюша никогда не носил зонтик от дождя. В непогоду, когда женщины у входа в троллейбус лихорадочно дёргали свои зонтики, пытаясь быстро закрыть их, Андрей боялся, что ему выколят глаза. У него был зонт, но это был огромный зонт для пленера с которым он, конечно, по улицам города не ходил».
«Андрей Геннадьевич Поздеев был человеком совершенно необычным, и он защищался от чужого мнения, от чужого вмешательства масками. И одна из этих масок, вот этот памятник чудаку, чудак с которого ничего не спросишь, потому что он чудак, который вот так вот наивно смотрит на мир, хотя на самом деле он был человеком целеустремленным, ярким, сильным и человеком одной идеи - живописи» говорит друг семьи художника А.Д.Грицай.
По поводу места выбранного для памятника, так же было много разногласий, первоначально памятник было решено поставить в маленьком сквере на пересечении ул. Парижской Коммуны и пр. Мира, но потом, как рассказывает сам Юрий Злотя, городские власти решили, что это слишком далеко от центра, и было решено поставить памятник в самом людном месте Красноярска, недалеко от ЦУМа главного, тогда магазина города. «Он любил народ» сказал архитектор Демирханов, соавтор скульптора Злоти. Оппоненты считали что это абсолютно проходное место, где люди не гуляют, а спешат за покупками. Друзья художника переживали, что памятник "затолкают».
Однако, Юрий Злотя не сдавался, и не собирался соглашаться со своими оппонентами.
На встрече с учащимися школы № 69, в музее А.Г.Поздеева он объяснял: «Я хочу некоторые вопросы спорные сразу снять и объяснить, почему именно зонт. Я имел ввиду этот зонт как какую-то сферу, как нимб. Но там и чисто технический приём - я сделал с помощью зонта теневую часть и этой теневой частью высветил портрет. Мне говорят: «А вот он с зонтиком не ходил» но в том и суть художника, скульптора, чтобы он нашёл прием, высвечивающий суть личности. Я болел этим месяц, я сделал маленький эскиз, но чтобы этот эскиз придумать надо продумать каждый элемент, каждый атрибут памятника. Я показал свой эскиз вдове, и она сказала «Я вас понимаю, он зонтика не носил, но я вас поняла. Это он как бы укрыт от каких-то тяжелых для него вопросов действительности. Он был человеком доступным, казалось бы, и вместе с тем недоступным, открытый и одновременно замкнутый. Этот зонтик, как панцирь черепахи. По поводу возраста – образ старца это ипостась мудреца, точно так же, как мы не можем себе представить Льва Толстого молодым атлетом, юношей. Поэтому я сделал старца, но старца улыбающегося, доброго и глубоко убежден, что именно так и надо художника трактовать. Этот возраст показывает масштабность фигуры. По поводу места, выбранного для памятника - я проектировал этот памятник в сквере на пересечении улиц Парижской коммуны и Мира, но городские власти посчитали, что слишком дорогая затея и слишком много людей любят Андрея Геннадьевича, чтобы отправлять его на задворки. Сказали: «Быть памятнику в центре». Меня спросили «Вы доверяете архитектору, который выберет другое место для памятника?» я сказал, конечно, доверяю. Когда перенесли - меня перед фактом поставили, я согласился».
Он не уставал объяснять свой замысел, уверенный в своей правоте.
Скульптор пришел к нам в музей на следующий день после открытия памятника. Ему были заданы все «вредные» вопросы по поводу его произведения. Но он всех сразил, во-первых своей убежденностью, а во - вторых своим восхищением творчеством Андрея Поздеева.И ребята поняли, что Юрий Злотя такой же художник, как и Андрей Поздеев, и он тоже имеет право на свое видение образа.
Через год Скульптор вновь побывал в нашем музее и подарил нам гипсовый бюст Андрея Поздеева. Этот бюст, один из вариантов работы над памятником. Образ Андрея Поздеева здесь решён немного иначе. Скульптор не стал в этом портрете вырезать хрусталики глаз, как у памятника на проспекте Мира (этот художественный прием позволяет получить эффект живого взгляда). Однако, когда яркие лучи солнца, в полдень, освещают лицо памятника – глаза становятся пустыми. В гипсовом бюсте глаза скульптор решает иначе. Образ получился мягче. Добрая улыбка стала ироничной, даже «Вольтеровской».
Интересно сравнить бюст Андрея Поздеева из школьного музея с гипсовым бюстом того же Юрия Злоти, из запасников музея им. В.И. Сурикова. Хранители музея разрешили нам сделать несколько снимков бюста. При сравнении оказалось, что оба бюста отлиты из одной формы. Но бюст музея Сурикова покрыт бронзовой краской, это делает образ более резким, жёстким.
По поводу гипсового портрета разногласий у поклонников творчества Андрея Поздеева не возникает. Все отмечают необычайное сходство и в то же время замечательное образное решение.
Мы видим, что история создания памятника Андрею Поздееву не была простой. Образ, найденный скульптором, и место, выбранное для памятника с самого начала и до сих пор вызывают споры.
Но прошло 11 лет и памятник стал не только узнаваемым символом города, но и любимым местом для встреч жителей и гостей Красноярска.
mus-pozdeyev.ru