Выставка «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе» в Пушкинском. Картина тициана саломея
Выставка «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе» в Пушкинском.
Пушкинский музей открыл выставку, в названии которой каждое слово для любителей искусства звучит призывно-притягательно: «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе». Старая венецианская живопись – абсолютная ценность в истории искусств, а имя Тициана давно стало синонимом великого живописца.
«Саломея» Тициана – главная героиня выставки в Пушкинском музее.
Работ Тициана на выставке четыре, а главная, ставшая ее эмблемой, – прекрасная «Саломея». Она написана молодым художником, но все достоинства его виртуозной кисти уже проявились: отрешенное девичье лицо героини прекрасно и нежно, румянец на щеке и рыжий локон указывают на пробудившуюся чувственность и, возможно, на то, что девушка недавно танцевала. Блюдо с кудрявой отрубленной головой Иоанна Крестителя Саломея прижимает к себе, сама, наверное, не понимая почему. Ярко-алый ее плащ придает картине драматизма, а служанка, смотрящая на госпожу с обожанием, наоборот, - бытовизма, подчеркивая своим присутствием реальность евангельской истории. Как и всякий шедевр, «Саломея» Тициана не нуждается в пространных объяснениях, быстро очаровывает, и ею не скучно долго любоваться.
Впрочем, как и почти всеми 23 картинами этой выставки, собранной поштучно из 15 знаменитых музеев (кроме Пушкинского и Эрмитажа все итальянские) и трех венецианских церквей. Будем честны: здесь нет самых известных и важных, хрестоматийных творений главных венецианских живописцев. Все трое жили долго и писали много, имели мастерские и помощников, поэтому их наследие велико и неравнозначно. Но каждый холст если не великолепен, то хорош, производит впечатление, заслуживает внимания, не скучен в рассматривании и не вызывает сомнений в высочайшем мастерстве авторов. Так что совершенно не важно, что единого сюжета в экспозиции нет, а просто представлены сами художники и жанры, в которых они работали.
Среди портретов сияет, конечно, тициановский «великий кардинал» и покровитель искусства Алессандро Фарнезе. Но и «Портрет дворянина в мехах» Веронезе, и «Портрет прокуратора Антонио Капелло» Тинторетто выдерживают его великолепное соседство и демонстрируют, какого высочайшего уровня – без унизительной лести – достигло в Венеции XVI в. мастерство живописного восхваления модели.
Центральное произведение среди евангельских сюжетов – все тот же Тициан с алтарным образом «Святой Иоанн Милостивый». Он и без пояснений поражает величественностью и благородством центральной фигуры – святого, одной рукой дающего нищему золотую монетку, другой держащего раскрытую Библию. Но каталожное описание картины рассказывает о ней очень много интересного, непонятного не вооруженному специальным знанием зрителю. Например, что было принято писать этого Иоанна среди толпы нищих и что его белая рубаха (рокетта) и крест на шее подчеркивают, что не поддержка бедных – главная его забота, а церковное служение.
По словам посла Италии в Российской Федерации Чезаре Марии Рагальини, при деятельном содействии которого выставка состоялась, страховая стоимость выставки более 300 млн евро, из них на 60 млн евро застрахована «Саломея» Тициана.
К сожалению, на выставке нет, по новой музейной моде, текстов с подробностями из истории картин и их содержания, но нет и отдельной брошюры с короткими пояснениями – бесплатной или дешевой. Так что единственный тут помощник – каталог, выпущенный прямо к вернисажу и содержащий несколько статей о художниках с репродукциями их главных произведений, которых здесь не увидишь.
Но повторяю, что и без искусствоведческих пояснений и исторических изысканий смотреть экспозицию интересно, делая собственные выводы. И если «Тайная вечеря» Тинторетто из церкви Сан-Маркуола представляет художника как зрелого мастера, умеющего ставить и решать сложные композиционные и колористические задачи, то его же ранняя картина «Пирам и Фисба» демонстрирует азарт и способность идти на риск при решении таких задач.
Среди картин на мифологические сюжеты выделяется прежде всего «Венера и Адонис» из российского частного собрания, атрибутированная недавно научным сотрудником Пушкинского музея, доктором искусствоведения Викторией Марковой как произведение Тициана. Она также считает, что эта картина написана раньше знаменитого тициановского холста на тот же сюжет, хранящегося в Музее Прадо. Но это отдельная история.
В эпоху Возрождения Венеция переживала блестящий расцвет искусства и, в первую очередь, живописи. В XVI веке там создавала свои произведения триада величайших мастеров кисти – Тициан Вечеллио (около 1490 – 1576), Якопо Тинторетто (1518–1594) и Паоло Веронезе (1528–1588). Они сыграли определяющую роль в формировании европейской художественной культуры и оказали важное влияние на развитие искусства последующих веков.
Выставка дает уникальную возможность увидеть рядом произведения этих великих мастеров-современников, чье творчество во многом перевернуло представления о самом процессе создания картины, заложив основы развития живописи во всей Европе. На произведениях Тициана, Тинторетто, Веронезе учились такие мастера XVII столетия, как Веласкес, Рубенс, Рембрандт, Пуссен.
Одна из важных тем, получивших отражение в концепции выставки, связана с взаимоотношениями великих венецианских мастеров Ренессанса. Тициан, Тинторетто и Веронезе родились в разных городах, принадлежали к разным поколениям, имели разный социальный статус и образование; творчество каждого из них отличалось неповторимым художественным языком и собственным стилем. При этом, они, в каком-то смысле, дополняли друг друга. В их творческих судьбах много общего – все они выполняли заказы для церквей Венеции и прилегающих территорий, а также работали по частным заказам крупнейших политиков и влиятельных персон. Кроме того, все три мастера возглавляли наиболее активно работавшие мастерские, которые, по венецианской традиции, были семейными. Нередко их сосуществование в художественном пространстве Венеции рассматривают как соперничество. Реальность была гораздо более сложной: каждый из мастеров занимал свою определенную нишу, обращаясь к разным категориям заказчиков и к разным слоям общества. Художники внимательно наблюдали за работой друг друга, изучали ее, и, в конечном итоге, сумели сформировать между собой тип отношений, исключавший открытое противостояние: сохраняя верность общим культурным корням, каждый из них четко осознавал собственную творческую индивидуальность.
Экспозиция дает уникальную возможность увидеть бесценные шедевры трех мастеров, хранящиеся в собраниях главных музеев Италии и России. В едином пространстве представлены портретные работы и произведения на религиозную тематику – от композиций для частных заказчиков до крупных алтарных образов (вид живописи, в котором венецианские художники XVI века совершили подлинную революцию).
Кураторы выставки не обошли стороной и тему трактовки мифологических сюжетов, в рамках которых Тициан, Тинторетто и Веронезе обнаружили собственные подходы к раскрытию темы красоты, исполненной чувственности и живого трепета. Свобода и оригинальность интерпретации эротических сюжетов, свойственных мифологической тематике, на протяжении последующих веков прославляли венецианскую живопись XVI столетия – золотого века Тициана, Тинторетто, Веронезе.
В многообразной панораме выставки нелегко выделить отдельные примеры, и все же картина Тициана «Саломея» достойна этого по праву. Она принадлежит собранию частной Галереи Дория – Памфили в Риме и редко покидает пределы Италии. Исполненная еще молодым мастером в середине второго десятилетия, когда Ренессанс в Венеции достиг своей зрелости, картина привлекает поэтичностью образа и яркой красочностью. Стремление к выразительности колористической гаммы составляет отличительную черту венецианской школы живописи в целом, но особый вклад в эту традицию внесли Тициан, Тинторетто, Веронезе, которым и посвящена выставка.
Якопо Тинторетто – художник драматического склада, использовавший цвет как мощное средство выражения. Особенно наглядно это видно в его алтарных композициях, таких как «Тайная вечеря» из церкви Сан Маркуола, «Крещение Христа» из церкви Сан Сильвестро, либо «Оплакивание», находящееся теперь в Галерее Академии в Венеции. Богатство красочной палитры в работах Паоло Веронезе, родившегося в Вероне (на что указывает его прозвище), выражает жизнеутверждающий характер его творчества, преклонение перед красотой окружающего мира. С особой убедительностью это проявилось в картинах на темы из античной мифологии; на выставке можно видеть превосходную композицию «Венера, Марс и амур» из собрания Галереи Сабауда в Турине.
Подавляющее большинство произведений прибудет на выставку из Италии – из крупнейших музейных собраний и из церквей; лишь несколько работ в экспозиции принадлежат российским собраниям. Это две картины из Эрмитажа («Святой Георгий с принцессой» Якопо Тинторетто и «Портрет неизвестного», написанный его сыном и помощником Доменико Тинторетто), одна – из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина (картина Паоло Веронезе «Воскресение Христа», которая впервые предстанет на выставке после реставрации, проведенной Н.С. Кошкиной, зав. мастерской реставрации живописи ГМИИ), а также принадлежащая благотворительному фонду «Классика» композиция Тициана «Венера и Адонис», которую можно считать одной из сенсаций выставки. Опознанная как работа великого мастера главным научным сотрудником ГМИИ им. А.С. Пушкина, доктором искусствоведения В.Э. Марковой, она лишь недавно вошла в историю искусства и до сих пор в России не экспонировалась.
Куратор выставки – доктор искусствоведения, главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина, хранитель итальянской живописи Виктория Эммануиловна Маркова.
Куратор выставки с итальянской стороны – Томас Далла Коста (Веронский университет)
Научный руководитель – профессор Веронского университета Бернард Айкема.
Выставка организована при содействии Посольства Италии в Москве и лично Посла Чезаре Марии Рагальини.
Произведения предоставлены музеями: ГМИИ им. А.С. Пушкина; Болонья, Национальная пинакотека; Венеция, Галерея Академии; Венеция, церковь Сан Джованни Элемозинарио; Венеция, церковь Сан Маркуола; Венеция, церковь Сан Сильвестра; Верона, Городской музей Кастельвеккио; Виченца, Городские музеи Палаццо Киерикати; Генуя, Музеи ди Страда Нуова – Палаццо Бьянко; Модена, Галереи Эстенси; Неаполь, Национальный музей Каподимонте; Рим, Галерея Дория Памфили; Рим, Национальная галерея старинного искусства Палаццо Барберини; Рим, Капитолийская пинакотека; Турин, Королевские Музеи – Галерея Сабауда; Флоренция, Галерея Уффици.
Выставка завершится 20 августа
ПОНРАВИЛОСЬ? НУ ТАК ДЕЛИСЬ СКОРЕЕ:
etolike.ru
Саломея гуляет по Москве с автопортретом Тициана / Культура / Независимая газета
В пятницу в Пушкинском музее откроется выставка "Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе", застрахованная больше чем на 300 млн. евро
Тициан Вечеллио (1488/1490–1576). Саломея. Около 1515. Холст, масло. Рим, Галерея Дориа Памфили. Фото с сайта ГМИИ имени А.С. Пушкина
Показ 23 картин знаменитых живописцев организован при содействии посольства Италии в Москве и посла Чезаре Марии Рагальини, и по традиции, сопровождающей итальянские выставки в Пушкинском музее, перед вернисажем одно произведение гостям представляют отдельно в посольстве Италии - в интерьерах построенного в конце XIX века особняка Берга. На этот раз выставку предварял показ "Саломеи с головой Иоанна Крестителя" Тициана, образ которой станет заставкой экспозиции в ГМИИ.
"Всегда послы Италии были очень важными действующими лицами в пьесе, которая называется "выставка в Пушкинском музее", - объясняла директор ГМИИ Марина Лошак традиционный формат превью в посольском особняке. "Венеция Ренессанса", где собрано 23 работы из 17 музеев Италии (среди них - Галерея Уффици во Флоренции, Галерея Академии в Венеции, Галерея Дориа-Памфили в Риме, Музей Каподимонте в Неаполе, Пинакотека в Болонье, Городские музеи Генуи, Галерея Сабауда в Турине; а из венецианских церквей Сан Маркуола и Сан Сильвестро привезли тинтореттовские алтарные образы - "Тайную Вечерю" и "Крещение Христа") и России (тут - по одному полотну из Эрмитажа и из ГМИИ), - последняя выставка при нынешнем после Чезаре Марии Рагальини, который рассказал журналистам, что страховая стоимость проекта - больше 300 млн. евро, из которых страхование тициановской "Саломеи" составило 60 млн. евро.
С Тицианом Вечеллио (ок. 1490 - 1576), самым старшим и влиятельным (он станет портретистом императора Карла V и будет работать на испанского короля Филиппа II) из трех героев грядущей выставки, связывают расцвет Ренессанса в Венеции, чья школа живописи отличалась вниманием прежде всего к колориту, в отличие от флорентийцев, во главу угла ставивших рисунок. Но по словам сокуратора проекта Томаса Далла Косты, они с куратором от ГМИИ Викторией Марковой хотели бы этой выставкой рассказать историю не о соперничестве трех живописцев, а об их диалоге.
Написанная около 1515 года "Саломея" (сегодня она хранится в римской Галерее Дориа-Памфили) относится к концу раннего периода живописца (1500-1516), времени формирования своего стиля, в поисках которого видно влияние его учителей Джованни Беллини и Джорджоне - и, собственно, постепенное преодоление этого влияния. "Саломея" - относительно небольшой образ, удивительный и живописью, и настроением. Технически он сделан так, что свет перебивается тенью, а корпусные мазки сочетаются с полупрозрачным лессировочным письмом, так что рядом с алым плащом Саломеи еще нежнее кажется ее белая кожа. Эмоционально Тициан "сплавляет" на картине и печаль, и страх перед ее ношей, но и девичье любопытство. При этом, возвращаясь к тому, как всё написано, - это еще и чувственная героиня, такой ее изображает Тициан. Себя, как указывает в буклете о картине Клаудиа Террибиле, представивший в виде Иоанна Крестителя.
www.ng.ru
Титаны Возрождения в Пушкинском - Наводы
В Москве опять уникальная выставка - картины трёх титанов Возрождения! Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет выставку "Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе. Из собраний Италии и России".В Москве эти работы показываются впервые, а поскольку все они находятся не только в разных коллекциях, но и в разных городах Италии, посмотреть их сразу можно только сейчас и только в Пушкинском!
23 картины на выставке из Италии - из крупнейших музейных собраний и церквей. Несколько работ в экспозиции принадлежит российским собраниям.
Куратор выставки - доктор искусствоведения, главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина, хранитель итальянской живописи Виктория Эммануиловна Маркова. Вступительный текст организаторов выставки:
Народу в залах довольно много, и чтобы сфотографировать любую картину приходится "ловить момент". Но с другой стороны, картина живёт всегда вместе со зрителями, ведь если картину никто не видит, то она "спит". Недаром художники всегда так стремятся показать свои работы. Поэтому для тех, кто не сможет побывать на этой выставке, представляю видеоряд, в котором кроме картин, присутствуют и зрители, и залы, в котором эти картины экспонируются. Всё вместе это и формирует выставку "Венеция Ренессанса".
Фотографий много, поэтому разделю репортаж о выставке на три части: cначала покажу экспозицию Белого зала, потом - галереи, а затем для сравнения - более поздние работы венецианцев из собрания ГМИИ в трёх отдельных залах.В Белом зале - богатство красочной палитры и разнообразие мифологических сюжетов...
Сюжет о Сусанне и старцах привлекал художников с первых лет христианства и достиг наибольшей популярности в XVI и XVII веках. На картине старцы нависли над Сусанной: один касается женщины рукой, другой стоит прямо перед ней. Высокая стена на фоне и узкий просвет между ней и верхним краем картины превращают пространство произведения в ловушку для Сусанны. Маленькая собачка в левом углу - символ верности и непорочности, а статуя сатира ухмыляется в сторону Сусанны.
Паоло Кальяри, прозванный Веронезе (около 1528-1588). Сусанна и старцы. 1580–1585. Холст, масло. Генуя, Палаццо Бьянко (предоставлено частным собранием)
На следующей картине сюжет в развитии. Веронезе помещает сцену похищения Европы на лесную поляну неподалеку от берега моря. Европа украсила себя серьгами и жемчужным ожерельем, в соответствии с традиционным костюмом венецианской невесты. Две служанки поправляют ее одеяния, как если бы они готовили девушку к свадебному шествию, в то время как две другие прислужницы готовы собирать цветочные гирлянды и яблоки, которые им бросают амуры.
Паоло Кальяри, прозванный Веронезе (около 1528-1588). Похищение Европы. 1578–1580. Холст, масло. Рим, Капитолийские музеи/Пинакотека Капитолина
На самом краю поляны, справа на ветви дерева висит пустая ивовая корзина, которую Европа должна наполнить цветами. Этот атрибут указывает на то, что молодая женщина отказалась от привычек своей предшествующей жизни и готова к чему-то новому. Дерево с подвешенной на нём корзинкой, и мальчик, внимательно изучающий картину, переводят взгляд на средний план, где кортеж уже направляется к берегу под предводительством Эрота, держащего горящий факел любви.
На заднем плане - пара в открытом море, и кажется, будто служанки приветствуют новую жизнь, навстречу которой отправляется их госпожа.
В композицию следующей картины Тинторетто тоже включает сразу два сюжета: грехопадение (на переднем плане) и изгнание из Рая (на заднем плане). Ева, подавшись вперед, протягивает Адаму запретный плод. Роковые последствия их поступка изображены на заднем плане, где ангел, озаренный слепящим золотым светом, изгоняет грешников из Эдема.
Якопо Робусти, прозванный Тинторетто (около 1518-1594). Грехопадение Адама и Евы. Около 1550–1551. Холст, масло. Венеция, Галерея Академии
Сюжет "Христос и грешница" был очень популярен в венецианской живописи XVI века. На картине в архитектурном пространстве с ритмически чередующимися элементами выделяются три мизансцены. Слева - это Христос и апостолы. В центре - согрешившая женщина, чья фигура будто накладывается на находящуюся за ней колонну, выступающую в качестве некоего столпа, разделяющего два мира. А справа и на заднем плане - книжники и фарисеи, покидающие сцену, обрамленную сводами галереи.В ожидании ударов камнями, женщина осталась стоять с приподнятыми руками. Ее глаза опущены к земле и прикованы к загадочным словам, о значении которых умалчивает Евангелие и которые не один раз пытались интерпретировать Отцы Церкви. Как напоминает нам аргентинский прозаик, поэт и публицист Хорхе Луис Борхес, "[учитель] всего однажды написал несколько слов на земле, и никто их не прочитал"…Но, возможно, их прочла именно эта женщина...
Якопо Робусти, прозванный Тинторетто (около 1518-1594). Христос и грешница. Около 1545-1548. Холст, масло. Рим, Национальная галерея старинного искусства, Палаццо Барберини
Центральное место кураторы выставки выделили картине Тициана "Саломея". Она принадлежит собранию частной Галереи Дория - Памфили в Риме и редко покидает пределы Италии. Исполненная еще молодым мастером в середине второго десятилетия, когда Ренессанс в Венеции достиг своей зрелости, картина привлекает поэтичностью образа и яркой красочностью.
Начиная с конца XV века, иконография образа Саломеи представляла собой поясное изображение героини, устремившей взгляд на главу Иоанна Крестителя. Такие картины писали для частного, домашнего интерьера, и нередко изображение Иоанна Крестителя представляло собой портрет, подчеркивающий поражение мужчины, побежденного красотой и очарованием женщины. В данной работе профиль Иоанна Крестителя повторяет профиль Тициана.
Тициан Вечеллио (1488/1490–1576). Саломея. Около 1515. Холст, масло. Рим, Галерея Дориа Памфили
Взгляд молодой женщины печален, она смотрит не прямо, кажется, отводит глаза. Арка на заднем плане, увенчанная фигурой Эрота, дополняет общее чувственное настроение картины. Художнику удалось сделать образ Саломеи нежным и невинным. А между тем, на блюде в ее руках лежит голова Иоанна Крестителя, только что ею убитого. Удивительная картина...
Веронезе был великим декоратором, что видно, например, по представленной на выставке композиции "Венера, Марс и амур" из собрания Галереи Сабауда в Турине.
Паоло Кальяри, прозванный Веронезе (около 1528-1588). Венера и Марс с Амуром и лошадью. Около 1570 г. Холст, масло. Турин, Савойская галерея (Сабауда)
Картина Тициана "Венера и Адонис» считается одной из сенсаций выставки. Опознанная как работа великого мастера В.Э. Марковой, она лишь недавно вошла в историю искусства и до сих пор в России не экспонировалась.Этот сюжет обрел популярность в эпоху Возрождения, но особый успех сопутствовал ему в Венеции. Предположительно первое обращение Тициана к этому сюжету произошло в 1545-1546 годах, когда он, будучи в Риме, написал картину для кардинала Фарнезе. Считается, что эта работа была утрачена. Представленная на выставке картина была выполнена, вполне вероятно, как раз в этот период и является одним из первых произведений на данную тему в творчестве Тициана.
Тициан Вчеллио (1488/1490–1576). Венера и Адонис. Около 1545. Холст, масло. Москва, Фонд «Классика»
"Снятие с креста" Тинторетто представляет собой алтарный образ, написанный для венецианской церкви Санта Мария дель Умилтá, не сохранившейся до наших дней.
Сцена, выхваченная из тьмы ярким направленным светом, падающим с правого верхнего угла, изображена на фоне ночного пейзажа. В центре многофигурной композиции - тело мертвого Христа, лежащего на коленях Марии, упавшей без сознания.
Иосиф Аримафейский, поддерживающий фигуру Христа, образует с ним единую диагональ, идущую параллельно линии, выстроенной положением трех Марий. Голова Богоматери лежит на руке Марии Клеоповой, а ее тело образует с фигурой Христа прямой угол, объединяя движение в композиции. Мария Магдалина с убранными в косы волосами всматривается в лицо Спасителя, склоняясь над ним, и в ужасе разводит руки в стороны, не веря в происходящее. Лицо Христа погружено в тень, в то время как всё внимание приковано к его телу с кровоточащей раной, которое освещено ярким лучом. Руки Марии слегка касаются ног мертвого сына.
Якопо Робусти, прозванный Тинторетто (около 1518–1594). Снятие с креста. Около 1560. Холст, масло. Галерея Академии
На следующей картине - святой Иероним, человек могучего интеллекта и огненного темперамента. Он много путешествовал и, будучи молодым человеком, совершил паломничество в Святую Землю. Позже он удалился на четыре года в Халкидскую пустыню, где предался подвигам аскетизма.
Обычные его атрибуты - кардинальская шапка и лев. Согласно популярной притче, Иероним вынул занозу из лапы льва, который с тех пор стал его преданным другом. В руках он держит камень, которым бьёт себя в грудь.
Паоло Кальяри, прозванный Вероезе (около 1528–1588). Кающийся святой Иероним. Около 1580. Холст, масло. Венеция, Галерея Академии
Ещё одно "снятие с креста" - все фигуры сосредоточены в левой части полотна, деля её по диагонали.
Паоло Кальяри, прозванный Веронезе (около 1528-1588). Снятие с креста. 1546-1549. Холст, масло. Музей Кастельвеккьо
Частью экспозиции являются тактильные макеты для слабовидящих посетителей, созданные по мотивам картин "Воскресение Христа" Паоло Веронезе, "Саломея" Тициана Вечеллио и "Грехопадение Адама и Евы" Якопо Тинторетто.
Продолжение
galik-123.livejournal.com
Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе. Картины из собраний Италии и России
Тициан, Тинторетто, Веронезе. Картины из собраний Италии и России», представляющий 25 первоклассных произведений, исполненных тремя величайшими живописцами. В Москве эти работы будут собраны впервые, а некоторые из них никогда не покидали пределов Италии.В эпоху Возрождения Венеция переживала блестящий расцвет искусства и, в первую очередь, живописи. В XVI веке там создавала свои произведения триада величайших мастеров кисти – Тициан Вечеллио (около 1490 – 1576), Якопо Тинторетто (1518–1594) и Паоло Веронезе (1528–1588). Они сыграли определяющую роль в формировании европейской художественной культуры и оказали важное влияние на развитие искусства последующих веков.
Выставка дает уникальную возможность увидеть рядом произведения этих великих мастеров-современников, чье творчество во многом перевернуло представления о самом процессе создания картины, заложив основы развития живописи во всей Европе. На произведениях Тициана, Тинторетто, Веронезе учились такие мастера XVII столетия, как Веласкес, Рубенс, Рембрандт, Пуссен.
Одна из важных тем, получивших отражение в концепции выставки, связана с взаимоотношениями великих венецианских мастеров Ренессанса. Тициан, Тинторетто и Веронезе родились в разных городах, принадлежали к разным поколениям, имели разный социальный статус и образование; творчество каждого из них отличалось неповторимым художественным языком и собственным стилем. При этом, они, в каком-то смысле, дополняли друг друга. В их творческих судьбах много общего – все они выполняли заказы для церквей Венеции и прилегающих территорий, а также работали по частным заказам крупнейших политиков и влиятельных персон. Кроме того, все три мастера возглавляли наиболее активно работавшие мастерские, которые, по венецианской традиции, были семейными. Нередко их сосуществование в художественном пространстве Венеции рассматривают как соперничество. Реальность была гораздо более сложной: каждый из мастеров занимал свою определенную нишу, обращаясь к разным категориям заказчиков и к разным слоям общества. Художники внимательно наблюдали за работой друг друга, изучали ее, и, в конечном итоге, сумели сформировать между собой тип отношений, исключавший открытое противостояние: сохраняя верность общим культурным корням, каждый из них четко осознавал собственную творческую индивидуальность.
Экспозиция дает уникальную возможность увидеть бесценные шедевры трех мастеров, хранящиеся в собраниях главных музеев Италии и России. В едином пространстве представлены портретные работы и произведения на религиозную тематику – от композиций для частных заказчиков до крупных алтарных образов (вид живописи, в котором венецианские художники XVI века совершили подлинную революцию).
Кураторы выставки не обошли стороной и тему трактовки мифологических сюжетов, в рамках которых Тициан, Тинторетто и Веронезе обнаружили собственные подходы к раскрытию темы красоты, исполненной чувственности и живого трепета. Свобода и оригинальность интерпретации эротических сюжетов, свойственных мифологической тематике, на протяжении последующих веков прославляли венецианскую живопись XVI столетия – золотого века Тициана, Тинторетто, Веронезе.
В многообразной панораме выставки нелегко выделить отдельные примеры, и все же картина Тициана «Саломея» достойна этого по праву. Она принадлежит собранию частной Галереи Дория – Памфили в Риме и редко покидает пределы Италии. Исполненная еще молодым мастером в середине второго десятилетия, когда Ренессанс в Венеции достиг своей зрелости, картина привлекает поэтичностью образа и яркой красочностью. Стремление к выразительности колористической гаммы составляет отличительную черту венецианской школы живописи в целом, но особый вклад в эту традицию внесли Тициан, Тинторетто, Веронезе, которым и посвящена выставка.
Тициан. "Саломея с головой Иоанна Крестителя".
Якопо Тинторетто – художник драматического склада, использовавший цвет как мощное средство выражения. Особенно наглядно это видно в его алтарных композициях, таких как «Тайная вечеря» из церкви Сан Маркуола, «Крещение Христа» из церкви Сан Сильвестро, либо «Оплакивание», находящееся теперь в Галерее Академии в Венеции. Богатство красочной палитры в работах Паоло Веронезе, родившегося в Вероне (на что указывает его прозвище), выражает жизнеутверждающий характер его творчества, преклонение перед красотой окружающего мира. С особой убедительностью это проявилось в картинах на темы из античной мифологии; на выставке можно видеть превосходную композицию «Венера, Марс и амур» из собрания Галереи Сабауда в Турине.
Подавляющее большинство произведений прибудет на выставку из Италии – из крупнейших музейных собраний и из церквей; лишь несколько работ в экспозиции принадлежат российским собраниям. Это две картины из Эрмитажа («Святой Георгий с принцессой» Якопо Тинторетто и «Портрет неизвестного», написанный его сыном и помощником Доменико Тинторетто), одна – из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина (картина Паоло Веронезе «Воскресение Христа», которая впервые предстанет на выставке после реставрации, проведенной Н.С. Кошкиной, зав. мастерской реставрации живописи ГМИИ), а также принадлежащая благотворительному фонду «Классика» композиция Тициана «Венера и Адонис», которую можно считать одной из сенсаций выставки. Опознанная как работа великого мастера главным научным сотрудником ГМИИ им. А.С. Пушкина, доктором искусствоведения В.Э. Марковой, она лишь недавно вошла в историю искусства и до сих пор в России не экспонировалась.
Паоло Веронезе. "Воскресение Христа".
Паоло Веронезе. "Снятие с креста". Куратор выставки – доктор искусствоведения, главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина, хранитель итальянской живописи Виктория Эммануиловна Маркова. Куратор выставки с итальянской стороны – Томас Далла Коста (Веронский университет) Научный руководитель – профессор Веронского университета Бернард Айкема. Выставка организована при содействии Посольства Италии в Москве и лично Посла Чезаре Марии Рагальини.
Произведения предоставлены музеями: ГМИИ им. А.С. Пушкина; Болонья, Национальная пинакотека; Венеция, Галерея Академии; Венеция, церковь Сан Джованни Элемозинарио; Венеция, церковь Сан Маркуола; Венеция, церковь Сан Сильвестра; Верона, Городской музей Кастельвеккио; Виченца, Городские музеи Палаццо Киерикати; Генуя, Музеи ди Страда Нуова – Палаццо Бьянко; Модена, Галереи Эстенси; Неаполь, Национальный музей Каподимонте; Рим, Галерея Дория Памфили; Рим, Национальная галерея старинного искусства Палаццо Барберини; Рим, Капитолийская пинакотека; Турин, Королевские Музеи – Галерея Сабауда; Флоренция, Галерея Уффици.
Где: Главное здание Когда: 09.06.2017 – 20.08.2017 В конце мая начнется предпродажа билетов на выставку.
Автор
Пресс-служба ГМИИ им. Пушкина
yarcenter.ru
Символизм картины Тициана «Любовь земная и Любовь небесная».
Это расследование предлагает нам Долорес. По моему у нее получилось превосходно. Однако, картинка всё еще до конца не понята, и Долорес (я присоединяюсь) приглашает всех к участию.
Дорогие друзья!
Предлагаю вам «расследование» картины Тициана «Любовь земная и Любовь небесная».
Это было очень интересно и увлекательно – путешествовать по тициановским лабиринтам.
Здесь необходимо маленькое предисловие. Эту картину Тициана я знала с детских лет. С самого раннего возраста – я ее чувствовала, осязала, впитывала. Еще раньше, чем я начала читать – я листала альбомы по искусству, которые были в нашем доме. И эта картина не могла пройти мимо меня. Две прекрасные молодые женщины – как символ вечной красоты и бессмертия на фоне величественных пейзажей. Так эта картина и хранилась в моей памяти.
Бизнесмен, писатель, сценарист и коллекционер Олег Насобин под ником avvakoum посвятил этой картине серию постов:http://avvakoum.livejournal.com/410978.html
Прочитав эти посты, я задумалась: возможно, у моей картины есть и свой тайный смысл, невидимый на поверхности, Какой? Я попыталась разгадать его. И свои размыщления по этому поводу предлагаю вам.
Я внимательно прочитала посты олега Насобина и комментарии к ним. Какие-то находки и детали я взяла на вооружение. Спасибо за них. Буду благодарна за все замечания уточнения, дополнения и возражения.
Отправной точкой моего исследования явлился тот факт, что заказчиком данной картины выступил Никколо Аурелио, секретарь Совета десяти Венецианской республики. Совет десяти - орган управления могущественной Венецией, жемчужины Адриатики. заказчик выступал явно не от себя, а от других сил, которые пожелали остаться неизвестными. Но для «легенды прикрытия» – картину заказывал Аурелио в качестве подарка невесте – молодой вдове Лауре Богаратто, на которой он впоследствии и женился. Для укрепления «легенды» на передней стенке саркофага был изображен герб Аурелио. Но все это «дымовая завеса», призванная отвлечь от настоящего смысла картины и от настоящих «заказчиков». Любопытно отметить, что свое название «Любовь земная и любовь небесная» картина получила почти спустя два века после ее создания.
Очевидно, что при жизни Тициана картина была безымянной, или ее настоящее название знал только узкий круг лиц.
В чем же состоит загадка картины? Что на самом деле изобразил Тициан? Нужно сразу сказать, что великий художник был посвящен в хитросплетения тайной истории и тайных обществ.
Обратимся к самой картине. Что мы видим на ней?
Две молодые женщины – обнаженная и одетая в пышное платье сидят на краю заполненного водой саркофага, куда запустил свою руку купидон.
На заднем фоне Любви Небесной течет река.
Реку можно трактовать как подземную реку Алфиос, аллегорию тайных «подземных преданий, символ невидимых знаний, передаваемых «посвященными» от поколения к поколению.
А можно трактовать Реку - как небесное учение. Следует отметить, что вода издавна символизирует информацию, Знания.
Можно предположить, что в саркофаге находится вода из этой священной реки. Из саркофага в свою очередь выливается струя воды, питающая куст, изображенный на переднем плане картины. То есть в данном случае саркофаг – Источник.
Какая же вода-Знание концентрируется в саркофаге?
Прибегнем к дешифровке.
Подсказок тут несколько. Это и тамплиерская башня за спиной «земной» женщины, то есть учение тамплиеров и сам саркофаг. Сейчас мы увидим, что это именно саркофаг, а не бассейн или фонтан, как толкуют некоторые комментаторы картины.
Саркофаг – резной каменный гроб. И если это гроб, то чьи же останки лежат там? И здесь мы имеем следующие «намеки». Блюдо и купидон. Некоторые комментаторы указывают на то, что ангелочек вылавливает из воды цветы. Но цветы, как известно, плавают на поверхности воды, а не тонут. Так что же, ищет в воде ребенок? Для ответа достаточно посмотреть на блюдо. Точно такое же блюдо изображено на картине Тициана «Саломея с головой Иоанна Крестителя».
Интересно отметить, что у Тициана есть три картины на эту тему.
Первая из них написана спустя год после создания «Любви небесной и Любви земной». И блюдо там – другое. Но есть «подсказка» в виде правой руки, обмотанной алой накидкой. У Любви земной – тоже правый алый рукав
А вот на картине, написанной уже в 1560 году, изображено «наше» блюдо.
Любопытный факт, что картина «Саломея» оказалась «пророческой» в отношении одного знакового исторического события. С 1649 года «Саломея» Тициана находилась в собрании дворца Хэмптон-корт в Великобритании. И в этом же году был обезглавлен английский монарх Карл I.
И еще на одной картине, где изображена Саломея – тоже можно видеть уже знакомое нам блюдо.
(В скобках можно отметить, что с этой картиной связана история, подоБная той, что описана Олегом Насобиным в посте: «Сотбис лишил клиента денег и сна» http://avvakoum.livejournal.com/1281815.html
Те, кто хочет ознакомиться с материалом, касающимся картины Тициана – могут пройти по ссылке http://thenews.kz/2010/02/25/267486.html).
Итак, мы установили, что по каким-то причинам спустя годы Тициан решил «расшифровать» блюдо, написанное им ранее и «связать» его с головой Иоанна Крестителя.
Как известно, по легенде Иоанн Креститель был первым Великим Магистром Приората Сиона.
Значит, художник в символичном виде изобразил Приорат Сиона; при этом вода (учение Приората Сиона) в свою очередь становится источником питания (Знания) для куста. Оно как бы «рождает» этот куст. При этом, как я уже упоминала, сзади «любви земной» тамлиерская башня…
Итак, ключ к разгадке картины – КУСТ. Что это за куст?
Это – ПЯТИЛЕПЕСТКОВАЯ РОЗА, нечто среднее (или гибрид) розы и шиповника. Точнее, вид старейшей розы – Шиповника собачьего. Как известно, шиповник – прародитель роз.
Эта пятилепестковая роза являлась магическим растением розенкрейцеров. Если приглядеться, то можно увидеть, что и сам куст «нарисован» в форме креста.
Это растение, листья пятилепестковой розы изображались на символах ордена Розенкрейцеров.
Интересно, что в Чехии, в которой были сильны разные мистические течения, каждый год в Крумлове проводится Праздник Пятилепестковой розы. Эта роза изображена на флаге и гербе Чешского Крумлова.
Но на этом значение пятилепестковой розы не исчерпываются.
Пятилепестковая роза - это и Роза Тюдоров, традиционная геральдическая эмблема Англии и Хэмпшира. Она есть на гербе Великобритании и Канады.
И эта же пятилепестковая роза изображена на карте Таро – старшем Аркане под номером 13. Смерть.
Геральдическая пятилепестковая роза являлась символом мастера-подмастерья в масонском учении.
А учение розенкрецеров, как известно, стало предтечей масонства в том виде в каком оно дошло до нашего времени.
Если провести «расследование» картины дальше, то дерево сзади ангелочка можно классифицировать как вяз. По форме кроны, форме листьев, плотности кроны. Конечно, это всего лишь предположение, но сравнив несколько фото вязов с изображением дерева на тициановской картине, я вполне допускаю этот факт.
Тогда можно предположить, что на картине изображено историческое событие, известное как «рубка вяза», когда произошел разрыв тамплиеров с Приоратом Сиона и место тамплиеров заняли розенкрейцеры. Во всяком случае - многие детали на картине, уже рассмотренные нами, говорят именно об этом.
Но вернемся к нашим дамам.
«Земная» дама держит в руке цветок пятилепестковой розы. Цветок у нее в руке, но рука в перчатке, и она еще не осязает цветок кожей, то есть между ней и Учением розенкрейцеров – преграда. Споры вызвает предмет под рукой Любви земной. Одни говорят, что это – чаша, другие – мандолина. Хотя возможно Тициан нарочно «зашифровал» чашу. Если бы он хотел изобразить мандолину так, чтобы не оставалось «просторов» для иных толкований, он бы это сделал. Но по каким-то причинам однозначная трактовка предмета под рукой Любви земной - затруднительна. Таким образом, Тициан «намекает» нам на чашу.
В этом случае легко проводятся следующие аналогии, во-первых, с Чашей Грааля, во вторых, чаши – использовались в ритуалах розенкрейцеров. Предмет в руке Любви небесной можно определить как курильницу, которая тоже использовалась в ритуальных обрядах розенкрецеров.
Идем дальше.
Любовь земная смотрит в глаза зрителю, а любовь земная – на ее красную туфельку (или золотисто-красную), точнее – кончик туфли. Когда-то давно я читала, что красные туфельки – символ богини Изиды, символ посвященного. Если идти дальше, то можно провести аналогию с красными папскими туфлями. Тоже символом «высокого посвящения».
Итак, с большОй долей вероятности можно сказать, что «при» этой картине происходило посвящение в члены Ордена Розенкрейцеров. Происходил процесс инициации. И также вероятно, что этот процесс включал в себя обряд целования кончика красной туфли. Две дамы похожи друг на друга, они «связаны» саркофагом и приближены к зрителю в равной мере. У них две ноги на двоих, так как нога «небесной любви» спрятана от глаз зрителя, а ногу второй символизирует кончик красной туфли. Можно сказать, что в таком зашифрованном виде заключен главный постулат Герметизма: «что наверху, то и внизу, что внизу, то и наверху». То есть, небесное отражается в земном, а земное – в небесном. Эту картину хотел купить один из Ротшильдов. Но его предложение было отклонено. Символ тайных мистерий остается на территории Италии. В Риме. Городе, где находится Ватикан – один центров управления миром.
Вопросы еще есть. Можно ли Любовь земную отождествить с Саломеей, а Любовь земную – с Марией Магдалиной (хотя ее волосы не распущены, как в канонических изображениях)?
Или здесь идет отсылка к Шестому аркану Таро – Любовники…
Не все загадки Тициана еще разгаданы, а значит, нас ждут новые открытия и находки…
Я буду благодарна за все уточнения, дополнения и комментарии.
________________________________________________________________________________
Владимир Карпец: Внимание.
dr-slabinsky.livejournal.com
Ренессанс по-итальянски: как Тициан, Тинторетто и Веронезе поделили Венецию
МОСКВА, 9 июн — РИА Новости, Анна Михайлова. В Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина открывается главная летняя выставка — "Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе. Из собраний Италии и России". В Москву впервые привезли 23 работы великих венецианцев, включая те, что ранее не покидали пределов Италии. Рожденные в разных городах, принадлежавшие к разным поколениям и социальным слоям, эти художники тем не менее удивительным образом дополняли друг друга. Творческому диалогу между тремя гениями кураторы выставки уделили особое внимание.
Посетитель перед картиной Веронезе "Мадонна с Младенцем, святым Петром и Екатериной Александрийской" на выставке "Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе. Картины из собраний Италии и России"
Переоценить значение этой троицы для всей европейской живописи сложно. На работах Тициана, Тинторетто и Веронезе учились Веласкес и Рубенс, Рембрандт и Пуссен. Сегодня кажется невероятным, что один город подарил миру такое количество шедевров. От женской красоты "Саломеи" Тициана захватывает дух, "Тайная вечеря" Тинторетто поражает эмоциональностью и динамикой, а отреставрированное мастерами Пушкинского "Воскресение Христа" Веронезе заставляет зажмуриться от неподвластной времени яркости красок.
Приплыли: картины венецианцев в Москве. Как смотреть и что не пропуститьПервопроходцем в этой революции цвета и света был самый старший и самый выдающийся из художников Венецианской школы — Тициан. Для всех остальных мастеров XVI века он был фигурой, на которую равнялись, боготворили и с которой соперничали, рассказывает научный руководитель выставки, профессор Веронского университета Бернард Айкема.
"Все соразмеряли себя с Тицианом. Он ввел идею цвета, света в венецианском и европейском искусстве. В этом смысле Тициана можно считать первым настоящим европейским художником. Тинторетто был моложе, работал в основном для венецианских заказчиков и постепенно вытеснил Тициана с рынка в Венеции. Между ними существовало настоящее соперничество. Затем в Венецию приехал молодой человек по имени Паоло Кальяри, прозванный Веронезе, то есть "человек из Вероны". Этому художнику удалось установить дружеские отношения с Тицианом, он был более добродушный, в отличие от вредного Тинторетто, поэтому Тициан его терпел", — объясняет специалист хитросплетения отношений между художниками.
Посетительница перед картиной Веронезе "Похищение Европы" на выставке "Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе. Картины из собраний Италии и России"
Выставка в Пушкинском открылась накануне юбилея второго по старшинству мастера из этой великой троицы — Тинторетто. В отличие от Тициана и Веронезе, он был венецианцем по рождению. Настоящее имя художника — Якопо Робусти. Прозвище Тинторетто обозначает "маленький красильщик" — распространенная профессия в Венеции той эпохи. Куратор выставки, главный научный сотрудник ГМИИ им. А. С. Пушкина Виктория Маркова рассказывает, что рано проявивший способности Тинторетто поступил в мастерскую Тициана, но через 10 дней мэтр выгнал ученика.
"По легенде, причиной стала ревность: молодой Тинторетто продемонстрировал мастерство и талант. Неизвестно, у кого он в итоге учился, но работал для низших слоев венецианского общества, получал скромную плату. Много писал для церквей, где до сих пор хранятся его работы. Природный талант позволял творить очень быстро, поэтому художник написал много произведений. Он всегда понимал запросы заказчика", — говорит куратор.
Посетительница перед картиной Вечеллио Тициана "Саломея" на выставке "Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе. Картины из собраний Италии и России"
Со временем у Тинторетто появилась собственная мастерская, где ему помогали двое сыновей. Однако, даже став именитым мастером, он продолжал оглядываться на Тициана, что заметно в приемах, которые он использовал в своих работах. В то же время смог значительно расширить возможности, открытые для современников Тицианом, добавив в свои картины трагизм и динамичность.
Самый младший их троих художников, представленных на выставке, Паоло Веронезе. Свой первый крупный заказ — оформление церкви Сан-Себастьяно — он получил через покровителей, но, продемонстрировав мастерство и оригинальность, стал чрезвычайно востребован и обосновался в Венеции. Поддерживая дружеские отношения с Тицианом и занимая нишу, на которую не претендовал Тинторетто, Веронезе сумел создать собственный стиль. В любом, даже самом драматическом сюжете художник искал гармонию, ставшую краеугольной идеей Ренессанса. От мифологических сюжетов до библейских полотен, от портретов для частных заказчиков до крупных алтарных образов — в Пушкинском представлен весь гигантский диапазон Венецианской школы.
Тициан. Благовещение. 1564 год. Венеция, церковь Сан-Сальвадор
"Эта выставка — уникальный пример и возможность увидеть одни из самых ярких работ венецианских художников периода Возрождения. Выставка об истории цивилизации и том прогрессе, который достигнут в совершенно небольшой промежуток времени, виден в работах и абсолютно уникален. Он сопоставим полету человечества в космос," — сказал Василий Титов, первый заместитель президента-председателя правления банка ВТБ, генерального партнера и генерального спонсора ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Глядя на тщательно подобранные для экспозиции работы, легко проследить игру в заимствования, перекличку, а иногда и противостояние между тремя художниками. Выставка продлится до 20 августа 2017 года.
ria.ru
В посольстве Италии представили картину Тициана "Саломея с головой Иоанна Крестителя" / Новости культуры / Tvkultura.ru
В посольстве Италии представили картину Тициана «Саломея с головой Иоанна Крестителя». Работа войдет в экспозицию «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе. Картины из собраний Италии и России», которая откроется в музее Изобразительных искусств имени Пушкина 9 июня. Выставка посвящена трем гениальным художникам, работавшим в XVI веке в Венеции. Сокровища представят пятнадцать итальянских и два российских музея. Двадцать пять шедевров, общая страховая стоимость которых - триста миллионов евро.
В ГМИИ им. Пушкина представят экспозицию "Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе"
«Выставка венецианского Возрождения – это кульминация целой серии экспозиций, которые мы привозили в Москву с большим успехом, начиная с 2011 года. Она займет особое место по художественному уровню и научному наполнению. Привезти полотна таких художников, как Тициан в Москву было невероятно сложно», - признался посол Италии в России Чезаре Мария Рагальини.
Одну только «Саломею» Тициана оценили в 50 миллионов евро. Картину впервые привезли в Москву из римской частной галереи Дориа-Памфили. Полотно датируется 1515-м годом. Это ранний период творчества Тициана, когда художник преодолел влияние своего учителя – Джорджоне и создал образ женской красоты, который надолго стал образцом для подражания и эталоном венецианской живописной школы эпохи Ренессанса.
«У нас есть возможность поговорить об очень важных и серьезных вещах, о том, как жили эти художники, творя в своих мастерских, где были собраны их дети, ученики, как они отличались друг от друга, чем они помогали друг другу, осознавая целостность этого рынка», - отметила генеральный директор Музея изобразительных искусств имени Пушкина Марина Лошак.
Новости культуры
tvkultura.ru