Эбру: уникальная турецкая живопись на воде. Эбру картины


Эбру. История искусства живописи на воде | Интересное | Журнал | RETROBAZAR

25, Январь 2013 10:13 | 20 фото | просмотров 37772

Эбру - искусство обработки бумаги, называемое «Турецким мраморированием». Вначале изображение делается на воде, а затем переносится на бумагу или ткань. Старейшая из известных картин Эбру была создана в 11 веке. Но совершенство дошедшего до нас изображения позволяет сделать вывод, что к 11 веку техника Эбру уже достигла совершенства, а значит, искусство появилось значительно раньше известной картины.Эбру — это танец красок, которые, переплетаясь между собой, создают уникальные узоры. Ведь создать два одинаковых эбру просто невозможно. Эбру — древнее искусство обработки бумаги, которое называют «турецкое мраморирование». Самые известные картины, выполненные в технике эбру, были созданы в одиннадцатом веке, но само искусство намного древнее. Среди ученых до сих пор идут споры, где и когда зародилось искусство эбру. Существуют предположения, что это искусство появилось в Индии, а кто-то считает, что эбру зародилось в Иране, а потом его переняли турки. Но известно точно — эбру зародилось где-то на Востоке.

Эбру — это особая техника создания невероятно красивых картин. Иногда можно услышать, что эбру — это рисование на воде. Но также нет единого мнения, как правильно переводится само слово «эбру». Кто-то считает, что оно произошло от арабского слова «ab-ru», что в переводе означает «вода для лица». Также существует версия, что «эбру» произошло от чагатайского слова «ebre», что означает «волнообразный». Хотя больше всего сторонников у версии, что «эбру» произошло от персидского слова «ebri», которое переводится как «облако». Ведь рисунки на воде, сделанные в технике эбру, очень похожи на облака. Картины эбру создаются по особой технике, которая разделяется на несколько этапов. Загадочная техника эбру передавалась мастерами из поколения в поколение. Все инструменты для этого искусства делают только из натуральных материалов. Для создания картины эбру нужен специальный немного вязкий водный раствор . Чтобы сделать такой раствор, нужно в воду добавить нектар гевена, его добывают из растения, которое растет только в Турции. Благодаря этому веществу вода получается вязкой и клейкой, поэтому краски не растворяются в воде, а держатся на поверхности, переплетаясь в причудливых узорах. После того как водный раствор будет готов, его выливают в специальную прямоугольную емкость и постепенно добавляют натуральные краски. Эти краски остаются на поверхности воды, переплетаются между собой, а мастер эбру аккуратно кистями корректирует или создает нужные рисунки на воде. Когда узор будет готов, на него накладывают бумагу, через несколько секунд бумагу снимают и дают ей просохнуть. Далее начинается второй этап создания картины эбру. На высохшую бумагу с мраморным фоном закрепляют трафарет, с его помощью наносят на картину основной рисунок. Только после этого эбру будет готово. В старину рисунки на воде создавали похожим способом, в воду добавляли белую смолу и оставляли настаиваться около двенадцати часов. А краски смешивали с бычьей желчью и водой. Конечно, в современные краски не нужно добавлять желчь. За долгое время, пока существует эбру, было придумано много разных методов создания картин эбру. Но ни один мастер не может точно знать, каким будет его рисунок, ведь благодаря своеобразной технике эбру просто невозможно создать два похожих рисунка.
История возникновения эбруИстория возникновения эбру окутана тайной. Сложно даже сказать, в каком именно веке оно появилось. Самая древняя из найденных картин датируется XI веком, но искусствоведы утверждают, что эта картина написана в условиях, когда искусство уже было отточено, а значит, появилось намного раньше самого изображения. Также невозможно определить, где именно зародилось эбру: то ли в Индии, то ли в Персии, то ли в Бухарском ханстве, то ли еще где-то на Востоке. Единственный факт не вызывает сомнений: эбру является характерным восточным искусством с его плавностью и медитативностью, необходимостью обладать терпением и тонкостью движений. Откуда бы ни пришло эбру в Османскую империю, но именно там оно прижилось, получило свое развитие, и в наше время Турцию принято считать центром, и даже родиной, необычайного искусства росписи по воде. Каких только романтических эпитетов не придумали люди на Востоке для этого необычного вида искусства. Эбру называют «бумагой с облаками» или «бумагой с волнами». Известны такие названия, как «танцующие краски», «облака и ветер», «плавающие краски», «бумажное мраморирование». На Западе эбру чаще всего именуют «турецкой бумагой», потому что в Европу
эбру пришло в XVI веке из Стамбула, а уже в XVII–XIX веках приобрело большую популярность. В султанском дворце-музее Топкапы, в книге "Gay-i Çevgan", написанной в 1539 году, хранятся старинные образцы эбру.Секреты создания эбру. Эбру требует не только творческого начала, но также знания техники, терпения и концентрации. Все компоненты для эбру обязательно натуральные. Краски состоят из воды с добавлением различных пигментов, смешанной с бычьей желчью. Они очень жидкие, практически разноцветная вода. Кисти традиционно изготавливаются из конского волоса и стебля розы. Помимо кистей, для создания эбру еще используют шило, которым художник «заплетает» капли краски на поверхности воды в различные узоры, и гребень длиной в ширину поддона, которым проводят по всей поверхности воды с красками, чтобы создать чешуйчатый узор. Все начинается с подготовки «холста». В прямоугольную тару наливают особый жидкий раствор из смеси воды с экстрактом растения гевен, который сгущает воду. Потом начинается само таинство: художник берет различные краски и буквально стряхивает их с кисточки на поверхность воды. Капли краски не растворяются в воде, а остаются на ее поверхности. Они расплываются, перемешиваются между собой, принимают причудливые формы, ежесекундно меняют очертания. Затем художник начинает осторожно водить по воде шилом, превращая бесформенные капли краски в картину. Краски послушны каждому движению руки мастера, и кажется, что даже от дуновения легкого ветерка, движения мысли они станут сами собой переплетаться в замысловатые узоры. Это выглядит как укрощение водной стихии волей художника. Медитация в движении. Можно бесконечно следить за тем, как бесформенные капли краски обретают жизнь, превращаясь то в небывалые цветы, то в людей, то в сюжеты из сказок. Это действо завораживает так, что забываешь обо всем на свете и можешь смотреть бесконечно. И все равно не приходит настоящего понимания того, как пара кружков краски на поверхности воды может преобразиться в настоящие картины. Когда картина на воде окончена, сверху, очень аккуратно, кладут лист бумаги. Бумага используется тоже специальная: она буквально впитывает в себя все краски с поверхности воды. Лист снимают через несколько секунд, уже с узором.
Эбру в наши дни. Еще совсем недавно этот прекрасный вид искусства был под угрозой исчезновения. Технология могла быть утеряна, мастерство забыто, и нам бы оставалось лишь наслаждаться шедеврами прошлого, пытаясь понять, каким непостижимым образом они были созданы. Но в последние десятилетия искусство эбру в Турции получило новую жизнь: его сохраняют, развивают и несут в массы. Проходят выставки картин, мастер-классы по созданию, продаются различные изделия из ткани, дерева, стекла и кожи с нанесенными на них рисунками в стиле эбру, существуют школы эбру, а иногда проходят представления где-нибудь в парке или на улице.Что такое эбру? Старейшая из известных эбру была создана в 11 веке. Она свидетельствует, что уже в это время искусство достигло совершенства. По словам ученых, чтобы достичь такого качества, вид этого искусства должен был существовать уже несколько веков. Искусство это древнее настолько, что по сей день идут споры, где оно зародилось. По некоторым предположениям эбру появилось в Индии, а потом было перенято персами, от которых перешло к османам, нынешним туркам. По другим предположениям, зародилось оно в Бухаре, и после иранц
ев его переняли турки. Одно можно сказать с уверенностью - эбру имеет восточные корни. Так же нет ясности и с происхождением названия «эбру». Существуют несколько версий, объясняющих этимологию этого слова. Одни предполагают, что это название произошло от арабского «ab-ru», что переводится как «вода для лица». Другие утверждают, что скорее от чагатайского «ebre», означающего «волнообразный». Большинство же сходится на том, что, скорее, это название пошло от персидского «ebri», что в переводе с фарси означает «облако». На первый взгляд кажется непонятным, почему такие разные по значению слова могут определять этот вид искусства, но, зная технику изготовления эбру, всё становится на свои места. Действительно, причудливый фон эбру имеет схожесть с облаками, которые, словно опустившись с небес, оставили свой неповторимый отпечаток на бумаге. Также можно сказать и о волнообразности, которая поражает нас причудливыми переходами из одного цвета в другой. Не лишено смысла и предположение, что эбру происходит от слова, имеющего значение «вода для лица», ведь процесс изготовления эбру имеет непосредственное соприкосновение с водой. Для изготовления эбру непременно нужно обладать терпением, потому что процесс этот трудоемкий, имеет несколько этапов и создается при помощи компонентов, которые существенно различаются по своей сути, но прекрасно дополняют друг друга. Для первого этапа в небольшое прямоугольное корыто выливается специально приготовленный густой раствор из воды и имеющего слабые клеящие свойства нектара гевена. Таким образом достигается необходимая вязкость воды. Далее в эту смесь добавляют натуральные краски, которые не растворяются в воде, а остаются на ее поверхности, смешиваются между собой и образуют причудливые и неповторимые узоры. На эту смесь накладывают бумагу и через 5-10 секунд осторожно снимают и оставляют сохнуть. Уникальный фон готов, но все же это еще не готовое эбру. После того как бумага с нанесенным фоном высохнет, на ней будет закреплён трафарет, с помощью которого будет нанесена основная тема. И только тогда законченное произведение получит своё законное название «эбру».
Технология традиционного эбруЭбру – это рисунок одной жидкостью на поверхности другой. Это возможно только, если у этих жидкостей разное поверхностное натяжение. Поэтому воду, на которой будет выполняться рисунок, необходимо загустить.Раствор для эбру. В качестве загустителя используется экстракт растения гевен. Эта горная колючка произрастает в Анатолии, Иране, Пакистане, некоторых районах на Кавказе. В июле растение срезают, чтобы собрать имз его стебля смолу. Ее высушивают на солнце. Так получается лепестковая китре. Для получения нужного нам раствора лепестки нужно настаивать 2 недели. Но можно купить готовый экстракт, уже измельченный в порошок, тогда ждать придется всего сутки. Вместь экстракта гевена можно использовать загустители из морской красной водоросли, которые используются в пищевой промышленности, в производстве косметики и в других отраслях. Чтобы раствор был однородным, перед началом работы его обязательно нужно процедить через капроновый чулок. Затем накрыть газетой на 5 мин, чтобы собрались все микро-пузырьки воздуха. Газетой накрывать китре следует после каждого рисунка и по окончанию работы.
Краски (бойалар). Краски для эбру включают в себя натуральный пигмент, воду и желчь. Они очень жидкие по консистенции, по сути цветная вода. Для изготовления красок эбру используются следующие нерастворимые пигменты:Желтый: сернистое соединение природного мышьяка.Синий: лахорская синька, которую получают из корня растения. Рецепт ее изготовления создан в пакистанском городе Лахор.Зеленый: соединение синего и желтого. Если много мышьяка, цвет получается ближе к фисташковому, если много синьки –ближе к изумрудному.Темно-синий: особый сорт натуральной синьки.Черный: печная сажа, собранная вручную. Издавна сажа используется для изготовления чернил. В приготовлении это самая сложная краска. Она чень плохо впитывает воду из-за сажи, которая постоянно поднимается на поверхность воды. Поэтому ее нужно очень долго перемешивать. Чтобы облегчить этот процесс, в раствор добавлют сосновые иголки.Белый: карбонат свинца (свинцовые белила) в натуральном виде.Красный: оксид железа из листьев красной капусты.Кисти (фырчалар). Основная задача кистей – вбирать больше краски и легко отдавать ее в виде множества мелких капель. Для этого традиционно и по сей день в эбру используется волос конского хвоста. Ручка традиционно изготавливается из стебля розы.Шило (биз). Для выполнения рисунка используется шило. Им художник аккуратно двигает краски по поверхности китре так, чтобы получались нужные формы. Таким можно даже писать портреты. Вместо шила вполне подойдут спицы, иголки, бамбуковые шпажки и т.п.Гребень (tarak-тарак). Для получения «чешуйчатого» узора использется гребень, длинна которого соответствует длинне или ширине поддона. Этот инструмент отлично подходит для равномерного заполнения пространства рисунком и для создания фона.

   

retrobazar.com

уникальная турецкая живопись на воде

Совершенство природы, таинство мира и торжество красок можно передать с помощью живописи на воде, которую именуют эбру. Организация ЮНЕСКО признала ценность этой удивительной турецкой техники, включив её в список культурного наследия.

Эбру называют танцем ярких красок и неповторимых узоров. И это неслучайно, ведь каждая картина – уникальна, никому не удастся создать её точную копию снова.

История возникновения оригинального вида искусства

Когда точно появилось мраморирование, или эбру, неизвестно. Первая из найденных работ датируется XI столетием. Однако многие искусствоведы убеждены, что картина была создана в период, когда техника уникальной живописи была практически совершенной. Этот факт лишь свидетельствует о том, что эбру появилось значительно раньше.

Никто не может точно определить, где же зародилось искусство. Бытует утверждение, что его родиной является Индия, Бухарское ханство или Персия. История возникновения по-прежнему остается загадкой и окутана некой тайной.

Не вызывает сомнений, что эбру – эта прекрасная живопись, характерные особенности которой плавность, тонкость линий, а также медитативность. Восточное искусство не терпит спешки, а его шедевры создаются с необычайным вдохновением.

Развивалось мраморирование стремительными темпами в Турции, поэтому её и считают родиной эбру.

Техника живописи

Умение рисовать на воде является достаточно непростым занятием. Каждая выполненная работа словно фотография мгновения, в котором незримо присутствует человек, вселенная и вода. Уникальное искусство стало популярным способом самовыражения чувств художника.

Для выполнения рисунка на воде понадобятся следующие компоненты:

  • Экстракт растения гевен, используемый в качестве загустителя.
  • Краски, изготовленные из воды, желчи и натурального пигмента.
  • Кисти, сделанные из волоса конского хвоста.
  • Шило.
  • Специальный гребень, необходимый для заполнения пространства и создания фона.

После добавления загустителя, краски заполняют поверхность воды, но при этом они не растворяются. Каждую секунду меняют свои очертания, переплетаясь в замысловатые узоры. Кажется, что невозможно создать настоящий шедевр с помощью красок и воды. Однако волей талантливых художников бесформенные капли преображаются в неповторимую картину.

Затем к рисунку мастер прикладывает лист бумаги, который впитывает краски с жидкой поверхности, после чего изображение с узором останется на нём. Тем, кто решит попробовать себя в искусстве эбру, рекомендую поискать компоненты в специализированных магазинах для художников.

Эбру сегодня

Не так давно техника мраморирования находилась под угрозой исчезновения. Со временем забыли об этой уникальной технологии и наслаждались только шедеврами прошлого. Однако сегодня искусство снискало популярность. В наши дни занимаются его развитием и популяризуют эбру не только в Турции, но и во всем мире. Все чаще проводятся мастер-классы, открываются школы, а также проходят выставки.

Поистине эбру – это не достояние прошлого, а современное искусство с изящными линиями, в котором отражаются сокровенные чувства и мысли мастера.

Светлана Пономарёва

gallerix.ru

Искусство Эбру. Живопись на воде

«Танцующие краски», «облака и ветер», «плавающие краски», «бумага с облаками», «волнообразная бумага», – так по-разному называют искусство эбру в странах Востока. В Европе же просто говорят – «турецкая бумага», так как впервые с этим изящными, красивыми картинами европейцы встретились именно в Стамбуле.

Известное уже с 11 века, эбру было излюбленным развлечением мастеров-каллиграфов. Но и как самостоятельное произведение искусства эбру можно увидеть не только на бумаге и картоне, но и, например, на шелке. Мастера эбру создавали тонкие рисунки прямо на «плавающем» фоне – тюльпаны, мечети, фигуры суфиев или сидящих на коленях мужчин. У каждого известного изображения есть свое имя – имя мастера. Эбру безгранично и неповторимо – нет двух одинаковых рисунков, каждый раз получается новое сочетание – цветов, форм, «облаков и ветра». Даже мастер не знает, как будут «танцевать» краски на воде в каждом новом рисунке. У самых частых движений красок есть свои названия: «Шаль соловья», «Прилив и отлив», «Цветок», «Зигзагообразный», «Фейерверк».

Еще недавно это искусство могло исчезнуть в Турции и стать только красивым воспоминанием. Однако сегодня традиции эбру бережно сохраняются, оберегаются и популяризируются – устраиваются многочисленные выставки картин эбру, продаются шелковые шарфы, веера, книги, медальоны. Сегодня этому искусству можно учиться – секретами делятся как мастерицы, устраивающие красочные представления прямо на улицах и в парках турецких городов, до целых школ эбру. А можно попробовать «потанцевать» с красками дома.

Как самостоятельно научиться эбру?

После курса обучения или даже одного мастер-класса можно попробовать потренироваться дома. В магазинах, где продают краски, бумагу и остальные принадлежности художника, можно найти все, что необходимо для «домашнего» эбру. В магазине вы сможете найти целые, уже скомпонованные комплекты или купить все по отдельности. В любом случае, продавец будет рад вам помочь.

Емкость для эбру — это тот самый противень, который используют для запекания пахлавы. Конечно, все зависит от размера будущего произведения, но это самый популярный предмет, идеально соответствующий формату бумаги А3. Можно использовать большое глубокое блюдо или глубокий поднос. Воду нужно залить примерно до половины.

Вода эта особая. В большую бутылку воды насыпается несколько ложек специального порошка. Смесь настаивается несколько часов. Ее лучше периодически взбалтывать, так как порошок может сбиться в комочки. После этого воду нужно процедить через ткань.

Это тот самый порошок-загуститель, благодаря которому краска не смешивается и остается на поверхности. Сегодня это по большей части каррагинан или альгинат натрия. Возможны другие синтетические смеси. В течение истории для этой цели использовали разные натуральные компоненты: воду и краски смешивали с бычьей желчью, определенными водорослями или порошками из трав. Или смешивали с водой смолу (нектар гевена). Или конопляное семя, семечки айвы, керосин и т.п. После этого жидкость выдерживалась полдня, время от времени ее перемешивали. За это время вяжущее вещество растворялось и смесь приобретала нужную консистенцию.

Сейчас продаются большие наборы красок, хотя изначально в «мраморной бумаге» использовался только коричневый цвет, цвет земли. Эти краски – специально для эбру, хотя сегодня иногда используют акриловые или масляные краски.

В бутылочки с красками входит обычная пипетка, с помощью которой можно капнуть краской на воду и посмотреть, как она растекается по поверхности. Можно использовать несколько цветов – краски не смешаются.

Краски уже начали «танцевать» — они плывут по воде. Им можно помочь: взять тонкую металлическую палочку (в древности использовались бамбуковые палочки или даже человеческий волос) и закружить краски в вихре или пойти зигзагом – аккуратно и медленно ведите палочкой по поверхности воды. Движения красок предугадать очень сложно, особенно новичкам. Но наблюдать за их своевольным перемещением – затягивает.

Теперь берем плотный лист бумаги и осторожно кладем на поверхность воды. Не замочив вторую сторону листа, поднимаем его. Все краски с поверхности воды «отпечатались» на бумаге. Убираем лист высыхать, промокаем воду газетой, чтобы снять остатки краски, и можно создавать следующий рисунок.

Эбру – это медитация, это гармония движения и цвета, это непредсказуемость жизни, терпение и красота. Эбру – как прекрасный нежный цветок снова начинает распускаться в современной Турции.

Источник

Похожие записи

way-art.ru

Эбру: картины на воде — Miraman.ru

Специальная техника, пришедшая к нам из глубины веков с Востока, позволяет не только расслабиться и отдохнуть, создавая жидкую картину, но и пообщаться со своим подсознанием.

От эксперта

Лада Вилисова, арт-терапевт, мастер эбру:— Я первая привезла в Новосибирск древнее искусство эбру. Сначала было сложно объяснять участникам, куда я их приглашаю и чему хочу научить. Поэтому с удовольствием показывала эту невероятную красоту всем желающим на открытых мастер-классах, и в скором времени искусство рисования на воде у нас прижилось.В чем достоинство эбру? Во-первых, это искусство помогает расслабиться и приятно провести время, а во-вторых, вывести наружу то, в чем сложно себе признаться. При расшифровке рисунков просматривается информация об истинных ресурсах, стиле проживания души в мире, о ее задачах и желаниях. Получаются практически однозначные сообщения, которые я называю телеграммами из Вселенной.

Разговор с душой

Искусство рисования по воде многогранно. На креативных мастер-классах можно в удовольствие поводить кистью, рождая шедевры. Затем перевести получившиеся изображения на холст — создать картину или сделать красивый шелковый платок с уникальным узором.

На более серьезных занятиях — сессиях-погружениях — с помощью арт-терапевта и техники эбру можно заглянуть в свое подсознание. Здесь важно не то, что получится в итоге, а сам процесс рисования. Смешение цветов завораживает, превращаясь почти в медитацию. А то, что вода ведет себя в тысячу раз капризнее, чем бумага, даже помогает, не позволяя новичкам заранее планировать, каким будет узор. С каждым движением он меняется, готовя рисунок-сюрприз в абстрактном стиле. В конце такой сессии результат переводится на бумагу и расшифровывается.

— Человек формулирует ситуацию, проблему, мысли, которые актуальны именно сейчас и которые он не может для себя осознать, разрешить, изменить, — рассказывает Лада Вилисова, арт-терапевт, мастер эбру. — Получившиеся образы мы «распаковываем» при помощи методов арт-терапии. Открываются очень глубокие смыслы, происходит настоящее исследование.

Один из частых запросов — попытка понять себя в отношениях, увлечениях, работе. Случается так, что на уровне социума все благополучно. Работа приносит хороший доход, но каждый день приходится практически за волосы тащить себя в офис. Есть что-то, что лишает человека счастья, а вот осознать, что именно, сложно.

— Не раз благодаря рисункам к нам приходили ответы, общий смысл которых сводился к тому, что человек вместо того, чтобы прислушиваться к желаниям души, заставляет ее во всем подстраиваться, выбирая дело исключительно разумом, — поясняет наш эксперт.

Телеграммы из Вселенной

Технология находить скрытые ответы связана не только с эбру. Это так называемое правополушарное рисование. Дело в том, что мозг состоит из двух половинок. Левая в ответе за аналитику, способность читать и писать, выстраивать логические цепочки, запоминать. Правая — обрабатывает информацию в образах, помогая осознать проблему интуитивно, целиком, не разделяя на этапы. Если во время рисования переключиться именно на это полушарие, можно получить неожиданные и емкие «телеграммы».

— Недавно было интересное погружение, — вспоминает наш эксперт. — Женщина планировала второго ребенка, была настроена на эту волну, готова на уровне разума, но беременность не наступала. Когда мы разглядывали ее рисунок после сессии-погружения, то увидели восхитительного спеленатого младенца. Даже дыхание перехватило! То, что новая душа рядом, — стало понятно. Также мы узнали, что приходу нового существа мешает сама мама, так как все важные энергетические каналы оказались буквально пережаты слишком напряженным ожиданием. Нужно было всего лишь немного расслабиться и подождать.

Укрощение красок

Чтобы вода превратилась в «полотно», в нее добавляют нектар гевена — это растение является искусственным загустителем и придает жидкости дополнительную вязкость и клейкость. Краски тоже необычные — сделаны на основе желчи и не растворяются в воде, они словно растекаются по ее упругой поверхности. По сравнению с рисованием на бумаге разница огромна — техника требует терпения и аккуратности.

Для создания узоров используются особые «кисти» — палочки, которыми художник воздействует на пленку из красок. Причудливые завитки цвета можно растягивать, закручивать, смешивать, превращая в неповторимые узоры. Гребень и шило позволяют разнообразить цветовые элементы и укротить краску, создавая изображения предметов. Если есть цель нарисовать что-то конкретное, придется потренироваться. В первое время сладить с красками совсем не просто.

После того как «полотно» готово, можно сохранить его, сделав «снимок» — отпечаток на специальной плотной бумаге. Листы аккуратно накладываются на слой краски, а затем снимаются и высушиваются. Шедевр можно перенести и на другие основы — дерево, керамику и ткань. Кстати, этим искусно пользовались мастера древности. 

Мнение«Я во многом разобралась и получила обещанные сюрпризы»Наталья Молчанова, госслужащий, участница сессии эбру-погружения:— Мастер показала мне приемы рисования на воде и предупредила, что прежде всего нужно сосредоточиться на психологической ситуации, а уже потом — на своих действиях. Мое левое полушарие сначала запротестовало, пытаясь фильтровать информацию разумом. В голове возникли вопросы: что нарисовать? это должно быть что-то символичное? какие этому соответствуют цвета? Но затем я попыталась представить ситуацию, по которой у меня были вопросы, и… настолько ушла в сам процесс, что забыла обо всем! После интерпретации рисунка мастер рассказала, какие сообщения пришли из моего подсознания. Она посоветовала прислушиваться к себе и загадочно сообщила, что через некоторое время я замечу изменения в собственных мыслях и поступках. Ее слова вскоре оправдались, я во многом разобралась и получила обещанные сюрпризы.

История эбру

По одной из версий, искусство рисования по воде зародилось в древней Индии. Потом оно было перенято персами, от которых перешло к османам — современным туркам. По другой — эбру родилось в Бухаре, и турки позаимствовали его у иранцев.

Одно можно сказать точно: появилось это искусство на Востоке. Дошедшие до нас картины, сделанные в этом стиле, датируются XI веком. Однако судя по тому, насколько мастерски они сделаны, очевидно, что искусство эбру гораздо старше.

текст: Марина ЧАЙКАфото: архив Лады ВИЛИСОВОЙ, Игорь МАЗУТСКИЙ

miraman.ru

Эбру рисование на воде по немецкой книге — часть 1

Чисто случайно мне в руки попала старая немецкая книжка про эбру — рисованию на воде. Я пролистала ее, была заворожена картинками, иллюстрирующими это древнейшее искусство.

Эбру - рисование по воде

Эбру — рисование по воде

Мне и раньше доводилось читать про него, смотреть видео по этой теме, действительно очень увлекательно, сам процесс даже интересней результата, но бумажные оттиски получаются тоже просто сказочными.

Хочу сразу добавить, что отпечатки эбру можно с успехом делать на ткани, дереве. Таким образом получаются великолепные шелковые платки.Чтобы разом окрасить весь платок, нужна соответственно емкость с большой площадью.

Встречала упоминания, что еще получившиеся сказочные рисунки переводят на керамику и стекло. Вот только не знаю точно, какие же красители нужны для этого, обычные для технологии рисования на воде или какие-то особенные.

Уверена, что не только мне одной нравится эбру. Наверняка многие даже не знают что это такое, названия еще не слышали, поэтому решила привести основные моменты книжки (в вольном переводе), а также фотографии примеров. На это мне потребуется наверное несколько постов, а сегодня начну с самого основного — азов, а также нескольких уроков для начинающих.

Что же такое эбру?

На поверхности одной жидкости можно рисовать другими — красками. Но не всегда, а только тогда, когда плотности этих составов сильно отличаются. Иначе бы они просто смешивались, растворялись.

В качестве основы, на которой можно рисовать, берется специальный густой, немного клейкий раствор. По оригинальной технологии он делался из растения, колючки. Процесс был долгий, занимал пару недель.

Сейчас все упростилось, купив порошок (загуститель), можно самостоятельно сделать раствор для рисования эбру, нужно только немного настоять его. Существуют аналоги, сделанные из водорослей и даже мха.

Некоторые умудряются рисовать масляными красками по воде, а детям в детских садах предлагают рисование обычной гуашью по молоку. Молоко иногда разводят мукой или крахмалом. А сверху на рисунок брызгают жидким средством для мытья посуды. :)

История возникновения эбру

Немного истории. Точно никто не может сказать, когда именно возникло это древнее искусство. Доподлинно известно только то, что эта техника рисования по воде пришла с востока. Во втором веке до нашей эры она была известна в Китае. Там технология эбру держалась в строгом секрете. Гораздо позже она появилась в Японии.

Использовалась такая «мраморная» бумага не только для написания текстов и документов. Из нее изготавливали зонтики, лампы, головные уборы, сумки, фонарики, драконов и многое другое.

Из поколения в поколение знания передавались потомкам, искусство эбру развивалось. В настоящее время мраморную бумагу называют иногда «турецкой бумагой». Потому что там рисование по воде было очень распространено, причем до сих пор. Использовались не только цветные красители, но также золотая и серебряная пыль. Бумагой, окрашенной в стиле эбру украшалась самая главная у мусульман книга — коран. Причем для книг и важных документов цветными делались только бумажные края, а середина оставалась белой, она-то использовалась для написания текстов.

Недаром названия всех приемов этого интереснейшего искусства имеют названия турецкого происхождения (например, Battal Ebru, Gel-Git Ebru, Taraklı Ebru и другие). Об этом можно почитать подробнее в следующей статье:

стили эбру14 техник эбру и современные стили рисования по воде

Мой третий пост на общую тему. Стили и приемы азиатского искусства рисования на воде каталогизированы, а затем собраны в один список, каждый имеет свое оригинальное название. В конце рассказано немного о современности, о его особенностях в наше время. Эбру в наше время не ушло в небытие, а продолжает развиваться.

Название происходит от турецкого слова «эбр», что означает облако. Персы предпочитали многоцветную технику рисования. Они писали на ней стихи и письма. Сам персидский шах писал указы на такой бумаге, поскольку ее очень сложно было подделать.

В Германии цветная бумага известна с 15 века. Это были простые, окрашенные при помощи губки и кисточки листы. Только в 16 веке рисование по воде пришло в Европу. Путешественники и торговцы привозили цветную бумагу в стиле эбру с собой на родину. Из нее изготавливали обложки книг. Если было мало материала, то использовали кусочки, настолько она ценилась.

Многие исследователи хотели получить рецепт изготовления, кому-то это удавалось, в каждой переплетной мастерской был свой собственный. Как жидкой основы, так и красок.

В 19 веке в Европе были созданы курсы эбру — рисования по воде, бумага с успехом продавалась. Была даже такая профессия — изготовитель цветной бумаги.

Материалы для эбру и техника рисования на воде

  • Ванночка (кюветка)
  • Кисточки и пипетки
  • Гребни для рисования на воде
  • Краски (некоторые берут тушь, темперу, разбавляют желчью, терпентином, петролеумом)
  • Водная основа
  • Приспособление для мытья окон с резиновой деталью
  • Баночки от йогурта или другие закрывающиеся емкости
  • Картон и ножницы для получения шаблонов
  • Бумага для оттиска эбру
  • Газеты
  • Передник

В ванночку будет наливаться жидкость, на которую собственно наносится краска. Раньше такие емкости были оснащены возможностью слива загрязненной жидкости с поверхности воды, сейчас используются самые простые. Некоторые берут для этих целей кюветки, которые применялись в фотолабораториях для проявки фотографий.

Материалы для эбру

Материалы для эбру

Гребни для создания узоров многие делают сами, из куска дерева с дырочками (или пробки), а также штопальных иголок. Необходимо по меньшей мере две штуки, длиной почти по ширине ванночки с разным расстоянием между иглами. Хорош короткий гребень, им можно делать орнаменты на небольшой части рисунка.

Гребешки можно сделать из двух частей картона, между которыми приклеиваются иголки. Но в наше время все это можно купить в магазине в готовом виде.

Еще для работы над эбру можно использовать деревянные части кисточек, шпатель,  иглы для шитья, птичьи перья и другое.

Основа изначально изготавливалась из растений, в частности колючки гевен. Процесс был длительный, а сейчас можно купить порошок, который разводится в воде, настаивается и получается основа, на которой можно рисовать. Она должна быть однородной, поэтому ее необходимо пропустить через сито или марлю.

Если на поверхности имеются мелкие пузырьки воздуха, то, чтобы убрать их, сверху кладут на короткое время газетный лист.

Рисунок можно перевести не только на бумагу, но также на ткань, кожу, дерево или яичную скорлупу. Бумагу лучше брать такую, чтобы при намокании она сохраняла некоторую прочность. Одновременно она не должна быть слишком плотной и упругой, иначе при переносе эбру на бумагу могут возникнуть пустоты.

Неплохо смотрится цветная бумага в технике рисования на воде, даже иногда абсолютно черная. Покупать нужно специальную бумагу для эбру, а обычную нужно специальным образом обрабатывать, а затем сушить.

Нужно запастись газетами для покрытия поверхности, для просушки готовых работ, для снятия загрязненной основы с поверхности.

Рисование по воде - пример

Рисование по воде — пример

Упражнение 1: рисование одним цветом

Ванночку наполняем на две трети основой. Готовим голубую краску. Кистью или пипеткой сажаем каплю за каплей.

Нанесение краски на воду пипеткой

Нанесение краски на воду пипеткой

Работать нужно быстро, чтобы размеры всех элементов были приблизительно одинаковыми (они быстро растекаются, увеличиваясь в размерах). Последние капельки расплываются меньше, поскольку первые уже расплылись и последним осталось просто мало места.

Урок 1 эбру

Урок 1 эбру

Накрываем сверху бумажным листом, при этом беремся за два диагонально-противоположных угла, класть начиная с середины. Не смещать, не тянуть, иначе получатся полосы на картинке.

Но теоретически эти полосы могут быть интересными, хотя возникают случайно. Хуже пузырьки воздуха, поэтому прежде чем переводить изображение, убедитесь, что пузырьков нет, а если есть, то проколите их иголкой.

Нужно постараться чуть нажать на бумагу во всех местах, чтобы потом не получились белые пятна на некоторых местах. Это нужно делать осторожно, кончиками пальцев.

Так же точно, за диагональные углы, поднимаем лист с отпечатком эбру.

Перенос рисунка с воды на лист

Перенос рисунка с воды на лист

На листе помимо узора остается грязноватая клейкая основа. Она может сильно испортить изображение, оставить серые пятна. Помещаем бумагу в воду, вручную осторожно очищаем от клейкой массы. Ни в коем случае не промывать под струей воды! Может смыться рисунок.

Далее помещаем нашу работу на ровную поверхность, лежащую не совсем горизонтально, например, на стекло. Изображением кверху. Очистить поверхность можно при помощи резиновой части приспособления для мытья окон. Работаем только сверху вниз.

Очищаем изображение эбру

Очищаем изображение эбру

Упражнение 2: нанесение нескольких цветов

Это упражнение эбру не сильно отличается первого, здесь мы возьмем три цвета — черный, зеленый и синий. Сначала капаем черным. Он ведет себя как мы уже наблюдали ранее — образует «соты». После капаем внутрь по зеленой капле. Они расширяются, придавливают черный цвет к краям. Далее капаем синим. Он реагирует не так агрессивно, как зеленый.

Такие эксперименты всегда интересны. Один порядок нанесения цветов на воду меняет  результат. Влияет также степень разбавленности красок. Разные цветовые комбинации частенько приводят к неожиданностям.

Урок 2 - рисование тремя цветами

Урок 2 — рисование тремя цветами

Упражнение 3: рисование разбрызгиванием красок

Распределение капель пипеткой уже приводит к интересным результатам. Классическим рисунком эбру является узор камня, мраморный. Как же создается известная доля «случайности» в узоре?

Мелкие прутики можно связать метелочку нитками или шнурком, она не должна быть большой, не длиннее, чем кисточка. Она обмакивается в краску, а затем разбрызгивается над емкостью с жидкостью-основой.

Разбрызгивание красок венчиком

Разбрызгивание красок венчиком

Цветовые пятна получаются разного размера. Влияет также то, насколько разбавлены краски, насколько долго мы ждем прежде чем перевести узор на бумагу.

Случайные пятна

Случайные пятна

Упражнение 4: использование разбавителей при рисовании

Что же это за жидкости, которые влияют на скорость и формы «расползания» цветовых пятен? Во-первых, вода. Во-вторых, желчь, петролеум, терпентин. Все это продается и можно легко купить. Если раньше нужно было покупать в разных местах, то сейчас все для эбру можно найти в одном магазине для хобби и художников. С разбавителями можно экспериментировать, приобрести собственный опыт.

Зачем нужна желчь для эбру?

В зависимости от того, какие краски (тушь, темпера и т.д.) используются, реакция может быть разной. Желчь для эбру — для чего же она нужна? Посмотрите на картинки ниже, поймете каким образом преобразуется рисунок после ее применения.

Например, красные «гвоздики» получаются, если темпера сильно разбавлена желчью.

Применение желчи в эбру

Применение желчи в эбру

Ниже вы видите еще два варианта эбру. Цвета разбрызганы метелкой. После рисунок покрыт мельчайшими каплями петролеума. Для этого можно использовать обыкновенный пульверизатор.

Петролеум в рисовании по воде

Петролеум в рисовании по воде

Эбру с петролеумом

Эбру с петролеумом

Интересными получились переходы цветов на примере ниже. Да, не бойтесь, что на бумаге отпечатаются жирные следы петролеума или терпентина. Они улетучатся, когда работа эбру будет сохнуть.

Влияние разбавителей на узор

Влияние разбавителей на узор эбру

В ближайшее время думаю продолжить выкладывать посты по этой теме, поскольку книжка содержит множество материалов с уроками по нарастающей сложности.

Но не знаю, насколько это кому-то нужно, будет ли интересно кому-то кроме меня. Так что, пожалуйста, пишите в комментариях, есть ли интерес, стоит ли мне дальше продолжать тему эбру, искусства рисования по воде.

Продолжение следует, ссылки смотрите ниже.

Вас может заинтересовать:

Техника эбруТехника эбру с приемами рисования по воде в картинках — часть 2

Вторая часть, продолжение описания древнейшего способа рисования по водной глади с последующим переводом изображения на бумагу, ткань, дерево или другой материал. Более сложные приемы, работа иглой, гребнем, шпателем, пером птицы, а также свободная техника, в результате которой получаются растительные узоры.

Похожие статьи:

dolgoli.ru

"Искусство облаков" или Эбру – Ярмарка Мастеров

Эбру - древнее турецкое искусство рисования на воде.

Старейшая из известных картин Эбру была создана в 11 веке. Но совершенство дошедшего до нас изображения позволяет сделать вывод, что к 11 веку техника Эбру уже достигла совершенства, а значит, искусство появилось значительно раньше известной картины.

Родиной Эбру принято считать Турцию, хотя вероятнее всего, здесь оно только получило широкое распространение. Зародилось же Эбру, по некоторым предположениям в Индии, потом было перенято персами, от которых перешло к османам, нынешним туркам. По другим предположениям, зародилось оно в Бухаре, а после иранцев его переняли турки. Одно можно сказать точно – Эбру появилось на Востоке.

Так же нет ясности и с происхождением названия «эбру». Этимология слова Эбру доподлинно неизвестна. Есть несколько версий. Первая: Эбру произошло от арабского «ab-ru», в переводе «вода для лица». Вторая: слово произошло от чагатайского «ebre» - «волнообразный». Турки предпочитают считать наиболее правдоподобной третью версию: название пошло от персидского «ebri», что в переводе с фарси означает «облако».

На первый взгляд кажется непонятным, почему такие разные по значению слова могут определять этот вид искусства, но, зная технику изготовления эбру, всё становится на свои места. Действительно, причудливый фон эбру имеет схожесть с облаками, которые, словно опустившись с небес, оставили свой неповторимый отпечаток на бумаге. Также можно сказать и о волнообразности, которая поражает нас причудливыми переходами из одного цвета в другой. Не лишено смысла и предположение, что эбру происходит от слова, имеющего значение «вода для лица», ведь процесс изготовления эбру имеет непосредственное соприкосновение с водой.

эбру

Искусство Эбру передавалось мастерами их ученикам из поколения в поколение. В Эбру используются только натуральные материалы. Кисти сделаны из древесины розового кустарника или из конского волоса. Вязкость воды увеличена путём добавления нектара Гевена (Астралагуса) – растения, растущего в Анатолии. Выжатая их нижней части стебля, жидкость конденсируется в смолистый воск, имеющий слабые клеящие свойства.

Художник наносит рисунок красками, которые не растворяются в воде, а остаются на её поверхности, смешиваются между собой и образуют причудливые и неповторимые узоры. Затем на рисунок накладывают бумагу и через несколько секунд осторожно снимают, высушивают и фон для Эбру готов. После того как бумага с нанесённым фоном высохнет, на ней будет закреплён трафарет, с помощью которого будет нанесена основная тема. В другом случае  художник следит за расплывающимися пятнами краски и формирует из них нужный ему рисунок при помощи палочки, тем самым  создавая полностью законченное произведение, которое после отпечатка на бумаге уже не дорабатывается.

рисование

Но название произведения Эбру дается обычно только после того, как ему будет придана форма. Некоторые типы Эбру были названы именами художников, создавших особенно удачные формы. Так, например, появились «Эбру Хатип» и «Эбру Неджметтин», имеющие уникальные формы цветов.

марморирование

Близкой к Эбру - технике рисования на воде - является марморирование. Основная идея схожа - нерастворимыми в воде красками на воде пишутся узоры, которые потом переносятся на лист бумаги или любой другой предмет, который покрывается случайными красочными разводами. В технике марморирования разводы именно случайны, и художник не стремится их как-то упорядочить, давая воде и краске самим рисовать замысловатые мотивы. Марморирование - это заготовка для последующей обработки изделия или рисунка на бумаге, покрытой марморированием.

Огонь. Из серии "Вдохновение" Ирина Миронец 

«Искусство облаков» — так называли эту технику в Персии и Турции в XV веке, широко применяя ее в переплетном деле. В Европе она достигла вершин совершенства в XVII веке, прежде всего, во Франции, где декоративная бумага для форзацев и крышек переплетов обрабатывалась марморированием масляной краской, клейстером с красителями.

Рассвет на реке. Из серии "Лодки" Ирина Миронец 

Краска создает на бумаге отпечатки уникальноых образов, которые сами побудят фантазию к завершению композиции, случайным образом появившейся на бумаге.

www.livemaster.ru

Эбру - искусство рисования на воде. Идеи для творчества

02-Июн-2015

Автор : 1001 поделка

Эбру - искусство рисования на воде. Идеи для творчестваДрузья!Сегодня хочу познакомить Вас с очень интересной техникой рисования. Называется она — эбру, или  «Турецкое мраморирование». Вначале изображение делается на воде, а затем переносится на бумагу или ткань…

Вода — это основа всего живого и, говорят, если Вы научились рисовать на воде, значит научились понимать язык воды.Техника Эрбу — одновременно и очень проста, и сложна. Вода — ваш верный друг с самой первой попытки, ваше зеркало, барометр души. Каждый рисунок — это фотография момента, в котором есть вы, вселенная и вода… Начав это общение с водой однажды, с каждым шагом вы приобретаете всё более глубокое понимание мира и обретаете себя…

«Гениальная гибкость линий на водной глади, огонь воображения, руки и мировоззрение мастера, — в этой смеси всегда есть константа, невозможно объяснить итог таинственного действа, — синтез замысла рисунка и красок, дающие миру новизну – артефакты: космические и земные пейзажи, чашки цветка, говорящие с небом в ритме ветра. Техника рисования на жидкой поверхности – эбру — переживает пору расцвета в Турции, где оно стало не только техникой декорирования бумаги, но и духовной практикой».

От куда пришло это искусство? Сложно сказать. Существуют самые разные версии: Северный Китай, Южная Сибирь, Туркменистан, Персия, Индия, Пакистан и даже Древний Египет.Некоторые утверждают, что эрбу было одним из ритуалов шаманов. Об этом говорит мраморный рисунок, переведенный на кусок кожи, возрастом около 2500 лет, найденный в районе Алтая.

Не менее интересно происхождение названия этой техники — «эбру». В персидском языке есть слова “об” (вода) и “ру” (на), соответственно «обру», адаптированное в турецком как «эбру», значит «на воде». В мире это искусство называют Турецким мраморированием. Однако, мраморные разводы — это лишь малая часть глубокого и изящного искусства.

Изображение, созданное на воде, можно переводить на бумагу, ткань, дерево, стекло и керамику. Так неповторимый рисунок становится украшением интерьера, одежды и аксесуаров.

Эбру — это больше, чем искусство. Танцующий рисунок, тихая мелодия… Это простота воды, праздничность красок, чувства художника, совершенство природы и божественная уникальность, соединенные вместе.

Эбру — это способ самовыражения, который никогда не теряет своего мистического очарования с момента возникновения замысла и до появления изображения на бумаге.

Даже соприкасаясь с этим впервые, Вы становитесь автором уникального и неповторимого творения.

Эбру – это как сфотографированная и отпечатанная на бумаге «молитва» мастера. Эбру требует внутреннего развития, углубления своего понимания мира, открытость новым вещам, которые порой сложно уложить в голове. Эбру выражает Ваши чувства и Вы сами отражаетесь в эбру…

Искусство Эбру передавалось мастерами их ученикам из поколения в поколение. В Эбру используются только натуральные материалы. Кисти сделаны из древесины розового кустарника или из конского волоса. Вязкость воды увеличена путём добавления нектара Гевена (Астралагуса) – растения, растущего в Анатолии. Выжатая их нижней части стебля, жидкость конденсируется в смолистый воск, имеющий слабые клеящие свойства.

Художник наносит рисунок красками, которые не растворяются в воде, а остаются на её поверхности, смешиваются между собой и образуют причудливые и неповторимые узоры. Затем на рисунок накладывают бумагу и через несколько секунд осторожно снимают, высушивают и фон для Эбру готов. Но название произведения Эбру дается обычно только после того, как ему будет придана форма.

Ну а теперь, для вашего вдохновения и в качестве идеи для творчества, посмотрите пару видео роликов по рисованию в технике эрбу. Поверьте, Вы не пожалеете о потраченном времени! Техника — совершенно потрясающая :)

Понравилась статья?Понажимай кнопочки, расскажи друзьям!

1001podelka.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта