Тема урока: Тематическая картина в русском искусстве 19 века. Тематическая картина


Технологическая карта урока "Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры"

I.Организационный

этап

Формы организации: фронтальная работа

Способствует созданию психолого-эмоциональной стабильности, внешней мотивации.

- Здравствуйте. Каждый урок вы удивляете меня своей любознательностью. По вашим жизнерадостным лицам и добрым глазам видно, что и сегодня вы хотите открыть новые тайны изобразительного искусства.

Зачем вам это надо?

Девиз нашего урока: «Учись, смекай, активней будь!

И к знаниям откроешь путь!»

Настрой на позитивное и продуктивное общение Осмысливают: знания нужны, чтобы стать успешными людьми, много знать в дальнейшем. (ПО): Чтобы быть образованными, культурными, в нужных ситуациях блеснуть своими знаниями, показать эрудицию

Личностные УУД: Внутренняя позиция обучающегося на уровне положительного отношения к процессу обучения. Мотивационная основа учебной деятельности.

II. Актуализация знаний

Создание ситуации

успеха

Формы организации: групповая (работа в паре)

Слайд 3

Слайд 2

Способствует созданию ситуации успеха. Предлагает карточку иллюстративным материалом - Посмотрите на репродукции картин разных жанров. Какие жанры вам уже знакомы? Подпишите название известных жанров.

Приложение №1

Проверка

Критерии оценивания:

«5» - нет ошибок при отнесении жанра репродукций картин;

«4» - 1 ошибки при отнесении жанра репродукций картин;

«3» - 2 ошибки при отнесении жанра репродукций картин;

«2» - 3 и более ошибок при отнесении жанра репродукций картин

Учащиеся работают в паре, работают по заданию: подписывают уже знакомые им жанры (портрет,

пейзаж, натюрморт, анималистический жанр)

Проверка выполненной работы по образцу, оценивание.

Сверяют с эталоном, выставляют оценку в «Оценочный лист» (Приложение № 2)

Предметные: Знают, определяют жанры изобразительного искусства: пейзаж, анималистика, портрет, натюрморт. Личностные УУД:

Проявлять учебно-познавательный интерес к выполнению заданий.

Регулятивные УУД: Осуществлять контроль в форме сличения ответа с заданным, оценивать выполнение задания по заданным параметрам.

Познавательные (логические)УУД: Осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков.

Понимать заданный вопрос и строить сообщения в устной форме. Коммуникативные УУД: Выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе. Корректно сообщать об ошибках. Активизация терминологической речи. Умение выражать свои мысли

III. Целеполагание

1.Создание ситуации

затруднения (разрыва)

Формы организации: фронтальная работа

Приём: проблемный диалог

2. Подведение к осознанию учащимися темы урока,

учебной задачи, её

решение

Формы организации: фронтальная работа

Приём: проблемный диалог

3. Составление плана работы над темой

Слайды 4, 5

«Тематическая (сюжетная) картина»

Слайд 6

Цель урока

Слайд 6

Нацеливает на видение этой незнакомой группы репродукций, создаёт проблемную ситуацию.

- Есть ли картины, которые не относятся ни к одному из перечисленных ранее жанров? - Что на них изображено? На какую тему эти картины?

- Какое слово чаще всего повторялось?

- Правильно. Слово – тема. Все эти картины называются тематические.

- Изучали ли мы с вами тематические картины?

-Как будет называться тема нашего сегодняшнего урока?

- Назовите цель нашего урока?

Нацеливает на последовательность изучения темы

- Как мы будем изучать эту тему?

Понимают поставленные вопросы, обосновывают, учатся формулировать тему, ставить задачу, планировать пути достижения поставленной цели

(ПО): Да, это картины под №:1,3,7,9,10

(ПО): сражение, тема войны, тема труда людей, тема жизни людей ….

(ПО): тема.

(ПО): нет

(ПО): тематическая картина.

(ПО): познакомиться с понятием «тематическая картина»

Определяют последовательность изучения новой темы

(ПО): нам нужно знать, что такое тематическая картина.

(ПО): у всех ранее изученных жанров есть разновидности, поэтому надо уточнить может быть и у тематической картины есть свои жанровые разновидности.

(ПО): Если есть жанровые разновидности тематической картины, то узнать какие.

Предметные: тематическая картина Познавательные УУД:

понимание заданного вопрос и построение сообщения в устной форме.

Регулятивные УУД:

Оценка (осознание того, что усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества усвоения – прогнозирование)

Обнаруживать и формулировать учебную проблему Познавательные УУД: На основе сравнений, наблюдений высказывать суждения и делать самостоятельно выводы Регулятивные УУД: (целеполагание) постановка учебной задачи, принятие и сохранение учебной задачи; определять последовательность изучения материала, опираясь на предварительно составленный план

Коммуникативные УУД: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

IV. Работа над новым материалом

1. Формирование понятия «тематическая картина».

Формы организации:

фронтальная работа

2. Формирование понятия «жанры » тематической картины

Формы организации:

фронтальная (коллективная), индивидуальная

Формы организации:

групповая

3. Закрепление нового материала

Формы организации:

фронтальная

4. Проверка усвоения нового

Формы организации: фронтальная

Формы организации:

самостоятельная

5. Практическая работа

Формы организации:

индивидуальная

Слайд 8

Слайд 9

Слайды 10, 11, 12, 13

Слайд 14

Слайды 15, 16, 17

Слайд 18

Слайд 19

(критерии оценивания)

Слайды 20-25

Слайд 26

Слайды 27-31

Слайд 32

Слайд 33

Слайд 34

Нацеливает на формирование понятия «тематическая картина»

- Что объединяет оставшуюся группу картин, в чём вы видите сходство?

- Закончите предложение «Тематическая картина – жанр изобразительного искусства …»

Организует работу по уточнению понятие «жанр».

Нацеливает на формирование понятия «Жанры тематической картины».

- Одинаковый ли сюжет (тематика) картин, о которых мы сейчас говорим?

Организует работу по изучению теоретического материала индивидуально (Приложение № 3)

Организует работу в группах

(уточняются функции каждого участника группы по памятке), объясняется задание: составить и представить схему «Жанровые разновидности тематических картин» Работают 7 мин с поэтапной проверкой

Организует работу по закреплению новых знаний, задавая вопросы

-По каким признакам можно определить «картинный (сюжетный)» жанр? - Назовите жанры тематической картины?

Знакомит с определением «тематическая картина»

Вводит НРК, демонстрирует портреты и картины художников Таймыра

Организует проверку последнего задания: жанр и номер репродукций картин по жанрам (задание – вид жанра на листе) (Приложение № 5)

Организует самооценку и оценку группой

Организует проверку знания жанров:

А) демонстрация картин

Б) Проводит проверочную работу (Идёт показ разных картин, учащиеся заполняют таблицу)

Организует проверку и оценку выполненной работы

Критерии оценивания: 1 балл за правильный ответ

Настраивает на выполнение наброска рисунка.

- В преддверии какого праздника мы находимся?

- Эти события для нас значимы, что мы можем нарисовать?

Критерии оценивания:

Отвечают на вопросы, формулируют понятие «тематическая картина»

(ПО): присутствует сюжет

(ПО): картина на какую-то определённую тему (ПО): рассказывает о каком-либо явлении или событии

Трактовка понятия учащимися, сопоставление с эталоном

Воспринимают полученную информацию

(ПО): Нет

Изучают новую тему (теорию) индивидуально самостоятельно

Распределяют роли, выполняют задание по плану: вписывают название жанра и цифры – номера картин. (Приложение 4)

(ПО): рассказывает о каком-либо явлении или событии

(ПО): исторический, батальный и др.

Проговаривают, запоминают

Расширяют знания о художниках Таймыра, распределяют картины по жанрам

Докладчик прикрепляет выполненное задание на доске, доказывает правильность выполненного задания по одному из жанров

Сверяют с эталоном, выставляют оценку в «Оценочный лист» (Приложение № 2)

Называют жанр показанной репродукции

Определяют жанр, заполняют таблицу.

(Приложение № 6)

Удерживают учебное задание, оценивают

«Оценочный лист» (Приложение 2)

(ПО): день рождения Таймыра

Обдумывают, выполняют наброски карандашом, готовят сообщение: определяют тему рисунка, композицию, жанровую разновидность, дают название рисунку

Предметные: Познавательные УУД: находить ответы на вопросы, используя предложенный теоретический материал

Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи Коммуникативные УУД: Умение вести диалог, правильное использование речевых средств Познавательные УУД: Создавать алгоритм для решения учебной задачи, следовать ему при выполнении заданий.

Предметные: дают определение картинному жанру, называют его разновидности Коммуникативные УУД: Выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе. Корректно сообщать об ошибках.

Предметные: знают определение

Предметные: знают художников Таймыра, определяют виды

Регулятивные УУД: Осуществлять контроль в форме сличения ответа с заданным, оценивать выполнение задания по заданным параметрам.

Предметные: знают жанры

Регулятивные УУД: Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

Предметные: Понимание новых терминов и определений. Использование полученных знаний в практической работе Регулятивные УУД: Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

IV Рефлексия

Слайд 36, 37, 38

Слайд 39

Слайд 40

Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока

- Что мы узнали сегодня на уроке?

- Достигли ли мы своей цели?

Оцените себя, используя карандаш (фломастер)

Красный - было очень интересно на уроке, со всеми заданиями справился, усвоил в полном объёме новую тему

Зелёный – было интересно, были небольшие трудности при выполнении заданий, не всё усвоено

Жёлтый – было неинтересно, испытывал значительные затруднения, новый материал новый почти не запомнил.

Критерии оценивания

Отвечают на вопросы, проводят оценку настроения, самооценку, рефлексию:

(ПО): что такое тематическая картина,

жанры тематической картины, выполняли практическую работу по теме

Итоговая оценка за урок

«Оценочный лист»

(Приложение 2)

Регулятивные УУД: Осуществлять самооценку и самоконтроль учебной деятельности.

videouroki.net

Тематическая картина в русском искусстве. Творчество В.Сурикова.

Исторический жанр – один из важнейших в изобразительном искусстве. Он объединяет произведения, в которых запечатлены значительные исторические события, герои прошлого.

Исторический жанр – один из трудных в живописи.

"Исторический живописец должен быть сродни учёному. Ему надо досконально знать историю, археологию, подробности быта той эпохи, к которой он обращается. Он должен обладать богатой творческой фантазией, чтобы силой воображения убедительно и достоверно воссоздать историческое событие на полотне. Это совсем не лёгкая задача, если иметь в виду, что живописец, работающий в этом жанре, большей частью не имеет возможности основываться на личных впечатлениях от тех событий, фактов, людей, которых он изображает. От художника требуется не только талант, но и огромный упорный труд".

Э.Кузнецова.

Василий Иванович Суриков – один из наиболее ярких представителей исторического жанра в русской живописи. Каждая картина Сурикова – это целая поэма о борьбе и страданиях, героизме и трагических испытаниях русского человека.

Талант и упорство Сурикова привели его из заснеженной Сибири  в Петербург, в Академию художеств, которую он закончил с золотой медалью.

В марте 1881 года состоялась очередная выставка передвижная выставка. Событием её стало произведение мало ещё кому известного художника – Василия Ивановича Сурикова "Утро стрелецкой казни"

Картина «Утро стрелецкой казни» была первым большим полотном Сурикова на тему русской истории. Художник начал работу над ним в 1878 году. Он создавал картину в Москве, куда переехал на постоянное жительство после окончания Академии художеств. Художник обратился к событиям эпохи Петра I, когда Стрелецкий бунт, возглавляемый царевной Софьей, был подавлен, а стрельцы казнены. Однако, Суриков не показал самой казни, так как он не стремился шокировать зрителя, а хотел рассказать о трагической народной судьбе в момент исторического перелома. Художник сосредоточил внимание на душевном состоянии приговорённых и том, что переживает каждый из них в последние минуты своей жизни.

Поступая в Академию художеств, Суриков уже в студенческие годы проявил себя талантливым художником, и его произведения много раз отмечались золотыми и серебряными медалями. После Академии начинается напряжённая работа над большими историческими полотнами. Среди них самое известное произведение В.И.Сурикова "Боярыня Морозова".

Картина изображает сцену из истории церковного раскола в XVII веке. Фигура боярыни на скользящих розвальнях — единый композиционный центр, вокруг которого группируются представители уличной толпы, по-разному реагирующие на её фанатичную готовность идти за своими убеждениями до конца. У кого-то фанатизм женщины вызывает ненависть, глумление или иронию, но большинство взирает на неё с сочувствием. Высоко поднятая в символическом жесте рука — как прощание со старой Русью, к которой принадлежат эти люди. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей… закаляется в них воля… восстают неведомые душевные силы».

  

Теперь обратимся к другой картине художника. Она очень похожа на семейный портрет, но какие исторические события скрываются за образами её персонажей?

На картине "Меншиков в Березове" изображена тесная, с низким потолком комната в холодной избе. За простым деревенским столом сидят четыре человека – Меншиков и его дети, последовавшие за ним в ссылку. В сущности перед нами семейный портрет, но дети словно покинутые сироты, отец же их во власти угрюмого одиночества.

Сподвижник Петра I светлейший князь Александр Данилович Меншиков, фактический правитель Российского государства при Екатерине I, попал в опалу при императоре Петре II, был лишён всех своих должностей, чинов и сослан в сибирское селение Берёзов.

Кажется, что тяжёлые испытания, выпавшие на долю Меншикова, не сломили его, а ещё более закалили. В его гордой осанке, уверенной позе, во властно сжатой руке сказывается волевой характер, черты гордого повелителя, но в угрюмом взгляде сквозят унижение, скованность, безысходность. Участь этого не сломленного испытаниями человека составляет драматический узел замысла Сурикова.

Позы, жесты персонажей картины повествуют о, сложных переживаниях и чувствах. Им вторит цветовое решение образов. Сравните глубокие тёмные тона в одеждах Марии и светлые золотистые в украшенной узорами юбке младшей дочери Меншикова Александры. Она единственная не погружена в горькие думы, а увлечённо читает книгу. Обаятельный образ Александры создаёт ощущение уюта и спокойствия.

Младшие дети Меншикова переживут ссылку, но судьба их на воле будет несчастной, как и многих людей послепетровской эпохи. Картина рассказывает не только о семейной драме, но и трагическом переломе истории после смерти Петра I.

Работа художника над картиной

Картина — это произведение живописи. Рассматривая ее, мы всегда стараемся разобраться в том, что она отражает.

Изобразительные задачи художник решает приемами композиции, рисунка, живописи.

Композиция — от латинского слова, обозначающего составление, создание — умение создавать, размещать, составлять. Определив тему, художник при помощи композиции стремится раскрыть свой идейный замысел. Он очерчивает круг действующих лиц, разрабатывает их характеристики, взаимоотношения, подчеркивает размером, расположением или цветом главное, решает группирование действующих лиц и предметов. Для четкого определения главного выбирает удобную точку зрения, место линии горизонта на картинной плоскости, определяет формат. Художник должен найти цветовой строй картины, варианты освещения отдельных предметов.

Рисунок — основа изобразительного искусства. Правильно выполнить рисунок — значит отразить характер действующихлиц, передать пропорции и объем предметов, их пространственное расположение и т. д. Рисуют обычно карандашом, углем, сангиной.

Следующий этап — живописное исполнение, то есть работа красками. Цветом передают время года, состояние природы, материал и фактуру предметов (ткань, дерево, металл, вода, снег и т. д.), ощущение движения, полнокровность жизни.

Каждая картина — плод упорного, напряженного, длительного творческого труда, поисков и мастерства художника.

На создание картины художника может вдохновить какое-нибудь волнующее событие, встреча. Он создает в воображении определенный образ, который формируется на основании изучения документального материала или природы. Художник выражает свое отношение к изображаемому — прекрасное воспевает и утверждает, уродливое высмеивает и отбрасывает. Это и есть мысли художника, то главное, что произведения искусства несут людям.

Практическое задание: 

 1 вариант:

 Подготовительный этап к написанию исторической картины. Ответить письменно на вопросы и нарисовать эскиз героя будущей работы в костюме соответствующем выбранному вами временному отрезку.

1.Какому историческому событию (незаурядной личности) вы хотели бы посвятить работу?

2. Какие литературные произведения вы читали об этом историческом событии (герое)? Знаете ли вы живописные, графические работы, посвящённые эти событиям?

3.Какой костюм будет одет на главном герое картины?4.Какие вещи, изображенные на картине будут отображать выбранную вами эпоху?

5.Какие цвета будут помогать зрителю понять вашу основную мысль?

6.Как вы назвали бы свою картину?

7.Почему вами выбрана эта тема, что хочется в ней выразить?

2 вариант:

Написать доклад на одну из выбранных тем:

1.Великие темы жизни в творчестве русских художников К.Брюллова «Последний день Помпеи» 2.Сказочно-былинный жанр. Волшебный мир сказки.(на примере творчества И. Билибина и В.Васнецова) 3.Библейская тема в изобразительном искусстве. Всепрощающая любовь (Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына»)

Требования к докладу:1. Доклад не копируется дословно из первоисточника, а представляет собой новый вторичный текст, создаваемый в результате осмысленного обобщения материала первоисточника;2. При написании доклада следует использовать только тот материал, который отражает сущность темы;3. Изложение должно быть последовательным и доступным для понимания докладчика и слушателей;4. Доклад должен быть с иллюстрациями, таблицами, если это требуется для полноты раскрытия темы;5. При подготовке доклада использовать не менее 3- х первоисточников.6. В докладе обязательно указываются список литературы или ссылки на интернет страницы.

7.Объем доклада не более 5 страниц формата А4 набранных шрифтом 12 кегля.

tvorcestvo.blogspot.com

ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА. БЫТОВОЙ И ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНРЫ

Урок 10ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА. БЫТОВОЙ И ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНРЫ

Тип урока

Формирование новых знаний

Цели урока

Сформировать понимание бытового, исторического и мифологического жанров в изобразительном искусстве; способствовать развитию интереса учащихся к частной жизни и повседневному бытию человека и его индивидуальности в европейской культуре; воспитывать сострадание к человеку, желание любоваться жизнью

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: воспринимать понятие «тематическая картина» как вид живописи; перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно-тематической картины; объяснять понятие «станковая живопись».

Познакомятся с лучшимипроизведениями изобрази-тельного искусства на темы бытовой жизни французских импрессионистов и русских передвижников

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока: выдвигают версии (об увиденном), работают по плану, сверяясь с целью, излагают свое мнение в диалоге (об основных жанрах сюжетно-тематической картины), делают выводы; самостоятельно создают алгоритм при работе над анализом художественного произведения; определяют цель (рассуждают о роли жанровой картины в формировании наших представлений о жизни людей прошлого и настоящего времени).

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; оценивают свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач (излагают свое мнение в диалоге, обмениваются мнениями о смысловом и эмоциональном вос-приятии произведений – шедевров изобразительного искусства)

Понимают значение знаний для человека; стремятся к приобретению новых знаний; демонстрируют становление художественно-творческих навыков; умеют использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию – для достижения своих творческих замыслов, в способности моделировать новые образы путем трансформации известных; учатся критически оценивать свою деятельность

Методы и формы обучения

Методы: объяснительно-иллюстративный, исследовательский.

Формы: фронтальная и индивидуальная

Окончание табл.

Образовательныересурсы

 Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki

 Русская живопись. – Режим доступа : http://www.artsait.ru

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, экран

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация «Содержание тематической картины».

П. А. Федотов «Свежий кавалер», А. Пластов «Ужин трактористов», Шарден «Ребенок с юлой». В. И. Суриков «Покорение Сибири Ермаком», картины на темы бытовой жизни французских импрессионистов и русских передвижников

Основные понятия и термины

Тематическая картина, станковая живопись

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие ком-поненты,задания и упраж-нения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы

органи-

зации совзаимодействия

на уроке

Формируемыеумения(универсальныеучебные действия)

Про-

межу-

точный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Орга-низаци-онный

момент

Подготовка учащихся к изу-чению нового материала

– Темой картины могут быть события прошлого и самые злободневные явления настоящего, будничная сценка и обобщенный философский взгляд на людей и природу. Иногда одна тема может найти отражение в нескольких картинах. В искусстве такие картины объединили под единым названием.

Слушают учителя. Отвечаютна вопрос, определяют термин. Ставят перед собойцель

Фронтальная работа

Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности; осознают недостаточность своих знаний.

Устные ответы

1

2

3

4

5

6

7

– Кто догадался, каким термином в изобразительном искусстве называют такие картины? (Тематические картины.)

– Какие задачи стоят перед художником, чтобы создать образ, обогащающий содержание тематической картины? В этом мы и попробуем сегодня разобраться!

Личностные: осознают свои интересы (тематическая картина как вид живописи)

II. Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный

– Разнообразен круг задач, которые ставит перед собой художник в тематической картине. Он может стремиться показать жизнь «как она есть», раскрывая социальные корни типических общественных явлений, – эта задача характерна для русской школы критического реализма, основоположником которой был П. Федотов. (См. Ресурсный материалк уроку, пункт 1.)

– Художник может воплотить в тематической картине основополагающие общественные идеи и идеалы – такая позиция художника является ведущей в советском искусстве. (См. Ресурсный материалк уроку, пункт 2.)

– Художник может обратиться к «вечным» темам искусства, к общечеловеческим духовным цен-ностям. Жан Батист Симеон Шарден любил изображать детей, в образах которых его привлекали непосредственность, душевная чистота, внутренняя живость. Серьезная сосредоточенность на занятиях

музыкой, чтением, при пускании мыльных пузырей,

Слушают учителя.

Знакомятся с известными картинамибытового жанра. Учатся объяснять понятие «тематическая картина» и рассуждать о жизни людей

Фронтальная работа

Познавательные: определяют понятие; получают представ-ление о многообразии тем и бесконечном богатстве содержания жанровой картины.

Коммуникативные:

понимают позицию и мнение учителя о месте и значении сюжетно-тематической картины в развитии культуры.

Личностные: понимают значение знаний для человека; стремятся к приобретению новых знаний

Устные ответы

1

2

3

4

5

6

7

за игрой в карты, рисованием подчеркнута в образах картины «Ребенок с юлой» (1734, Лувр).

Взгляд художника может быть направлен в прошлое и открывать в нем черты современности; в современном пытаться предугадать ростки будущего. (См. Ресурсный материал к уроку, пункт 3.)

– Решая тему так, как он ее видит и понимает, художник приходит к созданию художественного образа, значительно расширяющего и обогащающего само тематическое содержание картин

III. Творческая практическая деятельность

Частичнопоисковый

– В зависимости от содержания тематические картины делятся на бытовой, мифологический, истори-ческий жанры. Сейчас вы попытаетесь определить, знакомясь с содержанием картины, к какому жанру она относится.

Презентация «Содержание тематической картины». Слайды 2–5.

– Перед вами картина исторического жанра. Порассуждайте о ней! Составьте устный рассказ «Художник и тематическая картина». Помогут вам в этом представленные вопросы!

Презентация «Содержание тематической картины». Слайды 6–7

С помощью презентации учащиеся понимают термин «станковая живопись». Перечисляют и характеризуют основные жанры сюжетно-тематической картины. Рассуждают о роли жан-ровой картины. Составляют рассказ о работе художника

Фронтальная и индивидуальная работа

Регулятивные:

самостоятельно классифицируют по жанрам, определяют понятия, делают выводы.

Коммуникативные:

излагают свое мнение; создают устный текст на основе поставленных вопросов.

Личностные:

приобретают мотивацию к учебной деятельности

Письменный рассказ о работе художника над картиной

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

над тематической картиной

IV. Итоги урока.

Рефлексия

Беседав свободной форме

– Сравните картины на темы бытовой жизни французских импрессионистов и русских передвижников. Обменяйтесь мнениями

Учащиеся сравнивают картины и беседуютв свободнойформе

Фронтальная работа

Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге; осознанно используют речевые средства в соответствии с учебной ситуацией

Оцениваниеработы учащихся

Ресурсный материал к уроку

1) В 1844 г. Павел Андреевич Федотов оставляет военную службу, чтобы свободно заняться живописью. Сначала Федотов подумывал заняться батальной живописью. Но когда его сатирические бытовые сценки попались на глаза баснописцу И. С. Крылову и тот написал ему письмо, в котором советовал развивать эту сторону дарования, художник окончательно выбрал бытовой жанр. Первым законченным произведением Федотова была картина «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый орден» (1846 г.). Изображенный чванливый чиновник в халате и босиком, в папильотках и с орденом на груди стал едкой сатирой на чиновничье-бюрократические слои общества.

2) Так, например, народный художник СССР А. Пластов, изображая в своей широко известной картине «Ужин трактористов» фрагмент трудовых будней колхозников, показывает эту сцену как прекрасный момент жизни, полный поэзии. Художник воедино собрал все, что дарует тихий осенний вечер, показал его красоту, ввел в картину светлый образ девушки, принесшей трактористам молоко с колхозной фермы. Он все сделал, чтобы эта сцена воспринималась как правда и как поэзия жизни.

3) Например, картины Василия Сурикова поражают нас удивительным проникновением в «живое прошлое», и не только обликом зданий, одежд, убранства, но и воссозданием типов, чувств и переживаний людей той эпохи. Это свойство у Сурикова необычайно. Хотя художник и изображал на своих полотнах сцены из далекого исторического прошлого, но проблемы, которые он выдвигал в своих произведениях, были подсказаны ему современной русской жизнью. Именно поэтому произведения, созданные с необычайной силой, волновали и до настоящего времени волнуют зрителей. Картина «Покорение Сибири Ермаком» писалась Суриковым на протяжении четырех лет и была закончена в 1895 г.

Обращение живописца к данной теме не было случайным. Освобождение Ермаком Сибири от татарского хана Кучума, который совершал набеги на сибирские земли, было для России событием огромной исторической важности. Глядя на картину «Покорение Сибири Ермаком» Сурикова, зритель не просто видит кровопролитную битву, а ощущает, что перед ним разворачивается событие, определяющее весь ход дальнейшей русской истории. По своей реалистичности и живописному совершенству эта картина – одно из самых замечательных полотен русской батальной живописи.

Для учителя!

Картина Василия Ивановича Сурикова «Меншиков в Берёзове», безусловно, одна из самых лучших картин русского изобразительного искусства по глубине раскрытия исторической темы. Меншиков не смирился, в нем растет ожесточение, но он чувствует свое бессилие. Как убедительно говорит об этом рука, тяжело лежащая на коленях! Кажется, она сжимается и разжимается в злобе и ярости. Но нет уже в герое прежней силы, и фигура его вселяет предчувствие гибели, на которую обречен этот гордый, волевой человек, привыкший к кипучей деятельности, к власти, к богатству, к славе. Рядом с ним две дочери и сын-подросток, разделившие судьбу отца.  С художественной убедительностью изобразил Суриков и окружающую обстановку. Убого, мрачно, холодно в избе с земляным полом, на котором постелена медвежья шкура. 

Сам художник так рассказывает об истории создания своей картины: «В восемьдесят первом поехал я жить в деревню – в Перерву. В избушке нищенской. И жена с детьми... тесно... И выйти нельзя – дожди... Здесь вот мне и думалось: кто же это так вот в низкой избе сидел? И поехал я это раз в Москву за холстами. Иду по Красной площади. И вдруг... Меншиков! Сразу всю картину увидел. Весь узел композиции». Так возник замысел картины. Может показаться, что этот замысел появился неожиданно и случайно. На самом деле возникший у Сурикова образ был подготовлен всем ходом его художественных изысканий. Это было лишь толчком. Работая в течение нескольких лет над картиной «Утро стрелецкой казни», изучая образ Петра I и его окружение, Суриков постоянно наталкивался на Меншикова – человека большого ума, таланта и вместе с тем корыстолюбивого и тщеславного.

«Сразу всю картину увидел. Весь узел композиции...» – говорил Суриков. Эскизы к картине показывают, что это действительно так, художник «сразу всю картину увидел». Уже в первом карандашном наброске дано то композиционное решение, которое мы видим на картине. То же размещение фигур, те же пропорции, позы, даже и рука так же тяжело лежит на колене. Но композиционный замысел нужно было наполнить живым содержанием, и художник ищет натуру. Он пишет этюд: две женщины в деревенской избе.

Анализ картины

Фигура Меншикова резко выделена и является композиционным центром картины. Его позе придана резкая угловатость, которая составляет сильный контраст с плавными, непринужденными позами других персонажей. Размер этой фигуры немного даже увеличен по отношению ко всему, находящемуся в избе (если представить Меншикова стоящим, то он не поместится в избе). Монументальность фигуры Меншикова еще подчеркивается темным пятном бархатной шубки Марии.

Круговое размещение детей, как бы прилепившихся к отцу, подчеркивает тесноту, изолированность этого мирка, уместившегося на одной выстланной на полу шкуре. Громадная фигура Меншикова прорезает этот круг и вместе с тем композиционно объединяет его.

Меншиков помещен в левой части полотна. Казалось бы, это изображение должно перевесить все и нарушить равновесие. Но чутье художника, композиционное чутье подсказало Сурикову правильное решение, и он поместил в правой части картины столик, покрытый узорчатой скатертью, похожей по цвету на тулуп Меншикова, а также иконостас – яркое пятно на темной стене. Интересно, что и в первом карандашном наброске уже есть столик в углу.

Вообще, в картине все удивительно гармонично. Резко выделяется темное (чрезвычайно богатое оттенками) пятно шубки Марии. Чтобы оно не «вырвалось», не мешало «увидеть» Меншикова, это пятно уравновешенно темным пятном пола в правом нижнем углу.

Когда подходишь к картине, поражают богатство и напряженность колорита. Общая суровая, серовато-коричневая гамма обогащена золотистыми отсветами на лицах, на платье и волосах Александры, на узорах скатерти. Желтовато-молочная шкура на полу как бы освещает сидящих снизу и создает впечатление уюта в этом убогом жилище. Золото иконостаса перекликается с теплыми оттенками меха, брошенного позади Меншикова. Обогащают общий колорит и холодные оттенки: голубоватые рефлексы на стене под окном, изжелта-белые свисающие с подоконника ледяные сосульки, голубовато-серая юбка Александры, серое кружево на одежде Марии и, наконец, голубая белизна книги.

Чем больше вглядываешься в картину, тем полнее воспринимаешь богатство ее цветовой гаммы. Художник подчеркивал звучание цветовых оттенков. Он не преследовал цели иллюзорно копировать натуру, а старался раскрыть ее цветовые и пластические качества.

Благодаря совершенству композиционного и живописного решения до зрителя донесена большая человеческая драма.

infourok.ru

СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА. БЫТОВОЙ ЖАНР - СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА - Изобразительное искусство 6 класс С.Н. Железняк

Раздел 4. СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА

 

Питер Брейгель-старший. Крестьянский танец. Питер Брейгель

так выразительно изображал быт крестьян, что даже получил прозвище Мужицкий.

 

22. СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА. БЫТОВОЙ ЖАНР

 

На уроках литературы вам встречался термин сюжет. Его значение, наверное, не вызвало никаких трудностей. Сюжет - это то, о чем рассказывается в произведении. Можно ли употреблять это слово относительно картины или рисунка? Можно, если мы видим на них изображение событий. Сюжет художественного произведения чрезвычайно важен, хотя он и не главный.

Великие мастера, обращаясь к традиционным сюжетам, каждый раз находят в них что-то новое, важное для своей эпохи. Мастера Средневековья могли объединить в картине несколько событий, произошедших с одним и тем же персонажем. Тогда эго изображение возникало в композиции несколько раз. А по краям иконы изображали будто бы окошечка (клейма), в которых размещали разные эпизоды из жизни героя картины, например чудеса, которые сотворил этот святой.

 

Икона - изображение сцены или персонажа из Святого Писания, выполненное по правилам - канонам, принятым церковью.

 

Сандро Боттичелли. Сцены из жизни святого Зиновия.

Художник изобразил своего героя трижды, причем два раза - даже в одинаковой одежде.

Во времена Возрождения художники стали изображать на картине только один эпизод - тот, который они считали главным и который эмко выражал содержание сюжета.

Художественные произведения, отображающие повседневную жизнь, относятся к бытовому жанру. Иногда их просто называют жанровыми.

Бытовые сцены появились еще во времена неолита, в первобытных художников. Позднее очень тщательно фиксировали все подробности своего быта и древние египтяне. Бытовыми сценами часто украшали греческие вазы. Во времена Средневековья и Возрождения художники старались приблизит библейские сюжеты к современному ым быту. Персонажа Библии и Евангелий были одеты так, как одевались средневековые крестьяне, горожане и рыцари, и жили в таких же замках и домах.

 

Дионисий. Митрополит Алексий с житием

 

Жан-Франсуа Милле. Сборщицы колосьев

Много картин на бытовую тему создал великий фламандский художник XVI в. Питер Брейгель-старший. Но истинный расцвет бытового жанра наступил в XVII в. Картины небольшого формата для помещений на темы повседневности создавало множество голландских художников, так называемые «Малые голландцы». На их картинах мы можем увидеть семейные праздники, игру в карты, визит врача к больной, события и ситуации, очень распространенные и обычные в жизни человека.

В творчестве художников XIX в., таких как Жан-Франсуа Милле, картины, рисунки, гравюры обличавшему недостатки людей и общественной жизни, вызывали у зрителей сочувствие к обездоленным. К бытовому жанру часто обращался Т.Г. Шевченко и другие украинские художники.

1. Что такое сюжет в живописи? Каковы сюжеты картин, приведенных в этом разделе?

2. Как изображали жанровые сцены художники разных времен?

 

Н. Пимоненко. Соперницы. Картина изображает типичную бытовую сцену.

3. Внимательно рассмотрите предложенную вам картину бытового жанра. Какие события предшествовали тому, что изображено на ней? Что, по вашему мнению, случится потом? Почему художник изобразил именно этот момент?

Нарисуйте композицию-воспоминание в теплом или холодном колорите.

Инструменты и материалы: лист бумаги, гуашь или акварельные краски, карандаш, резинка, кисти.

План работы:

• На листья бумаги скомпонуйте изображение.

• Решите, какие изображения будут большими, а какие - меньше.

• Подготовьте рисунок к дальнейшей работе: сотрите все вспомогательные линии, которые вы использовали для построения, лишние линии.

• На палитре рядом подберите цвет, отвечающий цвету, например, фона.

Начать работу красками лучше с тех цветов, которые вам понятны.

• Где создается контраст? Сравните цветовые отношения.

 

ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ!

КАК ДЕЛАТЬ ЭСКИЗ

Эскиз - это проект картины, первый этап работы нал ней. В эскизе определяют формат, размер изображения, точку наблюдения, высоту горизонта. В нескольких вариантах эскизов надо добиться наибольшей выразительности решения, правдиво разместить объекты, предметы, сгруппировать фигуры, найти смысловой центр, который будет привлекать основное внимание зрителя. В композиции не должно быть лишних фигур, равнодушных к событиям. Каждая фигура должна иметь свое значение в общем замысле, и вся обстановка должна помогать его раскрытию.

Ы. Левитан. Эскизы пейзажа. Утро. Опушка

В отличие от театра и литературы, произведение изобразительного искусства всегда передает только один момент.

Эскиз можно считать приемлемым, если содержание картины читается с первого взгляда, ее основная мысль понятна.

Разрабатывая эскиз в цвете, очень важно найти именно тот колорит, который правдиво характеризовал бы происходящее событие, дополнял эмоциональное влияние картины. Нельзя случайно и необдуманно разрисовывать изображенные объекты и фигуры. Колорит картины должен отвечать тоновым и цветовым требованиям изображаемого момента, времени дня, состояния погоды. В окончательно результате вся цветовая гамма эскиза должна служит выявлению композиционного центра и дополнять эмоциональное влияние картины.

 

Ы. Репин. Картина и эскиз картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Созданием этого эскиза художник не ограничился. Известно несколько вариантов самой картины, которые находятся в разных музеях.

МАСТЕР-КЛАСС

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД КОМПОЗИЦИЕЙ

Самое главное и наиболее ценное, с чего начинается композиция, - это ее замысел. Надо ощутить близость вам выбранной темы, ее отклик в душе. Основной закон композиции - увидеть в природе главное, закономерное и освободить его от лишних, второстепенных деталей.

1. Первый этап - эскиз-поиск, в котором мы очерчиваем основное композиционное решение, определяем главных героев. Таких поисковых эскизов должно быть несколько, из них потом необходимо выбрать лучший, наиболее выразительный. В эскизе изображать следует не мелочи, а целые фигуры, группы людей, силуэты домов, деревьев и т. п. В этом эскизе - поиске решайте сразу и тональные соотношения будущей композиции.

2. Второй этап - сбор вспомогательного материала: наброски с натуры, зарисовки пейзажные, интерьерные, костюмов, предметов, работа со вспомогательной литературой. Рисуя композицию на историческую тему, не излишне поинтересоваться, какую одежду носили люди того времени, какими предметами пользовались. А, скажем, если фоном композиции является пейзаж, сделать натурные этюды, поработать на пленэре. Для каждого персонажа полезно найти реальный прототип, сделать набросок с натуры.

3. Следующий этап - это перенесение эскиза на большой лист. Надо следить за тем, чтобы во время перенесения рисунка не «сбить» композицию. Для этого существует старинный способ, которым пользовались еще художники Древнего Египта, - перенесение по квадратам. Изображения в маленьких квадратах эскиза должны отвечать квадратам главного письма. Потом линии, разделяющие бумагу на квадраты, вытирают и остается только увеличенное изображение. После этого вы можете начинать работать красками.

Стоит заметить, что цветовое решение вам лучше исполнить заранее также на маленьком цветном эскизе. Покрыв цветом всю поверхность композиции, надо от общего переходит к мелочам.

Этапы работы над композицией

Законченная работа

Микеланджело Меризи да Караваджо. Гадалка

Микеланлжело Меризи да Караваджо (1573-1610) - выдающийся итальянский художник. Любимым жанром мастера были бытовые сцены. Даже библейские и евангельские события Караваджо изображает как эпизоды из повседневной жизни.

Картину художника «Корзина с фруктами» считаются одним из первых европейских самостоятельных натюрмортов.

В своих произведениях Караваджо смело объединяет яркое освещение фигур персонажей, особенно их лиц, с глубокой тьмой фона. Эта манера получила название «караваджизм» и использовалась многочисленными художниками XVII в. Известнейшие произведения Караваджо: «Вакх», «Гадалка», «Корзина с фруктами», «Лютнист», «Призвание апостола Матфея», «Успение».

Н. Пимоненко. Святочное гадание

Пимоненко Николай Корнилиевич (1862-1912) - украинский художник.

Родился в семье резчика по дереву.

Учился в школе М.Ы. Мурашко, затем - в Петербургской академии искусств.

Член Общества передвижных художественных выставок. Жил и работал в Киеве. Известен прежде всего как мастер бытового жанра. Н. Пимоненко объединяет сцены повседневной жизни с поэтическими украинскими пейзажами, что придает его произведениям особую обворожительность. Известнейшие произведения Н. Пимоненко: «Святочное гадание», «За водой», «Жертва фанатизма», «В поход», «Перед грозой», «Соперницы».

Казак Мамай - защитник украинского народа, путешественник, воин, мудрец и сказочник в одном лице. Древний термин «мамаевать» означает странствовать, казаковать, вести казачий образ жизни, «ходить на мамая» - идти навскидку.

schooled.ru

Тематическая картина в русском искусстве XIX века

Тематическая картина в русском искусстве XIX века Тематическая картина в русском искусстве XIX века

Тематические картины в русской живописи зарождаются в начале 19 века. В зависимости от содержания Тематические картины в русской живописи зарождаются в начале 19 века. В зависимости от содержания тематические картины делят на исторические, посвященные событиям прошлого, батальные, отображающие сцены войн, битв, походов, и бытовые, в которых художник показывает повседневные явления современной ему жизни.

Жанр – это совокупность произведений какого-либо направления художественного творчества. И каждому жанру присущи только Жанр – это совокупность произведений какого-либо направления художественного творчества. И каждому жанру присущи только собственные средства художественной выразительности. Именно с их помощью можно отличить один жанр от другого.

Алексе й Гаври лович Венециа нов (1780— 1847) Алексе й Гаври лович Венециа нов (1780— 1847)

 «На пашне. Весна» 1822 г. «Жнецы» 1826 г. «На пашне. Весна» 1822 г. «Жнецы» 1826 г.

 «Спящий пастушок» 1824 г. «Чистка свеклы» 1822 г. «Спящий пастушок» 1824 г. «Чистка свеклы» 1822 г.

Бытовой жанр - жанр изобразительного искусства, в котором изображаются обыденные сцены из повседневной жизни Бытовой жанр - жанр изобразительного искусства, в котором изображаются обыденные сцены из повседневной жизни человека без прикрас.

Карл Па влович Брюлло в (1799— 1852) Карл Па влович Брюлло в (1799— 1852)

К. Брюллов К. Брюллов "Последний день Помпеи»

Исторический жанр - жанр изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, а также социально Исторический жанр - жанр изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, а также социально значимым явлениям в истории общества.

Васи лий Ива нович Су риков (1848— 1916) Васи лий Ива нович Су риков (1848— 1916)

В. Суриков «Боярыня Морозова» В. Суриков «Боярыня Морозова»

В. И. Суриков «Утро стрелецкой казни» В. И. Суриков «Утро стрелецкой казни»

Ива н Константи нович Айвазо вский (Ованнес Айвазян) (1817— 1900) Ива н Константи нович Айвазо вский (Ованнес Айвазян) (1817— 1900)

И. К. Айвазовский «Чесменский бой» И. К. Айвазовский «Чесменский бой»

ТЕСТ на тему «Тематическая картина в русском искусстве XIX века» ТЕСТ на тему «Тематическая картина в русском искусстве XIX века»

Когда зародились тематические картины в русской живописи? 1. В 1822 г. 2. В начале Когда зародились тематические картины в русской живописи? 1. В 1822 г. 2. В начале 19 века 3. Конец 18 века

В зависимости от содержания тематические картины делят на… 1. Исторический жанр 2. Батальный жанр В зависимости от содержания тематические картины делят на… 1. Исторический жанр 2. Батальный жанр 3. Бытовой жанр 4. Все вместе

Кто писал в бытовом жанре? 1. Айвазовский 2. Венецианов 3. Тропинин Кто писал в бытовом жанре? 1. Айвазовский 2. Венецианов 3. Тропинин

Художник маринист? 1. Брюллов 2. Суриков 3. Айвазовский Художник маринист? 1. Брюллов 2. Суриков 3. Айвазовский

Кто из художников писал в батальном жанре? 1. Брюллов 2. Венецианов 3. Айвазовский Кто из художников писал в батальном жанре? 1. Брюллов 2. Венецианов 3. Айвазовский

Картина изобразившая стихийное бедствие 1. «Утро стрелецкой казни» 2. «Последний день Помпеи» 3. «Чесменский Картина изобразившая стихийное бедствие 1. «Утро стрелецкой казни» 2. «Последний день Помпеи» 3. «Чесменский бой»

Основатель бытового жанра в России 1. Брюллов 2. Суриков 3. Венецианов Основатель бытового жанра в России 1. Брюллов 2. Суриков 3. Венецианов

Кем была Боярыня Морозова? 1. Царицей 2. Раскольницей 3. Художником Кем была Боярыня Морозова? 1. Царицей 2. Раскольницей 3. Художником

То был изображен на коне в картине «Утро стрелецкой казни» ? 1. Петр I То был изображен на коне в картине «Утро стрелецкой казни» ? 1. Петр I 2. Козак 3. Алексей Михайлович

Кто написал картину «Утро стрелецкой казни» ? 1. Брюллов 2. Суриков 3. Венецианов Кто написал картину «Утро стрелецкой казни» ? 1. Брюллов 2. Суриков 3. Венецианов

present5.com

Лекция - Тематическая картина в русском искусстве 19 века.

Живопись занимает в искусстве XIX в. одно из главных мест. О. Кипренский (1782—1836). величайший мастер портрета, открыл в своих работах не только истинные качества человека, но и но­вые возможности для живописи в целом. Его портреты не похожи друг на друга, контраст сменяется нежными тонами. Свет и тень переплетаются игрой живописных звуков. Все это придает непре­взойденное настроение и живость картинам.

Другой художник то1 о времени. К. Брюллов (179е)—1852) пред­ставляем сное творчество синтезом пластики и света. Композиции в его работах довольно сложная, возвышенная красота человека представлена в противоречии с неизбежностью гибели.

Историческая картина, о которой мы говорили с вами на про­шлом занятии, представлена творчеством А. Иванова (1806-1858). В своих работах он положил начато развитию русской реалистич­ной картины.

В середине 60-х гг. XIX столетия произошел важный перелом в русской живописи. Четырнадцать выпускников Академии.ху­дожеств во главе с И. Крамским отказались писать дипломную работу на заданную тему. Так образовалась независимая артель художников, позднее — Товарищество передвижных художествен­ных выставок.

Следует отметить, что в работах того времени более цени­лись определенная идейность, мировоззренческие позиции. Однако произведения не уступали и в эстетическом плане. Ог­ромную роль в искусстве XIX в. сыграла портретная живопись. И это не случайно. Известно, что XIX в. породил величайших творцов — поэтов, писателей, музыкантов, архитекторов, мыс­лителей.

Пейзажная живопись играла не последнюю роль, и благодаря произведениям А. Саврасова. И. Шишкина. А. Куинджи, И. Ле­витана, мы можем созерцать все богатство родной природы, всю прелесть мира. Картины вызывают в нас определенные чувства, эмоции, настроения. Они помогают познать внутренний мир че­ловека, подталкивают к размышлениям.

Национальная тема была наиболее важной в эпоху XIX сто­летия. Творцы живописи старались показать миру характер русского человека (бытовой, исторический жанр), его героизм (батальный жанр). Подлинные шедевры были созданы В. Сури­ковым, И. Репиным, В. Васнецовым, Ф. Рубо. В. Верещагиным. Именно в это время в России открываются первые националь­ные галереи. Художественное наследие становится доступно людям, что делает его еще более значимым и более востребо­ванным.

Тематика народной жизни представлена нам замечательным художником Б. Кустодиевым (1878—1927). Он изображает на своих полотнах ярмарки с пестрыми предметами быта, радостных лю­дей. гуляния, праздничные застолья. В картинах этого мастера мы видим большую любовь русского человека к родной природе. Его работы овеяны глубоким чувством любви.

 

Значение изобразительной станковой картины в русском искусстве. Большая тематическая картина и ее особая роль в искусстве России. Картина- размышление. Понимание роли живописной картины как события общественной жизни. Отношение к прошлому как понимание современности.

www.ronl.ru

Тема урока: Тематическая картина в русском искусстве 19 века

План-конспект урока ИЗО в 7 классе

Вид  занятия: комбинированный урок. 

Тема урока: Тематическая картина в русском искусстве 19 века

Цель урока: узнать понятие тематическая картина.

Задачи:  что представляет собой тематическая картина;

Рассмотреть исторический жанр, батальный, бытовой;

Формирование у учащихся нравственного воспитания.

-Образовательная.

Систематизировать знания русской живописи 19 века. Узнать больше о некоторых известных русских художников 19 века.

-Развивающая.

Способность различать виды разных жанров, расширяет кругозор;

-Воспитывающая.

Воспитание у учащихся нравственно-эстетического мышления.

Оборудование урока:

-для учителя:

Классная доска, мел; методические пособия,  проектор, презентация на тему «Тематическая картина в русском искусстве 19 века»

-для учащихся:

Тетрадь, ручка, карандаш.

План урока:

1.Организационная часть(1 мин.)

2.Актуализация (связка прошлого материала с новым) (2 мин.)

3.Объяснение нового материала(30 мин.)

4. Анализ усвоенных знаний с помощью теста (10 мин)

5. Итог урока(2 мин.)

Ход урока:

1. Организационная часть(1 мин.)

-Здравствуйте  ребята! Садитесь. Сегодняшний ваш урок буду вести я, меня зовут Александр Анатольевич. Попрошу подготовить свои рабочие места, на партах ни должно быть ничего лишнего, только тетрадь, ручка и карандаши. Сумки со стола убрали. Итак, приступим.

Цель для учащихся: - подготовка себя и рабочего места к уроку.

2. Актуализация(2 мин.)

Цель для учителя: - заинтересовать, ввести детей в тему урока, постановка конкретной цели на урок, связать тему урока с прошлым уроком.

Цель для учащихся: - постановка цели работы на этот урок, обобщение знаний о видах живописи.

-Ребята, скажите, пожалуйста, что вы изучали на прошлом уроке? Давайте откроем тетради и вспомним, что именно рассматривали на прошлом уроке? Как называются эти три картины? Кто их написал?

-молодцы! Сегодня мы рассмотрим тему под названием «Тематическая картина в русском искусстве 19 века»

3. Объяснение нового материала(30 мин.)

Цель для учителя: - Организовать работу учеников, дать конкретные знания о русской живописи 19века. Рассмотреть и разобрать работы Венецианова, К.Брюллова, А.Иванова, Айвазовского,  Репина, Сурикова. Рассмотреть что такое тематическая картина.

Цель для учащихся: - Узнать о понятии тематическая картина, что она в себя включает. Познакомиться с некоторыми известными русским художниками 19 века.

Тематические картины в русской живописи зарождаются  в начале 19 века. В зависимости от содержания тематические картины делят на исторические, посвященные событиям прошлого, батальные, отображающие сцены войн, битв, походов, и бытовые, в которых художник показывает повседневные явления современной ему жизни.

-Ребята скажите, вы знакомы с понятием жанр?

Жанр – это совокупность произведений какого-либо направления художественного творчества. И каждому жанру присущи только собственные средства художественной выразительности. Именно с их помощью можно отличить один жанр от другого.

Вам знаком художник Алексей Гаврилович Венецианов? Его картины «Весна», «Жнецы», «Спящий пастушок», «Чистка свеклы»… скажите, пожалуйста, что изображено на них? Какие моменты?) и к какому жанру можно отнести его работы? Правильно бытовой жанр!

Бытовой жанр (жанровая живопись) - жанр изобразительного искусства, в котором изображаются обыденные сцены из повседневной жизни человека без прикрас.

Кто-нибудь слышал о таком талантливом художнике  как Карл Брюллов?

Давайте рассмотрим его известнейшую его работу под названием «Последний день Помпеи» В картине Карла Брюллова «Последний день Помпеи»  показан день жизни и смерти римского города Помпеи. Это был небольшой, но богатый город в Кампании, области на юге Италии, близ Неаполя. Обитатели Помпеи жили удобно и красиво. Убранство ка­ждого жилища богато и разнообразно. Многие дома украшали стенные росписи — фрески, цветы, картины, в парадных залах были мозаичные полы. Так было до того страшного дня августа 79 года, когда вдруг начались подземные толчки. Из фонтанов исчезла вода, опустели колодцы. Утром 24 августа раз­дался оглушительный грохот и толчок небывалой силы словно бы взорвал томительный зной. В этот миг вершина Везувия расколо­лась на две части, а из образовавшегося жерла поднялся огненный столб. Это было начало катастрофы.

Вот как выглядит сейчас этот город…

Кто мне скажет, к какому жанру можно отнести эту картину? Правильно исторический. Давайте запишем определение историческому жанру..

Исторический жанр - жанр изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, а также социально значимым явлениям в истории общества.

Давайте рассмотрим еще две картины исторического жанра известного русского художника Василия Ивановича Сурикова.

Кто нибудь знаком с его творчеством?

Давайте посмотрим на экран. Мы видим картину под названием Боярыня Морозова.

В исторической картине В.И. Сурикова “Боярыня Морозова”(1887) нас ещё больше поражает многообразие человеческих характеров и типов. Здесь и сама Морозова, и множество других людей, по-разному относящихся к происходящему событию. Здесь лица сочувственные: в одних читается тревога, в других – сострадание, в третьих – печальное смирение, и лица безразличные, насмешливые, любопытствующие, и лица суровые, задумчивые.

Чтобы понять картину, нужно знать о тех событиях, которым она посвящена. Боярыня Морозова была видной раскольницей. Раскол – это религиозное движение, распространившееся на Руси в XVII веке. В то время крепнущее царское самодержавие начинало вводить “новые порядки”, многое, заимствуя из опыта заграничных государств. Эти изменения и нововведения коснулись и церкви. Раскольники были яростными защитниками старины, они боролись за сохранение отсталых обычаев. Но в движении раскола принимала участие беднота. Бедным казалось, что, борясь за сохранение старого, они отстаивают своё, родное, против иноземного “немецкого”. Поскольку новые порядки вводились сверху, от имени царя и поддерживающей его церкви, то раскольники стихийно выступали и против усиливающегося гнёта самодержавия.

Федосья Прокопьевна Морозова была человеком сильного характера. Она много помогала неимущему люду, больным и несчастным, и поэтому её любили простые люди из народа. По указу царя Морозову сослали в монастырь и заключили в острог, где она и погибла.

Суриков рассказал о судьбе Морозовой, как о событии большого масштаба, как о народной драме. Именно народ – во всём его многообразии – подлинный герой суриковской картины. Для того, чтобы передать размах события, Суриков взял тот момент из жизни Морозовой, когда её, закованную в кандалы и брошенную в сани, провозят по многолюдным улицам Москвы. Царь и его слуги надеялись таким образом публично опозорить знаменитую раскольницу. Но этого не произошло. Замышляемое властью осмеяние боярыни-раскольницы стало поводом для выражения чувств народных, для столкновения человеческих страстей.

«Утро стрелецкой казни» — картина русского художника В. И. Сурикова, посвящённая казни стрельцов после неудачного бунта 1698 года.

Картина «Утро стрелецкой казни» была первым большим полотном Сурикова на тему русской истории. Художник начал работу над ним в 1878 году. Он создавал картину в Москве, куда переехал на постоянное жительство после окончания Академии художеств. Художник обратился к событиям эпохи Петра I, когда Стрелецкий бунт, возглавляемый царевной Софьей, был подавлен, а стрельцы казнены. Однако, Суриков не показал самой казни, так как он не стремился шокировать зрителя, а хотел рассказать о трагической народной судьбе в момент исторического перелома. Художник сосредоточил внимание на душевном состоянии приговорённых и том, что переживает каждый из них в последние минуты своей жизни.

Ребята назовите мне, пожалуйста, самого известного мариниста!

Батальный жанр (произошло от фр. bataille - битва) - жанр изобразительного искусства, в котором изображаются темы войны: сражения, военные походы, воспевающий воинские доблести, ярость сражения, торжество победы.

Выдающейся победе русского флота в той же войне посвящена картина «Чесменский бой» (1848). После Хиосского сражения турецкий флот укрывшийся на ночь в Чесменской бухте, у анатолийских берегов, был уничтожен вошедшей в бухту русской эскадрой, которой командовал адмирал Г. А. Спиридов. В этом бою особенно отличился брандер под командованием лейтенанта Д. С. Ильина, сумевший поджечь неприятельское судно. Пожар перекинулся на другие турецкие суда; дело довершили русские корабельные пушки. Слева на переднем плане картины изображены турецкие моряки, спасающиеся на обломках своих кораблей, справа — темная масса корабля, маленькая шлюпка с гребцами, взорванные турецкие суда; на дальнем плане виден освещенный заревом пожара восточный город, террасами расположившийся по уступам холма. Впечатление от картины ночного пожара усиливается благодаря резкому контрасту между багряно-золотистыми всплесками огня и бледным светом луны, выглянувшей из-за облаков. 

4.Анализ усвоенных знаний с помощью теста (10 мин)

5. Итог урока(2 мин.)

Цель для учителя: - С помощью постановки наводящих вопросов провести общий итог урока.

Цель для учащихся: - Вспомнить и обобщить все знания, полученные во время урока.

Итак, ребята, что мы нового сегодня узнали? Что такое истинная красота? Какие молодежные субкультуры мы обсуждали сегодня и что им характерно? Какие знания нам помогут избежать пластических хирургов и анарексии?

Ребята всегда нужно помнить, что красота проявляется не только по внешним признакам. Каждый индивидуален, какие мы бы ни были блондинки брюнетки, высокие, полненькие, наша красота будет зависеть от нашего внутреннего мира, поведения, поступков, ведь со временем внешняя красота проходит а внутренняя обоготится. Как говориться в известной пословице, встречают по одежке, а провожают по уму!

- На этом наш урок может быть закончен. До свидания!

 

Просмотр содержимого документа «план-конспект 7 б Лесников»

План-конспект урока ИЗО в 7 классе

Вид занятия: комбинированный урок.

Тема урока: Тематическая картина в русском искусстве 19 века

Цель урока: узнать понятие тематическая картина.

Задачи: что представляет собой тематическая картина;

Рассмотреть исторический жанр, батальный, бытовой;

Формирование у учащихся нравственного воспитания.

-Образовательная.

Систематизировать знания русской живописи 19 века. Узнать больше о некоторых известных русских художников 19 века.

-Развивающая.

Способность различать виды разных жанров, расширяет кругозор;

-Воспитывающая.

Воспитание у учащихся нравственно-эстетического мышления.

Оборудование урока:

-для учителя:

Классная доска, мел; методические пособия, проектор, презентация на тему «Тематическая картина в русском искусстве 19 века»

-для учащихся:

Тетрадь, ручка, карандаш.

План урока:

1.Организационная часть(1 мин.)

2.Актуализация (связка прошлого материала с новым) (2 мин.)

3.Объяснение нового материала(30 мин.)

4. Анализ усвоенных знаний с помощью теста (10 мин)

5. Итог урока(2 мин.)

Ход урока:

1. Организационная часть(1 мин.)

-Здравствуйте ребята! Садитесь. Сегодняшний ваш урок буду вести я, меня зовут Александр Анатольевич. Попрошу подготовить свои рабочие места, на партах ни должно быть ничего лишнего, только тетрадь, ручка и карандаши. Сумки со стола убрали. Итак, приступим.

Цель для учащихся: - подготовка себя и рабочего места к уроку.

2. Актуализация(2 мин.)

Цель для учителя: - заинтересовать, ввести детей в тему урока, постановка конкретной цели на урок, связать тему урока с прошлым уроком.

Цель для учащихся: - постановка цели работы на этот урок, обобщение знаний о видах живописи.

-Ребята, скажите, пожалуйста, что вы изучали на прошлом уроке? Давайте откроем тетради и вспомним, что именно рассматривали на прошлом уроке? Как называются эти три картины? Кто их написал?

-молодцы! Сегодня мы рассмотрим тему под названием «Тематическая картина в русском искусстве 19 века»

3. Объяснение нового материала(30 мин.)

Цель для учителя: - Организовать работу учеников, дать конкретные знания о русской живописи 19века. Рассмотреть и разобрать работы Венецианова, К.Брюллова, А.Иванова, Айвазовского, Репина, Сурикова. Рассмотреть что такое тематическая картина.

Цель для учащихся: - Узнать о понятии тематическая картина, что она в себя включает. Познакомиться с некоторыми известными русским художниками 19 века.

Тематические картины в русской живописи зарождаются в начале 19 века. В зависимости от содержания тематические картины делят на исторические, посвященные событиям прошлого, батальные, отображающие сцены войн, битв, походов, и бытовые, в которых художник показывает повседневные явления современной ему жизни.

-Ребята скажите, вы знакомы с понятием жанр?

Жанр – это совокупность произведений какого-либо направления художественного творчества. И каждому жанру присущи только собственные средства художественной выразительности. Именно с их помощью можно отличить один жанр от другого.

Вам знаком художник Алексей Гаврилович Венецианов? Его картины «Весна», «Жнецы», «Спящий пастушок», «Чистка свеклы»… скажите, пожалуйста, что изображено на них? Какие моменты?) и к какому жанру можно отнести его работы? Правильно бытовой жанр!

Бытовой жанр (жанровая живопись) - жанр изобразительного искусства, в котором изображаются обыденные сцены из повседневной жизни человека без прикрас.

Кто-нибудь слышал о таком талантливом художнике как Карл Брюллов?

Давайте рассмотрим его известнейшую его работу под названием «Последний день Помпеи» В картине Карла Брюллова «Последний день Помпеи» показан день жизни и смерти римского города Помпеи. Это был небольшой, но богатый город в Кампании, области на юге Италии, близ Неаполя. Обитатели Помпеи жили удобно и красиво. Убранство ка­ждого жилища богато и разнообразно. Многие дома украшали стенные росписи — фрески, цветы, картины, в парадных залах были мозаичные полы. Так было до того страшного дня августа 79 года, когда вдруг начались подземные толчки. Из фонтанов исчезла вода, опустели колодцы. Утром 24 августа раз­дался оглушительный грохот и толчок небывалой силы словно бы взорвал томительный зной. В этот миг вершина Везувия расколо­лась на две части, а из образовавшегося жерла поднялся огненный столб. Это было начало катастрофы.

Вот как выглядит сейчас этот город…

Кто мне скажет, к какому жанру можно отнести эту картину? Правильно исторический. Давайте запишем определение историческому жанру..

Исторический жанр - жанр изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, а также социально значимым явлениям в истории общества.

Давайте рассмотрим еще две картины исторического жанра известного русского художника Василия Ивановича Сурикова.

Кто нибудь знаком с его творчеством?

Давайте посмотрим на экран. Мы видим картину под названием Боярыня Морозова.

В исторической картине В.И. Сурикова “Боярыня Морозова”(1887) нас ещё больше поражает многообразие человеческих характеров и типов. Здесь и сама Морозова, и множество других людей, по-разному относящихся к происходящему событию. Здесь лица сочувственные: в одних читается тревога, в других – сострадание, в третьих – печальное смирение, и лица безразличные, насмешливые, любопытствующие, и лица суровые, задумчивые.

Чтобы понять картину, нужно знать о тех событиях, которым она посвящена. Боярыня Морозова была видной раскольницей. Раскол – это религиозное движение, распространившееся на Руси в XVII веке. В то время крепнущее царское самодержавие начинало вводить “новые порядки”, многое, заимствуя из опыта заграничных государств. Эти изменения и нововведения коснулись и церкви. Раскольники были яростными защитниками старины, они боролись за сохранение отсталых обычаев. Но в движении раскола принимала участие беднота. Бедным казалось, что, борясь за сохранение старого, они отстаивают своё, родное, против иноземного “немецкого”. Поскольку новые порядки вводились сверху, от имени царя и поддерживающей его церкви, то раскольники стихийно выступали и против усиливающегося гнёта самодержавия.

Федосья Прокопьевна Морозова была человеком сильного характера. Она много помогала неимущему люду, больным и несчастным, и поэтому её любили простые люди из народа. По указу царя Морозову сослали в монастырь и заключили в острог, где она и погибла.

Суриков рассказал о судьбе Морозовой, как о событии большого масштаба, как о народной драме. Именно народ – во всём его многообразии – подлинный герой суриковской картины. Для того, чтобы передать размах события, Суриков взял тот момент из жизни Морозовой, когда её, закованную в кандалы и брошенную в сани, провозят по многолюдным улицам Москвы. Царь и его слуги надеялись таким образом публично опозорить знаменитую раскольницу. Но этого не произошло. Замышляемое властью осмеяние боярыни-раскольницы стало поводом для выражения чувств народных, для столкновения человеческих страстей.

«Утро стрелецкой казни» — картина русского художника В. И. Сурикова, посвящённая казни стрельцов после неудачного бунта 1698 года.

Картина «Утро стрелецкой казни» была первым большим полотном Сурикова на тему русской истории. Художник начал работу над ним в 1878 году. Он создавал картину в Москве, куда переехал на постоянное жительство после окончания Академии художеств. Художник обратился к событиям эпохи Петра I, когда Стрелецкий бунт, возглавляемый царевной Софьей, был подавлен, а стрельцы казнены. Однако, Суриков не показал самой казни, так как он не стремился шокировать зрителя, а хотел рассказать о трагической народной судьбе в момент исторического перелома. Художник сосредоточил внимание на душевном состоянии приговорённых и том, что переживает каждый из них в последние минуты своей жизни.

Ребята назовите мне, пожалуйста, самого известного мариниста!

Батальный жанр (произошло от фр. bataille - битва) - жанр изобразительного искусства, в котором изображаются темы войны: сражения, военные походы, воспевающий воинские доблести, ярость сражения, торжество победы.

Выдающейся победе русского флота в той же войне посвящена картина «Чесменский бой» (1848). После Хиосского сражения турецкий флот укрывшийся на ночь в Чесменской бухте, у анатолийских берегов, был уничтожен вошедшей в бухту русской эскадрой, которой командовал адмирал Г. А. Спиридов. В этом бою особенно отличился брандер под командованием лейтенанта Д. С. Ильина, сумевший поджечь неприятельское судно. Пожар перекинулся на другие турецкие суда; дело довершили русские корабельные пушки. Слева на переднем плане картины изображены турецкие моряки, спасающиеся на обломках своих кораблей, справа — темная масса корабля, маленькая шлюпка с гребцами, взорванные турецкие суда; на дальнем плане виден освещенный заревом пожара восточный город, террасами расположившийся по уступам холма. Впечатление от картины ночного пожара усиливается благодаря резкому контрасту между багряно-золотистыми всплесками огня и бледным светом луны, выглянувшей из-за облаков. 

4.Анализ усвоенных знаний с помощью теста (10 мин)

5. Итог урока(2 мин.)

Цель для учителя: - С помощью постановки наводящих вопросов провести общий итог урока.

Цель для учащихся: - Вспомнить и обобщить все знания, полученные во время урока.

Итак, ребята, что мы нового сегодня узнали? Что такое истинная красота? Какие молодежные субкультуры мы обсуждали сегодня и что им характерно? Какие знания нам помогут избежать пластических хирургов и анарексии?

Ребята всегда нужно помнить, что красота проявляется не только по внешним признакам. Каждый индивидуален, какие мы бы ни были блондинки брюнетки, высокие, полненькие, наша красота будет зависеть от нашего внутреннего мира, поведения, поступков, ведь со временем внешняя красота проходит а внутренняя обоготится. Как говориться в известной пословице, встречают по одежке, а провожают по уму!

- На этом наш урок может быть закончен. До свидания!

Просмотр содержимого презентации «Тематическая картина в русском искусстве XIX века»

Тематическая картина в русском искусстве XIX века

Тематическая картина

в русском искусстве

XIX века

Тематические картины в русской живописи зарождаются в начале 19 века. В зависимости от содержания тематические картины делят на исторические, посвященные событиям прошлого, батальные, отображающие сцены войн, битв, походов, и бытовые, в которых художник показывает повседневные явления современной ему жизни.

Тематические картины в русской живописи зарождаются в начале 19 века. В зависимости от содержания тематические картины делят на исторические, посвященные событиям прошлого, батальные, отображающие сцены войн, битв, походов, и бытовые, в которых художник показывает повседневные

явления современной ему жизни.

Жанр – это совокупность произведений какого-либо направления художественного творчества. И каждому жанру присущи только собственные средства художественной выразительности. Именно с их помощью можно отличить один жанр от другого.

Жанр – это совокупность произведений какого-либо направления художественного творчества. И каждому жанру присущи только собственные средства художественной выразительности. Именно с их помощью можно отличить один жанр от другого.

Алексе́й Гаври́лович Венециа́нов   (1780—1847)

Алексе́й Гаври́лович

Венециа́нов  

(1780—1847)

«На пашне. Весна» 1822 г. «Жнецы» 1826 г.

«На пашне. Весна» 1822 г.

«Жнецы» 1826 г.

«Спящий пастушок» 1824 г. «Чистка свеклы» 1822 г.

«Спящий пастушок» 1824 г.

«Чистка свеклы» 1822 г.

Бытовой жанр   - жанр изобразительного искусства, в котором изображаются обыденные сцены из повседневной жизни человека без прикрас.

Бытовой жанр   - жанр изобразительного искусства, в котором изображаются обыденные сцены из повседневной жизни человека без прикрас.

Карл Па́влович Брюлло́в   ( 17 99 —18 52 )

Карл Па́влович

Брюлло́в  

( 17 99 —18 52 )

К . Брюллов

К . Брюллов " Последний день Помпеи»

Исторический жанр   - жанр изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, а также социально значимым явлениям в истории общества .

Исторический жанр   - жанр изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, а также социально значимым явлениям в истории общества .

Васи́лий Ива́нович Су́риков   ( 18 48 —1 916 )

Васи́лий Ива́нович

Су́риков  

( 18 48 —1 916 )

В.Суриков «Боярыня Морозова»

В.Суриков «Боярыня Морозова»

В.И. Суриков «Утро стрелецкой казни»

В.И. Суриков «Утро стрелецкой казни»

Ива́н Константи́нович Айвазо́вский   ( Ованнес Айвазян) ( 1 817 —1 900 )

Ива́н Константи́нович

Айвазо́вский  

( Ованнес Айвазян)

( 1 817 —1 900 )

И.К. Айвазовский « Чесменский бой »

И.К. Айвазовский

« Чесменский бой »

ТЕСТ на тему « Тематическая картина в русском искусстве XIX века»

ТЕСТ

на тему « Тематическая картина

в русском искусстве

XIX века»

Когда зародились тематические картины в русской живописи? 1. В 1822 г. 2. В начале 19 века 3. Конец 18 века

Когда зародились тематические

картины в русской живописи?

1. В 1822 г.

2. В начале 19 века

3. Конец 18 века

В зависимости от содержания тематические картины делят на… 1. Исторический жанр 2. Батальный жанр 3. Бытовой жанр 4. Все вместе

В зависимости от содержания

тематические картины делят на…

1. Исторический жанр

2. Батальный жанр

3. Бытовой жанр

4. Все вместе

Кто писал в бытовом жанре? 1. Айвазовский 2. Венецианов 3. Тропинин

Кто писал в бытовом жанре?

1. Айвазовский

2. Венецианов

3. Тропинин

Художник маринист? 1. Брюллов 2. Суриков 3. Айвазовский

Художник маринист?

1. Брюллов

2. Суриков

3. Айвазовский

Кто из художников писал в батальном жанре? 1. Брюллов 2. Венецианов 3. Айвазовский

Кто из художников писал

в батальном жанре?

1. Брюллов

2. Венецианов

3. Айвазовский

Картина изобразившая стихийное бедствие 1. «Утро стрелецкой казни» 2. «Последний день Помпеи» 3. « Чесменский бой »

Картина изобразившая

стихийное бедствие

1. «Утро стрелецкой казни»

2. «Последний день Помпеи»

3. « Чесменский бой »

Основатель бытового жанра в России 1. Брюллов 2. Суриков 3. Венецианов

Основатель бытового жанра в России

1. Брюллов

2. Суриков

3. Венецианов

Кем была Боярыня Морозова? 1. Царицей 2. Раскольницей 3. Художником

Кем была Боярыня Морозова?

1. Царицей

2. Раскольницей

3. Художником

То был изображен на коне в картине « Утро стрелецкой казни»? 1. Петр I 2. Козак 3. Алексей Михайлович

То был изображен на коне в

картине « Утро стрелецкой казни»?

1. Петр I

2. Козак

3. Алексей Михайлович

Кто написал картину «Утро стрелецкой казни»? 1. Брюллов 2. Суриков 3. Венецианов

Кто написал картину

«Утро стрелецкой казни»?

1. Брюллов

2. Суриков

3. Венецианов

kopilkaurokov.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта