Конспект урока музыки во 2 классе "Картинки с выставки" Музыкальные впечатления. Урок музыки картина
Конспект урока музыки во 2 классе "Картинки с выставки" Музыкальные впечатления
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Куйбышевская средняя общеобразовательная школа»
Бахчисарайского района Республики Крым
Урок музыки во 2 классе на тему:
«Картинки с выставки»
Музыкальные впечатления.
Разработала учитель музыки
Куйбышевской средней общеобразовательной школы
Громова Инна Олеговна
2014-2015 учебный год
Раздел: «В концертном зале»
Тема: «“Картинки с выставки” Музыкальные впечатления»
Цель урока: формировать представление о выразительных и изобразительных интонациях в произведениях М.П. Мусоргского.
Задачи:
Образовательные :
Углубление знаний о творчестве русского композитора М. П. Мусоргского и русского художника В. Гартмана; разбор построения сюиты «Картинки с выставки»;
Знакомство с музыкальным определением понятия Сюита;
знакомство и разбор песни «Из чего наш мир состоит?» муз. Б. Савельева.
Развивающие: развивать образное мышление учащихся, воображение, наблюдательность, инициативу, творческий подход к решению поставленных задач, вокально-хоровые навыки;
Воспитательные: воспитывать интерес к творчеству русских композиторов и художников, способствовать позитивному отношению к искусству.
Тип урока: комбинированный.
Методы урока: объяснительно-иллюстративный, зрительной и слуховой наглядности, метод сравнения музыки и живописи.
Основные понятия и новые имена, изучаемые на уроке:
русский художник 19 века Виктор Гартман, русский композитор 19 века М.П. Мусоргский, Сюита.
Музыкальный материал:
М.П. Мусоргский, пьесы из сюиты «Картинки с выставки» - «Прогулка», «Балет невылупившихся птенцов»; «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота»;
Песня «Из чего наш мир состоит?» музыка Б. Савельева, слова М. Танича.
Личностные УУД: развитие эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии музыки.
Регулятивные УУД: Учатся воспринимать и сравнивать музыку и изобразительное искусство, выбирать действия в соответствии с поставленными задачами. Учатся внимательно слушать вопросы и отвечать на них конкретно. Развитие умения осмысливать полученную информацию.
Познавательные УУД: Учатся сравнивать музыкальные произведения и произведения изобразительного искусства, выявлять их принадлежность к разным жанрам. Учатся использовать специальную музыкальную терминологию.
Коммуникативные УУД: Учатся участвовать в коллективном пении. Формирование умения грамотно строить речевые высказывания.
Оборудование: телевизор, DVD-проигрыватель, баян, раздаточный материал.
Ход урока:
Организационный момент.
Вход в класс под музыку М. Мусоргского «Прогулка»;
Приветствие;
Дыхательные упражнения.
Моделирование проблемной ситуации.
Учитель: Дети, мы сегодня отправляемся на прогулку туда, где можно увидеть разные картины. Какое это может быть место?
Дети: Музей, галерея, выставка, вернисаж.
Учитель: Совершенно верно. Сегодня это будет выставка. (Слайд 1)
Но чтобы открыть дверь и увидеть картины нужно ответить на вопросы? Сможем?
Дети: Да.
Учитель: (Слайд 2) 1) К какому жанру живописи относится эта картина? (Пейзаж)
2) Как называется музыкальный спектакль, где все действующие лица выражают свои мысли и чувства с помощью танца? (БАЛЕТ)
3) (Слайд 3) Назовите жанр этих картин? (Портрет)
4)Окраска звука в музыке? (Тембр)
5) (Слайд 4) Жанр этой картины? (Натюрморт)
Ответили и открыли все замки – дверь открылась и на доске три картины
В. Гартмана, его портрет.
Основная часть урока.
Учитель: Мы попали с вами на выставку работ русского художника Виктора Гартмана. (Слайд 5) Гартман был не только художником, но и декоратором, дизайнером, создавал эскизы костюмов, игрушек. Он прожил всего 39 лет. После его смерти, друзья организовали выставку работ Виктора Гартмана.
(Слайд 6) Другом этого художника был композитор, чей портрет вы сейчас видите.
Дети: Модест Петрович Мусоргский. (Слайд 7)
Учитель: Молодцы, узнали. Мы уже слушали в этом году его музыкальные произведения. И сегодня его музыка расскажет нам о музыкальных впечатлениях этого композитора после посещения выставки своего друга.
После посещения выставки у Мусоргского рождается идея создания цикла музыкальных пьес на понравившиеся работы. Работа закипела и в течении трёх недель цикл был готов. Свои зрительные впечатления передал в музыкальных образах.
(Слайд 8) Пьесы композитор объединил в сюиту «Картинки с выставки».
(Слайд 9) Сюита - жанр инструментальной музыки, который состоит из нескольких частей, контрастных по характеру, но объединённых единым замыслом.
(Слайд 10) Каждая пьеса – это музыкальная картинка, отразившая впечатление Мусоргского, навеянное тем или иным рисунком Гартмана.
Их всего 10 самостоятельных пьес:
«Прогулка» - эта пьеса, которая открывает цикл, а затем появляется еще несколько раз, как бы ведя слушателя от одной картинки к другой.
«Гном»;
«Старый замок»;
«Ссора детей после игры»;
«Быдло» - «Скот»; «Прогулка»
«Балет невылупившихся птенцов»;
«Два еврея, богатый и бедный»; «Прогулка»
«Лиможский рынок»;
«Катакомбы. Римская гробница»;
«Избушка на курьих ножках»;
«Богатырские ворота».
Учитель: Сегодня мы видим три картины с этой выставки, на которых мы остановимся и узнаем, какие музыкальные впечатления были у М. Мусоргского.
(Слайд 11)
Начнём с «Прогулки» по выставке вместе с композитором.
Слушаем фрагмент.
Задание – определить жанр. (Песня)
(Слайд 12)
5 часть - «Балет невылупившихся птенцов»
-В. Гартман нарисовал эскиз костюмов к балету, на котором изображены юные ученики балетной школы. Одетые птенчиками, они еще не совсем освободились от скорлупы. Давайте послушаем, как композитор сумел изобразить эту сценку.
(Слайд 13) Задание: Определить тембр инструмента, регистр, темп, настроение.
Звучит фрагмент пьесы «Балет невылупившихся птенцов»
Учитель: Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор?
Дети: Тембр инструмента – фортепиано, регистр - высокий, темп быстрый. Настроение…
Учитель: У Гартмана - это лишь эскиз костюмов, а впечатления Мусоргского – это шуточный танец маленьких цыплят.
(Слайд 14)
9 часть: «Избушка на курьих ножках»
Учитель: Теперь посмотрите на следующую картинку. Что вы видите?
Дети: Красивый, яркий, сказочный, игрушечный пряничный домик.
-Молодцы! Действительно, замечательная избушка. На рисунке Виктора Александровича Гартмана изображены настольные часы в русском стиле в виде избушки Бабы-яги на курьих ножках. Эскиз.
Что получилось у Мусоргского, мы сейчас послушаем.
(Слайд 15) Задание: тембр, темп, настроение, сколько частей? Похожа ли пьеса на эскиз Гартмана.
Звучит фрагмент пьесы «Избушка на курьих ножках»
Учитель: Скажите, эта пьеса и рисунок похожи?
Дети: Нет. И т.д.
Учитель: Могла ли музыка Мусоргского стать продолжением рисунка Гартмана?
(Слайд 16) Распевка «Бабка-ёжка» на 1,2, 3 ступенях:
Поём – «Бабка – Ежка Костяная ножка
Нос крючком, голова горшком
С печки упала, ножку сломала,
Как гром загремит, Бабка-Ежка полетит»;
Ритм и метр распевки;
Речевая игра на развитие динамики голоса: «Бабка – Ежка Костяная ножка
Тихо - идут к Бабе-Яге
Нос крючком, голова горшком
Громко - показывают нос, голову
С печки упала, ножку сломала,
Тихо – руки вверх, резко вниз, присели, прыгают на одной ноге
Как гром загремит, Бабка-Ежка полетит»
Громко – хлопают, с окончанием слов убегают от Бабы – Яги - садятся на свои места.
(Слайд 17) 10 часть – последняя «Богатырские ворота»
- Завершает сюиту картинка «Богатырские ворота» по эскизу В. Гартмана «Городские ворота в Киеве».
(Слайд 18) Задание: определить жанр – песня, танец или марш.
Звучит фрагмент пьесы «Богатырские ворота»
Интонациями музыка пьесы близка русским народным песням, а также напоминает «Прогулку». Настроение пьесы величаво-спокойное и торжественное.
Учитель: Как вы думаете, почему свой цикл пьес композитор завершает такой сильной, мощной музыкой?
Дети совместно с учителем: Последняя картинка символизирует мощь родного народа, русских богатырей, которые защищали мир и народ от темных и злых сил.
(Слайд 19) Учитель: «Картинки с выставки» стали одним из популярнейших произведений. Многие пианисты включают это произведение в программы своих концертов. А известный французский композитор Морис Равель сделал переложение для оркестра.
- Какая пьеса вам понравилась больше?
- Что сделало ее такой яркой и привлекательной?
- Все ли «музыкальные картинки» совпали по содержанию с рисунками?
-Сумели ли мы доказать, что композитор предложил свое видение, иногда отличающееся от рисунков своего друга?
(Слайд 20)
Вокально-хоровая работа:
Работа над интонированием мелодии песни «Из чего наш мир состоит?», исполнение 1 куплета.
Обобщение урока. Заключение.
- Какие бы вопросы вы хотели задать друг другу по теме урока?
Прием «Хочу спросить?» - по времени. Если времени нет, то спрашивает учитель по рядам.
(Каждый ребенок придумывает вопрос по пройденной на уроке теме и задает его выбранному им однокласснику)
К примеру:
1. Как называется многочастный цикл, состоящий из контрастных пьес?
2. Кто автор прослушанного цикла?
3. Как называется цикл пьес по рисункам В. Гартмана?
4. Сколько всего пьес в цикле?
5. Вспомните названия прослушанных пьес.
6. Для какого инструмента был написан цикл?
Рефлексия.
Прием «Два смайлика» по аналогии «Шесть шляп»
Довольны ли вы своими ответами?
Вызывали ли мои вопросы у вас затруднения?
Какое у вас сейчас настроение?
Дети поднимают смайлик с тем выражением, которое соответствует их настроению после урока – веселым, безразличным или грустным.
Домашнее задание. Придумать и разыграть дразнилки про Бабу Ягу.
(Изобретательские задачи)
infourok.ru
Конспект урока музыки "Музыка рисует картины природы" 1 класс, программа Д.Б.Кабалевского
Конспект урока музыки
Автор: Курочкина Наталья Валерьевна, учитель музыки БОУ ВО «Вологодский многопрофильный лицей»
Тема урока – Музыка рисует картины природы.
Цель и ожидаемый результат: Обобщить и закрепить знания детей по теме. Научиться через музыку видеть картины природы.
Содержание и технология урока:
Этап
Задачи
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
УУД
1.Организа-ционный
Организовать рабочее место учащихся, эмоционально настроить на урок.
Учитель обращает внимание детей на подготовку к уроку.
- Все к уроку вы готовы,
Чтоб узнать о чем-то новом?
Музыкальное приветствие учителя: «Здравствуйте, ребята!»
-На что нужно обратить внимание во время приветствия?
Ученики проверяют свою готовность к уроку, располагают учебные вещи на партах.
Музыкальный ответ детей: «Здравствуйте, учитель!»
-Правильная, точная мелодия и дружное исполнение.
Личностные:
-проявление эмоциональной отзывчивости в исполнении.
Коммуникативные:
-коллективное участие в исполнении.
Регулятивные:
-осуществление интонационного контроля.
2.Вводно- мотивационный
Развивать учебно-познавательную активность детей. Актуализация опыта детей об изобразительности в музыке.
-Что может выражать и изображать музыка?
Дает задание прослушать знакомую пьесу («Три подружки») не говоря ее названия.
-Узнали героев музыки?
-Что вам помогло узнать этих девочек?
-Характер человека, его настроение, чувства, музыка изображает движение человека, машины, сказочного персонажа и т.д.
Слушают музыку.
-Это «Злюка», «Плакса» и «Резвушка».
-Музыка ярко выражает характер каждой из них.
Познавательные:
-Умение анализировать, сравнивать.
Коммуникативные:
-Умение вести диалог и строить монологические высказывания.
3.Целеполага-
ние
-Обратитесь ещё раз к названию урока.
-Что еще может изображать музыка?
Попробуйте сформулировать цель урока.
-А какие учебные задачи нам предстоит решить на уроке? Что нам нужно сделать, чтобы достичь цели? Обсудите в парах порядок работы.
Читают название урока.
-Музыка может изображать красоту природы.
Цель урока- научиться через музыку видеть картины природы.
Части плана урока после обсуждения выстраивают в порядок и дублируются на слайде:
1)Узнать, как изображает композитор природу в своей музыке.
2) Научиться сравнивать характер музыки и природу.
3)создать творческий проект.
Коммуникативные:
-планирование учебного сотрудничества.
Познавательные
-структурирование информации.
- целеполагание.
4.Открытие «новых» знаний
Удержание цели.
Создание алгоритма совместной работы
Создание критериев для оценки работы.
Защита проекта.
Показывает на слайде названия пьес С.Прокофьева «Утро», «Вечер», «Дождь и радуга».
-Определите, в какой последовательности будут исполняться эти произведения.
-Повторяет вопрос.
-Что помогло нам правильно справиться с заданием?
-Чему мы сегодня учимся?
-В каких еще видах искусства мы можем увидеть природу?
-Конечно, красота природы всегда вдохновляла поэтов, писателей, художников и композиторов на создание прекрасных произведений.
-Что мы еще можем сделать, чтобы научиться не только через музыку видеть картины природы?
-Как вы сможете это сделать?
-Какую задачу вы поставите перед собой ?
Создайте алгоритм вашей дальнейшей работы.
-Как вы думаете, помогут ли нам сегодня
знания, полученные раньше?
-Что поможет нам оценить результат?
-По каким критериям будем оценивать работу в группе?
Определяет готовность каждой группы.
Организует учащихся на защиту проекта.
Смотрят и читают названия музыкальных произведений.
Слушают музыку.
Дети выбирают.
- Сравнение характера музыки и природы-
- «Утро»- радостное, светлое.
- «Вечер»- мягкий, тихий.
-«Дождь и радуга»- характер красочный, яркий.
Вспоминают цель, еще раз называют ее.
- В живописи и литературе.
-Можем сами стать писателями, художниками и композиторами.
-Объединиться в группы.
-Создать творческий проект.
Части плана после обсуждения выстраивают в порядок:
1)Класс делится на 3 большие группы.
2)В каждой группе нужно выделить часть ребят, которые хотят быть композиторами, художниками и писателями.
3) «Композиторы» задают тему природы всей группе и сочиняют музыку с помощью музыкальных инструментов (по выбору).
4) «Художники» создают к этой теме рисунок на отдельном листе.
5) «Писатели» создают рассказ по этой теме (5-7 предложений).
6) Защита творческого проекта.
- Да, мы на уроках уже не раз осваивали роли музыкантов, художников и поэтов.
-Нужно создать критерии для оценки результата работы.
Дети после обсуждения выстраивают критерии
в порядок:
1)Выбор интересного сюжета о природе.
2)Передача эмоционального состояния в соответствии с выбранным сюжетом в:
А)музыке
Б)рисунке
В)рассказе
Дети работают.
Дети закончили работу.
Каждая группа показывает результат совместной деятельности (защита проекта).
Регулятивные:
-планирование деятельности.
Коммуникативные:
-сотрудничество в группе
-владение диалоговой формой коммуникации.
-продуктивное содействие по разрешению конфликтных ситуаций.
Познавательные--структурирование информации.
- удержание цели.
Коммуникативные:
-работа в группе.
-проговаривание алгоритма, контроль работы партнёра.
Регулятивные:
-контроль за собственной деятельностью и деятельностью группы.
- оценка, коррекция.
Личностные:
-проявление эмоциональной отзывчивости в исполнении и создании проекта.
Познавательные:
-осознанное построение речевого высказывания.
-следование алгоритму
-сравнение, обобщение, аналогия.
5.Рефлексия.
Оцените работу группы по шкале самооценки.
-Какое открытие вы для себя сегодня сделали?
Все ли поставленные задачи решили?
Подводит итоги, хвалит и благодарит детей за работу.
Анализируют работу и оценивают.
-Научились через музыку видеть картины природы. Музыка помогает сочинять стихи и рассказы о природе, создавать пейзажи.
Ответы детей.
Регулятивные
-оценка.
-удержание цели.
Познавательные
-рефлексия способов действия.
Личностные
-адекватное восприятие критериев успеха или неуспеха.
infourok.ru
урок.docx - Разработка урока музыки: "Рисуем музыку. ...
Я знаю очень интересную историю. Называется она «Тайна лондонского тумана».Однажды в Англию приехал французский художник Клод Моне, которому оченьхотелось поближе познакомиться с этой страной, и, конечно, запечатлеть на холсте еекрасоты, культурные шедевры и природу в различное время суток. В Лондонеон увидел прекрасное здание известный собор Святого Петра, в котором похороненомного знаменитых ученых и писателей. Пораженный его красотой, художник решилнарисовать собор. Для этого он выбрал удобное, как ему казалось место и начал работать. А происходило все в туманный день, ведь Лондон известен всему миру как город туманов. В тот момент, когда творил художник, туман был очень густой, что едва можно было рассмотреть очертания зданий. Моне в своей картине постарался передать это явление. Когда картина была закончена, он показал ее на выставке. Жители Лондона, увидев картину, начали смеяться. «Подумаешь, говорили они, приехал какойто французишка и рисует всякую чепуху! Каждый ребенок знает, что туман серый»А как думаете вы, какого цвета туман? (Слайд 21)А музыку можно представить и нарисовать?Физкультминутка.(Сл.22)Часто в своем воображении мы превращаемся в героев сказок, фильмов. Давайте сейчас попробуем превратиться в птицу. Одна из самых красивыхптиц – лебедь: белая, как снег, с длинной гибкой шеей, золотистым клювом.Поднимите подбородок вверх, выпрямите спинку, расправьте плечики. Вы прекрасны. Закройте глаза.Звучит музыка Э.Грига «Утро».Давайте подышим как лебеди – вдох, выдох. После вдоха говорите про себя: «Я – лебедь». Потом выдохните. Вдох. «Я лебедь», выдох. Вдох. «Ялебедь» выдох. Шея лебедя вытянута, спина прямая, гордая. Широко раскиньте рукикрылья. А теперь согните чутьчуть в коленях ноги, и… резко выпрямитесь… вдох и о, чудо. Мы полетели.Можете свободно взмахнуть крыльями. Вдох, выдох. Тело, как пушинка, лёгкое, мы его совсем не чувствуем. (Поднимаемся на носочках вверх, вниз).Как радостно и свободно.Чистое, голубое небо вокруг, приятная мягкая прохлада, тишина, покой. Вдох, выдох. Под нами, как зеркало блестит озеро. Можно присмотреться иувидеть себя. Какая красивая, гордая птица. Вдох, выдох.Мы плавно летим. Спустимся пониже, ниже, еще ниже… вот уже близко лес, поле, дома, люди.И вот ноги легко коснулись земли. Вытянем шейку, расправим плечи, опустим крылья.Был замечательный полет! (Присаживайтесь).В 1874 г. Группа молодых французских художников организовала выставку своих работ. Посмотрите на некоторые картины этих художников: КлодаМоне, Камиля Писарро, Альфреда Сислея. (Слайды 23,24,25,26,27,28) Какие, на ваш взгляд, характерные черты живописи импрессионистов. Дляудобства я вам предлагаю ответить на несколько вопросов.1)Какая техника письма преобладает на этих картинах: четкие линии или наложение мазков?2)Есть ли четкие контуры?3) Какая цветовая палитра является основной?
znanio.ru
Урок музыки "Музыкальная живопись сказок"
Разделы: Музыка
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: урок-экскурсия по страницам сказок.
Цель: Выявить, как композиторы, используя средства музыкальной выразительности, изображают образы сказочных персонажей в своих музыкальных произведениях.
Задачи:
- Создать соответствующую, сказочную атмосферу;
- Пробудить интерес к творчеству русских композиторов;
- Развить воображение, творческую фантазию.
Методы: Использование ИКТ (презентация), слушание музыки.
Дополнительный материал: Проектор, экран, компьютер, музыкальный центр, репродукции – М. Врубеля «Царевна-Лебедь», А. Васнецова – «Иван Царевич и серый волк», творческие работы детей (рисунки).
Ход урока
(Урок сопровождается презентацией: приложение 1 Сопроводительная карточка приложение 2)
Слайд 1
На фоне музыки М.П.Мусоргского « Рассвет на Москве реке» учитель читает стихи:
У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том, И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом. Идет налево, песнь заводит, Направо, сказку говорит…
(музыка затихает)
Учитель: Как вы думаете ребята, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Дети: О сказках…
Учитель: Но ведь мы на уроке музыки?! Давайте вместе подумаем, как же нам объединить эти два понятия в одну тему? Как назовем сегодняшний урок?
(выслушать варианты ответов)
Учитель: Молодцы, вы очень близки к ответу, внимание на экран.
Слайд 2
Учитель: Длинными, зимними вечерами под завывание вьюги А.С. Пушкину рассказывала сказки его няня.
Слайд 3
Учитель: Эту любовь к русским народным сказкам Пушкин пронес через всю свою жизнь. Он мастерски пользовался искусством слова для изображения своих сказочных персонажей, умея передать самобытный дух русской сказки.
Вот послушайте:
…там на неведомых дорожках, Следы неведомых зверей…;
Или:
…Там Царь Кощей над златом чахнет, Там русский дух, там Русью пахнет!
Учитель: сказочной тематике обращались и художники, в частности Васнецов, Врубель.
(показать картины художников на сказочную тему)
Рисуя сказку, они пользуются своим « художественным» языком. С помощью чего художник рисует сказку?
Дети: Кисти, краски, полотна и т.д.
Учитель: А композиторы, каким языком пользуются? С помощью чего композиторы могут изобразить сказку?
(выслушать варианты ответов)
Учитель: Совершенно верно! У композиторов есть свои звуковые краски, которые называются - средства музыкальной выразительности. Давайте, мы их с вами перечислим:
Мелодия, гармония, темп, ритм, динамика тембр, регистр.
(варианты могут быть разные: термины заранее написаны на доске, или дети называют, а учитель записывает на доску).
Учитель: Все это, является средства музыкальной выразительности. А теперь снова вернемся к сказке.
Ребята! Каких сказочных героев русских народных сказок вы знаете?
(дети называют героев сказок…)
Учитель: Попробуйте отгадать, о каком сказочном персонаже идет речь?
…На железной ступе скачет, шестом погоняет, помелом след заметает.
(ответ: «Баба Яга!»)
Учитель: Послушайте, как известный, русский композитор П.И. Чайковский (Слайд 4) рассказал сказку о бабе Яге в одной из пьес для фортепиано.
Эта пьеса так и называется – «Баба Яга», и помещена она в цикл музыкальных произведений под названием «Детский альбом», который Чайковский специально написал для детей.
Учитель: И так, внимание!
(Включается запись П.И.Чайковского «Баба Яга» из детского альбома.)
На экране слайд 5
Учитель: Какую же Бабу Ягу изображает Чайковский в своем произведении?
- Каков ее образ, характер?
- Как развивается мелодия? Темп? Динамика?
- Какие музыкальные инструменты звучали?
(Дети высказывают свое мнение…)
Учитель: Да, музыка можно сказать «колючая», мелодия отрывистая, динамика громкая, что характерно повадкам Бабы Яги.
А сейчас для сравнения мы послушаем как другой, известный русский композитор (Слайд 6) М.П. Мусоргский рисует образ Бабы Яги в своей пьесе, которая называется «Фантастический полет Бабы Яги». Но сначала небольшая предыстория.
М.П. Мусоргский создал этот цикл под впечатлением рисунков своего друга, художника В. Гартмана. Каждая пьеса служит музыкальной иллюстрацией к рисункам. (Слайд 7)
И так, слушаем! (включается запись из цикла «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского «Фантастический полет Бабы Яги»).
Учитель: Что общего между пьесой П.И. Чайковского и пьесой М.П. Мусоргского? А в чем различие? Где более красочно нарисован образ Бабы Яги? Какая пьеса понравилась больше?
(Дети высказывают свое мнение)
Учитель: Действительно, образ бабы Яги более красочный, когда композитор использует различные тембровые краски, регистры, музыкальные инструменты. Эта пьеса является одним из наиболее ярких воплощений в музыке народных сказочных образов.
Учитель: Внимание на экран! (Слайд 8) Кто это?
(шмель)
А теперь, проявите свою творческую фантазию. Представьте, что вы – композиторы! Вам нужно изобразить полет шмеля, какие музыкальные инструменты и средства музыкальной выразительности вы бы использовали? (выслушать версии и ответы учащихся)
Учитель: Спасибо ребята! Молодцы! Настоящие композиторы!
А сейчас послушайте, как замечательный русский композитор-сказочник (Слайд 9) Н.А. Римский-Корсаков нарисовал «полет шмеля» в своем музыкальном произведении.
(Включается запись «Полет шмеля» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о Царе-Салтане»).
Учитель: Ну, как? Удалось ли композитору передать образ «шмеля»?
Композитор использовал тембры струнных инструментов, поэтому музыка по окраске звучания можно сказать «гудящая», «шмелиная», но не назойливая.
Физминутка! (3 мин.)
(Дети повторяют за учителем: отбивают ритмический рисунок хлопками, прыжками и т.д. Можно под ритмическую музыку.)
Учитель: Волшебный, фантастический мир сказочного творчества по-разному находит свое выражение в музыке.
Сказка могла стать основой сюжета оперы, балета или инструментального сочинения.
На одном из уроков мы с вами познакомились с искусством балета. Некоторые балеты написаны на сюжеты сказок. Давайте вспомним и назовем фрагменты из каких балетов мы с вами смотрели и слушали.
(Дети отвечают: «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Золушка» и т.д.)
Учитель: Молодцы! Эту тему вы усвоили хорошо. А теперь попробуйте угадать, о какой сказке идет речь?
Три девицы под окном, Пряли поздно, вечерком…
(Ответ: - «Сказка о Царе Салтане» А.С. Пушкин)
Слайд 9
Учитель: Русский композитор Н.А.Римский-Корсаков на сюжеты сказок написал несколько опер: «Снегурочка», «Садко», «Шехерезада» в том числе и «Сказка о царе Салтане». В этой сказке есть три чуда. Назовите их.
Ответ:
- Белка;
- Тридцать три богатыря;
- Царевна-Лебедь.
(можно заранее, дать детям домашнее задание, нарисовать на выбор любое чудо из сказки и устроить выставку)
Учитель: И так, внимание на экран!
(по желанию, отрывки стихотворения из сказки дети читают с экрана или наизусть)
(Слайд 10)
…Ель растет перед дворцом, А под ней хрустальный дом. Белка в нем живет ручная, Да чудесница, какая! Белка песенки поет, Да орешки все грызет, А орешки не простые, Все скорлупы золотые!...
(Слайд 11)
…Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Расплеснется в скором беге, И очутятся на бреге В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря!
(Слайд 12)
…За морем царевна есть, Что не можно глаз отвесть. Днем свет Божий затмевает, Ночью землю освещает, Месяц под косой блестит, А во лбу - звезда горит!
(Слайд 13)
Учитель: Посмотрели, почитали, мысленно представили…. А теперь послушайте, и постарайтесь угадать, какому чуду принадлежит данная музыкальная зарисовка.
(Включается музыкальный отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане», характеризующий образ «царевны Лебедь»)
Учитель: Угадали? Какие музыкальные инструменты композитор использует для зарисовки данного образа?
(Слайды 14-15)
Учитель: Следующая зарисовка.
(включается музыкальный фрагмент «Тридцать три богатыря»., дети угадывают, какому чуду относится данная зарисовка)
(Слайд 16)
Учитель: И третье чудо?
(включается запись, характеризующая образ белки, поющей и грызущей орешки)
Учитель: Используя звучание флейты, композитор показывает образ изящной, шустрой белочки. (Слайд 17)
А вот тембр ксилофона, по своему звучанию, очень похож на щелканье орешков. (Слайд 18)
Учитель: Сегодня на уроке мы узнали:
- композиторов; (Слайд 19)
- музыкальные произведения; (Слайд 19)
- музыкальные инструменты; (Слайд 20)
Учитель: Итогом нашего сегодняшнего урока будет музыкальная викторина.
(учитель включает фрагменты шести музыкальных произведений, которые звучали на уроке. Учащиеся записывают названия произведений и их авторов.)
Учитель: Проверим себя?
(Слайд 21) (Ответ на музыкальную викторину)
Вывод:
Учитель: Музыка, «рисующая» сказочные образы в своих звучаниях достигает небывалой красочности, может быть даже большей, чем на полотнах живописцев.
Всем спасибо за активное участие на уроке, интересные ответы, творческие работы!
(Выход из класса под музыку)
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Урок музыки в 5 классе Тема: «Настроение картины и музыки»
Урок музыки в 5 классе
Тема: «Настроение картины и музыки»
Выполнила: Учитель музыки МБОУ №1
Бажанова Т.П.
Цель: показать взаимосвязь музыки и живописи через песенность природы и
пейзажность русской народной песни.
Музыкальный материал:
1. Русская народная песня «Вечерний звон» сл. .Козлова.
2. Запись колокольного звона Ростова Великого.
3. Звон маленького колокольчика
4.Русская народная песня И. И. Макарова, муз А Л. Гурилева
«Однозвучно гремит колокольчик»
Дополнительный материал:
- репродукция картины И.Левитана «Вечерний звон»
- показ звонниц Ростова Великого, Софийской, Кремлевской .
- стихи К.Случевского(1886г)
- стихи Ф.Глинки (1825г)
- стихи Н.И. Рыленкова «Все в тающей дымке…»
- слайды 23
1.Вступительная беседа.
Звучит в записи колокольный звон Ростова великого.
Ребята что это звучит? (звон колоколов)
Показ звонниц Ростова великого, Кремлевской, Софийской .
(слайд№2,3,4,)
На нашей земле к ним всегда относились с особым уважением.
На Руси колокола появились в 10 веке, вместе с Православием.
Они стали неотъемлемой частью церковных обрядов (слайд№5,6,7) Для них строились специальные звонницы. Родилось искусство русских звонарей, которое от века к веку усовершенствовали свое мастерство. (слайд№8)
Существует несколько видов церковного звона. Мы познакомимся с
некоторыми.
^
-БЛАГОВЕСТ-звон в один большой колокол перед началом службы, при котором ударяют в оба края колокола.
-ТРЕЗВОН-звон в несколько колоколов в три приема ,без переборов до трех раз.
-ПЕРЕЗВОН - поочередно перебираются все колокола друг за другом. Этот звон-символ печали.
ЗАТРАВКА - нечастый звон в один самый маленький колокол, как предуведомление о начале звона.
ПЕРЕБОРЫ - довольно скорые удары по одному разу во все колокола по порядку от самого маленького до самого большого, после него начинается «красный звон»
ПОГРЕБАЛЬНЫЙ - медленные размеренные одиночные удары в колокол поочередно.
(раздается звон маленького колокольчика)
Что это? (маленький колокольчик)
В конце 18 века в России стали изготавливать миниатюрную копию большого колокола-колокольчика(показ колокольчиков слайд №9,10,11)
Существует красивая легенда о появлении первого колокольчика. Это произошло в Валдае Новгородской губернии (слайд №12 ) В 1478 году по приказу царя Василия 3 вечевой новгородский колокол ( слайд№13) был снят с Софийской звонницы отправлен в Москву, чтобы звучал он согласно со всеми русскими колоколами и проповедовал больше новгородской вольницы.
При перевозке по Волдайским горам сани, на которых везли колокол, перевернулись, колокол упал в овраг и разбился в дребезги. Какая-то неведомая сила множество мелких осколков превратила в маленькие колокольчики. местные жители подобрали эти колокольчики и стали отливать по их подобию другие ,разнося по всему свету серебристый звон. Считается, что так зародился народный промысел-литье колокольчиков.
^
Сгребли валдайцы медный сор
И колокольчики отлили
И отливают до сих пор…
И ,быль старинную вещая,
В тиши степей ,в глуши лесной
Тот колокольчик, изнывая ,
Гудит и бьется под дугой.
Зачем был нужен маленький колокольчик?(его подвешивали под дугой лошади.)
Поэтому колокольчик стали называть поддужным. На протяжении около полутора столетий, с конца18 века и до начала20 века, поддужные колокольчики играли заметную роль(показ изображения тройки ( слайд№14)
Тройки с колокольчиками сопровождали свадьбы, проводы, гуляния и другие события народной жизни; главным образом колокольчики использовались в почтовых и курьерских тройках, подвешивались под дугой коренника (средней лошади) показ дуги (слайд №15)
Крайние лошади в тройке назывались пристяжными.
^
Вдоль по дороге столбовой,
И колокольчик, дар Валдая,
Гудит уныло под дугой.
Ямщик лихой - он стал с полночи,
Ему взгрустнулось в тиши,
И он запел про ясны очи,
Про очи девицы души.
Кто такой ямщик (это человек, управляющий лошадьми и хорошо знающий дорогу.) (слайд № 16)
Зачем ямщикам был нужен колокольчик,(«голос»колокольчика промчавшейся тройки был слышен за много верст и помогал заблудившемуся путнику выйти на дорогу. Его звон слышали на почтовой станции, г де сменных лошадей…)
Помимо поддужных колокольчиков, в упряжке троек звенели бубенцы (слайд № 17,18) металлические шарики с дробиной внутри, каждая тройка имела свое уникальное звучание, поэтому звенящую часть конской упряжки называли ямской гармонью.
3.звучит песня «Однозвучно гремит колокольчик» (слайд №19) Однозвучно гремит колокольчик.
И дорога пылится слегка
И уныло по ровному полю
Разливается песнь ямщика.
Сколько грусти в той песни унылой.
Столько грусти в напеве родном.
Что в душе моей хладной, остылой
Разогрелося сердце огнем.
И припомнил я ночи иные
И родные поля и леса
И на очи, давно уж сухие,
Набежала, как искра слеза .
Однозвучно гремит колокольчик,
И дорога пылится слегка.
И замолк мой ямщик, а дорога
Предо мной далека , далека…
О чем это песня? Что вам здесь видится? (бескрайние просторы, человек находится долгое время в пути . Все это скрашивает его одиночество, это воспоминания, задушевная песня ямщика и гремящий колокольчик.
Стихи этой песни написал крепостной потомственный ямщик Иван Иванович Макаров. Он родился в 1821году в селе Сива Пермской губернии.
В 22 года он был отдан в рекруты, за сочинительство, приказал барин. Макаров был приписан ямщиком к Пермской конвойной роте. Он сапро вождал партии ссыльных до Тобольска и продолжал писать стихи.
Жизнь Макарова оборвалась трагически. В февральскую стужу 1852 года лошади сбились с дороги, и он был найден замерзшим.
4.Работа над песней. Разучивание.
5.Работа над репродукцией картины И.Левитана (слайд №20) «Вечерний звон» (слайд №21)
Беседа по картине.
1)Внимательно вглядитесь в картину И.Левитана «Вечерний звон»
Тихо или громко звучит картина? Мажорное или минорное впечатление оставляет ее колорит (соединение красок)
2)Как художник добивается почти музыкальной плавности?
Если бы вы писали музыку к картине, какой бы вы выбрали характер музыкального языка: песенный, танцевальный, маршевый?
3)Что мог слышать, на ваш взгляд, И. Левитан, изображая этот уголок Родины?
6.Слушание русской народной песни «Вечерний звон» (слайд № 22)
7.Работа над песней
1)Можно ли назвать эту песню музыкальной картиной? Почему?
Что в ней изобразительно слова или музыка?
2)Как хоровые краски рисуют картину теплого вечера? Что более важно: изобразительность или выразительность?
3)Почему И.Левитан назвал свою картину «Вечерний звон»? Сравните ее краски и настроение с русской народной песней «Вечерний звон»
8.Итог урока.
Послушайте стихи русского поэта Н.Рыленкова «Все в тающей дымке».
(слайд№23)
Как вы думаете, если бы их мог услышать И.Левитан. согласился бы он с поэтом ?
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться.
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
fs.nashaucheba.ru