В Третьяковке вандал нанес серьезные повреждения картине Репина "Иван Грозный". Картина репина
Вандал объяснил, почему напал на картину Репина в Третьяковке
17:1026.05.2018
(обновлено: 20:01 26.05.2018)
6634318108
МОСКВА, 26 мая — РИА Новости. Третьяковская галерея подверглась нападению вандала — пострадала знаменитая картина Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года". Нападавшего задержали. Он попытался объяснить свой поступок, признавшись, что виной всему алкоголь.
Что случилось
Нападение произошло вечером 25 мая, перед самым закрытием музея. В 20:55, когда сотрудники галереи уже проводили плановый осмотр залов, один из последних посетителей прорвался через них к картине Репина и несколько раз ударил по ней металлической стойкой ограждения.
Против него возбудили уголовное дело по статье "Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия". Мужчине грозит до трех лет или штраф до трех миллионов рублей.
"Вот и накрыло"
Задержанный признался в содеянном. На видео допроса, распространенном МВД, он говорит о том, что к нападению на картину его подтолкнул алкоголь.
"Приехал посмотреть на нее. В восемь вечера зашел, уже хотел было уходить, в буфете выпил сто грамм водки и чего-то… Водку не пью, вот и накрыло", — признался мужчина.
При этом он подтвердил, что наносил удары столбиком ограждения.
Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.
Вконтакте
Одноклассники
Viber
Telegram
Каковы повреждения?
В Третьяковской галерее рассказали, что в результате ударов защитное стекло, покрывавшее полотно, разбилось и осколки прорвали холст в трех местах — в центре, на фигуре царевича. Кроме того, при падении сильно пострадала авторская рама.
На место происшествия сразу же прибыли главный хранитель Третьяковской галереи, реставраторы, руководство службы безопасности и сотрудники специализированной фирмы по работе с произведениями искусства. Генеральный директор музея Зельфира Трегулова находится в заграничной командировке, но она постоянно контактирует с сотрудниками по телефону и сообщает о происходящем руководству Министерства культуры.
Сразу, как только стало возможно, реставраторы провели аварийные работы — извлекли осколки, сняли раму и саму картину и перенесли ее в реставрационную мастерскую. Сейчас они изучают повреждения и вырабатывают программу восстановления произведения. Планируется провести расширенный совет с приглашением ведущих российских специалистов.
Что говорят реставраторы
Восстановление пострадавшей картины может занять от нескольких месяцев до нескольких лет. Об этом в беседе с RT сообщил академик Российской академии художеств, заместитель председателя Союза художников России Сергей Заграевский.
Вандалу, повредившему картину в Третьяковке, грозит до трех лет тюрьмыПо его словам, сроки будут зависеть от типа повреждений. К тому же реставрация обычно подразумевает и дополнительное восстановление красок, лака и рамы.Заместитель главы научно-реставрационного Центра Грабаря по научной, методической и выставочной работе Ольга Темерина также отметила, что пока неясно, сколько времени понадобится на восстановление картины.
"Возможно, потребуется дублировка холста, если повреждения занимают существенную часть от площади картины. Это все можно сделать, реставраторы способны и не на такое", — сказала специалист.
Она напомнила, что "Ивана Грозного и сына его Ивана" уже реставрировали после нападения. На этот раз, по ее словам, ситуация не такая трагическая.
"То есть это все-таки фон, одежда и авторская рама, что, безусловно подлежит восстановлению. Можно будет заделать эти разрывы, восполнить грунт, нанести тонировки в места осыпи красочного слоя", — считает Темерина.
Три удара ножом
"Иван Грозный и сын его Иван" вошли в историю русского искусства как первая картина, подвергшаяся нападению. Это произошло 29 января (16-го по старому стилю) 1913 года.
Вандала задержали — это оказался иконописец-старообрядец, сын крупного мебельного фабриканта Абрам Балашов. Как выяснилось, он страдал от душевной болезни.
Повреждения полотна оказались очень значительными — порезы пришлись прямо на изображения лиц Ивана Грозного и его сына. Хранитель Третьяковской галереи Егор Хруслов, узнав о порче картины, покончил с собой.
Однако картину удалось восстановить. В реставрации принимал участие и сам Репин, которому пришлось практически заново написать лица царя и царевича.
ria.ru
В Третьяковке вандал нанес серьезные повреждения картине Репина «Иван Грозный» - Происшествия
МОСКВА, 26 мая. /ТАСС/. Серьезные повреждения нанесены картине "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" в результате нападения вандала в пятницу вечером - холст прорван в трех местах в центральной части работы на фигуре царевича. Об этом сообщает пресс-служба Третьяковской галереи в субботу.
"В результате ударов толстое стекло, защищавшее работу от колебаний температурно-влажностного режима, было разбито. Картине нанесены серьезные повреждения. Холст прорван в трех местах в центральной части работы на фигуре царевича. От падения стекла сильно пострадала авторская художественная рама. По счастливой случайности самое ценное - изображения лиц и рук царя и царевича - не пострадали", - уточнили в пресс-службе.
"После получения информации о случившемся в музее для принятия неотложных мер по спасению произведения на место происшествия незамедлительно прибыли главный хранитель, реставраторы, руководство службы безопасности музея, а также сотрудники специализированной фирмы по работе с произведениями искусства. По окончании первичных оперативно-следственных мероприятий реставраторы музея провели неотложные аварийные работы - извлечены осколки стекла, произведен демонтаж картины и рамы, после чего работа была изъята из постоянной экспозиции и перенесена в реставрационную мастерскую музея", -добавили в Третьяковке.
Реставраторы галереи изучают последствия нанесенных ударов и работают над последовательной программой по восстановлению произведения. "Среди первоочередных действий - проведение расширенного реставрационного совета с приглашением ведущих специалистов страны", - сообщили в пресс-службе.
В Третьяковке добавили, что гендиректор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова находится в заграничной командировке, но получает оперативную информацию, постоянно контактирует с сотрудниками музея по телефону и сообщает о происходящем руководству Минкультуры РФ.
Уголовное дело
Полицейские в Москве задержали злоумышленника, сообщила официальный представитель МВД РФ Ирина Волк.
"Вечером в пятницу в полицию от сотрудника охраны Государственной Третьяковской галереи поступило сообщение о повреждении картины. Прибывшими на место сотрудниками полиции был задержан гражданин, который металлическим столбиком ограждения разбил стекло картины и повредил полотно", - сказала Волк.
Возбуждено уголовное дело по статье "Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей)", - отметила она.
Источник ТАСС сообщил, что задержанным оказался 37-летний приезжий из Воронежа. "Задержанный за повреждение картины в Третьяковской галерее 37-летний мужчина пояснил полиции, что повредил картину из-за недостоверности изображенных на полотне исторических фактов", - сказал собеседник агентства. Он добавил, что инцидент произошел около 21:00 в пятницу. По его словам, в Москве мужчина находился без регистрации.
Это уже не первый случай попыток повреждения этой картины. Согласно открытым источникам данных, 16 января 1913 года двадцатидевятилетний иконописец и старообрядец Абрам Балашов нанес по полотну три удара ножом. После этого Репину пришлось заново воссоздавать лица изображенных на нем царя и царевича. Узнав о порче картины, хранитель Третьяковской галереи Егор Хруслов покончил с собой.
tass.ru
Илья Ефимович Репин Картины, Биография Ilya Repin
Илья Ефимович Репин один из самых заметных основоположников русской живописи 19 века, оставивший для всего человечества богатство живописных и неповторимых образов, правдиво отражающих различные периоды русской истории.
Художник прожил долгую и плодотворную жизнь, создавая в течении своей жизни один шедевр за другим и только сегодня в наше время мы понимаем и осознаем насколько, этот гениальный художник обогатил нашу культуру, раскрывая в своих произведениях путь к добру и справедливости.
Можно уверенно сказать аналогов таланта нашего великого художника, как Илья Репин просто нет не в одной стране мира. При жизни художника большинство современников всегда восхищались его не простыми жанровыми композициями. Не обошлось и без критиков, коих у Репина по жизни было тоже не мало, критиковали его в основном за правдивые сцены в картинах, не признавая его творчества,но это и не удивительно, Репин, как известно был демократически настроенной личностью, ему многое не нравилось в царской России,
неравенство, унижение людей, чванливость. Вслед за Перовым он занял очередную и свободную в то время нишу, пытаясь высмеять в своих произведениях зажравшихся и сытых господ.
В таких масштабных его работах, как Бурлаки на Волге, Крестный ход в курской губернии, Арест пропагандиста и др, Репин открыто обличает существующий строй, стараясь показать сострадание к угнетенному русскому народу и пробуждение к справедливости, что в его время было фактически нереально
Краткая Биография Репина. Илья Ефимович родился в 1844 году 24 июля или 5 августа по старому стилю в Украине, Харьковской губернии, село Чугуево. Еще в раннем детстве у него была раскрыта тяга к рисованию, в 10 лет от роду некоторые навыки он получает в школе военных топографов. Первым его учителем был местный иконописец некто И.М. Бунаков.
В дальнейшем для совершенствования навыков рисования он поступает на учебу в рисовальную школу в городе Санкт Петербург, в дальнейшем он поступает учиться в академию художеств, где с большими успехами Репин обучается с 1864 года по 1871. Во время учебы Молодой художник знакомится со многими своими коллегами и со своим будущим почитателем критиком Стасовым и известным художником Крамским Иваном Николаевичем, который во многом помогает Репину.
Также Репин знакомится со многими демократически настроенными людьми своего времени, которые также оказывают на него большое влияние, Репину это очень нравится, они ратуют за справедливость, обличая существующие нравы и унизительные порядки сложившиеся при правлении Царя Николая.
Во время учебы в академии Репин много пишет работ на академические темы, одна из известных его работ Воскрешение дочери Иаира, он исполняет много живописных портретов, например портрет Шевцовой В.А. и Хлобощина Р.Д., многофигурный портрет под названием Славянские композиторы.
Но академическая идеология далеко не по нраву Репину, как уже продвинутый художник уже с демократическими взглядами на жизнь, его впечатляет не мифологические образы навязываемые в академии, а написание картин раскрывающих непростую жизнь униженного народа. Такой подход шел в разрез с академией и Репин даже пытался прекратить учебу, но ему пообещали оплатить поездку по Волге а потом и за границу.
1970 по 1873 Репин пишет и рисует много эскизов и этюдов к картине Бурлаки на Волге, это произведение шокирует яркой и правдивой выразительностью всю современное общество, как положительными, так и отрицательными отзывами тех слоев общества не довольных смелым вызовом Репина.
В 1873 году Илья Репин вместе семьей отправляется за границу посетив также такие страны, как Австрию и Италию и Францию, создает ряд работ: Продавец новостей в Париже, Еврей на молитве, Парижское кафе, Девочка рыбачка, картину Садко и знаменитый портрет Тургенева. В Россию Репин возвращается в 1876 году в середине лета, позже уже осенью он навещает свой родной Чугуев и создает ряд полотен: среди которых картины Мужичок из робких, Протодиакон были выставлены на 6 передвижной выставке в 1878 году.
Позднее у же перебравшись в Москву он пишет новые работы Крестный ход в дубовом лесу 1878 г, в это время Художник Репин близко знакомится с известным меценатом с Саввой Ивановичем Мамонтовым.
В своем имении Мамонтов создал большую мастерскую для художников, куда соответственно часто приглашали и Илью Репина.
Благодаря знакомству художника с Мамонтовым, Репину был продемонстрировано текстовое письмо. где казаки писали послание Турецкому Султану.
С большим впечатлением от письма казаков Репин задумал писать картину, впоследствии начиная с 1880 года полотно Запорожцы пишут письмо турецкому султану он закончит в 1891 году. С 1880 по 1883 годы художник плотно работает с известной картиной Крестный ход в Курской губернии, которую потом у него выкупит меценат Павел Третьяков.
Чувствуя себя демократом течении многих лет Репин обращается также к Революционной теме, создавая ряд картин подолгу собирая образы героев, Арест пропагандиста, под конвоем по грязной дороге, Сходка при свете лампы, насыщенную психологизмом картина Отказ от исповеди и другие работы.
1885 год Репин пишет одно и самых трагичных работ посвященная русской истории Иван Грозный убивает своего сына, произведение было экспонировано в Санкт Петербурге на 8 выставке художников передвижников, картина сразу вызвала шок, видно слухи дошли до царя и картину было приказано снять с выставки. Тем не менее произведение впоследствии было выкуплено Третьяковым и хранилось в его коллекции.
в 80-е годы Репин пишет большое количество портретов: Военного инженера Дельвига, портрет известного изобретателя химика Дмитрия Ивановича Менделеева, мецената Павла Михайловича Третьякова и его дочери, портрет композитора Мусоргского Модеста Петровича, ряд портретов великого писателя Льва Николаевича Толстого и его родственников, среди них Толстой на отдыхе в лесу, Толстой на пашне, Толстой в кабинете под сводами, картина Стрекоза, портрет жены художника.
в 1887 году из за неурядиц в семье Репину приходится развестись с женой В. Алексеевой, в то время Репин чувствовал ухудшение здоровья он выходит из состава передвижников и уезжает в Витебскую область, продолжая заниматься творчеством. с 1887 года 1888 Репин вплотную занимается запорожцами, изучая быт и нрав казаков, он едет на Кубань знакомится с казаками, с их привычками и образностью, пишет их с натуры. Картину с запорожцами Репин заканчивает в 1891 году.
В 1901 году от правительства России художнику поступает крупный заказ Торжественное заседание Государственного Совета, на картине изображено около 80 человек, с которым мастер работал не покладая рук в течении 2 лет, это одно из самых крупных произведений известного живописца.
в 1899 г Илья Репин решил пожениться с Н. Б.Нордман-Северовой. Не далеко от Санкт Петербурга есть любимая дача Репина здесь он надолго поселился со второй своей женой и продолжал заниматься творчеством поскольку мог до самой старости. в 1930 году 29 сентября художник умер.
Илья Репин прожил очень насыщенную творческую жизнь, одаренный огромным, редким талантом человек, который оставил на века своим потомкам великолепные произведения живописи второй половины 19-го и начало 20 века
www.art-portrets.ru
картина Репина в контексте других реалистических полотен художника
Русская действительность, ее «поэтическая правда», как писал Илья Репин в письме к Поленову, увлекла этого великого живописца настолько властно, что сегодня по его картинам мы можем изучать российскую историю.
Начало пути
Художник родился в небольшом украинском городе Чугуеве, в 1844 году. Семья жила бедно и трудно. Свой необыкновенный дар Репин проявил в детстве, когда изготовлял игрушечных лошадок из воска, из бумаги. Выставленные на подоконнике, эти творения собирали толпу восхищенных поклонников. Живописью маленький Илья занялся после того, как родственник подарил мальчику на Рождество коробку акварельных красок.
В местной школе военных топографов, где Репин учился с тринадцати лет, он увлеченно рисует портреты своих одноклассников и преподавателей. Через два года школу закрывают, и Илья Репин идет в ученики к чугуевскому иконописцу. Блестящий талант юноши находит признание далеко за пределами города. Тогда возникло у Репина решение ехать в Петербург и поступать в Академию художеств. Скопив деньги, юноша отправляется в путь.
В Петербурге
Осенью 1863 года молодой человек стал учащимся рисовальной школы Общества поощрения художников. В 1864 году, когда Репину исполнилось 20 лет, начинающий живописец оказался в числе вольнослушателей Петербургской Академии художеств. Уникальные способности и трудолюбие помогли ему стать одним из самых успешных учеников Академии, а если учесть, что он вынужден был, кроме учебы, еще и зарабатывать себе на жизнь, мы увидим перед собой необыкновенно стойкого и талантливого человека.
Блестящий дебют
Дипломной работой Репина стала картина на Евангельский сюжет: «Воскрешение дочери Иаира». В центре изображения – тревога и напряжение, сгустившиеся в сумрачной комнате. Работая над полотном, Репин вспоминал трагические события в собственной семье, когда умерла его горячо любимая сестра Устя. Какая скорбь и безысходность царили тогда в доме! На картине Христос подошел к усопшей, взял ее за руку. Ярко горят в ее изголовье свечи, это высветленное пятно становится смысловым центром картины. Во мрак погружены другие обитатели дома, на исходе полная боли и горя ночь. Еще мгновение - и произойдет чудо воскрешения. Величайшим душевным накалом отмечено это полотно молодого художника (см. фото).
«Не ждали» - еще одно полное психологизма и драматичности живописное произведение. Его Репин напишет много позже, через семнадцать лет. Путь к нему лежит через глубокое осмысление действительности, которая необычайно волнует сердце художника и, по его словам, «просится на холст» сама.
Страсть к истине
Чуткое сердце Ильи Ефимовича не могло не откликаться на контрасты, которые принято называть социальными. Во время путешествия по Волге «мастера правды» глубоко поразила дисгармония между видом праздной довольной толпы гуляющих зевак и измученных бурлаков, тянущих по реке огромную баржу. Так родилось сенсационное полотно «Бурлаки на Волге». Мастер делает акцент на выражении лиц этих людей, которые не станут терпеть, в их глазах затаились гнев и бунт.
Не удивительно, что Репин стал одним из ведущих участников Товарищества передвижных художественных выставок, в лоне которого создавалось полотно «Не ждали». Картина Репина несет в себе черты демократизма, которые отстаивали передвижники.
Революционные настроения, бродившие в современном Репину обществе, тревожили и интересовали художника. Ряд его полотен посвящен российскому революционному движению. Картины «По грязной дороге», «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» представляют нам образы бунтарей, истово верящих в свою идею, но не нашедших широкого отклика у народа. Таков и холст «Не ждали». Картина Репина, в основе сюжета которой лежит возвращение революционера после долгой ссылки или тюремного заключения домой, считается одной из самых знаменитых. Художник начал писать ее в 1884 году, а закончил четырьмя годами позже. Сначала Репин задумал ссыльного как жертвенного и мужественного человека, но, верный правде, изобразил его без прикрас.
Картина Репина «Не ждали». Описание
На холсте перед нами возникает острая и драматичная сцена из жизни: арестант нерешительно и нервно входит в комнату, где находятся его родные. Автор уделяет главное внимание переживанию, которое испытывает в этот момент каждый персонаж. Пришельца, действительно, не ждали. Картина Репина необычайно выразительно передает в лицах, жестах, выражении глаз душевные движения героев. Действие возникает за дверью, которая распахнулась мгновение назад, и продолжается перед нами. На заднем фоне мы видим испуганное лицо не то прислуги, не то приживалки, в дверях стоит горничная, ее поза и глаза выражают настороженность. Навстречу пришельцу встала с кресла пожилая женщина, наверное, его мать. Мы почти физически ощущаем, как жадно она всматривается в сына, как дрожит ее рука. За столом, пригнувшись к скатерти, испуганными глазами глядит на гостя маленькая девочка – дочь арестанта, которая, возможно, ни разу его не видела. Справа от нее – восторженное лицо сынишки-гимназиста, ему известен отец, может быть, по рассказам матери, или его образ жил в детском воспоминании мальчика. От рояля поворачивается к худому человеку в истоптанных сапогах и потрепанном пальто молодая женщина, супруга. Ее глаза блестят изумлением и радостью. За каждым персонажем читается своя история, а вся эта сцена – начало новой истории, в которой будут свои волнения, печали, ликования. И мы понимаем, что та боязнь и тревога, печать страданий и лишений, которые запечатлелись в лице вернувшегося домой главы семьи – все успокоится и сгладится в ласковых лучах любви близких людей. Как гениально уловил художник эту особенность, когда родные живут мыслью о возвращении дорогого человека, хотя в этот конкретный момент его не ждали! Картина Репина в этом смысле – шедевр психологизма.
fb.ru
Русская живопись. Художник Репин Илья Ефимович. Биография. Картины
Учился в Академии художеств в Петербурге. В качестве пенсионера жил и работал в Париже, побывал в Италии и Австрии. В своем творчестве выбрал путь реалистического искусства. Работал в области портретной, исторической живописи. Писал портреты выдающихся людей. Некоторое время состоял в Товариществе передвижников. Руководил мастерской в Академии художеств. Просмотреть картины Репина
Биография и творческая деятельность
Русский художник Илья Ефимович Репин родился 24 июля 1844 года в городе Чугуеве Харьковской губернии в Украине. Художественные способности у мальчика впервые обнаружились когда он помогал матери расписывать пасхальные яйца. Однако мать не имела возможности дать Илье художественное образование, и мальчик был отдан в местную школу топографов. После того как школа была закрыта, юноша поступил в мастерскую иконописца Н. Бунакова. Здесь Репин получил необходимые навыки, и с пятнадцати лет стал принимать участие в росписи сельских церквей.
В 1863 году 19-летний Репин скопил 100 рублей и поехал в Петербург поступать в Академию художеств. Однако поступить в Академию с первого раза ему не удалось, и Репин поступил в подготовительную художественную школу Общества поощрения художеств. Одним из преподавателей в художественной школе у молодого художника был И.Н. Крамской, ставший впоследствии его наставником на долгие годы. В январе 1864 года Репин был принят в Академию художеств вольнослушателем. Материальное положение художника в этот период было очень тяжелое, и ему приходилось браться даже за малярные работы.
Во время учебы в Академии наряду с академическими произведениями на исторические, мифологические, библейские темы, среди которых «Похищение сабинянок», «Голгофа», «Избиение первенцев египетских», «Иов и его друзья» Илья Ефимович также писал работы по собственному желанию: портрет «Академического сторожа», «Воздушный поцелуй, или Приготовление к экзаменам». Одна из наиболее известных картин Репина «Бурлаки на Волге», которую он писал с 1870 по 1873 год. Сюжет картины возник у художника во время его прогулки под Петербургом: на Неве он увидел рядом с прогуливающимися барышнями и кавалерами черных от пота и грязи, оборванных бурлаков, тянущих баржу. Впечатлившись увиденным, Илья Ефимович совершил две поездки на Волгу, чтобы собрать там типажи. Впоследствии картина «Бурлаки» была показана на многих европейских выставках и имела большой успех. После «Бурлаков» Репин окончательно в своем творчестве выбрал путь реалистического искусства.
В 1871 году уже состоявшийся художник Репин окончил Академию художеств. Тема его дипломной работы на соискание премии - Золотой медали, — «Воскрешение дочери Иаира». Илья Ефимович блестяще справился с поставленной задачей: он сумел передать в картине жизненные, правдивые черты и получил Золотую медаль, что дало ему право на заграничную поездку за казенный счет. Многие наши современники сходятся во мнении, что это была одна из лучших дипломных работ за все время существования Академии художеств.
Ещё в юношеском возрасте Репин стал наибольшее внимание уделять портретам. Когда художнику было пятнадцать лет, он начал писать портреты близких ему людей: матери, брата, своего друга А.В. Прахова. В 1869 году живописец запечатлел молодую В.А. Шевцову, которая впоследствии стала его женой. В 1873 году Репин впервые пишет портрет своего близкого друга, известного художественного критика В.В. Стасова. Однако известность художник получил после написания группового портрета «Славянские композиторы» в 1871 году. На картине были изображены 22 фигуры, среди которых были известные русские, чешские и польские композиторы. Успех картины был значителен, а сам Репин получил за нее 1500 рублей. Этот гонорар оказался очень кстати: в феврале 1872 года Илья Ефимович женился на семнадцатилетней В.А. Шевцовой.
В 1873 г. Репин в качестве пенсионера вместе со своей семьей отправился в Париж. Однако живописец был не в восторге от французского искусства импрессионизма. Также художник посетил Италию и Австрию. За границей Репин пишет произведения «Продавец новостей в Париже», «Парижское кафе», «Еврей на молитве», «Девочка-рыбачка», портрет И.С. Тургенева. В качестве отчета о пенсионерской поездке перед Академией художеств он пишет картину «Садко».
В июле 1876 года Илья Ефимович Репин возвращается в Россию, после чего осенью того же года едет в Чугуев повидать родных. Результатом этой поездки стали картины художника о провинциальной жизни: «Мужик с дурным глазом», «Мужичок из робких», « Протодиакон », « По грязной дороге», эскиз «Крестного хода», «Возвращение с войны» «В волости», «На родину» - все произведения написаны в 1877 году. Картины «Протодиакон» и «Мужичок из робких» экспонировались на VI выставке передвижников 1878 году. В сентябре 1877 живописец переезжает в Москву, где в последующие пять лет создает несколько выдающихся произведений: «Крестный ход в дубовом лесу», «Крестный ход в Курской губернии» (закончен в Петербурге), «Царевна Софья».
В период пребывания Ильи Ефимовича Репина в Москве большое значение для него имело знакомство с семьей Мамонтовых. В своем имении Абрамцево Мамонтовы создали мастерскую, где проводили время многие молодые и известные художники, среди которых был и Репин. Именно там в 1878 году художнику впервые попался текст послания казаков турецкому султану. Сюжет настолько захватил Репина, что в тот же день он набросал эскиз. После этого Илья Ефимович в течении нескольких лет изучал историческую литературу, путешествовал по местам Запорожской Сечи. В результате в 1891 году была закончена картина «Запорожцы». Произведение имело огромный успех и была приобретена императором Александром III за 35 000 рублей.
Репин был тесно знаком с известным русским меценатом и коллекционером Третьяковым. За картину «Крестный ход в Курской губернии» художник получил от него крупную сумму денег. На полученный гонорар в 1883 году живописец вместе со Стасовым едет в Париж.
В своем творчестве Репин уделил место и революционной тематике. Художник пишет картины «Под конвоем» (1876), «Сходка» (1883), «Не ждали» (1884), «Арест пропагандиста» (1878-92), «Отказ от исповеди» (1879-85).
Одно из самых известных произведений Репина картина «Иоанн Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», написанная в 1885 году. Картина была выставлена на XIII выставке передвижников в Петербурге. Однако после первого дня показа на выставке в Москве полотно было приказано убрать. Больших усилий стоило получить разрешение выставить картину в частной коллекции П.М. Третьякова, который ее приобрел.
В 1880-е годы Илья Ефимович Репин пишет ряд портретов: химика Д.И. Менделеева, военного инженера А.И. Дельвига, П.М. Третьякова, М.И. Глинки, В.И. Икскуль фон Гильдебрандт, итальянской артистки Э. Дузе, Т.Л. Толстой, певицы А.Н. Мола, дочери Третьякова А.П. Боткиной, жены врача и другие.
В этот же период Репин тесно сошелся с великим русским писателем Л.Н. Толстым. Художник написал множество портретов Толстого и членов его семьи. Он запечатлел Толстого в разные периоды его жизни и в самой различной обстановке — «Л.Н. Толстой в кабинете под сводами», «Толстой на отдыхе в лесу», «Толстой на молитве», «Толстой на пашне». Кроме того Репин проиллюстрировал некоторые произведения Толстого.
В 1887 году Репин расходится с женой Верой Алексеевной. В том же году Илья Ефимович выходит из Товарищества передвижных художественных выставок, обвинив его в бюрократизме. Кроме того ухудшилось здоровье художника. Чтобы обрести душевную гармонию, он приобретает имение Здравнево в Витебской губернии на берегу Западной Двины, занимается хозяйством и творческой деятельностью.
В 1894-1907 годах - Репин руководитель мастерской в Академии художеств.
В 1901 году Репин получив правительственный заказ, начинает монументальное полотно «Государственный совет». Художнику было дано разрешение посещать все заседания совета с правом писать, рисовать с натуры, фотографировать. Произведение было завершено через два года. Площадь полотна составила 35 кв. метров. «Государственный совет» стал последним большим произведением Ильи Ефимовича.
В 1899 году Репин женится во второй раз. Его избранницей стала Наталья Борисовна Нордман-Северова. В 1900 году они переезжают на дачу «Пенаты», в местечке Куоккала на Карельском перешейке, недалеко от Петербурга, где прошли последние тридцать лет жизни Репина. В 1917 году был отмечен 45-летний юбилей творческой деятельности художника. А в 1918 году Илья Ефимович, проживающий в «Пенатах», был отрезан от России в результате войны с белофиннами. Настали трудные времена. Чтобы прокормить себя, художник был вынужден продать некоторые свои картины. В 1926 году Репин получает приглашение от советского правительства приехать в СССР, однако здоровье не позволило этого сделать.
Умер художник Илья Ефимович Репин 29 сентября 1930 года.
Еще о Репине: Портреты Репина эпохи расцвета
Картины Репина art19.info
Илья Репин
Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в г. Чугуеве, Харьковской губернии в казацкой семье. Отец служил в уланском чугуевском полку. Детство Репина прошло в тяжелых условиях военного поселения. Учился он сначала у своей матери, которая держала свободную школу, а затем у приходского дьячка. Позже юноша вступил к корпусу топографов. Страсть к живописи подтолкнула тринадцатилетнего парня вступить на учение к местному живописцу Бунакова. На протяжении трех лет он так усовершенствовался в живописи, которая стала получать заказ на иконописные работы. Летом в 1863 году это позволило Илье Ефимовичу осуществить свою заветную мечту – поехать к Петербурга и поступить в Академию.
1860-ые годы – знаменательный период в российской социальной жизни и в жизни российского искусства. Это начало активного пробуждения общественного сознания. Осенью в 1863 году выпускники Академии искусств во главе з І. Н. Крамским демонстративно выразили свой протест против закоренелых канонов Академии, отказавшись писать выпускную программу на заданную тему. Четырнадцать бунтарей организуют Петербуржскую артель художников. В атмосфере общего подъема студенческих волнений происходило становление взглядов и позиций юного Репина.
Представление Репина о духовной значимости человека, о красоте ее личности, внутреннего мира, нашли наивысший художественное отображение в портретной галерее современников, что ее создал художник. К портретному жанру художник обращался на протяжении всей жизни. Его любопытство в познании человека было неисчерпаемым. Увлечение натурой, острое ощущение неповторимости каждой личности, выраженная позой, жестом, движением, поражающая разнообразие художественного языка, умения отобразить противоположное внутреннее движение человеческой души, ее “диалектику”, – вот, что составляет силу и новизну портретов Репина. Каждый его портрет – полный рассказ о человеке в целом, ее манеру держаться, ее характер и взаимосвязь с миром. Уже ранние портреты художника говорят о нем, как о незаурядном мастере. В портрете брата, В.Е. Репина (1867), какой художник создал в академические годы, он, не обратив внимания на признанные авторитеты, решает задачу создания портретного образа, который привлекает своей юношеской естественностью и жизненностью.
Творческий диапазон художника был неограниченным: от портретов, преисполненных драматизму, а иногда и трагического звучания, к хрупкому изображению детской обворожительности, как в портрете маленькой дочки, или передать все свое душевное тепло, как в картине “Отдых”.
Портретное творчество Репина вбирает у себя и развивает наилучшие традиции российского портретного искусства ХІХ века – романтичную страсть портретов К.П. Брюллова, моральную высоту образов Н.Н. Ге, остроту анализа и психологическую глубину портретов И.Н. Крамского и В.Г. Перовая, опираясь на высокие традиции живописи старых европейских мастеров. В том грандиозном поиске, который происходил в искусстве второй половины ХІХ века, Репину – портретисту принадлежит одно из важнейших мест.
Поступив в Академию искусств (1864р), Репин одновременно становится одним из активных посетителей “четвергових вечерел” артели художников, где рисовали, читали новые книжки и горячо спорили о цели и задачах искусства. В работах, созданных Репиным за годы учебы, можно заметить понятное следование требованиям Академии и одновременное влияние уроков Крамского, который учил художника тесно связывать искусство с жизнью. Вместе с этим уже первые работы молодого живописца доводят его творческую индивидуальность.
Так же в академические годы появилась важная черта творческого метода художника. Широта его интересов, желания охватить все стороны человеческой жизни нашли свое отображение в том, что художник одновременно работал над сюжетами, что, казалось бы, были противоположными по содержанию. В год окончания академии Репин пишет конкурсную программу на обязательный евангельский сюжет “Воскресенья дочки Иаира” (1871), за которую получает большую золотую медаль с правом на шестилетнее заграничное пенсионерство. В то же время его полностью поглощает работа над картиной “Бурлака на Волге” (1870 – 1873), который стал началом его духовной творческой зрелости.
Впервые Репин увидел бурлаков на Неве погожего летнего дня 1868 года. Тогда, пораженный этим зрелищем, он решил написать картину, показав измученных, одетых в лохмотья бурлаков рядом с толпой веселых дачников. Но скоро Репин решает изменить свой замысел. Он отказался от прямолинейного противопоставления, и все внимание отдал бурлакам. Для того чтобы собрать материал, художник дважды ездил на Волгу. В его альбомах появились сотни рисунків. Это были портреты бурлаков, их изображения, в разных ракурсах, виды Волги и просто замальовки местных жителей. За это время он написал огромное количество масляных этюдов, сделал несколько эскизов, подолгу вынашивал каждый образ будущей картины, что после нескольких переработок, весной в 1873 году была завершена.
С силищей убедительности показал Репин одиннадцать бурлаков. Медленно, друг за другом, они словно бы проходят перед зрителем. Разные люди, разные доли. Впереди, как было принято в бурлацких партиях – самые сильные. Первый, кто сразу привлекает к себе внимание, – бурлак с лицом мудреца, с ясным и спокойным взглядом. Прообразом для него служил Канин – священник, человек тяжелой судьбы, которая сохранила даже в бурлацкой лямке душевную стойкость и покой. Его сосед слева – могучий и хороший богатырь, дело, – озлоблен человек с тяжелым взглядом исподлобья (для него позировал матрос Илька). Рядом с ними, еще полными сил – изможденное лицо бессильного человека, который едва держится на ногах. В центре группы – еще совсем юный бурлак, он не привык к лямке, пытается ее исправить, но это ему не помогает. Его жест, которым он (уже в который раз) исправляет лямку, воспринимается почти символическим, по словам Стасова, – “как протест и оппозиция могучої молодежи против безответственной покорности возмужалых, сломленных привычкой и временами.” людей. При работе над этим образом Репин использовал этюды, для которых позировал парень на имя Ларька.
Окончание Академии искусств с золотой медалью позволило Репину поехать за границу совершенствовать свое живописное мастерство. Ведущее место, где он живет и работает – Франция, Париж. Много внимания художник уделяет изучению старых европейских мастеров и пристально всматривается в современное искусство молодых французских бунтарей – импрессионистов. В его отношении к новому искусству есть и недоверие, и сомнение, но российского художника они подкупают умением отобразить естественную живую красоту, передать воздух, солнце. Вместе с большими работами, Репин с увлечением пишет много этюдов. Общение с природой приносит художнику настоящее удовольствие и творческие удачи. Так своей живой непосредственностью, свежестью, живописной насыщенностью привлекает к себе внимание выполненный в Париже портрет двухгодичной дочки Веры.
Но полного удовольствия от пребывания в Париже в Репина не было. Художник полностью уверен, что лишь на родине, в обращении к российской действительности, можно найти самую главную тему.
По возвращении в Россию в 1876 году, начинается тот период в творчестве художника, когда в полную силу раскрывается его могучий талант. Кажется, нет таких тем, сюжетов, жанров, которые были бы невмоготу Репину. На каждой выставке Общества передвижников, членом которого становится художник, появляются его работы. Его картин ожидали, а Репин “зная, что огромное умение его обязывает, что каждая его картина, каждый портрет есть не только его личным снесением, но и возвеличиванием родного искусства, он с терпеливым упрямством вынашивал каждую вещь. Каждая картина, портрет Репина, были событием”, – вспоминал младший современник художника М.В. Нестеров.
Именно по возвращении в Россию, летом в 1876 г. Репин создает одну из самых поэтических своих работ – маленькую картину “На дерновой лаве” – групповой портрет семьи художника. Планер живопись, свободный, полный своеобразной утонченности свидетельствовал о высоком профессионализме молодого художника. А настроением, преисполненным тихой радости и покоя, картина, по-видимому, отображала душевное состояние ее автора, который лишь недавно вернулся на родину после нескольких лет разлуки.
В это же время Репин пишет ранний портрет О.П. Боголюбова. Традиционная схема парадного портрету здесь почти не нарушенная, хотя совсем не парадный, а скорее подчеркнуто будничный вид Боголюбова, изображенного в привычном интерьере своего ателье, словно бы противоречит задаче парадного изображения – выгодно представлять человека, характеризуя ее социальный статус. Кажется, уставший художник едва лишь прервал работу, в его руках палитра и кисти – знакомые атрибуты его профессии. В портрете четко выражено желание создать картину в манере старых мастеров, искусство которых тогда особенно привлекало художника.
Осенью того же года Репин отбывает в Чугуев. Из блестящего Парижу, столичного Петербурга – в далекую глухую провинцию. Выбор оказался на удивление удачным. Репин словно окунулся в теплые края народной жизни. “Свадьба, волостные собрания, ярмарки, рынки, – все это теперь интересно и преисполнено жизнью”, – писал Репин Стасову. Численность образов, сюжетов, новых тем, буквально заполонила художника. Он работал много и очень плодовито.
В действительности здесь, в Чугуеве, окончательно сложилось то направление в его искусстве, которое было намечено еще в “Бурлаках” и дал основания считать Репина художником действительно национальным и глубоко народным.
С конца 70-х годов начинается расцвет творчества Репина. В 1877 г. он написал два замечательных портрета своих земляков-крестьян (“Мужик с плохим глазом” и “Мужичек из робких”). На обоих изображены полностью конкретные люди, но вместе с тем, они имеют значение сборных образов. Картину “Мужичек из робких” считают одним из ярких примеров российского психологического портрета. По внешнему виду бедного крестьянина, безропотного и запуганного, сгорбленного под ударами долі, скрыт сильный, иногда непредсказуемый, характер человека, способного на протест. Не случайно критик В.В. Стасов дал другое название портрету – “Мужичек разбойничек”.
Тогда же Репин создал блестящую живописную работу “Протодиакон”, портрет диакона Ивана Уланова, могучего человека, прожорливого и властолюбивого. “А тип прецікавий! – писал Репин Крамскому. – Этот экстракт наших диаконов, этих львов духовенства, которым ни на крошку не принадлежит ничего духовного, – весь он плоть и кровь, банькуватість, зев и ревет, ревет, без смысла, но торжественный и сильный, как и сам обряд в большинстве случаев.”
Репин работал и в области исторического портрету. В конце 70-х годов, возможно по аналогии к современным ему событиям, его внимание особенно прижимает трагедия сильной личности, люди упрямых характеров, необузданной воли. Такой является царевна София в картине “Царевна София Алексеевна через год после заключения ее в женском монастыри, во время казни стрелков и истязания всей ее прислуги в 1698 г.”. Одно время эта работа визвала множество пререканий. “Я не верю, – писал Стасов, – что она в тот момент остановилась. София ринулась бы стремительно к окну, все тело рвалось бы вперед, словно зверь в клетке, к врагам. Разве это время застигать?” А, по словам Крамского, “София производит впечатление замкнутой в железную клетку тигриці, что полностью отвечает истории”. Это полотно Репина построено с чрезвычайной психологической утонченностью. Работа многоплановая не только за сюжетом, но и за пластичным и колористическим решениями.
Жухлый серебристый свет льется из зарешеченного окна – холодный свет жестокой реальности. В померклом мерцании – силуэт повешенного стрелка – символ поражения Софии. Это неумолимый серебристый свет встречается на полотне с теплым золотистым светом киоту, светом свеч и лампад – светом веры Софии в старую Русь. В этой встрече двух цветных основ – ключ к открытию тайне обворожительности картины.
Очевидно, что в основе всех тематических произведений Репина лежит его блестящий дар психолога. Конечно, при том, что он был выдающимся портретистом.
Вершина портретного мастерства Репина – портрет М.П. Мусоргского (1881). Он был написан в последние дни жизни композитора. Правдивый художник не скрывает ни болезненной отечности лицо композитора, ни неряшливой одежде больного человека. Все лучше всего сосредоточенно в его глазах – задумчива печаль и скрыта мука. В них можно увидеть прежнего Мусоргского, умного, чувствительного, талантливого, человека ясной совести и чистой души.
Портрет замечательно написан – широко и свободно. Удивительный за колоритом, он тонко и точно проделанный за соединением красок розово малиновых и зеленовато серых тонов. Он весь словно бы преисполнен воздухом. Репин использовал все свое знание живописи пленера.
В 1882 году художник пишет второй портрет О.П. Боголюбова, на котором мастер появляется перед нами энергичным, деятельным и целеустремленным, невзирая на преклонный возраст. Благородный профиль четким силуэтом воспринимается на темном фоне, усиливая ясность и значимость портретного образа. Тщательным образом прописано загорелое лицо, обрамленное сединой. Общую серовато коричневую цветную гаму портрета оживляют пятна синего, серого и желтого, проложенные легко и свободно.
По свидетельству Алексея Петровича Боголюбова, этот портрет был написан в его московской мастерской в течение одного трехчасового сеанса. Созданный со скоростью натурного этюду, он очаровывает своим лаконизмом и емкостью характеристик. Отображая характерные для художников-передвижников представления о ценности человеческой личности, портрете О.П. Боголюбова в 1882 году принадлежит к лучшим произведениям Репина.
Наиболее удачными портретами, какие Репин написал в период 1881 – 1887 годы, есть портрет критика В.В. Стасова (1883), композиторов М.И. Глинки, А.К. Глазунова и А.П. Бородина (1887р).
Особенное место среди работ Репина занимают портреты Л.М. Толстого. Художник писал его в течение почти 20 годов, сделал много портретов в карандаше. Наилучший из них был создан в Ясной Поляне за три дня летом 1887р. Писатель изображен спокойно сидячим, с книгой в руке. В нем столько мудрости и настоящего величества, что портрет воспринимается с почти эпической выразительностью.
Период с 1892 до 1901 года Репин проводит в своем имении в Здравнево. “Первобытная жизнь” большого художника начиналась по-селянськи рано: в 3-4 часа утра. “Сбор хлебу, молотьба, косовица, овощи, – все это вместе нахлынуло на нас”, – пишет он донцы Льва Толстого.
Однако Репин не забывает и о творчестве. В Здравнево его искусство набирает новых оборотов: он начал работать на пленере, писать портреты на фоне замечательных пейзажей белорусской земли. Здесь Илья Репин создал известные картины “Белорус”, “Осенний букет”, “Лунная ночь”, и огромное количество других работ, которые теперь находятся в Финляндии, Франции, Америке, Чехии. На них отображена красота этой земли, обиды белорусов, картины, из жизни здравственно.
“Осенний букет” (1892) – это портрет дочки художника Веры, созданный в саду, вблизи усадьбы. Здесь много зелени, которая впрочем, и уступает место желто рыжим осенним краскам. В картине много воздуха и света. Не зря П. Третьяков сразу приобрел “Осенний букет” у художника.
“Белорус” (1892) является также портретом “на пленере”. Красивый парень стоит на мостиках, откинувшись на ограждение. Оказывается, он местный крестьянин Сидор Шавров, с каким Репин дружил. Вообще крестьяне любили художника, хотя он и был для них господином.
По возвращении в Петербург Репин создает портрет Элеоноры Дузе (1891), итальянской драматичной актрисы, которая приехала сюда на гастроли. Выполнен вуглем на полотне, этот портрет принадлежит к лучшим графическим произведениям мастера. В нем злились вместе умение блестящего рисувальника и дар портретиста-психолога.
В 1893 году Репин пишет портрет г. Герарда на заказ Петербуржского совета присяжных поверенных, который украшал зал заседаний до 1917 года, после чего поступил к музею.
Своеобразным итогом пути Репина -портретиста является его многофигурная композиция “Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года” (1901-1903). Огромное полотно было создано в очень небольшой срок. На парадном портрете изображено больше, чем восемьдесят лиц – сановников Государственного Совета, во главе с царем и членами правящего дома. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизов. Выполнены они точно и выразительно. Здесь и ханжа Победоносцев с мертво бледным лицом, и мрачный Дурново, и много других.
При написании картины Репину помогали два его ученика – Б.М. Кустодиев и И.С. Куликов. Впрочем, главное он сделал сам: и беспощадно правдивые характеристики изображенных, и сложное колористическое и композиционное построение всей картины.
Картина была выполнена на заказ, но и здесь Репин остался верным себе, как художник-демократ, беспощадно правдиво описав настоящее лицо высшей российской бюрократии. Широкий, свободный стиль, сила типизации, делают картину вершиной живописного мастерства Репина.
“Заседание государственного совета.” оказалось, в сущности “лебединой песней” Репина. Последние годы жизни большого художника прошли вдалеке от родины. После революции, когда местечко Куоккала под Петроградом, где постоянно жил Репин, отошло в Финляндию, художник очутился за рубежом. Он был старым, больным, душевно одиноким, не должен был сил вернуться на родину. Репин умер в 1930 г. в возрасте 86 годов.
Картины Ильи Репина
Он прожил длинное, преисполненное неутомимого труда и безоглядной преданности искусству жизни. Из 1894 г. в течение десяти лет Репин выкладывал в Академии искусств. В его мастерской занимались Б.М. Кустодиев, К.А. Сомов, Д.Н. Кордовский, И.И. Бродский, И.З Грабарь и много других в будущем известных художников. О своей преданности искусству Репин писал Стасову: “Искусство я люблю больше добродетели. Люблю тайно, ревниво, словно старый пьяница, – неизлечимо. Где бы я ни был, чем бы я ни развлекался, как бы ни увлекался, чем бы ни наслаждался, – оно всегда и всюду в моей голове, в моих желаниях – наилучших, самых заветных”.
Творчество. Свобода. Живопись.Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
allpainters.ru