Шагал Марк ЗахаровичКартины и биография. Картины шагала
Марк Шагал – биография и картины художника в жанре Примитивизм – Art Challenge
Шагал Марк Захарович (наст. отчество Хацкелевич) (Chagall Marc), график, живописец, театральный художник, иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства; выходец из России. Один из лидеров мирового авангарда 20 века, Шагал сумел органически соединить древние традиции иудейской культуры с остросовременным новаторством. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). В 1906 году приехал в Петербург, где в 1906–1909 посещал рисовальную школу при обществе поощрения художеств, студию С.М.Зайденберга и школу Е.Н.Званцевой. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (Суббота, 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн). Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене - Белле Розенфельд (Над городом, 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва). Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917, частное собрание, Париж).
Однако, вглядываясь в архаику, в том числе и в русскую икону и лубок (которые оказали на него большое влияние), Шагал примыкает к футуризму и предугадывает будущие авангардные течения. Гротескно-алогичные сюжеты, резкие деформации и ирреально-сказочные цветовые контрасты его полотен (Я и деревня, 1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк; Автопортрет с семью пальцами, 1911–1912, Городской музей, Амстердам) оказывают большое влияние на развитие сюрреализма.
После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. В Москве Шагал написал ряд больших настенных панно для Еврейского Камерного театра, тем самым сделав первый значительный шаг к монументальному искусству. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к Мертвым душам Николая Васильевича Гоголя и Басням Ж.де Лафонтена. К середине 20 века его авторитет художника – живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) – получил мировое признание.
По мере достижения пика славы его манера – в целом сюрреально - экспрессионистская – становится все легче и раскованней. Не только главные герои, но и все элементы образа парят, слагаясь в созвездия цветных видений. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф (У времени нет берегов, 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). С 1955 началась работа над Библией Шагала – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958; витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961; собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970; собора в Реймсе, 1974; церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981; и др.). Эти произведения Марка Шагала радикально обновили язык современного монументального искусства, обогатив его мощным красочным лиризмом.
В 1973 Шагал посетил Москву и Санкт-Петербург в связи с выставкой своих работ в Третьяковской галерее. Умер Шагал в Сен-Поль-де-Ванс (Приморские Альпы, Франция) 28 марта 1985 года.
Шагал Марк Захарович (наст. отчество Хацкелевич) (Chagall Marc), график, живописец, театральный художник, иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства; выходец из России. Один из лидеров мирового авангарда 20 века, Шагал сумел органически соединить древние традиции иудейской культуры с остросовременным новаторством. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). В 1906 году приехал в Петербург, где в 1906–1909 посещал рисовальную школу при обществе поощрения художеств, студию С.М.Зайденберга и школу Е.Н.Званцевой. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (Суббота, 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн). Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене - Белле Розенфельд (Над городом, 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва). Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917, частное собрание, Париж).
Однако, вглядываясь в архаику, в том числе и в русскую икону и лубок (которые оказали на него большое влияние), Шагал примыкает к футуризму и предугадывает будущие авангардные течения. Гротескно-алогичные сюжеты, резкие деформации и ирреально-сказочные цветовые контрасты его полотен (Я и деревня, 1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк; Автопортрет с семью пальцами, 1911–1912, Городской музей, Амстердам) оказывают большое влияние на развитие сюрреализма.
После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. В Москве Шагал написал ряд больших настенных панно для Еврейского Камерного театра, тем самым сделав первый значительный шаг к монументальному искусству. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к Мертвым душам Николая Васильевича Гоголя и Басням Ж.де Лафонтена. К середине 20 века его авторитет художника – живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) – получил мировое признание.
По мере достижения пика славы его манера – в целом сюрреально - экспрессионистская – становится все легче и раскованней. Не только главные герои, но и все элементы образа парят, слагаясь в созвездия цветных видений. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф (У времени нет берегов, 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). С 1955 началась работа над Библией Шагала – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958; витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961; собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970; собора в Реймсе, 1974; церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981; и др.). Эти произведения Марка Шагала радикально обновили язык современного монументального искусства, обогатив его мощным красочным лиризмом.
artchallenge.ru
Самые известные картины Марка Шагала: обзор и фото
Марк Шагал – талантливый человек, писавший стихи, занимавшийся графикой и иллюстрацией изданий, создавший уникальные мозаики и фрески. Но мировую славу и признание принесла ему живопись. Живопись была делом всей его жизни.Рисовал Мойша Сегал (а именно это имя дано было ему при рождении) всегда. И всегда придерживался своего стиля, не пытаясь подражать знаменитым художникам, благодаря чему стал одним из самых ярких представителей авангардного течения.Друг и учитель Г. Апполинер, которому он посвятил картину «Памяти Аполлинера», придумал специально для него название стиля — сюрнатурализм. Сюрреалисты и экспрессионисты называли Марка Шагала своим предшественником.Его произведения почитают за честь выставить самые знаменитые музеи мира. До сих пор не существует полного каталога его произведений, но даже самые ранние его картины бесценны.
«Рождение»
Картина одновременно и реалистична, и наполнена разнообразными символами. С первого взгляда все предельно ясно – бабка-повитуха с новорожденным на руках, женщина, только что в муках ставшая матерью, муж, сидящий рядом с ними на полу. Ширма, отделяющая таинство рождения от остального пространства картины, красного цвета – символ женского лона? Несколько мужиков в другом углу комнаты ведут разговор, они ярко освещены – на них снизошло озарение? Роженица, по сравнению с остальными персонажами, совсем небольшая, а младенец и вовсе маленький, но именно они являются центром всей картины, именно к ним притягивается взгляд. Это главное в жизни.
«Смерть»
Картина, написанная художником в 1908 году во время учебы в Санкт-Петербурге, понятна каждому с первого взгляда. Работа реалистична, в ней все понятно: смерть, горе, боль видны сразу в голосящей и плачущей женщине. Темные краски подчеркивают мрачность темы. Черная дорога, покойник, лежащий в гробу, грязно-желтое небо, бедные домики городской окраины.Индивидуальный, своеобразный взгляд художника на мир выдает скрипач на крыше, вроде неуместный для этого грустного события, но очень органично смотрящийся на картине. Он играет, наверное, свои печальные мелодии.
«Я и моя деревня»
Картина из цикла работ, сделанных во время учебы художника во Франции. Прекрасно ассимилировавшись в Париже, Шагал не забывает родину.
В этом немного нереальном полотне без труда угадывается сельская местность. Женщина, доящая корову, мужчина с косой на плече разговаривает с девушкой, на заднем плане улица с разноцветнымидомиками.
Узнаваемый автор на первом плане, напротив него, глаза в глаза, белый ягненок. Ощущается единение с природой, любовь к своей родине, своему городу Витебску (а это именно он). Белая ветвь, вся такая пушистая и чистая – символ мира, добра. Картина написана с элементами кубизма. О применение приемов фовизма свидетельствуют нарушенная перспектива и нереальные размеры, цвета естественны и ярки, что свойственно импрессионизму. Талантливый художник использует в своем творчестве все, что видит и чему учится.
«Голгофа»
Эта работа была сделана Шагалом под впечатлением от старинных русских и византийских икон.Картина написана в стиле неопримитивизма, она одновременно и реалистична, и в тоже время от нее веет мистикой. Персонажи и действие легко узнаваемы, хоть и выглядят неестественно и несовершенно. Христос распят на кресте, который только визуально угадывается, но воображение сразу дорисовывает его целиком. Лица людей больше похожи на маски, но сюжет таков, что каждый из персонажей картины легко узнаваем. Художник не изменяет своему видению мира и вовлекает в этот мир своих почитателей.«День рождения»
Сам Марк Шагал рассказывал, что набросок картины был им сделан по наитию, в считанные минуты. Когда жена, решив порадовать, принесла ему цветы, вдохновение сразу настигло мастера. Полностью доработал он картину позже, но идея, замысел родились в одно мгновение, и получилась эта интересная работа.Это очередной нестандартный автопортрет художника со своей женой и букетом цветов. Обычная комната, обыденные, повседневные вещи из быта любого человека. Пейзаж за окном такой знакомый каждому, живущему в маленьком городке. И необычная сцена проявления любви и благодарности.
«Прогулка»
Светлая, солнечная картина, она полна оптимизма. Пикник на крыше под самым небом. Как высоко забрались эти влюбленные, они выше всех и счастливей всех. Без труда угадывается в молодом, широко улыбающемся человеке, сам художник. Он держит за руку свою воспарившую супругу, свою сбывшуюся мечту. Им хорошо вместе, в этот момент они не думают о плохом. Им так хорошо и легко, что они готовы вместе улететь.
«Над городом»
Сказочная картина, яркий и красивый сон, полет над городом в обнимку с любимой. Они наконец-то воспарили на своем счастье, вместе, вдвоем. Город внизу маленький, нереальный. Они – это сама реальность, счастливая реальность, а все остальное — где-то там. Там – маленькие домики, маленькие сценки из жизни городка. А художник и его супруга в своей реальной нереальности сна.Здесь хорошо просматривается отношение Марка Шагала к жене. Любовь художника кроется в изящных ее линиях, стройности стана, нежности лица. В отличие от нее, самого себя он нарисовал угловатым и неловким.
«Белое распятие»
.В годы, предшествующие второй мировой войне, антиеврейские настроения, предчувствие близкой и страшной трагедии накладывают отпечаток на его работы. В это время основной темой его творчества становится распятие.
«Белое распятие» — одна из самых пронзительных работ художника. Это квинтэссенция страданий всех людей от фашистской идеологии. На этой картине распятый Христос – символ страданий еврейского народа в годы войны. Сцены на заднем плане изображают погромы и убийства еврейских семей. В этой работе нашли отображение горе и боль еврейского народа так, как это видел один из его сыновей.
Это совсем небольшая часть работ художника, известного во всем мире. Его картины выставлены в крупнейших музеях России, Франции, США. Самые известные коллекционеры спорят на аукционах за право обладать работами мастера.
vivareit.ru
Шагал Марк Захарович Картины биография Chagall Marc
Шагал Марк Захарович (настоящее отчество Хацкелевич) (Chagall Marc), график, живописец, театральный художник, иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства; выходец из России. Один из лидеров мирового авангарда 20 века, Шагал сумел органически соединить древние традиции иудейской культуры с остросовременным новаторством. Родился в Российской Империи в Витебске 24 июня (6 июля) 1887 года.
Красная обнаженная,1908, частная коллекция Анюта (Портрет сестры),1910, частное собрание Невеста с веером, 1911,Собрание П.Матисс, Нью-ЙоркШагал получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). В 1906 году приехал в Петербург, где в 1906–1909 посещал рисовальную школу при обществе поощрения художеств, студию С.М. Зайденберга и школу Е.Н. Званцевой. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 годах – в Париже. Все творчество художника изначально автобиографично и лирически исповедально. Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» ("Суббота", 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн). Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене - Белле Розенфельд ("Над городом", 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва).
Моей cуженой, 1911,Художественный музей Филадельфии Я и деревня, 1911, Музейсовременного искусства, Нью-Йорк Поэт (Половина четвертого), 1911,Художественный музей ФиладельфииХарактерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма ("Ворота еврейского кладбища", 1917, частное собрание, Париж). Однако, вглядываясь в архаику, в том числе и в русскую икону и лубок (которые оказали на него большое влияние), Шагал примыкает к футуризму и предугадывает будущие авангардные течения. Гротескно-алогичные сюжеты, резкие деформации и ирреально-сказочные цветовые контрасты его полотен ("Я и деревня", 1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк; "Автопортрет с семью пальцами", 1911–1912, Городской музей, Амстердам) оказывают большое влияние на развитие сюрреализма.
Пьющий солдат, 1911-1912,Музей Гуггенхайма, Нью Йорк Адам и Ева, 1912,Музей искусств, Сент-Луис, США Продавец скота, 1912,Художественный музей, БазельПосле Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. В Москве художник написал ряд больших настенных панно для Еврейского Камерного театра, тем самым сделав первый значительный шаг к монументальному искусству. Покинув Москву и выехав из Российской Федерации в 1922 году в Берлин, Шагал в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны.
Ложка молока, 1912,частное собрание Скрипач, 1912-1913,Городской музей, Амстердам Еврей за молитвой,1912-1913, частное собраниеШагал временно покидал Францию во время второй мировой войны (1941–1947 годы он провел в Нью-Йорке). Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к "Мертвым душам" Николая Васильевича Гоголя и "Басням" Жоржа де Лафонтена. К середине 20 века его авторитет художника – живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) – получил мировое признание.
Летящая повозка, 1913,Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк Над городом, 1914–1918,Третьяковская галерея, Москва День рождения, 1915,Музей современного искусства, Нью ЙоркПо мере достижения пика славы манера художника – в целом сюрреально-экспрессионистская – становится все легче и раскованней. Не только главные герои, но и все элементы образа парят, слагаясь в созвездия цветных видений. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф ("У времени нет берегов", 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). С 1955 началась работа над "Библией Шагала" – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме.
Праздник кущей, 1916, ГалереяРозенгарт, Люцерн, Швейцария Прогулка, 1918, Русскиймузей, Санкт-Петербург Белла в белом воротнике,1917, частная коллекцияВ русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958; витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961; собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970; собора в Реймсе, 1974; церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981; и др.). Эти произведения Марка Шагала радикально обновили язык современного монументального искусства, обогатив его мощным красочным лиризмом. В 1973 художник посетил Москву и Санкт-Петербург в связи с выставкой своих работ в Третьяковской галерее. Умер Марк Шагал в Сен-Поль-де-Ванс (Приморские Альпы, Франция) 28 марта 1985 года.
Белое распятие, 1938,Художественный институт Чикаго Три свечи, 1938-1944,частная коллекция Война, 1964-1966,Художественный музей, Цюрихsmallbay.ru
Марк Шагал: жизнь и творчество художника
Марк Захарович Шагал (1887-1985) — живописец, график, театральный художник, иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства.
СОДЕРЖАНИЕ
Творчество и биография Марка Шагала
Интересные факты из жизни Шагала
Картины Марка Шагала
Библиография и фильмография художника
ТВОРЧЕСТВО И БИОГРАФИЯ МАРКА ШАГАЛА
Один из лидеров мирового авангарда 20 века, Шагал сумел органически соединить древние традиции иудейской культуры с остросовременным новаторством. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). В 1906 году приехал в Петербург, где в 1906–1909 посещал рисовальную школу при обществе поощрения художеств, студию С.М.Зайденберга и школу Е.Н.Званцевой. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально.
Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» («Суббота», 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн). Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене — Белле Розенфельд («Над городом», 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва). Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма («Ворота еврейского кладбища», 1917, частное собрание, Париж).
Однако, вглядываясь в архаику, в том числе и в русскую икону и лубок (которые оказали на него большое влияние), Шагал примыкает к футуризму и предугадывает будущие авангардные течения. Гротескно-алогичные сюжеты, резкие деформации и ирреально-сказочные цветовые контрасты его полотен («Я и деревня», 1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк; «Автопортрет с семью пальцами», 1911–1912, Городской музей, Амстердам) оказывают большое влияние на развитие сюрреализма.
Суббота Ворота еврейского кладбища Я и деревня Автопортрет с семью пальцамиПосле Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. В Москве Шагал написал ряд больших настенных панно для Еврейского Камерного театра, тем самым сделав первый значительный шаг к монументальному искусству. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Николая Васильевича Гоголя и «Басням» Ж.де Лафонтена.
К середине 20 века его авторитет художника – живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) – получил мировое признание.
По мере достижения пика славы его манера – в целом сюрреально — экспрессионистская – становится все легче и раскованней. Не только главные герои, но и все элементы образа парят, слагаясь в созвездия цветных видений. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф («У времени нет берегов», 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). С 1955 началась работа над «Библией Шагала» – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме.
В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958; витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961; собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970; собора в Реймсе, 1974; церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981; и др.). Эти произведения Марка Шагала радикально обновили язык современного монументального искусства, обогатив его мощным красочным лиризмом.
В 1973 Шагал посетил Москву и Санкт-Петербург в связи с выставкой своих работ в Третьяковской галерее.
Умер Шагал в Сен-Поль-де-Ванс (Приморские Альпы, Франция) 28 марта 1985 года.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ШАГАЛА
Открывая утром глаза, я мечтаю увидеть более совершенный мир, в котором правят дружественность и любовь. Одного только этого достаточно, чтоб мой день был прекрасен и достоин бытия
- Марк Шагал является единственным в мире художником, чьими витражами украшены соборы практически всех конфессий. Среди пятнадцати храмов есть старинные синагоги, лютеранские храмы, католические костёлы и прочие общественные сооружения, расположенные в Америке, Европе и Израиле.
- Специально по заказу Шарля де Голля, действующего французского президента, художник выполнил оформление плафона Гранд-Опера в Париже. Еще через два года он написал два панно Нью-Йоркскому Метрополитен-Опера.
- В июле 1973 года во французской Ницце открылся музей, получивший название «Библейское Послание», который был украшен за счёт работ художника и разместился в том здании, которое он сам задумал. Некоторое время спустя музей был удостоен правительством статуса национального.
- Шагал считается одним из зачинщиков живописной сексуальной революции. Дело в том, что уже в 1909 году на его полотне была изображена обнажённая женщина. Натурщицей была Тэя Брахман, согласившаяся на такую роль только из соображений жалости к художнику, который в финансовом плане не мог позволить себе профессиональных натурщиц. Позже эти сеансы привели к романтическим отношениям, а Тэя стала первой любовью живописца.
- Пребывая в плохом настроении, художник рисовал только библейские сцены или цветы. При этом, последние продавались значительно лучше, что очень разочаровывало Шагала.
- Самым главным во Вселенной и жизни живописец считал только любовь.
- Марк Шагал скончался 28 марта 1985 года во время поднимания на второй этаж в лифте, следовательно, смерть его наступила в полёте, пусть и не очень высоко.
Библиография и фильмография художника
- Апчинская Н. Марк Шагал. Портрет художника. — М.: 1995.
- Мак-Нил, Давид. По следам ангела: воспоминания сына Марка Шагала. М
- Мальцев, Владимир. Марк Шагал — художник театра: Витебск—Москва: 1918—1922 // Шагаловский сборник. Вып. 2. Материалы VI—IX Шагаловских чтений в Витебске (1996—1999). Витебск, 2004. С. 37-45.
- Музей Марка Шагала в Ницце — Le Musee National Message Biblique Marc Chagall («Библейское послание Марка Шагала»)
- Хаггард В. Моя жизнь с Шагалом. Семь лет изобилия. М., Текст, 2007.
- Хмельницкая, Людмила. Музей Марка Шагала в Витебске.
- Хмельницкая, Людмила. Марк Шагал в художественной культуре Беларуси 1920-х — 1990-х годов.
- Шагал, Белла. Горящие огни. М., Текст, 2001; 2006.
- Шатских А. С. Гоголевский мир глазами Марка Шагала. — Витебск: Музей Марка Шагала, 1999. — 27 с.
- Шатских А. С. «Благословен будь, мой Витебск»: Иерусалим как прообраз шагаловского Города // Поэзия и живопись: Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева / Под ред. М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова. — М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 260—268. — ISBN 5-7859-0074-2.
- Шишанов В.А. «Если уж быть министром…» // Бюллетень Музея Марка Шагала. 2003. № 2(10). С. 9-11.
- Круглов Владимир, Петрова Евгения. Марк Шагал. — СПб.: Государственный Русский музей, Palace Editions, 2005. — С. 168. — ISBN 5-93332-175-3.
- Шишанов В. «Эти молодые люди были ярыми социалистами…»: Участники революционного движения в окружении Марка Шагала и Беллы Розенфельд // Бюллетень Музея Марка Шагала. 2005. № 13. С. 64-74.
- Шишанов В. Об утраченном портрете Марка Шагала работы Юрия Пэна // Бюллетень Музея Марка Шагала. 2006. № 14. С. 110—111.
- Шишанов, Валерий. Марк Шагал: Этюды к биографии художника по архивным делам
- Шишанов В. А. Витебский музей современного искусства: история создания и коллекции. 1918—1941. Минск: Медисонт, 2007. — 144 с.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, artariya.ru, smallbay.ru
Если вы нашли неточности, или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы, и наши читатели, будем вам очень благодарны.
Марк Шагал: картины художника
Творчество. Свобода. Живопись.Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Марк Шагал: жизнь и творчество художника
Проголосуйтеallpainters.ru
картины с названиями. Марк Шагал: творчество
В 1887 году, 7 июля, появился на свет будущий художник мирового уровня Шагал Марк, картины которого на протяжении всего 20-го века вызывали оцепенение и восторг у посетителей многочисленных вернисажей, на которых выставлялись полотна знаменитого авангардиста.
Начало творческого пути
Детство Мойши, как его первоначально нарекли родители, прошло в городе Витебске. Отец мальчика работал грузчиком на рыбном базаре, мать держала мелочную лавку, дед был кантором в еврейской синагоге. После окончания религиозной еврейской школы Мойша поступил в гимназию, хотя в царской России евреям не разрешалось посещать русские учебные заведения. Разумеется, учиться на нелегальном положении было трудно. Проучившись несколько лет, он оставил гимназию и стал вольнослушателем в "Школе рисунка и живописи художника Пэна". Через два месяца мистер Пэн, пораженный талантом юноши, предложил ему бесплатное обучение в своей школе.
Молодой художник перерисовал всех своих родственников по очереди, затем принялся писать портреты жителей Витебска. Так в мире искусства появился яркий самобытный живописец Шагал Марк, картины которого вскоре будут покупать лучшие музеи мира. Псевдоним, а вернее новое имя, себе он придумал сам. Мойша стал Марком, а Шагал - это измененное Сегал, от фамилии отца.
Северная столица
Двадцатилетний Марк решил не сидеть на месте и вскоре отправился в Санкт-Петербург, надеясь продолжить там обучение живописи. Денег у него не было, к тому же дискриминационная политика государства российского в отношении евреев давала о себе знать. Жить в северной столице пришлось на грани нищеты, перебиваясь случайными заработками. Однако Шагал не унывал, он был счастлив оказаться в водовороте художественной жизни Петербурга. Постепенно у него образовался круг полезных знакомств среди еврейского бомонда, и новые друзья стали помогать молодому художнику.
Шагал Марк, картины которого сразу стали рассматриваться как вестники нового сюрреалистического стиля, постарался развить свою индивидуальность и не стал следовать общепринятым канонам живописи. И, как показала дальнейшая жизнь, он выбрал верный путь. В ранних работах художника уже прослеживалась фантастическая сказочность сюжета и метафоричность образов. Все, что написал в тот период Марк Шагал, картины с названиями: "Святое семейство", "Смерть", "Рождение", - являются яркими примерами необычного стиля. При этом последняя тема, появление младенца на свет, отражалась в творчестве Шагала несколько раз, в разных интерпретациях. Однако во всех случаях роженица изображалась мелким рисунком, который по величине уступал другим персонажам, мужикам, козам, лошадям, находившимся вокруг. Однако в этом и заключается феномен творчества Марка Шагала, он умел микроскопические детали расположить так, что они вдруг начинали доминировать на общем фоне. Усталая роженица и бабка-повитуха с новорожденным на руках каким-то непостижимым обюразом становились центром картины.
Знакомство с Львом Бакстом
Находясь в Петербурге, Шагал Марк, картины которого привлекали все большее внимание светской публики, продолжил учебу в частной школе искусств Зайденберга, одновременно выполняя несложную работу в еврейском журнале "Восход", чтобы обеспечить себе питание. Позже он встретился с Львом Бакстом, преподавателем школы Званцевой, который сыграл определяющую роль в судьбе художника. Шагал также посещал лекции живописца Мстислава Добужинского, который привлекал его как поборник всего нового в искусстве.
Весной 1910-го у Марка Шагала состоялся дебют - его картины участвовали в вернисаже, который устроила редакция журнала "Аполлон". А незадолго до этого события художник познакомился с женщиной всей своей жизни, Беллой Розенфельд. Любовь между ними вспыхнула мгновенно, и счастливое время продолжалось для обоих с того дня, когда молодые люди поженились и стали жить вместе. В 1916 году у супругов родилась дочь, которую назвали Ида.
Переезд в Париж
Летом 1910 года депутат Максим Винавер, меценат и большой поклонник изящных искусств, предложил Шагалу стипендию, которая давала возможность учебы в Париже. Столица Франции встретила Марка приветливо, он сблизился с художником Эренбургом и при его содействии снял студию на Монпарнасе. Шагал пишет ночами, а в дневное время пропадает в галереях, салонах и на выставках, впитывая все, что связано с великим искусством живописи.
Мастера начала 20 века стали примером для молодого художника. Великие Сезанн, Ван Гог, Поль Гоген, Делакруа - у каждого из них восторженный Шагал старается перенять что-то для себя. Его наставник в Петербурге Лев Бакст, однажды просмотрев парижские рисунки своего ученика, уверенно заявил, что "теперь все краски поют". Картины Марка Шагала, фото которых представлены на странице, в полной мере подтверждают мнение учителя.
Творческое убежище
Вскоре Шагал перебирается в "Улей", своеобразный парижский артцентр, ставший приютом для небогатых приезжих художников. Здесь Марк знакомится с поэтами, писателями, живописцами и другими представителями богемы французской столицы. Все те работы, что написал в "Улье" Марк Шагал (картины с названиями: "Скрипач", "Голгофа", "Посвящение моей невесте", "Вид Парижа из окна"), стали его "визитной карточкой". Однако, несмотря на полную ассимиляцию с парижской творческой средой, художник не забывает про родной Витебск и пишет картины: "Продавец скота", "Я и деревня", "Понюшка табаку".
Раннее творчество
Одной из наиболее запоминающихся картин является "Окно. Витебск", написанная в стиле "наивного искусства" или "примитивизма", которому следовал в раннем периоде своего творчества Марк Шагал. "Окно. Витебск" было создано в 1908 году, когда художник только начинал осваивать премудрости "примитивного стиля".
За несколько лет, проведенных в Париже, Марк Шагал написал около тридцати картин и более 150-ти акварельных рисунков. Все работы он отвез в Берлин на художественную выставку 1914 года, которая стала его главным бенефисом в мире искусства. Публика была в восторге от полотен Шагала. Из Берлина художник собирался поехать в родной Витебск, чтобы увидеться с Беллой, однако помешала внезапно начавшаяся Первая мировая война.
Дальнейшая судьба художника
Марк Захарович Шагал, картины которого уже стали широко известны, был освобожден от военного призыва. Знакомые помогли получить место в Военно-промышленном ведомстве Санкт-Петербурга, и на какое-то время художник был обеспечен жильем и работой. Картины Шагала в это неспокойное время были особенно остросюжетными и реалистичными. "Война", "Окно в деревне", "Праздник кущей", "Красный еврей" - это лишь немногие из тех полотен, которые были созданы в годы войны. Отдельно художником была создана лирическая серия картин: "Прогулка", "Розовые любовники", "День рождения", "Белла в белом воротнике". Эти полотна представляют лишь малую часть обширной серии его работ периода Первой мировой войны.
"Прогулка"
Одна из самых известных работ художника, созданная им в 1918 году. Постреволюционные настроения, вера в счастливое будущее, романтика молодой любви - все это отражено на полотне. Разочарование в новых социальных ценностях страны Советов еще не наступило, хотя оно было уже не за горами. Тем не менее одним из самых верных последователей новых идеалов того времени был художник Марк Шагал. "Прогулка" - картина оптимистичная, полная радужных надежд, персонажи не думают о негативном. Женщина, изображенная на полотне, парит над действительностью, молодой человек тоже готов оторваться от земли.
Работы Шагала 1917–1918 годов
Художника воодушевили революционные события, произошедшие в Петрограде. Он, как и многие представители интеллигенции Северной столицы, почувствовал свежий ветер перемен и поверил в их непогрешимость. Питерские художники, писатели, композиторы взялись пропагандировать новый образ жизни, и одним из первых в рядах энтузиастов, ратующих за равенство всех людей, был Марк Шагал. Картины "Над городом", "Война дворцам – мир хижинам" и многие другие полотна того периода отражают стремление художника к созиданию.
Белла и букет цветов
Особое место в творчестве художника занимает картина, посвященная любимой жене, которая однажды принесла ему букет цветов, чтобы поздравить с днем рождения. Не теряя ни секунды, он бросился к мольберту. Растроганный до глубины души, художник постарался запечатлеть прекрасные мгновения на холсте. В этом был весь Марк Шагал. "День рождения" - картина, созданная в считанные минуты в виде наброска, а потом доработанная. Она стала одной из лучших в коллекции художника. Как утверждал он сам, вдохновение приходит на несколько минут, важно его не упустить.
Ответственная должность
В 1918 году Марк Захарович Шагал, картины которого уже считались достоянием Витебской губернии, становится уполномоченным по делам искусств местного исполнительного комитета. Художник проявил незаурядные организаторские способности, он украсил Витебск ко дню годовщины Октябрьской революции разнообразными транспарантами, флагами и знаменами. "Искусство в массы!" - таким был его лозунг.
В 1920 году Марк Шагал переезжает в Москву вместе с Беллой и маленькой Идой, где начинает работать на ниве театрального сообщества. В процессе деятельности по созданию декораций для спектаклей Шагал в корне пересматривает свои творческие методы, стараясь сблизиться с "революционным" новым стилем в живописи. Партийные органы сделали несколько попыток привлечь художника на свою сторону, но так как Шагал уже был признанным мастером кисти мирового уровня, то эти попытки не возымели успеха.
Противостояние
Напряжение, возникшее между свободолюбивым художником и коммунистическим руководством, вскоре переросло в открытую конфронтацию, и Марк Шагал покинул страну Советов вместе с семьей.
Берлин стал первым европейским городом, в котором поселились Марк, Белла и маленькая Ида. Попытки художника получить деньги за выставку 1914 года окончились ничем, большинство картин пропало. Шагалу вернули только три полотна да с десяток акварельных рисунков.
Летом 1923 года Марк получает письмо из Парижа от своего старого друга, который зовет его приехать в столицу Франции. Шагал едет, и там его ждет очередное разочарование - картины, которые он когда-то оставил в "Улье", также пропали. Однако художник не падает духом, он начинает вновь писать свои шедевры. К тому же Марк Шагал получает предложение от крупного издательства на предмет иллюстрирования книг. Он начинает работу с повести "Мертвые души" Николая Васильевича Гоголя и великолепно справляется с заданием.
Семейные поездки
Материальное положение Шагала упрочилось, и он вместе с семьей начинает путешествовать по европейским странам. А в перерывах между вояжами художник пишет свои бессмертные полотна, которые становятся все более светлыми и легкими: "Двойной портрет", "Ида у окна", "Жизнь деревенская". Кроме картин, Шагал занимается иллюстрированием издания "Басни Лафонтена".
В 1931 году Марк Шагал посещает Палестину, он хочет прочувствовать землю своих предков. Несколько месяцев, которые художник провел на Святой Земле, заставили его изменить отношение к жизни. Белла и дочь Ида, которые были рядом, благоприятствовали в этом. Вернувшись в Париж, Шагал занимается только библейскими иллюстрациями.
Переезд в Америку
В конце тридцатых годов, спасаясь от немецких нацистов, семья Шагала эмигрирует в США. И вновь - работа с театральными декорациями, на этот раз в Русском балете. Игорь Стравинский тогда забраковал работы Шагала и отдал предпочтение эскизам Пикассо, но театральные костюмы в авторстве Марка были приняты.
Война в Европе в самом разгаре, хотя уже ясно, что Третий рейх терпит поражение. Летом 1944 года приходит радостная весть - Гитлер на грани капитуляции. А в конце августа Марка Шагала настигает беда, в больнице неожиданно умирает от сепсиса Белла. Художник теряет смысл жизни от горя, однако его поддерживает и помогает выжить дочь Ида. Только спустя девять месяцев Шагал берет в руки кисти. Теперь он находит спасение в работе, пишет картины и днем, и ночью. Творческие порывы художника помогли ему пережить остроту потери.
fb.ru
10 шедевров Марка Шагала - πάπυρος
Творчество Марка Шагала, охватывающее почти всё XX столетие, стало одной из интереснейших страниц как русской, так и европейской живописи. Он принадлежит к тому редкому типу мастеров, которые, имея ярко выраженные национальные корни, удивительно естественно чувствуют себя в любой культурной среде, с лёгкостью осваивают традиции разных стран, эпох и стилей, сохраняя при этом свой неповторимый почерк.1. Автопортрет с кистями (1909-1910)Холст, масло57 x 48 смКоллекция Земли Северный Рейн-Вестфалии, Дюссельдорф, Германия
«Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Решено! Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол. Ползал и подбирал. На отцовские расспросы я, заикаясь, отвечал, что хочу поступить в школу искусств… Какую мину он скроил и что сказал, не помню точно. Вернее всего, сначала промолчал, потом, по обыкновению, разогрел самовар, налил себе чаю и уж тогда, с набитым ртом, сказал: «Что ж, поезжай, если хочешь. Но запомни: денег у меня больше нет. Сам знаешь. Это всё, что я могу наскрести. Высылать ничего не буду. Можешь не рассчитывать». (Из книги Марка Шагала «Моя жизнь»).2. Художник над Витебском (1982 год)Холст, масло92 x 60 смЧастная коллекция
«Как давно, мой город любимый, я не видел тебя, не слыхал, не беседовал с облаками твоими, не опирался о заборы твои. Подобно грустному вечному страннику, дыханье твоё я переносил с одного полотна на другое, все эти годы я обращался к тебе, ты мерещился мне как во сне».(1944г.) Изображение родного и удивительно дорогого его сердцу провинциального белорусского города Витебска, жизнь в котором казалась ему бесконечно далёкой от серых будней, стало одной из тем творчества Шагала, не оставлявшей мастера до конца дней.3. Марсово поле (1954-55 гг.)Холст, масло149,5 x 105 смМузей Фолкванг, Эссен, Германия
«Почвой, в которой были корни моего искусства, был Витебск, но моё искусство нуждалось в Париже, как дерево в воде». В 1910 г. Шагал впервые попал в Париж, где оставался вплоть до 1914 г. Он пережил, по собственному выражению, «революцию видения», познакомившись с традициями французской живописной культуры. Шагал поселился на бульваре Монпарнас в знаменитом «Улье» — двенадцатиутольном доме со множеством дешёвых мастерских, где он жил по соседству с Фернаном Леже, Хаимом Сутиным, Амедео Модильяни, Осипом Цадкиным.4. Прогулка (1917—1918 гг.)Холст, масло169,6 x 163,4 смГосударственный русский музей, С-Петербург, Россия
Летом 1909 года в Витебске художник познакомился с Беллой Розенфельд, дочерью витебского ювелира. Они поженятся 25 июля 1915 года и Белла навсегда останется его первой возлюбленной, женой и музой.«С ней, не с Теей, а с ней должен быть я — вдруг озаряет меня! Она молчит, я тоже. Она смотрит — о, её глаза! — я тоже. Как будто мы давным-давно знакомы, и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь, и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз. И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, чёрные! Это мои глаза, моя душа. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Я вошел в новый дом, и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»).5. Белла и Ида у окна (1916 год)Холст, масло56 x 45 смЧастная коллекция
«Я не кончал ни одной картины или гравюры, не спросив у неё: да или нет». (о своей жене Белле Розенфельд). Этот счастливый брак был для него символом союза мужчины и женщины; художник видел в нём нечто, лежащее в самой сердцевине бытия.6. Над городом (1917 г.)141 х 198 смХолст, масло. 1917г.Государственная Третьяковская Галлерея.
Любовь, по мнению Шагала, преодолевает разобщённость мира и несёт в себе творческое начало, обладая, как и искусство, способностью возносить над повседневностью. Эта идея воплощена живописцем в картине «Над городом» (1917 г.).7. Еврей с Торой (ок. 1959 год)Холст, масло41 x 33 смЧастная коллекция
«Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником», — сформулировал он свою позицию в одном из эссе.8. Витраж «Сон Иакова» (1962 г.)
Один из лучших витражей Шагала — композиция «Сон Иакова», (1962 г.) для кафедрального собора в городе Майнце (Северная Франция). В 1977 г. он был удостоен высшей награды Франции — ордена Почётного легиона.9. Свадебные свечи (1945)Холст, масло122,2 x 120 смЧастная коллекция
Помимо художественного творчества, Шагал на протяжении всей жизни публиковал стихотворения, публицистические эссе и мемуаристику на идише.Годы мои – как рассыпанная листва.Кто-то раскрашивает мои картины,А Ты озаряешь их светом.
Улыбка на Твоём лицеВсё яснее сияет из-за облака –и я тороплюсь вернуться туда,где Ты, задумавшись, меня ожидаешь... (стихи Марка Шагала)
10. Влюбленные над Сен-Полом (1970-71 гг.)Холст, масло145 x 130 смЧастная коллекция
До последних дней Шагал продолжал писать картины, делать мозаики, витражи, скульптуры, керамику, работать над декорации к постановкам в театрах. 28 марта 1985 года на 98-ом году жизни Марк Шагал скончался в лифте, поднимаясь после целого дня работы в мастерской. Он умер "в полете", как когда-то предсказала ему цыганка, и как изображал он себя летящим на своих картинах.papyrus-net.livejournal.com
Шагал Марк (1887 - 1985) (сюрреализм)
Знаменитый художник, начавший писать фантастические картины еще до появления дадаизма. Выходец из Беларуси, но жил во Франции.
В картинах Марка Шагала память о его городе юности Витебске сплетается с парижскими впечатлениями. Воспоминания осаждают художника и, словно выйдя из подчинения, самовольно заполняют холст в причудливом беспорядке. У него многое повторяется: покосившиеся бревенчатые домишки, летающие над землею люди, козы, гигантские петухи, настенные часы, скрипачи, цветущие деревца и многие другие небрежно набросанные, словно сами собою возникшие существа и вещи.
Марк Захарович Шагал - один из самых фантасмагорических лиричных живописцев XX века. Родился в Витебске, в "местечковой" семье. В 1907 году приехал в Петербург и поступил в частную школу Е.Н.Званцевой, где учился у Л.Бакста. В 1910 голу Шагал уезжает в Париж. Здесь молодой художник сближается с мастерами французского авангарда, поэтами и живописцами. Если до приезда в Париж творчество Шагала перекликалось с живописью Ван Гога и было близко экспрессионизму, то теперь оно впитывает сначала влияние фовизма, а затем кубизма и футуризма.
Но искусство Шагала с самого начала неповторимо самобытно. Геометрия не вытесняет из его картин живых персонажей. Эти персонажи взяты художником не "с натуры", а из собственного духовного мира. Живопись Шагала тех лет пронизана бунтарским духом, окрашена в эксцентричные тона и вместе с тем неизменно несет в себе ощущение тайны бытия. Мир в его картинах одухотворен и целостен, животные уравнены в правах с человеком, но в то время, как человек подчеркнуто активен, в животных воплощено жертвенное начало. Так, в картине "Я и деревня" энергичному человеческому профилю противопоставлена загадочная кроткая морда коровы.
Уже в этот ранний период живопись Шагала населена персонажами, которые пройдут через все творчество мастера - радостными и нежными влюбленными, парящими над землей, акробатами и и местечковыми музыкантами, раввинами.
В начале первой мировой войны Шагал возвращается на родину. Он работает в Витебске и Москве, преподает, занимается живописью. В 1922 году Шагал снова уезжает в Западную Европу. С 1923 года постоянно живет во Франции.
Во Франции Шагал открывает для себя красоту природы южной Франции - красочные букеты и цветущие деревья отныне становятся неотъемлимой частью его живописи. Мир в его картинах теперь не ломается на грани, а кажется слитным потоком пространства и времени, рождающим из своих глубин отдельные образы. С начала 30-х годов в шагаловское искусство входят библейские образы, схожие глубиной персонажей с Рембрандтом. Накануне второй мировой войны и в сороковые годы в картинах Шагала звучат социальные мотивы, темы войны и разрушения, воплощенные в трагических образах страдающих людей и животных, изображении горящих деревень и символических сцен распятия.
В 1933 году пришедшие в Германии к власти нацисты публично сжигали картины художника.
После войны живопись Шагала становится более мягкой, светлой, утонченной и внутренне свободной. Нежнейшие полутона, неуловимые перетекания краски, горение цвета и света, исчезающе-малые детали и контуры, прорисованные тонкой линией - все это призвано передавать не выразимые в словах оттенки чувства и интимные движения человеческой души. Искусство Шагала представляет собой поэму в красках и линиях. В этой поэме сплавлены личные и мировые события, воспоминания детства и впечатления текущей жизни и собственное "мифотворчество". Хотя искусство художника напоминает волшебную сказку, оно не уводит зрителя в мир чистого вымысла, а истолковывает в глубоких символах саму реальность. Общая окраска искусства Шагала - жизнеутверждающая.
Искусство Шагала необычайно многогранно. Кроме живописи, он постоянно работает в графике. Им созданы замечательные книжные иллюстрации в технике литографии и офорта. Шагал выполнял ряд монументальных росписей, мозаик, гобеленов, витражей, театральных декораций и эскизов костюмов. В поздний период овладел техникой скульптуры.
В 1937 году Шагал принял французское гражданство. Умер Марк Захарович Шагал 28 марта 1985 года в городе Сен-Поль-де-Ванс в Приморских Альпах (Франция).
cvetamira.ru