Жан-Батист Грёз в ГМИИ. Картины грез


ЖАН-БАТИСТ ГРЁЗ. ЗНАМЕНИТЫЙ ФРАНЦУЗСКИЙ ЖИВОПИСЕЦ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА.

Портрет женщины в шляпеПортрет молодой красавицыПортрет молодой женщины
Дочь художникаДевушка, заткнувшая уши от лая собакиМертвая птичкаДевочка с куклойМальчик, заснувший над Библией
Утренняя молитваГолова ЖенщиныMadame Jean Baptiste NicoletРазбитый кувшинМолочницаРазбитое зеркалоПробуждение молодой дамы
Клод Анри ВатлеНевинностьКупидонПсихея, коронующая АмураНевинность, увлекаемая ЛюбовьюПосещение Эгины Юпитером ЗевскомОбет верности Эроту
Септимий Север упрекает Каракаллу за предательствоЖест неаполитанцаБалованное дитяОтцовское проклятие, или Неблагодарный сынНеблагодарный сынВдова и ее Священник
Отшельник представляет товарГитаристРукодельницаУченица за книгойМечтательницаДеревенская помолвкаБлаготворительницаПортрет молодой женщины
Девочка и голубьГитаристкаМолодая девушка с собачкойПсихеяБедность. Балованная итальянкаАриадна с голубемАриаднаДевушка с письмом
Портрет молодой девушкиМальчик в красном жилетеПортрет девочки.

Художник Жан-Батист Грёз родился во Франции в Турно 21 августа 1725 года. знаменитый французский живописец и рисовальщик второй половины XVIII века, один из крупнейших представителей искусства эпохи Просвещения. Родился в семье кровельщика и рано проявил склонность к рисованию. Художественному ремеслу учился в Лионе у Ш. Грандона. В 1750 году приехал в Париж и поступил в мастерскую исторического живописца Ш. Ж. Натуара.

Высоко оценивал творчество Грёза Дени Дидро. «Вот поистине мой художник – это Грёз», – писал он.Жанровые композиции Греза - это картины-рассказы, картины-спектакли, в которых всегда есть назидание или поучительный пример. Воспевая достоинства и добродетели третьего сословия (трудолюбие, бережливость, умеренность, материнская забота, супружеская верность, семейное согласие).

Наряду с жанровыми картинами Грёз писал портреты, а также изображения миловидных девушек, порой живые и выразительные, но чаще идеализированные, манерно-сентиментальные. Именно подобные картины, так называемые «головки» Грёза, в свое время пользовались особой популярностью.

hist-etnol.livejournal.com

ГРЁЗ ЖАН БАТИСТ Деревенская помолвка

Турнюс, 1725 — Париж, 1805

Холст, 92 х 117 см. Экспонировалась в Салоне 1761 г.; приобретена для коллекции Людовика XVI в 1782 г.

← Назад к списку картин Лувра

ГРЁЗ ЖАН БАТИСТ Деревенская помолвка

Это тоже надо видеть:

  • <b>ВEPOHЕЗЕ Мадонна с младенцем, со святыми Юстином и Георгием и бенедиктинскнм мон...</b>
    ВEPOHЕЗЕ Мадонна с младенцем, со святыми Юстином и Георгием и бенедиктинскнм мон...Верона, 1529 — Венеция, 1588 Холст, 1...
  • <b>ВАЛЬДЕС ЛЕАЛЬ ХУАН ДЕ Брак в Кане, 1660</b>ВАЛЬДЕС ЛЕАЛЬ ХУАН ДЕ Брак в Кане, 1660Севилья, 1622-1690 Дерево, 24 х 34 см...
  • <b>ДРОЛЛИНГ МАРТИН Интерьер кухни, 1815</b>ДРОЛЛИНГ МАРТИН Интерьер кухни, 1815Оберхергейм, 1752 — Париж, 1817 Холст...
  • <b>КЛУЭ ФРАНСУА Пьер Кют, 1562</b>КЛУЭ ФРАНСУА Пьер Кют, 1562?- Париж, 1572 Дерево, 91 х 70 см. В ...
  • <b>ПЕПО ЧЕННИ ДИ, ПРОЗВАННЫЙ ЧИМАБУЭ Богоматерь с младенцем на троне в окружении ан...</b>ПЕПО ЧЕННИ ДИ, ПРОЗВАННЫЙ ЧИМАБУЭ Богоматерь с младенцем на троне в окружении ан...Флоренция, ок. 1240 — Флоренция, после 1...
  • <b>РАФАЭЛЬ Мадонна с вуалью</b>РАФАЭЛЬ Мадонна с вуальюУрбино, 1483 — Рим, 1520 Дерево, 68 х...
  • <b>РЕНИ ГВИДО Похищение Елены</b>РЕНИ ГВИДО Похищение ЕленыКальвенцано, 1573 — Болонья, 1642 Хол...
  • <b>СУБЛЕЙРА ПЬЕР Харон, плывущий в царство теней</b>СУБЛЕЙРА ПЬЕР Харон, плывущий в царство тенейСен-Жиль (Гар), 1699 — Рим, 1749 Холс...
  • <b>ФЛАМАНДСКИЙ МАСТЕР, РАБОТАВШИЙ В ПАРИЖЕ Алтарь из Парижского парламента</b>ФЛАМАНДСКИЙ МАСТЕР, РАБОТАВШИЙ В ПАРИЖЕ Алтарь из Парижского парламентаДерево, 146 х 227 см. Конфискована во вр...
  • <b>ЭЙК ЯН ВАН Мадонна канцлера Ролена</b>
    ЭЙК ЯН ВАН Мадонна канцлера РоленаМаасэйк ? — Брюгге, 1441 Дерево, 66 х...

mylouvre.su

Жан-Батист Грёз

Перед тем, как продолжить серию репортажей о коллекции французской живописи XVIII века в музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, позвольте напомнить, что каждый четверг музей работает до 21 часа. Вечернее освещение музея делают его таинственным и особенным, похожим на экспонаты, которые в нём хранятся.

Рядом с картинами Франсуа Буше , о творчестве которого было рассказано в части 9, расположены две работы Жана-Батиста Грёза. Для этого мастера период творчества в стиле рококо оказался более продолжительным,чем для его современников. Особенностью манеры художника являются такие средства, совсем не характерны для живописи, более того, они её только уничтожают. Грёз работает не художественными, а литературными приемами. Живописец был одержим следующей идеей —  добиться звания исторического художника в Академии Живописи. Этого звания ему не давали. Художник же своими полотнами, как например «Первая борозда»,  пытался утверждать, что он пишет историю современной ему Франции, историю французской цивилизации. Поэтому он сам себя считал историческим художником современной Франции.

В связи с этим Грёз задумал написать «роман в 40 картинах». Цикл этих картин он называл «романом» и уже это название говорит о многом. Но мастеру удалось написать только 16 из задуманных 40. Две картины этого цикла находятся у нас в стране. Одна — «Первая борозда» — в экспозиции ГМИИ. Другая, совершенно замечательная картина, «Плоды хорошего воспитания»  — в Эрмитаже. Интересно, что герои на обоих картинах узнаваемы, художник изобразил одних и тех же персонажей.

Вслед за Руссо Грёз вернулся к естеству человека, к тому, над чем любил иронизировать Вольтер. Он говорил, что идеал Руссо — это что бы люди встали на четвереньки и полезли на дерево. И Грёз тоже берёт естество людей — его герои — это крестьяне, живущие по законам природы, не испорченные законами цивилизации. И он на примере этого крестьянского семейства обыграл целую историю их нравов, быта, морали, обычаев.

«Праздник первой борозды».

Крестьянскому юноше в день его совершеннолетия поручается провести первую борозду. Совершеннолетие наступало в 16 лет и было своего рода посвящением во взрослую жизнь. Ещё вчера он был ребёнком и ему разрешались некоторые детские шалости. Сегодня же он уже вступает во взрослую жизнь и проводит первую в своей жизни полосу. Всё семейство торжествует, празднует этот момент. Старший брат наставляет наставляет юношу,

старец, доживший до этого момента (его даже поддерживают за руки) наблюдает за молодым человеком, престарелая мать сейчас зарыдает от умиления, жена старшего сына, поддерживающая старика подняла на него глазки, радуясь за юношу.  Его пейзаж выполнен, как театральная декорация в сероватых красках. Здесь явно чувствуются традиции классицизма, когда герои расположены линейно, как на фризе, эту композицию даже можно стравнить с пуссеновским «Сципионом». Лица героев картины похожи, у них  явные родственные связи и поэтому это своего рода нравоучение на тему большой и дружной семьи.

Но для художника очень важно выписать все морали, связанные с этими персонажами. А то, что с этим не связано становится не важным и второстепенным. Например, волы по отношению к всему действу. Животные должны пойти в поле, а мальчик должен провести свою первую борозду. Но на картине волы не могут никуда пойти. Они рогами упираются в пейзаж, протыкая крестьянина, стоящего перед ними. В этой части картины композиция совсем не проработана так, как она проработана на первом плане. И совершенно понятно, почему главные герои и главное действие в правой части картины, а левая часть — не важна.

Ведь Грёз не доверял публике самой разобраться и раскрыть все идеи, которые  хотел воплотить. Поэтому он сопровождал картины на выставках очень длинными подписями, где пояснял и подробно описывал, кто изображён, кто какую идею в себе несёт.

Важно учесть, что Грёз работал не только и не столько для дворянства. Публика меняется — люди 3-го сословия  начинают ходить в салоны и, по своему, еще весьма примитивно,  оценивать художественные произведения. Эта публика, чей вкус ещё только-только  начинает формироваться, воспринимала Грёза «на ура», с восторгом. Люди 3-го сословия подолгу стояли у полотен, обсуждая их. Сейчас трудно поверить, что у картин Грёза плакали, но это было в действительности. Художник был очень моден и популярен в своё время. Надо сказать, что Грёз пережил рамки XVIII века и эта работа была создана уже в XIX веке. Но Грёзу было не суждено перекинуть мостик из одного века в другой. Таким художником стал Жак Луи Давид.

Ещё одна картина Грёза в экспозиции – «Сладострастие». Это портрет некоей условной дамочки с манерно закаченными глазками. Подобные портреты, впервые созданные Грёзом, называли… по имени автора, т.е. «грёзами». И во Франции, и в России такие женские головки очень любили, поэтому Грёз и пёк их как блины. Он создал множество таких картинок.

У наших коллекционеров их было достаточно, у Юсуповых 15, а у Шуваловых целых 30.

Продолжение обзора в записи «Живопись Франции XVIII века в ГМИИ».

kraeved1147.ru

Жан-Батист Грёз знаменитый французский живописец второй половины XVIII века, представитель искусства * Govza

Жан-Батист Грёз знаменитый французский живописец второй половины XVIII века, представитель искусства

Автор — Felitsata. Это цитата этого сообщения

Жан-Батист Грёз знаменитый французский живописец второй половины XVIII века, представитель искусства эпохи Просвещения

АвтопортретДевушка в белой накидке «>Портрет женщины в шляпеПортрет молодой красавицыПортрет молодой женщиныДочь художникаДевушка, заткнувшая уши от лая собакиМертвая птичкаДевочка с куклойМальчик, заснувший над БиблиейУтренняя молитваГолова ЖенщиныMadame Jean Baptiste NicoletРазбитый кувшинМолочницаРазбитое зеркалоПробуждение молодой дамыКлод Анри ВатлеНевинностьКупидонПсихея, коронующая АмураНевинность, увлекаемая ЛюбовьюПосещение Эгины Юпитером ЗевскомОбет верности ЭротуСептимий Север упрекает Каракаллу за предательствоЖест неаполитанцаБалованное дитяОтцовское проклятие, или Неблагодарный сынНеблагодарный сынВдова и ее СвященникОтшельник представляет товарГитаристРукодельницаУченица за книгойМечтательницаДеревенская помолвкаБлаготворительницаПортрет молодой женщиныДевочка и голубьГитаристкаМолодая девушка с собачкойПсихеяБедность. Балованная итальянкаАриадна с голубемАриаднаДевушка с письмомПортрет молодой девушкиМальчик в красном жилетеПортрет девочки.

Художник Жан-Батист Грёз родился во Франции в Турно 21 августа 1725 года. знаменитый французский живописец и рисовальщик второй половины XVIII века, один из крупнейших представителей искусства эпохи Просвещения. Родился в семье кровельщика и рано проявил склонность к рисованию. Художественному ремеслу учился в Лионе у Ш. Грандона. В 1750 году приехал в Париж и поступил в мастерскую исторического живописца Ш. Ж. Натуара.

Высоко оценивал творчество Грёза Дени Дидро. «Вот поистине мой художник – это Грёз», – писал он. Жанровые композиции Греза — это картины-рассказы, картины-спектакли, в которых всегда есть назидание или поучительный пример. Воспевая достоинства и добродетели третьего сословия (трудолюбие, бережливость, умеренность, материнская забота, супружеская верность, семейное согласие).

Наряду с жанровыми картинами Грёз писал портреты, а также изображения миловидных девушек, порой живые и выразительные, но чаще идеализированные, манерно-сентиментальные. Именно подобные картины, так называемые «головки» Грёза, в свое время пользовались особой популярностью.

Nella solneshko

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

kolybanov.livejournal.com

govza.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта