Григорий Гагарин в Тифлисе - князь-художник, открывший Грузию Европе. Гагарин картина


Творчество Григория Гагарина. Картины, рисунки, биография художника-романтика

Григорий Григорьевич Гагарин (1810 -1893)

Григорий Гагарин

Григорий Григорьевич Гагарин прожил в искусстве долгую жизнь, но имя его прочно связано с эпохой романтизма — не только потому, что на это время приходится расцвет его творчества, но и потому, что самой своей личностью он ярко и полно воплотил тип художника-романтика.

 

По условиям рождения и воспитания ему, князю, была уготована иная — не артистическая — карьера. Художе­ственного образования он и не получил (лишь в юности, в Риме, брал уроки живописи у К. Брюллова), оставшись та­лантливым дилетантом — и подобный приток в искусство аристократов был распространен в эпоху романтизма. Пона­чалу Гагарин совмещал занятия «художеством» с продви­жением на дипломатическом поприще. Состоя при русском посольстве в Париже (1829—1832), он пополнил познания в области живописи, затем, ненадолго вернувшись в Россию, вновь отбывает в составе заграничных миссий. В 1839 году Гагарин окончательно отозван на родину. С этого времени начинается его самостоятельный путь в искусстве.

Зимой 1839/40 года в Петербурге Гагарин познакомился с М. Ю. Лермонтовым и вошел в «Кружок 16-ти», объединив­ший друзей поэта, последовавших за ним в кавказскую ссылку. В их числе был и Гагарин, устроивший себе коман­дировку для участия в реформе гражданского управления в Закавказье. Так он открыл для себя Кавказ — не только как тему творчества, но и как своеобразный способ бытия.

Ориентализм был одной из тем романтического искусства, а для русских художников Кавказ эту тему исчерпывал — здесь виделся Восток с его экзотикой и тайнами; эта страна привлекала этнографически и поэтически. В 40-е годы Кав­каз — не только место романтического «паломничества», но и объект внешнеполитических интересов русского прави­тельства. Находясь на военной службе (1841 —1864), Гага­рин принимал непосредственное участие как в военной, так и в романтической экспансии.

Рисунки Гагарина, частично собранные им в альбом «Жи­вописный Кавказ» (1847), представляют своего рода графи­ческую энциклопедию видов страны, национальных типов, событий русского продвижения в глубь Кавказа. Деловитый этнографизм этих рисунков снимается во многих листах лирической, поэтической интонацией, легкостью моменталь­ного очерка. В этих зарисовках *по случаю» есть огромное обаяние — и гораздо суше выполненные на их основе боль­шие картины («Сражение при Ахатли», 1841; «Свидание генерала Клюкке фон Клюгенау с Шамилем»).

В 1848 году Гагарин был определен в распоряжение глав­нокомандующего Кавказским корпусом М. С. Воронцова, «с тем чтобы он был употребляем в ученом и артистическом отношении». Под знаком этого назначения проходит полная деятельности жизнь художника в Тифлисе (1848—1855). В этот период его творческая натура раскрывается во всей многосторонности. Живописец, график, реставратор и архи­тектор, литограф, актер, историк искусства, журналист, член научных обществ, театральный режиссер, сценограф и кос тюмер, иллюстратор (его иллюстрации к «Тарантасу* В. Соллогуба заслужили похвалу В. Г. Белинского) — таков диапазон деятельности Гагарина, вызывавшей недовольство его столичной родни (занятия «художеством* считались недостойными князя, а уж актерство — жена Гагарина играла на сцене Тифлисского театра — и вовсе осуждалось как «скоморошьи забавы*).

Грузия обязана Гагарину множеством археологических и историко-культурных открытий. Он исследует развалины старинных монастырей и обнаруживает в них фрагменты византийских фресок (на всю жизнь став поклонником ви­зантийского искусства). Он восстанавливает с большим ува­жением к оригиналу росписи Мцхетского собора. И, наконец, в 1850 году расписывает восковыми красками (это первый случай их применения в России) стены Сионского собора в Тифлисе в традиции византийской живописи. Всё это в основном на собственные средства — государственные суб­сидии на такие мероприятия давались вяло и неохотно.

С именем Гагарина связана и постройка каменного театра в Тифлисе (1845, сгорел в 1874): он был инициатором и автором архитектурного проекта. Впоследствии работал в этом театре во всех возможных качествах — он был режис­сером, писал декорации, эскизы для костюмов, мастерил парики, подбирал и выписывал исполнителей.

В тифлисский период растет и живописное мастерство Гагарина. Многочисленные портреты («Портрет князя Да диани, 1854; «Портрет художника, «Портрет Н. П. Колюбакина», 1849) обнаруживают уверенное реалистическое видение, остроту характеристик. По-прежнему большинство его работ посвящено быту кавказских народов. Увлечен­ность Кавказом, любовь к византийской культуре сказались на следующем этапе деятельности Гагарина, связанном уже с пребыванием в Петербурге. Одно из первых предприятий художника в столице — организация Музея византийских и русских древностей при Академии художеств (1850-е гг.)

С Академией связан последний период деятельности Га­гарина: в течение многих лет он был ее вице-президентом (1859—1872). На протяжении всего этого времени он пытал­ся — правда, безуспешно — провести реформу совета Ака­демии, сделать его состав сменяемым и тем самым противо­стоять консервативным тенденциям. Даже в реакционную эпоху конца 1860-х годов Гагарин проводил в совете либе­ральную политику, отстаивая личную свободу пенсионеров от мелочной опеки. Показательно, что с его разрешения была напечатана статья Л. М. Жемчужникова «Несколько замечаний по поводу последней выставки в С.-Петербург­ской Академии художеств*, ратующая за развитие бытового жанра. Сам Гагарин, связанный творческими устремле­ниями с романтизмом, не был, конечно, поклонником жанро­вой живописи, но понимал назревшую необходимость ее развития. Являясь проводником так называемого «визан­тийского» стиля, он открыто противостоял представляющей классицизирующее направление консервативной группе совета. По настоянию Гагарина в 1863 году на золотую ме­даль была представлена программа «Валгалла. Из сканди­навской мифологии» — первая в истории Академии про­грамма, не ориентированная на классические образцы, а требующая, скорее, романтической трактовки. По иронии судьбы, именно эта паллиативная мера в борьбе за свободный выбор сюжетов вызвала в конце концов известный «бунт четырнадцати ».

В конце жизни художник почти отходит от творчества. Его поглощают дела Академии, работа в Русском археоло­гическом обществе. Вспоминая прошлое, он пишет очерк «Воспоминания о К. Брюллове». Эпоха романтизма, с кото­рой был столь связан Гагарин и которой принадлежал, без­возвратно ушла; реалистические тенденции в его творчестве оказались не столь жизнеспособными, чтобы сделать его «своим» в поколении, пришедшем на смену романтикам. И в истории искусства Гагарин остался фигурой яркой, сложной, принадлежащей целиком позднему романтизму 1840-х годов.

Г. ЕЛЬШЕВСКАЯ

Офицеры на привале в ауле Сиук

Бал у княгини М.Ф.Барятинской

Портрет В.И. и В.А.Арнаутовых

 

Летний лагерь Нижегородского драгунского полка под Кара-Агачем

Благовещение Пресвятой Богородицы

Сражение между русскими войсками и черкесами при Ахатле 8 мая 1841 года

Крещение Христово

Александровская колонна в строительных лесах

Восточные типы из путевого альбома

Жены Гирея

Проповедь Магомета

Партия черкесов спускается с гор, для набега

Аул Гергебиль

Шамахинская баядерка

Танцовщица из Шамахи

Восточная сцена. Турецкая почетная стража

Провеивание зерна на Северном Кавказе

Портрет молодой гузинки

Портрет молодого турка

Портрет кн. А.И. Васильчикова

Портрет Н.П.Колюбакина

Портрет знатного перса

Портрет знатного курда

 

 

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Живописный Кавказ князя Григория Гагарина (I ч.) : aldusku

11. Georgie. Portrait de Chota Roustaveli, poete geogien du XII siecle / Грузия. Портрет Шота Руставели, грузинского поэта 12 века

11 миниатюра. Georgie. Portrait de Chota Roustaveli, poete geogien du XII siecle / Грузия. Портрет Шота Руставели, грузинского поэта 12 века

Князь Григорий Григорьевич Гагарин — был художником-любителем, что не помешало ему стать вице-президентом Императорской Академии художеств. Его имя тесно связано с прекрасными иллюстрированными изданиями, ставшими книжными редкостями не успев выйти. (Биография на WiKi).

Мы уже успели прочесть о споре об иллюстрациях к Сологубовскому Тарантасу 1845 и посмотреть Описание коронования Александра II (иллюстрации делались под руководством князя).

Сегодня — альбом «Живописный Кавказ» («Le Caucase pittoresque»).

1. Cotes de la Mer Noire. Cosaques d'Azof abordant un corsaire Turc. / Берег Черного моря. Азовские казаки берут на абордаж турецкий корсар

1. Cotes de la Mer Noire. Cosaques d'Azof abordant un corsaire Turc. / Берег Черного моря. Азовские казаки берут на абордаж турецкий корсар

Первый раз я услышал о нем, читая заметку Шилова Ф. Г. «Судьбы некоторых книжных собраний за последние 10 лет (опыт обзора)». Там, где он говорит о библиотеки Шах-Назарова Аршака Исааковича, проданной АО «Международная книга», он особо подчеркивает, что в ней присутствовала книга князя Гагарина «Кавказ питореск». Что же эта за редкость, что Шилов специально подчеркивает её описывая многочисленные книжные собрания, разбросанные революцией.

Под странным названием скрывалось: Gagarin Gr. Gr., Stackelberg E. Le Caucase pittoresque dessine d’apres nature par le Prince Gr. Gagarin avec une introduction et un texte explicatif par le Comte Ernest Stackelberg dedie a la Majeste Imperiale Nicolas I-er Empereur de toutes les Russies. Paris, Plon freres, 1847. [Гагарин Г. Г., Штакельберг Э. Живописный Кавказ. Рисунки с натуры выполнил князь Григорий Гагарин с посвящением Его Величеству Николаю I Императору Всероссийскому. Париж. Издано Плоном Фрер, улица Вожирар, 36. 1847].

Альбом, состоящий из 80 прекрасных литографий князя (+карта), сопровожденных текстом графа Эрнеста Штакельберга на французском языке. Фактически это 2 издания: альбом и книга (65 стр.). Литографии сделаны по оригиналам Гагарина французскими литографами в мастерской Жан-Мари Лемерсье.

В литературе о Гагарине существует двоякая датировка альбома: 1847 и 1857. В словаре Thieme-Becker (Bd 13, s. 50–51) указано, что в 1857 альбом был переиздан. Исследователь Безгубова А. говорит, что изданный в 1847–1857 годах труд Гагарина формировался по принципу «серийных выпусков». Выходило по две книги в год, каждая состояла из 4 гравюр различного содержания, а к 1857-му году «Живописный Кавказ» уже насчитывал 20 выпусков.

2. Cotes de la Mer Noire. Adighes descendus des montagnes / Берег Черного моря. Адыгейцы спустились с гор

2. Cotes de la Mer Noire. Adighes descendus des montagnes / Берег Черного моря. Адыгейцы спустились с гор

История возникновения этих 80 прекрасных рисунков на бытовые и военные сцены такова.

13 марта 1840 года по Высочайшему повелению князя откомандировывают в Закавказский край к тайному советнику П. В. Гану, возглавлявшему комиссию для разработки новой системы гражданского управления на Кавказе. Повсюду следуя с карандашом в руках, зарисовывая в альбомы горские мотивы, горцев, военные схватки, Гагарин фактически случайно вступил на военную стезю.

Со слов сына художника, военная карьера князя (знакомство с Кавказом) началась со следующего: «В увлечении работой он не заметил, что батарея снялась с позиции и он очутился совершенно один. Вдруг увидел он, что предводитель чеченцев, с поднятым кинжалом и гиканием, набегает на него. Едва успев сложить походный альбом, схватил он винтовку и метким выстрелом в лоб уложил горца. Это произошло на глазах у всех. «Такому молодцу стыдно не носить военного мундира», — сказал государь и велел записать его поручиком в лейб-гвардии Гусарский полк. Таким образом, отец совершенно случайно сделался военным».

3. Cotes de la Mer Noire. Reunion de princes tcherkesses / Берег Черного моря. Встреча Черкесских князей

3. Cotes de la Mer Noire. Reunion de princes tcherkesses / Берег Черного моря. Встреча Черкесских князей

Сослуживец Гагарина по первым годам службы на Кавказе, ставший впоследствии полномочным посланником в Австрии и во Франции, Э. Штакельберг написал текст к альбому.

По мнению Безгубовой А., «Гагарин, находившийся во время службы, помимо военных должностей, еще и при исполнении адъютантских обязанностей, в докладных служебных записках составил довольно резкое мнение о продуктивности действий самых важных фигур данной войны: о многих генералах, командирах, офицерах. Он возмущен как разорительными актами русских войск, так и беспощадным обманом горского населения административной верхушкой».

Не знаю сочувствие к кавказским народам (лично сомневаюсь) или красота горных пейзажей но, большую часть альбома Гагарин отводит картинам мирно благоденствующего Кавказа. По этому поводу Великая княгиня Мария Николаевна (президент Академии художеств) пошутила: «Дезориентированный ориенталист».

Издание изначально было дорогим и распространялось по подписке. Из 300 экземпляров (именно такой был тираж) Николай І приобрел 50 экземпляров.

Помимо этого альбома Гагарин посвятил Кавказу еще несколько трудов, к рассмотрению которых мы вернемся в следующих заметках.

С учетом моего желания разместить все литографии заметку пришлось разбить на 2 части. Надписи к миниатюрам привожу на французском языке и на русском (в собственном переводе).

Приятного просмотра!

4. Cotes de la Mer Noire. Parti tcherkesse allant faire du butin / Берег Черного моря. Лихие черкесы отправляются за добычей.

4. Cotes de la Mer Noire. Parti tcherkesse allant faire du butin / Берег Черного моря. Лихие черкесы отправляются за добычей.

5. Cotes de la Mer Noire. Debarquement d'un chef a Redout-Kale / Берег Черного моря. Высадка командования на Редут-Кале

5. Cotes de la Mer Noire. Debarquement d'un chef a Redout-Kale / Берег Черного моря. Высадка командования на Редут-Кале

6. Mingrelie. Halte de chasse en Mingrelie / Мегрелия (район Западной Грузии). Привал охотников в Мегрелии

6. Mingrelie. Halte de chasse en Mingrelie / Мегрелия (район Западной Грузии). Привал охотников в Мегрелии

7. Abkhasie. Basilique de Pijzjounda / Абхазия. Базилика в Пицунде [Собор Св. Андрея]

7. Abkhasie. Basilique de Pijzjounda / Абхазия. Базилика в Пицунде [Собор Св. Андрея]

8. Imeres. Fresques de l'eglise de Ghelathi / Имерес. Фрески в Гелатском монастыре

8. Imeres. Fresques de l'eglise de Ghelathi / Имерес. Фрески в Гелатском монастыре

9. Cartalinie. Château de Souram (deux vues) / Карталиния. Сурамская крепость (два вида)

9. Cartalinie. Château de Souram (deux vues) / Карталиния. Сурамская крепость (два вида)

10. P.d'Akhaltsik. Château d'Atskhour / Ахалцихе. Крепость Атскури

10. P.d'Akhaltsik. Château d'Atskhour / Ахалцихе. Крепость Атскури.

12. Daghestan septentrional. Arrivee a Tsatanykh / Северный Дагестан. Прибытие центароевцев

12. Daghestan septentrional. Arrivee a Tsatanykh / Северный Дагестан. Прибытие центароевцев

13. Armenie. Escarmouche de Persans et de Kurdes / Армения. Схватка персов и курдов

13. Armenie. Escarmouche de Persans et de Kurdes / Армения. Схватка персов и курдов

14. Armenie. Tribu kurde passant un gue sur L'arax / Армения. Курды переходят реку Аракс

14. Armenie. Tribu kurde passant un gue sur L'arax / Армения. Курды переходят реку Аракс

15. Armenie. Djighit a Sardar-Abbat. Kurdes, tatars / Армения. Джигитовка курдов и татар перед крепостью Сардар-Аббат.

15. Armenie. Djighit a Sardar-Abbat. Kurdes, tatars / Армения. Джигитовка курдов и татар перед крепостью Сардар-Аббат.

16. Armenie. Eglise d'Etchmeadzine (deux vues) / Армения. Эчмиадзинский монастырь (два вида).

16. Armenie. Eglise d'Etchmeadzine (deux vues) / Армения. Эчмиадзинский монастырь (два вида).

17. Armenie. Salle des Miroirs dans le palais du sardar D'Erivan /Армения. Зеркальный зал во Дворце сардара Эривани

17. Armenie. Salle des Miroirs dans le palais du sardar D'Erivan /Армения. Зеркальный зал во Дворце сардара Эривани

18. Armenie. Caravan-sarai a Erivan / Армения. Караван-сарай в Эривани

18. Armenie. Caravan-sarai a Erivan / Армения. Караван-сарай в Эривани

19. Armenie. Mosquee persane a Erivan / Армения. В персидской мечети в Эривани. Вечер во время Рамазана

19. Armenie. Mosquee persane a Erivan / Армения. В персидской мечети в Эривани. Вечер во время Рамазана

20. Armenie. Chasse au faucon, environs d'Erivan. / Армения. Соколиная охота в окресностях Эривани

20. Armenie. Chasse au faucon, environs d'Erivan. / Армения. Соколиная охота в окресностях Эривани

21. Erivan. Details des faiences de la mosquee / Эривань. Детали мозаики фаянса мечети

21. Erivan. Details des faiences de la mosquee / Эривань. Детали мозаики фаянса мечети

22. Georgie. Eglise du monastere de Caben / Грузия. Церковь монастыря Кабени.

22. Georgie. Eglise du monastere de Caben / Грузия. Церковь монастыря Кабени.

23. Transcaucasie. Le las Sevang ou Gokcha / Закавказье. Озеро Севанга или Гокча

23. Transcaucasie. Le las Sevang ou Gokcha / Закавказье. Озеро Севанга или Гокча

24. Georgie. Tiflis, vue generale / Грузия. Тифлис, общий вид

24. Georgie. Tiflis, vue generale / Грузия. Тифлис, общий вид

25. Georgie. Maidan, place du Bazar, a Tiflis / Грузия. Майдан, базарная площадь в Тифлисе

25. Georgie. Maidan, place du Bazar, a Tiflis / Грузия. Майдан, базарная площадь в Тифлисе

26. Tiflis. Pelerinage de femmes a l'eglise de Petghain (Bethleem) / Тифлис. Паломничество женщин в церковь Петхаин [Петхаинская Пресвятой Богородицы](Вифлеем)

26. Tiflis. Pelerinage de femmes a l'eglise de Petghain (Bethleem) / Тифлис. Паломничество женщин в церковь Петхаин [Петхаинская Пресвятой Богородицы](Вифлеем)

27. Georgie. Jardin aux environs de Tiflis / Грузия. Сад в окресностях Тифлиса.

27. Georgie. Jardin aux environs de Tiflis / Грузия. Сад в окресностях Тифлиса.

28. Georgie. Tiflis, vu du jardin botanique / Грузия. Тифлис, вид на ботанический сад

28. Georgie. Tiflis, vu du jardin botanique / Грузия. Тифлис, вид на ботанический сад

29. Georgie. Vue de Telaf (en Cahetie) / Грузия. Вид на Телави (Кахетия)

29. Georgie. Vue de Telaf (en Cahetie) / Грузия. Вид на Телави (Кахетия)

30. Georgie. Vendanges en Kakhetie / Грузия. Сбор винограда в Кахетии

30. Georgie. Vendanges en Kakhetie / Грузия. Сбор винограда в Кахетии

31. Georgie. Fabrication du vin en Kakhetie / Грузия. Виноделие в Кахетии

31. Georgie. Fabrication du vin en Kakhetie / Грузия. Виноделие в Кахетии

32. Kakhetie. Fête d'Allaverdy / Кахетия. Праздник в Алаверди.

32. Kakhetie. Fête d'Allaverdy / Кахетия. Праздник в Алаверди.

33. Transcaucasie. Caravane de marchands armeniens / Закавказье. Стоянка армянских купцов

33. Transcaucasie. Caravane de marchands armeniens / Закавказье. Стоянка армянских купцов

34. Georgie. Les terrasses de Tiflis / Грузия. Террасы в Тифлисе

34. Georgie. Les terrasses de Tiflis / Грузия. Террасы в Тифлисе

35. Littoral de la mer Caspienne. Costumes de Bakou / Побережье Каспийского моря. Костюмы Баку

35. Littoral de la mer Caspienne. Costumes de Bakou / Побережье Каспийского моря. Костюмы Баку

36. Georgie. Plan, coupe et exterieur de l'eglise de Bethanie / Грузия. План, разрез и внешний вид монастырь Бетани

36. Georgie. Plan, coupe et exterieur de l'eglise de Bethanie / Грузия. План, разрез и внешний вид монастырь Бетани

37. Georgie. Details d'architecture de Bethanie / Грузия. Детали архитектуры монастыря Бетани

37. Georgie. Details d'architecture de Bethanie / Грузия. Детали архитектуры монастыря Бетани

38. Georgie. Eglise de Bethanie, peintures murales / Грузия. Монастырь Бетани. Фрески. 12 апостолов и другие святые

38. Georgie. Eglise de Bethanie, peintures murales / Грузия. Монастырь Бетани. Фрески. 12 апостолов и другие святые

39. Georgie. Eglise de Bethanie, peintures murales / Грузия. Монастырь Бетания. Фрески.

39. Georgie. Eglise de Bethanie, peintures murales / Грузия. Монастырь Бетания. Фрески.

40. Chirvan. Salle de repos, pres du bain Chemakha / Ширван. Комната отдыха, рядом с ванной Шамахы

40. Chirvan. Salle de repos, pres du bain Chemakha / Ширван. Комната отдыха, рядом с ванной Шамахы

Продолжение: II часть

Смотрите также:

Гагарин Григорий Григорьевич

Библиотека князя Григория Гагарина — певца Кавказа

Костюмы Кавказа князя Григория Гагарина 1845-52 — заказ Минобороны? Костюмы Кавказа. Сцены, пейзажи, обычаи и костюмы Кавказа, нарисованные с натуры князем Григорием Гагариным… 1847–1852

Тарантас. «Путевые впечатления» графа В.А. Соллогуба. 1845. Загадка иллюстраций.

Источники:

  • Безгубова (Шкляева) А. Византийский князь Григорий Гагарин и его «Живописный Кавказ» (1847-1857, Париж) // Антикварное обозрение 2012, № 1 стр. 72–79

  • Государственный Русский музей. Живопись. Каталог. Санкт-Петербург. Palace Editions. 1998. стр. 151. (№440–448).

  • Миансаров М. Bibliographia Caucasica et Transcaucasica. Опыт справочного систематического каталога печатным сочинениям о Кавказе, Закавказье и племенах эти края населяющих. Т. I.: Отд. 1 и 2. 1874–1876 стр. 45–47

  • Антикварная книжная торговля Соловьева Н. В. Каталог №100 «Редкие книги „Livres rares“» Спб., 1910, №319 (100 руб.)

  • Антикварный каталог АО «Международная книга» Собрание редких и ценных изданий из библиотеки Максима Якимовича Синицына. Л., 1930, №71 (250 дол.)

  • Гагарин Г.Г. Памяти Г.Г. Гагарина (отца) // Новое время. 1893. № 6088.

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА БИБЛИОФИЛА (ПОСТАТЕЙНОЕ)

Внимание!!! Если Вы копируете статью или отдельное изображение себе на сайт, то обязательно оставляйте гиперссылку непосредственно на страницу, где размещена первоначальная статья пользователя aldusku. При репосте заметки в ЖЖ данное обращение обязательно должно быть включено. Спасибо за понимание. Copyright © aldusku.livejournal.com. Тираж 1 штука. Типография «Тарантас».

aldusku.livejournal.com

Гагарин (21 фото)

9 марта 1934 появился на свет очень известный сегодня человек — Юрий Алексеевич Гагарин, который 12 апреля 1961 года на корабле «Восток-1» впервые облетел Землю на высоте 302 километра со скоростью около 28 000 км/ч. Этот полёт, длившийся 108 минут, взбудоражил весь мир, и далёкий космос стал чуточку ближе.

 

Вместе с Юрием ГагаринымВместе с Юрием Гагариным

 

Улыбка ГагаринаУлыбка Гагарина

 

Гагарин наблюдает воздушный парад в окрестностях КаираГагарин наблюдает воздушный парад в окрестностях Каира

 

Юрий АлексеевичЮрий Алексеевич

 

Хрущёв, Юрий Гагарин с чуть покосившейся фуражкой и БрежневХрущёв, Юрий Гагарин с чуть покосившейся фуражкой и Брежнев

 

Гагарин в скафандреГагарин в скафандре

 

Гагарин с девочкамиГагарин с девочками

 

Ю. Гагарин и С.П. КоролёвЮ. Гагарин и С.П. Королёв

 

Юрий Алексеевич ГагаринЮрий Алексеевич Гагарин

 

Молодой Юрий ГагаринМолодой Юрий Гагарин

 

Ю.А.Гагарин получает цветы от девочкиЮ.А.Гагарин получает цветы от девочки

 

Газета 1961 годаГазета 1961 года

 

Космонавт ГагаринКосмонавт Гагарин

 

Юрий Гагарин на парадеЮрий Гагарин на параде

 

Гагарин перед стартомГагарин перед стартом

 

Юрий Гагарин с женой и Н.С. Хрущев рассматривают газету 1961Юрий Гагарин с женой и Н.С. Хрущев рассматривают газету 1961

 

Небесный человек - Юрий ГагаринНебесный человек — Юрий Гагарин

 

Первые фотографии после возвращенияПервые фотографии после возвращения

 

Юрий ГагаринЮрий Гагарин

 

Терешкова и ГагаринТерешкова и Гагарин

 

Первый человек в космосе - Юрий ГагаринПервый человек в космосе — Юрий Гагарин

 

В жизни Юрия нет ничего фантастического. Этот человек был невероятно здоровой слаженной натурой… И если многие проявляют себя в своеобразном полете мысли, то его душа воплощалась в действиях. Главные черты натуры Юрия Алексеевича всегда были настойчивость, жизнелюбие и работоспособность.

Расскажите друзьям про этого знаменитого космонавта!

classpic.ru

Юрий Гагарин в живописи...: evgensemenihin

М. Ананьев Юрий Гагарин 1963 г.М. Ананьев Юрий Гагарин 1963 г.

А.А.Аксёнов Портрет Юрия Гагарина. 1968 г.А.А.Аксёнов Портрет Юрия Гагарина. 1968 г.

Олег Закоморный Портрет Ю.А. Гагарина.Олег Закоморный Портрет Ю.А. Гагарина.

А. Плотнов. На родине (Юрий Гагарин)..А. Плотнов. На родине (Юрий Гагарин)..

Кукулиевы.Сын России.Кукулиевы.Сын России.

Лев Кадушин Портрет Ю. Гагарина.Лев Кадушин Портрет Ю. Гагарина.

Александр Шилов Юрий Гагарин 1980 г.Александр Шилов Юрий Гагарин 1980 г.

В. Джанибеков. Памяти Ю. Гагарина.В. Джанибеков. Памяти Ю. Гагарина.

Святослав Гуляев Юрий Гагарин.Святослав Гуляев Юрий Гагарин.

Худож.А.Соколов.Худож.А.Соколов.

Фельдман Владимир Петрович (1924-1961) Звездам навстречу (Первый космонавт Юрий Гагарин)Фельдман Владимир Петрович (1924-1961) Звездам навстречу (Первый космонавт Юрий Гагарин)В.С.Василенко Юрий Гагарин.В.С.Василенко Юрий Гагарин.

А.Ф. Преснов Портрет Гагарина.А.Ф. Преснов Портрет Гагарина.

Асхат Сафаргалин «Гагарин в Артеке», 1975.Асхат Сафаргалин «Гагарин в Артеке», 1975.Почтовый конверт, посвящённый Ю. ГагаринуПочтовый конверт, посвящённый Ю. Гагарину

evgensemenihin.livejournal.com

Картины Григория Гагарина открыли европейцам Грузию

В очередном очерке из цикла "Знаменитости в Грузии" Бесик Пипия рассказывает о русском художнике и архитекторе, князе Григории Гагарине, который проживал в Тифлисе на протяжении семи лет и оставил значительный след в культурной жизни столицы Грузии.

Григорий Гагарин – обергофмейстер двора Его Императорского Величества, русский рисовальщик и живописец, родился в Москве в 1810 году. До 13-летнего возраста находился при своих родителях в Париже и Риме, а потом учился в коллегии Толомеи, в Сиене. По выходе из этого заведения в 1826 году состоял при российских посольствах в Париже, Риме и Константинополе; в течение двух лет занимал должность секретаря при посольстве в Мюнхене и, возвратившись в 1839 году в Петербург, затем вскоре отправился на Кавказ.

В 1848 году Григорий Гагарин был назначен в распоряжение главнокомандующего отдельным Кавказским корпусом Михаила Воронцова "с тем, чтобы он был употребляем в ученом и артистическом отношении".

© photo: Sputnik / РИА Новости

Художник Григорий Григорьевич Гагарин

В Тифлисе Гагарин находился с 1848 по 1855 годы, широко развернув там свою многостороннюю деятельность. Он был замечательным живописцем, рисовальщиком, реставратором, литографом, актером, корреспондентом, членом многих научных обществ, историком искусства. Григорий Гагарин стал автором проектов православных церквей в Кутаиси, Боржоми, Мухровани. Он организовал в Тифлисе производство папье-маше на картонно-каменной фабрике, был директором по художественной части гранильной фабрики, проектировал устройство "особенной художественной школы", предполагая на ее опыте разработать "полную реформу преподавания искусств в России". Кисти художника принадлежит ряд батальных и бытовых картин. 

© photo: Sputnik /

Григорий Гагарин - Репродукция картины "На тифлисских кровлях. Танец"

Находясь в Грузии, Григорий Гагарин проделал огромную работу по восстановлению древнейших памятников, пострадавших во время иноземных нашествий. Причем, в большинстве случаев вся работа велась на его личные средства; правительство такие мероприятия не интересовали.

© photo: Sputnik /

Григорий Гагарин - Репродукция картины "Сад в окрестностях Тифлиса"

В 1850 году Григорий Гагарин взялся за роспись стен знаменитого Сионского собора в Тифлисе. При росписи стен художник впервые в России применил восковые краски. Для этого ему пришлось изучать специальную литературу, делать опыты и даже совершить деловую поездку в Мюнхен. Одновременно Григорий Гагарин провел в соборе и некоторые археологические мероприятия, "возобновлял по возможности все древнее в древнем храме". Он непосредственно принимал участие во всех реставрационных работах. "Полтора года, – восхищенно писал исследователь истории Грузии Платон Иоселиани, – как он, попеременно художник и мастеровой, приводит к окончанию колоссальное предприятие".

© photo: Sputnik /

Григорий Гагарин - Репродукция картины "Майдан. Базарная площадь"

Для реставрации старинных памятников, для театра и других надобностей на имя Григория Гагарина из Москвы и Петербурга приходили посылки с красками, холстами, полотнами, арматурными вещами, изданиями русской старины Мартынова, Строганова, Снегирева, справочники по различным отраслям знаний.

© photo: Sputnik /

Григорий Гагарин - Портрет молодой грузинки.

О деятельности Григория Гагарина стало известно не только на Кавказе, но и в России. Занятия художеством, "недостойные" князя, вызвали протест у богатой родни, и ее члены старались всеми силами вызволить семью Григория Гагарина с Кавказа. Брат супруги художника Василий Дашков, этнограф, меценат и коллекционер, сообщал в Тифлис, что "на днях приезжал навещать батюшку князь Сергей Иванович и сколько я мог подметить, князь недоволен поездкой кн. Григория в Мюнхен, тогда как эти же работы его не стоят Тифлиса, и, тем более, что все это делается на счет кн. Григория, тогда как эти же работы, произведенные в Москве или Петербурге, были бы достаточно оценены и русской публикой, и беспрестанно прибывающими иностранцами". 

© photo: Sputnik /

Григорий Гагарин - Грузинский князь в военном костюме

Приискав в Москве должность помощника попечителя с двухтысячным окладом, родные буквально атаковали Григория Гагарина просьбами о скорейшем переводе в Россию. Для них Кавказ остался "трущобой" и "африканской глушью". А достоинств нового места в Москве виделось куда больше – это возможность "сохранить и военный чин, и звание", да и "связи отсюда поддерживать удобнее, нежели из проклятого Тифлиса". Но Григорий Гагарин был неумолим, наотрез отказался покидать берега Куры. 

© photo: Sputnik /

Григорий Гагарин - Грузинка из Тифлиса в костюме для улицы

Дарование Гагарина-рисовальщика на Кавказе развилось и укрепилось. Он успешно сочетал занятия живописью с архитектурной практикой: 15 сентября 1845 года в Тифлисе было заложено основание для здания большого каменного театра. Театр, воздвигнутый в необычайно короткий срок, строился по проекту Григория Гагарина. После открытия театра художник продолжал уделять ему много внимания – писал декорации, собственноручно делал парики, по его эскизам шили костюмы и, наконец, он сам выступал в роли режиссера. В новом театре впервые были поставлены пьесы грузинских авторов Георгия Эристави, Чавчавадзе. Об этом событии Михаил Воронцов так записывает в своем дневнике: "Грузинский театр удался превосходно, все играли, как нельзя лучше… никогда еще в Грузии такого явления не было". 

© photo: Sputnik /

Григорий Гагарин - Репродукция картины "Привал охотников в Мегрелии"

Дом Гагариных был одним из центров культурной жизни Тифлиса, местом соединения грузинской и русской культур. Частым гостем в доме была вдова Александра Грибоедова Нино Чавчавадзе. 

После отставки Михаила Воронцова в 1854 году покинул берега Куры и Григорий Гагарин. В 1855 году он был назначен состоять при великой княгине Марии Николаевне как президенте Академии художеств, в 1858 году произведен в генерал-майоры, а в 1859 году был сделан вице-президентом Академии художеств России. 

© photo: Sputnik /

Григорий Гагарин - Автопортрет 1840-е годы

sputnik-georgia.ru

Редкие фотографии Юрия Алексеевича Гагарина

"Здравствуйте, мои милые, горячо любимые Валечка, Леночка и Галочка! Решил вот вам написать несколько строк, чтобы поделиться с вами и разделить вместе ту радость и счастье, которые мне выпали сегодня. Сегодня правительственная комиссия решила послать меня в космос первым. Знаешь, дорогая Валюша, как я рад, хочу, чтобы и вы были рады вместе со мной. Простому человеку доверили такую большую государственную задачу — проложить первую дорогу в космос! Можно ли мечтать о большем? Ведь это — история, это — новая эра! Через день я должен стартовать. Вы в это время будете заниматься своими делами. Очень большая задача легла на мои плечи. Хотелось бы перед этим немного побыть с вами, поговорить с тобой. Но, увы, вы далеко. Тем не менее я всегда чувствую вас рядом с собой. В технику я верю полностью. Она подвести не должна. Но бывает ведь, что на ровном месте человек падает и ломает себе шею. Здесь тоже может что-нибудь случиться. Но сам я пока в это не верю. Ну а если что случится, то прошу вас и в первую очередь тебя, Валюша, не убиваться с горя. Ведь жизнь есть жизнь, и никто не гарантирован, что его завтра не задавит машина. Береги, пожалуйста, наших девочек, люби их, как люблю я. Вырасти из них, пожалуйста, не белоручек, не маменькиных дочек, а настоящих людей, которым ухабы жизни были бы не страшны. Вырасти людей, достойных нового общества — коммунизма. В этом тебе поможет государство. Ну а свою личную жизнь устраивай, как подскажет тебе совесть, как посчитаешь нужным. Никаких обязательств я на тебя не накладываю, да и не вправе это делать. Что-то слишком траурное письмо получается. Сам я в это не верю. Надеюсь, что это письмо ты никогда не увидишь и мне будет стыдно перед самим собой за эту мимолетную слабость. Но, если что-то случится, ты должна знать все до конца. Я пока жил честно, правдиво, с пользой для людей, хотя она была и небольшая. Когда-то, еще в детстве, прочитал слова В. П. Чкалова: «Если быть, то быть первым». Вот я и стараюсь им быть и буду до конца. Хочу, Валечка, посвятить этот полет людям нового общества, коммунизма, в которое мы уже вступаем, нашей великой Родине, нашей науке. Надеюсь, что через несколько дней мы опять будем вместе, будем счастливы. Валечка, ты, пожалуйста, не забывай моих родителей, если будет возможность, то помоги в чем-нибудь. Передай им от меня большой привет, и пусть простят меня за то, что они об этом ничего не знали, да им не положено было знать. Ну вот, кажется, и все. До свидания, мои родные. Крепко-накрепко вас обнимаю и целую, с приветом ваш папа и Юра. 10.04.61 г. Гагарин". Валентина Ивановна прочитала это письмо только через 7 лет — после гибели мужа в авиакатастрофе 27 марта 1968 года.

Источник: https://www.adme.ru/zhizn-nostalgiya/drugoj-yurij-gagarin-488505/ © AdMe.ru

fishki.net

Помощник Лермонтова. Известные картины художника Григория Гагарина | Персона | КУЛЬТУРА

Вице-президент императорской Академии художеств, живописец-любитель Григорий Григорьевич Гагарин ушел из жизни 124 года назад.

Потомственный аристократ сделал служение музам своей основной профессией, несмотря на высокие чины, которых ему удалось добиться. Он работал над виньетками к произведениям великого поэта Александра Пушкина, а вместе с Михаилом Лермонтовым создал своеобразный творческий тандем.

«Александровская колонна»

Гуманитарные таланты отца, Григория Ивановича, - видного дипломата и писателя, с ранних лет оказали благотворное влияние на сына. В доме царила атмосфера любви к искусству. Довольно часто в гостях у Гагариных бывал выдающийся живописец Сальватор Тончи - он состоял в браке с родной теткой будущего художника княгиней Натальей Ивановной. В доме у семьи нередко гостил и соученик отца Василий Жуковский.

Когда Григорию Григорьевичу только исполнилось шесть лет, с семьей он поехал в Рим. Туда его отца отправили с дипломатической миссией. В столице Италии дом Гагариных стал центром художественной жизни. Пенсионеры Императорской Академии художеств были здесь частыми посетителями. За рубежом Гагарин со страстью развивал свой художественный талант - знания получал в колледже Птоломео в городе Сиена. Довольно часто он проводил занятия с Карлом Брюлловым. Они работали на натуре, сохранились пейзажные и бытовые зарисовки.

В 1829 году Гагарина причислили к дипломатической миссии в Париже. В столице Франции художник-любитель овладевает виртуозной акварельной техникой, а также искусством гравюры. Из дореволюционного Парижа Гагарин уехал в Рим, а потом и в Петербург, где написал одну из известнейших своих картин, на которой запечатлено одно из главных архитектурных сооружений города - Александровская колонна. На полотне зритель видит памятник в лесах, которые должны снять в ближайшее время, а также разбираемую кирпичную кладку у его основания.

Подножие колонны похоже на разрушенный храм. Подножие колонны похоже на разрушенный храм. Фото: Commons.wikimedia.org

«Пред испанкой благородной..» (иллюстрация к стихотворению Пушкина)

Круг общения князя расширялся - все чаще он общался с Пушкиным, Олениным и Грибоедовым. «Я познакомился с Пушкиным - автором. Мы в очень хороших отношениях. Я ему рисую виньетки для «Руслана и Людмилы», - сообщал художник своей матери осенью 1832 года.

В дальнейшем Гагарин попал с Русской миссией в Константинополь, летом 1834-го направился на берега Босфора. Выполненные им в Малой Азии, Турции и Греции, на Средиземноморских островах, во время морских путешествий работы становились совершенными по композиции и художественным приемам.

В Россию художник вернулся к началу 1840-х. После службы в Петербурге Гагарин отправился в Казанскую губернию, куда должен был отправиться тем же маршрутом, что и писатель Владимир Соллогуб. Результатом дорожных впечатлений этой поездки стал знаменитый «Тарантас» - повесть с иллюстрациями Гагарина. Стилистически выдержанные и выразительные, эти рисунки стали значительным событием в области русской книжной графики 1840-х годов.

Одна из многочисленных иллюстраций к литературным произведениям. Одна из многочисленных иллюстраций к литературным произведениям. Фото: Русский музей

«Лезгинка»

В 1840 году Гагарина назначили чиновником особых поручений при Азиатском департаменте. В мае он попал и в Закавказье. Отъезд совпал с высылкой из Петербурга Михаила Лермонтова за дуэль с Эрнестом Барантом. На Кавказе Гагарин ближе знакомился с памятниками восточной архитектуры, которая давно привлекала его внимание, а также дикой природы, вдохновлявшей великих русских писателей.

Художник стал непосредственным участником военных действий. Гагарин выполнил бесчисленные зарисовки. Его работы стали своеобразной хроникой Кавказской войны.

Там сложился и творческий тандем Михаила Лермонтова и Григория Гагарина. Писатель был интересным рисовальщиком и живописцем. Они совместно выполнили акварели «Эпизод сражения при реке Валерик», «Схватка», «Бой между всадниками», «Лезгинка» и «Джигитовка». Авторские надписи на работах: «Рисовал Лермонтов, расцвечивал Гагарин» довольно точно отражают и процесс создания произведений.

Время работы на Кавказе. Время работы художника на Кавказе. Фото: Русский музей

«Крещение Господне»

Высоким профессионализмом живописец обладал и в качестве архитектора. Он собственноручно выполнял проекты нескольких церквей, которые впоследствии появились в Тифлисе, Кутаиси, Аладыре.

В 1850-х годах Гагарин был произведен в полковники, участвовал в нескольких сражениях во время Крымской войны, а позднее вернулся в Петербург. Его труды в области искусства были хорошо известны. Указом причислен к Академии художеств, где 27 мая 1859-го он был назначен вице-президентом. Позднее Григорий Григорьевич разработал новый устав, содержащий принципиальные предложения по реформе преподавания. Им был впервые введен в программу курс православного иконописания, основанный на изучении византийского и древнерусского искусства. По инициативе Гагарина в Академии создан «музей иконописного класса», переименованный в Музей христианских древностей, а позднее в Музей древнерусского искусства.

Одновременно с этим Гагарин выполнял самые различные творческие работы. Одной из них была роспись церкви Святого Николая Чудотворца в Мариинском дворце.

Одна из картин на религиозную тематику. Одна из картин на религиозную тематику. Фото: Commons.wikimedia.org

В Академии художеств Григорий Григорьевич пытался провести реформы. Старался противостоять консервативным тенденциям, но безуспешно. В 1874 году Гагарин покинул службу, а последние годы провел во Франции - в Шательро. Похоронить же себя он распорядился в своем имении Карачарово в Тверской области на берегу Волги.

www.spb.aif.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта