Исторические полотна Витторе Карпаччо. Картины карпаччо


ВИТТОРЕ КАРПАЧЧО. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ - The Art Story

головаКАТАЛОГ Эта лекция Вадима Клеваева была полностью расшифрована с магнитофонной записи. И мы, пользуясь случаем, еще раз благодарим бывшую студентку Клеваева Яну Плохих за то, что она записывала на диктофон лекции своего учителя.Портрет неизвестного в красном берете. 1490-1493. Дерево, темпера. Музей Коррер, Венеция.

Карпаччо – своеобразный бытописатель Венеции. Его полотна в основном написаны на религиозные сюжеты, которые очень редко имеют к Венеции непосредственное отношение. Но он населяет своими согражданами, строениями, приметами венецианской жизни, венецианского быта истории св.Урсулы, св.Георгия, св.Иеронима. Карпаччо свойственна какая-то абсолютная влюбленность в свой город. Его можно было бы назвать рассказчиком, благодаря массе деталей, но тут нужно отметить очень интересное и очень важное для нас отличие венецианских живописцев-рассказчиков от флорентийских. У флорентийских художников сюжет, в известной степени, предшествует живописи или существует независимо от живописного языка картины. Их произведения всегда можно сюжетно рассказать, изложить сюжет, а потом перейти, как бы отдельно, к художественному языку. Что касается Карпаччо, Джованни Беллини и в большой степени Джорджоне, такое расчленение на сюжет и художественный прием гибельно для вещи. Потому что в произведениях этих мастеров рассказ сам рождается из живописного языка. Если это повествовательность, то, прежде всего, живописная, с ударением не на повествование, а именно на живописное повествование. Иногда такую живопись в истории искусства называют безсюжетной. Это, может быть, слишком уж резкое обозначение, но в нем есть доля правды, потому что эти подробности, эти детали, эти частности, эти фрагменты живописи включены в структуру именно художественного рассказа.

«Две венецианки». Ок.1510. дерево, масло. Музей Коррер, Венеция. Карпаччо работал преимущественно сериями. Таких серий известно несколько. Его ранние серии написаны по заказам братств. Он великолепный колорист. Если Антонелло да Мессина научил венецианцев, в том числе и Карпаччо, видеть солнце, передавать эффекты света, то Карпаччо пошел дальше, придав этим эффектам освещения, игре света и тени чисто венецианские оттенки, чисто венецианский колорит воздуха, тот чуть зеленовато-серебристый тон, который так характерен, в физическом смысле, для воздуха Венеции, та особая подвижность света, его бликующая игра, которая и создает неповторимое освещение в самом городе. Серебрянная прозрачность теней, которая тоже связана с игрой воды, игрой света на воде, отражениями этого света в воздухе и на стенах. Карпаччо весь в Венеции - и в прямом, и в переносном смысле. Не только его персонажи пребывают в идеальной, идеализированной Венеции, но и его творчество собрано почти целиком в этом городе. В церквах, в музеях, в Музее Венецианской Академии, в Музее Корер. Очень немного вещей Карпаччо хранятся в других европейских собраниях.

«Лев Св.Марка». 1516. Холст, масло. Дворец Дожей, Венеция.

Итак, одна из ранних серий Карпаччо «История св.Урсулы», написанная для братства «Sant'Orsola» в 1490-1492 гг. Святая Урсула – одна из наиболее почитаемых святых среди многочисленных дев-мучениц. Историей св.Урсулы зачитывались, над ней столетиями плакали целые поколения католиков. Ее житие известно в нескольких вариантах. Мы встретимся с ней, когда речь у нас пойдет о нидерландской живописи. Практически одновременно и независимо от Карпаччо великий нидерландский художник Ганс Мемлинг будет писать свой вариант истории св.Урсулы. Если отвлечься от подробностей и деталей, то ее житие сводится к следующему: она – дочь могущественного короля, которого иногда называют королем Брэтании – не Британии и не Бретони, а вымышленной страны, вымышленного раннесредневекового государства Брэтании. Она тайно приняла христианство, она и ее ближайшее окружение - такие же невинные девы, ее придворные. К ней сватаются без конца, она знаменита своей красотой, она желанная невеста для каждого принца. И вот приезжают послы из Англии, которые хотят сватать ее за Эверия, по другим версиям Этерия, - наследника английского престола. Если она отказывала другим женихам, то на сей раз Урсула дает согласие, с условием, что она со свитой и жених с дружиной совершат трехлетнее паломничество в Рим, где жених будет крещен, где будут крещены и другие люди из их окружения, если они еще не приняли священного обряда крещения. И только по возвращении из этого паломничества, можно будет говорить о браке. Они отправляются в путь, причем художники - и Карпаччо, и Мемлинг - совершенно не считаются с географией Европы, они плывут прямо через европейский материк – через Кельн, через Базель. Есть в этом какая-то наивная прелесть. «Приезд английских послов». 1495-1500. Холст, масло. Галерея Академии. Венеция.В Кельне св.Урсуле во сне является ангел, который предсказывает ей скорую мученическую смерть, если она не вернется назад, но она продолжает путь. Да, я не сказал еще, что она взяла с собой десять дев, первых красавиц королевства, у каждой из которых было по тысяче спутниц, более низкородных, и у самой Урсулы была еще тысяча спутниц. Мученичество св.Урсулы и история, с ним связанная, иногда фигурирует как мученичество одиннадцати тысяч дев. Они добрались до Рима, где Урсулу встретил папа Кириак. Принц был крещен, крещены юноши из его свиты. Потом они отправились назад, вместе с самим папой римским. А в окрестностях Кельна их остановила орда язычников, гуннов.«Приезд английских послов». (Фрагмент). 1495-1500. Холст, масло. Галерея Академии. Венеция.Действительно, сохранились смутные воспоминания о нашествии гуннов, которые в V в. под предводительством Аттилы прошли бòльшую часть Европы и дошли почти до Рима. До сих пор остается все-таки загадкой, почему Аттила, которого панически боялись в Европе и который был известен под прозвищем «Бич Божий», почему он, находясь буквально у стен Вечного города, остановился и повернул свои войска обратно. Ему ничего не стоило взять Рим, парализованный ужасом перед Аттилой. Разумеется, католики провозгласили, что это было чудо, все это происходило во времена папы Льва I, который был канонизирован. Вскорости распространились сведения, гласящие, что многие сами видели, как возле лагеря гуннов, или над лагерем, в небесах появились апостолы Петр и Павел с разящими мечами, и язычники в ужасе бежали. Сохранились вот такие воспоминания о страшном нашествии гуннов, которое истребило Европу, сделало ее, ну если не необитаемой, то готовой к полному упадку времен темного средневековья.«Приезд английских послов». (Фрагмент). 1495-1500. Холст, масло. Галерея Академии. Венеция. Все спутники Урсулы – девы и рыцари - были перебиты, папа Кириак убит, а ее красота привлекла внимание начальника языческого войска. И когда она отвергла нечестивое предложение, ее расстреляли из луков или арбалетов. Так она и ее спутники претерпели мученическую смерть. В Кельнском соборе хранятся мощи св.Урсулы и ее спутниц. Кельнский собор не столь известен своей архитектурой – это готика, но готика испорченная, он строился с XIII по XIX вв. и большей частью своей наружности обязан XIX столетию: западный фасад, и не только, - подделка под готику. Но там хранятся великие реликвии западного христианства – мощи трех волхвов, которые пришли поклониться младенцу Христу, мощи св.Урсулы и ее спутниц. «Отъезд английских послов». 1495-1500. Холст, масло. Галерея Академии. Венеция. Эта романтическая история с любовью, с путешествиями, с приключениями была в эпоху Раннего Ренессанса излюбленной темой для воплощения, став набором сюжетов для живописного цикла Витторе Карпаччо. Художник совершенно не склонен к сгущению трагических красок, передаче мученичества, его стихия – это торжественные приемы, это церемонии с массой участников. Не официальные церемонии, как у Джентиле Беллини, не протокольные мероприятия и в то же время не народный разгул карнавала. Это какое-то раннеренессансное гуманизированное гуляние. Персонажи элегантны, красивы. «Приезд английских послов», «Сватанье английских послов», «Отъезд английских послов», «Прибытие в Кельн», «Сон св.Урсулы», «Прибытие в Базель», «Прием св.Урсулы папой и кардиналами в Риме» - вот моменты истории, на которых Карпаччо останавливает свое внимание.«Возвращение английских послов к Английскому двору». 1495-1500. Холст, масло. Галерея Академии. Венеция.Фрагмент «Возвращения английских послов в Англию», фрагмент заднего плана, где персонажи абсолютно никак не связаны с центральным мотивом. Это не члены посольства, это горожане, гуляки, зеваки, которые издалека рассматривают торжественную сцену отправления послов, которые прощаются с королем, прощаются с принцессой. Вот городская площадь – такая ренессансная, или под Ренессанс, архитектура здания в глубине. «Возвращение английских послов к Английскому двору». (Фрагмент). 1495-1500. Холст, масло. Галерея Академии. Венеция.«Прибытие паломников в Кельн». В левой части композиции – река, корабли, очень точно изображены снасти, так, что можно представить себе, как крепились паруса, как реи шли, как шпангоут был расположен. Люди одеты по последней моде - короткие коллетты (воротнички), обтягивающие трико, прически с длинными волосами, модные тогда в Италии, и в частности в Венеции. Масса подробностей. Присутствующие занимаются своими делами - беседуют, обсуждают что-то, любуются ловчими птицами, играют с собачонками, дамы и кавалеры флиртуют. Центральный мотив не теряется, но и не является безусловно господствующим, единственным. «Прибытие пилигримов в Кельн». 1495-1500. Холст, масло. Галерея Академии. Венеция. Более компактна одна из самых лиричных картин Карпаччо – «Сон св.Урсулы». Изображена девичья спальня, где почивает Урсула, ее послеполуденный сон. Большое пространство комнаты, почти пустое и какое-то удивительно чистое, по-девичьи невинное. Шкафчик, столик, кровать под высоким балдахином, очень немногочисленная мебель. Прозрачный, чуть затемненный воздух. Будто бы слегка прикрыты жалюзи, слегка рассеянная тень, в которой вдруг, в луче яркого света, входит ангел. Как будто распахнулись двери, и яркий солнечный луч ворвался из-за спины вестника. Карпаччо вовсе не дает какого-то эффекта сверхъестественного освещения, ангел приносит солнце, а не небесный свет. И здесь нет трагизма, нет драматизма. Он возвещает ей смерть, мученическую гибель, а все дышит какой-то удивительной невинностью, размеренностью устоявшегося быта. В этой спальне как-то очень хочется побыть.«Сон св.Урсулы». 1495-1500. Холст, масло. Галерея Академии. Венеция.«Встреча Урсулы и ее спутниц с папой Кириаком». Папа изображен в тройной тиаре, Урсула и другие девы преклонили перед ним колени. Папа - в сопровождении кардиналов и епископов, длинные шеренги, - сам протокол встречи диктует некоторую церемонность. Карпаччо, видимо, бывал в Риме, во всяком случае старался передать, хоть и не вполне точно, некоторые конкретные римские приметы. Что мы тут можем угадать? Мавзолей Адриана или Замок св.Ангела, который тогда действительно был мощной папской крепостью. Только Бенвенуто Челлини, единственный в XVI в., сумел бежать из этой тюрьмы за всю ее многовековую историю. Если вы читали его жизнеописание, то помните, что он этим гордился едва ли не больше, чем своими ювелирными и скульптурными шедеврами.«Встеча пилигримов с Папой Римским». 1495-1500. Холст, масло. Галерея Академии. Венеция.

manon-gabrielle.livejournal.com

Витторе Карпаччо - Биография художника, известные произведения, выставки

Венецианский живописец эпохи Возрождения. Карпаччо родился в Венеции ок. 1460; испытал влияние Джованни и Джентиле Беллини, а также Антонелло да Мессины, Джорджоне и Андреа Мантеньи. Работал главным образом в Венеции. Самые значительные произведения художника — несколько циклов картин, созданных им для венецианских религиозных братств, с изображением сцен из житий их святых покровителей. Эти работы дают представление о церемониальной стороне жизни Венеции того времени. С 1490 по 1495 Карпаччо написал для Скуолы ди Сант Орсола серию картин, иллюстрирующих легенду о св. Урсуле (ныне в галерее Академии в Венеции).

Согласно предположению Т. Пиньятти (1958), Карпаччо был сыном Пьеро Скарпацца, торговца кожами, который предпочел сменить свое имя на имя Карпаччо. Творчество художника занимает важное место в истории венецианской живописи XV в. Исследователи еще не пришли к единому мнению относительно истоков его творчества. Так, справедливо отклонив гипотезу об обучении у Бастиани, считают, что он испытал влияние Джентиле Беллини и в особенности Антонелло да Мессины через Альвизе Виварини и Бартоломео Монтанью. Редкие для венецианской живописи вкус и стиль Карпаччо можно объяснить также воздействием фламандского искусства или искусства других регионов Италии (Феррары, Марке, Умбрии, Лациума, Тосканы), которые, однако, должны были повлечь за собой многочисленные поездки художника, хотя сведений о них мы не имеем. Гипотеза о путешествии Карпаччо на Восток еще менее обоснована. Любовь Карпаччо к темам, напоминающим восточный мир, объясняется его интересом к ксилографиям Рёйвиха или наблюдениями из венецианской жизни того времени; вместе с тем эта любовь отвечает исключительной живости фантазии художника.

К раннему периоду творчества Карпаччо относят картину «Христос среди апостолов» (прежде — собрание Контини-Бонакоси), которая по трактовке объемов напоминает работы Антонелло, алтарь «Мадонна с четырьмя святыми», в котором чувствуется влияние Монтаньи (Виченца, музей), а также еще строгий по стилю полиптих из собора в Дзаре, созданный в последнее десятилетие XV в.

В цикле «История святой Урсулы», исполненном в 1490—1496 для Скуолы ди Санта-Урсула (которая, как недавно установлено, находилась рядом с апсидой базилики Санти-Джованни э Паоло в Венеции), творческая индивидуальность Карпаччо проявляется уже во всей своей полноте. Восемь полотен посвящены жизнеописанию святой (ныне — Венеция, гал. Академии), однако сцены исполнены не в хронологическом порядке. Этот цикл во многом вдохновлен «Золотой легендой» Жака де Воражина: «Приезд английских послов к королю Бретани», «Прощание с послами», «Возвращение послов», «Прощание Урсулы и Эрея с родителями» (1495), «Встреча паломников с Папой», «Сон св. Урсулы», «Приезд в Кельн» (1490), «Мученичество паломников и похороны святой» (1493). Работа заняла чуть больше пяти лет и была закончена в 1496 (точная дата алтарной картины с изображением «Св. Урсулы во славе», обычно датируемой 1491, не известна; скорее всего, она написана позже). Повествовательный дар Карпаччо находит здесь благодатную почву: художник дотошно исследует каждую деталь, любой эпизод, он сводит событие религиозной жизни к рассказу о человеческой судьбе, удивительно занимательной и относящейся к миру фантазии, радости и изобилия. Однако рассмотрение творчества Карпаччо исключительно на основании его «иллюстраций» (хотя и бесспорных), как это было принято до появления фундаментальных исследований Фьокко, равносильно непониманию нового смысла его живописи, основанного на четком анализе формы, верном знании перспективы, организующей пространство, богатстве и яркости красок, которое в каком-то смысле предвосхищает тональный колорит XVI в. Гуманистическая культура того времени, столь популярная в Венеции, является основой образных исканий Карпаччо и объясняет сложность его поэтического мира.

Об этом легче судить, если сравнить его произведения с холодным и более поверхностным повествованием в работах Джентиле Беллини, соперника Карпаччо в цикле «Истории Креста», созданного для Скуолы ди Сан-Джованни Эванджелиста. Замечательная картина «Чудо св. Креста» (1494, Венеция, гал. Академии), действие которой развивается рядом с Мостом Риальто, является ценным свидетельством о жизни Венеции XV в. Другие произведения этого периода («Кровь Христова», 1496, Удина, музей; «Святое собеседование», Авиньон, Пти Пале; работы во Дворце дожей, 1501 и 1507) погибли в пожаре 1577. В Скуола ди Сан-Джорджо деи Скьявони (1501−1507) художник создал серию сцен из жизни св. Иеронима («Св. Иероним и лев в монастыре», «Похороны св. Иеронима», «Видение св. Августина») св. Трифона и св. Георгия («Битва св. Георгия с драконом», «Триумф св. Георгия»). Красноречие рассказчика черпает здесь свою силу в пересечении реального и сказочного и обогащается более динамичными ритмами и большей глубиной человеческих чувств. Сложная композиция представляет сцены в очень широкой перспективе, а архитектура, вызывающая ассоциации с Востоком, напоминает ломбардскую школу.

Видение Карпаччо «через увеличительное стекло» одинаково привлекает и реальный мир, и мрачные фантазии. Вкус к мрачному хорошо прослеживается в двух шедеврах художника — «Размышления о страстях Христовых» (Нью-Йорк, музей Метрополитен) и «Плач над мертвым Христом» (БерлинДалем, музей). Обе картины написаны на одну и ту же тему — «Оплакивание Христа», но Карпаччо здесь ограничивается лишь деталями, не преувеличивая ясность пейзажа и неба и не акцентируя разноцветных и проворных животных. Та же самая детализация оживляет и картину венецианской праздности в «Дамах на балконе» (Венеция, музей Коррер), которыми восхищался Рёскин; она же подчеркивает прозрачность воздуха и хрупкость сада, который создает чудесное обрамление воинственного образа «Рыцаря в пейзаже» (1510, Лугано, собрание Тиссен-Борнемиса). Наряду с этими произведениями, где господствуют фантазия и свобода эксперимента, Карпаччо создает монументальную композицию «Принесение во храм» для ц. Сан-Джоббе (1510, Венеция, гал. Академии), в которой отразились глубокие размышления над пластическими открытиями Джованни Беллини.

Творческая сила мастера, передающая мироощущение XV в., словно ослабевает под натиском «современности», зарождавшейся славы венецианского чинквеченто. Вместе с тем участие мастерской, которое чувствуется уже в шести сценах из жизни Богоматери, написанных для Скуолы дельи Альбанези (ныне — Бергамо, академия Каррара; Милан, пинакотека Брера; Венеция, музей Коррер и Ка д'0ро), часто утяжеляет его произведения. Сцены из жизни св. Стефана, созданные для Скуолы ди Сан-Стефано (1511- 1520, Милан, пинакотека Брера; Париж, Лувр; Штутгарт, Гос. гал.; Берлин-Далем, музей), сохраняют, особенно в некоторых эпизодах («Диспут», 1514, Милан, пинакотека Брера; «Проповедь», Париж, Лувр), яркую цветовую гамму, конкретность пространства, четкость форм и прозрачность воздуха — все то, что отличает лучшие произведения Карпаччо. Однако поздние работы художника, часть которых была разделена между его сыновьями, Бенедетто и Пьеро, свидетельствуют о закате творчества Карпаччо, ставшего более сухим и академичным (произведения из собора и музея в Каподистрии).

artchive.ru

Витторе Карпаччо: жизнь и творчество художника

Витторе Карпаччо (ок. 1455 или 1465, Венеция, — ок. 1526, возможно Каподистрия, ныне Копер, Словения) — итальянский живописец Раннего Возрождения, представитель венецианской школы.

Содержание

Биография Витторе Карпаччо

Творчество Карпаччо

Работы художника

Картины Витторе Карпаччо

Биография Витторе Карпаччо

Родился в семье меховщика в Венеции. Учился и работал у Джентиле Беллини в Венеции.

У Витторе Карпаччо сложились очень теплые отношения с семейством Беллини.

Вполне возможно, что в 1505—1506 годах Карпаччо мог познакомиться с Альбрехтом Дюрером, который проживал в то время в Венеции и часто посещал мастерскую Джованни Беллини.

Собственно, почерпнуть какие-либо подробные сведения о Карпаччо из архивных документальных источников практически невозможно. И это представляется весьма странным: ведь художник Витторе Карпаччо был известен всей Венеции. Поэтому о семье Карпаччо сказать что-либо определенное сложно, кроме того, что его сыновья Пьетро и Бенедетто также стали художниками. Более того, невозможно даже установить точную дату смерти самого Карпаччо.

Последнее документальное упоминание о художнике Витторе Карпаччо относится к 28 октября 1525 года.

А 26 июня 1526 года его сын Пьетро написал письмо, из которого следует, что в это время Витторе Карпаччо уже не было в живых.

Творчество Карпаччо

Следует отметить, что Карпаччо был не только мастеровитым и талантливым живописцем, но и весьма образованным человеком.

В некоторых работах Карпаччо встречаются надписи на древнем арамейском языке, подписывался он довольно часто латинизированным именем Victor Carpathius.

Легендарные священные события Карпаччо трактовал как реальные сцены, развернутые в пространстве современной ему Венеции, включал в них городские пейзажи и интерьеры, многочисленные жанровые детали, ярко воссоздающие быт горожан (циклы картин из жизни святой Урсулы, 1490-1495, Галерея Академии, Венеция, а также святых Георгия и Иеронима, 1502-1507, Скуола ди Сан-Джорджо дельи Скьявони, Венеция).

Постоянными заказчиками работ художника были религиозные общества или братства Венеции — скуолы.

Три известнейших библейских цикла Карпаччо были написаны именно для них. Вероятно, в 1492 году Карпаччо совершил путешествие в Рим.

По возвращении из этой поездки в картинах Карпаччо появляются черты, указывающие на знакомство художника с фресками Сикстинской капеллы.

Кроме выполнения заказов венецианских религиозных братств, Карпаччо вместе с Джентиле Беллини и другими живописцами участвовал в создании цикла росписей и картин «История реликвии» во Дворце Дожей. Карпаччо, по-видимому, очень любил свой родной город. Он написал немало картин с венецианскими видами, например, «Чудо реликвии Святого Креста», в которой изобразил захватывающую дух панораму города. А картина «Лев святого Марка», написанная художником уже в преклонном возрасте, по сути является гимном Венеции.

В последние годы жизни Карпаччо работал очень мало. После 1520 года он не создал ни одной значительной картины. Последней работой художника стала роспись органа в Каподистрии в 1523 году.

Стремление к созданию целостной картины мироздания уживается в произведениях Витторе Карпаччо с увлекательный повествовательностью, поэтической и несколько наивной свежестью деталей. Тонко передавая эффект смягчения световоздушной средой звучания локальных цветовых пятен, Карпаччо подготовил колористические открытия венецианской школы живописи 16 столетия.

Работы художника

  • Две дамы венецианки. Музей Коррер. Венеция
  • Мученичество десяти тысяч. 1516. Галерея Академии. Венеция
  • Легенда о св. Урсуле: Встреча с папой Кириаком. 1490-1496. Галерея Академии. Венеция
  • Сон святой Урсулы, 1495
  • Спаситель и четыре апостола, 1480
  • Распятие и умерщвление десяти тысяч, 1515
  • Проповедь святого Стефана, 1514
  • Паломники и папа Кириак, 1492

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: smallbay.ru, ru.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Витторе Карпаччо: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Витторе Карпаччо: жизнь и творчество художника

2.5 (50%) 2 голос(ов)

allpainters.ru

Исторические полотна Витторе Карпаччо | Artifex.ru

О чем вам говорит фамилия Карпаччо? Нет, это не тонко нарезанные кусочки мяса, которые вы покупаете в ближайшем магазине перед праздниками. Хотя слово «тонкое» абсолютно подходит к манере живописи этого удивительного художника Ренессанса.

Витторе Карпаччо с ранних лет был близок к изобразительному искусству. Во-первых, он родился и вырос в Венеции. Никто не знает точную дату его рождения, но исследователи выделяют промежуток с 1455 по 1465 год. Его отец был успешным меховщиком и имел лавку на площади Сан-Марко, что свидетельствовало о его крупных доходах. Во-вторых, молодой Витторе попал в мастерскую Джованни Беллини, выдающегося художника венецианской школы живописи.

 

У юного Витторе сложились теплые отношения с наставником и его семьей. Беллини даже выбрал его себе в помощники, когда работал над полотнами для венецианского Дворца Дожей. Он оказывал серьезное покровительство юноше, а также давал ему возможность встретиться с мастерами живописи того времени. Есть предположение, что в мастерской Беллини Витторе познакомился с одним из самых известных художников Ренессанса Альбрехтом Дюрером. Талант Карпаччо не остался незамеченным его современниками. Он получал заказы от религиозных обществ Венеции, работал на именитых жителей города.

Витторе Карпаччо был не только талантливым живописцем, но и весьма образованным для своего времени человеком. Он писал картины на библейские сюжеты и мифы и иногда оставлял на них надписи на древнем арамейском языке.

Карпаччо очень любил свой город. Библейские, исторические и легендарные события на его картинах разворачивались на площадях и улицах Венеции. Одним из самых известных циклов художника является «Storie di sant'Orsola» - серия картин, посвященная жизни святой Урсулы.

 

Урсула была дочерью британского короля, ее решили сосватать за принца-язычника. Отец-христианин не мог позволить своей дочери выйти замуж за иноверца, но Урсула настояла на помолвке, потому что предвидела обращение суженного в христианскую веру. Пророчество девушки сбылось, но на обратной дороге из Рима супруги решили остановиться в Кельне. По несчастливому стечению обстоятельств в это же время на города напали варварские племена, в результате чего Урсула приняла мученическую смерть за веру.

Карпаччо создал цикл из девяти картин, над которыми работал на протяжении восьми лет. На каждом полотне обращают на себя внимание тщательно прописанные детали. И хотя серия рассказывает нам историю из христианского прошлого, по картинам можно подробно изучить интерьеры, декор и быт современной художнику Италии. Поразительный по тем временам масштаб картин, обилие персонажей и религиозный пафос захватывали умы убежденных венецианских католиков, что делало имя быстро растущему художнику.

Витторе Карпаччо создал целый ряд масштабных полотен, посвященных христианским святым. Есть у него и портреты, среди которых особенно полюбился публике «Молодой рыцарь». Работа необычна тем, что это был первый в истории европейской живописи портрет в полный рост.

  

Карпаччо также оказался автором портрета, персонажи которого по ошибке были опорочены. В XIX веке известный английский теоретик искусства Джон Рёскин обратил внимание на работу Карпаччо «Две венецианки».

Из-за чересчур откровенных туалетов Рёскин посчитал, что на картине изображены преуспевающие венецианские куртизанки.

  

Только благодаря анализу деталей картины в XX доброе имя девушек было восстановлено. Но до сих пор работы Витторе Карпаччо, рассчитанные на долгое и вдумчивое изучение, хранят в себе секреты Венеции эпохи Возрождения.

artifex.ru

Витторио Карпаччо

 Почерпнуть какие-либо подробные сведения о Карпаччо из современных ему документальных источников практически невозможно. Лишь очень немногие моменты его жизни нашли в них отражение. И это весьма странно: ведь художник был известен всей Венеции. Он был своим человеком в мастерской Джованни Беллини, еще ближе знал его брата, Джентиле. Его работы пользовались известностью уже тогда, когда Джорджоне и Тициан только-только начинали свой творческий путь. Тем не менее, даже о Джорджоне (хотя он умер совсем молодым) известно больше, чем о Карпаччо.Как он воспитывался? У кого получил художественное образование? Об этом можно говорить только предположительно. Так, большинство исследователей полагает, что Карпаччо учился у Джентиле Беллини. По крайней мере, именно он назван его учителем у старых авторов. Однако те ранние работы Карпаччо, что дошли до нас, опровергают это утверждение и позволяют предположить, что он постигал азы ремесла в мастерской какого-либо второстепенного живописца (таких было в Венеции предостаточно), а в мастерскую Джентиле Беллини пришел уже не учеником, а младшим товарищем и коллегой.В семье Беллини наш герой был, по-видимому, принят на самой дружеской ноге. Давно установлено, например, что он имел свободный доступ к альбомам рисунков Якопо Беллини (отца Джованни и Джентиле Беллини). Надо полагать, что простому знакомцу этих альбомов не показали бы. Да и вообще Джентиле Беллини очевиднейшим образом покровительствовал Карпаччо. Именно его он выбрал себе в помощники, приступив к работе над пятью историческими полотнами для Дворца Дожей в 1507 году. И именно его в следующем году назначил председателем комиссии, долженствовавший определить сумму вознаграждения Джорджоне за выполненные им фрески Немецкого подворья. Что касается материальной стороны существования Карпаччо, то его жизнь, как кажется, была «обставлена» очень и очень неплохо. Мастер никогда не оставался без заказов (даже и тогда, когда на небосклоне Венеции уже в полную силу светила яркая звезда Тициана, для Карпаччо все равно находилась работа). Его «постоянными клиентками» были религиозные общества (или. как называли их тогда, «братства») Венеции — скуолы. Три известнейших его цикла были написаны именно для них. Первый из них — «История святой Урсулы» — был заказан ему в 1488 году представителями Скуола ди Сант-Орсола. Второй (единственный, по сию пору находящийся на своем «исконном месте») заказала ему Скуола ди Сан-Джорджо в 1502 году. И, наконец, третий, «Историю святого Стефана», он написал по просьбе Скуола ди Сан-Стефано, объединявшей венецианцев-шерстяников, в 1511—20 годах.Помимо того, Карпаччо вместе с Джентиле Беллини и другими живописцами участвовал в создании цикла «История реликвии» и регулярно «подрабатывал» во Дворце Дожей, что тоже обеспечивало неплохой доход (впервые он участвовал в его украшении в 1501 году). Все эти заказы давали ему возможность жить если не роскошно, то, во всяком случае, безбедно. Венеция любила Карпаччо (хотя, может, и не так баловала его, как Тициана), и он платил ей взаимностью. Во многих его работах мы найдем венецианские улицы и дома, с любовной точностью перенесенные на холст. Особенно показательно в этом отношении «Чудо с реликвией», где перед нами предстает захватывающая дух панорама города. А «Лев святого Марка», написанный художником уже в преклонном возрасте, — это одновременно и гимн Венеции, и признание ей в своих нежных чувствах.В самые поздние годы Карпаччо, очевидно, работал очень мало. После 1520 года он не создал ни одной значительной картины. Последнее, что он сделал, —украсил росписью створки органа в Каподистрии. Эта работа была выполнена в 1523 году, за три года до смерти художника.

Картины художника

www.artita.ru

Витторе Карпаччо. "Две венецианки" : ru_musagetes

"Nullus enim locus sine genio est": "Ибо нет места без гения" – говорили древние. Незабвенный Петр Вайль назвал Витторе Карпаччо "гением места" Венеции, ее хранителем и добрым духом. Поговорим о Карпаччо и вспомним Вайля.

2Venetians

Витторе Карпаччо. Две венецианки.Около 1510 г. Дерево, масло, 94,5 х 63,5 смМузей Коррер, Венеция

«Что влечет к полноватым теткам, грузно усевшимся на алтане (алтана - терраса накрыше венецианского дома – М.А.) с собаками и птицами, почему нельзя оторвать глазот их лиц и взглядов, застывших в вечном ожидании неведомо чего?» - задается вопросомПетр Вайль, размышляя в своей книге «Гений места» о картине венецианского художникаВитторе Карпаччо (ок.1460-1536) «Две венецианки». Почему именно эту картину ДжонРёскин, властитель дум художников и эстетов 19 столетия, назвал «прекраснейшейкартиной в мире»? Почему именно она висела в мастерской Амедео Модильяни?Почему в Венеции, которая, как  лагуна - водою, наполнена прекрасными творениямивеликих живописцев, этой небольшой скромной картине выделено почетное местов музее Коррер?

Две женщины, молодая (поспорим с Вайлем, несправедливо назвавшим ее «теткой») ипожилая, сидят на террасе в окружении домашних любимцев. С легкой руки Джона Рёскинаэтих женщин в течение всего19 века считали преуспевающими венецианскими куртизанками.В этом заблуждении были в первую очередь повинны детали одежды: слишком откровенныедекольте и пара лежащих на полу венецианских цокколи – туфель или шлепанцев на оченьвысокой платформе. Именно такую обувь носили, как тогда считалось, венецианскиекуртизанки. О том, что изображенные на картине женщины - куртизанки, говорили, казалось,и их застывшие в ожидании (конечно же, клиента) лица, и записочка (конечно же, от клиента),которую прижимает лапой большая собака. Эта трактовка настолько укоренилась, что ПавелМуратов, рассказывая в своих «Образах Италии» (1910) о свободных венецианских нравах,первым делом вспоминает «Двух куртизанок», как в ту пору называли картину.

2Venetiansa    Venetianchopineincorkandvelvetwiths

Цокколи на картине Карпаччо "Две венецианки"и венецианские цокколи начала 17 века.

В 20-м веке доброе имя двух венецианок был восстановлено. Прежде всего, на вазе,которая стоит на балюстраде, обнаружился герб заказчиков, благородного венецианскогосемейства Торелли. Что до одежды - так в ренессансной Венеции вполне порядочныедамы, подчиняясь моде, щеголяли с обнаженной грудью, а цокколи носили замужниеженщины, отнюдь не только куртизанки. Более того – изображение на картине пары обувисимволизирует супружество. «Прочитав» детали картины как символы искусствоведы нашлисразу несколько весомых подтверждений того, что мы видим перед собой  вовсе не куртизанок,а верных жен. Белый платок в руке младшей дамы - не призывный знак для кавалера, а символчистоты, равно как и жемчужное ожерелье. Миртовое деревце в верхнем правом углу, а такжесобаки – символы супружеской верности;  гранат, лежащий на балюстраде, обозначаетплодородие и процветание; двое голубков и попугай – атрибуты Девы Марии, кроме того,попугай на семейных портретах символизирует супругу. Возможно, изображения птиц имеютеще какое-то аллегорическое значение, связанное с характерами  или именами женщин.(Сторонники теории «куртизанок», впрочем, не сдают позиций, указывая на то, что  гранат -плод богини любви Венеры - и  пара «венериных голубков» обозначают чувственностьи сладострастие.)

41225080_1237425273_Dve_venecianki1Собаки – символ супружеской верности

Итак, перед нами, очевидно, мать с дочерью или свекровь с невесткой, терпеливоожидающие… кого? Оторвав, в поисках ответа, взгляд от двух женских фигур, мы замечаем,что с картиной далеко не все в порядке. Она резко обрезана слева – «за кадром» оказаласьпочти половина фигуры мальчика, от большой собаки на картине остались лишь фрагментыморды и  передних лап. Не сразу бросается в глаза, что картина обрезана и сверху: стебельв вазе уходит за раму, а самого цветка на картине нет.

00080101Витторе Карпаччо. Охота в лагуне.Музей Гетти, Лос-Анджелес

Что, кроме собаки,  было изображено слева, кто составлял компанию двум венецианкам, мыпока не знаем, и, возможно, не узнаем никогда. А вот верхняя часть картины счастливообнаружилась в Лос-Анджелесе, в музее Пола Гетти. Авторитетная исследовательницаитальянского Ренессанса профессор Патрисия Фортини Браун в начале 1990-х годов«приставила» сверху к венецианской картине хранящуюся в США работу (предположительноКарпаччо) «Охота в лагуне». Обе картины идеально совпали, образовав единое произведение(общая высота доски почти 170 см), неизвестно когда и по каким причинам варварскиразрезанное. Связующим звеном двух картин и подсказкой для складывания  этого «пазла»стал цветок, стебель которого, уходя за край «Венецианок», продолжается в «Охоте». Цветокстал еще одним доказательством того, что Карпаччо изобразил отнюдь не куртизанок: этобелая лилия, символ Девы Марии. И, наконец, стало окончательно ясно, кого ждут дамы:мужей-охотников.

Vittore_carpaccio,_due_dame_veneziane_e_caccia_in_laguna

«Охота в лагуне» и «Две венецианки».Реконструкция картины Карпаччо.

Неподвижные фигуры двух женщин контрастируют с динамичной сценой охоты: летят поводам лагуны узкие быстрые лодки, охотники энергично натягивают луки, гребцы налегаютна весла, взмывают в небо птицы. Но почему в натянутых луках не видно стрел? Почемуохотники выпускают в птиц какие-то маленькие шарики? Почему птицы не боятся охотников:вьются рядом с лучниками, садятся на борта лодок? Одно из весьма убедительных объясненийэтих странностей в том, что Карпаччо изобразил, причем с большой точностью, вовсе не охотуна птиц, а… рыбалку, в которой птицы – дрессированные бакланы с подрезанными крыльями –не добыча охотников, а их помощники. Лучники стреляют шариками из обожженной глинырядом с птицами, чтобы побудить их бросаться в воду и вылавливать крупных рыб. Кудаувлекательнее, чем сидеть на берегу с удочками!

Знатоки истории охоты и рыболовства утверждают, что такой оригинальный способ  рыбалки,до сих пор популярный на Дальнем Востоке, был распространен в эпоху Возрождения насевере Адриатики и, возможно, именно с Востока и был туда привезен. Однако сторонникитого, что у Карпаччо изображена все-таки охота на птиц, считают, что лучники стреляютпо бакланам, а стрелы заменили обожженными шариками, чтобы не повредить оперениептиц. Так или иначе, за картиной прочно закрепилось название «Охота в лагуне».

Carpaccio,_caccia_nella_laguna,_1490-95_ca__06_retro

Тромплей на оборотной стороне"Охоты в лагуне"

Оставим специалистов спорить о том, охотятся или рыбачат персонажи картины, ипосмотрим на обратную сторону доски, на которой было написано это некогда единоепроизведение. Кстати, анализ древесного среза еще раз подтвердил родственность обеихчастей картины.  В «Венецианках» оборотная сторона доски сильно стесана, в то время какизнанка «Охоты» преподносит нам сразу два сюрприза. Во-первых, на обороте доски написанаиллюзорная «обманка»-тромплей: стенка, вдоль которой натянута тесьма с заткнутыми за неезаписочками, совсем как настоящими. Во-вторых, отчетливые следы от металлических крепленийна оборотной стороне «Охоты» позволяют утверждать, что сохранившаяся доска слева крепиласьк другой доске, и обе части складывались, как листок бумаги, перегнутый по вертикали. Что этобыло: складная дверца шкафа или невысокая дверь? Возможно, это были створки расписныхоконных ставень, подобных тем, которые изобразил Карпаччо на картине «Сон Святой Урсулы»?Но если была одна складная дверца или створка, от которой осталась половина, то, возможно,существовала и вторая, симметричная? Так или иначе, в закрытом виде створки представлялисобой многофигурную композицию, а когда они открывались, хозяев веселили «обманки»с «записочками».

1

Витторе Карпаччо.  Окно с расписными ставнямиа картине  «Сон Святой Урсулы».1495 г.

Итак, «самая прекрасная картина в мире» оказалась всего лишь случайным фрагментом, однойчетвертой или даже одной восьмой частью произведения Карпаччо! Означает ли это, что тонкийценитель и знаток живописи Джон Рёскин, а вслед за ним и многие другие, ошибались, превозносяхудожественное совершенство «Венецианок»? Пожалуй, нет. Возможно, любую другую картинутакое жесткое фрагментирование уничтожило бы, но не работу Карпаччо. Восхищаясь этимфрагментом как полноценным произведением, видя  в нем эстетически законченное целое,Рёскин проявил особую прозорливость и тонкий  вкус.

carp19

Схема реконструкции складных ставень с картиной Карпаччо

Карпаччо, которого считают одним из родоначальников жанровой живописи, - мастер эпизода.Он владел особым даром выстраивать живые, самодостаточные, полные занятных и трогательныхдеталей сцены внутри своих произведений так, что, выделенные из общего целого, укрупненные,как бы очищенные, они обретают новую, поразительно близкую современному мироощущениювыразительность. Карпаччо - прекрасный мастер венецианского Возрождения, но стоит вычленитьиз его работ отдельные фрагменты – и перед нами предстает не просто очень хороший художник,а  истинный гений. Чем сильнее увеличение, тем выразительнее деталь. Чего стоит одна лишьженская рука, почти машинально сжимающая тонкую лапку комнатной собачки, доверчивоприльнувшей к коленям хозяйки!

IMG_5825

Окно со складными ставнями.Начало 20 века, Испания

Как замечает Петр Вайль, «выстраивая увлекательные сюжеты, в своем внимании к мелочам,Карпаччо словно предвидел, что картины начнут репродуцировать в альбомах подетально».Именно такое «подетальное фрагментирование» произвели когда-то с работой Карпаччо,разъединив расписные створки и распилив одну из них. Мы не можем не сокрушаться обутраченных частях творения художника, но и не можем не восхищаться этим столь созвучнымискусству гораздо более поздних времен фрагментом. Вынужденная случайность фрагментированиякартины обернулась  композиционной свободой и глубиной интерпретации. Фигура неловкоссутулившейся женщины, в позе которой столько естественности и правды, перенеслась из правогонижнего угла композиции на передний план, стала главной. И благодаря этому основным мотивомкартины стал щемящий контраст расцветающей молодости и увядающей зрелости. Он блистательновыражен не столько литературно, сколько пластически: через перекличку поз и ритмику рук, черезсхожесть причесок и профилей, которые словно принадлежат одной и той же женщине,переносящейся сквозь время в свое прошлое или будущее. Так рассказ об охоте в лагунепревращается в рассказ о человеческих судьбах.

Carpaccio_Bild5

ru-musagetes.livejournal.com

Витторе Карпаччо | Хозяйка

image003 Вит­торе Карпаччо

Фигура изоб­ра­жен­ного со спины луч­ника в обтя­ги­ва­ю­щих шос­сах, корот­ком жип­поне и в при­су­щей ему позе несколько раз повто­ря­ется на кар­ти­нах ита­льян­ского живо­писца вене­ци­ан­ской школы Вит­торе Кар­паччо. Правда, он оде­вал сво­его пер­со­нажа в крас­ные шоссы. Кар­паччо был совре­мен­ни­ком Мастера Колина. Поэтому кому при­над­ле­жит автор­ство этого образа и кто у кого копи­ро­вал, трудно сказать.

image031Фото 1. Фраг­мент фрески «Муче­ни­че­ства свя­того» Мастера Колина

Мастер Колин напи­сал немо­ло­дого луч­ника с рас­пу­щен­ными воло­сами, рез­кими чер­тами лица и обвис­лым задом, оде­того очень бедно, в рва­ных шос­сах из деше­вой ткани (фото 1). В рам­ках пред­став­ле­ний о муж­ской кра­соте готи­че­ского стиля он иска­зил про­пор­ции пер­со­нажа, сде­лав его ноги чрез­мерно длин­ными. При этом каж­дая яго­дица имеет раз­мер с голову.

image003Фото 2. Сол­даты и муж­чины в восточ­ных одеж­дах. Автор: Вит­торе Кар­паччо (Vittore Carpaccio, 1466–1525). Время созда­ния: между 1493 и 1500 г. Гале­рея Уффици (Uffizi), Фло­рен­ция, Ита­лия[1]

Вит­торе Кар­паччо изоб­ра­жает не зре­лого муж­чину, а юношу. В соот­вет­ствии с эсте­ти­кой эпохи Воз­рож­де­ния у юноши пра­виль­ные про­пор­ции, он молод и кра­сив. Его рас­пу­щен­ные волосы отли­вают золо­том, одежда доро­гая. Крас­ные шоссы юноши, сши­тые из тон­кой эла­стич­ной ткани, иде­ально обле­гает его ноги и яго­дицы. На каж­дой кар­тине он нахо­дится на перед­нем плане, стоя спи­ной или боком к зри­телю и демон­стри­руя кра­соту своей фигуры ниже пояса. На кар­тине «Сол­даты и муж­чины в восточ­ных одеж­дах» юноша пред­став­лен копей­щи­ком (фото 2).

image005Фото 3. Муче­ни­че­ство палом­ни­ков и похо­роны Свя­той Урсулы. Цикл Свя­той Урсулы. Автор: Вит­торе Кар­паччо. Время созда­ния: 1493 гг. Мате­ри­алы: тем­пера, холст. Раз­меры: 271×561 см. Гале­рея Ака­де­мии, Вене­ция, Ита­лия[2]

image007Фото 4. Фраг­мент кар­тины «Муче­ни­че­ство палом­ни­ков и похо­роны Свя­той Урсулы»[3]

На кар­тине «Муче­ни­че­ство палом­ни­ков и похо­роны Свя­той Урсулы» (фото 3 и 4) из цикла Свя­той Урсулы юноша изоб­ра­жает луч­ника в цен­тре перед­него плана, а также зна­ме­носца, нахо­дя­ще­гося рядом с ним и немного дальше от зри­теля. Юноша, правда с дру­гой при­чес­кой, стоит и на перед­нем плане с левого края кар­тины «При­бы­тие англий­ских послов» из того же цикла (фото 5 и 6).

image009Фото 5. При­бы­тие англий­ских послов. Цикл Свя­той Урсулы. Автор: Вит­торе Кар­паччо. Время созда­ния: 1497–1498 гг. Мате­ри­алы: тем­пера, холст. Раз­меры: 378×589 см. Гале­рея Ака­де­мии, Вене­ция[4]

image011Фото 6. Фраг­мент кар­тины «При­бы­тие англий­ских послов»[5]

Наи­бо­лее совер­ше­нен образ юноши, изоб­ра­жен­ный на фоне важ­ных гос­под в длин­ных оде­я­ниях (фото 7) на кар­тине «Чудо Кре­ста у моста Риальто» (фото 8). Его одежды отли­ча­ются осо­бой рос­ко­шью и осо­бенно тща­тельно выпи­саны. Правда, здесь его шоссы крас­ные только напо­ло­вину и эта поло­вина укра­шена изыс­кан­ной вышивкой.

image013Фото 7. Фраг­мент кар­тины «Чудо Кре­ста у моста Риальто»[6]

Кар­тина пока­зы­вает чудо исце­ле­ния сума­сшед­шего с помо­щью релик­вии Свя­того Кре­ста, кото­рый дер­жал Пат­ри­арх Градо Фран­че­ско Кве­рини. Оно состо­я­лось в Палаццо Сан-Сильвестро на Боль­шом канале, неда­леко от моста Риальто в Венеции.

image015Фото 8. Чудо Кре­ста у моста Риальто, или Исце­ле­ние сума­сшед­шего. Автор: Вит­торе Кар­паччо. Время созда­ния: около 1496 г. Мате­ри­алы: тем­пера, холст. Раз­меры: 365× 389 см. Гале­рея Ака­де­мии, Вене­ция[7]

Но основ­ное дей­ствие сюжета не нахо­дится в цен­тре вни­ма­ния худож­ника. Оно про­хо­дит на бал­коне палаццо в левой верх­ней чет­верти кар­тины. Сто­я­щие там фигурки кажутся малень­кими и незна­чи­тель­ными. Глав­ными геро­ями кар­тины, помимо зла­то­вла­сого юноши, явля­ются зри­тели собы­тия в бога­тых наря­дах на пер­вом плане слева и гон­до­льеры на Боль­шом канале (фото 9), зани­ма­ю­щем поло­вину картины.

image017Фото 9. Фраг­мент кар­тины «Чудо Кре­ста у моста Риальто»[8]

Кар­паччо с боль­шим ста­ра­нием рисует костюмы гон­до­лье­ров, оде­вая их в основ­ном в крас­ные, голу­бые и белые цвета и демон­стри­руя раз­лич­ные вари­анты укра­ше­ния шосс. Наи­бо­лее затей­ливо деко­ри­ро­ваны голу­бые с белым шоссы тем­но­ко­жего гон­до­льера в цен­тре перед­него плана кар­тины (фото 10).

image019Фото 10. Фраг­мент кар­тины «Чудо Кре­ста у моста Риальто»

Детально про­пи­сан­ные рос­кош­ные одежды явля­ются неотъ­ем­ле­мой частью кар­тин, где изоб­ра­жены силь­ные мира сего и знать. Однако ни один худож­ник не писал с такой любо­вью шоссы и не уде­лял столько вни­ма­ния их декору, как Вит­торе Кар­паччо. Шоссы он, по-видимому, счи­тал одной из самых важ­ных частей муж­ского костюма. При этом Кар­паччо не упус­кал воз­мож­но­сти пока­зать их на герое, на кото­рого нельзя не обра­тить вни­ма­ния, как нельзя не обра­тить вни­ма­ния на иду­щего муж­чину перед­него плана кар­тины, осталь­ные дей­ству­ю­щие лица кото­рой непо­движно стоят или сидят.

image021Фото 11. Послы воз­вра­ща­ются к англий­скому двору. Цикл Свя­той Урсулы. Автор: Вит­торе Кар­паччо. Время созда­ния: между 1495 и 1500 г. Мате­ри­алы: тем­пера, холст. Раз­меры: высота 297 см, ширина 527 см. Гале­рея Ака­де­мии, Вене­ция[9]

Речь идет о кар­тине «Послы воз­вра­ща­ются к англий­скому двору» (фото 11) из Цикла Свя­той Урсулы. На ней коло­ри­сти­че­ская ком­по­зи­ция костюма иду­щего посла (фото 12) состоит из оттен­ков чер­ного и крас­ного цве­тов. В нее также вхо­дят неболь­шие участки белого цвета. Шосса левой ноги вклю­чает в себя все три цвета и укра­шена рос­кош­ной вышив­кой сереб­ря­ными нит­ками, повто­ря­ю­щейся на полах накидки. Вышивке худож­ник уде­лил осо­бенно много вни­ма­ния и напи­сал ее так, что она выгля­дит объ­ем­ной, дей­стви­тельно вышив­кой, а не узо­ром, нане­сен­ным краской.

image023Фото 12. Фраг­мент кар­тины «Послы воз­вра­ща­ются к англий­скому двору»[10]

image025На Кар­тине Кар­паччо «Послы воз­вра­ща­ются к англий­скому двору» нет пре­крас­ного зла­то­куд­рого юноши в крас­ных шос­сах. Все пер­со­нажи носят более или менее длин­но­по­лые одежды, скры­ва­ю­щие их яго­дицы, кроме, пожа­луй, одного, явно несим­па­тич­ного худож­нику парня в зеле­ных шос­сах и крас­ном жип­поне с корот­кой юбоч­кой. Он стоит на сред­нем плане в группе муж­чин, оде­тых в тем­ное. Если при­гля­деться вни­ма­тельно, при­чина непри­язни худож­ника ста­но­вится оче­видна. Мало того, что парень соче­тает в своем костюме несо­че­та­е­мые, по мне­нию мно­гих, цвета – крас­ный и зеле­ный, так он еще носит круг­лые шоссы и демон­стри­рует всем свои брэ.

Как я уже гово­рила, сред­не­ве­ко­вые худож­ники нередко оде­вают биб­лей­ских пер­со­на­жей в костюмы сво­его вре­мени таким обра­зом, что они выгля­дят как евро­пейцы. Часто только нали­чие чалмы гово­рит об их наци­о­наль­но­сти. Так и Кар­паччо на кар­тине «Поби­ва­ние кам­нями Свя­того Сте­фана» (фото 13) двух еврей­ских вои­нов в чал­мах одел в корот­кие жип­поны и крас­ные шоссы, укра­шен­ные гео­мет­ри­че­скими узорами.

image027Фото 13. Фраг­мент кар­тины «Поби­ва­ние кам­нями Свя­того Сте­фана» Автор: Вит­торе Кар­паччо. Время созда­ния: 1520 г. Мате­ри­алы: тем­пера, холст. Раз­меры: 142×170 см. Госу­дар­ствен­ная гале­рея Штут­гарта, Гер­ма­ния[11]

premudrosti.in


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта