Описание картины Василия Верещагина «Забытый». Забытый картина верещагина


Описание картины Василия Верещагина «Забытый»

Описание картины Василия Верещагина «Забытый»

Василий Васильевич Верещагин – кадровый офицер, выпускник Морского корпуса, предпочел военной службе стезю художника. В его творчестве, опять же, главной была военная тематика. Верещагина можно смело называть предшественником сегодняшних фотокорреспондентов. Хорошо зная войну, он стремился без прикрас и доподлинно перенести на полотно военные действия не просто как страшное и масштабное зрелище, а как неизбежную и ужасную часть человеческой истории.

Искусство Верещагина называли разящим. Он первым осмелился выйти за рамки, принятые в отношении произведений о жестокостях войны. Художник старался запечатлеть самый острый момент, заставляющий чувства зрителей всколыхнуться. Разумеется, нашлись и противники, воспринимавшие работы мастера как личный упрек в свою сторону о безжалостном и хладнокровном расточительстве чужими жизнями. Некоторые главнокомандующие, при том даже среди иностранных войск, запрещали рядовым солдатам посещать выставки Верещагина.

После путешествия по Средней Азии, Верещагин создаст серию картин под названием «туркестанская». Произведения потрясли зрителей, объективно рассказав о тяготах заграничных походов для русских войск. Важно отметить, что все полотна были воссозданы по написанным с натуры многочисленным этюдам и личным впечатлениям самого мастера. «Забытый» – картина, демонстрирующая истинное лицо войны. Солдат, погибший вдали от родных мест за чуждые его мыслям и сердцу интересы, оставлен на растерзание птицам. Полотно вызвало шквал негодования среди военного состава Туркестанской армии.

Изображение выдержано в черно-белой гамме, ведь здесь царит смерть. Стая падальщиков, заполонившая небо, устремляется к бездыханному телу безымянного воина. До конца исполнивший свой воинский долг, он всего лишь напрасная жертва никому не нужного героизма.

Василий Васильевич не приукрашивал и не восхвалял баталии, его цель заключалась в демонстрации неприглядной стороны войны. Сам он ненавидел сражения, хотя художник и воин в нём были единым целым. Верещагин – единственный из русских живописцев – был удостоен ордена святого Георгия IV степени. К несчастью, обожаемый и восхваленный народом, Верещагин подвергался нескончаемым гонениям и травле со стороны элиты. В результате, был доведен до нервного срыва и уничтожил несколько полотен, среди которых был и упомянутая работа.

opisanie-kartin.com

Утраченные картины Верещагина - Ad majorem Dei gloriam (c)

Вообще утраченных работ В.В.Верещагина очень много. Насыщенная жизнь, войны, путешествия, госпитали, природные катаклизмы, несовершенство почты, ненадежность оказий все это привело к тому, что немерянное количество набросков было потеряно. Может они когда-нибудь всплывут случайно в чьих-нибудь семейных архивах, а может и никогда. Поэтому к утраченным можно отнести и те картины, которые он мог бы написать на основании этих набросков, но теперь нам их никогда не увидеть. Но с некоторыми из утраченных работ все-таки можно ознакомиться.Во-первых, это три картины из «Туркестанской серии», написанной после участия в походе в Среднюю Азию. Выставка имела огромный успех, но по ее окончанию Верещагин уничтожил картины «Забытый»«Окружили – преследуют»«У крепостной стены: «Вошли!..»И сделал он это (наверняка с большой душевной болью) после упреков в пессимизме, упадничестве, вплоть до искажения действительности. Причем часто упрекали его люди им уважаемые и близкие. Например, картина «Забытый»
очень покоробила губернатора Туркестанского края генерала Кауфмана. Он с обидой в голосе утверждал, что все солдаты, погибшие на той войне, были похоронены по-христиански, и что он сам лично об этом заботился. Верещагин ценил Кауфмана. И не только он и совершенно заслуженно. Честнейший человек К.П.Кауфман, который даже часто вкладывал свои собственные средства в восстановление края, наверняка выдавал желаемое за действительность: война – она есть война, всех погибших пересчитать сложно, но Верещагин работу уничтожил.Надо заметить, что к этой теме – забытого убитого солдата художник возвращался еще раз, уже в другом антураже, но и та картина плохо сохранилась, и была менее выразительна, чем уничтоженная.Картина «Окружили – преследуют»

была написана по мотивам рейда небольшого казачьего отряда на китайскую территорию, в котором художник так же принимал активное участие. Отряд, который должен был вернуть угнанный кочевниками скот, был окружен вооруженными местными племенами, и ему пришлось с боем пробиваться к своим. Она перекликается с картиной «Нападают врасплох»и работой «Парламентеры: «Сдавайся!» - «Убирайся к черту!».

ричем, последняя кажется трагичнее. Чем не угодила именно «Окружили – преследуют», не знаю. Хотя… Нет, пожалуй, эта – самая трагичная. Да.Картина «У крепостной стены: «Вошли!..»

составляла диптрих с картиной «У крепостной стены: «Тсс!.. Пусть войдут…»Эти картины художник писал под впечатлением от обороны Самарканда от войск бухарского эмира, за участие в которой он был награжден георгиевским крестом.Я бы на месте Верещагина разбивать эту пару ни за что бы не стала. Одна без другой стразу потеряла выразительность. И даже смысл. Наверное, на него надавил кто-то очень для него авторитетный, может кто-то из товарищей по Самарканду.Во-вторых, утраченные картины – утраченные в смысле потерянные. Т.е. их местонахождение неизвестно. Это в первую очередь уже упоминавшаяся работа «Подавление индийского восстания англичанами»

- ее купили, и она исчезла с концами. И ряд работ Балканской серии, написанной по впечатлениям русско-турецкой войны.Это триптих «На Шипке все спокойно!». Первая часть его сохранилась и находится в Московском центре искусствА остальные части – увы. От них, похоже, не осталось ничего. Во всяком случае, я нигде не видела. Вероятно, его можно представить по другому триптиху – «Снежные траншеи».Местонахождение которого также неизвестно.

(Я.ру закрывают уже 28-го - приходится торопиться)

ksologub.livejournal.com

Художник правды войны в Туркестане: 170-летие Верещагина

Василий Верещагин родился 14 (26) октября 1842 года в Череповце Новгородской губернии в дворянской семье среднего достатка. О себе он говорил, что «на три четверти русский и на одну четверть татарин», так как его бабка со стороны матери была татаркой.

Популярность Верещагина как художника при его жизни была высока. По свидетельству критика Александра Бенуа, в те времена за границами России из русских художников только Верещагина и признавали. Его выставки неизменно собирали массу народа, хотя вход был платным. Сам художник старался сделать плату доступной, особенно для простого люда. Сын Верещагина в своих воспоминаниях приводит цифры: на выставке в Петербурге в 1880 году за 40 дней побывало 200 тысяч посетителей. На венской выставке в 1881 году за 26 дней побывало 110 тысяч человек.

ХУДОЖНИК И ВОИН

За свою творческую жизнь Верещагин много и подолгу путешествовал. В молодости по Кавказу. Затем были Туркестан, Индия, Палестина, Сирия, Япония, Филиппины, Куба, Север России. К этому надо добавить и его многочисленные персональные выставки почти во всех столицах Европы, во многих городах США. Особое место в его жизни занимают две поездки в Туркестан.

Василий Верещагин во время первой поездки на Кавказ, за три года до начала службы в Туркестане.
Василий Верещагин во время первой поездки на Кавказ, за три года до начала службы в Туркестане. Верещагин писал, что в Туркестан попал случайно. Поехал же потому, что «хотел узнать, что такое истинная война, о которой много читал и слышал и близ которой был на Кавказе». Узнав, что генерал Константин Кауфман, назначенный туркестанским генерал-губернатором, хочет взять с собой художника, Верещагин решил ехать.

Кауфман согласился взять Верещагина после ознакомления с его рисунками. В Туркестан художник отправился в августе 1867 года Официальный его статус — прапорщик, состоящий при генерал-губернаторе. Верещагин ранее состоял на военной службе, ушел в отставку в звании прапорщика. Но он вытребовал себе право не носить военную форму и свободно разъезжать по краю. Кроме того, он условился с Кауфманом, что ему не будут давать никаких чинов. Однако впоследствии начальство предпринимало неоднократные попытки дать Верещагину новый чин. Он неоднократно приходил в канцелярию браниться из-за этого, что вызывало немало смеха.

Всю зиму 1868 года Верещагин находился в Ташкенте, где много рисовал, работая над этюдами. Но весной стало известно о предстоящей войне России с бухарским эмиром, и художник немедленно выехал в Самарканд, чтобы вблизи увидеть, по его словам, «свалку битв». Но в Самарканд он приехал только на следующий день после его взятия русскими войсками. Оставалось ходить по городу и знакомиться с его архитектурой и жизнью.

Оставив в Самарканде небольшой гарнизон (500 человек и порядка 300 больных и раненых), Кауфман двинулся с войсками дальше. Верещагин остался в городе. Воспользовавшись отъездом Кауфмана, местные жители подняли восстание и осадили крепость с дворцом эмира, в котором находились русские. В своей книге «На войне в Азии и Европе» Верещагин подробно описывает оборону крепости, свое личное участие в ней.

В повествовании говорится, что Верещагин часто рисковал жизнью, отстреливался из винтовки, как и все, ходил в атаку вместе со всеми. Численность осаждавших, по свидетельству Верещагина, была до 20 тысяч человек. Ситуация складывалась критическая. По мнению художника, сдача крепости стала бы сигналом к восстанию во всей Средней Азии. Оборона крепости длилась семь дней. Попытки связаться с основными силами были неудачными — всех посланных джигитов восставшие поймали и убили. Но слух о восстании в Самарканде дошел до Кауфмана, и он принял решение вернуться в Самарканд. Это и спасло его гарнизон, начальник которого уже был готов в критической ситуации взорвать дворец эмира вместе со всеми защитниками.

Репродукция картины Василия Верещагина "После неудачи. Побежденные". 1868 год. Репродукция картины Василия Верещагина "После неудачи. Побежденные". 1868 год. Александр Второй распорядился наградить «защитников Самарканда» Георгиевским орденом. Первым в списке награжденных был Верещагин.

В конце 1868 года Верещагин уехал в Европу, оттуда в Петербург. Весной 1869 года он снова в Туркестане, много путешествует по краю, в том числе по Семиреченской области. Бывал и в Верном. Но о его пребывании здесь ничего не известно, хотя, возможно, общался с военным губернатором области Герасимом Колпаковским.

Желанием Верещагина было побывать в Западном Китае, но тогда там было восстание уйгуров и дунган против китайцев, и попасть туда не представлялось возможным. Но однажды, когда художник путешествовал вдоль китайской границы, представился неожиданный случай пересечь пограничную реку Хоргос в составе военного отряда числом примерно 160 человек. Этот опасный эпизод Верещагин подробно описал в своих записках. Из Туркестана Верещагин окончательно уехал в октябре 1870 года.

Туркестанская военная компания не единственная, очевидцем и участником которой был Верещагин. В 1877 году он находился на театре военных действий на Балканах. Тогда он получил серьезное ранение. Балканский цикл картин, созданный на основе впечатлений от той войны, считается самым значительным в творчестве художника. После начала Русско-японской войны уже немолодой художник отправился на Дальний Восток, чтобы запечатлеть на своих полотнах эту войну. Там он погиб 13 апреля 1904 года на броненосце «Петропавловск», подорвавшемся на японской мине.

СОЖЖЁННЫЕ ТРИ КАРТИНЫ

Между первым и вторым путешествием в Туркестан по инициативе Верещагина в Петербурге в первой половине 1869 года была организована «Туркестанская выставка», впервые ознакомившая русское столичное общество с культурой края. На ней выставлялась зоологическая коллекция Северцова, минералогическая коллекция горного инженера Татаринова, одежда, украшения, образцы ремесел. Но наибольший интерес представляли картины, этюды и эскизы самого Верещагина.

Эти картины были новым словом в батальном жанре. До этого художники-баталисты обычно прославляли подвиги полководцев, показывали войну в виде лихих кавалерийских атак и кровавых битв. Верещагин изобразил обратную сторону военной славы, показав на своих полотнах, что главная сущность войны — страдания, увечья, холод и голод, жестокости и всяческие лишения, болезни, отчаяние и смерть.

В первый день выставку посетили император Александр Второй и императрица Мария Александровна. Как пишет биограф Верещагина Федор Булгаков, они были поражены ужасной, неподкупной правдой, которая выделяла картины «После удачи» и «После неудачи». Александр Второй долго стоял перед ними. После окончания выставки картины ему подарили, и они постоянно висели в его кабинете.

«Туркестанская выставка» принесла Верещагину известность талантливого, оригинального живописца Востока, говорят историки.

Репродукция картины Василия Верещагина "Забытый". 1871 год. Репродукция картины Василия Верещагина "Забытый". 1871 год. Но наибольшее впечатление на современников произвела первая персональная выставка Верещагина. После возвращения из Туркестана он до начала 1874 года провел в Мюнхене, где работал над картинами, главным образом на сюжеты военных действий в Самарканде. Выставка открылась в марте 1874 года в Петербурге. Большинство отзывов были восторженными. Художник И. Н. Крамской сказал о выставке, что это завоевание России гораздо больше, чем завоевание территориальное.

Однако некоторые картины — «Забытый», «Окружили — преследуют!», «Вошли» — вызвали раздражение Кауфмана и его окружения. Кауфман назвал их постыдной клеветой на русское войско. На картине «Забытый» был изображен убитый русский солдат. Вдали уходят «свои». С неба спускается туча воронов, один из них уже сидит на груди убитого. Верещагин в своих записках пишет: «При целом зале „туркестанцев“ Кауфман, очевидно, умышленно шельмовал меня, заставлял сознаться, что именно русского солдата в такой позе, объеденного птицами, я не видел, и положительно торжествовал, когда я под ироническими улыбками его свиты сознался: да, не видел».

Раздосадованный Василий Верещагин эти три картины сжег.

Репродукция картины Василия Верещагина "Победа. После удачи". 1889 год. Репродукция картины Василия Верещагина "Победа. После удачи". 1889 год. Императора Александра Второго чрезвычайно поразила на выставке картина «Апофеоз войны». По утверждению биографа Верещагина Федора Булгакова, «в противность тому, что говорили по предположению, Государь нисколько не возмущался выставкой».

Верещагин всегда хотел, чтобы его картины оставались на родине. Бывало, отказывался продавать по очень высокой цене за границу, даже когда испытывал материальные трудности. Особенность его творчества в том, что он писал серии картин на одну и ту же тему. Всегда стремился продавать картины не разрозненно, а всей серией. Только крайняя нужда вынуждала его продавать раздробленно. Туркестанский цикл картин приобрел известный коллекционер и меценат Павел Третьяков за 92 тысячи рублей.

Помимо множества этюдов, рисунков, ставших материалом для его картин, Верещагин оставил литературные записки о своем пребывании в Туркестане. В них он описывает разные, в том числе и неприглядные (например, рабство), стороны жизни края. Интерес представляет описание общения с казахами, жившими между Ташкентом, Чиназом и Ходжентом. Они занимались хлебопашеством.

В АЛМАТЫ ХРАНЯТСЯ ДВЕ КАРТИНЫ ВЕРЕЩАГИНА

Работая над этим очерком, я заинтересовался, хранятся ли художественные работы Верещагина в Казахстане. Удалось выяснить, что две картины находятся в запасниках Государственного художественного музея имени А. Кастеева.

В отделе русской живописи проинформировали, что одна из них называется «Горы, окружающие Лепсинскую станицу». Это одна из картин Туркестанского цикла. Передана в дар национальной картинной галерее Казахстана Третьяковской галереей в 1936 году. Вторая картина — «Ненастье в Гималаях» — сначала была передана в музей Семея (также из Третьяковской галереи), а оттуда — в галерею в Алматы.

Полотно «Ненастье в Гималаях» написано по результатам одного из двух путешествий в Индию (в 1874—1876 годах и в 1882—1883 годах).

Алексей Азаров является культурным обозревателем Азаттыка.

rus.azattyq.org

Описание картины Василия Верещагина «Забытый» Картины художников

Описание картины Василия Верещагина «Забытый»

Василий Васильевич Верещагин – кадровый офицер, выпускник Морского корпуса, предпочел военной службе стезю художника. В его творчестве, опять же, главной была военная тематика. Верещагина можно смело называть предшественником сегодняшних фотокорреспондентов. Хорошо зная войну, он стремился без прикрас и доподлинно перенести на полотно военные действия не просто как страшное и масштабное зрелище, а как неизбежную и ужасную часть человеческой истории.

Искусство Верещагина называли разящим. Он первым осмелился выйти за рамки, принятые в отношении произведений о жестокостях войны. Художник старался запечатлеть самый острый момент, заставляющий чувства зрителей всколыхнуться. Разумеется, нашлись и противники, воспринимавшие работы мастера как личный упрек в свою сторону о безжалостном и хладнокровном расточительстве чужими жизнями. Некоторые главнокомандующие, при том даже среди иностранных войск, запрещали рядовым солдатам посещать выставки Верещагина.

После путешествия по Средней Азии, Верещагин создаст серию картин под названием «туркестанская». Произведения потрясли зрителей, объективно рассказав о тяготах заграничных походов для русских войск. Важно отметить,

что все полотна были воссозданы по написанным с натуры многочисленным этюдам и личным впечатлениям самого мастера. «Забытый» — картина, демонстрирующая истинное лицо войны. Солдат, погибший вдали от родных мест за чуждые его мыслям и сердцу интересы, оставлен на растерзание птицам. Полотно вызвало шквал негодования среди военного состава Туркестанской армии.

Изображение выдержано в черно-белой гамме, ведь здесь царит смерть. Стая падальщиков, заполонившая небо, устремляется к бездыханному телу безымянного воина. До конца исполнивший свой воинский долг, он всего лишь напрасная жертва никому не нужного героизма.

Василий Васильевич не приукрашивал и не восхвалял баталии, его цель заключалась в демонстрации неприглядной стороны войны. Сам он ненавидел сражения, хотя художник и воин в нём были единым целым. Верещагин – единственный из русских живописцев – был удостоен ордена святого Георгия IV степени. К несчастью, обожаемый и восхваленный народом, Верещагин подвергался нескончаемым гонениям и травле со стороны элиты. В результате, был доведен до нервного срыва и уничтожил несколько полотен, среди которых был и упомянутая работа.

Прислал: Новикова Ксения . 2017-10-08 22:24:28

opisanie-kartin.iusite.ru

ОРЛЫ (ЗАБЫТЫЙ СОЛДАТ)

   

   Верещагин Василий Васильевич

   (1842-1904)

Василий Васильевич Верещагин – всемирноизвестный художник-баталист. 

Главной темой своего творчества Верещагин считал батальный жанр. Он сам принимал участие в боевых действиях во время войны в Туркестане За мужество, проявленное при обороне Самарканда от войск бухарского эмира, был награждён Георгиевским крестом IV степени.В своих картинах Верещагин первым из художников-баталистов показал правдивое, не приукрашенное лицо войны. Его главной целью была борьба против войны. Картины Верещагина – это художественные документы, объективные свидетельства очевидца. Большинство его работ созданы непосредственно по натурным этюдам и личным впечатлениям. Картину «Орлы. Забытый солдат» можно назвать одной из самых значительных картин Николаевского областного художественного музея им. В.В. Верещагина, своеобразной визитной карточкой творчества художника. Одно из самых больших по размеру полотен музея (высота 4,5 м), оно экспонируется отдельно, в холле на втором этаже. Существует мнение, что картина относится к индийской серии работ художника является центральной частью «Гималайской трилогии». Во время путешествий по Индии в 1874 – 1876 и 1882 – 1883 гг. Верещагин собрал значительный этнографический материал, написал множество этюдов. Он хотел создать картины, рассказывающие о колонизации Индии англичанами и освободительной борьбе индийского народа. Художник изображает убитого и забытого в горах английского пехотинца. Автор подчёркивает бессмысленность смерти, противопоставляя мёртвого солдата вечности и красоте природы, величию горного пейзажа. В высоком безоблачном небе, которое занимает большую часть полотна, дерутся за добычу орлы; один из них уже сидит возле солдата. В этой грандиозной картине автор рассматривает проблемы войны и мира, смерти и жизни. Эта работа поступила в Николаевский музей вместе с другими произведениями художника в 1914 году из Русского музея императора Александра 111 в Петербурге. Автор монографии о В.В. Верещагине, известный искусствовед А.К. Лебедев, писал, что, возможно, картина «Забытый солдат» первоначально была центральной в «Гималайской трилогии», которая впервые экспонировалась в Лондоне в 1887 году. А затем художник переделал картину, дав ей название «В Трансваале. Сегодня…завтра…как вчера…под всеми формами». Лебедев предполагал, что художник отрезал верхнюю часть картины, которая стала известна как «Орлы». В Николаевском музее долгое время существовала легенда, что в 20-е годы ХХ века обе части полотна были кем-то объединены. Изучая историю картины, следует отметить, что её несколько раз реставрировали: сразу после войны, в 1946 году, и в 1969, 1986 гг. Последняя реставрация была проведена в 2005 году в рамках программы «Возрождение шедевров» при материальной поддержке НГЗ. Именно тогда реставратор Н.Ф. Титов предположил, что скорее всего Верещагин не резал картину, а наоборот, сам объединил два полотна в одно, соединив две разных картины – одна изображала орлов, а другая – убитого солдата. На стыке полотен художник дописал слева летящего орла, а справа – ветви кустов. На правильность этого предположения указывает разница в цвете неба на верхней и нижней частях картины.

www.vereschagin.com.ua

«Пусть войдут» – «Вошли»: black_mile

В 1868 году Верещагин путешествует по Туркестану. Между тем в апреле бухарский эмир в очередной раз начинает военные действия против России. У Самарканда сосредотачивается многотысячная армия эмира.

Верещагин тут же присоединяется к армии генерала Кауфмана «в надежде поближе посмотреть войну». Однако к моменту, когда он догоняет войска, Самарканд уже занят. Художник погружается в изучение жизни и быта древнего города. «Природа, постройки, костюмы, обычаи – все было ново, оригинально, интересно», - вспоминает он.

Армия Кауфмана идет дальше к Зерабулакским высотам, в Самарканде же остается небольшой гарнизон. Вскоре Самарканд осаждают войска шахрисабзского хана.

Картина «У крепостной стены. «Пусть войдут» (1871-72) написана по мотивам одного из эпизодов осады.

«У крепостной стены. «Пусть войдут» (1871-72). Государственная Третьяковская галерея

Из воспоминаний Верещагина:

«Проклятая крепость, в три версты в окружности, везде обваливалась, везде можно было пройти в нее, и так как внутри прилегало к стенам бесчисленное множество саклей, то вошедшую партию неприятеля, даже малочисленную, стоило бы большого труда перебить.

И жутко, и смешно отчасти вспомнить: только что вернулись отсюда, и Николай Николаевич Назаров стал уже поговаривать о том, что не худо бы поесть борщу, как бегут опять, разыскивая его, с нашего старого места:

- Ваше высокоблагородие, пожалуйте, наступают!

Мы опять бегом. Сильный шум, но ничего еще нет, шум все увеличивается, слышны уже крики отдельных голосов: очевидно, они направляются к пролому невдалеке от нас; мы перешли туда, притаились у стены, ждем.

- Пойдем на стену, встретим их там, - шепчу я Назарову, наскучив ожиданием.

- Тсс, - отвечает он мне, - пусть войдут.

Этот момент послужил мне для одной из моих картин. Вот крики над самыми нашими головами, смельчаки показываются на гребне – грянуло «ура!» с нашей стороны и такая пальба открылась, что снова для штыков работы не осталось, все отхлынуло от пуль».

(В.В. Верещагин. Самарканд. 1868 год / Скобелев. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. в воспоминаниях В.В. Верещагина. М.: «ДАРЪ», 2007. С. 374-375).

Парной к полотну «У крепостной стены. «Пусть войдут» была «У крепостной стены. «Вошли!..», картина была сожжена художником.

«У крепостной стены. «Вошли!..» (1871 г.)

В 1874 году в Петербурге открывается персональная выставка Верещагина, на которой он представляет свою туркестанскую серию. Выставка пользуется успехом, посмотреть картины идут тысячи.

Иван Крамской пишет под впечатлением от выставки: «Я не могу говорить хладнокровно. По моему мнению - это событие… Эта идея, пронизывающая невидимо (но осязаемо для ума и чувства) всю выставку, эта неослабленная энергия, этот высокий уровень исполнения… заставляют биться мое сердце гордостью, что Верещагин русский, вполне русский».

Модест Мусоргский, потрясенный картиной «Забытый», сочиняет музыкальную балладу на ее сюжет (слова - Арсения Голенищева-Кутузова):

Он смерть нашел в краю чужом, В краю чужом, в бою с врагом; Но враг друзьями побежден, - Друзья ликуют, только он На поле битвы позабыт, Один лежит.

И между тем как жадный вран Пьет кровь его из свежих ран И точит незакрытый глаз, Грозивший смертью в смерти час, И, насладившись, пьян и сыт, Долой летит –

Далеко там, в краю родном, Мать кормит сына под окном: «А-гу, а-гу, не плачь, сынок,Вернется тятя. Пирожок Тогда на радостях дружку Я испеку...» А тот - забыт, один лежит...

«Забытый» (1871 г.)

Сам Верещагин сопроводил картину следующими строками народной песни:

«Ты скажи моей молодой вдове,Что женился я на другой жене;Нас сосватала сабля острая,Положила спать – Мать сыра земля»

Однако власти недовольны выставкой. 1 января 1874 года вышел высочайший манифест о введении вместо рекрутских наборов всеобщей воинской повинности, по которому служить должно было все мужское население России. «Дело защиты отечества есть общее дело народа и священная обязанность каждого русского подданного» говорится в манифесте. А между тем на картинах Верещагина – раненные, убитые, отсутствуют красивые сцены побед.

Газета «Голос» пишет о выставке: «Едва ли найдется юноша, который, увидев эти дышащие правдой сюжеты, будет еще восторженно носиться с воинским героизмом и будет себе воображать войну чем-то вроде одних букетов славы, отличий и тому подобного».

Генерал Кауфман, герой среднеазиатской кампании, требует от художника признания в том, что сюжет картины «Забытый» является художественным вымыслом, так как ни один русский солдат не остался не похороненным. Возмутил «Забытый» и императора Александра II. Правительство отказалось приобрести картины, позднее их купил Павел Третьяков.

Со всех сторон сыплются обвинения. В ответ художник вынимает из рам три картины – «Забытый», «Окружили - преследуют», «У крепостной стены. Вошли» - относит домой и сжигает.

«Окружили - преследуют» (1872 г.)

Не дожидаясь закрытия выставки, Верещагин уезжает в Индию…

black-mile.livejournal.com

Верещагин Василий Васильевич — русский художник

Русский художник Верещагин Василий Васильевич . Автор картин: «В штыки! Ура! Ура!».; Апофеоз войны; Богатый киргизский охотник с соколом; Бухарский солдат (сарбаз).; В Иерусалиме. Царские гробницы; и многих других.

Верещагин Василий Васильевич (1842-1904)

Крупнейший художник-баталист Василий Васильевич Верещагин родился 26 октября 1842 года в Череповце в семье помещика. Когда мальчику исполнилось восемь лет, родители отдали его в Малолетний кадетский корпус, по окончании которого в 1853 году он переводится в Петербургский морской кадетский корпус. Здесь увлекается рисованием и посвящает ему все свободное от занятий время. В 1858 году Верещагин начал посещать рисовальную школу петербургского Общества поощрения художеств. О его способностях с одобрением отзывались преподаватели, и сам он мечтал стать художником.

В 1860 году, блестяще окончив корпус, Верещагин, вопреки воле родителей, подал в отставку и поступил в Академию художеств. Возмущенный поступком сына, отец отказал ему в материальной помощи. Начались трудные годы жизни. Верещагин упорно занимался живописью, однако академическая система обучения с ее нормативностью и традиционностью тяготила художника. Протест молодого живописца выразился в том, что он уничтожил одну из своих картин — “Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом”. В 1863 году он оставил Академию и уехал на Кавказ, чтобы “на свободе и просторе на интересных предметах учиться”. Его первыми самостоятельными работами были многочисленные рисунки с изображением народных типов, бытовых сцен и пейзажей Кавказа.

В 1866 году, живя на берегу Шексны в селе Любец, Верещагин мог видеть тяжелый труд бурлаков. Он задумал создать большую картину, в которой хотел показать безысходную долю бедного люда в царской России. Верещагин выполнил эскиз картины, написал несколько этюдов, но закончить работу не удалось.

В 1867 году по приглашению генерал-губернатора Кауфмана он уехал в Туркестан, где в то время происходили военные столкновения. “Поехал потому, что хотел узнать, что такое истинная война, о которой много читал и слышал...”, — писал художник. Верещагин не только свидетель войны, но и ее непосредственный участник. В 1868 году в составе русского гарнизона он оборонял Самаркандскую крепость от войск бухарского эмира и был награжден за храбрость и мужество Георгиевским крестом. В 1869 — 1870 годах Верещагин вновь предпринимает поездку в Туркестан: знакомится с этой своеобразной страной, изучает нравы и обычаи феодального Востока; в результате создает большую серию картин о Средней Азии. Художник свободно владеет кистью, и звучные, насыщенные краски передают знойное южное небо, весеннюю зеленую степь, прохладу горных вершин, покрытых снегом, сложнейшую орнаментацию древних построек Самарканда...

Центральное место в этой серии занимают батальные полотна, именно они имели большой успех и в России и за рубежом, определив основное направление творчества Верещагина. Уже в самых ранних полотнах художник выступил с протестом против захватнических войн, с обличением тех, по чьей вине гибли люди. Антимилитаристский характер произведений — результат глубоких раздумий и жизненных наблюдений Верещагина, который внес в батальную живопись смелую суровую правду, какой до него в этом жанре не знало русское искусство. Героями своих картин он сделал солдат, простых русских людей. “Солдаты Верещагина, — писал В. В. Стасов, — это все тот же народ, только... носящий мундир и ружье”.

В картине “У крепостной стены. Пусть войдут” (1871) в напряжении ожидают боя русские солдаты. Суровы их лица, в позах твердая решимость. В картине “Вошли” — то же место в крепости, но после боя. Ряд батальных полотен объединен в серию, где художник развивает мысль о жестокости феодальных владык, дикости порядков, о героизме и мужестве русских солдат: “Высматривают” (1873), “Нападают врасплох” (1871), “Представляют трофеи” (1872), “Торжествуют” (1872) и “Апофеоз войны” (1871 — 1872). “Я не знаю, — писал И. Н. Крамской о Верещагине, — есть ли в настоящее время художник ему равный не только у нас, но и за границей...”

Смелые обличительные картины вызвали враждебное отношение к художнику реакционных кругов России, которые обвиняли его в клевете на русское воинство. Тяжело переживая несправедливые обвинения, Верещагин сжег три картины: “Забытый”, “Окружили — преследуют” и “Вошли”.

Произведения Верещагина запрещали выставлять и воспроизводить в книгах, газетах и журналах. В течение тридцати лет царское правительство не приобрело ни одной картины ставшего всемирно известным художника. Только П. М. Третьяков купил большую часть туркестанских работ.

В 1874 — 1876, 1882 — 1883 годах Верещагин совершил две поездки в Индию для изучения жизни, природы и быта страны. Во время путешествий ему пришлось терпеть лишения, подвергаться смертельной опасности: на снеговых вершинах Гималаев он едва не замерз; в условиях изнуряющей тропической жары заболел лихорадкой. Результатом наблюдений явилось более ста пятидесяти этюдов, изображающих величие белокаменной индийской архитектуры, синеву южного неба, яркие национальные одежды индусов. К числу лучших этюдов относятся: “Буддийский храм в Дарджилинге” (1874 — 1875), “Ледник на дороге из Кашмира в Ладак” (1875), “Мавзолей Тадж-Махал” (1874 — 1876).

Ряд картин Верещагин решил посвятить истории захвата Индии англичанами. У него возник замысел создания большой живописной поэмы, которая должна была рассказать об исторической судьбе Индии, о превращении могущественной независимой страны в колонию Британской империи. Художник успел выполнить только некоторые из этих картин, в частности, “Процессию английских и туземных властей в Джейпуре” (1875 — 1879).

Вспыхнувшая в 1877 — 1878 годах русско-турецкая война вновь привела его на фронт. Всей душой сочувствуя освободительной борьбе славян против турецкого ига, художник участвовал во многих боях. В одном из сражений он был тяжело ранен и едва не погиб.

“Выполнить цель, которой я задался, — писал Верещагин, — дать обществу картину настоящей неподдельной войны нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому все прочувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, болезни, раны. Нужно не бояться жертвовать своей кровью, своим мясом, иначе картины мои будут не то”.

Картины Балканской серии с беспримерной правдивостью воспроизводят будни войны, эпизоды сражений: тяжелые переходы русской армии в горах, полевые перевязочные госпитали и сцены зверств турок. Художник раскрыл и оборотную сторону войны: показал карьеризм и преступность царского командования, обрекавшего русских солдат на бессмысленную гибель. Основную группу произведений составляют картины героической обороны Шипки: “Землянки на Шипке”, “Батареи на Шипке”, “На Шипке все спокойно” (1878 — 1879), “Шипка-Шейново” (1878 — 1879).

Ряд полотен Верещагин посвящает событиям, связанным со штурмом Плевны: “Атака” (1881), “После атаки” (1881). Картины “Победители” (1878 — 1879), “Побежденные. Панихида по убитым” (1878 — 1879) посвящены сражению под Телишем — здесь по вине “высочайших особ” был уничтожен почти целый полк егерей. В картине “Победители” изображен страшный маскарад: турки, переодевшиеся на поле боя в мундиры убитых русских солдат; другая — “Побежденные”— представляет необозримое поле, усеянное трупами солдат.

Картины Балканской серии отличаются суровой простотой и сдержанностью цветового решения. Колорит приведен к необходимому единству то сумрачно-осенних, то пасмурно-зимних тонов. В 1880 и 1883 годах эта серия была выставлена в Петербурге. За сорок дней выставку посетило более двухсот тысяч человек, успех превзошел все ожидания.

1880-е годы в творческой жизни художника отмечены необычайной активностью, поисками новых тем. Он вторично едет в Индию (1882 — 1883) и затем в Сирию и Палестину (1883 — 1884). Так возникает “Палестинская серия”, состоящая главным образом из этюдов и картин документально-этнографического характера. Значительна работа художника над созданием “Трилогии казней”: “Распятие на кресте во время владычества римлян”, “Казнь заговорщиков в России” (1884 — 1885) и “Подавление индийского восстания англичанами” (около 1884). Вторая картина была навеяна расправой самодержавия с революционерами-народовольцами 3 апреля 1881 года.

Результатом поездок Верещагина по Северу в 1880 — 1890 годах, явилась серия рисунков и этюдов с изображениями памятников старинного деревянного зодчества, русской северной природы и простых русских людей. С 1887 по 1901 год Верещагин работал над серией картин, посвященных Отечественной войне 1812 года. Более двадцати полотен создано им на эту тему. Художником руководили высокие патриотические помыслы — “показать в картинах 1812 года великий национальный дух русского народа, его самоотверженность и героизм в борьбе с врагом”. Художник сумел выразить освободительный, народный характер войны, развенчать Наполеона, лишить его “пьедестала героя, на который он вознесен”.

Серия начинается сценой Бородинского сражения, которому Верещагин посвятил два полотна: “Наполеон на Бородинских высотах” (1897) и “Конец Бородинского боя” (1899 — 1900). Пребывание наполеоновской армии в Москве отражено в четырнадцати картинах. Среди них: “В Успенском соборе” (1887 — 1895), “Пожар” (1896 — 1897), “Сквозь пожар” (1899 — 1900), “Расстрел в Кремле” (1897 — 1898) и другие. В нескольких картинах показано отступление и разгром французской армии: “В Гродно — пробиваться или отступать”, “На этапе — дурные вести из Франции” (1887 — 1895), “Ночной привал великой армии” (1896 — 1897). Большое место в серии заняла тема народной партизанской войны с захватчиками. Важно отметить и то, что художник изобразил не прославленных партизанских командиров, таких, как Д. Давыдов, а воссоздал подвиг простых крестьян, участников народного освободительного движения.

...Крупные хлопья белого снега покрыли ветви сосен. В засаде крестьяне ожидают врага. Впереди всех, спокойно всматриваясь в лесную чащу, стоит высокий старик с топором в опущенной руке. Приближается враг. Волнение и нетерпение видно на лицах партизан, но старый, опытный и мудрый руководитель сдерживает товарищей. “Не замай, дай подойти”, — словно говорит он. Эти слова являются названием картины (1887 — 1895). Художник прибегает к широкой, несколько декоративной трактовке пейзажа, стремясь создать обобщенный эпический образ русской природы. В картине “С оружием в руках — расстрелять” (1887 — 1895) запечатлена расправа с партизанами, попавшими в плен к французам. В одном из последних произведений “Ночной привал великой армии” изображен бесславный конец захватчиков, полный разгром некогда непобедимого войска.

Большая патриотическая идея, положенная в основу серии, глубина и острота сюжетов, яркие народные образы, интересные композиционные решения делают этот последний капитальный труд художника достойным вкладом в историческую живопись конца XIX века.

До конца жизни художник не прекращал путешествовать. После поездки в Сирию и Палестину, в конце 80-х начале 90-х годов он дважды был в Америке, в 1901 — 1902 годах — на Филиппинах и Кубе, в 1903 году — в Японии. Впечатления от Японии отразились в ряде этюдов, дающих представление о старинной, полной своеобразия архитектуре, национальных обычаях этой интересной страны.

Русско-японская война застала Верещагина за работой над начатыми картинами; он все оставил и, по выражению Репина, “полетел” на Дальний Восток, чтобы снова участвовать в боях и поведать о них в своих произведениях. “Одни, — писал Верещагин, — распространяют идеи мира своим увлекательным могучим словом, другие выставляют в защиту ее разные аргументы, религиозные, экономические и другие, а я проповедую то же посредством красок”.

31 марта 1904 года Верещагин вместе с адмиралом С. О. Макаровым погиб на броненосце “Петропавловск”, взорванном вражеской миной на рейде под Порт-Артуром.

Картины художника

«В штыки! Ура! Ура!». — Верещагин Василий Васильевич

«В штыки! Ура! Ура!».

Апофеоз войны — Верещагин Василий Васильевич

Апофеоз войны

Богатый киргизский охотник с соколом — Верещагин Василий Васильевич

Богатый киргизский охотник с соколом

Бухарский солдат (сарбаз). — Верещагин Василий Васильевич

Бухарский солдат (сарбаз).

В Иерусалиме. Царские гробницы — Верещагин Василий Васильевич

В Иерусалиме. Царские гробницы

В горах Алатау — Верещагин Василий Васильевич

В горах Алатау

В парке — Верещагин Василий Васильевич

В парке

Внутренний вид деревянной церкви Петра и Павла в Пучуге. Этюд. — Верещагин Василий Васильевич

Внутренний вид деревянной церкви Петра и Павла в Пучуге. Этюд.

Внутренний вид церкви Иоанна Богослова на Ишне близ Ростова Ярославского — Верещагин Василий Васильевич

Внутренний вид церкви Иоанна Богослова на Ишне близ Ростова Ярославского

Всадник в Джайпуре — Верещагин Василий Васильевич

Всадник в Джайпуре

Всадники. Переплывающие реку — Верещагин Василий Васильевич

Всадники. Переплывающие реку

Вход в храм в Никко — Верещагин Василий Васильевич

Вход в храм в Никко

Высматривают — Верещагин Василий Васильевич

Высматривают

Гималаи вечером — Верещагин Василий Васильевич

Гималаи вечером

Гора Казбек — Верещагин Василий Васильевич

Гора Казбек

Горный ручей в Кашмире — Верещагин Василий Васильевич

Горный ручей в Ка

wearts.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта