Елена Прекрасная. Картина елена прекрасная


Елена Троянская-идеал женской красоты. | Волшебная сила искусства

    

                  Если б ее никогда не существовало, ее следовало бы выдумать: образ самой прекрасной женщины на свете,с которой не могли сравниться даже боги, –- одна из вечных фантазий человечества, которому всегда был нужен идеал . И, чтобы не прогневить богов и не вызвать зависть людей – совершенная красота, как нередко бывает на самом деле, никому не приносит счастья: веками в этом находят утешение все те, кто не обладает ни красотой, ни удачей.

     Интерес к истории Елены Прекрасной у меня возник не просто так.Мне попались на глаза очень интересные сведения о необычных единицах измерения.Оказалось,что для красоты тоже существует своя единица измерения.

  Миф о  Троянской войне, наверное, известен каждому европейцу. Эти события происходили предположительно в 13 веке до н.э. Причиной войны стала самая прекрасная женщина на свете Елена – дочь Зевса и Леды. Красота Елены Троянской была столь сильна, что могла по выражению поэтов «наполнить паруса тысячи кораблей». Таким образом, мы получаем очень «точный» способ измерения красоты женщины: если она способна  силой своей красоты наполнить паруса одного корабля, то ее красоту можно принять равной 1миллиЕлене. Если же от одного только взгляда на женщину тонет 1 корабль, то такую «красоту» можно приравнять 1миллиЕлене только со знаком «минус».

    Но ,а теперь внимательно почитаем,как же так получилось,что до сих пор Елена Прекрасная,Спартанская или Троянская считается эталоном красоты. Ее совершенный облик и трагическая судьба тысячелетиями привлекают к себе внимание человечества. И хотя предание о ней зародилось так давно, что сейчас самый придирчивый ученый не сможет найти его истоков, оно дошло до нас, сохранив свою прелесть и очарование.

   Легенда о прекрасной Елене складывалась из многих источников – каждая область Греции имела свою версию,и каждый античный поэт и мифограф считал своим долгом добавить собственный вариант. Но хотя детали во многом не совпадали, сама суть мифа всегда была неизменна. 

Зевс  

      Отцом Елены был Зевс – верховный бог древнегреческого пантеона, прославившийся не только своей силой и великими деяниями, но и многочисленными любовными похождениями. Своих возлюбленных он зачастую посещал в различных обличьях: известно, что Деметру он соблазнил в облике змея, дочь финикийского царя Европу – в виде быка,к арагосской царевне Данае явился, обернувшись золотым дождем, а к наяде Эгине – огнем. Рассказывают, что к Леде,прекрасной супруге спартанского царя Тиндарея, Зевс пришел в облике лебедя .

       

     Елена росла в доме царя Тиндарея, который воспитывал ее как собственную дочь, не ведая о ее божественном происхождении. Но красота Елены, поражающая воображение уже тогда, когда сама она была еще ребенком, навела его на подозрения: в конце концов Тиндарей добился от своей жены признания в том, что настоящим отцом прекрасной девочки был сам Зевс. Гневаться на богов было не принято – и Тиндарей, как говорят, даже счел свой дом благословенным: ведь на его жену обратил внимание сам великий Громовержец!

      Кадр из фильма.  "Троя."

    По сообщениям мифографов, Елена еще не достигла брачного возраста, когда слухи о ее невероятной красоте достигли ушей знаменитого героя Тесея и его друга Пирифоя: оба недавно овдовели и решили добыть себе в жены дочерей Зевса. Их выбор пал на Елену: когда девушка прибыла в храм Артемиды, дабы принести богине жертвы, ее похитили прямоиз храма. Согласно жребию,

   Елена досталась Тесею: тот отвез прекрасную добычу в дом своей матери Эфры, а сам вместес Пирифоем отправился добывать супругу для него. Юная Елена, по одним рассказам, нетронутой ждала, пока Тесей вернется из похода, а по другим – вынашивала зачатого от Тесея ребенка. После того, как братья Елены разыскалии освободили ее, она будто бы родила в Аргосе дочь Ифигению, которую отдала на воспитание своей сестре Клитемнестре, жене царя Микен Агамемнона.

  Елену вернули в Спарту, однако ее репутация, как можно было бы предположить, не пострадала: она была настолько прекрасна, что самые доблестные герои Греции прибывали ко двору Тиндарея, дабы просить руки прекрасной Елены. Среди женихов предания называют царя Итаки Одиссея, этолийского царевича Диомеда, героя Патрокла и многих других. Тинтарей, справедливо опасавшийся, что десятки сильных и гордых мужчин, оскорбленные его отказом, перебьют и друг друга, и всю Спарту, долго тянул с ответом, пока, по совету хитроумного Одиссея, не решился передать право выбора самой Елене – предварительно связав всех женихов клятвой, что они всегда будут оберегать честь ее будущего супруга, кого бы она ни избрала.

    Выбор Елены пал на Менелая – прекрасного телом и лицом царевича из Микен, младшего брата Агамемнона – возможно, именно он побудил Елену сделать такой выбор. После пышной свадьбы Менелай и Елена зажили в любви и согласии: вскоре у них родилась дочь, названная Гермионой. После смерти Тиндарея Менелай унаследовал престол и стал править Спартой мудро и справедливо, во всем поддерживаемый своей женой.

            В то же время герой Пелей, один из аргонавтов, женился на богине Фетиде: брак этот устроили, по разным источникам, либо Гера в благодарность за то, что Фетида отказала Зевсу в домогательствах, либо сам Зевс, которому было предсказано, что в случае его союза с Фетидой у той родится сын, который свергнет отца. На свадьбе в пещере кентавра Хирона пировали все боги и герои Греции – кроме богини раздора Эриды. Та, оскорбленная тем, что ее не позвалина свадьбу, подбросила пирующим золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей», и немедленно три богини – жена Зевса Гера, мудрая воительница Афина и богиня любви Афродита – заспорили, кому из них должно принадлежать яблоко.

Елена и Парис.

            Зевс,к которому они обратились, отказался рассудить их спор, вместо этого он предложил им обратиться к незаинтересованному лицу – пастуху Парису, сыну царя Трои Приама. Богини, не надеясь только на собственную красоту, стали обещать юноше чудесные дары: Гера сулила власть над Азией, Афина – воинскую славу, а Афродита – любовь прекраснейшей женщины на земле. Парис, не долго думая, присудил яблоко Афродите – и она навечно стала покровительницей и его самого, и всей Трои (в свою очередь Афина и Гера возненавидели троянцев). По совету Афродиты Парис отправился в Спарту, ко двору Менелая, где, стараниями коварной богини любви, очаровал прекрасную Елену. Когда ее супруг отбыл на Крит, Парис уговорил Елену бежать: она оставила мужа и Спарту, взяв с собой, как сообщают предания, драгоценности и множество рабов.

 Похищение Елены.

 

Афродита дарует Елену Парису.

     По другой версии, Парис похитил Елену, когда та молилась в храме Афродиты, и любовью к Парису она воспылала лишь в дороге – когда троянский корабль остановился на острове Краная. Некоторые же предания сообщают, что Парису достался лишь призрак Елены, который создала коварная Гера, – сама же Елена была перенесена в Египет, где прожила семнадцать лет в ожидании своего законного супруга.

   Бывшие женихи Елены, поклявшиеся когда-то блюсти честь ее супруга, собрались вместе, чтобы примерно наказать коварного троянца и вернуть Менелаю похищенную супругу. К ним также присоединился Ахилл – сын Пелеяи Фетиды, величайший из героев. Несколько лет собиралось греческое войско – наконец армия, насчитывавшая сто тысяч воинов и больше тысячи кораблей, собралась в Авлидской гавани. Оракул предсказал Агамемнону, который командовал войском, что война продлится девять лет – но на десятый греки победят.

   Прибыв после долгих приключений к стенам Трои, греки потребовали у троянцев выдачи Елены: Гомер сообщает, что она сама желала вернуться к мужу, однако троянцы отказали. Началась долгая осада Трои: девять лет греческое войско стояло под стенами города, и девять лет троянцы держали осаду, прячась за высокими стенами.

    В конце концов Агамемнон назначает день решительной битвы – однако было решено, что исход войны решит поединок Менелая и Париса:победитель получает и Елену, и сокровища, которые она вывезла из Спарты.

   Парис лишь с помощью Афродиты избежал гибели, но через несколько дней был ранен отравленной стрелой и вскоре скончался. Овдовевшую Елену взял в жены брат Париса Деифоб: с одной стороны, таков был древний обычай – вместе с наследством брат получает и вдову брата,о которой должен заботиться.

      С другой стороны, Деифоб был сам влюблен в Елену: он всегда завидовал брату, его силе и удаче, и не мог упустить шанса поучить в жены его вдову. К тому же Елена, оставшись свободной для брачных предложений, могла снова стать причиной раздора – ее красота очаровала многих троянцев, готовых биться с огромным греческим войском ради прекрасной царицы. 

    Сама же Елена давно тяготилась своим состоянием: наведенный Афродитой любовный дурман рассеялся, а ужасы разыгравшейся войны отягощали ее совесть. Она даже пыталась бежать из города,но Деифоб, узнав об этом, поймал ее и запер во дворце. Согласно некоторым источникам, во время решающей битвы Елена, как могла помогала грекам, а своего нежеланного супруга в конце концов собственноручно зарезала.

 

 

   Когда греки взяли Трою, Менелай разыскивал беглую жену с мечом в руках: согласно тогдашним обычаям, только ее смерть могла восстановить поруганную честь ее мужа. Его соратники, в свою очередь, тоже собирались предатьее жестокой казни – побиванию камнями, однако когда Елену нашли, она была столь ослепительно красива, что Менелай выронил меч и со слезами на глазах простил ее, и вслед за ним ее простило все греческое войско. После долгих странствий Менелай с супругой вернулся в Спарту.

   Сообщения о дальнейшей судьбе Елены и Менелая снова расходятся. Одни говорили, что в конце концов очарованный Аполлон перенес Елену на небо и сделал созвездием, другие же рассказывали, что прекрасная Елена стала женой Ахилла и закончила дни на острове Левка в устье Дуная, куда удалилась ото всех, чтобы больше никого не смущать своей красотой. Самая распространенная версия гласит, что Менелай и Елена еще долго правили Спартой – их могилы показывали в Ферапне, где было построено святилище в честь Менелая и происходили ритуальные игры.

      На Родосе же бытовала другое мнение: после смерти Менелая Елена, изгнанная из Спарты наследниками Менелая, прибыла на Родос к своей подруге Поликсо, чей муж Тлеполем, сын Геракла, погиб в троянской войне. Поликсо винила в гибели мужа Елену – была в этом, вероятно, и женская зависть, и искренняя боль женщины, потерявшей любимого мужа. Поначалу будто бы преисполненная сочувствия к судьбе Елены, позже она подослала к ней, купающейся в море,своих служанок в образе Эриний – богинь мести.

      Служанки убили Елену, а труп повесили на дереве. Позже на этом месте был воздвигнут храм Елены Дендритиды (Древесной). Геродот рассказывал, что в этом храме совершались настоящие чудеса: многие некрасивые девушки, принеся жертвы на алтаре Елены, обретали дар красоты. Он же излагает легендуо поэте Стезихоре, который будто бы неуважительно отозвался о Елене в своей поэме: поэт ослеп, и смог вернуть себе зрение, только написав в честь Елены палинодию – поэму, где он отрекся от своих оскорбляющих Елену слов.

   Диана Крюгер в роли Елены в фильме "Троя".    

    Волею судьбы Елена была прекраснейшей из всех живущих женщин, но счастья ей было отведено слишком мало. Возможно, именно это выделило Елену среди всех красавиц, когда-либо живших или созданных человеческим воображением: воистину великая красота была призвана вершить судьбы мира.

 

maxpark.com

Елена Прекрасная Википедия

Еле́на Прекра́сная (Троя́нская, Спарта́нская; др.-греч. Ἑλένη) — в древнегреческой мифологии[4] прекраснейшая из женщин. По Ликофрону, мойры определили ей иметь пять мужей[5]. Первоначально Елена — дорийское божество плодородия, пользовавшееся культовым почитанием в Спарте и в историческую эпоху[6].

Рождение Елены

По одному рассказу, она была дочерью Зевса и спартанской царицы Леды[7] (по Еврипиду, третья дочь[8]). По другой версии, была зачата в Рамнунте (Аттика), где Зевс в образе лебедя овладел Немесидой[9], и родилась из яйца[10], Гермес положил это яйцо на колени Леды[11]. Яйцо хранилось в храме Левкиппид в Спарте[12]. По другой версии, её мать — океанида[13]. По Птолемею Гефестиону, Елена — дочь Гелиоса и Леды[14].

Елена и Тесей

Елена была самой прекрасной из женщин, даже богини завидовали ей. Герой Аттики Тесей с помощью Пирифоя похитил Елену из Спарты, когда ей было 12 лет[15] (либо когда ей было 10 лет[16]), когда она плясала в храме Артемиды Орфии[17] или приносила жертву в святилище Артемиды[18]. Её братья Кастор и Полидевк освободили Елену и вернули в дом Тиндарея, она осталась девушкой. Согласно же Стесихору, когда Елена вернулась из Афин, она была беременна и родила в Аргосе дочь Ифигению, основав там храм Илифии[19].

Свадьба Елены

За Елену сваталось множество женихов, но Тиндарей опасался распрей и никак не мог решиться отдать Елену замуж. Одиссей предложил Тиндарею предоставить право выбора жениха самой Елене, которая выбрала прекрасного сына Атрея Менелая, который после смерти Тиндарея стал царём Спарты.

Елена в Трое

Когда Менелай отсутствовал в Спарте, Елена была похищена троянцем Парисом, чем подан был повод к троянской войне. Похищение, согласно Ликофрону, произошло с побережья у Гифии[20], когда Елена приносила жертву Фисадам и Бино[21], согласно Дарету — у Гелоса, согласно Птолемею Гефестиону — когда она охотилась на горе Парфений[22], согласно Драконцию — из храма Афродиты на Кипре[23].

Впервые насладилась любовью с Парисом на острове Краная[24], это либо Акте — Краная в Лаконии или в Аттике[25], по мнению же Цеца — Саламин. По версии, восходящей к Стесихору, Гера создала её призрак, который похитил Парис, а Гермес перенес настоящую Елену в дом Протея[26], и она провела в Египте 17 лет[27]. Согласно Гомеру, провела в Трое 20 лет[28]. После гибели Париса она стала женой Деифоба.

Она узнала Диомеда и Одиссея, когда они похищали Палладиум из Трои[29] (или только Одиссея[30]). По Еврипиду, пыталась бежать из Трои, но Деифоб помешал ей[31]. Вызывала героев, сидевших в троянском коне[32]. По версии, показала со стены факел и предала Трою[33]. По Вергилию, в ночь взятия Трои пряталась в храме Весты[34]. Менелай выронил меч, увидев её обнаженной[35]. Её хотели побить камнями (неясно, кто), но, увидев её лицо, уронили камни на землю[36]. Изображена на картине Полигнота в Дельфах[37].

По предсказанию оракула, плывя из Трои, она выбросила в море треножник работы Гефеста, который нашли косские рыбаки, затем он попал к семи мудрецам[38].

Смерть Елены

После войны Орест и Пилад хотели убить её[39]. По спартанской версии, её могила в местечке Ферапна около Спарты[40]. Её святилище в Спарте, рядом с ним могила Алкмана[41].

По родосской версии, после смерти Менелая Елена была изгнана Никостратом и Мегапенфом и прибыла на Родос к своей знакомой Поликсо, вдове Тлеполема. Поликсо, желая отомстить ей за гибель мужа, подослала к ней, когда она купалась, своих служанок в образе Эриний. Они захватили Елену и повесили её на дереве. Поэтому у родосцев есть храм Елены Дендритиды (Древесной)[42]. По другому рассказу, родосцы лишь побили камнями служанку, которую Менелай одел в платье Елены[43]. О связи Елены с деревьями упоминает Феокрит[44].

По Птолемею Гефестиону, на обратном пути из Трои Елена была убита Фетидой, принявшей облик тюленя[45], по другой версии его же пера, Менелай и Елена искали Ореста, и Ифигения принесла их в жертву Артемиде[46]. Согласно Стесихору и кротонцам, Елена после смерти стала женой Ахилла и поселилась на острове Левка в устье Дуная[47].

Образ в искусстве

Действующее лицо трагедий Софокла «Похищение Елены», или «Елена», «Свадьба Елены», Еврипида «Троянки», «Елена» и «Орест», Диогена и Феодекта «Елена», Сенеки «Троянки», комедий Алексида «Женихи Елены» и «Похищение Елены». В «Одиссее» Елена после странствий вместе с Менелаем возвращается в Спарту и живёт там. Тинторетто написал картину «Похищение Елены», перенеся действие в XVI век. В трагедии Гете «Фауст» главный герой с помощью Мефистофеля отправляется в загробный мир и вызволяет Елену. Генри Лайон Олди в рамках «Ахейского цикла» посвятили ей грустный рассказ «Она и её мужчины».

В фильме Роберта Вайса 1956 года роль Елены исполнила итальянская актриса Россана Подеста. В фильме Вольфганга Петерсена «Троя» Елену сыграла актриса Диана Крюгер. В фильме «Троянская война» роль Елены исполнила Эди Вессель. В фильме Джона Кента Харрисона «Елена Троянская» (2003 г.) роль Елены исполнила актриса Сиенна Гиллори. В «Троянках» Михалиса Какоянниса (1971 г.) роль Елены сыграла греческая актриса Ирен Папас.

Названы в честь Елены

Именем Елены Троянской назван астероид (101) Елена, который был открыт 15 августа 1868 года американским астрономом Дж. К. Уотсоном в Детройтской обсерватории, США.

Также «Елена Прекрасная» — прозвище польского паровоза Pm36.

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 Любкер Ф. Helena // Реальный словарь классических древностей по Любкеру / под ред. Ф. Ф. Зелинский, Л. А. Георгиевский, М. С. Куторга и др. — СПб.: Общество классической филологии и педагогики, 1885. — С. 597.
  2. ↑ Любкер Ф. Menelaus // Реальный словарь классических древностей по Любкеру / под ред. Ф. Ф. Зелинский, Л. А. Георгиевский, М. С. Куторга и др. — СПб.: Общество классической филологии и педагогики, 1885. — С. 855–856.
  3. ↑ Любкер Ф. Iphigenia // Реальный словарь классических древностей по Любкеру / под ред. Ф. Ф. Зелинский, Л. А. Георгиевский, М. С. Куторга и др. — СПб.: Общество классической филологии и педагогики, 1885. — С. 667–668.
  4. ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.431-432, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.2. С.97
  5. ↑ Ликофрон. Александра 146
  6. ↑ Елена // Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.
  7. ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 10, 7-8 далее
  8. ↑ Еврипид. Ифигения в Авлиде 51
  9. ↑ Стасин. Киприи, фр.9 Бернабе
  10. ↑ Псевдо-Эратосфен. Превращения в звезды 25, со ссылкой на Кратина
  11. ↑ Гигин. Астрономия II 8
  12. ↑ Павсаний. Описание Эллады III 16, 1
  13. ↑ Гесиод. Перечень женщин, фр.24 М.-У.
  14. ↑ Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.98
  15. ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э I 23
  16. ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 63, 2
  17. ↑ Плутарх. Тесей 31
  18. ↑ Гигин. Мифы 79
  19. ↑ Стесихор. Елена, фр.191 Пейдж = Павсаний. Описание Эллады II 22, 6
  20. ↑ Ликофрон. Александра 97 и схолии
  21. ↑ Ликофрон. Александра 106 и комм.
  22. ↑ Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.114
  23. ↑ Драконций. Похищение Елены 488
  24. ↑ Гомер. Илиада III 445
  25. ↑ Ликофрон. Александра 109
  26. ↑ Еврипид. Елена 31-36
  27. ↑ Еврипид. Елена 112—114
  28. ↑ Гомер. Илиада XXIV 765
  29. ↑ Лесх. Малая Илиада, синопсис; Софокл. Лаконянки, фр.367-368 Радт
  30. ↑ Гомер. Одиссея IV 241—258; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э V 13
  31. ↑ Еврипид. Троянки 956—960
  32. ↑ Гомер. Одиссея IV 271—289; Трифиодор. Взятие Илиона 471
  33. ↑ Гигин. Мифы 249; Трифиодор. Взятие Илиона 520
  34. ↑ Вергилий. Энеида II 567—574
  35. ↑ Еврипид. Андромаха 628; Аристофан. Лисистрата 155
  36. ↑ Стесихор. Елена, фр.201 Пейдж
  37. ↑ Павсаний. Описание Эллады X 25, 4
  38. ↑ Плутарх. Солон 4; Диоген Лаэртский I 32, ссылка на оракул Аполлона
  39. ↑ Еврипид. Елена 1455—1502
  40. ↑ Павсаний. Описание Эллады III 19, 9
  41. ↑ Павсаний. Описание Эллады III 15, 3
  42. ↑ Павсаний. Описание Эллады III 19, 9-10
  43. ↑ Полиэн. Стратегемы I 13
  44. ↑ Феокрит. Идиллии XVIII 48
  45. ↑ Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.142-143
  46. ↑ Вестник древней истории. 1947. № 4. С.278
  47. ↑ Павсаний. Описание Эллады III 19, 11-13; Конон. Мифы 18

Литература

wikiredia.ru

Так вот ты какая Елена Прекрасная?: kartam47

Вчера посмотрели сразу весь сериал "София" . Очень, очень понравился, особенно костюмы и декорации. Создается момент присутствия в данной эпохе. Красота и грим актрис выше всяких похвал. Сюжет не очень-то и замысловат, но все равно держит в напряжении.imgonline-com-ua-resize-UfkgCv1LaEbyEWr.jpg

Скриншот из видео сериала " София" (здесь и далее)

Да и вообще познавательное кино, многие факты не знакомые рядовому обывателю после просмотра стали более объяснимы. То, что изначально Ивана Третьего называли Грозным, про то нам конечно ведомо. А того, его внука грозным и вовсе не называли, чаще эпитет Мучитель использовался. Но то так, к слову. А вот факт или по крайней мере возможность исторической паралелли между невесткой (или как там правильнее) Софии Еленой Волошанкой - женой Ивана Молодого и той самой Еленой Прекрасной (Премудрой) из сказок  прослеживается. И даже очень объяснимо это утверждение, конечно с большой долей воображения и романтизма. Мне почему-то хочется в это верить, не взирая на отрицательную роль героини в фильме.

Впрочем вот текст, так наверное будет понятнее?)))) Если с самого начала.  И сразу спрошу. Как вы думаете эта версия имеет право на существование? Та самая Елена из сказок - реальный прототип историческая фигура Елена Волошанка?

Проигрыватель Windows Media.jpg

Княгиня Елена Стефановна, прозванная Волошанкой, была дочерью молдавского господаря (князя) Стефана III Великого. «Волошанка» означало буквально «молдаванка». Матерью ее была киевская княжна Евдокия Олельковна, выданная замуж за границу для укрепления дипломатического союза Руси и Молдавского княжества. Межгосударственный союз

Родилась Елена Стефановна приблизительно в 1464 году. О детстве и воспитании княжны сведений очень мало. В 1480-х годах Молдавскому княжеству стали угрожать турки. Стефан III обратился за помощью к московскому князю Ивану III.Для закрепления договоренности между ними дочь молдавского князя выдали замуж за сына Ивана III. За этим отпрыском государя закрепилось прозвище Иван Молодой.

Проигрыватель Windows Mediaх.jpg

Свадьбу сыграли в 1483-ем. От Ивана Молодого молдавская княжна родила сына Дмитрия. Супруг Елены Стефановны оказался слаб здоровьем и через 7 лет после заключения брака умер. История с приданым С Еленой Волошанкой и второй супругой князя Ивана III Софьей Палеолог связана одна некрасивая история. Через год после венчания своего сына Иван III решил подарить невестке жемчужное приданое редкой красоты. Раньше оно принадлежало Марии Борисовне, первой супруге Ивана III. Женщина умерла – предположительно, была отравлена - в совсем юном возрасте (25 лет). После нее осталось богатое приданое, которое вдовец и решил подарить Елене Волошанке. Но оказалось, что Софья Палеолог уже подарила его своей племяннице. Она сделала это, не спросив разрешения у супруга. Князь рассвирепел, отобрал подарок у племянницы жены.

12647847_964618586945487_1576457395_n_750x938.jpg

Софья Никитчук исполнительница роли Елены Волошанки. Вице-мисс мира!

Этот случай положил начало тайной вражде между Еленой Волошанкой и Софьей Палеолог. Соперничество княгинь В 1497 году Иван III объявил своим наследником сына Елены, Дмитрия.Мать престолонаследника оказалась очень активной женщиной. Елена участвовала в придворных интригах, а также приняла учение еретиков - жидовствующих, которые выступали против феодальной знати. Софья Палеолог, мечтавшая видеть наследником престола своего сына, воспользовалась ситуацией и нашептала мужу о тайных пристрастиях Елены. В результате этих интриг Дмитрий потерял право наследовать престол. Оно перешло к сыну Софьи, Василию. Князь и Елена Волошанка были арестованы. Проигрыватель Windows Media.jpg

В 1505 году невестка московского князя умерла в тюрьме (вероятно, была убита). Между отцом Елены и Иваном III разгорелась ссора. В итоге державные мужи помирились, и смерть Елены Стефановны была забыта.На первое место князья ставили политические интересы. Елена Премудрая и Прекрасная

CssMcinUAAABsut.jpg

Картина Васнецова "Иван-царевич на Сером Волке", 1889

Многие историки и этнографы считают, что закончившая свои дни в застенках Елена Стефановна стала прообразом известной героини русских сказок Елены Прекрасной (как вариант – Премудрой). Княгиня была не только хороша собой, но и отличалась прогрессивными взглядами. Отсюда и образ мудрой красавицы. Ее супруг - Иван Молодой,  умерший от неизвестной болезни (говорят, что был отравлен Софией Палеолог), стал прообразом Ивана Царевича. Как и герой сказки, Иван Молодой буквально привез себе суженую из-за тридевяти земель, из Молдавского княжества.А русский народ сложил красивую сказку о любви Елены Прекрасной и Ивана Царевича, о братьях-соперниках и Сером волке.

Источник: Елена Волошанка: судьба соперницы Софии Палеолог

© Русская Семерка russian7.ru

kartam47.livejournal.com

Елена Прекрасная — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Елена Прекрасная
К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Еле́на Прекра́сная (Троя́нская, Спарта́нская; др.-греч. Ἑλένη) — в древнегреческой мифологии[1] прекраснейшая из женщин. По Ликофрону, мойры определили ей иметь пять мужей[2]. Первоначально Елена — дорийское божество плодородия, пользовавшееся культовым почитанием в Спарте и в историческую эпоху[3].

Рождение Елены

По одному рассказу, она была дочерью Зевса и спартанской царицы Леды[4] (по Еврипиду, третья дочь[5]). По другой версии, была зачата в Рамнунте (Аттика), где Зевс в образе лебедя овладел Немесидой[6], и родилась из яйца[7], Гермес положил это яйцо на колени Леды[8]. Яйцо хранилось в храме Левкиппид в Спарте[9]. По другой версии, её мать — океанида[10]. По Птолемею Гефестиону, Елена — дочь Гелиоса и Леды[11].

Елена и Тесей

Елена была самой прекрасной из женщин, даже богини завидовали ей. Герой Аттики Тесей с помощью Пирифоя похитил Елену из Спарты, когда ей было 12 лет[12] (либо когда ей было 10 лет[13]), когда она плясала в храме Артемиды Орфии[14] или приносила жертву в святилище Артемиды[15]. Её братья Кастор и Полидевк освободили Елену и вернули в дом Тиндарея, она осталась девушкой. Согласно же Стесихору, когда Елена вернулась из Афин, она была беременна и родила в Аргосе дочь Ифигению, основав там храм Илифии[16].

Свадьба Елены

За Елену сваталось множество женихов, но Тиндарей опасался распрей и никак не мог решиться отдать Елену замуж. Одиссей предложил Тиндарею предоставить право выбора жениха самой Елене, которая выбрала прекрасного сына Атрея Менелая, который после смерти Тиндарея стал царём Спарты.

Елена в Трое

Когда Менелай отсутствовал в Спарте, Елена была похищена троянцем Парисом, чем подан был повод к троянской войне. Похищение, согласно Ликофрону, произошло с побережья у Гифии[17], когда Елена приносила жертву Фисадам и Бино[18], согласно Дарету — у Гелоса, согласно Птолемею Гефестиону — когда она охотилась на горе Парфений[19], согласно Драконцию — из храма Афродиты на Кипре[20]. Впервые насладилась любовью с Парисом на острове Краная[21], это либо Акте — Краная в Лаконии или в Аттике[22], по мнению же Цеца — Саламин. По версии, восходящей к Стесихору, Гера создала её призрак, который похитил Парис, а Гермес перенес настоящую Елену в дом Протея[23], и она провела в Египте 17 лет[24]. Согласно Гомеру, провела в Трое 20 лет[25]. После гибели Париса она стала женой Деифоба.

Она узнала Диомеда и Одиссея, когда они похищали Палладиум из Трои[26] (или только Одиссея[27]). По Еврипиду, пыталась бежать из Трои, но Деифоб помешал ей[28]. Вызывала героев, сидевших в троянском коне[29]. По версии, показала со стены факел и предала Трою[30]. По Вергилию, в ночь взятия Трои пряталась в храме Весты[31]. Менелай выронил меч, увидев её обнаженной[32]. Её хотели побить камнями (неясно, кто), но, увидев её лицо, уронили камни на землю[33]. Изображена на картине Полигнота в Дельфах[34].

По предсказанию оракула, плывя из Трои, она выбросила в море треножник работы Гефеста, который нашли косские рыбаки, затем он попал к семи мудрецам[35].

Смерть Елены

После войны Орест и Пилад хотели убить её[36]. По спартанской версии, её могила в местечке Ферапна около Спарты[37]. Её святилище в Спарте, рядом с ним могила Алкмана[38].

По родосской версии, после смерти Менелая Елена была изгнана Никостратом и Мегапенфом и прибыла на Родос к своей знакомой Поликсо, вдове Тлеполема. Поликсо, желая отомстить ей за гибель мужа, подослала к ней, когда она купалась, своих служанок в образе Эриний. Они захватили Елену и повесили её на дереве. Поэтому у родосцев есть храм Елены Дендритиды (Древесной)[39]. По другому рассказу, родосцы лишь побили камнями служанку, которую Менелай одел в платье Елены[40]. О связи Елены с деревьями упоминает Феокрит[41].

По Птолемею Гефестиону, на обратном пути из Трои Елена была убита Фетидой, принявшей облик тюленя[42], по другой версии его же пера, Менелай и Елена искали Ореста, и Ифигения принесла их в жертву Артемиде[43]. Согласно Стесихору и кротонцам, Елена после смерти стала женой Ахилла и поселилась на острове Левка в устье Дуная[44].

Образ в искусстве

Действующее лицо трагедий Софокла «Похищение Елены, или Елена», «Свадьба Елены», Еврипида «Троянки», «Елена» и «Орест», Диогена и Феодекта «Елена», Сенеки «Троянки», комедий Алексида «Женихи Елены» и «Похищение Елены». В «Одиссее» Елена после странствий вместе с Менелаем возвращается в Спарту и живёт там. Тинторетто написал картину «Похищение Елены», перенеся действие в XVI век. В трагедии Гете «Фауст» главный герой с помощью Мефистофеля отправляется в загробный мир и вызволяет Елену. Генри Лайон Олди в рамках «Ахейского цикла» посвятили ей грустный рассказ «Она и её мужчины».

В фильме Роберта Вайса 1956 года, роль Елены исполнила итальянская актриса Россана Подеста. В фильме Вольфганга Петерсена «Троя» Елену сыграла актриса Диана Крюгер. В фильме «Троянская война» роль Елены исполнила Эди Вессель. В фильме Джона Кента Харрисона «Елена Троянская» (2003 г.) роль Елены исполнила актриса Сиенна Гиллори. В «Троянках» Михалиса Какоянниса (1971 г.) роль Елены сыграла греческая актриса Ирен Папас.

Названы в честь Елены

Именем Елены Троянской назван астероид (101) Елена, который был открыт 15 августа 1868 года американским астрономом Дж. К. Уотсоном в Детройтской обсерватории, США

Также «Елена Прекрасная» — прозвище польского паровоза Pm36.

Напишите отзыв о статье "Елена Прекрасная"

Примечания

Литература

  • Clader L.L. Helen: The Evolution from Divine to Heroic in Greek Epic Tradition. — Leiden, 1976.
  • Васильева Т. В. Елена Прекрасная, истина и призрак// [platonanet.org.ua/load/zhurnaly_po_filosofii/istoriko_filosofskij_ezhegodnik/istoriko_filosofskij_ezhegodnik_39_1987/77-1-0-3163 Историко-философский ежегодник 1987]. — М.: Наука, 1987 — С. 47–60

Отрывок, характеризующий Елена Прекрасная

Пьер не чувствовал в эту минуту уже ничего, кроме желания показать, что все ему нипочем и что он всем готов жертвовать. Как упрек ему представлялась его речь с конституционным направлением; он искал случая загладить это. Узнав, что граф Мамонов жертвует полк, Безухов тут же объявил графу Растопчину, что он отдает тысячу человек и их содержание. Старик Ростов без слез не мог рассказать жене того, что было, и тут же согласился на просьбу Пети и сам поехал записывать его. На другой день государь уехал. Все собранные дворяне сняли мундиры, опять разместились по домам и клубам и, покряхтывая, отдавали приказания управляющим об ополчении, и удивлялись тому, что они наделали.

Наполеон начал войну с Россией потому, что он не мог не приехать в Дрезден, не мог не отуманиться почестями, не мог не надеть польского мундира, не поддаться предприимчивому впечатлению июньского утра, не мог воздержаться от вспышки гнева в присутствии Куракина и потом Балашева. Александр отказывался от всех переговоров потому, что он лично чувствовал себя оскорбленным. Барклай де Толли старался наилучшим образом управлять армией для того, чтобы исполнить свой долг и заслужить славу великого полководца. Ростов поскакал в атаку на французов потому, что он не мог удержаться от желания проскакаться по ровному полю. И так точно, вследствие своих личных свойств, привычек, условий и целей, действовали все те неперечислимые лица, участники этой войны. Они боялись, тщеславились, радовались, негодовали, рассуждали, полагая, что они знают то, что они делают, и что делают для себя, а все были непроизвольными орудиями истории и производили скрытую от них, но понятную для нас работу. Такова неизменная судьба всех практических деятелей, и тем не свободнее, чем выше они стоят в людской иерархии. Теперь деятели 1812 го года давно сошли с своих мест, их личные интересы исчезли бесследно, и одни исторические результаты того времени перед нами. Но допустим, что должны были люди Европы, под предводительством Наполеона, зайти в глубь России и там погибнуть, и вся противуречащая сама себе, бессмысленная, жестокая деятельность людей – участников этой войны, становится для нас понятною. Провидение заставляло всех этих людей, стремясь к достижению своих личных целей, содействовать исполнению одного огромного результата, о котором ни один человек (ни Наполеон, ни Александр, ни еще менее кто либо из участников войны) не имел ни малейшего чаяния. Теперь нам ясно, что было в 1812 м году причиной погибели французской армии. Никто не станет спорить, что причиной погибели французских войск Наполеона было, с одной стороны, вступление их в позднее время без приготовления к зимнему походу в глубь России, а с другой стороны, характер, который приняла война от сожжения русских городов и возбуждения ненависти к врагу в русском народе. Но тогда не только никто не предвидел того (что теперь кажется очевидным), что только этим путем могла погибнуть восьмисоттысячная, лучшая в мире и предводимая лучшим полководцем армия в столкновении с вдвое слабейшей, неопытной и предводимой неопытными полководцами – русской армией; не только никто не предвидел этого, но все усилия со стороны русских были постоянно устремляемы на то, чтобы помешать тому, что одно могло спасти Россию, и со стороны французов, несмотря на опытность и так называемый военный гений Наполеона, были устремлены все усилия к тому, чтобы растянуться в конце лета до Москвы, то есть сделать то самое, что должно было погубить их. В исторических сочинениях о 1812 м годе авторы французы очень любят говорить о том, как Наполеон чувствовал опасность растяжения своей линии, как он искал сражения, как маршалы его советовали ему остановиться в Смоленске, и приводить другие подобные доводы, доказывающие, что тогда уже будто понята была опасность кампании; а авторы русские еще более любят говорить о том, как с начала кампании существовал план скифской войны заманивания Наполеона в глубь России, и приписывают этот план кто Пфулю, кто какому то французу, кто Толю, кто самому императору Александру, указывая на записки, проекты и письма, в которых действительно находятся намеки на этот образ действий. Но все эти намеки на предвидение того, что случилось, как со стороны французов так и со стороны русских выставляются теперь только потому, что событие оправдало их. Ежели бы событие не совершилось, то намеки эти были бы забыты, как забыты теперь тысячи и миллионы противоположных намеков и предположений, бывших в ходу тогда, но оказавшихся несправедливыми и потому забытых. Об исходе каждого совершающегося события всегда бывает так много предположений, что, чем бы оно ни кончилось, всегда найдутся люди, которые скажут: «Я тогда еще сказал, что это так будет», забывая совсем, что в числе бесчисленных предположений были делаемы и совершенно противоположные. Предположения о сознании Наполеоном опасности растяжения линии и со стороны русских – о завлечении неприятеля в глубь России – принадлежат, очевидно, к этому разряду, и историки только с большой натяжкой могут приписывать такие соображения Наполеону и его маршалам и такие планы русским военачальникам. Все факты совершенно противоречат таким предположениям. Не только во все время войны со стороны русских не было желания заманить французов в глубь России, но все было делаемо для того, чтобы остановить их с первого вступления их в Россию, и не только Наполеон не боялся растяжения своей линии, но он радовался, как торжеству, каждому своему шагу вперед и очень лениво, не так, как в прежние свои кампании, искал сражения. При самом начале кампании армии наши разрезаны, и единственная цель, к которой мы стремимся, состоит в том, чтобы соединить их, хотя для того, чтобы отступать и завлекать неприятеля в глубь страны, в соединении армий не представляется выгод. Император находится при армии для воодушевления ее в отстаивании каждого шага русской земли, а не для отступления. Устроивается громадный Дрисский лагерь по плану Пфуля и не предполагается отступать далее. Государь делает упреки главнокомандующим за каждый шаг отступления. Не только сожжение Москвы, но допущение неприятеля до Смоленска не может даже представиться воображению императора, и когда армии соединяются, то государь негодует за то, что Смоленск взят и сожжен и не дано пред стенами его генерального сражения. Так думает государь, но русские военачальники и все русские люди еще более негодуют при мысли о том, что наши отступают в глубь страны. Наполеон, разрезав армии, движется в глубь страны и упускает несколько случаев сражения. В августе месяце он в Смоленске и думает только о том, как бы ему идти дальше, хотя, как мы теперь видим, это движение вперед для него очевидно пагубно. Факты говорят очевидно, что ни Наполеон не предвидел опасности в движении на Москву, ни Александр и русские военачальники не думали тогда о заманивании Наполеона, а думали о противном. Завлечение Наполеона в глубь страны произошло не по чьему нибудь плану (никто и не верил в возможность этого), а произошло от сложнейшей игры интриг, целей, желаний людей – участников войны, не угадывавших того, что должно быть, и того, что было единственным спасением России. Все происходит нечаянно. Армии разрезаны при начале кампании. Мы стараемся соединить их с очевидной целью дать сражение и удержать наступление неприятеля, но и этом стремлении к соединению, избегая сражений с сильнейшим неприятелем и невольно отходя под острым углом, мы заводим французов до Смоленска. Но мало того сказать, что мы отходим под острым углом потому, что французы двигаются между обеими армиями, – угол этот делается еще острее, и мы еще дальше уходим потому, что Барклай де Толли, непопулярный немец, ненавистен Багратиону (имеющему стать под его начальство), и Багратион, командуя 2 й армией, старается как можно дольше не присоединяться к Барклаю, чтобы не стать под его команду. Багратион долго не присоединяется (хотя в этом главная цель всех начальствующих лиц) потому, что ему кажется, что он на этом марше ставит в опасность свою армию и что выгоднее всего для него отступить левее и южнее, беспокоя с фланга и тыла неприятеля и комплектуя свою армию в Украине. А кажется, и придумано это им потому, что ему не хочется подчиняться ненавистному и младшему чином немцу Барклаю.

wiki-org.ru

Елена Прекрасная - Википедия

Еле́на Прекра́сная (Троя́нская, Спарта́нская; др.-греч. Ἑλένη) — в древнегреческой мифологии[1] прекраснейшая из женщин. По Ликофрону, мойры определили ей иметь пять мужей[2]. Первоначально Елена — дорийское божество плодородия, пользовавшееся культовым почитанием в Спарте и в историческую эпоху[3].

Рождение Елены[ | ]

По одному рассказу, она была дочерью Зевса и спартанской царицы Леды[4] (по Еврипиду, третья дочь[5]). По другой версии, была зачата в Рамнунте (Аттика), где Зевс в образе лебедя овладел Немесидой[6], и родилась из яйца[7], Гермес положил это яйцо на колени Леды[8]. Яйцо хранилось в храме Левкиппид в Спарте[9]. По другой версии, её мать — океанида[10]. По Птолемею Гефестиону, Елена — дочь Гелиоса и Леды[11].

Елена и Тесей[ | ]

Елена была самой прекрасной из женщин, даже богини завидовали ей. Герой Аттики Тесей с помощью Пирифоя похитил Елену из Спарты, когда ей было 12 лет[12] (либо когда ей было 10 лет[13]), когда она плясала в храме Артемиды Орфии[14] или приносила жертву в святилище Артемиды[15]. Её братья Кастор и Полидевк освободили Елену и вернули в дом Тиндарея, она осталась девушкой. Согласно же Стесихору, когда Елена вернулась из Афин, она была беременна и родила в Аргосе дочь Ифигению, основав там храм Илифии[16].

Свадьба Елены[ | ]

За Елену сваталось множество женихов, но Тиндарей опасался распрей и никак не мог решиться отдать Елену замуж. Одиссей предложил Тиндарею предоставить право выбора жениха самой Елене, которая выбрала прекрасного сына Атрея Менелая, который после смерти Тиндарея стал царём Спарты.

Елена в Трое[ | ]

Когда Менелай отсутствовал в Спарте, Елена была похищена троянцем Парисом, чем подан был повод к троянской войне. Похищение, согласно Ликофрону, произошло с побережья у [17], когда Елена приносила жертву Фисадам и Бино[18], согласно Дарету — у Гелоса, согласно Птолемею Гефестиону — когда она охотилась на горе Парфений[19], согласно Драконцию — из храма Афродиты на Кипре[20].

Впервые насладилась любовью с Парисом на острове Краная[21], это либо Акте — Краная в Лаконии или в Аттике[22], по мнению же Цеца — Саламин. По версии, восходящей к Стесихору, Гера создала её призрак, который похитил Парис, а Гермес перенес настоящую Елену в дом Протея[23], и она провела в Египте 17 лет[24]. Согласно Гомеру, провела в Трое 20 лет[25]. После гибели Париса она стала женой Деифоба.

Она узнала Диомеда и Одиссея, когда они похищали Палладиум из Трои[26] (или только Одиссея[27]). По Еврипиду, пыталась бежать из Трои, но Деифоб помешал ей[28]. Вызывала героев, сидевших в троянском коне[29]. По версии, показала со стены факел и предала Трою[30]. По Вергилию, в ночь взятия Трои пряталась в храме Весты[31]. Менелай выронил меч, увидев её обнаженной[32]. Её хотели побить камнями (неясно, кто), но, увидев её лицо, уронили камни на землю[33]. Изображена на картине Полигнота в Дельфах[34].

По предсказанию оракула, плывя из Трои, она выбросила в море треножник работы Гефеста, который нашли косские рыбаки, затем он попал к семи мудрецам[35].

Смерть Елены[ | ]

После войны Орест и Пилад хотели убить её[36]. По спартанской версии, её могила в местечке Ферапна около Спарты[37]. Её святилище в Спарте, рядом с ним могила Алкмана[38].

По родосской версии, после смерти Менелая Елена была изгнана Никостратом и Мегапенфом и прибыла на Родос к своей знакомой Поликсо, вдове Тлеполема. Поликсо, желая отомстить ей за гибель мужа, подослала к ней, когда она купалась, своих служанок в образе Эриний. Они захватили Елену и повесили её на дереве. Поэтому у родосцев есть храм Елены Дендритиды (Древесной)[39]. По другому рассказу, родосцы лишь побили камнями служанку, которую Менелай одел в платье Елены[40]. О связи Елены с деревьями упоминает Феокрит[41].

По Птолемею Гефестиону, на обратном пути из Трои Елена была убита Фетидой, принявшей облик тюленя[42], по другой версии его же пера, Менелай и Елена искали Ореста, и Ифигения принесла их в жертву Артемиде[43]. Согласно Стесихору и кротонцам, Елена после смерти стала женой Ахилла и поселилась на острове Левка в устье Дуная[44].

Образ в искусстве[ | ]

Действующее лицо трагедий Софокла «Похищение Елены, или Елена», «Свадьба Елены», Еврипида «Троянки», «Елена» и «Орест», Диогена и Феодекта «Елена», Сенеки «Троянки», комедий Алексида «Женихи Елены» и «Похищение Елены». В «Одиссее» Елена после странствий вместе с Менелаем возвращается в Спарту и живёт там. Тинторетто написал картину «Похищение Елены», перенеся действие в XVI век. В трагедии Гете «Фауст» главный герой с помощью Мефистофеля отправляется в загробный мир и вызволяет Елену. Генри Лайон Олди в рамках «Ахейского цикла» посвятили ей грустный рассказ «Она и её мужчины».

В фильме Роберта Вайса 1956 года, роль Елены исполнила итальянская актриса Россана Подеста. В фильме Вольфганга Петерсена «Троя» Елену сыграла актриса Диана Крюгер. В фильме «Троянская война» роль Елены исполнила . В фильме Джона Кента Харрисона «Елена Троянская» (2003 г.) роль Елены исполнила актриса Сиенна Гиллори. В «Троянках» Михалиса Какоянниса (1971 г.) роль Елены сыграла греческая актриса Ирен Папас.

Названы в честь Елены[ | ]

Именем Елены Троянской назван астероид (101) Елена, который был открыт 15 августа 1868 года американским астрономом Дж. К. Уотсоном в Детройтской обсерватории, США.

Также «Елена Прекрасная» — прозвище польского паровоза Pm36.

Примечания[ | ]

  1. ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.431-432, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.2. С.97
  2. ↑ Ликофрон. Александра 146
  3. ↑ Елена // Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.
  4. ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 10, 7-8 далее
  5. ↑ Еврипид. Ифигения в Авлиде 51
  6. ↑ Стасин. Киприи, фр.9 Бернабе
  7. ↑ Псевдо-Эратосфен. Превращения в звезды 25, со ссылкой на Кратина
  8. ↑ Гигин. Астрономия II 8
  9. ↑ Павсаний. Описание Эллады III 16, 1
  10. ↑ Гесиод. Перечень женщин, фр.24 М.-У.
  11. ↑ Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.98
  12. ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э I 23
  13. ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 63, 2
  14. ↑ Плутарх. Тесей 31
  15. ↑ Гигин. Мифы 79
  16. ↑ Стесихор. Елена, фр.191 Пейдж = Павсаний. Описание Эллады II 22, 6
  17. ↑ Ликофрон. Александра 97 и схолии
  18. ↑ Ликофрон. Александра 106 и комм.
  19. ↑ Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.114
  20. ↑ Драконций. Похищение Елены 488
  21. ↑ Гомер. Илиада III 445
  22. ↑ Ликофрон. Александра 109
  23. ↑ Еврипид. Елена 31-36
  24. ↑ Еврипид. Елена 112—114
  25. ↑ Гомер. Илиада XXIV 765
  26. ↑ Лесх. Малая Илиада, синопсис; Софокл. Лаконянки, фр.367-368 Радт
  27. ↑ Гомер. Одиссея IV 241—258; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э V 13
  28. ↑ Еврипид. Троянки 956—960
  29. ↑ Гомер. Одиссея IV 271—289; Трифиодор. Взятие Илиона 471
  30. ↑ Гигин. Мифы 249; Трифиодор. Взятие Илиона 520
  31. ↑ Вергилий. Энеида II 567—574
  32. ↑ Еврипид. Андромаха 628; Аристофан. Лисистрата 155
  33. ↑ Стесихор. Елена, фр.201 Пейдж
  34. ↑ Павсаний. Описание Эллады X 25, 4
  35. ↑ Плутарх. Солон 4; Диоген Лаэртский I 32, ссылка на оракул Аполлона
  36. ↑ Еврипид. Елена 1455—1502
  37. ↑ Павсаний. Описание Эллады III 19, 9
  38. ↑ Павсаний. Описание Эллады III 15, 3
  39. ↑ Павсаний. Описание Эллады III 19, 9-10
  40. ↑ Полиэн. Стратегемы I 13
  41. ↑ Феокрит. Идиллии XVIII 48
  42. ↑ Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.142-143
  43. ↑ Вестник древней истории. 1947. № 4. С.278
  44. ↑ Павсаний. Описание Эллады III 19, 11-13; Конон. Мифы 18

Литература[ | ]

encyclopaedia.bid

Елена Прекрасная — WiKi

Рождение Елены

По одному рассказу, она была дочерью Зевса и спартанской царицы Леды[7] (по Еврипиду, третья дочь[8]). По другой версии, была зачата в Рамнунте (Аттика), где Зевс в образе лебедя овладел Немесидой[9], и родилась из яйца[10], Гермес положил это яйцо на колени Леды[11]. Яйцо хранилось в храме Левкиппид в Спарте[12]. По другой версии, её мать — океанида[13]. По Птолемею Гефестиону, Елена — дочь Гелиоса и Леды[14].

Елена и Тесей

Елена была самой прекрасной из женщин, даже богини завидовали ей. Герой Аттики Тесей с помощью Пирифоя похитил Елену из Спарты, когда ей было 12 лет[15] (либо когда ей было 10 лет[16]), когда она плясала в храме Артемиды Орфии[17] или приносила жертву в святилище Артемиды[18]. Её братья Кастор и Полидевк освободили Елену и вернули в дом Тиндарея, она осталась девушкой. Согласно же Стесихору, когда Елена вернулась из Афин, она была беременна и родила в Аргосе дочь Ифигению, основав там храм Илифии[19].

Свадьба Елены

За Елену сваталось множество женихов, но Тиндарей опасался распрей и никак не мог решиться отдать Елену замуж. Одиссей предложил Тиндарею предоставить право выбора жениха самой Елене, которая выбрала прекрасного сына Атрея Менелая, который после смерти Тиндарея стал царём Спарты.

Елена в Трое

Когда Менелай отсутствовал в Спарте, Елена была похищена троянцем Парисом, чем подан был повод к троянской войне. Похищение, согласно Ликофрону, произошло с побережья у Гифии[20], когда Елена приносила жертву Фисадам и Бино[21], согласно Дарету — у Гелоса, согласно Птолемею Гефестиону — когда она охотилась на горе Парфений[22], согласно Драконцию — из храма Афродиты на Кипре[23].

Впервые насладилась любовью с Парисом на острове Краная[24], это либо Акте — Краная в Лаконии или в Аттике[25], по мнению же Цеца — Саламин. По версии, восходящей к Стесихору, Гера создала её призрак, который похитил Парис, а Гермес перенес настоящую Елену в дом Протея[26], и она провела в Египте 17 лет[27]. Согласно Гомеру, провела в Трое 20 лет[28]. После гибели Париса она стала женой Деифоба.

Она узнала Диомеда и Одиссея, когда они похищали Палладиум из Трои[29] (или только Одиссея[30]). По Еврипиду, пыталась бежать из Трои, но Деифоб помешал ей[31]. Вызывала героев, сидевших в троянском коне[32]. По версии, показала со стены факел и предала Трою[33]. По Вергилию, в ночь взятия Трои пряталась в храме Весты[34]. Менелай выронил меч, увидев её обнаженной[35]. Её хотели побить камнями (неясно, кто), но, увидев её лицо, уронили камни на землю[36]. Изображена на картине Полигнота в Дельфах[37].

По предсказанию оракула, плывя из Трои, она выбросила в море треножник работы Гефеста, который нашли косские рыбаки, затем он попал к семи мудрецам[38].

Смерть Елены

После войны Орест и Пилад хотели убить её[39]. По спартанской версии, её могила в местечке Ферапна около Спарты[40]. Её святилище в Спарте, рядом с ним могила Алкмана[41].

По родосской версии, после смерти Менелая Елена была изгнана Никостратом и Мегапенфом и прибыла на Родос к своей знакомой Поликсо, вдове Тлеполема. Поликсо, желая отомстить ей за гибель мужа, подослала к ней, когда она купалась, своих служанок в образе Эриний. Они захватили Елену и повесили её на дереве. Поэтому у родосцев есть храм Елены Дендритиды (Древесной)[42]. По другому рассказу, родосцы лишь побили камнями служанку, которую Менелай одел в платье Елены[43]. О связи Елены с деревьями упоминает Феокрит[44].

По Птолемею Гефестиону, на обратном пути из Трои Елена была убита Фетидой, принявшей облик тюленя[45], по другой версии его же пера, Менелай и Елена искали Ореста, и Ифигения принесла их в жертву Артемиде[46]. Согласно Стесихору и кротонцам, Елена после смерти стала женой Ахилла и поселилась на острове Левка в устье Дуная[47].

Образ в искусстве

Названы в честь Елены

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 Любкер Ф. Helena // Реальный словарь классических древностей по Любкеру / под ред. Ф. Ф. Зелинский, Л. А. Георгиевский, М. С. Куторга и др. — СПб.: Общество классической филологии и педагогики, 1885. — С. 597.
  2. ↑ Любкер Ф. Menelaus // Реальный словарь классических древностей по Любкеру / под ред. Ф. Ф. Зелинский, Л. А. Георгиевский, М. С. Куторга и др. — СПб.: Общество классической филологии и педагогики, 1885. — С. 855–856.
  3. ↑ Любкер Ф. Iphigenia // Реальный словарь классических древностей по Любкеру / под ред. Ф. Ф. Зелинский, Л. А. Георгиевский, М. С. Куторга и др. — СПб.: Общество классической филологии и педагогики, 1885. — С. 667–668.
  4. ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.431-432, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.2. С.97
  5. ↑ Ликофрон. Александра 146
  6. ↑ Елена // Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.
  7. ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 10, 7-8 далее
  8. ↑ Еврипид. Ифигения в Авлиде 51
  9. ↑ Стасин. Киприи, фр.9 Бернабе
  10. ↑ Псевдо-Эратосфен. Превращения в звезды 25, со ссылкой на Кратина
  11. ↑ Гигин. Астрономия II 8
  12. ↑ Павсаний. Описание Эллады III 16, 1
  13. ↑ Гесиод. Перечень женщин, фр.24 М.-У.
  14. ↑ Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.98
  15. ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э I 23
  16. ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 63, 2
  17. ↑ Плутарх. Тесей 31
  18. ↑ Гигин. Мифы 79
  19. ↑ Стесихор. Елена, фр.191 Пейдж = Павсаний. Описание Эллады II 22, 6
  20. ↑ Ликофрон. Александра 97 и схолии
  21. ↑ Ликофрон. Александра 106 и комм.
  22. ↑ Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.114
  23. ↑ Драконций. Похищение Елены 488
  24. ↑ Гомер. Илиада III 445
  25. ↑ Ликофрон. Александра 109
  26. ↑ Еврипид. Елена 31-36
  27. ↑ Еврипид. Елена 112—114
  28. ↑ Гомер. Илиада XXIV 765
  29. ↑ Лесх. Малая Илиада, синопсис; Софокл. Лаконянки, фр.367-368 Радт
  30. ↑ Гомер. Одиссея IV 241—258; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э V 13
  31. ↑ Еврипид. Троянки 956—960
  32. ↑ Гомер. Одиссея IV 271—289; Трифиодор. Взятие Илиона 471
  33. ↑ Гигин. Мифы 249; Трифиодор. Взятие Илиона 520
  34. ↑ Вергилий. Энеида II 567—574
  35. ↑ Еврипид. Андромаха 628; Аристофан. Лисистрата 155
  36. ↑ Стесихор. Елена, фр.201 Пейдж
  37. ↑ Павсаний. Описание Эллады X 25, 4
  38. ↑ Плутарх. Солон 4; Диоген Лаэртский I 32, ссылка на оракул Аполлона
  39. ↑ Еврипид. Елена 1455—1502
  40. ↑ Павсаний. Описание Эллады III 19, 9
  41. ↑ Павсаний. Описание Эллады III 15, 3
  42. ↑ Павсаний. Описание Эллады III 19, 9-10
  43. ↑ Полиэн. Стратегемы I 13
  44. ↑ Феокрит. Идиллии XVIII 48
  45. ↑ Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.142-143
  46. ↑ Вестник древней истории. 1947. № 4. С.278
  47. ↑ Павсаний. Описание Эллады III 19, 11-13; Конон. Мифы 18

Литература

ru-wiki.org

Елена Прекрасная - это... Что такое Елена Прекрасная?

 , в греч. мифологии прекраснейшая из женщин, дочь Зевса и Леды. Похищение Е. троянским царевичем Парисом послужило поводом Троянской войны. Образ Е. постоянно вдохновлял художников, поэтов, композиторов (Тьеполо, Тинторетто, Тишбейн старший, фон Маре, Виланд, Гёте, Уайльд, Глюк, Офенбах, Штраус и др.).

(Источник: Словарь сексуальных терминов)

  • Екатерина II
  • Елена Флавия

Смотреть что такое "Елена Прекрасная" в других словарях:

  • Елена Прекрасная — Картина 1898 г. работы Эвелин де Морган …   Википедия

  • Елена Прекрасная — Ел ена Прекр асная …   Русский орфографический словарь

  • Елена Прекрасная, F6a (Уарч-Кая) — Маршрут начинается в трех метрах правее СерпомПо . R0 R1 25 метров.Первые 15 метров по почти вертикальной плите с малым количеством зацепок. Сложность примерно 6а. Далее ложится и через небольшую стеночку выход на станцию. R1 R2 25 метров. От… …   Энциклопедия туриста

  • Елена — греческое божество, героиня греческих мифов. В историческое время культ Е. существовал лишь в немногих местностях, и образ ее известен был преимущественно в той форме, к рую ему придала эпическая поэзия (Гомер и др.): Е., дочь Зевса и Леды (см.)… …   Литературная энциклопедия

  • Елена (значения) — Елена  женское имя. Носители, известные по имени Святые с именем Елена Основная статья: Святая Елена (значения) Елена Равноапостольная (247 327)  мать римского императора Константина Великого. Елена Сербская (ум. 1314)  жена короля …   Википедия

  • Елена —         Елена Прекрасная, в древнегреческой мифологии дочь Зевса и Леды (См. Леда), славившаяся необыкновенной красотой. Выданная замуж за спартанского царя Менелая (См. Менелай), Е. была похищена троянским царевичем Парисом, что и послужило… …   Большая советская энциклопедия

  • Елена — У слова «Елена» есть и другие значения: см. Елена (значения). Елена греческое Род: жен. Другие формы: Алёна, Гелена Производ. формы: Еленка, Лена, Ленуша, Ленуся, Леся, Еленя, Еля, Ела, Елюша, Елюся, Люся, Алёнка, Лёна, Лёся, Лёля[1] …   Википедия

  • Елена Троянская — Тесей похищает юную Елену. Краснофигурная аттическая амфора. 510 г. до н. э. Государственное античное собрание. Мюнхен Елена Прекрасная (греч. Ἑλένη, Ἑλένα) в …   Википедия

  • Елена — (Helena, Ελένη). Дочь Зевса и Леды, жены Тиндарея, и сестра Кастора, Полидевка и Клитемнестры. Она отличалась чарующей красотой и вышла замуж за спартанского царя Менелая, от которого имела дочь Гермиону. В отсутствие Менелая, она была увезена… …   Энциклопедия мифологии

  • ПРЕКРАСНАЯ ЕЛЕНА — «ПРЕКРАСНАЯ ЕЛЕНА», СССР, ЛЕНТЕЛЕФИЛЬМ, 1986, цв., 85 мин. Музыкальный фильм. По одноименной оперетте Ж.Оффенбаха. В ролях: Вероника Изотова (см. ИЗОТОВА Вероника Эдуардовна), Александр Блок (см. БЛОК Александр), Анатолий Равикович (см. РАВИКОВИЧ …   Энциклопедия кино

Книги

  • Елена Прекрасная, Надежда Кожевникова. Идея вернуться и вернуть читателям давнюю повесть `Елена Прекрасная`, опубликованную в `Новом мире` в 1983 году, возникла случайно. Она вышла и в названной одноименно книжке в издательстве… Подробнее  Купить за 474 грн (только Украина)
  • Елена Прекрасная, Надежда Кожевникова. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Идея вернуться и вернуть читателям давнюю мою повесть «Елена Прекрасная», опубликованную в «Новом… Подробнее  Купить за 395 руб
  • Елена прекрасная, Каневский А.. Это уже третья детективная повесть Александра Каневского. Как и две предыдущие, она трагикомична, в ней много смешного, и грустного, и неожиданного, много ярких, колоритных персонажей. Первая… Подробнее  Купить за 298 руб
Другие книги по запросу «Елена Прекрасная» >>

dic.academic.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта