Список картин Вардгеса Суренянца. Вардгес суренянц картины
Вардгес Акопович Суренянц – армянский живописец, иллюстратор и теоретик искусства
Суренянц Вардгес Акопович (10.03.1860-06.04.1921) родился в семье священника в Ахалцихе. В 1868 г. семья Суренянц переезжает в Симферополь, а в 1872 г. в Москву, куда отца Вардгеса Акоповича назначили пресвитером Московской Армянской епархии. С 1870 г. будущий художник пять лет обучается в гимназии Московского Лазаревского института, с 1875 по 1878 гг. – в Московском училище живописи, ваяния и зодчества на отделении архитектуры. В 1879 г. он поступает на архитектурный факультет Мюнхенской академии художеств, в той же Академии он пять занимался на факультете живописи с 1880 г. С 1881 г. Суренянц путешествовал по Италии, изучал армянскую средневековую книжную живопись. С 1885-1887 гг. Вардгес Акопович путешествовал по Ирану. В 1890-1891 гг. жил в Армении, преподавал в семинарии, 1892 г. он провел за изучением армянских рукописей и исторических памятников. С этого же года он стал активно участвовать в художественной жизни Москвы и Санкт-Петербурга, в 1901 г. в Баку была организована его первая и единственная прижизненная персональная выставка. С 1910 г. он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок, в 1916 г. совместно с другими армянскими художниками создал Союз армянских художников. В 1917 г. Суренянц переезжает в Ялту, где участвует в строительстве армянской церкви в качестве архитектора и художника. Вардгес Акопович Суренянц умер в 1921 г., так и не закончив свой проект.
Стиль Вардгеса Суренянца неповторимый, истинно национальный, он объединяет в себе материальную и духовную культуру Ближнего Востока и Запада. В центре внимания художника – история Армении с ее мифологией и реальными событиями. Художник с большим вниманием относился к периоду геноцида армян турками, его картины, описывающие эти события, полны сострадания и скорби. Придерживаясь реалистического направления в живописи, Суренянц не избежал модерновых влияний. В 80-90-е гг. XIX в. по Европе и Америке смело шагал символизм и модерн. В творчестве Суренянца эти течения проявились в его иллюстрациях к книгам и периодическим изданиям с 1889 г., а чуть позднее – в живописных произведениях. Вардгес Акопович создавал графические, скульптурные и живописные работы, но его творчество таит в себе и много неожиданного, например, он создавал эскизы для программ различных вечеров, а также театральных представлений. Известно, что Суренянц оформлял сцены Мариинского театра, Московского Художественного театра, театра Веры Комиссаржевской. Художник хорошо изучил и использовал в своем творчестве книжную армянскую миниатюру.
Вардгес Акопович был не только уникальным художником, но и образованнейшим человеком, владел европейскими и восточными языками, хорошо знал древнеармянский язык грабар. Это позволило ему в 1889 г. перевести на армянский язык трагедию Шекспира «Ричард III».
Любите смотреть новинки мирового кинематографа и классику в хорошем качестве? На сайте bestefilms.ru вас ждут лучшие фильмы планеты. Рецензии на фильмы, рейтинги, общение и многое другое.
Богоматерь
Богоматерь и младенец
Возвращение царицы Забел на трон
Восточная танцовщица
Выход Крестного хода из Эчмиадзинского собора
Гранада, Испания (этюд)
Женщина-рыцарь
Земфира
Пещера в скалах
Попранная святыня
Портрет Идельсон
Портрет Мкртича Хримяна
Саломея
Семирамида у трупа Ара Прекрасного
Фирдуси читает поэму «Шах-Наме» шаху Махмуду Газневи
Церковь св. Рипсиме близ Эчмиадзина
Сейчас также смотрят:
art-assorty.ru
Суренянц, Вардгес Акопович - это... Что такое Суренянц, Вардгес Акопович?
Вардгес Акопович Суренянц (27 февраля (10.03) 1860, Ахалцихе, — 6 апреля 1921, Ялта) — армянский живописец, график[2], театральный художник и теоретик искусства.
Биография
Детство
Родился в 1860 в Ахалцихе в семье священника — учителя истории религии. В 1868 году вместе с семьей переехал в Симферополь. В 1872 году его отца назначают просвитером Московской Армянской епархии и семья переезжает в Москву.
Учёба
В 1870—1875 гг. учился в гимназии Московского Лазаревского института, в 1875—1878 гг. в отделении архитектуры Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В 1879-ом едет навестить брата в Мюнхен и поступает там на архитектурный факультет Мюнхенской академии художеств, в 1880—1885[2] учится и заканчивает факультет живописи той же Академии у Фрица Каульбаха, возможно также у Отто Зейтца[3].
Дальнейшая деятельность
С 1881 года путешествует по Италии: Рим, Флоренция, Милан, Венеция. В Венеции художник посетил армянский монашеский орден Мхитаристов на острове Св. Лазаря; изучил искусство армянской средневековой книжной живописи, создал портреты А. Багратуни, М. Чамчяна, Е. Товмачяна. В результате путешествия родилась его первая теоретическая статья об армянской архитектуре, опубликованная в журнале «Мегу Айастани» («Пчела Армении») в 1883 году. В 1885—1887 гг. в составе экспедиции В. А. Жуковского Суренянц путешествует по Ирану, где им было написано много этюдов и композиций. В 1890—1891 гг. преподавал художество и общую историю искусства в Эчмиадзинской семинарии Геворгян, где копирует фрески Эчмиадзинского кафедрального собора и армянскую миниатюру. В 1892 году посетил Ани, Севан и др. места, ознакомился с историческими памятниками, изучал армянские рукописи в Эчмиадзинском книгохранилище.
С 1892 года Суренянц участвовал в художественной жизни Москвы и Санкт-Петербурга. Был одним из организаторов 1-го собрания российских художников 1894 году[3], вместе с К. Коровиным и др. иллюстрировал некоторые панно («Дальный Восток») зала собрания. Принимал активное участие 2-го собрания в 1909 году. С 1892 года принимал участие в выставках художественных организации им. Леонардо да Винчи, Куинджи, художников исторической живописи[4]. В 1894 году картиной «Покинутая» участвовал в 22-й выставке Передвижников[2][4]. В 1897—1898-гг. путешествовал во Франции, Испании, создал множество этюдов. В 1901 году в Баку была организована его первая и единственная при жизни персональная выставка. В 1916 году совместно с Е. Тадевосяном, М. Сарьяном, Ф. Терлемезяном и др. в Тифлисе организовал Союз армянских художников[4]. В 1917 году он переезжает в Ялту, где пишет эскизы армянских церквей.
С 1910 года член организации Передвижников[2].
Умер 6 апреля 1921 года.
Творчество
«Женщина-рыцарь» 1909 годИзучая культуру Востока и Запада, Вардгес Суренянц сумел создать свой неповторимый национальный стиль[1]. В армянской живописи он практически становится основоположником исторического жанра[2]. Многие из лучших произведений художника отражают разные эпизоды истории Армении, иллюстрируют сюжеты из древнеармянсой мифологии[1] — «Семирамида у трупа Ара Прекрасного» (1899), «Ани, XI век. Выход женщин из церкви» (1905), «Возвращение царицы Забел на трон» (1909) и др., в которых автор стремился достичь к особой убедительности в воспроизведении окружающей обстановки[2]. Картиной «Покинутая» Суренянц, как считается, впервые ввел в армянскую живопись последние методы художественного выражения современной ему западной культуры. В этой и дальнейших произведениях («Попранная святыня» (1895), «Церковь св. Рипсиме близ Эчмиадзина» (1897), «Мкртыч Хримян» (1906), «Фирдуси читает поэму „Шах-Наме“ шаху Махмуду Газневи» (1913) и т. д.) проявляется стремительный художественный рост автора, формирование его стиля[4]. Некоторые его работы 1890-гг. посвящены резни армян в Турции[5]. Также в произведениях 1900—1910-гг. Суренянц обогатил армянскую живопись новыми проявлениями живописи художественных центров времени (Мюнхен, Берлин, Париж, Москва, Санкт-Петербург), не ограничивая национальное искусство сугубо национальными гранями. Картина «Семирамида у трупа Ара Прекрасного» — хоть и является воплощением сугубо армянской легенды, тем не менее больше посвящена какой-то объединённой идее жизни, судьбы, мрачных раздумий. На втором плане картины Суренянц изобразил барельеф Гильгамеша, героя эпоса Гильгамеш, в котором также рассматривается идея торжества жизни над смертью, идея воскрешения[6]. Его «Церковь св. Рипсиме близ Эчмиадзина», являясь исторической пейзажной картиной[5], символизирует трагизм и возвышенный дух армянского народа. Одно из лучших произведений художника — «Саломея» (1907), в 1912 году была показана в Мюнхенской академии художеств, а в 1914-м — на Всемирной выставке изобразительного искусства в Венеции.
Мюнхенская академия, которую он закончил в 1885 г., в огромной мере определила профессионализм художника, но повлияла на него и отрицательно[источник не указан 684 дня], до 1900 годов удерживая живопись художника на позициях слащавой салонности, в рамках определенного стиля изображения Востока с точки зрения европейца[источник не указан 684 дня]. К сожалению, художнику не удалось завершить роспись армянской церкви в Ялте, в создании которой он принимал участие и как архитектор, и как художник.
Картины Суренянца демонстрировались в Петербурге, Москве, Берлине, Лондоне, Париже, Праге, Тифлисе, Ростове, в Крыму (Симферополь, Ялта, Феодосия).
В Национальной картинной галерее Армении хранится солидная коллекция его работ, полных сострадания к родному народу и беспокойства за его будущее.
Графика, театрально-декорационное творчество
Ещё со времён учебы в Мюнхенской академии художеств занимался графикой, издавал карикатуры в сатирическом журнале «Fliegende Blätter»[3]. Работал в области книжной иллюстрации, среди лучших работ — иллюстрация к «Бахчисарайскому фонтану» А. С. Пушкина (1899)[2] изданной к 100-летию автора. Высоким художественным уровнем графического искусства времени выполнены его иллюстрации к произведениям «День рождения Инфанты» О Уайлда (1909), армянских народных сказок (1906—1914), особо примечательны иллюстрации к книге «Армянский поэт Смбат Шахазиз» (1905, Москва), к пьесам М. Метерлинга «Слепые», «Там внутри», «Непрошенная» (все три — 1904), иллюстрации для повести «Хаджи Мурат» Л. Толстого (1912), к произведениям Ж. Роденбаха (1904), С Лагерлёфа (1910) и др.[4]. Иллюстрации Суренянца к различным публикациям, графические эскизы, живописные полотна насыщены национальным колоритом. Художнику необыкновенно увлекала книжная миниатюра армян, достижения и приёмы которой он использовал в своем творчестве. В 1889 г. — он, читающий в подлинниках Шекспира и Гейне, владеющий восточными и европейскими языками, хорошо знавший грабар, переводит для Петроса Адамяна трагедию Шекспира «Ричард Третий» и рисует несколько его карандашных портретов.
Вардгес Суренянц известен также как театральный художник, он занимался оформлением сцены в Мариинском театре (2-й акт балета А. Адана «Корсар» и опера А. Рубинштейна «Демон») в Московском Художественном театре (пьесы М. Метерлинка «Слепые», «Там внутри», «Непрошенная»), в театре Веры Комиссаржевской («Драма любви»)[7].
Галерея
«Церковь св. Рипсиме близ Эчмиадзина», 1897 год | «Богоматерь и младенец (Армянская Богородица)», 1895 год | «Попранная святыня», 1895 год | «Фирдуси читает поэму „Шах-Наме“ шаху Махмуду Газневи», 1913 год |
«Выход Крестного хода из Эчмиадзинского собора», 1895 год | «Портрет Мкртича Хримяна», 1909 год | «Семирамида у трупа Ара Прекрасного», 1899 год | «Портрет Идельсон», 1913 год |
Примечания
Вардгес Акопович Суренянц, марка Армении посвящена 150-летию со дня рождения художника, 2011 г.См. также
Ссылки
dic.academic.ru
Вардгес Суренянц Википедия
Вардгес Акопович Суренянц (27 февраля (10.03) 1860, Ахалцихе, — 6 апреля 1921, Ялта) — армянский живописец, график[1], театральный художник и теоретик искусства.
Биография
Детство
Родился в 1860 в Ахалцихе в семье священника — учителя истории религии. В 1868 году вместе с семьёй переехал в Симферополь. В 1872 году его отца назначают пресвитером Московской Армянской епархии и семья переезжает в Москву.
Учёба
В 1870—1875 гг. учился в гимназии Московского Лазаревского института, в 1875—1878 гг. в отделении архитектуры Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В 1879-ом едет навестить брата в Мюнхен и поступает там на архитектурный факультет Мюнхенской академии художеств, в 1880—1885 годах[1] учится и оканчивает факультет живописи той же Академии у Фрица Каульбаха, возможно также у Отто Зейтца[2].
Дальнейшая деятельность
С 1881 года путешествует по Италии: Рим, Флоренция, Милан, Венеция. В Венеции художник посетил армянский монашеский орден Мхитаристов на острове Св. Лазаря; изучил искусство армянской средневековой книжной живописи, создал портреты А. Багратуни, М. Чамчяна, Е. Товмачяна. В результате путешествия родилась его первая теоретическая статья об армянской архитектуре, опубликованная в журнале «Мегу Айастани» («Пчела Армении») в 1883 году. В 1885—1887 гг. в составе экспедиции В. А. Жуковского Суренянц путешествует по Ирану, где им было написано много этюдов и композиций. В 1890—1891 гг. преподавал художество и общую историю искусства в Эчмиадзинской семинарии Геворгян, где копирует фрески Эчмиадзинского кафедрального собора и армянскую миниатюру. В 1892 году посетил Ани, Севан и др. места, ознакомился с историческими памятниками, изучал армянские рукописи в Эчмиадзинском книгохранилище.
«Возвращение царицы Забел на трон», 1909 годС 1892 года Суренянц участвовал в художественной жизни Москвы и Санкт-Петербурга. Был одним из организаторов 1-го собрания российских художников 1894 году[2], вместе с К. Коровиным и др. иллюстрировал некоторые панно («Дальный Восток») зала собрания. Принимал активное участие 2-го собрания в 1909 году. С 1892 года принимал участие в выставках художественных организации им. Леонардо да Винчи, Куинджи, художников исторической живописи[3]. В 1894 году картиной «Покинутая» участвовал в 22-й выставке Передвижников[1][3]. В 1897—1898-гг. путешествовал во Франции, Испании, создал множество этюдов. В 1901 году в Баку была организована его первая и единственная при жизни персональная выставка. В 1916 году совместно с Е. Тадевосяном, М. Сарьяном, Ф. Терлемезяном и др. в Тифлисе организовал Союз армянских художников[3]. В 1917 году он переезжает в Ялту, где пишет эскизы армянских церквей.
С 1910 года член организации Передвижников[1].
Умер 6 апреля 1921 года.
Творчество
«Женщина-рыцарь» 1909 годИзучая культуру Востока и Запада, Вардгес Суренянц сумел создать свой неповторимый национальный стиль[4]. В армянской живописи он практически становится основоположником исторического жанра[1]. Многие из лучших произведений художника отражают разные эпизоды истории Армении, иллюстрируют сюжеты из древнеармянсой мифологии[4] — «Семирамида у трупа Ара Прекрасного» (1899), «Ани, XI век. Выход женщин из церкви» (1905), «Возвращение царицы Забел на трон» (1909) и др., в которых автор стремился достичь к особой убедительности в воспроизведении окружающей обстановки[1]. Картиной «Покинутая» Суренянц, как считается, впервые ввёл в армянскую живопись последние методы художественного выражения современной ему западной культуры. В этой и дальнейших произведениях («Попранная святыня» (1895), «Церковь св. Рипсиме близ Эчмиадзина» (1897), «Мкртыч Хримян» (1906), «Фирдуси читает поэму „Шах-Наме“ шаху Махмуду Газневи» (1913) и т. д.) проявляется стремительный художественный рост автора, формирование его стиля[3]. Некоторые его работы 1890-х гг. посвящены резне армян в Турции[5]. Также в произведениях 1900—1910 гг. Суренянц обогатил армянскую живопись новыми проявлениями живописи художественных центров времени (Мюнхен, Берлин, Париж, Москва, Санкт-Петербург), не ограничивая национальное искусство сугубо национальными гранями. Картина «Семирамида у трупа Ара Прекрасного» — хоть и является воплощением сугубо армянской легенды, тем не менее больше посвящена какой-то объединённой идее жизни, судьбы, мрачных раздумий. На втором плане картины Суренянц изобразил барельеф Гильгамеша, героя эпоса Гильгамеш, в котором также рассматривается идея торжества жизни над смертью, идея воскрешения[6]. Его «Церковь св. Рипсиме близ Эчмиадзина», являясь исторической пейзажной картиной[5], символизирует трагизм и возвышенный дух армянского народа. Одно из лучших произведений художника — «Саломея» (1907), в 1912 году была показана в Мюнхенской академии художеств, а в 1914-м — на Всемирной выставке изобразительного искусства в Венеции.
Мюнхенская академия, которую он закончил в 1885 г., в огромной мере определила профессионализм художника, но повлияла на него и отрицательно[источник не указан 2733 дня], до 1900-х годов удерживая живопись художника на позициях слащавой салонности, в рамках определённого стиля изображения Востока с точки зрения европейца[источник не указан 2733 дня]. К сожалению, художнику не удалось завершить роспись армянской церкви в Ялте, в создании которой он принимал участие и как архитектор, и как художник.
Картины Суренянца демонстрировались в Петербурге, Москве, Берлине, Лондоне, Париже, Праге, Тифлисе, Ростове, в Крыму (Симферополь, Ялта, Феодосия).
В Национальной картинной галерее Армении хранится солидная коллекция его работ, полных сострадания к родному народу и беспокойства за его будущее.
Графика, театрально-декорационное творчество
Ещё со времён учебы в Мюнхенской академии художеств занимался графикой, издавал карикатуры в сатирическом журнале «Fliegende Blätter»[2]. Работал в области книжной иллюстрации, среди лучших работ — иллюстрация к «Бахчисарайскому фонтану» А. С. Пушкина (1899)[1] изданной к 100-летию автора. Высоким художественным уровнем графического искусства времени выполнены его иллюстрации к произведениям «День рождения Инфанты» О. Уайльда (1909), армянских народных сказок (1906—1914), особо примечательны иллюстрации к книге «Армянский поэт Смбат Шахазиз» (1905, Москва), к пьесам М. Метерлинка «Слепые», «Там внутри», «Непрошенная» (все три — 1904), иллюстрации для повести «Хаджи Мурат» Л. Толстого (1912), к произведениям Ж. Роденбаха (1904), С. Лагерлёф (1910) и др.[3]. Иллюстрации Суренянца к различным публикациям, графические эскизы, живописные полотна насыщены национальным колоритом. Художника необыкновенно увлекала книжная миниатюра армян, достижения и приёмы которой он использовал в своем творчестве. В 1889 г. — он, читающий в подлинниках Шекспира и Гейне, владеющий восточными и европейскими языками, хорошо знавший грабар, переводит для Петроса Адамяна трагедию Шекспира «Ричард Третий» и рисует несколько его карандашных портретов.
Вардгес Суренянц известен также как театральный художник, он занимался оформлением сцены в Мариинском театре (2-й акт балета А. Адана «Корсар» и опера А. Рубинштейна «Демон») в Московском Художественном театре (пьесы М. Метерлинка «Слепые», «Там внутри», «Непрошенная»), в театре Веры Комиссаржевской («Драма любви»)[7].
Галерея
«Церковь св. Рипсиме близ Эчмиадзина», 1897 год | «Богоматерь и младенец (Армянская Богородица)», 1895 год | «Попранная святыня», 1895 год | «Фирдуси читает поэму „Шах-Наме“ шаху Махмуду Газневи», 1913 год |
«Выход Крестного хода из Эчмиадзинского собора», 1895 год | «Портрет Мкртича Хримяна», 1909 год | «Семирамида у трупа Ара Прекрасного», 1899 год | «Портрет Идельсон», 1913 год |
Примечания
См. также
Ссылки
wikiredia.ru
Суренянц, Вардгес Акопович Википедия
Вардгес Акопович Суренянц (27 февраля (10.03) 1860, Ахалцихе, — 6 апреля 1921, Ялта) — армянский живописец, график[1], театральный художник и теоретик искусства.
Биография
Детство
Родился в 1860 в Ахалцихе в семье священника — учителя истории религии. В 1868 году вместе с семьёй переехал в Симферополь. В 1872 году его отца назначают пресвитером Московской Армянской епархии и семья переезжает в Москву.
Учёба
В 1870—1875 гг. учился в гимназии Московского Лазаревского института, в 1875—1878 гг. в отделении архитектуры Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В 1879-ом едет навестить брата в Мюнхен и поступает там на архитектурный факультет Мюнхенской академии художеств, в 1880—1885 годах[1] учится и оканчивает факультет живописи той же Академии у Фрица Каульбаха, возможно также у Отто Зейтца[2].
Дальнейшая деятельность
С 1881 года путешествует по Италии: Рим, Флоренция, Милан, Венеция. В Венеции художник посетил армянский монашеский орден Мхитаристов на острове Св. Лазаря; изучил искусство армянской средневековой книжной живописи, создал портреты А. Багратуни, М. Чамчяна, Е. Товмачяна. В результате путешествия родилась его первая теоретическая статья об армянской архитектуре, опубликованная в журнале «Мегу Айастани» («Пчела Армении») в 1883 году. В 1885—1887 гг. в составе экспедиции В. А. Жуковского Суренянц путешествует по Ирану, где им было написано много этюдов и композиций. В 1890—1891 гг. преподавал художество и общую историю искусства в Эчмиадзинской семинарии Геворгян, где копирует фрески Эчмиадзинского кафедрального собора и армянскую миниатюру. В 1892 году посетил Ани, Севан и др. места, ознакомился с историческими памятниками, изучал армянские рукописи в Эчмиадзинском книгохранилище.
«Возвращение царицы Забел на трон», 1909 годС 1892 года Суренянц участвовал в художественной жизни Москвы и Санкт-Петербурга. Был одним из организаторов 1-го собрания российских художников 1894 году[2], вместе с К. Коровиным и др. иллюстрировал некоторые панно («Дальный Восток») зала собрания. Принимал активное участие 2-го собрания в 1909 году. С 1892 года принимал участие в выставках художественных организации им. Леонардо да Винчи, Куинджи, художников исторической живописи[3]. В 1894 году картиной «Покинутая» участвовал в 22-й выставке Передвижников[1][3]. В 1897—1898-гг. путешествовал во Франции, Испании, создал множество этюдов. В 1901 году в Баку была организована его первая и единственная при жизни персональная выставка. В 1916 году совместно с Е. Тадевосяном, М. Сарьяном, Ф. Терлемезяном и др. в Тифлисе организовал Союз армянских художников[3]. В 1917 году он переезжает в Ялту, где пишет эскизы армянских церквей.
С 1910 года член организации Передвижников[1].
Умер 6 апреля 1921 года.
Творчество
«Женщина-рыцарь» 1909 годИзучая культуру Востока и Запада, Вардгес Суренянц сумел создать свой неповторимый национальный стиль[4]. В армянской живописи он практически становится основоположником исторического жанра[1]. Многие из лучших произведений художника отражают разные эпизоды истории Армении, иллюстрируют сюжеты из древнеармянсой мифологии[4] — «Семирамида у трупа Ара Прекрасного» (1899), «Ани, XI век. Выход женщин из церкви» (1905), «Возвращение царицы Забел на трон» (1909) и др., в которых автор стремился достичь к особой убедительности в воспроизведении окружающей обстановки[1]. Картиной «Покинутая» Суренянц, как считается, впервые ввёл в армянскую живопись последние методы художественного выражения современной ему западной культуры. В этой и дальнейших произведениях («Попранная святыня» (1895), «Церковь св. Рипсиме близ Эчмиадзина» (1897), «Мкртыч Хримян» (1906), «Фирдуси читает поэму „Шах-Наме“ шаху Махмуду Газневи» (1913) и т. д.) проявляется стремительный художественный рост автора, формирование его стиля[3]. Некоторые его работы 1890-х гг. посвящены резне армян в Турции[5]. Также в произведениях 1900—1910 гг. Суренянц обогатил армянскую живопись новыми проявлениями живописи художественных центров времени (Мюнхен, Берлин, Париж, Москва, Санкт-Петербург), не ограничивая национальное искусство сугубо национальными гранями. Картина «Семирамида у трупа Ара Прекрасного» — хоть и является воплощением сугубо армянской легенды, тем не менее больше посвящена какой-то объединённой идее жизни, судьбы, мрачных раздумий. На втором плане картины Суренянц изобразил барельеф Гильгамеша, героя эпоса Гильгамеш, в котором также рассматривается идея торжества жизни над смертью, идея воскрешения[6]. Его «Церковь св. Рипсиме близ Эчмиадзина», являясь исторической пейзажной картиной[5], символизирует трагизм и возвышенный дух армянского народа. Одно из лучших произведений художника — «Саломея» (1907), в 1912 году была показана в Мюнхенской академии художеств, а в 1914-м — на Всемирной выставке изобразительного искусства в Венеции.
Мюнхенская академия, которую он закончил в 1885 г., в огромной мере определила профессионализм художника, но повлияла на него и отрицательно[источник не указан 2733 дня], до 1900-х годов удерживая живопись художника на позициях слащавой салонности, в рамках определённого стиля изображения Востока с точки зрения европейца[источник не указан 2733 дня]. К сожалению, художнику не удалось завершить роспись армянской церкви в Ялте, в создании которой он принимал участие и как архитектор, и как художник.
Картины Суренянца демонстрировались в Петербурге, Москве, Берлине, Лондоне, Париже, Праге, Тифлисе, Ростове, в Крыму (Симферополь, Ялта, Феодосия).
В Национальной картинной галерее Армении хранится солидная коллекция его работ, полных сострадания к родному народу и беспокойства за его будущее.
Графика, театрально-декорационное творчество
Ещё со времён учебы в Мюнхенской академии художеств занимался графикой, издавал карикатуры в сатирическом журнале «Fliegende Blätter»[2]. Работал в области книжной иллюстрации, среди лучших работ — иллюстрация к «Бахчисарайскому фонтану» А. С. Пушкина (1899)[1] изданной к 100-летию автора. Высоким художественным уровнем графического искусства времени выполнены его иллюстрации к произведениям «День рождения Инфанты» О. Уайльда (1909), армянских народных сказок (1906—1914), особо примечательны иллюстрации к книге «Армянский поэт Смбат Шахазиз» (1905, Москва), к пьесам М. Метерлинка «Слепые», «Там внутри», «Непрошенная» (все три — 1904), иллюстрации для повести «Хаджи Мурат» Л. Толстого (1912), к произведениям Ж. Роденбаха (1904), С. Лагерлёф (1910) и др.[3]. Иллюстрации Суренянца к различным публикациям, графические эскизы, живописные полотна насыщены национальным колоритом. Художника необыкновенно увлекала книжная миниатюра армян, достижения и приёмы которой он использовал в своем творчестве. В 1889 г. — он, читающий в подлинниках Шекспира и Гейне, владеющий восточными и европейскими языками, хорошо знавший грабар, переводит для Петроса Адамяна трагедию Шекспира «Ричард Третий» и рисует несколько его карандашных портретов.
Вардгес Суренянц известен также как театральный художник, он занимался оформлением сцены в Мариинском театре (2-й акт балета А. Адана «Корсар» и опера А. Рубинштейна «Демон») в Московском Художественном театре (пьесы М. Метерлинка «Слепые», «Там внутри», «Непрошенная»), в театре Веры Комиссаржевской («Драма любви»)[7].
Галерея
«Церковь св. Рипсиме близ Эчмиадзина», 1897 год | «Богоматерь и младенец (Армянская Богородица)», 1895 год | «Попранная святыня», 1895 год | «Фирдуси читает поэму „Шах-Наме“ шаху Махмуду Газневи», 1913 год |
«Выход Крестного хода из Эчмиадзинского собора», 1895 год | «Портрет Мкртича Хримяна», 1909 год | «Семирамида у трупа Ара Прекрасного», 1899 год | «Портрет Идельсон», 1913 год |
Примечания
См. также
Ссылки
wikiredia.ru
Суренянц, Вардгес Википедия
Вардгес Акопович Суренянц (27 февраля (10.03) 1860, Ахалцихе, — 6 апреля 1921, Ялта) — армянский живописец, график[1], театральный художник и теоретик искусства.
Биография
Детство
Родился в 1860 в Ахалцихе в семье священника — учителя истории религии. В 1868 году вместе с семьёй переехал в Симферополь. В 1872 году его отца назначают пресвитером Московской Армянской епархии и семья переезжает в Москву.
Учёба
В 1870—1875 гг. учился в гимназии Московского Лазаревского института, в 1875—1878 гг. в отделении архитектуры Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В 1879-ом едет навестить брата в Мюнхен и поступает там на архитектурный факультет Мюнхенской академии художеств, в 1880—1885 годах[1] учится и оканчивает факультет живописи той же Академии у Фрица Каульбаха, возможно также у Отто Зейтца[2].
Дальнейшая деятельность
С 1881 года путешествует по Италии: Рим, Флоренция, Милан, Венеция. В Венеции художник посетил армянский монашеский орден Мхитаристов на острове Св. Лазаря; изучил искусство армянской средневековой книжной живописи, создал портреты А. Багратуни, М. Чамчяна, Е. Товмачяна. В результате путешествия родилась его первая теоретическая статья об армянской архитектуре, опубликованная в журнале «Мегу Айастани» («Пчела Армении») в 1883 году. В 1885—1887 гг. в составе экспедиции В. А. Жуковского Суренянц путешествует по Ирану, где им было написано много этюдов и композиций. В 1890—1891 гг. преподавал художество и общую историю искусства в Эчмиадзинской семинарии Геворгян, где копирует фрески Эчмиадзинского кафедрального собора и армянскую миниатюру. В 1892 году посетил Ани, Севан и др. места, ознакомился с историческими памятниками, изучал армянские рукописи в Эчмиадзинском книгохранилище.
«Возвращение царицы Забел на трон», 1909 годС 1892 года Суренянц участвовал в художественной жизни Москвы и Санкт-Петербурга. Был одним из организаторов 1-го собрания российских художников 1894 году[2], вместе с К. Коровиным и др. иллюстрировал некоторые панно («Дальный Восток») зала собрания. Принимал активное участие 2-го собрания в 1909 году. С 1892 года принимал участие в выставках художественных организации им. Леонардо да Винчи, Куинджи, художников исторической живописи[3]. В 1894 году картиной «Покинутая» участвовал в 22-й выставке Передвижников[1][3]. В 1897—1898-гг. путешествовал во Франции, Испании, создал множество этюдов. В 1901 году в Баку была организована его первая и единственная при жизни персональная выставка. В 1916 году совместно с Е. Тадевосяном, М. Сарьяном, Ф. Терлемезяном и др. в Тифлисе организовал Союз армянских художников[3]. В 1917 году он переезжает в Ялту, где пишет эскизы армянских церквей.
С 1910 года член организации Передвижников[1].
Умер 6 апреля 1921 года.
Творчество
«Женщина-рыцарь» 1909 годИзучая культуру Востока и Запада, Вардгес Суренянц сумел создать свой неповторимый национальный стиль[4]. В армянской живописи он практически становится основоположником исторического жанра[1]. Многие из лучших произведений художника отражают разные эпизоды истории Армении, иллюстрируют сюжеты из древнеармянсой мифологии[4] — «Семирамида у трупа Ара Прекрасного» (1899), «Ани, XI век. Выход женщин из церкви» (1905), «Возвращение царицы Забел на трон» (1909) и др., в которых автор стремился достичь к особой убедительности в воспроизведении окружающей обстановки[1]. Картиной «Покинутая» Суренянц, как считается, впервые ввёл в армянскую живопись последние методы художественного выражения современной ему западной культуры. В этой и дальнейших произведениях («Попранная святыня» (1895), «Церковь св. Рипсиме близ Эчмиадзина» (1897), «Мкртыч Хримян» (1906), «Фирдуси читает поэму „Шах-Наме“ шаху Махмуду Газневи» (1913) и т. д.) проявляется стремительный художественный рост автора, формирование его стиля[3]. Некоторые его работы 1890-х гг. посвящены резне армян в Турции[5]. Также в произведениях 1900—1910 гг. Суренянц обогатил армянскую живопись новыми проявлениями живописи художественных центров времени (Мюнхен, Берлин, Париж, Москва, Санкт-Петербург), не ограничивая национальное искусство сугубо национальными гранями. Картина «Семирамида у трупа Ара Прекрасного» — хоть и является воплощением сугубо армянской легенды, тем не менее больше посвящена какой-то объединённой идее жизни, судьбы, мрачных раздумий. На втором плане картины Суренянц изобразил барельеф Гильгамеша, героя эпоса Гильгамеш, в котором также рассматривается идея торжества жизни над смертью, идея воскрешения[6]. Его «Церковь св. Рипсиме близ Эчмиадзина», являясь исторической пейзажной картиной[5], символизирует трагизм и возвышенный дух армянского народа. Одно из лучших произведений художника — «Саломея» (1907), в 1912 году была показана в Мюнхенской академии художеств, а в 1914-м — на Всемирной выставке изобразительного искусства в Венеции.
Мюнхенская академия, которую он закончил в 1885 г., в огромной мере определила профессионализм художника, но повлияла на него и отрицательно[источник не указан 2733 дня], до 1900-х годов удерживая живопись художника на позициях слащавой салонности, в рамках определённого стиля изображения Востока с точки зрения европейца[источник не указан 2733 дня]. К сожалению, художнику не удалось завершить роспись армянской церкви в Ялте, в создании которой он принимал участие и как архитектор, и как художник.
Картины Суренянца демонстрировались в Петербурге, Москве, Берлине, Лондоне, Париже, Праге, Тифлисе, Ростове, в Крыму (Симферополь, Ялта, Феодосия).
В Национальной картинной галерее Армении хранится солидная коллекция его работ, полных сострадания к родному народу и беспокойства за его будущее.
Графика, театрально-декорационное творчество
Ещё со времён учебы в Мюнхенской академии художеств занимался графикой, издавал карикатуры в сатирическом журнале «Fliegende Blätter»[2]. Работал в области книжной иллюстрации, среди лучших работ — иллюстрация к «Бахчисарайскому фонтану» А. С. Пушкина (1899)[1] изданной к 100-летию автора. Высоким художественным уровнем графического искусства времени выполнены его иллюстрации к произведениям «День рождения Инфанты» О. Уайльда (1909), армянских народных сказок (1906—1914), особо примечательны иллюстрации к книге «Армянский поэт Смбат Шахазиз» (1905, Москва), к пьесам М. Метерлинка «Слепые», «Там внутри», «Непрошенная» (все три — 1904), иллюстрации для повести «Хаджи Мурат» Л. Толстого (1912), к произведениям Ж. Роденбаха (1904), С. Лагерлёф (1910) и др.[3]. Иллюстрации Суренянца к различным публикациям, графические эскизы, живописные полотна насыщены национальным колоритом. Художника необыкновенно увлекала книжная миниатюра армян, достижения и приёмы которой он использовал в своем творчестве. В 1889 г. — он, читающий в подлинниках Шекспира и Гейне, владеющий восточными и европейскими языками, хорошо знавший грабар, переводит для Петроса Адамяна трагедию Шекспира «Ричард Третий» и рисует несколько его карандашных портретов.
Вардгес Суренянц известен также как театральный художник, он занимался оформлением сцены в Мариинском театре (2-й акт балета А. Адана «Корсар» и опера А. Рубинштейна «Демон») в Московском Художественном театре (пьесы М. Метерлинка «Слепые», «Там внутри», «Непрошенная»), в театре Веры Комиссаржевской («Драма любви»)[7].
Галерея
«Церковь св. Рипсиме близ Эчмиадзина», 1897 год | «Богоматерь и младенец (Армянская Богородица)», 1895 год | «Попранная святыня», 1895 год | «Фирдуси читает поэму „Шах-Наме“ шаху Махмуду Газневи», 1913 год |
«Выход Крестного хода из Эчмиадзинского собора», 1895 год | «Портрет Мкртича Хримяна», 1909 год | «Семирамида у трупа Ара Прекрасного», 1899 год | «Портрет Идельсон», 1913 год |
Примечания
См. также
Ссылки
wikiredia.ru
Суренянц, Вардгес Акопович — WiKi
Детство
Родился в 1860 в Ахалцихе в семье священника — учителя истории религии. В 1868 году вместе с семьёй переехал в Симферополь. В 1872 году его отца назначают пресвитером Московской Армянской епархии и семья переезжает в Москву.
Учёба
В 1870—1875 гг. учился в гимназии Московского Лазаревского института, в 1875—1878 гг. в отделении архитектуры Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В 1879-ом едет навестить брата в Мюнхен и поступает там на архитектурный факультет Мюнхенской академии художеств, в 1880—1885 годах[1] учится и оканчивает факультет живописи той же Академии у Фрица Каульбаха, возможно также у Отто Зейтца[2].
Дальнейшая деятельность
С 1881 года путешествует по Италии: Рим, Флоренция, Милан, Венеция. В Венеции художник посетил армянский монашеский орден Мхитаристов на острове Св. Лазаря; изучил искусство армянской средневековой книжной живописи, создал портреты А. Багратуни, М. Чамчяна, Е. Товмачяна. В результате путешествия родилась его первая теоретическая статья об армянской архитектуре, опубликованная в журнале «Мегу Айастани» («Пчела Армении») в 1883 году. В 1885—1887 гг. в составе экспедиции В. А. Жуковского Суренянц путешествует по Ирану, где им было написано много этюдов и композиций. В 1890—1891 гг. преподавал художество и общую историю искусства в Эчмиадзинской семинарии Геворгян, где копирует фрески Эчмиадзинского кафедрального собора и армянскую миниатюру. В 1892 году посетил Ани, Севан и др. места, ознакомился с историческими памятниками, изучал армянские рукописи в Эчмиадзинском книгохранилище.
«Возвращение царицы Забел на трон», 1909 годС 1892 года Суренянц участвовал в художественной жизни Москвы и Санкт-Петербурга. Был одним из организаторов 1-го собрания российских художников 1894 году[2], вместе с К. Коровиным и др. иллюстрировал некоторые панно («Дальный Восток») зала собрания. Принимал активное участие 2-го собрания в 1909 году. С 1892 года принимал участие в выставках художественных организации им. Леонардо да Винчи, Куинджи, художников исторической живописи[3]. В 1894 году картиной «Покинутая» участвовал в 22-й выставке Передвижников[1][3]. В 1897—1898-гг. путешествовал во Франции, Испании, создал множество этюдов. В 1901 году в Баку была организована его первая и единственная при жизни персональная выставка. В 1916 году совместно с Е. Тадевосяном, М. Сарьяном, Ф. Терлемезяном и др. в Тифлисе организовал Союз армянских художников[3]. В 1917 году он переезжает в Ялту, где пишет эскизы армянских церквей.
С 1910 года член организации Передвижников[1].
Умер 6 апреля 1921 года.
Творчество
«Женщина-рыцарь» 1909 годИзучая культуру Востока и Запада, Вардгес Суренянц сумел создать свой неповторимый национальный стиль[4]. В армянской живописи он практически становится основоположником исторического жанра[1]. Многие из лучших произведений художника отражают разные эпизоды истории Армении, иллюстрируют сюжеты из древнеармянсой мифологии[4] — «Семирамида у трупа Ара Прекрасного» (1899), «Ани, XI век. Выход женщин из церкви» (1905), «Возвращение царицы Забел на трон» (1909) и др., в которых автор стремился достичь к особой убедительности в воспроизведении окружающей обстановки[1]. Картиной «Покинутая» Суренянц, как считается, впервые ввёл в армянскую живопись последние методы художественного выражения современной ему западной культуры. В этой и дальнейших произведениях («Попранная святыня» (1895), «Церковь св. Рипсиме близ Эчмиадзина» (1897), «Мкртыч Хримян» (1906), «Фирдуси читает поэму „Шах-Наме“ шаху Махмуду Газневи» (1913) и т. д.) проявляется стремительный художественный рост автора, формирование его стиля[3]. Некоторые его работы 1890-х гг. посвящены резне армян в Турции[5]. Также в произведениях 1900—1910 гг. Суренянц обогатил армянскую живопись новыми проявлениями живописи художественных центров времени (Мюнхен, Берлин, Париж, Москва, Санкт-Петербург), не ограничивая национальное искусство сугубо национальными гранями. Картина «Семирамида у трупа Ара Прекрасного» — хоть и является воплощением сугубо армянской легенды, тем не менее больше посвящена какой-то объединённой идее жизни, судьбы, мрачных раздумий. На втором плане картины Суренянц изобразил барельеф Гильгамеша, героя эпоса Гильгамеш, в котором также рассматривается идея торжества жизни над смертью, идея воскрешения[6]. Его «Церковь св. Рипсиме близ Эчмиадзина», являясь исторической пейзажной картиной[5], символизирует трагизм и возвышенный дух армянского народа. Одно из лучших произведений художника — «Саломея» (1907), в 1912 году была показана в Мюнхенской академии художеств, а в 1914-м — на Всемирной выставке изобразительного искусства в Венеции.
Мюнхенская академия, которую он закончил в 1885 г., в огромной мере определила профессионализм художника, но повлияла на него и отрицательно[источник не указан 2708 дней], до 1900-х годов удерживая живопись художника на позициях слащавой салонности, в рамках определённого стиля изображения Востока с точки зрения европейца[источник не указан 2708 дней]. К сожалению, художнику не удалось завершить роспись армянской церкви в Ялте, в создании которой он принимал участие и как архитектор, и как художник.
Картины Суренянца демонстрировались в Петербурге, Москве, Берлине, Лондоне, Париже, Праге, Тифлисе, Ростове, в Крыму (Симферополь, Ялта, Феодосия).
В Национальной картинной галерее Армении хранится солидная коллекция его работ, полных сострадания к родному народу и беспокойства за его будущее.
Графика, театрально-декорационное творчество
Ещё со времён учебы в Мюнхенской академии художеств занимался графикой, издавал карикатуры в сатирическом журнале «Fliegende Blätter»[2]. Работал в области книжной иллюстрации, среди лучших работ — иллюстрация к «Бахчисарайскому фонтану» А. С. Пушкина (1899)[1] изданной к 100-летию автора. Высоким художественным уровнем графического искусства времени выполнены его иллюстрации к произведениям «День рождения Инфанты» О. Уайльда (1909), армянских народных сказок (1906—1914), особо примечательны иллюстрации к книге «Армянский поэт Смбат Шахазиз» (1905, Москва), к пьесам М. Метерлинка «Слепые», «Там внутри», «Непрошенная» (все три — 1904), иллюстрации для повести «Хаджи Мурат» Л. Толстого (1912), к произведениям Ж. Роденбаха (1904), С. Лагерлёф (1910) и др.[3]. Иллюстрации Суренянца к различным публикациям, графические эскизы, живописные полотна насыщены национальным колоритом. Художника необыкновенно увлекала книжная миниатюра армян, достижения и приёмы которой он использовал в своем творчестве. В 1889 г. — он, читающий в подлинниках Шекспира и Гейне, владеющий восточными и европейскими языками, хорошо знавший грабар, переводит для Петроса Адамяна трагедию Шекспира «Ричард Третий» и рисует несколько его карандашных портретов.
Вардгес Суренянц известен также как театральный художник, он занимался оформлением сцены в Мариинском театре (2-й акт балета А. Адана «Корсар» и опера А. Рубинштейна «Демон») в Московском Художественном театре (пьесы М. Метерлинка «Слепые», «Там внутри», «Непрошенная»), в театре Веры Комиссаржевской («Драма любви»)[7].
ru-wiki.org
1 | «Портрет старика»1883 | Холст, масло53,5 x 44 | Национальная картинная галерея Армении, Ереван | ||
2 | «Серенада»1888 | Холст, масло48,8 x 40,3 | Национальная картинная галерея Армении, Ереван | ||
3 | «Руины церкви Агджканц в Ани»1891 | Холст, масло44 x 37 | Национальная картинная галерея Армении, Ереван | ||
4 | «Попранная святыня»1895 | Холст, масло112 x 89 | Национальная картинная галерея Армении, Ереван | ||
5 | «Выход Крестного хода из Эчмиадзинского собора»1895 | Холст, масло131 x 96 | Национальная картинная галерея Армении, Ереван | ||
6 | «Богоматерь и младенец»1895 | Холст, масло | |||
7 | «Церковь Святой Рипсимэ»1897 | Холст, масло81 x 150 | Национальная картинная галерея Армении, Ереван | ||
8 | «Альгамбра. Испания»1898 | Холст, масло31,5 x 19,5 | Национальная картинная галерея Армении, Ереван | ||
9 | «Шамирам у тела Ара Прекрасного»1899 | Холст, масло214,5 x 98 | Национальная картинная галерея Армении, Ереван | ||
10 | «После погрома»1899 | Холст, масло174 x 93 | Национальная картинная галерея Армении, Ереван | ||
11 | «Поклонение»1899 | Холст, масло53 x 39,5 | Национальная картинная галерея Армении, Ереван | ||
12 | «Гейша. Японка»1900 | Холст, масло42 x 25,5 | Национальная картинная галерея Армении, Ереван | ||
13 | «Портрет мужчины»1902 | Холст, масло147,5 x 75,5 | Национальная картинная галерея Армении, Ереван | ||
14 | «Ани. Выход женщин из церкви»1905 | Холст, масло133 x 107 | Национальная картинная галерея Армении, Ереван | ||
15 | «Портрет неизвестного»1905 | Холст, масло | Национальная картинная галерея Армении, Ереван | ||
16 | «Портрет Мкртича Хримяна»1906 | Холст, масло246 x 160 | Национальная картинная галерея Армении, Ереван | ||
17 | «Саломея»1907 | Холст, масло155 x 155 | Национальная картинная галерея Армении, Ереван | ||
18 | «Возвращение царицы Запел на престол»1909 | Холст, масло72 x 107 | Национальная картинная галерея Армении, Ереван | ||
19 | «Женщина-рыцарь»1909 | Холст, масло153 x 151 | Национальная картинная галерея Армении, Ереван | ||
20 | «Фирдуси читает поэму «Шах-Наме» шаху Махмуду Газневи»1913 | Холст, масло152 x 132,6 | Национальная картинная галерея Армении, Ереван | ||
21 | «Портрет Идельсон»1913 | Холст, масло137 x 45 | Национальная картинная галерея Армении, Ереван | ||
22 | «В гареме»1918 | Холст, масло91 x 79 | Национальная картинная галерея Армении, Ереван | ||
23 | «Женская фигура. Печаль» | Холст, масло89 x 33 | Национальная картинная галерея Армении, Ереван |
ru-wiki.org