Музей художника Н.А. Ярошенко. Ярошенко картина выгнали
«Отъезд гувернантки». Ярошенко
«Отъезд гувернантки»
Увидев на Пятой передвижной раннюю картину Ярошенко «Сумерки», критик Адриан Прахов отметил, что ей вредит «излишнее сходство с манерою г. Крамского».
Не зная картины, до нас не дошедшей, трудно установить, в чем заключалось это «излишнее сходство». Предполагать еще труднее: если исключить портреты, которые здесь ни при чем, Крамской был известен в ту пору «Русалками» и «Христом в пустыне», «Сумерки» же картина о землекопах-поденщиках в Петербурге — с темами и образами Крамского ничего общего. Сопоставление сюжетов (сохранились к тому же эскизные наброски Ярошенко) не позволяет предполагать композиционного сходства. Тем не менее Прахов прозорливо угадал общность метода («манеры») обоих художников. Год спустя «Кочегар» и «Заключенный» вполне подтвердили эту общность.
«По свойству натуры язык иероглифа для меня доступнее всего», — признавался Крамской. Он объяснял, что, в отличие от художников, воспроизводящих жизненные явления как таковые, склонен с помощью символа, «иероглифа», передавать впечатления от явлений жизни, свои «симпатии и антипатии».
Крамской, ломая себя, всю жизнь бился над многофигурным полотном, но так и не научился «распределять» идею — замысел, впечатление, симпатии и антипатии — между разнохарактерными, вступившими в сложные взаимоотношения образами: его неизбежно тянуло к «иероглифу», в котором одном «было начало и конец».
Так, от рисунка «Встреча войск» — трагического отклика на окончание русско-турецкой войны (дети на балконе весело приветствуют колонны победителей, а в темной комнате безутешно рыдает молодая вдова) — он пришел к однофигурному «Неутешному горю»: пренебрег прекрасным сюжетом, предпочитая показать «драму человеческого сердца».
Рассматривая чужие работы, он мысленно сужал число действующих лиц и тем самым возлагал на плечи каждого из оставшихся предельно большую смысловую и эмоциональную нагрузку, увеличивал «иероглифичность» каждого.
Про «Приезд гувернантки» Перова он говорил: «Как бы это было хорошо, если бы было только две фигуры: гувернантка и хозяин…»
Ему, Крамскому, возможно, больше бы и не понадобилось, он, глядишь, и одной бы фигурой обошелся: написал гувернантку в дверях купеческого дома — и в ней одной были бы и начало и конец.
Ярошенко однажды написал молодую, красивую женщину, беременную — горничную или ту же гувернантку: она стоит на тротуаре у запертых за нею дверей дома, возле ее ног жалкий скарб, наспех собранный, — чемодан, сумка, шляпная коробка, в руках удивительно жалостный зонтик, ненужный, не столько защита от непогоды, сколько предмет былого кокетства; за спиной женщины, на пороге дома, спит дворник (но можно и без него), — картина называется «Выгнали».
Ярошенковский «Отъезд гувернантки»…
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
design.wikireading.ru
Русская жанровая живопись: подборка картин
Картина Репина "Приплыли" - наверное, слышали это выражение. На самом деле у Репина нет такой картины. Есть картина Льва Соловьева "Монахи. Не туда заехали" (1870-е гг), действительно очень смешная. Монахи на лодке по ошибке приплыли по реке на пляж к голым купальщицам. Течение несет их прямо к ним, монахи и голые бабы застыли в полном изумлении, глядя друг на друга.Лев Соловьев - воронежский художник 19-начала 20 в, не особо известный. Если бы не именитый мастер, которому приписали его работу, вряд ли бы шедевр с монахами был оценен по достоинству. Прославил Репин Соловьева, сам того не желая.
Похожая история была с картиной "Опять двойка", помните такую в школьных учебниках? Нарисовал её в 1952 г. Федор Решетников, крупный мастер соцреализма. А также автор разных подобстрастных картин про Сталина ("Великая клятва" и проч.). Картина "Опять двойка" хороша, конечно, но вот её "оригинал" 19 века:
Дмитрий Жуков. "Провалился". 1895 г.
Сюжет почти тот же: расстроенная мать, преданный пёс, двойка. Только вот грустно всё тут. Мать - видимо, вдова, небогатая, подрабатывает шитьем. Отец смотрит на сына с портрета на стене... Дмитрий Жуков - тоже не очень известный художник 19 в.. И если б не Решетников, вряд ли б кто оценил всю гениальность сюжета с гимназистом-двоечником.
Вообще русская жанровая живопись ДО 1917 г., т.е. до эпохи тотальной цензуры - один сплошной шедевр. Так живописать жизнь и быт собственного народа, с таким юмором и меткостью - это уметь надо. Ниже - небольшая подборка картин старых мастеров.
Николай Неврев. "Купец-кутила".1867 г.Шикарная картина. Забухал мужик, сигара, цепь золотая от часов, шампанского взял...
Владимир Маковский. "В швейцарской". 1893 г.Насмотрелся дед за свою жизнь на таких кутил...
Василий Бакшеев. "За обедом. Неудачники". 1901 г.Бедность, не повезло им (с отцом).
Фирс Журавлев. "Кредитор описывает имущество вдовы". 1862 г.Кредитор смотрит свысока: "Допрыгались!". Хотя "прыгал"-то покойный.
Ниже - польская картина, ну не мог удержаться. Украина же кругом, бандеровцы :)
Каспер Желеховский. "Неумолимый кредитор. Сцена из галицийской жизни". 1890 г.Другое название этой картины - "Экспроприация". Одолжил западенец у еврея, галицийская жесть.
Владимир Маковский. "Утомленный...Ею". 1899 г.Девушка - украинка, судя по наряду. Чем она его утомила?
Александр Красносельский. "Покинутая". 1867 г.На заднем плане, чуть слева от покинутой, из тумана виднеется верстовой столб, я правильно понимаю?
Николай Ярошенко. "Выгнали". 1883 г.Прислуга, работала по дому, забеременела.
Молодые служанки, учителя в доме, старый сюжет, вполне интернациональный.
Феликс Шлезингер (Германия). "Поцелуй". 1910 г.
Николай Касаткин. "Кто?". 1897 г.Родила! А муж на войне был. Процесс установления отцовства в разгаре.
В избе погром, конечно. Но мужик правильно ставит вопрос. Это вам не Гейропа какая-то.
Джон Генри Фредерик Бэкон (Англия). "Соперники". 1904 г.
Слева - Цискаридзе, вылитый.
Николай Пимоненко. "Соперницы". 1909 г.Там соперники, тут - соперницы. Парень меркантильный, похоже. Выбрал ту, что с коровой.
Василий Пукирев. Прием приданого по росписи. 1873 г.Картина про широту русской души. Прежде чем жениться - не забудьте пересчитать наволочки.
Хотя, конечно, корова и сундуки в женщине не главное. Главное - чтоб экономная была.
Сергей Грибков. "В лавке". 1882 г.Молодая хозяйка, босая, симпатичная, грустно смотрит на драгоценности в лавке у еврея. Задумалась. Купила жратву - домой неси, не останавливайся!
Бережливость и аскетизм - это прекрасно для жены. А еще желательно, чтоб охраняла домашний очаг.
Василий Максимов. Кто там. 1879 г.
Ну а если вы жених с прицепом, чтоб вот такого тоже не было:
Фирс Журавлев. "Мачеха". 1874 г.
Ну а если без прицепа - надо цеплять!
Кирилл Лемах."Новое знакомство". 1886 г.Братья и сестры пришли знакомится с мелким. Очередным. Я насчитал пятерых (не считая новорожденного).
А теперь о грустном. Родить - полдела, особенно в России 19 века.
Николай Ярошенко. "Похороны первенца". 1893 г.
Это 1893 г. Средняя продолжительность жизни в Российском империи - 32 года. До 40% детей умирало, не дожив до трех лет.
Владимир Маковский. "За лекарством". 1884 г.Ад русских больниц. Отец с сыном. Лекарство нужно ребенку, у которого перевязана рука.
Виктор Васнецов. "Взятие Карса". 1878 г.Зато Карс наш! По случаю взятия Карса у турок трактир №31 украшают имперкой и неким сине-желто-красным флагом (княжества Молдавии и Валахии, видимо).
Армянский (ныне турецкий) город Карс, Молдавия, Валахия... Империя! И её братушки. Великий художник Константин Савицкий про эту войну сильную картину написал:
Константин Савицкий. "Проводы на войну".1878 г.
Призывники выписаны хорошо:
Завсегдатаи трактира №31 помянут их , если что.
Дети (если есть) вырастут как-нибудь.
Георгий Белащенко. "Первая папироса". Конец 19 в.
В школу пойдут.
Николай Богданов-Бельский. "У дверей школы". 1897 г.
А там и светлое будущее подоспеет. И живопись начнется совсем другая.
Самуил Адливанкин."Девушка и красноармеец". 1920 г.
PS. Кому интересно, милости прошу в другие залы моей галереи русской (советской) живописи :)
Россия 19.в.: картины маслом.Свинцовые мерзости дикой русской жизни...Приколы соцреализма. Часть 1Приколы соцреализма. Часть 2Последний Гольштейн (династия Романовых в картинках)История России в картинах польских художников
volova-anastasi.livejournal.com
Музей художника Н.А. Ярошенко.: kot_de_azur
Голова еврея была найдена здесь. Мы долго искали это место и вот она висит на стене. Бородатая и в шапочке, но смотрится очень кошерно.Таки о чем это я =) На самом деле мы побывали в удивительном месте - в Музее художника Н.А. Ярошенко. Николай Александрович - бывший военный и художник-передвижник, служивший принципам высокой духовности, гуманизма, чести и совести.. Сейчас таких людей очень мало.Он выбрал для себя жанр "мотивы гражданской скорби". Музей расположен в городе Кисловдске. Уникальная усадьба сохранила целую коллекцию картин художников-передвижников того времени.
Обстановка первого дома встречает нас скульптурой Ярошенко.
Сейчас музей переживает бум посещений. Как только мы вышли из усдьбы подъехало - 2 автобуса с туристами.Часы еще идут
Старик с табакеркой. 1873 год. Холст.масло. 53х37
Стол с интересным светильником
Мольберт с фотографией. Изящно сделан
Портрет А.Я. Герда. После 1888. Не окончен. Холст. масло. 93х70
Чернильница
Женский портрет. Кон. 1870-х- нач.80-х. Холст.,масло. 73х62
Хор. 1894.Холст, масло. 93х126
Шат- гора. 1884. Холст,масло 70х159
Лев Николаевич из гипса
Зеркало 19 века
Письменный стол.
Посетители музей, рассматривают картину.
Гора Бештау. Интересно, чем она заинтересовала художника? Почему он не нарисовал гору Машук?
Картин было от мала до велика
Горец. 1890.-е. Этюд. Картон. масло. 19,7х18,3
Горец Дагестана.1894. Этюд. Картон.масло. 27.8х23
Ярошенко на этюде
Город Кисловодск, Балка. Не пойму где это место?!
Также в музее собранны другие произведения художников-передвижников.
Пятигорск. Вид на гору Бештау
Уникальные часы и вазы 19 века
А теперь самое интересноое, я написал про голову еврея и не обманул вас. Так на картине изображен портрет еврея. А на другой голова еврея.
Выйдя из музея можно дать отдохнуть глазам. Благо цветов и зелени предостаточно.
НИИ Курортологии на заднем плане.
Карета времен 19 века
Этому орешнику уже за сто лет.
В самом музее есть еще миникинотеатр, где можно посмотреть фильм о художнике.
Веранда.
Ярошенко на этюде
Красота
Ромашка
Похоже это барбарис
Туи - куда же без них.
Вид на Свято-Никольский собор
Сегодня очень ярко светило солнце, не зря Кисловодск город рекордсмен по количеству солнечных дней в году
Идем на балкон
С балконов можно увидеть дорожку уходящую к парку
Это вид на балконы усадьбы. Внизу обрыв
Первый дом
Ориентир, что бы не заблудится
Вдалеке видно кассу
Уходим, здесь витает дух 19 века
Сено
Похоронили Николая Александровича недалеко от дома, на территории Свято-Никольского собора. А спустя год на его могиле был установлен памятник – бронзовый бюст художника на черном постаменте, на фоне гранитной стелы с рельефным изображением креста, пальмовой ветви и палитры с кистями.
У музея есть сайт museumyaroshenko.ru
kot-de-azur.livejournal.com
nikolay-yaroshenko-khudozhnik-s-mirovym imenem |
«Автопортрет», 1875
Николай Ярошенко (1846–1898) – именитый украинский художник второй половины XIX века, выдающийся портретист, автор жанровых картин, активный участник прославленного Товарищества передвижных художественных выставок.
Николай Ярошенко родился в Полтаве в семье военного. Волевым решением главы семейства мальчик был отдан в Полтавский кадетский корпус.
Еще с раннего детства Николай проявлял интерес и склонность к изобразительному искусству, а учеба в корпусе только усилила его тягу к рисованию. На его художественный талант обратил внимание кадетский учитель рисования Иван Зайцев. Именно Иван Кондратьевич преподал юному кадету серьезные уроки рисования. Они продолжались недолго, но оказали значительное влияние на формирование личности будущего художника.
После кадетского корпуса Николай Ярошенко поочередно закончил в Санкт-Петербурге 1-е военное Павловское училище и Михайловскую артиллерийскую академию. В столице Российской империи для талантливого юноши открылись не только новые горизонты военной профессии, но и возможность усовершенствовать свое живописное мастерство.
Сначала Николай Ярошенко брал частные уроки рисования в знаменитого художника Андриана Волкова, а позже учился в вечерних классах рисовальной школы Общества поощрения художеств, где занимался под руководством Ивана Крамского. В течение семи лет был вольнослушателем Академии художеств.
После окончания Артиллерийской академии Николай Ярошенко в течение 25 лет работал на Петербургском патронном заводе, дослужившись до чина генерал-майора.
С картиной «Невский проспект ночью» Николай Ярошенко дебютировал на выставке передвижников в 1875 году, а с 1876 года до конца жизни был активным членом и одним из руководителей Товарищества передвижных художественных выставок.
За свою творческую жизнь Николай Ярошенко
marunnet.com
Женские портреты Николая Ярошенко (1846-1898)
Николай Александрович Ярошенко родился 1 декабря 1846 года в Полтаве. В 1863 году окончил Полтавский кадетский корпус. Живописи учился у И.К. Зайцева в Полтаве, затем у А.М. Волкова в Санкт-Петербурге, в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств у И.Н. Крамского (1864-1865), вольнослушатель Императорской Академии художеств (с 1867). Участник выставок (с 1875) и член (с 1876) Товарищества Передвижных художественных выставок.
(Музыкальное сопровождение: Романс на стихи А.С.Пушкина - Что в имени тебе моём...)
В теплых краях 1890 г.
Портрет Марии Павловны Ярошенко 1875 г.
Девушки с письмом. 1892
Елизавета Павловна Ярошенко
Елизавета Платоновна Ярошенко. 1880
Женский портрет (Украинка) 1870-е
Курсистка. 1880
Курсистка. 1892
Портрет актрисы Пелагеи Антипьевны Стрепетовой 1884 г.
На качелях. 1882
Портрет дамы в кружевной накидке
Портрет Марии Павловны Ярошенко, жены художника. 1880
Портрет неизвестной. 1880
Портрет неизвестной 1881 г.
С.В. Панина. 1892
Сестра милосердия. 1886
Террористка. 1881
Ярошенко Николай «Выгнали» 1883.
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
subscribe.ru