Картины русских художников о весне. Самые знаменитые пейзажи. Весна картина
Картина «Весна» — Artrue
Дата создания: 1482 год.Тип: темпера, дерево.Местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция.
Весна Боттичелли
Шедевр флорентийского Возрождения был заказан семьей Медичи. Считается, что «Весна» создавалась к празднованию свадьбы Лоренцо Медичи и Семирамиды Аппиани.
Это произведение готического искусства объединяет в себе аллегорические и мифологические сюжеты, а также содержит многочисленные отсылки на классические и современные тексты, которые до сих пор интерпретируются учеными и историками искусства, зачастую по-разному. Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работами Филиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. Стоит упомянуть и влияние Антонио дель Поллайоло, проявившееся в изображении человеческой анатомии и пропорциях тел.
Эксклюзивные работы
«Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. Успешное завершение такого труда добавило еще больше уважения к уже известному художнику. Популярность мастера подарила ему возможность изобразить другие мифологические сюжеты, которые, кстати, изначально не были предназначены для демонстрации большой аудитории, и создавались специально для заказчиков. Клиентами Боттичелли были культурные и образованные люди, изучавшие классическую мифологию и историю античности.
В 1919 году картина была приобретена галереей Уффици во Флоренции, тщательно очищена и отреставрирована в 1982 году. К сожалению, с течением времени она все таки значительно потемнела.
Классическая мифология
В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидия и «О природе вещей» Лукреция. Данная картина является одним из первых известных произведений, изображающих богов и богинь в натуральную величину и практически голыми. Некоторые позы и фигуры были позаимствованы мастером из греческой скульптуры. Хотя, как видно по слегка увеличенным животам и удлиненным торсам, они были переработаны, исходя из современных представлений флорентийской эстетики.
Венера
События картины разворачиваются в божественном саду Венеры, богини любви, которая стоит в центре. Вокруг нее, в драгоценных и прозрачных одеждах, цвета которых символизируют семью Медичи, располагаются танцующие танцующие фигуры. На страже веселья стоит Меркурий — крылатый посланник богов в шлеме и с мечом.
Фигура Венеры, возможно, основывалась на Симонетте Веспуччи, жены Марку Веспуччи. По слухам, она была любовницей Джулиано Медичи, который, как предполагается, послужил моделью для Меркурия.
Зефир
В правой части полотна Боттичелли изображает два сюжета из классической мифологии, посвященные Зефиру, богу ветра. Его взгляд направлен на нимфу Хлориду. Эта сцена основана на легенде о любви Зефира к прекрасной нимфе. Возбужденный красотой Хлориды, бог насильно делает ее своей супругой, но в дальнейшем раскаивается, преобразуя несчастную в Флору, богиню цветов и весны. Именно Флора изображена между супругами и Венерой. Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы.
Пейзаж
В этом саду, однако, хозяйкой является Венера, о чем говорит ее положение, а также положение руки. Она приветствует зрителя и приглашает его в свое королевство. Боттичелли окрасил около пяти сотен различных видов растений, в том числе около 190 цветов. Символика и интерпретация этого решения до сих пор не ясны.
Символизм и смысл
Некоторые эксперты считают, что сюжеты с Зефиром отсылают к физической любви, в то время как взгляд купидона был изначально направлен на картину «Паллада и Кентавр», которая якобы висела рядом с «Весной». Она изображала триумф добродетели над похотью.
«Паллада и Кентавр», «Венера и Марс», «Рождение Венеры» и «Весна» создавались в 1480-е года. Они, в своих описательных и стилистических приемах, образуют необычайно однородную группу. Несмотря на многочисленные попытки ученых и историков искусства расшифровать тайны и символику этих работ, они остаются не менее загадочными. Одна из причин этого — отсутствие необходимых знаний и первоисточников, на которые опирался живописец. Многие текстовые работы, картины и исторические факты попросту не дошли до наших дней.
Рождение Венеры
Для многих ученых исследование картин Сандро Боттичелли является делом всей жизни, поэтому не стоит волноваться, если вам не все понятно в этих работах. Просто наслаждайтесь ими.
artrue.ru
Картина Весна Сандро Боттичелли
Знаменитый флорентийский живописец Сандро Боттичелли пронес влюбленность в античную культуру через всю свою жизнь. Пристрастие к мифологическим сюжетам сказывается на стиле многих полотен мастера. Именно он вывел живописную интерпретацию древнегреческих и древнеримских мифов на новый уровень, создавая картины на эту тематику с тем же мастерством и колоритом, с которым он писал библейские образы.Картина Боттичелли «Весна» создана в начале 1482 года. Это неоспоримый шедевр, исполненный в готическом стиле раннего Средневековья. Работа выполнена в манере, которая не предполагает учета перспективы. Это связано с тем, что великий художник стремился к эмоциональной и художественной выразительности, к передаче мистического смысла своего сюжета, а не к обычному изображению реального мира. Свое произведение автор писал, выполняя заказ главы Флоренции Лоренцо Великолепного для украшения жилища опекаемого им родственника.
Живописец учитывал то обстоятельство, что полотно будет висеть на высоте существенно выше уровня глаз смотрящих. Это заставило художника создавать фигуры «Весны» слегка вытянутыми. Плавность и изящество линий, тени из охры для передачи естественного телесного цвета, изумительная наполненность и аллегоричность сюжета позволили гениальному флорентийцу создать шедевр, творение, которое со временем будут называть визуальным воплощением основных идей неоплатонизма.
В чем же уникальность картины Боттичелли «Весна»? Существует множество трактовок и прочтений сюжетных линий этого полотна. Находясь под впечатлением произведений римского поэта Тита Лукреция и античных мифов, живописец создает изображение, полное философского смысла, с множеством явных и скрытых нюансов. «Весна» Боттичелли – это ода идеальной женщине и любви. Центральная фигура картины – Венера – напоминает Мадонну. Глядя на нее, мы видим основной посыл художника: духовная красота не противоречит внешней. Они связаны. Сюжет и манера исполнения этого произведения отражают убеждения Боттичелли, его душу.
Условно мы можем поделить картину на две части. Расположенная в центре богиня любви, по замыслу художника, объединяет героев правой части изображения, которые символизируют плотскую любовь и земные ценности, с героями левой части, воплощающих моральные ценности и непорочную любовь. Справа бог ветра Зефир преследует прекрасную нимфу Хлорис, чтобы заставить ту стать его женой. Этот союз превращает нимфу в богиню природы Флору, которая в роскошных одеждах величественно шествует по цветущему саду.
Слева изображен Меркурий – символ разума и красноречия. Он охраняет этот сад. Рядом изображены Грации – возвышенные спутницы Венеры. Замкнутый круг танцующих девушек символизирует целомудрие, платоническую любовь и возвышенное наслаждение. Образ Венеры в центре, чуть позади остальных героев, на фоне листвы, трав и цветов, объединяет всех, олицетворяя собой как духовные чувства, так и земные. Ведь сын ее Амур уже готов выстрелить в одну из прелестных Граций. Весну «Боттичелли» связывают с культурой Италии эпохи Возрождения. Все символы и аллегории картины были хорошо понятны людям того времени.
Оригинал картины Боттичелли «Весна» можно увидеть в галерее Уффицци во Флоренции. Полотно со сложным философским содержанием, изысканное и самобытное, заняло там свое место как одно из бесценных художественных достояний эпохи Возрождения.
artchive.ru
Картина Боттичелли «Весна» - одно из самых удивительных произведений живописи
Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах - Флоренции, Венеции. Именно здесь появились новые идеи, в основе которых - мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья). Это была эпоха зарождения удивительного явления, позднее названного Возрождением, или Ренессансом, определившего на несколько веков вперед пути развития философии, литературы, живописи и скульптуры.
Сандро Боттичелли родился в 1444 (1445) году во Флоренции, где и прожил всю жизнь, дата смерти относится по одним источникам к 1510 году, по другим – к 1515-му. Настоящая его фамилия была Филипепи, а Боттичелли – имя ювелира, у которого будущий художник работал подмастерьем. Флоренция в те времена являлась центром новых идей, и Боттичелли как величайший художник не мог остаться в стороне, воплотив новую философию раннего Возрождения в своих удивительных по красоте и трогательности полотнах.
Картина Боттичелли «Весна» написана в 1477 (1478) году на дереве маслом и темперой. Известно, что заказал ее один из Медичи в качестве свадебного подарка брату. Затем упоминание о ней как о части убранства дворца Медичи встречается в 1638 году. И с 1815-го картина «Весна» Боттичелли является одним из ценнейших экспонатов собрания живописи галереи Уффици во Флоренции.
Сюжет картины глубоко мифологичен, в каждом из ее персонажей, в каждом живописном элементе зашифрована одна из основополагающих идей Ренессанса – все на Земле подчинено любви, которая имеет божественное происхождение и является источником земного возрождения, символом весны. Композиционно полотно делится на три части. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Над ней парит неизменный спутник - амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. В левой части полотна изображен мифологический герой Меркурий – посланник богов, учитель мудрости, разгоняющий тучи. Там же есть и три грации – свита богини Венеры, - кружащиеся в танце. Они, крепко держась за руки и создавая неразрывную связь, олицетворяют красоту, целомудрие и блаженство – то, что сопровождает любовь в ее высших проявлениях.
Справа на картине Боттичелли «Весна» изображен сюжет из мифа о ветре Зефире и нимфе Хлорис, которую тот похитил и сделал своей женой. Пробудившаяся в Хлорис любовь превратила ее в богиню Весны, осыпающую землю цветами. Она нарисована здесь же, рядом с фигурами Зефира и Хлорис, в цветастой одежде с яркими васильками, символизирующими добродушие, с венками на шее и голове, в которые вплетены ромашки и лютики – знаки верности и богатства.
Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. На темном фоне апельсиновых деревьев светлые фигуры персонажей в нежных струящихся одеждах выглядят особенно притягательно, их лица и внешний облик, несмотря на божественную принадлежность, очень земные, трогательные. Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен.
fb.ru
Картины русских художников о весне: самые известные пейзажи
Дорогие ребята и уважаемые родители, здравствуйте! На дворе весна, природа постепенно пробуждается ото сна. Как отметил Фёдор Тютчев,
Ещё природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну прослышала она
И ей невольно улыбнулась.
Весну любили не только поэты. Русские пейзажисты часто изображали весенние мотивы, им нравилось рисовать на холстах первые лучики солнышка и талые мартовские воды, первую молодую траву и голубое небо.
Сегодня наш материал на тему искусства, потому как будем рассматривать картины русских художников о весне, искать в них красоту матушки природы и говорить о ней кистью художника.
Что видели художники в русской весне?
На полотнах известных русских художников часто встречается ранняя весна. Это всегда затаённая нежность разбуженной после зимнего сна природы, когда в тающем мартовском снеге отражается солнечный свет. Такие пейзажисты как Алексей Саврасов, Исаак Левитан, Константин Юон, Сергей Виноградов, Архип Куинджи – истинные мастера художественной кисти, которые сумели передать радостное весеннее настроение.
Не нужно быть где-то посреди поля или леса, достаточно взглянуть на картины и почувствовать свежий ветер или пряный воздух, услышать пение птиц или журчание ручья. Каждый холст, написанный русскими художниками, помогает обрести гармонию с природой в предвкушении новой жизни, которую несёт в себе весна. Даже названия их работ уже говорят о приходе весны.
А сейчас предлагаю от общего описания работ известных русских пейзажистов перейти к конкретным полотнам.
Саврасовские грачи
Наиболее известная, наверное, из всех картин про весну, название которой «Грачи прилетели» на слуху у каждого второго. Ещё мы, будучи школьниками, писали сочинение по этой работе русского художника. Чем же она так притягивает взгляд?
Итак, основная тема – это начало весны, что удалось передать пейзажисту необычайно точно. Серо-коричневая гамма красок говорит нам, что весна только-только просыпается от зимнего сна. Простой и на первый взгляд неказистый пейзаж начинается с тающего грязного снега и голых берёзок на переднем плане.
Но стоит только присмотреться! Справа снежные сугробы уже давно превратились в проталины, указывая на то, что ещё немного, и будет тепло, тем самым наполняя картинный воздух весенней свежестью. Небо тоже говорит, что зима сдаёт свои права. Через облака виднеется синева.
Если вы посмотрите внимательно, то непременно заметите виднеющийся сквозь берёзки храм. Что примечательно, этюды были написаны автором с натуры в Костромской губернии, а Воскресенская церковь сегодня стоит на том же самом месте.
Дорабатывал начатую картину Саврасов уже в Москве, готовое полотно появилось в 1871 году. Презентация работы перевернула весь мир живописи тех времён. Названная «гимном русской природе», она сразу привлекла внимание ценителей живописи. Всем известный любитель искусства Третьяков сразу приобрёл её для коллекции, которая хранится в Третьяковской галерее.
Ну, и конечно главные предвестники – прилетевшие грачи, которые облепили голые ветви берёзок. Уже нет никаких сомнений: весна на пороге!
Это интересно! Картина Саврасова настолько впечатлила любителей искусства, что автору уже в 1872 году были заказаны реплики – так называются копии, которые художник нарисовал, изменив где-то размер, где-то яркость красок, а в некоторых добавил детали. В 1997 году полотно с грачами и портретом художника поселилось на сбербанковской памятной монетке в 2 рубля.
Сельская весна Левитана
Эстафетную палочку перенимает Исаак Левитан – известный любитель пейзажей. Известна его картина под названием «Весна пришла», которая входит в число его самых лирических работ. Полотно было написано в 1896 году во время посещения друзей в Подмосковье.
Сюжет картины довольно прост – художник постарался передать нам один из тёплых деньков ранней весны в сельской местности. Основная её часть – это земля, только освободившаяся от снега. Уже кое-где пробилась первая трава, но деревья не готовы ожить после зимнего сна и стоят не одетые в зелень. Угрюмо насупились по углам деревенские избы в ожидании весеннего тепла, меж которыми гуляет порывистый ветер.
На заднем плане, за забором, раскинулись в бирюзовой дымке бескрайние поля и леса. Небо по-прежнему холодное, пока не согретое солнышком. Всё это автор собрал в одном пейзаже, пытаясь показать, что зима вот-вот уступит дорогу, хоть весна только-только начинает наступать ей «на пятки».
Уникальность этой работы Левитана состоит в том, что он пользовался разными приёмами – рисованием гуашью, заливкой, штриховкой при помощи карандаша и пера, а также белилами.
Это интересно! За 20 лет своего творчества, начав работать у Саврасова, художник обошёл своего учителя и создал для российского искусства столь много, сколько не удалось ни одному пейзажисту.
Весенние мотивы Виноградова
Картина известного художника Сергея Виноградова «Весна» — настоящий праздник пробуждающейся природы. Удивительно яркая и праздничная, он вся дышит солнечным светом, а первое весеннее тепло везде – в ярко-синем небе, почти растаявшем снеге и стволах деревьев, тянущихся ввысь.
Уже заметно, что сквозь пожухшую прошлогоднюю траву пробивается свежая зелень. Хоть ещё и остались покрытые снегом участки земли, но дни их сочтены – вот-вот яркое солнышко растопит зимний холод. Даже старый дом уже отплакал капелью сосулек, высушив крышу под солнечными лучами, и подставил свой бок под весеннее тепло. Эта работа художника вызывает радостные чувства в ожидании изменений в природе.
Это интересно! Известного пейзажиста Сергей Виноградова считают наследником Левитана. Помимо природы, он в 1914—1917 годах рисовал открытки на военную тему.
Юоновское «Мартовское солнце»
Наиболее известная работа Константина Юона под названием «Мартовское солнце», написанная в 1915 году, несёт в себе весеннее настроение. Её голубые тона, в которые одето небо, и ещё не растаявший снег дают ощущение лёгкости и безмятежности, как будто заверяя, что всё уже позади – морозы пережиты, впереди тёплая весна.
Художник постарался передать чувство радости первым весенним денькам в обычный будничный день. На фоне домов по деревенской улице едут на лошадях ребята, и кажется, что мы слышим хруст снега под копытами. Весне радуются и заигрывающие друг с другом собака и жеребёнок. Крыши и макушки деревьев освещены мартовскими лучами, а по голубому небу медленно плывут легкие облака.
Картина пронизана морозным мартовским воздухом, но совсем скоро по этим сельским улочкам побегут ручьи, а на деревьях радостно защебечут птицы.
Это интересно! Помимо живописи Юон увлекался художественной графикой и оформлял театральные постановки.
Весна у Куинджи
Архипа Куинджи считают мастером световых эффектов. Он умело создавал свои пейзажи при помощи соединения света и тени. Его жизнерадостное и лиричное полотно «Ранняя весна» было написано в 1895 году. В центре работы мастера – река, ещё скованная льдами в ожидании весеннего половодья. Сквозь трещины проступает первая вода, и это значит что тепло всё ближе и ближе.
Весну с нетерпением ожидают и синеющее небо, и голые ветки деревьев, и пробивающаяся трава. Вся композиция картины Куинджи говорит о том, что остановить её уже не удастся. Яркие краски, которые использовал автор, придают насыщенность и создают ощущение радости, а заливающий всю картину свет позволяет почувствовать приход весеннего периода. Воздушность придаёт переход цветовых оттенков от неба к воде.
Одинокая берёзка на берегу реки, слегка наклонившаяся к воде, ветвями тянется в небо. Ещё немного, и она покроется свежими листочками. О последнем вздохе зимы говорят и проталины на переднем плане.
Это интересно! Куинджи научился рисовать, будучи ретушером в фотомастерской. Всё своё накопленное от продажи картин состояние в 453 300 рублей завещал обществу художников. Картина «Ранняя весна» является экспозицией украинского музея искусств в Харькове.
Есть много других картин, не менее известных, которые описывают это прекрасное время года. Если вам будет интересно, вы сможете самостоятельно изучить пейзажи других известных русских художников и попробовать написать по ним мини-сочинения.
А на сегодня всё.
С пожеланиями весеннего настроения, «ШколаЛа»!
shkolala.ru
весна на картинах известных художников
•
Сейчас мы не рады льющимся с неба водопадам дождя, а более полувека назад люди умели радоваться всему — если и не все обитатели СССР, то уж художник Пименов точно. Что ему еще в 1937 было делать? Сочинение о картине Новая Москва Юрия Пименова →
Произведение живописи, не следующее канонам природы, становится гротеском.Джон Драйден•
Безыскусное изображение березовой рощи весной, когда уже снег стаял, но небо все еще холодное, ветреное, отсвет зимы на нем, а воздух холодный тоже, звенит от птичьего посвиста, под ногами хлюпает размокшей прошлогодней травой. Бакшеев написал это, задача сложная, а сам пейзаж — простой и понятный. Сочинение о картине Голубая весна Василия Бакшеева →
•
Картина Левитана «Весна. Большая вода» спокойна и радостна. Зима уже ушла, и весь снег стаял, и было его столько, что затопило и дома, и низины, и лодка стала единственным транспортом в некоторых местах… Сочинение о картине Весна (Большая вода) Исаака Левитана →
•
Картина известного художника Константина Юона неотъемлема от ее названия — «Мартовское солце«. В противном случае мы могли бы и не понять, что это именно март, конец зимы. Спасибо, автор разъясняет. Посмотрим же на полотно, яркое и цельное? Не вполне. Композиция «навылет» отражает движение, поворот, к свету и к лету. Сочинение о картине Мартовское солнце Константина Юона →
•
Березы, березы, березы — Грабарь нарисовал русскую весну. Поразительно. Сочинение о картине Февральская лазурь Игоря Грабаря →
•
Бесконечный круговорот обновления природы, зыбкий процесс таяния и намокания, робкие переговоры между собой о текущей ситуации и между народном положении — вот темы, которые добросовестные рецензенты усматривают в картине Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Сочинение о картине Грачи прилетели Алексея Саврасова →
1001kartina.su
Весна (картина Боттичелли) - это... Что такое Весна (картина Боттичелли)?
«Весна» (итал. Primavera) — картина Сандро Боттичелли, написана в 1482 году. Выставлена в Галерее Уффици, Флоренция.
История создания картины
В 1551 году Джорджо Вазари писал, что картина, изображающая пришествие весны (итал. Primavera) находилась на вилле Медичи в Кастелло.
В 1477 году поместье было приобретено Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, двоюродным братом Лоренцо Великолепного.
Поэтому долгое время предполагалось, что «Весна», как продолжали называть картину, была написана для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо. Опись, датированная 1499 годом, которая была найдена только в 1975 году, перечисляет имущество Лоренцо ди Пьерфранческо и его брата Джованни и указывает, что в XV веке «Весна» была выставлена в городском дворце Флоренции. Картина украшала приемную Лоренцо.Согласно инвентарной описи, некогда дворцовые покои, где висела «Весна», украшали ещё две картины. Там, куда смотрит Меркурий, находилось полотно Боттичелли «Паллада и кентавр», а с другой стороны висела картина «Мадонна с младенцем» неизвестного автора. Композиции составляли содержательно единое целое и прославляли идеал божественной любви.
Семантика картины
«Весна» ярко иллюстрирует иконографию Возрождения и отражает философию неоплатонизма.
Хотя некоторые из фигур были изображены на манер древних скульптур, они не были прямыми копиями, а были созданы на собственном, особенном языке форм Боттичелли: стройные, идеализированные фигуры, чьи тела кажутся иногда слишком утонченными, предвещают изящный, изысканный стиль XVI столетия — маньеризм.
Венера, богиня любви, стоит в центре картины, немного позади других фигур. Справа Зефир, холодный весенний ветер, настигает нимфу Хлорис. Та сбегает от него и превращается во Флору, Весну, одетую как подобает замужней флорентийке из богатой семьи.
Над Венерой Купидон метит свои стрелы в танцующих Граций (справа Красота, в центре Целомудрие, слева Наслаждение). Считается, что прообразом фигур Граций была Симонетта Веспуччи, а правая Грация имеет лицо Катерины Сфорца, также изображенной Боттичелли на известном портрете в Катерина Александрийская из Музея Линденау.
Сад Венеры охраняет Меркурий в шлеме и с мечом, простирающий руку, чтобы разогнать облака невежества кадуцеем, изображенным в виде двух крылатых драконов.
Существуют и другие интерпретации сцены. Например, Весна рассматривается также как политический образ: Купидон был бы Римом, Три Грации — Пиза, Неаполь и Генуя, Меркурий — Милан, Флора — Флоренция, Май — Мантуя, Хлорис и Зефир — Венеция и Больцано (или Ареццо и Форли).
Семантика элементов картины
- Пламенные одеяния Венеры и Меркурия можно отнести к св. Лаврентию, сожжённому на костре (намек на имя Лоренцо).
- Круглые плоды напоминают золотые шары, изображенные на родовом гербе Медичи.
- Меркурий изображен с кадуцеем, символом врачей, при этом фамилия Медичи означает «врач».
Источники сцены
Один из источников этой сцены — «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. Пораженный пламенной страстью к ее красоте Зефир, бог ветра, преследует ее и насильно берет в жены. Сожалея о своем насилии, он превращает ее во Флору, его подарок дает ей красивый сад, в котором правит вечная весна. Боттичелли изображает два отдельных мгновения в рассказе Овидия: преследование Хлорис Зефиром и ее последующее превращение во Флору. Поэтому одежда этих двух женщин, которые также, кажется, не замечают друг друга, развивается в разных направлениях. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви.
Лукреций в своей философской дидактической поэме «De Rerum Natura» прославляет обеих богинь в отдельной весенней сцене. Поскольку этот эпизод содержит также и другие фигуры из группы Боттичелли, это — вероятно один из главных источников для картины.
-
Зефир и нимфа Хлорис
Список флорентиек, возлюбленных братьев Медичи, предположительно изображенных в картине
Литература
- Ingo F. Walther Masterpieces of Western art : a history of art in 900 individual studies : from the Gothic to the present day. — Taschen, 2005. — Т. 1. — С. 107. — ISBN 3-8228-4746-1
- Роберт Камминг Великие художники: расшифрованные послания и символы в работах мастеров живописи. — 2008. — С. 22.
- Т. Каширина, Т.Евсеева, Н.Иванова Шедевры живописи. — Аванта +, 2008. — С. 11-121.
dic.academic.ru
Весна Картина Сандро Боттичелли
Искусство Италии 15 века. Возрождение. Мировой шедевр, картина «Весна» была создана художником Сандро Боттичелли в конце 70-х годов 15-го столетия. Размер картины 203 x 314 см, дерево, темпера. Эта работа была написана Боттичелли для виллы Кастелло под Флоренцией, принадлежащей Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Годом ее исполнения обычно считают 1478-й год - работа была выполнена вскоре после того, как виллу приобрели для пятнадцатилетнего Лоренцо. Этот родственник Великолепного получал тогда тщательное образование, дружеское участие в его воспитании принимал и глава Платоновской академии Фичино. Картина, предназначенная для личных покоев будущего ренессансного знатока, призвана была услаждать зрение и одновременно воздействовать на душу ее созерцателя.
Боттичелли на картине изобразил Зефира, преследующего нимфу Хлорис, из их союза возникает Флора; затем видим Венеру, танец Граций и, наконец, Меркурия, который, устремив взгляд ввысь, снимает кадуцеем пелену облаков, препятствующую созерцанию. Каково же содержание картины? Исследователи предложили несколько толкований. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. Центром построения является Венера — не воплощение низменной страсти, а благородная богиня цветения и всяческого благоволения на земле; это неоплатонический образ.
Развертывая данный контекст, ученые утверждали, что работа флорентийского художника отражает идею о порождении красоты светом божественной любви и о созерцании этой красоты, ведущем от земного к сверхземному. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Но не будем преувеличивать значимость содержательной канвы, ибо писал картину художник, все преображавший своей одушевленной фантазией.
Венера, центральная фигура композиции, стоит под сенью деревьев в этом зачарованном пространстве весеннего леса. Ее платье из тончайшей ткани с золотыми нитями украшений и роскошный плащ алого цвета, символизирующего любовь, свидетельствуют о том, что перед нами богиня любви и красоты. Но в ее хрупком облике проступают и иные черты. Склоненная голова покрыта газовым покрывалом, в какие Сандро Боттичелли любил одевать своих Мадонн. Лицо Венеры с вопрошающе поднятыми бровями выражает грусть и скромность, значение ее жеста неясно — приветствие ли это, робкая защита или благостное приятие? Персонаж напоминает Деву Марию в сюжете «Благовещение» (например, на картине Алессо Бальдовинетти). Языческое и христианское сплетаются в одухотворенный образ. В других фигурах композиции также улавливаются ассоциации с религиозными мотивами. Так, образы Зефира и нимфы Хлорис перекликаются со средневековым изображением дьявола, не пускающего душу в Рай.
Грации, спутницы и служанки Венеры, — достоинства, порождаемые Красотой, их имена — Целомудрие, Любовь, Наслаждение. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Стройные фигуры с удлиненными, плавно изгибающимися формами сплелись в ритмической последовательности кругового движения. Художник на редкость изобретателен в трактовке причесок, передавая волосы одновременно как природную стихию и как декоративный материал. Волосы Граций собраны в пряди, то мелко вьющиеся, то ниспадающие волной, то рассыпающиеся по плечам, словно золотистые струи. Легкие изгибы и повороты фигур, диалог взглядов, изящное соединение рук и постановка ступней — все это передает поступательный ритм танца.
Отношения его участниц отражают классическую формулу и вместе с тем неоплатоническое понимание Эроса: Любовь ведет Целомудрие к Наслаждению и скрепляет их руки. В изображении Боттичелли оживает представление о мифологическом великолепии, но образы его окрашены подлинной чистотой. Не случайно танец Граций сравнивают с хороводом ангелов в Раю в композиции «Страшный суд» Фра Анджелико. Взор Меркурия мечтательно устремлен в небо. Он пытается разорвать плотность облаков, мешающих лицезрению. Боттичелли придает Меркурию характерный для вкуса Флоренции тех лет тип худощавой юношеской фигуры, как в «Давиде» Верроккьо, но очертания ее приобретают мелодичность, а лицо — одухотворенность.
История искусства. Далее →
smallbay.ru