Список картин Вардгеса Суренянца. Вардгес суренянц картины


Вардгес Акопович Суренянц – армянский живописец, иллюстратор и теоретик искусства

Суренянц Вардгес Акопович (10.03.1860-06.04.1921) родился в семье священника в Ахалцихе. В 1868 г. семья Суренянц переезжает в Симферополь, а в 1872 г. в Москву, куда отца Вардгеса Акоповича назначили пресвитером Московской Армянской епархии. С 1870 г. будущий художник пять лет обучается в гимназии Московского Лазаревского института, с 1875 по 1878 гг. – в Московском училище живописи, ваяния и зодчества на отделении архитектуры. В 1879 г. он поступает на архитектурный факультет Мюнхенской академии художеств, в той же Академии он пять занимался на факультете живописи с 1880 г. С 1881 г. Суренянц путешествовал по Италии, изучал армянскую средневековую книжную живопись. С 1885-1887 гг. Вардгес Акопович путешествовал по Ирану. В 1890-1891 гг. жил в Армении, преподавал в семинарии, 1892 г. он провел за изучением армянских рукописей и исторических памятников. С этого же года он стал активно участвовать в художественной жизни Москвы и Санкт-Петербурга, в 1901 г. в Баку была организована его первая и единственная прижизненная персональная выставка. С 1910 г. он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок, в 1916 г. совместно с другими армянскими художниками создал Союз армянских художников. В 1917 г. Суренянц переезжает в Ялту, где участвует в строительстве армянской церкви в качестве архитектора и художника. Вардгес Акопович Суренянц умер в 1921 г., так и не закончив свой проект.

 

Стиль Вардгеса Суренянца неповторимый, истинно национальный, он объединяет в себе материальную и духовную культуру Ближнего Востока и Запада. В центре внимания художника – история Армении с ее мифологией и реальными событиями. Художник с большим вниманием относился к периоду геноцида армян турками, его картины, описывающие эти события, полны сострадания и скорби. Придерживаясь реалистического направления в живописи, Суренянц не избежал модерновых влияний. В 80-90-е гг. XIX в. по Европе и Америке смело шагал символизм и модерн. В творчестве Суренянца эти течения проявились в его иллюстрациях к книгам и периодическим изданиям с 1889 г., а чуть позднее – в живописных произведениях. Вардгес Акопович создавал графические, скульптурные и живописные работы, но его творчество таит в себе и много неожиданного, например, он создавал эскизы для программ различных вечеров, а также театральных представлений. Известно, что Суренянц оформлял сцены Мариинского театра, Московского Художественного театра, театра Веры Комиссаржевской. Художник хорошо изучил и использовал в своем творчестве книжную армянскую миниатюру.

Вардгес Акопович был не только уникальным художником, но и образованнейшим человеком, владел европейскими и восточными языками, хорошо знал древнеармянский язык грабар. Это позволило ему в 1889 г. перевести на армянский язык трагедию Шекспира «Ричард III».

 

Любите смотреть новинки мирового кинематографа и классику в хорошем качестве? На сайте bestefilms.ru вас ждут лучшие фильмы планеты. Рецензии на фильмы, рейтинги, общение и многое другое.

 

Вардгес Акопович Суренянц

 

армянский живописец

 

 

Богоматерь

Богоматерь и младенец

 

Возвращение царицы Забел на трон

Восточная танцовщица

Выход Крестного хода из Эчмиадзинского собора

Гранада, Испания (этюд)

Женщина-рыцарь

Земфира

Пещера в скалах

Попранная святыня

Портрет Идельсон

Портрет Мкртича Хримяна

Саломея

Семирамида у трупа Ара Прекрасного

Фирдуси читает поэму «Шах-Наме» шаху Махмуду Газневи

Церковь св. Рипсиме близ Эчмиадзина

Сейчас также смотрят:

art-assorty.ru

Суренянц, Вардгес Акопович - это... Что такое Суренянц, Вардгес Акопович?

Вардгес Акопович Суренянц (27 февраля (10.03) 1860, Ахалцихе, — 6 апреля 1921, Ялта) — армянский живописец, график[2], театральный художник и теоретик искусства.

Биография

Детство

Родился в 1860 в Ахалцихе в семье священника — учителя истории религии. В 1868 году вместе с семьей переехал в Симферополь. В 1872 году его отца назначают просвитером Московской Армянской епархии и семья переезжает в Москву.

Учёба

В 1870—1875 гг. учился в гимназии Московского Лазаревского института, в 1875—1878 гг. в отделении архитектуры Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В 1879-ом едет навестить брата в Мюнхен и поступает там на архитектурный факультет Мюнхенской академии художеств, в 1880—1885[2] учится и заканчивает факультет живописи той же Академии у Фрица Каульбаха, возможно также у Отто Зейтца[3].

Дальнейшая деятельность

С 1881 года путешествует по Италии: Рим, Флоренция, Милан, Венеция. В Венеции художник посетил армянский монашеский орден Мхитаристов на острове Св. Лазаря; изучил искусство армянской средневековой книжной живописи, создал портреты А. Багратуни, М. Чамчяна, Е. Товмачяна. В результате путешествия родилась его первая теоретическая статья об армянской архитектуре, опубликованная в журнале «Мегу Айастани» («Пчела Армении») в 1883 году. В 1885—1887 гг. в составе экспедиции В. А. Жуковского Суренянц путешествует по Ирану, где им было написано много этюдов и композиций. В 1890—1891 гг. преподавал художество и общую историю искусства в Эчмиадзинской семинарии Геворгян, где копирует фрески Эчмиадзинского кафедрального собора и армянскую миниатюру. В 1892 году посетил Ани, Севан и др. места, ознакомился с историческими памятниками, изучал армянские рукописи в Эчмиадзинском книгохранилище.

«Возвращение царицы Забел на трон», 1909 год

С 1892 года Суренянц участвовал в художественной жизни Москвы и Санкт-Петербурга. Был одним из организаторов 1-го собрания российских художников 1894 году[3], вместе с К. Коровиным и др. иллюстрировал некоторые панно («Дальный Восток») зала собрания. Принимал активное участие 2-го собрания в 1909 году. С 1892 года принимал участие в выставках художественных организации им. Леонардо да Винчи, Куинджи, художников исторической живописи[4]. В 1894 году картиной «Покинутая» участвовал в 22-й выставке Передвижников[2][4]. В 1897—1898-гг. путешествовал во Франции, Испании, создал множество этюдов. В 1901 году в Баку была организована его первая и единственная при жизни персональная выставка. В 1916 году совместно с Е. Тадевосяном, М. Сарьяном, Ф. Терлемезяном и др. в Тифлисе организовал Союз армянских художников[4]. В 1917 году он переезжает в Ялту, где пишет эскизы армянских церквей.

С 1910 года член организации Передвижников[2].

Умер 6 апреля 1921 года.

Творчество

«Женщина-рыцарь» 1909 год

Изучая культуру Востока и Запада, Вардгес Суренянц сумел создать свой неповторимый национальный стиль[1]. В армянской живописи он практически становится основоположником исторического жанра[2]. Многие из лучших произведений художника отражают разные эпизоды истории Армении, иллюстрируют сюжеты из древнеармянсой мифологии[1] — «Семирамида у трупа Ара Прекрасного» (1899), «Ани, XI век. Выход женщин из церкви» (1905), «Возвращение царицы Забел на трон» (1909) и др., в которых автор стремился достичь к особой убедительности в воспроизведении окружающей обстановки[2]. Картиной «Покинутая» Суренянц, как считается, впервые ввел в армянскую живопись последние методы художественного выражения современной ему западной культуры. В этой и дальнейших произведениях («Попранная святыня» (1895), «Церковь св. Рипсиме близ Эчмиадзина» (1897), «Мкртыч Хримян» (1906), «Фирдуси читает поэму „Шах-Наме“ шаху Махмуду Газневи» (1913) и т. д.) проявляется стремительный художественный рост автора, формирование его стиля[4]. Некоторые его работы 1890-гг. посвящены резни армян в Турции[5]. Также в произведениях 1900—1910-гг. Суренянц обогатил армянскую живопись новыми проявлениями живописи художественных центров времени (Мюнхен, Берлин, Париж, Москва, Санкт-Петербург), не ограничивая национальное искусство сугубо национальными гранями. Картина «Семирамида у трупа Ара Прекрасного» — хоть и является воплощением сугубо армянской легенды, тем не менее больше посвящена какой-то объединённой идее жизни, судьбы, мрачных раздумий. На втором плане картины Суренянц изобразил барельеф Гильгамеша, героя эпоса Гильгамеш, в котором также рассматривается идея торжества жизни над смертью, идея воскрешения[6]. Его «Церковь св. Рипсиме близ Эчмиадзина», являясь исторической пейзажной картиной[5], символизирует трагизм и возвышенный дух армянского народа. Одно из лучших произведений художника — «Саломея» (1907), в 1912 году была показана в Мюнхенской академии художеств, а в 1914-м — на Всемирной выставке изобразительного искусства в Венеции.

Мюнхенская академия, которую он закончил в 1885 г., в огромной мере определила профессионализм художника, но повлияла на него и отрицательно[источник не указан 684 дня], до 1900 годов удерживая живопись художника на позициях слащавой салонности, в рамках определенного стиля изображения Востока с точки зрения европейца[источник не указан 684 дня]. К сожалению, художнику не удалось завершить роспись армянской церкви в Ялте, в создании которой он принимал участие и как архитектор, и как художник.

Картины Суренянца демонстрировались в Петербурге, Москве, Берлине, Лондоне, Париже, Праге, Тифлисе, Ростове, в Крыму (Симферополь, Ялта, Феодосия).

В Национальной картинной галерее Армении хранится солидная коллекция его работ, полных сострадания к родному народу и беспокойства за его будущее.

Графика, театрально-декорационное творчество

Ещё со времён учебы в Мюнхенской академии художеств занимался графикой, издавал карикатуры в сатирическом журнале «Fliegende Blätter»[3]. Работал в области книжной иллюстрации, среди лучших работ — иллюстрация к «Бахчисарайскому фонтану» А. С. Пушкина (1899)[2] изданной к 100-летию автора. Высоким художественным уровнем графического искусства времени выполнены его иллюстрации к произведениям «День рождения Инфанты» О Уайлда (1909), армянских народных сказок (1906—1914), особо примечательны иллюстрации к книге «Армянский поэт Смбат Шахазиз» (1905, Москва), к пьесам М. Метерлинга «Слепые», «Там внутри», «Непрошенная» (все три — 1904), иллюстрации для повести «Хаджи Мурат» Л. Толстого (1912), к произведениям Ж. Роденбаха (1904), С Лагерлёфа (1910) и др.[4]. Иллюстрации Суренянца к различным публикациям, графические эскизы, живописные полотна насыщены национальным колоритом. Художнику необыкновенно увлекала книжная миниатюра армян, достижения и приёмы которой он использовал в своем творчестве. В 1889 г. — он, читающий в подлинниках Шекспира и Гейне, владеющий восточными и европейскими языками, хорошо знавший грабар, переводит для Петроса Адамяна трагедию Шекспира «Ричард Третий» и рисует несколько его карандашных портретов.

Вардгес Суренянц известен также как театральный художник, он занимался оформлением сцены в Мариинском театре (2-й акт балета А. Адана «Корсар» и опера А. Рубинштейна «Демон») в Московском Художественном театре (пьесы М. Метерлинка «Слепые», «Там внутри», «Непрошенная»), в театре Веры Комиссаржевской («Драма любви»)[7].

Галерея

«Церковь св. Рипсиме близ Эчмиадзина», 1897 год «Богоматерь и младенец (Армянская Богородица)», 1895 год «Попранная святыня», 1895 год «Фирдуси читает поэму „Шах-Наме“ шаху Махмуду Газневи», 1913 год
«Выход Крестного хода из Эчмиадзинского собора», 1895 год «Портрет Мкртича Хримяна», 1909 год «Семирамида у трупа Ара Прекрасного», 1899 год «Портрет Идельсон», 1913 год

Примечания

Вардгес Акопович Суренянц, марка Армении посвящена 150-летию со дня рождения художника, 2011 г.

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

Вардгес Суренянц Википедия

Вардгес Акопович Суренянц (27 февраля (10.03) 1860, Ахалцихе, — 6 апреля 1921, Ялта) — армянский живописец, график[1], театральный художник и теоретик искусства.

Биография

Детство

Родился в 1860 в Ахалцихе в семье священника — учителя истории религии. В 1868 году вместе с семьёй переехал в Симферополь. В 1872 году его отца назначают пресвитером Московской Армянской епархии и семья переезжает в Москву.

Учёба

В 1870—1875 гг. учился в гимназии Московского Лазаревского института, в 1875—1878 гг. в отделении архитектуры Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В 1879-ом едет навестить брата в Мюнхен и поступает там на архитектурный факультет Мюнхенской академии художеств, в 1880—1885 годах[1] учится и оканчивает факультет живописи той же Академии у Фрица Каульбаха, возможно также у Отто Зейтца[2].

Дальнейшая деятельность

С 1881 года путешествует по Италии: Рим, Флоренция, Милан, Венеция. В Венеции художник посетил армянский монашеский орден Мхитаристов на острове Св. Лазаря; изучил искусство армянской средневековой книжной живописи, создал портреты А. Багратуни, М. Чамчяна, Е. Товмачяна. В результате путешествия родилась его первая теоретическая статья об армянской архитектуре, опубликованная в журнале «Мегу Айастани» («Пчела Армении») в 1883 году. В 1885—1887 гг. в составе экспедиции В. А. Жуковского Суренянц путешествует по Ирану, где им было написано много этюдов и композиций. В 1890—1891 гг. преподавал художество и общую историю искусства в Эчмиадзинской семинарии Геворгян, где копирует фрески Эчмиадзинского кафедрального собора и армянскую миниатюру. В 1892 году посетил Ани, Севан и др. места, ознакомился с историческими памятниками, изучал армянские рукописи в Эчмиадзинском книгохранилище.

«Возвращение царицы Забел на трон», 1909 год

С 1892 года Суренянц участвовал в художественной жизни Москвы и Санкт-Петербурга. Был одним из организаторов 1-го собрания российских художников 1894 году[2], вместе с К. Коровиным и др. иллюстрировал некоторые панно («Дальный Восток») зала собрания. Принимал активное участие 2-го собрания в 1909 году. С 1892 года принимал участие в выставках художественных организации им. Леонардо да Винчи, Куинджи, художников исторической живописи[3]. В 1894 году картиной «Покинутая» участвовал в 22-й выставке Передвижников[1][3]. В 1897—1898-гг. путешествовал во Франции, Испании, создал множество этюдов. В 1901 году в Баку была организована его первая и единственная при жизни персональная выставка. В 1916 году совместно с Е. Тадевосяном, М. Сарьяном, Ф. Терлемезяном и др. в Тифлисе организовал Союз армянских художников[3]. В 1917 году он переезжает в Ялту, где пишет эскизы армянских церквей.

С 1910 года член организации Передвижников[1].

Умер 6 апреля 1921 года.

Творчество

«Женщина-рыцарь» 1909 год

Изучая культуру Востока и Запада, Вардгес Суренянц сумел создать свой неповторимый национальный стиль[4]. В армянской живописи он практически становится основоположником исторического жанра[1]. Многие из лучших произведений художника отражают разные эпизоды истории Армении, иллюстрируют сюжеты из древнеармянсой мифологии[4] — «Семирамида у трупа Ара Прекрасного» (1899), «Ани, XI век. Выход женщин из церкви» (1905), «Возвращение царицы Забел на трон» (1909) и др., в которых автор стремился достичь к особой убедительности в воспроизведении окружающей обстановки[1]. Картиной «Покинутая» Суренянц, как считается, впервые ввёл в армянскую живопись последние методы художественного выражения современной ему западной культуры. В этой и дальнейших произведениях («Попранная святыня» (1895), «Церковь св. Рипсиме близ Эчмиадзина» (1897), «Мкртыч Хримян» (1906), «Фирдуси читает поэму „Шах-Наме“ шаху Махмуду Газневи» (1913) и т. д.) проявляется стремительный художественный рост автора, формирование его стиля[3]. Некоторые его работы 1890-х гг. посвящены резне армян в Турции[5]. Также в произведениях 1900—1910 гг. Суренянц обогатил армянскую живопись новыми проявлениями живописи художественных центров времени (Мюнхен, Берлин, Париж, Москва, Санкт-Петербург), не ограничивая национальное искусство сугубо национальными гранями. Картина «Семирамида у трупа Ара Прекрасного» — хоть и является воплощением сугубо армянской легенды, тем не менее больше посвящена какой-то объединённой идее жизни, судьбы, мрачных раздумий. На втором плане картины Суренянц изобразил барельеф Гильгамеша, героя эпоса Гильгамеш, в котором также рассматривается идея торжества жизни над смертью, идея воскрешения[6]. Его «Церковь св. Рипсиме близ Эчмиадзина», являясь исторической пейзажной картиной[5], символизирует трагизм и возвышенный дух армянского народа. Одно из лучших произведений художника — «Саломея» (1907), в 1912 году была показана в Мюнхенской академии художеств, а в 1914-м — на Всемирной выставке изобразительного искусства в Венеции.

Мюнхенская академия, которую он закончил в 1885 г., в огромной мере определила профессионализм художника, но повлияла на него и отрицательно[источник не указан 2733 дня], до 1900-х годов удерживая живопись художника на позициях слащавой салонности, в рамках определённого стиля изображения Востока с точки зрения европейца[источник не указан 2733 дня]. К сожалению, художнику не удалось завершить роспись армянской церкви в Ялте, в создании которой он принимал участие и как архитектор, и как художник.

Картины Суренянца демонстрировались в Петербурге, Москве, Берлине, Лондоне, Париже, Праге, Тифлисе, Ростове, в Крыму (Симферополь, Ялта, Феодосия).

В Национальной картинной галерее Армении хранится солидная коллекция его работ, полных сострадания к родному народу и беспокойства за его будущее.

Графика, театрально-декорационное творчество

Ещё со времён учебы в Мюнхенской академии художеств занимался графикой, издавал карикатуры в сатирическом журнале «Fliegende Blätter»[2]. Работал в области книжной иллюстрации, среди лучших работ — иллюстрация к «Бахчисарайскому фонтану» А. С. Пушкина (1899)[1] изданной к 100-летию автора. Высоким художественным уровнем графического искусства времени выполнены его иллюстрации к произведениям «День рождения Инфанты» О. Уайльда (1909), армянских народных сказок (1906—1914), особо примечательны иллюстрации к книге «Армянский поэт Смбат Шахазиз» (1905, Москва), к пьесам М. Метерлинка «Слепые», «Там внутри», «Непрошенная» (все три — 1904), иллюстрации для повести «Хаджи Мурат» Л. Толстого (1912), к произведениям Ж. Роденбаха (1904), С. Лагерлёф (1910) и др.[3]. Иллюстрации Суренянца к различным публикациям, графические эскизы, живописные полотна насыщены национальным колоритом. Художника необыкновенно увлекала книжная миниатюра армян, достижения и приёмы которой он использовал в своем творчестве. В 1889 г. — он, читающий в подлинниках Шекспира и Гейне, владеющий восточными и европейскими языками, хорошо знавший грабар, переводит для Петроса Адамяна трагедию Шекспира «Ричард Третий» и рисует несколько его карандашных портретов.

Вардгес Суренянц известен также как театральный художник, он занимался оформлением сцены в Мариинском театре (2-й акт балета А. Адана «Корсар» и опера А. Рубинштейна «Демон») в Московском Художественном театре (пьесы М. Метерлинка «Слепые», «Там внутри», «Непрошенная»), в театре Веры Комиссаржевской («Драма любви»)[7].

Галерея

«Церковь св. Рипсиме близ Эчмиадзина», 1897 год «Богоматерь и младенец (Армянская Богородица)», 1895 год «Попранная святыня», 1895 год «Фирдуси читает поэму „Шах-Наме“ шаху Махмуду Газневи», 1913 год
«Выход Крестного хода из Эчмиадзинского собора», 1895 год «Портрет Мкртича Хримяна», 1909 год «Семирамида у трупа Ара Прекрасного», 1899 год «Портрет Идельсон», 1913 год

Примечания

См. также

Ссылки

wikiredia.ru

Суренянц, Вардгес Акопович Википедия

Вардгес Акопович Суренянц (27 февраля (10.03) 1860, Ахалцихе, — 6 апреля 1921, Ялта) — армянский живописец, график[1], театральный художник и теоретик искусства.

Биография

Детство

Родился в 1860 в Ахалцихе в семье священника — учителя истории религии. В 1868 году вместе с семьёй переехал в Симферополь. В 1872 году его отца назначают пресвитером Московской Армянской епархии и семья переезжает в Москву.

Учёба

В 1870—1875 гг. учился в гимназии Московского Лазаревского института, в 1875—1878 гг. в отделении архитектуры Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В 1879-ом едет навестить брата в Мюнхен и поступает там на архитектурный факультет Мюнхенской академии художеств, в 1880—1885 годах[1] учится и оканчивает факультет живописи той же Академии у Фрица Каульбаха, возможно также у Отто Зейтца[2].

Дальнейшая деятельность

С 1881 года путешествует по Италии: Рим, Флоренция, Милан, Венеция. В Венеции художник посетил армянский монашеский орден Мхитаристов на острове Св. Лазаря; изучил искусство армянской средневековой книжной живописи, создал портреты А. Багратуни, М. Чамчяна, Е. Товмачяна. В результате путешествия родилась его первая теоретическая статья об армянской архитектуре, опубликованная в журнале «Мегу Айастани» («Пчела Армении») в 1883 году. В 1885—1887 гг. в составе экспедиции В. А. Жуковского Суренянц путешествует по Ирану, где им было написано много этюдов и композиций. В 1890—1891 гг. преподавал художество и общую историю искусства в Эчмиадзинской семинарии Геворгян, где копирует фрески Эчмиадзинского кафедрального собора и армянскую миниатюру. В 1892 году посетил Ани, Севан и др. места, ознакомился с историческими памятниками, изучал армянские рукописи в Эчмиадзинском книгохранилище.

«Возвращение царицы Забел на трон», 1909 год

С 1892 года Суренянц участвовал в художественной жизни Москвы и Санкт-Петербурга. Был одним из организаторов 1-го собрания российских художников 1894 году[2], вместе с К. Коровиным и др. иллюстрировал некоторые панно («Дальный Восток») зала собрания. Принимал активное участие 2-го собрания в 1909 году. С 1892 года принимал участие в выставках художественных организации им. Леонардо да Винчи, Куинджи, художников исторической живописи[3]. В 1894 году картиной «Покинутая» участвовал в 22-й выставке Передвижников[1][3]. В 1897—1898-гг. путешествовал во Франции, Испании, создал множество этюдов. В 1901 году в Баку была организована его первая и единственная при жизни персональная выставка. В 1916 году совместно с Е. Тадевосяном, М. Сарьяном, Ф. Терлемезяном и др. в Тифлисе организовал Союз армянских художников[3]. В 1917 году он переезжает в Ялту, где пишет эскизы армянских церквей.

С 1910 года член организации Передвижников[1].

Умер 6 апреля 1921 года.

Творчество

«Женщина-рыцарь» 1909 год

Изучая культуру Востока и Запада, Вардгес Суренянц сумел создать свой неповторимый национальный стиль[4]. В армянской живописи он практически становится основоположником исторического жанра[1]. Многие из лучших произведений художника отражают разные эпизоды истории Армении, иллюстрируют сюжеты из древнеармянсой мифологии[4] — «Семирамида у трупа Ара Прекрасного» (1899), «Ани, XI век. Выход женщин из церкви» (1905), «Возвращение царицы Забел на трон» (1909) и др., в которых автор стремился достичь к особой убедительности в воспроизведении окружающей обстановки[1]. Картиной «Покинутая» Суренянц, как считается, впервые ввёл в армянскую живопись последние методы художественного выражения современной ему западной культуры. В этой и дальнейших произведениях («Попранная святыня» (1895), «Церковь св. Рипсиме близ Эчмиадзина» (1897), «Мкртыч Хримян» (1906), «Фирдуси читает поэму „Шах-Наме“ шаху Махмуду Газневи» (1913) и т. д.) проявляется стремительный художественный рост автора, формирование его стиля[3]. Некоторые его работы 1890-х гг. посвящены резне армян в Турции[5]. Также в произведениях 1900—1910 гг. Суренянц обогатил армянскую живопись новыми проявлениями живописи художественных центров времени (Мюнхен, Берлин, Париж, Москва, Санкт-Петербург), не ограничивая национальное искусство сугубо национальными гранями. Картина «Семирамида у трупа Ара Прекрасного» — хоть и является воплощением сугубо армянской легенды, тем не менее больше посвящена какой-то объединённой идее жизни, судьбы, мрачных раздумий. На втором плане картины Суренянц изобразил барельеф Гильгамеша, героя эпоса Гильгамеш, в котором также рассматривается идея торжества жизни над смертью, идея воскрешения[6]. Его «Церковь св. Рипсиме близ Эчмиадзина», являясь исторической пейзажной картиной[5], символизирует трагизм и возвышенный дух армянского народа. Одно из лучших произведений художника — «Саломея» (1907), в 1912 году была показана в Мюнхенской академии художеств, а в 1914-м — на Всемирной выставке изобразительного искусства в Венеции.

Мюнхенская академия, которую он закончил в 1885 г., в огромной мере определила профессионализм художника, но повлияла на него и отрицательно[источник не указан 2733 дня], до 1900-х годов удерживая живопись художника на позициях слащавой салонности, в рамках определённого стиля изображения Востока с точки зрения европейца[источник не указан 2733 дня]. К сожалению, художнику не удалось завершить роспись армянской церкви в Ялте, в создании которой он принимал участие и как архитектор, и как художник.

Картины Суренянца демонстрировались в Петербурге, Москве, Берлине, Лондоне, Париже, Праге, Тифлисе, Ростове, в Крыму (Симферополь, Ялта, Феодосия).

В Национальной картинной галерее Армении хранится солидная коллекция его работ, полных сострадания к родному народу и беспокойства за его будущее.

Графика, театрально-декорационное творчество

Ещё со времён учебы в Мюнхенской академии художеств занимался графикой, издавал карикатуры в сатирическом журнале «Fliegende Blätter»[2]. Работал в области книжной иллюстрации, среди лучших работ — иллюстрация к «Бахчисарайскому фонтану» А. С. Пушкина (1899)[1] изданной к 100-летию автора. Высоким художественным уровнем графического искусства времени выполнены его иллюстрации к произведениям «День рождения Инфанты» О. Уайльда (1909), армянских народных сказок (1906—1914), особо примечательны иллюстрации к книге «Армянский поэт Смбат Шахазиз» (1905, Москва), к пьесам М. Метерлинка «Слепые», «Там внутри», «Непрошенная» (все три — 1904), иллюстрации для повести «Хаджи Мурат» Л. Толстого (1912), к произведениям Ж. Роденбаха (1904), С. Лагерлёф (1910) и др.[3]. Иллюстрации Суренянца к различным публикациям, графические эскизы, живописные полотна насыщены национальным колоритом. Художника необыкновенно увлекала книжная миниатюра армян, достижения и приёмы которой он использовал в своем творчестве. В 1889 г. — он, читающий в подлинниках Шекспира и Гейне, владеющий восточными и европейскими языками, хорошо знавший грабар, переводит для Петроса Адамяна трагедию Шекспира «Ричард Третий» и рисует несколько его карандашных портретов.

Вардгес Суренянц известен также как театральный художник, он занимался оформлением сцены в Мариинском театре (2-й акт балета А. Адана «Корсар» и опера А. Рубинштейна «Демон») в Московском Художественном театре (пьесы М. Метерлинка «Слепые», «Там внутри», «Непрошенная»), в театре Веры Комиссаржевской («Драма любви»)[7].

Галерея

«Церковь св. Рипсиме близ Эчмиадзина», 1897 год «Богоматерь и младенец (Армянская Богородица)», 1895 год «Попранная святыня», 1895 год «Фирдуси читает поэму „Шах-Наме“ шаху Махмуду Газневи», 1913 год
«Выход Крестного хода из Эчмиадзинского собора», 1895 год «Портрет Мкртича Хримяна», 1909 год «Семирамида у трупа Ара Прекрасного», 1899 год «Портрет Идельсон», 1913 год

Примечания

См. также

Ссылки

wikiredia.ru

Суренянц, Вардгес Википедия

Вардгес Акопович Суренянц (27 февраля (10.03) 1860, Ахалцихе, — 6 апреля 1921, Ялта) — армянский живописец, график[1], театральный художник и теоретик искусства.

Биография

Детство

Родился в 1860 в Ахалцихе в семье священника — учителя истории религии. В 1868 году вместе с семьёй переехал в Симферополь. В 1872 году его отца назначают пресвитером Московской Армянской епархии и семья переезжает в Москву.

Учёба

В 1870—1875 гг. учился в гимназии Московского Лазаревского института, в 1875—1878 гг. в отделении архитектуры Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В 1879-ом едет навестить брата в Мюнхен и поступает там на архитектурный факультет Мюнхенской академии художеств, в 1880—1885 годах[1] учится и оканчивает факультет живописи той же Академии у Фрица Каульбаха, возможно также у Отто Зейтца[2].

Дальнейшая деятельность

С 1881 года путешествует по Италии: Рим, Флоренция, Милан, Венеция. В Венеции художник посетил армянский монашеский орден Мхитаристов на острове Св. Лазаря; изучил искусство армянской средневековой книжной живописи, создал портреты А. Багратуни, М. Чамчяна, Е. Товмачяна. В результате путешествия родилась его первая теоретическая статья об армянской архитектуре, опубликованная в журнале «Мегу Айастани» («Пчела Армении») в 1883 году. В 1885—1887 гг. в составе экспедиции В. А. Жуковского Суренянц путешествует по Ирану, где им было написано много этюдов и композиций. В 1890—1891 гг. преподавал художество и общую историю искусства в Эчмиадзинской семинарии Геворгян, где копирует фрески Эчмиадзинского кафедрального собора и армянскую миниатюру. В 1892 году посетил Ани, Севан и др. места, ознакомился с историческими памятниками, изучал армянские рукописи в Эчмиадзинском книгохранилище.

«Возвращение царицы Забел на трон», 1909 год

С 1892 года Суренянц участвовал в художественной жизни Москвы и Санкт-Петербурга. Был одним из организаторов 1-го собрания российских художников 1894 году[2], вместе с К. Коровиным и др. иллюстрировал некоторые панно («Дальный Восток») зала собрания. Принимал активное участие 2-го собрания в 1909 году. С 1892 года принимал участие в выставках художественных организации им. Леонардо да Винчи, Куинджи, художников исторической живописи[3]. В 1894 году картиной «Покинутая» участвовал в 22-й выставке Передвижников[1][3]. В 1897—1898-гг. путешествовал во Франции, Испании, создал множество этюдов. В 1901 году в Баку была организована его первая и единственная при жизни персональная выставка. В 1916 году совместно с Е. Тадевосяном, М. Сарьяном, Ф. Терлемезяном и др. в Тифлисе организовал Союз армянских художников[3]. В 1917 году он переезжает в Ялту, где пишет эскизы армянских церквей.

С 1910 года член организации Передвижников[1].

Умер 6 апреля 1921 года.

Творчество

«Женщина-рыцарь» 1909 год

Изучая культуру Востока и Запада, Вардгес Суренянц сумел создать свой неповторимый национальный стиль[4]. В армянской живописи он практически становится основоположником исторического жанра[1]. Многие из лучших произведений художника отражают разные эпизоды истории Армении, иллюстрируют сюжеты из древнеармянсой мифологии[4] — «Семирамида у трупа Ара Прекрасного» (1899), «Ани, XI век. Выход женщин из церкви» (1905), «Возвращение царицы Забел на трон» (1909) и др., в которых автор стремился достичь к особой убедительности в воспроизведении окружающей обстановки[1]. Картиной «Покинутая» Суренянц, как считается, впервые ввёл в армянскую живопись последние методы художественного выражения современной ему западной культуры. В этой и дальнейших произведениях («Попранная святыня» (1895), «Церковь св. Рипсиме близ Эчмиадзина» (1897), «Мкртыч Хримян» (1906), «Фирдуси читает поэму „Шах-Наме“ шаху Махмуду Газневи» (1913) и т. д.) проявляется стремительный художественный рост автора, формирование его стиля[3]. Некоторые его работы 1890-х гг. посвящены резне армян в Турции[5]. Также в произведениях 1900—1910 гг. Суренянц обогатил армянскую живопись новыми проявлениями живописи художественных центров времени (Мюнхен, Берлин, Париж, Москва, Санкт-Петербург), не ограничивая национальное искусство сугубо национальными гранями. Картина «Семирамида у трупа Ара Прекрасного» — хоть и является воплощением сугубо армянской легенды, тем не менее больше посвящена какой-то объединённой идее жизни, судьбы, мрачных раздумий. На втором плане картины Суренянц изобразил барельеф Гильгамеша, героя эпоса Гильгамеш, в котором также рассматривается идея торжества жизни над смертью, идея воскрешения[6]. Его «Церковь св. Рипсиме близ Эчмиадзина», являясь исторической пейзажной картиной[5], символизирует трагизм и возвышенный дух армянского народа. Одно из лучших произведений художника — «Саломея» (1907), в 1912 году была показана в Мюнхенской академии художеств, а в 1914-м — на Всемирной выставке изобразительного искусства в Венеции.

Мюнхенская академия, которую он закончил в 1885 г., в огромной мере определила профессионализм художника, но повлияла на него и отрицательно[источник не указан 2733 дня], до 1900-х годов удерживая живопись художника на позициях слащавой салонности, в рамках определённого стиля изображения Востока с точки зрения европейца[источник не указан 2733 дня]. К сожалению, художнику не удалось завершить роспись армянской церкви в Ялте, в создании которой он принимал участие и как архитектор, и как художник.

Картины Суренянца демонстрировались в Петербурге, Москве, Берлине, Лондоне, Париже, Праге, Тифлисе, Ростове, в Крыму (Симферополь, Ялта, Феодосия).

В Национальной картинной галерее Армении хранится солидная коллекция его работ, полных сострадания к родному народу и беспокойства за его будущее.

Графика, театрально-декорационное творчество

Ещё со времён учебы в Мюнхенской академии художеств занимался графикой, издавал карикатуры в сатирическом журнале «Fliegende Blätter»[2]. Работал в области книжной иллюстрации, среди лучших работ — иллюстрация к «Бахчисарайскому фонтану» А. С. Пушкина (1899)[1] изданной к 100-летию автора. Высоким художественным уровнем графического искусства времени выполнены его иллюстрации к произведениям «День рождения Инфанты» О. Уайльда (1909), армянских народных сказок (1906—1914), особо примечательны иллюстрации к книге «Армянский поэт Смбат Шахазиз» (1905, Москва), к пьесам М. Метерлинка «Слепые», «Там внутри», «Непрошенная» (все три — 1904), иллюстрации для повести «Хаджи Мурат» Л. Толстого (1912), к произведениям Ж. Роденбаха (1904), С. Лагерлёф (1910) и др.[3]. Иллюстрации Суренянца к различным публикациям, графические эскизы, живописные полотна насыщены национальным колоритом. Художника необыкновенно увлекала книжная миниатюра армян, достижения и приёмы которой он использовал в своем творчестве. В 1889 г. — он, читающий в подлинниках Шекспира и Гейне, владеющий восточными и европейскими языками, хорошо знавший грабар, переводит для Петроса Адамяна трагедию Шекспира «Ричард Третий» и рисует несколько его карандашных портретов.

Вардгес Суренянц известен также как театральный художник, он занимался оформлением сцены в Мариинском театре (2-й акт балета А. Адана «Корсар» и опера А. Рубинштейна «Демон») в Московском Художественном театре (пьесы М. Метерлинка «Слепые», «Там внутри», «Непрошенная»), в театре Веры Комиссаржевской («Драма любви»)[7].

Галерея

«Церковь св. Рипсиме близ Эчмиадзина», 1897 год «Богоматерь и младенец (Армянская Богородица)», 1895 год «Попранная святыня», 1895 год «Фирдуси читает поэму „Шах-Наме“ шаху Махмуду Газневи», 1913 год
«Выход Крестного хода из Эчмиадзинского собора», 1895 год «Портрет Мкртича Хримяна», 1909 год «Семирамида у трупа Ара Прекрасного», 1899 год «Портрет Идельсон», 1913 год

Примечания

См. также

Ссылки

wikiredia.ru

Суренянц, Вардгес Акопович — WiKi

Детство

Родился в 1860 в Ахалцихе в семье священника — учителя истории религии. В 1868 году вместе с семьёй переехал в Симферополь. В 1872 году его отца назначают пресвитером Московской Армянской епархии и семья переезжает в Москву.

Учёба

В 1870—1875 гг. учился в гимназии Московского Лазаревского института, в 1875—1878 гг. в отделении архитектуры Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В 1879-ом едет навестить брата в Мюнхен и поступает там на архитектурный факультет Мюнхенской академии художеств, в 1880—1885 годах[1] учится и оканчивает факультет живописи той же Академии у Фрица Каульбаха, возможно также у Отто Зейтца[2].

Дальнейшая деятельность

С 1881 года путешествует по Италии: Рим, Флоренция, Милан, Венеция. В Венеции художник посетил армянский монашеский орден Мхитаристов на острове Св. Лазаря; изучил искусство армянской средневековой книжной живописи, создал портреты А. Багратуни, М. Чамчяна, Е. Товмачяна. В результате путешествия родилась его первая теоретическая статья об армянской архитектуре, опубликованная в журнале «Мегу Айастани» («Пчела Армении») в 1883 году. В 1885—1887 гг. в составе экспедиции В. А. Жуковского Суренянц путешествует по Ирану, где им было написано много этюдов и композиций. В 1890—1891 гг. преподавал художество и общую историю искусства в Эчмиадзинской семинарии Геворгян, где копирует фрески Эчмиадзинского кафедрального собора и армянскую миниатюру. В 1892 году посетил Ани, Севан и др. места, ознакомился с историческими памятниками, изучал армянские рукописи в Эчмиадзинском книгохранилище.

  «Возвращение царицы Забел на трон», 1909 год

С 1892 года Суренянц участвовал в художественной жизни Москвы и Санкт-Петербурга. Был одним из организаторов 1-го собрания российских художников 1894 году[2], вместе с К. Коровиным и др. иллюстрировал некоторые панно («Дальный Восток») зала собрания. Принимал активное участие 2-го собрания в 1909 году. С 1892 года принимал участие в выставках художественных организации им. Леонардо да Винчи, Куинджи, художников исторической живописи[3]. В 1894 году картиной «Покинутая» участвовал в 22-й выставке Передвижников[1][3]. В 1897—1898-гг. путешествовал во Франции, Испании, создал множество этюдов. В 1901 году в Баку была организована его первая и единственная при жизни персональная выставка. В 1916 году совместно с Е. Тадевосяном, М. Сарьяном, Ф. Терлемезяном и др. в Тифлисе организовал Союз армянских художников[3]. В 1917 году он переезжает в Ялту, где пишет эскизы армянских церквей.

С 1910 года член организации Передвижников[1].

Умер 6 апреля 1921 года.

Творчество

  «Женщина-рыцарь» 1909 год

Изучая культуру Востока и Запада, Вардгес Суренянц сумел создать свой неповторимый национальный стиль[4]. В армянской живописи он практически становится основоположником исторического жанра[1]. Многие из лучших произведений художника отражают разные эпизоды истории Армении, иллюстрируют сюжеты из древнеармянсой мифологии[4] — «Семирамида у трупа Ара Прекрасного» (1899), «Ани, XI век. Выход женщин из церкви» (1905), «Возвращение царицы Забел на трон» (1909) и др., в которых автор стремился достичь к особой убедительности в воспроизведении окружающей обстановки[1]. Картиной «Покинутая» Суренянц, как считается, впервые ввёл в армянскую живопись последние методы художественного выражения современной ему западной культуры. В этой и дальнейших произведениях («Попранная святыня» (1895), «Церковь св. Рипсиме близ Эчмиадзина» (1897), «Мкртыч Хримян» (1906), «Фирдуси читает поэму „Шах-Наме“ шаху Махмуду Газневи» (1913) и т. д.) проявляется стремительный художественный рост автора, формирование его стиля[3]. Некоторые его работы 1890-х гг. посвящены резне армян в Турции[5]. Также в произведениях 1900—1910 гг. Суренянц обогатил армянскую живопись новыми проявлениями живописи художественных центров времени (Мюнхен, Берлин, Париж, Москва, Санкт-Петербург), не ограничивая национальное искусство сугубо национальными гранями. Картина «Семирамида у трупа Ара Прекрасного» — хоть и является воплощением сугубо армянской легенды, тем не менее больше посвящена какой-то объединённой идее жизни, судьбы, мрачных раздумий. На втором плане картины Суренянц изобразил барельеф Гильгамеша, героя эпоса Гильгамеш, в котором также рассматривается идея торжества жизни над смертью, идея воскрешения[6]. Его «Церковь св. Рипсиме близ Эчмиадзина», являясь исторической пейзажной картиной[5], символизирует трагизм и возвышенный дух армянского народа. Одно из лучших произведений художника — «Саломея» (1907), в 1912 году была показана в Мюнхенской академии художеств, а в 1914-м — на Всемирной выставке изобразительного искусства в Венеции.

Мюнхенская академия, которую он закончил в 1885 г., в огромной мере определила профессионализм художника, но повлияла на него и отрицательно[источник не указан 2708 дней], до 1900-х годов удерживая живопись художника на позициях слащавой салонности, в рамках определённого стиля изображения Востока с точки зрения европейца[источник не указан 2708 дней]. К сожалению, художнику не удалось завершить роспись армянской церкви в Ялте, в создании которой он принимал участие и как архитектор, и как художник.

Картины Суренянца демонстрировались в Петербурге, Москве, Берлине, Лондоне, Париже, Праге, Тифлисе, Ростове, в Крыму (Симферополь, Ялта, Феодосия).

В Национальной картинной галерее Армении хранится солидная коллекция его работ, полных сострадания к родному народу и беспокойства за его будущее.

Графика, театрально-декорационное творчество

Ещё со времён учебы в Мюнхенской академии художеств занимался графикой, издавал карикатуры в сатирическом журнале «Fliegende Blätter»[2]. Работал в области книжной иллюстрации, среди лучших работ — иллюстрация к «Бахчисарайскому фонтану» А. С. Пушкина (1899)[1] изданной к 100-летию автора. Высоким художественным уровнем графического искусства времени выполнены его иллюстрации к произведениям «День рождения Инфанты» О. Уайльда (1909), армянских народных сказок (1906—1914), особо примечательны иллюстрации к книге «Армянский поэт Смбат Шахазиз» (1905, Москва), к пьесам М. Метерлинка «Слепые», «Там внутри», «Непрошенная» (все три — 1904), иллюстрации для повести «Хаджи Мурат» Л. Толстого (1912), к произведениям Ж. Роденбаха (1904), С. Лагерлёф (1910) и др.[3]. Иллюстрации Суренянца к различным публикациям, графические эскизы, живописные полотна насыщены национальным колоритом. Художника необыкновенно увлекала книжная миниатюра армян, достижения и приёмы которой он использовал в своем творчестве. В 1889 г. — он, читающий в подлинниках Шекспира и Гейне, владеющий восточными и европейскими языками, хорошо знавший грабар, переводит для Петроса Адамяна трагедию Шекспира «Ричард Третий» и рисует несколько его карандашных портретов.

Вардгес Суренянц известен также как театральный художник, он занимался оформлением сцены в Мариинском театре (2-й акт балета А. Адана «Корсар» и опера А. Рубинштейна «Демон») в Московском Художественном театре (пьесы М. Метерлинка «Слепые», «Там внутри», «Непрошенная»), в театре Веры Комиссаржевской («Драма любви»)[7].

ru-wiki.org

Список картин Вардгеса Суренянца — WiKi

№ Картина Название Техника / Размер (см) Галерея Примечания
1 «Портрет старика»1883 Холст, масло53,5 x 44 Национальная картинная галерея Армении, Ереван
2 «Серенада»1888 Холст, масло48,8 x 40,3 Национальная картинная галерея Армении, Ереван
3 «Руины церкви Агджканц в Ани»1891 Холст, масло44 x 37 Национальная картинная галерея Армении, Ереван
4 «Попранная святыня»1895 Холст, масло112 x 89 Национальная картинная галерея Армении, Ереван
5 «Выход Крестного хода из Эчмиадзинского собора»1895 Холст, масло131 x 96 Национальная картинная галерея Армении, Ереван
6 «Богоматерь и младенец»1895 Холст, масло
7 «Церковь Святой Рипсимэ»1897 Холст, масло81 x 150 Национальная картинная галерея Армении, Ереван
8 «Альгамбра. Испания»1898 Холст, масло31,5 x 19,5 Национальная картинная галерея Армении, Ереван
9 «Шамирам у тела Ара Прекрасного»1899 Холст, масло214,5 x 98 Национальная картинная галерея Армении, Ереван
10 «После погрома»1899 Холст, масло174 x 93 Национальная картинная галерея Армении, Ереван
11 «Поклонение»1899 Холст, масло53 x 39,5 Национальная картинная галерея Армении, Ереван
12 «Гейша. Японка»1900 Холст, масло42 x 25,5 Национальная картинная галерея Армении, Ереван
13 «Портрет мужчины»1902 Холст, масло147,5 x 75,5 Национальная картинная галерея Армении, Ереван
14 «Ани. Выход женщин из церкви»1905 Холст, масло133 x 107 Национальная картинная галерея Армении, Ереван
15 «Портрет неизвестного»1905 Холст, масло Национальная картинная галерея Армении, Ереван
16 «Портрет Мкртича Хримяна»1906 Холст, масло246 x 160 Национальная картинная галерея Армении, Ереван
17 «Саломея»1907 Холст, масло155 x 155 Национальная картинная галерея Армении, Ереван
18 «Возвращение царицы Запел на престол»1909 Холст, масло72 x 107 Национальная картинная галерея Армении, Ереван
19 «Женщина-рыцарь»1909 Холст, масло153 x 151 Национальная картинная галерея Армении, Ереван
20 «Фирдуси читает поэму «Шах-Наме» шаху Махмуду Газневи»1913 Холст, масло152 x 132,6 Национальная картинная галерея Армении, Ереван
21 «Портрет Идельсон»1913 Холст, масло137 x 45 Национальная картинная галерея Армении, Ереван
22 «В гареме»1918 Холст, масло91 x 79 Национальная картинная галерея Армении, Ереван
23 «Женская фигура. Печаль» Холст, масло89 x 33 Национальная картинная галерея Армении, Ереван

ru-wiki.org


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта