Звезды «Амурской осени» Теличкина и Прыгунов открыли свою выставку картин. Теличкина картины
Теличкина Валентина Ивановна
С днём рождения!
Валенти́на Ива́новна Тели́чкина (род. 10 января 1945, с. Красное, Арзамасский район, Горьковская область, РСФСР, СССР) — советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка Российской Федерации (2009).
Валентина Теличкина родилась 10 января 1945 года (в день сорокалетнего юбилея своей мамы) в селе Красном Арзамасского района Горьковской области (ныне — Нижегородская область) в многодетной семье бывшего раскулаченного крестьянина, став седьмым, самым младшим ребёнком своих родителей. Валентина с раннего детства начала проявлять свой артистический талант — пела частушки на концертах в детском саду. В средней школе принимала активное участие в художественной самодеятельности: пела, танцевала, читала стихи и рассказы, играла на гитаре в струнном оркестре. Поэтому после окончания школы она поехала в Москву и сразу поступила во ВГИК, в мастерскую Владимира Белокурова, где училась с 1963 по 1967 год.С 1967 года Валентина Теличкина является актрисой Государственного театра киноактёра.
В кино Валентина Теличкина дебютировала после второго курса института, в 1965 году, снявшись в небольшой роли Даши в фильме «Таёжный десант» режиссёров Владимира Краснопольского и Валерия Ускова.
А вскоре актрисе досталась роль, ставшая по-настоящему этапной в ее биографии. В социальной мелодраме Сергея Герасимова «Журналист», вышедшей на экраны в 1967 году, она сыграла курьера Валю. Картина, в которой проявилась склонность актрисы к характерным ролям, многое предопределила в ее дальнейшей судьбе.
Начиная с 1967 года, она много и интересно снималась в кино. Мелодрама Бориса Яшина «Осенние свадьбы», трагикомедия Эльдара Шенгелая «Необыкновенная выставка», мелодрама Глеба Панфилова «Начало» - эти и другие картины сразу же сделали актрису любимицей зрителей. Знаменитые реплики ее героинь вошли в наш обиход. Помните хвастовство Вали в картине «Начало»: «А меня Иван Сидорыч Нефертити назвал!» Или предложение Зои в лирической драме Никиты Михалкова «Пять вечеров»: «Саша, а у меня идея: давайте поцелуемся!»
Актрисе подвластны и очень сложные, насыщенные психологизмом характеры. Такой, например, стала ее Нина в психологической драме Григория Чухрая «Трясина» (1977), еще одна Нина в мелодраме Александра Панкратова «Портрет жены художника» (1981) и, конечно же, Анна в драме Глеба Панфилова «Васса» (1982).
Не остались без внимания зрителей перезрелая невеста Катерина в комедии Леонида Гайдая «Не может быть!» (1975), и случайная возлюбленная продавщица Зоя в лирической драме Никиты Михалкова «Пять вечеров» (1978)
В начале 1990 годов актриса осталась без работы не потому, что её забыли кинорежиссёры, предложений было много, а из-за отсутствия хороших сценариев. Валентину стали мучить сильные головные боли, началась депрессия — этот диагноз ей поставил известный московский психотерапевт. Для выздоровления он предложил ей заняться тем, что нравится. Выяснилось, что ей нравится рисовать. Тогда доктор потребовал, чтобы она каждый день приносила ему свои акварельные рисунки.
«Подарком судьбы» актриса считает роль Марьи Васильевны в драме о женских судьбах военного и послевоенного поколений режиссёра Льва Кулиджанова «Незабудки» (1994).
Валентина Ивановна долго отказывалась сниматься в телесериалах, но, прочитав сценарий Алексея Сидорова (это и его режиссёрский дебют) для сериала «Бригада» (2002), согласилась принять в нём участие, и снялась в роли Татьяны Николаевны Беловой, любящей матери Саши Белова. Сценарий привлёк актрису своей профессиональной состоятельностью, хотя сама тема изначально насторожила и даже долгое время стояла под вопросом.В 2006 году она сыграла в сериале-ситкоме «Большие девочки».
В фильмографии Валентины Теличкиной — более шестидесяти картин. Своё творческое вдохновение она черпает из произведений литературы. Это — классика и богословская литература. Ей близки Иван Ильин, Феофан Затворник, Иоанн Кронштадтский, Серафим Саровский, Андрей Кураев.
1 декабря 2010 года в Центральном Доме кино в Москве Валентина Теличкина открыла выставку своих живописных картин под названием «Мирная территория». Это — пейзажи, натюрморты, нарядные люди, смешные бытовые сценки. Персональная выставка актрисы была организована в рамках Международного фестиваля религиозных кинофильмов и телепрограмм «Радонеж», членом жюри которого она является и который как раз накануне стартовал в ЦДК.
23 ноября 2011 года Валентина Теличкина открыла в Липецком областном краеведческом музее очередную выставку своих картин «Мой ландриновый рай», проходящую в рамках кинофестиваля «Липецкий выбор—2011». Среди представленных работ было много картин на православную тему, пейзажных зарисовок и натюрмортов. Необычное название выставки — «родом из детства». Когда актриса была ещё девочкой, её любимым сортом конфет были ландриновые — леденцы типа монпансье. По словам Валентины Ивановны, большую часть своих картин она дарит друзьям.
Источник: http://fishki.net/1806644-telichkina-valentina-ivanovna.html?mode=recent © Fishki.net
nashizvyozdy.ru
Звезды «Амурской осени» Теличкина и Прыгунов открыли свою выставку картин
Сегодня в час дня Лев Прыгунов и Валентина Теличкина открыли выставку своих картин. На мероприятие, которое прошло в Амурской областном краеведческом музее, собралась целая толпа народа. Здесь были и художники, и актеры, приехавшие на фестиваль, и рядовые благовещенцы, решившие посмотреть на картины известных и любимых актеров.
Работы расположились в трех залах. Первый отдали под картины Валентины Теличкиной. Пусть они менее профессиональны, чем у ее коллеги, но в них столько света и тепла, что это с лихвой все компенсирует.
- Я писала эти картины в трудные девяностые годы, когда практически не было работы в кино, - рассказала Валентина Ивановна. - Артист – он трудоголик, и когда он вдруг остается без работы, то это просто чудовищно. Я без работы не могла. В это время мы как раз строили дом и выбирали чем бы украсить стены. То, что предлагали на выставках, было либо слишком дорого, либо просто не нравилось. Поэтому я сказала сыну, что смогу нарисовать сама, вот и пришлось рисовать. Я была вынуждена купить холсты, краски и начать это спасительное для меня дело.
Лев Прыгунов же напротив занимается творчеством уже довольно давно. Первые уроки живописи он получил еще лет в двенадцать. С тех пор и рисует.
- Я называю свой метод – энергетический реализм. Люблю большой размер, такие картины более точно показывают мой метод, к сожалению, привезти их сюда не удалось. Зато здесь есть такая уникальная картина, как «Натюрморт с утюгом». С левой стороны на нем изображена громадная масса, которая как бы должна переворачивать картину, но справа на ней… утюг. Только наше сознание понимает, что он металлический, что он уравновешивает картину, - пояснил актер и художник Лев Прыгунов. - В каждой картине у меня есть небольшие хитрости, которые известны только мне, и о которых я никогда не расскажу. Но они действуют подсознательно, поэтому мои картины надо рассматривать минимум две минуты. Ведь только через это время вы поймете, что там что-то есть.
Кстати, увидеть картины знаменитостей благовещенцы и гости города смогут на протяжении всех дней фестиваля. Входной билет обойдется взрослым в 50 рублей, детям – в 30. Всего на выставке представлено 20 работ Валентины Теличкиной и 28 Льва Прыгунова. В основном это натюрморты и пейзажи, так же есть немного сюжетных картин и портрет сына Прыгунова.
Фото с выставки картин смотрите здесь.
Поделиться видео </>Звезды «Амурской осени» Теличкина и Прыгунов открыли свою выставку картин.
www.kp.ru
Киноактриса Валентина Теличкина удивила новым талантом, открыв выставку своих картин
Народная артистка России Валентина Теличкина превратила сегодня Центральный Дом кино в "Мирную территорию". Так известная киноактриса назвала выставку своих живописных картин, которая вызвала необычайный интерес. "Я поначалу слегка стеснялась, решив представить на широкое обозрение свои картины, - призналась, открывая выставку, Валентина Теличкина. - Но судя по реакции публики, делала это не зря".
На вернисаж действительно собралось много народу, пришли и коллеги, и просто зрители. И абсолютно всех невозможно было оторвать от развернувшейся в фойе ЦДК красоты. Пейзажи, натюрморты, нарядные люди, смешные бытовые сценки, нарисованные в каком-то особо пленительном наивном стиле, ласкали взгляд и невольно заставляли улыбнуться. "Я дружу с Валей уже больше 40 лет, - сказала, подойдя к микрофону, актриса Наталья Аринбасарова. - Хорошо помню, как в далеком 1965 году она ворвалась в кинематограф, и все ее сразу полюбили. Знаю, что у нее великолепные руки, она прекрасно шьет. Сегодня я пережила новое потрясение, увидела, чем сейчас живет моя любимая подруга. И мне хочется радоваться и одновременно плакать от восторга".
"От ее картин исходит солнечный свет, они греют сердце и в чем-то напоминают иконопись", - выразил свое мнение представитель церкви, отец Андрей. Персональная выставка Валентины Теличкиной организована в рамках Международного фестиваля кинофильмов и телепрограмм "Радонеж", который как раз накануне стартовал в ЦДК. "Это очень хороший фестиваль, - сказала Теличкина. - Он затрагивает важнейшие проблемы духовности и морали и проводится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла". Актриса напомнила, что нынешний смотр уже 15-й по счету. А сама она с радостью согласилась быть членом жюри.
rg.ru
Теличкина Валентина Ивановна: личная жизнь, биография, фильмы
Эта актриса – настоящая звезда советского кино. Она стала одной из первых «икон стиля», ее образы копировали многие женщины страны. А мужчины мечтали повстречать девушек, похожих на эту замечательную, красивую и талантливую артистку.
Она с детства мечтала о сцене и сумела достичь самых высоких вершин успеха. Это народная артистка Российской Федерации Валентина Ивановна Теличкина, биография которой представлена в настоящей статье.
Актриса, Козерог по знаку зодиака, родилась 10 января 1945 года в селе Красное Горьковской области. Девочка росла в простой рабочей семье: ее мать была продавцом, отец занимался валянием валенок. Кроме Вали подрастали еще шестеро старших ребятишек.
Отец Валентины, Иван Федорович, в довоенное время пережил серьезные удары судьбы. Он был знатным мастером, в селе его знали и уважали, но в тяжелое время, в 30-е годы, он попал под раскулачивание. Приговор был чудовищным: расстрелять.
Рекомендуем: Надежда Румянцева: история легендарной актрисы
Семья Теличкиных лишилась всего: все, что было нажито и построено, отобрали. Деваться было некуда: матери, оставшейся с детьми, нужно было найти какой-то выход из положения в считанные дни. Тогда брат Ивана Федоровича, который был юристом, посоветовал Татьяне Дмитриевне развестись с мужем во избежание высылки ее и детей. Это и спасло семью.
Уберечь отца от расстрела помогла тетя Валентины, которая заплатила немалую сумму денег за жизнь своего брата. Однако вскоре его обвинили снова. На этот раз Иван Федорович отбыл срок в тюрьме. После выхода на свободу ему нужно было восстанавливать жизнь – свою и своей семьи – «с нуля». Он так и сделал. Немного поправив здоровье, Теличкин начал строить дом и налаживать хозяйство.
Маленькая Валя с детства любила заниматься творчеством. В школе ей всегда нравилось выступать на праздниках: она пела частушки, плясала, играла на гитаре, читала стихи и рассказы. И, конечно же, мечтала стать известной артисткой. Однако отец видел будущее свой дочери по-иному. Он хотел, чтобы Валя стала врачом или юристом. Но от судьбы не уйдешь.
После окончания школы Валентина Теличкина отправилась покорять Москву и театральные подмостки. С первого же раза она уверенно поступила во ВГИК. Узнав об этой новости, отец так обрадовался, что мечта его дочери сбылась, что накупил ей самых модных нарядов.
Рекомендуем: Юлия Высоцкая: творческая карьера и личная жизнь
Валентина была деревенской девушкой, весьма неприхотливой в быту и привычной к домашней работе: в студенческом общежитии она стирала вещи, готовила на всех и даже подстригала мальчишек. К тому же она всегда всем помогала: кому подскажет, как стипендию сэкономить, кому поможет в домашних заданиях, а кому и одежду погладит.
Киноуспех
Дебютной картиной Валентины Теличкиной стал фильм «Таежный роман», в котором актриса снялась, будучи студенткой второго курса. Это был настоящий успех.
А спустя 2 года ей предложили роль, которая моментально вывела артистку на новый уровень, после чего к Валентине Ивановне пришла всенародная известность. Она сыграла Валю Королькову в фильме «Журналист» 1967 года, и эта работа стала отправной точкой успеха Валентины в киноиндустрии.
После окончания института Валентина Ивановна стала актрисой Государственного театра киноактера. Молодую девушку с женственной внешностью, добрыми глазами и роскошными волосами, распущенными по плечам, приглашали сниматься многие режиссеры.
Но ко всему девушка относилась с особой избирательностью. Она никогда не принимала все предложения подряд, а соглашалась лишь на глубокие роли с серьезным смыслом. Теличкина снялась во множестве картин и сыграла в них ярчайшие, запоминающиеся роли. Всего на счету актрисы более 70 фильмов. Среди них:
- «Осенние свадьбы».
- «Зигзаг удачи».
- «Начало».
- «Трясина».
- «Синие зайцы, или Музыкальное путешествие».
- «У самого Черного моря».
- «Где находится нофелет?»
- «Пять вечеров» и другие.
На экране актриса Валентина Теличкина всегда появлялась одетой с большим вкусом. Именно поэтому она стала одной из «законодательниц моды» советского периода.
В то время не так легко было найти модные журналы, а по телевидению о моде не рассказывали. Поэтому советские женщины внимательно следили за тем, как выглядят киноактрисы. Многие девушки старались подбирать себе наряды, как у героинь Теличкиной, и делать легкий макияж, чтобы хоть немного походить на артистку.
Кризис в творческой карьере
Несмотря на то что успех уже был в руках артистки, 90-е годы оказались для Теличкиной суровыми. Актрисе перестали поступать предложения сниматься в кино. Валентина Ивановна впала в депрессию.
Выбраться из этого состояния ей помог сын, который купил кисти и краски и посоветовал маме рисовать. Это увлекло Теличкину, зажгло ее новым азартом, позволило открыть в себе новые таланты. Тогда она не только разрисовала всю мебель в доме «под хохлому», но и начала создавать удивительные картины. А вскоре и смогла организовать свою выставку.
Рекомендуем: Любовь Орлова: судьба актрисы
Вскоре ей предложили роль в фильме «Незабудки», а спустя еще некоторое время ошеломляющий успех актрисе принес фильм «Бригада», где Валентина Ивановна сыграла мать Саши Белова.
Семейное счастье
Валентина Ивановна всегда была красавицей, и поклонников в юности у нее было предостаточно. Но пока ее подруги думали, чем же удивить своих ухажеров, Валя была полностью погружена в учебу.
Свою личную жизнь артистка не любит афишировать. Ее первым и единственным мужем стал архитектор Владимир Гудков, с которым они поженились в 1980 году. В этом же году у пары родился сын Иван, который, повзрослев, решил выбрать не творческую профессию. Он стал юристом и сейчас работает в «Газпроме».
Сегодня Валентина Ивановна, несмотря на свой возраст – 73 года, продолжает радовать зрителей своими работами. Она по-прежнему снимается в кино. Так, ее можно увидеть в фильмах биографического характера – «Есенин» и «Гоголь». А в прошлом году вышла на экраны долгожданная картина «Большой», где Теличкина блестяще исполнила роль директора хореографического училища.
Валентина Ивановна и в наши дни остается одной из самых успешных советских и российских актрис театра и кино, которая никогда не унывает, умеет наслаждаться жизнью и радовать зрителей своими новыми ролями. Автор: Анастасия Кайкова
Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 30-150 тысяч:
www.grc-eka.ru
Валентина Теличкина Википедия
Валенти́на Ива́новна Тели́чкина (род. 10 января 1945, с. Красное, Арзамасский район, Горьковская область, РСФСР, СССР) — советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка Российской Федерации (2009)[2].
Биография
Валентина Теличкина родилась 10 января 1945 года (в день сорокалетнего юбилея своей мамы[3]) в селе Красном Арзамасского района Горьковской области (ныне — Нижегородская область) в многодетной семье бывшего раскулаченного крестьянина, став седьмым, самым младшим ребёнком своих родителей. Отец — Иван Фёдорович Теличкин, мать — Татьяна Дмитриевна Теличкина. Отец был известным мастером в селе по валянию валенок, у него даже было именное золотое клеймо — своеобразный знак качества. В 1930-х годах Ивана Теличкина раскулачили, а потом приговорили к расстрелу[4]. У семьи Теличкиных отобрали дом и всё имущество. Татьяну Дмитриевну с пятью детьми спас родственник, юрист по образованию, подсказавший, как избежать высылки — развестись с супругом, что она и сделала, поселившись с ребятишками у матери. Сестре Ивана удалось спасти его от расстрела: она продала все семейные драгоценности и выкупила брата. Позже его посадили в тюрьму по ложному обвинению за то, что он покрыл крышу дома железом, и снова конфисковали имущество. Отбывая срок, Иван Фёдорович надорвал здоровье, но после освобождения соблюдал осторожность, не ругал власть, а начал жизнь практически с нуля — работал слесарем, построил новый дом[5]. Мама работала продавцом[6].
У Валентины с отцом всю жизнь существовала удивительная внутренняя связь[7]. Именно тогда она впитала в себя то, что в будущем воплотила в образах своих героинь — безмерность доброты и сострадания, умение брать на себя боль другого[4][5][8].
Валентина с раннего детства начала проявлять свой артистический талант, в средней школе принимала активное участие в художественной самодеятельности, играла на гитаре в струнном оркестре. После окончания школы она поехала в Москву и сразу поступила во ВГИК, в мастерскую Владимира Белокурова, где училась с 1963 по 1967 год[4][9].
С 1967 года Валентина Теличкина является актрисой Государственного театра киноактёра[2][4][9].
В кино Валентина Теличкина дебютировала после второго курса института, в 1965 году, снявшись в небольшой роли Даши в фильме «Таёжный десант» режиссёров Владимира Краснопольского и Валерия Ускова. В 1967 году она снялась в фильме Сергея Герасимова «Журналист». Свою роль в этой картине Теличкина стала считать главной в жизни, так как она «открыла ей дорогу в мир кино»[3][4][10].
После этого Валентина Ивановна сыграла в советском кинематографе множество ролей. Героини актрисы — живые и непосредственные женщины. Актрису называли «иконой стиля»[11][12].
С 1969 года Валентина Теличкина является членом Союза кинематографистов СССР[13].
В начале 1990-х годов актриса осталась без работы, началась депрессия[14]. Для выздоровления доктор предложил ей заняться тем, что нравится. Выяснилось, что ей нравится рисовать. В результате живопись помогла ей выйти из депрессии[3][15]. «Подарком судьбы» актриса считает роль Марьи Васильевны в драме о женских судьбах военного и послевоенного поколений режиссёра Льва Кулиджанова «Незабудки» (1994)[4]. Валентина Ивановна долго отказывалась сниматься в телесериалах, но, прочитав сценарий Алексея Сидорова для сериала «Бригада» (2002), согласилась принять в нём участие[4][16].
В фильмографии Валентины Теличкиной — более шестидесяти картин. Своё творческое вдохновение она черпает из произведений литературы. Это — классика и богословская литература. Ей близки Иван Ильин, Феофан Затворник, Иоанн Кронштадтский, Серафим Саровский, Андрей Кураев[4].
1 декабря 2010 года в Центральном Доме кино в Москве Валентина Теличкина открыла выставку своих живописных картин под названием «Мирная территория». Персональная выставка актрисы была организована в рамках Международного фестиваля религиозных кинофильмов и телепрограмм «Радонеж», членом жюри которого она является[12][17]. 23 ноября 2011 года Валентина Теличкина открыла в Липецком областном краеведческом музее очередную выставку своих картин «Мой ландриновый рай», проходящую в рамках кинофестиваля «Липецкий выбор—2011». Необычное название выставки — «родом из детства»: в детстве её любимым сортом конфет были ландриновые — леденцы типа монпансье[18].
Актриса живёт и работает в Москве.
Семья
- Отец — Иван Фёдорович Теличкин (1899—1975)[4][7].
- мать — Татьяна Дмитриевна (1905—1987)[4][7].
- муж — Владимир Николаевич Гудков, архитектор. Поженились в 1980 году[4][5][7][12].
Валентина Теличкина является воцерковлённым человеком и считает, что вера помогает преодолевать все трудности в жизни[19].
Общественная позиция
11 марта 2014 года Валентина Теличкина подписала обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики Президента Российской Федерации В. В. Путина по Украине и Крыму[20].
Творчество
Фильмография
- 1965 — Таёжный десант — Даша, невеста Кеши
- 1967 — Журналист — Валя Королькова, курьер и машинистка редакции
- 1967 — Три дня Виктора Чернышёва — Мила
- 1967 — Осенние свадьбы — Наташа
- 1968 — Первая девушка — Саня Ермакова, комсомолка
- 1968 — Необыкновенная выставка — Глафира Огурцова
- 1968 — Зигзаг удачи — Оля, кассир-контролёр в сберкассе, невеста Володи Орешникова
- 1969 — У озера — Валя Королькова, журналист
- 1970 — Начало — Валя, подруга Прасковьи (Паши) Строгановой
- 1970 — Счастье Анны — Анна Дронова
- 1970 — Чайка — Маша Шамраева
- 1972 — Синие зайцы, или Музыкальное путешествие — прекрасная женщина, учёный
- 1972 — Стоянка поезда — две минуты — Алёна, медсестра
- 1973 — Капитан — мама Дениски Кораблёва
- 1974 — Одиножды один — Нина Каретникова
- 1975 — Потому что люблю — Елена Муравьёва
- 1975 — Не может быть! (новелла «Свадебное происшествие») — Катерина, невеста Володи Завитушкина
- 1975 — У самого Чёрного моря — Светлана
- 1976 — Встретимся у фонтана — Люба, парикмахер-модельер
- 1976 — По секрету всему свету — Ася, мама Дениса Кораблёва
- 1977 — Трясина — Нина, невеста Степана
- 1978 — Здравствуй, река! — мать Стёпки
- 1978 — Пятое время года — Екатерина Баркалина
- 1978 — Пять вечеров — Зоя, продавщица из бакалеи
- 1979 — Впервые замужем — Галина Борисовна, подруга Антонины
- 1979 — Добряки — Надежда Павловна, управляющая делами института
- 1981 — Портрет жены художника — Нина, преподаватель педагогического техникума
- 1981 — Наше призвание — Клара Петровна Кашкина, учитель естествознания
- 1981 — Факты минувшего дня — Варвара Кряквина
- 1982 — Безумный день инженера Баркасова — Анюта, няня Бориса
- 1982 — Васса — Анна Васильевна Оношёнкова, секретарь и наперсница Вассы
- 1984 — Сильная личность из 2 «А» — Зинаида, учительница
- 1985 — Мужчины и все остальные — Нина Мефодиевна Кобахидзе
- 1986 — По главной улице с оркестром — Женя, жена Игоря
- 1986 — Была не была — Зоя Андреевна, завуч школы
- 1986 — Я — вожатый форпоста — Клара Петровна Кашкина, учитель естествознания
- 1987 — Ловкачи — Василиса Андреевна Метель, диспетчер ж/д станции, жена Николая
- 1987 — Забавы молодых — Нина Васильевна Бобылёва, мать Светланы
- 1987 — Где находится нофелет? — незнакомка
- 1987 — Человек свиты — Вика
- 1989 — Праздник ожидания праздника — Валентина, жена Сурена
- 1990 — Песнь, наводящая ужас — Зинаида
- 1990 — Сделано в СССР — Рита Артемьевна
- 1991 — Отдушина — Алевтина Нестерова, поэтесса
- 1991 — След медведя (Живодёр) — Наталья
- 1992 — Менялы — Зоя Александровна
- 1994 — Незабудки — Марья Васильевна, мать Володи
- 1997 — Волшебный портрет — мать Ивана
- 1998 — Классик — Ирина
- 1998 — Незнакомое оружие, или Крестоносец 2 — жена генерала
- 1999 — Кадриль — Валя Арефьева
- 2002 — Бригада — Татьяна Николаевна Белова, мать Саши
- 2004 — О любви в любую погоду — судья
- 2005 — Есенин — Татьяна Фёдоровна Титова, мать Сергея Есенина
- 2006 — Кто приходит в зимний вечер — Галина
- 2006 — Большие девочки — Маргарита Робертовна Кречетова
- 2008 — Гаишники — Ольга Николаевна, мать Сергея Лаврова
- 2009 — Гоголь. Ближайший — Мария Ивановна Гоголь-Яновская, мать Н. В. Гоголя
- 2009 — Огни большого города — Мария Звонарёва, жена Павла
- 2011 — Группа счастья — Анна Ивановна Краснова
- 2013 — Любовь — не картошка — Паня
- 2013 — Тётушки — тётушка Люба
- 2013 — Третья мировая — Зинаида (в зрелом возрасте)
- 2014 — Домик у реки — Ольга Ивановна, мать Анны
- 2014 — Чужое — Ирина Петровна, мать Екатерины и Сергея Колосовых
- 2017 — Большой — Унтилова, директор хореографического училища
Признание
Государственные награды
Общественные награды
Примечания
Ссылки
wikiredia.ru
ВАЛЕНТИНА ТЕЛИЧКИНА - ПОД ПЛАЩОМ МЕЛЬПОМЕНЫ
Родилась 10.01.1945, с. Красное, Арзамасский р-на, Горьковской обл.
Заслуженная артистка РСФСР (1976)Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1985 - за участие в фильме «Васса»)Лауреат премии Ленинского комсомола (1976) Валентина Теличкина родилась в селе Красном Горьковской (ныне Нижегородской) области. Ее отец, будучи кулаком, очень сильно пострадал от Советской власти. Впервые его раскулачили в 20-е годы. Отобрали все, оставив выживать с женой и четырьмя детьми. Затем над ним нависла расстрельная статья, и ему пришлось развестись, чтобы уберечь семью... Многое ему пришлось испытать, а в заключение его все-таки арестовали с конфискацией имущества. Поводом стало то, что он покрыл крышу своего дома железом…Валентина всего этого не могла помнить, поскольку родилась, когда родителям было уже под пятьдесят. О злоключениях своей семьи она знает лишь по рассказам. Но что удивительно, столько испытав от Советской власти, он никогда никому не высказывал обиды. «Доченька, - говорил он Валентине, - достаток – это Божья благодать, а избыток – это наказание. Поэтому, государство и отбирает у меня лишнее…»Валентина, как она сама признается, росла обыкновенной девчонкой. И хулиганистой, и смешливой, и плаксивой… Но главное – она всегда была ужасной фантазеркой. «Я погружалась в сказочный мир, воображая себя то Золушкой, которая ищет встречи с прекрасным принцем, то Царевной-Лягушкой, готовой в любой момент сбросить лягушачью шкуру и поразить всех сияющей красотой. Я выросла среди сказок, и не удивительно, что этот фантазийный мир мне казался лучше реального» - признается Валентина Ивановна.С ранних лет Валентина чувствовала себя актрисой. В два с половиной года она спела частушку в детском садике. Воспитателям это очень понравилось, и девочке пришлось на каждом утреннике повторять это выступление. Позже к песне Валя добавила и танец – она лихо отплясывала «Барыню». Очень часто она выступала и дома перед гостями, и это доставляло девочке огромное удовольствие.В школе Валентина с энтузиазмом окунулась в самодеятельность. Ей доверили вести сразу три кружка: танцевальный, драматический и художественного слова. Вместе с другими учениками она готовила большие концерты, которые, как утверждает Валентина Ивановна, были порой гораздо выше по профессиональному уровню, чем нынешнее телевидение.Ну, кем же еще после всего этого должна была стать Валентина Теличкина. Конечно актрисой!По окончании школы Валентина поступила во ВГИК, где ей довелось учиться в мастерской выдающегося актера Владимира Белокурова.В 1965 году Теличкина впервые снялась в кино. Это была роль Даши в киноповести режиссеров Владимира Краснопольского и Валерия Ускова «Таежный десант». А вскоре актрисе досталась роль, ставшая по-настоящему этапной в ее биографии. В социальной мелодраме Сергея Герасимова «Журналист», вышедшей на экраны в 1967 году, она сыграла курьера Валю. Картина, в которой проявилась склонность актрисы к характерным ролям, многое предопределила в ее дальнейшей судьбе. Здесь ей довелось сниматься рядом с такими мастерами, как Тамара Макарова, Анни Жирардо и Иван Лапиков, уже популярными Галиной Польских и Сергеем Никоненко, а также с начинающим Юрием Васильевым.В 1967 году Валентина Теличкина окончила ВГИК и стала актрисой Театра-студии киноактера. Начиная с 1967 года, она много и интересно снималась в кино. Мелодрама Бориса Яшина «Осенние свадьбы», трагикомедия Эльдара Шенгелая «Необыкновенная выставка», мелодрама Глеба Панфилова «Начало» - эти и другие картины сразу же сделали актрису любимицей зрителей. Знаменитые реплики ее героинь вошли в наш обиход. Помните хвастовство Вали в картине «Начало»: «А меня Иван Сидорыч Нефертити назвал!» Или предложение Зои в лирической драме Никиты Михалкова «Пять вечеров»: «Саша, а у меня идея: давайте поцелуемся!»Стоит отметить, что с первых же фильмов героинями Теличкиной стали, как правило, простые девушки из рабочей среды, наделенные сильным характером. При этом актрисе подвластны и очень сложные, насыщенные психологизмом характеры. Такой, например, стала ее Нина в психологической драме Григория Чухрая «Трясина» (1977), еще одна Нина в мелодраме Александра Панкратова «Портрет жены художника» (1981) и, конечно же, Анна в драме Глеба Панфилова «Васса» (1982).О фильме «Васса» стоит сказать отдельно. В этой картине актриса в полной мере продемонстрировала умение отказаться от фирменной своей милоты, чуть простодушного обаяния, дабы вписаться в сложнейший замысел, в режиссерскую концепцию, взращенную не только на наследии нашего классика Алексея Максимовича, но на опыте исторических трагедий Лукино Висконти. С начала 90-х Валентина Теличкина стала сниматься в кино гораздо реже. И на это есть причины. Как признается актриса, есть немало ролей, которые она не сыграла бы ни при каких обстоятельствах. «Я не сыграла бы ничего, что несет за собой соблазн, растление, в любой, даже самой привлекательной форме. Я бы не стала своим творчеством проповедовать сомнительные ценности». Следуя этим принципам, Теличкина не раз отказывалась от ролей, которые могли бы обеспечить ей безбедное состояние. Отказывалась даже тогда, когда очень сильно нуждалась в средствах. Но об этом она ничуть не жалеет.В конце 90-х Валентина Теличкина снялась в нескольких картинах, среди которых самой заметной стала комедия Виктора Титова «Кадриль». «Этот фильм стал для меня настоящим подарком судьбы, - признается актриса. – Меня, прежде всего, поразил сценарий – это настоящее, законченное литературное произведение, в котором нет ни малейшей небрежности. Замечательный слог, неспешные диалоги, невероятной душевности герои с совершенно дивными характерами!»В последние годы Валентина Теличкина, к сожалению, мало занята в кино. Свободное время она отдает семье. Ее муж по профессии архитектор, сын учится в МГИМО. С судьбой сына , по словам актрисы, связаны все ее мечты.А как же работа? К счастью в последние годы ситуация в нашем кино постепенно меняется в лучшую сторону. И Валентина Ивановна считает, что все еще у нее впереди. Подтверждением тому стала новая работа актрисы в фильме «Есенин», где она сыграла мать главного героя в исполнении Сергея Безрукова. http://www.rusactors.ru/ИНТЕРВЬЮ АКТРИСЫ«Люди умирают от пьянства и обжорства»http://gazeta.nugabest.ru/?nid=508&cnid=23&sid=gcv6l5dog0jlljndvivhorpjh5«Влюбляюсь в партнеров, но не изменяю мужу»http://gazeta.aif.ru/online/tv/96/tg02_01роли в кино 2006 Кто приходит в зимний вечер... 2006 Большие девочки :: Маргарита Робертовна Кречетова :: главная рольОчень добрая и наивная женщина. Родилась в небольшом провинциальном городке. Закончила Московский Пединститут и стала специалистом по дошкольной психологии, распределилась в родной город. После смерти мужа, родственники отправили Марго в Москву развеяться. Там, возле Третьяковской галереи, плачущую и ограбленную, ее узнала Ирина. В студенчестве девушки познакомились, собирая картошку на соседних полях. Уже в Москве Марго окончила курсы семейной психотерапии и устроилась на работу в Центр психологической поддержки и реабилитации. Любит говорить о Фэн-шуе, буддизме и аутотренингах. У нее есть две младшие сестры – Роза и Лилия. 2005 Есенин :: Татьяна Федоровна, мать ЕсенинаТы одна мне помощь и отрада,Ты одна мне несказанный свет. 2004 О любви в любую погоду 2002 Бригада :: мама Саши Белова 1999 Кадриль :: Валя Орефьева :: главная роль«Этот фильм стал для меня настоящим подарком судьбы, - признается актриса. – Меня, прежде всего, поразил сценарий – это настоящее, законченное литературное произведение, в котором нет ни малейшей небрежности. Замечательный слог, неспешные диалоги, невероятной душевности герои с совершенно дивными характерами!» 1998 Незнакомое оружие, или Крестоносец 2 :: Жена Генерала 1998 Классик :: Ирина 1997 Волшебный портрет :: Мать Ивана 1994 Незабудки 1992 Менялы :: Зоя Александровна"Знаешь, как с тобой тепло!" 1991 Отдушина 1990 Живодер 1989 Песнь, наводящая ужас 1987 Человек свиты 1987 Ловкачи 1987 Забавы молодых :: Нина Васильевнамама Светланы 1987 Где находится нофелет? :: Незнакомка"Как хорошо, что вы первый со мной заговорили, поскольку я сама бы не смогла". 1986 По главной улице с оркестром :: Женяжена Игоря 1985 Мужчины и все остальные 1984 Сильная личность из 2 "А" 1983 Васса :: Анна Оношенкова 1983 Безумный день инженера Баркасова :: няня Анюта 1981 Факты минувшего дня 1981 Портрет жены художника :: Нина :: главная роль 1981 Наше призвание :: Клара Петровна Кашкина 1980 Зигзаг 1979 Добряки :: Надежда Павловна"Я ещё верила, что брак исправляет людей!" 1979 Впервые замужем :: Галина Борисовнаподруга Антонины. Замужем за карточным шулером и торговцем антиквариатом. При этом регулярно посещает клуб по интересам - "Кому за 30". Манерна до вычурности, тщеславна, но в глубине искренне одинока. 1978 Пять вечеров :: Зояпродавщица из бакалеи"Берите от жизни всё!""Саша, а у меня идея. Давай поцелуемся!..Не бойся, я пошутила." 1978 Пятое время года 1978 Здравствуй, река 1977 Трясина :: Нина :: главная роль 1976 По секрету всему свету :: мама Дениса 1976 Встретимся у фонтана 1975 У самого Черного моря 1975 Не может быть! :: Катерина, невеста Володи Завитушкина3 часть "Свадебное происшествие" 1974 Потому что люблю :: Лена 1974 Одиножды один :: Нина 1973 Капитан :: мама Дениса 1972 Стоянка поезда - две минуты :: медсестра Алена 1972 Синие зайцы 1970 Шаг с крыши 1970 Чайка 1970 Счастье Анны 1970 Начало :: Валяподруга"А меня Иван Сидорыч Нифертити назвал!""Да нельзя мне целоваться:слаба...млею". 1969 У озера :: Валя КорольковаБиблиотекарша."Обижайтесь на здоровье. Плакать не будем". 1969 Золотые ворота 1968 Три дня Виктора Чернышева :: Мила 1968 Первая девушка 1968 Необыкновенная выставка 1968 Зигзаг удачи :: Оля :: главная ролькассир-контроллер в сберкассе."Отверни аппарат. Он на нас смотрит". 1967 Осенние свадьбы :: Наташа :: главная роль 1967 Журналист :: Журналистка-курьер Валя Королькова 1965 Таежный десант :: Дашаm-llekolombina.livejournal.com
Теличкина, Валентина Ивановна — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Валенти́на Ива́новна Тели́чкина (род. 10 января 1945, с. Красное, Арзамасский район, Горьковская область, РСФСР, СССР) — советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка Российской Федерации (2009)[1].
Биография
Валентина Теличкина родилась 10 января 1945 года (в день сорокалетнего юбилея своей мамы[2]) в селе Красном Арзамасского района Горьковской области (ныне — Нижегородская область) в многодетной семье бывшего раскулаченного крестьянина, став седьмым, самым младшим ребёнком своих родителей. Отец — Иван Фёдорович Теличкин, мать — Татьяна Дмитриевна Теличкина. Отец был известным мастером в селе по валянию валенок, у него даже было именное купеческое золотое клеймо — своеобразный знак качества. В 1930-х годах Ивана Теличкина раскулачили, а потом приговорили к расстрелу. У семьи Теличкиных отобрали дом и всё имущество. Татьяну Дмитриевну с пятью детьми спас родственник, юрист по образованию, подсказавший, как избежать высылки — развестись с супругом, что она и сделала, поселившись с ребятишками у матери. Сестре Ивана удалось спасти его от расстрела: она продала все семейные драгоценности и выкупила брата. Позже его посадили в тюрьму по ложному обвинению за то, что он покрыл крышу дома железом, и снова конфисковали имущество. Отбывая срок Иван Фёдорович надорвал здоровье, но после освобождения соблюдал осторожность, не ругал власть, а начал жизнь практически с нуля — работал слесарем, построил новый дом. Мама работала продавцом[3][4][5].
У Валентины с отцом всю жизнь существовала удивительная внутренняя связь, можно сказать на уровне подсознания. По её словам, это невероятное ощущение единения от духовной близости с Иваном Фёдоровичем она пронесла через всю свою жизнь: «Чем я старше, тем мой папа становится умнее». Свою личную судьбу и творческую индивидуальность она неразрывно связывает со своим детством, прошедшем в небольшом селе рядом с любимым отцом, выше которого для неё только Бог. Именно тогда она впитала в себя то, что в будущем воплотила в образах своих героинь — безмерность доброты и сострадания, умение брать на себя боль другого[3][6][7][5].
Валентина с раннего детства начала проявлять свой артистический талант — пела частушки на концертах в детском саду. В средней школе принимала активное участие в художественной самодеятельности: пела, танцевала, читала стихи и рассказы, играла на гитаре в струнном оркестре. Поэтому после окончания школы она поехала в Москву и сразу поступила во ВГИК, в мастерскую Владимира Белокурова, где училась с 1963 по 1967 год[3][8].
С 1967 года Валентина Теличкина является актрисой Государственного театра киноактёра[1][3][8].
В кино Валентина Теличкина дебютировала после второго курса института, в 1965 году, снявшись в небольшой роли Даши в фильме «Таёжный десант» режиссёров Владимира Краснопольского и Валерия Ускова.
В 1967 году она снялась в фильме Сергея Герасимова «Журналист» — курьерша Валя Королькова. Со временем свою роль в этой картине Теличкина стала считать главной в жизни, так как она «открыла ей дорогу в мир кино»[2][3][9].
После этого Валентина Ивановна сыграла в советском кинематографе множество ролей. Это и председатель сельсовета Анна Дронова в драме Юрия Рогова «Счастье Анны» (1970), и гротескная Валентина в картине Глеба Панфилова «Начало» (1970), и перезрелая невеста Катерина в комедии Леонида Гайдая «Не может быть!» (1975), и случайная возлюбленная продавщица Зоя в лирической драме Никиты Михалкова «Пять вечеров» (1978), и хищная экономка Анна Оношёнкова в «Вассе» (1982) Глеба Панфилова.
Героини актрисы — живые и непосредственные, дерзкие и капризные, задумчивые и целеустремлённые, казалось бы, простые... и вместе с тем необыкновенные. Образ актрисы в кино покорял не только искушённых кинокритиков и придирчивых коллег, но и всех модниц Советского Союза. Героини Теличкиной были одеты так, словно сошли с обложки зарубежного журнала, а саму актрису называли «иконой стиля»[10][11].
С 1969 года Валентина Теличкина является членом Союза кинематографистов СССР[12].
В начале 1990 годов актриса осталась без работы. Валентину стали мучить сильные головные боли, началась депрессия — этот диагноз ей поставил известный московский психотерапевт[прояснить]. Для выздоровления он предложил ей заняться тем, что нравится. Выяснилось, что ей нравится рисовать. Тогда доктор потребовал, чтобы она каждый день приносила ему свои акварельные рисунки. Её сын Иван, который тогда учился в школе купил ей кисти и краски. Сначала Теличкина расписала под хохлому всю мебель в доме, а потом начала писать картины. Почти на каждой она рисовала родительский дом. В результате, живопись помогла ей выйти из депрессии[2][13][14].
«Подарком судьбы» актриса считает роль Марьи Васильевны в драме о женских судьбах военного и послевоенного поколений режиссёра Льва Кулиджанова «Незабудки» (1994)[3].
Валентина Ивановна долго отказывалась сниматься в телесериалах, но, прочитав сценарий Алексея Сидорова (это и его режиссёрский дебют) для сериала «Бригада» (2002), согласилась принять в нём участие, и снялась в роли Татьяны Николаевны Беловой, любящей матери Саши Белова. Сценарий привлёк актрису своей профессиональной состоятельностью, хотя сама тема изначально насторожила и даже долгое время стояла под вопросом[3][15].
В 2006 году она сыграла в сериале-ситкоме «Большие девочки».
В фильмографии Валентины Теличкиной — более шестидесяти картин. Своё творческое вдохновение она черпает из произведений литературы. Это — классика и богословская литература. Ей близки Иван Ильин, Феофан Затворник, Иоанн Кронштадтский, Серафим Саровский, Андрей Кураев[3].
1 декабря 2010 года в Центральном Доме кино в Москве Валентина Теличкина открыла выставку своих живописных картин под названием «Мирная территория». Это — пейзажи, натюрморты, нарядные люди, смешные бытовые сценки. Персональная выставка актрисы была организована в рамках Международного фестиваля религиозных кинофильмов и телепрограмм «Радонеж», членом жюри которого она является и который как раз накануне стартовал в ЦДК[11][16].
23 ноября 2011 года Валентина Теличкина открыла в Липецком областном краеведческом музее очередную выставку своих картин «Мой ландриновый рай», проходящую в рамках кинофестиваля «Липецкий выбор—2011». Среди представленных работ было много картин на православную тему, пейзажных зарисовок и натюрмортов. Необычное название выставки — «родом из детства». Когда актриса была ещё девочкой, её любимым сортом конфет были ландриновые — леденцы типа монпансье. По словам Валентины Ивановны, большую часть своих картин она дарит друзьям[17].
Актриса живёт и работает в Москве.
Семья
- Отец — Иван Фёдорович Теличкин (1899—1975)[3][6].
- Мать — Татьяна Дмитриевна Теличкина (1905—1987)[3][6].
- Супруг — Владимир Николаевич Гудков, архитектор. Поженились в 1980 году[3][5][6][11].
- Сын — Иван Владимирович Гудков (род. 1979)[11][16], выпускник МГИМО[3][6].
- Внук — Николай Иванович Гудков (род. 2014)[11].
- Сын — Иван Владимирович Гудков (род. 1979)[11][16], выпускник МГИМО[3][6].
Валентина Теличкина является седьмым, самым младшим ребёнком в семье, у неё есть ещё шестеро братьев и сестёр[3][6].
Актриса любит читать, выращивать цветы. Она — воцерковленный человек и считает, что вера помогает преодолевать все трудности в жизни[18].
Общественная позиция
11 марта 2014 года Валентина Теличкина подписала обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики Президента Российской Федерации В. В. Путина по Украине и Крыму[19].
Творчество
Фильмография
- 1965 — Таёжный десант — Даша, невеста Кеши
- 1967 — Журналист — Валя Королькова, курьер и машинистка редакции
- 1967 — Три дня Виктора Чернышёва — Мила
- 1967 — Осенние свадьбы — Наташа
- 1968 — Первая девушка — Саня Ермакова, комсомолка
- 1968 — Необыкновенная выставка — Глафира Огурцова
- 1968 — Зигзаг удачи — Оля, кассир-контролёр в сберкассе, невеста Володи Орешникова
- 1969 — У озера — Валя Королькова, журналист
- 1970 — Начало — Валя, подруга Прасковьи (Паши) Строгановой
- 1970 — Счастье Анны — Анна Дронова
- 1970 — Чайка — Маша Шамраева
- 1972 — Синие зайцы, или Музыкальное путешествие — прекрасная женщина, учёный
- 1972 — Стоянка поезда — две минуты — Алёна, медсестра
- 1973 — Капитан — мама Дениски
- 1974 — Одиножды один — Нина Каретникова
- 1975 — Потому что люблю — Елена Муравьёва
- 1975 — Не может быть! (новелла «Свадебное происшествие») — Катерина, невеста Володи Завитушкина
- 1975 — У самого Чёрного моря — Светлана
- 1976 — Встретимся у фонтана — Люба, парикмахер-модельер
- 1976 — По секрету всему свету — Ася, мама Дениса Кораблёва
- 1977 — Трясина — Нина, невеста Степана
- 1978 — Здравствуй, река! — мать Стёпки
- 1978 — Пятое время года — Екатерина Баркалина
- 1978 — Пять вечеров — Зоя, продавщица из бакалеи
- 1979 — Впервые замужем — Галина Борисовна, подруга Антонины
- 1979 — Добряки — Надежда Павловна, управляющая делами института
- 1981 — Портрет жены художника — Нина, преподаватель педагогического техникума
- 1981 — Наше призвание — Клара Петровна Кашкина, учитель естествознания
- 1981 — Факты минувшего дня — Варвара Кряквина
- 1982 — Безумный день инженера Баркасова — Анюта, няня Бориса
- 1982 — Васса — Анна Васильевна Оношёнкова, секретарь и наперсница Вассы
- 1984 — Сильная личность из 2 «А» — Зинаида, учительница
- 1985 — Мужчины и все остальные — Нина Мефодиевна Кобахидзе
- 1986 — По главной улице с оркестром — Женя, жена Игоря
- 1986 — Была не была — Зоя Андреевна, завуч школы
- 1986 — Я — вожатый форпоста — Клара Петровна Кашкина, учитель естествознания
- 1987 — Ловкачи — Василиса Андреевна Метель, диспетчер ж/д станции, жена Николая
- 1987 — Забавы молодых — Нина Васильевна Бобылёва, мать Светланы
- 1987 — Где находится нофелет? — незнакомка
- 1987 — Человек свиты — Вика
- 1989 — Праздник ожидания праздника — Валентина, жена Сурена
- 1990 — Песнь, наводящая ужас — Зинаида
- 1990 — Сделано в СССР — Рита Артемьевна
- 1991 — Отдушина — Алевтина Нестерова, поэтесса
- 1991 — След медведя (Живодёр) — Наталья
- 1992 — Менялы — Зоя Александровна
- 1994 — Незабудки — Марья Васильевна, мать Володи
- 1997 — Волшебный портрет — мать Ивана
- 1998 — Классик — Ирина
- 1998 — Незнакомое оружие, или Крестоносец 2 — жена генерала
- 1999 — Кадриль — Валя Арефьева
- 2002 — Бригада — Татьяна Николаевна Белова, мать «Саши Белого»
- 2004 — О любви в любую погоду — судья
- 2005 — Есенин — Татьяна Фёдоровна Титова, мать Сергея Есенина
- 2006 — Кто приходит в зимний вечер — Галина
- 2006 — Большие девочки — Маргарита Робертовна Кречетова
- 2008 — Гаишники — Ольга Николаевна, мать Сергея Лаврова
- 2009 — Гоголь. Ближайший — Мария Ивановна Гоголь-Яновская, мать Н. В. Гоголя
- 2009 — Огни большого города — Мария Звонарёва, жена Павла
- 2011 — Группа счастья — Анна Ивановна Краснова
- 2013 — Любовь — не картошка — Паня
- 2013 — Тётушки — тётушка Люба
- 2013 — Третья мировая — Зинаида (в зрелом возрасте)
- 2014 — Домик у реки — Ольга Ивановна, мать Анны
- 2014 — Чужое — Ирина Петровна, мать Екатерины и Сергея Колосовых
Признание
Государственные награды
Общественные награды
Напишите отзыв о статье "Теличкина, Валентина Ивановна"
Примечания
- ↑ 1 2 3 [base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=EXP&n=448871&req=doc Указ Президента Российской Федерации Д. Медведева № 403 от 16 апреля 2009 года «О присвоении почётного звания "Народный артист Российской Федерации" Теличкиной В. И.»] Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» // base.consultant.ru
- ↑ 1 2 3 Автор проекта: Наталия Сологубова. [tvkultura.ru/video/show/brand_id/20872/episode_id/532399/video_id/532399 ВИДЕО. Программа «Линия жизни»: Валентина Теличкина (2010 год). Она рассказывает о детстве, проведённом в небольшом селе, о поступлении во ВГИК и значительных работах в фильмах.] Телеканал «Россия К» // tvkultura.ru
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 [slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%9A%D1%82%D0%BE%20%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%BA%D1%82%D0%BE%20%D0%B2%20%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B5/%D0%A2%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0/ Теличкина Валентина Ивановна. Биография.] Энциклопедия «Кто есть кто в современной культуре». Эксклюзивные биографии. — Выпуск 1-2. — М.: МК-Периодика, 2006-2007. «Яндекс.Словари» // slovari.yandex.ru
- ↑ Катерина Романенкова, Татьяна Алексеева. [video.ru/interview/entry/232 Интервью актёров. «Валентина Теличкина не хвалит мужа, чтобы его не увели».] // video.ru (6 марта 2004 года)
- ↑ 1 2 3 [www.m24.ru/videos/66594?attempt=1 ВИДЕО. Документальный цикл «Частная история»: Валентина Теличкина.] Телеканал «Москва. Доверие» // m24.ru (эфир — 9 ноября 2014 года)
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Автор: Олег Рыбаков. [tvkultura.ru/video/show/brand_id/20882/episode_id/154062/video_id/154062 ВИДЕО. Документальный фильм «Острова. Валентина Теличкина» (2010 год).] Телеканал «Россия К» // tvkultura.ru
- ↑ [www.unikino.ru/day-by-day/item/6137-%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B-%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B9.html «Мирная территория» Валентины Теличкиной.] Официальный сайт Союза кинематографистов Российской Федерации // unikino.ru (10 января 2015 года)
- ↑ 1 2 [www.teatrkinoaktera.ru/troupe/?id=64 Труппа театра. Теличкина Валентина Ивановна.] Государственный театр киноактёра // teatrkinoaktera.ru
- ↑ Ольга Драгунова. [www.tvc.ru/channel/brand/id/2271/show/news/news_id/635 ВИДЕО. Документальный фильм «Валентина Теличкина. Начать с нуля» (премьера — 10 января 2015 года).] «ТВ Центр» // tvc.ru
- ↑ [www.1tv.ru/news/culture/275414 ВИДЕО. Новости. Знаменитая советская актриса Валентина Теличкина отмечает юбилей.] Первый канал // 1tv.ru (10 января 2015 года)
- ↑ 1 2 3 4 5 Автор: Наталья Передельская. [www.1tv.ru/documentary/fi=8575 ВИДЕО. Документальное кино. Биографический фильм «Валентина Теличкина. Нефертити из провинции».] Первый канал // 1tv.ru (эфир — 9 января 2015 года)
- ↑ [ria.ru/spravka/20150110/1039827732.html Справки. Валентина Теличкина. Биография. 10 января 2015 года исполняется 70 лет Народной артистке России Валентине Ивановне Теличкиной.] «РИА Новости» // ria.ru (10 января 2015 года)
- ↑ Александр Мельман. [www.mk.ru/culture/interview/2010/01/10/409797-litso-ne-s-oblozhki.html Лицо не с обложки. Валентина Теличкина: «Меня считают красивой? Спасибо, я так не считаю»] Газета «Московский комсомолец» (№ 25249 от 11 января 2010 года) // mk.ru
- ↑ Автор: Ирина Капралова. [www.1tv.ru/anons/id=153269 Документальный фильм «Валентина Теличкина. Дышится хорошо, живётся по-разному».] Первый канал // 1tv.ru (эфир — 10 января 2010 года)
- ↑ Автор: Леонид Гуревич. [www.semya.ru/articles/vstrecha-po-vashey-prosbe/valentina-telichkina-harakter-u-menya-razniy-640 Валентина Теличкина: «Характер у меня разный».] Еженедельная газета «Семья» // semya.ru (13 июня 2001 года)
- ↑ 1 2 [www.rg.ru/2010/12/01/telichkina-anons.html Киноактриса Валентина Теличкина удивила новым талантом, открыв выставку своих картин.] «Российская газета» // rg.ru (1 декабря 2010 года)
- ↑ [lrnews.ru/news/full/35882 ВИДЕО. Новости. Валентина Теличкина открыла выставку своих картин в Липецке.] «LRNews новости Липецка» // lrnews.ru (23 ноября 2011 года)
- ↑ [www.vokrug.tv/person/show/Valentina_Telichkina/ Валентина Теличкина. Биография.] «Вокруг ТВ» // vokrug.tv
- ↑ [mkrf.ru/press-tsentr/novosti/ministerstvo/deyateli-kultury-rossii-v-podderzhku-pozitsii-prezidenta-po-ukraine-i-krymu Деятели культуры России — в поддержку позиции Президента по Украине и Крыму.] Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации // mkrf.ru (11 марта 2014 года)
Ссылки
- [www.kremlin.ru/news/6601 Новости. Дмитрий Медведев поздравил народную артистку России Валентину Теличкину с Днём рождения.] Официальный сайт Президента России // kremlin.ru (10 января 2010 года)
- Анна Абакумова. [ugranow.ru/2014/04/17/%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D0%BF%D1%80%D0%BE-%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8F-%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BB/ Валентина Теличкина: «Про меня говорили, что я очень нравлюсь Брежневу, но я с ним никогда не встречалась».] Служба новостей «UgraNow».// ugranow.ru (17 апреля 2014 года)
- [cinema.mosfilm.ru/persons/persona/Aktyory/telichkina_2112/ Валентина Теличкина. Фильмография, обложки фильмов.] «Мосфильм» // cinema.mosfilm.ru
- [www.afisha.ru/people/275868/ Валентина Теличкина: обзор фильмов, фотографии.] Компания «Афиша» // afisha.ru
Отрывок, характеризующий Теличкина, Валентина Ивановна
– Собака на забог'е, живая собака на забог'е, – сказал Денисов ему вслед – высшую насмешку кавалериста над верховым пехотным, и, подъехав к Ростову, расхохотался. – Отбил у пехоты, отбил силой транспорт! – сказал он. – Что ж, не с голоду же издыхать людям? Повозки, которые подъехали к гусарам были назначены в пехотный полк, но, известившись через Лаврушку, что этот транспорт идет один, Денисов с гусарами силой отбил его. Солдатам раздали сухарей в волю, поделились даже с другими эскадронами. На другой день, полковой командир позвал к себе Денисова и сказал ему, закрыв раскрытыми пальцами глаза: «Я на это смотрю вот так, я ничего не знаю и дела не начну; но советую съездить в штаб и там, в провиантском ведомстве уладить это дело, и, если возможно, расписаться, что получили столько то провианту; в противном случае, требованье записано на пехотный полк: дело поднимется и может кончиться дурно». Денисов прямо от полкового командира поехал в штаб, с искренним желанием исполнить его совет. Вечером он возвратился в свою землянку в таком положении, в котором Ростов еще никогда не видал своего друга. Денисов не мог говорить и задыхался. Когда Ростов спрашивал его, что с ним, он только хриплым и слабым голосом произносил непонятные ругательства и угрозы… Испуганный положением Денисова, Ростов предлагал ему раздеться, выпить воды и послал за лекарем. – Меня за г'азбой судить – ох! Дай еще воды – пускай судят, а буду, всегда буду подлецов бить, и госудаг'ю скажу. Льду дайте, – приговаривал он. Пришедший полковой лекарь сказал, что необходимо пустить кровь. Глубокая тарелка черной крови вышла из мохнатой руки Денисова, и тогда только он был в состоянии рассказать все, что с ним было. – Приезжаю, – рассказывал Денисов. – «Ну, где у вас тут начальник?» Показали. Подождать не угодно ли. «У меня служба, я зa 30 верст приехал, мне ждать некогда, доложи». Хорошо, выходит этот обер вор: тоже вздумал учить меня: Это разбой! – «Разбой, говорю, не тот делает, кто берет провиант, чтоб кормить своих солдат, а тот кто берет его, чтоб класть в карман!» Так не угодно ли молчать. «Хорошо». Распишитесь, говорит, у комиссионера, а дело ваше передастся по команде. Прихожу к комиссионеру. Вхожу – за столом… Кто же?! Нет, ты подумай!…Кто же нас голодом морит, – закричал Денисов, ударяя кулаком больной руки по столу, так крепко, что стол чуть не упал и стаканы поскакали на нем, – Телянин!! «Как, ты нас с голоду моришь?!» Раз, раз по морде, ловко так пришлось… «А… распротакой сякой и… начал катать. Зато натешился, могу сказать, – кричал Денисов, радостно и злобно из под черных усов оскаливая свои белые зубы. – Я бы убил его, кабы не отняли. – Да что ж ты кричишь, успокойся, – говорил Ростов: – вот опять кровь пошла. Постой же, перебинтовать надо. Денисова перебинтовали и уложили спать. На другой день он проснулся веселый и спокойный. Но в полдень адъютант полка с серьезным и печальным лицом пришел в общую землянку Денисова и Ростова и с прискорбием показал форменную бумагу к майору Денисову от полкового командира, в которой делались запросы о вчерашнем происшествии. Адъютант сообщил, что дело должно принять весьма дурной оборот, что назначена военно судная комиссия и что при настоящей строгости касательно мародерства и своевольства войск, в счастливом случае, дело может кончиться разжалованьем. Дело представлялось со стороны обиженных в таком виде, что, после отбития транспорта, майор Денисов, без всякого вызова, в пьяном виде явился к обер провиантмейстеру, назвал его вором, угрожал побоями и когда был выведен вон, то бросился в канцелярию, избил двух чиновников и одному вывихнул руку. Денисов, на новые вопросы Ростова, смеясь сказал, что, кажется, тут точно другой какой то подвернулся, но что всё это вздор, пустяки, что он и не думает бояться никаких судов, и что ежели эти подлецы осмелятся задрать его, он им ответит так, что они будут помнить. Денисов говорил пренебрежительно о всем этом деле; но Ростов знал его слишком хорошо, чтобы не заметить, что он в душе (скрывая это от других) боялся суда и мучился этим делом, которое, очевидно, должно было иметь дурные последствия. Каждый день стали приходить бумаги запросы, требования к суду, и первого мая предписано было Денисову сдать старшему по себе эскадрон и явиться в штаб девизии для объяснений по делу о буйстве в провиантской комиссии. Накануне этого дня Платов делал рекогносцировку неприятеля с двумя казачьими полками и двумя эскадронами гусар. Денисов, как всегда, выехал вперед цепи, щеголяя своей храбростью. Одна из пуль, пущенных французскими стрелками, попала ему в мякоть верхней части ноги. Может быть, в другое время Денисов с такой легкой раной не уехал бы от полка, но теперь он воспользовался этим случаем, отказался от явки в дивизию и уехал в госпиталь.В июне месяце произошло Фридландское сражение, в котором не участвовали павлоградцы, и вслед за ним объявлено было перемирие. Ростов, тяжело чувствовавший отсутствие своего друга, не имея со времени его отъезда никаких известий о нем и беспокоясь о ходе его дела и раны, воспользовался перемирием и отпросился в госпиталь проведать Денисова. Госпиталь находился в маленьком прусском местечке, два раза разоренном русскими и французскими войсками. Именно потому, что это было летом, когда в поле было так хорошо, местечко это с своими разломанными крышами и заборами и своими загаженными улицами, оборванными жителями и пьяными и больными солдатами, бродившими по нем, представляло особенно мрачное зрелище. В каменном доме, на дворе с остатками разобранного забора, выбитыми частью рамами и стеклами, помещался госпиталь. Несколько перевязанных, бледных и опухших солдат ходили и сидели на дворе на солнушке. Как только Ростов вошел в двери дома, его обхватил запах гниющего тела и больницы. На лестнице он встретил военного русского доктора с сигарою во рту. За доктором шел русский фельдшер. – Не могу же я разорваться, – говорил доктор; – приходи вечерком к Макару Алексеевичу, я там буду. – Фельдшер что то еще спросил у него. – Э! делай как знаешь! Разве не всё равно? – Доктор увидал подымающегося на лестницу Ростова. – Вы зачем, ваше благородие? – сказал доктор. – Вы зачем? Или пуля вас не брала, так вы тифу набраться хотите? Тут, батюшка, дом прокаженных. – Отчего? – спросил Ростов. – Тиф, батюшка. Кто ни взойдет – смерть. Только мы двое с Макеевым (он указал на фельдшера) тут трепемся. Тут уж нашего брата докторов человек пять перемерло. Как поступит новенький, через недельку готов, – с видимым удовольствием сказал доктор. – Прусских докторов вызывали, так не любят союзники то наши. Ростов объяснил ему, что он желал видеть здесь лежащего гусарского майора Денисова. – Не знаю, не ведаю, батюшка. Ведь вы подумайте, у меня на одного три госпиталя, 400 больных слишком! Еще хорошо, прусские дамы благодетельницы нам кофе и корпию присылают по два фунта в месяц, а то бы пропали. – Он засмеялся. – 400, батюшка; а мне всё новеньких присылают. Ведь 400 есть? А? – обратился он к фельдшеру. Фельдшер имел измученный вид. Он, видимо, с досадой дожидался, скоро ли уйдет заболтавшийся доктор. – Майор Денисов, – повторил Ростов; – он под Молитеном ранен был. – Кажется, умер. А, Макеев? – равнодушно спросил доктор у фельдшера. Фельдшер однако не подтвердил слов доктора. – Что он такой длинный, рыжеватый? – спросил доктор. Ростов описал наружность Денисова. – Был, был такой, – как бы радостно проговорил доктор, – этот должно быть умер, а впрочем я справлюсь, у меня списки были. Есть у тебя, Макеев? – Списки у Макара Алексеича, – сказал фельдшер. – А пожалуйте в офицерские палаты, там сами увидите, – прибавил он, обращаясь к Ростову. – Эх, лучше не ходить, батюшка, – сказал доктор: – а то как бы сами тут не остались. – Но Ростов откланялся доктору и попросил фельдшера проводить его. – Не пенять же чур на меня, – прокричал доктор из под лестницы. Ростов с фельдшером вошли в коридор. Больничный запах был так силен в этом темном коридоре, что Ростов схватился зa нос и должен был остановиться, чтобы собраться с силами и итти дальше. Направо отворилась дверь, и оттуда высунулся на костылях худой, желтый человек, босой и в одном белье. Он, опершись о притолку, блестящими, завистливыми глазами поглядел на проходящих. Заглянув в дверь, Ростов увидал, что больные и раненые лежали там на полу, на соломе и шинелях. – А можно войти посмотреть? – спросил Ростов. – Что же смотреть? – сказал фельдшер. Но именно потому что фельдшер очевидно не желал впустить туда, Ростов вошел в солдатские палаты. Запах, к которому он уже успел придышаться в коридоре, здесь был еще сильнее. Запах этот здесь несколько изменился; он был резче, и чувствительно было, что отсюда то именно он и происходил. В длинной комнате, ярко освещенной солнцем в большие окна, в два ряда, головами к стенам и оставляя проход по середине, лежали больные и раненые. Большая часть из них были в забытьи и не обратили вниманья на вошедших. Те, которые были в памяти, все приподнялись или подняли свои худые, желтые лица, и все с одним и тем же выражением надежды на помощь, упрека и зависти к чужому здоровью, не спуская глаз, смотрели на Ростова. Ростов вышел на середину комнаты, заглянул в соседние двери комнат с растворенными дверями, и с обеих сторон увидал то же самое. Он остановился, молча оглядываясь вокруг себя. Он никак не ожидал видеть это. Перед самым им лежал почти поперек середняго прохода, на голом полу, больной, вероятно казак, потому что волосы его были обстрижены в скобку. Казак этот лежал навзничь, раскинув огромные руки и ноги. Лицо его было багрово красно, глаза совершенно закачены, так что видны были одни белки, и на босых ногах его и на руках, еще красных, жилы напружились как веревки. Он стукнулся затылком о пол и что то хрипло проговорил и стал повторять это слово. Ростов прислушался к тому, что он говорил, и разобрал повторяемое им слово. Слово это было: испить – пить – испить! Ростов оглянулся, отыскивая того, кто бы мог уложить на место этого больного и дать ему воды. – Кто тут ходит за больными? – спросил он фельдшера. В это время из соседней комнаты вышел фурштадский солдат, больничный служитель, и отбивая шаг вытянулся перед Ростовым. – Здравия желаю, ваше высокоблагородие! – прокричал этот солдат, выкатывая глаза на Ростова и, очевидно, принимая его за больничное начальство. – Убери же его, дай ему воды, – сказал Ростов, указывая на казака. – Слушаю, ваше высокоблагородие, – с удовольствием проговорил солдат, еще старательнее выкатывая глаза и вытягиваясь, но не трогаясь с места. – Нет, тут ничего не сделаешь, – подумал Ростов, опустив глаза, и хотел уже выходить, но с правой стороны он чувствовал устремленный на себя значительный взгляд и оглянулся на него. Почти в самом углу на шинели сидел с желтым, как скелет, худым, строгим лицом и небритой седой бородой, старый солдат и упорно смотрел на Ростова. С одной стороны, сосед старого солдата что то шептал ему, указывая на Ростова. Ростов понял, что старик намерен о чем то просить его. Он подошел ближе и увидал, что у старика была согнута только одна нога, а другой совсем не было выше колена. Другой сосед старика, неподвижно лежавший с закинутой головой, довольно далеко от него, был молодой солдат с восковой бледностью на курносом, покрытом еще веснушками, лице и с закаченными под веки глазами. Ростов поглядел на курносого солдата, и мороз пробежал по его спине. – Да ведь этот, кажется… – обратился он к фельдшеру. – Уж как просили, ваше благородие, – сказал старый солдат с дрожанием нижней челюсти. – Еще утром кончился. Ведь тоже люди, а не собаки… – Сейчас пришлю, уберут, уберут, – поспешно сказал фельдшер. – Пожалуйте, ваше благородие. – Пойдем, пойдем, – поспешно сказал Ростов, и опустив глаза, и сжавшись, стараясь пройти незамеченным сквозь строй этих укоризненных и завистливых глаз, устремленных на него, он вышел из комнаты.
Пройдя коридор, фельдшер ввел Ростова в офицерские палаты, состоявшие из трех, с растворенными дверями, комнат. В комнатах этих были кровати; раненые и больные офицеры лежали и сидели на них. Некоторые в больничных халатах ходили по комнатам. Первое лицо, встретившееся Ростову в офицерских палатах, был маленький, худой человечек без руки, в колпаке и больничном халате с закушенной трубочкой, ходивший в первой комнате. Ростов, вглядываясь в него, старался вспомнить, где он его видел. – Вот где Бог привел свидеться, – сказал маленький человек. – Тушин, Тушин, помните довез вас под Шенграбеном? А мне кусочек отрезали, вот… – сказал он, улыбаясь, показывая на пустой рукав халата. – Василья Дмитриевича Денисова ищете? – сожитель! – сказал он, узнав, кого нужно было Ростову. – Здесь, здесь и Тушин повел его в другую комнату, из которой слышался хохот нескольких голосов. «И как они могут не только хохотать, но жить тут»? думал Ростов, всё слыша еще этот запах мертвого тела, которого он набрался еще в солдатском госпитале, и всё еще видя вокруг себя эти завистливые взгляды, провожавшие его с обеих сторон, и лицо этого молодого солдата с закаченными глазами. Денисов, закрывшись с головой одеялом, спал не постели, несмотря на то, что был 12 й час дня. – А, Г'остов? 3до'ово, здо'ово, – закричал он всё тем же голосом, как бывало и в полку; но Ростов с грустью заметил, как за этой привычной развязностью и оживленностью какое то новое дурное, затаенное чувство проглядывало в выражении лица, в интонациях и словах Денисова. Рана его, несмотря на свою ничтожность, все еще не заживала, хотя уже прошло шесть недель, как он был ранен. В лице его была та же бледная опухлость, которая была на всех гошпитальных лицах. Но не это поразило Ростова; его поразило то, что Денисов как будто не рад был ему и неестественно ему улыбался. Денисов не расспрашивал ни про полк, ни про общий ход дела. Когда Ростов говорил про это, Денисов не слушал. Ростов заметил даже, что Денисову неприятно было, когда ему напоминали о полке и вообще о той, другой, вольной жизни, которая шла вне госпиталя. Он, казалось, старался забыть ту прежнюю жизнь и интересовался только своим делом с провиантскими чиновниками. На вопрос Ростова, в каком положении было дело, он тотчас достал из под подушки бумагу, полученную из комиссии, и свой черновой ответ на нее. Он оживился, начав читать свою бумагу и особенно давал заметить Ростову колкости, которые он в этой бумаге говорил своим врагам. Госпитальные товарищи Денисова, окружившие было Ростова – вновь прибывшее из вольного света лицо, – стали понемногу расходиться, как только Денисов стал читать свою бумагу. По их лицам Ростов понял, что все эти господа уже не раз слышали всю эту успевшую им надоесть историю. Только сосед на кровати, толстый улан, сидел на своей койке, мрачно нахмурившись и куря трубку, и маленький Тушин без руки продолжал слушать, неодобрительно покачивая головой. В середине чтения улан перебил Денисова. – А по мне, – сказал он, обращаясь к Ростову, – надо просто просить государя о помиловании. Теперь, говорят, награды будут большие, и верно простят… – Мне просить государя! – сказал Денисов голосом, которому он хотел придать прежнюю энергию и горячность, но который звучал бесполезной раздражительностью. – О чем? Ежели бы я был разбойник, я бы просил милости, а то я сужусь за то, что вывожу на чистую воду разбойников. Пускай судят, я никого не боюсь: я честно служил царю, отечеству и не крал! И меня разжаловать, и… Слушай, я так прямо и пишу им, вот я пишу: «ежели бы я был казнокрад… – Ловко написано, что и говорить, – сказал Тушин. Да не в том дело, Василий Дмитрич, – он тоже обратился к Ростову, – покориться надо, а вот Василий Дмитрич не хочет. Ведь аудитор говорил вам, что дело ваше плохо. – Ну пускай будет плохо, – сказал Денисов. – Вам написал аудитор просьбу, – продолжал Тушин, – и надо подписать, да вот с ними и отправить. У них верно (он указал на Ростова) и рука в штабе есть. Уже лучше случая не найдете. – Да ведь я сказал, что подличать не стану, – перебил Денисов и опять продолжал чтение своей бумаги. Ростов не смел уговаривать Денисова, хотя он инстинктом чувствовал, что путь, предлагаемый Тушиным и другими офицерами, был самый верный, и хотя он считал бы себя счастливым, ежели бы мог оказать помощь Денисову: он знал непреклонность воли Денисова и его правдивую горячность. Когда кончилось чтение ядовитых бумаг Денисова, продолжавшееся более часа, Ростов ничего не сказал, и в самом грустном расположении духа, в обществе опять собравшихся около него госпитальных товарищей Денисова, провел остальную часть дня, рассказывая про то, что он знал, и слушая рассказы других. Денисов мрачно молчал в продолжение всего вечера. Поздно вечером Ростов собрался уезжать и спросил Денисова, не будет ли каких поручений? – Да, постой, – сказал Денисов, оглянулся на офицеров и, достав из под подушки свои бумаги, пошел к окну, на котором у него стояла чернильница, и сел писать. – Видно плетью обуха не пег'ешибешь, – сказал он, отходя от окна и подавая Ростову большой конверт. – Это была просьба на имя государя, составленная аудитором, в которой Денисов, ничего не упоминая о винах провиантского ведомства, просил только о помиловании. – Передай, видно… – Он не договорил и улыбнулся болезненно фальшивой улыбкой.
Вернувшись в полк и передав командиру, в каком положении находилось дело Денисова, Ростов с письмом к государю поехал в Тильзит. 13 го июня, французский и русский императоры съехались в Тильзите. Борис Друбецкой просил важное лицо, при котором он состоял, о том, чтобы быть причислену к свите, назначенной состоять в Тильзите. – Je voudrais voir le grand homme, [Я желал бы видеть великого человека,] – сказал он, говоря про Наполеона, которого он до сих пор всегда, как и все, называл Буонапарте. – Vous parlez de Buonaparte? [Вы говорите про Буонапарта?] – сказал ему улыбаясь генерал. Борис вопросительно посмотрел на своего генерала и тотчас же понял, что это было шуточное испытание. – Mon prince, je parle de l'empereur Napoleon, [Князь, я говорю об императоре Наполеоне,] – отвечал он. Генерал с улыбкой потрепал его по плечу. – Ты далеко пойдешь, – сказал он ему и взял с собою. Борис в числе немногих был на Немане в день свидания императоров; он видел плоты с вензелями, проезд Наполеона по тому берегу мимо французской гвардии, видел задумчивое лицо императора Александра, в то время как он молча сидел в корчме на берегу Немана, ожидая прибытия Наполеона; видел, как оба императора сели в лодки и как Наполеон, приставши прежде к плоту, быстрыми шагами пошел вперед и, встречая Александра, подал ему руку, и как оба скрылись в павильоне. Со времени своего вступления в высшие миры, Борис сделал себе привычку внимательно наблюдать то, что происходило вокруг него и записывать. Во время свидания в Тильзите он расспрашивал об именах тех лиц, которые приехали с Наполеоном, о мундирах, которые были на них надеты, и внимательно прислушивался к словам, которые были сказаны важными лицами. В то самое время, как императоры вошли в павильон, он посмотрел на часы и не забыл посмотреть опять в то время, когда Александр вышел из павильона. Свидание продолжалось час и пятьдесят три минуты: он так и записал это в тот вечер в числе других фактов, которые, он полагал, имели историческое значение. Так как свита императора была очень небольшая, то для человека, дорожащего успехом по службе, находиться в Тильзите во время свидания императоров было делом очень важным, и Борис, попав в Тильзит, чувствовал, что с этого времени положение его совершенно утвердилось. Его не только знали, но к нему пригляделись и привыкли. Два раза он исполнял поручения к самому государю, так что государь знал его в лицо, и все приближенные не только не дичились его, как прежде, считая за новое лицо, но удивились бы, ежели бы его не было. Борис жил с другим адъютантом, польским графом Жилинским. Жилинский, воспитанный в Париже поляк, был богат, страстно любил французов, и почти каждый день во время пребывания в Тильзите, к Жилинскому и Борису собирались на обеды и завтраки французские офицеры из гвардии и главного французского штаба. 24 го июня вечером, граф Жилинский, сожитель Бориса, устроил для своих знакомых французов ужин. На ужине этом был почетный гость, один адъютант Наполеона, несколько офицеров французской гвардии и молодой мальчик старой аристократической французской фамилии, паж Наполеона. В этот самый день Ростов, пользуясь темнотой, чтобы не быть узнанным, в статском платье, приехал в Тильзит и вошел в квартиру Жилинского и Бориса.
wiki-org.ru