«И ВЫШЛА КАРТИНА – СВЕТ ИЗО ТЬМЫ…». Картина выгнали ярошенко


"В греческом зале, в греческом зале..." ч.9

Ещё одна картина из собрания Музея Искусств Ташкента,"взывающая о милосердии, о сочувствии к представителям мира социально-угнетённых», как написано в одной из ремарок, представляет собой рядовой сюжет для всех времён: молодую горничную совращает хозяин и та беременеет от него.Хозяйка,узнав об этом,выгоняет девушку без какого-либо пособия.

Картина Ярошенко "Выгнали",1883г, ТАШКЕНТ

Написал её известный художник Яроше́нко в 1883 году.Наверно нет человека, который бы не знал его картины «Кочегар»,»Всюду жизнь», да и многие другие хрестоматийные картины нашего детства - славен был художник тем, что писал люд угнетённый, да и портретист он был отменный. Спешу поделиться: кроме обязательных фактов биографии узнала о нём много нового.

Никола́й Алекса́ндрович Яроше́нко родился 1 декабря 1846 в Полтаве, отец был военным, дослужился до чина генерал-майора. Да и мать была из семьи военных.В семье было трое детей. Николая, как старшего отдали в 10 лет учиться в кадетский корпус.И именно там учитель рисования Зайцев обратил внимание на успехи в рисовании юного кадета и немало поспособствовал развитию их.С ним Ярошенко дружил всю свою жизнь. Кстати, сестра Софья является матерью известного эсера-террориста Бориса Савинкова . Брат Василий по профессии инженер-технолог, его жену Елизавету(первая женщина-юрист),часто рисовал художник.

Жена

Ярошенко получил образование военного инженера, но, испытывая тягу к живописи начал посещать Рисовальную школу,где занимался у И. Крамского, а затем стал вольнослушателем Академии Художеств целых СЕМЬ лет. В 1874 году Ярошенко женился на Марии Павловне Невротиной. До своего замужества с Ярошенко она была невестой поэта Николая Некрасова. Наверно какие-то из его замечательных стихов о любви были посвящены и ей:«Я не люблю иронии твоей. Оставь ее отжившим и не жившим».

Приемная дочь Надя Волжинская изображена в картине «Девочка с куклой».

Своё свадебное путешествие они совершили в Кисловодск.И с того времени художник, постоянно живший в Петербурге и служивший на артиллерийском военном заводе, почти каждое лето проводил в этом городе. У него нашли туберкулез горла, и животворный воздух Кавказа был для больного целителен. В 1885 году Ярошенко приобрёл в Кисловодске дом, так называемую «Белую Виллу», где жил и работал вплоть до самой смерти.В 1892 году Ярошенко вышел в отставку,и полностью отдался живописи.

Максимилиан Волошин и Мария Заболоцкая

Детей у супружеской пары не было, но некоторое время у них были на воспитании Маша Заболоцкая ,которая стала второй женой Максимилиана Волошина,и внучка их приятельницы в Кисловодске М. К. Жердевой - Надя Волжинская.Ярошенко умер 25 июня 1898 года в возрасте 52 лет от паралича сердца.. Мария Павловна умерла 14 сентября 1915 года.

Н. Ярошенко написал картину «Террористка», прототипом которой послужила Вера Засулич. Художник подвергся домашнему аресту. Картина так же арестовали,она не была возвращена художнику. И он нарисовал по эскизам новую.

Горничная М.А.Доценко стала моделью девушки-крестьянки.

Жена брата, Елизавета

Кочегар

Всюду жизнь

Букет1898http://allerleiten.livejournal.com/758469.html

Tags: Ташкент

krapan-5.livejournal.com

Явление художника. Ярошенко

Явление художника

Первая картина Ярошенко — «Невский проспект ночью».

Для современников название достаточно ясное и выразительное.

Писатель-демократ Слепцов несколькими годами раньше выступал на ту же тему в «Женском вестнике»: «Я возвращался домой по Невскому. Вдруг ко мне подбежала женщина и стала просить четвертака… „Ради бога, дайте, — сказала она, — я день не ела… есть хочу“… Не кидайте в нее камня. Ей есть хочется!»

Проституция была частью женского вопроса, «женского дела»; в этом вопросе полно и очевидно обнаруживали себя пороки всего общественного устройства. Решение женского вопроса, замечал Слепцов, «несмотря на свой специальный характер, клонится к пользе всех людей вообще», Ярошенко принес в русскую живопись новую тему, в которой современники находили злободневность и широту.

С первой же картины выявилась важная черта творчества Ярошенко — изображение народной жизни через жизнь города. В городе, более того — в Петербурге, художник долго будет находить героев и сюжеты, мысль и чувство своих картин.

В конце шестидесятых годов сильно прошумел объемистый роман Всеволода Крестовского «Петербургские трущобы». Номера журнала, где он печатался, тотчас раскупались, ходили по рукам, в библиотеках за ними стояла длинная очередь. В описании петербургского «дна» автор проявил немалую изобретательность, хотя и не сумел скрыть небескорыстного увлечения «Парижскими тайнами» Эжена Сю. Некоторые «лихо закрученные» страницы романа Крестовского, бьющие на эффект и не отличающиеся строгим вкусом, пародировал Адриан Маркович Волков. Он издал свои «Петербургские трущобы» — в карикатурах. Волкову и его кругу претило облегченное изображение социальных пороков. Но и Крестовский в авторских отступлениях, отдыхая минуту-другую от головокружительных приключений, в которые погружался со своими многочисленными героями, задавал тот же наболевший вопрос: «Какие причины приводят человека к такой жизни?» И предлагал: «Вглядись поближе, попристальней в этих женщин, ознакомься, насколько возможно, с условиями их существования, с их социальным положением…»

По статистике половину петербургских проституток составляли крестьянки, пришедшие в город на заработки, и около сорока процентов — представительницы городской бедноты.

«Женщина гибнет, — писал Слепцов, — она не доживает в большинстве случаев до сорока лет и умирает в беде, проклиная свою жизнь».

Статистика деловито подтверждала: более девяноста процентов проституток — женщины от пятнадцати до тридцати; проституток, которым больше сорока, в Петербурге «практически нет».

Вокруг женского вопроса шла упорная полемика, устная и в печати. Появлялись статьи о печальной необходимости проституции в больших городах, о необходимом удовлетворении «общественных потребностей» и жертвах «общественного темперамента». Появлялись также статьи, призывающие взглянуть на женский вопрос «попроще»: кто мешает неимущим женщинам работать и быть счастливыми — «у нас плата за женский труд очень достаточна». Но известный публицист писал, что доля большинства женщин — «изнурительный труд», а понятие «идеального счастья» — «кусок насущного хлеба».

Сюжет, выбранный Ярошенко, для современников художника не частный случай. За ним — размышления о необходимости переустройства жизни, споры, борьба.

«На дворе сыро, холодно, моросит дождь, — годы спустя вспоминал картину сам Ярошенко, — словом, такая погода, что хороший хозяин собаку на двор не выгонит».

«Невский проспект ночью»: непрестанный осенний дождь, холод, туман, и собаки ни одной не видно (должно быть, на Невском все хорошие хозяева), только три женщины по собственной охоте не уходят «со двора» — спасаясь от дождя, жмутся к стенам домов, ждут прохожего «господина»… Они обыкновенны, будничны, такая же привычная принадлежность ночного Невского, как Невский принадлежность города. Две женщины притулились на ступенях подъезда, третья приметила медленно бредущего вдали человека. Она словно прицеливается, выглядывая из-за колонн. Ее фигура, одежда, поза, движение, которым она подобрала юбки, развязны, жалки, смешны. В силуэте даже чуть умышленно подчеркнуто сходство с мокрым, однако старающимся не утратить бойкости петухом.

Женщины не жертвуют собой, не чувствуют себя жертвами — такая жизнь, такое занятие. Ярошенко не ищет психологических решений, не подчеркивает духовного слома, разлада со средой. Ужасна заурядность этих женщин, обыкновенных, как дождь.

В обзорах Четвертой передвижной выставки было отмечено появление художника Ярошенко; о «Невском проспекте ночью» написано, впрочем, немного. Некоторые критики встретили картину недоброжелательно: один увидел в ней «узкое, фотографическое миросозерцание», другой со смехом приветствовал новый вид живописи — «врачебно-полицейский», третий вообще ничего не нашел в картине, все трое отметили ошибки в рисунке и живописи. «Тем не менее, — замечает неблагосклонный критик, — странная картина очень нравится многим из публики».

Художник Остроухов позже писал, что мысль Ярошенко не была должным образом понята, но товарищи, передвижники, «оценили этот первый его шаг и встретили художника с радушно протянутой рукой».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

design.wikireading.ru

ЛенОбласть | «И ВЫШЛА КАРТИНА – СВЕТ ИЗО ТЬМЫ…» - БезФормата.Ru

К 170-ЛЕТИЮ ОТ РОЖДЕНИЯ Н.А. ЯРОШЕНКО

Известный (ныне забытый) советский поэт Леонид Мартынов написал однажды весьма любопытное, похожее на афоризм стихотворение о природе творчества. Его художник (в широком смысле) попробовал написать свою дочь, но «она, словно лунная ночь, уплыла с полотна». Он, художник, снова писал то одно, то другое – опять неудача. Тогда он написал «себя самого»… Произошло чудо:

И вышла картина – свет изо тьмы, И все закричали ему: «Это – мы…»

Это примерно тот же случай, что у нашего незабываемого Булата Окуджавы: Ничего, что мы чужие – вы рисуйте, Я потом, что непонятно, объясню.

Казалось бы, про нашего нынешнего юбиляра, Николая Ярошенко, и объяснять не надо – абсолютная (всероссийская) известность: его «картину «Всюду жизнь» заметил и похвалил Владимир Ильич Ленин (правда, Стасов за нее же пожурил), его «Глухаря» (не путать с оперативником Глухаревым) одинаково «на ура» приняли до революции и после нее, его картины охотно покупал Павел Третьяков… Но вот беда, трудно назвать среди его картин «тузовую» (выражение Стасова) или, говоря проще, «визитную карточку» его творчества. Ну, как у Шишкина, «Утро в сосновом бору». Он – мастер и в начале пути, и в конце! Но есть, есть одна работа кисти Ярошенко, которая, на мой взгляд, затмевает и «Курсистку», и солнечный жанр «На качелях», и все прочие его труды. Это полупортрет-полужанр «В теплых краях», написанный им в собственной усадьбе в Кисловодской слободе, куда он переехал из Петербурга вместе с семьей. На краешке мраморной веранды на фоне зеленой горы в глубоком кресле полулежит закутанная пледом еще молодая женщина. Иссушенное болезнью лицо, не утратившее былой красоты, не отрешено, но наполнено воспоминаниями о прошлом, о том, что она вынуждена была оставить, поменять на этот зеленый рай с его многоцветьем, с его густым, чуть навязчивым запахом юга... Для искусствоведения советских лет эта картина с ее неоднозначностью оценки ситуации с чахоточной больной (быть или не быть, выживать или доживать) не позволяла вообще говорить о себе. Так, в серийной монографии «Ярошенко в Петербурге» вообще обошлись без мнения о картине. Не найдем мы его и в трудах и письмах наших славных критиков (Стасов, Бенуа, Грабарь), и только составитель сборника о Ярошенко (книжное издательство «Ставрополь», 1963) позволил себе дать собственное описание этой картины. В позитивном ключе. «В глазах (больной. – В.Т.) – задумчивость, в них только выражено горячее стремление к жизни, губы как бы произносят одно слово «жить». Любопытно, что в этом же бодром ключе высказался в письме к другу Льва Толстого – В.Г. Черткову – Илья Репин: «Здесь, на выставке, изображена Анна Константиновна (работа Ярошенко) выздоравливающей, очень мне понравилось. Выразительно и точно написано. Прекрасная вещь…» Сделаем отступление по поводу значения художеств для социально-бытового воспитания общества. Возьмем раннюю картину Ярошенко-передвижника «Выгнали». Из барского дома только-только выставили горничную, которую выгнал за порог хозяин, как только увидел, что она (не без его участия) забеременела. И вот она – под дождем в чужом городе, без жилья и средств к существованию, и только бумажка с объявлением маячит у нее перед глазами: «Сдается угол». Все те же вечные вопросы – кто виноват и что делать? Но только ветер, как бездомная собака, взъерошил лужу возле обездоленной женщины. Конечно, такие картины трогали обывателя, встряхивали, но… проблем не решали. В то время литература, как и живопись, выполняла функцию… пастуха: щелкала кнутом, объясняя границы дозволенного. Далее на смену кнута приходила, если продолжить образ, своего рода дудочка. Та самая, что позволяет факиру держать в равновесии пружинку творческой змейки. Пусть пуб-лика сама определит – к чему загипнотизировал их факир-художник, на что сориентировал. Флейта-дудочка тоже не решала социальных проблем, но так воздействовала на «контактера», что он, словами поэта, «поднимается до великих и становится с ними вровень». Как видно из репинского отзыва о картине «В теплых краях», Ярошенко писал главную героиню с жены толстовца Черткова. Причем, не случайно. Эту обаятельную, стройную женщину Ярошенко как художник заметил еще раньше, когда делал повторный вариант своей «Курсистки» (он – в Русском музее). Ее хорошо знал, как и самого В.Г. Черткова, живописец Михаил Нестеров. Он тоже уже под старость намеревался запечатлеть образ Анны Константиновны (см. письмо В.Г. Черткову), но практически написал только самого Ярошенко, сидящего в своей усадьбе на садовой скамейке. «Он охотно согласился, – вспоминал то время Нестеров, – и хорошо позировал мне… я писал с большим усердием, но опыта у меня не было, и хотя портрет и вышел похож, но похожесть не есть еще портрет, не есть и художественное произведение...» В отношении картины «В теплых краях» (Русский музей) Нестеров высказался бегло, в двух словах назвав ее на свой лад – «Больная», и отметив только, что писана она «с жены Черткова». В этом скупом отклике виноват не сам мемуарист, а время: очерк «Н.А. Ярошенко» был опубликован в журнале «Октябрь» в 1942-м военном году, не до лирики было… Но это много позже. А пока – осень 1915 года. Нет уже художника Ярошенко. Ушла из жизни и его энергичная супруга, стараниями которой было столько гостей в усадьбе Ярошенко и так творчески насыщен был этот их последний уголок. В письме своему другу Турыгину в Петербург художник Нестеров пишет: «14 сентября скончалась в Кисловодске… Мария Павловна Ярошенко. Она хворала давно, жила долго, она была до последнего времени бодрая, живая, деятельная старуха. Ушел из жизни прекрасный образец женщины-друга, знавшей на своем веку много самых выдающихся людей и бывшей с ними в самых лучших отношениях. Достоевский, Тургенев, Л. Толстой, В. Соловьев, Короленко, Гаршин, Менделеев, Кавелин, Крамской и все выдающиеся передвижники лучшего времени бывали у них, пользовались их гостеприимством, лаской, участием. Оба Ярошенко были редкой красоты люди. Одним из последних друзей Марии Павловны был покойный митрополит Антоний, очень любивший ее. Умерла М.П., окруженная большим вниманием и заботой». Пусть простит нас читатель за столь просторную цитату, но она вполне уравновешивает своей сутью тот словесный букет, относящийся к затенённой временем картине «В теплых краях». И там, и тут – гимн женщине, той, что превозмогла свою болезнь благодаря художнику, и той, что всю свою жизнь посвятила ему же, этому художнику, не только не уповая на ответную благодарность, но даже не думая о ней. И не случайно когда-то было сказано: «Благородно только то, что бескорыстно».

Владимир ТРИФОНОВ

lenoblast.bezformata.ru

Художник Николай Ярошенко / Блоги / eNews

Очередной четверг, очередное путешествие в мир искусства живописи. Сегодня речь пойдёт о Николае Александровиче Ярошенко. Человек "крупный", незаурядный, благородный, честнейший, блестящий собеседник, художник-мыслитель, художник-интеллигент,  - таким рисуют облик Николая Александровича Ярошенко те, кому довелось знать его лично. Здесь стоит задуматься и спросить самих себя: почему сегодня не встретить людей такого масштаба? Куда подевались честнейшие и благороднейшие мыслители, незаурядные и интеллигентные собеседники?Но, стоп! Беседа сегодня о высоком искусстве, а не о суете земной. Николай Ярошенко вошел в историю русского искусства второй половины ХIХ века как художник, создавший типические портреты разночинной молодежи. Он также первым ввел в иконографию русской школы образ рабочего. Однако, на протяжении своей творческой жизни Ярошенко выступал не столько как жанрист, но более как мастер психологического портрета и тонкий пейзажист.        Родившись в Полтаве 14 декабря 1846 в семье дворянина, занятого на военной службе, Ярошенко был вынужден продолжить карьеру отца. Он учился в Петербурге в первом кадетском корпусе, затем в Михайловской артиллерийской академии и в то же время получал художественное образование: брал частные уроки у А.М.Волкова, посещал Рисовальную школу Общества Поощрения Художеств, где преподавал И.Н.Крамской, числился вольнослушателем Академии Художеств.

По окончании военной академии Ярошенко более 20 лет проработал на Петербургском патронном заводе. Получив в 1892 чин генерал-майора, он вышел в отставку и переехал на Кавказ, в Кисловодск, на Белую дачу, где провел последние годы жизни.

 Многие рассматривали его отъезд из столицы как вынужденный, связанный состоянием здоровья, хотя сам Ярошенко говорил: «…я ухожу в отставку не потому, что я болен, а потому что мне хочется свободно заняться живописью».   Белую дачу художника посещали певцы Ф.И.Шаляпин и Л.В.Собинов, композиторы С.И.Танеев и молодой С.В.Рахманинов, артисты К.С.Станиславский и М.Г.Савина. Собрания близких по духу людей в Кисловодске стали продолжением знаменитых «ярошенковских суббот», которые художник и его жена Мария Павловна, выпускница Бестужевских курсов по естественному отделению, устраивали в своей петербургской квартире.

 В течение 20 лет на рисовальные вечера на Сергеевской улице приходили люди науки, писатели, художники. Среди них химик Д.И.Менделеев, хирург И.П.Павлов, актриса П.А.Стрепетова, писатели В.М.Гаршин, Г.И.Успенский, В.Г.Короленко, художники И.Н.Крамской, А.И.Куинджи, И.Е.Репин, В.М.Максимов, М.В.Нестеров. Душой «суббот» по воспоминаниям Нестерова был «то серьезный, то остроумный и милый хозяин… При военной выправке в нем было какое-то своеобразное изящество... Его лицо внушало доверие… ». По отзывам знавших его людей, Ярошенко был энциклопедически образован, кристально честным, открытым, сердечным человеком.          Военная карьера не помешала Ярошенко реализоваться в качестве художника и общественного деятеля. Он был избран в правление Товарищества передвижников  и стал одним из его признанных лидеров. Роль Ярошенко как идейного руководителя (его называли «совестью» художников) особенно возросла после смерти Крамского.

 Однако в отличие от последнего, принимавшего новаторские опыты молодого поколения, Ярошенко консерватором, так и не пожелавшим принять поиски Левитана, Серова и других живописцев нового поколения.        Признание и известность пришли к Ярошенко после демонстрации двух произведений: «Кочегара» и «Заключенного», в которых в полной мере прозвучала профессиональная зрелость художника.

 Тема простого мастерового, изнуренного бесчеловечным трудом, проживающего безрадостную жизнь, но сохранившего чувство собственного достоинства, впервые развернута Ярошенко «крупным планом». По типу картина Ярошенко, изображающая человека из народа, близка большому парадному портрету в рост.

 До «Кочегара» русское искусство подобного приближения к жизни рабочих не знало. Он изображен не за работой как землекопы Савицкого или бурлаки Репина, он позирует, держа в руках «орудие производства» на фоне огненного освещения заводской печи. Избранная Ярошенко форма парадного портрета представила русскому обществу нового персонажа, и тем произвела сильнейшее впечатление на публику.

 Картина имела также широкий резонанс в печати. Критик Адриан Прахов, выражавший мнение определенной части русской интеллигенции, писал: «У меня не было долгов, а тут мне все кажется, как будто я кому-то задолжал, и не в состоянии возвратить своего долга. Ба, да это «Кочегар» – вот кто твой кредитор, вот у кого ты в неоплатном долгу: всем твоим общественным преимуществом ты пользуешься в долг….».         Новаторской представлялась современникам и картина «Заключенный». Справедливости ради, надо сказать, что революционно-освободительная или народовольческая тема (исследователи определяют ее по-разному) впервые была обозначена Репиным в маленькой картине «Под конвоем. По грязной дороге». Однако, картины этой серии, задуманные Репиным в конце 1870-х, долгое время находились в мастерской художника, тогда как картина «Заключенный» Ярошенко стала первой серьезной и громкой композицией, посвященной остро-политической теме. Для "заключенного" художнику позировал его друг – писатель Глеб Успенский.         В 1880-е Ярошенко исполнил серию однофигурных композиций, представлявшие типические изображения современников, главным образом молодежи. Самые знаменитые из них – «Студент» и «Курсистка». К ним примыкали портреты известных и неизвестных ныне вполне конкретных людей – знакомых и приятелей художника.         Закутавшись в клетчатый плед, ставший характерной приметой бедного студенчества той поры, словно закрывшись от холодной и неуютной действительности (даже рука спрятана под полой пальто) «Студент» Ярошенко выражает, таким образом, свое недоверие миру. Элегантная простота и волевое начало привлекали в образе «Курсистки», идущей по городской мостовой с «книжками под мышкой». Казалось бы самые обыкновенные черты современной молодой женщины, порвавшей с предрассудками и ведущей борьбу за свои права, – коротко стриженные волосы, скромное темное платье, мужская шапочка, плед и внутренняя устремленность – ничего выдающегося – между тем, создан образ, ставший визитной карточкой эпохи 1880-х. Женский вопрос и связанная с ним проблема женского образования звучали чрезвычайно актуально в эти годы, поэтому «Курсистка», став первым изображением учащейся женщины, нашла признание у публики.        Ярошенко утвердил в русском искусстве новый «образ – тип», выражавший характер и жизненные устои современника, и ставший важным художественным документом времени, ведь каждый из них непосредственно связан с бытом эпохи.        В 1878, по-видимому, была задумана композиция «В пересыльной тюрьме», в которой одним из жанровых мотивов был образ заключенного, смотрящего в окно. Картина «Слепые калеки под Киевом» композиционно несколько выбивается из привычного представления об искусстве Ярошенко.

Острвый психологический конфликт поколений отражен художником в картине «Старое и молодое», которая выглядела несколько нарочито и даже прямолинейно.    В конце 1880-х в большом жанровом произведении «Всюду жизнь» Ярошенко вновь обратился к теме заключенных, но теперь он решил ее иным образом. Если в 1870-е годы художник смотрел на своего заключенного как бы «изнутри» одиночной камеры, то идея картины «Всюду жизнь» возникла у Ярошенко под впечатлением рассказа Л.Н.Толстого «Чем люди живы?», а первоначально название картины было «Где любовь, там и Бог».

Значительное место в творчестве Ярошенко занимают портреты; он написал их около ста. Художника привлекали люди интеллектуального труда: прогрессивные писатели, ученые, художники, актеры, лучшие представители современности, писать которых Ярошенко считал своим общественным долгом. Ученик Крамского, он видел задачу портретиста прежде всего в том, чтобы познать психологию человека. Об этом жена художника говорила: «Он не мог писать лиц, которые никакого духовного интереса не представляли».        Расцвет портретного творчества Ярошенко пришелся на 1880-е, когда им были исполнены портреты Г.И.Успенского, П.А.Стрепетовой, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Д.И.Менделеева, А.Н.Плещеева, Н.Н.Ге, В.С.Соловьева, В.Г.Короленко. В его портретах на первое место выступал внутренний облик человека эпохи, их композиции просты, лаконичны и чрезвычайно выразительны. Модели изображены как правило на нейтральном фоне и лишены разного рода предметов, отвлекающих зрителя от главного – внешнего и внутреннего сходства человека. Порою художник использовал пониженную точку зрения для придания большей значительности образу. Художник, также, работал в жанре пейзажа. Его привлекали виды природы Кавказа.  Умер Николай Александрович Ярошенков 1898 г. в Кисловодске. В 1962 г. в его усадьбе был открыт Дом-музей художника (Музей-усадьба Ярошенко).

enews.md

Ярошенко Н.А. - sas77

25 июня 1898г. умер художник Николай Александрович Ярошенко (1846-1898) 

                                                                                     Всюду жизнь 1888                                                                            На качелях. 1888

Качегар.

Николай Александрович Ярошенко родился 1 декабря 1846 года в Полтаве. Отец его — Александр Михайлович, высокообразованный человек, был военным, дослужившимся до чипа генерал-майора. Мать — Любовь Васильевна — дочь отставного поручика. Склонность к рисованию у мальчика проявилась рано, но по семейной традиции отец хотел, чтобы сын сделал военную карьеру и девяти лет отдал его в Полтавский кадетский корпус. Сохранившиеся рисунки позволяют судить, что под руководством своего учителя И. К. Зайцева, юный художник занимался серьезно и небезуспешно. После окончания кадетского корпуса, в 1863 году, Ярошенко переезжает в Петербург и поступает в Павловское военное училище, откуда его переводят в Михайловском артиллерийское училище. Влечение к искусству не ослабевает, и юноша занимается частным образом у популярного в 60-е годы художника А. М. Волкова, а также посещает вечерние классы рисовальной школы Общества поощрения художеств, в которой преподавал И. Н. Крамской. В 1867 году Ярошенко поступает в Михайловскую артиллерийскую академию и одновременно становится вольнослушателем Академии художеств. Спустя два года с "отличными успехами в науках" он заканчивает военную академию, продолжая успешно заниматься искусством. Мировоззрение Н. А. Ярошенко формировалось под непосредственным влиянием идей русских революционных демократов. Друг Ярошенко, художник И. С. Остроухов вспоминал, что "Чернышевский и Добролюбов сделались его руководителями, а передовые журналы — любимым чтением". Это и занятия в Академии художеств, где он сблизился с передвижниками и писателями, группировавшимися вокруг прогрессивного журнала "Отечественные записки", сказались на социальной направленности искусства Ярошенко. В 1875 году на Четвертой передвижной выставке экспонировались несколько портретных этюдов и первая его картина "Невский проспект ночью" (картина погибла во время Великой Отечественной войны). На ней изображен безлюдный проспект в дождливую ночь и две женские фигуры: нужда выгнала несчастных на панель. "Картина, — говорил Ярошенко, — имеет смысл только в красках, когда видно, что на дворе сыро, холодно и моросит дождь, словом такая погода, что хороший хозяин собаку во двор не выгонит". 7 марта 1876 года за эту картину Ярошенко был единогласно принят в члены Товарищества передвижных выставок и вскоре избран в состав правления. Более десяти лет он вместе с И. Н. Крамским руководил Товариществом, а после смерти Крамского стал его идейным преемником, хранителем лучших традиций передвижничества. М. В. Нестеров писал о Ярошенко: "Он становится со смертью Крамского одним из самых деятельных руководителей Товарищества... Голос его звучит на собраниях и его слушают так же внимательно, как привыкли слушать Крамского. Ярошенко был скромен, требователен к себе, сдержан и в то же время тверд. Мягкий по внешности — он кремень духом". "Совестью художников" называли его современники. Ярошенко, следуя передовым тенденциям времени, утверждает своим творчеством образ положительного героя. Широкий общественный отклик вызвали показанные в 1878 году на Шестой передвижной выставке две картины — "Кочегар" и "Заключенный". "Кочегар" (ГТГ) — первый в русской живописи ярким реалистический образ рабочего. Картина произвела огромное впечатление на писателя В. М. Гаршина, которое он сумел передать в своем рассказе "Художники". В ном проводится мысль но ответственности общества за чудовищную эксплуатацию, которая ложится на плечи рабочего. Ни кочегар, созданный Ярошенко, не только жертва—это и сила, порожденная капитализмом и противостоящая ему. В картине "Заключенный" (ГТГ) художник выражает свое сочувствие борцам за свободу и обличает самодержавие. Этюд к "Заключенному" Ярошенко писал со своего близкого друга писателя Г. Успенского. Создание обоих произведении шаг вперед в развитии демократического реализма 70-х годов, и "Кочегар" — первый образ рабочего в русской живописи, то картина "Заключенный" является одним из первых произведений в искусстве того периода, посвященных революционерам. Начало 80-х годов отмечено в творчестве Ярошенко развитием темы революционной борьбы русской интеллигенции в связи с новым общественным подъемом в России. Сюжет картины "У Литовского замка" (1881, не сохранилась) связан с покушением Веры Засулич на петербургского градоначальника. Это событие было воспринято как протест против ужасных условий содержания политических заключенных, находившихся в Литовском замке. Полицейские власти запретили экспонировать эту картину на Передвижной выставке, открывшейся в день убийства Александра II. Сам художник в течение недели находился под домашним арестом, и, более того, к нему пожаловал "на беседу" министр внутренних дел Лорис-Меликов. Одновременно с "Литовским замком" было выставлено полотно "Старое и молодое" (1881, ГРЛ1), отражающее характерный для того времени конфликт между "отцами" и "детьми", столкновение двух идеологий — консервативной и бунтарской. Ярошенко был женат на бывшей курсистке М. П. Навротиной, и в их доме "на ярошенковских субботах" бывали не только писатели, художники, ученые, но и молодежь. Это помогло художнику быть в курсе самых насущных вопросов своего времени и затем отразить их в острых психологических произведениях, ставших вехой в развитии русский демократической живописи. Значительное место в творчестве Ярошенко занимают портреты; он написал их около ста. Художника привлекали люди интеллектуального труда: прогрессивные писатели, ученые, художники, актеры, лучшие представители современности, писать которых Ярошенко считал своим общественным долгом. Ученик Крамского, он видел задачу портретиста прежде всего в том, чтобы познать психологию человека. Об этом жена художника говорила: "Он не мог писать лиц, которые никакого духовного интереса не представляли". Интересно, что В. В. Стасов считал Ярошенко "по преимуществу портретистом современного молодого поколения, натуру которого, жизнь к характер он глубоко понимает, схватывает и передает". Среди произведений хули жни-ка, посвященных молодежи. наиболее известны "Студент" (1881. ГТГ) и "Курсистка" (188У, Гос. музой русского искусства, Киев. вариант — Калужский областном художественный музей). Это, г сущности, картины-портреты, про образами которых были ученик Академии художеств Ф. А. Чиров и слушательница Бестужевских курсов А. К. Черткова. В написанных Н. А. Ярошенко портретах И. Н. Крамского ГРМ), Г. И. Успенской Свердловская картинная, Д. И. Менделеева (1885, Д. И. Менделеева при Л.1 Н. Н. Ге (1890, ГРМ), В. Г. Короленко (1898, не сохранился) раскрыто духовное богатство этих людей. Один из лучших портрет П. А. Стрепетовой (1884, ГТГ), актрисы, выразившей в сценических образах трагедию бесправной женщины. Художник раскрыл внутреннюю красоту и силу духа этого человека, наделенного высокими гражданскими чувствами, тоскующего о свободной жизни. Крамской оценил портрет как один из "самых замечательных" портретов времени и видел в нем обобщенный образ, "мысль художника", написанную по "поводу Стрепетовой". В конце 1880-х годов появилась одна из самых популярных картин Ярошенко "Всюду жизнь" (1888, ГТГ), как бы говорящая, что за решеткой окна в арестантском вагоне томятся несчастные жертвы социальной действительности, а не преступники. В дальнейшем художник создает ряд жанровых картин — "На качелях" (1888, ГРМ), "Девушка-крестьянка" (1891, Горьковский гос. художественный музей), "В вагоне" (конец 1880-х, частное собрание) и др. В последние годы жизни, несмотря на свою ''болезнь, художник много путешествовал по России и за границей: был на Волге, в Италию, Сирию, Палестину, Египет. Незадолго ли художник работал над этюдами на рудниках Урала для задуманной им большой картины из жизни горнорабочих. За отличную службу в 1892 году Ярошенко производят в генерал- майоры. В следующем году он выходит в отставку, продолжая заниматься общественной деятельностью, постоянно выставляется на передвижных выставках. Художник был полон творческих планов, но в июне 1898 года скоропостижно скончался от паралича сердца.

50 биографий мастеров русского искусства. Л., Аврора. 1970. С.182  

sas77.livejournal.com

Женские портреты Николая Ярошенко (1846-1898)

Автор - Я_ЧТО-НИБУДЬ_ПРИДУМАЮ. Это цитата этого сообщенияЖенские портреты Николая Ярошенко (1846-1898)

Николай Александрович Ярошенко родился 1 декабря 1846 года в Полтаве. В 1863 году окончил Полтавский кадетский корпус. Живописи учился у И.К. Зайцева в Полтаве, затем у А.М. Волкова в Санкт-Петербурге, в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств у И.Н. Крамского (1864-1865), вольнослушатель Императорской Академии художеств (с 1867). Участник выставок (с 1875) и член (с 1876) Товарищества Передвижных художественных выставок.

(Музыкальное сопровождение: Романс на стихи А.С.Пушкина - Что в имени тебе моём...)

 

 

 

В теплых краях 1890 г.

 

Портрет Марии Павловны Ярошенко 1875 г. 

 

Девушки с письмом. 1892

 

Елизавета Павловна Ярошенко

 

Елизавета Платоновна Ярошенко. 1880

 

Женский портрет (Украинка) 1870-е

 

Курсистка. 1880

 

Курсистка. 1892

 

Портрет актрисы Пелагеи Антипьевны Стрепетовой 1884 г.

 

На качелях. 1882

 

Портрет дамы в кружевной накидке

 

Портрет Марии Павловны Ярошенко, жены художника. 1880

 

Портрет неизвестной. 1880

 

Портрет неизвестной 1881 г.

 

С.В. Панина. 1892

 

Сестра милосердия. 1886

 

Террористка. 1881

 

Ярошенко Николай «Выгнали» 1883.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

kolybanov.livejournal.com

ЯРОШЕНКО Николай Александрович – Галерея произведений (70 изображений). - Страница 2 из 4

admin 08.01.2013 Галерея, Новости 4,624 Показы

Открыть доступ 21. Ярошенко Николай "Бештау" 1882 Холст, масло 73х110 Мемориальный музей-усадьба Н.А.Ярошенко, Кисловодск 21. Ярошенко Николай «Бештау» 1882 Холст, масло 73х110 Мемориальный музей-усадьба Н.А.Ярошенко, Кисловодск 22. Ярошенко Николай "Бечо в Сванетии" 1882 Картон, масло 18х25,3 Государственная Третьяковская галерея 22. Ярошенко Николай «Бечо в Сванетии» 1882 Картон, масло 18х25,3 Государственная Третьяковская галерея 23. Ярошенко Николай "Судакская бухта в Крыму"" 1882 Картон, масло 18х25,3 Государственная Третьяковская галерея 23. Ярошенко Николай «Судакская бухта в Крыму»» 1882 Картон, масло 18х25,3 Государственная Третьяковская галерея 24. Ярошенко Николай "Утро" 1882 Картон, масло 25,4х18 Государственная Третьяковская галерея 24. Ярошенко Николай «Утро» 1882 Картон, масло 25,4х18 Государственная Третьяковская галерея 25. Ярошенко Николай "В парке. Портрет С.Р.Левицкой" 1883 Холст, масло 51х34 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань 25. Ярошенко Николай «В парке. Портрет С.Р.Левицкой» 1883 Холст, масло 51х34 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань 26. Ярошенко Николай "Курсистка" 1883 Холст, масло 131х81 Калужский художественный музей 26. Ярошенко Николай «Курсистка» 1883 Холст, масло 131х81 Калужский художественный музей 27. Ярошенко Николай "Курсистка" 1883 Холст, масло 134х83 Музей русского искусства, Киев 27. Ярошенко Николай «Курсистка» 1883 Холст, масло 134х83 Музей русского искусства, Киев 28. Ярошенко Николай "Выгнали" 1883 Холст, масло Музей искусств, Ташкент 28. Ярошенко Николай «Выгнали» 1883 Холст, масло Музей искусств, Ташкент 29. Ярошенко Николай "Портрет П.А.Стрепетовой" 1884 Холст, масло 120х78 Государственная Третьяковская галерея 29. Ярошенко Николай «Портрет П.А.Стрепетовой» 1884 Холст, масло 120х78 Государственная Третьяковская галерея 30. Ярошенко Николай "Портрет писателя Г.И.Успенского" 1884 Холст, масло 102,5х78,5 Екатеринбургский музей изобразительных искусств 30. Ярошенко Николай «Портрет писателя Г.И.Успенского» 1884 Холст, масло 102,5х78,5 Екатеринбургский музей изобразительных искусств 31. Ярошенко Николай "Портрет М.П.Ярошенко, жены художника" 1880-е Холст, масло 44х36 Мемориальный музей-усадьба Н.А.Ярошенко, Кисловодск 31. Ярошенко Николай «Портрет М.П.Ярошенко, жены художника» 1880-е Холст, масло 44х36 Мемориальный музей-усадьба Н.А.Ярошенко, Кисловодск 32. Ярошенко Николай "Портрет писателя М.Е.Салтыкова-Щедрина" 1886 Холст, масло 102х75,5 Мемориальный музей-усадьба Н.А.Ярошенко, Кисловодск 32. Ярошенко Николай «Портрет писателя М.Е.Салтыкова-Щедрина» 1886 Холст, масло 102х75,5 Мемориальный музей-усадьба Н.А.Ярошенко, Кисловодск 33. Ярошенко Николай "Женский портрет" Дерево, масло 25,5х18 Башкирский государственный художественный музей 33. Ярошенко Николай «Женский портрет» Дерево, масло 25,5х18 Башкирский государственный художественный музей 34. Ярошенко Николай "Портрет молодой дамы" Холст, масло 56х51 Костромской государственный художественный музей 34. Ярошенко Николай «Портрет молодой дамы» Холст, масло 56х51 Костромской государственный художественный музей 35. Ярошенко Николай "Утро на Каме" 1884 Холст, масло 74х104 Государственная Третьяковская галерея 35. Ярошенко Николай «Утро на Каме» 1884 Холст, масло 74х104 Государственная Третьяковская галерея 36. Ярошенко Николай "Портрет молодого человека" 1886 Холст, масло 101х77 Кировский областной художественный музей 36. Ярошенко Николай «Портрет молодого человека» 1886 Холст, масло 101х77 Кировский областной художественный музей 37. Ярошенко Николай "Бакинец. Этюд" 1886 Картон, масло 23,5х16 Мемориальный музей-усадьба Н.А.Ярошенко, Кисловодск 37. Ярошенко Николай «Бакинец. Этюд» 1886 Картон, масло 23,5х16 Мемориальный музей-усадьба Н.А.Ярошенко, Кисловодск 38. Ярошенко Николай "Чемодан-гора. Дагестан" 1888 Картон, масло 19,4х38,7 Государственная Третьяковская галерея 38. Ярошенко Николай «Чемодан-гора. Дагестан» 1888 Картон, масло 19,4х38,7 Государственная Третьяковская галерея 39. Ярошенко Николай "Гуниб. Дагестан" 1888 Картон, масло 19,7х38,7 Государственная Третьяковская галерея 39. Ярошенко Николай «Гуниб. Дагестан» 1888 Картон, масло 19,7х38,7 Государственная Третьяковская галерея 40. Ярошенко Николай "Кисловодск. Водопад. Этюд" 1889 Картон, масло 19,5х39 Мемориальный музей-усадьба Н.А.Ярошенко, Кисловодск 40. Ярошенко Николай «Кисловодск. Водопад. Этюд» 1889 Картон, масло 19,5х39 Мемориальный музей-усадьба Н.А.Ярошенко, Кисловодск Страницы: 1 2 3 4

cultobzor.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта