Виды холстов для живописи. Холст картины
Натяжка холста с заготовкой картины по номерам на подрамник – Ярмарка Мастеров
Недавно ко мне обратились с проблемой: купили картину для раскраски по номерам, а она оказалась без подрамника. Просто холст в рулоне.
Чтобы приступить к раскраске картины, нужно было найти подрамник и натянуть на него холст.
Размер картины 40х50 см. Можно было изготовить новый подрамник, но потребовалось бы ждать несколько дней. Так как просили сделать картину срочно, ждать изготовления подрамника не хотели, пришлось взять готовый промышленный холст на подрамнике, снять сам холст, а подрамник использовать для натяжки картины.
После снятия холста, оказалось, что модульный подрамник промышленного холста по углам скреплен двойными скобами. Вот одна из причин, почему у такого подрамника не получается использовать клинья для натяжки!
Подрамник с обратной стороны:
Теперь расскажу, как происходит натяжка холста на подрамник и что для этого нужно.
Из инструментов нам понадобятся:
- степлер;
- скобы к степлеру;
- молоточек;
- пульверизатор.
Сначала даем холсту немного вылежаться и распрямиться в развернутом виде:
Часто рекомендуют увлажнить холст с обратной стороны. При увлажнении и последующем высыхании холст сам натягивается. Но это стоит делать, если вы уверены, что натянете все быстро.
Иначе, при высыхании возможна неравномерная натяжка холста.
Следующий этап: располагаем подрамник на холсте, со стороны рисунка, по центру изображения картины:
С обратной стороны на холсте делаем отметки по краям подрамника.
Получается примерно вот так:
Метки, по которым расположим подрамник, на обратной стороне холста получились такими.
Теперь кладем холст на ровную поверхность лицевой стороной вниз. У меня под рукой оказался мебельный щит. Еще в полиэтиленовой упаковке. Его и использовал.
По полученной разметке разместим на холсте подрамник. Подрамник должен располагаться буртиками (выступами профиля) к холсту.
Теперь можно начать крепить холст к подрамнику.Загибаем холст на подрамник и первую скобу ставим степлером по центру длинной стороны подрамника. Не натягивая холст!Если скоба вбивается не до конца — добиваем ее молоточком!
Целиком это выглядит так.
Затем холст загибаем на подрамник с противоположной стороны и ставим вторую скобу. При этом холст, что есть силы, натягиваем рукой! Только рукой! Инструмент не использовать! Чтобы натягивать холст специальным инструментом, нужен навык. Иначе можно холст просто порвать.
При натяжении на холсте должна появиться складка в виде натянутой полосы от одной скобы до другой:
Переворачиваем подрамник с холстом и проверяем, что получилось.
Необходимо проверить:- что рисунок расположен по центру подрамника,- что нити холста перпендикулярны сторонам подрамника (для холстов без рисунка).
Если картинка куда-то сдвинулась, то вытаскиваем установленные скобы и повторяем предыдущие операции заново.Если с рисунком все в порядке, то также устанавливаем по одной скобе на две другие стороны подрамника. Что есть силы, натягивая холст рукой.
Опять переворачиваем подрамник с холстом и проверяем, не сдвинулся ли куда-нибудь рисунок.
По центру холста виден крест от натяжения холста между 4-мя скобами.
Дальше продолжаем поочередно устанавливать скобы. Каждый специалист ставит их в своей собственной привычной последовательности. Для нашего размера холста (близкого к квадрату) больше подходит такая:- сначала по одной длинной стороне ставим по одной скобе слева и справа от начальной,- потом так же ставим скобы на противоположной стороне подрамника,- затем тоже делаем по коротким сторонам.
При этом не забываем руками продолжать сильно натягивать холст при установке скоб.
До самого угла скобами не доходим!В результате должно получиться вот что.
Еще раз проверяем картину с лицевой стороны.
Проверили. Все в порядке.
Теперь переходим к оформлению углов нашей картины.В углах скобы вбиваем по одной стороне подрамника (например, по короткой) почти до самого угла. А по другой стороне не доходя до угла 4-5 см.Это нужно, чтобы можно было согнуть холст по углам картины и заправить его внутрь.
Холст на углах можно обрезать, но я обычно стараюсь заворачивать его целиком, без обрезки. Последовательно закрепляя складки холста степлером.
В конце холст на углах крепим дополнительными скобами степлера.
В результате получаем вот такой угол.
Работа почти закончена.
Но на холсте, особенно на внутренней стороне видны неровности натяжения. И натянут он не очень сильно.
Чтобы это исправить теперь необходимо холст смочить. Это помогает только для готовых загрунтованных холстов!Для этого используем пульверизатор. Его я взял у жены. Она из него опрыскивает цветы.
Смачиваем холст из пульверизатора с обратной стороны. Несильно, так чтобы не было потеков воды!Вот так:
При высыхании холст распрямляется и натягивается.
Все! Картина по номерам натянута на подрамник и готова к работе!
Такой вариант натяжки холста на подрамник называется "галерейной" натяжкой. Он позволяет раскрасить у картины боковые торцы холста. Поэтому уже готовую такую картину можно повесить на стену без офомления в раму. На ней не будет некрасивых неокрашенных торцов.Так же как на этой:
www.livemaster.ru
полиграфия - Картины на холсте
Изготовление на заказ картин в Санкт-Петербурге: печать на холсте и бумаге, репродукции картин, фотомонтаж, фото на холсте.
Рекламная фирма Чегевара, Санкт-Петербург, ул. Ленинградская, 58, телефон (812) 964-87-28, +7 (921) 633-97-50. Изготовление картин, багетная мастерская, изготовление багетных рамок, печать на холсте, печать на холсте спб, печать на холсте цена, печать на холсте цены, печать на холсте фотомонтаж, печать на холсте фото, печать на холсте дешево, репродукции картин, репродукции картин купить, репродукции картин в высоком разрешении, репродукции картин известных художников
Не взирая на то, что в оформлении современных квартир и домов в основном наблюдается минимализм по сравнению с интерьерной модой прошлых веков, многие люди стремятся украсить стены своих комнат картинами. Печать на холсте фотографий, репродукций всемирно известных картин или коллажей помогает за короткий срок воплотить в жизнь интересные дизайнерские проекты как в жилой квартире, так и в офисе. Фирма ЧеГевара предлагает интерьерную печать на холсте шириной до 1,5 метров и практически не ограниченной длины с последующим изготовлением картин по самым доступным и конкурентным ценам. Изготовленная на заказ картина на холсте - это достойный, эксклюзивный подарок к любому празднику. Готовая картина, напечатанная на холсте и натянутая на подрамник, невероятно похожа на живую картину маслом благодаря печати с высоким разрешением, покрытию лаком и возможности последующего нанесения текстурного геля. Наша большая электронная коллекция картин разных эпох и направлений в живописи поможет Вам подобрать любую напечатанную на холсте картину под любой интерьер. |
Вы можете заказать печать на холсте любой из них или принести свое изображение, и заказать:
► фото на холсте /печать Вашего фото любой тематики на холсте: персональные, свадебные, семейные, детские портреты, пейзажи, портреты домашних питомцев. Если Вам хочется чуть большего, чем обычный постер, закажите печать фотографии на холсте и приятная фактура основы превратит фото в шедевр/ | |
►коллаж из фотографий на холсте/фото коллаж из фотографий является оригинальным и неожиданным подарком в любых событиях Вашей жизни. Будь то День Рождения, свадьба или иное значимое событие. Обработанные фотографии смогут украсить интерьеры жилых помещений. Создав коллаж из любимых фотографий Вы соедините лучшие воспоминания на одной картине/ | |
► портрет по фотографии на холсте/при подготовке картины выполняется полная ретушь лица, заменяется фон на драпировку, возможна стилизация под живопись/ | |
►фотомонтаж по фотографии на холсте/известнейшие сюжеты мирового портретного искусства с лицами ваших друзей и близких/ | |
► репродукции картин известных художников на холсте/если Вы ценитель прекрасного, Вам обязательно понравятся современные репродукции картин художников, напечатанные на холсте. Шедевры мирового художественного искусства существуют в единственном экземпляре в частных коллекциях и галереях, а так хочется прикоснуться к классике не только на выставке. Позволить себе оригиналы картин мировых художников могут далеко не все, а копирование картин вполне доступно. Повесив репродукции на холсте на видном месте в гостиной, спальне или в офисе, Вы ежедневно сможете получать эстетическое удовольствие от любимых сюжетов/ | |
► поп-арт портрет по фотографии на холсте/картина в стиле современного искусства, созданная на основе портретной фотографии с помощью наложения фильтров/ | |
► модульные картины на холсте/эти картины, не так давно появившись, стали неотъемлемой частью современного интерьера. Использование модульных картин повсеместно. В квартирах, офисах, магазинах, салонах красоты, в общем везде, где интерьер должен привлекать внимание, быть ярким и динамичным. Такие картины состоят из нескольких разных или одинаковых по размеру частей/ |
Итак, изготовление картины на холсте выполняется в несколько этапов:
► Подбирается изображение и печатается на широкоформатной интерьерном принтере.
► Напечатанная на холсте картина натягивается на деревянный подрамник.
► На поверхность холста наносится специальный защитный лак, а также моделирующие текстурные гели.
► В довершении картина обрамляется багетом и оформляется паспарту.
Стоимость изготовления картины зависит от её размера и выбранного багета. Печать на холсте, изготовление подрамника, натягивание на подрамник, покрытие картины лаком, изготовление багетной рамы ориентировочно составляет около 2800 рублей за квадратный метр. К этой сумме прибавляется стоимость выбранного багетного профиля /см. в электронном каталоге по ссылке выше, цена за багет указана за 1 погонный метр/.
Печать /холст / бумага/ | Лак глянц., мат.Гель | Багет | Сборка рамы | Подрамник +натяжка холста | Задник* /КАПА, ПВХ 5мм./ | Защита* /ПЭТ 1мм./ | Подвес |
2 100 р./м.п. 600 р./кв.м. | 1 000 р./кв.м.1 500 р./кв.м. | 100 - 1 500руб./м.п. | от 300руб. | 600руб./м.п. | 1 000руб./кв.м. | 1 000руб./кв.м. | 100руб./компл. |
* - для репродукций напечатанных на холсте. * - для репродукций напечатанных на бумаге. Срок изготовления картины в багетной рамке - от 3-х рабочих дней.
Исполнение\Формат | А3/42х30/ | А2/60х42/ | А1/84х60/ | А0/120х84/ | 100х150 |
Холст с учетом полей на подворот | 800-00 | 1 050-00 | 1 400-00 | 2 500-00 | 3 600-00 |
Холст лакированный в подрамнике | 1 900-00 | 2 600-00 | 3 700-00 | 6 050-00 | 8 200-00 |
Холст в подрамнике лакированныйс нанесенным текстурным гелем или гелем кракелюр. | 2 100-00 | 3 000-00 | 4 450-00 | 7 550-00 | 10 450-00 |
Помимо натурального холста Ваша картина может быть напечатана на атласе, габардине, тонком полиэстере методом сублимационной печати.
Напечатанная на холсте картина натягивается на подрамник, предварительно изготовленный по индивидуальным размерам будущей картины. Для натяжения холста используется специальные T- образные плоскогубцы и степлер со стандартными скобками. Существует два основных вида натяжки холста. Это классическая и галерейная.
Галерейная натяжка холста - это вид безрамного оформления, при котором холст натягивается на подрамник так, что изображение на холсте подворачивается на боковые стороны самого подрамника. При галерейной натяжке холст аккуратно заворачивается в углах и закрепляется с обратной стороны подрамника. В этом случае холст можно вешать без рамы. Холст натянутый галерейным способом уже представляет собой готовое произведение. Такой вид монтажа называют еще "европодрамник". Галерейная натяжка холста используется при изготовлении картин модульного типа /диптрихи, триптихи/, являющиеся на сегодняшний день одним из способов украшения современного интерьера.Классическая натяжка холста - здесь холст фиксируется на подрамнике аналогичным способом или прибивается к его боковым частям, однако торец не запечатывается, он имеет естественный белый цвет холста. Этот метод используется при последующем монтаже подрамника в багетную раму. |
Затем напечатанная на холсте и натянутая на подрамник картина покрывается бесцветным, глянцевым, матовым или полуматовым лаком, что в соответствии с таблицей входит в стоимость ее изготовления. Мы покрываем напечатанный холст лаком двумя различными способами. 1. Покрытие лаком с помощью кисти или валика. Это самый надежный, но долгий способ защиты холста. Распечатанное на холсте изображение после такого лака сохнет около 4-5 часов. Покрытие картины лаком таким способом рекомендуется, если после печати с холстом планируется дополнительно работать: покрывать моделирующими гелями.2. Покрытие аэрозольным лаком. Это самый быстрый способ изготовления картины на холсте. Но в данном случае, покрытие картины сверху текстурным гелем будет невозможно. |
При желании, после лакировки, мы можем дополнительно нанести на изготавливаемую картину различные моделирующие гели:
• текстурный гель с эффектом мазков,
• кракелюр (с эффектом потрескавшийся краски).
Текстурный гель или кракелюр используется для имитации живописи в качестве финишной обработки холста. Напечатанная на холсте картина сначала покрывается долгосохнущим защитным лаком с помощью валика или кисти. Когда лак высохнет, с помощью кисточки наносится тот или иной имитирующий гель.
Вашей будущей картины можно по нашему электронному каталогу, представленному в разделе: "Каталог постеров". В электронной коллекции представлен поистине огромный ассортимент репродукций, фотографий, гравюр. Вы сможете заказать именно те изображения, которые отвечают вашим индивидуальным вкусам и требованиям. Причем формат и вариант исполнения тоже выбираете Вы! Картина, напечатанная на холсте и обрамленная багетным профилем, это шикарный подарок и уникальный элемент декора!
Изображение отпечатанное на интерьерном широкоформатном принтере, как правило, натягивают на подрамник, затем обрамляют багетной деревянной или пластиковой рамой. Наша фирма может изготовить под заказ деревянную или пластиковую раму практически любого размера из выбранного Вами багетного профиля. Вашему вниманию предлагается более 1 000 вариантов различных деревянных и пластиковых багетных профилей разного цвета и размера. Срок изготовления рамки из выбранного багетного профиля от 3-х рабочих дней. Вместо изготовления под заказ багетной рамы, в нашей фирме можно приобрести уже готовые рамки стандартных размеров, а изображение на холсте напечатать уже под выбранную рамку, покрыть его лаком и изготовить подрамник. Такая рамка комплектуются стеклом, подвесами, задником.
Наши дизайнеры могут создать фотомонтаж на основе фотографии или картины. Соединить одного или несколько персонажей фотографии с картиной или с другим фото, интересующего вас сюжета. «Поколдовав» над фото, мы способны сделать фотомонтаж, который трудно будет отличить от оригинала живописного полотна. Будет создано впечатление, что портрет изначально писался именно с человека на вашей фотографии.
Специально для художников, мы оказываем услугу фотопечати на холсте, приспособленном к дальнейшей росписи маслом. В отличие от синтетических холстов для печати, наш натуральный холст позволяет дописать картину маслом прямо по напечатанному изображению и покрыть его лаками с различными эффектами.
Для желающий сублимировать свою энергию в искусство наша фирма предлагает приобрести картины-раскраски по номерам!
Рисование картин по номерам - это процесс создания настоящего шедевра на полотне холста акриловыми красками. Процесс создания не сложный, но достаточно трудоемкий. В наборе для раскрашивания по номерам есть все необходимое - холст, набор красок, набор кистей. На холсте размечены пронумерованные границы изображения. Каждому номеру на холсте соответствует определенный номер на баночке с краской. Краски полностью готовы к нанесению на холст. Закрашивая по очереди все границы на холсте, в результате получается картина, которую можно либо повесить на стену у себя, либо подарить близкому человеку. Также весь набор является прекрасным подарком к любому празднику. |
Самовывоз готовой продукции с производства /СПб, п.Песочный, ул. Ленинградская 58/Бесплатная подвозка заказа к метро "Озерки" или "пр.Просвещения"Доставка по СПб "до двери" - 500 рублей При сумме заказа от 10 000 рублей - доставка БЕСПЛАТНА! |
Цены, указанные на сайте, носят информационный характер и не являются публичной офертой.Подробную информацию о изготовлении фирменных конвертов с логотипомможно получить по телефонам (812) 964-87-28, 8 (921) 633-97-50 или отправив запроспо любой электронной почте: [email protected], [email protected] или [email protected]Заказ отгружается на нашем производстве /Санкт-Петербург, п.Песочный, Ленинградская, 58/Также мы можем бесплатно организовать подвозку готовой продукции к метро "Озерки",осуществить платную адресную доставку по Санкт-Петербургу,а также доставку в регионы Почтой России или выбранной транспортной компанией.
www.chegevara.biz
Картины на холсте | Учимся играя
Здравствуйте, уважаемые читатели, гости, друзья. В этом году мы с Дашей решили сделать не простые подарки своими руками для наших близких и любимых. Задумали мы нарисовать для всех картины! Но не простые рисунки на листочке и в рамочке, а настоящие картины на холсте! О том, как мы холст покупали и что из этого вышло я в Instagram рассказывала в своем, поэтому повторяться не буду 🙂 А покажу вам лучше, что у нас получилось в первой партии картин (мы только начали, будем еще творить).
Итак, первая картина — Дашина. Холсты мы взяли разных размеров и форм, поэтому сегодня Даша выбрала себе небольшой круглый холст. Она мечтала нарисовать северное сияние, посмотрела много роликов, узнала откуда оно берется и каким может быть. Вооружившись полученной информацией, Даша села рисовать. По холсту акрилом рисовали первый раз (до этого только по номерам). Как оказалось, акрил очень быстро высыхает и сложно добиться смешения цветов и переливов. Поэтому первая работа оказалось не совсем такой, как Даша планировала, но мы на будущее учли все свои ошибки.
Когда северное сияние было нарисовано, я распечатала двух медведей белых: маму и медвежонка. Даша обвела их карандашом и закрасила черным цветом.
Черным цветом был нарисован и снег. Задумка такая – медведи смотрят на северное сияние ночью, поэтому они и снег черные 🙂
Как я и сказала, мы учли свои ошибки, и вторая картина была уже нарисована с учетом полученного опыта. Парусник на закате. Нарисован для бабушки, ведь она очень любит путешествовать. В этом случае холст был смочен водой и уже по воде Даша рисовала акрилом, стараясь делать плавные переходы от одного цвета к другому.
Естественно, я не могла только смотреть, как Даша творит, поэтому и сама решила освоить рисование на холсте. Очень давно я увидела идею создания картин, когда в контур животного помещается рисунок. Смотрела и думала, что когда-нибудь и я так смогу. И вот настал момент 😉
Как я ее рисовала:
- На обычном белом листе вырезала контур животного, в данном случае контур головы волка.
- При помощи скотча прикрепила шаблон на холст
- Закрасила голову волка голубым цветом
- Нарисовала картину: лес и волков.
- Аккуратно сняла шаблон и подкорректировала контуры, чтобы было больше на шерсть волка похоже.
На волке я не остановилась и решила нарисовать еще оленя. В планах есть несколько животных, которые тоже просятся к мне на холст.
А вы рисовали на холсте? Расскажите о вашем опыте. Очень интересно.
P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с моего письменного согласия. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены. Автор: Костюченко Мария. «Учимся играя»Вам будет интересно:
earlystudy.ru
Виды холстов для живописи
Слово «холст» не означает какую-то конкретную ткань. Это принятое в художественной среде общее название материала из ткани, используемой для живописного основания. Холсты различаются упругостью, прочностью и способностью сохранять изначальное состояние при изменении температуры и влажности воздуха.
Прочность холста обусловлена природой исходного материала, качеством, длиной и крепостью отдельных волокон, а также прядением нити, нормой и равномерностью крутки. Качество холстов зависит от структуры ткани, выделки, веса и плотности. Структура подразумевает качество и количество волокон. Ткацкое переплетение определяет выделку (фактуру). Вес холста исчисляется в граммах на квадратный метр (до грунтовки), плотность числом нитей основы и утка — на квадратный сантиметр.
Ткань в качестве основы для живописи имеет большие преимущества перед другими материалами, но обладает своими недостатками. Написанные на холсте картины легки, их можно снимать с подрамников, скатывать в рулоны, переносить и перевозить, что очень удобно, особенно при организации передвижных выставок.
Недостаток холста — слабая сопротивляемость внешним механическим воздействиям: его легко продавить, проколоть, порезать. Кроме того, холст заметно реагирует на изменение температуры и влажности воздуха, так как коэффициент расширения его очень велик.
В живописи в качестве основы применяются различные ткани. Они вырабатываются из пряжи, получаемой из растительных, синтетических и комбинированных волокон. Однако не все они пригодны в качестве живописного основания. Рассмотрим технические данные негрунтованных тканей, наиболее часто используемых художниками.
Льняной холст изготавливается из пряжи, волокно которой получают из стеблей льна. Имеет сероватый и желтоватый цвет. Обладает наибольшей прочностью и стойкостью к влиянию атмосферной влаги, температурным колебаниям. Волокно льна в несравненно меньшей степени, чем другие, способно к структурным изменениям, вызываемым внешними физико-механическими воздействиями. Это позволяет льняным тканям сохранять первоначальную фактуру (зернистость), имеющую немаловажное значение для живописи. Льняные холсты в зависимости от качества нитей и выделки можно подразделить на изготовленные из пряжи длинного волокна, и из отходов первичной обработки пряжи — очёса и короткого волокна. Ткань из льняной пряжи длинного волокна имеет более ровную по толщине нить, она лучше, чем из короткого волокна и очёса, которая очень неравномерна (узлы, утолщения, утоньшения), содержит остатки растительной эпидермы (костры).
Полотно суровое (бортовка) и театральное изготавливаются из очёса и короткого волокна, выпускаются для бытового и технического применения. Они непрочны, легко деформируются. Кроме того, полотно суровое в процессе производства обрабатывается кислотой, поэтому имеет повышенную кислотность, что отрицательно сказывается на его прочности. Неравномерные нити требуют после проклейки специальной зачистки, это нарушает крепость холста, приводит к неравномерному напряжению основы проклейки и грунта. Именно в напряжённых участках на проклейке и грунте трещины возникают раньше, чем в остальной плоскости.
Таким образом, грунт свободно пропускает связующее краски на оборотную сторону холста. По результатам наблюдения за сохранностью картин на этих холстах очевидно, что для живописи они непригодны. К сожалению, многие произведения наших художников написаны и пишутся именно на таких холстах. Также непригодна мешковина из грубостебельных (жёстких, лубяных) волокон: джута, кенафа и отходов первичной обработки и чесания низкомерного льна и короткого волокна.
Пеньковый холст изготавливается из пряжи, волокно которой получают из стеблей конопли. Имеет серо-белый и зеленоватый оттенок. Худшим сортом считается пряжа из волокон, слабо жёлтого или коричневого цвета. Прочность пряжи равна льняной. В настоящее время пеньковые холсты для живописи не выпускаются. Применяются только для технических нужд.
Джутовый холст изготавливается из пряжи, получаемой из стеблей джута. Имеет сильный блеск, светло-жёлтый цвет. Джутовая пряжа хрупка. Её прочность несравненно ниже, чем у пряжи из льна и конопли. Для живописных целей не рекомендуется.
Хлопчатобумажный холст изготавливают из пряжи, получаемой из семян хлопчатника. Имеет кремово-белый цвет. По прочности значительно уступает льняным тканям. Очень гигроскопичен (поглощает влагу), подвержен гниению, в нём легко развивается плесень. Натянутый на подрамнике холст из хлопка через некоторое время провисает. Для живописных целей не рекомендуется.
Синтетический холст вырабатывается из пряжи, нить которой получают из полиэстера (вырабатывается из отходов нефтеперегона). Он прочен, весьма стоек, не подвержен гниению, не имеет тенденции к расширению и сжатию в зависимости от влажности среды. Тем не менее вопрос о применении холстов из полиэстера в качестве основы для живописи нельзя считать окончательно решённым. Этот холст не прошёл испытание временем.
Комбинированный холст наиболее распространён на рынке художественных материалов. Он вырабатывается из нитей, сочетающих растительные и химические волокна. Отечественным производством выпускаются так называемые полульняные холсты, состоящие из волокон льна и синтетических нитей. Такие холсты отличаются более светлым тоном, так как синтетические нити основы (из полиэстера или лавсана) — белые, блестящие, а льняные нити утка — серого цвета. Импортные холсты (их большинство) выпускаются в сочетании льна с хлопком, с полиэфиром, с полиэфиром и вискозой, хлопка с полиэфиром и вискозой или только с полиэфиром. Комбинированные холсты обладают различной эластичностью и устойчивостью. Каждый тип волокон по-разному поглощает влагу, изменяя при этом степень натяжения всей поверхности полотна на подрамнике. Неодинаковая гигроскопичность сырьевых материалов, а следовательно, неодинаковая адгезия с грунтом становится причиной быстрого разрушения красочного слоя. Поэтому можно поставить вопрос о рациональности использования комбинированных холстов в качестве основы для живописи.
Переплетение нитей в ткани
Полотно ткётся из пряжи двумя взаимно перпендикулярными системами — основы и утка (нити основы идут по длине ткани, нити утка — поперёк). По способу группировки перекрытий нитей различают основные типы ткацких переплетений: полотняное, саржевое, атласное; другие более сложные переплетения образуются комбинированием основных. Полотняное (гарнитуровое) переплетение представляет собой последовательно чередуемые основные и уточные нити. В ткачестве льняное плетение называется полотняным, хлопчатобумажное — миткалевым. При саржевом и атласном переплетении уточная нить проходит не под одной нитью основы, а под несколькими. Таким образом, на ткани образуются диагональные линии саржи (рубчик). При атласной кладке получается ткань, на которой с одной стороны преобладают нити либо основы (атлас), либо утка (сатин). В тканевых основаниях для живописи используются в основном полотняное и саржевое (в настоящее время не выпускается) переплетение. Другие переплетения — трикотажное, плетёное, кружевное, тюлевое — для живописных целей непригодны.
Фактура (зернистость) холста - один из основных компонентов построения живописно-красочного слоя произведения. Она определяется толщиной нитей ткани и делится на мелкозернистые, среднезернистые и крупнозернистые. Фактура негрунтованного холста одинакова с обеих сторон.
По способу ткачества холсты изготавливаются двумя нитями по основе и одной нитью по утку (полотно театральное), другие — одной, двумя, тремя или четырьмя нитями в обоих направлениях.
Основные требования к холстам
Холсты для живописи должны быть небелёными, плотными, с ровным плетением, с нитями однородной толщины (основы и утка), без узлов и других неровностей на поверхности ткани (обрывов, торчащих нитей остатков костры). Они должны обладать большой прочностью и особенной стойкостью к различным воздействиям атмосферной влаги и температурным колебаниям. Отбеливание применяется в процессе производства холста для удаления примесей и нежелательной окраски, придания белого цвета и подготовки к крашению. Наиболее широко для этого используют растворы кислот и щелочей, окислители и восстановители, что отрицательно действует на прочность холста для живописи.
Плотные ткани с частым переплетением нитей менее подвержены действию влаги, и сохранность выполненного красочного слоя несравненно выше, чем на тканях с редким переплетением. Холст саржевого переплетения более плотный, меньше разрушается при изменениях температурно-влажностного режима, так как при набухании трение между нитями саржевого переплетения меньше, чем у полотняного. Применение редких, неплотных холстов обычно приводит к возникновению в тканях сильного механического напряжения, вызывающего значительные изменения объёма (большей усадки) и приводящего довольно скоро к растрескиванию, а нередко и осыпанию красочного слоя. При неравномерной толщине нитей реакция на температуру и влажность в разных местах различна. Неравномерность вызывает нарушение связи холста с грунтом и преждевременное старение произведения. Кроме того, возникают трудности при проклеивании и грунтовании холста. Клеевая плёнка ложится неравномерно (местами проваливаясь), а нанесённый на неё грунт образует неравномерное покрытие. Эти недостатки обычно обнаруживаются при письме: «проваливается» тон из-за пожухания красочного слоя на отдельных участках (при этом первоначальный тон резко меняется). Наличие в полотнах ткацких дефектов крайне неблагоприятно влияет на зрительное восприятие картины, особенно при тонкослойном письме.
Выбор холста
Живописцы в большинстве случаев выбирают холст по внешнему виду, без учёта его свойств и особенностей, а для живописи важно проверить, нет ли на нём ткацких дефектов, неблагоприятно влияющих на проклейку и грунтовку холста и мешающих нормальному ведению живописного процесса, а также конечному результату. Также необходимо учитывать живописные задачи, размер картины и манеру письма. Для гладкой тонкослойной живописи (в зависимости от размера) лучше всего подходят мелкозернистый или среднезернистый холст. Фактурная, пастозная живопись должна иметь более толстое и крепкое основание.
Несоответствие между манерой письма и основанием приводит к преждевременному старению произведения. Например, картина, написанная пастозно с большим наслоением красок на мелкозернистом холсте даже малого размера не сможет сдержать нагрузку и деформируется по фактуре мазков. Картина большого размера, выполненная со значительно меньшей пастозностью и также на мелкозернистом холсте, провисает под тяжестью красок.
Гладкое письмо на крупнозернистом холсте требует излишнего наслоения грунта, что недопустимо.
На среднезернистом холсте полотняного переплетения звучание красок будет иным, чем на таком же холсте саржевого переплетения. В особенности это сильно сказывается при тонкослойной живописи. Холсты с редким и грубым переплетением для живописного основания лучше не использовать, так как редкое плетение создаёт недостаточно прочную основу для красочного слоя (по нитям холста образуется мелкая сетка кракелюр), а грубый холст часто становится причиной ветшания картин.
Таким образом, правильно выбранный холст во многом влияет на качество живописи, свободу и лёгкость ведения живописного процесса, сказывается на сохранности полотна и произведения в целом.
Мухитдин Разанов Статья из журнала "Художественный совет" 5(51)2006
www.drawschool.ru