Образ Снегурочки в творчестве Н.К.Рериха. Часть вторая... Снегурочка картина рериха
Описание картины Николая Рериха «Снегурочка»
Русский художник Николай Рерих известен не только написанием картин, ставших шедеврами изобразительного искусства, но и созданием интересных эскизов к театральным представлениям. Обычно такие представления завоевывали популярность не только в России, но и за рубежом.
В эту работу художник вкладывал много труда, каждый рисунок создавался с большой ответственностью и кропотливостью. Рерих был уверен, что зрители всегда изучают созданные им декорации. Их мнение было важно для него. В двадцатые годы прошлого столетия художнику предлагают поработать над эскизами для очередной постановки оперы Римского-Корсакова. «Снегурочка» в этот раз должна была предстать перед публикой в новом прочтении. От художника требовалось создать такие образы, в которых виднелось бы новаторское искусство. Было важно отметить, как другие страны и этносы влияли на Россию. Николай Рерих изобразил истинно русский персонаж, выделив яркие черты русского фольклора и традиций. Рериховская Снегурочка словно появилась из сказки, однако очень отличалась от классического образа, созданного русскими былинами. Многие находили в этом портрете мотивы древнерусской иконы. При создании эскиза художник потратил много времени на изучение и знакомство с различными произведениями фольклора, старорусских обрядов. Новая постановка оперы имела оглушительный успех. Наряд, в который одел Рерих Снегурочку, был отмечен модницами того времени, которые переняли для себя некоторые его детали. Художник сотворил новую эпоху, привнес совершенно уникальный стиль. Обилие замысловатых овалов и завитушек на платье девушки вырисовываются в причудливый орнамент, чем-то напоминающий герб Сибири. Этой работой Николай Рерих целиком отразил все идеи композитора Римского-Корсакова.
8-poster.ru
Образ Снегурочки в творчестве Н.К.Рериха. Часть первая... – Ярмарка Мастеров
"Песнь солнечная сердца" (исторический мотив)
Картина «Снегурочка и Лель» создана Н.К.Рерихом в 1921 году. Рассматривая эту картину, мы невольно обращаемся к сказке Островского, в которой зима и лютая стужа уступают место цветущей весне. Это то время, когда сердца людей раскрываются навстречу солнцу – дарителю жизни, когда сердца освещаются любовью и осознанием красоты бытия. И это чудесное преображение звучит гимном и наполняет все жизненное пространство Земли ритмом творческого созидания.
На картине Н.К.Рериха еще нет цветов и буйной зелени. Природа еще спит, едва сбросив оковы зимних холодов. Но песнь солнечная утра уже звучит в предчувствии первых лучей солнца, которые наполнят все вокруг светом и радостью нового дня. Песнь эта звучит рожком Леля, вдохновленного неиссякаемым источником любви – сердцем Снегурочки. Об этом нам говорит ее фигура, лицо, жест руки – все выразительно изображено художником. Этот чудесный образ Снегурочки был всегда вдохновляющим и для самого Н.К.Рериха. Любовью и красотой наполнены лучшие его произведения.
В 1907 г. через княгиню М.К.Тенишеву Н.К.Рерих получил от Дягелева предложение оформить «Снегурочку» для парижского театра. Постановка не состоялась. Но в собрании княгини Тенишевой сохранились эскизы декораций к трем актам оперы: «Слобода», «Урочище», «Ярилина долина».Три раза Н.К.Рерих обращался к оформлению «Снегурочки» для оперной и драматической сцены. Спектакли получили свое осуществление в театрах Санкт-Петербурга, Лондона и Чикаго.
Ранее оперу неоднократно ставил Санкт-Петербургский Мариинский Театр. Наиболее удачным оформлением принято было считать работу В.М.Васнецова 1885 г. И если сравнить два известных нам эскиза «Лес» и «Ярилина долина», созданные Рерихом и Васнецовым, то можно увидеть, насколько они близки. Они представляют собой чистые пейзажи и почти буквально воссоздают описанное место действия. Только в эскизах Васнецова все наполнено сказочным волшебством. У Рериха же - иной характер пейзажа. Здесь нет «водяных растений» и «цветущих кустов» по берегам озера. Все значительно скупее и строже. Все кажется более древним и настоящим. От изображенного на картине веет монументальное спокойствие, свойственное доисторическим временам.
В 1912г., создавая декорации и эскизы костюмов к «Снегурочке», Н.К. работал и над оформлением балета «Весна священная», поэтому «Урочище» так близко к «Поцелую Земле» - это пейзажи одной эпохи, целостные, поэтические и одухотворенные. В своем творчестве Н.К.Рерих явно руководствовался историческим мотивом. Это подтверждают и написанные им в эти годы картины.
«В летний день по муравным холмам залегли бурые медведи послушать игреца на жалейке и чудится, что поет не свирель, а солнечный, веселый голос всей земли, зовущий к жизни и травы, и воды, и всякого зверя, и всякого человека...», - Н.К.Рерих.
(продолжение следует...)
P.S. "В защиту общественного Музея имени Н.К.Рериха" смотрите в Блоге... http://www.livemaster.ru/topic/542649-v-zaschitu-obschestvennogo-muzeya-rerihov?vr=1&inside=1
www.livemaster.ru
Описание картины Николая Рериха «Снегурочка» Картины художников
Н.К.Рерих часто делал эскизы к различным постановкам, которые с успехом проходили не только в России, но и за границей.
К созданию декораций художник подходил очень ответственно и долго работал над каждым рисунком. Он считал, что зритель детально изучает его эскизы и даже однажды писал в газете опровержение за неудачную работу ремесленников над его шедевром.
В 1920 году художник начинает работу над оформлением новой постановки Римского-Корсакова. Это прочтение произведения «Снегурочка» отличалось от предыдущих постановок. Нужны были совершенно другие персонажи и новаторский подход к искусству драмы. Больше уделялось внимания влиянию других государств и народов на всю Россию.
Художник образом снегурочки показал принадлежность этого персонажа к русскому фольклору, старине и традициям. Эта девушка будто вышла из сказки, совершенно другого мира, не
похожего на классические русские небылицы. Для того времени образ был просто революционным и многим даже непонятным. Образ напоминает старорусскую икону.
Создавая эту работу, художник изучал множество фольклорных произведений, традиций и обрядов. Постановка имела фантастический успех, а элементы одежды героини перешли в моду того времени.
Рерих создал новую эпоху и совершенно оригинальный стиль. Костюм девушки расписан загадочными кругами и завитком. Такой орнамент напоминает герб Сибири. Этот образ ни на кого не похож, яркий и запоминающийся. Снегурочка олицетворяет всю Россию в целом.
Художник в полной мере воплотил в оформлении все идеи Римского-Корсакова. Их взгляды на постановку совпадали, да и мировоззрение было одинаковое. Постановки с успехом прошли во многих странах, и только потом работа была предоставлена на суд русского зрителя.
Новое прочтение «Снегурочки» вызвало большое количество разногласий среди критиков и сегодня вызывает множество споров.
Прислал: Шестакова Мария . 2017-10-08 22:17:20
opisanie-kartin.iusite.ru
3. Образ Снегурочки у Н. Рериха. Постановка "Снегурочка" (В. Васнецова, М. Врубеля, Н. Рериха)
Похожие главы из других работ:
"Дон Жуан" Анатолия Эфроса в театре на Малой Бронной
§ 2. Образ мира
Внимание Эфроса к внутреннему миру человека проявлялось не только в выборе тем и тончайшей психологической разработке характеров. Анализируя пространство его спектаклей, А. Баранов пишет, что мизансцены следуют «движению души...
Дионисийский мистицизм в античном обществе
2. Божественный образ
Пройдя не малый эволюционный путь религиозных воззрений, образ божества, которое прежде являлось прадионисийским, обретает наиболее сформулированную свою форму в лице самого Диониса. Изначально оргиастическое, более фракийское божество...
Искусство танца
1. Образ танца
Танец представляет собой культурные традиции всех человеческих общин. За все существование человечества он изменился, отражаясь в культурном развитии. За это время появилось колоссальное количество видов, форм и стилей танца...
Искусство танца
2. Образ в танце
балетмейстер танец образ движение Танец -- музыкально-пластическое искусство. Образы в нем воспроизводятся с помощью движений и положений человеческого тела, которые составляют специфический выразительный (образный) язык этого вида искусства...
Кино - как синтетический вид искусства
1.4 Образ, художественный образ, кинообраз
кинематограф синтез искусство сценарий Образ, как его обычно определяют, это чувственное содержание литературного произведения. <...> Еще совсем недавно было принято считать, что образы вызывают картины, и когда-то считалось...
Культурологические идеи Н.К. Рериха
§ 2. Культурологические идеи Н.К. Рериха
Культурологическая концепция Н. К. Рериха не является строго научной. Как и все творчество Рериха...
Культурологические идеи Н.К. Рериха
2.4 Мир через культуру. Пакт Рериха
Н. К. Рерих много размышляет об охране культурных сокровищ, высоком духовном предназначении искусства, о культурном сотрудничестве народов, о величии Русской культуры. Культура строится на фундаменте неограниченного познания...
Образ Шамбалы в творчестве Н.К. Рериха
Глава 1. Индия в жизни Н.К. Рериха
...
Постановка "Снегурочка" (В. Васнецова, М. Врубеля, Н. Рериха)
1. Образ Снегурочки у В. Васнецова
Васнецов Василий Михайлович (1848-1926)- великий русский художник, один из основателей русского модерна. Он основоположник особого « русского стиля » внутри общеевропейского символизма и модерна...
Постановка "Снегурочка" (В. Васнецова, М. Врубеля, Н. Рериха)
2. Образ Снегурочки у М. Врубеля
Врубель Михаил Александрович (1856-1910) - это легенда русской живописи. Не просто яркое имя, великий гений, одиозная личность, но феномен, окружённый огромным количеством мифов и мистических явлений...
Постановка пьесы Оскара Уайльда "Саломея"
2. Образ спектакля
Образ - Обобщенное представление действительности в чувственно - конкретной форме. Система иносказаний, посредством которых качества изображаемого в искусстве жизненного явления, события или объекта художественного внимания обогащаются...
Северный период творчества Н.К. Рериха
1. Значение Северного периода в жизненном пути Рериха
Николай Константинович Рерих родился 27 сентября (9 октября) 1874 года в Петербурге Беликов П.Ф., Князева В.П. Рерих. М., 1972. С. 7. в семье крупного юриста. Уже в гимназические годы проявились его редкая одаренность и широта интересов...
Северный период творчества Н.К. Рериха
3. Изобразительные средства Н.К. Рериха в Северный период творчества
Говоря об использовании Рерихом форм древней живописи, в частности, иконописи, исследователи обычно видят в этом проявление «стилизаторских тенденций». Думается...
Сценическая постановка пьесы Оскара Уайльда "Саломея"
3.2 Образ спектакля
Образ - Обобщенное представление действительности в чувственно - конкретной форме. Система иносказаний, посредством которых качества изображаемого в искусстве жизненного явления, события или объекта художественного внимания обогащаются...
Театр как вид искусства
2.1 Сценический образ
Сценический образ -- здесь с ним может сравниваться только образ, создаваемый искусством кино, -- воспринимается нами как самый подлинный из всех существующих в искусстве образов. Самый подлинный, несмотря на свою очевидную условность...
cult.bobrodobro.ru
Образ Снегурочки в творчестве Н.К.Рериха. Часть вторая... – Ярмарка Мастеров
Часть первая...здесь
"Песнь солнечная сердца" (синтезирующий мотив)
В 1920 г. уже в Америке Николаю Константиновичу было предложено оформить «Снегурочку» для чикагского театра Опера Компании. Однако, если предыдущие сценические версии 1908 и 1912 гг. переносили зрителей в сказочный мир языческой Руси, то работы 1921 г. отличались совершенно новым, неожиданным подходом и иной характеристикой персонажей. Просмотрев театральные работы мастера, Сергей Эрнст отмечает обогатившееся с течением времени мировоззрение Рериха. В своей статье «Одеяние духа» (1921г.) Н.К.Рерих пишет о том, что великая равнина России после доисторических эпох явилась ареной для шествий всех переселяющихся народов, здесь прошло несметное количество племен и кланов. Н.К.Рерих видит Россию, как чудесный край, где сталкиваются достояния различных народов – и из этих столкновений рождается великое и прекрасное древо русской культуры.
В театральных работах 1921 года уже не было Руси дохристианской. Здесь смешались все элементы влияний на Россию: влияние Византии выражено образом царя Берендея и его придворным бытом, влияние Востока – в образе торгового гостя Мизгиря и Весны, прилетающей из южных стран, влияние Азии выражает образ легендарного пастуха Леля, который так близок с обликом индусского Кришны, влияние Севера – образ Мороза, Снегурочки, леших.
В своей статье Н.К.Рерих пишет: «Почему нас могут сейчас интересовать костюмы из «Снегурочки»? Случайно ли? Или сейчас есть на то особые основания? О России так много говорят. Так стараются понять ее. Но путь глаза и уха – лучший непосредственный путь. Легенда-сказка «Снегурочка» показывает часть подлинной России в ее красоте. Вне излишней историчности, вне надуманности «Снегурочка» являет столько настоящего смысла России, что все элементы ее становятся уже в пределы легенды общечеловеческой и понятной каждому сердцу. Так понятна каждая общечеловеческая идея. Так же понятно, что сердце народов все-таки имеет общечеловеческий язык. И общий язык этот все-таки приводит к творческой любви. И мы понимаем, отчего сердце Америки открыто для России, а сердце России считает Америку своим лучшим другом.
В «Снегурочке» летят весенние птицы. Прилетают, несмотря на снег и на холод. И напоминают о близости солнца и света. И, как птицы, оснастились эти костюмы. Понесут они мысль о большой социальной работе, творимой в жизни. И лягут они залогом единения двух великих стран».
В эскизах, как обычно у Рериха, все продумано: типаж, костюм, детали, окружающий фон. Рерих вспоминал, как в Чикаго во время постановки «Снегурочки» мастерские Маршала Фильда произвели интересный опыт: они построили современные костюмы на орнаментах и линиях доисторических славянских одеяний. Оформление оперы имело такой успех у публики, что линии и орнаменты костюмов по рисункам Рериха были введены в бытовую моду текущего сезона.
(продолжение следует...)
P.S. "В защиту общественного Музея имени Н.К.Рериха" смотрите в Блоге
www.livemaster.ru