Описание картины Леона Бакста «Ужин». Ужин картина


Лев Самойлович Бакст (Леон Бакст) Ужин: Описание произведения

На картине Бакста «Ужин» изображена жена Александра Бенуа Ася, в девичестве – Анна Кид. Кстати, сам Бакст эту работу предпочитал называть «Дама с апельсинами» или «Дама в ресторане».

На пятой выставке «Мира искусства» в феврале 1903 года вокруг «Ужина» разразился скандал. Даже великий князь Владимир Александрович с супругой укорили художника в скабрезности и неприличной игривости. Чем же эпатировала искушенную публику эта невинная по сюжету картина?

Идеолог передвижников Владимир Стасов раскритиковал «Ужин» Бакста, камня на камне от него не оставив. Он назвал героиню «кошкой в дамском платье», а саму картину – невыносимой вещью. «…ее мордочка в виде круглой тарелки, в каком-то рогатом головном уборе; тощие лапы в дамских рукавах протянуты к столу, но она сама смотрит в сторону, словно поставленные перед нею блюда не по вкусу, а ей надо стащить что-нибудь другое на стороне; талия ее, весь склад и фигура – кошачьи, такие же противные, как у английского ломаки и урода Бердслея».

Сравнение с Бердслеем вполне уместно, а оценочное суждение Стасова спорно. Леон Бакст действительно написал картину в стиле модерн. И кошачьей грации героине не занимать. При внешней сдержанности сюжета изображенная женщина действительно завораживающе чувственная и манящая. Да и сама обстановка может вызвать разные трактовки. Это что же, она изволит в одиночестве в ресторане ужинать? Известно, что за девицы ходят одни в ресторан!

Изысканный головной убор, богатый наряд, небрежно брошенная на спинку стула меховая горжетка – дама явно обеспеченная (и у благочестивого обывателя возникает вопрос, откуда ее обеспеченность). А самое невыносимое – дерзкий взгляд! Ох и доставалось за него изображенным в одиночестве красивым женщинам. Будь речь о скандальной «Олимпии» Мане, или овеянной легендами «Неизвестной» Крамского, или бросающей вызов парижскому обществу женщине из кафе на картине Репина. Всем авторам досталось за эти картины, а уж что говорилось о самих героинях!

Помимо упреков в безнравственности Баксту пришлось выслушать много нелицеприятного и по поводу примитивного колорита. Отставим в сторону вопросы морали, но однозначно опротестуем последнее утверждение. При минимальном количестве использованных цветов Бакст проявил виртуозное владение колоритом, изобразив удивительно богатые переходы, переливы, оттенки и контрасты. Чего стоят складки скатерти!

Были и положительные отзывы на «Даму с апельсинами». К примеру, критик и философ Василий Розанов пришел в восторг от картины. В героине он увидел стильную, тонкую декадентку «с улыбкой аля-Джоконда». Кстати, любопытный и забавный нюанс. Возможно, свою лепту в скандализацию «Ужина» внесли устроители выставки. То ли случайно, то ли по чьему-то умыслу рядом с модерновой изящной дамой Бакста оказались «Три бабы» Малявина. Невольное сопоставление зрителями этих образов: крепких крестьянских баб и изящной декадентки – наводило на множество мыслей. Такие разные! Такие ли разные? Так далеки друг от друга! Полно, да правда ли далеки? Эти рядом расположенные ипостаси женственности не могли не взволновать посетителей выставки, потому разговоры об «Ужине» долго не смолкали.

Автор: Алена Эсаулова

artchive.ru

Леон Бакст "Ужин" описание картины, анализ

Bakst-Leon-uzhin

Это произведение известного художника Льва Бакста имеет очень интересную историю. Началась она в Париже. Два друга-художника Леон Бакст и Валентин Серов, прогуливаясь по ночным улицам французской столицы решили зайти в кафе. За столиком в углу сидела девушка, которая произвела такое впечатление на Леона, что он тут же, на салфетке, нарисовал её портрет. Женщину звали Анна Кид, она была женой Александра Бенуа, основателя общества «Мир искусства».

После того, как художник перенес картину с салфетки на холст, она не прошла незамеченной, критики не остались к ней равнодушны, полотно вызвало массу откликов, как положительных, так и негативных. Сюжет, изображенный на картине банален — скучающая женщина, импрессионистический стиль изображения. Но Бакст не только пишет свои впечатления, он стремится преобразить реальность.

Белые и голубые линии и плоскости изображения образуют особый ритм со своей специфической динамикой. Этот живописный танец останавливает фигура женщины, сидящей за столиком. Её руки, лицо, непропорционально большая шляпка выстраиваются в одну линию. Игра цветов, идентичность тонов волос и апельсинов вырисована нарочно, в пику реализму Серова в «Девочке с персиками». Само лицо женщины неуловимо, словно незакончено, это подчёркивает нереальность таинственной незнакомки в ночном кафе Парижа.

Год написания картины: 1902.

Размеры картины: 39 x 48 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: портрет.

Стиль: модерн.

Галерея: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

Другие картины художника:

opisanie-kartin.ru

Картина «Ужин в Эммаусе» — Artrue

Подробное описание картины, предпосылок, религиозной и политической ситуации на момент написания работы.

Ужин в Эммаусе. Караваджо.

Ужин в Эммаусе. Караваджо.

Несмотря на краткость карьеры Микеланджело да Караваджо, его творчество является поворотным моментом в мировой истории искусства. Созданный мастером стиль еще несколько столетий был популярен и востребован.

Ужин в Эммаусе

Сюжет

«Ужин в Эммаусе» — популярный сюжет в христианском искусстве. В его основе лежит эпизод, о котором говорится в Евангелии от Луки.

После распятия Христа двое из его апостолов пригласили незнакомца, которого только что встретили, разделить с ними ужин. Во время трапезы незнакомец благословил всех и преломил хлеб. В этот момент апостолы поняли, что их гость, на самом деле, — воскресший Иисус. Именно краткий миг этого озарения и изображает Караваджо.

Предпосылки

Для кого художник написал картину — неизвестно, можно лишь утверждать, что она была создана в Риме, в 1602 году, в разгар rонтрреформации.

Этот период характеризовался потребностью церкви передать свои идеи и послания непосредственно верующим, в том числе — с помощью тщательно подобранных работ на религиозную тематику. Для следования этой  директиве мастера того времени должны были быть максимально реалистичными. Таким образом, стиль Караваджо был будто специально предназначен для создания произведений искусства на библейские темы, что соответствовало поставленным клерикальной властью задачам.

Освещение

Передаче глубокого драматизма картины служит использование светотени. Как и во многих других работах Караваджо, здесь можно наблюдать преобладание темно-коричневых тонов, в условиях закрытого помещения используется яркий свет, опускающийся вертикально на изображенных людей, создавая тем самым сильный контраст с затемненными участками.

Картина шулеры. Караваджо.Картина шулеры. Караваджо.Шулеры

Перспектива и связь с реальностью

В отличие от многих картин того времени, которые базировались на линейной перспективе, Караваджо пытается стереть границы между картиной и зрителем, пространством картины — и реальным пространством. Создается ощущение, будто автор не хочет, чтобы его персонажи существовали только в пределах холста. Фигуры на полотне устремлены вперед, по направлению к зрителю, а изображенная за ними стена кажется отодвинутой на несколько метров .

Кажется, что протянутая рука апостола справа изнутри касается холста, на котором написана картина. Локоть второго выглядит так, будто он и в самом деле преодолел грань между пространством картины и реальностью. Корзина с фруктами, ненадежно стоящая на краю стола, создает ощущение, что её может опрокинуть малейший толчок. Включенности изображаемого в реальное пространство способствует отсутствие пола на картине.

Для подобных оптический иллюзий в произведениях Караваджо идеально подходила новая религиозная атмосфера в Риме. Так, святой Игнатий Лойола в своих духовных упражнениях призывал верующих при рассматривании христианских произведений задействовать все пять чувств, чтобы не только понять сюжет на полотне, но и попытаться физически представить себя в изображенной сцене.

Святой Матфей. Караваджо. 1602.Святой Матфей. Караваджо. 1602. Святой Матфей. 1602.

Тем не менее, для многих реализм мастера зашел слишком далеко. На картине «Святой Матфей», написанной в 1602 году для церкви Сан-Луиджи, святой изображен босым и сидящим со скрещенными ногами таким образом, что его правая нога кажется выступающей из пространства картины. Работа была отклонена, так как священники сочли изображенную фигуру непристойной. Позже художнику пришлось создать вторую версию, где святой приседает на колено.

Святой Матфей. Караваджо. Поздняя версия.
Святой Матфей. Караваджо. Поздняя версия. Вторая версия Святого Матфея

Критика

Подобно «Святому Матфею», картина «Ужин в Эммаусе» также подверглась критике. Многих смущал деревенских вид апостолов и Христа, который — вопреки канонам — был изображен безбородым.

«Отсутствие приличий» — наиболее распространенная критика в адрес Караваджо. Неприятие у современников вызывало стремление Караваджо показать апостолов в неприукрашенном виде — грязными, оборванными, неопрятными.

Замечания вызывали и изображенные на столе фрукты: виноград, инжир и гранат. Это осенние плоды, в то время как распятие и воскресение Христа произошло весной. Но выбор именно этих фруктов можно объяснить, если принять во внимание их символическое значение. Гнилое яблоко — символ искушения и грехопадения, виноград символизирует жертву Христа. Также узнаваемым символом тела Иисуса в христианской символике является хлеб.

Ужин в Эммаусе. Вторая версия. Караваджо.Ужин в Эммаусе. Вторая версия. Караваджо.Поздняя версия картины

Спустя пять лет Микеланджело создал вторую, менее амбициозную, версию картины.

artrue.ru

Описание картины Леона Бакста «Ужин»

Описание картины Леона Бакста «Ужин»

Однажды два художника, объединенные дружескими чувствами и близостью к группе «Мир искусства», Леон Бакст и Валентин Серов, наслаждаясь видом улиц ночного Парижа, решили зайти в кафе. В самом дальнем углу сидела женщина, портрет которой Бакст не преминул нарисовать на салфетке. Ею была Анна Кид, жена основателя «Мира искусства» Александра Бенуа. Что ж мир тесен… Особенно это касается Парижа тех годов, притягивающего к себе магнитом творческую элиту из других стран, в том числе и России.

Картина, перенесенная с салфетки на полотно, не прошла незамеченной среди критиков, увы, не всегда благодушно настроенных. «Невыносимая вещь!», – вырвалось при виде полотна у известного ценителя искусства Владимира Стасова. Хотя, казалось бы, ничего шокирующего в картине нет: более чем традиционная тема скучающей незнакомки, импрессионистическая манера письма. Если бы рядом с женщиной сидело несколько веселящихся мужчин – полотно могло походить на произведения Тулуза-Лотрека и других импрессионистов. Однако Бакст не только запечатлевает увиденное, но и стремится его преобразить.

Основным мотивом полотна является динамика очертаний окружающей обстановки и самой женской фигуры, достигаемая удачным соположением ритма белых и голубых плоскостей, краев скатерти и волнообразного платья дамы в нижней части картины. Затем же это движение замирает, словно натолкнувшись на невидимую преграду. Руки незнакомки, ее лицо и шляпка, непропорциональность которой заставляет вспомнить о цветочном бутоне, расположены уже на одной линии.

Художник также использует игру цветом, построенную на перекличке волос дамы и апельсинов, что делалось как бы в пику реалистическому подходу Серова в его «Девочке с персиками». Бакст оставляет лицо женщины как бы незаконченным, что позволило ему подчеркнуть таинственность, неосязаемость этой дамы, соседствующие с чувственной красотой, которая может доходить до порочности.

opisanie-kartin.com

Ужин в Эммаусе. Иконографическое - tito0107

Год назад я написал пост про то, как изображали сюжет "Не прикасайся ко Мне" художники разных стран и эпох. Сегодня - продолжение пасхальной истории, "Ужин в Эммаусе".В византийском, вообще средневековом и даже раннеренессансном искусстве этот сюжет встречается крайне редко. Распространяется он в 16 веке, сначала в Италии, а затем и в других странах. Почему так произошло - не берусь судить.

Дорога в ЭммаусВообще, мой пост про ужин, про дорогу надо отдельное сообщение писать, но несколько картинок все-таки выложу.

Дуччо, ок. 1308-1311

Лелио д'Орси, ок. 1560-1565. Замечательная картина, ИМХО. Здесь ученики (Клеопа, и, как считается, Лука) больше похожи на разбойников.

Ларс Галлениус, ок. 1685. Это специально для С. Лозинского, он очень любит ранние финские примитивы.)

16 в.

Марко Марциале, 1506.

Он же, 1507Обратите внимание на столОчень интересный художник Марко Марциале. Надо бы его с Катеной объединить и написать.

Винченцо Катена, ок. 1520

Тициан, ок. 1535

Якопо Бассано, 1630-е

Он же, ок. 1538

Он же, судя по стилю, 1570-80-е. Хозяин трактира разжирел и обзавелся помощниками

Тинторетто, ок. 1542-1543

Веронезе, ок. 1560. Помещаю две репродукции, одна больше, другая лучше по цвету. Как видим развитие иконографии идет в направлении многофигурности. Здесь 20 фигур (или даже 23, если Христа с учениками считать два раза, а может и 26)

Это все венецианская школа, а вот флорентийская:

Якопо Понтормо, 1525

Адам Эльсхаймер, кон. 16-нач. 17 в. Отнес к 16 в., т.к. очень сильно еще маньеристское влияние

17 в.Если в 16-м столетии иконография сюжета очень разнообразна, (как и стиль живописи, даже в пределах одной школы), то в следующем веке господствует Караваджо. Лишь не многим удается создать оригинальные композиции, но даже в них присутствуют следы влияния великого итальянца. Работы самого Микеланджело Меризи на этот сюжет широко известны, но все равно помещу их:

Караваджо, ок. 1601

Он же, ок. 1606

Неизвестный художник, ок 1614-1620

Бартоломео Кавароцци (?), ок. 1620

Бернардо Строцци, вт. четв. 17 в. У Строцци есть еще картина - почти зеркальное отображение этой

Герман ван Волленховен, раб. 1611-1628.

Хендрик ван Тербрюгген, ок. 1621

Неизвестный голландский караваджист 1 пол. 17 в.

Диего Веласкес, ок. 1620.

У юного Веласкеса есть еще вот такая работа, возможно парная к "Марфе и Марии":

Братья Ленен, 1645

Рембрандт, 1628. Выбрал самую раннюю из нескольких работ Рембрандта на этот сюжет

Дирк ван Сантворт, 1633. Это уже школа Рембрандта

Филипп де Шампань (1602-1674)

Он же

Рейно Ливьо (1612-1699). Еще один незаслуженно забытый художник. Молодой человек за Христом очень похож на Наполеона

Ян Стен, 1668. Очень оригинальное решение сюжета. Христос становится невидимым, растворяется в воздухе

Как видим, во второй половине 17 века караваджизм теряет монополию, но его влияние на отдельных художников заметно и в следующем столетии.

18 век

Джованни Баттиста Пьяцетта, ок. 1720

Франческо де Мура (1696-1784). На этого тоже следует внимание обратить

Шарль Куапель, 1749 (Тут - венецианцы)

Генри Фюссли, 1792. Ср. с картиной Понтормо

В заключение - работы двух художников конца 19-начала 20 в.

Леон-Огюстен Лермитт (1844-1925)

Гэри Мелчерз (1860-1932). Эта работа мне нравится больше. После середины 19 века нельзя относится к классической живописи слишком серьезно.

ИМХО - тот же карваджизм, но на другом уровне

tito0107.livejournal.com

Описание картины Леона Бакста «Ужин» (Вариант 2)

Описание картины Леона Бакста «Ужин» (Вариант 2)

Картина написана в 1902 году. Это портрет в жанре модерна, его размеры 48 см х 39 см. Материалами для написания послужили холст и масло. В настоящее время произведение находится в Санкт-Петербургском Государственном Русском музее.

Лев Самойлович Бакст запомнился миру, в первую очередь, как театральный оформитель. Декорации и костюмы, вышедшие из-под его руки, приводили в восторг не только наших соотечественников, но и зрителей Франции. Что касается портретов, в основном Бакст писал знакомых, друзей, родственников. На картине «Ужин» изображена Анна Карловна Кинд, супруга А.Н.Бенуа. В кругу друзей она носила короткое прозвище – Атя.

Изобразительная сторона произведения предельно лаконична: мало цветов и деталей, четкие линии, черно-белые основные тона и всего лишь несколько ярких цветовых акцентов в оранжево-рыжих тонах. Такая сдержанность соответствует моде и вкусам того времени, ведь в начале XX века как раз начали приобретать популярность реклама, книжная графика.

Интересна история создания этого портрета. Как-то раз, будучи в Париже, два художника Бакст и Серов заглянули в кафе. Там они заметили женщину, образ которой Бакст тут же запечатлел на салфетке. Как оказалось, она тоже была русской, и ее супруг был основателем «Мира искусства». Позднее Бакст, конечно, перенес салфеточный набросок на холст.

Что характерно, художник не уделяет большого внимания лицу девушки, оставляя его будто бы недописанным. Нельзя сказать, делает ли он это сознательно или просто не запомнил его до конца, но это играет ему на руку: образ приобретает таинственность.

При всей простоте сюжета полотно привлекло внимание критиков и запомнилось ценителям искусства именно благодаря технике написания.

Игра цвета и света, динамичность линий, их перетекание друг в друга, гармоничное вхождение темного силуэта женской фигуры в окружающую обстановку – все это заставляет задержать взгляд на картине.

opisanie-kartin.com

Описание картины "Ужин трактористов" Пластова: материалы для сочинения ("Ужин тракториста") |LITERATURUS: Мир русской литературы

Описание картины "Ужин трактористов" из книги В. Сысоева "Аркадий Пластов": "...он [Пластов] тонко чувствовал и глубоко понимал высокий образно-пластический смысл обыкновенных явлений, умел насытить большим содержанием внешне ничем не при мечательные прозаические события. И даже такие обыденные вещи, как еда и питье, пластовские герои совершают с величавой неспешностью торжественного ритуала.

Состав действующих лиц картины "Ужин тракториста" (1961)... ограничен тремя фигурами, взрослым отцом семейства и его детьми, сыном и дочкой . Их движения, позы и жесты обусловлены жизненным принципом, отражают логику естественного поведения людей в реальной бытовой ситуации.

Каждый из персонажей действует сообразно личному складу натуры и заведенному житейскому правилу. Тем не менее своеобразная непосредственность происходящего имеет отношение не только к данности единичного случая.

В ней кристаллизовано нечто большее, одухотворенная жизненная достоверность, обнажающая высший живаниями молодой героини звучит смысл и дивную красоту простой, обыденной жизни.

Отношение к детям у него было особенно трогательным, но без тени слащавой умильности или снисходительности. В них он видел достойную уважения свежую социальную силу, идущую на смену старшим, способную своей деятельностью осуществить всенародную задачу грядущей эпохи.

...в... картине "Ужин трактористов" детские образы предстают во всем естественном очаровании мирного детства, в романтическом окружении вечерней природы.

С покоряющей, неприкрашенной верностью натуре художник за печатлевает детей самых различных возрастов, от едва научившихся ходить малышей до подростков, точно угадывая в каждом периоде жизни ребенка свои специфические особенности."

(В. Сысоев, "Аркадий Пластов", изд-во "Белый город", 2001 г.)

Описание картины "Ужин трактористов" из книги И. И. Пикулева "Русское изобразительное искусство": "В 1951 году художник написал полотна «Витя-подпасок» и «Ужин трактористов», начавших собою тот ряд работ, за которые в 1966 году ему, уже действительному члену Академии художеств СССР, присудили звание лауреата Ленинской премии. Лучшим в этом своеобразном цикле осталось произведение «Ужин трактористов».

В картине изображена девушка, пришедшая на пахотное поле с колхозной фермы и разливающая прохладное молоко трактористу и его подручному — подростку. Свежий белый халат, косынка на ее голове — эти и другие детали говорят о том уважении, которым окружен труд механизаторов в колхозной деревне.

В красном пятне майки старшего из них, медно-красном тоне его загорелого лица, озаренного закатом, словно бы продолжает дышать накал напряженной работы, которой, несмотря на вечернюю пору, еще предстоит продолжаться (о чем свидетельствует попыхивающий дымком, не выключенный спешности ради трактор). Зеленый верх фуражки пограничных войск на герое свидетельствует, что он всегда стоял и стоит в передовой шеренге бойцов Отчизны — будь то недавние поля сражения или сегодняшние мирные поля битвы за урожай.

Как эту картину, так и последовавшие за ней «Весну» (1954), «Лето (Полдень)» (1960) и другие отличало чувство современности не только в избранном мотиве, но и в характере разработки последнего.

Говоря о манере Пластова как живописца современности, нельзя не заметить воздействия на нее киноискусства. Так, художник стремился сосредоточить внимание зрителей на каком-то отдельном жанровом действии, показав его крупным планом. При этом он часто оперировал приемом фрагментарности. Например, в произведении «Ужин трактористов» половина фигуры лежащего на земле паренька-подручного уходит за раму, за раму уходит и основная часть корпуса трактора."

(И. И. Пикулев "Русское изобразительное искусство", 1977 г.)

Описание картины "Ужин трактористов" из книги Д. Самина "А. А. Пластов":

"...«Ужин трактористов» (1951) ...картина была экспонирована на выставке в Лондоне в 1958 году. Президент Королевской академии художеств Чарльз Уилер, долго рассматривая ее, сказал: «Как много дает такое искусство… Реализм… Вы знаете, я как‑то теперь особенно ясно понял, почему вы, русские, смогли выстоять в войне и победить. Кто может так упоенно работать, о, того нелегко одолеть! Да, вы знаете толк в работе»."

("А. А. Пластов", книга Д. Самина "100 великих художников", 2006 г.)

www.literaturus.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта