Коллекционер и меценат Павел Третьяков. Третьяков коллекционер картин
Коллекционер и меценат Павел Третьяков
«Берегите галерею и будьте здоровы», — с этими словами ушёл из жизни любитель живописи Павел Михайлович Третьяков. Галерея, для которой он собирал картины на протяжении почти полувека, стала главным делом его жизни: даже здание для будущей картинной галереи Третьяков построил сам. О человеке, который сделал для отечественной живописи не меньше, чем многие выдающиеся художники, рассказывает «Дилетант».
Портрет Павла Третьякова, картина Ильи Репина
Большие возможности
Отец Павла Третьякова — московский купец 2-ой гильдии — обеспечил своему сыну первоклассное домашнее образование, с юного возраста приобщив его к искусству. Третьяков сам признавался, что «с юности беззаветно любил искусство». Помимо этого, Павел активно учился и ремеслу отца: с ранних лет они начали работать вместе. Не удивительно, что после смерти отца в 1850 году Павел и его брат Сергей стали успешно расширять бизнес, открывая новые бумагопрядильные фабрики. Это дело было очень прибыльным, и в скором времени в руках Павла Михайловича оказалось целое состояние. Будучи человеком искушенным в живописи, он — а было ему ещё чуть за двадцать — уже тогда, в начале 1850-х годов, принял решение потратить эти деньги на создание собственной коллекции картин русской живописи.
Павел Третьяков, портрет работы Крамского
Первые покупки
Собирая произведения искусства, Третьяков полагался не только на свои предпочтения, но также пользовался советами Стасова, Крамского и других известных художников. Первые картины Третьяков, как утверждают историки, приобрел в 1856 году: начало коллекции было положено картинами «Искушение» Николая Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова. Именно 1856 год, кстати, принято считать годом основания Третьяковской галереи.
«Искушение», работа Николая Шильдера
Между тем, ошибочно считать, что Третьяков занимался только собиранием картин для своей коллекции. Он также принимал участие в деятельности Московского художественного общества, Московского училища живописи, ваяния и зодчества, помогал Арнольдовскому училищу глухонемых. Он же делал многочисленные пожертвования на нужды бедных, стипендии, помощь деятелям науки и искусства. Так, например, он был спонсором легендарной экспедиции Н. Н. Миклухо-Маклая.
«Стычка с финляндскими контрабандистами», работа Василия Худякова
Галерея с нуля
Третьякову долгое время приходилось проводить в попытках заполучить для своей коллекции ту или иную картину: так в скором времени его собрание пополнилось картинами Трутнева, Саврасова, Бруни и других художников. В завещании, составленном в 1860 году, всего через четыре года после покупки первых картин, Павел Третьяков писал: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие».
Павел Третьяков и Михаил Прянишников, фотография, 1891 год
При этом, кстати, практически никто не знал о покупках Третьякова, поскольку сам коллекционер никак свою деятельность не афишировал. Известно, что Третьяков едва не заболел от огорчения после восторженной статьи о нем Стасова и буквально сбежал из Москвы от торжеств по передаче Галереи в дар городу.
Серьёзные приобретения
В 1860-е годы Третьяков выкупил ряд картин, которые стали основой для его галереи. Его коллекцию пополнили «Привал арестантов» Валерия Якоби, «Последняя весна» Михаила Клодта, «Бабушкины сны» Василия Максимова, «Сельский крестный ход на Пасхе» и «Тройка» Василия Перова. Нужно ещё учитывать и то, что огромное количество времени Третьякову всё же приходилось тратить на управление фабриками и магазинами.
«Привал арестантов», работа В. И. Якоби
С большим уважением к Третьякову относились и сами художники. Существует даже версия про некий негласный договор среди художников о предоставлении Третьякову права первого выбора нарисованной картины. Поэтому, судя по всему, другим немногочисленным коллекционерам было очень сложно конкурировать с Третьяковым.
«Христос в пустыне», работа Ивана Крамского
Позднее, в период 1870-х годов, собрание Третьякова пополнилось картинами «Христос в пустыне» Ивана Крамского, «Сосновый бор» Ивана Шишкина, «Грачи прилетели» Алексея Саврасова, «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича» Николая Ге.
Открытие Третьяковской галереи
Долгое время все приобретённые картины Павел Третьяков хранил в своём московском доме, однако они требовали всё больше места. Тогда в 1874 году Третьяков, пользуясь только собственными средствами, построил в Москве здание картинной галереи. Более того, через несколько лет он открыл галерею для всеобщего посещения, а в 1892 году и вовсе передал коллекцию и здание в собственность Московской государственной думы.
Рекомендовано вам
diletant.media
Биография Павла Третьякова - РИА Новости, 27.12.2012
27 декабря 1832 года родился Павел Третьяков, предприниматель, основатель Третьяковской галереи.
27 декабря 1832 года родился Павел Третьяков, предприниматель, основатель Третьяковской галереи.
Российский предприниматель, меценат, собиратель произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи Павел Михайлович Третьяков родился 27 (15 по старому стилю) декабря 1832 года в Москве в купеческой семье.
Получил домашнее образование, начал карьеру в торговле, работая с отцом. Развивая семейное дело, Павел вместе с братом Сергеем построил бумагопрядильные фабрики, на которых было занято несколько тысяч человек. После смерти отца, в 1850 году, братья продолжили его дело и от разнообразной торговли в лавках (полотном, хлебом, дровами) в Старом Гостином дворе перешли к серьезному предпринимательству.
В 1850-х годах Павел Третьяков начал собирать коллекцию русского искусства. Первые картины Третьяков приобрел в 1856 году — это были работы "Искушение" Николая Шильдера и "Стычка с финляндскими контрабандистами" Василия Худякова (именно этот год принято считать годом основания Третьяковской галереи).
Затем коллекция пополнилась картинами Ивана Трутнева, Алексея Саврасова, Константина Трутовского, Федора Бруни, Льва Лагорио и других мастеров. Уже в 1860 году меценат составил завещание, в котором указал следующее: "Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие".
В 1860-е годы Третьяков приобрел картины "Привал арестантов" Валерия Якоби, "Последняя весна" Михаила Клодта, "Бабушкины сны" Василия Максимова, "Сельский крестный ход на Пасхе" и "Тройка" Василия Перова. В 1864 году в собрании Третьякова появилась первая картина, написанная на сюжет русской истории,- "Княжна Тараканова" Константина Флавицкого.
При этом большую часть времени Третьякова отнимали торгово промышленные дела – управление Костромской льнопрядильной фабрикой, забота о магазинах.
Существенную часть своей жизни Третьяков посвящал благотворительной деятельности. Меценат помогал Арнольдовскому училищу для глухонемых, попечителем которого являлся. Он также принимал участие в деятельности Православного миссионерского общества, состоял членом Коммерческого суда.
Дом Третьякова часто посещали художники, писатели, музыканты, в том числе Иван Тургенев, Петр Чайковский, Илья Репин, Иван Крамской и многие другие.
В 1870-е годы в собрании Третьякова появились картины "Христос в пустыне" Ивана Крамского, "Сосновый бор" Ивана Шишкина, "Грачи прилетели" Алексея Саврасова, "Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича" Николая Ге. Приобретаемые картины Павел Третьяков размещал в своем московском доме в Лаврушинском переулке, однако постепенно места для них становилось все меньше и меньше.
В 1874 году Павел Третьяков построил на собственные средства здание в Москве для картинной галереи, открыв в ней в 1881 году залы для посетителей и заложив основы Третьяковской галереи как общедоступного публичного музея.
Здание Государственной Третьяковской галереи в Москве
Галерея пополнялась не только отдельными произведениями, но целыми собраниями. Так, в 1874 Третьяков приобрел у Василия Верещагина 144 картины и этюда, затем 127 рисунков карандашом. Серию произведений этого художника он приобрел и на аукционе, проходившем в 1880. Третьякову удалось собрать целую галерею этюдов Александра Иванова, в которую входило более восьмидесяти произведений мастера. В 1885 он приобрел у Василия Поленова 102 этюда, выполненных во время путешествия по Турции, Египту, Сирии и Палестине. Наиболее полно и лучшими работами в собрании Третьякова были представлены Василий Перов, Иван Крамской, Илья Репин, Василий Суриков, Исаак Левитан, Валентин Серов.
В августе 1892 года Павел Третьяков передал свою художественную галерею в дар Москве. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон.
15 августа 1893 года состоялось официальное открытие музея под названием "Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых".
Передав галерею родному городу, Третьяков по прежнему продолжал пополнять ее собрание. Ежегодно он дарил галерее десятки картин, рисунков, этюдов.
В 1893 году Третьяков был выбран в действительные члены Академии художеств.
Третьяков носил титул советника коммерции, был членом Московского отделения Совета торговли и мануфактур.
Начиная с 1893 года, Павел Третьяков ежегодно издавал каталоги собрания галереи. Павел Третьяков был женат на двоюродной сестре известного мецената Саввы Мамонтова Вере Мамонтовой. У них было шестеро детей, один из которых – Иван умер от скарлатины в 1887 году.
16 декабря (4 по старому стилю) 1898 года Третьяков скончался. Был похоронен на Даниловском кладбище в Москве рядом с родителями и братом Сергеем.
В 1948 году прах братьев Третьяковых был перезахоронен на Новодевичьем кладбище.
3 июня 1918 года вышел декрет о национализации галереи и она получила наименование Государственной Третьяковской галереи.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
ria.ru
Краткая биография Павела Третьякова самое главное
Известный коллекционер, предприниматель и меценат Третьяков Павел Михайлович появился на свет 27 декабря 1832 года в городе Москва. Его родители Михаил Захарович Третьяков и Александра Даниловна Борисова были представителями старого купеческого рода. У Павла был младший брат Сергей, с которым они всегда были неразлучны. Братья получили прекрасное образование на дому. После смерти отца в 1850 году ответственность за семью и торговлю взял на себя Павел. В 1866 братья построили бумагопрядильные фабрики в Костромской губернии.
Павла Михайловича всегда интересовало искусство, но особенно яркое впечатление на будущего коллекционера оказало посещение Эрмитажа в Санкт-Петербурге.
В 1850 годах Павел Третьяков начинает собирать коллекцию полотен русских художников. Первыми произведениями, вошедшими в коллекцию, стали картины Шильдера и Худякова. К 1860 году Третьяков старший решил создать русскую национальную художественную галерею. В это же время Павел Михайлович начинает активно заниматься благотворительностью. Он дружит со многими художниками, например, с Васильевым, Перовым и Крамским, скупает их эскизы, этюды и картины для своей коллекции, спонсирует школы для слабослышащих людей, материально поддерживает вдов и детей художников.
В 1864 году Павел Третьяков женился на Вере Николаевне Мамонтовой. За время их счастливой семейной жизни у них родились 5 дочерей и 2 сына. Младший из сыновей, Иван, скончался еще в детстве, а старший, Михаил, был больным и слабоумным.
К 1885 году во внушительное собрание картин Третьякова входили картины таких художников, как Левитан, Суриков, Серов, Репин и Крамской. В 1890 году коллекцию пополняли иконы. Младший брат Павла Третьякова тоже помогал собирать коллекцию. Он коллекционировал картины зарубежных живописцев. С каждым годом коллекция становилась все значительнее и слава о ней разлетелась по всей Европе. Иностранные ценители искусства приезжали в Москву, чтобы вживую увидеть эту коллекцию.
В 1890 году коллекцию пополняли иконы. В конце лета 1892 года коллекция братьев была подарена Москве. В 1893 году состоялось торжественное открытие «Московской государственной галереи имени Павла и Сергея Третьяковых». До самой своей смерти Павел продолжал пополнять коллекцию новыми экспонатами.
В 1898 году Павел умирает. Он был похоронен на Даниловском кладбище рядом с родителями и братом.
Интересные факты и даты из жизни
uchim-klass.ru
Tretyakov Pavel Mikhailovich | Русские художники. Russian Artists
Pavel Mikhailovich Tretyakov (December 27, 1832 – December 16, 1898) was a Russian businessman, patron of art, collector, and philanthropist who gave his name to the Tretyakov Gallery and Tretyakov Drive in Moscow. His brother S.M. Tretyakov was also a famous patron of art and a philanthropist.
Tretyakov was taught at home. In the first half of 1850 he inherited his father's business and built up a profitable trade in flax, linen processing and the sale of textiles.
Together with other Moscow businessmen he acted as the founder of the Moscow merchant bank (becoming one of its heads), the Moscow commercial and industrial company, some other large firms. He amassed a considerable fortune (4.4 million rubles), consisting of real estate (5 houses in Moscow), securities, money and bills.
Tretyakov started to collect art in 1856 at the age of 24; his first purchase was 10 canvases by Old Dutch masters. He laid down for himself the aim of creating a Russian National Gallery (disambiguation). In his collection Tretyakov included the most valuable and remarkable products, first of all the contemporaries, from 1870 - mainly members of the society of circulating art exhibitions (Tovarishchestvo peredvizhnyh hudozhestvennyh vystavok or Peredvizhniki, Передвижники in Russian). He bought paintings at exhibitions and directly from artists' studios, sometimes he bought the whole series: in 1874 he acquired V.V. Vereschagin's "Turkestan series" (13 pictures, 133 figures and 81 studies), in 1880 - his "Indian series" (78 studies). In his collection there were over 80 studies by Alexander Ivanov. In 1885 Tretyakov bought 102 studies by V.D. Polenov painted by the artist during journeys across Turkey, Egypt, Syria and Palestine. He got also acquired Vasnetsov’s collection of the sketches made during work above lists in the Kiev St. Volodymyr's Cathedral. Tretyakov had the fullest collection of such artists as: V.G. Perov, I.N. Kramskoy, Ilya Repin, Vasily Surikov, I.I. Levitan, and Valentin Serov. Aspiring to show the beginnings and development of the domestic school of art , Tretyakov began to acquire pictures by masters of the XVIII - first half XIX centuries and landmarks of Old Russian painting. He also conceived the creation of a "Russian pantheon" - a portrait gallery of famous Russians. He commissioned especially for it portraits of figures of domestic culture from leading masters of this genre - N.N. Ge, Kramskoy, N.V. Nevrev, Perov, Repin.
In 1870-80 Tretyakov also began to collect illustrations (471 by 1893), since 1890 he formed a collection of icons. During his lifetime they were not included in an exhibition, being kept in the owner's study. He also collected sculpture, however this part of his collection was small (9 sculptures by 1893).
At first the gallery was located in Tretyakov’s house in Lavrushenski pereulok. But as his collection expanded he decided to reconstruct his house for his collection. In 1870-1880 the house was repeatedly reconstructed by the architect Kaminski.
Tretyakov wanted to transfer the gallery to the city as discreetly as possible, without any noise; he didn’t want to be in the center of general attention and an object of gratitude. But it was not possible to do it and he was very dissatisfied.
From 1881 his gallery became popular (by 1885 it was visited by about 30 thousand people). In 1892 Tretyakov inherited a collection of Western European painting from his brother and placed it in two halls of the western school. The collection in Tretyakov’s gallery was equal in importance with the largest museums in Russia at that time, and became one of sights of Moscow. In August 1892 Tretyakov donated his collection and a private residence to Moscow. By then in the collection there were 1287 picturesque and 518 graphic products of Russian school, 75 pictures and 8 figures of the West-European school, 15 sculptures and collections of icons.
|
On August, 15 1893 the official opening of a museum under the name "Pavel and Sergey Tretyakov City art gallery" (nowadays Tretyakov Gallery) took place. By 1890 it was visited by up to 150 thousand people annually. Tretyakov continued to fill up his collection, for example, in 1894 he donated a gallery of 30 pictures, 12 figures and a marble statue “The Christian martyrs“ works by M.M. Antokolski. He was engaged in studying the collection, and from 1893 issued its catalogue.
The facade of the gallery building was designed by the painter Victor Vasnetsov in a peculiar Russian fairy-tale style. It was built in 1902–04 to the south from the Moscow Kremlin. During the 20th century, the gallery expanded to several neighboring buildings, including the 17th-century church of St. Nicholas in Tolmachi.
Apart from engaging in collecting, Tretyakov was active in charity. Charity for him was as natural as the creation of a national gallery.
Tretyakov consisted the honorary member of the Society of fans of applied arts and the Musical society from the date of their basis, granted the solid sums, supporting all educational undertakings. He took part in set of charitable certificates, all donations in the help to families of victims the soldier during the Crimean and Russo-Turkish War. Tretyakov's grants were established in commercial schools - by Moscow and Alexandrovskoe. He never refused in the monetary help to artists and the other applicants, carefully cared of monetary business of painters who without fear entrusted to him their savings. Pavel Mikhailovich repeatedly lent money to the kind counselor and adviser I.N. Kramskoy, V.G. Khudyakov, K.A. Trutovski, M.K. Clodt and much helped disinterestedly to others. Brothers - Pavel and Sergey Tretyakov - based in Moscow Arnoldo-Tretyakov School for deaf-mutes. Guardianship above the school, beginning in 1860th, proceeded during P.M. Tretyakov's life and after his death.
In his will Tretyakov provided large sums for school of deaf-mutes. For pupils of school Tretyakov bought the big stone house with a garden. 150 boys and girls lived in this house. Here they were brought up to 16 year old and left receiving profession in this school. Tretyakov selected the best teachers, got acquainted with the methods of studying.
Pavel Tretyakov bequeathed half of his estate to charitable purposes: on the device of a shelter for widows, juvenile children and unmarried daughters of died artists, and also on financing of gallery.
He died in 1898. He was buried in Danilov Cemetery, but in 1948 his remains were transferred to Novodevichy Cemetery.
www.tanais.info
Коллекционер и меценат Павел Третьяков / Общество / Лента.co
Читать оригинал публикации на diletant.media
«Берегите галерею и будьте здоровы», — с этими словами ушёл из жизни любитель живописи Павел Михайлович Третьяков. Галерея, для которой он собирал картины на протяжении почти полувека, стала главным делом его жизни: даже здание для будущей картинной галереи Третьяков построил сам. О человеке, который сделал для отечественной живописи не меньше, чем многие выдающиеся художники, рассказывает «Дилетант».
Портрет Павла Третьякова, картина Ильи Репина
Большие возможности
Отец Павла Третьякова — московский купец 2-ой гильдии — обеспечил своему сыну первоклассное домашнее образование, с юного возраста приобщив его к искусству. Третьяков сам признавался, что «с юности беззаветно любил искусство». Помимо этого, Павел активно учился и ремеслу отца: с ранних лет они начали работать вместе. Не удивительно, что после смерти отца в 1850 году Павел и его брат Сергей стали успешно расширять бизнес, открывая новые бумагопрядильные фабрики. Это дело было очень прибыльным, и в скором времени в руках Павла Михайловича оказалось целое состояние. Будучи человеком искушенным в живописи, он — а было ему ещё чуть за двадцать — уже тогда, в начале 1850-х годов, принял решение потратить эти деньги на создание собственной коллекции картин русской живописи.
Павел Третьяков, портрет работы Крамского
Первые покупки
Собирая произведения искусства, Третьяков полагался не только на свои предпочтения, но также пользовался советами Стасова, Крамского и других известных художников. Первые картины Третьяков, как утверждают историки, приобрел в 1856 году: начало коллекции было положено картинами «Искушение» Николая Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова. Именно 1856 год, кстати, принято считать годом основания Третьяковской галереи.
«Искушение», работа Николая Шильдера
Между тем, ошибочно считать, что Третьяков занимался только собиранием картин для своей коллекции. Он также принимал участие в деятельности Московского художественного общества, Московского училища живописи, ваяния и зодчества, помогал Арнольдовскому училищу глухонемых. Он же делал многочисленные пожертвования на нужды бедных, стипендии, помощь деятелям науки и искусства. Так, например, он был спонсором легендарной экспедиции Н. Н. Миклухо-Маклая.
«Стычка с финляндскими контрабандистами», работа Василия Худякова
Галерея с нуля
Третьякову долгое время приходилось проводить в попытках заполучить для своей коллекции ту или иную картину: так в скором времени его собрание пополнилось картинами Трутнева, Саврасова, Бруни и других художников. В завещании, составленном в 1860 году, всего через четыре года после покупки первых картин, Павел Третьяков писал: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие».
Павел Третьяков и Михаил Прянишников, фотография, 1891 год
При этом, кстати, практически никто не знал о покупках Третьякова, поскольку сам коллекционер никак свою деятельность не афишировал. Известно, что Третьяков едва не заболел от огорчения после восторженной статьи о нем Стасова и буквально сбежал из Москвы от торжеств по передаче Галереи в дар городу.
Серьёзные приобретения
В 1860-е годы Третьяков выкупил ряд картин, которые стали основой для его галереи. Его коллекцию пополнили «Привал арестантов» Валерия Якоби, «Последняя весна» Михаила Клодта, «Бабушкины сны» Василия Максимова, «Сельский крестный ход на Пасхе» и «Тройка» Василия Перова. Нужно ещё учитывать и то, что огромное количество времени Третьякову всё же приходилось тратить на управление фабриками и магазинами.
«Привал арестантов», работа В. И. Якоби
С большим уважением к Третьякову относились и сами художники. Существует даже версия про некий негласный договор среди художников о предоставлении Третьякову права первого выбора нарисованной картины. Поэтому, судя по всему, другим немногочисленным коллекционерам было очень сложно конкурировать с Третьяковым.
«Христос в пустыне», работа Ивана Крамского
Позднее, в период 1870-х годов, собрание Третьякова пополнилось картинами «Христос в пустыне» Ивана Крамского, «Сосновый бор» Ивана Шишкина, «Грачи прилетели» Алексея Саврасова, «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича» Николая Ге.
Открытие Третьяковской галереи
Долгое время все приобретённые картины Павел Третьяков хранил в своём московском доме, однако они требовали всё больше места. Тогда в 1874 году Третьяков, пользуясь только собственными средствами, построил в Москве здание картинной галереи. Более того, через несколько лет он открыл галерею для всеобщего посещения, а в 1892 году и вовсе передал коллекцию и здание в собственность Московской государственной думы.
lenta.co
ПАВЕЛ ТРЕТЬЯКОВ. ИСКУССТВО ПРИНАДЛЕЖИТ НАРОДУ
«От Вас крупное имя и дело останется», — сказал художественный критик Владимир Стасов Павлу Третьякову 160 лет назад, слова эти оказались пророческими. Купец, предприниматель, меценат на протяжении всей жизни собирал картины русских художников, чтобы передать уникальную коллекцию в дар родному городу.
МЕЧТА ДЕТСТВА
Павел Третьяков вырос в купеческой семье, получил домашнее образование. Свою первую коллекцию стал собирать с детства: покупал гравюры и литографии на рынке, в маленьких лавочках. В четырнадцать лет вместе с братом продолжил семейное дело — сначала держали лавки с платками и магазин, а затем приобрели мануфактуру в Костроме. Дела шли успешно, но на образ жизни Третьякова это не влияло.
«Молчаливый, скромный, как бы одинокий» — таким видели Павла Третьякова окружающие. Он избегал балов, не признавал излишеств, всегда носил сюртук одного и того же кроя. Единственное излишество — сигара в день. Но оборотной стороной скромности была широкая душа: он поддерживал училище глухонемых, организовал приют для вдов, сирот и неимущих художников. Поддерживал и смелые начинания, такие как экспедиция Миклухо-Маклая.
СЕМЬЯ ТРЕТЬЯКОВЫХ
В 33 года Павел Третьяков женился на двоюродной сестре Саввы Мамонтова — Вере. Хоть главу семейства и называли «неулыба», брак был гармоничным и счастливым. Третьяков стал угрюм и молчалив после смерти одного из сыновей — Ивана, всеобщего любимца и надежды отца. Но несмотря на семейное несчастье, атмосфера любви сопровождала детей Третьякова на протяжении всей жизни.
«Если детство может действительно быть счастливым, то мое детство было таковым. То доверие, та гармония между любимыми людьми, любившими нас и о нас заботившимися, было, мне кажется, самым ценным и радостным».Вера Третьякова, старшая дочь
ПРОМЫШЛЕННИК — КОЛЛЕКЦИОНЕР
Осенью 1852 года Третьяков побывал в Петербурге. Более двух недель он ходил по театрам, выставкам, бродил в залах Эрмитажа, Румянцевского музея, Академии художеств и, переполненный впечатлениями, писал матери:
«Видел несколько тысяч картин! Картин великих художников… Рафаэля, Рубенса, Вандерверфа, Пуссена, Мурилла, С. Розы и проч. и проч. Видел несчетное множество статуй и бюстов! Видел сотни столов, ваз, прочих скульптурных вещей из таких камней, о которых я прежде не имел даже понятия».
Эта поездка окончательно сделала купца и промышленника Третьякова коллекционером живописи. Стремление собирать картины русских художников стало смыслом его жизни. На тот момент Павлу Михайловичу было всего 24 года.
Первые картины русских художников меценат купил в 1856 году. Это было «Искушение» Николая Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова. В ближайшие четыре года жилые комнаты бельэтажа дома в Лаврушинском переулке украсили полотна Ивана Трутнева, Алексея Саврасова, Константина Трутовского… Третьяков не только заложил основу коллекции, но и определил главную цель своего собрания, о чем и написал в завещании.
«Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие».
В ЕВРОПУ — ЗА ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ, В МАСТЕРСКИЕ — ЗА ОПЫТОМ
По промышленным делам Павел Третьяков часто бывал за границей — знакомился с техническими новинками. Эти поездки стали для коллекционера и «художественными университетами». В Германии, Франции, Италии, Англии, Австрии он посещал выставки и музеи.
В тонкости изобразительного искусства посвящали Третьякова и практики — художники. В петербургских мастерских коллекционер узнавал технологию живописи, умел крыть картины лаком или без помощи реставратора удалить повреждение на холсте. «Манера его держаться в мастерской и на выставках — величайшая скромность и молчаливость», — вспоминал о визитах Третьякова Иван Крамской.
КАРТИНА ЗА КАРТИНОЙ
Движение передвижников обеспечило галерее поток настоящих шедевров. «Грачи прилетели» Саврасова и «Утро стрелецкой казни» Сурикова, «Христос в пустыне» Крамского и «Березовая роща» Куинджи и еще сотни и сотни работ. Третьяков покупал у художников картины целыми собраниями, как у Василия Верещагина: в 1874-м приобрел сразу 144 картины и этюда, 127 карандашных рисунков. Коллекцию пополнили сразу 80 работ Александра Иванова. Стали частью собрания и живописные впечатления от поездки по Ближнему Востоку Василия Паленова — 102 этюда. Картины художников ХVIII — начала ХIХ века Третьяков собирал по антикварным магазинам и частным лавкам.
Сами художники признавали, что коллекционер обладал особым восприятием живописи, и на выставках порою не знали, какие картины он выберет. «Это человек с каким-то, должно быть, дьявольским чутьем», — говорил о Третьякове Крамской.
ГАЛЕРЕЯ В ЛАВРУШИНСКОМ ПЕРЕУЛКЕ
К 1872 году многочисленное семейство Третьяковых утомили желающие увидеть его уникальное собрание, и коллекционер решил построить для него отдельное здание. Новые залы пристраивали постепенно. После смерти брата — Сергея Третьякова — его коллекция тоже заняла место в галерее, и тогда же было принято решение передать собрание картин городу.
«Желая способствовать устройству в дорогом для меня городе полезных учреждений, содействовать процветанию искусств в России и вместе с тем сохранить на вечное время собранную мною коллекцию».Павел Третьяков
Сам меценат на открытии галереи не присутствовал — уехал из Москвы с семьей на полгода, так как не любил лишнего внимания к своей персоне. После открытия галереи, по воспоминаниям современников, Александр III намеревался пожаловать Третьякову дворянство, но Павел Александрович отказался. «Я купцом родился, купцом и умру»,— сказал коллекционер чиновнику, который явился его обрадовать. Как и прежде, Третьяков приходил в галерею, составлял каталоги и просто любовался картинами…
«Иногда в галерее появлялся высокий, сухощавый человек. Он подходил то к одной, то к другой картине, пристально, любовно всматривался в них, вынимая из сюртука платок, свертывал его «комочком», бережно стирал замеченную на картине пыль… Мы знали, что это был сам Павел Михайлович Третьяков».Михаил Нестеров
Последний дар Третьякова галерее — эскиз Левитана к картине «Над вечным покоем». Коллекционер уже был болен, хворала и его супруга, дочери вышли замуж и разъехались, опустел дом в Лаврушинском переулке. Но дом для картин, созданных талантливыми русскими художниками, всегда полон. Вот уже второе столетие люди приходят, чтобы увидеть уникальную коллекцию. И имя осталось, и дело не пропало.
«Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, дайте мне хоть лужу грязную, но чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника».Павел Третьяков
Из воспоминаний Веры, старшей дочери Павла Третьякова.
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
lera-komor.livejournal.com
Коллекционер и меценат Павел Третьяков
«Берегите галерею и будьте здоровы», — с этими словами ушёл из жизни любитель живописи Павел Михайлович Третьяков. Галерея, для которой он собирал картины на протяжении почти полувека, стала главным делом его жизни: даже здание для будущей картинной галереи Третьяков построил сам. О человеке, который сделал для отечественной живописи не меньше, чем многие выдающиеся художники.
Портрет Павла Третьякова, картина Ильи РепинаБольшие возможности
Отец Павла Третьякова — московский купец 2-ой гильдии — обеспечил своему сыну первоклассное домашнее образование, с юного возраста приобщив его к искусству. Третьяков сам признавался, что «с юности беззаветно любил искусство». Помимо этого, Павел активно учился и ремеслу отца: с ранних лет они начали работать вместе. Не удивительно, что после смерти отца в 1850 году Павел и его брат Сергей стали успешно расширять бизнес, открывая новые бумагопрядильные фабрики. Это дело было очень прибыльным, и в скором времени в руках Павла Михайловича оказалось целое состояние. Будучи человеком искушенным в живописи, он — а было ему ещё чуть за двадцать — уже тогда, в начале 1850-х годов, принял решение потратить эти деньги на создание собственной коллекции картин русской живописи.
Павел Третьяков, портрет работы КрамскогоПервые покупки
Собирая произведения искусства, Третьяков полагался не только на свои предпочтения, но также пользовался советами Стасова, Крамского и других известных художников. Первые картины Третьяков, как утверждают историки, приобрел в 1856 году: начало коллекции было положено картинами «Искушение» Николая Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова. Именно 1856 год, кстати, принято считать годом основания Третьяковской галереи.
«Искушение», работа Николая ШильдераМежду тем, ошибочно считать, что Третьяков занимался только собиранием картин для своей коллекции. Он также принимал участие в деятельности Московского художественного общества, Московского училища живописи, ваяния и зодчества, помогал Арнольдовскому училищу глухонемых. Он же делал многочисленные пожертвования на нужды бедных, стипендии, помощь деятелям науки и искусства. Так, например, он был спонсором легендарной экспедиции Н. Н. Миклухо-Маклая.
«Стычка с финляндскими контрабандистами», работа Василия ХудяковаГалерея с нуля
Третьякову долгое время приходилось проводить в попытках заполучить для своей коллекции ту или иную картину: так в скором времени его собрание пополнилось картинами Трутнева, Саврасова, Бруни и других художников. В завещании, составленном в 1860 году, всего через четыре года после покупки первых картин, Павел Третьяков писал: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие».
Павел Третьяков и Михаил Прянишников, фотография, 1891 годПри этом, кстати, практически никто не знал о покупках Третьякова, поскольку сам коллекционер никак свою деятельность не афишировал. Известно, что Третьяков едва не заболел от огорчения после восторженной статьи о нем Стасова и буквально сбежал из Москвы от торжеств по передаче Галереи в дар городу.
Серьёзные приобретения
В 1860-е годы Третьяков выкупил ряд картин, которые стали основой для его галереи. Его коллекцию пополнили «Привал арестантов» Валерия Якоби, «Последняя весна» Михаила Клодта, «Бабушкины сны» Василия Максимова, «Сельский крестный ход на Пасхе» и «Тройка» Василия Перова. Нужно ещё учитывать и то, что огромное количество времени Третьякову всё же приходилось тратить на управление фабриками и магазинами.
«Привал арестантов», работа В. И. ЯкобиС большим уважением к Третьякову относились и сами художники. Существует даже версия про некий негласный договор среди художников о предоставлении Третьякову права первого выбора нарисованной картины. Поэтому, судя по всему, другим немногочисленным коллекционерам было очень сложно конкурировать с Третьяковым.
«Христос в пустыне», работа Ивана КрамскогоПозднее, в период 1870-х годов, собрание Третьякова пополнилось картинами «Христос в пустыне» Ивана Крамского, «Сосновый бор» Ивана Шишкина, «Грачи прилетели» Алексея Саврасова, «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича» Николая Ге.
Открытие Третьяковской галереи
Долгое время все приобретённые картины Павел Третьяков хранил в своём московском доме, однако они требовали всё больше места. Тогда в 1874 году Третьяков, пользуясь только собственными средствами, построил в Москве здание картинной галереи. Более того, через несколько лет он открыл галерею для всеобщего посещения, а в 1892 году и вовсе передал коллекцию и здание в собственность Московской государственной думы.
www.colors.life