Уччелло ПаолоКартины и биография. Уччелло паоло картины
Уччелло Паоло Картины биография Uccello Paolo
Уччелло Паоло (Uccello Paolo) (1397-1475) Итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. Собственно, настоящая фамилия художника ди Доно (di Dono). Работал во Флоренции в мастерской Лоренцо Гиберти в 1407-1411 годах, а также в Венеции, Падуе и Урбино. В ранний период творчества Уччелло тяготел к традициям поздней готики, но под влиянием Донателло, Филиппо Брунеллески, Мазаччо страстно увлекся проблемами нового ренессансного искусства. Органически сочетая любовь к живописи и к науке, он изучал строение растений и животных, законы построения пространства по правилам математической перспективы.
Уччелло создал три варианта монументальной исторической композиции “Битва при Сан-Романо” (середина 1450-х годов, Уффици, Лувр, Париж и Национальная галерея, Лондон ), ставшей одним из истоков европейского батального жанра. Эта картина “Битва при Сан-Романо” является одной из трех работ Учелло, изображающих победу флорентийцев над сиенцами в битве при Сан-Романо в 1432 году. Первоначально они висели в большом зале Палаццо Медичи во Флоренции. Здесь показан флорентийский полководец Никколо да Толентино, сидящий на белом коне.
Учелло был страстно увлечен передачей пространства и перспективного сокращения. Это особенно заметно в том, как показана лежащая на земле фигура в доспехах и сломанные пики, словно упавшие прямо на линии перспективы. Однако талант Учелло проявился и в изобилии деталей и странных форм. а также в изумительном воображаемом пейзаже на дальнем плане. Живописец, мозаичист, декоратор и мастер инкрустации, Учелло был одним из самых искусных и добросовестных мастеров своего времени.
Основное внимание Паоло Уччелло уделял ракурсу, сложным разворотом многочисленных фигур. Перспектива понималась Уччелло не просто как художественный прием, а как общий для природы и искусства закон.
Произведениям Уччелло свойственны смелые, динамичные композиционные построения, звучность яркого, нарядного колорита, поэтическая сказочность (“Битва святого Георгия с драконом”, Музей Жакмар-Андре, Париж и Национальная галерея, Лондон) или героическая приподнятость образов (“Кондотьер Джованни Акуто”, фреска во флорентийском соборе Санта-Мария дель Фьоре, 1436). Своеобразие творческой манеры Уччелло проявилось в изобилии деталей и необычных форм, в воображаемом пейзаже на дальнем фоне.
smallbay.ru
Уччелло Паоло
Одним из ярчайших представителей и основателей Флорентийской школы Эпохи Возрождения является Паоло Уччелло. Еще при жизни Паоло Уччелло складывались легенды о его удивительном таланте, одержимости работой и эксцентричном характере. И современникам, и искусствоведам последующих поколений мастер представлялся фигурой весьма таинственной.Паоло Уччелло родился приблизительно в 1397 году, скорее всего - во Флоренции. По крайней мере, его отец, цирюльник Доно ди Паоло, был флорентийцем. При крещении мальчик получил имя Паоло ди Доно (Паоло, сын Доно). С какого момента и почему художника стали называть Паоло Уччелло - неизвестно. Любопытную версию происхождения этого имени приводит в "Жизнеописаниях знаменитых живописцев" Джордже Вазари. Он утверждает, что Паоло Уччелло назвали так за его любовь к животным и, прежде всего, к птицам ("уччелло" по-итальянски - маленькая птичка).В 1412 году он становится подмастерьем скульптора Лоренцо Гиберти. Особенного интереса к скульптуре Паоло не проявлял. Ни в юности, обучаясь у Гиберти, ни впоследствии, работая самостоятельно, он не занимался ваянием. Его призванием была живопись.
В 1415 году Уччелло вступил во флорентийскую гильдию врачей, аптекарей и... художников. Искусствоведы склоняются к тому, что медицина и живопись "объединялись по небесному признаку" - ведь покровителем как врачей, так и художников считался святой Лука.
В 1425 году живописец уже в Венеции занимается проектированием мозаик для собора Сан-Марко. К сожалению, единственная мозаика, о которой с уверенностью можно было бы сказать, что она создана по рисункам Уччелло (фигура святого Петра на фасаде собора), не сохранилась. Что касается остальных мозаик, то здесь авторство Уччелло представляется весьма спорным.
В начале 1432 года мастер предложил флорентийским властям свои "услуги" по оформлению кафедрального собора и в 1436 году уже приступил к созданию большой фрески в кафедральном соборе. Эта фреска, на которой изображен памятник сэру Джону Хоквуду, английскому рыцарю, сражавшемуся в XIV столетии в рядах флорентийской армии, - первая из дошедших до нас точно документированных работ Уччелло.
В 1443 году мастер получил еще один заказ - на роспись циферблата часов на западной стороне все того же кафедрального собора. Несколько позже он создал три витража для восьмигранного "барабана", венчающего купол собора. Один из этих витражей был разрушен в 1828 году, а два других и циферблат сохранились до нашего времени.
Настенные росписи монастыря Сан-Миниато сохранились до наших дней, хотя и пребывают в самом жалком состоянии. В несколько лучшем состоянии находятся принадлежащие кисти Уччелло фрески во флорентийской церкви Санта-Мария Новелла (среди них искусствоведы обыкновенно выделяют фреску "Всемирный потоп"), но и они довольно сильно пострадали от времени. И "монастырские", и "церковные" фрески принято датировать 1440-ми годами.
Наиболее значительной из поздних работ Паоло Уччелло представляется серия из трех больших панелей, где изображена битва при Сан-Романо (в этой битве, произошедшей в 1432 году, Флоренция одержала победу над соседней Сиеной). Впервые "Битва при Сан-Романо" упоминается в описи имущества влиятельного семейства Медичи в 1492 году. Заказана же она была, по всей видимости, герцогом Козимо I Медичи, являвшимся товарищем флорентийского полководца, который руководил сражением при Сан-Романо. Искусствоведы считают, что Уччелло создал все три панели в 1450-е годы, хотя иные историки искусства оспаривают эту дату, как и утверждение, что "Битва при Сан-Романо" изначально предназначалась для дворца Медичи.
Следующая из дошедших до нас работ мастера относится к середине 1460-х годов. Это часть алтарного образа, находящегося в церкви Тела Христова в Урбино. Уччелло трудился над образом с февраля 1467 года по октябрь 1469 года. В документах не раскрывается причина, по которой он был отстранен заказчиками от дальнейшей работы над алтарным образом. Возможно, художник сам отказался от нее. Сохранилась налоговая декларация, поданная им в 1469 году, где он пишет: "Я стар и немощен, я не могу продолжать работу". В 1474 году образ дописал голландец Иос ван Вассенхове.Судя по всему, алтарный образ для церкви Тела Христова стал последней работой Паоло Уччелло. Со слов Джордже Вазари мы знаем о том, что мастер провел свои последние годы "в бедности и одиночестве, закрывшись у себя в доме и с головой уйдя в изучение перспективы". Однако 11 ноября 1475 года Уччелло написал завещание, из которого следует, что живописец был вовсе не так беден, как сообщает Вазари. Спустя месяц, 10 декабря, Паоло Уччелло скончался в больнице. В одном из источников XVI века утверждается, что в это время живописцу исполнилось 78 лет. Тело художника похоронили рядом с прахом его отца, во флорентийской церкви Святого Духа.
Мастер перспективы
Святой Георгий, принцесса и дракон |
Вплоть до начала XX века Паоло Уччелло считался математиком, "помешавшимся на перспективе", которому картины нужны были лишь для того, чтобы проверять на них свои математические выкладки.Знакомство с итальянской живописью XV столетия немыслимо без знакомства с творчеством Паоло Уччелло. В его работах органично сливается общеевропейский готический стиль с "научным" подходом, характерным для мастеров раннего Возрождения. Обычно историки искусства считают эти два направления антагонистическими, называя одно из них "устаревшим" (применительно к XV столетию), а другое - "прогрессивным". Однако Уччелло удалось гармонично синтезировать готику и стиль раннего Возрождения, и здесь искусствоведы несколько теряются. Упоминая об увлеченности художника перспективой, они помещают его в ряд "прогрессивных живописцев", а когда дело касается его любви к яркому колориту и декоративным деталям, то о нем приходится говорить как о продолжателе средневековых традиций.
Интерес Уччелло к проблемам перспективы был настолько велик, что этот предмет оказался неразрывно связан с именем художника. Вазари начинает биографию Уччелло словами: "Уччелло посвятил перспективе большую часть своей жизни, и если бы он не потратил на эти изыскания столько времени, он смог бы стать самым знаменитым живописцем со времен Джотто". Далее Вазари выдвигает предположение, что изучение перспективы не только не позволило художнику в полной мере реализовать свой талант живописца, но и повинно в "одиночестве, эксцентричности, бедности мастера". Точку зрения Вазари разделяли многие историки искусства последующих поколений. Так, в XIX веке Джон Рескин писал: "Уччелло потерял голову от своей любви к перспективе".
Понять одержимость Уччелло перспективой несложно. В то время она была совершенно новым, еще плохо изученным оружием в руках живописцев. Мазаччо (1401-1428), младший современник героя нашего выпуска, был первым художником, сумевшим овладеть перспективой до такой степени, что изображенные им на плоской поверхности предметы выглядели объемными. К тому же стремился и Уччелло, с головой ушедший в "науку о перспективе". Ему казалось (и, как показала история дальнейшего развития искусства, совершенно правильно казалось), что перспектива способна дать художнику поистине безграничные возможности. Прекрасным примером, демонстрирующим мастерство Уччелло в выстраивании перспективы, можно считать хранящуюся в лондонской Национальной галерее панель из серии "Битва при Сан-Романо". Каждая деталь этой композиции, от лежащих на земле сломанных копий до фигур сражающихся солдат, написана в соответствии с законами перспективы, превратившими хаотичную сцену битвы в безупречно точный, математически выверенный узор.
С точки зрения "натуралистичности", "жизненной правдивости" "Битву при Сан-Романо" рассматривать невозможно. Но Уччелло и не стремился к тому, чтобы как ' можно более реалистично запечатлеть кровавое сражение. Его интересовало совершенно другое. И перспектива служила ему вовсе не для написания "правдоподобной сцены". Живописец хотел так организовать пространство картины, чтобы каждая деталь в нем выглядела неотменимой, каждая - являлась частью целого, создающего определенное настроение. Тем же целям служит перспектива и в других работах Уччелло. Здесь уместно вспомнить фреску "Всемирный потоп" с его "водоворотообразной" перспективой или же "Ночную охоту", где удаляющиеся и теряющиеся во мраке деревья навевают мысли о таинственности и необозримости мира, в котором человек так легко может потеряться и никогда не найтись.Джордже Вазари соболезновал не только о чрезмерной увлеченности Уччелло перспективой, "приведшей его к меланхолии", но и о его пристрастии к "неестественно-яркому" колориту. В "Жизнеописаниях знаменитых живописцев" он писал о фресках монастыря Сан-Миниато: "Уччелло игнорировал правила, изображая поля синими, города - красными, а отдельные постройки - разноцветными". В настоящее время фрески, о которых идет речь, повреждены настолько сильно, что слова Вазари трудно отнести к ним, однако сходное использование цвета мы встречаем, например, в "Битве при Сан-Романо", где земля написана неожиданным бледно-розовым цветом (или, быть может, поле брани порозовело от крови?).
Свою критику Вазари основывал на всем понятном представлении о назначении живописи - максимально приближать написанное на доске, холсте или стене собора к тому, что "написала" природа вокруг нас. "Художник должен отражать реальность" - эти слова звучали и пятьсот, и шестьсот лет спустя. Гигантские шаги на пути к натурализму сделали Джотто и Мазаччо, а позже - и Леонардо да Винчи, удивительно мастерски и тонко использовавший эффекты освещения. Разумеется, на их фоне Уччелло казался автору "Жизнеописаний знаменитых живописцев" несколько "ретроградным". Теперь, когда невозможно стало рассматривать развитие изобразительного искусства как широкую дорогу, идущую лишь в одном направлении - в направлении максимального приближения живописи к реальности, мы можем позволить себе не согласиться с Вазари. Леонардо да Винчи и Мазаччо в ходе нашей "переоценки" останутся на своих пьедесталах, но рядом с ними займет свое место и Паоло Уччелло - замечательный мастер перспективы и колорита.
Да и сам Вазари, критикуя Уччелло, не может скрыть своего восхищения некоторыми его работами. Особенно много лестных слов говорит он о "Памятнике кондотьеру Джону Хоквуду", отмечая богатую фантазию художника, его умение изображать животных.
Настоящее признание как художника пришло к мастеру лишь в XX веке. Одним из самых пылких почитателей его таланта был известный искусствовед Кеннет Кларк, опубликовавший в 1983 году эссе, посвященное творчеству художника. В нем он назвал стиль Уччелло "синтезом готической фантазии и эвклидовой логики, синтезом настолько совершенным, что нам никогда не докопаться, чему обязана своим рождением та или иная деталь в композициях мастера, - пылкому воображению или холодному математическому расчету".
Рисунки
Вазари, с присущей ему образностью и точностью выражений, писал: "Уччелло рисовал так много, что оставил после себя несколько сундуков, набитых рисунками". Что сталось с рисунками, набивавшими сундуки мастера, мы не знаем. До нас дошло лишь считанное число работ художника в этом жанре. Большинство их находится ныне в галерее Уффици во Флоренции. Среди них есть несколько набросков к сохранившимся до наших дней картинам мастера - в том числе, к "Памятнику кондотьеру Джону Хоквуду" (на след. стр.). Следует отметить также превосходные геометрические рисунки Уччелло, где художник изучает предметы в перспективе. Примером может служить его рисунок "Перспектива чаши". Кстати, у Вазари, который был известным собирателем рисунков, говорят, хранилось несколько работ Паоло Уччелло, включая "удивительно тонкие рисунки птиц и животных". Они, как и те рисунки, что лежали в сундуках самого мастера, бесследно исчезли.
Витражи
"Барабан", венчающий купол флорентийского кафедрального собора, состоит из восьми больших круглых окон. Создание купола было завершено к 1431 году. Последующие несколько лет велась работа по установке витражей, созданных по рисункам лучших итальянских художников того времени - Андреа делъ Кастаньо, Донателло, Лоренцо Гиберти и Паоло Уччелло. Они подготовили полноразмерные картоны, послужившие образцами для мастеров-стекольщиков. В мае 1443 года Уччелло получил деньги за картон "Вознесение", однако впоследствии власти Флоренции отдали предпочтение рисунку Тиберти, выполненному на тот же сюжет. Всего было принято три картона Уччелло. До наших дней сохранились два витража, работе над которыми принимал участие Уччело, - "Воскресение" и "Рождество".Витраж, выполненный по третьему картону мастера - "Благовещение" - был разрушен в 1828 году. Ни один из подготовительных картонов Уччелло не сохранился.
Источник: www.liveinternet.ruwww.my-article.net
Описание картины Паоло Уччелло «Битва при Сан-Романо»
Возрождение, как направление искусства, как правило, воспевало прошлое. С вечной оглядкой на старых мастеров, мастера новые делали первые неуверенные пробы кисти, примеряя на себя классицизм и академизм, оставленный им предшественниками. Не шло речи ни о кубизме, ни о модернизме. Даже импрессионизм ещё был далек от зарождения.
Принимая эстафету от тех, кто был до них, мастера Возрождения и ориентировались на события прошлого. Изображать современный период было для них несвойственно. Предпочитались сюжеты мифологические, религиозные, повествующие о старых распрях и старых войнах. Если же речь и заходила о современности, то кисть художников касалась, как правило, событий батальных, побед или поражений. Это считалось достаточно серьезным поводом для того, чтобы марать холст красками – эмоции или особое видение мира таковым не считалось.
«Битва при Сан-Романо» была написана почти через двадцать лет после самой битвы, которая состоялась в тридцати километрах от Флоренции между флорентийцами и армией Сиены. Исторически победа приписывается флорентийцам, но хроники Сиены говорят об обратном.
На полотне изображен ход боя. Смешались люди и кони, топорщатся копья, низвержены всадники на серых конях. Картина показывает переломный момент боя, когда предводители армии Сиены были смяты и сброшены на землю – именно их кони лежат на боках на переднем плане, и по ним идут всадники врагов.
Сталкиваются две армии. Крики, шум, лязгает железо.
На картине нет ничего от мнения художника – для подобных вещей было слишком рано, куда важнее считалась выдержанность пропорций и историческая точность. Невозможно сказать, что думал о войне сам Уччелло. Одобрял он её или порицал, боялся или, напротив, желал принять в ней участие.
Максимальная обезличенность – никакого своего мнения, разве что стиль – характерна для раннего Возрождения.
opisanie-kartin.com