Ысыах — самый главный праздник в Якутии. Ысыах картина
Якутский Ысыах - встреча солнца
Кюн Керсютэ - обряд встречи солнца, одно из главных событий на празднике Ысыах. Момент восхода в первый день солнцестояния якуты считают великим чудом. До войны этот обряд приходился на самый длинный световой день с 21 на 22 июня. Однако после 1941 года по этическим соображениям общий Ысыах сместили на неделю вперед. Теперь его сначала локально празднуют в местных улусах, а потом собирают общий. Согласно официальным данным, в течение последних десяти лет Ысыах посетило около полутора миллионов человек...
Кастрюля с сухим лошадиным навозом называется Тюптэ. Обычно его жгут, чтобы отгонять комаров, но на празднике у этого действия свой смысл, связанный с символом этого Ысыаха - лошадью:
3.
Запах терпимый, но точно не благовония:
4.
5.
6.
В представлении якутов есть три мира: нижний, где живут злые духи, средний, где находятся люди и верхний, где обитают божества. Верхний мир состоит из девяти ярусов и на каждом живет свой бог. На самом верхнем девятом небе обитает главный бог Юрюнг Аар Тойон. Считается, он создал все: и якутов, и землю, и скот. Чуть ниже живет Дьесегеей Айыы, покровитель лошадей. А лошадь - это священное животное, которое почитают в Якутии, как коров в Индии (с той лишь разницей, что якуты не брезгуют жеребятиной):
7.
В этом году Ысыах был посвящен Дьесегеей Айыы. Этот бог посылает людям скотину, но может отобрать и обратно, если прогневается. Помогает вести хозяйство, наделяет человека силой, талантом, мастерством.
Тем временем женщины с горшками стали собираться в группу, а на место обряда вывели лошадь:
8.
9.
Обряд встречи солнца очищает участников праздника от всего плохого и заряжает энергией на год вперед. Люди набирают силу и радуются, что пережили девять месяцев холодов:
10.
Шамана в белом зовут Алгысчыт. Он разводит костер, благословляет людей и желает всего хорошего. Причем во всех подробностях: детей, успехов в хозяйстве и карьере, здоровья скоту и т.д.
11.
Уруй-Айхал - приветственные слова, обращенные солнцу. После каждого пожелания народ многократно повторял за шаманом эту фразу:
12.
В небе стали появляться первые солнечные лучи:
13.
Все моментально вытянули руки к солнцу, продолжая повторять за шаманом приветственные слова:
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Через какое-то время ритуал закончился и всех пустили прикоснуться к шаманскому костру.
21.
Потом все стали собираться на танец осуохай, повторяя слова песни за запевалой Алгысчыта:
22.
В прошлом году именно в этот момент был установлен рекорд Гиннеса, когда одновременно танцевали 15 тысяч человек:
23.
Танец идет по кругу по часовой стрелке и повторяет движение солнца:
24.
Много молодых девчонок и парней:
25.
Причем, напомню, время - пять утра. Не самая подходящая пора для танцев:
26.
27.
Наши девчонки - Нина (слева) и Айта (вторая слева) - тоже пустились в пляс. Кстати, Айта консультировала меня, когда я писал посты про Ысыах, за что ей большое спасибо!
28.
Танцующий в центре - Михаил Куликов, первый заместитель министра по федеративным отношениям и внешним связям Якутии, - даже он присоединился к обряду:
29.
Некоторые складывали сумки в центр и танцевали - прямо как у нас на дискотеках:
30.
31.
32.
Как только солнце появилось, все остановились и вытянули руки. Удивительное зрелище:
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
Затем все пошли к Алтан Сэргэ. Не было никакой очереди, все просто подходили прикоснуться:
41.
42.
43.
Вот такой удивительный праздник. Эта поездка состоялась при поддержке Министерства по федеративным отношениям и внешним связям республики Саха и Министерства предпринимательства и туризма республики. Спасибо!
44.
Кроме праздника Ысыах мы плавали по Лене, забирались и пролетали над Ленскими столбами и отдыхали в баре в вечной мерзлоте. Обо всем об этом в следующих постах!
*Пока я нахожусь без связи в Гренландии, материал публикуется повторно*
Stay Tuned!
Подписывайтесь на мой канал в Youtube
Подписывайтесь на обновления в ЖЖ
ССЫЛКИ НА МОИ СОЦСЕТИ
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ ДЛЯ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ✈ Лучшие цены на авиабилеты✈ Лучшие цены на отели✈ Лучший подбор туров✈ Лучшие цены на ЖД билеты✈ Лучшая медстраховка✈ Необычные экскурсии от местных жителей✈ Лучшие цены на аренду авто✈ Бесплатная поездка на Uber✈ Лучшая симка для путешествий✈ Лучший кэшбек✈ Лучший интернет-магазин
sergeydolya.livejournal.com
Якутский праздник солнца Ысыах. Дневная церемония...: darkheavy
В постах ранее я уже писал, что выходные с 29 по 30 июня у меня удались. Теперь продолжу рассказ и расскажу, что было на следующий день после «Дикой Утки»....Приехав домой после «Европы» я решил не ложиться спать. Время как бы было уже раннее, а стрелка часов всё ближе подбиралась к цифре «5».
В субботу я работал. Да, всё отдыхали, а у нас был рабочий день — мы должны были сопровождать международную делегацию на местном празднике Ысыах. Ну и фотоаппарат у пресс-службы я тоже взял.
Место сбора у нас было в гостинице «Полярна звезда» в 8:30 утра. Потом распределение и закрепление кураторов групп за «подопечными». Где-то к 9:30 решили все организационные и технические вопросы и разбудили весь народ. К 10 утра приехал транспорт, любезно предоставленный Министерством по Федеративным отношениям и внешним связям Якутии. А уже в 10 часов мы ехали в местность Ус-Хатын на ежегодное празднование, так называемого, «Городского Ысыаха»
Вообще Ысыах проводится строго в самый длинный день 22 июня. Причём проводят две церемонии: дневную и ночную. Но так как 22 июня не всегда выходной, то в этот день проводят «Республиканский Ысыах», на который съезжаются люди со всей республики. По возможности. Как ни как Якутия это 1/5 всей территории России и пересечь такие огромные пространства не всегда выгодно по времени и по затратам на дорогу. Место проведения Республиканского Ысыаха всегда разное.
В первые выходные после 22 июня в Якутии проводятся «Городской Ысыах». В каждом городе свой. Обычно к месту проведения съезжается много народа из области. Пробка на дороге к месту проведения праздника начинается рано утром и рассасывается только на следующее утро.
Кстати, на Ысыахе я уже был один раз и даже сделал пару фотографий на камеру мобильного телефона и выложил их в ЖЖ
Карта местности Ус-Хатынг («Три берёзы» якт.) выглядит следующим образом:
Главный вход в местность находится в левом нижнем углу, если смотреть по карте. Чтобы пройти на место проведения праздника надо сперва пересечь мост. Причём, чтобы люде не мешали друг другу во время движения, мост разделен перилами посередине на две равные части.
После моста надо проследовать по небольшой аллее до арок. Причём, проходить под арками нужно было строго: мужчины — под правой аркой, женщины — под левой. Зачем? Дело в том, что приехав на Ысыах вы тут же становитесь участником ритуала очищения. Хотите вы этого или нет.
Я не успел сфотографировать сам вход в местность, но чтобы вы понимали о чём идёт речь, представляю вашему вниманию фотографию egorfdrv с Ысыаха 2011 года. Да, кстати, обратите внимание, что по бокам аллеи обязательно стоят девушки в национальных одеждах, которые встречают «гостей». Я оговорю сразу, что делается это не туристов ради.
После входа в местность первое, что бросается в глаза — это Аал Лук Мас, священное дерево жизни и процветания.
Ну и так как это было самое большое и видное строение, то это было негласным местом встречи для «потерявшихся». Телефонной связи, из-за огромного количества людей и соответственно телефонов, не было в принципе. Телефоны показывали наличие сигнала, но при попытке позвонить из динамика тут же звучало сообщение о перегрузке. Хотя, надо отдать должное по крайней мере «Мегафону» (asyamay привет ;) ) — компании делали всё, что могли, чтобы телефонная связь была.
На Ысыахе из-за отсутствия связи появился даже свой маленький бизнес — услуги антенны для телефонов. По местности ходили несколько людей с полутораметровой антенной в руках и предлагали любому желающему подключить к ней свой телефон. Услуга стоила вроде около 100P. Зато давала преимущество в устойчивом сигнале.
...Дальше мы двинулись на трибуны к одной из сцен. На поле перед сценой должна была состояться дневная церемония Алгыс. Алгыс — в переводе с якутского означает «благословение».
По пути нам встретилась арка интересной конструкции.
Отличительной особенностью Ысыаха этого года было то, что на празднике было очень много лошадей. И на всей территории было установлено много новых сэргэ, или говоря по-русски — коновязей. К каждому сэргэ была привязана лошадь.
Если обратили внимание, то на фоне виден огромный столб — это тоже сэргэ. Но если говорить правильно, то это — Алтан Сэргэ, медная коновязь. Главная коновязь Ысыаха.
Якутские народы изначально вели кочевой образ жизни, поэтому лошадь для них многое значит. Не последнее место в их жизни и поверьях занимает и сама коновязь-сэргэ. У меня даже имеется отдельная запись на эту тему. Очень интересная информация.
Одна из формулировок по этому поводу звучит следующим образом:
Сэргэ (коновязь) — этнокультурное наследие древнего тюркского народа саха — с древнейших времен связано с традиционным занятием якутов — коневодством.http://www.gazetayakutia.ru/08/66/01/336/767/
Когда мы подошли к месту проведения церемонии, то там уже не было места, чтобы упасть яблоку, не говоря уже о том, чтобы разместить нащу делегацию...Но место вскоре нашли и у меня появилось немного свободы в передвижениях.
Между трибунами, на одной из вышек был установлен деревянный макет герба города Якутск. Честно говоря я не помню, был ли он установлен в прошлом году, но мне почему-то кажется, что не был.
Народ на трибунах собрался разнообразный, но однозначно пёстрый. Многие из приехавших на праздник пришли в национальных одеждах. У якутов, или как еще правильно говорить, у народа Саха очень развито чувство, эммм, истории — они чтят свои традиции и учат им своих детей и внуков.
Разнообразие головных уборов поражает воображение. По-моему на празднике можно было увидеть любой фасон шляп и шапок, вплоть до бумажных вариаций оных. Национальные головные уборы тоже присутствовали и далеко не в меньшинстве.
С воздуха за происходящим следил октокоптер.
Отдельных слов, пожалуй, заслуживает и тема мужских национальных костюмов. Вопрос правда имеется: ему не жарко?
Дядька, кстати, не кто иной, а спикер городской думы Александр Саввинов.
Ну, а дальше началась церемония которая надолго приковала к себе взгляды всех присутствующих.
Церемония называется «Алгыс», что в переводе на русский означает «Благословение». Суть Алгыса состоит в том, что Алгысчит (человек, который главный в церемонии) обращается к богам и и просит у них благословение и благосклонность в течении всего следующего года. Обязательно разжигается огонь, ибо обращение идёт к духам огня. Потом читается молитва во время которой пламя окропляется кумысом, напитком приготовленным из молока кобылиц. На данной церемонии Алгысчит был не один, а в количестве троих человек. Как я понял, один из них был главным, и два были в помощниках.
Кроме того, на церемонии в обязательном порядке присутствовали представители правительства и мэрии.
Слева направо: Спикер городской думы Александ Саввинов, спикер государственного собрания Ил Тумэн Виталий Басыгысов, Президент РС(Я), видимо с супругой, Егор Борисов, мэр города Якутск Айсен Николаев, Первый президент Якутии Михаил Николаев, и еще какие-то люди.
В церемонии участвовало огромное количество человек, которые в определённые моменты начинали танцевать следую правилам древнего ритуала. Как мне сказал один человек, посмотрев одно из видео снятых мной, что если абстрагироваться от ситуации, то могло показаться, что дело происходит не в Якутии, а в Индии настолько массовые было действо. В особенности танцы. Но это из разряда шуток, как вы понимаете.
Когда Алгысчит говорил, все остальные стояли неподвижно и слушали каждое его слово.
Разговаривали Алгысчиты по очереди. Основную часть церемонии вёл вот этот человек. А тот, что на фото выше, брал инициативу только когда, надо было произносить Алгыс в форме песни.
В церемонии, помимо взрослых, принимало участие и множество детей. Самого разного возраста.
Я не профессиональный оператор, но имея возможность заснять видео, воспользовался её. Снимал без штатива, так что за качество простите — это мой первый опыт съёмки видео.
Ысыах. Дневная церемония. Алгысчит произносит Алгыс
Под конец церемонии «на сцену» вышли дети и начали танцевать ритуальный танец.
Ысыах. Дневная церемония. Детский танец
На этом, в принципе, церемония закончилась. Вернее закончилась её основная часть.
В самом конце одним из ключевых действий было преподнесения освященного кумыса главе города и представителям правительства.
Айсен Николаев принимает из рук Алгысчита чорон с кумысом и произносит речь.
Следующим выступает Президент РС(Я) Егор Борисов.
После речей представителей власти, все люди поднимаются со своих мест и начинают кружиться в огромном хороводе, который называется «Осухай». В прошлом году «Осухай» одновременно танцевали 15 тысяч человек. Это событие даже отражено в «книге рекордов Гиннеса».
Было видно, что все присутствующие на эмоциональном подъёме и получают удовольствие от происходящего.
Ысыах. Дневная церемония. Народ поднимается танцевать «осухай»
Ысыах. Дневная церемония. «Осухай»
А вот и представители нашей делегации. Вернее её «опекуны» ;)
Проходя мимо одной из сцен я обратил внимание на выступление национального ансамбля. К сожалению не смог долго находиться рядом т.к. были заботы и поважнее, но пару минут поснимал их. Интересно, как им не жарко в таких одеяниях?
Ысыах. Выступление национального ансамбля
Отдельной темы разговора заслуживают и национальные одежды, в которых в этот день ходит большинство жителей города на празднике.
Хочу сказать, что национальные одежды одевались и сам праздник устраивался не для туристов. Местное население действительно каждый год так отмечает Ысыах. И они действительно сами хотят носить свои национальные одежды. Скажу даже, что когда мы готовились к делегации, то запросили у компании майки с логотипом, чтобы наши сотрудники были различимы в толпе. Но когда мы начали раздавать одежду, то некоторые наши коллеги сказали, что майки не оденут, а придут в своей одежде. Я сначала не совсем понял, что имеется в виду под словами «своя одежда», но когда люди пришли в национальных одеждах, понял.
Повторюсь, мне было приятно видеть народ, который помнит свои традиции. И мало того, что помнит, он еще старается их придерживаться. Это одна из отличительных особенностей якутского народа.
Но пойдём дальше. По всей территории проведения празднования Ысыаха были расположены различные аттракционы, лавки и т.д. — Ысыах это не просто праздник, это еще и большая ярмарка по-сути. Присутствовали на празднике и художники, которые рисовали желающим их портреты в национальных костюмах народа Саха.
Что еще было интересного на Ысыахе как Ярмарке можно прочитать в статье от Сергея Доли — http://sergeydolya.livejournal.com/631126.html
Кроме того, Ысыах, это не праздник одного дня. Хотя нет, это праздник одного дня, но он проходит в два этапа: днём и ночью. Днём проходит церемония Алгыса, а ночью — церемония встречи «нового» солнца. Поэтому многие приезжают на Ысыах с ночёвкой и не удивительно, что вечером всё пространство, где проводился праздник и близлежащие территории напоминали собой огромный кэмпинг с палатками.
Так прошел мой день. Хотя нет. Так прошло половина моего дня. Еще были вечерние и ночные приключения, но о них чуть позже ;)
Ах да, чуть не забыл, в этот день на Ысыах специально прилетали alexcheban, sergeydolya, kukmor, ternovskiy, dementievskiy и еще пара блогеров не из Якутии.
Из своих был tolstyakov.
Не всё, но многое о Якутии можно узнать в сообществе yakutia
darkheavy.livejournal.com
Ысыах – якутский праздник встречи лета - Yakutia.com
Ысыах – обряд кропления – вошел как один из определяющих слагаемых в якутский календарный праздник – праздник расцвета природы.
Хоровод осуохай- Этот архаичный танец возник из коллективных движений-поклонов. Круговой танец – ритмическое сопровождение пения семисложных стихов. Слово «ункуу» – «танец» – происходит от глагола «унк» – «молиться», «поклоняться». Участники праздника, взявшись за руки, чувствовали положительную биоэнергию друг друга, и этот положительный импульс уже кодировал сам ритуал.В июньские дни вся Якутия отмечает Ысыах - светлый праздник народа Саха.
Предания утверждают, что первый ысыах был устроен Эллэй Боотуром. Он прибыл в долину Туймаада приблизительно в 1128-1130 годах. Приведем текст, записанный ученым Г.В.Ксенофонтовым со слов жителя Кангаласского улуса в 1921 году: “Эллэй налил кумыс чорон, положил туда куски масла, стал ногой на подстилку из конской кожи и, обратившись лицом на восток, поднял чашу вверх. Затем подошел к огню и вылил трижды на него из чаши немного кумыса в качестве угощения Юрюн Айыы Тойону. Слегка повернулся по солнцу правее и поднял свою чашу в честь Хомпоруун Хотой Айыы и также троекратно полил кумыс в огонь. Дальше, повернувшись еще правее, держал чашу, именуя Джесегей Айыы Тойона. Всего поднимал чашу семь раз. Когда Эллэй совершал обряд, люди видели белую птицу, которая кругами парила под облаками над урасой. Так вот до теперешней поры якуты, впервые научившись от Эллэя, имеют обыкновение поднимать чашу и поминать Айыы Тойона”.
На Ысыах люди приходят с добрым сердцем и чистой душой. Никто из его участников не должен был принести отрицательный заряд. Иначе люди верили, что ритуал мог оказаться недействительным и даже нанести вред.
В старину день ысыаха признавался как якутский новый год. Народ славил приход лета и плодородие земли, готовился к сенокосу, ведь именно на нем хозяйство содержалось всю зиму. Когда якуты жили аласами, богатые устраивали праздник для всех земляков. В этот день забивали скот, готовили кумыс из кобыльего молока, мудрые старцы пели олонхо, дюди вставали в круг танца осуохай. Мужчины соревновались в силе и ловкости, сильнейшие завоевывали призы, походили конные скачки. Смысл ысыаха заключался в том, что в этот день народ объединялся, невзирая на то богат он или беден.
В начале 90-х годов ысыах объявлен государственным праздником Якутии. Сейчас он символ единения, праздник дружбы всех жителей многонациональной республики.
Национальный праздник Ысыах- это уникальное духовное богатство народа Саха, символизирующее торжество жизни и природы на земле Олонхо. Это праздник, который отражает традиционную картину мира и мировоззрение саха, праздник, которого все с нетерпением ждут весь год. В нем ярко проявляются весь национальный колорит и фольклор народа: язык, мифология, танцы, музыка, обряды и обычаи, национальная одежда, пища, праздничная утварь, ремесла и архитектура, народная философия.
В соответствии с древними традициями Ысыах устраивается внутри ритуального круга из чэчир (молодых берез). В центре праздничного круга устанавливается коновязь - сэргэ с арочными украшениями из берез. По традиционным представлениям саха, сэргэ является символом Мирового древа и оси всей Вселенной.Устанавливая его, саха сооружали как бы модель Вселенной- девять ветвей Священного дерева Аар Кудук Мас источают белую благодать. В наше время символика сэргэ расширилась и сэргэ олицетворяет дружбу и единство всех народов, населяющих нашу северную республику.
Рядом сэргэ обычно устраивают круг – тюсюлгэ, огражденный разноцветной саламой из пучков конских волос, кусочков ткани, берестяных изделий. В ценре тюсюлгэ распологают алтарь в виде миниаюрной урасы и аар багах с ритуальной утварью и посудой, наполненной кумысом.
Кумыс в представлении Саха является священным напитком и символом илгэ – белой благодати изобилия, в которой заключен кут-сюр (душа) всех не рожденных людей, лошадей и коров.
Кумыс
Это главный сакральный символ на празднестве Ысыах. На Ысыахе существовало строгое правило: отведать свежий кумыс собравшимся на праздник разрешалось лишь после главного молитвенного обращения к божествам и духам и кропления кумысом. Кумыс как пища богов на празднике – это прямая диалогическая связь между людьми и сферой высших божеств айыы.
Во время Ысыаха через распитие кумыса осуществляется приобщение людей к высшим таинствам бытия. Кумыс пьют из чорона, сакрального сосуда.
Праздник начинается с древнего ритуала – окропления огня и земли кумысом, благословения присутствующих и просьбы к Верхним Божествам ниспослать всем благодать. Исполняет алгысчыт.
Ысыах состоит из нескольких частей: - церемония открытия праздника, куда входят обряд очищения местности и распитие кумыса. В сопровождении девяти юношей и восьми девушек в центр тюсюлгэ входит алгысчыт. Он обращается к верховным божествам, заклинает их о ниспослании всем собравшимся благополучия и процветания. На заключительные слова алгысчыта все встают и поднимают руки вверх, повторяя вслед за ним “Уруй! Айхал! Туску!”. Юноши и девушки преподносят чороны с кумысом гостям.
Осуохай - обрядовый танец должен состоять из девяти кругов, символизирующих Солнце.
Осуохай — традиционный хороводный круговой танец якутов. Во время него танцующие, взяв друг друга за руки перемежаются с ноги на ногу двигаясь в неторопливом темпе. Темп движения непостоянный, регулируется ведущим и ускоряется на припеве. В хороводе присутствует ведущий (осуохайдьыт), в чьи обязанности входит исполнение песен и регулирование темпа движения хоровода.
В 2012 году на национальном празднике якутов ысыах, был установлен рекорд Гинесса по количеству людей одновременно исполняющих танец.
Якутские национальные виды спорта на праздновании Ысыаха
Чрезвычайно зрелищны спортивные состязания, в которых удальцы стремятся показать свою ловкость, силу, красоту и сноровку – кылыы (прыжки на одной ноге), куобах (прыжки на обеих ногах), ыстанга (прыжки с чередованием ног), борьба хапсагай – якутская борьба, где проигрывает коснувшийся земли хоть пальцем, стрельба из лука. Победителями становятся самые сильные, ловкие и удачливые, которых чествуют и награждают мюся (мясными лытками) и ценными подарками.
Якуты – большие любителя конных скачек, без которых не проходит ни один Ысыах.
Кроме того, ысыах празднуется два дня. В ночь с первого на второй проходит обряд встречи солнца. Считается, что с первыми лучами восходящего солнца происходит магическое сближение мира людей и мира богов. Через лучи люди заряжаются энергией и силой.
Ысыах – это встреча лета.
yakutia.com
Якутский Ысыах — самый главный праздник в Якутии
Слово Ысыах означает «изобилие». Якутский Ысыах — самый главный праздник в Якутии, он связан с культом солнечных божеств, плодородия. Между 10 июня и 25 июня (дата каждый год утверждается специальным указом) в столице республики Якутия городе Якутске отмечают приход тепла и возрождение природы — праздник «Ысыах». Во время этого праздника у туристов есть возможность понаблюдать за традиционными молениями, увидеть скачки и попить настоящий кумыс.
По якутскому календарю с 22 июня начинался самый длинный день — первый день солнцестояния. Он служил сигналом к началу организационного ритуального праздника Ысыах — встреча Нового года. Ысыах — это традиционный праздник народа саха, олицетворяющий встречу лета, пробуждение природы, благословляющий объединение сил и возможностей народа для созидания, благополучия и обилия. Во время Ысыаха наиболее полно раскрывается внутренний мир народа, который посредством древних, священных ритуалов и обрядов отображает образ жизни, нравственные принципы, обычаи и мировоззрение народа, выражающее торжество гармонии между Человеком и Миром, между результатами человеческого труда и природой, объединенных единым ритмом. На Ысыахе люди придерживаются праздничного этикета.Национальный праздник Ысыах — это уникальное духовное богатство якутского народа. Ысыах — это символ якутской культуры, своеобразная миниатюра традиционной картины мира народа саха.Культурная традиция народа саха никогда не теряла национального духа, своего этнического «лица». Ысыах оставался и до сих пор остается той уникальной культурной нишей, где сохраняется этническая специфика народа: осознание этнической идентичности, национальная одежда, пища, праздничная утварь, ритуальный комплекс, музыкальная культура, фольклор, наконец, традиционное мировоззрение.Анализ календаря скотоводческих народов показал, что в древности праздник Нового года был тесно связан со временем приплода скота и изобилием мяса, молока и молочных продуктов. В этом отношении и якутский Ысыах представлял собой скотоводческий праздник, в котором ярко отразились изменения, происходившие в хозяйственной деятельности якутов. Ысыах был приурочен к той поре, когда вдоволь было молочной пищи и мяса и можно было дать себе короткий отдых перед сенокосом.Якутский Новый год осмысливался как рождение Природы и Человека и означал восполнение ресурсов жизни.
В соответствии с древними традициями Ысыах устраивается внутри ритуального круга из чэчир (молодых берез). В центре праздничного круга устанавливается коновязь-сэргэ с арочными украшениями из берез. По традиционным представлениям саха, сэргэ является символом Мирового древа и оси всей Вселенной. Устанавливая его, саха сооружали как бы модель Вселенной — девять ветвей священного дерева Аар Кудук Мае источают белую благодать. В наше время символика сэргэ расширилась и сэргэ олицетворяет дружбу и единство всех народов, населяющих нашу северную республику. Рядом с сэргэ обычно устраивают круг — тюсюлгэ, огражденный разноцветной саламой из пучков конских волос, кусочков ткани, берестяных изделий. В центре тюсюлгэ располагают алтарь в виде миниатюрной урасы и аар багах с ритуальной утварью и посудой, наполненной кумысом. В 1991 году Ысыах стал государственным праздником Республики Саха (Якутия). Он является объединяющим символом возрождения не только традиционной культуры народа саха. Круговой танец осуохай символизирует замкнутый жизненный круг. Танцующие, двигаясь по ходу солнца, как бы совершают круговорот по времени и пространстве. Участники праздника, взявшись за руки, чувствуют положительную биоэнергию друг друга, восприятия красоты и самовыражения человека. Ысыах — долгожданный праздник для народа саха, его ждут целый год и заранее готовятся к нему — шьют праздничные наряды и делают убранства. На Ысыахе люди идут в нарядном праздничном одеянии. Это не только правило этикета, а дань традициям народа. На Ысыахе проводятся различные обряды и ритуалы. Костюм представляет собой историко-бытовой смысл. Для сохранения традиций ежегодно проводится конкурс национальной одежды, где принимают участие и стар и млад.Игры Дыгына на празднике Ысыах
Народ саха помнит исторические времена, когда предводитель народа саха — Дыгын поставил перед собой задачу объединить свой народ. Он проводил ысыах, на который созывал из улусов самых достойных, сильных, ловких, сметливых. Дыгын устраивал состязания для богатырей-боотуров. Самые сильные и ловкие удостаивались высоких почестей. Эта традиция сохранилась у народа. Ежегодно на городском празднике «Ысыах Туймаады» проводятся состязания боотуров — «Игры Дыгына», они являются одним из главных мероприятий Ысыаха. Здесь соревнуются якутские боотуры из разных улусов за почетное звание называться победителем «Игр Дыгына», чьи имена с уважением передаются из уст в уста, становясь национальными героями. (Туймаада — название долины, в которой расположен город Якутск и его окрестности).
Конкурс сказителей — олонхосутов на празднике Ысыах
Олонхо — древний героический эпос народа саха, величайший памятник устного народного творчества, в яркой художественной форме отражающий образ жизни, нравственные принципы, обычаи, историю и мировоззрение древнего народа — саха, выражающее торжество добра, гуманизма, гармонии Духа, Человека, Природы. Олонхо передавалось из уст в уста, его хранителями и носителями были сказители — олонхосуты, они были особо почитаемыми и уважаемыми людьми. Олонхосуты были самыми долгожданными и почетными гостями праздника Ысыаха. На празднике денно и нощно слушали олонхо, устраивались состязания онхосутов.Кумыс в представлении саха является священным напитком и символом илгэ — белой благодати и изобилия, в которой заключен кут-сюр (душа) всех не рожденных людей, лошадей и коров. Считается, что кумыс — земное воплощение небесного молочного озера, на берегах которого раскинулось жилище Юрюнг Айыы Тойона, одного из Высших Божеств — покровителей саха. В этом озере омывается его супруга Айыысыт. Во время Ысыаха через распитие кумыса осуществляется приобщение людей к высшим таинствам бытия. Кумыс пьют из чорона, сакрального сосуда. Праздник начинается с древнего ритуала — окропления огня и земли кумысом, благословения присутствующих и просьбы к Верхним Божествам ниспослать всем благодать. Все это исполняет алгысчыт.
Ысыах — праздник семейный. Каждая семья заранее тщательно готовится к нему шьют праздничную одежду, готовят национальные блюда, кумыс и быппах, саламат. Во время Ысыаха обязательно со всеми близкими и родственниками проводят совместную трапезу и дается благословение уважаемых и почтенных членов семьи молодому поколению. Затем все принимают участие в хороводе осуохай — массовом народном танце, танце единения людей земли Олонхо. Участники осуохая, взявшись за руки, передают друг другу положительную энергию и становятся родными по духу. В песнях праздничного хоровода воспеваются сила Природы, ее красота и величие, а также наступление благодатного лета и изобилия. Самый пик и волнующий момент, кульминация Ысыаха — встреча солнца. Наступает новый день, и теплые солнечные лучи ласково, с любовью и нежностью обнимают всех. Кажется, как будто вся природа леса, травы, цветы — выплескивает свою живительную энергию в объятия солнца, одновременно заряжая ею всех. Чрезвычайно зрелищны спортивные состязания, в которых удальцы стремятся показать свою ловкость, силу, красоту и сноровку — кылыы (прыжки на одной ноге), куобах (прыжки на обеих ногах), ыстанга (прыжки с чередованием ног), борьба хапсагай — якутская борьба, где проигрывает коснувшийся земли хоть пальцем, перетягивание палки, стрельба из лука. Победителями становятся самые сильные, ловкие и удачливые, которых чествуют и награждают мюсэ (мясными лытками) и ценными подарками. Якуты — большие любители конных скачек, без которых не проходит ни один Ысыах.
Церемония встречи солнца. Первый день солнцестояния, момент восхода солнца якуты считали великим чудом. Праздник Ысыах в старину якуты начинали со встречи солнца, встречая утреннюю зарю благославляли Уран Айыы Аар Тойона и совершали в его честь окропления священным напитком кумысом, а в качестве священного животного выступал жеребец — Джесегей. Этим якуты демонстрировали радость, наступающему после длинной зимы лету, отмечали пробуждение природы Земли-Матери. Считается, что через солнечные лучи люди зажигаются энергией и силой. Алгысчыт (благопожелатель) готовит людей к церемонии при полной тишине, он, протягивая руки к солнцу, обращается Уран Айыы Аар Тойону о ниспослании здорового духа, силы и бодрости. Лучами восходящего солнца люди очищались от всего греховного, что накопилось за год. Собравшиеся повторяют жесты алгысчыта.
Церемония распития ритуального напитка — кумыс. Кумыс — напиток из кобыльего молока, с древних времен любим якутами. Кумыс у якутов — священный, богатырский напиток и его подношением чтят небесных божеств на празднике Ысыах. Само название праздника Ысыах произошло от слова «брызгать», то есть кропить кумысом богов-покровителей людей и домашних животных. Алгысчыт (заклинатель) разводит огонь и обращается к Верхним божествам, духам огня и земли с просьбой ниспослания благополучия, размножения приплода скота, изобилия и блага. Священным напитком — кумысом угощают уважаемых гостей. Им посвящают торжественную песню тойук, благопожелание (алгыс).
Купить билет до Якутска вы сможете воспользовавшись сервисом
Самые дешевые билеты из Москвы в Якутск и обратно
У якутов сильны национальные традиции и, наверное, главный показатель популярности праздника в том, что на нем очень много молодежи. Приезжают большими компаниями и семьями, живут в палатках, многие ходят в костюмах и участвуют в национальных играх.На праздник приезжает много гостей из других регионов. Приезжайте и вы, прикоснитесь к якутской культуре. Ысыах – истинно народный праздник, вы не пожалеете!
О Якутиии вы больше узнаете прочитав
myrussianland.ru
Якутский Ысыах — встреча солнца
Кюн Керсютэ - обряд встречи солнца, одно из главных событий на празднике Ысыах. Момент восхода в первый день солнцестояния якуты считают великим чудом. До войны этот обряд приходился на самый длинный световой день с 21 на 22 июня. Однако после 1941 года по этическим соображениям общий Ысыах сместили на неделю вперед. Теперь его сначала локально празднуют в местных улусах, а потом собирают общий. Согласно официальным данным, в течение последних десяти лет Ысыах посетило около полутора миллионов человек...
Кастрюля с сухим лошадиным навозом называется Тюптэ. Обычно его жгут, чтобы отгонять комаров, но на празднике у этого действия свой смысл, связанный с символом этого Ысыаха - лошадью:
Запах терпимый, но точно не благовония:
В представлении якутов есть три мира: нижний, где живут злые духи, средний, где находятся люди и верхний, где обитают божества. Верхний мир состоит из девяти ярусов и на каждом живет свой бог. На самом верхнем девятом небе обитает главный бог Юрюнг Аар Тойон. Считается, он создал все: и якутов, и землю, и скот. Чуть ниже живет Дьесегеей Айыы, покровитель лошадей. А лошадь - это священное животное, которое почитают в Якутии, как коров в Индии (с той лишь разницей, что якуты не брезгуют жеребятиной):
В этом году Ысыах был посвящен Дьесегеей Айыы. Этот бог посылает людям скотину, но может отобрать и обратно, если прогневается. Помогает вести хозяйство, наделяет человека силой, талантом, мастерством.
Тем временем женщины с горшками стали собираться в группу, а на место обряда вывели лошадь:
Обряд встречи солнца очищает участников праздника от всего плохого и заряжает энергией на год вперед. Люди набирают силу и радуются, что пережили девять месяцев холодов:
Шамана в белом зовут Алгысчыт. Он разводит костер, благословляет людей и желает всего хорошего. Причем во всех подробностях: детей, успехов в хозяйстве и карьере, здоровья скоту и т.д.
Уруй-Айхал - приветственные слова, обращенные солнцу. После каждого пожелания народ многократно повторял за шаманом эту фразу:
В небе стали появляться первые солнечные лучи:
Все моментально вытянули руки к солнцу, продолжая повторять за шаманом приветственные слова:
Через какое-то время ритуал закончился и всех пустили прикоснуться к шаманскому костру.
Потом все стали собираться на танец осуохай, повторяя слова песни за запевалой Алгысчыта:
В прошлом году именно в этот момент был установлен рекорд Гиннеса, когда одновременно танцевали 15 тысяч человек:
Танец идет по кругу по часовой стрелке и повторяет движение солнца:
Много молодых девчонок и парней:
Причем, напомню, время - пять утра. Не самая подходящая пора для танцев:
Наши девчонки - Нина (слева) и Айта (вторая слева) - тоже пустились в пляс. Кстати, Айта консультировала меня, когда я писал посты про Ысыах, за что ей большое спасибо!
Танцующий в центре - Михаил Куликов, первый заместитель министра по федеративным отношениям и внешним связям Якутии, - даже он присоединился к обряду:
Некоторые складывали сумки в центр и танцевали - прямо как у нас на дискотеках:
Как только солнце появилось, все остановились и вытянули руки. Удивительное зрелище:
Затем все пошли к Алтан Сэргэ. Не было никакой очереди, все просто подходили прикоснуться:
Вот такой удивительный праздник. Эта поездка состоялась при поддержке Министерства по федеративным отношениям и внешним связям республики Саха и Министерства предпринимательства и туризма республики. Спасибо!
Источник
kykyryzo.ru
Ысыах - Сергей Карпухин
Серия - 101 день в Якутии.Этап первый - река Индигирка от Томтора до Усть-Неры. Продолжение.
Удалось таки мне побывать на Ысыахе. Обосновавшись на берегу Индигирки, чуть ниже посёлка Оймякон, оставил Валеру со всем хозяйством, а сам утром 23-го июня отправился в посёлок с надеждой найти какую-то возможность уехать в Томтор. Оказалось, что чуть ли не половина Оймякона также намерена побывать на празднике. В итоге найти транспорт не составило особого труда. Надеялся я, конечно, управиться за один день, вечером вернуться в Оймякон и продолжить другим днём плавание по Индигирке. Но не тут-то было. Оказывается это только лишь предварительный, репетиционный день и ничего стоящего увидеть и снять не получилось. Пришлось возвращаться в Оймякон почти ни с чем и потратить на Ысыах ещё один, уже следующий день.
Ну что тут сказать. Размах мероприятия меня поразил. К сожалению, не знаю достаточно хорошо корней и традиций этого праздника. Могу сказать только, что для якутов это очень важный праздник, пожалуй самый главный. Здесь вроде как одновременно и якутский Новый год и праздник весны сразу же. Поэтому не буду тут умничать словами, а лучше покажу много фотографий и взамен попрошу своих якутских друзей немного просветить нас по поводу праздника Ысыах. Пишите прямо в комментариях. Правда, мне тут объяснили, что это был молодёжный Ысыах и от традиционного он очень отличается. Это получился больше даже как молодёжный фестиваль, но с элементами национальных традиций.
1.
2. Мероприятие традиционно проводилось на окраине Томтора у дороги к аэропорту. Здесь какое-то время назад построили вот этот дом, что-то вроде резиденции Чысхаана, якутского деда Мороза.
3.
4.
5.
6.
7. Были делегации практически от всех улусов Якутии.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22. Ритуал кумысопития. Слева товарищ, вроде бы отвечающий за молодёжную политику в Якутии, мне лично не знаком. В середине Александр Крылов, депутат Ил Тумэн, мне знаком по 10-му году. Именно Крылов забирал меня с озера Лабынкыр на своём вездеходе, после очередной фотоэкспедиции. Справа Михаил Захаров, новый глава Оймяконского улуса, здесь с ним и познакомился.
23. Слева глава посёлка Томтор, справа глава посёлка Оймякон. Также знаком по 10-му году. Главное никто меня не забыл, все узнавали.
24. Глава посёлка Ючугей. Ну с ним мы постоянно пересекаемся. В 10-м году, когда забрасывался на Лабынкыр, именно глава Ючугея привёз меня из Усть-Неры в Томтор на своём УАЗике. И теперь, когда так долго добирались от Якутска до Томтора, одна из попутных машин была его. Он меня там сразу признал.
25.
26.
27.
28.
29.
30. А вот это действо меня пробило до самой глубины души, прямо до дрожи. В центре стоит сэргэ, то есть столб-коновязь. Люди, взявшись за руки, кружатся хороводом вокруг этого столба и поют. Но это не простое пение. Ведёт один запевала, пропоёт короткую фразу, за ним вторят остальные и так дальше, снова и снова. Запевала иногда выходит почти на горловое пение. Вроде бы такие танцы с пением называются осуохай.
31. Особенно мне понравилось как запевала вот эта девушка в середине.
32.
33. И конечно спортивные мероприятия. Не посчитал сколько в сериях было прыжков, но толкаются двумя ногами сразу.
34. Борьба - очень популярный вид спорта в Якутии. Пожалуй, по чемпионам Якутия второй регион после Кавказа в этом виде спорта.
35.
36.
37.
38. Побеждённый.
39. Танцы само собой.
40.41. Конкурс красоты.
42. Врасплох.
43.
44. Это якутянка питерская, уже не настоящая.
45. Мы спешим.
46. С папой на праздник.
47. Сестрёнки.
48. Лучница.
49. Фея.
50.
51. Синильга.
52.
53. Как я по воду ходила...
54. Стерх - один из символов Якутии.
Предыдущая часть.
Продолжение следует.
karpukhins.livejournal.com
Ысыах - якутский Новый год (Верхнеколымск, Россия)
Поделиться:
Россия Верхнеколымск > Ысыах - якутский Новый год (20 Фото)
МОЙ ВЗГЛЯД НА НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК НАРОДОВ СЕВЕРА... Ысыах - якутский национальный праздник. По якутскому календарю с 22 июня начинался самый длинный день - первый день солнцестояния. Он служил сигналом к началу организационного ритуального праздника Ысыах- встреча Нового года. Ысыах - это традиционный праздник народа саха, олицетворяющий встречу лета, пробуждение природы, благославляющий объединение сил и возможностей народа для созидания, благополучия и обилия. Во время Ысыаха наиболее полно раскрывается внутренний мир народа, который посредством древних, священных ритуалов и обрядов отображает образ жизни, нравственные принципы, обычаи и мировоззрение народа, выражающее торжество гармонии между Человеком и Миром, между результатами человеческого труда и природой, объединенных единым ритмом. На Ысыахе люди придерживаются праздничного этикета.Священная коновязь - неизменный атрибут праздника в любом селении...
Дети Ысыаха...
Уруй Айхал! Зажжение,поклонение и кормление священного огня...
Танец стерхов. Стерх- белый журавль Якутии...
Всеобщее единение людей символизирует хоровод осуохай, означающий жизненный круг. Во время него танцующие, двигаясь в неторопливом темпе по направлению движения солнца, как бы совершают круговорот во времени и пространстве и отдают дань благодарности светилу за свет и тепло, подаренные людям.
Неунывающая...
Подношение кумыса(сброженное кобылье молоко) гостям...
Игра на хомусе...
Хапсагай – это якутская национальная борьба...
Мас-рестлинг - это перетягивание палки, национальный якутский вид спорта.
Перенос тяжестей.Национальный вид соревнования.Раньше для этого использовали большие камни.В данном случае участники переносят мешки набитые камнями массой 100кг...
Юкагиры в национальных костюмах...
Прыжки через нарты - широко распространенный вид состязаний среди народов Крайнего севера...
Догони девушку - одино из соревнований многоборья...
Дети Ысыаха...
Чорон – обязательный предмет в обрядовых церемониях и на праздниках. Чорон с кумысом подносят молодым на свадьбе, встречают гостей.
Пожилым людям дань и уважение...
Дети Ысыаха...
Якутские национальные блюда...
В Верхнеколымском районе проживают много людей разных национальностей... Якуты,юкагиры,эвены,русские т.д.
Дата публикации: 30.07.09 1. Slok 30.07.09 13:59:24Спасибо! Очень подробно, очень красочно и с подкупающей искренностью.
2. ssgen 31.07.09 03:41:55Спасибо! Очень выразительные фотографии.
Какой красивый яркий праздник! спасибо большое за интересные фотографии)
6 фото с бабушкой очень веселое,спасибо за яркий цветной праздник,очень понравился национальный колорит и ощущение у людей действительно праздника ,а не просто ритуала
очень ярко и красочно! замечательные фотографии
6. NVCH 01.08.09 11:09:30Наш фотохужожник и в этот раз здорово постарался!
А мне Эвенка одна понравилась!!!
Хорош праздник, да и люди-то какие: живут и ни в какие "Америки", "Европы", "Азии" не стремятся (но не факт). Колоритно - не одними алмазами славен то край якутский, но жаль лето коротко, да и не всякому "якому в наши российские якутские места добраться можно. Но на то и "фототерра", да и фотография есть, чтобы близость, красоту мест почувствовать, порадоваться за народ местный - яркий и праздничный.
У, карась -это точно национальное блюдо. Вкуснейшая уха. Такую могут варить только в Якутии.
10. Westa 03.08.09 15:06:38Сколько цвета! Сколько красок! Настоящий праздник. Браво!
Спасибо! Благодаря Вашим фотографиям можно понять и почувствовать, что Якутия это не только снег и морозы, но и, пусть короткое, но такое яркое лето и люди жизнерадостные, незабывающие свои национальные традиции.
До чего же красиво - Якутия...
неунывающая ---- вообще супер
фото нуууууу ооочень красивые
Напоминает казахский праздник наурыз, и в нарядах есть сходство! Ну вообще по духу...очень похож
Здорово!
Зарегистрируйтесь или войдите для комментирования.
fototerra.ru