Рафаэль. «Три грации». 1504-1505. Три картины
Три картины о любви: что хотел сказать художник
Олеся Ахмеджанова
Иногда мы смотрим на картину, и она кажется нам слишком простой, пустой или даже странной. Всё потому, что некоторые вещи художник спрятал «внутри»: раскидал символы, оставил намёки, наполнил полотно говорящими образами. Разбираемся, как художники на протяжении веков изображали супружеские пары. Вместе с книгой-подсказкой «Говорит и показывает искусство».
Любовь на картинах
До того как появилась фотография, все значимые события пытались запечатлеть на холсте. Это сегодня мы пересматриваем тонны снимков со дня свадьбы. А в прошлом молодожёны стойко позировали художнику: портреты в честь бракосочетания были одной из важных традиций западного искусства.
Вот — 3 картины, которые были созданы в разные периоды. Рассказываем, какие образы использовали художники, чтобы показать зрителю любовь, верность и противостояние.
«Портрет четы Арнольфини», 1434 год
Один из самых известных и таинственных шедевров — картина представителя нидерландской живописи Яна ван Эйка. Герои картины — Джованни ди Николао Арнольфини и его жена Констанца Трента.
Эта картина до сих пор вызывает много противоречий. До конца неясно, написана ли она в честь бракосочетания или является живописной формой брачного договора. И кто отражается в зеркале на стене: сам художник или какая-то другая персона? Почему Арнольфини смотрит на нас с поднятой правой рукой? Это знак приветствия или чего-то иного?
Отражение в зеркале
Какие бы ни велись споры по поводу ее значения и символики, очевидно одно. Это портрет супругов, и нас приглашают увидеть, или даже засвидетельствовать, их верность друг другу. Присмотритесь, и вы увидите, что художник изобразил пару среди множества предметов интерьера.
На самом деле каждая деталь в этой картине имеет своё значение.
- Собака. Возле супругов изображена маленькая собачка, образ которой означает верность и преданность.
- Свеча. Посмотрите на люстру. В одном из шести подсвечников стоит одинокая свеча — также символ преданности. Такие свечи обычно используют в традиционном фламандском брачном обряде.
- Вишни и любовь. Вишни на дереве за окном могут символизировать любовь.
Картина «Портрет четы Арнольфини» наглядно показывает, как иллюзорность, символика и сюжет использовались для выражения верности и любви.
«Мистер и миссис Эндрюс», 1750 год
Картина «Мистер и миссис Эндрюс» написана Томасом Гейнсборо и посвящена свадьбе Роберта Эндрюса и Френсис Картер. Портрет миссис Эндрюс остался незавершенным: тут не видно, но вокруг ее колена проглядывает слой грунтовки. Вероятно, Гейнсборо собирался позднее добавить в композицию ребёнка: в том время художники часто оставляли место на полотне для будущих членов семьи. А иногда даже дописывали родственников посмертно.
На картине тоже присутствует собака — символ верности. Молодожёны изображены на фоне природы. Есть мнение, что свадьба Роберта и Френсис больше напоминала сделку: не союз двух людей, а соединение земель и другого имущества. Так что картина посвящена не столько свадьбе, сколько социальному и финансовому успеху союза.
«Мистер и миссис Кларк и их кот Перси», 1970–1971 годы
Парные портреты, даже спустя несколько столетий, отзывались в творчестве художников. Хороший пример — работы художника Дэвида Хокни. Порой он писал своих друзей в домашней обстановке, а иногда изображал несуществующие пары.
Одна из ярких работ — «Мистер и миссис Кларк и их кот Перси». На холсте — модельер Оззи Кларк и дизайнер тканей Селия Бертуэлл. Хокни был другом жениха на свадьбе этой пары.
Картина чем-то напоминает «Портрет четы Арнольфини»: она также написана в домашней обстановке и наполнена предметами. Сначала композиция кажется слишком уж простой. Но это обманчивое впечатление.
- Лилии. Первое, на что падает взгляд, — цветы. Это нежные лилии, которые олицетворяют чистоту и надежду.
- Кот. На картине мы видим кота Перси — это любимый питомец молодожёнов. Кот — пародия на преданную собаку с картины Арнольфини. Так художник вывернул наизнанку традиционную ценность бракосочетания.
- Окно. Пожалуй, главный символ, который присутствует в этой картине. Окно разделяет молодожёнов. Таким образом художник намекает, что брак не продлится долго. Противостояние усиливают позы Оззи и Селии. Сам Хокни писал: «Вы чувствуете присутствие двух людей и их непростые отношения. Осси сидит с кошкой, Селия стоит. Хотя мы понимаем, что должно быть наоборот». Хокни не ошибался: отношения супругов не продлились долго.
Искусство — предмет неутихающих споров и толкований.
Каждый зритель видит в картине что-то своё, но нельзя исключать присутствие идеи, которую вложил в полотно художник. Символы, образы, намёки — это то, что делает шедевры такими волнующими, эмоциональными и волшебными.Ещё больше толкований и рассуждений — в книге «Говорит и показывает искусство».
Обложка поста Дэвид Хокни, «Мистер и миссис Кларк и их кот Перси»
Три картины
Притча
Один старик очень любил живопись. Он собирал картины всю свою жизнь, и у него уже образовалась внушительная коллекция. Здесь были и портреты, и пейзажи, и натюрморты. Эта красота радовала глаз, но не радовала сердце, и старик давно мечтал о таком полотне, которое восполнило бы этот пробел.
Накопив достаточно денег, старик заказал картину нескольким художникам. Главное, о чем он просил, чтобы при созерцании произведения человек испытывал чувства покоя, умиротворения, чтобы на сердце становилось тепло и радостно.
Художники принялись за дело, а старик приготовился ждать, ведь, как известно, создание полотна — дело небыстрое. Наконец, все картины были написаны, и ценитель живописи отправился их смотреть. Все они оказались прекрасными, но шедевром была одна.
На первой была изображена величественная и неприступная в своей красоте природа Севера — ослепительно белый снег, искрящийся в лучах нежаркого солнца, кромка воды, уходящая под бирюзовый лед, и чайки, безмолвно парящие в вышине неба. Картина была прекрасна, как Снежная Королева, но так же холодна.
Второе полотно поражало буйством красок — на альпийском лугу пестрели цветы, над ними порхали бабочки и стрекозы, а от всех бурь и ветров этот райский уголок защищали живописные горы, упиравшиеся вершинами в безупречно голубое небо. Картина была прекрасна, как подаренный леденец, но так же приторно сладка.
Третий художник также написал горы, но были они скалистые и мрачные. На взлохмаченном небе сверкали молнии, предвещая грозу. По отвесной скале стремительно неслись вниз воды горной речушки, вздымая в месте падения пыль. Казалось бы, эта динамичная картина должна вызывать тревогу и беспокойство, чувство беззащитности перед стихией, но… Внимательно присмотревшись, можно было увидеть, что рядом с водопадом под небольшим каменным выступом растет кустик, пробившийся из расщелины скалы. В его ветвях птица свила гнездо. Там, неподвластная стихии, она спокойно высиживала птенцов…
Старик, конечно, сразу заметил эту деталь (ведь он был истинным ценителем живописи), и его сердце растаяло от умиления. Созерцание пичужки на фоне бушующей природы рождало чувства защищенности и умиротворения. На душе у старика стало тепло и радостно. Это было именно то, что он так долго искал. В тот же день шедевр занял пустующее место в самом центре его богатой коллекции и еще долгие годы радовал домочадцев и гостей.
Покой не значит тишь да гладь вокруг, покой — это мир в сердце.
03.07.2018
obitel-minsk.ru
Три картины
Притча
Один старик очень любил живопись. Он собирал картины всю свою жизнь, и у него уже образовалась внушительная коллекция. Здесь были и портреты, и пейзажи, и натюрморты. Эта красота радовала глаз, но не радовала сердце, и старик давно мечтал о таком полотне, которое восполнило бы этот пробел.
Накопив достаточно денег, старик заказал картину нескольким художникам. Главное, о чем он просил, чтобы при созерцании произведения человек испытывал чувства покоя, умиротворения, чтобы на сердце становилось тепло и радостно.
Художники принялись за дело, а старик приготовился ждать, ведь, как известно, создание полотна — дело небыстрое. Наконец, все картины были написаны, и ценитель живописи отправился их смотреть. Все они оказались прекрасными, но шедевром была одна.
На первой была изображена величественная и неприступная в своей красоте природа Севера — ослепительно белый снег, искрящийся в лучах нежаркого солнца, кромка воды, уходящая под бирюзовый лед, и чайки, безмолвно парящие в вышине неба. Картина была прекрасна, как Снежная Королева, но так же холодна.
Второе полотно поражало буйством красок — на альпийском лугу пестрели цветы, над ними порхали бабочки и стрекозы, а от всех бурь и ветров этот райский уголок защищали живописные горы, упиравшиеся вершинами в безупречно голубое небо. Картина была прекрасна, как подаренный леденец, но так же приторно сладка.
Третий художник также написал горы, но были они скалистые и мрачные. На взлохмаченном небе сверкали молнии, предвещая грозу. По отвесной скале стремительно неслись вниз воды горной речушки, вздымая в месте падения пыль. Казалось бы, эта динамичная картина должна вызывать тревогу и беспокойство, чувство беззащитности перед стихией, но… Внимательно присмотревшись, можно было увидеть, что рядом с водопадом под небольшим каменным выступом растет кустик, пробившийся из расщелины скалы. В его ветвях птица свила гнездо. Там, неподвластная стихии, она спокойно высиживала птенцов…
Старик, конечно, сразу заметил эту деталь (ведь он был истинным ценителем живописи), и его сердце растаяло от умиления. Созерцание пичужки на фоне бушующей природы рождало чувства защищенности и умиротворения. На душе у старика стало тепло и радостно. Это было именно то, что он так долго искал. В тот же день шедевр занял пустующее место в самом центре его богатой коллекции и еще долгие годы радовал домочадцев и гостей.
Покой не значит тишь да гладь вокруг, покой — это мир в сердце.
03.07.2018
obitel-minsk.ru
Три картины
Притча
Один старик очень любил живопись. Он собирал картины всю свою жизнь, и у него уже образовалась внушительная коллекция. Здесь были и портреты, и пейзажи, и натюрморты. Эта красота радовала глаз, но не радовала сердце, и старик давно мечтал о таком полотне, которое восполнило бы этот пробел.
Накопив достаточно денег, старик заказал картину нескольким художникам. Главное, о чем он просил, чтобы при созерцании произведения человек испытывал чувства покоя, умиротворения, чтобы на сердце становилось тепло и радостно.
Художники принялись за дело, а старик приготовился ждать, ведь, как известно, создание полотна — дело небыстрое. Наконец, все картины были написаны, и ценитель живописи отправился их смотреть. Все они оказались прекрасными, но шедевром была одна.
На первой была изображена величественная и неприступная в своей красоте природа Севера — ослепительно белый снег, искрящийся в лучах нежаркого солнца, кромка воды, уходящая под бирюзовый лед, и чайки, безмолвно парящие в вышине неба. Картина была прекрасна, как Снежная Королева, но так же холодна.
Второе полотно поражало буйством красок — на альпийском лугу пестрели цветы, над ними порхали бабочки и стрекозы, а от всех бурь и ветров этот райский уголок защищали живописные горы, упиравшиеся вершинами в безупречно голубое небо. Картина была прекрасна, как подаренный леденец, но так же приторно сладка.
Третий художник также написал горы, но были они скалистые и мрачные. На взлохмаченном небе сверкали молнии, предвещая грозу. По отвесной скале стремительно неслись вниз воды горной речушки, вздымая в месте падения пыль. Казалось бы, эта динамичная картина должна вызывать тревогу и беспокойство, чувство беззащитности перед стихией, но… Внимательно присмотревшись, можно было увидеть, что рядом с водопадом под небольшим каменным выступом растет кустик, пробившийся из расщелины скалы. В его ветвях птица свила гнездо. Там, неподвластная стихии, она спокойно высиживала птенцов…
Старик, конечно, сразу заметил эту деталь (ведь он был истинным ценителем живописи), и его сердце растаяло от умиления. Созерцание пичужки на фоне бушующей природы рождало чувства защищенности и умиротворения. На душе у старика стало тепло и радостно. Это было именно то, что он так долго искал. В тот же день шедевр занял пустующее место в самом центре его богатой коллекции и еще долгие годы радовал домочадцев и гостей.
Покой не значит тишь да гладь вокруг, покой — это мир в сердце.
03.07.2018
obitel-minsk.ru
Набор из трех картин напечатанных на холстах
В искусстве мало, что понимаю, поэтому выбирал то, что мне понравится визуально. Выбор остановился на наборе из трех холстов с видом интересного цветка на фоне камней. Всё остальное под катом. Ссылка перейти в магазин не работает. Пользуемся «копи пастом»http://www.lightinthebox.com/ru/stretched-canvas-art-botanical-purple-petals-on-cobbles-set-of-3_p783965.html После ремонта у родителей на стене стало не хватать какой-нибудь красивой картины, в итоге решил взять этот набор. Картины шли вместе с большим заказом, поэтому мои картины были перемотаны только в несколько слоёв «пупырки». На сайте магазина есть возможность выбрать размер холстов, 40x40 или 60x60, у меня 40x40. Проверим. Да, действительно, с размером не обманули. Но, пора наверное познакомиться с качеством поближе. Кроме «пупырки», углы холстов защищены от повреждений картонными уголками, ну и сам холст запаян в полиэтилен, т. е. даже вода холстам не грозит при транспортировке. Холст натянут на деревянный подрамник, происхождения дерева не могу сказать, да и не интересно мне. Но на сайте указана как сосна. Холст фиксируется на раме простыми мебельными скобами, а прикрывает это всё черная, бархатистая полоска. В комплекте к каждому холсту идут крепеж на стену. Прошу не забывать, что, это печать не на фотобумаге, а все таки на тканевом холсте, на ощупь, это конечно чувствуется, да и на фото видно. Какая используется ткань, не могу сказать, но на ощупь, ткань достаточно плотная. А по записям в интернет, этот холст должен быть из льняной ткани. Цвета насыщенные, яркие, но есть кое где крапинки краски не относящиеся к теме полотен. Все три части, состыковываются между собой и получаем одну единственную композиции. Каких либо не состыковок между частями не обнаружил. Общего плана на стене пока нет возможности сделать, поэтому в этом обзоре я ставлю точку. В принципе не плохой вариант для декора стен, в магазине огромнейший выбор полотен, картин, есть из чего выбрать, но если Вам ни чего не приглянулось, можно воспользоваться поиском в интернете и сделать печать понравившейся Вам картины персонально. Возможно получится дешевле и в вашем городе.P. S. Доставка не бесплатная.
mysku.ru
Рафаэль «Три грации» - Русская историческая библиотека
Доска, масло. 17 х 17 см. Музей Конде, Шантийи
Изобразительная мощь, которую Рафаэль развил во Флоренции, привела его к более синтетической концепции формы и более точному интеллектуальному выражению. Они хорошо заметны в картинах «Сон рыцаря» (Национальная галерея, Лондон) и «Три грации» (Музей Конде, Шантийи). Исследователи считают, что эти две панели, возможно, составляли единый диптих, представленный Сципионе ди Томмазо Боргезе. Тема диптиха могла быть заимствована Рафаэлем из стихотворения «Пуника» поэта Силия Италика. Он был хорошо известен в античную эпоху и вновь обрел популярность в период развития гуманизма. На первой панели, Сципион, спящий рыцарь, должен выбрать между Венерой (наслаждением) и Минервой (добродетелью). На второй, грации вознаграждают его выбор добродетели золотыми яблоками Гесперид. Эта тема с классическими истоками, без сомнения, навеяна повлиявшей на Рафаэля культурной средой Флоренции. Композиция обеих картин Рафаэля, проникнутая чувством глубокой гармонии, является образным выражением этого литературного мотива.
В античных мифах о богах три грации являются олицетворением изящества и красоты и помощницами нескольких богинь. В древнем искусстве они особенно часто представали служителями Венеры, разделяя с ней несколько атрибутов, вроде роз, мирта, яблок и игральных костей. Имена граций, по Гесиоду, (Теогония, 905): Аглая, Евфросина и Талия. Античные художники обычно изображали граций так, что две боковые были обращены лицом к зрителю, а та, что в середине, смотрела в сторону. Эту древнюю традицию заимствовало и западное Возрождение.
Рафаэль. Три грации. 1504-1505
Группа трех граций в разные века была предметом разнообразных аллегорий. Римский философ Сенека (ок. 4 до Р. Х. – 65 по Р. Х.) описывал их (De Beneficiis l.3:2) как улыбающихся девушек, нагих или прозрачно одетых, которые воплощали три стороны щедрости: вручения, получения и возврата подарков. Флорентийские гуманистические философы XV века видели в трех грациях символы трех фаз любви: красоты, растущего желания и его удовлетворения. Часто три грации олицетворяли Целомудрие, Красоту и Любовь (с латинскими надписями: Castitas, Pulchritudo, Amor).
«Три грации» стали первой работой, где Рафаэль изобразил женскую наготу – как спереди, так и сзади. При этом он, вероятно, пользовался не живыми моделями, а древней скульптурной группой «Три грации», находившейся в Сиене и принадлежавшей семье Пикколомини. Грации Рафаэля держат в руках золотые яблоки Гесперид.
rushist.com