Описание картины Василия Сурикова «Переход Суворова через Альпы». Картина суворов
Картина Сурикова «Переход Суворова через Альпы». 1899 г.Краткое описание
Известный русский художник Василий Суриков очень много работал с различными полотнами касающимися русской истории, одним из самых заметных батальных произведений художника является картина «Переход Суворова через Альпы», с которой автор работал около четырех лет и закончил в 1899 г. В данном произведении художник раскрывает тему патриотического героизма воинов, во время Швейцарского похода.
На полотне представлен один из наиболее значительных подвигов русских солдат во главе с известным русским полководцем Александром Суворовым. Здесь ясно видна та никем неразгаданная молодецкая удаль. Суриков прекрасно передал атмосферу этого героического перехода, с большим талантом и любовью создал образы этих воинов и самого полководца, их движения и эмоции.
Поражает то, с какой точностью и скрупулезностью написаны фигуры воинов, а также сама оригинальная композиция этого произведения. Солдаты скользят в пропасть, их подбадривает командир. Его небольшая седовласая фигура заметна не сразу, а лишь по взглядам солдат, которые улыбаются в ответ на шутку гениального полководца. Фельдмаршал спокоен, и этим художник подчеркивает контраст с поведением его коня, который напуган разверзнувшийся перед ним пропастью.
Облака расположены совсем близко, кажется, стоит лишь поднять руку и можно потрогать их. Но расслабляться нельзя, войско находится на большой высоте, где сверкающий снег и лед буквально ослепляют, а синие скалы – закрывают небосклон.
Солдаты готовы следовать за Суворовым, куда он прикажет, потому что бесконечно ему доверяют и уверены в его военном таланте. Суриков специально концентрирует свет на фигуре командующего, то есть Суворова. Его голова словно окружена сиянием. Солдатского строя уже нет, он превращается в скольжение вниз.
Рассматривая детали можно понять все величие и тяжесть этого перехода. Не все лица солдат спокойны. Вот воин, осеняющий себя крестным знамением, у другого в глазах можно прочесть ужас от падения в пропасть и т. д. Однако знамена в надежных руках, а барабанщик, готов через несколько минут выбивать дробь, задавая ритм движению воинов.
Для того, чтобы показать тяжелую ситуацию, Суриков нарисовал расчехленные штыки, за что иногда подвергался критике. Формат полотна также выбран необычный для батальной сцены – вертикальный
В композиции полотна показан горный пейзаж: уходящая в небо вершина горы, окутанная пеленой белесо-матовых и нежно-голубых перистых облаков. И эта заоблачная высота показывает трудность похода и позволяет ощутить значительность подвига чудо-богатырей.
Работая над этим произведением, Василий Суриков в 1897 году посетил Швейцарию, где написал несколько этюдов к этой картине. Художник посетил Интерлакен, где сам скатывался со снежной горы, чтобы лучше ощутить, а затем запечатлеть этот полет, когда «под ногами снег в кучки сгребается».
В процессе работы Суриков столкнулся с некоторыми трудностями, необходимо было отобразить солдат в резком движении. С натуры такого сделать невозможно и художник практически методом тыка добивался движения персонажей. Например, на переднем плане мы видим прыгающего вниз солдата по горному склону, Сурикову не как не давался этот персонаж.
Он получался без движения, то есть солдат должен быть спрыгивающим со скалы а не сидящим на ней. В конце концов было найдено правильное решение, поднятые над головой руки придали солдату большей реалистичности и он уже стремительно мчится вниз по склону.
Суворов планировал атаковать французские войска с фланга и тыла, как всегда «неожиданно и быстро». Для этого был выбран невероятно трудный перевал Сен-Готард. Сама природа создавала на пути армии невероятные трудности. За этот переход Суворов был удостоен звания генералиссимуса, а в Альпах был высечен двенадцатиметровый крест из гранита.
В картине, художник изобразил русское войско, перед которым словно барьер, встает ледяная круча. Но солдаты под предводительством знаменитого полководца Александра Васильевича Суворова, которого называли «Отец солдатам», не останавливаются и перед этим препятствием. Даже на короткое мгновение у них не возникает сомнения в правильности решения своего любимого фельдмаршала. Только вперед! С Суворовым не страшно и с высокой обледенелой горы.
Суриков в картине Переход Суворова через Альпы стремился передать стремление воинов к победе, их неукротимое движение вперед, беззаветную храбрость. Седой, уже постаревший фельдмаршал, несмотря на холод, без головного убора. Он восседает на белом боевом коне у самого края пропасти, но старается, как всегда, ободрить солдат веселой шуткой. Несколько солдат оглядываются, чтобы лучше расслышать, что говорит Суворов.
Художник тщательно проработал выражение лиц солдат и, конечно, самого главнокомандующего. Хотя из-за большого размера и вертикального формата картины зрителю не всегда удается это увидеть.
Завершение работы совпало со столетием итальянского похода великого полководца. Полотно побывало на выставках в Москве и Санкт-Петербурге, а затем его приобрел для своей коллекции император.
Этот поход стал источником вдохновения для многих художников, которые писали картины с изображением отдельных этапов пути. Например, художнику Александру Коцебу принадлежат картины: «Переход Суворова через Чертов мост» и «Переход русских войск через Паникс в Альпах».
Картина Сурикова «Переход Суворова через Альпы» в настоящее время находится в Русском музее в городе Санкт-Петербург. размер ее составляет 495 на 373 см. Это историческое живописное произведение, привлекает к себе особое внимание всех посетителей музея.
www.art-portrets.ru
Традиционный образ Суворова и реальные портреты.
Обычно, говоря об Александре Васильевиче Суворове, мы представляем его таким: белые кудри, знаменитый хохолок, сухощавое лицо, твердый взгляд, шпага на бедре, знамена над головой. Сразу ясно этот человек – слава России.Гравюра Н.И.Уткина. 1818Хромолитография И.Л.Кушнерева по оригиналу Шмидта. 1900
Возможно, кому-то больше понравятся такой Суворов:
Н.-С.Фросте. 1834
Или же такой:
Гравюра. 1841
Ну, в самом крайнем случае, герой может выглядеть так:
К.К. Штейбен 1815
СТОП. Вернемся обратно и посмотрим на даты. Все эти гравюры и портреты сделаны ПОСЛЕ смерти полководца. Первые два гравированы по оригиналу И.Г.Шмидта (1800). Подозреваю, что следующие три имели тот же первоисточник.
Вот он, тот самый прижизненный портрет Суворова кисти Шмидта, который и послужил основой для рисунков и гравюр.В Праге, в январе 1800 Суворов дал живописцу несколько сеансов, так что, надеюсь, изображение достаточно похоже. Обратите внимание, что гравюры несколько отличаются от портрета. На картине – очень немолодой, усталый, совершенно не героический человек. Если бы не ордена, нам и в голову не пришло, что это – прославленный генералиссимус. На гравюрах сразу видно: герой! Орел!
А что же другие художники? Неужели никто больше не хотел запечатлеть на полотне живую легенду? Конечно, хотели!
Д.Левицкий. 1786.
Неизвестный художник круга Левицкого.XVIII век.
Еще три анонимных полотна позапрошлого столетия:
Если я правильно понимаю ситуацию, то последний, третий портрет нарисован при Екатерине, но позже переписан: добавлен мальтийский крест.
Я.-П. Норблин. 1795Француз по происхождению, он работал в Варшаве, поэтому Суворов, явно не мог расчитывать на его симпатию. Позицию художника понять можно. Ни французы, ни поляки особой любви к Александру Васильевичу не испытывали. Оно и понятно. Так что на рисунок без слез не взглянешь.
Но вот портрет того же, 1795 года. Неужели Карл Бекон (Бешон) тоже пристрастен? А уж тут Александр Васильевич отнюдь не выглядит красавцем. Даже на «приятного» не тянет.
Миниатюра К.де Местра, 1799.Пожилой человек. Седые волосы, тонкие запавшие губы, умные тоскливые глаза. Странная поза – взгляд через плечо. Не менее странная одежда. Александр Васильевич изображен не в мундире, не в придворном кафтане, - в рубашке, поверх которой надеты ордена. К сожалению, цветного варианта нет, и я могу опознать только мальтийский крест. Так вот, не смотря на такие романтические и все из себя красивые кадры и в голливудских, и в советских фильмах (художника по костюмам в «Гардемаринах» я бы удавила), мужчины в 18 веке по улицам в рубашках не ходили. Это – белье, появиться в котором в обществе считалось крайне неприлично. Примерно, как в наше время пойти в театр в одних трусах. Срам, конечно, прикрыт, но моветон. В мужской компании можно было раздеться до камзола или жилета, но не более. Нет, я верю, что с пьяных глаз делали, конечно, и не такое. Случалось, и голышом гуляли. Но, как мне помнится, Суворов вел трезвый образ жизни.
Посмотрим на еще один портрет этого периода. Австрийский живописец Крейцингер написал Суворова в 1799 году. Преображенский мундир времен Павла, андреевская лента, ордена. Вполне себе парадный портрет, никакого эпатажа.Кстати, Д.Давыдов считал этот портрет самым похожим: "Вот почему не нравится мне ни один их его бюстов, ни один из портретов, кроме портрета, писанного в Вене во время проезда в Италию, да бюста Гишара, изваянного по слепку с лица после его смерти: портрет, искусно выгравированный Уткиным, не похож: он без оригинального выражения его физиономии, спящ и безжизненен".Э-э-э... Это у меня крыша едет или здесь он на Фридриха Великого похож?
До кучи. Итальянская гравюра конца 18 века. Ну, что с них возьмешь, с итальянцев? Если бы не подпись под рисунком и не казак на второмплане, я пробежала бы мимо, даже не подумав, что это – наш прославленный соотечественник.
Ну, а теперь, как говорил Крот в «Дюймовочке», посчитаем. Считаем только прижизненные изображения. Что мы видим? Сразу ПЯТЬ очень традиционных для XVIII столетия портретов: белый парик, кафтан, камзол, ордена, ленты, кресты. Немолодой человек, не уродливый, не красивый. Екатерининский вельможа. Ничего похожего на привычный образ Суворова. Два парадных портретов Павловского времени: мундир, треуголка, шпага, подзорная труба и опять же ордена. Тут не промахнешься, сразу ясно, что изображен крупный военный деятель. Но на Суворова лично я подумала бы в последнюю очередь. Рисунок Норблина если и не страшнее атомной войны, то весьма близок к этому. Миниатюр де Местра несколько странновата. И только ОДИН портрет (Шмидта) из ДЕСЯТИ более-менее соответствуют нашему представлению о Суворове.
Так что, наше представление неправильно? Вероятно, да. Сначала царскому, а потом советскому правительству по каким-то причинам было выгодно пропагандировать образ "Суворова с хохолком", героя, но в то же время немного чудаковатого старика, едва ли не юродивого. Нет, я верю, что временами он чудил. Но – с холодной головой. Почти все его выходки приходятся на павловское время. Ну, не скажешь же, в самом деле, императору в лицо, что только идиот мог ввести в конце 18 века в русской армии форму времен Фридриха Великого? А вот вырядиться в эту самую форме и потом развлечься от души, якобы никак не пролезая в дверцу кареты, поскольку мешает шпага, прицепленная сзади, - милое дело. И наказывать вроде не за что, и намек понят.Кстати, когда надо, Суворов вполне мог и одеваться и вести себя прилично. Д.Давыдов вспоминает: «Мундир на нем был генерал-аншефский того времени, легкоконный, то есть, темно-синий с красным воротником и отворотами, богато шитый серебром, нараспашку, с тремя звездами. По белому летнему жилету лежала лента Георгия первого класса; более орденов не было. Летнее, белое, довольно узкое исподнее платье и сапоги. Доходящие до половины колена, вроде легких ботфорт, шпага на бедре.»
P.S. Как честный человек, выкладываю еще два портрета. Я не знаю, когда они были написаны. Вполне вероятно, что и они - несколько измененные копии оригинала Шмидта.
Все картинки "кликабельны".
d-34.livejournal.com
Художник Владимир Суворов часть 1: Картины несущие Свет...
(Великое наследие)
В 1969 году закончил художественно-графический факультет Омского Государственного педагогического института.Преподавал в детской художественной школе.Работал в Красноярском отделении художественного фонда РСФСР.Параллельно изучал и осваивал различные виды монументалього искусства: чеканку, роспись, рельеф, мозаику, витраж, резьбу по дереву и гипсу.Затем работал дизайнером по оформлению интерьеров (Сибнефть, МИРАФ). Но всегда художника привлекала работа над передачей взаимодействия тонкого мира человека и природы.
С 1997 года начал работать над картинами духовного содержания. Идеи Живой Этики составили основу художественного творчества. Истинно чудесно, поистине прекрасно среди водоворота нашей жизни, среди волн неразрешенных социальных проблем видеть перед собой сияющие Светочи.
Всю концепцию этих картин пронизвыает мысль о неразрывном единстве прошлого, настоящего и будущего. За легендой, как бы нездешним миром, стоит реальность, непосредственно имеющая отношение к Космической эволюции, стоит вечный закон, что давая, мы получаем.Великие Вестники, великие Учителя. Они были здесь на Земле, они встречались с теми же препятствиями, с тем же самым невежеством, суеверием и нетерпимостью. Своим светлым познанием они побеждали тьму, помогали и помогают людям находить в них укрепление нашего мужества, неисчерпаемой энергии и терпимости. Прекрасно через этот неисчерпаемый источник любви соединить высшее знание с высшим устремлением. "И откроютcя врата ищущим сердцам !"
www.liveinternet.ru
subscribe.ru
Переход Суворова через Альпы Суриков Картина
Живопись русских художников Картина Василия Сурикова «Переход Суворова через Альпы». Холст, масло, размер картины 495 × 373 см. Почти сразу же после окончания картины «Взятие снежного городка» художник увлекся новой идеей, которая родилась еще в Красноярске. Картина «Переход Суворова через Альпы» органично продолжает тему воинского героизма русски людей, начатую в «Покорении Сибири Ермаком. Холст расположен вертикально и демонстрирует неприступность скалистых гор, героически преодолеваемых русской армией. Пейзаж Василий Иванович писал в Швейцарии, на месте знаменитого исторического перехода.
Лицо Суворова обращено к лавине скатывающихся вниз людей, что создает впечатление его тесной связи с солдатами. Бесстрашные вояки смотря на своего полководца с обожанием и безграничны: доверием и готовы беспрекословно подчиняться любому его приказу. Подбирая расположение фигуры генералиссимуса и нужный ракурс, художник советовался со старшей дочерью Олей, у которой был отличный глазомер и чувство композиции. Однако на предложеие девушки убрать штыки, дабы верхние солдата не попали на них, Суриков категорически воскликнул: «Ни за что! Красота в сверкании. Нельзя русскому солдату без штыка». За эти непримкнутые по уставу штыки он впоследствии услышал много критики Но автор лишь хотел подчеркнуть, что у Суворова многое было «не по уставу», и при этом он оставался великим полководцем.
На Двадцать седьмой выставке передвижников новая работа Сурикова, как обычно, оказалась в центре внимания. Главной ее удачей было, по мнении критиков, «сродство духовного начала» создателя картины и гениального полководца. Именно в этот год отмечалось столетие итальянского похода Суворова. И снова живописец случайно попал к официальной дате. Картина «Переход Суворова через Альпы» была приобретена императором за двадцать пять тысяч рублей.
В 1901 году Василию Ивановичу Сурикову был пожалован орден Святого Владимира 4-й степени за картины «Покорение Сибири Ермаком» и «Переход Суворова через Альпы». Художник орденов не носил, но для него было очень важно признание его заслуг перед отечеством. Вскоре пришло письмо из Франции: Люксембургский музей желал приобрести одну из исторических картин, «отличающихся большим патриотизмом». Живописцу было приятно, что его слава вышла за пределы горячо любимой родины: «Наконец-то, помаленьку узнают, что я такое!» Но, будучи патриотом, он хотел видеть свои полотна только в русских музеях.
В этом же году Сурикова пригласили на должность преподавателя в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Это было уже далеко не первое предложение подобного рода, которое он отклонил. Еще в 1893 году мастер не захотел преподавать в родной Академии художеств, о чем вежливо, но твердо уведомил администрацию, а позже, в 1907, отверг еще одно подобное лестное приглашение. На этот раз Василий Иванович объяснил причину отказа так: «Благодарю за честь выбора, но согласиться не могу.., считаю для себя как художника свободу выше всего». Теперь он был по-настоящему свободен, много путешествовал и отдавал все свое ничем не ограниченное время творчеству.Далее →
smallbay.ru
Описание картины Василия Сурикова «Переход Суворова через Альпы»
Собственно говоря, сама идея картины возникла у известного русского художника В. Сурикова в честь столетия перехода через Альпы великого полководца Российской империи Суворова, который совершил этот переход во главе своей армии в 1799 году.
Сама картина была написана полностью по канонам классического искусства исторической тематики, потому как в ней без труда можно заметить нечто вроде театрализованного действия, которое часто можно было встретить на картинах исторической тематики тех времен.
Именно в картине «Переход Суворова через Альпы» Суриков смог показать во всей красе и величии мужество и дух российских солдат, которые совершают поистине великий подвиг, переходя опасный путь через горы. Надо отметить, что тема героизма присуща творчеству Сурикова, потому как в своих картинах он весьма часто изображал людей мужественных и совершающих героические поступки во имя чести и славы своего народа.
Многие искусствоведы рассказывают, что динамичный и яркий характер этой и многих других картин художника обеспечивает его происхождения, потому как сам Суриков – уроженец сибирского города Красноярск, принадлежащий к старинному казаческому роду, и потому именно эти черты в его работах подчеркнуты больше всего.
На самой картине на переднем плане изображен сам Суворов как истинный предводитель своих солдат, готовый пойти с ними и в огонь, и в воду, и демонстрирующий, таким образом, свое единение с простым народом.
Кроме того в картине четко виден подчеркнутая высокая психологическая составляющая происходящего, которая прежде всего обозначена в разнообразных выражениях лица солдат, стремящихся во что бы то ни стало, но исполнить свой долг перед отечеством.
Кстати сама картина была раскритикована в свое время известным знатоком военного дела Верещагиным за неправдоподобность многих деталей в поведении солдат и самого Суворова, однако Суриков отверг эту критику, заявив о том, что правдоподобность в ней сознательно была убрана и на первый план был поставлен именно героизм и мужество солдат и их командира.
opisanie-kartin.com
Суриков "Переход Суворова через Альпы" описание картины, анализ
Идея написания этой картины возникла у Василия Сурикова в сотую годовщину перехода через Альпы великого русского полководца Александра Суворова во главе своей армии, который он совершил в 1799 году. В работе над этой картиной, художник придерживался классических канонов написания полотен на историческую тему, из-за этого в ней присутствует некая театральность, вполне обычная для исторических картин, написанных предшественниками и некоторыми современниками Сурикова.
К теме мужества и героизма русского народа художник часто обращался в своих работах. Вот и на картине «Переход Суворова через Альпы», Василий Суриков пытается донести до зрителя все величие и высокий дух солдат российской армии, которые несмотря на все опасности, преодолели нелегкий путь через горы, совершив настоящий подвиг.
По мнению многих исследователей творчества Василия Сурикова, особые динамика и экспрессия, присутствующие на его полотнах, берут начало в происхождении художника. Выходец из старинной казачьей фамилии, настоящий сибиряк, Суриков сам был по натуре человеком деятельным и ярким.
На переднем плане картины автор изобразил самого главнокомандующего — Александра Суворова. Изображение его в первых рядах своего войска показывает его настоящим героем, по-отечески любящим своих солдат, и готовым пойти вместе с ними куда угодно. Тщательно проработанные лица солдат изображают различные эмоции, но на всех читается готовность выполнить свой долг до конца.
После написания Суриковым картины «Переход Суворова через Альпы», на нее обратил внимание известный художник-баталист Василий Верещагин и в пух и прах раскритиковал ее, указывая на неправдоподобность деталей и манер солдат, офицеров и самого Суворова, на что Василий Суриков ответил, что эта работа создавалась не ради изображения исторической достоверности, а для того, чтобы еще раз подчеркнуть героический подвиг и мужество российских солдат под предводительством великого полководца Александра Суворова.
Год написания картины: 1899.
Размеры картины: 495 x 373 см.
Материал: холст.
Техника написания: масло.
Жанр: историческая живопись.
Стиль: реализм.
Галерея: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.
Другие картины художника:
opisanie-kartin.ru
10 любопытных фактов об Александре Суворове (11 фото)
Легендарный русский полководец Александр Васильевич Суворов, прошедший со своими солдатами огонь, воду и медные трубы сражений, деливший с ними все тяготы военных походов, воодушевлявший их своим примером, заслужил памятник еще при жизни. 24 ноября отмечалась 225-я годовщина со дня рождения Суворова, предлагаю 10 любопытных фактов о нем. 1. До сих пор историки не сошлись во мнении, когда родился Александр Васильевич. По одним сведениям в 1729-м, другие утверждают – в 1730. Да и сам Суворов в разных документах упоминает противоречивые даты: в автобиографии – 1727-й, а в записке – 1730-й, в записях же военного полка зафиксирован год поступления на службу – 1742, когда ему шел 13-й год, т.е. – 1729-й. Отец его Василий Иванович Суворов был крестником Петра I и составителем первого русского военного словаря. Именно обширная домашняя военная библиотека и разожгла страсть в юной душе. Известно, что в детстве Саша здоровьем не отличался, но он сумел закалить свой организм и натренировать тело физическими упражнениями. Мальчик живо интересовался военной историей, стратегией и фортификацией, однако его отец думал об иной карьере для сына. Только друг семьи и прадед Александра Пушкина Ганнибал во время игры в солдатики заметил, что Александр неплохо разбирается в тактике ведения боя, и составил разговор с Василием Ивановичем Суворовым. Так, в 12-летнем возрасте Саша был зачислен мушкетером в Семеновский полк, где он прослужил 6 лет и выучил иностранные языки. 2. Первое повышение по службе Суворов получил не на поле боя. Стоя в карауле Монплезира (Петергоф), он так ловко отдавал честь проходившей мимо императрице Елизавете Петровне, что та поинтересовалась, как его зовут. Узнав, что Александр Васильевич – сын генерала Василия Ивановича, Елизавета Петровна протянула рядовому серебряный рубль. Суворов отказался от вознаграждения, мотивировав свой поступок тем, что брать денег на посту не положено по уставу. Монету императрица все же оставила у ног часового, а на следующий день рядовой Суворов стал капралом. Серебряный рубль, подаренный Елизаветой Петровной, он берег как талисман до конца своих дней. 3. Во время Итальянской компании Александр Васильевич не скрывал своего нелицеприятного мнения о союзниках России. Политику Австрии он считал вероломной, англичан называл лукавыми завистниками, затевающими распри. Результатом итальянского похода стало освобождение в короткие сроки Северной Италии от французского господства. Победы союзников были обусловлены, главным образом, высокими морально-боевыми качествами русских войск и выдающимся полководческим искусством Суворова. 4. В труднейшем швейцарском походе за беспримерный героизм Александр Васильевич получил высшее воинское звание – генералиссимус, став четвертым в России. 5. Не всегда Суворов был угоден ко двору. В начале царствования императора Павла I он впал в немилость государя. Причиной опалы стало неодобрение Суворовым приказа о введении новой военной формы прусского образца. На что Александр Васильевич не преминул съязвить: «Пудра не порох, букли не пушки, коса не тесак: я не немец, а природный русак!» Павел I за эти слова отстранил Суворова от командования войсками. Однако гнев императора был недолгим. Когда русская армия двинулась в новый поход, вспомнили про полководца. Второго Суворова еще не родилось, а ему не было равных. Фельдмаршал вел простую крестьянскую жизнь в селе Кончанском, играл с ребятишками, помогал звонарю бить в колокола, пел в церкви. Однажды доставили ему пакет от государя, на котором было написано: «Графу Александру Суворову в собственные руки». Однако он даже не открыл его, мотивировав это тем, что письмо не ему. Посыльный уехал ни с чем. Через несколько дней он вернулся с новым посланием от императора. Глянул Суворов на пакет, прочитал: «Фельдмаршалу российскому Александру Суворову». «Вот теперь мне», – произнес Суворов и распечатал пакет. 6. Однажды Суворов был так сильно ранен в бою, что русские солдаты распустили слух, что он убит. Сражение на Черном море в Русско-турецкой войне чуть не стоило жизни Александру Васильевичу. В рукопашной сече картечь попала ему в грудь. Суворов упал с коня, потерял сознание, но казаки подняли командира, промыли рану соленой водой, и он пришел в себя. Увидев ожившего Суворова, солдаты воодушевились и еще пуще сражаются за клочок родной земли. «Прошел час, и снова Суворова ранило. Хотели казаки вынести генерала в тихое место. – Не сметь! – закричал Суворов. Перехватил он рану рукавом от рубахи и к войскам. Однако от ран генерал обессилел. То и дело теряет Суворов сознание. Окружили его казаки, поддерживают командира в седле. Привстанет Суворов на стременах, взмахнет шпагой, крикнет: «Ура!» – и снова от боли теряет сознание. Снова придет в себя, снова «ура», и снова на казацкие плечи валится. Приказал тогда Суворов казакам придерживать коня и на бугре, на высоком месте, – так, чтобы солдаты его видели. Видят солдаты генерала в бою, из последней мочи держатся. Устояли казаки и гренадеры. Дождались подмоги. Прибыла конница, ударили русские во всю силу, погнали турок и французских офицеров назад… Однако от ран Суворов скоро оправился и еще не раз о себе напоминал». 7. Любимым конем Суворова был Мишка, подаренный донскими казаками. Генералу под стать, конь-огонь. Он улавливал настроение своего хозяина и во всем ему повиновался. «Сдружились они и понимали друг друга без слов. Хорошее настроение у Суворова – и у Мишки хорошее, играет, мчит во весь опор. Огорчен, опечален Суворов – и Мишка насупится, шагом идет, медленно и осторожно, чтобы лишний раз хозяина не потревожить. Лихим оказался Мишка в бою. Ни ядер, ни пуль, ни кривых турецких сабель – ничего не боялся… Но и у лошади жизнь солдатская. В одном из сражений Мишку ранило в ногу. Конь захромал и к дальнейшей службе оказался негоден. Суворов бранился, кричал на докторов и коновалов, требовал, чтобы те излечили Мишку. Коню делали припарки, извлекли пулю, наложили ременный жгут. Не помогло. От хромоты конь не избавился. Пришлось Суворову расстаться с верным товарищем. Простился фельдмаршал с конем, приказал отправить его к себе в имение, в село Кончанское. Старосте написал, что конь «"за верную службу переведен в отставку и посажен на пенсию», и наказал, чтобы Мишку хорошо кормили, чистили и выводили гулять. Староста каждый месяц должен был писать Суворову письма и сообщать, как живется в «"отставке» Мишке». 8. Талисманом во всех походах Суворова была отцовская шинель. Однажды она попала в руки противника. Так его солдаты несколько раз без ведома Александра Васильевича ходили в разведку, пока не добыли турецкий трофей. 9. Голова Суворова была оценена французами в 2 миллиона ливров. 10. Императрица Екатерина II частенько щедро одаривала своих приближенных, и Суворову однажды, вернувшись с юга, вручила золотую табакерку. Подарок был украшен бриллиантовым вензелем императрицы и драгоценными камнями. Полководец сообщил своему управляющему: «А я за гулянье получил табакерку в семь тысяч рублей». Суворов всегда старался казаться необыкновенным в своих поступках; такой образ действий произвел в нем характер чрезвычайной независимости. «Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле», – происхождение этой поговорки также приписывают Александру Васильевичу. Даже в сильные морозы великий полководец одевался довольно легко. Однажды императрица презентовала ему роскошную шубу, которую велела носить. Ослушаться приказа было никак нельзя, и Суворов не расставался с шубой… которую возил с собой на коленях.Проголосуйте за этот материал!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.mainfun.ru