Туровед — бюро путешествий. Гентский алтарь картина


Ян ван Эйк, Гентский алтарь, 1432 г.

разделители,ЗОЛОТЫЕ,СЕРЕБРЯНЫЕ

 

 

 

 Гентский алтарь ван Эйка. Прекрасный, мерцающий, грандиозный, да и просто огромный по размерам. Как сказал почти современник Яна ван Эйка, Иеронимус Мюнцер в 1495, увидев алтарь: "Ван Эйк объял всю существующую доныне историю живописи!".

 

 

Hubert & Jan van EyckGod the Father detail from the central panel of the Ghent Altarpiece,1432. 

 

Считается, что в 1417 году начал работу над алтарем брат Яна, Хуберт ван Эйк (хотя и никто не доказал его существование с должной степенью вероятности), он умер в 1426 году, и его работу продолжил и окончил Ян. Знаем мы это по надписи на раме, но исследователи не исключают, что надпись была сделана намного позже – типа, поддельная она была, вот и всё! А написано там было что-то вроде: "Художник Хуберт ван Эйк, выше которого никого не было, начал это, и его брат Ян, второй в искусстве, закончил важную задачу по заказу Йоса Вейдта 6 марта 1432 года".

 

Ян Ван Эйк (около 1395-1441) и Губерт Ван Эйк.Гентский АлтарьОткрытый вид на полиптихМасло на панели, 1422-1432 гг.375 x 520 смСобор Святого Баво, Гент, Бельгия

 

Алтарь представляет собой полиптих, состоящий из 20 панелей, им можно любоваться как в закрытом, так и в раскрытом виде, 8 панелей расписаны с двух сторон. Размер в развернутом виде – 3,5 Х 5 м, весит более тонны – огромный! Ничего подобного в Европе той поры не существовало. Это поистине грандиозное произведение искусства – насчитывает 258 человеческих фигур!

Ян ван ЭйкПоклонение агнцу (Гентский алтарь, деталь)138x242,5

 

Верхние створки – отражение небесного мира, высших сфер, обиталище Бога; нижние хоть и изображают райские кущи, но это "нижний" мир, более близкий к земле.

Внизу изображено грандиозное шествие и поклонение Святому Агнцу, символу Христа. С разных сторон прекрасного сада к центру направляются четыре процессии поклоняющихся. Они идут к центру композиции, где изображен Агнец (очаровательный ягненок, из проколотой грудки которого в евхаристическую чашу хлещет кровь). Евхаристические символы изобилуют во всей работе. 

 

 Ян ван Эйк"Гентский алтарь", закончил 1432Мария (деталь)

 

Hubert & Jan van Eyck detail from the Ghent Altarpiece

 

Jan van Eyck (ca. 1390-1441)Retable de l'Agneau mystique, Gand (detail)

 

 

 

 Ян ван ЭйкГентский алтарь, закрытый вид задней панели (деталь)Дата завершения: 1432

 

Ян ван Эйк"Благовещение" Гентский алтарь, деталь

 

 Ян ван ЭйкГентский алтарь, закрытый вид задней панели (деталь)Дата завершения: 1432

 

Ян ван ЭйкГентский алтарь (деталь)Донатор и Св. Иоанн Креститель

 

Hubert & Jan van Eyck detail from panel of the Ghent Altarpiece

Йос Вейдт

 

История у алтаря бурная, куда только не таскали эту здоровенную штуковину. Как следует из надписи, сделана она была на средства донатора Йоса (Йодикуса) Вейдта. Йос был не только донатором, выделившим средства на алтарь, но и ктитором собора святого Иоанна Богослова (сейчас он посвящен святому Бове, или Бавону), и имел там семейную часовню (капеллу), т.е. алтарь был не единственной "спонсорской" помощью жертвователя. Сам Йос и его жена, Изабелла Борлют, изображены на алтаре, створки с их портретами видны, когда алтарь находится в закрытом состоянии. Это пара пожилых людей, абсолютно ординарной наружности, в довольно скромных как для их статуса одеяниях; изображены они без всяких прикрас, со всеми бородавками и морщинами.

 

Ян Ван Эйк (около 1395-1441)Гентский АлтарьЗакрытый вид задней панели, 1432

 

Ян ван ЭйкМадонна каноника ван дер Пале (детали)Дата завершения: 1436

 

Ян ван Эйк (около1390-1441)Verkündigungsengel (Thyssen-Verkündigung) (detail)1439масло на панелиSammlung Тиссен, Мадрид

 

В 1460-х гадах Фландрию захлестнули анти-испанские волнения, сторонники кальвинизма поднимали иконоборческие бунты, громя католические соборы и уничтожая картины и скульптуры. К счастью, не смотря на огромные размеры, алтарю удалось избежать разрушения – его вовремя разобрали и спрятали в башне собора. Когда волнения миновали, сторонники принца Вильгельма Оранского (протестанта) предложили отправить алтарь в подарок английской королеве Елизавете Первой за её помощь в противостоянии с испанцами, однако наследники четы Вейдтов воспротивились этому

 

Jan van Eyck (circa 1390–1441)Jungfrau der Verkündigung (Thyssen-Verkündigung)(detail)1439

 

Jan van Eyck (circa 1390–1441)Verkündigungsengel (Thyssen-Verkündigung)1439

 

Hubert & Jan van Eyck detail from the panel of the Ghent Altarpiece

 

 

В 1581 году власть в городе вернулась к католикам (Фландрия, как известно, осталась под католическим влиянием в отличии от Северных Нидерландов), алтарь вернули на место. Двести лет он простоял спокойно, пока храм не посетил путешествующий австрийский император Иосиф Второй. Его возмутили голые Адам и Ева в храме, эти створки после его замечания демонтировали. Интересно, что их ещё раз убрали и заменили опять же по цензурным соображениям уже в 1865 году, "одетыми" в шкуры Адамом и Евой, они сейчас сохранились (автор - Виктор Лагье).

 

 

 

 

Hubert & Jan van Eyck detail from the panel of the Ghent Altarpiece

 

"Гентский Алтарь", детали

 

Затем несколько створок были похищены и проданы в Германию - и т.д., и т.п. – исследователи насчитали 13 связанных с алтарем преступлений за 600 лет его существования. Разные части алтаря похищались, вывозились, выкупались, экспроприировались, дарились, им угрожал огонь и взрыв, и т.п. пока, наконец, все створки не были собраны воедино и не вернулись в Бельгию в 1945 году. Создается впечатление, что, не смотря на все злоключения, алтарю суждено было стоять в соборе святого Бове (Бавона) на родине в Генте. Там он стоит и сейчас. Недостает только левой нижней створки – процессия судей, её стащили в 1934 году, полиция так и не нашла оригинал, вместо него сейчас установлена копия.

 

 

 

Hubert & Jan van Eyckr detail from the central panel of the Ghent Altarpiece

 

 

 

Перед алтарем бьет фонтан с кристально чистой водой – Вода Жизни. Четыре процессии на центральной панели: слева внизу – праотцы, пророки дохристианских времен, предсказавшие приход Мессии среди них, как ни странно, поэт Вергилий в белых одеждах.

 

 

 Ян ван ЭйкГентский алтарь (деталь) 

"Праведные судьи"

 

 

 

Праотцы - древние пророки, патриархи и язычники - "христиане по духу". Слева вверху – процессия первосвященников в праздничных одеждах. Справа внизу – апостолы и мученики в одеяниях для литургии (пальмовые ветви в руках – символ мученичества), справа вверху – девы-святые мученицы, каждая со своим традиционным атрибутом.

 

 

 

Hubert & Jan van Eyck detail from the panel of the Ghent Altarpiece

Процессию дев возглавляют святая Агнесса с ягненком, святая Варвара с башней, святая Катерина и святая Доротея с розами. 

 

Hubert & Jan van Eyckdetail from the panel of the Ghent Altarpiece

 

The Ghent Altarpiece:The Soldiers of Christ1427-30Oil on wood, 149,2x 54 cmCathedral of St Bavo, Ghent

 

 

 

 Хронология приключений алтаря:

1417: начало работы.1432: работа закончена, помещена в семейной часовне Вейденов в церкви святого Иоанна Богослова.1566: во время протестантских восстаний алтарь скрывают в башне до 1569.1578: при кальвинистском режиме перемещается в мэрию Гента1781: панели Адам и Ева сняты и хранятся в доме хозяев.1792: французские солдаты Наполеона увозят центральные части в Париж1815: в связи со свержением Наполеона эти панели возвращаются домой1816: несколько панелей похищены и проданы королю Пруссии Фридриху1822: остальные панели удалось спасти от большого пожара1861: правительство Бельгии выкупило панели Адама и Евы для Королевского музея искусств1894: шесть боковых створок в Берлине1914: части алтаря укрывают в окрестностях собора1920: все панели объединены (Версальский договор)1934: панели "праведных судей" и "святого Иоанна Крестителя" украдены. "Иоанн" позже выкуплен.

1940: во время немецкого вторжения картины перевозят в замок По1942: нацисты вывозят алтарь в Германию1945: фашисты прячут алтарь в соляной шахте и в конце концов пытаются взорвать (взрывы остановлены в последний момент)1945: картины возвращаются в Гент1945: похищенная панель "судьи" заменяется копией1986: алтарь перемещаются в часовню, на нынешнее место.

 

Гентский алтарь (деталь)

 

Hubert & Jan van Eyck detail from the  panel of the Ghent Altarpiece

 

 

Весь алтарь включает изображение искупительных таинств католической веры начиная от Благовещения и Воплощения на внешних створках алтаря до жертвенной смерти Христа и поклонению Агнецу.Наружные створки – для закрытого, "спокойного" состояния алтаря. В таком виде его держали в будние дни. Изображения на этой стороне выполнены в пастельных тонах, они почти бесцветны, два Иоанна на нижних створках вообще выполнены "гризайлью". Немного подраскрасили только донаторов. Вероятно, "рабочая" расцветка внешних створок призвана была контрастировать с разноцветным праздничным буйством внутренней композиции.

 

 

Hubert & Jan van Eyckdetail from the panel of the Ghent Altarpiece

 

 

Сцена благовещания. Мы видим традиционную лилию в руках архангела, белого голубя-святого духа, спускающегося на Марию, таз и чайник-рукомойник, символизирующие чистоту. Надпись возле Марии обращена снизу-вверх, чтобы Господь с небес мог читать её, она гласит: "Я слуга господа!". Присутствие лилий в сцене Благовещения само по себе чудесно, ведь происходит все 25 марта, а лилии в это время ещё не цветут.

 

 

(detail)

 

 

Раскрывали алтарь во время праздничных месс, и тогда зрителей буквально ослепляло пиршество красок. По истечении 600 лет наше воображение не перестает поражать свежесть и глубина тонов, экзотический пейзаж райского сада, потрясающая детализация изображений. Ещё бросается в глаза удивительная утонченность черт лиц – возможно, ван Эйк хотел подчеркнуть мистический, божественный характер сцены и её участников. Так или иначе, но даже косматый Адам, хоть и первый грешник, на пару с Евой ввергнувший человечество в большие неприятности, но и его интеллигентное лицо написано с большой нежностью.

 

 

Адам и Ева (detail)

 

 

Адам и Ева изображены в натуральный рост, уклон поверхности, на которой они стоят, отличаются от угла наклона на других панелях – они словно выступают вперед и вверх из глубины своих ниш. Этот эффект подчеркивают ступни, "поставленные" на край рамы, особенно отчетливо это видно у Адама: ещё миг – и он шагнет нам на встречу! Адам и Ева– символ всего грешного, слабого и инфантильного человечества, помешанного на своих страстях, во имя спасения которого и умер на кресте Христос.

 

 

(detail)

 

 

Над Адамом и Евой мы видим небольшие жанровые сценки в технике "гризайль" - это жертвоприношение Авеля и Каина, и убийство Авеля Каином.

 

Ян ван ЭйкПророк Захария и ангел Гавриил (detail)

 

 

Еще мы можем видеть сверху двух сивилл (Кумская и Эритрейская) и двух пророков. 

 

Hubert & Jan van Eyckdetail from the panel of the Ghent Altarpiece

 

Eyck, Jan vanGenter Altar,Altar des Mystischen Lammes, linker Flügel,

 

(detail)

 

Образ Мадонны Гентского Алтаря

 

 

 

Мария слева от Бога изображена в синем одеянии, традиционного для неё цвета, однако это не скромные одежды небогатой жительницы Вифлиема: кант усыпан драгоценными камнями, а на голове её роскошная корона, украшенная лилиями и ландышами (символы Марии) – ван Эйк написал её в образе Царицы Небесной. Роскошные одежды и драгоценности художник изображал с легкостью – ведь он был придворным живописцем и имел возможность ежедневно любоваться богатым убранством окружавших его вельмож. В короне присутствуют розы и синие аквилегии; последние, как известно, символ слез и скорби Богоматери. "Я – роза Шарона, я – лилия долины!" ("Песнь песней" Соломона).

 

 

 

(detail)

 

 

На боковых панелях мы видим музицирующих и поющих ангелов.

 

(detail)

 

Hubert & Jan van Eyck detail from the panel of the Ghent Altarpiece

 

(detail)

 

(detail)

 

Предположительный портрет Изабеллы португальской в образе сивиллы

 

 

Предполагают, что и сама Изабелла, уже жена герцога Бургундского, присутствует среди героев – ван Эйк изобразил её на одной из внутренних створок в образе сивиллы Кумской.

 

 

(detail)

 

Агнец изображен на алтаре, позади которого мы видим четыре ангела, они держат орудия страстей Христовых: плеть, которым Его избивали, столб, к которому Его привязывали, крест, розги гвозди, терновый венец и две пики: одна, которой Его закололи, другая – с губкой, смоченной в уксусе.Слева в белых тогах - апостолы, справа в красном - мученики, на переднем плане с посохом - святой Павел

 

 

И ещё немного Эйка в других его картинах

Ян ван Эйк (около1390-1441) Св. ВарвараНеоконченная картина в Королевском музее изящных искусств Антверпена1437

 

The Madonna with Canon van der Paele1436

 

Ян ван ЭйкМадонна с младенцем и каноник Йорис ван дер Пале (деталь) 

 

(detail)

 

Jan van EyckThe Madonna with Canon van der Paele (detail)

1436

 

 

Jan van Eyck (circa 1390–1441) and workshopVirgin and Child, with Saints and Donorbetween circa 1440 and circa 1441 Frick Collection

 

Jan van Eyck (circa 1390–1441)Virgin and Child with St. Michael and St. Catherine and a Donorc. 1437

 

Jan van Eyck (circa 1390–1441)The Madonna in the Churchcirca 1438

 

Ян ван Эйк (около1390-1441)Распятие; Страшный суд, диптихмежду 1420 и 1425Дерево, масло переносено на холстМузей Метрополитен

 

Jan van Eyck (circa 1390–1441)Придворное общество у бургундского замка

 

И видео про Яна ван Эйка

 

 

 

subscribe.ru

ЯН ВАН ЭЙК. "ГЕНТСКИЙ АЛТАРЬ"

КАТАЛОГ

Нидерланды| Ян ван Эйк 1390 - 1441| Гентский алтарь |1432|собор св. Бавона|Гент|Белгия

Большие картинки алтаря и множество фрагментовв Википедии: Статья;Галерея

К 1432 г. относится одно из самых значительных произведений художника - так называемый «Гентский алтарь», написанный для собора св. Иоанна Крестителя (ныне св.Гоавона)в г.Генте. Как художник Северного Возрождения, Ян не столько порывает с традициями прошлого, сколько приспосабливает их для своих целей. Алтарь представляет собой универсальную картину мира в его иерархии. Основной мотив – восхождение человека к совершенству. Но универсализм здесь теряет средневековый отвлеченно-символический характер, наполняетсяконкретным земным содержанием. Художник представляет нам грандиозность мироздания,связь всех вещей в мире.

Внешние створки алтаря

На внешней стороне алтаря мастер создает образы высокой жизненности. Здесь присутствуют и портреты заказчиков – первые портреты кисти Яна ван Эйка, дошедшие до нас. Сдержанные молитвенные позы, сложенные руки. Их, пожалуй, характеризует некоторая скованность, но они исполнены поразительной жизненной правды.Иодокус Вейд – богатый горожанин, бургомистр Гента, солидный, степенный человек. В его облике читается практичный торговец.Образ его жены,Изабеллы Борлюг, кажется, источает холодную строгость и чопорное благочестие. Фигуры заказчиков как бы связывают реальный мир с миром, изображенным на алтаре. Они обращены к фигурам святых Иоаннов, имитирующим статуи. Иоанну Крестителю в XV в. была посвящена сама церковь, аИоанну Богослову – капелла, где находился алтарь.Имитация скульптуры восходит еще к готической традиции украшать алтари настоящимиизваяниями.В верхнем ярусе алтаря изображена сцена «Благовещения». Реальный интерьер - низкая комнатабез украшений. Здесь присутствуют знакомые нам по работам Робера Кампена изображения умывальника и полотенца, символизирующие чистоту Богоматери. Композиция разделенана четыре части, но составляет единое целое. Интерьер построен художником с учетом законов перспективы. Большую роль в нем играет свободное пространство и гармоничное распределение деталей изображения. По преданию,пейзаж в окне изображает улицу, где жил заказчик. В полукружиях вверху – пророки Захария и Михей, Кумская и Эритрейская сивиллы.

Алтарь в открытом виде

Живопись наружных створок является как бы введением, увертюрой к грандиозному зрелищуоткрытого алтаря. Его иконографическая система восходит к седьмой главе Апокалипсиса, к литургическим текстам «Праздника всех святых», а также к «Золотой Легенде» Якопо да Вараджино. В центре верхнего яруса – фигура, объединяющая черты Бога-Отца (тиара, скипетр, надпись «Саваоф»), и Христа (черты лица, земная корона у ног). На вышитом фоне изображенпеликан. Последний, вместе с изображением голубя и агнца внизу составляет троицу. Живопись алтаря необычайно насыщена и очень красива. Она напоминает переливы блестящих драгоценностей. Красное одеяние Бога-Отца сопоставлено с синим платьем Марии и зеленым плащем Иоанна Крестителя.(См). Слева изображены поющие, а справа – музицирующие ангелы. Они характеризуются разнообразием и точностью в передаче мимики. Неожиданная черта – ангелы бескрылы. Верхний ярус замыкают по бокам фигуры Адама иЕвы. Это тоже довольно неожиданно для традиции того времени –земные прародители представлены в кругу небесной иерархии. Предполагали, что они были дописаны позже, но исследования начала 50-х гг. показали, что алтарь с самого начала задумывался как единое целое, - рисунок древесины на распиле иногда переходит с одного поля на другое. Нидерландское искусство еще не знало такого совершенного воплощения человеческого тела, хотя, безусловно, здесь присутствуют и анатомические неточности, ощущается некоторая застылость фигур, но поражает острота видения художника. Нога Адамавыходит за пределы ниши, другая ступня срезана, что говорит о попытке мастера изобразитьперспективу. Над изображениями Адама и Евы в полукружиях представлены «Жертвоприношение Авеля и Каина» и «Убийство Авеля».

Гентский алтарь, центральная часть "Поклонение агнцу"

Нижняя сцена едина – «Поклонение агнцу». В центре на алтаре – большой агнец, из его груди фонтаном бьет кровь в чашу – символ жертвы Христа. (См). Ниже изображен источник живой воды – символ христианской веры. Вокруг алтаря представлены коленопреклоненные ангелы, со всех сторон к нему приближаются святые, праведники и праведницы. Эту сцену отличает большое разнообразие групп и пейзажа, на фоне которого они изображены. Справа – апостолы, еще правее –служители церкви : папы, епископы, аббаты, семь кардиналов, св.Стефан с камнями,св.Ливин (покровитель Гента) с вырванным языком. Слева – ветхозаветные персонажи: пророки с книгами, мудрецы, тут же изображены Вергилий и Данте. В глубине слева –святые мученики, а справа – святые мученицы с пальмовыми ветвями (символ мученичества).Впереди представлены св.Агнеса, св.Варвара, св.Доротея и св.Урсула. На дальнем плане изображен город – это Небесный Иерусалим, но в его постройках мы улавливаем сходство с реальной архитектурой Кельна, Брюгге и других нидерландских городов.

Гентский алтарь, боковые створки

Справа на створках изображены отшельники и пилигримы. Отшельников возглавляют св.Антоний и св.Павел. За ними в глубине – Мария Магдалина и Мария Египетская. Среди пилигримов – гигант Христофор, а рядом с ним – св.Иодокус, с раковиной на шляпе.Слева на створках – святые воины во главе со св.Виктором (или Мартином), св.Георгием и св.Себастьяном. На крайней левой створке изображены справедливые судьи, но она была украдена в 1934 г., до сих пор не найдена и поэтому заменена копией.Пейзаж нижнего яруса залит ярким светом. Зеленый луг с тончайше выписанными цветами. В глубине – рощицы, леса, лужайки. Как умело переданы мастером легчайшие, воздушные тени.Высокий горизонт, но единая перспектива в работе отсутствует. Группы в центре представленыдруг над другом. В отличие от итальянцев, стремившихся к синтетическим обобщенным образам и искавших научных закономерностей, у Яна ван Эйка не было своей системы.Интуиция заменяла ему научный подход. Он суммировал множество наблюдений,уступая итальянцам в мастерстве построения композиции, но явно превосходя их непосредственностью восприятия и глубиной чувства.На боковых створках «Гентского алтаря» построение пространства более искусное. Вероятно, эти створки были созданы позже центральной сцены. На них изображена южная природа, которуюЯн мог видеть во время своих поездок в Испанию и Португалию. «Воины» и «судьи» явно портретны, и спор идет лишь о том, чьи это портреты. Возможно, их изображения навеяны рыцарскими турнирами, столь популярными при бургундском дворе.

Если старший брат Яна ван Эйка Губерт и принимал участие в работе над «Гентским алтарем», то ему, возможно, принадлежит общий план и наиболее архаичные части: изображение Бога-Отца, Марии, Иоанна Крестителя, частично – центральная часть композиции «Поклонение агнцу». Но повторюсь, реставрационный анализ выявил единство живописных приемов. Исследователи все больше склоняются к мнению о едином авторстве Яна ван Эйка. И можно справедливо отметить, что «Гентский алтарь» положил начало целой эпохе в нидерландском искусстве.

В.Клеваев. Лекции по истории искусства, Киев, "Факт",2007, с.470-473

manon-gabrielle.livejournal.com

Собор Святого Бавона в Генте – не только знаменитый алтарь

В Генте для меня обязательным пунктом туристической программы было посещение собора Святого Бавона. Из-за Гентского алтаря, естественно. Хотя сам собор мне тоже было очень интересно осмотреть изнутри. Ну, вот люблю я церковные интерьеры, хотя от религии далека!Конкретно в этом соборе многих ещё привлекает пара картин Рубенса, но я не большая поклонница его работ именно на религиозную тематику. Мне больше нравятся у этого художника тщательно выписанные портреты. А вот знаменитый алтарь братьев ван Эйков мне очень хотелось увидеть!1. 1859.JPG

Итак, идём в собор…

Готическое здание кафедрального собора Святого Бавона можно найти на одноимённой площади в историческом центре Гента:2. 1791.JPG

Первоначально на месте нынешнего храма располагалась деревянная часовня святого Иоанна Крестителя, которая была освящена в 942 году. В 1038 году часовня была расширена и перестроена в романском стиле. Следы этой церкви и первоначальной деревянной можно обнаружить в склепе нынешнего собора.В последующий период с 14 по 16 века церковь периодически перестраивалась и расширялась уже в готическом стиле. 7 июня 1569 года принято считать датой окончания строительства храма.Для тех, кого интересуют цифры: длина церкви около 100 метров, ширина – 42,3 метра, в высоту церковь 32,4 метра, высота башни 87,3 метра:3. 1851.JPG

Несмотря на то, что собор возводили постепенно, в течение нескольких столетий, стилистически он выглядит единым целым.Архитектура фасада очень сдержанная, и здание собора впечатляет своими четкими очертаниями.Башня, сделанная из натурального белого камня, являет собой прекрасный образец готической архитектуры. Как принято в архитектуре брабантской готики, башня построена на западе от церкви и используется в качестве входа:4. 1842.JPG

А угловые башенки можно отнести к особенностям архитектуры Гента:5. 1843.JPG

Скульптуры и резные украшения над входом в собор:6. 1800.JPG

Красивый дубовый тамбур главного входа был построен в 1572 году по приказу провоста Виглия. На карнизе можно прочесть его девиз: Vita mortalium Vigilia (жизнь человека есть лишь бодрствование). В центре девиза нарисован феникс, символ собрания каноников. На фронтоне располагается герб Виглия между гербами собрания каноников и собора Святого Бавона:7. 1840.JPG

Недалеко от входа, на стенах собора, можно увидеть изображения 16 гербов современных церковных округов и епархий Гента. Я не уверена, что на снимках внизу именно эти гербы, но размещены они были около входной двери:8. 1813.JPG

9. 1811.JPG

Мебель собора в основном относится к 17 и 18 векам, она была приобретена благодаря епископу Антониусу Триесту.10. 1801.JPG

Этот епископ положил начало декоративным работам внутри собора и для их завершения пожертвовал крупную часть своего состояния преемникам, которые должны были закончить оформление церкви.Однако его вклад в развитие церкви не ограничивается материальными пожертвованиями. Он создал благотворительный фонд для того, чтобы и в дальнейшем поддерживать и декорировать собор. Многие произведения искусства несут на себе герб епископа: два переплетённых охотничьих рога и бегущую борзую в центре щита.Собор содержит огромную коллекцию религиозного искусства и артефактов. Самое старое из произведений искусства относится к 8-му веку, а самое молодое – к концу 1990-х годов.11. 1805.JPG

12. 1814.JPG

13. 1822.JPG

Большинство витражей в соборе датировано 1861 годом. Их делали по особым случаям или к юбилеям. Те, что были изготовлены в 15 и 16 веках, были уничтожены иконоборцами, за исключением некоторых фрагментов, которые можно увидеть в одной из часовен (в 22-й). Тем не менее, современные оконные стёкла отражают все аспекты мастерства витражного дела в Генте и Фландрии во время последнего столетия:14. 1804.JPG

15. 1830.JPG

16. 1836.JPG

17. 1837.JPG

В настоящее время в соборе имеется четыре органа. Два небольших современных расположены в склепе. Один из них датируется 1965 годом, другой – 1974-м.В верхней части церкви находится гордость этого собора - орган, заказанный епископом Антониусом Триестом в 17-м веке. Прекрасный резной корпус, сделанный из дуба, 90 клапанов, пять мануалов и один ножной рычаг – этот орган считается самым дорогостоящим в стране. На нём можно с легкостью исполнять различные стили органной музыки. И именно это качество способствовало тому, что Гент был назван первым городом органного искусства в Бельгии в 1957 году.В июле и августе по вечерам в соборе Святого Бавона проходят концерты органной музыки.18. 1829.JPG

А в 1935 году епископ Коппитерс добавил орган, созданный немецкими производителями органов для Всемирной выставки. И в наши дни оба эти органа, старый и новый, играют вместе.

Собор известен на весь мир Гентским алтарём, первоначально располагавшимся в часовне Йоса Вейдта. Темой алтаря является поклонение Агнцу из Откровения Иоанна Богослова, согласно которому пророки, праотцы, апостолы, мученики и святые стекаются к алтарю, на котором стоит Агнец, символизирующий Христа. Этот алтарь считается шедевром Яна и Хуберта ван Эйков и одним из важнейших произведений мирового искусства. Художникам посвящена большая скульптурная композиция на лужайке перед собором:19. 1853.JPG

20. 1854.JPG

Высота алтаря 3,75 м, ширина в раскрытом виде 5,20 м. Датируется алтарь 1432 годом.Латинская надпись на раме боковых створок сообщает, что Хуберт ван Эйк начал работу по заказу гентского бюргера Йоса Вейдта, а Ян ван Эйк завершил её 6 мая 1432 года.Всего в алтаре 24 картины, на которых изображено свыше 250 персонажей:21. 1834.JPG

Раскрывали алтарь по праздникам, в будни была видна лишь живопись на внешней стороне. На самом верху изображены пророки и сивилла, предрекшие рождение Христа, в центре – 4 картины на сюжет Благовещения, внизу по краям – изображения заказчика (донатора) и его жены, преклонивших колени, а в центре – Иоанн Креститель и Иоанн Богослов.В раскрытом алтаре в верхнем ярусе изображён Христос на троне (в интерпретации некоторых исследователей – Бог-Отец, или Троица, воплощённая в одном образе), по бокам от него – Дева Мария и Иоанн Креститель. Эти три центральные фигуры окружены поющими и музицирующими ангелами. На крайних створках изображены Адам и Ева, а над ними – история Каина и Авеля.В центре нижнего яруса – сцена поклонения агнцу, символу жертвы Христа, окружённому святыми, мучениками, пророками и апостолами.Алтарь сохранился чудом: протестанты пытались его уничтожить, австрийский император Иосиф II заменил изображение обнажённых фигур Адама и Евы на одетые (сейчас оригинальные панели возвращены), революционно настроенные французы увезли алтарь в Париж, а во время Второй мировой войны алтарь вывезли из Бельгии по приказу Гитлера и спрятали в соляной шахте в Баварии.Посмотреть на алтарь стоит 4 евро, фотографировать нельзя. Но у меня получилось сделать один снимок))) Чудо фламандской живописи находится за стеклом, а в комнате, где он установлен, можно присесть на стулья и любоваться им, сколько душе угодно.Лайфхак: каждый день с 12.00 до 13.00 наружные панели триптиха закрывают. Таким образом, появляется возможность увидеть восстановленные внешние панели в течение одного часа в день.

Алтарь увидели, теперь можно спокойно осматривать собор дальше.Сразу же в центральном нефе всё внимание приковывает монументальная кафедра 1745 года.Её описание я взяла на этом сайте: http://belgium-art.org/«Кафедра вырезана из белого итальянского мрамора и датского дуба гентским скульптором Лоуренсом Дельво (Laurence Delvaux). Контраст белого холодного мрамора с южной стороны и тёплого темного дуба с северной, создаёт плавную гармонию этого шедевра:22. 1832.JPG

Основная скульптурная группа представляет собой аллегорию торжества Истины над Ложью. У подножия дерева жизни находится время в лице старого крылатого человека Хроноса. Он символизирует всё человечество. Разбуженный звуками трубы ангела, он приоткрывает завесу над головой и смотрит на Истину в виде молодой девушки. Она показывает ему текст апостола Павла: “Surge qui dormis et exsurge a mortuis et illuminabit te Christus” (Проснись, кто спит; восстань из мёртвых, и Христос просветит тебя.)23. 1806.JPG

С другой стороны лестницы, две изящные статуи из белого мрамора, обвивающие дерево в гармоничном изгибе, приглашают людей послушать Слово Господа. На передней панели кафедры можно найти медальоны изображающие «Рождение Христа», «Преображение Святого Павла» и «Преображение Святого Бавона», а на задней панели находится портрет епископа Триеста, который оплатил этот шедевр:24. 1812.JPG

На звуковом экране изображены два ангела, поднявшие Крест, в то время как третий борется со змеёй за плод древа.Величие концепции, элегантность резной работы, красота скульптуры, которая объединяет благодать (фигура девушки) и прочность (фигура Хроноса), гармония всей композиции – всё это делает кафедру шедевром фламандского искусства рококо в Бельгии».

Статуя Непорочной Девы Марии работы Алоиса де Бюля:25. 1815.JPG

Гербы пятидесяти одного рыцаря Золотого Руна, которые приняли участие в собрании ордена в 1559 году. Они были изготовлены художником Жаком ле Бук:26. 1816.JPG

А вот и картина Питера Пауля Рубенса «Обращение святого Бавона», 1624 год:27. 1827.JPG

Усыпальница епископа Петра Даманта:28. 1821.JPG

Неожиданно было увидеть в соборе скелет кита:29. 1818.JPG

Как я поняла, это отсылка к библейской истории о Святом Ионе, проведшем три дня и три ночи в чреве кита.Здесь я фотографировала не столько кита, сколько красивые интерьеры церкви:30. 1820.JPG

И ещё увидели интересную скульптуру отца Дэмиена:31. 1807.JPG

Обратите внимание на кусок ткани в его руках:32. 1809.JPG

Отец Демиен вёл активную миссионерскую деятельность на Гавайях в 19-м веке, когда там бушевала эпидемия проказы. Есть даже художественный фильм, рассказывающий о тех событиях. Снят он в 1999 году и называется «Молокаи. История отца Дэмиена/ Molokai: The Story of Father Damien».33. 1810.JPG

Вот таким я увидела собор Святого Бавона – строгим снаружи и воздушным изнутри:34. 1825.JPG

35. 1838.JPG

С множеством интересных деталей и скульптур:36. 1817.JPG

37. 1831.JPG

38. 1826.JPG

39. 1833.JPG

И с мемориальной доской, посвящённой участникам Первой мировой войны. Такие памятные таблички мы встречали в Бельгии в разных местах:40. 1835.JPG

Вот и всё, что я хотела рассказать о соборе Святого Бавона. Он мне показался заслуживающим внимания и сам по себе, а не только из-за Гентского алтаря:41. 1802.JPG

И до встречи в Генте или где-нибудь ещё в Бельгии!

Постоянный адрес моих фото-отчетов обо всех поездках здесь: veryold.ru

muranochka.livejournal.com

«Придите и восхититесь». Гентский алтарь отреставрирован, он открылся

Это один из самых значимых, самых потрясающих и самых похищаемых шедевров.  Все плохое, что могло случиться с картиной - случалось с Гентским алтарем.

Он был почти разрушен в результате пожара, был почти сожжен бунтующими кальвинистами, был подделан, разграблен, расчленен, украден Наполеоном, за ним охотились в первой мировой войне, он был продан ренегатом священнослужителем, затем украден еще несколько раз во время второй мировой войны.

Тот факт, нацисты отчаянно хотели его украсть - Геринг хотел его для своей частной коллекции, Гитлер в качестве центрального произведения для своего супер-музея - только увеличил свою известность.

Легко утверждать, что это самая влиятельная картина: Она первая в мире написана маслом, и пронизана католической мистикой. Это почти от А до Я христианства - от Благовещения до символической жертвы Христа, с "мистическим" барашком на алтаре в небесном поле, кровоизлиянием в Святой Грааль.

Алтарь потрясал современников. К нему шли паломники, его мечтали увидеть, но в обычное время он стоял с закрытыми створками. И вот однажды по городу разнеслась новость – часть алтаря украли.  Утром Гентский комиссар полиции Антуан Luysterborghs едва протолкнул через толпу в соборе, которая собралась, чтобы поглазеть на пустое место, где раньше висела панель. Комиссар бросил быстрый взгляд, и ушел. И ведь знал же он о звенящей славе алтаря, но….

Недостающая панель может подождать. На другой стороне улицы была еще одна кража в ту же ночь: в сырном магазине.

Это лишь один из многих странных поворотов в истории одного из самых известных произведений искусства в истории. После кражи быстро последовало требование выкупа в один миллион бельгийских франков.

Полиция вплотную стала заниматься кражей, но безрезультатно.

И вот у одного маклера Арсена Goedertier случился сердечный приступ в католическом политическом митинге.

Он вызвал своего адвоката, Жорж де Воса, и на смертном одре, непосредственно перед смертью, прошептал: «Я один знаю, где Мистический Агнец - информация находится в ящике с правой стороны моего письменного стола, в конверте с пометкой Mutualité».

Адвокат следовал инструкциям и обнаружил копии требования выкупа, плюс записку с манящей подсказкой о местонахождении украденной панели: "это лежит в месте, где ни я, ни кто-либо другой, не сможет забрать его, не возбуждая внимание публики". Но подсказка ничем не помогла.

На сегодняшний день остается тайной все, что связано с похищенной панелью: Кто украл ее, почему и где она находится.

Не найдена панель «Праведные судьи», ее место до сих пор заменяет копия.

Но алтарь отреставрировали, и он потряс - электрический, сияющий, великолепный и славный. Очищенные фрагменты засветились, архитектурные детали добавляют трехмерный эффект, говорит Devolder , и это выглядит поразительно современно.

А дальше вкратце история создания шедевра.

В начале мая 1432 года в Гентском соборе, освящённом в честь Иоанна Предтечи, герцог Бургундии Филипп Добрый крестил своего новорождённого наследника. К столь важному для королевства событию было приурочено и торжественное представление публике удивительного произведения — алтаря, который создавался десять лет.

Его заказчик, бургомистр Гента Йодукус Вейдт, разослал достопочтенным гостям приглашения со стихами на латыни:

«Мастер Губерт ван Эйк, величайший из всех, начал этот труд. Ян — его брат, второй в искусстве, завершил. Придите и восхититесь».

Карел ван Мандер в «Книге о художниках» пишет, что чарующий алтарь-складень открывали и показывали лишь знатным особам и тем, кто щедро награждал сторожа.

Только по большим праздникам его могли видеть все горожане, но тогда у алтаря собиралась такая толпа, что близко подойти уже было невозможно.

По будням, когда ставни были закрыты, зритель видел Благовещение — как символ начала нашего спасения оно изображается на царских вратах, — Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и молящуюся супружескую чету донаторов Вейдтов.

tanjand.livejournal.com

Гентское чудо. | Волшебная сила искусства

    Гентский алтарь уникален. Это - самый большой и наиболее сложный алтарь, созданный в Нидерландах в 15-ом столетии.Я бы назвала его и героическим алтарём.Вы поймёте почему, когда прочтёте его историю

     В мае 1432 года алтарь был показан собравшимся и с тех пор является целью паломничества художников и любителей искусства. Появление Гентского алтаря было воспринято современниками ван Эйка скорее всего как непостижимое чудо.

   Он явился плодом вдохновенного мастерства двух братьев - художников, Губерта и Яна ван Эйков(а может быть, и кого-то ещё из подмастерьев) и благочестивых намерений и действий богатых заказчиков. В алтаре отразились не только их религиозные идеи, но и самые разнообразные представления о мире и о месте в нём человека.

Собор Святого Бавона.Здесь находится алтарь.

      Заказчиками алтаря были: Йодoс Вайд,- один из богатейших людей Гента (впоследствии он стал бургомистром города), и его супруга, Изабелла Борлют. Они и заказали алтарь для своей фамильной капеллы, находящейся в церкви Святого Иоанна (так первоначально назывался собор Святого Бавона).

Алтарь состоит из 24 панелей, на которых изображены 258 человеческих фигур. Высота алтаря в центральной части достигает трёх с половиной метров, ширина (в раскрытом виде) — пяти метров. Картины, из которых состоит алтарь, расположены на внешней и внутренней стороне алтаря.

ВНЕШНЯЯ ЧАСТЬ АЛТАРЯ

В закрытом состоянии — на внешней стороне алтаря изображён донатор и его жена, молящиеся перед статуями Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова

.           

         

Иоанн Креститель                                       Иоанн Богослов

В среднем ряду изображена сцена Благовещения. Фигуры Девы Марии и архангела Гавриила разделены изображением окна, в котором виден городской пейзаж, который, как считается, соответствовал виду из окна в доме Вейдтов.

В верхнем ряду картин представлены фигуры ветхозаветных пророков и языческих пророчиц, предсказавших пришествие   Христа.

ВНУТРЕННЯЯ ЧАСТЬ

В центре верхнего ряда изображен Бог-Отец, сидящий на престоле (в некоторых источниках пишут Христос). У ног Бога-Отца лежит корона, символизирующая превосходство над всеми ц

арями.Слева и справа от престола изображения Богоматери и Иоанна Крестителя.

В раскрытом виде он имеет также двенадцать створок. Нижние пять посвящены центральной теме всего алтаря — прославлению искупительной жертвы Христа, символом которой является белый агнец. 

Адам и ангелы.

Далее следуют изображения музицирующих ангелов. Ангелы — без крыльев. Один из ангелов (св. Цецилия) играет на органе с металлическими трубами. Завершают ряд обнаженные фигуры Адама и Евы.

Ева и ангелы.

Над Адамом и Евой расположены сцены убийства Каином Авеля и жертвоприношение Каина и Авеля.

НИЖНИЙ РЯД

Праведные Судьи и Воинство Христово

Шествие отшельников и пилигримов

Поклонение агнцу.

Светозарный, кажущийся необъятным, он простирается от переднего плана, где различимо строение каждого цветка, до бесконечности, где в свободной последовательности чередуются стройные вертикали кипарисов и церквей.

     Этот ярус обладает свойствами панорамности. Его герои выступают не как единичные данности, а как части множества: со всей земли в мерном движении сбираются в процессии священнослужители и отшельники, пророки и апостолы, мученики и святые жены.

     В молчании или с пением они окружают священного агнца — символ жертвенной миссии Христа. Перед нами проходят их торжественные сообщества, во всей своей красочности открываются земные и небесные просторы, и пейзаж обретает волнующий и новый смысл— больший, чем просто дальний вид, он претворяется в своего рода воплощение вселенной.

Жертвенник с Агнцем 

 

Фонтан.

             Любопытно, что при выборе сюжетов для алтаря опущены драматические сцены легенды о Христе. Алтарь прославляет христианское вероучение, и это прославление представлено как путь чистой радости, а не преодоленного страдания. Очевидно, символическая тема «Поклонение агнцу» привлекла ван Эйка представившейся возможностью выразить наиболее общие и наиболее важные аспекты своего миросозерцания, основой которого стало радостное приятие мира и человека со всем их богатством и разнохарактерностью.

  Интересен духовно-эмоциональный замысел полиптиха, слагающийся из двух начал, соответствующих изображениям на внешних и внутренних створках: одно из них несет в себе ожидание и предчувствие грядущего события, второе разрешает их в некое великое и достойное торжество.

Таким образом, в алтаре господствуют духовная радость и праздничное просветление как основные элементы его общего содержания.

ПОЧТИ ДЕТЕКТИВНАЯ  ИСТОРИЯ АЛТАРЯ.

           В 1566 году, во время борьбы Фландрии против Испании алтарь перенесли из церкви в башню Святого Бавона, а затем в ратушу. Победившие в Генте протестанты решили подарить алтарь английской королеве Елизавете в благодарность за помощь в войне. Наследник заказчика алтаря был против и добился того, чтобы алтарь остался в городе.

        После перехода власти к католикам в 1584 г. алтарь установили на прежнем месте. В 1781 году австрийский император Иосиф II  при посещении собора выразил недовольство обнаженными фигурами Адама и Евы. Створки с их фигурами были сняты и перенесены в церковную библиотеку.

       В 1792 году французы вывезли четыре центральные части алтаря в Лувр. Наполеон хотел получить и боковые створки алтаря. Было предложено обменять эти части алтаря на картины Рубенса, но власти Гента отказались от обмена. Людовик XVIII, ставший королем Франции после поражения Наполеона, в 1815 г. вернул Генту четыре створки.

     Позднее викарий собора похитил несколько створок, и продал их брюссельскому торговцу. Антиквар Ньивенхёйс и коллекционер Солли перепродали створки  прусскому королю Фридриху Вильгельму III для берлинского Кайзер-музеума.

      В 1861 году правительство Бельгии за 50 000 франков купило створки с изображениями Адама и Евы. Части алтаря были помещены в музее Брюсселя.

       Во время Первой мировой войны германские войска, вступившие в Бельгию в 1914 году, пытались найти части Гентского алтаря в Брюсселе и Генте. Каноник собора Святого Бавона ван ден Гейн с четырьмя помощниками прятали части алтаря до 1918 года. По условиям Версальского мирного договора Генту вернули боковые створки, приобретённые Пруссией в 1821 году для Кайзер-музеума.

      В ночь с 10 на 11 апреля 1934 была похищена створка алтаря с изображением «Праведных судей». Епископ Гента получил требование выплатить 1 млн бельгийских франков за створку. 25 ноября 1934 г. житель Гента Арсен Кудертир умирая сообщил на исповеди, что он похитил створку и спрятал её в столе. Створку обнаружить не удалось, и в 1945 году она была заменена копией работы художника ван дер Фекена.

          Бельгийские фашисты хотели подарить весь алтарь Гитлеру. 16 мая 1940 года алтарь на трёх грузовиках был вывезен во Францию. Алтарь был помещён на хранение в замок По. С фашистским правительством было подписано соглашение о том, что алтарь можно будет изъять из замка только при согласии трёх сторон — бургомистра Гента, представителя правительства Виши и германского уполномоченного.

          В сентябре 1942 года представители Германии потребовали передать им Гентский алтарь. Из замка По Гентский алтарь перевезли в Париж и объединили с художественными ценностями, отобранными для музея Гитлера вЛинце и для частного собрания Геринга. Далее алтарь переправили в замок Нейшванштейн в Алльгау.

            В конце войны фашисты приняли решение захоронить художественные сокровища в заброшенных шахтах. 10 апреля 1945 г. в Зальцбург прибыло несколько грузовиков с тяжёлыми ящиками. Гауптштурмфюрер СС Гельмут фон Гуммель с помощниками из штаба Розенберга решили уничтожить все свезённое в шахтах.

     Группа австрийских партизан смогла взять под контроль шахты, и Кальтенбруннер приказал остановить взрывы.

        8 мая 1945 года Третья американская армия захватила шахты. Алтарь доставили в Мюнхен, а 20 августа 1945 года алтарь вернулся в Бельгию.

 Источники

http://belgium-art.org/ghent/st-bavo1

http://smallbay.ru/article/van_eyck1.html

http://nearyou.ru/gent/0gent.html

http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/5968/

 

maxpark.com

Гентский алтарь: история алтаря и фото

Духовное развитие 1 мая 2016

Кафедральный собор святого Бавона в бельгийском городе Генте получил мировую известность благодаря своему алтарю – величайшему шедевру живописи периода Раннего Возрождения, выполненному фламандским художником Яном ван Эйком. Состоящий из двадцати четырёх панелей с изображением двухсот пятидесяти восьми человеческих фигур, Гентский алтарь вошёл в историю мирового искусства как одно из самых грандиозных произведений своей эпохи.

Гентский алтарь

Братья живописцы

История Гентского алтаря началась в 1417 году, когда богатый житель города Гента Йос Вейдт заказал его двум братьям – художникам Хуберту и Яну ван Эйкам – для своей домашней капеллы, которая позже стала тем самым собором святого Бована, где этот шедевр сейчас и находится. Из документов известно, что заказчик и его жена Изабелла Борлют, прожив вместе долгую жизнь, оставались бездетными и, сознавая, что после смерти молиться об упокоении их душ будет некому, попытались восполнить отсутствие молитв столь щедрым даром.

Согласно мнению историков и искусствоведов, старший брат – Хуберт – принимал участие в работе лишь на её начальном этапе, поэтому авторство огромного по размерам произведения приписывается почти исключительно его младшему брату Яну. Сведения о его жизни довольно скупы. Известно, что родился он в городе Маасейке в Северных Нидерландах, но вот точную дату биографы назвать затрудняются, полагая лишь, что это могло произойти примерно в 1385-1390 гг.

Ян ван Эйк, автопортрет которого представлен в начале статьи, учился живописи у своего старшего брата Хуберта и с ним же работал до его кончины в 1426 году. О его наставнике известно, что у современников он пользовался большим успехом, как один из лучших художников, но судить о его работах мы не можем, так как ни одна из них не сохранилась до наших дней. Что же касается Яна, то его талант был оценен по достоинству богатейшим меценатом того времени – герцогом Бургундским Филиппом II, который сделал его своим придворным живописцем и не скупился на щедрые гонорары. Ушёл из жизни Ян ван Эйк, по одним источникам, в 1441 году, а по другим – в 1442-м. Именно к нему и обратился Йос Вейдт, желая облагодетельствовать свой родной Гент.

Гентский алтарь Яна ван Эйка

Ян ван Эйк: Гентский алтарь. Описание

Алтарь, о котором идёт речь, является полиптихом, то есть огромным складнем, состоящим из отдельных панелей, расписанных с обеих сторон. Конструкция позволяет рассматривать его как в открытом, так и в закрытом виде. Общая его высота равна трём с половиной, а ширина – пяти метрам. Весит эта внушительная конструкция более тонны.

Сцены, изображённые на створках алтаря и его центральной части, являют собой череду библейских сюжетов, в том виде, в каком они интерпретируются у католиков. Перед зрителем предстаёт ряд ветхозаветных и новозаветных картин, начиная с грехопадения Адама и заканчивая жертвенной смертью и поклонением Агнцу. В общую композицию включены также и весьма реалистично выполненные портреты заказчика и его жены.

Гентский алтарь, фото которого представлено в этой статье, является весьма сложной конструкцией. В её верхней центральной части изображена фигура Бога-Отца, восседающего на троне. На нём пурпурное облачение священника и папская тиара. На золотой ленте, украшающей грудь, можно прочитать слово "Саваоф" – это имя Бога-Творца вселенной. По сторонам от него фигуры Девы Марии и Иоанна Крестителя. Ещё дальше на этом же уровне изображены ангелы, играющие на музыкальных инструментах, и, наконец, по краям – обнажённые фигуры Адама и Евы.

В нижней части помещена сцена поклонения Святому Агнцу, символизирующему Иисуса Христа. К нему с четырёх сторон направляются процессии, состоящие как из библейских персонажей, так и из святых, прославивших Бога в позднейший период. Среди них легко угадываются фигуры пророков, апостолов, великомучеников и даже поэта Вергилия. Боковые створки нижнего ряда также покрыты изображениями процессий святых.

История Гентского алтаря

Видео по теме

Реалистичность изображения персонажей

Гентский алтарь, история создания которого связана с частным заказом, по традиции тех лет сохранил на своих панелях и образы людей, на чьи деньги он был создан. Это портреты Йоса Вейдта и его жены Изабеллы Борлют, написанные таким образом, что зритель их видит, лишь когда створки закрыты. Оба изображения, как, впрочем, и остальные фигуры, выполнены с поразительным реализмом и не оставляют сомнения в том, что перед нами портретные черты живых людей.

Следует отметить, что во всех произведениях Яна ван Эйка, а их сегодня известно более ста, поражает скрупулёзная проработка деталей, особенно заметная на репродукциях, выполненных с помощью макрофото. Гентский алтарь может служить яркой тому иллюстрацией. Достаточно рассмотреть фигуру Иоанна Крестителя, чтобы убедиться, что книга, которую он держит в руке, прописана настолько детально, что нетрудно разобрать отдельные буквы на её страницах. Известно, что художник уже после смерти брата в течение шестнадцати лет продолжал дорабатывать и дополнять отдельными фрагментами созданный им Гентский алтарь (1426-1442). Ян ван Эйка эта работа вывела в ряд лучших живописцев своей эпохи.

История, не имеющая себе равных

Гентский алтарь Яна ван Эйка имеет историю, на сюжет которой можно было бы снять не один захватывающий сериал. Исследователи насчитали, что за шестисотлетнюю историю шедевра с ним было связано тринадцать преступлений. Его не раз похищали, тайно и открыто вывозили, пытались продать, подарить, сжечь и взорвать. Его выставляли в музеях и прятали в тайниках. Но судьбе было угодно, чтобы после всех мытарств круг его странствий замкнулся в родном Генте, где он пребывает и поныне.

Макрофото Гентский алтарь

Эпоха религиозных войн

После того как в 1432 году работа над алтарем была закончена, он в течение двадцати восьми лет пребывал в покое, возбуждая религиозные чувства у прихожан. Но в 1460 году небольшая и до той поры спокойная Фландрия стала ареной кровопролитных сражений между католиками и протестантами, вступившими в непримиримую борьбу.

Победу в этой войне одержали протестанты, что стало первым серьёзным испытанием для алтаря. Дело в том, последователи Кальвина – ярые иконоборцы, и, захватив город, они принялись безжалостно громить католические соборы, уничтожая все религиозные изображения, включая картины и скульптуры. Спасло алтарь лишь то, что он был вовремя разобран и по частям спрятан в соборной башне, где хранился в течение трёх лет.

Когда страсти улеглись, и волна вандализма пошла на убыль, победители обнаружили, наконец, Гентский алтарь и вознамерились подарить его королеве Елизавете в благодарность за оказанную англичанами военную помощь. От вынужденной иммиграции реликвию спасло лишь то, что наследники Йоса Вейдта оказались людьми влиятельными не только среди католиков, но и среди их религиозных противников.

С большим трудом им удалось помешать этой затее. В Англию алтарь не поехал, но и держать его в соборе кальвинисты не позволили. В результате был найден компромисс – разобранный на отдельные фрагменты, он, как собрание картин, украсил городскую ратушу, что было для него оптимальным вариантом, так как обеспечивало сохранность.

В 1581 году в Генте вновь началось кровопролитие на религиозной почве, но в этот раз военная удача изменила протестантам. В отличие от Северных Нидерландов, Фландрия стала католической. Благодаря этому событию Гентский алтарь Яна ван Эйка вновь вернулся на место. На этот раз его не беспокоили в течение двухсот лет, пока Гент не посетил путешествовавший по Европе австрийский император Иосиф II.

гентский алтарь 1426 1442 Ян ван Эйка

Оскорблённое целомудрие

Этот сорокалетний и вовсе не старый мужчина оказался страшным занудой и лицемером. Его целомудрие было оскорблено видом обнажённых фигур Адама и Евы. Чтобы не портить отношений со столь высокопоставленным моралистом, створки с нескромными изображениями демонтировали и отдали на хранение в дом наследников прежнего владельца.

Кстати, забегая вперёд, нужно заметить, что уже в сравнительно недалёкое от нас время, в 1865 году, среди высокопоставленных чиновников нашёлся ещё один поборник морали. По его требованию прежние изображения Адама и Евы были заменены новыми, на которых прародители человечества красовались одетыми в какие-то немыслимые шкуры, похожие на медвежьи.

В плену у Наполеона

Очередные злоключения постигли Гентский алтарь в 1792 году. Хозяйничавшие тогда в городе наполеоновские солдаты бесцеремонно разобрали его и центральные части отправили в Париж, где они были выставлены в Лувре. Увидев их, Наполеон пришёл в восторг и пожелал иметь полный комплект.

Однако за это время политическая ситуация изменилась, и хватать в чужой стране всё, что приглянулось, было нельзя. Тогда он предложил властям Гента в обмен на недостающие части алтаря несколько картин Рубенса, но получил отказ. Это оказалось правильным решением, так как в 1815 году, после падения Наполеона, украденные части алтаря вернулись на своё законное место в соборе святого Бавона.

Грех соборного викария

Но и на этом его злоключения не закончились. Новый импульс им задал викарий собора. У этого клирика явно были нелады с восьмой заповедью Божьей, гласящей: «Не укради». Поддавшись искушению, он похитил часть панелей и продал их антиквару Ньивенхёсу, который вместе с коллекционером Солли перепродал их прусскому королю Фридриху Вильгельму III, а тот не постеснялся выставить ворованные вещи в своём Кайзер-музеуме.

Гентский алтарь фото

В начале Первой мировой немцы, вступив в Бельгию, предприняли поиски остальных частей алтаря из Гента. К счастью, намеченному грабежу помешал каноник собора святого Бавона ван ден Гейн. Со своими четырьмя помощниками он разобрал Гентский алтарь и по частям спрятал в надёжном тайнике, где тот и хранился до 1918 года. По окончании войны, на основании условий Версальского договора, были возвращены на своё законное место и те украденные ранее чести, что купил прусский король.

Невосполнимая утрата

Но не всегда приключения заканчивались столь благополучно. Очередная кража произошла в 1934 году. Тогда при невыясненных обстоятельствах пропала створка алтаря с изображением шествия праведных судей. Случилось это 11 апреля, а уже через семь с половиной месяцев почётный житель Гента Арсен Кудертир, лёжа на смертном одре, покаялся в том, что именно он совершил кражу, и даже указал место, где спрятал похищенное. Однако указанный тайник оказался пуст. Найти пропажу так и не удалось, и недостающая часть была вскоре заменена копией, выполненной художником ван дер Фекеном.

На грани гибели

Но наиболее напряжённый период в его истории связан с годами Второй мировой войны. Бельгийские фашисты хотели преподнести Гитлеру достойный презент. После недолгих размышлений было решено подарить тот самый шедевр, которым украсил их город Ян ван Эйк. Гентский алтарь в очередной раз демонтировали и на грузовиках вывезли во Францию, где он некоторое время хранился в замке По.

Уже в сентябре 1942 года немецкое командование проявило нетерпение и потребовало ускорить передачу им алтаря. Для этой цели его доставили в Париж, где в то время комплектовалась большая партия музейных ценностей, предназначенная к отправке в Германию. Одна часть экспонатов предназначалась для музея Гитлера в Линце, а другая – для личного собрания Геринга. Алтарь же был переправлен в Баварию и помещён в замок Нойшванштайн.

Там он находился до конца войны, пока в 1945 году немецким командованием не было принято решение о захоронении художественных ценностей в заброшенных шахтах Зальцбурга. Для этой цели ящики с произведениями искусства, а среди них и те, в которых находился Гентский алтарь, были укрыты глубоко под землёй. Однако весной, когда крах Третьего рейха стал неотвратим, из штаба Розенберга поступил приказ об их уничтожении.

Судьба сотен шедевров решилась за несколько минут до взрыва, когда, проведя блестящую операцию, шахту захватили австрийские партизаны. Благодаря их героизму были спасены многие картины старых мастеров, среди которых и детище художника по имени Ян ван Эйк. Гентский алтарь, чудом избежавший гибели, был доставлен в Мюнхен, а затем отправился к себе на родину в Гент. Однако своё законное место в соборе святого Бавона он занял лишь через сорок лет, в 1986 году.

Ян ван Эйк Гентский алтарь описание

Город-музей

В наши дни сравнительно небольшой по величине бельгийский город Гент прославили имена двух великих деятелей искусства – Шарля де Костера, написавшего своего бессмертного «Тиля Уленшпигеля», и Яна ван Эйка, создавшего Гентский алтарь. Описание этого величайшего по своему художественному значению произведения можно найти во всех путеводителях.

Гент, являвшийся до XVI века вторым по величине после Парижа европейским городом, сегодня утратил былое значение. Его население составляет всего 240 тыс. человек. Поэтому бельгийцы стараются поддерживать установившийся имидж города-музея, хранителя знаменитого, пережившего все века и опасности алтаря, а также произведений живописцев разных эпох, выставленных в городском музее изобразительных искусств.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Символ ислама: история возникновения и фотоДуховное развитие Символ ислама: история возникновения и фото

Каждая религия имеет свои символы. Они – не только рисунки, которые выдумали древние народы из-за собственной прихоти или любви к искусству. Созданные ими изображения – их абстрактное видение и понимание Б...

Джованни Браголин, картина Искусство и развлечения Джованни Браголин, картина "Плачущий мальчик": история, описание и фото

Вы любите мистику? Страшные истории, от которых бросает в дрожь? Вы посматриваете с опаской по сторонам, когда слышите рассказы об ужасных преступлениях, непонятно откуда взявшихся странных предметах, голосах, звуках ...

Ивановский зоопарк: история, описание и фотоНовости и общество Ивановский зоопарк: история, описание и фото

Одна из достопримечательностей города Иваново – местный зоологический сад. Ивановский зоопарк интересно посетить всей семьей. Свою историю он ведет с середины 90-х годов и сегодня может похвастаться благоустроен...

Джин Харлоу: биография, фильмография, история жизни и фотоНовости и общество Джин Харлоу: биография, фильмография, история жизни и фото

Всему миру известен стиль: платиновые волосы, тонкие брови, яркие губы и белоснежное платье, кроеное по косой. Сразу вспоминается Мэрилин Монро. Однако законодательницей этого стиля стала Джин Харлоу. Актриса была пре...

Высотки Москвы старые и новые: история строительства и фотоНовости и общество Высотки Москвы старые и новые: история строительства и фото

Эти восхитительные монументальные сооружения, придающие Москве неповторимый вид, по-прежнему притягивают взоры приезжих, вызывают чувство изумления и восторга. А ведь многим из этих высотных зданий столицы уже более 7...

Ботанический сад Петра Великого в Санкт-Петербурге: история, адрес и фотоПутешествия Ботанический сад Петра Великого в Санкт-Петербурге: история, адрес и фото

Ботанический сад Петра Великого в Санкт-Петербурге — это и старейшая в стране оранжерея, и музей, и исследовательская станция одновременно. Его история насчитывает более 300 лет. Нынешний облик сада был заложен ...

Дворец Марли, Петергоф: история, размеры и фотоПутешествия Дворец Марли, Петергоф: история, размеры и фото

Дворец Марли появился в Петергофе после визита Петра I в Марли-ле-Руа - резиденцию Людовика XIV в 1717 году. Специалисты во все времена считали, что это самая изящная, скромная и при этом грациозная постройка Петергоф...

Дворец Эдирне: история дворца и фотоПутешествия Дворец Эдирне: история дворца и фото

После трансляции телесериала «Великолепный век» у россиян возродился интерес к Турции времен Османской империи. Старый дворец в Эдирне неоднократно упоминался в ходе событий киноэпопеи. В этот комплекс рег...

Вардзия, Грузия: история, достопримечательности и фотоПутешествия Вардзия, Грузия: история, достопримечательности и фото

Путешествуя по Грузии, нельзя не посетить рукотворное чудо эпохи Золотого века – настоящий пещерный город, высеченный в недрах живописной скалы.

Открытие станции метро Путешествия Открытие станции метро "Алабинская" в Самаре. История строительства и фото

История подземки в бывшем Куйбышеве очень длинная и тернистая. Строительство дороги от района «Юнгородок» в центр города заняло почти тридцать лет. Поэтому настоящим праздником для жителей стало открытие с...

monateka.com

Гентский алтарь., Бельгия — Туровед

Гентский алтарь.

Среди всемирно известных произведений живописи, привлекавших и почитателей прекрасного, и авантюристов разных эпох, бесспорно, следует назвать Гентский алтарь — самое знаменитое творение братьев ван Эйков, созданное в первой четверти XV века для церкви Святого Бавона в городе Генте (Бельгия).

Гентский алтарь, известный также как «поклонение агнцу», по изображению на его центральной панели – величайший шедевр старинной фламандской живописи.

Раскрытый алтарь являет глазу дивное великолепие сияющей красоты мира. Звенящий яркий цвет во всем своем многообразии выражает радостное утверждение ценности земного бытия. Большой двухъярусный алтарный образ состоит из двенадцати створок с отдельными изображениями. Четыре изображения размещены на неподвижной средней части, а остальные — на внутренних и наружных створках. Нижний пятичастный ярус представляет собой единую композицию, которая изображает луг с возвышающимся на нем престолом с агнцем, кровь из раны которого стекает в чашу — это символ искупительной жертвы Христа. Виден водяной фонтан, олицетворяющий христианскую веру, вокруг которого собрались апостолы, пророки, а на заднем плане святые мученики, выходящие из рощи. К центру композиции направляются и отшельники с пилигримами, всадники — защитники веры. Такое сложное размещение сословий обусловлено текстами библейских сказаний и Апокалипсисом.

Второй ярус состоит из крупных фигур и противопоставлен нижнему. Центр занимают образы Бога-Отца, Девы Марии и Иоанна Крестителя. Завершают композицию образы поющих и играющих на музыкальных инструментах ангелов и обнаженные фигуры Адама и Евы.

В центре верхнего ряда возвышается на троне огромная фигура творца-вседержателя бога Саваофа. Застывший величавый жест его утверждает все земное. Он облачен в мантию пламенеющего красного цвета, украшенную по краям сверкающими драгоценными камнями. В левой руке он придерживает хрустальный жезл. Голова увенчана трехъярусной папской тиарой, а у ног стоит золотая корона тончайшего рисунка, усыпанная жемчугом. Ничто в его образе не устрашает, несмотря на атрибуты власти. В неподвижности фигуры и жесте ощущается спокойная, собранная воля. Взгляд погружен в себя и свидетельствует о мысли, лишенной рефлексии. Алый цвет одежд как бы призван выявлять духовное творческое горение его гения. Трудно вообразить себе более высокое представление о творческой личности в XV веке, чем то, какое дает ван Эйк в этом образе. И это духовное творческое начало, составляющее сущность божественного образа, ван Эйк видит щедро разбросанным в мире. Символом его становится красный цвет, который вспыхивает по всему огромному полю изображения, проникая во все сущее и объединяя в торжествующее целое.

Такому художнику, как ван Эйк, создающему целую систему сложнейших представлений о мире в его взаимосвязях, в великом многообразии деталей, особенно должно было быть присуще преклонение перед творческим даром и высокое сознание миссии творца. Более того, именно в этом выразилось с наибольшей очевидностью подлинно ренессансное понимание высокого предназначения человека, и нас не должно смущать, что эта идея воплощена в образе бога. Творческое, духовное, интеллектуальное начала, заложенные в центральном образе алтаря в разнообразных вариантах, становятся достоянием остальных его многочисленных персонажей.

Алтарь отворяли только в праздничные дни, и тогда на смену одноцветности наружных створок открывалось богатое живописное решение внутренней росписи. Полустертая надпись сообщает, что алтарь был начат Губертом ван Эйком, «величайшим из всех», и закончен его братом Яном, «вторым в искусстве», по поручению Иодокуса Вейта, а освящен 6 мая 1432 года. Сведения о жизни и творчестве братьев весьма незначительны. Если о жизни Яна свидетельства еще существуют, то про Губерта известно крайне мало.

Ян начал художественную деятельность при дворе голландских графов в Гааге, а с 1425 года состоял придворным герцога Филиппа Доброго. По поручению сюзерена отправился с посольством в Португалию, а затем в Испанию, после чего поселился в Брюгге. Художник не просто пользовался известностью у современников, герцог называл его «не имеющим себе равных по искусству и познанию». Известный художник и историк эпохи Возрождения Дж. Вазари отмечал, что он «изощрен в алхимии», и приписывал ему открытие масляной живописи.

Никогда не будет известно в какой мере каждый из братьев участвовал в создании и замысле шедевра. Однако принято считать, что изображения рыцарей Господних, четвертый всадник обладает чертами лица Яна Ван Эйк, а первый всадник – Хуберта Вай Эйка. Огромный Гентский алтарь (The Ghent Altarpiece) с боковыми крыльями считается первым из монументальных средневековых алтарей и главным шагом на пути от канонической иконописи средних веков к реализму. Алтарь иллюстрирует историю избавления рода человеческого от грехопадения и до спасения. Во время своего путешествия по Фландрии Альбрехт Дюрер назвал гентский алтарь «величайшим шедевром реализма». Алтарь получил известность вскоре после того, как он был дописан.

Это произведение искусства отличает интересная история. На долю «Гентского алтаря» братьев ван Эйков выпало множество испытаний как в Средние века, так и в ХХ веке. Похитители художественных ценностей стремились завладеть сокровищем. С такой же последовательностью и упорством жители Гента всячески старались спрятать, возвратить на прежнее место, восстановить утраченные части своего сокровища. Собранные воедино эпизоды покушений на алтарь могут послужить мистическим обоснованием его бесспорной связи с родным городом.

Все началось в 1566 году, во время освободительной борьбы Фландрии против Испании. Заботясь о сохранении складня, его перенесли из церкви в башню Святого Бавона, а затем в ратушу. Тогда алтарь уцелел, но его подстерегало другое несчастье — победившие в Генте протестанты решили подарить алтарь английской королеве Елизавете в благодарность за помощь в войне. Наследник заказчиков живописи был категорически против и добился того, что произведение ван Эйков осталось в городе. А после перехода власти к католикам в 1584 году алтарь установили на прежнем месте.

После того как алтарь заполучил страстно его желавший Филипп II, алтарь избежал уничтожения иконоборцами и каким-то образом был спасен из пожара 1640 года. Австрийский император Йозеф II в 1794 году приказал снять панели алтаря с изображением Адама и Евы по причине их наготы и чрезвычайной реалистичности изображения. Панели были заменены на изображения «одетых» первых людей. В 1792 году, во время грабительских изъятий, французы отправили из Гента четыре центральные картины алтаря в Лувр. Живопись северных мастеров настолько понравилась Наполеону, что он высказал пожелание получить и боковые створки алтаря. Было предложено обменять эти части алтаря на картины Рубенса, но власти Гента категорически отказались от такого предложения. Людовик XVIII, ставший королем Франции после поражения Наполеона, вспомнил, что в годы изгнания он жил в Генте, и в 1815 году возвратил городу похищенные четыре створки, занявшие свое место в соборе. Викарий собора, француз по национальности, похитил несколько створок и продал их брюссельскому торговцу. Антиквар Ньювенхейс и коллекционер Солли перепродали створки прусскому королю Фридриху Вильгельму III для берлинского Кайзер-музеума. В 1861 году правительство Бельгии за 50 000 франков купило образы Адама и Евы, поместив части алтаря в музее Брюсселя. А у жителей Гента появилась многолетняя и заветная мечта — собрать когда-нибудь в родной церкви все отсутствующие части алтаря, находящиеся в Брюсселе и Берлине.

Новые беды обрушились на оставшиеся подлинные части алтаря братьев ван Эйк в годы Первой мировой войны. Войска кайзера, вступившие в Бельгию в 1914 году, набросились на художественные ценности. Из собора Святого Иоанна города Мехелена похитили картины Рубенса. Немецкие офицеры приступили к поискам частей Гентского алтаря в Брюсселе и Генте. А между тем каноник собора Святого Бавона ван ден Гейн с четырьмя помощниками перенес части алтаря в пустующий дворец епископа, никому не раскрыв тайну клада. Когда захватчики приступили к планомерному обыску дворцов и домов, каноник ночью в четырех ящиках на повозке тряпичника под рухлядью и тряпьем перевез створки алтаря в новое укрытие. Немецкий военный начальник допрашивал настоятеля и епископа, требуя указать место хранения картин, но никто ничего сообщить не мог. Так городские сокровища скрывали до 1918 года, пока оккупанты не были изгнаны, после чего главные створки заняли свое место в соборе. По условиям Версальского договора Генту вернули и боковые створки, приобретенные Пруссией в 1821 году для Кайзер-музеума. В соответствии с договором были также возвращены произведения Дирка Боутса в Лувр и Рубенса — в собор Святого Иоанна.

Целых четырнадцать лет все части Гентского алтаря находились вместе, в соборе, славу которому принесло уникальное художественное произведение. Но 11 апреля 1934 года в городе стало известно, что некий злоумышленник ночью украл одну из створок алтаря, с изображением «Праведных судей». Специалисты и горожане строили предположения и не могли остановиться ни на одном. Между тем вор обратился к епископу Гента и потребовал за возврат створки миллион бельгийских франков. В доказательство того, что похищенное находится у него, вор предложил по вложенной в письмо квитанции получить на железнодорожном вокзале половину створки. На его предложение никто не ответил. История продолжилась совершенно неожиданно. Уважаемый гентский гражданин Кудертир, тяжело умиравший от сердечного приступа, сообщил на исповеди, что он и есть похититель, а картину спрятал в столе. Однако самые тщательные поиски в доме умершего не дали результата, так что взамен подлинника заказали копию художнику ван дер Фекену.

Пока шли поиски пропавшей створки, приближались дни испытаний для Бельгии. Местные фашисты выразили желание преподнести Гитлеру в подарок весь алтарь, поэтому было решено вывезти его из Гента. В самом начале войны еще велись споры о том, где спрятать алтарь — в Америке, Италии или Франции. Остановились на последнем варианте, и 16 мая 1940 года, за несколько часов до вступления фашистских войск в Гент, три машины отправились к замку По во Франции. Немецкие дивизии хозяйничали и на части территории Франции, а потому поездка длилась целых девять дней, но завершилась вполне благополучно. Ценный груз был принят на хранение. С фашистским правительством было подписано соглашение о том, что алтарь можно будет взять из замка только при согласии трех сторон — бургомистра Гента, представителя правительства Виши и немецкого уполномоченного. И все же в сентябре 1942 года представители Германии потребовали передать им средневековую достопримечательность. Из замка По Гентский алтарь перевезли в Париж и присоединили к прочим художественным ценностям, отобранным для музея Гитлера в Линце и для частного собрания Геринга, а дальше его переправили в замок Нейшванштейн в Алльгау.

И снова, как в Первую мировую, произведения искусства Бельгии подверглись разграблению наравне с золотом. Из собора Богоматери Брюгге вывезли «Мадонну» Микеланджело. Все художественные сокровища оказывались в итоге, как и шедевр ван Эйков, неподалеку от Зальцбурга, в Альт-Аусзее, где им предстояло ожидать окончания войны в многочисленных захоронениях — штольнях. Существует удивительное свидетельство о варварских приготовлениях, которые помощники Гитлера намеревались пустить в ход, если они сами не смогут воспользоваться награбленными шедеврами.

Зепп Плисс в своей книге «Партизаны гор» рассказал, что гауптштурм-фюрер СС Гельмут фон Гуммель с помощниками из штаба Розенберга решили уничтожить все свезенное в шахты. «10 апреля в Зальцбург прибыло несколько грузовиков с огромными, очень тяжелыми ящиками. Они никак не могли подняться по скользкой дороге к хранилищу, и потребовался рудничный тягач, чтобы взять машины на буксир. Глиний (инспектор СС) сопровождал первый транспорт, где было четыре ящика, и дал указание, чтобы в каждое помещение с сокровищами было положено по ящику, таков категорический приказ гауляйтера».

Однако группа австрийских партизан «Зальцбург» организовала смелую вылазку, во время которой был захвачен нацистский руководитель взрывных работ из Альт-Аусзее. Между тем союзные войска приближались к месту расположения шахт очень быстро, и Кальтенбруннеру доложили, что партизаны контролируют обстановку на шахтах. Боясь дополнительных осложнений, он приказал приостановить взрывы. 8 мая 1945 года третья американская армия, пройдя Баварию, выдвинулась в Австрию и захватила шахты — хранилище художественных сокровищ. Гентский алтарь доставили в Мюнхен, где его и обнаружили представители Бельгии, и 20 августа 1945 года национальная святыня совершила свое последнее путешествие на родину. Вскоре вернулись и «Мадонна» Микеланджело, и «Тайная вечеря» Боутса. Остальные захваченные ценности приходили в Бельгию отдельными партиями по мере их идентификации и установления принадлежности. Надо сказать, что специальное бюро Розенберга в Брюсселе в 1941 году долго и скрупулезно отбирало сокровища из Голландии и Бельгии, рассчитывая в послевоенное время основательно пополнить нацистские частные собрания и музеи европейскими произведениями эпохи средневековья и барокко. В истории фашистского грабежа 1940–1944 годов остались справки Розенберга, сообщавшего Герингу, что его зондер-команда «заинвентаризировала» 21 903 художественных предмета, в том числе живописи — 5281, миниатюр, эмалей и рукописей — 684, скульптур — 583, мебели — 2477, гобеленов и ковров — 583, предметов прикладного искусства — 5825 (сюда вошли и драгоценные камни).

Многое удалось разыскать и вернуть. Отдельные произведения затерялись, оказались перепроданными и переправленными в другие страны. Некоторые спрятаны в тайных хранилищах, помещены в банковские сейфы Швейцарии, которая в последние годы стала понемногу раскрывать тайны фашистских вкладов. И кто знает, скольким произведениям искусства, вывезенным из Бельгии, суждено вернуться в «родные» экспозиции после всех испытаний, которые принесла самая кровавая и беспощадная схватка столетия.

turoved.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта