Фрагмент урока с использованием картины К. Г. Блоха «Нагорная проповедь». Проповедь нагорная картина


Картину «Нагорная проповедь» считают экстремистской из‐за искажения символов религии. Там Микки Маус

21 февраля 2018, 17:26

Минюст РФ пытается доказать Европейскому суду по правам человека, что признание картины «Нагорная проповедь» известного художника Александра Савко экстремистской – оправданно. Как аргумент приводится большое число православных в РФ, которых оскорбляет присутствие религиозных символов вне церкви. «360» разбирался, кого обидела картина и что ждет ее автора.

Следующая новость

Право на самовыражение

Минюст России рассказал Европейскому суду по правам человека, почему картина художника Александра Савко «Нагорная проповедь» — образчик экстремизма и оскорбления чувств верующих. Оказалось, все дело в религиозных символах, которые нельзя использовать неканонически. Картина — копия гравюры лютеранина Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда, на которой место Иисуса Христа занял Микки Маус.

Российские власти в ответе ЕСПЧ отметили, что внесение картины в федеральный список экстремистских материалов не нарушает право художника на свободу выражения мнения. В Минюсте также считают, что «государству надо обеспечивать взаимную терпимость оппозиционных групп», а так как в РФ православие широко распространено, то запрет картины весьма уместен.

Минюст в качестве доказательства своей позиции также ссылается на экспертизу, проведенную во время расследования уголовного дела по выставке «Запретное искусство-2006», на которой была представлена картина. Экспертом выступила сотрудник Центра изучения истории религии и церкви Института всеобщей истории РАН Наталья Энеева, которая сочла, что «любое сознательное искажение религиозной символики носит оскорбительный характер», а «само по себе обращение со священными символами — это насилие по отношению к сознанию и чувствам верующих».

Адвокат художника Дамир Гайнутдинов считает, что таким образом криминализируется любое неканоническое использование религиозных символов. Об этом он сказал в интервью газете «Коммерсант».

Получается, что российские власти криминализуют любое неканоническое изображение, упоминание, описание религиозных символов. Что с учетом весьма расплывчатых формулировок статьи 148 УК РФ «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий» весьма опасно

— Дамир Гайнутдинов.

Гайнутдинов выразил надежду, что Европейский суд по правам человека проанализирует сложившуюся ситуацию и разберется, было ли справедливым решение запрещать картину «Нагорная проповедь» Александра Савко.

Кого оскорбила картина

Предыстория такова: в марте 2007 года в Москве проходила выставка «Запретное искусство-2006». Среди экспонатов там была и картина Савко «Нагорная проповедь». Выставку раскритиковали религиозные и националистические организации, а в отношении ее организаторов Андрея Ерофеева и Юрия Самодурова возбудили уголовное дело за разжигание религиозной розни. В 2010 году был озвучен приговор — организаторов признали виновными и обязали выплатить крупный штраф.

Отдельно досталось картине Александра Савко — жительница Тарусы, просматривая работы с выставки «Запретное искусство-2006» в интернете, увидела полотно «Нагорная проповедь». Она обратилась в прокуратуру и подала исковое заявление в суд. Там работу Савко без лишних разбирательств признали экстремистской.

Тем самым евангельский сюжет представлен автором работы в виде комикса, что в свою очередь представляет собой и осуществляет предельно циничное, издевательское оскорбление, дисфорическое высмеивание религиозных убеждений и религиозных чувств православных верующих, унижение их человеческого достоинства по признаку отношения к религии

— прокуратура.

Дальше были апелляции и походы по судам в России. Но все осталось без изменений. Художник решил обратиться в ЕСПЧ.

Что хотел показать художник

Художник Александр Савко рассказал «360», что его работа на выставке «Запретное искусство» была не самой дерзкой и противоречивой. Однако нацелились защитники чувств верующих почему-то именно на нее. «На этой выставке были работы и более дерзкие, более хулиганские. Но была выбрана моя работа. Никто не стал разбираться в смысле этой картины», — отметил он.

Савко подчеркнул, что никому не было дело, какой смысл вложил в нее лично художник. И зря — потому что картина не является карикатурой на Иисуса Христа или попранием религиозных символов. Речь идет как раз об обратном — о лжепророках и сектах, которые заполонили Россию после развала СССР. И люди, вдруг лишенные коммунистической идеологии, потянулись ко всем этим «проповедникам» в надежде обрести новый смысл и твердую почву под ногами.

Речь шла не о религиозных символах. Это абсолютно не карикатура на Христа. Эта работа была создана в самом начале 90-х, когда был абсолютных хаос и любой скороспелый проповедник собирал целые стадионы. И кругом были всевозможные секты, и люди были готовы поверить во что угодно

— Александр Савко.

Микки Маус в картине стал символом этих выдуманных религий и проповедников. Художник настаивает, что в этой работе не было никакой издевки и желания оскорбить чьи-либо чувства. На протяжении нескольких лет Савко пытается объяснить это, обращаясь в суды и подавая апелляции. Но его никто не хочет услышать.

«Сейчас дело рассматривается в Страсбургском суде. Посмотрим, какой вывод они сделают. Сейчас все находится в стадии изучения и рассмотрения», — добавил он.

360tv.ru

Карл Генрих Блох – великий датский художник

Карл Генрих Блох (Carl Heinrich Bloch, 23.05.1834-22.02.1890) родился в Копенгагене (Дания). Его отец Йорген Питер Блох был торговцем, мать – Ида Эмили Ульрик Генриетта Вейтцман Блох. Его родители желали для своего сына военной карьеры морского офицера, но Карл Генрих Блох был поглощен идеей стать художником. В 1855 г. Блох поступил на обучение в Королевскую Датскую Академию искусств, где он учился у Вильгельма Марстранда. В этот период на его ранних работах появлялись сцены из повседневной жизни и пасторальные пейзажи.

Для создания хороших снимков вам нужен профессиональный фотограф? На сайте Foteria вы найдёте то, что вам нужно. Свадебная съёмка, корпоративная фотосессия и многое другое от мастеров своего дела. Закажите себе съёмку и память о том или ином событии останется с вами навсегда.

 Карл Генрих Блох

Родители художника в своей гостиной

 

В 1859 г. он получил грант. Блох грамотно распорядился своими средствами и отправился в Голландию, Францию и Италию вместе с лучшим другом художником Антоном Дорфом. В Голландии Карл Генрих Блох изучал работы старых мастеров, в частности Рембрандта, искусство которого стало основной движущей силой в развитии художника. Его жизнь и работа в Италии позволили ему выработать свой стиль в изображении мифологических сюжетов. В 1865 г. Блох продемонстрировал свою картину «Освобожденный Прометей», которая имела значительный успех. После смерти своего учителя Вильгельма Марстранда, Блох закончил роспись церемониального зала Копенгагенского университета. За этой работой последовал заказ на роспись часовни дворца Фредериксборг. С 1865-1879 гг. художник выполнил 23 картины с изображением сцен из жизни Христа, они до сих хранятся во дворце Фредериксборг. Также Блох расписал 8 алтарей для часовни. Молодые художники, желая иллюстрировать жизнь и смерть Христа, совершают паломничество во этот дворец, чтобы изучать технику и мастерство Карла Генриха Блоха.

 

 

великий датский художник

Самсон и филистимляне

Освобождение Прометея (предварительный эскиз)

Благовещение

В римской таверне

Встреча Марии и Елизаветы

Святая ночь

Избиение младенцев

Искушение Иисуса

Двенадцатилетний Иисус в храме

Пусть дети идут ко мне

Крещение Иисуса

Христос на кресте

Иисус воскрешает Лазаря из мертвых

Исцеление слепого

Иисус и самаритянка

Преображение Господне

Воскресение

Захоронение

Отречение Петра

Очищение храма

Христос в Гефсиманском саду

Тайная вечеря

Нагорная проповедь

Пастухи и ангел

 

 

В 1868 г. в Риме Блох сочетался браком с Алмой Трепкой. Она родила восьмерых детей и супруги были счастливы в браке до ее скоропостижной кончины в январе 1886 г. После ее смерти на Карла Генриха Блоха тяжелым бременем навалилась печаль, и ему было достаточно сложно одному воспитывать всех своих детей.

Карл Генрих Блох умер от рака 22 февраля 1890 г. в возрасте 63 лет. Его современники восприняли его смерть как тяжелую потерю в мире искусства.

 

Свадьба в Кане

 

Кристиан II в тюрьме замка Сондерборг

 

Старые люди

 

Кухня

 

Женщина и ее туалет

 

Женщина с воробьями

 

Пейзаж

 

Пойдем купаться!

art-assorty.ru

Нагорная проповедь Микки-Мауса признана угрозой национальной безопасности

Нагорная проповедь Микки-Мауса признана угрозой национальной безопасности

Картина художника Александра Савко «Нагорная проповедь» из цикла «Путешествие Микки-Мауса по истории искусства» официально признана в России «экстремистским материалом».

Такое решение принял во вторник Калужский областной суд, рассмотрев апелляционную жалобу художника на решение, вынесенное ранее Жуковским районным судом, сообщает РИА Новости со ссылкой на представителя художника в суде Дамира Гайнутдинова.

«Сегодня суд отклонил апелляционную жалобу Савко, в которой он просил отменить решение Жуковского суда области. Таким образом, с сегодняшнего дня картина признана экстремистским материалом», — приводит агентство слова адвоката.

Гайнутдинов сообщил также, что готовится жалоба в Европейский суд по правам человека, которая в ближайшие месяцы будет передана в Страсбург. В августе прошлого года суд уже признавал работу Савко экстремистской, напомнил адвокат, однако затем вышестоящая судебная инстанция отменила это решение и направила дело на новое рассмотрение.

Теперь министерство юстиции России обязано будет внести картину «Нагорная проповедь» в официальный список экстремистских материалов.

Конфисковать и уничтожить картину по решению суда не представляется возможным, поскольку она хранится в частной коллекции в Одессе. Однако ее репродуцирование образует состав правонарушения по ст. 20.29 Кодекса об административных правонарушениях («Производство и распространение экстремистских материалов»), что грозит гражданам (в частности, блоггерам) штрафом до 3 тыс. рублей или арестом до 15 суток, а также конфискацией компьютера. Должностным лицам (в том числе СМИ) грозит штраф до 100 тыс. рублей и административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, а также конфискация оборудования. Кроме того, распространители изображений запрещенной картины могут быть привлечены к уголовной ответственности по «антиэкстремистским» статьям.

Картина Савко «Нагорная проповедь» из цикла «Путешествие Микки-Мауса по истории искусства» была написана им в середине 1990-х годов, сообщает «Коммерсантъ». В цикл входили ремейки произведений классической живописи, где один из персонажей подменялся мультипликационным героем Диснея. Таким образом художник переосмыслял своеобразную визуальную революцию в постперестроечной России, в которой на смену идеологическим символам коммунистической эры пришли символы массовой поп-культуры.

Искусствоведы, привлеченные судом в качестве экспертов, единодушно указывали на то, что положенная в основу композиции картины Савко ксилография немецкого художника-лютеранина Юлиуса Шнорр фон Карольфельдта из «Библии в картинках» является не иконой, а всего лишь иллюстрацией к сугубо светскому изданию.

Тем не менее, суд не стал руководствоваться мнением специалистов, а вынес решение на основе сделанной ранее экспертизы историка церкви Натальи Энеевой в рамках уголовного дела кураторов выставки «Запретное искусство», одним из экспонатов которой и была работа Савко.

В заключении г-жи Энеевой утверждалось дословно следующее: «В серии экспонатов, в которых образ Христа подменен персонажем из мультфильма Микки-Маус, “рабочим моментом” является нарицательный смысл понятия “мышь”, с которым ассоциируется представление о “самом маленьком” существе, которым подменяется изображение Существа, в контексте христианского мировосприятия “самого большого” — Бога».

Приняв во внимание «нарицательный смысл понятия “мышь”», суд постановил, что работа Александра Савко является «карикатурой», «глупой и оскорбительной насмешкой над образом Христа» и представляет собой «дисфорическое высмеивание религиозных убеждений и религиозных чувств православных верующих», сообщает «Коммерсантъ».

В качестве истца по делу об экстремистской проповеди Микки-Мауса выступала пенсионерка Тамара Квитковская из города Таруса Калужской области – православная активистка и глава «Общественного комитета за гражданские права», известная тем, что в прошлом уже пыталась бороться с врагами православия: засудить телеканал «2x2» за показ мультсериала «Южный парк», изъять из продажи «сатанинские» книги о Гарри Поттере, а также воевала с «содомитами» и действующими в России иностранными фондами.

Таким образом, резюмирует «Коммерсантъ», Александр Савко оказался первым из участников выставки «Запретное искусство», организованной в 2007 году Андреем Ерофеевым и Юрием Самодуровым в Сахаровском центре, чье произведение стало в полном смысле слова запретным. Теперь картина с Микки-Маусом — не просто предмет кураторской или чиновничьей самоцензуры, а «угрожающий национальной безопасности государства» экстремистский материал.

Александр Савко. Фото с сайта gazeta.ru

kontury.info

Фрагмент урока с использованием картины К. Г. Блоха «Нагорная проповедь»

hello_html_m6dc13362.jpg

Фрагмент урока по ОРКСЭ с использованием картины

К. Г. Блоха «Нагорная проповедь»

Цель: формировать у обучающихся представлений о значении духовного наставника в жизни православного христианина.

Задачи:

Образовательные:

-познакомить с христианскими представлениями о духовном наставничестве;

Развивающие:

-развивать умения: анализировать свой жизненный опыт и свои представления по проблеме и соотносить их с новыми знаниями;

-развивать коммуникативные умения: умение слушать собеседника и понимать его точку зрения;

-развивать учебные умения: правильно формулировать вопросы и строить высказывания.

Воспитывающие:

-воспитывать уважение к духовным ценностям в православной вере;

-обогащать нравственный опыт учащихся

Личностные результаты:

-осознание значимости духовного наставника в жизни православного человека;

-формирование нравственного опыта учащихся;

Метапредметные результаты:

регулятивные УУД:

-формировать навыки самоконтроля

- учить взаимодействию со сверстниками;

Познавательные УУД:

-развивать умения осознанно строить речевое высказывание в устной речи;

Коммуникативные УУД:

-формировать умение слушать другого человека;

и построение высказываний.

Место занятия в учебном процессе: урок по учебному плану.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид занятия: урок с использованием иллюстрации.

Используемые методы обучения: проблемный(подводящий) диалог, метод демонстрации.

Способы контроля: устный опрос учителя.

Описание этапа урока «Работа с картиной К. Г. Блоха «Нагорная проповедь»

- Рассмотрите полотно Карла Генриха Блоха «Нагорная проповедь».

- Ваше первое впечатление. (Есть центральный образ и его окружение. Много света, контрастирующие краски).

- Что ещё можете отметить? (Несмотря на то, что на картине изображено большое количество людей, мы ощущаем много воздуха)

-Одинаково ли изображены все люди? (Нет, не одинаково. На заднем плане картины проходит как бы граница. Люди выписаны не так чётко, как- будто в дымке.)

- Кто же находится в центре? (Иисус Христос- Сын Божий)

- А что это за люди вокруг него? (Последователи. Ученики)

- Посмотрите на фигуру Иисуса Христа. Что вы можете рассказать? (Иисус Христос одет в одежду красного символичных для христианской веры цветов- красного и синего. Мы видим нимб над головой Иисуса Христа- символ святости. Он говорит. А мы знаем, что именно здесь была произнесена молитва «Отче наш». Мы видим решительное лицо, он свято верит в то, что он говорит. Правая рука поднята, как будто он держит путеводный факел. А ведь так и есть, вера, о которой он рассказывает, приведёт очень многих в царство Господнее.)

- Давайте посмотрим на окружающих Иисуса Христа. (Среди окружения Спасителя на картине есть и ребёнок. Все застыли в молчании, но все слушают очень внимательно. Только один персонаж сидит спиной, но голова у него повёрнута, и слушает очень внимательно. Выражения лиц у всех разные, одни слушают с надеждой, другие- с недоверием, третьи- с грустью, четвёртые- с пониманием и безоговорочной верой.)

- Скажите, а какие основные цвета картины? (Контрастные. Тёмные и светлые.)

infourok.ru

Картина Александра Савко «Нагорная проповедь» признана экстремистской | Art

Картина Александра Савко из серии «Путешествия Микки-Мауса по истории искусства» «Нагорная проповедь», в центре которой вместо Христа изображен диснеевский мультперсонаж, второй раз признана судом экстремистской.

© Александра Савко / «Нагорная проповедь»

Графический лист «Нагорная проповедь» из серии «Путешествия Микки-Мауса по истории искусства» попал в поле зрения прокуратуры еще в 2006 году во время проверки скандально известной выставки «Запретное искусство» по заявлению ультраконсервативной православной организации «Народный собор».

В июне 2011 года в тарусское надзорное ведомство обратилась местная жительница, потребовавшая признать экстремистской картину художника Александра Савко «Нагорная проповедь».

Суд поддержал сторону истца, и в августе было признано, что картина представляет собой «предельно циничное, издевательское оскорбление, дисфорическое высмеивание религиозных убеждений и религиозных чувств православных верующих, унижение их человеческого достоинства».

В октябре 2011 года Жуковский районный суд Калужской области отменил предыдущее решение и отправил дело на повторное рассмотрение.

21 декабря, стало известно, что Жуковский суд Калужской области вновь признал картину экстремистской, мотивировав это тем, что она представляет собой карикатуру на Иисуса Христа и этим разжигает религиозную рознь.

«Евангельский сюжет представлен автором работы в виде комикса, что в свою очередь представляет собой и осуществляет предельно циничное, издевательское оскорбление, дисфорическое высмеивание религиозных убеждений и религиозных чувств православных верующих, унижение их человеческого достоинства по признаку отношения к религии», — цитирует слова представителя калужской прокуратуры РАПСИ.

На стороне защиты в этот раз выступали два уважаемых эксперта: художественный руководитель Государственного центра современного искусства, член-корреспондент Российской академии художеств, член международной Ассоциации художественных критиков Леонид Бажанов и директор Зверевского центра современного искусства — московского некоммерческого арт-центра имени Анатолия Зверева — Алексей Сосна.

Эксперты в ходе допроса отметили, что работа не может оскорблять чувств верующих как минимум потому, что за основу взято произведение светского искусства, а не икона. Кроме того, картина вырвана из контекста — из серии полотен «Путешествия Микки-Мауса по истории искусства», которая никакого отношения к религии не имеет.

«Намерения оскорбить кого-то не было, — приводит РАПСИ слова Баженова. — Здесь нет искомого состава преступления».

Это мнение поддерживает и его коллега: «Выдвинутые обвинения абсолютно абсурдны. Эта работа не направлена против Христа, христианства и православных, а, наоборот, против доминирования СМИ и медийных образов, посредством которых внедряются опасные подмены, как, например, Микки-Маус вместо Христа».

 

/ источник: http://www.openspace.ru/

Новости по теме:

artaktivist.org

Итак всякого, кто слушает слова Мои сии..., Нагорная проповедь

Продолжая излагать понятия Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Матф.7:24–27). Как нужно понимать эти слова?

В 24-м стихе словом «итак» Спаситель указывает на то, что делает вывод из прежде сказанных слов, касающихся лжепророков. В 24-м стихе Спаситель противопоставляет лжепророков, которые творят беззакония (на словах прикрываясь именем Господа, на деле ведут греховную жизнь), тем людям, которые не только слушают слова Иисуса Христа, но и исполняют их. Люди, не исполняющие слова Иисуса Христа, названы Им людьми безрассудными. А люди, слушающие и исполняющие слова Спасителя, уподоблены мужу благоразумному, который построил свой дом на камне.

Образ мужа благоразумного, построившего свой дом на камне, является иносказательным. Спаситель в Нагорной проповеди очень часто использовал аллегорические образы для того, чтобы ясней и наглядней высказать Свои мысли слушателям.

Большинство людей, присутствующих на Нагорной проповеди, почти всю свою жизнь прожили в окрестностях Галилейского озера (Генисаретского моря). Находясь на склоне горы и слушая Нагорную проповедь, они созерцали у подножья горы Курн-Хатин (на которой была произнесена Нагорная проповедь) прекрасную картину, представляющую собой раскинувшиеся внизу поля и зеленые равнины, по которым мчались быстрые потоки горных речек. Летом эти речки мелели или пересыхали. От иных оставались лишь высохшее песчаное русло. Но зато зимой, когда начинался период дождей и непогоды, эти русла наполнялись водой и превращались в бурные речные потоки, сметающие всё на своем пути. И порой даже крестьянские дома, неосмотрительно построенные легкомысленными людьми в низине, на плодородной зеленой равнине, на которой, как казалось им, не угрожала опасность, разрушались бурей и уносились разбушевавшимися потоками.

Зато дома, построенные благоразумными людьми на скалах и на вершинах холмов, оставались целыми и невредимыми, и защищенными своим каменным основанием от разбушевавшейся стихии. Некоторые дома у евреев были полностью вытесаны в природной скале. Для построения таких домов требовалось много сил и утомительной работы. Но зато им ничего не угрожало в непогоду. Дома, построенные на скалах и холмах, казалось, были менее привлекательные, нежели те, которые располагались в зеленых живописных долинах на песчаных берегах рек. Однако дома, имеющие каменное основание, могли противостоять бурям и ветрам, и разбушевавшиеся потоки воды были им не страшны.

Поэтому рассказ о двух домах, построенных на песке и на камне, для слушателей Иисуса Христа был очень нагляден и понятен. Между мужем благоразумным, построившим свой дом на камне, и между человеком безрассудным, построившим свой дом на песке, также дано противопоставление и их сравнение. Образ мужа благоразумного, строившего свой дом на камне, символизирует людей, которые не только слушают слово Божие, но и исполняют его. Образ человека безрассудного, построившего свой дом на песке, символизирует собой тех людей, которые слушают слова Бога, но не исполняют их.

В обоих примерах дом символизирует собой счастливую жизнь человека. И дом не будет разрушен (то есть жизнь будет счастливой) только в том случае, когда человек будет не только слушать, но и исполнять слово Божие. Не случайно о построении дома, как символа жизни и благосостояния человека говорится в конце Нагорной проповеди, в которой изложены основные понятия и заповеди учения Иисуса Христа, нужные и данные человеку для построения счастливой жизни. Символический образ построения дома на скале и на песке аллегорически говорит о том, что если человек будет слушать и соблюдать слово Божие, то дому его не будет угрожать несчастья. Потому что с таким человеком рядом находится Господь Бог, Который за то, что человек соблюдает Его заповеди, оберегает этого человека от бед (естественных и сверхъестественных) и помогает ему жить. «Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо Я Бог, и нет иного» (Ис.45:22). «Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» (Ис.41:10). Об учении Божием, как о краеугольном камне, говорится в Ветхом завете. «Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится» (Ис.28:16).

Учение Иисуса Христа является прочным и единственным основанием, на котором и надо, как на скале, строить дом своей жизни для того, чтобы быть счастливым. «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1Кор.3:11). Самого Иисуса Христа по монолитности, крепости и святости Его жизни и учения можно уподобить живому камню. И люди, строящие на таком камне дом своей жизни, являются участниками жизни Христа и уподобляются Спасителю. «И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный» (1Пет.2:5). И если человек строит дом своей жизни на скале учения Христова, то бурные потоки искушений ему не будут страшны, и он достигнет спасения.

Как видим, в конце Нагорной проповеди Спаситель рекомендует человеку строить дом своего спасения и жизни на скале Божьего слова потому, что «слово Бога нашего пребудет вечно» (Ис.40:8). Это слово незыблемо. «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Матф.24:35). Апостол Петр поясняет, что же это за крепкое и прочное спасительное слово Божие. «А это есть то слово, которое вам проповедано» (1Пет.1:25). То есть это то слово, которое проповедано Спасителем нашим, Иисусом Христом. «Ибо нет другого имени под небом, данного человеком, которым надлежало бы спастись» (Деян.4:12).

Поэтому человек, строящий дом своего счастья и жизни на камне слова Божьего, спасется. А спасение человека состоит не только в простом слушании, но и в исполнении заповедей Божиих воплощенных в добрые дела. Люди, которые слушают, но не исполняют слова Божьего, уподоблены безрассудному человеку, «который построил дом свой на песке». В 27-м стихе предопределена участь этих людей и сказано о том, что дом их жизни (то есть их счастье и благополучие) подвергнется падению великому, потому что эти люди строят свою жизнь без помощи Божией и Его заботы, так как слушают, но не исполняют слова Божьего. И своим неисполнением не признают учения Христова.

Поставив рассказ о муже благоразумном и человеке безрассудном в конце Нагорной проповеди, Иисус Христос этим указал на то, что вся Нагорная проповедь состоит не из отдельных отрывков, а представляет собой цельное стройное учение. И если человек не только слушает, но и исполняет его, то достигает спасения. В этом и состоит содержание 24-го стиха. Под мужем благоразумным в 24-м стихе выведен думающий, размышляющий человек, который умеет анализировать жизнь и понять, в чем её смысл и как достигнуть счастья. За это такой человек и назван благоразумным. То есть применивший свой разум во благо. Сумевший разобраться в основных законах жизни. Понявший, что лучше строить свою жизнь при помощи Бога, чем без Него. А для этого нужно не только слушать, но и исполнять законы Божьи. Указанием на то, что нужно исполнять слово Божье, Спаситель дал человеку первый изначальный импульс (указал на первую ступеньку) к достижению Царства Божьего.

В 25-м стихе применена иносказательная речь, при помощи которой говорится о том, что если человек построил свой дом на скале из практического исполнения слова Божьего, то такому дому, то есть жизни такого человека не страшны никакие невзгоды. Так как защищать такого человека и помогать ему будет Сам Господь Бог. «Бог помощник мой» (Пс.53:6). «Бог – заступник мой» (Пс.58:10). Слова Иисуса Христа о постройке дома жизни на скале Его учения перекликаются с тем, что скрижали завета с десятью заповедями Божьими, данные Моисею, тоже были каменными.

В 26-м стихе дается разъяснение истины, представленной в 24-м стихе с противоположного угла зрения, при замене положительных утверждений на отрицательные. То есть если в 24-м стихе говорится о муже благоразумном, который слушает и исполняет слова Господа, Иисуса Христа, этими действиями строя дом свой на прочной скале вероучения. То в 26-м стихе говорится о противоположности этого человека, о человеке безрассудном, который слушает, но не исполняет слов Иисуса Христа, тем самым строя дом своей жизни на песке безрассудства.

В 27-м стихе описан противоположный вариант ситуации, представленной в 25-м стихе. То есть сказано о том, что дом жизни человека безрассудного, построенный без поддержки Божьей, не на скале вероучения, воплощенного в жизнь, а на песке безверия и неисполнения слова Божьего, упал, потому что не выдержал жизненных невзгод. Так как он не имел поддержки Божьей, и падение это было великим (то есть большим).

Притчей о муже благоразумном и человеке безрассудном и заканчивается Нагорная проповедь. То есть она завершается призывом не уподобляться безрассудному человеку, а проявлять благоразумие и строить дом своей жизни не тем, что только слушать, но и исполнять заповеди Божьи, изложенные в Нагорной проповеди, и соблюдать закон Божий в жизни, воплощая его в своих делах.

В завершение Нагорной проповеди имеются такие строки: «И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Матф.7:28–29). Как нужно понимать эти слова?

В словах 28-го стиха говорится о том, какое сильное впечатление произвела на людей Нагорная проповедь «народ дивился учению Его». То есть речи Иисуса Христа народ дивился, как чуду и был поражен её смыслом и глубиной. В 29-м стихе дается основание тому, почему народ «дивился» словам Иисуса Христа. Простые люди, которые слушали Нагорную проповедь, заметили резкую разницу между одухотворенной, основанной на жизненных примерах речью Спасителя и схоластическими и бедными поучениями книжников и фарисеев.

Слова Спасителя были пронизаны духовной властью и силой. Слова книжников и фарисеев были убоги и примитивны. «Ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи». Это Библейское утверждение легко проверить и в наши дни. Для этого нужно взять Талмуд, в котором книжники и фарисеи тех времен поясняли учение Божие. Читая это пояснение, можно отметить бедность содержания, примитивизм в изложении, отсутствие духа жизни. Это мнение признается всеми христианскими толкователями прошлого и современности.

Истины, изложенные в Нагорной проповеди, звучали как голос Божий, привлекали к себе людей, переворачивали их представления о мире, созданные лживыми поучениями книжников и фарисеев. Слова, говорящие о том, что Он учил как власть имеющий, указывают на то, что Иисус Христос имел власть от Бога, имел Божественную Сущность и пришел в мир людей как Мессия, Спаситель с целью спасения душ человеческих. Но, несмотря на огромное внимание, которое проявили слушатели, к Нагорной проповеди мало кто из них был готов использовать её истины как основополагающие принципы своей жизни.

azbyka.ru

Фрагмент урока с использованием картины К. Г. Блоха «Нагорная проповедь»

989330-39179500 Фрагмент урока по ОРКСЭ с использованием картины К. Г. Блоха «Нагорная проповедь» Цель: формировать у обучающихся представлений о значении духовного наставника в жизни православного христианина. Задачи: Образовательные: -познакомить с христианскими представлениями о духовном наставничестве; Развивающие: -развивать умения: анализировать свой жизненный опыт и свои представления по проблеме и соотносить их с новыми знаниями; -развивать коммуникативные умения: умение слушать собеседника и понимать его точку зрения; -развивать учебные умения: правильно формулировать вопросы и строить высказывания. Воспитывающие: -воспитывать уважение к духовным ценностям в православной вере; -обогащать нравственный опыт учащихся Личностные результаты: -осознание значимости духовного наставника в жизни православного человека; -формирование нравственного опыта учащихся; Метапредметные результаты: регулятивные УУД: -формировать навыки самоконтроля - учить взаимодействию со сверстниками; Познавательные УУД: -развивать умения осознанно строить речевое высказывание в устной речи; Коммуникативные УУД: -формировать умение слушать другого человека; и построение высказываний. Место занятия в учебном процессе: урок по учебному плану. Тип урока: урок изучения нового материала. Вид занятия: урок с использованием иллюстрации. Используемые методы обучения: проблемный(подводящий) диалог, метод демонстрации. Способы контроля: устный опрос учителя. Описание этапа урока «Работа с картиной К. Г. Блоха «Нагорная проповедь» - Рассмотрите полотно Карла Генриха Блоха «Нагорная проповедь». - Ваше первое впечатление. (Есть центральный образ и его окружение. Много света, контрастирующие краски). - Что ещё можете отметить? (Несмотря на то, что на картине изображено большое количество людей, мы ощущаем много воздуха) -Одинаково ли изображены все люди? (Нет, не одинаково. На заднем плане картины проходит как бы граница. Люди выписаны не так чётко, как- будто в дымке.) - Кто же находится в центре? (Иисус Христос- Сын Божий) - А что это за люди вокруг него? (Последователи. Ученики) - Посмотрите на фигуру Иисуса Христа. Что вы можете рассказать? (Иисус Христос одет в одежду красного символичных для христианской веры цветов- красного и синего. Мы видим нимб над головой Иисуса Христа- символ святости. Он говорит. А мы знаем, что именно здесь была произнесена молитва «Отче наш». Мы видим решительное лицо, он свято верит в то, что он говорит. Правая рука поднята, как будто он держит путеводный факел. А ведь так и есть, вера, о которой он рассказывает, приведёт очень многих в царство Господнее.) - Давайте посмотрим на окружающих Иисуса Христа. (Среди окружения Спасителя на картине есть и ребёнок. Все застыли в молчании, но все слушают очень внимательно. Только один персонаж сидит спиной, но голова у него повёрнута, и слушает очень внимательно. Выражения лиц у всех разные, одни слушают с надеждой, другие- с недоверием, третьи- с грустью, четвёртые- с пониманием и безоговорочной верой.) - Скажите, а какие основные цвета картины? (Контрастные. Тёмные и светлые.) - Что они символизируют? (Тёмные цвета: грядут тяжёлые времена, но они пройдут. Уйдут невзгоды, беды, несчастья. Придёт Царство Господа. Все люди обретут покой и счастье- об этом нам говорят светлые краски, которых на картине больше.) -Посмотрите ещё раз на к

schoolfiles.net


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта