Убийство Жана-Поля Марата. Убийство марата картина
Смерть Марата — история и её художественные воплощения
Иногда в ванной люди умирают, и некоторые из подобных смертей становятся легендарными. Как, например, случилось с лидером группы Doors. Несмотря на то, что достоверно известно — умер Мориссон не в ванной, Оливер Стоун в своей картине «Дорз» увековечил этот миф. Показав символическое омоложение растолстевшего Моррисона, возврат того былого Диониса, который, умерев, навечно остался молодым и прекрасным, он раз и навсегда создал ещё один великолепный миф.
В некоторых случаях смерть происходит насильственно. Случается, что и такие смерти тоже становятся легендой. Причём, по прошествии времени мифом становится тандем "убийца — жертва", именно так в спайке, а не по-одиночке. О таком случае и пойдёт сегодня речь.
Наверное, самая известная (после, конечно, архимедовской) ванна в истории, и уж точно самая знаменитая в живописи — это ванна, в которой был убит Жан-Поль Марат. 13 июля 1793 года молодая 25-тилетняя девушка своей недрогнувшей рукой заколола самого жестокого теоретика-обоснователя кровавого террора Французской революции, призывавшего затопить Францию в крови 200 000 «врагов революции и народа» (в противовес этим несчастным себя он называл «Другом народа»). Звали девушку-убийцу Шарлотта Корде, она была внучкой знаменитого поэта Корнеля.Вот как об этом пишут историки:«История знает политические убийства, имевшие еще большие последствия, чем дело Шарлотты Корде. Однако, за исключением убийства Юлия Цезаря, быть может, ни одно другое историческое покушение не поразило так современников и потомство. Для этого было много причин — от личности убитого и убийцы до необычного места действия: ванной комнаты».
А вот, что сказала сама Шарлотта Корде, ненадолго пережившая свою жертву (17 июля 1793 года она была публично казнена на гильотине):«Стыдно за преступление, а не за эшафот».
А такие посмертные слова приписал (точнее, пририсовал) Марату Жак Луи Давид на своей картине «Голова Марата»:«Они не могли меня купить, и убили».
Убийство Марата нашло отражение во многих произведениях живописного искусства, самой знаменитой из них стала картина Жака Луи Давида «Смерть Марата» (вверху), лично мне она знакома ещё из школьного учебника истории. Но не только Давид запечатлел это драматическое событие. Известны также обращения и других художников к этой теме. С совершенно других точек зрения.
Например, на картине другого француза, Поля Жака Бодри, главным героем является уже убийца, а не жертва. Картина и называется соответствующе — «Шарлотта Корде»
А вот ещё одна картина, описывающая произошедшее — «Убийство Марата», пера Антуана Йозефа Виртца.
В 1996 году она была размещена на почтовой блок-марке.
В Советском Союзе выпускалась открытка-репродукция картины.
Ещё одна версия - от Жюля-Шарля Авье:
Ниже картина, имя автора которой, к сожалению, мне не известно.
Обращались к этому сюжету и наши художники, например, Андрей Гончаров.
Владимир Алёхин.
Сразу же после совершения убийства вышло множество графических рисунков, авторство которых я тоже определить не смог. Если вдруг кто-то сможет подсказать мне — не откажите в любезности.
А некоторые художники, увидели это событие так.
Эдвард Мунк показал мёртвого Марата вне ванной.
Есть несколько пуританских изображений, на которых убитый был облачён в верхнюю одежду.
Наш соотечественник Денис Жуков, вообще, поместил Марата в лесу под берёзками, а Шарлотте в руки вручил пистолет (что ж, каждый художник имеет право на своё видение).
Интересна также и следующая картина, в которой Марат отсутствует, но зато есть Шарлотта Корде (если её можно узнать в этом существе...) в ванной!
А напоследок вот такая американская интерпретация — картина Сандро Бирка «Смерть Мануэля»
ПС. Не обошёл эту тему и кинематограф — например, в фильмах "Караваджо", "Наполеон", "О Шмидте", "Бойцовский клуб", "Крёстный отец 2" вполне себе угадывается образ, знакомый из живописи.
P. S. Марат конечно был очень плохой человек. Но сказал очень хорошо:
serg-slavorum.livejournal.com
Почему Марата убили в ванной?
10/08/2017
Все наверняка знают известную картину с убийством французского революционера Жана-Поля Марата. 13 июля 1793 года его убила Шарлотта Корде, которая, как мы думали, ворвалась к нему в неподходящий момент и нагло зарезала во время купания. Но все было совсем не так.
Вконтакте
Однокласники
-
Шарлотта Корде, конечно же, не врывалась к Марату с ножом. Она пришла якобы поговорить о делах, а он был в ванной и вылезать не стал. Поэтому и убила она его там же.
-
Марат сидел в ванной не просто так. У него было редкое кожное заболевание, из-за которого у него все чесалось и болело. И только в ванной с солями ему становилось проще. В ней он и провел три последних года своей жизни. Тюрбан на голове тоже не для моды. Это повязка, смоченная в уксусе, которая, опять же, помогала Марату бороться с болезнью.
-
На место смерти сразу позвали мадам Тюссо (ту, именем которой названы музеи с восковыми фигурами), которая сделала посмертную маску Марата. Затем по горячим следам и была написана картина «Смерть Марата». Её автор — Луи Давид, он был другом Марата, и он нарисовал друга молодым, симпатичным, а его смерть изобразил очень драматичной.
-
На самом деле, внешне Марат был очень на любителя. На момент смерти ему было лет 50, да и выглядел он паршиво. А картина Давида просто носила пропагандистский характер и должна была увековечить смерть Марата. Можно сказать, что это первый фотошоп в истории.
-
Поделитесь этим постом с друзьями
Вконтакте
Однокласники
Источник
Мария
Читайте Также
interesno.cc
Убийство Жана-Поля Марата | Assassin's Creed Wiki
Убийство Жана-Поля Марата
Описание
Расследуйте убийство революционера-якобинца Жана-Поля Марата.
ДНК
Расследования
Убийство Жана-Поля Марата — седьмое расследование в игре Assassin's Creed: Единство.
Улики
Дом Марата
- Тело Жана-Поля Марата - Тело Жана-Поля Марата. Погружено в ванну, над ключицей единственная небольшая колотая рана. Кожа испещрена гнойниками.
- Окровавленный нож - Большой кухонный нож. Судя по клейму, сделан в мастерской неподалеку: улица От Фёй, 5.
- Пустая бутылка из-под лекарства - Пустая бутылка из-под лекарства от аптекаря по имени Грегуар Бруссо, рю де Арф, 20.
- Письмо от Шарлотты Корде
- Список предателей-жирондистов - Список предателей-жирондистов:
- Друг народа - Экземпляр газеты "Друг народа" ("L'ami du peuple"), издававшейся Маратом. В ней он обвиняет семейство Перро в поддержке монархии, ученого Антуана Лавуазье в продаже пороха за границу, а жирондистов в излишней мягкости взглядов.
- Свидетельство Жака-Луи Давида - Жак Луи Давид: знаменитого художника больше волнует, как изобразить Марата, чем то, как он умер.
Кабинет аптекаря
- Свидетельство аптекаря - Грегуар Бруссо (аптекарь): лечил Марата, который и сам был искусным медиком. Марат подхватил кожное заболевание, когда скрывался в стоках под домом 23 по рю де Турен.
Отель
- Письмо от Шарлотты Корде - Письмо, написанное Шарлоттой Корде к гражданам Франции:
- "Сравнительные жизнеописания" Плутарха - Книга "Сравнительная жизнеописания" Плутарха.
Лавка торговца
- Рекламный листок отеля "Провидение"
- Свидетельство торговца - Матьё Пинсон: торговец, утверждает, что женщина купила в его магазине нож, которым убили Марата. Она искала отель, возможно, чтобы спрятаться. Название отеля не помнит.
Тюрьма
- Свидетельство Альбертины Марат - Альбертина Марат (сестра жертвы): похоже, Альбертина не сильно горюет. По-видимому, Марат не любил ее кавалера, а его революционные идеи ставили под угрозу безопасность семьи. Но достаточный ли это мотив?
- Свидетельство Шарлотты Корде - Шарлотта Корде: странно спокойна, готова полностью взять на себя вину за убийство Марата.
- Свидетельство Жаспера Ласаля - Жаспер Ласаль: заключенный, рад взять на себя ответственность за убийство. Похоже, Марат опозорил имя его отца в газетной статье. Очень эмоционален.
- Свидетельство Симоны Эврар - Симона Эврар (гражданская жена Марата): кажется, его смерть ее не поразила. Видимо, он уделял больше времени революции, чем семье.
- Свидетельство Терона Бриньяка - Терон Бриньяк: утверждает, что жирондисты послали его убить Марата, но он опоздал. Не знает ни одного имени из "списка предателей-жирондистов", но посоветовал показать список некоторым лидерам жирондистов по адресу улица Кордельеров, 39.
Стоки
- Труп - Тело молодого человека, убитого ударом тупым предметом по затылку. В его руке зажато обручальное кольцо.
- Письмо от Симоны Эврар - Письмо от Симоны Эврар. Почерк практически не читаемый:
Магазин
- Свидетельство Доминика Бюше - Доминик Бюше (представитель жирондистов): не узнает ни одного имени из "списка предателей-жирондистов". Указал, что из первых букв имен складывается слово "провидение".
Улица
- Свидетельство Шантель Наве - Шантель Наве: утверждает, что подозреваемых собрали и отвезли в тюрьму Сен-Жермен, рядом с церковью. Надежная зацепка.
- Свидетельство Жаклин Перель - Жаклин Перель (соседка жертвы): утверждает, что Марата постоянно навещали женщины.
- Свидетельство Мадлен Леклер - Мадлен Леклер: поддерживает Марата, шокирована его смертью.
Диалог
Дом Марата
- Жак-Луи Давид (Художник, пытается запечатлеть смерть Марата на холсте): Эй, повежливей! Я должен запечатлеть смерть великого народного героя! Не мешайте мне!
Кабинет аптекаря
- Грегуар Бруссо (Аптекарь Жана-Поля Марата): Да, я навещал Марата. Лучил его от тяжкой кожной болезни, коей он заразился, скрываясь в стоках. Адрес я сейчас напишу. Найдите негодяя, который это сделал. Марат говорил, что ему суждено принести жертву за свой народ. Его пророчество сбылось.
Лавка торговца
- Матьё Пинсон (Продавец ножей, кинжалов и мечей): На днях одна дама купила у меня нож. Ручка из черного дерева — дорогой, но она не поскупилась. Спросила адрес особняка, но я о том и не слыхивал.
Тюрьма
- Альбертина Марат (Сестра Жана-Поля Марата): Врать не буду — я не скорблю о его смерти. Жан-Поль прогнал мою любовь! Сущий деспот! И он приобрел столько врагов в Париже! Я жила в постоянном страхе!
- Шарлотта Корде (Сторонница жарондистов): Скоро вы поймете, что это я. Я хотела, чтобы смерть Марата стала уроком для таких же безумцев, как и он.
- Жаспер Ласаль (Узник тюрьмы Сен-Жермен): Да, я! Ублюдок заслужил смерти! На нем кровь моего отца! Отец не был предателем — а Марат подонок!
- Симона Эврар (Гражданская жена Жана-Поля Марата): Он помешался на революции, все наши деньги просадил. Про меня иногда вообще забывал. Зато умер, как всегда мечтал. Мучеником.
- Терон Бриньяк (Узник-жирондист): Меня послали его убить, но, проникнув в его дом, я понял, что опоздал. Вы читали его труды? Это же смерть всем нам! Нет, жирондистов я в этом списке не вижу. Но можете поспрашивать у наших вождей. Я напишу вам адрес. Покажите им список.
Магазин
- Доминик Бюше (Представитель жирондистов): И мне эти люди также незнакомы. Но, заметьте — первые буквы имен составляют слово "Провидение"."
Улица
- Шантель Наве (Зевака на месте преступления): Жандармы отправили подозреваемых в тюрьму Сен-Жермен. Им повезет, если уцелеют.
- Жаклин Перель (Соседка Жана-Поля Марата): В том доме женщины так и роятся — можно подумать, будто там публично дом.
- Мадлен Леклер (Сторонница якобинцев, предана Марату): О горе, горе нам! Он был героем революции!
Итог
Убийцей оказалась Шарлотта Корде, дворянка и сочувствующая жирондистам. Обстоятельства дела Революционная газета "Друг народа" Жана-Поля Марата многих во Франции приводила в ярость. Он был ярым сторонником якобинцев, и во врагах у него недостатка не было. В их числе была Шарлотта Корде, дворянка из Кана. Она поддерживала жирондистов и была уверена, что Марат со своей газетой радикализирует революцию. Опасаясь начала гражданской войны, она решила убить Марата, чтобы предотвратить кровопролитие. Она нанесла ему визит якобы для того, чтобы показать список лидеров жирондистов. Марат пригласить ее наверх, в ванную комнату, где он принимал ванну, чтобы облегчить страдания от кожной болезни. Корде показала ему список выдуманных имен жирондистов, и Марат начал поспешно их переписывать. Корде воспользовалась тем, что он отвлекся, и пронзила его сердце ножом, убив его на месте. Она хотела посеять ужас в рядах якобинцев, и ей это удалось. Несмотря на ворох ложных зацепок и улик, которые всегда сопровождают убийство важных персон, правда оказалась обманчиво простой для тех, кто внимательно рассмотрел дело. Первые буквы имен жирондинцев в выдуманном Корде списке составляли слово "Провидение", указывая на одноименный отель. В одной из комнат была найдена записка-признание, в которой Корде написала: "Я убиваю одного, чтобы спасти сто тысяч." |
Галерея
Ссылки
ru.assassinscreed.wikia.com
Смерть Марата Википедия
Это статья о картине. Статью о фильме см. Смерть Марата
«Смерть Марата» (фр. La Mort de Marat) — картина французского художника Жака Луи Давида, является одной из самых известных картин, посвященных Великой Французской Революции.
Картина повествует о судьбе Жана Поля Марата, журналиста радикальной газеты «Друг народа», лидера якобинцев. Марат был одним из наиболее ярых сторонников якобинского террора. Заболев кожной болезнью, Марат не выходил из дома и, чтобы облегчить свои страдания, принимал ванны. 13 июля 1793 года он был заколот ножом в своей квартире дворянкой Шарлоттой Корде.
Надпись на деревянной тумбе — авторское посвящение: «МАРАТУ, Давид». В руке Марата зажат листок с текстом: «13 июля 1793, Мари Анна Шарлотта Корде — гражданину Марату. Я несчастна, а потому имею право на вашу защиту». На самом деле Марат не успел получить эту записку — Корде убила его раньше[1]. Хотя многие исследователи утверждают, что эпизод с запиской был полностью выдуман художником, чтобы ещё больше подчеркнуть драму. Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образ Иисуса, в момент снятия с креста. Сумбурное и хаотичное убийство тщательно редактируется художником и походит на мученичество. Положение правой руки, напоминает фигуру Иисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо.
Давид поднес картину Конвенту. В своей речи депутатам он сказал:
"Народ обращался к моему искусству, желая вновь увидеть черты своего друга... Я услышал голос народа, я повиновался ему. - Спешите все! Мать, вдова, сирота, угнетенный солдат, все вы, кого Марат защищал до конца своей жизни, приблизьтесь! И посмотрите на своего друга. Того, кто стоял на страже, уже нет. Его перо, ужас изменников, выпадает из его рук. О, горе! Ваш неутомимый друг мертв!".[2]
Картина была крайне популярна, существует несколько повторений авторских и художников его школы («Смерть Марата. Ок. 1793. Мастерская Давида. Музей изящных искусств в Реймсе, «Смерть Марата. Ок. 1793. Мастерская Давида. Музей изящных искусств в Дижоне, «Жан Поль Марат, убитый в ванне 13 июля 1793 года. XIX в. Ж.-М. Ланглуа по ор. Давида. Версаль).
По достоинству оценил полотно Бодлер, по его определению Марат, являет «перед нами трагедию, полную живой боли и ужаса». «В картине есть что-то нежное и одновременно щемящее; в холодном пространстве этой комнаты, меж этих холодных стен, над холодной зловещей ванной парит душа».[3]
В настоящее время картина находится в Брюсселе, в собрании Королевского музея изобразительных искусств.
На этот сюжет писали картины и другие художники. Например:
- «Убийство Марата», Л. Брион де Ла Тур. Ламбине.
- «Убийство Марата», Антуан-Жозеф Вирц — музей искусства и промышленности Андре Дилижана в Рубе.(в Советском Союзе выпускалась открытка-репродукция картины, а в 1996 году она была размещена на почтовой блокмарке).
- «Шарлотта Корде. Смерть Марата — Жюль-Шарль Авье. Руан. Художественный музей.
- «Смерть Марата», 1927-29, ГТГ, Гончаров А.Д. (прослеживается влияние экспрессионизма)
- «Смерть Марата. 1888. Ж. Рок. Музей августинцев Тулузе.
На картине Поля Жака Бодри, главным героем является уже убийца, а не жертва. Картина и называется соответствующе — «Шарлотта Корде» (1860, Музей изящных искусств в Нанте).
Также смерти Марата посвящено множество гравюр и рисунков.
Примечания
Литература
- Дюлор. Убийство Марата. "Исторические эскизы основных событий Революции" (1823 г. издания).
- Левандовский А. П. Сердце моего Марата: Повесть о Жане Поле Марате.. — М.: Политиздат, 1975. — 478 с. — (Пламенные революционеры).
- Герман М. Давид. — М. «Молодая гвардия», 1964. — 304 с. — (ЖЗЛ; Вып. 381). — 115000 экз.
Ссылки
wikiredia.ru
Смерть Марата — Википедия РУ
Это статья о картине. Статью о фильме см. Смерть Марата
«Смерть Марата» (фр. La Mort de Marat) — картина французского художника Жака Луи Давида, является одной из самых известных картин, посвященных Великой Французской Революции.
Картина повествует о судьбе Жана Поля Марата, журналиста радикальной газеты «Друг народа», лидера якобинцев. Марат был одним из наиболее ярых сторонников якобинского террора. Заболев кожной болезнью, Марат не выходил из дома и, чтобы облегчить свои страдания, принимал ванны. 13 июля 1793 года он был заколот ножом в своей квартире дворянкой Шарлоттой Корде.
Надпись на деревянной тумбе — авторское посвящение: «МАРАТУ, Давид». В руке Марата зажат листок с текстом: «13 июля 1793, Мари Анна Шарлотта Корде — гражданину Марату. Я несчастна, а потому имею право на вашу защиту». На самом деле Марат не успел получить эту записку — Корде убила его раньше[1]. Хотя многие исследователи утверждают, что эпизод с запиской был полностью выдуман художником, чтобы ещё больше подчеркнуть драму. Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образ Иисуса, в момент снятия с креста. Сумбурное и хаотичное убийство тщательно редактируется художником и походит на мученичество. Положение правой руки, напоминает фигуру Иисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо.
Давид поднес картину Конвенту. В своей речи депутатам он сказал:
"Народ обращался к моему искусству, желая вновь увидеть черты своего друга... Я услышал голос народа, я повиновался ему. - Спешите все! Мать, вдова, сирота, угнетенный солдат, все вы, кого Марат защищал до конца своей жизни, приблизьтесь! И посмотрите на своего друга. Того, кто стоял на страже, уже нет. Его перо, ужас изменников, выпадает из его рук. О, горе! Ваш неутомимый друг мертв!".[2]
Картина была крайне популярна, существует несколько повторений авторских и художников его школы («Смерть Марата. Ок. 1793. Мастерская Давида. Музей изящных искусств в Реймсе, «Смерть Марата. Ок. 1793. Мастерская Давида. Музей изящных искусств в Дижоне, «Жан Поль Марат, убитый в ванне 13 июля 1793 года. XIX в. Ж.-М. Ланглуа по ор. Давида. Версаль).
По достоинству оценил полотно Бодлер, по его определению Марат, являет «перед нами трагедию, полную живой боли и ужаса». «В картине есть что-то нежное и одновременно щемящее; в холодном пространстве этой комнаты, меж этих холодных стен, над холодной зловещей ванной парит душа».[3]
В настоящее время картина находится в Брюсселе, в собрании Королевского музея изобразительных искусств.
На этот сюжет писали картины и другие художники. Например:
- «Убийство Марата», Л. Брион де Ла Тур. Ламбине.
- «Убийство Марата», Антуан-Жозеф Вирц — музей искусства и промышленности Андре Дилижана в Рубе.(в Советском Союзе выпускалась открытка-репродукция картины, а в 1996 году она была размещена на почтовой блокмарке).
- «Шарлотта Корде. Смерть Марата — Жюль-Шарль Авье. Руан. Художественный музей.
- «Смерть Марата», 1927-29, ГТГ, Гончаров А.Д. (прослеживается влияние экспрессионизма)
- «Смерть Марата. 1888. Ж. Рок. Музей августинцев Тулузе.
На картине Поля Жака Бодри, главным героем является уже убийца, а не жертва. Картина и называется соответствующе — «Шарлотта Корде» (1860, Музей изящных искусств в Нанте).
Также смерти Марата посвящено множество гравюр и рисунков.
http-wikipediya.ru
Смерть Марата Вики
Это статья о картине. Статью о фильме см. Смерть Марата
«Смерть Марата» (фр. La Mort de Marat) — картина французского художника Жака Луи Давида, является одной из самых известных картин, посвященных Великой Французской Революции.
Картина повествует о судьбе Жана Поля Марата, журналиста радикальной газеты «Друг народа», лидера якобинцев. Марат был одним из наиболее ярых сторонников якобинского террора. Заболев кожной болезнью, Марат не выходил из дома и, чтобы облегчить свои страдания, принимал ванны. 13 июля 1793 года он был заколот ножом в своей квартире дворянкой Шарлоттой Корде.
Надпись на деревянной тумбе — авторское посвящение: «МАРАТУ, Давид». В руке Марата зажат листок с текстом: «13 июля 1793, Мари Анна Шарлотта Корде — гражданину Марату. Я несчастна, а потому имею право на вашу защиту». На самом деле Марат не успел получить эту записку — Корде убила его раньше[1]. Хотя многие исследователи утверждают, что эпизод с запиской был полностью выдуман художником, чтобы ещё больше подчеркнуть драму. Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образ Иисуса, в момент снятия с креста. Сумбурное и хаотичное убийство тщательно редактируется художником и походит на мученичество. Положение правой руки, напоминает фигуру Иисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо.
Давид поднес картину Конвенту. В своей речи депутатам он сказал:
"Народ обращался к моему искусству, желая вновь увидеть черты своего друга... Я услышал голос народа, я повиновался ему. - Спешите все! Мать, вдова, сирота, угнетенный солдат, все вы, кого Марат защищал до конца своей жизни, приблизьтесь! И посмотрите на своего друга. Того, кто стоял на страже, уже нет. Его перо, ужас изменников, выпадает из его рук. О, горе! Ваш неутомимый друг мертв!".[2]
Картина была крайне популярна, существует несколько повторений авторских и художников его школы («Смерть Марата. Ок. 1793. Мастерская Давида. Музей изящных искусств в Реймсе, «Смерть Марата. Ок. 1793. Мастерская Давида. Музей изящных искусств в Дижоне, «Жан Поль Марат, убитый в ванне 13 июля 1793 года. XIX в. Ж.-М. Ланглуа по ор. Давида. Версаль).
По достоинству оценил полотно Бодлер, по его определению Марат, являет «перед нами трагедию, полную живой боли и ужаса». «В картине есть что-то нежное и одновременно щемящее; в холодном пространстве этой комнаты, меж этих холодных стен, над холодной зловещей ванной парит душа».[3]
В настоящее время картина находится в Брюсселе, в собрании Королевского музея изобразительных искусств.
На этот сюжет писали картины и другие художники. Например:
- «Убийство Марата», Л. Брион де Ла Тур. Ламбине.
- «Убийство Марата», Антуан-Жозеф Вирц — музей искусства и промышленности Андре Дилижана в Рубе.(в Советском Союзе выпускалась открытка-репродукция картины, а в 1996 году она была размещена на почтовой блокмарке).
- «Шарлотта Корде. Смерть Марата — Жюль-Шарль Авье. Руан. Художественный музей.
- «Смерть Марата», 1927-29, ГТГ, Гончаров А.Д. (прослеживается влияние экспрессионизма)
- «Смерть Марата. 1888. Ж. Рок. Музей августинцев Тулузе.
На картине Поля Жака Бодри, главным героем является уже убийца, а не жертва. Картина и называется соответствующе — «Шарлотта Корде» (1860, Музей изящных искусств в Нанте).
Также смерти Марата посвящено множество гравюр и рисунков.
Примечания[ | код]
Литература[ | код]
- Дюлор. Убийство Марата. "Исторические эскизы основных событий Революции" (1823 г. издания).
- Левандовский А. П. Сердце моего Марата: Повесть о Жане Поле Марате.. — М.: Политиздат, 1975. — 478 с. — (Пламенные революционеры).
- Герман М. Давид. — М. «Молодая гвардия», 1964. — 304 с. — (ЖЗЛ; Вып. 381). — 115000 экз.
Ссылки[ | код]
ru.wikibedia.ru
Смерть Марата — WiKi
Это статья о картине. Статью о фильме см. Смерть Марата
«Смерть Марата» (фр. La Mort de Marat) — картина французского художника Жака Луи Давида, является одной из самых известных картин, посвященных Великой Французской Революции.
Картина повествует о судьбе Жана Поля Марата, журналиста радикальной газеты «Друг народа», лидера якобинцев. Марат был одним из наиболее ярых сторонников якобинского террора. Заболев кожной болезнью, Марат не выходил из дома и, чтобы облегчить свои страдания, принимал ванны. 13 июля 1793 года он был заколот ножом в своей квартире дворянкой Шарлоттой Корде.
Надпись на деревянной тумбе — авторское посвящение: «МАРАТУ, Давид». В руке Марата зажат листок с текстом: «13 июля 1793, Мари Анна Шарлотта Корде — гражданину Марату. Я несчастна, а потому имею право на вашу защиту». На самом деле Марат не успел получить эту записку — Корде убила его раньше[1]. Хотя многие исследователи утверждают, что эпизод с запиской был полностью выдуман художником, чтобы ещё больше подчеркнуть драму. Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образ Иисуса, в момент снятия с креста. Сумбурное и хаотичное убийство тщательно редактируется художником и походит на мученичество. Положение правой руки, напоминает фигуру Иисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо.
Давид поднес картину Конвенту. В своей речи депутатам он сказал:
"Народ обращался к моему искусству, желая вновь увидеть черты своего друга... Я услышал голос народа, я повиновался ему. - Спешите все! Мать, вдова, сирота, угнетенный солдат, все вы, кого Марат защищал до конца своей жизни, приблизьтесь! И посмотрите на своего друга. Того, кто стоял на страже, уже нет. Его перо, ужас изменников, выпадает из его рук. О, горе! Ваш неутомимый друг мертв!".[2]
Картина была крайне популярна, существует несколько повторений авторских и художников его школы («Смерть Марата. Ок. 1793. Мастерская Давида. Музей изящных искусств в Реймсе, «Смерть Марата. Ок. 1793. Мастерская Давида. Музей изящных искусств в Дижоне, «Жан Поль Марат, убитый в ванне 13 июля 1793 года. XIX в. Ж.-М. Ланглуа по ор. Давида. Версаль).
По достоинству оценил полотно Бодлер, по его определению Марат, являет «перед нами трагедию, полную живой боли и ужаса». «В картине есть что-то нежное и одновременно щемящее; в холодном пространстве этой комнаты, меж этих холодных стен, над холодной зловещей ванной парит душа».[3]
В настоящее время картина находится в Брюсселе, в собрании Королевского музея изобразительных искусств.
На этот сюжет писали картины и другие художники. Например:
- «Убийство Марата», Л. Брион де Ла Тур. Ламбине.
- «Убийство Марата», Антуан-Жозеф Вирц — музей искусства и промышленности Андре Дилижана в Рубе.(в Советском Союзе выпускалась открытка-репродукция картины, а в 1996 году она была размещена на почтовой блокмарке).
- «Шарлотта Корде. Смерть Марата — Жюль-Шарль Авье. Руан. Художественный музей.
- «Смерть Марата», 1927-29, ГТГ, Гончаров А.Д. (прослеживается влияние экспрессионизма)
- «Смерть Марата. 1888. Ж. Рок. Музей августинцев Тулузе.
На картине Поля Жака Бодри, главным героем является уже убийца, а не жертва. Картина и называется соответствующе — «Шарлотта Корде» (1860, Музей изящных искусств в Нанте).
Также смерти Марата посвящено множество гравюр и рисунков.
ru-wiki.org