Бугро, Вильям. Вильяма бугро картина
Вильям Бугро - гениальный художник, который написал 800 картин, и о котором забыли на целый век 18+
Вильям Бугро - гениальный художник, который написал 800 картин, и о котором забыли
Адольф-Вильям Бугро. Автопортрет./ «Итальянский мальчик с куском хлеба».
Адольф-Вильям Бугро (Бугеро) (1825-1905) - один из самых талантливейших французских художников 19 века, крупнейший представитель салонного академизма, написавший более 800 полотен. Но так вышло, что его имя и гениальное художественное наследие подверглись жесточайшей критике и почти на целый век были преданы забвению.
Вильям Бугро. Автопортрет. Автор: William Bouguereau.
Во французском портовом городке Ла Рошель, невдалеке от легендарного Форта Бойяр в 1825 году в семье торговца вином Теодора Бугеро родится мальчик, имя которого будет стоять во главе французской живописи почти до самого конца 19-го столетия.
«Женщина из Червара и ее ребенок». Автор: William Bouguereau.
Одаренность будущего художника в полной мере проявилась еще в начальной школе: все его тетрадки были буквально изрисованы рисунками и различными набросками. Но из-за финансовых проблем в семье совсем юный Вильям был отдан на попечение 27-летнему дяде Южену, который привил юному дарованию интерес к философии, литературе, мифологии и религии.
«Молодая мать, наблюдающая за спящим ребенком». Автор: William Bouguereau.
В 14 лет одаренный подросток поступает в колледж. А спустя пять лет 19-летнего юношу ожидает первый творческий успех: его удостаивают награды «Лучшая историческая живопись».
В это время Вильям начинает мечтать о Париже и непосредственно о Высшей школе изящных искусств. Но для этого необходимы были немалые деньги, и он их зарабатывал тем, что рисовал портреты прихожан церкви и этикетки для джемов.
Юный Иоанн Креститель. Автор: Адольф Вильям Бугро.
Вскоре мечта сбылась, и Вильям Бугро стал одним из лучших учеников этой школы. Стремясь дополнительно познать как можно больше о своей будущей профессии, он занимается на курсах по истории костюма, изучает археологию и принимает участие в анатомических вскрытиях.
«Юный флейтист». Автор: William Bouguereau.
Все это и сформировало его как академического живописца. В 1850 году начинающий художник выигрывает Римскую премию и получает грант на годовое обучение в Италии, где постигает азы классического искусства, знакомится с гениальными творениями великих мастеров Возрождения и приобретает собственное признание.
«Итальянский мальчик с куском хлеба». Автор: William Bouguereau.
А когда живописец вернулся в Париж, его популярность уже не знала границ. Над своими творениями Бугро работал, не покладая рук. Он с раннего утра приходил в свою мастерскую, а домой уходил за полночь. Как и всем великим художникам, ему было присуще постоянное недовольство собой и неуемное стремление к совершенству. За это современники дали ему прозвище «Сизиф 19-го века».
Вильям Бугро в мастерской.
А еще талантливого живописца сравнивали с Рембрандтом. Говорили, что "Рембрандт уловил душу старости, в то время как Бугро уловил душу юности." Безукоризненное знание анатомии человеческого тела, скрупулезная деталировка, удивительно подобранная цветовая гамма — все это делало полотна Вильяма Бугро необыкновенно реалистичными.
«Пьета».(1876). Автор: William Bouguereau.
И уже будучи на пике славы, Вильям женится на Мари-Нелли Моншабло, которая родит ему пятерых детей. Но семейное счастье живописца будет недолгим. Страшная трагедия ворвется в его жизнь: один за одним умрут трое его детей, а вслед за ними и жена. Тяжкое горе ляжет на плечи художника и найдет свое отражение в его творчестве. Одно за другим он напишет полотна - «Дева утешения» и «Пьета», воплотившие скорбь, страдание и неуемную боль.
«Дева утешения». (1877). Автор: William Bouguereau.
И чтобы как-то забыть об тяжкой утрате, художник полностью посвятил себя работе. Он писал портреты и картины на исторические, мифологические, библейские и аллегорические сюжеты, где преобладала нагота женских тел и праздность, которые у многих вызывали недовольство.
«Нимфы и Сатир». Автор: Адольф Вильям Бугро.
Живописцу предъявляли обвинения в распутстве и чрезмерной эротизированности картин, которые развращали молодое поколение. С каждым полотном критика разгоралась все больше и больше. А 1881 году французское правительство подвергло Вильяма Бугро административному контролю со стороны представителей Парижского Салона.
«Ореады». Автор: William Bouguereau.
Но Бугро продолжал писать в своей манере, и когда в искусство стремительно начали вливаться новые модные течения и направления, он их не принял и всем своим творчеством противостоял им.
«После купания». Автор: William Bouguereau.
Лишь через 20 лет Вильям женится во второй раз. Избранницей станет его ученица Элизабет Джейн Гарднер, которая посвятит всю себя делам мужа. Художник, казалось бы, обрел долгожданный душевный покой. Но его счастье снова омрачилось трагедией: умирает от туберкулеза четвертый сын из пятерых его детей.
Элизабет Гарднер — вторая жена художника. (1879). Автор: William Bouguereau.
Смерть сына полностью подкосила здоровье мастера. А угнетенное настроение, накопившаяся усталость, безмерное пристрастие к алкоголю и курению пагубно сказалось на его сердце. И в 79-летнем возрасте гениального живописца не стало.
Бугро в мастерской. На фоне картин «Волна» и «Восхищение». Фото 1904 года
Забвение и триумфальное возвращение
«Волна». Автор: William Bouguereau.
На рубеже двух столетий Франция, как и вся Европа, кардинально поменяла взгляд на живопись. И с приходом модернизма об гениальном Вильяме Бугро, ставшем еще при жизни изгоем в мире искусства, все забыли, в том числе и его ученики, среди которых был небезызвестный Анри Матисс.
Данте и Вергилий в аду. (1850). Автор: William Bouguereau.
Почти на целое столетие его имя и художественное наследие оказались в забвении, и лишь в критической литературе можно было встретить негативное упоминание о Вильяме Бугро как о живописце жанра ню. Его картины, отправленные в запасники музеев, все эти годы хранились в сырых подвальных помещениях и на чердаках.
«Младенцы». Автор: William Bouguereau.
Начиная с 1980-х годов меняется отношение ценителей искусства к салонно-академической живописи, и Бугро начинают рассматривать как одного из значимых живописцев девятнадцатого века.
«Прелестная ноша». Автор: William Bouguereau.
В 1984 году при поддержке Монреальского музея изящных искусств в Париже была организована первая ретроспективная выставка гениального живописца.С большим трудом ее организаторам удалось собрать и привести в презентабельный вид наследие Вильяма Бугро. Множество творений пришлось реставрировать, так как прошел почти целый век, а помещения, в которых они хранились, совсем не соответствовали спецхранилищам.
«Пандора». Автор: William Bouguereau.
Экспозиция работ гениального художника имела ошеломляющий успех не только во Франции, а и во многих странах мира. Полотна Бугро вернулись в историю искусства и заняли достойное место среди шедевров живописи.
«Молитва». Автор: William Bouguereau.
При первых аукционных продажах в 1977 году стоимость картин Вильяма Бугро не превышала 10 тысяч долларов, но уже в 1999 году всего лишь одно полотно "Амур и Психея" было продано на аукционе Christie’s за 1,76 миллиона долларов. Ну а к 2005 году стоимость его работ превысила отметку в 23 миллиона долларов. Это было воистину триумфальным возвращением гениального художника.
«Завтрак». Автор: William Bouguereau.
«Чашка молока». Автор: William Bouguereau.
«Юная швея». Автор: William Bouguereau.
«Ивонна в дверях». Автор: William Bouguereau.
«Вакханка». Автор: Адольф Вильям Бугро.
«Перед купанием». Автор: William Bouguereau.
«Младший брат». Автор: William Bouguereau.
«Купающийся ребенок». Автор: William Bouguereau.
«Ночь». Автор: William Bouguereau.
«Суп». Автор: William Bouguereau.
«Соблазн». Автор: William Bouguereau.
kolybanov.livejournal.com
Адольф Вильям Бугро: sara_cocteu
30 ноября празднует 191 год со дня рождения один из моих любимейших художников Адольф Вильям Бугро (Бугеро)Удивительный художник!Его стиль критики определяют как романтичный реализм - как романтик он показывал страсти, остановленное мнгновение эмоции и чувства, а как реалист - писал с натуры и воспроизводил внешность своих моделей с фотографической точностью.
Успех сына отца не обрадовал - юный Бугро, поняв, что ему искусство по силам, рвался в Париж, а Бугро-старший, поняв что строптивый отпрыск бежит из родительского крыла, жестко заявил - нет денег, нет Парижа. Кароч, сиди в Бордо на попе ровно и торгуй!
Чтобы заработать хоть немного, Бугро создавал этикетки для джемов и вареньев. Но на Париж всё равно не хватало. Тогда на помощь грустному племяннику пришел дядя Эжен. Он быстренько подогнал начинающему художнику клиентов и Вильям Бугро за небольшую плату пислал портреты, а потом, накопив 900 франков, быстренько умотал в Париж.
В Париже Бугро развивал своё искусство, обучаясь в Школе изящных искусств, выживал как мог, получал призы и награды и вообще, наверное, был очень счастлив - любимое дело грело душу юноше. И надо сказать, Бугро был очень в себе уверен - придя в Школу, он сразу же стал отправлять свои работы на соискание Римской премии - 4000 франков и командировка в Рим были призом.Удача улыбнулась Бугро в 1850 году.
В Италии Вильям Бугро изучал полотна итальянских художников Средневековья и Возрождения. Одна из картин, что Бугро послал в Париж из Италии, была картина "Данте и Вергилий в аду".Бугро здесь показал немыслимую экспрессию и натуралистичность - дабы зритель и не сомневался в реальности тех жестоких сил, что царят в Аду. Но Париж старания Бугро не оценил, и к теме страха и ужаса, по крайней мере в таком масштабе, что на этой картине, Бугро больше не возвращался.По вовзращении из Италии, Вильям Бугро женится на Мари-Нелли Моншабло. Она родила ему пять детей. С этого момента тема материнства, детей, братьев и сестер, отношений между чденами семьи становится - не то что главной, но одной из основных.Молодая мать, наблюдающая за спящим ребенком
Вильям Бугро был натсоящим трудоголиком - творечство было для него и отдыхом, и самой требовательной работой. Вечное недовольство собой и маниакальная жажда совершенствовать свое мастерство закрепили за ним прозвище «Сизиф 19-го века».В 1864 году Бугро обращается к новому для себя жанру - ню - и представляет первую работу: "Купальщицу".
Но белая полоса из поклонников и успехов на выставок сменяет черная полоса в личной жизни: в В 1866 году мирает дочь Джейн. В 1875 году из-за болезни умирает старший сын Бугро - Жорж. Мальчику было всего 16 лет. Весной 1877 после тяжелых родов умирает 40-летняя жена художника, Нелли, а вслед за не - младенец-сын Морис. Депрессия и горе поттолкнули художника к религиозным темам. Так рождается одна из самых проникновенных картин Бугро - "Пьета".Пьета
Еще одна картина на религиозную тематику - Избиение Христа. Именно с этой картины началось мое знакомство с Бугро. Не могу не привести ее здесь.
В декабре 1877 года Бугро познакомился с американкой Элизабет Джейн Гарднер, которая стала его первой ученицей и возлюбленной. Браку противились старшая дочь художника Генриетта и его мать, однако Вильям и Элизабет тайно обвенчались в мае 1879 года. Официально они смогли объявить о браке только в 1896 годуМадемуазель Элизабет Гарднер.
Элизабет помогала своему гениальному мужу в его творчестве и единственная, кто писала картины в стиле Бугро. Вильям, казалось, обрел наконец долгожданный душевный покой, но, к сожалению, судьба оказалась жестока. От туберкулеза умер последний сын. Он стал четвертым погибшим ребенком в семье.Вильям Бугро пережил почти всех своих детей. Пережитые горести и накопившаяся усталость стали давать о себе знать. Художника начал быстро стареть. В 1905 году Вильям Бугро, будто чувствуя приближение конца, возвращается в родной город Ла-Рошелю, где и умирает 19 августа в возрасте 79 лет.Равенство перед смертью. 1848
Наступил новый век. Анри Матисс, один из учеников Бугро, и другие молодые художники отвергли академизм с его выверенной красотой и пришла эпоха модерна.Бугро был забыт. Многие его полотна, которые даже при жизни художника критиковали за излишний эротизм и обнаженку, пылились на складах, чердаках и закрытых гостинных коллекционеров.Прошумели две мировый войны и вот в 1984 году полотна Бугро дождались своего зведного часа. - в Париже была организована первая ретроспективная выставка Бугро. Было собрано большинство работ мастера (всего их за жизнь мастера было 862).Для многих эта выставка стала откровением. Давно ушедшие прекрасные женщины, непосредтственные дети и гонимые ветром и страстями мифологические сатиры и нимфы представли перед зрителем ХХ века.Бугро вернулся и его возвращение стало триумфальным.Ореады.
Всем спасибо за внимание.Ну и ссыли - кого вдруг заинтересовал этот художникhttp://gallerix.ru/storeroom/73167723/ - вот здесь оооочень много его работhttps://it.wikipedia.org/wiki/Opere_di_William-Adolphe_Bouguereau - а тут указаны по годам, правда изображения представлены не везде и плюс на итальянском языке страница :)
sara-cocteu.livejournal.com
Бугро, Вильям - Gpedia, Your Encyclopedia
Вилья́м Адольф Бугро́ (фр. William-Adolphe Bouguereau [buɡ(ə)ʁo]; 30 ноября 1825 года, Ла-Рошель — 19 августа 1905 года, там же) — французский живописец, видный представитель салонного академизма XIX века. Его творчество может характеризоваться как «квинтэссенция живописи своего поколения»[1]. В каталогах учтены 828 картин Бугро, преимущественно на мифологические, аллегорические и библейские сюжеты[2]. Исследователи причисляют его творчество к так называемому «романтическому реализму», поскольку он, следуя приёмам романтизма, предпочитал писать с натуры и воспроизводил внешность своих моделей с фотографической точностью[3]. Несмотря на верность академическим принципам, в частности, — примату рисунка над цветом, — в 1890-е годы испытывал влияние символизма, который истолковывал как метод раскрытия сущности изображаемого человека при помощи второстепенных деталей, несущих смысловую нагрузку[4].
С 1876 года — действительный член Академии изящных искусств, профессор Высшей школы изящных искусств (1888) и Академии Жюлиана (1875). В 1857 году удостоен почётной Медали Салона, командор ордена Почётного легиона (1885). Пользуясь коммерческим успехом, Бугро не принял импрессионизма и новых направлений в изобразительном искусстве и последовательно противостоял им, используя административные ресурсы. В результате после кончины он оказался забыт, и долгое время в критической литературе воспроизводились только негативные мнения о его творчестве, он воспринимался преимущественно как живописец жанра ню, потакавший самым низменным вкусам. Только с 1980-х годов, когда изменилось отношение к салонно-академическому искусству, Бугро стал рассматриваться как один из крупнейших живописцев XIX века, воспитавший многих известных художников, среди которых Анри Матисс, Феликс Валлотон, Вильгельм Лист[de], Димитрие Пачуреа и другие.
Становление
Портрет Эжена Бугро. 1850, частное собраниеВильям Адольф Бугро был вторым из восьми детей Теодора Бугро и его супруги Марии Маргариты Аделины Бонин. Глава семейства был мелким предпринимателем и управлял винным складом[5]. Согласно традиции, Вильяма крестили в кальвинистской церкви, но пяти лет от роду был обращён в католическую веру по настоянию дяди-священника Эжена[6]. В 1832 году Теодор Бугро переехал на остров Ре, на котором планировал работать в порту, там же семилетний Вильям впервые проявил художественные способности и увлечённо рисовал на всём, на чём придётся. К тому времени постоянная нужда заставила отправить детей на воспитание к родственникам, Вильям поступил на попечение к Эжену Бугро — младшему брату Теодора, которому было тогда 27 лет. Дядя-священник привил Вильяму искреннюю веру, а также любовь к литературе. Эжен Бугро устроил племянника в школу в Поне, там он мог посещать занятия по рисованию и быстро добился первых успехов; преподавал в школе Луи Саж — ученик Энгра[7].
Когда Вильяму исполнилось 17 лет, его отец поправил благосостояние на торговле оливковым маслом и вызвал сына к себе в Бордо, чтобы он приучался вести дела. Однако сын хотел стать художником, и несмотря на враждебное отношение отца, его клиенты убедили отдать Вильяма в Школу изящных искусств Бордо[fr], при условии, что это не помешает ему учиться торговле. В результате Вильям Бугро ходил на занятия рано утром и по вечерам, а днём работал в лавке. В 1844 году он получил первый приз за историческую картину; конкурентами были ученики Школы изящных искусств, которые посещали занятия по полной программе[8]. Успех сильно ухудшил отношения отца и сына: Вильям мечтал переехать учиться в Париж, но не было денег. Дядя Эжен смог найти для Вильяма клиентов, которым он писал портреты за небольшую плату; за три месяца Бугро-младший создал 33 портрета и заработал 900 франков[9]. По некоторым сведениям, Вильям Бугро разрабатывал для торговцев этикетки для банок варений и т. п.[8]
В апреле 1846 года 21-летний Вильям Бугро поступил в мастерскую Франсуа Пико, а также, по его рекомендации, в Школу изящных искусств. С 1848 года он участвовал в конкурсе на соискание Римской премии, к процессу отбора в котором допускались не более 10 студентов. В 1848 году он получил третье место на конкурсе за картину из жизни апостола Петра, в 1849 году — только седьмое место за картину на сюжет «Одиссеи». 26-летний художник добился своей цели в 1850 году: его картина «Зенобия, найденная на берегу Аракса» получила меньше голосов жюри, чем работа Поля Бодри, но поскольку в 1848 году из-за революционных событий в Италию никого не отправляли, во Французской академии в Риме образовалась вакансия[10]. Бугро в тот период существовал на стипендию в 600 франков, которую ему выплачивал муниципалитет Ла-Рошели, поэтому содержание в 4000 франков на четыре года казалось ему роскошью[9].
«Зенобия» была конкурсной работой на сюжет из «Анналов» Тацита; она должна была представить умение художника написать несколько фигур в разных ракурсах. Бугро продемонстрировал уверенное владение как анатомией, так и психологией: на картине нет одинаковых фигур, индивидуальными показаны и характеры. Фигуру раненой Зенобии Бугро показал в сложном «промежуточном» ракурсе, когда застывшие фигуры дают ощущение «динамичного спектакля, где каждый импровизирует в соответствии со своей ролью» (определение А. А. Шестимирова). Здесь выделяется фигура нагого мальчика, который садится на каменную кладку; этот момент и застала кисть художника. Критики также отмечали, что Бугро смог добиться уровня мастерства прошлых веков, видимо, он вдохновлялся сценами снятия с креста, в которых фигура Иисуса Христа обычно изображалась в подобном ракурсе[9].
Италия
В 1850 году вместе с Бодри Бугро на 4 года был командирован в Рим. Во Французской академии он познакомился с Г. Буланже и Ж. Леневё, но больше всего сдружился с пейзажистом П. Кюрзоном. Вместе они предприняли множество поездок по Италии, побывав в Неаполе, Помпеях, Сиене, Перудже, Ассизи, Флоренции, Пизе, Милане, Равенне и так далее. В первую очередь Бугро интересовала эпоха Ренессанса в комплексе, он смог посетить практически все музеи и частные собрания, в том числе самые маленькие. Вильям Бугро копировал древнеримские памятники, а также сделал реплику полного цикла росписей базилики Сан-Франческо в Ассизи. Он также скопировал «Триумф Галатеи» Рафаэля и «Триумф Флоры» Тициана[11].
В Италии оформились вкусы и эстетические предпочтения Бугро. Главными для себя авторитетами в живописи он называл Микеланджело, Рафаэля и Леонардо да Винчи. Боттичелли он считал более «нервным», слишком эксцентричным в своих аллегориях, особенно «Весне». К гениям он также причислял Корреджо, но отказывал в этом статусе Мантенье, считая его работы «бездушными»[12].
Находясь в Риме, Бугро рассчитывал посылать свои полотна на Парижский салон. Одной из первых самостоятельных его работ стала большая (281×225 см) картина «Данте и Вергилий в аду», написанная в год прибытия в Рим. По-видимому, исходный замысел возник под влиянием картины Делакруа на аналогичный сюжет. Делакруа, как и Энгра, Бугро причислял к величайшим художникам XIX века. Обосновывая, он утверждал, что первичной в их творчестве была искренность изображения «…того, что они видели и чувствовали, используя соответствующие их идеалу средства, и, особенно, линию»[13]. Обращаясь к сюжету из Данте, Бугро ставил чрезвычайно амбициозную задачу, особенно в передаче страстей, которые должны были превзойти Делакруа. Натуралистичность должна была заставить зрителей поверить в жестокость сил, царящих в Аду. Однако сцена вызвала нападки критиков и отвращение публики на Салоне 1850 года[14].
В Падуе и Ассизи Бугро погрузился в исследование творчества Джотто. По его словам:
«Джотто первым освободил человеческое переживание от какой бы то ни было теологической мотивировки, сделав его самостоятельным предметом художественного изображения»[15].
В искусстве Джотто Бугро прежде всего привлекали жестикуляция и изображения лиц, поскольку он обнаружил глубокую эмоциональную взаимосвязь живописи Проторенессанса с французской галантной живописью XVIII столетия. Это «открытие» определяло деятельность Бугро на всю оставшуюся ему жизнь: он уверовал в силу человеческой привычки, внешне передаваемой жестом. При изображении людей он стал выставлять на первый план подробности и нечаянные движения. Это проявилось в двух картинах 1850 и 1851 годов, одинаково названных «Идиллия». Их сюжеты и манера письма напоминают пасторали стиля рококо[16].
В Риме Бугро исполнил ряд больших полотен на религиозные сюжеты (в частности, «Триумф мученичества» 1854 года), которыми обратил на себя внимание французских светских и церковных властей. По окончании пенсионерской поездки он получил несколько заказов на оформление церквей: житие св. Людовика для часовни Сен-Кло, жития св. Петра и Павла и Иоанна Крестителя для парижской церкви св. Августина и ряд других. Получил он и ряд заказов на оформление особняков А. Бартолони и Э. Перейры, для первого из которых исполнил «Ариона на морском коньке» и «Вакханку». Эти работы демонстрируют несомненную способность художника к монументальной живописи. Выставленные на Салоне 1857 года работы Бугро вызвали восторженную реакцию Теофиля Готье и были удостоены почётной медали — в первую очередь за оформление особняка Бартолони. Результатом стали заказы императора Наполеона III. Так, в 1857 году Бугро получил официальный заказ на картину «Император, посещающий пострадавших от наводнения в Тарасконе в июне 1856 года» [17].
Жанровые работы 1850—1860-х годов
День памяти усопших. 1859, Музей изящных искусств БордоЕщё в 1856 году Бугро женился на Мари-Нелли Моншаблон, которая родила в 1857 году дочь Генриетту — первую из их пяти детей. Растущая семья требовала постоянного источника дохода, который обеспечило знакомство со знаменитым торговцем произведениями искусства — Полем Дюран-Рюэлем[18]. В то время спросом пользовались небольшие картины, изображавшие женщин в народных костюмах и разнообразные жанровые сценки, преимущественно, семейные. Такие работы преобладали в собрании самого Дюран-Рюэля, и это открыло новое направление в творчестве Бугро.
Невозможно установить, какое именно впечатление или событие легло в основу картины «День памяти усопших». В тот период жанровые работы Бугро обязательно имели в основе конкретное событие или ассоциацию. Это же касалось и декоративных работ: известное панно «Танец» было в основе своей вольной интерпретацией фрески «Аврора» Гвидо Рени. Существует версия, что источником вдохновения для «Дня памяти» была «Пьета» Микеланджело. Композиция картины сложна, две сплетённые фигуры формируют треугольник, благодаря чему цельная композиция обретает монументальность. По А. Шестимирову, особую выразительность приобретают руки на фоне траурных одежд; оцепенелые пальцы выражают скорбь в не меньшей степени, чем лицо матери[19].
К началу 1860-х годов относятся идиллии Бугро, ставшие ответом в его полемике с Жаном Милле, который ещё в 1857 году представил на Салоне полотно «Сборщицы колосьев» и продолжил в 1859 году изображать тяжёлый крестьянский труд. Бугро попытался противопоставить идейности искусства Милле сцены семейного счастья. В отличие от реалистов, для Бугро позировали профессиональные натурщицы, что позволяло даже в простонародных декорациях проводить основной принцип академизма — искусство по определению изображает мир прекрасного, а не безобразного, мир гармонии и вечных жизнеутверждающих ценностей[20].
В 1861 году у супругов Бугро родилась вторая дочь — Жанна, что почти полностью погрузило отца семейства в обустройство дома; в 1862 году Бугро написал только две картины — обе мифологического содержания[21]. Из этих двух работ бо́льшую известность получил «Орест, преследуемый эриниями». Как и в случае с «Данте и Вергилием», художника привлекла тема поединка и ничем не сдерживаемых страстей. Художественное вдохновение на сей раз подпитывалось композицией Микеланджело «Сотворение Адама», во всяком случае, кисть руки эринии с вытянутым указательным пальцем напоминает руку Бога Саваофа. Однако смысл жестов прямо противоположный — ветхозаветный Бог передавал Адаму часть Своей силы, в то время как в античной мифологии эринии отнимали силы у Ореста, одновременно взывая к совести матереубийцы. Несмотря на успех в Салоне, Бугро в течение семи лет не мог продать картину, пока в 1870 году её не приобрёл американский арт-дилер С. Авеги[22].
В 1864 году Бугро впервые представил публике свою работу в жанре ню, — это была «Купальщица». Откровенно эротическая композиция, по-видимому, появилась под впечатлением от Салона 1863 года, где были в изобилии представлены работы такого рода, среди которых выделялось «Рождение Венеры» Кабанеля, немедленно купленная императором. Несмотря на восторженные отзывы критиков того времени, А. Шестимиров заметил, что Венера Кабанеля была написана в мастерской, а затем помещена в морской пейзаж, причём поверхность моря более всего напоминает «ровную и гладкую мостовую»[22]. Бугро в своей работе обратился к теоретическим открытиям мастеров Ренессанса, в первую очередь — Леона Баттиста Альберти, который советовал живописцам строго соблюдать светотеневые градации, избегая резкости контуров. В результате, при всей условности пейзажа на заднем плане, Бугро удалось добиться единства женской фигуры с окружающей средой[23].
Эстетику этой и подобных ей ню Бугро обрисовал Теодор Драйзер в автобиографическом романе «Гений»:
Излюбленными образами Бугро были не жеманные, миниатюрные, хрупкие существа, лишённые силы и страсти, а прекрасные полнокровные женщины, со сладострастными линиями шеи, рук, груди, бёдер и ног, женщины, созданные для того, чтобы зажечь лихорадочный огонь в крови молодого мужчины. Художник, несомненно, понимал и знал страсть, любил форму, чувственность, красоту…[24]
Тема материнства
В 1860-е годы Бугро обратился к теме материнства, что, по-видимому, произошло под влиянием Милле. Однако образы Бугро принципиально отличались по трактовке темы и художественному её решению. Во-первых, обобщённости образов Милле Бугро противопоставил максимально подробное изображение лиц, показывая достоинство и индивидуальные черты персонажей. В картинах Бугро не встречаются атрибуты тяжёлого труда, и как обычно для академического искусства, форма превалировала над содержанием[25]. Метод работы сложился не сразу, художник изначально использовал для идиллий классические формы и не сразу осознал возможности изображения непринуждённой обстановки. Если Милле ставил своих моделей в нужную ему позу, то Бугро, работая с женщинами и маленькими детьми, позволял им играть, ссориться, кувыркаться и т. д. В удачные, по его мнению, моменты он зарисовывал движения, каждый раз пытаясь запечатлеть мимолётное: откровенность взгляда и жеста, подсознательные порывы. Естественность сюжета обеспечивала его занимательность и ценилась покупателями[26].
Первая картина на тему материнства — «Мать с ребёнком» — была закончена в 1861 году. За основу композиции было взято каноническое изображение Мадонны как его трактовали ренессансные мастера, в частности, как у Рафаэля, мать изображена вполоборота. В моделях Бугро всегда подчёркивал правильность черт лица и достоинства фигуры. Помимо матерей, Бугро охотно изображал старших сестёр, например, в одноимённой картине «Старшая сестра» (1869) художник попытался воссоздать психологический портрет не по-детски серьёзной девочки, которой довелось присматривать за маленьким ребёнком. Позировали ему собственные дети — старшая дочь Генриетта и сын-младенец Поль. В картине 1868 года «Пастораль» Бугро, не удовлетворённый возможностями классической композиции, попытался найти другие выразительные средства, обратившись к античности. В результате семейная сцена (мать танцует с детьми под аккомпанемент её младшей сестры, за ними наблюдает отец с бородой) получилась динамичной, но автора не удовлетворила, потому что с годами он стал стремиться показать настоящую реальность, в которой был бы только сторонним наблюдателем[27].
Реализовать эти замыслы Бугро удалось в 1869 году, когда он написал несколько картин (в том числе «Гроздь винограда» и «Материнский восторг»), которые отличаются свободной композицией, их героини, всецело поглощённые своими детьми, не смотрят на зрителя. И в дальнейшем Бугро неоднократно возвращался к теме материнства и нежности родственных отношений. Иногда этот жанр скрещивался с изображениями бедных и обездоленных людей, в том числе цыган[28].
Тема материнства в пасторалях Бугро | |||||||||
|
В 1866 году, когда Бугро работал над росписью церкви св. Августина, скончалась его вторая дочь Джейн. Художник откликнулся несколькими картинами на тему скорби, в том числе «Молитвой», где молодая мать и её дочь, держащие вдвоём одну свечу, молятся за здравие больного ребёнка. Картина вновь напоминает о мастерах Ренессанса. В нескольких девичьих портретах и изображениях цыганок 1867 года показаны слёзы[29]. Чтобы отвлечься, в конце 1860-х годов Бугро много путешествовал, посетил Швейцарию и Бельгию; из французских провинций он чаще всего выезжал в Бретань. Доходы позволили ему в 1868 году построить большой дом со студией в артистическом квартале Монпарнас, рядом жили и работали Эмиль Дюран, Роза Бонёр и Джеймс Уистлер[21].
Жанровые и академические работы 1870—1880-х годов
Купальщица. 1870, Фонд Галы и Сальвадора ДалиС началом Франко-прусской войны Бугро эвакуировал семью в Бретань, но сам остался в Париже. Во время осады города он вступил в Национальную гвардию рядовым; после провозглашения Парижской коммуны, он, однако, бежал в Ла-Рошель, где воссоединился с семьёй. В столицу семья возвратилась только в сентябре 1871 года. Неудивительно, что в Салоне 1870 года он представил единственную работу — это была «Купальщица», воспроизводившая известную античную статую Венеры Анадиомены. Эта картина открыла большую серию работ в жанре ню, который стал для Бугро в 1870-е годы определяющим[30].
Этапной стала картина 1873 года «Нимфы и сатир». Огромное полотно (260×180 см) не являлось иллюстрацией какого-либо отдельного сюжета античной литературы и мифологии, сюжет его был фантазией на тему обольщения. Вероятно, в такой форме проявлялся компромисс между творческими устремлениями художника и запросами публики. Анализируя причины неуспеха в Салоне «Данте и Вергилия» и «Ореста, преследуемого эриниями», Бугро писал:
Я… понял, что картины с ужасными, дикими, героическими сюжетами плохо покупались, потому что публика предпочитала венер и амуров[31].
Иными словами, происходил кризис академического жанра: традиционно в Школе изящных искусств и Академии декларировалось, что высшим жанром искусства является историческая и аллегорическая живопись, в то время как публика, посещающая Салон, привыкла к обнажённой натуре и ценила безупречное изображение женской красоты. Тем не менее, Бугро остался верен себе, и показал обольщение сатира одновременно как танец и борьбу. Трактовка обольщения именно как эротического танца в дальнейшем стала постоянным сюжетом живописи Бугро[32]. Ярким примером является полотно «Флора и Зефир», возможно, созданное по мотивам балета Дидло на музыку Кавоса; обольщение здесь трактовалось как динамичный и решительный натиск, причём полуобнажённая Флора с наклонённой головой «придаёт картине чувственную занимательность»[32].
Картина «Возвращение со сбора урожая», по-видимому, тесно связана с иконографией бегства в Египет, однако в её композиции используется мотив танца[33]. Возможно, сюжет картины связан и с вакхическими празднествами. Этот сюжет в дальнейшем был развит в многофигурной картине 1884 года «Юность Вакха»[34].
Искусство и литература. 1867, Музей искусств Арно, Нью-ЙоркНе отказывался Бугро и от начатой в предшествующие годы крестьянской темы. Теперь она истолковывалась в духе сентиментализма Грёза. Крестьянкам Бугро характерны собственное достоинство; в отличие от моделей Милле, они не вызывают жалости, не свойственна им и интеллектуальная убогость. Отказ Бугро от обобщённости образов и сцен тяжёлого труда был принципиальной позицией художника: зрители Салона хотели видеть образы, знакомые им по картинам и пьесам пасторального жанра («Пастушка»)[35]. К крестьянской теме периодически Бугро возвращался до конца жизни; таким работам свойственна известная повторяемость сюжетов, однако все они отличаются тонким мастерством в изображении лиц, рук, ног, ступней и фактуры кожи[36].
Бугро продолжал работать в традиционных для академического направления жанрах исторической и аллегорической живописи. Ярким примером является его картина «Искусство и литература». Парная композиция в человеческий рост (формат картины 200×108 см) отличается почти фотографической точностью письма, причём использованы яркие цвета, не слишком характерные для манеры художника[35].
Середина и вторая половина 1870-х годов оказались для Бугро тяжелейшими в эмоциональном плане — произошла череда утрат в его семье. В 1875 году в возрасте 16 лет заболел и умер старший сын Бугро — Жорж. В октябре 1876 года родился третий сын — Морис; однако 40-летняя жена художника скончалась в начале апреля 1877 года от осложнений после родов. Младенец-сын умер в июне того же года[37]. Состояние, в котором пребывал художник, подтолкнуло его к религиозной живописи. Одной из самых проникновенных религиозных картин в его творчестве стала «Пьета», основанная на скульптурной группе Микеланджело из Собора св. Петра в Риме. Он не стал развивать ренессансную традицию изображать Богоматерь на фоне града Иерусалима; окружив Деву Марию ангелами, художник подчёркивал, что смерть Христа была глубочайшей личной катастрофой. После смерти жены Бугро написал «Богоматерь Утешение», в которой показал Марию посредником между горем матери, переживавшей смерть младенца, и Небесами[38]. Тему этой картины художник впоследствии использовал во многих своих произведениях, вводя элементы, почерпнутые из живописи Возрождения. Так, в «Милосердии» 1878 года он изобразил опрокинутый кувшин, полный золотых и серебряных монет, попираемый левой ногой матери, подчёркивая, что дети дороже денег. Книги, на которые опирается мальчик, выражают желание матери дать детям образование. Несложные аллегории впоследствии привели к серьёзным творческим исканиям Бугро[39]. Известный американский искусствовед того времени — Эрл Шинн[en] (1838—1886), — писал о «Милосердии»:
Бугро часто упрекают за ровность и полировку письма для достижения гладкости законченной картины, что превращает совершенствование в недостаток. Но для этой темы алмазная гладкость поверхности помогает впечатлению: «Милосердие» кажется неуязвимым, каким оно и должно быть[40].
Религиозные и аллегорические картины Бугро | |||||||||
|
Бугро и жанр ню
Элизабет Гарднер — вторая жена художника. 1879, США, коллекция Фреда и Шерри РоссС 1875 года Бугро начал преподавать в частной Академии Жюлиана. Среди тех, кто приходил на занятия в его мастерскую в разные годы, были Анри Матисс, Отон Фриз, Эдмунд Тулль, Гюстав Жаке, Поль Шабас, Эмили Дежё, Пьер Огюст Кот, Альберт Линч, Петер Мёнстед, Хосе Хулио де Соуза Пинту, пять месяцев у него учился Джордж Клаузен. В 1876 году художник был избран пожизненным членом Академии изящных искусств, а спустя шесть месяцев удостоился звания офицера Ордена Почётного легиона. В декабре 1877 года Бугро познакомился с американкой Элизабет Джейн Гарднер, которая стала его первой ученицей и возлюбленной. Браку противились старшая дочь художника и его мать, однако Вильям и Элизабет тайно обвенчались в мае 1879 года. Официально они смогли объявить о браке только в 1896 году[37].
В том же 1879 году Бугро принялся за большое полотно на тему «Рождения Венеры». Выбор темы, возможно, объяснялся соперничеством с Кабанелем, чья картина долгие годы считалась эталоном академической живописи. Для Бугро вообще было характерно чувство соперничества и желание превзойти кого-либо из современников, как было в случае с Милле[41].
Джефферсон Дэвид Чалфэн. Мастерская Бугро в Академии Жюлиана. 1891, Мемориальный музей де Янга, Сан-Франциско«Рождение Венеры» по манере письма и образов ближе не к эпохе Ренессанса, а, скорее, к рококо и творчеству Франсуа Буше. В изображении обнажённой натуры Бугро руководствовался достижениями Энгра, «населив» картину множеством мифологических персонажей, причём тела путти едва прописаны, а расплывчатость контуров наводит на мысль об их бесплотности. Бугро, в отличие от Боттичелли и Кабанеля, отказался от изображения линии горизонта и окружил фигуры сверхъестественным белым светом, который связан с идеей божественного очищения[42]. Картина была прохладно встречена критикой: так, Гюисманс писал, что Бугро «изобрёл газированную живопись»[43], это отношение практически не изменилось за последующие десятилетия[44].
Вильям Бугро, "La Jeunesse et l'Amour" (Молодость и любовь), 1877, музей Орсэ, Париж ,ФранцияС «Рождения Венеры» Бугро начал последовательное написание полотен, изобрk
www.gpedia.com