Оскар Кокошка: жизнь и творчество художника. Картины о кокошка
история скандальной жизни Оскара Кокошки!
Тем октябрьским вечером 1919 года в Венском оперном театре намечалась громкая премьера новой оперы Рихарда Штрауса «Женщина без тени». Фойе, расписанное художником Швиндом причудливыми красно-золотыми цветами, заполнилось зрителями еще за час до начала представления, но никто не спешил проходить в зал, предпочитая пообщаться со знакомыми и послушать свежие сплетни.
Говорят, Мария Ерица, солистка Венской оперы, прозванная «молнией» за свою красоту и непростой характер, уже наставила рога барону Фредерику фон Подраги, за которого недавно вышла замуж. А бывшая любовница Юнга, фрау Шпильрейн-Шефтель, теперь ни на шаг не отходит от его учителя, доктора Фрейда. Дамы переговаривались, обмахиваясь веерами в восточном стиле, а мужчины почти не поднимали взгляд: им крайне импонировала послевоенная мода на женские платья не ниже лодыжек.
Но уже к первому антракту внимание всей без исключения публики было приковано к пятой ложе второго уровня. Тут и там раздавались отрывочные высказывания: «Кокошка?», «С женщиной?», «Она в точности как живая», «Позвольте, он кормит ее мороженым!», «Похожа на фрау Малер».
В ложе было всего двое: Оскар Кокошка и его загадочная спутница, от которой художник не отвлекался ни на минуту: то обмахивал ее ярко-красным веером, то оживленно что-то ей рассказывал. Между тем сидевшая в полумраке ложи спутница, одетая в шикарное платье синего бархата, оставалась безучастна к этим проявлениям внимания.
В ложу то и дело заглядывали приятели Кокошки, и каждому он представлял свою спутницу как «моя Альма». Лицо очередного приятеля вытягивалось, когда он, согнувшись в игривом поклоне, замечал, что пухлая рука женщины была тряпичной. Ошарашенный гость тут же переводил взгляд на лицо — такое же тряпичное, как и рука, с неморгающими глазами и ярко-красным ртом.
Кокошка выбрал идеальную спутницу, не мешавшую наслаждаться своеобразной музыкой Штрауса: он пришел с куклой.
Дикое дитя Вены
Оскар вступил в ряды человечества в провинциальном австрийском городе Пёхларн в первый день весны 1886 года. Отец Оскара Густав-Иосиф происходил из семьи пражских ювелиров, некогда гордых и богатых, а нынче просто гордых. Позже Кокошка так отзывался о своем отце: «От него я научился с достоинством переживать нищету, вместо того чтобы выполнять нелюбимую работу». Время от времени Густаву-Иосифу все же приходилось превозмогать себя и чинить часы и украшения обычных горожан. Ведь, надо сказать, помимо Оскара у него было еще трое сыновей, и все имели привычку питаться.
Кокошки перебрались в Вену: здесь и заказов побольше, и образование мальчикам можно дать получше. Из всех сыновей Густава-Иосифа маленький Оскар был самым любознательным и пытливым. Постепенно он осваивал ювелирное ремесло, работая подмастерьем у отца. Как-то само собой решилось, что Оскар пойдет учиться на химика: отрасль перспективная и, должно быть, прибыльная. Подросток послушно ходил на занятия в химическое училище, а в свободное от формул и склянок время почему-то рисовал.
Это были странные рисунки: небрежные штрихи, искаженные лица и — а вот это как раз объяснимо — обнаженные девичьи тела. Рисунки так и остались бы сублимацией юношеского либидо, если бы один из сердобольных преподавателей не посоветовал Кокошке отправить их на конкурс в Венскую школу прикладного искусства. Неожиданно для 19-летнего Оскара его любительские наброски заняли первое место, и горе-химик получил стипендию на обучение в школе. Перемена была настолько невероятной, что Оскар предпочел не сообщать о ней родителям и скрывал от них правду о своем «химическом» образовании еще пару лет.
Занятия в Венской школе ремеселМолодой чех оказался в центре австрийского художественного мира, ему благоволили такие великие люди, как художник Густав Климт и архитектор Адольф Лоос. Кокошка со своими откровенными рисунками отлично вписывался в эпоху, предполагавшую поиск нового и разрушение стереотипов. В стремлении познать искусство Оскар расходовал не только грифель и масляные краски. Например, уже в 1907 году на сцене только открытого и уже чрезвычайного модного кабаре «Летучая мышь» была поставлена его первая пьеса «Пятнистое яйцо», сыгранная собственноручно сделанными Кокошкой маленькими куклами. А один наивный финансист как-то заказал Кокошке книгу для детей и юношества — со стихами и иллюстрациями. Видимо, понятия о юношестве у банкира и художника слегка разнились, поскольку вместо невинной книги с легким для восприятия сюжетом заказчик стал обладателем опуса «Мечтающая юность». Произведение было иллюстрировано откровенными картинками и содержало глубокомысленные стихи вроде:
Красная маленькая рыбкаМаленькая рыбка краснаМой нож тоже красен Красны мои пальцыВ чаше рыбка брюшком вверх проплыла
Следующая пьеса под интригующим названием «Убийца — надежда женщин» вызвала огромный общественный резонанс и с легкого пера одного венского газетчика принесла Кокошке прозвище «Дикое дитя Вены». В 1908 году на показательной выставке Венской школы ремесел император Франц-Иосиф удостоил работы Кокошки комментарием: «Что за уродство?» На следующий же день Оскара лишили стипендии и отчислили из школы. Но чех не собирался отказываться от творчества. Он боготворил искусство за возможность выразить себя, свои чувства, метания… Ну и, конечно, за возможность вдоволь рисовать обнаженных девушек-натурщиц, которые к тому же не отличались строгими моральными устоями.
Хотя даже благовоспитанные особы не могли устоять перед приятной внешностью Оскара и его напором. Оскар отличался страстным темпераментом и любил разыгрывать драму. Он мог всю ночь простоять под окнами понравившейся девушки, вымокнуть до нитки, заболеть, упасть перед ней на колени, целовать ее ноги… Правда, завоевав девушку, Кокошка быстро к ней охладевал, поэтому каждый месяц менял адрес ночных стоянок под окнами. Оскар считал, что еще не встретил ту самую, способную принести ему истинные страдания. Но он ждал с нетерпением. И вот теплым осенним вечером 1911 года…
Художник и муза
— Позвольте представить вам мою дочь Альму Малер! — Художник Карл Молл протянул руку подошедшей статной молодой женщине в черном платье.
— Позвольте освежить вашу память: я дочь вашего покойного учителя, жену которого вы соблазнили после его смерти. — Альма, так и не подав руки отчиму, кивнула Кокошке. А тот стоял совершенно очарованный прямотой и грубостью этой пышногрудой богини в трауре. Карл Молл не пользовался благосклонностью венского художественного общества, и видеть, как его ставят на место, было довольно приятно.
Любовница и муза Оскара Альма МалерВесь вечер фрау Малер развлекала Кокошку разговорами. Она не пыталась понравиться и высказывала смелые и любопытные мысли. Более того, критиковала работы Климта, своего «близкого друга и поклонника», на что даже Кокошка с его вспыльчивым темпераментом никогда бы не решился.
Провожая гостя до дверей, Альма без тени улыбки или кокетства сказала:— Портрет моего отчима, который вы нарисовали, исключительно хорош. Вы передали его двуличную, алчную и жестокую натуру. Это редкий дар для художника.
Из подъезда Оскар вышел окрыленный. «Она была так обольстительна в своем траурном платье! Она меня околдовала!» — вспоминал Кокошка много лет спустя. Уже через час он отправил фрау Малер первое любовное послание.
Альма не отличалась классической красотой — напротив, имела крупные черты лица, полную фигуру и тяжелую поступь. Но мужчин будто гипнотизировала. За ней ухаживали Густав Климт и композитор Александр фон Цемлинский. Покойный муж Альмы, директор Венской оперы и композитор Густав Малер, посвятил ей свою самую известную симфонию — Восьмую. Последним ее любовником был архитектор Вальтер Гропиус, и Кокошка с радостью занял освободившееся место.
Их отношения напоминали бурю, выматывавшую и беспощадную. Особенно старался Кокошка. Уже в пожилом возрасте Альма вспоминала: «Мы постоянно занимались любовью. Когда случались перерывы, Оскар рисовал меня». И добавляла: «Он напоминал большого ребенка. Мог хохотать над шуткой и уже через секунду носиться по комнате в негодовании, размахивая руками». Во время романтического путешествия в Италию они зашли в Аквариум в Неаполе и там стали свидетелями любопытной сцены, разыгранной природой: медуза ужалила рыбу и парализовала ее. Оскар тут же распределил роли: он — рыба, а она — медуза.
Охлаждение между художником и музой-медузой совпало с началом Первой мировой войны. Оскар утомлял Альму. Он требовал, чтобы они поженились, но куда престижнее быть вдовой великого композитора Малера, чем женой полубезумного чеха Кокошки.
И это несмотря на то, что карьера Оскара пошла в гору. Его даже пригласили преподавать в Венскую школу ремесел, то есть в ту, из которой несколькими годами ранее отчислили.Сохранилась запись из дневника Альмы: «Сегодня во время близости я отказалась ударить Оскара. Тогда он начал нашептывать мне казни, которые придумал для лечащего врача моего покойного мужа. Это было отвратительно». Терпение женщины иссякло, когда Кокошка, запрещавший ей аборт, после операции выкупил в больнице окровавленную простыню и демонстрировал ее в венских кабаках.
Отвергнутый Кокошка, вдохновившись собственным горем, за пару суток написал свою самую известную картину — «Невеста ветра».
На деньги, заработанные с продажи картины, Оскар купил лошадь. Благодаря протекции влиятельных друзей художник был зачислен в престижный Пятнадцатый драгунский полк. Адольф Лоос, друг Кокошки, сфотографировал его в импозантной форме, и на основе фотографии были выпущены открытки, которые пользовались огромным спросом.
Художник в форме драгуна перед отправкой на фронтС выражением мученичества на лице, под ликующие крики толпы Оскар вместе со своим полком покинул Вену. А в один из первых осенних дней 1915 года Вену потрясло известие: на Восточном фронте героически погиб 29-летний художник Оскар Кокошка.
Возвращение убиенного сына
Открыв дверь, фрау Кокошка потеряла дар речи. Перед ней стоял призрак ее погибшего сына. Два года прошло с того момента, как все венские газеты опубликовали некрологи Оскару Кокошке. Мать уже пережила утрату, отметив ее поседевшими волосами, — и вот он стоит перед ней живой. Женщина кинулась на грудь сына с рыданиями, только теперь ее душили слезы радости.
Оскар подробно рассказал историю своего магического воскрешения. Он действительно был в гуще сражения. Его ранили в голову, и он упал с лошади. Ходившие по полю солдаты добивали агонизировавших противников. Один из них на всякий случай проткнул Кокошку копьем и, как выяснилось, задел легкое. Все эти обстоятельства не помешали художнику выжить. Оскара подобрали врачи, и он был взят в плен в Галиции. Несколько месяцев Кокошка не мог вспомнить ни своего имени, ни рода занятий, ничего. Оправившегося безымянного драгуна обменяли на пленных союзников и затем снова отправили на фронт. Долго Кокошка не протянул: у него случился нервный срыв. Военный врач признал Оскара психически нестабильным (наконец-то признание на официальном уровне!). С этой характеристикой художник был отпущен домой, благо память к нему вернулась в полном объеме.
Вернулась и былая страсть к Альме, вышедшей тем временем замуж за архитектора Гропиуса. Поскольку восстановить отношения с бывшей любовницей не представлялось возможным, Кокошка нашел более оригинальный способ вернуть в свою жизнь любовь.
Мечта фетишиста
В июле 1918 года Оскар озадачил мюнхенскую художницу Гермину Моос странным заказом. Ему нужна кукла, похожая на настоящую женщину — вполне определенную женщину. Он заплатит, благо недостатка в заказах у «чудом воскресшего» художника не было. В Мюнхен полетели письма с подробными инструкциями: «Прошу вас, уделите особое внимание изгибам женского тела. Они должны быть такими, чтобы, гладя их, я испытывал наслаждение… Возможно ли, чтобы у куклы открывался рот и в нем были зубы и язык? Надеюсь на вас!»
Гермина Моос со своим творением – куклой для КокошкиЗа пару месяцев до прибытия куклы Оскар потратил приличную сумму на ее гардероб: платья и кружевное нижнее белье были заказаны им в Париже. И вот весной 1919 года кукла прибыла, однако Кокошку постигло разочарование. В письме Гермине Моос он писал: «Едва ли ее кожа так же нежна и тонка, как кожа настоящей женщины!» Кроме того, кукла была набита пухом, что осложняло процесс одевания. «Натянуть на нее чулок так же невозможно, как просить парижскую танцовщицу вальсировать с медведем!» — негодовал художник. Тем не менее Кокошке все же удалось нарядить куклу, после чего в компании безмолвной спутницы он стал посещать все светские мероприятия Вены.
Кукла прибавила Оскару популярности, но счастья так и не принесла. В своем позднем автобиографическом очерке «Фетиш» Кокошка писал, что кукле не удалось удовлетворить его сексуально, постепенно она даже стала раздражать художника. Пришло время положить конец этой истории. «Я нанял оркестр… Венецианская куртизанка, с которой я был близок, одетая в платье с глубоким декольте, настаивала, чтобы я вынес куклу. Она жутко ревновала к моей набитой пухом Альме и все спрашивала, спал ли я с ней. Мой друг принес-таки куклу и даже провел ее перед всей компанией на манер современных показов мод. Под занавес вечеринки мы отрубили кукле голову, и я разбил об эту голову бутылку красного вина. Как же мы напились!»
Автопортрет художника с куклойВскоре Кокошка получил назначение на пост профессора в Дрезденской академии, а с ним и шикарную квартиру-студию в центре города. Преподавательский опыт 34-летнего Кокошки был невелик, даже плачевен. Например, с последнего места — преподавателя в частной женской школе в Вене — Кокошку выгнали по просьбе родителей, беспокоившихся за моральный облик дочерей. Художник и не нуждался в постоянном месте работы, ведь его картины прекрасно продавались.
После Венской биеннале 1922 года, где произведения чеха, как всегда, расхвалили, Кокошка заскучал. Он передал швейцару Дрезденской академии записку, в которой сообщал, что оставляет пост профессора, и, ни с кем не попрощавшись, уехал путешествовать. В странствиях по Европе и Африке он провел следующие десять лет.
Изгнание дегенерата
Успех, творческий и финансовый, вскружил художнику голову, и он не сразу заметил, как меняется настроение в Европе. И вдруг на очередной выставке в Италии Кокошку против обыкновения не вознесли, а раскритиковали. Оказалось, Муссолини заранее дал понять, как он относится к «мазне» чеха, а редкий критик решился бы с ним спорить. Негодующий Кокошка уехал в Вену к матери. Оскар дал ей умереть спокойно, скрыв творившиеся в стране события, а особенно новость о том, что его картины заняли почетное место на выставке «Дегенеративное искусство», организованной Геббельсом. Похоронив мать, Кокошка бежал в Прагу. Там его настигло другое малоприятное известие: более четырехсот его работ изъяты из музеев Германии. Какие-то уничтожены, какие-то рассованы по подвалам. Пути назад нет, решил Оскар и принял чешское гражданство. Единственное, что утешало его в тот период, так это знакомство с молодой чешкой Ольдой Павловской. Она сильно напоминала Альму — тяжелой фигурой и густыми темными волосами. Но характер у Ольды был покладистый, она не уставала от перепадов настроения Кокошки, от его непостоянности. Оскар, стоявший на пороге пятидесятилетия, пресытился случайными связями и после смерти матери особенно нуждался в друге, который всегда был бы рядом. Если этим другом окажется молодая девушка с большой грудью — что ж, еще лучше.
Автопортрет с ОльдойОскар и Ольда поженились в Праге, перед тем как в 1939 году бежать от фашистской власти в Англию. К несчастью, это была единственная страна в Европе, где о Кокошке толком никто не слышал. Молодожены поселились в рыбачьем поселке Полперро, что в Корнуэлле. Денег не хватало хронически. Художнику, чьи картины коллекционировали, перекупали и выставляли в лучших галереях мира, приходилось сидеть в тени панамы и за гроши рисовать праздно шатавшихся по причалу туристов. Унижение было настолько велико, что душевное расстройство Оскара усугубилось. У него развилась паранойя. Каждый день, возвращаясь с причала, Кокошка дрожащим голосом объяснял Ольде, что соседи «против него» и что им необходимо бежать. Впрочем, побег в Лондон не улучшил настроения художника. «Что я делаю в этой дыре? — делился Кокошка с дневником. — Мне нужно искать новые объекты для моей живописи. Мне следует уехать из города и искать нечто истинное. Кузнечика или что-то в этом роде».
На службе у большевиков
Кокошка внимательно следил за новостями с фронта. Близко к сердцу художник воспринял Сталинградскую битву, ведь когда-то он сам побывал на Восточном фронте. Неожиданно Оскару предложили хороший заказ — написать портрет советского посла Ивана Майского. К досаде Ольды, откладывавшей каждый фунт, Кокошка согласился на странных условиях. Весь значительный гонорар художника за портрет должен быть поделен между пострадавшими во время битвы при Сталинграде немцами и русскими.
Работа сразу не задалась. Майский пришел на первый сеанс с газетой и на протяжении следующих 29 сессий с ней не расставался. Оскорбленный Кокошка съязвил: «Не могли бы вы перевернуть страницу? Я уже перерисовал эту сторону», но Майский иронии не заметил. Портрет получился настолько самобытным, что советское правительство не захотело за него платить, благодаря чему он по сей день хранится в Галерее Тейт. Мрачный посол, уткнувшийся в газету, изображен на фоне размытой фигуры Ленина. Той самой, которую планировали воздвигнуть на Дворце Советов.
Эпилог
Если первая половина жизни Оскара Кокошки прошла под знаком сresсendo, то есть нарастания громкости происходящих с ним событий, то последние тридцать лет можно обозначить знаком diminuendo, то есть затишьем. Обратимся же к самой короткой, заключительной главе жизни художника, пока окончательно не запутались в музыкальных терминах.
После войны граждане Великобритании Оскар и Ольда покинули ее, чтобы обосноваться в Зальцбурге. Фашисты вышли из моды, Кокошка снова в нее вошел. Его картины вернулись в музеи, многие из них переплыли океан, чтобы украсить стены нью-йоркского Гуггенхайма. Но Оскар больше не шокировал общественность, он, напротив, искал уединения, нарушая его лишь ради учеников своей Школы видения. Ольда по-прежнему была рядом и потакала всем прихотям пожилого мужа, даже его просьбе связаться с Альмой, чтобы «установить с ней человеческие отношения». Но Альма наотрез отказалась встречаться с бывшим любовником, к тому же вскоре она умерла. Сам Кокошка скончался в 1980 году в объятиях Ольды, за неделю до своего 94-го дня рождения.
Кокошки пьют чай в своем доме в Швейцарииwww.maximonline.ru
Оскар Кокошка (1886-1980)Оскар Кокошка — художник австро-немецкой школы — является одним из крупнейших представителей живописи экспрессионизма. Этот термин произошел от латинского слова — expressio — выражение. Он появился в десятые годы нашего столетия и стал обозначать широкое художественное течение, охватившее разные виды искусства. В экспрессионизме образы и формы внешнего мира подчиняются логике духовного выражения внутреннего мира художника. В 10-е и 20-е годы экспрессионизм стал ступенью художественного развития почти всех художников Северной Европы, особенно Германии. В экспрессионизме отразилось мучительное ощущение конфликта между человеком и обществом, субъектом и объективной реальностью — ощущение, охватившее западную интеллигенцию в период, предшествовавший первой мировой войне и после нее. Детство, юность и молодые годы Кокошки связаны с Веной, городом, где сложился особый культурно-художественный климат. Искусство рубежа веков — югендстиль — здесь развивалось не в столь прихотливо-изысканных декоративных формах, как во Франции, но более тяготело к плоскостности и геометричности. Крупнейшим представителем югендстиля (иными словами, модерна) в Австрии был художник Густав Климт, возглавлявший венский «Сецессион» — объединение, где устраивались выставки современных австрийских, французских, немецких художников. Обратившись к живописи, Кокошка, который сначала учился в Венской художественной школе, а затем работал в Художественных мастерских, испытал большое влияние Климта, свойственной ему орнаментальности и тяги к сюжетам, проникнутым чувственными мотивами. В мастерских Кокошка занимался графикой, делал эскизы для открыток, цветные литографии. Одновременно с занятиями искусством началась его литературная деятельность. Кокошка писал поэмы и драмы, в которых складывались основные черты, характерные в дальнейшем для экспрессионистического театра. В Вене в начале нашего столетия жило немало выдающихся людей, известных всей Европе. Одним из них был доктор Зигмунд Фрейд, разработавший учение о психоанализе. Представление о подсознании, о тайных движениях человеческой души, о смутно сохраняемых воспоминаниях раннего детства, которые затем оказывают влияние на дальнейшую жизнь человека, — все это повлияло на сложение художественных взглядов Кокошки. В 1911 году умер крупнейший австрийский композитор Густав Малер, предвосхитивший проявления экспрессионизма в музыке. С вдовой композитора — Альмой Малер — Кокошку на протяжении многих лет связывали близкие отношения. С ней он совершил путешествие в Италию, ее он изображал в своих картинах. Большое значение в творческой жизни Кокошки сыграло то, что он вошел в кружок, сложившийся вокруг выдающегося австрийского архитектора Адольфа Лooca. В практике Лooca совершался переход от архитектуры модерна к функционализму. Кокошка написал портрет Лooca. Он вообще писал много портретов, стремясь раскрыть в них психологическую глубину и индивидуальный характер человеческой личности. Портрет доктора-психиатра А. Фореля. В 1908 году Кокошка создал один из самых известных своих портретов, изображавший доктора-психиатра А. Фореля. В портретах Кокошка обычно изображал человека в трехчетвертном повороте, резко обрисовывая контур его лица. Всегда очень выразительны у Кокошки и руки портретируемых. Фон в его портретах всегда нейтральный, часто темный, и лицо модели на нем ярко вырисовывается. Черты лица утрированы, порой почти искажены, чтобы обострить их выражение. С 1910 года завязались отношения Кокошки с известной галереей Пауля Кассирера, который выставлял его работы. В Берлине Кокошка экспонировал свои произведения с группой «Синий всадник», куда входили Франц Марк и Кандинский. В 1913 году, совершив путешествие по Италии, Ко кошка особенно увлекся искусством Тинторетто. Контрастность светлых и темных тонов в его живописи, стремление к передаче внутреннего духовного мира человека оказались близки австрийскому художнику. Некоторые исследователи полагают также, что на Кокошку оказали влияние мастера австрийского барокко. Во всяком случае, обращаясь к искусству прошлого, он черпал вдохновение не из опыта классики, Возрождения, а из искусства, умеющего передать тревожные состояния в жизни человека и природы. В 1914 году, когда разразилась первая мировая война, Кокошка записался в кавалерию. На войне он был серьезно ранен. В 1917 году, как пишут его биографы, художник переживает тяжелый духовный и физический кризис. В начале 20-х годов, вновь обретя способность работать, Кокошка на протяжении нескольких лет ведет преподавание в Академии в Дрездене. Затем наступают годы путешествий и изгнаний. Вначале добровольно художник совершает поездки по Европе, Северной Африке и Переднему Востоку, а затем, когда фашисты распространяют свою власть на Австрию, он переселяется сначала в Прагу, откуда родом был его отец, а затем в Лондон, где живет до 1953 года. Последние годы жизни художник провел в Швейцарии. После первой мировой войны к Кокошке приходит большая известность. Между 1924 и 1931 годами была устроена двадцать одна выставка его работ. На сцене шли написанные им пьесы. Кокошка продолжает работать в жанре портрета. По выражению одного из критиков, он как бы рентгеновскими лучами просвечивает душу человека и в портрете предсказывает его дальнейшую судьбу. В 1920-е годы художник начинает много работать над пейзажами. Он пишет виды Дрездена, Флоренции, а затем Праги и Лондона. В пейзажах Кокошки обычно взята высокая точка зрения, дается панорамный охват избранного вида. Одним из первых пейзажей Кокошки был вид дикой природы — «Гора Тре-Крочи в Доломитовых Альпах», — напи санный в 1913—1914 годах. Затем художник обращается по преимуществу к изображению видов больших городов. Пейзажи Лондона, написанные австрийским художником, можно сравнить с произведениями Клода Моне и Андре Дерена, которые также обращались к лондонским мотивам. Как бы ни были несхожи между собой два французских художника, их пейзажи составляют гармонию красок и тонов, передают зрительный облик города. Кокошка как бы стремится уловить душу города, его характер. Пейзажный мотив, составленный из домов, мостов и улиц, в его картинах тяготеет к тому, чтобы раствориться в окружающем его бескрайнем пространстве. Это создает ощущение зыбкости, подвижности городского вида. Характерной чертой всей живописи Кокошки является необыкновенная обостренность его художественного видения, гиперболизирующего и заостряющего реально существующие черты действительности. Эту особенность своей художнической позиции Кокошка обосновывал теоретически. Он писал, что видение представляется ему как неожиданно возникающее состояние, как первый взгляд, как первый крик только что родившегося ребенка. Осознание видения, по мнению Кокошки, является основным свойством жизни. Человеческое сознание Кокошка называет могилой реальных вещей, где их образы испускают дух. В творчестве Кокошки всегда присутствует трагическое начало, но оно соединяется с лирическим восприятием мира, что особенно заметно в его пейзажах. В портретах Кокошки с их глубокой проникновенностью в душу и характер человека, ощущаются реалистические черты, что делает их значительными документами духовной жизни общества. В лучших своих произведениях Кокошка преодолевает зыбкость форм и субъективизм, свойственные экспрессионизму, и раскрывается как яркий представитель австрийской культуры XX века. К.БОГЕМСКАЯ Галерея картин КокошкиКомментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение. Последние материалы в этом разделе:
↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
www.artcontext.info
Оскар Кокошка: жизнь и творчество художника
Оскар Кокошка (1 марта 1886, Пёхларн, Австро-Венгрия — 22 февраля 1980, Вильнёв, Швейцария) — австрийский художник и писатель чешского происхождения, крупнейшая фигура австрийского экспрессионизма.
Содержание
Биография Оскара Кокошка
Творчество Кокошка
Интересные факты из жизни художника
Картины Оскара Кокошка
Библиография
Биография Оскара Кокошка
По отцу принадлежал к роду известных пражских ювелиров.
В 1903—1909 учился в Венской школе искусств и ремёсел, среди его преподавателей был Густав Климт. В 1908 г. его работы были представлены в экспозиции художников-модернистов, близких к Климту.
Постановка драмы Кокошки «Убийца, надежда женщин» (1907) на венской сцене вызвала скандал (в 1921 г. Пауль Хиндемит написал оперу на её основе).
Кокошке покровительствовал известный венский архитектор Адольф Лоос, к этому периоду относятся портреты венских знаменитостей (Карл Краус и др.).
В 1910 г. он сблизился в Берлине с экспрессионистской группой «Штурм», познакомился с Кандинским.
Кокошка участвовал в Первой мировой войне, был ранен в 1915 г. на Галицийском фронте, пережил плен, признан врачами психически нестабильным.
Творчество Кокошка
В 1916 Кокошка познакомился с Гофмансталем и Рильке. Впечатления от войны вошли в драму «Иов» (1917). В 1919—1924 гг.
Кокошка был профессором Дрезденской академии художеств. По его драме «Орфей и Эвридика» (1919) написана опера Эрнста Кшенека (1923).
В 1922 году написал портрет актрисы Марии Орской, который ныне хранится в виде литографий в нескольких музеях. В 1922 и 1932 гг. работы художника участвовали в Венской Биеннале.
В 1937 г. картины Кокошки фигурировали на известной пропагандистской выставке «Дегенеративное искусство», организованной нацистами.
Charles Bridge Crucifixion (Golgotha) RobinsonВ 1934 Кокошка переехал в Прагу, в 1938 г., после Мюнхенского соглашения — в Великобританию, в 1946 г. получил британское гражданство. С 1947 г. жил в Швейцарии.
После окончания Второй мировой войны его работы были представлены в 1945 г. на выставке в Вене вместе с полотнами Климта и Шиле, в 1947 г. его экспозиция с успехом прошла в Берне, а в 1952 г. на Венской Биеннале ему был отведен отдельный зал.
В 1952—1963 Кокошка преподавал в летней Академии изобразительных искусств в Зальцбурге. В 1955, 1959 и 1964 гг. его работы были представлены на кассельской выставке «Документа».
В 1960-е годы выступал также как сценограф (Волшебная флейта Моцарта, 1964, и др.), работал художником-оформителем на телевидении («Росмерхольм», по драме Ибсена, 1961).
В 1981 г. большие ретроспективные выставки работ Кокошки прошли в Лондоне и Нью-Йорке, в 1986 — в нью-йоркском Музее Соломона Гуггенхайма.
Интересные факты из жизни художника
Пять интересных фактов из биографии Оскара Кокошки:
1. Кокошка обладал сильной верой в приметы и предзнаменования, возникшей после того как он узнал о сильном пожаре, вспыхнувшем в Пёхларне вскоре после того, как мать родила его.
2. У Кокошки не ладились отношения с отцом, дела которого шли не очень хорошо. Семья переезжала с места на место, и Оскар винил в несчастьях семьи только отца.
Позже он вспоминал: «От него я учился переносить бедность, но по-рабски заниматься нелюбимой неприятной работой я так и не научился».
3. В 1911 году в Вене выставку Кокошки посетил эрц-герцог Франц Фердинанд.
Реакция на картины художника была такова, что наследник трона с негодованием воскликнул: «Этому господину нужно переломать кости!»
4. В молодости Кокошка пережил роковую страсть с известной венской красавицей Альмой Малер, однако через пару лет бурного романа Альма отвергла его, объяснив это тем, что страшится таких сильных чувств. Всю жизнь Кокошка не мог избавиться от мучительных воспоминаний о ней, и в 1919 году заказал мастеру в Штутгарте женскую куклу в натуральную величину, которую позднее описал в книге «Фетиш». Куклу Кокошка брал с собой в оперу и на вечеринки, на последней он и уничтожил в порыве чувств муляж любимой женщины.
5. На протяжении всей своей жизни австрийский экспрессионист был страстным коллекционером фигурок, статуэток и игрушек, привезённых из многочисленных путешествий. Со временем их накопилось столько, что Кокошка собирался организовать своеобразный «салон диковинок», который впоследствии занял достойное пространство в доме в Вилльнёве, а после смерти коллекция была показана общественности.
Библиография
- Wingler H.M. Oskar Kokoschka, the work of the painter. Salzburg: Galerie Welz, 1958
- Hodin J.P. Oskar Kokoschka; the artist and his time: a biographical study. Greenwich: New York Graphic Society, 1966
- Oskar Kokoschka drawings, 1906—1965. Coral Gables: University of Miami Press,1970
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, vm.ru
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Оскар Кокошка: картины художника
Творчество. Свобода. Живопись.Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Оскар Кокошка: жизнь и творчество художника
2.5 (50%) 4 голос(ов)allpainters.ru
Оскар Кокошка. Художники-экспрессионисты. Биографии. Картины
Oskar Kokoschka. 1886-1980 г. Выдающийся австрийский художник-экспрессионист.
В свое время преподаватели венской Художественно-промышленной школы были едины во мнении, что студент Оскар Кокошка не принадлежит к числу многообещающих живописцев; может быть, это и стало главным побудительным мотивом, который позволил Кокошке «взойти» на третье место в большом трио знаменитых художников Вены, после Климта и Шиле.
Место рождения Оскара Кокошки – австрийский городок Пёхларн, расположенный на Дунае, здесь он появился на свет 1 марта 1886. Родовые корни связаны с Чехией, его отец продолжал семейную традицию мастеров ювелирного промысла, изделия которых были известны во всей Праге. Заниматься нелюбимым делом юный Оскар не желал, хотя особого влечения к искусству он тоже не испытывал. С раннего возраста у Кокошки проявился интерес к изучению химии, но преподаватель, увидевший его рисунки, посоветовал родителям развивать художественный дар.
Обучение в Художественно-промышленной школе в Вене (сюда семья переехала в 1902) началось в 1904, особого рвения к занятиям у Кокошки не наблюдалось, его более прельщало сочинение драм в стихах, а также рисование. Преподаватели сразу советовали ему сосредоточиться в направлении графического дизайна, а также уделить внимание гравюре.
Сочинив пьесы «Сфинкс и чучело» и «Убийца – надежда женщин», начинающий художник создал к ним оригинальные рисунки, а афиша последней, отнесена критиками к работам, ярко выражающим дух экспрессионизма.
В 1907-1908 гг. в рисунках Кокошки изобилует тема ню, преимущественно с участием юных моделей, а в 1906 он изображает обнаженную Мату Хари. В творчестве этого периода отчетливо заметно влияние Климта и Ромако, но в большей степени, присутствие дальневосточной художественной традиции.
В 1908 Кокошка участвует в выставке под названием «Кунстшау», организованной Климтом, на которой экспонировалось творчество модернистов. Работы молодого художника принесли ему известность, правда, скандальную. Традиционалисты не воспринимали творчество, изобилующее таким количеством насилия и эротики. Столь оригинальная «известность» привела впоследствии к отчислению Кокошки из Школы.
Не стал исключением, в плане скандальных событий, и 1909, когда на крупной выставке были снова представлены работы, не воспринимаемые представителями традиционного искусства, но на этот раз, Художественные мастерские отказались от сотрудничества с Кокошкой. В этот период судьба облагодетельствовала строптивого художника, а ее «посланцем» выступил Адольф Лоос, известный в венском обществе архитектор-модернист.
В одном из питейных заведений Вены Кокошка выиграл пари, победителем которого должен был стать участник, сумевший поглотить наибольшее количество спиртного. Лоос, выступивший в роли главного болельщика, вскоре ввел художника в богемный мир Вены, познакомил с интеллигенцией, помог не только финансово, но и посоветовал реализовать творческий потенциал, используя жанр портретной живописи. «Психологические портреты», создаваемые Кокошкой вплоть до начала Первой мировой войны, стали изюминкой венского экспрессионизма. Работая над изображениями моделей, художник глубоко проникал во внутренний мир «оригинала». К шедеврам этого периода относят «Портрет Херварта Вальдена». Анализируя технический аспект творчества, следует отметить, что до 1910 автор придавал графизму немаловажную роль.
Также в 1909 творчество художника получило новый импульс, который привел Кокошку к покорению еще одной вершины изобразительного искусства: в компании Лооса он посетил Швейцарию, где зачарованный красотой альпийской природы, написал несколько потрясающих пейзажей. Обратившись в будущем к этому жанру, он достигнет в нем пределов совершенства.
В 1910 Кокошка приезжает в Берлин, где известность не заставляет себя долго ждать. Работая в журнале «Буря», художник, в творческом тандеме с главным редактором Вальденом, превращает издание в рупор авангардного искусства, стремительно подняв его популярность у представителей художественной среды Берлина. Без «Бури» вряд ли бы немецкий экспрессионизм получил столь мощный импульс для развития. Состоялось знакомство с Кандинским. Жизнь художника в это время отразилась в ряде работ, среди которых «Автопортрет с Альмой Малер». Бурный роман с героиней произведения длился с 1911 по 1913, а окончательный разрыв с красавицей, произошедший в 1915, надолго оставил в его душе мучительную рану.
Уход добровольцем на войну был вызван, преимущественно, желанием избавиться от последствий расставания с Альмой, а его участие в боевых действиях закончилось двумя тяжелыми ранениями, полученными в 1915 и, после лечения в Дрездене, Кокошка останется в этом городе до 1924. Здоровье постепенно поправлялось, но в 1919 друзья стали замечать определенные странности в его поведении. Этот период отмечен некоторым уходом от экспрессионизма, доминирующее положение постепенно приобретает пейзажная живопись; иногда работы создавались в импрессионистской манере.
После окончания преподавательской деятельности в Академии искусств (1919-1924), художник стал обладателем крупной суммы денег, полученных от продажи картин, и это позволило ему объездить всю Европу, побывать в Африке и на Ближнем Востоке. Созданные Кокошкой пейзажи, городские виды, отличались красочностью и, пользуясь большим спросом, тут же и продавались.
После гитлеровского вторжения в Европу, художник некоторое время пожил в Чехии, а в 1938, в компании любовницы Ольды Павловской обосновался в Лондоне. В 1947 Кокошка получил британское подданство, а в 1953 переехал жить в Швейцарию, отказываясь от вторичного получения австрийского паспорта. После нескольких лет творческого затишья, художник опять стал использовать экспрессивную манеру живописи, а цвет и рисунок стали изысканно утонченными. К мастеру пришла известность, и он продолжал активно работать до конца 1950-х.
В Швейцарии Кокошка сторонился политической и общественной жизни, и прожил здесь почти тридцать лет.
Уединенная жизнь в курортной зоне Женевского озера проходила в замкнутой атмосфере и, не дожив до девяноста четырех лет одной недели, 22 февраля 1980 Оскар Кокошка умер в Монтрё; в обществе это событие почти не привлекло особого внимания.
Смотреть картины Оскара Кокошки
expressionists.ru